Ст 126 нк рф ст 156 коап рф

Ответственность за нарушение налогового законодательства

Налоговым кодексом РФ и Кодексом РФ об административных правонарушениях установлены следующие виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.

1. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ, ст. 15.3 КоАП РФ):

  • нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 116 НК, — штраф в размере 5000 руб.;
  • нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 календарных дней — штраф в размере 10 000 руб.;
  • нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда — штраф на должностных лиц в размере от 5 до 10 МРОТ;
  • нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, — штраф на должностных лиц в размере от 20 до 30 МРОТ.

2. Уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 117 НК РФ):

  • ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе — штраф в размере 10% доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 000 руб.;
  • ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более 90 календарных дней — штраф в размере 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 календарных дней, но не менее 40 000 руб.

3. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК РФ, ст. 15.4 КоАП РФ):

  • нарушение налогоплательщиком установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке — штраф в размере 5000 руб.;
  • нарушение установленного срока представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации — штраф на должностных лиц в размере от 10 до 20 МРОТ.

4. Непредставление налоговой декларации (ст. 119 НК РФ, ст. 15.5 КоАП РФ):

  • непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в п. 2 ст. 119 НК, — штраф в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.;
  • непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации — штраф в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня;
  • нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета — штраф на должностных лиц в размере от 3 до 5 МРОТ.

5. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ)1:

  • грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 120 НК, — штраф в размере 5000 руб.;
  • грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода — штраф в размере 15 000 руб.;
  • грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, если они повлекли занижение налоговой базы, — штраф в размере 10% суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб.;

6. Неуплата или неполная уплата сумм налога (ст. 122 НК РФ):

  • в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) — штраф в размере 20% неуплаченных сумм налога;
  • если эти деяния совершены умышленно — штраф в размере 40% неуплаченных сумм налога.

7. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК РФ) — штраф в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.

8. Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (статья 125 НК РФ) — штраф в размере 10 000 руб.

9. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ, ст. 15.6 КоАП РФ):

  • непредставление указанных сведений налогоплательщиком (налоговым агентом) — штраф в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ;
  • непредставление сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями (если речь не идет о сведениях о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков — клиентов банка), — штраф в размере 5000 руб.;
  • непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 15.6 КоАП, — штраф на граждан в размере от 1 до 3 МРОТ; на должностных лиц — от 3 до 5 МРОТ;
  • непредставление должностным лицом органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой, регистрацию лиц по месту жительства, регистрацию актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним, либо нотариусом или должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия, в установленный срок в налоговые органы сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде — штраф в размере от 5 до 10 МРОТ.

10. Ответственность свидетеля (ст. 128 НК РФ).

  • неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, — штраф в размере 1000 руб.;
  • неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний — штраф в размере 3000 руб.;

11. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода (ст. 129 НК РФ).

  • отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки — штраф в размере 500 руб.;
  • дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода — штраф в размере 1000 руб.;

12. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу (ст. 1291 НК РФ):

  • неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК, — штраф в размере 1000 руб.;
  • те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, — штраф в размере 5000 руб.;

13. Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса (ст. 1292 НК РФ):

  • нарушение установленного НК РФ порядка регистрации в налоговых органах игровых столов, игровых автоматов, касс тотализатора, касс букмекерской конторы либо порядка регистрации изменений количества названных объектов — штраф в трехкратном размере ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения;
  • те же деяния, совершенные более одного раза, — штраф в шестикратном размере ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения.

Уголовным кодексом РФ уклонение от уплаты налога рассматривается как преступление. В нем установлены следующие виды составов преступлений и ответственность за их совершение.

1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198):

  • уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, — штраф в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арест на срок от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до одного года;
  • то же деяние, совершенное в особо крупном размере, — штраф в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размер заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до трех лет либо лишение свободы на срок до трех лет.

2. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199):

  • уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, — штраф в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арест на срок от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
  • то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору, а также в особо крупном размере, — штраф в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишение свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 1991):

  • неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере, — штраф в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арест на срок от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
  • то же деяние, совершенное в особо крупном размере, — штраф в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет либо лишение свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

4. Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 1992):

  • сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное в крупном размере собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем, — штраф в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до трех лет либо лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

5. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194):

  • уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере, — штраф в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательные работы на срок от ста 80 до 240 ч, либо лишение свободы на срок до двух лет;
  • то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере, — штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Статья 126. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля

СТ 126 НК РФ.

1. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119, 129.4, 129.6, 129.9 — 129.11 настоящего Кодекса, а также пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи,

влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

1.1. Непредставление налоговому органу документов, предусмотренных пунктом 5 статьи 25.15 настоящего Кодекса, выразившееся в отказе контролирующего лица представить имеющиеся у него документы, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями

влечет взыскание штрафа с контролирующего лица в размере 100 000 рублей.

1.2. Непредставление налоговым агентом в установленный срок расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в налоговый орган по месту учета

влечет взыскание штрафа с налогового агента в размере 1000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.

2. Непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушений законодательства о налогах и сборах, предусмотренных статьями 126.1 и 135.1 настоящего Кодекса,

влечет взыскание штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в размере десяти тысяч рублей, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — в размере одной тысячи рублей.

3. Утратил силу с 1 июля 2002 г.

Комментарий к Ст. 126 Налогового кодекса

Комментируемая статья содержится в главе 16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение» Налогового кодекса Российской Федерации и указывает на санкции, которые будут применены к правонарушителю за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. С точки зрения административной ответственности данный состав правонарушения имеет свое закрепление в ст. 15.6 КоАП РФ. В данном случае в специфике рассматриваемой нами статьи речь идет о налоговой ответственности за одноименное нарушение законодательства о налогах и сборах.

Данный состав можно квалифицировать в общем виде как виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента или других лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.

Данный состав правонарушения определяется как формальный, поскольку общественно опасные последствия в его рамках подразумеваются, но установление их конкретного содержания не является обязательным для привлечения к ответственности.

Размер налогового штрафа устанавливается в абсолютном размере.

Объектом правонарушений, ответственность за которые предусмотрена данной статьей, являются фискальные отношения (общественные отношения в сфере налогообложения и организации налогового контроля), которым причиняется ущерб. Данный состав можно квалифицировать как некое воспрепятствование законной деятельности налоговых органов.

Объективная сторона данного правонарушения, определенного нами как формальное, характеризуется фактом совершения противоправного деяния, а именно в пункте 1 комментируемой статьи таким деянием выступает непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах. Далее часть первая отграничивает состав содержащегося в ней правонарушения от иных статей НК РФ, а именно от ст. 119, характеризующей непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества), от ст. 129.4, регламентирующей неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках и представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках, а также от ст. 129.6, идентифицирующей неправомерное непредставление уведомлений и представление недостоверных сведений в уведомлениях о контролируемых иностранных компаниях, об участии в иностранных компаниях. Более того, пунктом первым отграничивается объективная сторона от пункта 1.1 данной статьи, которая, в свою очередь характеризуется как непредставление налоговому органу документов, предусмотренных п. 5 ст. 25.15 (финансовая отчетность контролируемой иностранной компании или иные документы в случае ее отсутствия, а также аудиторское заключение по вышеупомянутой финансовой отчетности, если личный закон этой контролируемой иностранной компании устанавливает обязательное проведение аудита такой финансовой отчетности) НК РФ, выразившееся в отказе контролирующего лица представить имеющиеся у него документы, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями. Данное вынесение в п. 1.1 такого состава представляется очень важным, поскольку если за пункт 1 ответственность устанавливается в размере 200 рублей, то за совершение правонарушения, вынесенного в п. 1.1, величина взыскания составляет сумму, превышающую штраф за нарушение по п. 1 данной статьи в 500 раз, т.е. 100 000 рублей.

Таким образом, возникает вопрос о том, непредставление каких именно документов и (или) сведений может послужить основанием для привлечения к ответственности по данной статье. В письме Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2012 г. N АС-4-2/19575@ «О доведении информации до налоговых органов» перечислен перечень документов, за непредставление которых возможно привлечение к ответственности в соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ. Такими документами являются: 1) для организаций: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, аудиторское заключение или заключение ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов (если организации, в соответствии с федеральными законами, подлежат обязательному аудиту или обязательной ревизии), пояснительная записка; 2) для общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг): бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о целевом использовании полученных средств; 3) для государственных (муниципальных) учреждений: документы, входящие в состав бухгалтерской отчетности таких учреждений в соответствии с Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений». Также в данном письме содержится информация о том, что налоговые органы при определении размера штрафа по п. 1 ст. 126 НК РФ должны руководствоваться полным перечнем документов, входящих в состав бухгалтерской отчетности конкретной организации, и определять сумму штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный (несвоевременно представленный) документ, который должен входить в состав бухгалтерской отчетности.

Объективная сторона п. 2 характеризуется непредставлением в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике, отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, более того, такое деяние не должно содержать признаков правонарушения, регламентируемого ст. 135.1 НК РФ (то есть непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам (счету инвестиционного товарищества) в налоговый орган). Санкции для данного состава правонарушения установлены в разных размерах: для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, — в размере 1000 рублей, а для организаций и индивидуальных предпринимателей — в размере, превышающем штраф к уплате физическим лицом в 10 раз, то есть 10 000 рублей.

Субъектом данного правонарушения выступает по п. 1 налогоплательщик (лицо, на которое возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы), который может быть как плательщиком сбора непосредственно — физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (для физических лиц возраст привлечения к ответственности наступает по достижении 16 лет) или организация, — так и налоговым агентом (лицом, на которое возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ).

По п. 1.1 комментируемой статьи выделяется особый субъект — контролирующее лицо. По п. 3 ст. 25.13 данный субъект определяется как физическое или юридическое лицо, доля участия которого в организации составляет более 25 процентов, а также физическое или юридическое лицо, доля участия которого в организации (для физических лиц — совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10 процентов, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами РФ, в этой организации (для физических лиц — включая супругов и несовершеннолетних детей) составляет более 50 процентов. П. 5 ст. 25.13 также установлено, что контролирующим лицом организации может быть признано лицо, не отвечающее вышеприведенным признакам, но осуществляющее контроль над такой организацией в своих интересах или в интересах своего супруга и несовершеннолетних детей.

Субъектами по ч. 2 комментируемой статьи признаются организации или индивидуальные предприниматели, а также физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.

Субъективная сторона данного состава правонарушения может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности по всем пунктам.

К статье 126 отсылает статья 93, которая регламентирует истребование документов при проведении налоговой проверки в пункте 4, то есть отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых во время проведения налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ. Что касается ст. 93.1, регламентирующей истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках, она отсылает как к ст. 126, так и к родственной ей ст. 129.1 (комментируемой ниже). Так, в п. 6 ст. 93.1 устанавливается, что отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ, тогда как ответственность по ст. 129.1 влечет неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации. Четкое разграничение ответственности по двум статьям при непредставлении документов и информации контрагентом проверяемого налогоплательщика в порядке ст. 93.1 НК РФ было введено с 1 января 2014 года. Мы полагаем, что законодатель внес изменения в статью, разграничив ответственность по ст. 126 и ст. 129.1 из-за противоречий, сложившихся в судебной практике по этому вопросу. Дело в том, что согласно ранее действовавшей редакции п. 6 ст. 93.1 НК РФ непредставление документов, истребуемых у контрагента проверяемого налогоплательщика или у иных лиц, располагающих документами или информацией о деятельности такого налогоплательщика, влекло ответственность по ст. 129.1 НК РФ, однако налоговые органы, несмотря на прямое указание на ст. 129.1 в тексте Кодекса, за непредставление документов по требованию, выставленному на основании ст. 93.1 НК РФ, привлекали виновных к ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ. Что касается вышеупомянутых противоречий в практике, то ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 17.03.2009 N А33-9821/08-Ф02-942/09 указал на неправомерность взимания штрафа по п. 2 ст. 126 НК РФ в случае непредставления документов, истребованных на основании ст. 93.1 НК РФ, поскольку ст. 93.1 НК РФ прямо предусмотрено привлечение к ответственности по ст. 129.1 НК РФ. Аналогичной позиции придерживались и иные суды (см. Постановления ФАС Дальневосточного округа от 03.06.2013 N Ф03-6629/2012, ФАС Северо-Кавказского округа от 06.02.2013 N А15-1092/2012). Однако ФАС Московского округа в Постановлении от 22.07.2011 N КА-А40/7621-11 признал правомерность взыскания штрафа по п. 2 ст. 126 НК РФ.

Можно предположить, что сведения, речь о которых идет в ст. 126 НК РФ, носят документарный характер, тогда как под сведениями, упомянутыми в ст. 129.1, можно понимать и сообщение сведений или информации устно. Однако, принимая во внимание применение комментируемой статьи к налоговым агентам, можно сказать, что п. 2 ст. 230 указывает, что налоговыми агентами сведения представляются в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или на электронных носителях, а при численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 10 человек налоговые агенты могут представлять сведения на бумажных носителях. Также в письме Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 11 мая 2001 года N БГ-6-18/377@ указано, что при применении к налоговым агентам ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ необходимо учитывать, что каждый документ (справка), касающийся конкретного налогоплательщика, является отдельным документом независимо от способа его представления в налоговый орган: на бумажном или магнитном носителе.

Чем грозит несвоевременная сдача отчетности

То есть к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.5 КоАП РФ, привлекается должностное лицо налогоплательщика-организации за нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета (п. 1.8 письма ФНС России от 16 июля 2013 года N АС-4-2/12705 «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок»).

Отметим, что п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ с 1 января 2014 года действует в новой редакции. В этой редакции ее изложил Федеральный закон от 28.06.2013 N 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (далее – Закон N 134-ФЗ).

2) из положений п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ стало прямо следовать, что штраф рассчитывается от не уплаченной в установленный срок суммы налога.

До 1 января 2014 года была неопределенность в толковании положений п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ. Ранее в п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ был предусмотрен расчет штрафа исходя из неуплаченной суммы налога, что приводило к вопросам о том, на какую дату ее следовало определять.

Так, ВАС РФ указывал, что при применении данной нормы судам следует учитывать, что размер «неуплаченной суммы налога» надлежит определять на момент истечения срока, установленного положениями Налогового кодекса РФ для уплаты соответствующего налога (абз. 2 п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Вместе с тем отсутствие у налогоплательщика недоимки по задекларированному налогу либо суммы налога к уплате по соответствующей декларации не освобождает его от ответственности по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ. В таком случае штраф тоже подлежит взысканию, но в минимальном размере – 1 000 рублей.

Обратите внимание: п. 13 ст. 10 Закона N 134-ФЗ (который изложил в новой редакции п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ) вступил в силу с 1 января 2014 г.

Поскольку обязанность по представлению в налоговый орган налоговой декларации за 2013 г. возникает в 2014 г., в случае ее непредставления в установленный срок применяется ответственность, предусмотренная п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ в редакции Закона N 134-ФЗ (письмо Минфина России от 29 января 2014 года N 03-02-07/1/3242).

Также укажем, что привлечение к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ, осуществляется только после проведения камеральной налоговой проверки данной налоговой декларации. По результатам данной проверки может быть подтверждена сумма налога (сумма по данным налогоплательщика) либо установлен иной размер сумм налога, подлежащих уплате (доплате) на основе этой декларации (сумма по данным налогового органа) (п. 1.6 письма ФНС России от 16 июля 2013 года N АС-4-2/12705 «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок»).

Кроме того, за несвоевременное представление декларации налоговая инспекция может применить к организации меры обеспечительного характера, в частности – вынести решение о приостановлении (блокировке) операций по банковским счетам, а также переводов электронных денежных средств организации.

Приостановление операций по счетам и переводов электронных денежных средств будет отменено решением налогового органа не позднее 1-го дня, следующего за днем представления налогоплательщиком налоговой декларации.

Обратим внимание: хотя в п. 3 ст. 76 Налогового кодекса РФ речь идет только о налогоплательщике-организации, но, учитывая положения п. 11 ст. 76 Налогового кодекса РФ следует, что положения ст. 76 Налогового кодекса РФ применяются также в отношении:

  • приостановления операций по счетам в банках налогового агента — организации и плательщика сбора — организации,
  • по счетам в банках индивидуальных предпринимателей — налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов,
  • по счетам в банках нотариусов, занимающихся частной практикой (адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты), — налогоплательщиков, налоговых агентов,
  • а также в отношении приостановления переводов электронных денежных средств вышеуказанных лиц.

При этом, согласно выводам ВАС РФ следует учитывать, что поскольку п. 3 ст. 76 Налогового кодекса РФ связывает возможность приостановления операций по счетам в банках с несвоевременным представлением налоговых деклараций, а в силу п. 1 ст. 80 Налогового кодекса РФ налоговая декларация может быть представлена только налогоплательщиком, соответствующая мера не может быть применена к налоговому агенту в случае нарушения им сроков представления расчетов, предусмотренных ч. 2 Налогового кодекса РФ (абз. 2, 3 п. 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Также обратим внимание, что нельзя привлекать к ответственности по ст. 119 Налогового кодекса РФ за непредставление (несвоевременное представление) по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в Налоговом кодексе РФ.

Таким образом, к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, привлекается должностное лицо организации за нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налогового расчета либо сведений о среднесписочной численности работников (абз. 2 п. 1.11 письма ФНС России от 16 июля 2013 года N АС-4-2/12705 «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок»).

II. Несвоевременное выполнение плательщиком взносов обязанности по представлению отчетности по форме РСВ-1 ПФР и по форме-4 ФСС влечет применение мер:

б) административной ответственности.

Форма расчета по начисленным и уплаченным взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование (РСВ-1 ПФР) представляет собой отчетность:

  • по начисленным и уплаченным взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование,
  • по персонифицированному учету.
  • по ст. 46 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон N 212-ФЗ);
  • и в соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон N 27-ФЗ).

Также и Расчет по форме-4 ФСС представляет собой отчетность по двум видам обязательного социального страхования:

  • на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством,
  • по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  • по ст. 46 Закона N 212-ФЗ;
  • по ст. 19 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Закон N 125-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 % суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Непредставление страхователем установленной отчетности страховщику в течение более 180 календарных дней по истечении установленного Законом N 125-ФЗ срока представления такой отчетности влечет взыскание штрафа в размере 30 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этой отчетности, и 10 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этой отчетности, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1 000 рублей.

В заключение отметим, что на основании списков лиц, не представивших бухгалтерскую (финансовую) отчетность (а эти списки готовит отдел камеральных проверок налоговой инспекции), налоговый орган привлекает:

  • налогоплательщиков-организаций, не представивших бухгалтерскую отчетность, к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ, и осуществляет производство по делу о налоговом правонарушении в соответствии со ст. 101.4 Налогового кодекса РФ;
  • должностных лиц организаций, не представивших бухгалтерскую отчетность, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ путем составления в установленном порядке протокола об административном правонарушении (п. 1.12 письма ФНС России от 16 июля 2013 года N АС-4-2/12705 «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок»).

За несвоевременное представление бухгалтерской отчетности суд (по заявлению налоговой инспекции) может привлечь должностное лицо организации (например, главного бухгалтера) к административной ответственности в виде штрафа, который составляет от 300 до 500 рублей (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Иванова Елена Николаевна,
Эксперт по налогообложению ООО «Мир Консалтинга»

Разграничение ответственности по НК РФ и КоАП РФ за непредставление сведений для налогового контроля

Е.В. Овчарова,
старший юрист юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры», канд. юрид. наук

Наиболее актуальной проблемой квалификации противоправных деяний, ответственность за которые предусмотрена как в НК РФ, так и в КоАП РФ, является проблема разграничения административной ответственности за непредставление сведений, необходимых для налогового контроля по статьям 126, 129.1 НК РФ и статье 15.6 КоАП РФ.

Административная ответственность за непредставление сведений, необходимых для налогового контроля, предусмотрена в статьях 126 НК РФ, 129.1 НК РФ и в статье 15.6 КоАП РФ. В связи с этим возникают проблемы правовой квалификации правонарушения, выразившегося в непредставлении сведений налоговому органу. В случае неправильной квалификации, то есть неправильного применения нормы НК РФ или КоАП РФ, лицо считается привлеченным к административной ответственности незаконно. На этом основании суд должен отказать налоговому органу в удовлетворении иска о взыскании штрафа по НК РФ.

Правильность такого подхода подтверждается постановлениями Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.12.2002 по делу № А26-4687/02-29 и от 23.01.2003 по делу № А13-6253/02-08. В этих постановлениях суд кассационной инстанции отмечает, что при неправильной квалификации правонарушения, ответственность за которое предусмотрена НК РФ, у налогового органа отсутствует право на переквалификацию по другой статье НК РФ и применение санкции, указанной в решении о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. На этом основании суд кассационной инстанции делает вывод, что при таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции об отказе в иске о взыскании штрафа по НК РФ законно и обоснованно.

При применении административной ответственности за непредставление сведений, необходимых для проведения налогового контроля, часто возникают вопросы: при каких обстоятельствах применяется ответственность по той или иной статье НК РФ и КоАП РФ, где предусмотрена административная ответственность за непредставление сведений налоговым органам, и может ли в таких случаях одновременно применяться ответственность и по НК РФ, и по КоАП РФ?

В законодательстве и в судебной практике разграничение административной ответственности за непредставление сведений налоговым органам проводится следующим образом.

Разграничение ответственности за непредставление документов (сведений) между НК РФ и КоАП РФ

В пункте 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» дано следующее разъяснение арбитражным судам при решении вопроса о соотношении положений КоАП РФ и части первой НК РФ:

«Ответственность за административные правонарушения в области налогов установлена статьями 15.3—15.9 и 15.11 КоАП РФ. Субъектами ответственности согласно данным статьям являются должностные лица организаций.

Поскольку в силу глав 15, 16 и 18 НК РФ в соответствующих случаях субъектами ответственности являются сами организации, а не их должностные лица, привлечение последних к административной ответственности не исключает привлечения организаций к ответственности, установленной НК РФ».

Из этого следует, что при непредставлении организациями документов (сведений), необходимых для налогового контроля, организации привлекаются к ответственности по статье 126 или 129.1 НК РФ, а виновные в непредставлении таких документов (сведений) должностные лица этих организаций одновременно привлекаются к ответственности по статье 15.6 КоАП РФ.

В примечании к статье 2.4 КоАП РФ указано, что по общему правилу индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как должностные лица организаций, если законом не установлено иное. В примечании к статье 15.3 КоАП РФ предусмотрено исключение из этого общего правила для индивидуальных предпринимателей: ответственность, предусмотренная в статьях 15.3—15.9 и 15.11 КоАП РФ, применяется только к должностным лицам организаций.

Из этого можно сделать вывод, что индивидуальные предприниматели при непредставлении ими документов (сведений), необходимых для налогового контроля, привлекаются к административной ответственности по НК РФ, а не по КоАП РФ.

Разграничение ответственности за непредставление документов (сведений), необходимых для налогового контроля, между Налоговым кодексом РФ (статьи 126 и 129.1) и Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 15.6) проводится только по кругу лиц, привлекаемых к ответственности.

К ответственности за непредставление документов (сведений) по НК РФ (статьи 126 и 129.1) привлекаются организации и индивидуальные предприниматели, а по КоАП РФ (ст. 15.6) — должностные лица организаций и, как указано в пункте 1 статьи 15.6 КоАП РФ, физические лица, за исключением индивидуальных предпринимателей.

Разграничение ответственности за непредставление документов (сведений), предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 126 НК РФ

По кругу участников налоговых правоотношений:

• к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ привлекаются организации и индивидуальные предприниматели — налогоплательщики или налоговые агенты;

• к ответственности по пункту 2 статьи 126 НК РФ привлекаются иные организации — не налогоплательщики и не налоговые агенты, а также не банки, представляющие документы в налоговые органы по их требованию.

Такой подход в разграничении ответственности подтверждается судебной практикой. Согласно Постановлению ФАС Волго-Вятского округа от 22.11.2001 по делу № А82-126/2001-А/9 ответственность по пункту 1 статьи 126 НК РФ применяется к налогоплательщикам и налоговым агентам и не может применяться к депозитариям. В соответствии с Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 11.02.2002 по делу № А05-10154/01-529/12 штраф за непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике по пункту 2 статьи 126 НК РФ к налогоплательщику не применяется.

По содержанию обязанностей, за нарушение которых наступает ответственность. Ответственность по пункту 1 статьи 126 НК РФ применяется к налогоплательщикам или налоговым агентам за непредставление документов об уплате налогов или обязанностях налогового агента:

• при непредставлении в налоговый орган документов, когда эта обязанность должна исполняться без требования налоговых органов о представлении документов;

• при нарушении установленного законом срока представления в налоговый орган документов, когда эта обязанность должна исполняться без требования налоговых органов.

(Исключения из этих правил составляют случаи непредставления налоговых деклараций и сведений об открытии и закрытии счетов в банке. В этих случаях ответственность наступает соответственно по статьям 119 и 118 НК РФ — данные нормы являются специальными по сравнению с общей нормой пункта 1 статьи 126 НК РФ.);

• при непредставлении в налоговый орган документов по требованию налогового органа;

• при представлении по требованию налогового органа документов с недостоверными сведениями.

В соответствии с пунктом 19 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации [ сноска 1 ] , несвоевременное уведомление организацией-налогоплательщиком налогового органа о внесении изменений в учредительные документы данной организации влечет взыскание с соответствующей организации штрафа в однократном размере по пункту 1 статьи 126 НК РФ. Обязанность организации-налогоплательщика по уведомлению налогового органа об изменениях в уставных документах в 10-дневный срок с момента регистрации таких изменений предусмотрена в пункте 3 статьи 84 НК РФ. Эта обязанность должна исполняться организацией без какого-либо запроса налогового органа.

Из постановлений ФАС Московского округа от 19.11.2001 по делу № КА-А40/6695-01, ФАС Северо-Западного округа от 20.05.2002 по делу № А 05-12744/01-688/19 следует, что при отсутствии в законе прямой обязанности налогоплательщика или налогового агента представлять определенные документы в налоговый орган в установленный законом срок ответственность по пункту 1 статьи 126 НК РФ применяется только в случае, если соответствующие документы были истребованы у налогоплательщика налоговым органом.

Ответственность по пункту 2 статьи 126 НК РФ применяется к организациям, за исключением налоговых агентов и банков, у которых истребуются документы о других налогоплательщиках:

• при непредставлении в налоговый орган документов по запросу налогового органа;

• при представлении документов с недостоверными сведениями.

Из Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 14.05.2001 по делу № Ф04/1341-237/А03-2001 следует, что ответственность по пункту 2 статьи 126 НК РФ применяется в случаях непредставления в налоговый орган документов по запросу налогового органа.

В целом необходимо отметить, что из содержания ряда постановлений ФАС различных судебных округов следует, что отсутствие у лица истребуемых и запрашиваемых налоговым органом документов исключает его привлечение к ответственности по статье 126 НК РФ (Постановление ФАС Московского округа от 25.10.2002 по делу № КА-А40/7033-02; Постановление ФАС Дальневосточного округа от 16.01.2002 по делу № Ф03-А701-2/2800; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.05.2001 по делу № Ф04/1341-237/А03-2001).

Разграничение ответственности за непредставление документов (сведений), предусмотренных статьями 126 и 129.1 НК РФ

В пункте 18 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации, Президиум ВАС РФ указал, что в силу пункта 1 статьи 129.1 НК РФ лицо может быть привлечено к ответственности за несвоевременное сообщение налоговому органу сведений, которые оно в соответствии с Налоговым кодексом РФ должно сообщить, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 НК РФ. Исходя из этого, ответственность по статье 129.1 НК РФ применяется в случаях, не предусмотренных статьей 126 НК РФ.

К ответственности по статье 129.1 НК РФ привлекаются организации, за исключением налоговых агентов и банков, на которых Налоговым кодексом РФ возложены обязанности представлять в налоговый орган в установленный срок документы (сведения), связанные с исполнением обязанностей уплаты налогов другими налогоплательщиками, без запроса налогового органа.

Ответственность по статье 129.1 НК РФ наступает для этих лиц по истечении срока, установленного НК РФ.

Фактически эта ответственность наступает в случаях, когда обязанность представления сведений и срок ее исполнения прямо предусмотрены НК РФ. Так, в статье 85 НК РФ указано, что организации, ведущие государственную регистрацию организаций, индивидуальных предпринимателей, недвижимого имущества, транспортных средств, а также физических лиц по месту жительства, обязаны сообщать об этом в налоговый орган по месту своего нахождения в течение 10 дней. Организация обязана представить такие сведения в установленный законом срок без запроса налогового органа. За неисполнение обязанности применяется ответственность по статье 129.1 НК РФ. Это подтверждается в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.12.2002 по делу № А56-6946/02, которым удовлетворен иск налогового органа о взыскании с УВД Выборгского района Ленинградской области штрафа в размере 5 тыс. руб. по пункту 2 статьи 129.1 НК РФ за неоднократное несвоевременное сообщение в налоговый орган сведений о регистрации физических лиц по месту жительства.

Исключение из этого правила составляют случаи привлечения к ответственности организаций за непредставление ими сведений в порядке налогового контроля за расходами физического лица, обязанность представления которых без запроса налогового органа предусмотрена в статье 86.2 НК РФ. Эти организации привлекаются к ответственности по статье 126 НК РФ.

Разграничение ответственности за непредставление документов (сведений), предусмотренных частями 1 и 2 статьи 15.6 КоАП РФ

В частях 1 и 2 статьи 15.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность:

• за непредставление в налоговые органы в установленный законом срок документов (сведений), необходимых для налогового контроля;

• за представление в налоговые органы документов (сведений), необходимых для налогового контроля, в неполном объеме;

• за представление в налоговые органы документов (сведений), необходимых для налогового контроля, в искаженном виде.

В части 1 статьи 15.6 КоАП РФ также предусмотрена ответственность за отказ от представления в налоговые органы документов (сведений), необходимых для налогового контроля. Причем ответственность по статье 15.6 КоАП РФ наступает в случаях, когда эта обязанность предусмотрена законом как без запроса налогового органа, так и по его запросу.

Разграничение ответственности за непредставление документов (сведений) по пунктам 1 и 2 статьи 15.6 КоАП РФ фактически проводится только по кругу лиц.

К административной ответственности по части 1 статьи 15.6 КоАП РФ привлекаются:

• физические лица — налогоплательщики, за исключением индивидуальных предпринимателей (см. примечание к статье 15.3 КоАП РФ);

• должностные лица организаций — налогоплательщиков, налоговых агентов. (Исключение составляют случаи непредставления налоговых деклараций и сведений об открытии и закрытии счетов в банке. В этих случаях к должностным лицам организаций-налогоплательщиков применяется ответственность соответственно по статьям 15.5 и 15.4 КоАП РФ, так как указанные нормы являются специальными по сравнению с общей нормой пункта 1 статьи 15.6 КоАП РФ.);

• должностные лица других организаций, на которые возложена обязанность представления документов (сведений) в налоговый орган, за исключением должностных лиц, перечень которых предусмотрен в части 2 статьи 15.6 КоАП РФ.

К административной ответственности по части 2 статьи 15.6 КоАП РФ привлекаются:

• должностные лица органа, проводящего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

• должностные лица органа, выдающего физическим лицам лицензии на право занятия частной практикой;

• должностные лица органа, проводящего регистрацию лиц по месту жительства;

• должностные лица органа, регистрирующего акты гражданского состояния;

• должностные лица органа, ведущего учет и регистрацию имущества и сделок с ним;

• нотариусы или должностные лица, уполномоченные совершать нотариальные действия.

Штрафы по статьям 126 и 129.1 НК РФ и по статье 15.6 КоАП РФ взыскиваются в судебном порядке (п. 7 ст. 114 НК РФ; ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ). Дела о взыскании штрафов по статьям 126 и 129.1 НК РФ рассматриваются в арбитражных судах (глава 26 АПК РФ), а дела о взыскании штрафов по статье 15.6 КоАП РФ — мировыми судьями, при отсутствии мировых судей — судьями районных судов (ст. 23.1 КоАП РФ).

Сложность юридической техники при регламентации административной ответственности за непредставление сведений для налогового контроля и важность сравнительного анализа каждой из норм об установлении такой ответственности в НК РФ и в КоАП РФ для правильной квалификации противоправных деяний свидетельствует о необходимости унификации административной ответственности за правонарушения в налоговой сфере, имеющие одинаковые объект и объективную сторону.

[ сноска 1 ] См.: информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71.

Ключевые слова: административная ответственность, представление сведений, налоговый контроль, привлечение к ответственности, разграничение, administrative liability, holding liable, separation, submission of information, tax control