Ст 2355 коап рб

Комментарии к СТ 19.30 КоАП РФ

Статья 19.30 КоАП РФ. Нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса

Комментарий к статье 19.30 КоАП РФ:

1. Комментируемая статья имеет целью обеспечить строгое исполнение требований законодательства РФ об образовании соответствующими образовательными организациями (образовательными учреждениями).

Данная статья предусматривает административную ответственность должностных лиц и юридических лиц за нарушения требований к ведению образовательной деятельности. Эти требования содержатся в Законе РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ с изм. и доп.) (см. ст. ст. 5 — 7, 9, 14 — 16, 33.2 и др.), а также в Федеральном законе от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с изм. и доп.) (см. ст. ст. 5, 11, 29 и др.).

Общие требования к ведению образовательного процесса определены в ст. 15 Закона РФ «Об образовании»: соответствие образовательной программе; обязательная итоговая аттестация обучающихся, а для учреждений, имеющих государственную аккредитацию, — обязательная государственная (итоговая) аттестация; для лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) образования, — государственная аттестация в форме единого государственного экзамена; осуществление индивидуального учета результатов освоения учащимися образовательных программ.

Кроме того, законодательством об образовании предусмотрены дополнительные требования к содержанию образовательного процесса в отдельных видах образовательных учреждений.

Постановлением Правительства РФ от 11 марта 2011 г. N 164 утверждено Положение о государственном контроле и надзоре в сфере образования. Указанную функцию осуществляет находящаяся в ведении Министерства образования и науки РФ Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), Положение о которой утверждено Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 300 (ред. от 15 июня 2010 г.).

2. В ч. 1 данной статьи предусмотрены два состава административных правонарушений. Первый состав — ведение образовательного процесса представительствами образовательных учреждений, что непосредственно касается вузов. Ранее функции таких представительств были определены в Типовом положении о высшем профессиональном образовательном учреждении, но они не предусматривали осуществления образовательной деятельности на базе представительств. Однако на практике такие факты имели место. Второй состав — нарушение правил оказания платных образовательных услуг, предусмотренных в ст. ст. 45 и 46 Закона РФ «Об образовании» и ст. 29 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Например, высшее учебное заведение может осуществлять платную деятельность в области образования, если это не идет в ущерб его основной деятельности, и в пределах, установленных лицензией, сверх финансируемых за счет соответствующего бюджета контрольных цифр приема студентов в объеме, согласованном с органом исполнительной власти, в ведении которого находится вуз. Смотрите по этому вопросу Федеральный закон от 8 ноября 2010 г. N 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования» и распоряжение Правительства РФ от 5 марта 2010 г. N 297-р «О мероприятиях по совершенствованию контрольно-надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере образования» (с изм. и доп.).

Согласно ст. 46 Закона РФ «Об образовании» платная образовательная деятельность негосударственного образовательного учреждения не рассматривается в качестве предпринимательской, если получаемый от нее доход идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе и заработную плату), на его развитие в данном учреждении.

3. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает административную ответственность должностных лиц и юридических лиц за реализацию не в полном объеме образовательных программ либо за незаконный отказ в выдаче документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации.

Обязанность образовательных учреждений осуществлять свою деятельность в соответствии с образовательными программами, разрабатываемыми на основе соответствующих примерных образовательных программ, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, а в отношении учреждений высшего профессионального образования, перечень которых утверждается указом Президента РФ, — на основе образовательных стандартов и требований, утверждаемых самими вузами, установлена законом (ст. ст. 7 и 15 Закона РФ «Об образовании»).

В соответствии со ст. 32 (ч. 3) упомянутого Закона образовательное учреждение несет ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, за качество образования своих выпускников.

Виды образовательных программ (общеобразовательные и профессиональные), их задачи и содержание, а также федеральные государственные требования к их структуре на основании ст. 9 Закона РФ «Об образовании» определяет Министерство образования и науки РФ. Эти требования должны быть отражены в типовом уставе соответствующего образовательного учреждения.

Что касается состава такого административного правонарушения, как незаконный отказ в выдаче документов государственного образца об уровне образования и квалификации, то согласно ст. 27 Закона РФ «Об образовании» такие документы выдаются образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию и реализующими общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию.

Формы документов государственного образца об уровне образования и квалификации, порядок их выдачи устанавливаются Министерством образования и науки РФ.

4. Часть 3 данной статьи предусматривает административную ответственность должностных лиц и юридических лиц, т.е. самих образовательных учреждений, в двух случаях: 1) если документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации были выданы образовательным учреждением, не имеющим государственной аккредитации; 2) если такие документы выданы образовательным учреждением, не прошедшим очередную государственную аккредитацию.

Вопросы государственной аккредитации отражены в законодательных актах РФ (см. п. п. 16 — 23 ч. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» и п. п. 5, 7 ст. 10 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании») и Постановлении Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 522 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций».

5. Часть 4 данной статьи устанавливает административную ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц за умышленное искажение результатов государственной (итоговой) аттестации и результатов олимпиад школьников, а также за нарушение порядка проведения указанной аттестации.

Порядок проведения данной аттестации школьников в общеобразовательных учебных учреждениях установлен в ст. 15 Закона РФ «Об образовании», а также в нормативных правовых актах Министерства образования и науки РФ. Порядок проведения школьных олимпиад устанавливается указанным министерством.

6. Часть 5 данной статьи предусматривает административную ответственность за нарушение порядка приема в образовательные учреждения (организации).

Этот порядок устанавливается Министерством образования и науки РФ в соответствии со ст. 16 Закона РФ «Об образовании», определяющей общие требования к приему граждан в образовательные учреждения с учетом уровней образования и предоставляемых отдельным категориям граждан льгот при поступлении в средние специальные и высшие учебные заведения, и со ст. 11 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Порядок приема граждан в соответствующие образовательные учреждения закрепляется в типовых положениях о них и в уставах этих учреждений.

7. Объектом всех перечисленных правонарушений являются общественные отношения в сфере образовательной деятельности государства.

8. Объективную сторону рассматриваемых правонарушений составляют действия или бездействие должностных лиц соответствующих образовательных учреждений (организаций), уполномоченных осуществлять организационно-распорядительные функции и принимать юридически значимые решения в отношении лиц, поступающих в учебные заведения и обучающихся в них, а также действия (бездействие) органов коллегиального управления учебным процессом (педагогических советов в школах, ученых советов и ректоратов в вузах и т.п.).

9. Субъектами административных правонарушений по всем составам данной статьи являются должностные лица и юридические лица, а по ч. 4 — также граждане.

Отметим, что согласно ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ возможно привлечение к ответственности за конкретное правонарушение как должностного лица, так и юридического лица.

10. Субъективная сторона административных правонарушений применительно ко всем составам, как правило, состоит в умышленных действиях (по ч. 4 данной статьи — только умышленная вина), но в некоторых ситуациях может иметь место вина в форме неосторожности.

11. По составам административных правонарушений, предусмотренных в ч. 3 данной статьи, а также за повторное нарушение, квалифицируемое по ч. 3 или ч. 4, должностное лицо может быть подвергнуто административному наказанию в виде дисквалификации.

12. Дела по всем составам данной статьи рассматривают судьи судов общей юрисдикции (ч. 1 ст. 23.1).

13. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ в области образования (п. 90 ч. 2 ст. 28.3). Смотрите по этому вопросу Приказ Рособрнадзора от 18 декабря 2009 г. N 2355 (РГ. 2010. 2 февр.).

Кодекс Республики Беларусь об Административных Правонарушениях
Статья 23.55. Нарушение законодательства о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства

1. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил пребывания в Республике Беларусь, то есть пребывание в Республике Беларусь без визы Республики Беларусь, миграционной карты, паспорта или иного документа, его заменяющего, предназначенного для выезда за границу и выданного соответствующим органом государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства иностранного гражданина или лица без гражданства или выданного международной организацией, либо пребывание в Республике Беларусь по недействительным документам, несоблюдение установленного порядка регистрации либо передвижения и выбора места жительства или места пребывания, уклонение от выезда по истечении установленного срока пребывания, либо пребывание в Республике Беларусь иностранного гражданина или лица без гражданства, надлежащим образом уведомленного об отказе во въезде в Республику Беларусь, до окончания срока запрета такого въезда, если в этом деянии нет состава преступления, а также нарушение правил транзитного проезда (транзита) через территорию Республики Беларусь либо порядка занятия трудовой деятельностью –

влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин или депортацию.

2. Непринятие индивидуальным предпринимателем либо уполномоченным должностным лицом юридического лица, принимающими иностранного гражданина или лицо без гражданства, установленных мер по их своевременной регистрации, получению ими разрешения на временное проживание в Республике Беларусь, выезду этих лиц из Республики Беларусь по истечении установленного срока пребывания в Республике Беларусь –

влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин.

3. Непринятие физическим лицом, пригласившим в Республику Беларусь иностранного гражданина или лицо без гражданства, установленных мер по их своевременной регистрации, выезду из Республики Беларусь по истечении установленного срока пребывания в Республике Беларусь –

влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.

4. Предоставление жилого или иного помещения для проживания, транспортного средства иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Республике Беларусь с нарушением правил пребывания в Республике Беларусь и правил транзитного проезда (транзита) через территорию Республики Беларусь, либо использование иностранного гражданина или лица без гражданства для осуществления трудовой, предпринимательской или иной деятельности с нарушением установленного порядка –

влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин.

5. Деяния, предусмотренные частями 2–4 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, –

влекут наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин.

6. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, –

влекут наложение штрафа в размере от десяти до ста базовых величин с депортацией или без депортации или депортацию.

Примечание. Действие частей 1 и 6 настоящей статьи не распространяется на случаи пребывания в Республике Беларусь иностранного гражданина или лица без гражданства без визы Республики Беларусь, миграционной карты, паспорта или иного документа, его заменяющего, предназначенного для выезда за границу и выданного соответствующим органом государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства иностранного гражданина или лица без гражданства или выданного международной организацией, либо пребывания в Республике Беларусь по недействительным документам, несоблюдения иностранным гражданином или лицом без гражданства установленного порядка регистрации либо передвижения и выбора места жительства или места пребывания до обращения с ходатайством о предоставлении статуса беженца, дополнительной защиты или убежища в Республике Беларусь при условии, что они без промедления обратились с таким ходатайством.

Изменения в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях

Пьяному за рулем не место!

24 октября вступили в силу изменения в Кодексе об административных правонарушений Беларусь, которые введены Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 № 60-З и которые усиливают ответственность за управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения.

Так, из статьи 18.16 КоАП РБ исключена часть 2, и теперь лицо, управляющее транспортным средством в состоянии опьянения и не имеющее права управления транспортным средством, будет привлекаться по части 1 статьи 18.16 КоАП РБ с обязательным наложением взыскания в виде штрафа от пятидесяти до ста базовых величин (ранее было от пятнадцати до тридцати пяти) с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами и по ст. 18.19.ч.1 РБ. То есть лицо, раннее не имеющее водительского удостоверения, и привлеченное по ст.18.16.ч.1, в течении всего срока лишения права не сможет получить водительское удостоверение. Государством введена возможность исключить на законных основаниях даже получение прав лицами не имеющих водительское удостоверение и усилить ответственность ослушавшихся.

Увеличатся и суммы штрафов за такие грубые нарушения.

По статье 18.16 КоАП РБ в части 1 размер штрафа станет от пятидесяти до ста. То есть за управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения может обойтись водителю в 13 миллионов рублей.

За употребление алкоголя до необходимой проверки, в том числе и после совершения ДТП (ст.18.16.ч.3 КоАП РБ) штраф станет в пределах от пятидесяти до ста базовых величин, а срок лишения водительского удостоверения возрос с двух лет до трех.

Также ступают в силу и изменения в Уголовном Кодексе Республики Беларусь:

Статья 317 Уголовного Кодекса дополнена частями 4 и 5 следующего содержания соответственно:

Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения, –
наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишениемправа занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, –
наказывается лишением свободы на срок от четырех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью».

С 24 октября независимо от права собственности подлежит специальной конфискации транспортное средство, которым управляло лицо, совершившее преступление, предусмотренное статьей 317-1 УК РБ — управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования), совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения.
Конфискации не подлежат только транспортные средства, выбывшие из законного владения собственника (пользователя) помимо его воли или в результате противоправных действий других лиц.

24 октября вступили в силу изменения в Кодексе об административных правонарушений Беларусь, которые введены Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 №60-З и которые усилили ответственность за управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения.

Так, из статьи 18.16 КоАП РБ исключена часть 2, и теперь лицо, управляющее транспортным средством в состоянии опьянения и не имеющее права управления транспортным средством, привлекается по части 1 статьи 18.16 КоАП РБ с обязательным наложением взыскания в виде штрафа от пятидесяти до ста базовых величин (ранее было от пятнадцати до тридцати пяти) с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами и по ст. 18.19.ч.1 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь. То есть лицо, раннее не имеющее водительского удостоверения, и привлеченное по ст.18.16.ч.1, в течении всего срока лишения права не сможет получить водительское удостоверение. Государством введена возможность исключить на законных основаниях даже получение прав лицами не имеющих водительское удостоверение и усилить ответственность ослушавшихся.

Увеличились и суммы штрафов за такие грубые нарушения.

По статье 18.16 КоАП РБ в части 1 размер штрафа стал от пятидесяти до ста. То есть за управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения может обойтись водителю в 13 миллионов рублей.

За употребление алкоголя до необходимой проверки, в том числе и после совершения ДТП (ст.18.16.ч.3 КоАП РБ) штраф стал в пределах от пятидесяти до ста базовых величин, а срок лишения водительского удостоверения возрос с двух лет до трех.

Также вступили в силу и изменения в Уголовном Кодексе Республики Беларусь:

Статья 317 Уголовного Кодекса дополнена частями 4 и 5 следующего содержания соответственно:

Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения, –
наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, –
наказывается лишением свободы на срок от четырех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью».

С 24 октября независимо от права собственности подлежит специальной конфискации транспортное средство, которым управляло лицо, совершившее преступление, предусмотренное статьей 317-1 УК РБ — управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования), совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения.

Важно, чтобы те, кто становится свидетелями противоправных поступков, не оставались равнодушными к происходящему и старались всячески помешать нарушителю. Если вы видите, что за руль садится нетрезвый водитель или по проезжей части передвигается пьяный пешеход, — незамедлительно сообщайте об этом по телефону 102 в ближайшее подразделение ГАИ. Возможно, Ваш звонок поможет сохранить чью-то жизнь.

Кодекс Республики Беларусь об Административных Правонарушениях
Статья 23.55. Нарушение законодательства о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства

1. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил пребывания в Республике Беларусь, то есть пребывание в Республике Беларусь без визы Республики Беларусь, миграционной карты, паспорта или иного документа, его заменяющего, предназначенного для выезда за границу и выданного соответствующим органом государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства иностранного гражданина или лица без гражданства или выданного международной организацией, либо пребывание в Республике Беларусь по недействительным документам, несоблюдение установленного порядка регистрации либо передвижения и выбора места жительства или места пребывания, уклонение от выезда по истечении установленного срока пребывания, либо пребывание в Республике Беларусь иностранного гражданина или лица без гражданства, надлежащим образом уведомленного об отказе во въезде в Республику Беларусь, до окончания срока запрета такого въезда, если в этом деянии нет состава преступления, а также нарушение правил транзитного проезда (транзита) через территорию Республики Беларусь либо порядка занятия трудовой деятельностью –

влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин или депортацию.

2. Непринятие индивидуальным предпринимателем либо уполномоченным должностным лицом юридического лица, принимающими иностранного гражданина или лицо без гражданства, установленных мер по их своевременной регистрации, получению ими разрешения на временное проживание в Республике Беларусь, выезду этих лиц из Республики Беларусь по истечении установленного срока пребывания в Республике Беларусь –

влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин.

3. Непринятие физическим лицом, пригласившим в Республику Беларусь иностранного гражданина или лицо без гражданства, установленных мер по их своевременной регистрации, выезду из Республики Беларусь по истечении установленного срока пребывания в Республике Беларусь –

влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.

4. Предоставление жилого или иного помещения для проживания, транспортного средства иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Республике Беларусь с нарушением правил пребывания в Республике Беларусь и правил транзитного проезда (транзита) через территорию Республики Беларусь, либо использование иностранного гражданина или лица без гражданства для осуществления трудовой, предпринимательской или иной деятельности с нарушением установленного порядка –

влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин.

5. Деяния, предусмотренные частями 2–4 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, –

влекут наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин.

6. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, –

влекут наложение штрафа в размере от десяти до ста базовых величин с депортацией или без депортации или депортацию.

Примечание. Действие частей 1 и 6 настоящей статьи не распространяется на случаи пребывания в Республике Беларусь иностранного гражданина или лица без гражданства без визы Республики Беларусь, миграционной карты, паспорта или иного документа, его заменяющего, предназначенного для выезда за границу и выданного соответствующим органом государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства иностранного гражданина или лица без гражданства или выданного международной организацией, либо пребывания в Республике Беларусь по недействительным документам, несоблюдения иностранным гражданином или лицом без гражданства установленного порядка регистрации либо передвижения и выбора места жительства или места пребывания до обращения с ходатайством о предоставлении статуса беженца, дополнительной защиты или убежища в Республике Беларусь при условии, что они без промедления обратились с таким ходатайством.

Запись на стене

Горячая неделя Кобринских пограничников

За период с 08.07.2013 года по 14.07.2013 года сотрудниками отдела пограничной службы «Кобрин» войсковой части 1235 на территории Кобринского района задержано 5 нарушителей государственной границы, выявлен факт незаконного перегона 2 лошадей.

10.07.2013 года в 21.55 в районе д. Леликово Кобринского района Брестской области был выявлен факт нарушения государственной границы гражданином Украины, жителем села Межисить Ратновского района. При задержании гражданин Украины не выполнил законные требования пограничного наряда об остановке и попытался оказать сопротивление пограничному наряду. В процессе задержания пограничники в соответствии с действующим законодательством применили физическую силу и специальные средства. 11 июля 2013 года судом Кобринского района указанный выше гражданин Украины привлечен к административной ответственности по ст. 23.4 и подвергнут наказанию в виде административного ареста на срок 7 суток. В настоящее время гость из солнечной Украины отбывает наказание в ИВС Кобринского РОВД за ошибочное убеждение в том, что требования белорусских пограничников не обязательны к исполнению. По истечении срока административного ареста нарушитель будет привлечен к ответственности в виде предупреждения с депортацией сроком на 3 (три) года.

09.07.2013 года вблизи д. Перелесье Кобринского района Брестского области жители приграничных деревень Ратновского района Волынской области Украины прибыли на территорию Республики Беларусь в обход установленного пункта пропуска с целью сбора в приграничных лесах черники. Женщины были задержаны нарядом пограничного поста «Перелесье» отдела пограничной службы «Кобрин» и доставлены на пост для дальнейшего разбирательства. Сбор черники граждане Украины осуществляли при помощи так называемых «гребенок», что запрещено белорусским природоохранным законодательством так как наносит вред черничнику. 10 июля 2013 года граждане украины были привлечены к административной ответственности по ст. 23.29 и ч.1 ст.2355 КоАП Республики Беларусь в виде предупреждения с депортацией сроком на 1 (один) год.

Комментарии к СТ 19.30 КоАП РФ

Статья 19.30 КоАП РФ. Нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса

Комментарий к статье 19.30 КоАП РФ:

1. Комментируемая статья имеет целью обеспечить строгое исполнение требований законодательства РФ об образовании соответствующими образовательными организациями (образовательными учреждениями).

Данная статья предусматривает административную ответственность должностных лиц и юридических лиц за нарушения требований к ведению образовательной деятельности. Эти требования содержатся в Законе РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ с изм. и доп.) (см. ст. ст. 5 — 7, 9, 14 — 16, 33.2 и др.), а также в Федеральном законе от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с изм. и доп.) (см. ст. ст. 5, 11, 29 и др.).

Общие требования к ведению образовательного процесса определены в ст. 15 Закона РФ «Об образовании»: соответствие образовательной программе; обязательная итоговая аттестация обучающихся, а для учреждений, имеющих государственную аккредитацию, — обязательная государственная (итоговая) аттестация; для лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) образования, — государственная аттестация в форме единого государственного экзамена; осуществление индивидуального учета результатов освоения учащимися образовательных программ.

Кроме того, законодательством об образовании предусмотрены дополнительные требования к содержанию образовательного процесса в отдельных видах образовательных учреждений.

Постановлением Правительства РФ от 11 марта 2011 г. N 164 утверждено Положение о государственном контроле и надзоре в сфере образования. Указанную функцию осуществляет находящаяся в ведении Министерства образования и науки РФ Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), Положение о которой утверждено Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 300 (ред. от 15 июня 2010 г.).

2. В ч. 1 данной статьи предусмотрены два состава административных правонарушений. Первый состав — ведение образовательного процесса представительствами образовательных учреждений, что непосредственно касается вузов. Ранее функции таких представительств были определены в Типовом положении о высшем профессиональном образовательном учреждении, но они не предусматривали осуществления образовательной деятельности на базе представительств. Однако на практике такие факты имели место. Второй состав — нарушение правил оказания платных образовательных услуг, предусмотренных в ст. ст. 45 и 46 Закона РФ «Об образовании» и ст. 29 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Например, высшее учебное заведение может осуществлять платную деятельность в области образования, если это не идет в ущерб его основной деятельности, и в пределах, установленных лицензией, сверх финансируемых за счет соответствующего бюджета контрольных цифр приема студентов в объеме, согласованном с органом исполнительной власти, в ведении которого находится вуз. Смотрите по этому вопросу Федеральный закон от 8 ноября 2010 г. N 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования» и распоряжение Правительства РФ от 5 марта 2010 г. N 297-р «О мероприятиях по совершенствованию контрольно-надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере образования» (с изм. и доп.).

Согласно ст. 46 Закона РФ «Об образовании» платная образовательная деятельность негосударственного образовательного учреждения не рассматривается в качестве предпринимательской, если получаемый от нее доход идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе и заработную плату), на его развитие в данном учреждении.

3. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает административную ответственность должностных лиц и юридических лиц за реализацию не в полном объеме образовательных программ либо за незаконный отказ в выдаче документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации.

Обязанность образовательных учреждений осуществлять свою деятельность в соответствии с образовательными программами, разрабатываемыми на основе соответствующих примерных образовательных программ, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, а в отношении учреждений высшего профессионального образования, перечень которых утверждается указом Президента РФ, — на основе образовательных стандартов и требований, утверждаемых самими вузами, установлена законом (ст. ст. 7 и 15 Закона РФ «Об образовании»).

В соответствии со ст. 32 (ч. 3) упомянутого Закона образовательное учреждение несет ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, за качество образования своих выпускников.

Виды образовательных программ (общеобразовательные и профессиональные), их задачи и содержание, а также федеральные государственные требования к их структуре на основании ст. 9 Закона РФ «Об образовании» определяет Министерство образования и науки РФ. Эти требования должны быть отражены в типовом уставе соответствующего образовательного учреждения.

Что касается состава такого административного правонарушения, как незаконный отказ в выдаче документов государственного образца об уровне образования и квалификации, то согласно ст. 27 Закона РФ «Об образовании» такие документы выдаются образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию и реализующими общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию.

Формы документов государственного образца об уровне образования и квалификации, порядок их выдачи устанавливаются Министерством образования и науки РФ.

4. Часть 3 данной статьи предусматривает административную ответственность должностных лиц и юридических лиц, т.е. самих образовательных учреждений, в двух случаях: 1) если документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации были выданы образовательным учреждением, не имеющим государственной аккредитации; 2) если такие документы выданы образовательным учреждением, не прошедшим очередную государственную аккредитацию.

Вопросы государственной аккредитации отражены в законодательных актах РФ (см. п. п. 16 — 23 ч. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» и п. п. 5, 7 ст. 10 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании») и Постановлении Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 522 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций».

5. Часть 4 данной статьи устанавливает административную ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц за умышленное искажение результатов государственной (итоговой) аттестации и результатов олимпиад школьников, а также за нарушение порядка проведения указанной аттестации.

Порядок проведения данной аттестации школьников в общеобразовательных учебных учреждениях установлен в ст. 15 Закона РФ «Об образовании», а также в нормативных правовых актах Министерства образования и науки РФ. Порядок проведения школьных олимпиад устанавливается указанным министерством.

6. Часть 5 данной статьи предусматривает административную ответственность за нарушение порядка приема в образовательные учреждения (организации).

Этот порядок устанавливается Министерством образования и науки РФ в соответствии со ст. 16 Закона РФ «Об образовании», определяющей общие требования к приему граждан в образовательные учреждения с учетом уровней образования и предоставляемых отдельным категориям граждан льгот при поступлении в средние специальные и высшие учебные заведения, и со ст. 11 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Порядок приема граждан в соответствующие образовательные учреждения закрепляется в типовых положениях о них и в уставах этих учреждений.

7. Объектом всех перечисленных правонарушений являются общественные отношения в сфере образовательной деятельности государства.

8. Объективную сторону рассматриваемых правонарушений составляют действия или бездействие должностных лиц соответствующих образовательных учреждений (организаций), уполномоченных осуществлять организационно-распорядительные функции и принимать юридически значимые решения в отношении лиц, поступающих в учебные заведения и обучающихся в них, а также действия (бездействие) органов коллегиального управления учебным процессом (педагогических советов в школах, ученых советов и ректоратов в вузах и т.п.).

9. Субъектами административных правонарушений по всем составам данной статьи являются должностные лица и юридические лица, а по ч. 4 — также граждане.

Отметим, что согласно ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ возможно привлечение к ответственности за конкретное правонарушение как должностного лица, так и юридического лица.

10. Субъективная сторона административных правонарушений применительно ко всем составам, как правило, состоит в умышленных действиях (по ч. 4 данной статьи — только умышленная вина), но в некоторых ситуациях может иметь место вина в форме неосторожности.

11. По составам административных правонарушений, предусмотренных в ч. 3 данной статьи, а также за повторное нарушение, квалифицируемое по ч. 3 или ч. 4, должностное лицо может быть подвергнуто административному наказанию в виде дисквалификации.

12. Дела по всем составам данной статьи рассматривают судьи судов общей юрисдикции (ч. 1 ст. 23.1).

13. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ в области образования (п. 90 ч. 2 ст. 28.3). Смотрите по этому вопросу Приказ Рособрнадзора от 18 декабря 2009 г. N 2355 (РГ. 2010. 2 февр.).

Изменения в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях

Пьяному за рулем не место!

24 октября вступили в силу изменения в Кодексе об административных правонарушений Беларусь, которые введены Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 № 60-З и которые усиливают ответственность за управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения.

Так, из статьи 18.16 КоАП РБ исключена часть 2, и теперь лицо, управляющее транспортным средством в состоянии опьянения и не имеющее права управления транспортным средством, будет привлекаться по части 1 статьи 18.16 КоАП РБ с обязательным наложением взыскания в виде штрафа от пятидесяти до ста базовых величин (ранее было от пятнадцати до тридцати пяти) с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами и по ст. 18.19.ч.1 РБ. То есть лицо, раннее не имеющее водительского удостоверения, и привлеченное по ст.18.16.ч.1, в течении всего срока лишения права не сможет получить водительское удостоверение. Государством введена возможность исключить на законных основаниях даже получение прав лицами не имеющих водительское удостоверение и усилить ответственность ослушавшихся.

Увеличатся и суммы штрафов за такие грубые нарушения.

По статье 18.16 КоАП РБ в части 1 размер штрафа станет от пятидесяти до ста. То есть за управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения может обойтись водителю в 13 миллионов рублей.

За употребление алкоголя до необходимой проверки, в том числе и после совершения ДТП (ст.18.16.ч.3 КоАП РБ) штраф станет в пределах от пятидесяти до ста базовых величин, а срок лишения водительского удостоверения возрос с двух лет до трех.

Также ступают в силу и изменения в Уголовном Кодексе Республики Беларусь:

Статья 317 Уголовного Кодекса дополнена частями 4 и 5 следующего содержания соответственно:

Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения, –
наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишениемправа занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, –
наказывается лишением свободы на срок от четырех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью».

С 24 октября независимо от права собственности подлежит специальной конфискации транспортное средство, которым управляло лицо, совершившее преступление, предусмотренное статьей 317-1 УК РБ — управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования), совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения.
Конфискации не подлежат только транспортные средства, выбывшие из законного владения собственника (пользователя) помимо его воли или в результате противоправных действий других лиц.

24 октября вступили в силу изменения в Кодексе об административных правонарушений Беларусь, которые введены Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 №60-З и которые усилили ответственность за управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения.

Так, из статьи 18.16 КоАП РБ исключена часть 2, и теперь лицо, управляющее транспортным средством в состоянии опьянения и не имеющее права управления транспортным средством, привлекается по части 1 статьи 18.16 КоАП РБ с обязательным наложением взыскания в виде штрафа от пятидесяти до ста базовых величин (ранее было от пятнадцати до тридцати пяти) с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами и по ст. 18.19.ч.1 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь. То есть лицо, раннее не имеющее водительского удостоверения, и привлеченное по ст.18.16.ч.1, в течении всего срока лишения права не сможет получить водительское удостоверение. Государством введена возможность исключить на законных основаниях даже получение прав лицами не имеющих водительское удостоверение и усилить ответственность ослушавшихся.

Увеличились и суммы штрафов за такие грубые нарушения.

По статье 18.16 КоАП РБ в части 1 размер штрафа стал от пятидесяти до ста. То есть за управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения может обойтись водителю в 13 миллионов рублей.

За употребление алкоголя до необходимой проверки, в том числе и после совершения ДТП (ст.18.16.ч.3 КоАП РБ) штраф стал в пределах от пятидесяти до ста базовых величин, а срок лишения водительского удостоверения возрос с двух лет до трех.

Также вступили в силу и изменения в Уголовном Кодексе Республики Беларусь:

Статья 317 Уголовного Кодекса дополнена частями 4 и 5 следующего содержания соответственно:

Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения, –
наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, –
наказывается лишением свободы на срок от четырех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью».

С 24 октября независимо от права собственности подлежит специальной конфискации транспортное средство, которым управляло лицо, совершившее преступление, предусмотренное статьей 317-1 УК РБ — управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования), совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения.

Важно, чтобы те, кто становится свидетелями противоправных поступков, не оставались равнодушными к происходящему и старались всячески помешать нарушителю. Если вы видите, что за руль садится нетрезвый водитель или по проезжей части передвигается пьяный пешеход, — незамедлительно сообщайте об этом по телефону 102 в ближайшее подразделение ГАИ. Возможно, Ваш звонок поможет сохранить чью-то жизнь.

Водителям дешевле заплатить штраф, чем пройти техосмотр

Машин, которые ездят без технического осмотра, в Гродно по сравнению с прошлым годом стало больше. Водители рискуют, но не хотят платить, ведь штраф дешевле, чем пошлина.

— У меня машина весит 1,8 тонны. Выходит, за техосмотр нужно заплатить больше 1,5 миллиона в год. А штраф — всего 210 000 тысяч. И еще не факт, что гаишник меня остановит. Многие месяцами ездят, и инспекторы их не тормозят, — говорит автолюбитель Юрий.

Не платят обычные автомобилисты и в колхозах

В этом году с 1 января увеличилась базовая величина, а вслед за ней — и госпошлина на допуск к участию в дорожном движении, без которой пройти техосмотр нельзя. Теперь один только автоналог для владельцев автомобилей — в среднем от 1 260 000 до 1 680 000 рублей в год.

— Если легальные перевозчики платят исправно, им деваться некуда, то обычные водители стали проходить ТО реже. Такая же проблема и в районах и колхозах, где экономическая ситуация сложная, — пояснил заместитель начальника филиала УП «Белтехосмотр» по Гродненской области Андрей Игнатович.

Водители объясняют, что с нынешней пошлиной дешевле заплатить штраф. Все понимают, что едешь на авось. Попался — плати. Причем неважно: первый это или второй штраф за год. Проще оплатить его на месте и получить минимум, чем потом во время разбирательства в ГАИ схлопотать максимальное наказание.

Согласно статье 6.5 КоАП, если водитель признает вину и готов оплатить штраф на месте, ему назначают сумму по нижнему пределу — 1 или 2 базовые (210 000 или 420 000 рублей), рассказал начальник отделения агитации и пропаганды ГАИ УВД облисполкома Андрей Цыдик.

Куда уходят деньги

Еще одна причина, почему водители не хотят платить автоналог, — нет ясной информации, куда тратят эти деньги.

Согласно республиканскому бюджету на 2016 год, предполагается, что в дорожный фонд должно поступить 2,85 трлн рублей за счет уплаты автоналога. Эти деньги должны идти на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт республиканских и местных дорог. Содержание и текущий ремонт магистралей, а также городских улиц сюда не входят, рассказала пресс-секретарь Министерства транспорта и коммуникаций РБ

Екатерина Гриб. Большая часть средств останется в республиканском дорожном фонде. Почти треть, 956,284 млрд рублей, в виде субвенций Совмин распределит между областями.

Сколько получит Гродненская область

Какая часть «пирога» достанется Гродненской области, пока неизвестно. В 2014 году, к примеру, в бюджет Гродненской области было зачислено 16,2 % от общей суммы налога-госпошлины. Куда большая часть средств — 21,2 % — досталась Минской области. Правда, тогда средства распределили по областям пропорционально протяженности дорог. Количество автомобилей при этом не учитывали. В прошлом году пообещали, что при распределении будут учитывать и количество зарегистрированного в области транспорта.

Что построили за пошлину

По данным Минтранса, в прошлом году водители заплатили автоналога почти 2,6 трлн рублей. Из них 890,2 млрд рублей потратили на строительство новых магистралей, еще 465,5 млрд рублей — на капитальный ремонт существующих республиканских дорог, 1139,6 млрд — на местные дороги.

К примеру, в Гродненской области за «автоналог» построили юго-восточный объезд вокруг Островца с выходом на М7 Минск — Ошмяны — граница Литовской Республики (Каменный Лог) и с транспортной развязкой в месте пересечения новой дороги и М7. За деньги от госпошлины должны были отремонтировать примерно 11 километров трассы М7 Минск — Ошмяны — Каменный Лог (90,397–101 км), около 5 километров автодороги

Р-51 Острино — Щучин — Волковыск (21,8–26,5 км), мост через Скиделянку на М6 Минск — Гродно — граница Республики Польша (Брузги) и мост через Лососянку на подъезде к Гродно от трассы М6.
Кроме того, согласно Указу Президента № 399, на текущий ремонт магистралей потратили 39,6 млрд рублей.

Справка «ВГ»

По данным УП «Белтехосмотр» по Гродненской области, за три месяца этого года автоналог заплатили 38 087 водителей — это на 9 % меньше, чем за такой же период прошлого года (в 2015 — 41 884). По республике цифра уменьшилась еще больше — на 18,5 %.

За непройденный техосмотр предусмотрен штраф от 1 до 3 базовых (от 210 000 до 630 000 рублей). За повторное в течение года нарушение — от 2 до 5 базовых величин (от 420 000 до 1 050 000 рублей). За отсутствие соответствующей отметки в техпаспорте за 3 месяца этого года к ответственности привлечено почти 1900 водителей.

Сколько стоит техосмотр

Размер госпошлины зависит от веса машины. Предположим, автоналог для «Ситроена-Ксантии» весом 1825 кг — 1 260 000 рублей. Плюс сам техосмотр — около 200 000 рублей и допуск к участию в дорожном движении — еще 63 000 рублей. Если машина новая (до 10 лет) — сумма госпошлины увеличивается вдвое, но платить тогда нужно лишь раз в два года.

Как записаться на СТО по интернету

Теперь записаться на техосмотр, не дожидаясь очереди на СТО, можно по интернету. Такую услугу оказывают на станциях диагностики УП «Белтехосмотр». Чтобы записаться, нужно выбрать диагностическую станцию на карте, удобные дату и время, указать контактные данные, госномер и марку машины. Запись производится на сайте www.gto.by.

Каждый шестой нарушитель — без техосмотра

С 21 по 31 марта прошла республиканская акция «Гостехосмотр». За 10 дней сотрудники ГАИ, транспортной инспекции и «Белтехосмотра» проверили 7304 транспортных средства, в том числе 912 принадлежащих организациям и ИП. В результате выявили 2355 нарушений, шестая часть из которых — непройденный техосмотр. 25 должностных лиц привлекли к административной ответственности, пояснил старший инспектор отделения агитации и пропаганды ГАИ УВД облисполкома Олег Дук.

Дружите с нами в соцсетях и узнавайте новоcти первыми!

Еще статьи:

Госпошлину на допуск к дорожному движению не будут включать в стоимость топлива. Об этом в Палате представителей в пятницу, 5 октября, рассказал премь …

«Спасите нас от байкеров. Шумные мотоциклисты не дают спать по ночам. Из-за рёва моторов в такую жару окна даже не откроешь», — сетуют горожане. За по …

Инспектор ГАИ остановил женщину на «Сузуки», оказалось, что автомобиль не проходил техосмотр. Водитель попыталась «уговорить» сотрудника правоохраните …

С начала этого года в Беларуси изменен порядок проведения техосмотра. Теперь при покупке машины можно будет не проходить заново техосмотр. Это стало в …

С 1 января при смене владельца автомобиля техосмотр заново проходить не нужно.

Заметили ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter