Собрание законодательства коап рф

Статья 1.7 КоАП РФ. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени

1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

2. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

2.1. В случае одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность, лицо подлежит административной ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

3. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

Комментарии к ст. 1.7 КОАП РФ

1. Правила, содержащиеся в комментируемой статье, соответствуют гуманным положениям ст. 54 Конституции РФ, в которой впервые возведены на конституционный уровень нормы о действии закона во времени и об обратной силе закона. Из содержания упомянутой статьи Конституции прямо вытекает, что административная ответственность наступает лишь за то деяние, которое в момент его совершения признавалось административным правонарушением.

2. Под лицом, совершившим административное правонарушение и подлежащим административной ответственности в соответствии со ст. 2.1 настоящего Кодекса, имеется в виду как физическое, так и юридическое лицо.

Под законом, о котором говорится в ч. 1 комментируемой статьи, в настоящее время имеются в виду КоАП РФ и законы субъектов РФ, так как в соответствии со ст. 1.1 Кодекса законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Это соответствует положению о разграничении полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, закрепленному в п. «к» ст. 72 Конституции РФ.

3. Действующим является закон, вступивший в установленном порядке в силу, если не истек специально указанный срок его действия либо он не отменен другим актом. В соответствии с требованиями ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию, а неопубликованные законы не применяются.

Под законодательством, подлежащим применению в отношении лица, совершившего административное правонарушение, нужно понимать как нормы статей Особенной части Кодекса, так и нормы его Общей части, поскольку они также влияют на решение вопроса об ответственности лица, совершившего административное правонарушение. Особенная часть Кодекса содержит в диспозиции описание признаков состава правонарушения и меры, которые могут применяться за его совершение. В Общей части Кодекса приведены, в частности, принципы назначения наказания.

В соответствии с положениями Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации. Порядок опубликования и вступления в силу актов Президента РФ и Правительства РФ регламентирован в Указе Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

В нем указывается, что акты Президента РФ и акты Правительства РФ подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и Собрании законодательства Российской Федерации в течение 10 дней после дня их подписания.

4. Порядок обнародования и вступления в силу законов субъектов РФ определен в ст. 8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В этой статье установлено, что «Конституция (устав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования».

5. Территориальные пределы действия законодательного акта об административных правонарушениях определяются, прежде всего, полномочиями органа, его издавшего. Законы РФ действуют на территории всего государства, если предел их действия не ограничен в самом законе. Аналогично предел действия закона субъекта РФ — вся территория субъекта, если в законе не установлено иное.

6. Положения, изложенные в ч. 2 комментируемой статьи, полностью соответствуют содержанию ст. 54 Конституции РФ.

Под обратной силой закона следует понимать распространение нового закона на деяния, совершенные до его вступления в силу.

Законом, смягчающим ответственность за административное правонарушение, является акт, исключивший из санкции более строгое наказание, снизивший размер наказания либо исключивший дополнительное наказание.

Под формулировкой «иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение» следует понимать любые указания закона, которые облегчают ответственность таких лиц, включая условия отбытия наказания, например административного ареста.

7. Ответственность отменяется с отменой закона, которым она была установлена, а также с частичной отменой этого акта, исключением из него ответственности за одно из правонарушений, влекших до того ответственность, если частичная отмена акта либо исключение ответственности касается данного состава административного правонарушения.

Законы, смягчающие или отменяющие ответственность, учитываются при их применении на любой стадии производства по делу, включая надзорное.

8. Законом, устанавливающим ответственность, является как акт, предусматривающий новое правонарушение и наказание за него, так и действующий акт, дополняющий включенные в него административные правонарушения новыми.

Законом, усиливающим ответственность за административное правонарушение, является акт, включающий в санкцию новое, более строгое наказание, или увеличивающий размер уже имеющегося наказания, или включающий дополнительное наказание либо увеличивающий его размер.

Под формулировку «иным образом ухудшающий положение лица» подпадает, в частности, ужесточение порядка исполнения того или иного административного наказания.

9. В ч. 3 комментируемой статьи установлено, что независимо от изменений, которые произошли в законодательстве об ответственности за правонарушение с момента его совершения, применяются правила производства, действующие на момент рассмотрения дела.

О внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации

Вносится депутатами Государственной Думы

С.М. Катасоновым

Б.А. Чернышовым

С.В. Калашниковым (СФ)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации

Статья 1

Внести в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. 1), ст. 1) следующие изменения:

1) часть 4 статьи 15 12 изложить в следующей редакции:

«4. Оборот алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, если указанное действие не содержит уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией и последующим уничтожением предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.»;

2) в пункте 1 части 2 статьи 28 3 после слов «статьями 14.62» дополнить словами «частью 4 статьи 15.12»;

3) в пункте 1 статьи 28 7 после слов «производства и оборота этилового спирта» дополнить словами «производства и оборота табачной продукции»;

4) статью 32 4 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

«5. Конфискованная табачная продукция, являющаяся предметом административного правонарушения, предусмотренного статьёй 14.10 либо частью 4 статьи 15.12 настоящего Кодекса, уничтожается по решению суда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.».

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2018 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации»

Увеличение акцизных ставок на табачные изделия в России, независимая акцизная политика государств-членов ЕАЭС при отсутствии таможенных границ между данными государствами создают предпосылки для роста нелегального рынка табачных изделий, в основном за счет притока более дешевых сигарет из государств-членов ЕАЭС в Россию.

Согласно результатам исследования компании TNS Россия по методологии обмена пачек и проведения персональных интервью доля потребления нелегальной табачной продукции в России в первом квартале 2017 года увеличилась по всей стране до 4,9% в сравнении с 1,1% с прошлым годом. В регионах, граничащих с Республикой Беларусь, ее доля увеличилась до 20,2% против 8,4% годом ранее, на границе с Республикой Казахстан произошел рост — с 2,8% до 5,5%.

При этом действующее законодательство не позволяет эффективно противодействовать незаконному обороту табачных изделий. Изменения, которые были внесены Федеральным законом РФ от 31 декабря 2014 года № 530-ФЗ, положительно повлияли на правоприменительную практику, послужив отправной точкой. Вместе с тем увеличение доли потребления нелегальной продукции свидетельствует о недостаточности принимаемых регулятивных мер и необходимости усиления их эффективности.

Представляется необходимым ужесточить санкции за оборот немаркированной табачной продукции (часть 4 статьи 15.12. КоАП РФ). Лица, осуществляющие реализацию табачной продукции без маркировки специальными (акцизными) марками установленного в Российской Федерации образца, могут быть привлечены в том числе к административной ответственности. При этом существующие механизмы для пресечения случаев розничной торговли немаркированной табачной продукцией малоэффективны, что обуславливается рядом причин:

— Низкие штрафы для физических и должностных лиц (штрафы несоразмерны доходам, получаемым от торговли нелегальной продукцией).

— Отсутствие прямых норм, подтверждающих возможность проведения административного расследования правонарушений в области оборота табачной продукции (ст. 28.7 КоАП РФ). Возможность проведения административного расследования в отношении правонарушений в области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей, в частности, по той же ст. 15.12 КоАП прямо предусмотрены статьёй 28.7 КоАП.

— Наличие формальных оснований для отказа в проведении проверочных мероприятий (соблюдение претензионного порядка, обращения по фактам незаконной торговли должны быть поданы непосредственно гражданином, чьи права нарушены, подкрепляться кассовым чеком, который в большинстве случаев не выдается).

— Ограниченные полномочия (в частности предварительное уведомление о планируемой проверке) и человеческие ресурсы для осуществления проверочных мероприятий, сотрудниками Роспотребнадзора, а также отсутствие единообразной правоприменительной практики в различных субъектах РФ.

Согласно полученным ответам от Роспотребнадзора, в большинстве случаев должностные лица ссылаются на отсутствие законных оснований для проведения внеплановых проверок указанных в обращении торговых точек, осуществляющих реализацию немаркированной табачной продукции. В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – «Федеральный закон № 294-ФЗ») установлен исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок. В частности, проверка возможна в случае обращения граждан, права которых нарушены. Для подтверждения нарушения права необходимо подтвердить факт покупки немаркированной табачной продукции в конкретной торговой точке (образец, чек, копия чека). Кроме того, с 01 января 2017 г. данной нормой дополнительно устанавливается претензионный порядок урегулирования спора до подачи обращения в Роспотребнадзор.

При этом Роспотребнадзор уполномочен проводить проверки не только в соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ, но и в рамках расследования дела об административном правонарушении, руководствуясь нормами КоАП РФ. В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона № 294-ФЗ, его положения к действиям государственных органов при проведении административного расследования не применяются. Согласно части 1 статьи 28.1. КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении и проведению административного расследования являются, в частности, сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также материалы, поступившие из государственных правоохранительных и иных органов. Таким образом, возбуждение дела об административном правонарушении и проведение административного расследования должностными лицами Роспотребнадзора допускается во всех случаях, когда поступившие обращения, материалы содержат в себе достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, даже если при этом они не могут послужить основанием для проведения внеплановой проверки в соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ. Тем не менее в полученных ответах должностные лица Роспотребнадзора зачастую ссылаются на недостаточность данных о совершенном правонарушении, например, на отсутствие данных о лицах, осуществляющих реализацию немаркированных табачных изделий, или подтверждения реализации табачного изделия в конкретной торговой точке.

Кроме того, в настоящий момент на практике отсутствует четкость распределения функций и полномочий между государственными органами, что в результате приводит к перенаправлению обращения для его рассмотрения по подведомственности из одной государственной структуры в другую. При этом в соответствии с Приказом МВД РФ № 879, Минздравсоцразвития РФ № 746 от 03 ноября 2006 года «Об утверждении Регламента взаимодействия органов внутренних дел и территориальных органов Роспотребнадзора при выявлении и пресечении административных правонарушений на потребительском рынке Российской Федерации» органы внутренних дел и территориальные органы Роспотребнадзора в пределах компетенции, установленной законодательством РФ, в том числе проводят мероприятия, направленные на предупреждение и пресечение административных правонарушений, а также защиту прав потребителей.

На основании вышеизложенного предлагается:

— Включить оборот табачной продукции в область правоотношений, для которых законом предусматривается проведение административных расследований для целей выявления факта совершения административного правонарушения (ст. 28.7 КоАП РФ).

— Необходимо внести изменения в КоАП (в статьи 3.7, 27.10 и 29.10) с целью чётко определить необходимость уничтожения нелегальной табачной продукции, подлежащей изъятию и конфискации по решению суда (применимо к ст. 14.10 и 15.12 КоАП).

— Увеличить размер штрафных санкций для физических (от 5 до 15 тысяч рублей) и должностных лиц (от 30 до 50 тысяч рублей).

Актуальные проблемы административно-деликтного законодательства в Российской Федерации

Рубрика: Юриспруденция

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(34)

Актуальные проблемы административно-деликтного законодательства в Российской Федерации

Аннотация. Статья посвящена насущным проблемам административно-деликатного законодательства в Российской Федерации. В ходе работы поднят вопрос о необходимости дальнейшей модернизации и корректировки КоАП РФ, обоснованна необходимость придания ему системности порядка внесения изменений, высказаны предложения по осуществлению данных процессов.

Ключевые слова: административно-деликтное законодательство, административные правонарушения, бессистемность, модернизация, кодифицированная база.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации, административно-деликтное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации, а также законов ее субъектов. За последнее время произошло огромное количество изменений, как социально-экономической сферы, так и в политической сфере, так же произошли множественные преобразования в законодательстве, что не могло оставить без изменений и административно-деликтное законодательство Российской Федерации [1].

Так, с момента вступления в законную силу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что произошло практически 16 лет назад, а именно 01 июня 2002 года, непрерывно осуществлялись и продолжают осуществляться внесения изменений в данный нормативно правовой акт[2].

Например, крайние изменения в КоАП РФ были внесены уже в феврале 2018 года. Это отражено в Федеральном законе от 05.02.2018 № 13-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части введения административной ответственности за незаконную реализацию входных билетов на матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года»[3].

Безусловно, данные изменения имеют логическое обоснование – необходимость конкретизации и урегулирования возможных проблем, которые могут возникнуть в связи с проведением чемпионата мира по футболу, а именно определения конкретных мер административной ответственности за незаконную продажу билетов на предстоящие матчи.

Что же касается изменений, проводимых ранее, причины их были довольно разнообразны. Начиная от мелких преобразований, изменений мер пресечения, упразднения или наоборот выделения определенного деяния как преступного, и требующего определения также мер административной ответственности. Всему этому, как мы и говорили выше, есть основная причина – непрерывно прогрессирующие изменения, происходящие с течением времени, в Российской Федерации и на территории ее субъектов.

Все чаще становился актуальным вопрос действия закона во времени. Когда они нормативно правовые акты теряли свою силу, что отражалось в той или иной степени на других нормативно правовых актах в области административного права. Или появлялись новые подзаконные акты, что также отражается на административно-деликатном законодательстве и отсюда появляется необходимость внесения изменений, издание новых статьей.

Нами был проведен анализ изменений, произошедших в результате активной модернизации КоАП РФ, а также изучение мнений ученых, излагающих свои позиции, касающиеся административного права и преобразований, которые в нем происходили и происходят.

В результате чего мы пришли к выводу, что данным изменениям присуща бессистемность, в результате которой происходит множество затруднений практического применения норм КоАП РФ, в том числе множество технико-юридических проблем.

Стоит учитывать специфику КоАП РФ, ведь это единственный нормативно правовой акт, который не имеет сквозной нумерации. Иными словами, нет единой системы, по которой будут внесенные изменения, а, следовательно, новой появившейся статье не присваивается новый порядковый номер, следующий за предыдущим, а дополняется попросту внутри уже имеющейся статьи. При этом возможен вариант дополнения новой статьей, как в середине, так и в конце, на расстоянии, т.е. единой системы не существует. Что по нашему мнению является действительно значимой насущной проблемой.

В качестве примера можно привести главу 5 Кодекса, где законодатель попросту дополнил данную главу новыми статьями «разбросав» их в разные части главы, несмотря на то, что они имели общий видовой объект (ст. 5.25; ст. 5.52; ст. 5.58) [4].

Иная ситуация с главой 15 КоАП РФ, где новые статьи стали частью структуры главы, исходя из видового объекта правонарушения. Так, например, появились статьи, которые являлись подпунктом другой статьи, начиная от ст. 15.15.1 и заканчивая 15.15.16, далее следовала уже 16 статья [5].

И так примеров, свидетельствующих об отсутствии системности довольно много.

Так, в соответствии с мнением доцента кафедры административного права и процесса, кандидата юридических наук П.В. Ремизова, в результате развития юридической науки, а в частности норм административного права проблема критика законодательства становятся как никогда актуальной. Он утверждает, что возникают реальные затруднения в области практики правового регулирования и правового применения норм административно-деликтного права [8, с. 144].

Изучая научную литературу, касающуюся административного законодательства и происходящих в нем изменений, мы пришли к выводу, что, несмотря на множество вносимых новых статей КоАП РФ в своем нынешнем виде устарел.

По мнению В. Д. Плесовских, профессора кафедры административного и финансового права, КоАП РФ требует кардинальных изменений, а именно корректировке на абсолютно новой доктринальной и концептуальной основе [6, с. 14].

Свои предложения по развитию и аргументированию процесса корректировки административно-деликтного законодательства, вносили в своих трудах такие деятели науки, как А.В. Кирин, А.Н. Дерюга. Именно А.Н. Дерюга детально обосновал необходимость концептуально-прикладного развития административной деликтологии. Далее требуется, чтоб законодатель обратил внимание на данные разработки и предложения.

Причину, по которой необходимо уделять пристальное внимание разработанным предложениям по преобразованию и корректировке административно-деликтного законодательства, изложил в своих трудах кандидат юридических наук С.Н. Алексеев.

Так, по его мнению, качество законодательства — одно из основных условий эффективного функционирования механизма обеспечения правопорядка в Российской Федерации [7, с. 10].

По нашему мнению, полная корректировка административно-деликтного законода­тельства, позволит разрешить нависающие проблемы правоприменения и проблемы системности. Ведь однажды уже был такой этап в преобразовании (корректировке), если можно так сказать, административно-деликтного законодательства, когда был принят и вступил в силу КоАП Российской Федерации, а, следовательно, нормы действующего ранее КоАП РСФСР были признаны как утратившие силу.

Тогда же, в июне 2002 года утратившими силу были признаны полностью или частично 135 иных нормативно правовых актов РСФСР и РФ, нормы об административных правонарушениях, содержавшиеся в законах и иных нормативных правовых актах бывшего СССР.

Тогда то и была создана единая кодифицированная база административной ответственности.

Прошел достаточный период времени, а процесс модернизации так и продолжается, по нашему мнению он должен принять более глобальный характер, после осуществления которого можно было бы с уверенностью сказать, что КоАП РФ систематизированный нормативно правовой акт, который легок не только в понимании, но и применении, статьи которого не противоречат Конституции РФ и действующему законодательству, и не противоречат друг другу.

А главное, чтоб изложение шло по порядку, по общим группам и направленностям, согласно видовому объекту преступления, за которое полагается административная ответственность.

В заключении хочется сказать, что КоАП РФ сложный нормативно правовой акт, в большей степени из-за структуры его содержания, в том числе, потому что регулирует обширный круг правоотношений административной ответственности, как материальные, так и компетенционные и процессуальные. Безусловно, он сохранил все же в себе структуру кодекса, действующего ранее, до принятия КоАП РФ, учитывая при этом в своих статьях накопленный опыт, тенденции развития общества, права, современные реалии, но требует полной корректировки, чтоб правоприменитель имел возможность максимально эффективно, точно и законно применять его статьи.

Также, по нашему мнению реформирование КоАП РФ имеет еще немало важных обоснованных причин осуществления.

За счет данного процесса, возможно в первую очередь, повышение эффективности административно-правовых средств борьбы с правонарушениями и преступностью.

Так как изменения, которые вносятся законодателем в КоАП РФ, в большинстве случаев касаются изменения размеров наказания, а в частности его увеличения и как мы говорили ранее, вносятся бессистемно и не имеют какой либо последовательности. По причине этого страдает содержание норм, которые устанавливают административную ответственность и меры наказания, что в конченом итоге сказывается правильности их применения.

Только грамотно организованный мониторинг позволит выявить недостающие пробелы, противоречия, которые также, к слову, имеют место быть, когда одна статья фактически противоречит другой, а обе они законодательно закреплены.

Также следует не только систематизировать порядок внесения изменений, но определить временной отрезок для осуществления данного действия.

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации (Российская газета, 1993, N 237).

Гражданский кодекс Российской Федерации (извелечение) («Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, № 32, ст. 3301; «Российская газета», № 238-239, 08.12.1994).

Налоговый кодекс Российской Федерации (извлечение) («Российская газета», № 148-149, 06.08.1998; «Собрание законодательства РФ», № 31, 03.08.1998, ст. 3824).

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, №1 (ч.1), ст.1).

Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» («Собрание законодательства Российской Федерации», 2010, № 31, ст. 4179; 2011, № 15, 2011, № 15, ст. 2038, № 27, ст. 3880, № 29, ст. 4291, № 30, ст. 4587).

Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» («Российская газета», № 153-154, 10.08.2001; «Собрание законодательства РФ №, 13.08.2001, № 33 (часть I), ст. 3431; «Парламентская газета», № 152-153, 14.08.2001).

Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» («Собрание законодательства РФ», 15.01.1996, № 3, ст. 145; «Российская газета», № 14, 24.01.1996).

Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» («Собрание законодательства РФ», 22.05.1995, № 21, ст. 1930; «Российская газета», № 100, 25.05.1995).

Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 52 (ч.1), ст. 6249).

Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» («Собрание законодательства РФ», 15.01.1996, № 3, ст. 148; «Российская газета», № 12, 20.01.1996).

Федеральный закон от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» («Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, № 25, ст. 2965; «Российская газета», № 118, 25.06.1996).

Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» («Собрание законодательства РФ», 29.09.1997, № 39, ст. 4465; «Российская газета», № 190, 01.10.1997).

Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» («Российская газета», № 133, 14.07.2001; «Собрание законодательства РФ», 16.07.2001, № 29, ст. 2950; «Парламентская газета», № 132, 17.07.2001 ).

Федеральный закон от 07.05.1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 19, ст. 2071; 2001, N 7, ст. 623; 2002, N 12, ст. 1093; 2003, N 2, ст. 166; 2004, N 49, ст. 4854; 2005, N 19, ст. 1755; 2006, N 43, ст. 4412; 2007, N 50, ст. 1942, N 30, ст. 3616).

Федеральный закон от 17.12.1999 N 211-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 51, ст. 6286; 2002, N 12, ст. 1093; 2003, N 50, ст. 4855).

Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, №30, ст. 3031).

Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 23, ст. 2102; 2003, N 44, ст. 4262; 2004, N 188, N 52, ст. 5267; 2007, N 31, ст. 4011; 2008, N 30, ст. 3616).

Федеральный закон от 05.12.2005 N 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 50, ст. 5245; 2008, N 49, ст. 5743).

Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060).

Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» («Собрание законодательства РФ», 14.08.1995, № 33, ст. 3340; «Российская газета», № 159, 17.08.1995).

Федеральный закон от 20.07.2000 № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» («Собрание законодательства РФ», 24.07.2000, № 30, ст. 3122; «Парламентская газета», № 138, 25.07.2000; «Российская газета», № 142, 25.07.2000).

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» («Собрание законодательства РФ», 06.10.2003, № 40, ст. 3822; «Парламентская газета», № 186, 08.10.2003; «Российская газета», № 202, 08.10.2003).

Федеральный закон от 27.11.2002 № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» («Парламентская газета», № 229, 30.11.2002; «Российская газета», № 228, 30.11.2002; «Собрание законодательства РФ», 02.12.2002, № 48, ст. 4741).

Федеральный закон от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» («Собрание законодательства РФ», 01.01.2007, № 1 (1 ч.), ст. 38; «Российская газета», № 2, 11.01.2007).

Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» («Собрание законодательства РФ», 03.12.2007, № 49, ст. 6076; «Российская газета», № 273, 06.12.2007; «Парламентская газета», № 174-176, 11.12.2007).

Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» («Собрание законодательства РФ», 11.12.1995, № 50, ст. 4870; «Российская газета», № 242, 16.12.1995).

Федеральный закон от 29.11.2007 № 286-ФЗ «О взаимном страховании» («Собрание законодательства РФ», 03.12.2007, № 49, ст. 6047; «Российская газета», № 271, 04.12.2007; «Парламентская газета», № 174-176, 11.12.2007).

Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» («Российская газета», № 276, 08.12.2007, «Собрание законодательства РФ», 10.12.2007, № 50, ст. 6242, «Парламентская газета», № 178-180, 14.12.2007)

Федеральный закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» («Собрание законодательства РФ», 05.07.2010, №27, ст.3435; «Российская газета», №147, 07.07.2010; «Парламентская газета», №36, 09-15.07.2010)

Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» («Ведомости СНД и ВС РФ», 30.07.1992, № 30, ст. 1797; «Российская газета», № 172, 31.07.1992).

Закон Российской Федерации от 07.07.1993 № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» («Российская газета», № 154, 12.08.1993; «Ведомости СНД и ВС РФ», 19.08.1993, № 33, ст. 1309).

Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» с изменениями, внесенными Указами Президента Российской Федерации от 15 марта 2005 г. N 295, от 27 марта 2006 г. N 261 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 11, ст. 945, N 21, ст. 2023; 2005, N 47, ст. 4880, N 52, ст. 5690; 2007, N 8, ст. 978, N 40, ст. 4717; 2008, N 20, ст. 2290, N 41, ст. 4653).

Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» с изменениями, внесенными Указами Президента Российской Федерации от 28 октября 2005 г. N 1243, от 23 декабря 2005 г. N 1522, от 16 марта 2006 г. N 211, от 2 мая 2006 г. N 451, от 29 мая 2006 г. N 527, от 8 сентября 2006 г. N 978, от 21 сентября 2006 г. N 1036, от 20 марта 2007 г. N 370, от 7 мая 2007 г. N 585с, от 4 марта 2008 г. N 311, от 14 июля 2008 г. N 1079, от 23 октября 2008 г. N 1517, от 15 февраля 2012 №191 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4180; 2005, N 44, ст. 4535, N 52, ст. 5690; 2006, N 12, ст. 1284, N 19, ст. 2070, N 23, ст. 2452, N 38, ст. 3975; 2007, N 13, ст. 1530, N 20, ст. 2390; 2008, N 10, ст. 909, N 29, ст. 3473, N 43, ст. 4921, ).

Указ Президента Российской Федерации от 09.08.1995 № 835 «О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации» («Собрание законодательства РФ», 14.08.1995, № 33, ст. 3359; «Российская газета», № 157, 15.08.1995).

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» («Собрание законодательства РФ», 24.04.2006, № 17 (2 ч.), ст. 1869; «Российская газета», № 86, 25.04.2006).

Постановление Правительства Российской Федерации от 24.09.2010 № 753 «Об утверждении правил выдачи разрешения на включение в наименование некоммерческой организации официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования» («Собрание законодательства Российской Федерации», 2010, № 40, ст. 5080).

Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 18.02.2009 №53 «О государственной религиоведческой экспертизе» («Российская газета», № 43, 13.03.2009).

Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2009 №62 «Об утверждении порядка регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций» («Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 13, 30.03.2009).

Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 31.03.2009 № 94 «Об утверждении образцов документов, представляемых в Министерство юстиции Российской Федерации (его территориальные органы) для государственной регистрации политической партии и ее регионального отделения» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25.05.2009, регистрационный № 13993);

Приказ Минюста РФ от 30.12.2011 № 455 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций» («Российская газета», № 58, 16.03.2012);

Приказ Минюста РФ от 30.12.2011 № 456 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации» («Российская газета», № 58, 16.03.2012).

Приказ Минюста РФ от 01.02.2012 N 10 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по государственной регистрации эмблем некоммерческих организаций и символики общественных объединений» («Российская газета», №91, 25.04.2012)

Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 28.06.2002 N 182 «Об утверждении Перечня должностных лиц Министерства юстиции Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 июня 2002 г., регистрационный N 3542) с изменениями, внесенными Приказами Министерства юстиции Российской Федерации от 24 сентября 2002 г. N 265 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 сентября 2002 г., регистрационный N 3823), от 6 апреля 2005 г. N 33 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 апреля 2005 г., регистрационный N 6549), от 13 ноября 2008 г. N 251 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 ноября 2008 г., регистрационный N 12666).

Приказ Минюста РФ от 21.05.2009 N 147 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 22 мая 2009 г. регистрационный № 13984) с изменениями, внесенными Приказами Министерства юстиции Российской Федерации от 1 апреля 2010 г. № 76 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 апреля 2010 г. регистрационный № 16826), от 15 апреля 2011г. № 91 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 апреля 2010 г. регистрационный № 16948), от 27 сентября 2010 г. (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 октября 2010г. регистрационный № 18756), от 24 января 2011 г. (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 февраля 2011 г. регистрационный № 19872), от 19 сентября 2011 г. (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 сентября 2011 г. регистрационный № 21904) («Российская газета», 2009, № 94, 2010, № 90, № 243, 2011, № 43, № 222).

Приказ Минюста России от 03.08.2009 № 244 «Об утверждении формы свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации» («Российская газета», № 166, 04.09.2009).

Приказ Минюста РФ от 29.03.2010 № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.04.2010 N 16857)

Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 07.10.2010 № 252 «О порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций»

Приказ Минюста РФ от 14.11.2011 № 380 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по предоставлению информации физическим и юридическим лицам о зарегистрированных организациях» («Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 4, 23.01.2012)

Приказ Минюста РФ от 17.03.2011 N 81 «Об утверждении Методических рекомендаций по заполнению и представлению в Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы форм документов, содержащих отчеты о деятельности некоммерческих организаций»

Постановление Госстандарта РФ от 06.11.2001 № 454-ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД»