Собрание коллектива тк рф

Комментарии к СТ 31 ТК РФ

Статья 31 ТК РФ. Иные представители работников

1. Непрофсоюзные представители работников могут принимать участие в системе социального партнерства лишь в случаях, когда в организации нет первичных профсоюзных организаций либо ни одна профсоюзная организация не объединяет более половины работников данного работодателя и ни одна из них не уполномочена представлять интересы всех работников (см. коммент. к ст. ст. 30, 37). В указанных случаях возможны два варианта поведения:

а) общее собрание (конференция) поручает выступать от имени работников действующему в организации представительному органу (например, совету трудового коллектива);

б) общее собрание (конференция) избирает представителя (представительный орган) для ведения коллективных переговоров и (или) участия в иных формах социального партнерства.

2. По смыслу ч. 1 статьи от имени работников при отсутствии первичной профсоюзной организации (либо ее малочисленности) могут выступать как представительный орган, так и специально избранные работники-представители. Решение этого вопроса, а также вопросов о составе представительного органа, его наименовании, сроке полномочий и т.п. отнесено к компетенции общего собрания (конференции). В отличие от прежней редакции, законодатель прямо указывает на способ голосования: представитель (представительный орган) работников избирается тайным голосованием.

Очевидно, в крупных организациях приоритет будет отдаваться созданию представительных органов, действующих на постоянной основе. Для представительства небольших коллективов (например, работников работодателя — индивидуального предпринимателя), видимо, достаточно избрать одного или нескольких представителей.

Надо отметить, что практика создания непрофсоюзных представителей не получила широкого распространения.

3. В соответствии с положениями Конвенции МОТ N 135 «О представителях трудящихся» (1971) наличие выборных представителей работников не может использоваться для подрыва позиции заинтересованных профсоюзов или их представителей; сотрудничество между профсоюзными и иными представителями должно поощряться.

Это положение международного трудового права воспринято российским законодательством: как ч. 2 комментируемой статьи, так и ст. 16 Закона о профсоюзах, которая провозглашает сотрудничество принципом отношений между профсоюзами, первичными профсоюзными организациями и другими представительными органами работников.

Профсоюзы имеют право выдвигать кандидатуры своих представителей для избрания в иные представительные органы организации (п. 2 ст. 16 Закона о профсоюзах). Наличие иных представительных органов (или избранных работниками представителей) не умаляет прав профессиональных союзов, предусмотренных Кодексом и Законом о профсоюзах, и не может служить основанием их ограничения.

§ 3.7. Трудовой коллектив как субъект трудового права

Трудовой коллектив наделен полномочиями, определяемыми ТК РФ. Свои полномочия трудовой коллектив реализует прежде всего через общие собрания (конференции) работников организации, которые являются основными формами осуществления полномочий трудового коллектива. Оно созывается советом трудового коллектива по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Собрание трудового коллектива может проводиться также по цехам, отделам, участкам, бригадам и другим структурным подразделениям. Конференции трудовых коллективов проводятся на предприятиях, в учреждениях, организациях, где созыв собрания затруднен по причинам многосменности или территориальной разобщенности цехов, отделов, участков и других структурных подразделений. Делегаты на конференцию избираются по нормам и в порядке, определяемым трудовым коллективом.

На рассмотрение общих собраний (конференций) трудового коллектива вопросы могут вноситься по инициативе членов трудового коллектива, профсоюзной организации, администрации либо по их совместной инициативе. Собрание считается правомочным, если в нем участвует более половины общего числа членов трудового коллектива, а конференция – при наличии не менее 2/3 делегатов. Решение общего собрания (конференции) принимается путем открытого голосования большинством членов трудового коллектива, присутствующих на собрании (конференции).

Общее собрание (конференция) является высшим органом трудового коллектива. К его компетенции относится решение таких вопросов, как:

1) избрание совета трудового коллектива (СТК);

2) заслушивание отчета о деятельности СТК;

3) принятие решения о заключении коллективного договора с администрацией предприятия;

4) рассмотрение проекта коллективного договора;

5) утверждение правил внутреннего трудового распорядка;

6) принятие решения об объявлении забастовки и др.

Таким образом, общее собрание (конференция) трудового коллектива решает наиболее важные вопросы деятельности организации.

Трудовому коллективу также предоставляется право создавать иные представительные органы работников.

Полномочия трудового коллектива в перерывах между собраниями (конференциями) осуществляет совет трудового коллектива (СТК), который выбирается общим собранием (конференцией) трудового коллектива тайным или открытым голосованием сроком на 2-3 года. Численность СТК определяется общим собранием (конференцией) трудового коллектива, при этом количество представителей администрации не должно превышать 1/4 состава СТК. На очередных выборах состав совета трудового коллектива обновляется, как правило, не менее чем на 1/3.

На первом организационном собрании простым большинством голосов из членов совета избираются председатель, его заместитель и секретарь СТК.

Все члены СТК исполняют свои обязанности на общественных началах. В случае, если член СТК не оправдал оказанного ему доверия, он может быть выведен из состава совета на собрании (конференции) трудового коллектива.

К полномочиям СТК относятся:

1) осуществление контроля за выполнением решений общих собраний трудового коллектива;

2) реализация критических замечаний и предложений работников;

3) заслушивание отчетов администрации о ходе выполнения планов и договорных обязательств, о результатах производственной деятельности;

4) решение вопросов соблюдения правил внутреннего распорядка;

5) решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции общего собрания (конференции) трудового коллектива.

Взаимоотношения трудового коллектива с работодателем, в том числе по вопросам участия работников в управлении организацией, по вопросам социального партнерства, охраны труда и другим, регулируются прежде всего ТК РФ, уставом организации, коллектив договором, а также законодательными актами РФ, не противоречащими ТК РФ. Установленные названными нормативными правовыми актами полномочия трудовых коллективов не зависят от организационно-правовой формы и формы собственности организации. Общее собрание (конференция) трудового коллектива организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) обладает кроме названных выше полномочий общего характера, присущих иным представительным органам работников организации, специальными полномочиями.

Согласно ТК РФ, при отсутствии в организации первичной профсоюзной организации или при наличии таковой, но объединяющей менее половины работников, общее собрание (конференция) может поручить данной профсоюзной организации либо иному представителю защиту интересов трудового коллектива в области социального партнерства (ст. 31 ТК РФ), а также ведение переговоров по проекту коллективного договора и его заключению (ст. 37 ТК РФ).

Общее собрание (конференция) трудового коллектива принимает решение об образовании в структурных подразделениях комиссий по трудовым спорам (ст. 384 ТК РФ).

Общее собрание (конференция) трудового коллектива, согласно ст. 399 ТК РФ, утверждает коллективные требования работодателю, выдвинутые работниками и (или) представительным органом работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения).

Общее собрание (конференция) утверждает решение об объявлении забастовки (ст. 40 ТК РФ). Решение об объявлении забастовки принимается также общим собранием (конференцией) данной организации, если это решение принято профессиональным союзом или объединением профессиональных союзов.

Общее собрание (конференция) работников организации рассматривает и решает вопросы самоуправления трудового коллектива в соответствии с уставом организации.

Совет трудового коллектива

Подборка наиболее важных документов по запросу Совет трудового коллектива (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Совет трудового коллектива

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Совет трудового коллектива

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Собрание коллектива тк рф

Социальное партнерство в сегодняшнем обществе играет достаточно значительную роль. Оно представляет собой целую систему правовых связей между работниками (трудовыми коллективами организаций, коллективами работников филиалов, представительств, иных обособленных подразделений, профессиональными союзами) с одной стороны, работодателями – с другой, а также органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ, органами местного самоуправления – с третьей, их представителями. Важным элементом этих отношений являются взаимные консультации, переговоры по вопросам социально-экономической политики и заключению соглашений, подготовки и заключения коллективных договоров и соглашений, участия работников и их представителей в управлении организациями, досудебном и внесудебном разрешении трудовых споров с участием представителей работников и работодателей. Именно возможность конструктивного диалога между представителями сторон трудовых отношений позволяет формировать основы социального партнерства в обществе.

В положении ст. 29 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) закреплен перечень представителей в социальном партнерстве: профессиональные союзы и их объединения, а также иные представители, избираемые работниками. Представляется, что возникает определенная сложность в определении иных представителей работников (это может быть совет трудового коллектива, общее собрание работников, др.), поскольку законодательно не оформлено, что входит в понятие иных представителей, каким образом они должны формироваться и реализовываться работниками. Нормами ТК РФ не регламентирован порядок проведения общего собрания, конференции. Соответственно, законодательно не создана основа для возможности представления работниками своих интересов, например, в небольших организациях, где отсутствует профсоюз, либо его создание является затруднительным, что само по себе препятствует развитию социального партнерства на локальном уровне. Таким иным представителем интересов работников может быть их общее собрание.

Сложности с определением правомочности общего собрания работников связаны в первую очередь с отсутствием критериев процентного соотношения численности присутствующих на заседании работников организации по отношению к общей численности работников для признания легитимности общего собрания. Законодательно не закреплены возможные процедурные вопросы деятельности общего собрания работников, такие как необходимость ведения протокола общего собрания, порядок извещения работников о предстоящем общем собрании и др. Все эти неопределенности препятствуют активной деятельности общих собраний работников на местах. Поэтому можно говорить о том, что пробелы в трудовом законодательстве в отдельных случаях тормозят развитие социального партнерства.

Проводя историческую аналогию, мы можем говорить о том, что общее собрание работников напоминает собрание трудового коллектива. В советский период трудовой коллектив выполнял представительную, а также воспитательную функцию, развивая личность в коллективе. В советский период существование коллективного сознания общества и наличие государственной, народной собственности, средств производства позволяло трудовому коллективу участвовать в управлении предприятиями. Трудовой коллектив, отмечали ученые того времени, – активный участник государственно-политической и социально-правовой жизни общества, в целом адаптация индивида в коллективе способствует социализации личности, что в свою очередь способствует формированию адекватных правовых взглядов и убеждений, включению индивида в систему связей, способствуя формированию правового сознания членов трудового коллектива .

Изменившаяся экономическая ситуация в обществе, плюрализм форм собственности не позволяют говорить о возрождении такого активного субъекта трудового права, как трудовой коллектив. Однако сама идея самоорганизации работников, их активная позиция по отношению к работодателю, объединение в рамках общего собрания может быть жизнеспособной. Возможно говорить о наследовании определенных черт советского трудового коллектива, актуальных для сегодняшнего общего собрания работников, таких, как самоорганизация личности в коллективе работников, коллективный контроль за взаимодействием работников и работодателя, реализация активной позиции работников, процедура формирования общего собрания работников и др. Такая преемственность объединения позволит реализовать одну из важнейших – социальную функцию права.

В настоящее время упоминание об общем собрании работников присутствует в положениях Трудового кодекса РФ (ч. 4 ст. 37, ч. 2; ч. 3 ст. 384 и ст. 410 ТК РФ), однако не позволяет сформировать полное представление об общем собрании работников как о представительном органе.

Таким образом, представляется целесообразным обратить внимание на общее собрание работников, закрепить в положениях трудового законодательства понятие общего собрания работников, его правовой статус и процедуру формирования, что позволит развивать социальное партнерство в обществе.

К.В. Нуштайкина Уральский институт Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Екатеринбург

Источник// Второй пермский конгресс ученых-юристов: материалы международной научно-практической конференции (г. Пермь, Пермский государственный национальный исследовательский университет, 28–29 октября 2011 г.) / отв. ред. О.А. Кузнецова; Пермский государственный национальный исследовательский университет – Пермь, 2011 – 349 с.

Совет трудового коллектива: порядок избрания и компетенция

Обновление: 28 июня 2017 г.

Трудовой кодекс не содержит понятия «совет трудового коллектива». Порядок избрания и компетенция данного объединения работников в Кодексе также отсутствуют. Эта статья поможет понять, что представляет собой этот совет и для чего он необходим.

Общие положения

Возможность создания совета трудового коллектива (далее — СТК) предусмотрена в ст. 21 ТК РФ, предоставляющей работникам право на объединение в целях защиты своих интересов. Статья 29 ТК РФ указывает, что в социальном партнерстве в качестве представителей работников, помимо профсоюзных организаций, могут выступать иные избранные работниками представители.

СТК является органом самоуправления в организации, который играет следующие роли:

  • способствует объединению работодателей и работников в достижении общих производственных целей;
  • дает возможность трудовому коллективу высказывать свои идеи и предложения по производственной и организационной деятельности работодателя, поддерживает и продвигает их;
  • увеличивает прозрачность управленческой системы в организации;
  • обеспечивает защиту прав работников и др.

При создании СТК утверждается устав или положение о совете и избираются представители работников, которые войдут в совет.

Устав совета трудового коллектива

Для регламентации порядка создания и дальнейшего функционирования совета утверждается устав либо положение о СТК. Данный документ должен регулировать следующие вопросы:

  • цели и задачи совета;
  • функции (компетенция) совета;
  • порядок формирования его состава, количество членов совета, структура органа, требования к представителю работников;
  • права, обязанности и ответственность членов СТК;
  • права и обязанности руководителей организации;
  • порядок взаимодействия совета с руководством;
  • иные положения.

Состав совета трудового коллектива

Совет является выборным органом, то есть члены совета выбираются на общих собраниях коллектива путем тайного или открытого голосования.

В структуру совета, как правило, входят:

  • председатель СТК – организует деятельность совета;
  • его заместители – оказывают содействие председателю, выполняют его задания, отвечают за работу совета в соответствующем направлении;
  • секретарь – ведет протоколы заседаний, отвечает за делопроизводство, ведет учет выполнения членами совета возложенных на них обязанностей;
  • комиссии по отдельным вопросам (временные и постоянные) – назначаются для работы по различным направлениям производственно-хозяйственной деятельности организации;
  • остальные члены совета — участвуют в собраниях и принятии решений по вопросам, вынесенным на обсуждение, выполняют задачи, возложенные на них руководством совета, вносят на рассмотрение совета свои предложения.

В процессе выборов в члены СТК и на вышеуказанные должности должен соблюдаться принцип равноправия. При этом в совет не должны входить:

  • студенты-практиканты;
  • стажеры;
  • временные работники.

Председатель совета трудового коллектива: права и обязанности

В документе, регламентирующем деятельность СТК, прописываются следующие права и обязанности председателя:

  • организация работы по текущим вопросам;
  • составление плана работы СТК, который должен быть утвержден советом;
  • организация процесса заседания совета, участие в подготовке вопросов, которые требуется решить на заседании;
  • выдача оперативных заданий членам совета и контроль за их исполнением;
  • обеспечение гласности работы СТК и выполнения решений совета;
  • право предлагать кандидатуры заместителей председателя и секретаря;
  • отчет о результатах деятельности СТК перед собранием трудового коллектива.

СТК призван помогать руководству решать возникающие перед предприятием задачи, обеспечивая при этом защиту прав и интересов работников. Создание такого совета предоставляет много преимуществ и работникам, и предприятию.

Как провести общее собрание работников?

Вопрос-ответ по теме

Теперь у меня вопрос про общее собрание (конференцию) работников.В ТК РФ я не нашла специальных положений про данный орган. Поэтому у меня вопросы. Сразу оговорюсь, что вариант с 1 представителем у нас не пройдет, поэтому создавать мы будем именно иной представительный ОРГАН.1. Какова природа данного органа, какими НПА регулируется его деятельность?Насколько я понимаю, для коммерческих организаций такого НПА нет. А существует ли такой НПА для бюджетных учреждений или иных видов организаций, чтобы их можно было бы по аналогии использовать для нашей организации?2. Нужно ли нам издавать и утверждать (кем?) Положение об этой конференции? Как определить кто в этот орган входит? Как оповещать работников о проведении собрания и в какие сроки, как проводить само собрание, голосование по повестке дня, подводить его итоги и фиксировать в протоколе, кому подписывать протокол и в какие сроки и пр.? То есть мне не ясна процедурная сторона деятельности данного органа.Повторюсь, если для иных форм работодателей есть регулирование по данному органу, прошу дать реквизиты этих НПА, чтобы я могла использовать их по аналогии в нашем ООО

1. Трудовое законодательство не устанавливает специального правового статуса общего собрания работников, конференции работников. Также не регулирует порядок проведения общего собрания.

Не пропустите: главные изменения в кадровой работе

Что принято и вступило в силу в этом месяце.

Специальных нормативных актов поданному вопросу нет как для коммерческих организаций, так и для госорганизаций.

Поэтому порядок проведения как общего собрания так и конференции работники устанавливают самостоятельно.

Подробнее об общем собрании читайте здесь:

2. Утверждать положение об общем собрании работников, конференции работников не требуется. Вместе с тем такое положение может быть утверждено, но не работодателем, а непосредственно работниками.

Порядок проведения, оповещения о проведении, сроки об оповещении трудовым законодательством не урегулированы.

При необходимости сотрудники самостоятельно принимают решение о проведении общего собрания.

Или же работодатель может инициировать созыв общего собрания работников.

При проведении общего собрания работников следует руководствоваться общими принципами, установленными в ТК РФ:

— собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих;

— решение утверждается большинством голосов работников, присутствующих на собрании (ст.399, ст.410 ТК РФ).

Так, если собрание работников проводится по инициативе работодателя, работодатель может созвать общее собрание коллектива с повесткой дня: О формировании представительного органа работников.

По общему правилу такие собрания проводятся в свободное от работы время, но работодатель вправе указать и рабочее время для проведения такого собрания. При этом, если работники в связи с проведением собрания не смогут выполнить нормы труда, то согласно ст. 155 ТК РФ им нужно будет произвести доплату до среднего заработка за период такого отвлечения от работы.

При проведении общего собрания трудового коллектива можно руководствоваться следующим.

Необходимо организовать регистрацию лиц, участвующих в собрании:

работников, присутствующих на общем собрании коллектива

«____» _________ 2016 года

№ п/п Фамилия, имя, отчество работника Должность Подпись работника

На общем собрании нужно проверить наличие кворума: 50 % работающих + 1 человек.

Нужно избрать председателя и секретаря собрания. Внести эти данные в протокол.

Далее собрание ведет председатель, а протокол – секретарь.

По вопросу о выборах членов представительного органа сначала нужно определить, сколько человек войдет в состав такого органа (желательно нечетное число: 3, 5, 7 и пр.)

Далее проходит выдвижение кандидатов. Эту работу можно провести предварительно, проговорив с руководителями и ключевых подразделений, кого они готовы выдвинуть на указанную должность, заручиться предварительным согласием самих работников. Но это не обязательно, можно все провести сразу на собрании.

Предлагать кандидатов могут все присутствующие на собрании.

После того, как сформирован список кандидатов нужно заполнить бюллетени для голосования, в которые нужно внести фамилии всех выдвинутых представителей.

Голосование нужно провести тайно. Для тайного голосования нужно сделать избирательную урну (по аналогии с тем, как это делают на выборах). Это может быть короб из оргстекла с прорезью, в которую можно опустить бюллетень.

Для подсчета голосов из числа присутствующих нужно избрать счетную комиссию. Счетная комиссия проводит подсчет голосов, по результатам подписывает протокол счетной комиссии, в котором указывается: сколько человек всего на собрании, сколько бюллетеней обнаружено в урне, сколько их них испорчено, далее указываются результаты голосования: приводится список включенных в бюллетень работников и напротив фамилии каждого проставляется количество голосов, поданных за него.

Популярные вопросы

Этот протокол подписывают все члены счетной комиссии.

ПРОТОКОЛ Счетной комиссии

В состав счетной комиссии избраны: ___________________, _______________, _________

При подведении итогов голосования присутствуют 100 % членов счетной комиссии.

По вопросу избрания представителей коллектива в состав представительного органа работников проведено тайное голосование.

На собрании присутствовало _______ человек

В избирательной урне обнаружено ___________ бюллетеней,

Из них испорчено _______________ бюллетеней.

Итоги голосования: _____________________________ — ________________ голосов _____________________________ — ________________ голосов _____________________________ — ________________ голосов _____________________________ — ________________ голосов _____________________________ — ________________ голосов _____________________________ — ________________ голосов _____________________________ — ________________ голосов

В соответствии с решением собрания число членов Совета директоров

3. Максимальное число голосов набрали: _____________________________ — ________________ голосов _____________________________ — ________________ голосов _____________________________ — ________________ голосов

Члены счетной комиссии: _____________________ _____________________ _____________________

После чего, председатель собрания оглашает общий итог и предлагает утвердить итоги выборов.

Голосование по вопросу открытое.

В решении, принятом на собрании нужно указать, кто реально избран в состав представительного органа.

В данном случае целесообразно применить мажоритарный принцип: избранными будет признаваться претенденты, набравшие большее количество голосов, при этом вы их ранжируете по мере убывания числа голосов, поданных за них.

Протокол подписывают председатель и секретарь собрания.

Один экземпляр протокола (оригинал) передается работодателю.

К протоколу нужно приложить и регистрационные списки участников собрания, и промежуточный протокол счетной комиссии.

Подробности в материалах Системы Кадры:

Ситуация: В каких случаях организация обязана учесть мнение представительного органа сотрудников, не являющегося профсоюзом

В Трудовом кодексе РФ прямо указаны случаи, когда организация обязана учесть мнение представителей сотрудников. Такими представителями могут быть:

Об этом говорится в части 1 статьи 29 Трудового кодекса РФ.

Существование иного представительного органа (не профсоюза) возможно, если:

  • в организации нет профсоюза;
  • ни одна из первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины сотрудников и не уполномочена представлять интересы всех сотрудников.

Наличие в организации иного представительного органа (представителя) не является препятствием для осуществления своих полномочий первичными профсоюзными организациями.

Такие правила установлены частью 1 статьи 31 Трудового кодекса РФ.

При этом Трудовой кодекс РФ разграничивает случаи, когда организация:

То есть в первом случае организация должна учесть мнение именно профсоюза при его наличии в организации. При этом если в организации нет профсоюза, а интересы сотрудников представляет иной представительный орган (уполномоченный представитель), то учитывать его мнение не обязательно.

Во втором случае организация обязана учесть мнение представительного органа сотрудников. То есть, например, если в организации отсутствует профсоюз, однако есть иной представительный орган (уполномоченный представитель), то учесть его мнение необходимо.

Порядок учета мнения представительного органа сотрудников (представителя) в некоторых случаях прямо прописан в Трудовом кодексе РФ (ч. 3 ст. 103, ч. 2 ст. 136, ч. 3 ст. 147, ст. 190, ч. 3 ст. 196 ТК РФ). Например, при составлении графиков сменности работодатель должен учесть мнение представительного органа в порядке, предусмотренном статьей 372 Трудового кодекса РФ (т. е. в порядке, предусмотренном для принятия локальных нормативных актов) (ч. 3 ст. 103 ТК РФ).

При этом в некоторых ситуациях порядок согласования решений работодателя с представительным органом в законодательстве не установлен (ст. 101, ч. 4 ст. 135, ч. 2 ст. 153, ст. 159, ч. 2 ст. 221 ТК РФ). В таком случае организация вправе самостоятельно определить порядок учета мнения представительного органа сотрудников и отразить его в локальном нормативном документе (например, в коллективном договоре). При этом работодатель вправе использовать порядок согласования, предусмотренный для учета мнения профсоюза (в зависимости от решения, которое нужно согласовать).

заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

Собрание трудового коллектива

Ответьте пожалуйстана два вороса:

1. До введения в действие гл.9.1 ГК РФ какой документ определял содержание протокола собрания, в частности протокола собрания трудового коллектива в виде органа общественной самодеятельности

2.какой нормативный документ запрещает работодателю председательствовать на собрании по выбору представителя трудового коллектива

Спасибо за ответ. Анатолий

Ответы юристов (4)

Добрый День! Вы ведёте речь о собраниях трудового коллектива, а ссылаетесь на главу 9.1 Гражданского кодекса. которая здесь вообще ни при чём. Гражданский Кодекс не регулирует трудовые отношения, в главе 9.1 речь идёт не о собраниях трудовых коллективов, а о собраниях учредителей юридического лица. Вам ответ нужно искать в Трудовом кодексе в разделе «Социальное партнёрство». Представительным органом может быть профсоюз, который объединяет более 50% работников либо иной представительный орган, например Совет трудового коллектива, который избирается на общем собрании работников путём тайного голосования. который в свою очередь выбирает председателя.

Уточнение клиента

Спасибо за ответ, но в ТК РФ в разделе социальное партнерство вообще нет про форму и содержание протокола общего собрания трудового коллектива ( проблема заключается в том что работодатель предоставил фиктивный протокол собрания которого не было, и данный протокол не отвечает требованиям главы 9.1 ГК РФ, т.е на какой документ я могу сослаться, что данный протокол не отвечает определенным требованиям )

И второе: понятно что работодатель не может вести собрание трудового коллектива по выбору представителя данного коллектива, но какой документ запрещает это? в ТК РФ работодатель должен обеспечить проведение данного собрания, но прямого запрета нет.

24 Июня 2014, 10:23

Есть вопрос к юристу?

В ТК Вы не найдёте про форму и содержание протокола общего собрания трудового коллектива, да и ни в одном нормативного акте не найдёте. Наберите в Интернете «Образец протокола общего собрания работников». Но это Вам ничего не даст. В законодательном порядке вопрос порядка ведения собрания трудового коллектива не урегулирован. Фиктивный же протокол Вы можете оспорить в трудовой инспекции или в суде, можете обратиться в прокуратуру, если в результате создания фиктивного протокола работодатель этим нарушил Ваши трудовые права. Гражданский кодекс не регулирует трудовые отношения и на главу 9.1 ГК РФ даже не думайте ссылаться, т.к. она регулирует порядок проведения собрания учредителей, а не трудового коллектива. Лучше бы Вы задали вопрос, какие Ваши права нарушены в результате изготовления фиктивного протокола и в чём суть самого вопроса.

Уточнение клиента

Татьяна Борисовна, спасибо за ответ.

Фиктивным протоколом были нарушены права всего коллектива, якобы на данном собрании коллектив единогласно согласился уменьшить себе в два раза кол-ко дней доп. отпуска, которое зависит от стажа ( у меня за 15 лет д.б. 12 дней, а оплатили только 6 дней, стал разбираться, а администрация предъявила протокол с подписью представителя труд. коллектива, без указания времени проведения собрания, без выборов председателя и секретаря собрания , без листов регистрации и.т.д.и т.п.).

С уважением Анатолий

30 Июня 2014, 17:28

Добрый день! У Вас что, были предусмотрены дополнительные дни отпуска за стаж работы? Чем это было предусмотрено? Был ли у Вас коллективный договор?

Советую Вам обратиться в трудовую инспекцию. Она быстро реагирует, производит внеплановую проверку и принимает меры. Нарушение старается найти всегда. Исходя из Ваших пояснений, Вы на правильном пути, но слишком некомпетентны в вопросе. Удачи.

Уточнение клиента

Татьяна Борисовна, спасибо за ответ.

Да, доп.отпуска были прописаны в кол.договоре и работодатель в одностороннем порядке изменил условия кол.договора.Сначала он сократил представителя трудового коллектива ( человек не стал оспаривать), потом без проведения собрания назначили своего человека, непосредственно подчиненного работодателю), протокол сфальцифицировали(без указания времени, без листов регистрации,бюлетени, якобы уничтожили, председателем собрания, без выборов был работодатель ), потом якобы провели собрание по уменьшению кол-ва дней доп.отпуска( опять без указания времени проведения, без листков регистрации и.т.д. и т.п.)Трудовая инспекция самоустранилась, заявив, что в связи с подачей аналогичного заявления в суд( хотя подавал спустя 2 недель), необходимо решение суда. Суд заявление принял, но в части фальсификации протоколов собраний отказал , заявив, что подписей представителя работодателя и представителя труд.кол-ва суду достаточны.И если у меня есть сомнения, то я должен обратиться в прокуратура. Прокуратура переслала заявление в ОВД.Они дают отписки, я пишу жалобу в прокуратуру, они возращают на доп. расследование.И так продолжается полгода.

С уважением Анатолий

01 Июля 2014, 16:30

Вот теперь вроде ясно стало. Но. согласно ст. 116 ТК РФ ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Ни ТК РФ, ни другими федеральными законами не предусмотрено предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков за стаж работы. Законодатель не предоставляет сторонам коллективного договора права на предоставление таких отпусков, в противном случае он бы указал об этом в 1 части ст. 116 ТК РФ, в связи с чем включение этого условия в коллективный договор не основано на законе.

Из 2 части ст. 116 ТК РФ вытекает, что только работодатель вправе с учётом финансовых возможностей самостоятельно установить дополнительные отпуска, в связи с чем в коллективном договоре может быть предусмотрен не сам факт предоставления отпуска, а только порядок и условия его предоставления. К сожалению, Вы не сможете отстоять эти отпуска независимо от того, фальсифицированы протоколы собраний или нет.

Уточнение клиента

Татьяна Борисовна, спасибо за разьяснение.

Дело в том, что в кол.договоре по поводу предоставления доп. отпусков в зависимости от стажа в основание дается ссылка на ст.ст.116-120 ТК РФ( ссылки на ст.41 ТК РФ нет). Такое же положение имеется и в макете кол.договора, рекомендованного отраслевым профсоюзом( правда на нашем предприятиии профсоюза нет, но ген. директор подписал программу соц.партнерства с отраслевым профсоюзом). Ни работодатель , ни суды не ссылались на ст.116 ТК РФ

И речь сейчас идет об ухудшении положения работников, что противоречит Уставу МОТ(принцип«in favorem labora»). Или он применяется только относительно норм ущемляющих права работников по отношению к законодательным нормам? А как быть со ч.4ст.8ТК РФ (старый КД это ЛНА,измененный КД тоже ЛНА , ухудшаюший положение работников и если доказать, что собраний не было, также относительно и собрания по выбору представителя ТК, то возможно восстановить старое начисление доп. отпуска).

С уважением Анатолий

02 Июля 2014, 12:43

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Обязана ли я посещать рабочие собрания в свой выходной день?

Здравствуйте! Я работаю на «скорой помощи» диспетчером.У меня скользящий график.Наша администрация в принудительном порядке заставляет один раз в месяц посещать диспетчерское собрание в мой законный выходной;за отсутствие на собрании наказывают материально(вычетают из стимулирующей выплаты).На моё заявление о том что они нарушают ст.113 и ст.153 ТКРФ,мне говорят что когда я подписывала трудовой договор к нему прилагаются должностные обязанности,где дословно говорится»обязана посещать собрания и т.п.»Но там не сказано,что я это должна делать в свой выходной день,а в рамках своей рабочей смены я и так посещаю регулярно планёрные совещания.Я права?

Ответы юристов (2)

Добрый день! Вы правы. В силу Трудового кодекса трудовые обязанности вы обязаны исполнять не в любое время, которое укажет работодатель, а только в ваше рабочее время. В данном случае, если графиком не предусмотрена работа в выходной день и вас официально не привлекли к работе по ст. 113 ТК, то вы имеете право отказаться.

Премия, которой вас лишают, должна быть установлена положением об оплате труда. В нем закреплены основания начисления и снижения премии. Лишение премии за правомерные дедействия незаконно.

Рекомендую обратиться по данному вопросу в Роструд для воздействия на работодателя.

В дополнении к ранее полученным Вами ответам сообщаю: Согласно ст.100 ТК РФ, Режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели, работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, — трудовым договором. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Сменная работа регламентируется ст.103 ТК РФ, и предусматривает; — работа в две, три или четыре смены — вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг.При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности.При составлении графиков сменности работодатель учитывает мнение представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов. Графики сменности, как правило, являются приложением к коллективному договору.Графики сменности доводятся до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения их в действие.Работа в течение двух смен подряд запрещается.

Ваши ссылки на ст.113, ст.153 ТК РФ совершенно правомерны, т.к. работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, а участие на собрании к таким случаям не относится. Кроме того, привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя и оплата работы в выходные и праздничные производится по двойному тарифу. Таким образом, работодатель не вправе вызывать Вас на собрания в выходные дни.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.