Ст 22 закона украины о милиции

О милиции
Статья 22. Социальная защита работников милиции

Государство гарантирует работникам милиции социальную защиту.

Работники милиции пользуются льготами при распределении жилья, установлении квартирных телефонов, устройстве детей в дошкольные учреждения, решении других вопросов социально-бытового обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством Украины.

Жилая площадь работникам милиции, в том числе работающим на транспорте, предоставляется местными советами, соответствующими министерствами и ведомствами в первоочередном порядке.

Работникам милиции и членам их семей предоставляется 50-процентная скидка по оплате жилой площади, коммунальных услуг, а также топлива в пределах норм, установленных законодательством. <Часть четвертая статьи 22 с изменениями, внесенными согласно Закону N 107-VI от 28.12.2007 - изменение признано неконституционным согласно решению Конституционного Суда N 10-рп/2008 от 22.05.2008>

Работники милиции, которые живут и работают в сельской местности и в поселках городского типа, и члены их семей, проживающие с ними, обеспечиваются бесплатно жильем с отоплением и освещением по установленным нормам, а также пользуются другими льготами, предусмотренными законодательством.

Льготы на бесплатное обеспечение жильем с отоплением и освещением по установленным нормам работникам милиции, которые живут и работают в сельской местности и в поселках городского типа, а также льготы работникам милиции по оплате жилой площади, коммунальных услуг и топлива с 50-процентной скидкой предоставляются при условии , если размер предоставленных льгот в денежном эквиваленте вместе со среднемесячным совокупным доходом работника милиции за предыдущие шесть месяцев не превышает величины дохода, дающего право на налоговую социальную льготу в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

За работниками милиции, уволенными со службы по возрасту, болезни или выслуге лет, сохраняется право на льготы по этому Закону при условии, если среднемесячный совокупный доход семьи в расчете на одно лицо за предыдущие шесть месяцев не превышает величины дохода, дающего право на налоговую социальную льготу в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины. <Часть статьи 22 с изменениями, внесенными согласно Законам N от 19.06.92, N 107-VI от 28.12.2007 - изменение признано неконституционным согласно решению Конституционного Суда N 10-рп/2008 от 22.05.2008>

Работники милиции имеют право на получение кредитов на индивидуальное и кооперативное жилищное строительство в рассрочку на 20 лет с погашением 50 процентов предоставленной ссуды за счет соответствующих фондов Министерства внутренних дел Украины и местных бюджетов.

Местные советы могут продавать на льготных условиях жилье работникам милиции со скидкой до 50 процентов его стоимости.

Милиция может иметь служебный жилой фонд.

Работникам милиции, использующим в служебных целях личный транспорт, выплачивается денежная компенсация в установленных размерах.

Для работников милиции устанавливается 41-часовая рабочая неделя. В необходимых случаях лица рядового и начальствующего состава несут службу сверх установленной продолжительности рабочего времени, а также в выходные и праздничные дни.

Оплата работы в сверхурочное и ночное время, в выходные и праздничные дни производится в соответствии с требованиями законодательства.

Работники органов внутренних дел и члены их семей, проживающие вместе с ними, пользуются бесплатным медицинским обслуживанием в заведениях здравоохранения Министерства внутренних дел Украины. За работниками органов внутренних дел, уволенными со службы по возрасту, болезни или выслуге лет, сохраняется право на обслуживание этими же учреждениями.

Изменение подчинения заведений здравоохранения, в том числе санаторно-курортных, подчиненных Министерству внутренних дел Украины, не допускается.

Местные советы могут устанавливать и другие не предусмотренные настоящим Законом гарантии социальной защищенности работников милиции.

от 20 декабря 1990 года №565-XII

(В редакции Законов Украины от 19.06.1992 г. №2484-12, 26.01.1993 г. №2932-12, 28.06.1994 г. №62/94-ВР, 14.03.1995 г. №101/95-ВР, 11.12.1998 г. №312-XIV, 13.01.2000 г. №1381-XIV, 06.04.2000 г. №1642-III, 21.12.2000 г. №2181-III, 21.06.2001 г. №2537-III, 10.01.2002 г. №2922-III, 07.02.2002 г. №3033-III, 15.05.2003 г. №743-IV, 15.05.2003 г. №762-IV, 18.09.2003 г. №1181-IV, 04.03.2004 г. №1577-IV, 03.06.2004 г. №1745-IV, 01.07.2004 г. №1961-IV, 23.12.2004 г. №2285-IV, 12.01.2005 г. №2322-IV, 03.03.2005 г. №2459-IV, 25.03.2005 г. №2505-IV, 20.12.2005 г. №3235-IV, 15.03.2006 г. №3537-IV, 03.11.2006 г. №328-V, 19.12.2006 г. №489-V, 07.02.2007 г. №609-V, 11.05.2007 г. №1014-V, 28.12.2007 г. №107-VI, 03.06.2008 г. №309-VI, 18.09.2008 г. №540-VI, 24.09.2008 г. №586-VI, 18.03.2009 г. №1142-VI, 19.03.2009 г. №1188-VI, 14.04.2009 г. №1254-VI, 21.01.2010 г. №1825-VI, 11.05.2010 г. №2164-VI, 01.07.2010 г. №2389-VI, 07.10.2010 г. №2592-VI, 22.12.2010 г. №2852-VI, 12.05.2011 г. №3334-VI, 19.05.2011 г. №3383-VI, 02.06.2011 г. №3455-VI, 02.06.2011 г. №3460-VI (вступил в силу 01.01.2013 г.), 05.07.2011 г. №3565-VI, 03.11.2011 г. №3999-VI, 15.11.2011 г. №4025-VI, 23.02.2012 г. №4447-VI, 13.04.2012 г. №4652-VI (см. сроки вступления в силу), 17.05.2012 г. №4711-VI, 17.05.2012 г. №4778-VI, 05.07.2012 г. №5081-VI (вступил в силу 01.01.2013 г.), 06.07.2012 г. №5178-VI (см.сроки вступления в силу), 16.10.2012 г. №5459-VI, 06.11.2012 г. №5477-VI, 14.05.2013 г. №224-VII, 16.05.2013 г. №245-VII, 16.01.2014 г. №721-VII, 23.02.2014 г. №767-VII, 13.03.2014 г. №877-VII, 27.03.2014 г. №1166-VII, 27.03.2014 г. №1170-VII, 06.05.2014 г. №1242-VII, 12.08.2014 г. №1633-VII, 14.10.2014 г. №1697-VII, 28.12.2014 г. №76-VIII, 12.02.2015 г. №193-VIII (вступил в силу 10.04.2015 г.), 13.02.2015 г. №208-VIII, 09.04.2015 г. №324-VIII, 02.03.2015 г. №222-VIII)

Раздел I. Общие положения


Статья 1. Милиция в Украине

Милиция в Украине — государственный вооруженный орган исполнительной власти, защищающий жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, природную среду, интересы общества и государства от противоправных посягательств.

Статья 2. Основные задачи милиции

Основными задачами милиции являются:

обеспечение личной безопасности граждан, защита их прав и свобод, законных интересов;

предупреждение правонарушений и их пресечение;

охрана и обеспечение общественного порядка;

выявление уголовных правонарушений;

участие в раскрытии уголовных правонарушений и розыске лиц, которые их совершили, в порядке, предусмотренном уголовным процессуальным законодательством;

обеспечение безопасности дорожного движения;

защита собственности от преступных и уголовно противоправных посягательств;

выполнение административных взысканий;

участие в оказании социальной и правовой помощи гражданам, содействие в пределах своей компетенции государственным органам, предприятиям, учреждениям и организациям в исполнении возложенных на них законом обязанностей.

(В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законами Украины от 13.04.2012 г. №4652-VI, 16.10.2012 г. №5459-VI)

Статья 3. Принципы деятельности милиции

Деятельность милиции строится на принципах законности, гуманизма, уважения к личности, социальной справедливости, взаимодействия с трудовыми коллективами, общественными организациями и населением.

Деятельность милиции является гласной. Она информирует органы власти и управления, трудовые коллективы, общественные организации, население и средства массовой информации о своей деятельности, состоянии общественного порядка и мерах по его укреплению. Милиция обнародовала информацию и предоставляет информацию на запросы в соответствии с Законом Украины «О доступе к публичной информации». При органах милиции может проводиться аккредитация представителей средств массовой информации, журналистов в соответствии с законом. Не подлежат разглашению сведения, составляющие информацию с ограниченным доступом, кроме случаев, предусмотренных законом.

В подразделениях милиции не допускается деятельность политических партий. При исполнении служебных обязанностей работники милиции независимы от влияния политических партий и других объединений граждан.

(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законами Украины от 16.10.2012 г. №5459-VI, 27.03.2014 г. №1170-VII)

Статья 4. Правовая основа деятельности милиции

Правовой основой деятельности милиции являются: Конституция Украины, настоящий Закон, иные законодательные акты Украины, Постановления Верховного Совета Украины, указы Президента Украины, Министерства внутренних дел Украины, Всеобщая декларация прав человека, международные правовые нормы, ратифицированные в установленном порядке.

Статья 5. Деятельность милиции и права граждан

Милиция выполняет свои задачи непредвзято, в строгом соответствии с законом. Никакие исключительные обстоятельства или указания должностных лиц не могут быть основанием для каких бы то ни было незаконных действий или бездействия милиции. Для обеспечения общественного порядка работники милиции обязаны принимать меры независимо от своего подчинения.

Милиция уважает достоинство личности и проявляет к ней гуманное отношение, защищает права человека независимо от социального происхождения, имущественного и другого положения, расовой и национальной принадлежности, гражданства, возраста, языка и образования, отношения к религии, пола, политических и иных убеждений. При обращении к гражданину работник милиции обязан назвать свою фамилию, звание и предъявить по его требованию служебное удостоверение. Во взаимоотношениях с гражданами работник милиции должен проявлять высокую культуру и такт.

Милиция не разглашает сведений, касающихся личной жизни человека, унижающих его честь и достоинство, если исполнение обязанностей не требует иного.

Милиция временно, в пределах действующего законодательства, ограничивает права и свободы граждан, если без этого не могут быть исполнены возложенные на нее обязанности, и обязана дать им разъяснения по этому поводу.

обеспечивает задержанным и арестованным (взятым под стражу) лицам с момента задержания или ареста (взятия под стражу) право защищать себя лично и пользоваться правовой помощью защитника в том числе бесплатной правовой помощью в соответствии с законом, который регулирует предоставление бесплатной правовой помощи, реализацию других прав задержанных и арестованных (взятых под стражу) лиц;

информирует в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, Центр по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи о каждом случае задержания, ареста или взятия под стражу лица, кроме случаев, когда такое лицо защищает себя лично или пригласило защитника;

(Абзац введен в соответствии с Законом Украины от 02.06.2011 г. №3460-VI)

немедленно, но не позднее чем через два часа после задержания или ареста (взятия под стражу) лиц сообщает об их местопребывании родственникам и в случае заявления устного или письменного требования — защитнику, а также администрации по месту работы или учебы;

обеспечивает питание задержанных лиц три раза в сутки по единым нормам, установленным Кабинетом Министров Украины;

при необходимости принимает меры по немедленному оказанию медицинской и другой помощи задержанным и арестованным (взятым под стражу) лицам.

В случае заявления задержанными или арестованными (взятыми под стражу) лицами устного или письменного требования о привлечении защитника работники милиции не имеют права требовать от них дачи любых объяснений или показаний до прибытия защитника.

О заявлении требования о привлечении защитника или об отказе в привлечении защитника в протоколе задержания или постановлении об аресте (взятии под стражу) делается соответствующая запись, которая скрепляется подписью задержанного или арестованного (взятого под стражу) лица.

Лицам при задержании или аресте (взятии под стражу) работниками милиции:

сообщаются основания и мотивы такого задержания или ареста (взятия под стражу), разъясняется право обжаловать их в суде;

даются устно разъяснения части первой статьи 63 Конституции Украины, права отказаться от дачи любых объяснений или показаний до прибытия защитника и одновременно в печатном виде — разъяснения статей 28, 29, 55, 56, 59, 62 и 63 Конституции Украины и прав лиц, задержанных или арестованных (взятых под стражу), установленных законами, в том числе права осуществлять защиту своих прав и интересов лично или с помощью защитника с момента задержания или ареста (взятия под стражу) лица, права отказаться от дачи любых объяснений или показаний до прибытия защитника;

обеспечивается возможность с момента задержания или ареста (взятия под стражу) защищать себя лично и пользоваться правовой помощью защитника в том числе бесплатной правовой помощью в соответствии с законом, который регулирует предоставление бесплатной правовой помощи.

В случае невыполнения работниками милиции требований, установленных настоящей статьей, лицо, права которого были нарушены, и/или его представители (родственники, защитник) могут обратиться в суд с заявлением о возмещении ущерба в установленном законом порядке. При этом такие лица освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Раздел 5. Правовая и социальная защита и их пенсионное обеспечение. Ответственность работников милиции.

Статья 20. Правовое положение работников милиции.
Работник милиции является представителем государственного органа исполнительной власти. Законные требования работников милиции являются обязательными для выполнения гражданами и должностными лицами.
Работник милиции при выполнении возложенных на него обязанностей руководствуется только законом, действует в его пределах и подчиняется своему непосредственному и прямому начальникам.
Никто другой, за исключением уполномоченных должностных лиц, в предусмотренных законом случаях не вправе вмешиваться в законную деятельность работника милиции. Никто не имеет права возлагать на работника милиции выполнение обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством.
Вмешательство в деятельность милиции влечет за собой ответственность согласно закону.

Статья 21. Правовая защита работников милиции и граждан, содействующих милиции в охране общественного порядка и борьбе с преступностью.
Работники милиции находятся под защитой государства, которая осуществляется в порядке и случаях, предусмотренных законом. (Часть первая статьи 21 в редакции Закона № 1381-XIV от 13.01.2000; действие части первой статьи 21 распространено наличный состав Государственной фельдъегерской службы Украины при Государственном комитете связи и информатизации Украины в соответствии с Законом № 834-ХIV от 06.07,99)
Государство гарантирует защиту жизни, здоровья, чести, достоинства, жилья, имущества работника милиции, членов его семьи и близких родственников от преступных посягательств и других противоправных действий.
(Часть вторая статьи 21 в редакции Закону № 1381-Х1V от 13.01.2000; действие части второй статьи 21 распространено наличный состав Государственной фельдъегерской службы Украины при Государственном комитете связи и информатизации Украины в соответствии с Законом № 834-XIV от 06.07.99)
Оскорбление работника милиции, сопротивление, угроза, насилие и другие действия, препятствующие выполнению возложенных на работника милиции задач, влекут за собой установленную законом ответственность.
(Действие части третьей статьи 21 распространено на личный состав Государственной фельдъегерской службы Украины при Государственном комитете связи и информатизации Украины в соответствии с Законом № 834-Х1V от 06.07.99)
Правонарушение в отношении пенсионера милиции, членов его семьи, совершенные в связи с его предыдущей служебной деятельностью, а также в отношении лица, содействующего милиции в охране общественного порядка и борьбе с преступностью, и членов его семьи, влекут за собой ответственность согласно закону.
(Статья 21 дополнена частью четвертой в соответствии с Законом № 2484-12 от 19.06.92)
Работник милиции имеет право обжаловать в суде принятые в отношении него решения должностных лиц органов внутренних дел, если считает, что они ущемляют его достоинство и личные права, не связанные со служебной деятельностью.
(Действие части пятой статьи 21 распространено на личный состав Государственной фельдъегерской службы Украины при Государственном комитете связи и информатизации Украины в соответствии с Законом № 834-Х1У от 06.01.99)
Увольнение работника милиции со службы в связи с обвинением в совершении преступления допускается только после вступления обвинительного приговора в законную силу.
(Действие части шестой статьи 21 распространено на личный состав Государственной фельдъегерской службы Украины при Государственном комитете связи и информатизации Украины в соответствии с Законом № 834-Х1V от 06.07.99)
У случае задержания работника милиции по подозрению в совершении преступления или избрания относительно его предупредительной меры в виде содержания под стражей, его содержат в предназначенных для этого заведениях органов внутренних дел отдельно от других лиц или на гарнизонной гауптвахте. (Часть седьмая статьи 21 в редакции Закона № 2484-12 от 19.06.92; действие части седьмой статьи 21 распространено на личный состав Государственной фельдъегерской службы Украины при Государственном комитете связи и информатизации Украины в соответствии с Законом № 834-Х1V от 06.07.99)
(Статья 21 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом N3 2484-12 от 19.06.92)

Статья 22. Социальная защита работников милиции.
Государство гарантирует работникам милиции социальную защиту.
Работники милиции пользуются льготами при распределении жилья, установке квартирных телефонов, устройстве детей в дошкольные заведения, решении прочих вопросов социально-бытового обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством Украины.
Жилая площадь работникам милиции, в том числе работающим на транспорте, предоставляется местными советами, соответствующими Министерствами и ведомствами в первоочередном порядке.
Работникам милиции и членам их семей предоставляется 50-процентная скидка по оплате жилой площади, коммунальных услуг, а также топлива в пределах норм, установленных законодательством.
(Часть четвертая статьи 22 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 107-VI от 28.12.2007)
Работники милиции, проживающие и работающие в сельской местности и в поселках городского типу, и члены их семей, проживающие с ними, обеспечиваются бесплатно жильем с отоплением и освещением по установленным нормам, а также пользуются другими льготами, предусмотренными законодательством. 62
Льготы на безвозмездное обеспечение жильем с отоплением и освещением по установленным нормам работникам милиции, проживающим и работающим в сельской местности и в поселках городского типа, а также льготы работникам милиции по оплате жилой площади, коммунальных услуг и топлива с 50-процентной скидкой предоставляются при условии, если размер предоставленных льгот в денежном эквиваленте вместе со среднемесячным совокупным доходом работника милиции за предыдущие шесть месяцев не превышает величины дохода, дающего право на налоговую социальную льготу в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.
(Статья 22 дополнена частью в соответствии с Законом № 107-VI от 28.12.2007)
За работниками милиции, уволенными со службы по возрасту, болезни или выслуге лет, сохраняется право на льготы по настоящему Закону при условии, если среднемесячный совокупный доход семьи в расчете на одного человека за предыдущие шесть месяцев не превышает величины дохода, дающего право на налоговую социальную льготу в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.
(Часть статьи 22 с изменениями, внесенными в соответствии с Законами № 2484-12 от 19.06.92, № 107-VI от 28.12.2007)
Работники милиции имеют право на получение кредитов на индивидуальное и кооперативное жилищное строительство в рассрочку на 20 лет с погашением 50 процентов предоставленного займа за счет соответствующих фондов Министерства внутренних дел Украины и местных бюджетов. Местные советы могут продавать на льготных условиях жилье работникам милиции со скидкой до 50 процентов его стоимости. Милиция может имеет служебный жилой фонд. Работникам милиции, использующим в служебных целях личный транспорт, выплачивается денежная компенсация в установленных размерах.
Для работников милиции устанавливается 41-часовая рабочая неделя. В необходимых случаях лица рядового и начальствующего состава несут службу сверх установленной продолжительности рабочего времени, а также в выходные и праздничные дни.
Оплата труда в сверхурочное и ночное время, в выходные и праздничные дни проводится в соответствии с требованиями законодательства.
Местные советы могут устанавливать и другие, не предусмотренные настоящим Законом гарантии социальной защищенности работников милиции.
(Официальное толкование положений части четвертой и пятой статьи 22 Закона см. в Решении Конституционного Суда№ 5-рп/99 от 03.06.99; части шестой статьи 22 см. в Решении Конституционного Суда № 8-рп/99 от 06.07.99)

Статья 23. Выплата единоразового денежного пособия в случае гибели (смерти) или увечья работника милиции и компенсация причинения вреда его имуществу.
(Название статьи 23 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 328-У от 03.11.2006)
(Часть первая статьи 23 исключена на основании Закона № 328-V от 03.11.2006)
(Часть вторая статьи 23 исключена на основании Закона № 328-И от 03.11.2006)
В случае гибели (смерти) работника милиции, находившегося на служ-бе в органах внутренних дел, при исполнении им служебных обязанностей по охране общественного порядка и борьбе с преступностью семье погибшего (умершего), а в случае ее отсутствия его родителям и иждивенцам выплачивается единоразовое денежное пособие в размере десятилетнего денежного обеспечения погибшего (умершего) по последней должностью в порядке и на условиях, определенных Кабинетом Министров Украины). (Часть третья статьи 23 в редакции Закона № 328-V от 03.11.2006) За семьей погибшего работника милиции сохраняется право на получение жилой площади. Ей предоставляется вне очереди жилая площадь в течение трех месяцев со дня гибели работника милиции в частную собственность. За детьми работника милиции, погибшего или умершего в связи с выполнением служебных обязанностей, до достижения ими совершеннолетия, а также за Нетрудоспособными членами семьи, находившимися на его содержании, сохраняется право на льготы по оплате жилья, коммунальных услуг, топлива.
(Часть пятая статьи 23 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 2932-12 от 26.01.93)
В случае ранения (контузии, травмы или увечья), причиненного работнику милиции при исполнении им служебных обязанностей, а также инвалидности, наступившей в период прохождения службы в органах внутренних дел или не позднее чем через три месяца после увольнения со службы или после истечения этого срока, но вследствие заболевания или несчастного случая, имевших место в период прохождения службы в органах внутренних дел, в зависимости от степени потери трудоспособности ему выплачивается единоразовое денежное пособие в размере до пятилетнего денежного обеспечения по последней должностью в порядке и на условиях, определенных Кабинетом Министров Украины. Определение степени потери трудоспособности работником милиции в период прохождения службы в органах внутренних дел в каждом случае повреждения здоровья осуществляется в индивидуальном порядке в соответствии с законодательством.
(Часть шестая статьи 23 в редакции Закона № 328-У от 03.11.2006) Во всех случаях размер единоразового денежного пособия в случае гибели (смерти) работника милиции не должен быть менее от 100-кратно-го размера прожиточного минимума, установленного законом для трудоспособных лиц на время выплаты этих сумм.
(Статья 23 дополнена частью в соответствии с Законом № 328- V от 03.11.2006 — вступает в силу с 1 января 2008 года)
Если работник милиции и члены его семьи одновременно имеют право на получение единоразового денежного пособия по основаниям, предусмотренным данной статьей, и единоразового денежного пособия или компенсационной выплаты, установленных другими законами, выплата соответствующих денежных сумм осуществляется по одному из оснований по выбору лица, имеющего право на получение таких выплат.
(Статья 23 дополнена частью в соответствии с Законом № 328-У от 03.11.2006)
Ущерб, причиненные имуществу работника милиции или его близким родственникам в связи с исполнением им служебных обязанностей, компенсируются в установленном законом порядке в полном объеме и за счет средств соответствующего бюджета.
Положение частей третьей-девятой данной статьи распространяются на лиц, привлеченных к мероприятиям по охране общественного порядка и борьбы с преступностью, а также на пенсионеров милиции.
(Статья 23 дополнена частью в соответствии с Законом № 2484-12 от 19.06.92; с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 328-У от 03.11.2006)

Статья 23-1. Пенсионное обеспечение работников милиции.
Пенсионное обеспечение работников милиции после увольнения их со службы в органах внутренних дел осуществляется в порядке и на условиях, установленных Законом Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с воинской службы, и некоторых других лиц».
(Закон дополнен статьей 23-1 согласно Закону №328-V от 03.11.2006)

Статья 24. Финансирование и материально-техническое обеспечение милиции.
Финансирование и материально-техническое обеспечение милиции осуществляются за счет средств Государственного бюджета Украины, средств, поступающих на основании договоров от министерств, других центральных органов исполнительной власти, государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и граждан, а также прочих источников, не запрещенных законодательством.
(Часть первая статьи 24 в редакции Закона № 107-VI от 28.12.2007) Льготы, компенсации и гарантии, установленные настоящим Законом, предоставляются за счет и в пределах средств, предусмотренных на содержание бюджетных учреждений (предприятий, организаций) в сметах или финансовых планах.
(Часть вторая статьи 24 в редакции Закона № 107-VI от 28.12.2007) Общая структура и численность Министерства внутренних дел Украины утверждается Верховной Радой Украины. Предельная численность работников центрального аппарата Министерства внутренних дел Украины утверждается Кабинетом Министров Украины.
(Часть третья статье 24 в редакции Закона № 107-VI от 28.12.2007) (Относительно действия части третьей статьи 24 дополнительно см. Законы № 1577-IV от 04.03.2004, № 2285-IV от 23.12.2004, № 2505-IV от 25.03.2005, № 3235-IV от 20.12.2005, № 489-V от 19.12. 2006)
Численность подразделений милиции, осуществляющих охрану объектов по договорами, и перечень таких объектов устанавливаются в целом по республике Кабинетом Министров Украины по представлению Министерства внутренних дел Украины.
Исполнительные комитеты сельских, поселковых, городских советов предоставляют бесплатно органам и подразделениям милиции служебные помещения, а участковым инспекторам милиции — помещения для работы, оборудованные мебелью и средствами связи.
(Часть пятая статьи 24 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом № 2459-IV от 03.03.2005)
Подразделениям милиции, содержащимся за счет средств, поступающих на основании договоров, соответствующие Министерства и ведомства предоставляют бесплатно служебные помещения, оборудованные мебелью и средствами связи, транспорт, криминалистическую и другую технику.
Предприятия, учреждения и организации с согласия трудовых коллективов могут выделять милиции дополнительные средства, транспорт и иную технику, необходимые для охраны общественного порядка и борьбы с преступностью. Подразделениям милиции на железнодорожном, водном и воздушном транспорте соответствующие транспортные ведомства бесплатно предоставляют служебные помещения, оборудованные мебелью и средствами связи, и несут расходы по их эксплуатации.

Статья 25. Ответственность работников милиции.
Работник милиции в пределах полномочий, предоставленных настоящим Законом и прочими законодательными актами, самостоятельно принимает решения и несет за свои противоправные действия или бездействие дисциплинарную или уголовную ответственность.
При нарушении работником милиции прав и законных интересов гражданина милиция обязана принять меры по восстановлению этих прав, возмещению причиненных материальных убытков, по требованию гражданина публично извиниться.
Работник милиции, выполняющий свои обязанности в соответствии с предоставленными законодательством полномочиями и в пределах закона, не несет ответственности за причиненные убытки. Такие убытки компенсируются за счет государства.
Действия работника милиции могут быть обжалованы в установленном порядке в органы внутренних дел, суд или прокурору.
Должностное лицо милиции, нарушившее требования закона или ненадлежащим образом выполняющее свои обязанности, несет ответственность в установленном порядке.

О бедном ментяре замолвите слово

Опубликовано 24 апреля 2012

Ругать милицию на чем свет стоит на Украине давно уже стало доброй традицией. Менты – все по определению взяточники, вымогатели, садисты и убийцы. А также дебилы, двоечники и бездари. Даже странно, что они в общественном сознании еще не стали поголовно сексуальными маньяками всех мастей, наркоманами и каннибалами. Впрочем, во многом сами сотрудники МВД виноваты в том, что именно такие портреты милиционеров наиболее узнаваемы и популярны у народа. Во многом, но не во всем. Далеко не во всем.

Как ни ругай милицию, но любому человеку понятно, что она все равно нужна. Такая или не такая, переодетая или обновленная, перелицеванная или заштопанная, но нужна. И служат, и будут в ней служить не варяги из Швеции или Израиля, а свои родные украинцы, живущие рядом со всеми другими гражданами Украины.

В настоящее время во всем мире имеется множество квартир, предоставляемых в аренду на короткий срок. Посуточная аренда квартир удобна и выгодна (по сравнению с гостиницами) командированным, туристам и просто гостям любого города, приезжающими с семьями и компаниями. Например, такой вид услуги как квартиры в Киеве посуточно, вероятно будут очень популярным предложением и на Евро-2012. Тому есть несколько причин.

Чтобы эти люди были достойны уважения своих друзей, соседей и незнакомых прохожих, много чего нужно сделать, но одно из обязательных условий такого общественного проявления – эти люди должны уважать себя сами. А для этого им нужно твердо знать не только свои обязанности перед государством и обществом, но и свои немногочисленные права. Иначе будут они не гордыми защитниками закона, а позорными холуями на службе у других, чуть выше сидящих, холуев.

…Газета «Сегодня» 5 апреля 2012 года в рубрике «Юрликбез» разместила небольшой материал. Думается, есть смысл процитировать его полностью. Итак.

«Какие льготы есть у милицонера после выхода на пенсию
Есть ли льгота на «коммуналку» у пенсионера по выслуге лет
Для сохранения льготы пенсионера МВД доход семьи не должен превышать 1500 грн на человека.

«Добрый день, «Юрликбез»! Обращаюсь к вам с такой ситуацией. При выходе на пенсию по возрасту пенсионер МВД имеет льготы на коммунальные услуги (льготная оплата газа и электроэнергии). А я ушел на пенсию по выслуге лет — не дотянул до возрастной пенсии десять месяцев. Потерял ли я право на льготы или можно как-то это решить?» — Сергей Иванович.

Консультирует Алексей Степаненко, юрист юркомпании LCF Law Group
«Право сотрудников милиции и членов их семей на льготы — в частности, по оплате жилой площади, коммунальных услуг, а также топлива — закреплено в ст. 22 Закона Украины «О милиции». Согласно ч. 7 указанной статьи, работниками милиции, уволенными со службы по возрасту, болезни или выслуге лет, сохраняется право на льготы по этому Закону при условии, если среднемесячный совокупный доход семьи в расчете на одно лицо за предыдущие 6 месяцев не превышает величины дохода, дающего право на налоговую социальную льготу в порядке, определенном Кабинетом министров Украины.

Таким образом, ч. 7 ст. 22 Закона Украины «О милиции» предусматривает право на льготу по уплате коммунальных платежей в т. ч. и для пенсионеров органов МВД, уволенных со службы по выслуге лет. Однако на сегодняшний день такая льгота может быть предоставлена при условии, что среднемесячный совокупный доход семьи такого пенсионера за предыдущие 6 месяцев не превышает 1500 грн на каждого члена семьи».

Газета «Сегодня» является одним из ведущих печатных СМИ в Украине. Она издается в нескольких областных центрах. Газета не указывает свой суммарный тираж, но, если исходить из того что, например, харьковский тираж составляет 81560 экземпляров, то общий смело можно называть миллионным. К этому следует прибавить и сайт газеты, который просматривает еще немало читателей.

Таким образом, можно предположить, что десятки тысяч действующих и бывших милиционеров и других правоохранителей, например, тюремщиков или военнослужащих внутренних войск, на которых распространяется действие Закона «О милиции», прочитали указанный материал. А потом рассказали о нем коллегам. Шире аудитории не придумаешь. Но, к большой досаде (газета-то, действительно, уважаемая!) все написанное – мелкая пакостная ложь.

Об этом я написал в редакцию. Вот это письмо.

«Здравствуйте, уважаемая редакция «Сегодня»!
Я всегда читаю вашу газету и иногда даже соучаствую в ее работе в качестве эксперта. В номере за 5 апреля в рубрике «Юрликбез» я с изумлением прочитал материал «Ушел на пенсию по выслуге. Есть ли льгота на коммуналку?». На сайте «Сегодня» этот материал был подан с еще более конкретным подзаголовком «Для сохранения льготы пенсионера МВД доход семьи не должен превышать 1500 грн на человека».

Вынужден буду сообщить вам несколько неприятных сведений.
То, что сообщил редакции консультант Алексей Степаненко, юрист юркомпании LCF Law Group, и что редакция, немало не заботясь о репутации газеты, разместила на своих страницах, всего лишь грязненькая некрасивая ложь. Теперь давайте по порядку.

Автор письма Сергей Иванович абсолютно некорректно поставил свой вопрос. Он написал: «…я ушел на пенсию по выслуге лет». Очевидно, он, как и большинство сотрудников МВД, смешал два разных понятия: увольнение и назначение пенсии. Основания увольнения регулируются Постановлением Кабмина Украины от 28 июля 1991 года № 114 «Об утверждении Положения о прохождении службы… составом органов внутренних дел». Строго говоря, основания увольнения «по выслуге лет» вообще не существует. Лишь п. 62 этого Положения упоминает увольнение «по выслуге срока службы, предусмотренного договором».

С определенной натяжкой это можно назвать «выслугой лет», но, в любом случае, такое основание может быть применено только к лицам рядового и младшего начсостава, т.е. к милиционерам в званиях от рядового до старшего прапорщика.

В соответствии со ст. 1 Закона Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы и некоторых иных лиц» сотрудники органов внутренних дел «при наличии выслуги на… службе… имеют право на пожизненную пенсию по выслуге лет». Но здесь речь идет исключительно о назначении пенсии, а не о том, как «ушел» со службы автор письма.

Таким образом, непонятно, на каком правовом основании Сергей Иванович был уволен, а потому ответ на некорректный вопрос будет всегда абсурден. Строго в соответствии с законами формальной логики. Однако это обстоятельство нисколько не смутило вашего консультанта, и дальше его совсем уж понесло (слово «понесло» в данном примере следует ассоциировать не со словом «нести» а со словом «понос»).

А. Степаненко точно сослался на ч. 7 ст. 22 Закона Украины «О милиции». Точно, но не полно. И именно эта неполнота имеет принципиальное значение. История части 7 указанной статьи, жестко ограничивающей применение скидки по оплате коммунальных услуг для пенсионеров-льготников, вообще очень занимательна. Эта норма появилась в Законе «О госбюджете на 2008 год» именно с той формулировкой, которую упоминает Степаненко. Однако в мае 2008 года норма была признана Конституционным Судом Украины неконституционной и отменена (№ 10-рп/2008 от 22. 05. 2008). Указание на это обстоятельство (отмену ограничений) имеется в тексте ч. 7 ст. 22 Закона «О милиции». Но Степаненко его не видит. Почему. Не хочет. Не компетентен. Или слепой.

Как бы то ни было, но, говоря о существовании ограничений, Степаненко лжет. Следом за ним лжет газета «Сегодня». Следом эту ложь читают тысячи льготников и, увы, верят ей. Как же не поверить такому солидному изданию?

Я полагаю, что ответ на вопрос, почему Степаненко лжет, совпадает с ответом на вопрос, а зачем вообще в тексте закона «застряла» отмененная, а значит, несуществующая правовая норма. Этот ответ дал еще Максим Горький в пьесе «На дне»: «Кто независим и не жрет чужого, тому ложь ни к чему. Ложь – религия рабов и хозяев».

Неконституционные ограничения продолжают существовать для того, чтобы сбивать с толку всех, кто читает закон. Скидку по оплате ведь невозможно ограничить в каждом конкретном случае, заплатил человек половину стоимости услуг, и все. Попробуй потом получить с него вторую половину, опираясь на несуществующую правовую норму. А поэтому, пусть лучше живет дурак в неведении и платит, сколько скажем. Или сколько напишем в «Сегодня».

Статья 22 имеет еще одно свойство, которое повышает ее значимость для льготников. Закон «О милиции», пожалуй, единственный из всех подобных законов, не предоставляет право Кабмину определять порядок предоставления скидок, т.е. ограничивать их в каком-либо пределе. Для иллюстрации: за всю потребленную электроэнергию, будь это хоть 5 тысяч киловатт, хоть 50, льготник-милиционер имеет право рассчитываться в половинном размере. Вот об этом должен был написать юрист Степаненко.

Исходя из изложенного, предлагаю вам не позже следующего четверга, 12 апреля, в очередном выпуске «Юрликбеза» опровергнуть свой вчерашний материал, причем, сделать это таким образом, чтобы опровержение обязательно было замечено читателями. Каждый сотрудник МВД и каждый бывший сотрудник должен точно знать свои права, независимо от того, выгодно это власти или нет.

В противном случае я буду вынужден разместить свою статью по этому поводу в каком-либо популярном Интернет-ресурсе. Как говорил Аристотель: Платон мне друг, но истина дороже.

С уважением. Владимир Ажиппо, ветеран МВД».

«Увы мне! Увы мне!», как восклицал царь Иоанн Грозный в кинокомедии «Иван Васильевич меняет профессию». Газета не только не опровергла глупость (что правильнее – подлость) юриста Степаненко, но и до сих пор не ответила на письмо. Что уж совсем невежливо! Да и по-страусиному как-то, голова в песке, а задница вверх, словно приглашение к танцу.

Менская исправительная колония №91 расположена на окраине поселка Макошино (Черниговская область). Что происходит в единственной украинской тюрьме для бывших правоохранителей, где сидят убийцы Гонгадзе – Костенко, Протасов и Попович.

В дополнение к сказанному следует добавить небольшой экспресс-анализ всех этих событий. Впрочем, анализ этот построен лишь на предположениях. Насколько они верны, каждый пусть решает сам.

Тенденция власти ограничить сотрудников милиции (в том числе пенсионеров) в использовании ими скидок по оплате коммунальных услуг (а говорить нужно именно о заслуженных скидках, а не о подаренных добрым дядей льготах) существует не первый день. Отменить или «обрезать» их сложно, для этого надо нарушить Конституцию Украины (к чему¸ впрочем, нардепам не привыкать) и засветиться персональным голосованием перед милицией.

Украинское общество, может быть, и поддержало бы такое бессовестное обворовывание милиционеров (менты ведь все негодяи и дебилы!), но кто как не милиция потом защитит власть от разъяренного общества. Поэтому, в 2007 году «обрезание» скидок спрятали в Законе «О бюджете на 2008 год». Мол, деваться было некуда, или голосовать за такой закон, или государство потонет в дерьме.

Позже, правда, несколько депутатов от Партии Регионов (да здравствует постоянная мышино-политичечская возня!) обратились в Конституционный Суд по поводу незаконности таких «законодательных» решений. И суд их отменил.

На бюрократическом же уровне обман и унижение рядовых правоохранителей цветет буйным цветом. Сотрудникам не выдают справки с места службы, чтобы им нечего было предъявить коммунальщикам в доказательство своих прав на скидки. «Умные» отцы-командиры и разномастые «представители областного центра», делая печальное лицо, «убедительно» разъясняют сотрудникам об ограничении «льгот». Так ведь записано в законе. О решении Конституционного Суда они помалкивают – это не выгодно их «папам».

Автор письма в «Сегодня» – какой-то Сергей Иванович – похоже, и не живой человек совсем, а собирательный образ этакого лоховатого мента. И само «письмо» придумано исключительно ради ответа, исполненного псевдо-лоховским языком. Чтобы до всех «лохов» дошло!

Юридическая компания LCF Law Group (следует хорошо запомнить это название) действительно существует и, судя по оформлению своего сайта, вполне процветает. Есть ли в ней юрист-прохвост по фамилии Степаненко из Интернета неизвестно, но можно считать, что есть (возникает вопрос: а другие юристы в LCF Law Group тоже прохвосты?) Надо признать, что Степаненко «держит нос по ветру», наверное, рассчитывает, что ему это где-то зачтется.

Газета «Сегодня» выполняет заказ власти ограничить использование скидок нынешними и бывшими сотрудниками милиции, денег-то даже на выборы не хватает!

А «хозяину» «Сегодня» (по непроверенным, но и не опровергнутым слухам, это депутат Верховного Совета от Партии Регионов и один из богатейших людей Украины с очень непростой биографией) должно быть стыдно. Понятно, что не лично он дает указания «лепить» такие «фуфлыжные» тексты, но получается как-то по-мусорски… Не по-пацанячьи… Не по-шпански…

Владимир АЖИППО, специально для «УК»