Специальная компетенция совета федерации рф

Конституционное право России

Учебники для вузов

7.3.4. Компетенция Федерального Собрания

Компетенция парламента складывается из функций (основных направлений деятельности) и полномочий (конкретных прав и обязанностей), которыми он обладает как орган, призванный осуществлять законодательную и представительную власть в конституционном механизме разделения властей.

Мировая практика функционирования парламентских институтов выработала три классические функции, свойственные парламентам:

1) принятие законов;

2) утверждение бюджета;

3) контроль за правительством.

Содержание третьей функции парламента различается в зависимости от существующей в данной стране формы правления. Так, в странах с парламентарной и смешанной формами правления понятие контроля подразумевает в первую очередь институт парламентской ответственности правительства. Президентским республикам такой институт неизвестен. Однако в президентских республиках (как и в парламентарных) существуют другие способы контроля за исполнительной властью. К ним, в частности, относятся: участие парламента в формировании правительства, дебаты по политике, проводимой правительством, парламентские расследования и слушания, депутатские запросы и т. д.

Контрольные функции Федерального Собрания Российской Федерации в отношении Правительства РФ, предоставленные ему Конституцией РФ, сводятся к следующему: Государственная Дума вправе решать вопрос о доверии Правительству РФ (п. «б» ст. 103), однако выражение недоверия Правительству РФ не влечет его автоматическую отставку. Вопрос об отставке Правительства РФ решает Президент РФ (ст. 117); Государственная Дума дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ (п. «а» ст. 103); Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату для осуществления контроля за исполнением бюджета (ч. 5 ст. 101); Правительство РФ представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета (п. «а» ч. 1 ст. 114); депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации вправе обращаться к Правительству РФ с депутатским запросом (ст. 39 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»). Члены Правительства РФ обязаны по приглашению палат Федерального Собрания присутствовать на их заседаниях и отвечать на вопросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в порядке, определенном Регламентами палат (ст. 38 вышеназванного закона).

Компетенция Федерального Собрания, кроме законотворческой функции, которая является исключительным полномочием Федерального Собрания в целом (она будет рассмотрена ниже), реализуется через раздельную (специальную) компетенцию его палат — Государственной Думы и Совета Федерации. Специальная компетенция предусматривает право одной палаты принимать решение по тому или иному вопросу в полном объеме.

В ст. 102 и 103 Конституции РФ содержится перечень вопросов, которые находятся в ведении соответственно Совета Федерации и Государственной Думы.

В компетенцию Совета Федерации входит решение следующих вопросов: 1) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

2) утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения;

3) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

4) назначение выборов Президента РФ;

5) отрешение Президента РФ от должности;

6) назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;

7) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;

8) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

По вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению Совета Федерации, Совет Федерации принимает постановления. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.

В компетенцию Государственной Думы входит решение следующих вопросов:

1) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

2) решение вопроса о доверии Правительству РФ;

3) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;

4) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

5) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

6) объявление амнистии;

7) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

По вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению Государственной Думы, Государственная Дума принимает постановления. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.

Порядок рассмотрения вышеперечисленных вопросов подробно урегулирован Регламентами палат Федерального Собрания.

§ 7. Компетенция Федерального Собрания

Понятие компетенции парламента. Компетенция парламента — это объем полномочий, через которые раскрываются основные функции данного органа государственной власти. Компетенция устанавливается Конституцией РФ исходя из принципа разделе­ния властей. Полномочия парламента не дублируют полномочия исполнительной и судебной властей, они отражают его основное назначение как представительного и законодательного органа.

Парламентам свойственны три классические основные функ­ции, на которых, собственно, и выросла представительная сис­тема:

1) принятие законов;

2) утверждение государственного бюджета;

3) в определенных формах контроль за исполнительной вла­стью.

Две первые функции практически нигде и никогда не подвер­гались сомнению, в то время как третья породила различные подходы. При парламентарных формах правления контроль за исполнительной властью носит многосторонний характер, а глав­ное — включает право парламента принимать вотум недоверия правительству и тем самым отправлять его в отставку. В прези­дентской республике такого права у парламента нет, но парла­мент в разных формах участвует в формировании исполнитель­ных органов государственной власти и имеет определенные воз­можности влиять на исполнительную власть.

Эти классические функции парламента, сложившиеся еще в XVII в., с разными модификациями определяют компетенцию парламентов и в настоящее время. Считается, что именно через эти функции выражается суверенная воля народа, а следователь­но, обеспечивается демократическое правление.

Однако признанием основных функций парламента дело не исчерпывается. Важно также определить его предметную законо­дательную компетенцию, которая составляет главную часть об­щей компетенции любого парламента. Предметная компетенция призвана обозначить круг вопросов, по которым парламент вправе принимать законы. При различных подходах такая предметная компетенция может оказаться абсолютной или ограниченной. В Великобритании, например, для парламента не существует ни­каких ограничений, он вправе принимать любые законы, чем оп­ределяется его безусловное верховенство в системе органов госу­дарства. Формально на аналогичных позициях стояли конституци­онные системы тоталитарных государств. Пример ограниченной компетенции демонстрирует Франция, в Конституции которой закреплен точный перечень вопросов, по которым (и только по которым) парламент вправе принимать законы (за пределами пе­речня — прерогатива правительства). Более того, в этой стране правительство вправе с разрешения парламента издавать ордо­нансы, обычно относимые к сфере законов. Установление в кон­ституциях ряда стран точного перечня вопросов, по которым парламент вправе принимать законы, часто предназначено не для создания препятствий парламенту в рассмотрении других вопро­сов, а для ясного указания на то, что никакой другой орган вла­сти не вправе решать эти вопросы. Иногда парламенту прямо за­прещается вмешиваться в прерогативы исполнительной власти (Колумбия). Но это практика унитарных государств.

В федеративных государствах определение предметной компе­тенции — дело более сложное, поскольку власть разделена не только по горизонтали, но и по вертикали, т. е. между федераци­ей и ее субъектами. Поэтому требуется иметь четкий водораздел между предметами ведения всех законодательных органов. В США, например, Конституция в этих целях исчерпывающе за­крепляет предметную компетенцию Конгресса, оставляя все дру­гие вопросы в ведении штатов. Основной закон ФРГ решает про­блему по-другому: он не только делит вопросы законодательной компетенции между федерацией и ее субъектами (землями), но и предусматривает их совместную компетенцию, т. е. круг вопро­сов, по которым по определенным правилам законодательствуют как федерация, так и земли.

В Российской Федерации предметная законодательная компе­тенция Федерального Собрания конституционно в полном объеме и системно не установлена. Главные ориентиры для определения этой компетенции содержатся в ст. 71 и 72 Конституции РФ, в ко­торых перечисляются вопросы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Од­нако круг вопросов, составляющих понятия «ведение Российской Федерации» и «совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов», шире предметной компетенции Федерального Собра­ния, поскольку по предметам ведения и совместного ведения пра­вовое регулирование осуществляют не только Федеральное Собра­ние, но и другие федеральные органы государственной власти (Президент РФ, Правительство РФ, другие федеральные исполни­тельные органы). Федеральное Собрание не вправе принимать за­коны по вопросам, входящим, согласно Конституции РФ, в ком­петенцию Президента РФ (например, по определению основных направлений внутренней и внешней политики, как это установлено вч. 3 ст. 80 Конституции РФ). Следовательно, Федеральное Собра­ние принимает законы по любым вопросам, входящим в веде­ние РФ и совместное ведение РФ и ее субъектов, если эти вопросы не входят в компетенцию других органов государственной власти и не вторгаются в сферу ведения субъектов Российской Федерации.

Предметная компетенция указана в Конституции РФ и в дру­гой форме. О ней говорят те статьи Основного Закона, в которых Федеральному Собранию прямо предписывается принять феде­ральный конституционный закон или федеральный закон по конкретному вопросу. Например, федеральные конституционные законы принимаются по определению режима военного положе­ния, порядка введения чрезвычайного положения, по установле­нию судебной системы РФ и др. Федеральные законы определя­ют порядок выпуска государственных займов, порядок несения военной службы и др. Тем самым во всех таких статьях Консти­туции РФ закрепляется соответствующее полномочие Федераль­ного Собрания.

Предметная компетенция определяет как бы общую направ­ленность законодательной деятельности Федерального Собрания. Но компетенция палат в этой сфере все же неодинакова. Так, Совет Федерации обязан рассмотреть принятые Государственной Думой законы только по указанным в Конституции РФ вопросам (ст. 106): бюджет, налоги и сборы, война и мир и др. По другим же вопросам рассмотрение Советом Федерации законов, приня­тых Государственной Думой, не обязательно, по истечении опре­деленного срока они могут быть переданы Государственной Ду­мой Президенту РФ на подпись и обнародование и без одобре­ния Советом Федерации (ч. 4 ст. 105).

Так решается проблема предметной компетенции Федераль­ного Собрания в сфере законотворчества. Но каждая из палат Федерального Собрания обладает еще и специальной компетен­цией, прямо установленной Конституцией РФ. Эта специальная конституционная компетенция прежде всего отражает стремле­ние законодателя привлечь к участию в решении наиболее важ­ных вопросов жизни государства органы как исполнительной, так и законодательной и судебной власти. Разделение полномо­чий по решению того или иного вопроса призвано воспрепятст­вовать одностороннему подходу какого-либо одного органа вла­сти и обеспечить взвешенное решение с учетом мнений различ­ных органов власти. Например, в отрешении Президента РФ от власти участвуют следующие органы государственной власти (ка­ждый со своими полномочиями): Государственная Дума, Совет Федерации, Верховный Суд РФ, Конституционный Суд РФ.

Специальная компетенция, кроме того, предусматривает ис­ключительное право одной палаты принимать решение по тому или иному вопросу в полном объеме. Например, только Государ­ственная Дума вправе собственным решением объявить амни­стию. Только Совет Федерации может назначить выборы Прези­дента РФ и т. д. Рассмотрим специальную компетенцию каждой палаты Федерального Собрания.

Специальная компетенция Совета Федерации. Эта компетен­ция, или вопросы ведения Совета Федерации, установлена в ряде статей Конституции (в основном ст. 102) и федеральных законов. Регламент Совета Федерации предусматривает специальный по­рядок рассмотрения каждого такого вопроса.

В компетенцию Совета Федерации входят следующие вопросы.

1. Утверждение изменения границ между субъектами РФ.

Вопрос об изменении границ между субъектами РФ рассмат­ривается Советом Федерации по взаимному согласию субъек­тов РФ, границы между которыми предполагается изменить. Для рассмотрения вопроса об утверждении изменения границ в Совет Федерации представляются соглашение об изменении границ, подписанное высшими должностными лицами и утвержденное законодательными органами каждого из этих субъектов, обосно­вание указанного соглашения, согласованное субъектами РФ, и карта местности. Соглашение об изменении границ между субъ­ектами Российской Федерации прорабатывается в Комитете по делам Федерации и региональной политике. После того как Ко­митет вынесет заключение, проводится заседание Совета Федера­ции, на которое приглашаются полномочные представители за­конодательных и исполнительных органов государственной вла­сти субъектов РФ, границы между которыми предполагается изменить, представители Правительства РФ. Решение об утверждении изменения границ между субъектами РФ принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федера­ции и оформляется постановлением Совета Федерации. Это по­становление является окончательным, оно направляется в зако­нодательные и исполнительные органы соответствующих субъек­тов РФ, а также в федеральные органы исполнительной власти для исполнения.

2. Утверждение указов Президента РФ о введении военного по­ложения и о введении чрезвычайного положения.

Указ Президента РФ о введении на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военного положения или чрезвычайного положения незамедлительно направляется Председателем в комитеты Совета Федерации.

Вопрос об утверждении указа Президента РФ рассматривается Советом Федерации в срок, не превышающий 48 часов для воен­ного положения и 72 часов для чрезвычайного положения. Реше­ние принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется постановлением Совета Феде­рации. Если решение об утверждении указа Президента РФ не набрало большинства голосов от общего числа членов Совета Федерации, указ Президента РФ о введении военного положения или чрезвычайного положения не утверждается, что оформляется постановлением Совета Федерации. Постановление Совета Фе­дерации незамедлительно направляется Президенту РФ и в соот­ветствующие органы исполнительной власти для исполнения.

В случае неутверждения Советом Федерации указа Президен­та РФ действие указа прекращается с момента его обнародования со следующего дня или через 72 часа.

3. Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации.

Этот вопрос решается по предложению Президента РФ. За­ключение по обращению дают комитеты по обороне и безопас­ности и по международным делам или Комитет по СНГ. На засе­дание Совета Федерации приглашаются Президент РФ, Предсе­датель Правительства РФ. Решение принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляет­ся постановлением. Если решение не набрало большинства голо­сов от общего числа членов Совета Федерации, Вооруженные Силы не могут использоваться за пределами территории Россий­ской Федерации, что также оформляется постановлением Совета Федерации. Постановление Совета Федерации в течение двух дней со дня его принятия направляется Президенту РФ.

4. Назначение выборов Президента РФ.

Основанием для рассмотрения Советом Федерации вопроса о назначении выборов Президента РФ может быть истечение срока пребывания Президента РФ в должности, а также досрочное пре­кращение Президентом исполнения полномочий в соответствии с ч. 2 ст. 92 Конституции РФ. Досрочные выборы в случае от­ставки Президента РФ назначаются Советом Федерации в двух­недельный срок с момента досрочного прекращения исполнения полномочий Президентом РФ. Решение о назначении выборов Президента РФ принимается большинством голосов и подлежит опубликованию не позднее чем через пять дней.

5. Отрешение Президента РФ от должности.

Совет Федерации вправе отрешить Президента РФ от должно­сти только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховно­го Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о со­блюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Совет Федерации начинает рассмотрение обвинения Прези­дента РФ в государственной измене или совершении иного тяж­кого преступления после получения из Государственной Думы постановления о выдвижении обвинения против Президента РФ и заключения Верховного Суда РФ о наличии в действиях Пре­зидента РФ признаков преступления. Вместе с постановлением Государственной Думы о выдвижении обвинения против Прези­дента РФ в Совет Федерации направляются заключение специ­альной комиссии, образованной Государственной Думой для оценки обоснованности обвинения, выдвинутого против Прези­дента РФ, и стенограмма заседания Государственной Думы, на котором рассматривался вопрос о выдвижении обвинения против Президента РФ. По получении из Государственной Думы этих документов Председатель Совета Федерации немедленно направ­ляет их в Комитет по конституционному законодательству и су­дебно-правовым вопросам и созывает Совет Федерации для при­нятия решения о направлении запроса в Конституционный Суд РФ для дачи заключения о соблюдении установленного по­рядка выдвижения обвинения.

Вопрос об отрешении Президента РФ от должности без обсу­ждения включается первым в повестку дня заседания, созывае­мого в срок, не превышающий 72 часов с момента получения за­ключения Конституционного Суда РФ. На заседание, на котором предполагается рассмотреть вопрос об отрешении Президен­та РФ от должности, приглашаются Президент РФ, Председатель Государственной Думы, Председатель Правительства РФ, Пред­седатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, члены специальной комиссии, образованной Государ­ственной Думой для оценки обоснованности обвинения, выдви­нутого против Президента РФ.

Рассмотрение вопроса об отрешении Президента РФ начина­ется с сообщения Председателя Государственной Думы об осно­ваниях выдвижения обвинения против Президента РФ. Затем слово предоставляется Председателю Конституционного Су­да РФ для оглашения заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. После этого слово предоставля­ется Председателю Верховного Суда РФ для оглашения заключе­ния о наличии в действиях Президента РФ признаков преступле­ния. После этого заслушивается заключение Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству. Президен­ту РФ либо его представителю может быть предоставлено слово по его желанию.

Постановление об отрешении Президента РФ от должности принимается тайным голосованием с использованием бюллете­ней. Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа членов Совета Федерации, и оформляется постановлением. Если решение Совета Федера­ции об отрешении Президента РФ не набрало необходимого ко­личества голосов, рассмотрение обвинения против Президен­та РФ прекращается, что оформляется также постановлением. Постановление Совета Федерации незамедлительно доводится через средства массовой информации до всеобщего сведения.

В соответствии с ч. 3 ст. 93 Конституции РФ решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдви­жения Государственной Думой обвинения против Президен­та РФ.

6. Назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

Эти конституционные полномочия Совета Федерации допол­няются п. 7 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств, утвержденного Соглашением о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств 6 июля 1992 г., в соответствии С которым судьи Экономического Суда Содружества Независимых Государств назначаются в по­рядке, установленном для назначения судей Высшего Арбитраж­ного Суда РФ.

Кандидатуры для назначения на эти должности представляет Президент РФ. Совет Федерации рассматривает вопросы о на­значении на должность судей в срок не позднее 14 дней с момен­та получения представления. Кандидатуры предварительно обсу­ждаются в Комитете по конституционному законодательству, ко­торый готовит заключение по каждой кандидатуре.

Назначенным на должность судьи считается лицо, получив­шее при тайном голосовании большинство голосов от общего числа членов Совета Федерации. Если кандидатуры, представ­ленные для назначения на должности судей, при голосовании не наберут требуемого количества голосов, то они отклоняются.

После оглашения результатов голосования по кандидатурам судей Конституционного Суда РФ Председатель Совета Федера­ции приводит к присяге лиц, назначенных на должности судей Конституционного Суда РФ. Приведение к присяге проходит в торжественной обстановке при наличии в зале заседаний Госу­дарственного герба Российской Федерации и Государственного флага Российской Федерации. Лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда РФ, произносит текст присяги вслух, стоя на трибуне, положив руку на текст Конституции РФ. Присягу судей Конституционного Суда все находящиеся в зале заседаний заслушивают стоя. Принесение присяги удостоверяет­ся личной подписью судьи под текстом присяги с указанием да­ты ее принесения. Документ остается на хранении в Совете Фе­дерации. Председатель Совета Федерации передает судье мантию как символ судебной власти. После принесения судьями Консти­туционного Суда РФ присяги звучит Государственный гимн Рос­сийской Федерации.

7. Назначение на должность и освобождение от должности Гене­рального прокурора РФ.

Кандидатуру для назначения на должность Генерального про­курора РФ представляет Совету Федерации Президент РФ. Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность Генерального прокурора РФ в течение 30 дней со дня, следующего за днем получения представления Президента РФ. Кандидатура предварительно обсуждается в Комитете по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам, который гото­вит заключение по представленной кандидатуре. Генеральный прокурор РФ считается назначенным на должность, если при тайном голосовании за представленную кандидатуру проголосо­вало большинство от общего числа членов Совета Федерации. Назначение оформляется постановлением Совета Федерации. Если кандидатура, представленная Президентом РФ, при голосо­вании не наберет требуемого количества голосов, Президент РФ в течение 30 дней представляет новую кандидатуру для назначе­ния на должность Генерального прокурора РФ.

Вопрос об освобождении от должности Генерального проку­рора РФ рассматривается Советом Федерации на основании предложения Президента РФ. Если это предложение не набрало большинства голосов от общего числа членов Совета Федерации, оно отклоняется, что оформляется постановлением Совета Феде­рации. Генеральный прокурор РФ считается освобожденным от должности, если в результате тайного голосования за его освобо­ждение от должности проголосовало большинство от общего числа членов Совета Федерации. Освобождение от должности Генерального прокурора РФ также оформляется постановлением Совета Федерации.

При отклонении Советом Федерации кандидатуры, представ­ленной Президентом РФ для назначения на должность Генераль­ного прокурора РФ, или предложения Президента РФ об освобо­ждении от должности Генерального прокурора РФ Совет Феде­рации принимает постановление с предложением Президенту РФ о проведении консультаций с целью устранения возникших раз­ногласий.

Назначение и освобождение заместителей Генерального про­курора проводится в аналогичном порядке, но предложение вно­сит Генеральный прокурор РФ.

8. Назначение на должность и освобождение от должности за­местителя Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов.

Заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации по представлению Президен­та РФ. Предложения о кандидатах на эту должность могут вно­ситься Президенту комитетами и комиссиями Совета Федерации, а также не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации. Кандидатуру для назначения на должность замести­теля Председателя Счетной палаты Президент представляет не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действую­щего заместителя Председателя. В случае досрочного освобожде­ния от должности Президент представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок со дня указанного освобожде­ния. В случае отклонения предложенной кандидатуры Президент в течение двух недель вносит новую кандидатуру. При этом Пре­зидент вправе вновь представить на рассмотрение Совета Феде­рации ту же кандидатуру либо внести другую кандидатуру.

Кандидатуры для назначения на должности аудиторов пред­ставляют комитеты и комиссии Совета Федерации. Вопрос о ли­шении неприкосновенности заместителя Председателя и аудито­ров Счетной палаты, назначенных на должность Советом Феде­рации, решается Советом Федерации по представлению Генерального прокурора РФ.

9. Назначение членов Центральной избирательной комиссии РФ.

В соответствии с Федеральным законом об основных гаранти­ях избирательных чправ граждан Российской Федерации Совет Федерации назначает на должность пять членов Центральной из­бирательной комиссии Российской Федерации. Кандидатуры для назначения на эти должности предлагают Совету Федерации за­конодательные (представительные) и исполнительные органы го­сударственной власти субъектов РФ. Назначение производится тайным голосованием. Назначение на должность членов Цен­тральной избирательной комиссии оформляется постановлением Совета Федерации.

10. Обращение в Конституционный Суд РФ.

В соответствии со ст. 125 Конституции РФ Совет Федерации может обратиться в Конституционный Суд РФ с запросами о со­ответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Государственной Думы, Правительства РФ и ряда других правовых актов. Не может быть направлено в Кон­ституционный Суд РФ обращение Совета Федерации, по предме­ту которого Конституционным Судом ранее было вынесено по­становление, сохраняющее свою силу.

Совет Федерации принимает постановление о направлении запроса или ходатайства Совета Федерации в Конституционный Суд, а также постановление о назначении официального представителя (представителей) при рассмотрении обращения Совета Федерации в Конституционном Суде РФ.

Согласно Конституции РФ запрос о соответствии Конститу­ции нормативных актов и договоров может быть направлен в Конституционный Суд РФ не только палатой, но и одной пятой членов Совета Федерации. В этом случае запрос подписывается членами Совета Федерации, направляющими его в Конституци­онный Суд, с указанием фамилии, имени, отчества, субъекта РФ, который они представляют.

Регламентом также установлен порядок назначения Советом Федерации членов Высшей квалификационной коллегии су­дей РФ — представителей общественности, порядок рассмотре­ния вопросов внешней политики и межпарламентского сотруд­ничества, порядок консультаций по вопросам о назначении и об отзыве дипломатических представителей, порядок принятия Рег­ламента и внесения в него изменений и дополнений.

Компетенция Федерального Собрания

Компетенция парламента складывается из функций (основных направлений деятельности) и полномочий (конкретных прав и обязанностей), которыми он обладает как орган, призванный осуществлять законодательную и представительную власть в конституционном механизме разделения властей.

Мировая практика функционирования парламентских институтов выработала три классические функции, свойственные парламентам:

1) принятие законов;

2) утверждение бюджета;

3) контроль за правительством.

Контрольные функции Федерального Собрания РФ в отношении Правительства РФ, предоставленные ему Конституцией РФ, сводятся к следующему: Государственная Дума вправе решать вопрос о доверии Правительству РФ (п. «б» ст. 103), однако выражение недоверия Правительству РФ не влечет его автоматическую отставку. Вопрос об отставке Правительства РФ решает Президент РФ (ст. 117); Государственная Дума дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ (п. «а» ст. 103); Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату для осуществления контроля за исполнением бюджета (ч. 5 ст. 101); Правительство РФ представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета (п. «а» ч. 1 ст. 114); депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации вправе обращаться к Правительству РФ с депутатским запросом (ст. 39 Федерального конституционного закона «О Правительстве РФ»). Члены Правительства РФ обязаны по приглашению палат Федерального Собрания присутствовать на их заседаниях и отвечать на вопросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в порядке, определенном Регламентами палат (ст. 38 вышеназванного Закона).

Компетенция Федерального Собрания, кроме законотворческой функции, которая является исключительным полномочием Федерального Собрания в целом (она будет рассмотрена ниже), реализуется через раздельную (специальную) компетенцию его палат — Государственной Думы и Совета Федерации. Специальная компетенция предусматривает право одной палаты принимать решение по тому или иному вопросу в полном объеме.

В ст. 102 и 103 Конституции РФ содержится перечень вопросов, которые находятся в ведении соответственно Совета Федерации и Государственной Думы. Компетенция Совета Федерации

В компетенцию Совета Федерации входит решение следующих вопросов:

1) утверждение изменения границ между субъектами РФ;

2) утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения;

3) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;

4) назначение выборов Президента РФ;

5) отрешение Президента РФ от должности;

6) назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;

7) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;

8) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

По вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению Совета Федерации, Совет Федерации принимает постановления. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.

Дата добавления: 2015-08-05 ; просмотров: 113 ; Нарушение авторских прав

Компетенция Совета Федерации Федерального Собрания РФ

Различный характер состава и компетенции палат Федерального Собрания обусловливает их неодинаковую структуру.

Совет Федерации выбирает Председателя и его заместителей, кото­рые не могут быть представителями одного субъекта Федерации. Срок их полномочий не установлен, тем не менее по решению «верхней» па­латы возможно переизбрание. Председатель Совета Федерации ведет заседания палаты, ведает внутренним распорядком, направляет в коми­теты законопроекты, представляет палату во взаимоотношениях с дру­гими органами государственной власти РФ и зарубежных государств. Все члены Совета Федерации обязаны войти в один из комитетов своей палаты, численный состав которого должен быть не менее 10 че­ловек. Назначение комитетов заключается в экспертной оценке зако­нопроектов, внесении в них различных поправок. Среди комитетов Совета Федерации есть комитеты по социальной политике, по делам СНГ, по ?ам безопасности и обороны и др. Совет Федерации также создает различные постоянные (по регламенту и парламентским процедурам, мандатные) и временные (в связи с каким-либо значи­мым событием) комиссии.

Заседания Совета Федерации проводятся в период с 1 октября по 31 июля. Они правомочны, если на них присутствует более половины от общего числа членов Совета Федерации.

Совет Федерации, условно называемый «верхней» палатой россий­ского парламента, наделяется специальной конституционной компе­тенцией, которая способствует привлечению его к решению наиболее важных ?ов жизни государства и общества. К полномочиям Совета Федерации относится назначение на долж­ность всех высших должностных лиц государства, которые представ­ляют судебную власть: судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также Генерального про­курора РФ. Совет Федерации, как и Государственная Дума, назначает на должность и освобождает от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половину состава его аудиторов.

Следующие полномочия Совета Федерации относятся к неорди­нарным ситуациям: решение ?а о возможности использовать Во­оруженные Силы РФ за пределами территории РФ, утверждение указов Президента РФ о введении чрезвычайного и военного положения.

Как орган представительства всех российских субъектов Совет Фе­дерации утверждает изменения границ между ними, при этом необхо­димо учитывать интересы не только тех регионов, чьи границы изме­няются, но и всей России в целом.

Законотворческая деятельность Совета Федерации составляет не­малую часть его работы. Все законы, принятые Государственной Ду­мой, обязательно направляются в Совет Федерации на рассмотрение в течение пяти дней.

В соот со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмот­рению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Ду­мой федеральные законы по ?ам:

б)федеральных налогов и сборов;

в)финансового, валютного, кредитного, таможенного регулиро­вания, денежной эмиссии;

д)ратификации и денонсации международных договоров РФ;

В отношении остальных законов Совет Федерации решает сам, не­обходимо ли их рассматривать. Если закон не выносится на рассмотре­ние палаты, то по истечении 14 дней он считается одобренным Сове­том Федерации.

Члены Совета Федерации и весь Совет Федерации являются субъ­ектами права законодательной инициативы и могут вносить законо­проекты или поправки к законам в Государственную Думу.

Если Совет Федерации в установленный срок отклонит закон, принятый Государственной Думой, то для преодоления возникших разногласий из депутатов Совета Федерации и Государственной Думы создается согласительная комиссия для выработки согласованных предложений, которые затем выносятся на обсуждение Государственной Думы. Если они не принимаются, то Государственная Дума может принять спорный закон двумя третями голосов и направить его на подпись Президенту РФ.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Специальная компетенция совета федерации рф

Специальная компетенция Совета Федерации

Кроме законотворческой деятельности, Совет Федерации обладает также рядом других полномочий, установленных Конституции и федеральными законами. Регламент Совета Федерации предусматривает специальный порядок рассмотрения каждого такого вопроса.

Согласно ст. 102 Конституции, к ведению Совета Федерации относятся утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; утверждение указов Президента Российской Федерации о введении военного и чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами ее территории; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. М., 2008. С. 184..

В соответствии со ст. 101 Конституции Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются Федеральным законом от 11 января 1995 г. «О Счетной палате Российской Федерации» См.: О Счетной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 11.01.1995 № 4-ФЗ (ред. от 05.04.2010) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 3. Ст. 167..

Совет Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов.

Совет Федерации назначает на должность судей Экономического Суда Содружества Независимых Государств. В соответствии с п. 7 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государства, утвержденного Соглашением о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств 6 июля 1992 г., судьи Экономического Суда назначаются в порядке, установленном для назначения судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» См.: Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон: от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 04.10.2010) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 24. Ст. 2253. Совет Федерации рассматривает предложения Президента Российской Федерации и готовит заключение о назначении или отзыве дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Порядок деятельности Совета Федерации, его органов и должностных лиц определяется Конституцией РФ, федеральными законами, регламентом Совета Федерации, принятым Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, и решениями Совета Федерации.

Деятельность Совета Федерации основывается на принципах коллективного свободного обсуждения и решения вопросов. Основной формой работы Совета Федерации являются его заседания, проводимые открыто.

В случаях, предусмотренных Регламентом Совета Федерации, палата вправе проводить закрытые заседания.

Совет Федерации избирает из своего состава тайным голосованием Председателя Совета Федерации и его заместителей. Председатель и его заместители не могут быть представителями одного субъекта Российской Федерации.

Для обеспечения оперативного и коллегиального обсуждения неотложных вопросов деятельности Совета Федерации, связанных с его постоянным функционированием, образуется Совет палаты, являющийся постоянно действующим коллегиальным органом Совета Федерации.

В его состав входят Председатель Совета Федерации, его заместители, председатели комитетов Совета Федерации и Комиссии по регламенту и парламентским процедурам.

Председатель Совета Федерации, в частности, представляет на рассмотрение Совета палаты проект повестки дня ее заседания; организует работу Совета палаты; ведет заседание палаты; подписывает постановления Совета Федерации; созывает, в том числе по предложению Президента РФ, Правительства РФ, субъекта РФ либо по предложению комитета Совета Федерации, группы членов Совета Федерации численностью не менее одной пятой от общего числа его членов, внеочередное заседание палаты; ведает внутренним распорядком деятельности палаты; направляет для рассмотрения в соответствующие комитеты Совета Федерации законы, принятые Государственной Думой, а также законопроекты, которые предполагается внести в Государственную Думу; направляет Президенту РФ для подписания и опубликования федеральные конституционные и федеральные законы, принятые Государственной Думой, после их одобрения Советом Федерации; решает вопросы распределения обязанностей между своими заместителями; представляет палату во взаимоотношениях с органами государственной власти Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, общественными объединениями, а также с парламентами зарубежных государств; решает иные вопросы организации деятельности Совета Федерации.

Заместители Председателя замещают Председателя в его отсутствие, а также осуществляют другие полномочия по вопросам внутреннего распорядка деятельности палаты в соответствии с распределением обязанностей между ними.

Председатель Совета Федерации и его заместители могут быть освобождены от занимаемых должностей решением Совета Федерации, принимаемым большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов палаты.

В компетенцию Совета Федерации входит назначение и освобождение от должности некоторых лиц, а также Президента Российской Федерации См.: Габричидзе, Б.Н. Конституционное право Российской Федерации / Б.Н. Габричидзе. М., 2007. С. 298..

Основанием для рассмотрения Советом Федерации вопроса о назначении выборов Президента Российской Федерации может быть истечение срока пребывания Президента в должности, а также досрочное прекращение Президентом исполнения полномочий в соответствии ч. 2 ст. 92 Конституции Российской Федерации. Такими условиями досрочного прекращения Президентом своих обязанностей могут быть:

— стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

— отрешение от должности.

В этом случае Совет Федерации должен в недельный срок с момента досрочного прекращения исполнения полномочий Президентом, назначить досрочные выборы.

На основании выдвинутого Государственной Думой обвинение в государственной измене или совершение иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения, Совет Федерации вправе отрешить Президента Российской Федерации от должности.

Вопрос об отрешении Президента Российской Федерации от должности без обсуждения должен быть включен первым в повестку дня заседания, созываемого в срок, не превышающий 72 часов с момента получения заключения Конституционного Суда Российской Федерации. Отрешение Президента от должности производится в соответствии со специальной предусмотренной законом процессуальной процедурой.

Решение об отрешении Президента от должности принимается Советом Федерации при тайном голосовании.

Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа членов Совета Федерации.

Решение Совета Федерации, оформленные, в виде постановления должно быть доведено незамедлительно до всеобщего сведения через средства массовой информации.

Совет Федерации назначает также на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Кандидатуры для назначения для этой должности представляет Президент Российской Федерации. Совет Федерации должен рассмотреть представление о назначении судей срок непозднее четырнадцати дней с момента получения представления.

Кандидатуры предварительно обсуждаются в Комитете по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам, действующим при Совете Федерации.

Назначенным на должность судьи считается лицо, получившее при тайном голосовании большинство голосов от общего числа членов Совета Федерации См.: Орехова, Р.Г. Конституционное право России / Р.Г. Орехова. М., 2006. С. 109..

В компетенцию Совета Федерации входит также назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации, заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации и половины состава ее аудиторов. Кандидатуру для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации представляет Совету Федерации Президент Российской Федерации.

Данное представление должно быть рассмотрено в Совете Федерации в течение 30 дней со дня, следующего за днем получения представления.

Кандидатура должна быть утверждена большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации в результате тайного голосования.

Если кандидатура при голосовании не наберет требуемого количества голосов, то Президент Российской Федерации должен предоставить в Совет Федерации новую кандидатуру.

Вопрос об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации рассматривается Советом Федерации также на основании предложения Президента Российской Федерации. Генеральный прокурор будет считаться освобожденным от должности, если в результате тайного голосования за его освобождение от должности проголосовало большинство от общего числа членов Совета Федерации.

При отклонении Советом Федерации кандидатуры, представленной Президентом или предложения об освобождении от должности Генерального прокурора, Совет Федерации принимает постановление с предложением Президенту Российской Федерации о проведении консультаций с целью устранения возникших разногласий.

Кандидатуры на должность заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов представляет Комитет Совета Федерации по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию, денежной эмиссии, налоговой политике и таможенному регулированию.

Кандидат будет считаться назначенным, если за него проголосует большинство от общего числа членов Совета Федерации.

Лишение, неприкосновенности заместителя Председателя Счетной палаты и аудиторов Счетной палаты осуществляется Советом Федерации по предоставлению Генерального прокурора.

Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты Российской Федерации и второй половины состава ее аудиторов осуществляется Государственной Думы.

Совет Федерации также в соответствии со ст. 12 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» назначает на должность пять членов центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Назначение производится тайным голосованием и оформляется постановлением.

Совет Федерации также в пределах своих полномочий вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента, Государственной Думы, Правительства, а также некоторых других правовых актов не может быть направлено в Конституционный Суд Российской Федерации, обращение Совета Федерации, по предмету которого Конституционный Суд ранее уже вынес постановление, сохраняющее свою силу.

К специальной компетенции Совета Федерации относится решение вопроса об изменении границ между субъектами Российской Федерации, которое осуществляется по взаимному согласию субъектов Российской Федерации, границы между которыми предполагается изменить. Соглашение об изменении границ между субъектами Российской Федерации предварительно должно прорабатываться в Комитете по делам федерации, федеративному договору и региональной политике См.: Баглай, М.В. Конституционное право России / М.В. Баглай. М., 2008. С. 193..

Решение об утверждении изменения границ между субъектами Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется постановлением.

Это постановление является окончательным, оно направляется в законодательные и исполнительные органы государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, а также в федеральные органы исполнительной власти для исполнения.

Также в Совете Федерации утверждается Указ Президента Российской Федерации о введении на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военного положения или чрезвычайного положения.

Указ должен быть незамедлительно направлен в Совет Федерации после его подписания Президентом.

Если чрезвычайное положение вводится Президентом Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации, то вместе с указом Президента Российской Федерации в Совет Федерации направляется документ, подтверждающий согласие органов государственной власти субъекта Российской Федерации на введение на его территории чрезвычайного положения.

Данный вопрос должен быть рассмотрен в срок, не позднее 72 часов с момента предоставления в палату соответствующего указа решение принимается большинством голосов.

Перечень вопросов, относящихся к введению Совета Федерации и изложенных в ст.102 п. 1 Конституции Российской Федерации не является исчерпывающим.

В Конституции предусмотрены и иные полномочия Совета Федерации.

К ним, например, относятся такие полномочия, как: принимать свой регламент и решать вопросы внутреннего распорядка своей деятельности (ст.101 и др.). Нужно отметить, что другие полномочия Совета Федерации могут устанавливаться и федеральными законами.

Характер полномочий закрепленных за Советом Федерации, вытекает из специфики заложенного в этом органе принципа представительства.

Именно в лице Совета Федерации наиболее отчетливо проявляется влияние федеративного устройства России на организацию государственной власти и деятельность органов государственной власти на федеральном уровне.

Равное представительство от субъектов Российской Федерации в данной палате парламента создает возможности максимального учета позиции всех субъектов Российской Федерации при принятии важнейших конституционно-правовых решений.

Все вопросы введения Совета Федерации перечисленные ч. 1 ст. 102 Конституции, составляют предмет исключительного ведения Совета Федерации. Ни какой другой орган кроме Совета Федерации, не вправе принять по ним решения.

Согласно ст. 64 Регламента Совета Федерации, Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации, а также по вопросам организации внутренней деятельности Совета Федерации (назначение руководителей комитетов палаты, обеспечение деятельности членов Совета Федерации и т. д.).

Совет Федерации может принять постановление в целом, принять проект постановления за основу, рассмотреть его в двух чтениях, отклонить или отложить обсуждение.