Сп малые предприятия

Малые предприятия в 2018 году — какие компании попадают в эту категорию

В 2018 году действует Постановление Правительства N 265 о предельных значениях дохода от предпринимательской деятельности. В нем указаны лимиты доходов для субъектов малого и среднего предпринимательства. До 1 августа 2016 года для определения того, подходит ли компания под критерии такого предприятия, оценивалась выручка от реализации. Теперь используется более широкое понятие «доход от предпринимательской деятельности».

В расчет берется не только выручка с продаж, а все доходы по налоговому учету. Разберемся, какие организации и ИП в 2018 подходят под определение малого бизнеса.

Основные критерии определения малого предприятия 2018

С 1 августа 2016 в расчет максимального размера доходов за прошедший год включается не просто вся выручка по кассе, а все доходы согласно налоговой декларации. Приведем критерии в виде таблицы:

Доля участия других лиц в капитале

Доля участия государственных образований (РФ, субъектов РФ, муниципальных образований), общественных и религиозных организаций и фондов не более 25% в сумме.

Доля участия обычных юридических лиц (в том числе иностранных) не более 49% в сумме.

Доля участия юрлиц, которые сами субъекты малого и среднего предпринимательства, не ограничена.

Количество работников в 2018 году определяется на основании среднесписочной численности, отчет по которой предоставляется ежегодно в налоговую инспекцию.

Что касается долей в уставном капитале, то ФЗ N 209 от 24.07.2007 предусматривает исключения. Лимиты не распространяются на:

  • акционеров высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;
  • участников проекта «Сколково»;
  • компании, которые практически применяют новейшие технологии, разработанные их учредителями — бюджетными или научными учреждениями;
  • компании, учредители которых включены в правительственный перечень лиц, оказывающих господдержку инновационной деятельности.

Единый реестр малых и средних предприятий

С 1 августа 2016 года создан единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Его формирует Налоговая служба самостоятельно на основании отчетности субъектов малого бизнеса:

  • сведений о доходах;
  • среднесписочной численности сотрудников;
  • данных из Единого госреестра юридических лиц и Единого госреестра индивидуальных предпринимателей;
  • информации от других государственных органов.

Для того чтобы попасть в реестр, руководителям малых компаний и предпринимателям ничего делать не нужно. Доступ к списку малых и средних предприятий можно получить на сайте ФНС. Проверить, есть ли информация о вашем бизнесе в едином реестре МСП, можно уже сейчас. Достаточно ввести ИНН, ОГРН, ОГРНИП, название фирмы или ФИО ИП (что-то одно) в строку поиска. В добровольно-заявительном порядке можно дополнить информацию: сообщить о своей продукции, заключенных контрактах, участии в программах партнерства. Если данных о вашем малом или среднем бизнесе нет в реестре или они некорректны, подайте заявку на проверку с указанием верных сведений. Организации и предприниматели, сведения о которых будут отсутствовать в реестре, лишаются возможности использовать льготы, предусмотренные для МСП.

Льготы для малых предприятий в 2018 году

Небольшие компании и ИП, попадающие под перечисленные критерии, в 2018-м пользуются определенными льготами.

  • Они могут не устанавливать лимит наличных средств, находящихся в кассе (п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У). За хранение наличных в кассе свыше определенной суммы предусмотрен штраф по ст. 15.1 КоАП. Субъекты малого бизнеса могут держать в кассе деньги в любом количестве. Правда, если лимит наличных до этого был установлен на предприятии, то его необходимо отменить — издать соответствующий приказ. Приказ можно оформить в любой момент — у этого типа предприятий есть такое право.
  • Ведут в 2018-м упрощенный бухгалтерский учет (п. 4 ст. 6 ФЗ N 402). Для ИП эта льгота не актуальна, поскольку они и так освобождены от обязанности вести бухучет. А вот компании амортизацию вправе начислять один раз в год, а не каждый месяц. Материальные производственные затраты списывать в полной сумме сразу, а не по мере использования. В каждом ПБУ перечислены упрощенные способы ведения учета, которыми пользуются льготники. Микропредприятия могут даже вести бухгалтерский учет сплошным методом регистрации хозяйственных операций. Важно! Льготы по ведению бухучета не распространяются на акционерные общества и ООО с доходами свыше 800 млн. рублей, так как для этих компаний обязательно проведение аудита.
  • Получают в 2018-м субсидии от региональных властей — для спецрежимников регионы снижают налоговые ставки. Также для малого бизнеса на уровне регионов предусмотрены льготы по налогу на имущество.
  • Субъекты такого предпринимательства в 2018-м имеют преимущественное право покупки государственной и муниципальной недвижимости, которая находится у них в аренде (ФЗ от 29.06.2015 N 158).
  • Микропредприятия вправе полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов, таких как правила внутреннего распорядка, графики сменности, положения о премировании и т.д. Но в таком случае работодатель включает все необходимые условия в трудовой договор с сотрудником. Такие трудовые договоры должны заключаться по типовой форме, которая утверждена Постановлением Правительства от 27.08.2016 N 585. Однако при утрате статуса микропредприятия работодатель в течение 4 месяцев должен будет восстановить все локальные нормативные акты.

Проверки малых предприятий 2018

Для таких предприятий действуют сокращенные сроки проведения проверок. Любой контролирующий орган может проверять субъект малого бизнеса не дольше 50 часов в год. А для микропредприятий максимальный срок — 15 часов в год.

В течение 2 лет (с 1 января 2016 до 31 декабря 2018) «малышам» предоставлены надзорные каникулы. В это время практически никакие проверки не грозят вашему бизнесу. К вам не придут санэпидемнадзор и пожарная инспекция. У вас не проверят лицензию на деятельность. Такую льготу для небольших компаний и ИП установил ФЗ от 13.07.2015. Но это касается только плановых проверок. Если поступит жалоба от потребителя или у госорганов появится информация о нарушении фирмой закона, проверяющие придут с ревизией.

Налоговые каникулы в регионах

Еще одним бонусом для ИП, попадающих под критерии такого бизнеса, в 2018-м является возможность получить двухлетние налоговые каникулы. Такое право имеют предприниматели, которые регистрируются впервые, занимаются производственной, научной или социальной деятельностью либо оказывают услуги населению. Но для этого власти региона должны принять соответствующий закон.

Подтверждение статуса малым предприятиям не требуется

Такое предприятие не нужно отдельно регистрировать и получать подтверждения того, что ваша фирма им является. Статус в дальнейшем также сохраняется автоматически. Достаточно того, что фирма или предприниматель соответствует перечисленным условиям. Причем даже если в течение одного или двух лет вы превысите установленные лимиты, статус предприятия сохранится. Изменение статуса происходит, только когда максимальные показатели количества сотрудников, величины доходов или долей в капитале не соблюдаются три календарных года, идущих подряд (ч. 4 ст. 4 ФЗ N 209). В реестре, как уже было сказано выше, первые изменения статусов произойдут только в 2019 году. Однако для новых организаций и ИП действуют новые критерии и порядок учета в реестре.

Совместные и малые предприятия

Главная > Лекция >Экономическая теория

Совместные и малые предприятия.

Совместные предприятия (СП) – хозяйственные организации, созданные предприятиями РБ с партнерами из зарубежных стран. Согласно закону » Об иностранных инвестициях на территории РБ» совместные предприятия создаются в форме акционерных обществ, АО с ограниченной ответственностью или в других формах.

В создании принимают участие физические и юридические лица, государство в лице уполномоченных органов (в результате совместное предприятие базируется на смешанной форме собственности).

Совместное предприятие имеет право заниматься любым видом деятельности, не запрещенным государством.

Имущество предприятия, продукция, прибыль, полученная совместным предприятием после уплаты налогов и других платежей, распределяется между учредителями пропорционально их долям в уставном фонде.

Основные принципы деятельности СП.

Объединение капитала, принадлежащего лицам или предприятиям различных государств.

Совместное управление предприятием посредством разделения управленческих функций между партнерами.

Совместное несение рисков.

Совместное участие в прибылях.

В соответствии с законом РБ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РБ» под субъектами малого предпринимательства понимаются предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и юридическое лицо со следующей среднесписочной численностью работников:

в промышленности и на транспорте – до 100 человек;

в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – до 60 человек;

в строительстве и торговле – до 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – до 30 человек;

в других отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек.

Малые предприятия отличаются гибкостью, способностью быстро переориентироваться на новые потребности, значительно повысить эффективность используемых ресурсов.

Размер малого предприятия определяется различными показателями:

объемом производимой продукции;

В современной ситуации в РБ малому бизнесу необходима финансовая поддержка и создание инфраструктуры, поддерживающей его развития.

Финансовая поддержка предпринимательства осуществляется из республиканского бюджета, местных бюджетов, из Фонда содействия занятости населения и других источников.

К инфраструктуре, поддерживающей развитие малого бизнеса, относится: специальные фонды; специальные банки, обслуживающие малый бизнес, или кредитные линии; инновационные центры; научно-технологические парки; информационные центры; общественные и государственные организации и т.д.

В РБ в соответствии с Программой развития ООН (ПРООН) реализуется проект «Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства в РБ». В настоящее время в Беларуси созданы 61 центр поддержки предпринимательства, 9 бизнес-инкубаторов и 2 научно-технологических парка. Создается Национальный центр технологического трансфера, цель которого – оказывать помощь в передаче и использовании новых технологий.

Малые и совместные предприятия;

Сектор Малого предпринимательства является не­отъемлемым, объективно необходимым элементом лю­бой развитой хозяйственной системы. В секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основ­ная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для малого и среднего бизнеса.

Развитие малого предпринимательства оказывает значительное влияние на:

. формирование конкурентной среды;

. внедрение новых технологий;

. освоение новых рынков, которые крупные компа­нии считают недостаточно емкими, расширяя, тем са­мым,

ассортимент потребительских товаров;

. рост занятости населения;

. защиту окружающей среды;

. стимулирование повышения эффективности произ­водства крупных компаний (косвенным образом) и т.Д.

Возникновение и существование малых предпри­ятий возможно благодаря следующим условиям:

. региональная дифференциация рынка;

. необходимость специализированного ремесла;

. важность персонального обслуживания;

. оперативность и гибкость структур и др.

Назначение малого бизнеса в экономической систем государства состоит в том, что он помогает строить свя­зи

крупного бизнеса с потребителями. Кроме того, ма­лые предприятия являются поставщиками крупных корпораций, для которых экономически не выгодны производство различных деталей и полуфабрикатов, предоставление услуг, обслуживание и ремонт и т,.д.

Ученые разных стран предпринимали попытки, уста­новить единые критерии разграничения предприятий, но не смогли добиться успеха. Причина – некоторые национальные особенности функционирования экономик разных стран:

. статистическая структуризация экономик;

. содержание экономического и социального законодательства; , ‘

. претензии на получение льгот со стороны государ­ства

. масштабы хозяйствования и емкость рынка и др.

Один из самых авторитетных экономистов австрий­ский ученый Х. Плайтнер в качестве основных при­знаков малых предприятий предложил следующие:

1. Предприятие представлено личностью самого предпринимателя, который является руководителем, а часто и собственником.

2. Предприятие изготавливает продукцию по инди­видуальным желаниям покупателей.

3. Контакты между руководством и сотрудниками тесны и неформальны.

4. Предприятие располагает сетью личных контактов с покупателями, поставщиками и имеет известность.

5. Организация производства незначительно форма­лизована.

6. Предприятие может быстро реагировать на изме­нения окружающей среды.

В разных странах существуют различные критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства. Общеупотребительные:

. средняя численность персонала (занятых работни­ков);

. размер уставного капитала;

. объем оборота (прибыли, дохода).

По данным Мирового банка, общее число показате­лей, по которым предприятия относятся к субъектам малого

предпринимательства, превышает 50.

Международная Организация экономического со­трудничества и развития (ОЭСР), в которую входят эко­номически высокоразвитые страны, приводит следую­щую :классификацию предприятий по численности:

.. до 19 чел. — весьма малые;

. до 99 чел. — малые;

. от 100 до 499 чел. — средние;

. свыше 500 чел. — крупные.

Одной из причин значительных колебаний конкретных границ структур, относимых к малым в разных странах, следует считать влияние удельного веса крупных формиро­ваний в экономике соответствующих государств. Там, где уровень монополизации высокий, верхняя граница малого бизнеса наблюдается выше и наоборот (табл. 1.6).

Таблица 1.6. Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в развитых странах

Как видно из таблицы, наиболее общим показателем, на основе которого те или иные субъекты хозяйствования относятся к субъектам малого предпринимательства, яв­ляется численность персонала (занятых работников). Не является исключением и Республика Беларусь.

Малое предпринимательство в Беларуси в соответ­ствии с законодательством существует в двух формах: юридические лица и индивидуальные предприниматели. К малым предприятиям в нашей стране относят предпри­ятия со среднесписочной численностью работников:

. в промышленности и на транспорте — до 100 чел.;

. в сельском хозяйстве и научно-производственной сфере — до 60 чел.; .’

. в строительстве и оптовой торговле — до 50 чел.;

. в других отраслях производственной сферы, обще­ственном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговле — до 30 чел.;

. в других отраслях непроизводственной сферы — до 25 чел.

Малые предприятия и предприниматели, осущест­вляющие свою деятельность без образования юридичес­кого лица, занимающиеся несколькими видами де­ятельности, относятся к субъектам малого предприни­мательства по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в объеме реализации продукции (работ, услуг) за квартал.

Среднесписочная численность работников субъектов малого предпринимательства определяется за квартал в соответствии с порядком, утверждаемым органом, отве­чающим за реализацию государственной политики в об­ласти статистики.

В случае превышения субъектом малого предприни­мательства установленной среднесписочной численнос­ти работников он лишается льгот, предусмотренных ­законодательством, на весь квартал, в котором допущено указанное превышение.

Российским законодательством определены два кри­терия для отнесения к категории «малых предпри­ятий»: численность занятых и удельный вес в учреди­тельском капитале.

В Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» к чис­лу малых предприятий относятся предприятия с пре­дельной численностью работающих в:

. промышленности, строительстве и на транспорте­100 чел.;

. сельском хозяйстве и научно»технической сфере ­60 чел.;

. оптовой торговле — 50 чел.;

. розничной торговле и бытовом обслуживании — 30чел.;

. остальных отраслях и других видах деятельности ­- 50 чел.

Назначение малого бизнеса в экономической системе государства состоит в том, что он помогает строить свя­зи крупного бизнеса с потребителями. Кроме того, ма­лые предприятия являются поставщиками крупных корпораций, для которых экономически не выгодны производство различных деталей и полуфабрикатов, предоставление услуг, обслуживание и ремонт и Т.д.

Субъекты малого предпринимательства обладают рядом преимуществ перед крупными структурами, ос­новными из них являются:

. гибкость и мобильность принятии оперативных решений;

. быстрое адаптирование к особенностям местных условий; .

. шансы на быстрый материальный успех;

. совмещение нескольких профессий и др.

В то же время можно выделить следующие существенные недостатки по сравнению с крупными предпри­ятиями:

. более высокий уровень риска;

. отсутствие навыков управления и некомпетент­ность руководителей; ,

. высокая зависимость от макрофакторов;

. сложности при поиске партнеров, инвесторов и Т.д. Малые предприятия из-за недостатка собственных

средств испытывают ряд характерных трудностей:

. сложность технического перевооружения и реконс­трукции; ,

.сложность в приобретении современного дорого­ стоящего оборудования;

. трудности с кадрами;

. слабая обеспечиваемость материально-сырьевыми ресурсами, кредитами и Т.п.

Действие малых предприятий оказывает существен­ное влияние на экономику любой страны. Система госу­дарственной поддержки малого бизнеса в Республике Бе­ларусь строится с учетом положений, разрабатываемых

Правительством в Программе государственной подде­ржки малого предпринимательства. Базовыми элемен­тами данной системы выступает сформированная сеть инфраструктурной, информационной и финансовой под­держки субъектов малого предпринимательства. Систе­ма государственной поддержки заключается в формиро­вании и развитии инфраструктуры для предпринима­тельства, установлении щадящего налогового режима, оказании различных видов финансовых, управленчес­ких, технических, информационных услуг и Т.д.

Совместное предприятие является наиболее интенсивно развивающейся формой международного эконо­мического сотрудничества, его отличает наличие как национального, так и иностранного капитала. Это само­стоятельный в организационном, финансовом и право­вом смыслах субъект хозяйствования, образованный в форме взносов капитала двумя или более независимы­ми друг от друга партнерами, которые, ‘совместно вла­дея им, пользуются результатами его деятельности. Уч­редителями совместных предприятий могут быть как юридические, так и физические лица.

Целями создания совместных предприятий являются:

. использование высоких технологий, новейшей тех­ники;

. совершенствование организационной структуры (менеджмент, маркетинг); .

. интеграция в мировую экономику и Т.д.

Совместные предприятия, принимая различные пра­вовые формы, могут быть образованы или путем его уч­реждения, или в результате приобретения иностран­ным инвестором доли участия (пая, акций, вклада) в ра­нее учрежденном юридическом лице без иностранных инвестиций. При этом обязательным условием для об­разования и государственной регистрации является внесение иностранным участником в качестве вклада в уставный фонд средств в размере не менее 20 000 дол. США в эквиваленте. Государственную регистрацию совместных предприятий осуществляет Министерство иностранных дел Республики Беларусь.

В процессе своей деятельности данные субъекты хозяйствования пользуются всеми льготами, установлен­ными законодательством для юридических лиц. Кроме того, в соответствии с Инвестиционным кодексом Респуб­лики Беларусь, производственные предприятия с долей иностранного инвестора в уставном фонде более 30% :

. освобождаются от уплаты налога ца прибыль в те­чение 3 лет с момента объявления ими прибыли;

. вправе без лицензии и дополнительных разреше­ний экспортировать продукцию (работу, услуги) соб­ственного производства.

Величина уставного фонда, права и управление со­вместным предприятием регулируются в соответствии с законодательством в зависимости от выбранной организационно-правовой формы.

«Одни и те же предприниматели год от года». Счетная палата обвинила Минэкономики в недобросовестной поддержке малого бизнеса

Основная программа поддержки малого предпринимательства охватывает слишком малое количество компаний. Об этом заявила заместитель председателя Счетной палаты Вера Чистова в Госдуме, где прошел правительственный час с участием министра экономического развития Максима Орешкина, сообщает «Интерфакс».

По словам Чистовой, в 2015 году программа «Экономическое развитие, инновационная экономика» охватывала 4% малых предприятий, а в 2016 году — 1%. «К сожалению, мы вынуждены констатировать раз от раза, что в ходе наших мероприятий мы выявляем признаки возможно, мягко говоря, недобросовестного проявления предоставления соответствующей государственной поддержки», – отметила она.

зампред Счетной палаты

«Например, предоставление финансовой поддержки 4 обществам с ограниченной ответственностью с одним и тем же учредителем, 22 малых предприятия зарегистрированы непосредственно перед предоставлением государственной помощи. Одни и те же предприниматели год от года, круг практически не расширяется».

На доклад Чистовой отреагировал спикер Госдумы Вячеслав Володин, потребовавший объяснений от Орешкина. «Прозвучавшая информация, что выделенные средства получили фирмы, которые только зарегистрировались, более того в четырех из них один учредитель, хотелось бы чтобы также было с вашей стороны разъяснено почему такое происходит», – обратился Володин к министру. Спикер также напомнил, что профильный комитет может направить информацию о нарушениях в правоохранительные органы.

Сам Орешкин отметил рост количества малых и средних компаний в стране и назвал это главным результатом 2017 года. «В целом инфраструктура для взаимодействия с бизнесом у нас полностью создана и работает уже в 31 регионе», — сообщил глава Минэкономразвития.

В декабре прошлого стало известно, что малый бизнес стал с большим пессимизмом смотреть на состояние российской экономики в ближайшие полгода. В частности, предприниматели нацелились на сокращение издержек и пессимистично оценивают свои перспективы.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

Малые и совместные предприятия

Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которой экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для малого и среднего бизнеса.

Развитие малого предпринимательства оказывает значительное влияние на:

— формирование конкурентной среды;

— внедрение новых технологий;

— освоение новых рынков, которые крупные компании считают недостаточно емкими, расширяя, тем самым, ассортимент потребительских товаров;

— рост занятости населения;

— защиту окружающей среды;

— стимулирование повышения эффективности производства крупных компаний (косвенным образом) и т.д.

Малые предприятия могут принимать различные организационно-правовые формы: ООО, ОДО, ПТ, КТ и др.

Возникновение и существование малых предприятий возможно благодаря следующим условиям:

— региональная дифференциация рынка;

— необходимость специализированного ремесла;

— важность персонального обслуживания;

— оперативность и гибкость структур и др.

Назначение малого бизнеса в экономической системе государства состоит в том, что он помогает строить связи крупного бизнеса с потребителями. Кроме того, малые предприятия являются поставщиками крупных корпораций, для которых экономически не выгодны производство различных деталей и полуфабрикатов, предоставление услуг, обслуживание и ремонт и т.д.

Ученые разных стран предпринимали попытки установить единые критерии разграничения предприятий, но не смогли добиться успеха. Причиной тому были некоторые национальные особенности функционирования экономик разных стран. Они проявились по следующим направлениям:

— статистическая структуризация экономик разных стран;

— содержание экономического и социального законодательства;

— претензии на получение льгот со стороны государства;

— масштабы хозяйствования и емкость рынка и др.

Выявление качественных отличий малых предприятий от больших шло по пути создания каталогов отличительных функциональных признаков. Достижения западных ученых в этом направлении обобщил в своих исследованиях Г. Муглер. В своей работе он приводит наиболее полный каталог, составленный немецкими учеными Г. Пролем и П. Келлервесселем, который включает качественные признаки отличий малых предприятий от больших по отдельным сферам их деятельности.

Австрийский ученый Х. Плайтнер в качестве основных признаков малых предприятий предложил следующие:

1. Предприятие представлено личностью самого предпринимателя, который является руководителем, а часто и собственником.

2. Предприятие изготавливает продукцию по индивидуальным желаниям покупателей.

3. Контакты между руководством и сотрудниками тесны и неформальны.

4. Предприятие располагает сетью личных контактов с покупателями, поставщиками и имеет известность.

5. Организация производства незначительно формализована.

6. Предприятие может быстро реагировать на изменения окружающей среды.

В разных странах существуют различные критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства:

— средняя численность персонала (занятых работников);

— размер уставного капитала;

— объем оборота (прибыли, дохода).

По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства, превышает 50.

Международная Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, приводит следующую классификацию предприятий по численности:

— до 19 человек — «весьма малые»;

— до 99 человек – «малые»;

— от 100 до 499 человек – «средние»;

— свыше 500 человек – «крупные».

Одной из причин значительных колебаний конкретных границ структур, относимых к малым в разных странах, следует считать влияние удельного веса крупных формирований в экономике соответствующих государств. Там, где уровень монополизации высокий, верхняя граница малого бизнеса наблюдается выше и наоборот (таблица 1.2.4).

Таблица 1.2.4 Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в развитых странах

Как видно из таблицы наиболее общим показателем, на основе которого те или иные субъекты хозяйствования относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников). Не является исключением и Республика Беларусь.

Малое предпринимательство в Беларуси в соответствии с законодательством существует в двух формах: юридические лица и индивидуальные предприниматели. К малым предприятиям в нашей стране относят предприятия со среднесписочной численность работников:

— в промышленности и на транспорте – до 100 человек;

— в сельском хозяйстве и научно-производственной сфере – до 60 человек;

— в строительстве и оптовой торговле – до 50 человек;

— в других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговле – до 30 человек;

— в других отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек.

Малые предприятия и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, занимающиеся несколькими видами деятельности, относятся к субъектам малого предпринимательства по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в объеме реализации продукции (работ, услуг) за квартал.

Среднесписочная численность работников субъектов малого предпринимательства определяется за квартал в соответствии с порядком, утверждаемым органом, отвечающим за реализацию государственной политики в области статистики.

В случае превышения субъектом малого предпринимательства установленной среднесписочной численности работников он лишается льгот, предусмотренных законодательством, на весь квартал, в котором допущено указанное превышение.

Российским законодательством определены два критерия для отнесения к категории «малых предприятий»: численность занятых и удельный вес в учредительском капитале.

В Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», к числу малых предприятий относятся предприятия с предельной численностью работающих:

— в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;

— в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек;

— в оптовой торговле – 50 человек;

— в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30 человек;

— в остальных отраслях и других видах деятельности – 50 человек.

Этим же законом статус «малого» не предоставляется предприятию, в учредительном капитале которого доля юридического лица или лиц превышает 25%. Другими словами «малыми предприятиями» считаются предприятия, не связанные в своем функционировании решениями других юридических лиц (или физических) в выборе стратегии и тактике действий.

Малые предприятия являются неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которой экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Именно малые предприятия создают основную массу национальных ресурсов, которые являются питательной средой для малого и среднего бизнеса.

Малые предприятия могут принимать различные организационно-правовые формы: ООО, ОДО, ПТ, КТ и др.

Существуют различные модели развития малых предприятий:

— консервация масштабов деятельности с последующим сохранением статус-кво;

— медленное расширение деловой активности;

— быстрое развитие малых предприятий и превращение их в средние, а затем и в крупные компании.

Развитие малых предприятий оказывает значительное влияние на:

— формирование конкурентной среды;

— внедрение новых технологий;

— освоение новых рынков, которые крупные компании считают недостаточно емкими, расширяя, тем самым, ассортимент потребительских товаров;

— рост занятости населения;

— защиту окружающей среды;

— стимулирование повышения эффективности производства крупных компаний (косвенным образом) и т.д.

Основными целями создания малых предприятий являются:

— активизация структурной перестройки экономики;

— насыщение потребительского рынка товарами;

— преодоление отраслевого и регионального монополизма;

— создание материальной основы для трудоустройства работников, высвобождающихся с действующих предприятий;

— укрепление экономической базы местных органов власти;

— развитие сел, небольших городов;

— возрождение художественных промыслов и др.

Возникновение и существование малых предприятий возможно благодаря следующим условиям:

— региональная дифференциация рынка;

— необходимость специализированного ремесла;

— важность персонального обслуживания;

— оперативность и гибкость структур и др.

Наибольшее влияние на развитие мелкого предпринимательства оказывают следующие факторы:

— в развитии инфраструктуры и средств связи произошел скачок;

— повысился общеобразовательный уровень людей с одновременным накоплением опыта в крупных компаниях;

— уменьшение габаритов, стоимости и упрощение использования информационных систем;

— способствование малыми фирмами решению вопроса безработицы;

— в создании малых предприятий дополнительным стимулом оказалось сокращение рабочей смены;

— большая конкурентоспособность за счет меньших издержек, обусловленных отсутствием лишнего бюрократического аппарата, снижением накладных расходов и меньшими колебаниями заработной платы;

— расширение сферы услуг, базирующейся на малых предприятиях и др.

Назначение малого бизнеса в экономической системе государства состоит в том, что он помогает строить связи крупного бизнеса с потребителями. Кроме того, малые предприятия являются поставщиками крупных корпораций, для которых экономически не выгодны производство различных деталей и полуфабрикатов, предоставление услуг, обслуживание и ремонт и т.д.

Субъекты малого предпринимательства обладают рядом преимуществ перед крупными структурами, основными из них являются:

— гибкость и мобильность при принятии оперативных решений;

— быстрое адаптирование к особенностям местных условий;

— шансы на быстрый материальный успех;

— совмещение нескольких профессий и др.

В то же время можно выделить следующие существенные недостатки по сравнению с крупными предприятиями:

— более высокий уровень риска;

— отсутствие навыков управления и некомпетентность руководителей;

— высокая зависимость от макрофакторов;

— сложности при поиске партнеров, инвесторов и т.д.

Малые предприятия из-за недостатка собственных средств испытывают ряд характерных трудностей:

— сложность технического перевооружения и реконструкции;

— сложность в приобретении современного дорогостоящего оборудования;

— трудности с кадрами;

— слабая обеспечиваемость материально-сырьевыми ресурсами, кредитами и т. п.

Действие малых предприятий оказывает существенное влияние на экономику любой страны, Система государственной поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь строится с учетом положений, разрабатываемых правительством в Программе государственной поддержки малого предпринимательства. Базовыми элементами данной системы выступает сформированная сеть инфраструктурной, информационной и финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства. Система государственной поддержки заключается в формировании и развитии инфраструктуры для предпринимательства, установлении щадящего налогового режима, оказании различных видов финансовых, управленческих, технических, информационных услуг и т.д.

Совместное предприятие является наиболее интенсивно развивающейся формой международного экономического сотрудничества, его отличает наличие как национального, так и иностранного капитала. Это самостоятельный в организационном, финансовом и правовом смыслах субъект хозяйствования, образованный в форме взносов капитала двумя или более независимых друг от друга партнеров, которые совместно владея им, пользуются результатами его деятельности. Учредителями совместных предприятий могут быть как юридические, так и физические лица.

Целями создания совместных предприятий можно назвать:

— использование высоких технологий, новейшей техники;

— совершенствование организационной структуры (менеджмент, маркетинг);

— интеграция в мировую экономику и т.д.

Совместные предприятия, принимая различные правовые формы, могут быть образованы или путем его учреждения, или в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (пая, акций, вклада) в ранее учрежденном юридическом лице без иностранных инвестиций. При этом обязательным условием для образования и государственной регистрации является внесение иностранным участников в качестве вклада в уставный фонд средств в размере не менее 20000 долларов США в эквиваленте Государственную регистрацию совместных предприятий осуществляет Министерство иностранных дел Республики Беларусь.

В процессе своей деятельности данные субъекты хозяйствования пользуются всеми льготами, установленными законодательством для юридических лиц, кроме того, в соответствии с Инвестиционным кодексом Республики Беларусь, производственные предприятия с долей иностранного инвестора в уставном фонде более 30%:

— освобождаются от уплаты налога на прибыль в течение 3 лет с момента объявления ими прибыли;

— вправе без лицензии и дополнительных разрешений экспортировать продукцию (работу, услуги) собственного производства.

Величина уставного фонда, права и управление совместным предприятием регулируются в соответствии с законодательством в зависимости от выбранной организационно-правовой формы.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с) .

Совместные организации. Совместные и малые организации. Примеры совместных и малых организаций в Республике Беларусь

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Расширение и демократизация внешнеэкономических связей в период перехода к рынку создают условия для развития совместного предпринимательства. Республика Беларусь является обширным и неосвоенным рынком, что привлекает иностранный капитал к совместной деятельности.

Совместным называется такое предприятие, которое создано на основе вложения капитала отечественных и зарубежных партнеров для совместного осуществления хозяйственной деятельности. Совместные предприятия (СП) представляют собой хозяйственные организации, созданные предприятиями РБ с партнерами из зарубежных стран. Совместное предприятие может быть образовано путем его учреждения или в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (пая или акций) в ранее учрежденном предприятии без иностранного капитала.

В создании совместного предприятия могут принимать участие как физические, так и юридические лица, а также государство в лице уполномоченных органов. В результате совместные предприятия базируются на смешанных формах собственности.

Уставный фонд совместных предприятий образуется за счет вкладов его участников. Он может пополняться за счет прибыли от хозяйственной деятельности предприятия, а при необходимости и за счет дополнительных вкладов его участников.

В счет вкладов в уставный фонд могут быть внесены: здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности; права пользования землей, водой и другими природными ресурсами, зданиями, сооружениями, оборудованием, а также другие имущественные права (в том числе на использование изобретений «ноу-хау»), денежные средства в валютах стран-участников и в свободно конвертируемой валюте. Вклад белорусского участника в уставный фонд оценивается по договоренности с иностранным партнером как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте по договорным ценам и с учетом цен мирового рынка. Вклад иностранного участника оценивается в том же порядке с пересчетом его стоимости в белорусские рубли по официальному валютному курсу.

Основными принципами создания совместных предприятий являются: объединение капитала, принадлежащего лицам или предприятиям различных государств; совместное управление предприятием посредством разделения управленческих функций между партнерами; совместное несение рисков; совместное участие в прибылях.

Совместные предприятия могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью и других хозяйственных обществ и товариществ.

Имущество предприятия, продукция и прибыль являются общей собственностью партнеров и распределяются между ними в соответствии с их вкладами в уставный фонд.

Как и предприятия всех хозяйственно-правовых форм, совместные предприятия действуют на принципах хозяйственного расчета. Вместе с тем в их деятельности учитываются специфические принципы: взаимовыгодность и сбалансированность интересов и валютная самоокупаемость.

Принцип взаимовыгодности и сбалансированности интересов означает, что при формировании уставного фонда, организации хозяйственной деятельности, распределении прибыли должны приниматься взаимовыгодные решений.

Принцип валютной самоокупаемости означает, что затраты в валюте как текущие, так и единовременные, должны покрываться за счет собственных валютных доходов. Это предполагает ориентацию предприятия на экспорт собственной продукции.

Прибыль совместного предприятия образуется как в рублях, так и в иностранной валюте. Она направляется на формирование резервного фонда (до 25% уставного фонда), а также на производственное развитие. Оставшаяся часть прибыли после уплаты налогов используется на поощрение работников предприятия и распределяется между партнерами пропорционально их вкладу в имущество предприятия.

Создание совместных предприятий на территории Республики Беларусь направлено на

привлечение в национальную экономику современных оборудования и технологии, материальных и финансовых ресурсов, а также управленческого опыта; на возможно быстрейшее насыщение потребительского рынка качественными товарами; обеспечение конкурентоспособности продукции и развитие благодаря этому экспортной базы страны.

Специфическая особенность совместных предприятий, создаваемых на территории Республики Беларусь, состоит в том, что, как правило, они являются производственными, и возникают на технологической основе. Это значит, что один из участников представляет новую технологию, а другой — общие условия производства (капитал, рабочую силу, сырье, рынки сбыта).

Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которой экономика и общество в целом не могут нормально существовать.

Развитие малого предпринимательства оказывает значительное влияние:

— на формирование конкурентной среды;

— внедрение новых технологий;

— освоение новых рынков, которые крупные компании считают недостаточно емкими, расширяя тем самым ассортимент потребительских товаров;

— рост занятости населения;

— стимулирование повышения эффективности производства крупных компаний (косвенным образом) и т.д.

Малые организации могут принимать различные организационно-правовые формы: ООО, ОДО, ПТ, КТ и др.

Возникновение и существование малых организаций возможно благодаря следующим условиям:

— региональной дифференциации рынка;

— необходимости специализированного ремесла;

— важности персонального обслуживания;

— оперативности и гибкости структур и др.

Назначение малого бизнеса в экономической системе государства состоит в том, что он содействуют связям крупного бизнеса с потребителями; малые предприятия являются поставщиками крупных корпораций, для которых экономически не выгодны производство, предоставление услуг, обслуживание и ремонт и т.д.

В соответствии с Законом «О государственной поддержке субъектов малого предпринимательства», под субъектами предпринимательства понимаются предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и юридические лица со следующей среднесписочной численностью работников:

до 100 чел. — в промышленности и на транспорте;

— до 60 чел. — сельском хозяйстве, включая фермерские (крестьянские) хозяйства, и научно-технической сфере;

— до 50 чел. — строительстве и оптовой торговле;

— до 30 чел. — розничной торговле и бытовом обслуживании населения;

-до 25 чел. — других отраслях непроизводственной сферы.

Малые организации и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, занимающиеся несколькими видами деятельности, относятся к субъектам малого предпринимательства по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в объеме реализации продукции (работ, услуг) за квартал.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» от 21 мая 2009 г. № 255 к субъектам малого предпринимательства относятся:

-индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;

-микроорганизации — коммерческие организации со средней численностью работников за

календарный год до 15 чел. включительно, зарегистрированные в Республике Беларусь;

— малые организации — коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 чел. включительно, зарегистрированные в Республике Беларусь.

Основными целями создания малых организаций являются:

— активизация структурной перестройки экономики;

— насыщение потребительского рынка товарами;

— расширение конкуренции и др.

Наибольшее влияние на развитие мелкого предпринимательства оказывают следующие факторы:

— повышение общеобразовательного уровня людей;

— способствование малыми фирмами решению вопроса безработицы;

— большая конкурентоспособность за счет меньших издержек, обусловленных отсутствием лишнего бюрократического аппарата, снижением накладных расходов и меньшими колебаниями заработной платы;

— расширение сферы услуг, базирующейся на малых предприятиях, и др.

Назначение малого бизнеса в экономической системе государства состоит в том, что он участвует в установлении связей крупного бизнеса с потребителями. Кроме того, малые предприятия являются поставщиками крупных корпораций, для которых экономически не выгодно производство различных деталей и полуфабрикатов, предоставление услуг, обслуживание и ремонт и т.д.