Содержание постановления надзорной инстанции

Статья 388. Определение или постановление суда надзорной инстанции

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2004 г. N 94-ФЗ в статью 388 настоящего Кодекса внесены изменения

Статья 388. Определение или постановление суда надзорной инстанции

1. В определении или постановлении суда надзорной инстанции должны быть указаны:

1) наименование и состав суда, принявшего определение или постановление;

2) дата и место принятия определения или постановления;

3) дело, по которому принято определение или постановление;

4) наименование лица, подавшего надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. N 330-ФЗ пункт 5 части первой статьи 388 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

5) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение о передаче надзорной жалобы или представления прокурора с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции;

6) содержание обжалуемых судебных постановлений нижестоящих судов;

7) закон, на основании которого принято определение или постановление по результатам рассмотрения дела по существу.

2. Постановление президиума соответствующего суда подписывается его председателем, определение судебной коллегии — судьями, рассматривавшими дело в порядке надзора.

См. комментарии к статье 388 ГПК РФ

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Определения и постановления судов, рассматривающих дело в надзорной инстанции

Рассмотрев дело в порядке надзора, суд выносит постановление, в котором принимает одно из решений:

1) оставить постановление суда первой, второй или надзорной инстанции без изменения, а надзорную жалобу или представление прокурора – без удовлетворения, если придет к выводу о законности постановления суда;

2) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение;

3) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения или прекратить производство по делу по тем же основаниям и с теми же последствиями, что и в суде первой и второй инстанции;

4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений, признанное законным;

5) отменить либо изменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции и принять новое постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права.

Основанием для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права. Из буквального смысла этой нормы следует, что лишь незаконность является основанием отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора.

Нарушение или неправильное применение норм процессуального права являются основанием для отмены решения суда первой инстанции только при условии, если это нарушение или неправильное применение привели или могли привести к неправильному разрешению дела.

Нормы материального права считаются нарушенными или неправильно примененными в случае, если:

  1. суд не применил закон, подлежащий применению;
  2. суд применил закон, не подлежащий применению;
  3. суд неправильно истолковал закон.

Суд надзорной инстанции выносит постановление по общим правилам вынесения решения, но при этом судья должен отметить, в связи с какими обстоятельствами решение было отменено или изменено, а также разъяснить, в связи с чем постановление суда первой, второй или надзорной инстанции было оставлено без изменения, а надзорная жалоба или представление прокурора – без удовлетворения.

Указание вышестоящего суда о толковании закона является обязательным для суда, вновь рассматривающего дело.

Надзорная инстанция, давая указания нижестоящим судам, должна строго соблюдать принцип независимости судей и подчинения их только закону, одним из проявлений которого является независимость нижестоящего суда от вышестоящего. При этом толкование закона, данное надзорной инстанцией, носит рекомендательный характер.

Определение суда надзорной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения. Однако на определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ и Военной коллегии Верховного Суда РФ могут быть поданы надзорная жалоба или представление прокурора в Президиум Верховного Суда РФ.

Постановления арбитражного суда надзорной инстанции

По результатам рассмотрения дела Президиум ВАС РФ выносит постановление; указания, содержащиеся в нем, в том числе на толкование закона, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело, а в случае принятия нового судебного акта, позиция, изложенная в нем, также обязательна для всех арбитражных судов нижестоящих инстанций.

Постановление Президиума ВАС РФ по структуре практически ничем не отличается от судебных актов арбитражных судов первой, апелляционной или кассационной инстанций. Оно также состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

В постановлении Президиума ВАС РФ, согласно ст. 306 АПК РФ, указываются:

1) номер дела, дата и место принятия постановления; состав суда, принявшего постановление;

2) наименование лица, обратившегося с заявлением или представлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора, его процессуальное положение;

3) наименования лиц, участвующих в деле; предмет спора; фамилии лиц, присутствовавших в судебном заседании, с указанием их полномочий;

4) наименования арбитражных судов, рассматривавших дело в первой, апелляционной, кассационной инстанциях; сведения о принятых по делу судебных актах; краткое содержание оспариваемого судебного акта;

5) доводы, содержащиеся в заявлении или представлении о пересмотре судебного акта в порядке надзора, и требования заявителя;

6) возражения, содержащиеся в отзыве на заявление или представление о пересмотре дела в порядке надзора;

7) объяснения лиц, участвующих в деле и присутствовавших в судебном заседании;

8) основания для изменения или отмены судебного акта, присуждения компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или отказа в ее присуждении, установленные судом, со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты;

9) мотивы принятого постановления;

10) выводы и решения по результатам рассмотрения заявления или представления;

11) действия, которые должны быть выполнены лицами, участвующими в деле, и арбитражным судом при направлении дела на новое рассмотрение;

12) размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.

Постановление Президиума ВАС РФ вступает в законную силу со дня его принятия, копии которого направляются лицам, участвующим в деле, а также другим заинтересованным лицам в пятидневный срок со дня принятия постановления.

Постановление Президиума ВАС РФ подлежит опубликованию в «Вестнике ВАС РФ» и размещается на официальном сайте ВАС РФ в Интернете.

Из вышесказанного в настоящей главе очевидна высокая роль статуса Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, значимость и обязательность его судебных актов для всех нижестоящих арбитражных судов Российской Федерации, не только как высшего судебного органа, но и как законотворческого и практикоформирующего.

Статья 408. Решение суда надзорной инстанции

О конституционно-правовом смысле положений статьи 408 настоящего Кодекса см. Определение Конституционного Суда РФ от 25 января 2005 г. N 42-О

Статья 408. Решение суда надзорной инстанции

1. В результате рассмотрения уголовного дела суд надзорной инстанции вправе:

1) оставить надзорные жалобу или представление без удовлетворения, а обжалуемые судебные решения без изменения;

2) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу;

3) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое судебное рассмотрение;

4) отменить приговор суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение;

5) отменить определение суда кассационной инстанции и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение;

6) внести изменения в приговор, определение или постановление суда.

2. В случаях, предусмотренных пунктами 2 — 6 части первой настоящей статьи, суд надзорной инстанции должен указать конкретное основание отмены или изменения судебного решения в соответствии со статьей 409 настоящего Кодекса.

О конституционно-правовом смысле положений части 3 статьи 408 настоящего Кодекса см. Определение Конституционного Суда РФ от 8 июля 2004 г. N 237-О

3. Определение и постановление суда надзорной инстанции должны соответствовать требованиям статьи 388 настоящего Кодекса.

4. Определение суда надзорной инстанции подписывается всем составом суда, а постановление — председательствующим в заседании президиума.

5. Определение или постановление суда приобщается к уголовному делу вместе с надзорными жалобой или представлением, послужившими поводом для возбуждения надзорного производства, постановлением судьи суда надзорной инстанции, в производстве которого находились данные надзорные жалоба или представление, а также постановлением председателя суда надзорной инстанции, вынесенным в случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 406 настоящего Кодекса.

Статья 388. Определение или постановление суда надзорной инстанции

1. В определении или постановлении суда надзорной инстанции должны быть указаны:

1) наименование и состав суда, принявшего определение или постановление;

2) дата и место принятия определения или постановления;

3) дело, по которому принято определение или постановление;

4) наименование лица, подавшего надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора;

5) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение о передаче надзорной жалобы или представления прокурора с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции;

6) содержание обжалуемых судебных постановлений нижестоящих судов;

7) закон, на основании которого принято определение или постановление по результатам рассмотрения дела по существу.

2. Постановление президиума соответствующего суда подписывается его председателем, определение судебной коллегии — судьями, рассматривавшими дело в порядке надзора.

19.3. Порядок рассмотрения гражданских дел судом надзорной инстанции

Дела рассматриваются судом надзорной инстанции в судебном заседании не более чем месяц, а в Верховном Суде Российской Федерации не более чем два месяца со дня вынесения судьей определения.

Дело, рассматриваемое в порядке надзора в президиуме соответствующего суда, докладывается председателем суда, его заместителем или по их поручению иным членом президиума либо ранее не участвовавшим в рассмотрении дела другим судьей этого суда.

В Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации дело докладывается одним из судей коллегии.

В судебном заседании принимают участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорную жалобу или представление прокурора, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением.

В случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании принимает участие:

• прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) или его заместитель в президиуме верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда;

• Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации;

• должностное лицо органов прокуратуры по поручению Генерального прокурора Российской Федерации в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, мотивы надзорной жалобы или представления прокурора и определения о передаче надзорной жалобы или представления прокурора с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции. Судьи могут задать вопросы докладчику.

Лица, указанные в ч. 3 ст. 386 ГПК РФ, если они явились в судебное заседание, вправе дать объяснения по делу, причем первым дает объяснение лицо, подавшее надзорную жалобу или представление прокурора.

По результатам рассмотрения дела президиум суда надзорной инстанции принимает постановление, а Судебная коллегия по гражданским делам и Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации выносят определения.

При рассмотрении дела в порядке надзора все вопросы решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела в порядке надзора и против его пересмотра, надзорная жалоба или представление прокурора считаются отклоненными.

О принятых судом надзорной инстанции определении или постановлении сообщается лицам, участвующим в деле.

Закон указывает, что основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 ГПК РФ).

Определение или постановление суда надзорной инстанции должно содержать:

1) наименование и состав суда, принявшего определение или постановление;

2) дата и место принятия определения или постановления;

3) дело, по которому принято определение или постановление;

4) наименование лица, подавшего надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора;

5) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение о передаче надзорной жалобы или представления прокурора с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции;

6) содержание обжалуемых судебных постановлений нижестоящих судов;

7) закон, на основании которого принято определение или постановление по результатам рассмотрения дела по существу.

Постановление президиума соответствующего суда подписывается его председателем, определение судебной коллегии – судьями, рассматривавшими дело в порядке надзора.

В целях обеспечения единства судебной практики Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации вправе по жалобе заинтересованных лиц или по представлению прокурора внести в Президиум Верховного Суда Российской Федерации представление о пересмотре в порядке надзора судебных постановлений, нарушающих права, свободы или законные интересы неопределенного круга лиц, иные публичные интересы либо принятых с нарушением правил подведомственности или подсудности.

Жалоба заинтересованных лиц или представление прокурора могут быть поданы в течение шести месяцев со дня вступления судебных постановлений в законную силу.

Дело по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации рассматривается Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 386 ГПК РФ.

Следует отметить, что Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, внесший представление, не может участвовать в рассмотрении Президиумом Верховного Суда Российской Федерации дела, о пересмотре которого ими внесено представление.

Полномочия суда надзорной инстанции

При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум ВС РФ проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления. В интересах законности Президиум ВС РФ вправе выйти за пределы доводов надзорных жалобы, представления, но не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.

Президиум ВС РФ не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

В соответствии со ст. 391.12 ГПК, рассмотрев надзорные жалобу, представление с делом в порядке надзора, Президиум ВС РФ вправе:

1) оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, надзорные жалобу, представление без удовлетворения;

2) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на повое рассмотрение в соответствующий суд (Президиум ВС РФ может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей);

3) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;

5) отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;

6) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных ст. 391.4 ГПК.

Указания Президиума ВС РФ о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

По результатам рассмотрения дела Президиум ВС РФ выносит постановление, которое подписывается председательствующим в заседании Президиума.

В постановлении должны быть указаны:

1) наименование и состав суда, принявшего постановление;

2) дата и место принятия постановления;

3) дело, по которому принято постановление;

4) наименование лица, подавшего надзорные жалобу, представление;

5) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ;

6) содержание обжалуемых судебных постановлений;

7) выводы Президиума ВС РФ по результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления;

8) мотивы, по которым Президиум ВС РФ пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми он руководствовался.

Постановление Президиума ВС РФ вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.

Постановления судов кассационной и надзорной инстанции в гражданском процессе (содержание, обязательность указаний)

В постановлении (определении) суда кассационной инстанции при строгом соблюдении норм ст. 390 ГПК РФ должны быть четко изложены основания к отмене решения или определения (постановления) нижестоящего суда, указано, какие допущены нарушения и какие процессуальные действия следует произвести при новом рассмотрении дела.

Определение или постановление состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей. Часть 1 ст. 388 ГПК РФ предусматривает, что должно быть отражено в определении суда кассационной инстанции.

Вводная часть определения или постановления суда кассационной инстанции должна содержать:

  • наименование и состав суда, вынесшего определение или постановление;
  • указание на дату и место вынесения определения или постановления;
  • дело, по которому вынесено определение или постановление;
  • наименование лица, подавшего кассационные жалобу, представление о пересмотре дела в кассационном порядке;
  • фамилию и инициалы судьи, вынесшего определение о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Описательная часть содержит изложение обжалуемых судебных постановлений нижестоящих судов. Это может быть одно судебное постановление, чаще всего в пересмотре участвует большее количество судебных постановлений, краткое содержание которых должно найти отражение в определении.

Мотивировочная часть содержит указание на закон, на основании которого вынесено определение по результатам рассмотрения дела по существу. ГПК РФ предъявляет требование к мотивированности определения или постановления суда кассационной инстанции, поэтому в такой документ должен включаться анализ материалов дела, обосновывающих последующий вывод суда.

Суд, оставляя судебное постановление суда первой, второй инстанций без изменения, а кассационную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела — без удовлетворения, в мотивировочной части приводит доводы об отсутствии в названных актах существенного нарушения материального и процессуального права.

И наоборот, для отмены судебного постановления суда первой, второй инстанций полностью либо в части и направления дела на новое рассмотрение требуется не только указать на нарушения материального или процессуального законодательства, но и отразить существенный характер этих нарушений. Кроме того, в определении должно содержаться указание на основания для передачи дела на новое рассмотрение.

При пересмотре дела в кассационном порядке суд исследует все состоявшиеся по делу судебные постановления и вправе оставить в силе одно из них. В этом случае в мотивировочной части должно быть отражено, почему одни судебные постановления признаются незаконными, а другие — нет.

При отмене либо изменении судебного постановления и принятии нового судебного постановления без передачи дела для нового рассмотрения необходимо отразить, какая допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, почему нет оснований для передачи дела на новое рассмотрение.

Резолютивная часть определения или постановления суда кассационной инстанции содержит вывод суда, который должен соответствовать полномочиям суда кассационной инстанции, перечисленным в ст. 390 ГПК РФ, а также мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми суд руководствовался.

В силу ст. 445 ГПК РФ суд, рассматривающий дело в суде апелляционной, кассационной или надзорной инстанции, если он своим решением или определением окончательно разрешает спор, либо прекращает производство по делу, либо оставляет заявление без рассмотрения, обязан разрешить вопрос о повороте исполнения решения суда или передать дело на разрешение суда первой инстанции.

Определение или постановление суда кассационной инстанции подписывается соответствующими лицами. Если дело рассматривалось в президиуме соответствующего суда, то определение президиума подписывается председателем президиума, а определение судебной коллегии — судьями, рассматривавшими дело в кассационном порядке (ч. 2 ст. 388 ГПК РФ).

Аналогичный подход применяется к постановлениям судов надзорной инстанции с учетом ст. 391.13 гл. 41.1 ГПК РФ.

Гражданский процесс: Видео