Ст 184 п2

Статья 184. Коммерческое представительство

1. Коммерческим представителем является лицо, постоянно и самостоятельно представительствующее от имени предпринимателей при заключении ими договоров в сфере предпринимательской деятельности.

2. Одновременное коммерческое представительство разных сторон в сделке допускается с согласия этих сторон, а также в других случаях, предусмотренных законом. Если коммерческий представитель действует на организованных торгах, предполагается, поскольку не доказано иное, что представляемый согласен на одновременное представительство таким представителем другой стороны или других сторон.

3. Особенности коммерческого представительства в отдельных сферах предпринимательской деятельности устанавливаются законом и иными правовыми актами.

Комментарий к Ст. 184 ГК РФ

1. Коммерческое представительство является разновидностью общегражданского договорного представительства (см. комментарий к ст. 182 ГК). Отсюда следует, что коммерческое представительство характеризуется как родовыми признаками представительства вообще, так и собственными видовыми признаками, определяемыми характером коммерческой деятельности, осуществляемой коммерческим представителем, и некоторыми другими обстоятельствами, предусмотренными законом.

Специфические признаки коммерческого представительства проявляются, в частности:

а) в основании его возникновения, каковым является договор между представляемым и представителем либо указанный договор и выданная представителю доверенность;

б) в особом субъектном составе коммерческого представительства, где как представляемый, так и представитель являются предпринимателями (коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями);

в) в характере сделок, совершаемых коммерческим представителем от имени и в интересах представляемого, каковыми являются торговые сделки, т.е. сделки между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность или с их участием (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК);

г) в объеме прав и обязанностей коммерческого представителя, в том числе:

— в возможности одновременно представлять разные стороны в сделке;

— в обязанностях коммерческого представителя исполнять данные ему поручения с заботливостью обычного предпринимателя и сохранять в тайне сведения о совершенных им торговых сделках;

— в правах коммерческого представителя на удержание вещей, причитающихся доверителю, в обеспечение своих требований по договору (п. 3 ст. 972 ГК), на отступление от указаний доверителя с соблюдением его интересов, не испрашивая на то предварительного согласия доверителя (п. 3 ст. 973 ГК), на односторонний отказ от договора коммерческого представительства при условии предварительного уведомления другой стороны не позднее чем за 30 дней, если более длительный срок уведомления не предусмотрен договором (п. 3 ст. 977 ГК) .

———————————
Кузьмишин А.А. Классификация представительства и полномочия в гражданском праве // Хозяйство и право. 2000. N 8. С. 27; Кузнецов С.А. Основные признаки коммерческого представительства // Актуальные проблемы правоведения. 2002. N 2. С. 136.

По обоснованному мнению ряда авторов, нормы института представительства подразделяются на общие и специальные.

К общим нормам института представительства относятся положения, определяющие сущность представительства, основания возникновения и принципы его осуществления.

Специальные же нормы института представительства регулируют отдельные его виды: бытовое (некоммерческое) представительство и коммерческое представительство .

———————————
Носкова Ю.Б. Представительство в российском гражданском праве: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2004. С. 12.

Что касается коммерческого представительства, то в ст. 184 ГК РФ законодатель сформулировал лишь общие правила, которые распространяются на все случаи коммерческого представительства. В п. 4 ст. 184 ГК РФ прямо указывается, что особенности коммерческого представительства в отдельных сферах предпринимательской деятельности устанавливаются законом и иными правовыми актами. В частности, такие правила предусмотрены Кодексом торгового мореплавания РФ (гл. XIII — XIV), Законом РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» (ст. 9), Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (гл. 2), Законом РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (ст. 8) и др.

К коммерческому представителю как к профессиональному участнику экономической деятельности законом предъявляются особые требования, повышенные по сравнению с требованиями, предъявляемыми к представителю, действующему в некоммерческом обороте. Это, в частности, проявляется в отмеченных выше дополнительных правах и обязанностях. Рассмотрим основные особенности института коммерческого представительства более подробно.

2. Из п. 1 комментируемой статьи следует, что коммерческим представителем может быть только предприниматель, т.е. коммерческая организация или индивидуальный предприниматель.

Поскольку деятельность коммерческого представителя носит постоянный характер, по смыслу закона исключается выступление в этом качестве некоммерческих организаций, даже если им разрешено заниматься предпринимательской деятельностью.

Можно также заключить, что гражданин, не зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющий деятельность, подпадающую под признаки предпринимательской деятельности (абзац третий п. 1 статьи 2 ГК РФ), в частности, постоянно и самостоятельно представительствующий от имени предпринимателей при заключении ими договоров в сфере предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 184 ГК), не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила ГК РФ об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 4 ст. 23 ГК). Например, в отношении такого гражданина могут быть применены правила п. 3 ст. 401 ГК РФ об ответственности предпринимателя за нарушение обязательства при осуществлении предпринимательской деятельности независимо от вины, если иное не предусмотрено законом или договором.

Коммерческий представитель, являясь по определению предпринимателем, действует постоянно и самостоятельно (п. 1 ст. 184 ГК). Иначе говоря, коммерческим представителем является независимое от представляемого лицо, для которого осуществление представительских функций является единственным либо одним из основных видов профессиональной деятельности. Например, коммерческим представителем является брокер (профессиональный участник рынка ценных бумаг — юридическое лицо), осуществляющий деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами от имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом (п. 1 ст. 3 Закона о рынке ценных бумаг).

И наоборот, не являются коммерческими представителями работники предпринимателя (коммерческой организации, индивидуального предпринимателя), хотя бы и действующие на основании доверенности, выданной предпринимателем. В этой связи в юридической литературе указывается на необходимость различать понятия «коммерческое представительство» и «представительство в коммерческих отношениях». Последнее понятие более широкое, включающее в себя как коммерческое представительство, так и иные случаи представительства в коммерческих отношениях, в частности, представительство предпринимателя, осуществляемое его работниками .

———————————
Карпычев М.В. Проблемы гражданско-правового регулирования представительства в коммерческих отношениях: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2002. С. 8.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, коммерческий представитель может заниматься только на основании специального разрешения — лицензии (абзац третий п. 1 ст. 49 ГК РФ) . Например, брокерская деятельность на рынке ценных бумаг, как вид профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, осуществляется на основании специального разрешения — лицензии, выдаваемой федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг — Федеральной службой по финансовым рынкам . Соответственно, брокер, действующий как коммерческий представитель, должен иметь лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг (ст. 39 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»).

———————————
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства РФ. 2001. N 33. Ст. 3430.

Положение о Федеральной службе по финансовым рынкам: Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 317 // Собрание законодательства РФ. 2004. N 27. Ст. 2780.

Далее, из п. 1 ст. 184 ГК РФ следует, что коммерческий представитель может представлять только интересы предпринимателей (коммерческих организаций или индивидуальных предпринимателей) при заключении ими договоров в сфере предпринимательской деятельности (торговых сделок). Данное указание закона резко сужает область применения коммерческого представительства, в частности, не допускает применение правил о коммерческом представительстве в отношении страховых агентов, патентных поверенных, существенно ограничивает применение указанных правил на рынке ценных бумаг.

Некоторые авторы отмечают, что обоснованность такого положения весьма сомнительна и по существу предлагают внести в п. 1 ст. 184 ГК РФ необходимые изменения, допускающие применение правил о коммерческом представительстве также в отношении лиц, не являющихся предпринимателями .

———————————
Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая / Под ред. Н.Д. Егорова, А.П. Сергеева. С. 418 — 419; Завидов Б. Договор коммерческого представительства как неправомерно забытый институт гражданского права // Коллегия. 2006. N 11. С. 23.

Другие авторы, основываясь на нормах действующего законодательства, отмечают, что коммерческое представительство не следует смешивать с профессиональным возмездным представительством, осуществляемым адвокатами, арбитражными управляющими, патентными поверенными и т.п., при котором исключается одновременное представительство разных сторон заключаемых договоров, как это имеет место при осуществлении коммерческого представительства .

Учебник «Гражданское право: В 4 т. Обязательственное право» (том 4) (под ред. Е.А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации — Волтерс Клувер, 2008 (3-е издание, переработанное и дополненное).

Гражданское право: В 4 т. / Под ред. Е.А. Суханова. 3-е изд. М., 2006. Т. 4: Обязательственное право. С. 248.

3. По общему правилу, предусмотренному п. 3 ст. 182 ГК РФ, представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является. Исключение составляют случаи коммерческого представительства. В соответствии с п. 2 ст. 184 ГК РФ коммерческий представитель может быть одновременно представителем разных сторон сделки (продавца и покупателя, займодавца и заемщика, подрядчика и заказчика, арендодателя и арендатора и т.п.). Это, однако, допускается не всегда, а лишь тогда, когда обе стороны выразили на то свое согласие или это прямо разрешено законом.

Указанные обязательные условия использования коммерческого представительства объясняются особым характером отношений коммерческого представительства, способных существенно затронуть интересы сторон заключаемой коммерческим представителем сделки — представляемого и третьего лица. Отсутствие хотя бы одного из этих обязательных условий — достаточное основание для признания сделки, совершенной коммерческим представителем, незаключенной, т.е. неспособной породить какие-либо последствия для представляемых. Как уже указывалось, к числу таких обязательных условий относятся согласие сторон, представляемых коммерческим представителем, на одновременное коммерческое представительство (кроме случаев, установленных законом) и наличие у коммерческого представителя прямо выраженных полномочий, предусматривающих его право на одновременное представительство. Такие полномочия могут содержаться в письменных договорах, которые обе стороны будущей сделки заключили с коммерческим представителем, либо в выданной каждой из них доверенности .

———————————
Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей / Под ред. В.Д. Карповича. М., 1995. С. 213 — 214.

Закон требует, чтобы коммерческий представитель, осуществляющий одновременное коммерческое представительство разных сторон в сделке, исполнял данные ему поручения с заботливостью обычного предпринимателя. Иначе говоря, коммерческий представитель не должен злоупотреблять своим особым положением и действовать в ущерб интересам какой-либо из сторон.

Коммерческое представительство отличается от некоммерческого представительства также своим возмездным характером. Иначе говоря, по общему правилу представительство осуществляется безвозмездно, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 1 ст. 972 ГК). В силу коммерческого характера представительства договоры между коммерческим представителем и теми, кого он представляет, являются возмездными. Кроме того, коммерческий представитель имеет право требовать от стороны, которую он представляет, возмещения понесенных им при исполнении поручения издержек.

В случаях осуществления одновременного коммерческого представительства разных сторон в сделке коммерческий представитель вправе получать вознаграждение, а также требовать компенсации понесенных издержек от каждой из сторон. При этом для ограждения интересов обеих сторон по сделке установлено, что при отсутствии в заключенных ими с коммерческим представителем договорах иного условия вознаграждение и возмещение издержек должны выплачиваться сторонами в равных долях.

4. По общему правилу в силу п. 1 ст. 182 ГК РФ представительство (полномочия представителя) основывается на доверенности, выдаваемой представляемым представителю, на указании закона или на акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления (т.е. на административном акте). Кроме того, как уже отмечалось, полномочие может явствовать из обстановки, в которой действует представитель (продавец в розничной торговле, кассир и т.п.). Соответственно, так же, как основания представительства, различаются и его виды: а) представительство, основанное на договоре; б) представительство, основанное на административном акте; в) представительство, основанное на законе (см. комментарий к п. 1 ст. 182 ГК).

Коммерческое представительство является представительством, основанным на договоре (договорным представительством). Отношения коммерческого представительства возникают из соглашения, заключенного между представляемым и представителем. Из п. 3 ст. 184 ГК РФ следует, что указанный договор является единственным основанием коммерческого представительства. Коммерческое представительство не может возникнуть из закона, административного акта или только доверенности как односторонней сделки, порождающей полномочия представителя при некоммерческом представительстве.

В договоре, на котором основано коммерческое представительство, например в договоре поручения, определяются внутренние взаимоотношения представляемого и представителя. В нем могут быть также определены полномочия представителя. В этом случае доверенность может не выдаваться представителю. Если же в договоре, на котором основано коммерческое представительство, полномочия представителя не определены или определены, но стороны не желают раскрывать перед третьими лицами содержание своих внутренних отношений, коммерческому представителю выдается также доверенность.

В юридической литературе и в судебной практике коммерческое представительство иногда, на наш взгляд, ошибочно рассматривают как особый, отличный от поручения договор. Подобная позиция не учитывает, что статьи о коммерческом представительстве составляют часть главы о поручении , что коммерческое представительство основано на договоре поручения или ином договоре, аналогичном по своей природе договору поручения, например, на агентском договоре.

———————————
См., например: Завидов Б. Указ. соч. С. 23.

Обзор практики разрешения споров по сделкам, связанным с размещением и обращением акций // Вестник ВАС РФ. 1998. N 6. С. 91 — 92.

Брагинский М.И. Договор поручения и стороны в нем // Вестник ВАС РФ. 2001. N 4. С. 84.

Коммерческое представительство осуществляется на основании договора, заключенного в письменной форме. Обязательная письменная форма такого договора следует из коммерческого характера представительства, из участия в нем предпринимателей. Правовым основанием для такого вывода является не только норма п. 3 ст. 184 ГК РФ, но и правила, содержащиеся в подп. 1 п. 1 ст. 161, а также в п. 3 ст. 23 ГК РФ. В соответствии с ними сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения; к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Чаще всего коммерческое представительство основывается на договорах поручения или агентирования. Так, в соответствии со ст. 971 ГК РФ по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. В соответствии со ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала.

Договорами поручения или агентирования по своей юридической сущности являются также разнообразные договоры на оказание брокерских услуг, морского агентирования и т.п. Так, в соответствии со ст. 9 Закона РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» биржевая торговля осуществляется путем совершения биржевых сделок биржевым посредником (биржевым брокером) от имени клиента и за его счет.

В соответствии со ст. 232 КТМ РФ по договору морского агентирования морской агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению и за счет судовладельца юридические и иные действия от своего имени в определенном порту или на определенной территории. В соответствии со ст. 240 КТМ РФ по договору морского посредничества посредник (морской брокер) обязуется от имени и за счет доверителя оказывать посреднические услуги при заключении договоров купли-продажи судов, договоров фрахтования и договоров буксировки судов, а также договоров морского страхования.

Договор транспортной экспедиции также по своей юридической сущности может быть основой коммерческого представительства, когда одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) заключить от ее имени договор перевозки груза, выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (ст. 801 ГК) .

———————————
См. также: Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» // Собрание законодательства РФ. 2003. N 27. Ст. 2701.

В качестве договора коммерческого представительства предлагается также квалифицировать договор о передаче полномочий исполнительного органа юридического лица (хозяйственного общества) управляющей организации (управляющему) — другой коммерческой организации (индивидуальному предпринимателю). Основанием возникновения представительских отношений между хозяйственным обществом и управляющей организацией (управляющим) является договор, содержащий указание на полномочия представителя (п. 1 ст. 69 Закона об акционерных обществах, ст. 42 Закона об обществах с ограниченной ответственностью). Передача полномочий по управлению хозяйственным обществом управляющей организации (управляющему) означает, что она представляет юридическое лицо как коммерческий представитель, выступает от имени юридического лица и в его интересах. Действия управляющей организации (управляющего) непосредственно порождают, изменяют и прекращают гражданские права и обязанности у представляемого — хозяйственного общества .

———————————
См., например: Носкова Ю.Б. Указ. соч. С. 15.

5. В соответствии с п. 3 ст. 184 ГК РФ на коммерческого представителя возлагается обязанность сохранять в тайне ставшие известными ему при исполнении поручения сведения о торговых сделках представляемых им лиц, в том числе и после исполнения данного ему поручения. Это правило следует распространять на все сведения, составляющие служебную и коммерческую тайну представляемых лиц, которые стали известны коммерческому представителю в ходе исполнения поручения, как то определено Федеральным законом от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне».

Статья 184. Особенности освобождения от налогообложения при реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации

В соответствии с новым изложением текста п. 1 комментируемой статьи освобождение от налогообложения соответствующих операций теперь производится не только при вывозе подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта, но и при ввозе подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону.

Соответственно, поручительство банка или банковская гарантия должны предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующие пени в том числе и в случае непредставления налогоплательщиком комплекта документов, предусмотренных введенным в текст ст. 198 НК РФ новым п. 7.1, в сроки, определенные этой нормой.

Статья 184 ТК РФ. Гарантии и компенсации при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании (действующая редакция)

При повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику (его семье) возмещаются его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию либо соответствующие расходы в связи со смертью работника.

Виды, объемы и условия предоставления работникам гарантий и компенсаций в указанных случаях определяются федеральными законами.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 184 ТК РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи определяет характер и объем возмещения материального (имущественного) вреда, причиненного жизни или здоровью работника на производстве. Она гарантирует возмещение как утраченного им заработка, так и дополнительных затрат на восстановление здоровья и трудоспособности. В случае смерти работника его семье возмещается потерянный доход, а также расходы на погребение.

Вред, причиненный здоровью или жизни работника при исполнении трудовых обязанностей, возмещается путем предоставления обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Правовые, экономические и организационные основы этого вида социального страхования, а также порядок возмещения вреда, включая условия, виды и размеры (объемы) обеспечения, урегулированы Законом о страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

Этот Закон не ограничивает права застрахованных на возмещение вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации в части, превышающей обеспечение по социальному страхованию (ч. 2 ст. 1 Закона). Тем самым он предоставляет застрахованным (а в соответствующих случаях членам их семей) право требовать возмещения некомпенсированного страховым обеспечением вреда непосредственно с работодателя (страхователя) — причинителя вреда по правилам, предусмотренным гл. 59 ГК РФ (см. п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.03.2011 N 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Кроме того, в Законе специально оговорено, что обеспечение по данному виду социального страхования может предоставляться застрахованным наряду с возмещением причиненного им вреда в порядке обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

2. Обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат все лица, выполняющие работу на основании трудового договора. Застрахованными считаются также лица, получившие повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, подтвержденное в установленном порядке и повлекшее утрату профессиональной трудоспособности.

Страховщиком по этому виду страхования, как и по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, является Фонд социального страхования РФ. Но средства обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются и расходуются только на цели этого вида страхования.

3. Основанием для обеспечения (страховым случаем) является подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

Несчастный случай на производстве определяется в Законе как событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть (о квалификации несчастных случаев на производстве см. ст. 227 и коммент. к ней).

Профессиональное заболевание — это хроническое или острое заболевание, являющееся результатом воздействия вредного производственного фактора и повлекшее временную или стойкую утрату застрахованным профессиональной трудоспособности.

Связь повреждения здоровья (смерти) работника с исполнением трудовых обязанностей подтверждается оформленными в установленном порядке актом о несчастном случае на производстве или актом о случае профессионального заболевания (о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве и случаев профессиональных заболеваний см. ст. ст. 227 — 231 и коммент. к ним).

Застрахованный и его семья имеют право на обеспечение по страхованию независимо от того, виновен или не виновен работодатель в причинении вреда. Умышленное причинение вреда собственному здоровью самим работником освобождает страховщика от обязанности предоставить страховое обеспечение: согласно п. 2 ст. 14 Закона вред, возникший вследствие умысла застрахованного, подтвержденного заключением правоохранительного органа, возмещению не подлежит.

Неуплата работодателем страховых взносов не лишает работника права на страховое обеспечение.

4. Степень стойкой утраты профессиональной трудоспособности устанавливается учреждением медико-социальной экспертизы. Экспертиза трудоспособности производится в соответствии с Правилами установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 N 789, и Временными критериями определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утв. Постановлением Минтруда России от 18.07.2001 N 56.

Этими актами установлено, что степень утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего определяется исходя из оценки его возможностей выполнять профессиональную деятельность того же содержания и объема, что и до страхового случая, либо с учетом снижения квалификации, уменьшения объема выполняемой работы и тяжести труда как в обычных, так и в специально созданных производственных условиях. Степень утраты трудоспособности устанавливается в пределах от 10 до 100% (с точностью до 10%). При этом 100% утраты трудоспособности устанавливается в случае, если у пострадавшего наступает полная утрата профессиональной трудоспособности вследствие резко выраженного нарушения функций организма при наличии абсолютных противопоказаний для выполнения любых видов профессиональной деятельности даже в специально созданных условиях (п. 14 указанного выше Постановления Правительства РФ).

Одновременно с установлением степени утраты трудоспособности учреждение медико-социальной экспертизы при наличии оснований признает пострадавшего инвалидом, а также определяет его нуждаемость в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации (т.е. в дополнительных видах помощи, обеспечения, ухода).

5. В случае смерти застрахованного в результате страхового случая право на получение страховых выплат имеют: нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право получать от него содержание; ребенок умершего, родившийся после его смерти; лица, состоявшие на иждивении умершего и ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет после его смерти; один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи, который не работает и занят уходом за состоявшими на иждивении умершего детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими 14 лет либо хотя и достигшими этого возраста, но по медицинскому заключению нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе. Указанные члены семьи сохраняют это право и по окончании ухода за лицами, нуждающимися в нем, если они утратили трудоспособность в период ухода.

Кроме того, право на страховое возмещение вреда признается за иждивенцами умершего, достигшими совершеннолетия, если они получают образование по очной форме обучения.

Нетрудоспособными считаются: несовершеннолетние, т.е. не достигшие 18 лет; мужчины, достигшие 60 лет, женщины — 55 лет; лица, признанные инвалидами I, II или III группы.

Состоявшими на иждивении умершего признаются лица, которые находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Иждивенство детей, не достигших 18 лет, предполагается и не требует доказательств.

По решению суда право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного может быть предоставлено нетрудоспособным лицам, которые при жизни застрахованного имели заработок, если часть заработка застрахованного являлась их постоянным и основным источником средств к существованию (ч. 4 ст. 7 Закона).

Подчеркнем, что в круг получателей единовременной страховой выплаты в случае смерти застрахованного согласно п. 6 ст. 15 Закона входит также супруг (супруга) умершего (умершей).

Страховые выплаты предоставляются лицам, имеющим право на их получение, в течение всего периода нетрудоспособности, а обучающимся старше 18 лет — до получения образования по очной форме обучения, но не более чем до 23 лет.

6. Законом установлены следующие виды страхового обеспечения: пособие по временной нетрудоспособности; единовременная страховая выплата застрахованному либо лицам, имеющим право на получение страховой выплаты в случае его смерти; ежемесячная страховая выплата застрахованному либо лицам, имеющим право на получение страховой выплаты в случае его смерти; оплата дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованного (по прямым последствиям страхового случая).

Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за весь период лечения застрахованного до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности в размере 100% среднего заработка, исчисленного в соответствии с Законом об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ст. 9 Закона). Это означает, что пособие исчисляется из среднего заработка пострадавшего, рассчитанного за два календарного года, предшествующих году наступления страхового случая. Однако этот заработок не ограничивается какой-либо предельной величиной, т.к. страховые взносы на соответствующий вид страхования уплачиваются со всей суммы выплат и вознаграждений, начисленных страхователем в пользу застрахованных лиц.

Максимальный размер пособия за полный календарный месяц не может превышать четырехкратный максимальный размер ежемесячной страховой выплаты (см. п. 8 коммент.).

7. Единовременная страховая выплата предоставляется застрахованному или его семье сверх возмещения утраченного заработка (дохода). Согласно п. 1 ст. 11 Закона размер этой выплаты самому застрахованному определяется в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности исходя из суммы, установленной федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования РФ на соответствующий финансовый год. В 2014 году эта сумма составляет 80534,8 руб., в 2015 г. составит 84158,9 руб. и в 2016 — 87946,1 руб. (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 02.12.2013 N 322-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»).

В местностях, где установлены районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате, размер единовременной страховой выплаты определяется с учетом этих коэффициентов и надбавок.

В случае смерти застрахованного размер единовременной страховой выплаты составляет 1 млн. руб. (п. 2 ст. 11 Закона).

8. Согласно п. 1 ст. 12 Закона размер ежемесячной страховой выплаты застрахованному определяется как доля среднемесячного заработка застрахованного, исчисленная в соответствии со степенью утраты трудоспособности.

В составе заработка, из которого исчисляется ежемесячная страховая выплата, учитываются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного, на которые начислялись страховые взносы. За период временной нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам учитываются выплаченные по указанным основаниям пособия.

Среднемесячный заработок застрахованного определяется по общему правилу из суммы его заработка за 12 месяцев повлекшей повреждение здоровья работы, предшествовавших месяцу, в котором с ним произошел несчастный случай на производстве, установлен диагноз профессионального заболевания или установлена утрата (снижение) его профессиональной трудоспособности. В случае профессионального заболевания средний месячный заработок может подсчитываться за последние 12 месяцев, предшествующих прекращению работы, при выполнении которой возникло такое заболевание. Право выбора периода, за который определяется среднемесячный заработок, предоставлено застрахованному. Если соответствующая работа продолжалась менее 12 месяцев, среднемесячный заработок исчисляется путем деления общей суммы заработка за фактически проработанные месяцы на число этих месяцев.

По желанию пострадавшего не полностью проработанные месяцы заменяются предшествующими полностью проработанными, а при невозможности их замены исключаются из подсчета.

В Законе содержится ряд благоприятных для работников отступлений от изложенного выше общего порядка исчисления среднего месячного заработка.

Если грубая неосторожность самого застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то размер ежемесячной страховой выплаты снижается соответственно степени его вины, но не более чем на 25% (п. 1 ст. 14 Закона). Наличие и степень вины застрахованного устанавливаются комиссией по расследованию несчастного случая (профессионального заболевания) и указываются в акте о несчастном случае на производстве, в акте о случае профессионального заболевания. Допущенная застрахованным грубая неосторожность не учитывается при определении размера (объема) всех других видов страхового обеспечения самому пострадавшему. Без учета его вины страховые выплаты предоставляются и членам его семьи.

В соответствии с п. 4 ст. 10 Закона о страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний все пенсии, пособия и иные подобные выплаты, назначенные застрахованному как до, так и после наступления страхового случая, при исчислении ежемесячной страховой выплаты не принимаются во внимание. В счет страховой выплаты не засчитывается и заработок застрахованного после наступления страхового случая.

Общая сумма ежемесячной страховой выплаты в случае смерти застрахованного составляет разницу между среднемесячным заработком застрахованного и долей этого заработка, приходящейся на него самого и трудоспособных иждивенцев, не имеющих права на получение страховых выплат. Размер этой выплаты каждому лицу, имеющему право на ее получение, определяется путем деления общей суммы выплаты на число этих лиц.

Назначенная ежемесячная страховая выплата в дальнейшем может быть перерассчитана только в установленных Законом случаях, а именно: при изменении степени утраты профессиональной трудоспособности; при изменении круга лиц, имеющих право на получение страховой выплаты в случае смерти кормильца; при индексации размера ежемесячной страховой выплаты.

Размер ежемесячной страховой выплаты индексируется с учетом уровня инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Фонда социального страхования РФ на очередной финансовый год. Коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством РФ.

С учетом этих коэффициентов увеличиваются и суммы заработка, из которых исчисляется размер ежемесячной страховой выплаты, полученные до дня проведения индексации размеров ежемесячных страховых выплат.

Согласно п. 12 ст. 12 Закона о страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний максимальный размер ежемесячной страховой выплаты устанавливается федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования РФ на соответствующий финансовый год. В 2014 г. максимальный размер ежемесячной страховой выплаты составляет 61920,0 руб., в 2015 г. он будет повышен до 64710,0 руб. и в 2016 г. — до 67620,0 руб. (п. 2 ст. 6 Федерального закона от 02.12.2013 N 322-ФЗ). При назначении ежемесячных страховых выплат лицам, имеющим право на их получение в связи со смертью застрахованного лица, ограничение максимальным размером применяется к общей сумме страховой выплаты. Ранее назначенные ежемесячные страховые выплаты, превышающие максимальный размер, перерасчету не подлежат.

Освобождение от уплаты акциза

Согласно подп. 4 п. 1 ст. 183 Налогового кодекса РФ не подлежит налогообложению акцизами реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли или ввоз подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону с остальной части территории Российской Федерации.

Указанные освобождения предоставляются в соответствии со ст. 184 Налогового кодекса РФ. Освобождение указанных операций от налогообложения производится при условии фактического вывоза подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации в таможенной процедуре экспорта или при ввозе подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону и при условии представления в налоговые органы документов в соответствии с п. 7 ст. 198 Налогового кодекса РФ.

Согласно п. 7 ст. 198 НК РФ в редакции, действующей с 1 января 2016 года, при вывозе подакцизных товаров за пределы РФ в соответствии с таможенной процедурой экспорта для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза, предоставленного в соответствии с п. п. 2 и 2.1 ст. 184 НК РФ, а также возмещения сумм акциза, уплаченных налогоплательщиком и подлежащих налоговым вычетам в соответствии со ст. 200 НК РФ, в порядке, установленном ст. 201 НК РФ, в налоговый орган по месту учета налогоплательщика в течение шести месяцев, исчисленных с 25-го числа месяца, в котором у налогоплательщика в соответствии со ст. 204 НК РФ возникает обязанность представления в налоговый орган налоговой декларации по акцизам за налоговый период, на который приходится дата совершения освобождаемых от налогообложения акцизами операций, определяемая в соответствии со ст. 195 НК РФ, представляются указанные в этом пункте документы.

При непредставлении или представлении в неполном объеме перечисленных документов, подтверждающих факт вывоза подакцизных товаров за пределы территории РФ, по указанным подакцизным товарам акциз уплачивается в общем порядке, установленном главой 22 НК РФ в отношении операций по реализации подакцизных товаров на территории РФ.

В соответствии с п. 7.1 ст. 198 Налогового кодекса РФ при ввозе в портовую особую экономическую зону российских товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза и налоговых вычетов в налоговый орган по месту учета налогоплательщика в течение 180 дней со дня ввоза указанных товаров в портовую особую экономическую зону представляются указанные в этом пункте документы.

Согласно п. 2 ст. 184 НК РФ, с учетом подп. 4 п. 1 ст. 183 НК РФ, налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при реализации подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории РФ с учетом потерь в пределах норм естественной убыли или ввозе подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону с остальной части территории РФ, а также при передаче подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, собственнику или по его указанию другим лицам в случае реализации указанных товаров за пределы территории РФ в соответствии с таможенной процедурой экспорта с учетом потерь (в пределах норм естественной убыли) при представлении банковской гарантии в налоговый орган.

При отсутствии банковской гарантии налогоплательщик обязан уплатить акциз в порядке, предусмотренном для операций по реализации подакцизных товаров на территории Российской Федерации.

При уплате акциза вследствие отсутствия у налогоплательщика банковской гарантии уплаченные суммы акциза подлежат возмещению после представления налогоплательщиком в налоговые органы документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров. Возмещение сумм акциза производится в порядке, предусмотренном ст. 203 НК РФ.

В силу п. 4 ст. 203 НК РФ возмещение сумм из бюджета осуществляется при одновременномпредставлении декларации по акцизам и документов, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Таким образом, у организации остается право не представлять в налоговый орган банковскую гарантию, оформление которой порой связано с дополнительными расходами или трудностями, и заплатить сумму акциза в бюджет, а после подтверждения факта реального экспорта возвратить из бюджета ранее уплаченную сумму налога.

При этом налогоплательщик, совершающий операции, предусмотренные подп. 4 п. 1 ст. 183НК РФ, может быть освобожден от уплаты акцизов и без представления банковской гарантии. Условия такого освобождения установлены в п. 2.1 ст. 184 НК РФ и распространяются на налогоплательщиков — организации, у которых совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная за три календарных года, предшествующие налоговому периоду, на который приходится дата совершения освобождаемых от налогообложения акцизами операций, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через границу РФ и в качестве налогового агента, составляет не менее 10 миллиардов рублей, если со дня создания соответствующей организации до дня подачи налоговой декларации по акцизам прошло не менее трех лет.

С 01.06.2016 уточнено, что банковская гарантия должна отвечать общим требованиям, установленным ст. 74.1 НК РФ. Также предусмотрены особенности для всех плательщиков акцизов (абз. 7 — 10 п. 11, п. 12, 12.1, 13 ст. 204 НК РФ) и для производителей алкогольной/спиртосодержащей продукции (п. 4 — 8 ст. 184 вместо абз. 9 — 16 п. 2 ст. 184 НК РФ).

Задать вопрос или заказать пособие можно тут

С уважением к вашему бизнесу,