Соавторство это гк рф

Статья 1348. Соавторы изобретения, полезной модели или промышленного образца

1. Граждане, создавшие изобретение, полезную модель или промышленный образец совместным творческим трудом, признаются соавторами.

2. Каждый из соавторов вправе использовать изобретение, полезную модель или промышленный образец по своему усмотрению, если соглашением между ними не предусмотрено иное.

3. К отношениям соавторов, связанным с распределением доходов от использования изобретения, полезной модели или промышленного образца и с распоряжением исключительным правом на изобретение, полезную модель или промышленный образец, соответственно применяются правила пункта 3 статьи 1229 настоящего Кодекса.

Распоряжение правом на получение патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец осуществляется авторами совместно.

4. Каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав на изобретение, полезную модель или промышленный образец.

Комментарий к Ст. 1348 ГК РФ

1. Соавторством признается творческая совместная деятельность нескольких физических лиц по созданию результата интеллектуальной деятельности. Для признания соавторства не имеет существенного значения, кто из соавторов внес больший вклад, а также работали ли соавторы в одно и то же время или в разное, находились ли они в непосредственном контакте при работе над изобретениями. Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ (абз. 2 п. 1 ст. 1228 ГК). Не являются соавторами лица, которые руководили творческим коллективом, однако сами не принимали творческого участия либо лишь предложили направление создания результата интеллектуальной деятельности, цели его создания. В то же время п. 4 Положения о патентах на изобретения, утвержденного Постановлением ЦИК и СНК СССР от 12 сентября 1924 г., предусматривалось, что патент может быть выдан также на общее имя нескольких лиц в том случае, когда некоторые из них участвовали в разработке изобретения лишь оказанием существенно необходимой технической помощи, о чем и должно быть указано в патенте.

Отношения соавторства могут возникнуть не только в связи с совместной деятельностью соавторов, но также в связи с подачей разными заявителями заявки на идентичные изобретения, полезные модели или промышленные образцы, если эти заявки имеют одну и ту же дату приоритета. Согласно п. 1 ст. 1393 ГК РФ, если в процессе экспертизы будут установлены указанные обстоятельства, патент на изобретение, полезную модель или промышленный образец может быть выдан только по одной из таких заявок лицу, определяемому соглашением между заявителями. При выдаче патента по одной из заявок все авторы, указанные в ней, признаются соавторами в отношении идентичных изобретений, полезных моделей или промышленных образцов.

2. Комментируемая статья определяет особенности:

— использования объекта патентного права, созданного в результате соавторства;

— распределения дохода от использования объекта;

— распоряжения исключительным правом на созданный в результате соавторства объект;

— защиты исключительного права на охраняемый объект.

Нормы абз. 1 п. 3 комментируемой статьи отсылают к п. 3 ст. 1229 ГК РФ в части распределения доходов от использования созданного соавторами охраняемого объекта и распоряжения исключительным правом на него. Последнее имеет значение при условии, что соавторы являются патентообладателями. В том случае, если соавторы не являются таковыми, они не могут распорядиться исключительным правом, поскольку им не обладают.

Доходы от совместного использования объекта патентного права распределяются между всеми соавторами поровну, если соглашением между ними не предусмотрено иное.

Распоряжение исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации осуществляется правообладателями совместно.

3. Использование объекта патентного права допускается каждым из соавторов без согласия других соавторов, если иное не установлено соглашением между ними. Использованием изобретения, полезной модели или промышленного образца считаются, в частности:

— ввоз на территорию РФ, изготовление, применение, предложение о продаже, продажа, иное введение в гражданский оборот или хранение для этих целей продукта, в котором использованы изобретение или полезная модель, либо изделия, в котором использован промышленный образец;

— совершение названных действий в отношении продукта, полученного непосредственно запатентованным способом. Если продукт, получаемый запатентованным способом, является новым, идентичный продукт считается полученным путем использования запатентованного способа, поскольку не доказано иное;

а также другие способы, предусмотренные п. 1 — 3 ст. 1358 ГК РФ.

Такое использование изобретения соавтором имеет значение лишь в тех случаях, когда соавтор является индивидуальным предпринимателем и патентообладателем. Если соавтор не является индивидуальным предпринимателем и использует объект для удовлетворения личных, семейных, домашних или иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд, то такое использование относится к действиям, не являющимся нарушением исключительного права на изобретение, полезную модель или промышленный образец.

Использование охраняемого объекта юридическим лицом, учредителем или руководителем которого является соавтор, не подпадает под действие п. 2 комментируемой статьи. Так, решением Орехово-Зуевского городского суда Московской области от 24 апреля 2008 г. были удовлетворены требования ряда граждан — соавторов и обладателей прав на изобретения о признании нарушения их исключительных прав ЗАО «Соболевский завод» и о запрете ответчику выпускать генераторы огнетушащего аэрозоля, в которых использованы данные изобретения. Суд сделал вывод, что ЗАО «Соболевский завод» является нарушителем патента, поскольку использовало запатентованные изобретения без согласия правообладателей и без заключения лицензионных договоров, и не согласился с доводами представителя ответчика — генерального директора ЗАО «Соболевский завод» М.Ю. Детина, одного из авторов и обладателей прав на изобретение, охраняемое патентом, о наличии у него права на такое использование, указав, что патент используется не им как физическим лицом, а руководимым им юридическим лицом, не являющимся патентообладателем, без разрешения остальных правообладателей .

———————————
Определение Конституционного Суда РФ от 23 июня 2009 г. N 668-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Детина Михаила Юрьевича на нарушение его конституционных прав статьями 10, 11, 13, 14 и 30.1 Патентного закона Российской Федерации».

4. Порядок распоряжения правом на получение патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец осуществляется авторами совместно. Таким образом, для передачи права на получение патента другому лицу необходимо всем соавторам заключить в письменной форме договор об отчуждении права на получение патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец с приобретателем этого права. Иные способы распоряжения данным правом частью четвертой ГК РФ не предусмотрены.

При создании патентоспособного объекта авторами, действующими в рамках служебных функций или служебного задания (ст. 1370 ГК), а также другими авторами, не связанными подобного рода отношениями, между работодателем как обладателем права на получение патента и авторами не возникает отношений соавторства, а работодатель вправе подать заявку и получить патент на свое имя при согласии авторов, не связанных с ним трудовыми обязанностями или служебным заданием, а также с указанием имен всех соавторов.

5. Пункт 4 комментируемой статьи предусматривает право каждого из соавторов принимать меры по защите своих прав. Таким образом, для защиты нарушенных прав автора согласие на обращение в суд других соавторов не требуется. При этом речь идет о любых патентных правах (ст. 1345 ГК), в том числе об исключительном праве (если автор является одновременно патентообладателем), о личных неимущественных правах, иных правах, в числе которых право на получение патента, право на вознаграждение за использование служебного изобретения, полезной модели или промышленного образца.

Статья 1258. Соавторство

1. Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

2. Произведение, созданное в соавторстве, используется соавторами совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. В случае, когда такое произведение образует неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения.

Часть произведения, использование которой возможно независимо от других частей, то есть часть, имеющая самостоятельное значение, может быть использована ее автором по своему усмотрению, если соглашением между соавторами не предусмотрено иное.

3. К отношениям соавторов, связанным с распределением доходов от использования произведения и с распоряжением исключительным правом на произведение, соответственно применяются правила пункта 3 статьи 1229 настоящего Кодекса.

4. Каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав, в том числе в случае, когда созданное соавторами произведение образует неразрывное целое.

Комментарий к статье 1258 Гражданского Кодекса РФ

1. Произведение не обязательно должно быть выражением творчества одного человека. Оно может стать результатом совместных творческих усилий нескольких авторов. В этом случае образуется соавторство, т.е. такой правовой режим произведения, при котором его юридическую судьбу определяет не одно, а несколько лиц.

Традиционно выделяют раздельное и нераздельное соавторство в зависимости от того, образует ли произведение «неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение» (п. 1 комментируемой статьи).

Например, картина Кукрыниксов является образцом нераздельного соавторства, а учебник, разные главы которого написаны разными специалистами, — произведением, в отношении которого соавторство является раздельным.

2. Такое разделение имеет важные юридические последствия, раскрываемые в п. 2 рассматриваемой статьи.

В отношении раздельного соавторства действуют следующие правила: во-первых, о совместном использовании произведения в целом, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Во-вторых, каждый из соавторов вправе по своему усмотрению использовать часть произведения, имеющую самостоятельное значение и созданную только им, т.е. если эта часть была результатом только его творчества (даже если другие соавторы каким-либо образом оказывали ему «нетворческую» помощь). То есть данные нормы не отменяют друг друга, а находятся во взаимном дополнении, устанавливая возможность использовать как произведение в целом, так и отдельные его части с учетом раздельного характера соавторства. В-третьих, соглашением между соавторами могут быть предусмотрены иные условия использования как произведения в целом, так и отдельных его частей. Так, соавторы могут уполномочить одного из соавторов на использование произведения, созданного их совместным творческим трудом. Или соавторы могут принять решение о том, что никто из них без согласия остальных соавторов не вправе использовать имеющую самостоятельное значение созданную им часть произведения.

———————————
Говоря о таком важном признаке части произведения, которая может использоваться отдельно, как ее самостоятельное значение, следует иметь в виду, что речь идет о творческом характере такой части. Другими словами, часть тогда имеет самостоятельное значение, когда она может рассматриваться как отдельный результат творческой деятельности. По сути, речь идет об определенной двойственности правового режима такого результата, который одновременно и является частью другого произведения, и может приобретать значение самостоятельного произведения.

Применительно к нераздельному соавторству вопрос об использовании отдельных частей не встает. Поэтому ситуация здесь упрощается — действует общее правило о совместном использовании произведения, если соглашением между соавторами не установлено иное. Однако здесь возникает опасность того, что любой из соавторов может запретить использовать произведение в целом, а поскольку отдельные части такого произведения нельзя выделить в самостоятельные объекты, это может иметь серьезные негативные последствия для публики и нарушать законные интересы других соавторов. Именно поэтому для случая нераздельного соавторства Кодексом предусмотрено, что «ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения».

3. В использовании произведения соавторами есть два самостоятельных вопроса: распределение доходов от использования произведения и распоряжение исключительным правом на произведение. Именно поэтому в отношении этих вопросов предусмотрено специальное регулирование. В Кодексе это п. 3 рассматриваемой статьи. Данная норма отсылает к абз. 2 и 3 п. 3 ст. 1229 ГК. Такое выделение имеет еще и то значение, что п. п. 1 и 2 комментируемой статьи, в отличие от п. 3, регулируют вопросы использования несколько иным образом, нежели это предусмотрено абз. 1 п. 3 ст. 1229 ГК.

Но предусмотренные Кодексом различия в отношении использования произведения соавторами в зависимости от того, является ли соавторство раздельным или нет, не могут быть применимы при защите произведения.

4. В пункте 4 ст. 1258 прямо установлено право каждого из соавторов самостоятельно принимать необходимые меры защиты своих прав на произведение, независимо от вида соавторства. Данное положение должно трактоваться расширительно: каждый из соавторов может защищать свои права как в отношении произведения в целом, так и той части, которая создана им и имеет самостоятельное значение (при раздельном соавторстве).

Соавторство следует отличать от произведений, созданных с использованием других произведений, а также исполнений.

Авторы производных произведений (переводы, инсценировки, экранизации, аранжировки и т.д.) не могут быть соавторами оригинального произведения.

Произведение, помещенное в сборник или иное составное произведение, приводит к образованию другого произведения — составного, права на которое принадлежат составителю, но не образует соавторства в отношении тех лиц, произведения которых помещены в сборник. Наибольший интерес в этой связи представляет аудиовизуальное произведение. Согласно п. 2 ст. 1263 ГК у него есть три автора: режиссер, сценарист и композитор, написавший музыкальное произведение специально для данного аудиовизуального произведения. В данном случае речь идет о частично раздельном соавторстве. Сценарист и композитор могут использовать соответственно сценарий и музыку отдельно от аудиовизуального произведения — как его части, имеющие самостоятельное значение. Использование же режиссером аудиовизуального произведения без текста (сценария) и музыки невозможно. Кроме того, аудиовизуальное произведение в соответствии со ст. 1240 ГК является сложным объектом и в нем могут быть использованы и другие произведения. Например, в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!» артисты А. Мягков и В. Талызина читают стихотворение А. Кочеткова. Но в данном случае речь идет об использовании одного произведения в другом и никакого соавторства не образуется.

Не является соавтором и исполнитель произведения. Даже несмотря на то, что в соответствии со ст. 1313 ГК его труд признается творчеством, он — автор только своего исполнения, но не того произведения, которое он исполняет.

Статья 1258. Соавторство

1. Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

2. Произведение, созданное в соавторстве, используется соавторами совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. В случае, когда такое произведение образует неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения.

Часть произведения, использование которой возможно независимо от других частей, то есть часть, имеющая самостоятельное значение, может быть использована ее автором по своему усмотрению, если соглашением между соавторами не предусмотрено иное.

3. К отношениям соавторов, связанным с распределением доходов от использования произведения и с распоряжением исключительным правом на произведение, соответственно применяются правила пункта 3 статьи 1229 настоящего Кодекса.

4. Каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав, в том числе в случае, когда созданное соавторами произведение образует неразрывное целое.

Комментарий к Ст. 1258 ГК РФ

1. Произведения науки, литературы и искусства могут быть созданы в результате интеллектуальной деятельности конкретным лицом, поскольку творческий процесс индивидуален и обладает своей спецификой. Вместе с тем возможна и совместная творческая деятельность двух и более лиц, в результате которой создается одно произведение науки, литературы и искусства.

Совместная творческая деятельность возможна при взаимной договоренности (соглашении). При этом предварительно согласовываются цель создания произведения, его структура, объем работы каждого из участников. Необходимым условием является творческий вклад каждого из них. При этом не обязательно, чтобы объем или части произведения были равными. В результате такого совместного творческого труда создается единое произведение как объект авторского права.

Следует отметить, что предварительное соглашение (договор) о совместной творческой деятельности не является обязательным условием для признания соавторства. Так, если на опубликованные стихи композитор сочиняет музыку, то для этого ему не требуется согласия автора этих стихов. И в других подобных случаях создания музыкального произведения (например, оперы) на обнародованное произведение согласие автора не требуется.

2. В комментируемой статье предусмотрено, что созданное совместным творческим трудом произведение может составлять единое целое, когда нельзя определить, кто из соавторов какую часть произведения написал, или оно состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Лица, создавшие такие произведения, признаются соавторами. Если произведение создано совместно, так что нельзя определить, кто из авторов какую часть создал, то соавторство характеризуется как нераздельное. В художественной литературе таких примеров немало. Так, сценарии кинофильмов «Берегись автомобиля», «Ирония судьбы, или С легким паром», написанные Э. Брагинским и Э. Рязановым, являются произведениями с нераздельным соавторством. Об этом писал в свое время и Э.А. Рязанов, указывая, что они работали вместе и обсуждали каждую фразу сценария. Известные художники-карикатуристы «Кукрыниксы» (Куприянов, Крылов, Смирнов) длительное время работали в журнале «Крокодил». Особенность их творческой деятельности состояла в том, что они действительно работали совместно и нельзя определить, кто из них какую часть карикатуры изобразил. Подобная совместная творческая деятельность была характерна и для братьев Вайнеров. На основе их произведений был создан сценарий и отснят фильм «Место встречи изменить нельзя».

3. Если произведение создано творческим трудом, так что известно авторство конкретного лица, то такое соавторство признается раздельным.

Примером раздельного соавторства являются, например, учебники по гражданскому праву, которые по общему правилу разрабатываются коллективом авторов. Например, в 2009 г. опубликован Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации , разработанный коллективом авторов Института частного права, с указанием конкретных глав, параграфов, по которым даны комментарии каждым из этих авторов.

———————————
Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический) / Под ред. С.А. Степанова. М.: Проспект; Екатеринбург: Институт частного права, 2009.

При создании таких сложных произведений, как песня, опера, балет и др., как правило, имеются композитор и автор стихов или текста песни. Песня — весьма распространенное эстрадное искусство. Между текстом и мелодией песни существует прямая зависимость. При этом содержание текста предопределяет мелодию, гармонию, темп музыки. Так, весьма распространенными, пользующимися успехом у зрителя, слушателя являются песни композитора А. Пахмутовой, написанные на стихи А. Добронравова и других поэтов.

К сложным произведениям относятся также балет, опера. Балет — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танце, музыкальных образах. В создании балетного спектакля участвуют сценарист, композитор, балетмейстер, художник и исполнители — артисты балета. Основные средства выразительности — танец и пантомима. Танец непосредственно связан с музыкой. Каждый из участников создания балетного спектакля является автором той части произведения, творческим трудом которого она создана.

Опера — музыкально-театральное произведение. Композитор воплощает музыкальные образы на основании либретто, написанного другим лицом. Поэтому опера как сложное произведение создается в соавторстве композитора и либреттиста. Такое соавторство является раздельным.

4. Практически важными и сложными являются вопросы соавторства при использовании рассказов о фактах, событиях, имевших место в жизни. Особенно такие ситуации часто возникали вскоре после окончания Великой Отечественной войны, когда ветераны, бывшие очевидцами или участниками конкретных событий, действий, вспоминали о них, а также о людях, с которыми вместе воевали. Писатель длительное время собирает такие воспоминания, фактические материалы, документы и на их основе создает художественное произведение (рассказ, повесть и др.). Если рассказчик излагает писателю только общеизвестные факты, то субъектом авторского права признается создатель художественного произведения. Но в таком случае писатель должен указать, чьи рассказы, воспоминания послужили основой для написания произведения. Если же писателю передаются дневники, черновые наброски, записи, отдельные зарисовки, то полагаем, что есть основания для признания соавторства на такое произведение, поскольку труд автора дневников, заметок, черновых набросков может быть оценен как творческий.

Подобные ситуации могут возникнуть при музыкальной обработке мелодий, исполненных народным певцом, записанных композитором. При создании такого произведения возникает соавторство, ибо в произведение вложен творческий труд того и другого. Если же композитором проделана лишь техническая работа по записи и редактированию мелодии, то субъектом авторского права на произведение следует признать того, кто его нашел.

На практике нередко встает вопрос о соавторстве редактора, работающего в конкретном издательстве, которое заключает договор об опубликовании произведения, созданного конкретным автором.

Деятельность редактора по общему правилу носит технический характер и предполагает устранение в тексте орфографических, синтаксических недостатков и некоторых вопросов стилистики. Но если редактор по соглашению с автором вносит в текст произведения дополнительные характеристики художественных образов, их действий, поступков и некоторые изменения мыслей действующих лиц, то в таком случае есть основания для признания редактора соавтором редактируемого произведения.

5. В п. 3 ст. 1258 ГК РФ определяются права соавторов, создавших произведение совместным творческим трудом. Если произведение образует единое целое, то соавторство нераздельное и, следовательно, распоряжаться таким произведением соавторы могут по взаимному соглашению, но ни один из них не может запретить использование такого произведения без достаточных оснований. Доходы от совместного использования данного произведения распределяются между правообладателями поровну, если соглашением между ними не предусмотрено иное. Соавторы могут в договоре определить доли доходов с учетом степени творческого участия каждого из них.

Часть произведения, использование которой возможно независимо от других частей (раздельное соавторство), например музыка и слова песни, то есть часть, имеющая самостоятельное значение, может быть использована автором по своему усмотрению, если соглашением между соавторами не предусмотрено иное. В подобных случаях доходы от использования части произведения принадлежат автору используемой части, но если сложное произведение используется в целом как таковое, то каждый из соавторов получает вознаграждение за использование составляющей части, создателем которой он является. Размеры вознаграждения предусматриваются договором, на основании которого используется произведение в соответствии с его назначением (например, зрелищное мероприятие, театр, филармония).

6. От соавторства необходимо отличать сотрудничество, которое не влечет за собой возникновения авторского права нескольких лиц на одно и то же произведение. Например, сотрудничество в литературно-художественном журнале, редакции газеты, когда каждый автор обладает самостоятельным правом авторства на созданное им произведение и не приобретает каких-либо прав на сборник статей, журнал или издание в целом.

Статья 1258 ГК РФ. Соавторство

Новая редакция Ст. 1258 ГК РФ

1. Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

2. Произведение, созданное в соавторстве, используется соавторами совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. В случае, когда такое произведение образует неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения.

Часть произведения, использование которой возможно независимо от других частей, то есть часть, имеющая самостоятельное значение, может быть использована ее автором по своему усмотрению, если соглашением между соавторами не предусмотрено иное.

3. К отношениям соавторов, связанным с распределением доходов от использования произведения и с распоряжением исключительным правом на произведение, соответственно применяются правила пункта 3 статьи 1229 настоящего Кодекса.

4. Каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав, в том числе в случае, когда созданное соавторами произведение образует неразрывное целое.

Комментарий к Ст. 1258 ГК РФ

1. Статья 1258 ГК РФ определяет понятие соавторства и основы регулирования отношений между соавторами, возникающие в связи с созданием произведения творческим трудом нескольких лиц. Соавторство предполагает совместный творческий труд нескольких лиц, результатом которого является создание единого произведения. Совместность труда авторов может принимать различные формы, например, И. Ильф и Е. Петров при написании бессмертных повествований об Остапе Бендере совместно «думали вслух», при этом один из них записывал идеи. Совместное творчество может протекать в других формах: соавторы предварительно обсуждают концепцию произведения, идеи, структуру, распределяют между собой определенные части работы — примером такого совместного труда соавторов является настоящий комментарий.

При определении соавторства следует исходить из того, что каждое лицо, претендующее на соавторство произведения, должно отвечать понятию автора, установленному ст. 1257 ГК РФ, — участие такого лица в создании произведения должно быть непременно творческим. В связи с этим не образует соавторства редакторская правка созданного произведения (исправление погрешностей языка, орфографических, грамматических ошибок, стиля и т.д.), если таковая не связана с изменением существенных элементов произведения: художественной формы, системы образов, дополнением научных произведений комментарием и др.

2. Закон выделяет два вида соавторства — делимое и неделимое. Правовое значение выделения видов соавторства заключается в определении различного порядка реализации соавторами своих прав. При раздельном соавторстве автор вправе использовать свое произведение (часть произведения, созданного в соавторстве) по своему усмотрению, если соглашением между соавторами не предусмотрено иное.

Критерием разграничения является возможность разделения произведения на части, создание каждым из авторов отдельной части произведения. Указанный критерий является единственным, который установлен законодателем, вместе с тем следует предположить, что существуют и иные способы идентификации произведения, созданного раздельным трудом соавторов (в частности, раздельным соавторством следует признавать произведение, состоящее из разнопорядковых объектов авторского права, например повесть и иллюстрации, музыка и слова песни, фильм и музыка к нему). Или все производные произведения, созданные творческим трудом нескольких лиц на основе произведения, принадлежащего одному автору, следует признавать неделимыми независимо от того, что, например, переводчики разделили книгу на главы и переводили независимо один от другого.

3. Осуществление прав в отношении произведения, созданного совместным трудом соавторов, осуществляется в соответствии с правилами п. п. 2 и 3 анализируемой нормы. В соответствии с общим правилом, определенным в п. 2 ст. 1258 ГК РФ, авторские права осуществляются совместно, следовательно, для реализации прав, установленных ст. 1255 ГК РФ, требуется согласие всех соавторов. Иной порядок осуществления прав может быть установлен соглашением соавторов. Закон не определяет каких-либо требований ни к форме, ни к содержанию указанного соглашения, соответственно, при разрешении указанных вопросов следует руководствоваться общими положениями гражданского законодательства.

Видится, что порядок осуществления авторских прав в отношении произведения, созданного в соавторстве, по своей конструкции напоминает порядок осуществления права собственности долевыми сособственниками. Осознание указанного момента позволит в большей степени понять общий смысл правового регулирования отношений между соавторами.

Права соавторов неделимы, в силу специфики объектов авторских прав нельзя потребовать выдела доли в объекте в натуре, осуществление прав может быть только совместным и никак иначе, что связано прежде всего с «интеллектуальным характером» прав на соответствующее произведение.

Осуществление неимущественных прав авторов может быть только совместным, неимущественные права соавторов по определению неделимы, соответственно, недопустимо по соглашению сторон устранить кого-либо из авторов от участия в решении вопроса обнародования произведения, даже в том случае, если осуществление прав по договору между соавторами поручено одному из них. Следует предположить, что коль скоро неимущественные права являются личными и осуществляются только автором, соответственно, порядок осуществления таких прав не может быть предметом соглашения ни при каких обстоятельствах.

Предметом соглашения может быть только порядок осуществления имущественных прав авторов и распределения выгоды, полученной от использования произведения.

Имущественные права авторов также являются неделимыми, хотя и имеют некоторые особенности: так, нельзя по соглашению сторон устранить одного из соавторов от разрешения вопроса о заключении договора о передаче исключительных прав на произведение третьему лицу. Коль скоро речь идет об имущественных правах автора, допустимо распределение имущественных выгод от использования произведения, но никак ни о чем другом. В частности, допустимо в силу соглашения поручить одному из авторов осуществление исключительных прав на произведение.

4. Положения п. 2 комментируемой статьи образуют механизм защиты прав соавторов от произвольного поведения коллеги последних. Учитывая природу неимущественных прав автора, последний может без объяснения причин запретить обнародование произведения, созданного в соавторстве, и именно в связи с этим закон устанавливает правило о недопустимости действий одного из соавторов без достаточных оснований запрета на использование такого произведения. При применении указанного правила следует учитывать, что оно распространяется только на произведения, соавторство в отношении которых является нераздельным, и не применяется к произведениям, авторство в отношении которых является раздельным. При толковании понятия «без достаточных к тому оснований» следует предположить, что запрет использовать произведение не должен образовывать состав злоупотребления правом, а должен быть направлен, иметь своей целью защиту прав автора, установленных законом. В противном случае такой запрет следует признать произвольным, необоснованным.

Разрешение разногласий между соавторами возможно по решению суда. И хотя закон не содержит специального указания на этот счет, следует предположить, что в данном случае применима аналогия закона с правилами п. 1 ст. 247 ГК РФ.

5. Правило п. 4 комментируемой нормы наделяет любого из соавторов независимо от вида соавторства осуществлять защиту авторских прав на соответствующее произведение. При применении указанной нормы следует исходить из следующего: в соответствии с правилами процессуального законодательства лицо вправе обратиться в суд за защитой своего нарушенного права или охраняемого законом интереса, соответственно, один из соавторов произведения, созданного в раздельном соавторстве, не вправе обратиться в суд с требованием о защите прав части такого произведения, автором которой он не является. Кроме того, в отношении неимущественных прав следует предположить, что автор вправе защищать только свои неимущественные права в отношении произведения, но никак не неимущественные права другого соавтора. Если автор обратится с требованием о защите нарушенных неимущественных прав и будет установлено, что его права соответствующим правонарушением не затронуты, то ему должно быть отказано в иске как ненадлежащему истцу (например, если при издании произведения было искажено имя соавтора, который не является истцом по делу). В части защиты имущественных прав соавторы являются своего рода «солидарными кредиторами», если будет нарушено одно из прав, предусмотренных ст. 1270 ГК РФ, один из соавторов вправе требовать прекращения такого нарушения независимо от воли других соавторов. Представляется, что по любому из таких дел суду следует обсуждать вопрос о привлечении всех соавторов к участию в деле в качестве третьих лиц, если последние не изъявят желания выступить в качестве соистца.

Другой комментарий к Ст. 1258 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Произведение не обязательно должно быть выражением творчества одного человека. Оно может стать результатом совместных творческих усилий нескольких авторов. В этом случае образуется соавторство, т.е. такой правовой режим произведения, при котором его юридическую судьбу определяет не одно, а несколько лиц.

Традиционно выделяют раздельное и нераздельное соавторство в зависимости от того, образует ли произведение «неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение» (п. 1 комментируемой статьи).

Например, картина Кукрыниксов является образцом нераздельного соавторства, а учебник, разные главы которого написаны разными специалистами, — произведением, в отношении которого соавторство является раздельным.

2. Такое разделение имеет важные юридические последствия, раскрываемые в п. 2 рассматриваемой статьи.

В отношении раздельного соавторства действуют следующие правила: во-первых, о совместном использовании произведения в целом, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Во-вторых, каждый из соавторов вправе по своему усмотрению использовать часть произведения, имеющую самостоятельное значение и созданную только им, т.е. если эта часть была результатом только его творчества (даже если другие соавторы каким-либо образом оказывали ему «нетворческую» помощь). То есть данные нормы не отменяют друг друга, а находятся во взаимном дополнении, устанавливая возможность использовать как произведение в целом, так и отдельные его части с учетом раздельного характера соавторства. В-третьих, соглашением между соавторами могут быть предусмотрены иные условия использования как произведения в целом, так и отдельных его частей. Так, соавторы могут уполномочить одного из соавторов на использование произведения, созданного их совместным творческим трудом. Или соавторы могут принять решение о том, что никто из них без согласия остальных соавторов не вправе использовать имеющую самостоятельное значение созданную им часть произведения.
———————————
Говоря о таком важном признаке части произведения, которая может использоваться отдельно, как ее самостоятельное значение, следует иметь в виду, что речь идет о творческом характере такой части. Другими словами, часть тогда имеет самостоятельное значение, когда она может рассматриваться как отдельный результат творческой деятельности. По сути, речь идет об определенной двойственности правового режима такого результата, который одновременно и является частью другого произведения, и может приобретать значение самостоятельного произведения.

Применительно к нераздельному соавторству вопрос об использовании отдельных частей не встает. Поэтому ситуация здесь упрощается — действует общее правило о совместном использовании произведения, если соглашением между соавторами не установлено иное. Однако здесь возникает опасность того, что любой из соавторов может запретить использовать произведение в целом, а поскольку отдельные части такого произведения нельзя выделить в самостоятельные объекты, это может иметь серьезные негативные последствия для публики и нарушать законные интересы других соавторов. Именно поэтому для случая нераздельного соавторства Кодексом предусмотрено, что «ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения».

3. В использовании произведения соавторами есть два самостоятельных вопроса: распределение доходов от использования произведения и распоряжение исключительным правом на произведение. Именно поэтому в отношении этих вопросов предусмотрено специальное регулирование. В Кодексе это п. 3 рассматриваемой статьи. Данная норма отсылает к абз. 2 и 3 п. 3 ст. 1229 ГК. Такое выделение имеет еще и то значение, что п. п. 1 и 2 комментируемой статьи, в отличие от п. 3, регулируют вопросы использования несколько иным образом, нежели это предусмотрено абз. 1 п. 3 ст. 1229 ГК.

Но предусмотренные Кодексом различия в отношении использования произведения соавторами в зависимости от того, является ли соавторство раздельным или нет, не могут быть применимы при защите произведения.

4. В пункте 4 ст. 1258 прямо установлено право каждого из соавторов самостоятельно принимать необходимые меры защиты своих прав на произведение, независимо от вида соавторства. Данное положение должно трактоваться расширительно: каждый из соавторов может защищать свои права как в отношении произведения в целом, так и той части, которая создана им и имеет самостоятельное значение (при раздельном соавторстве).

Соавторство следует отличать от произведений, созданных с использованием других произведений, а также исполнений.

Авторы производных произведений (переводы, инсценировки, экранизации, аранжировки и т.д.) не могут быть соавторами оригинального произведения.

Произведение, помещенное в сборник или иное составное произведение, приводит к образованию другого произведения — составного, права на которое принадлежат составителю, но не образует соавторства в отношении тех лиц, произведения которых помещены в сборник. Наибольший интерес в этой связи представляет аудиовизуальное произведение. Согласно п. 2 ст. 1263 ГК у него есть три автора: режиссер, сценарист и композитор, написавший музыкальное произведение специально для данного аудиовизуального произведения. В данном случае речь идет о частично раздельном соавторстве. Сценарист и композитор могут использовать соответственно сценарий и музыку отдельно от аудиовизуального произведения — как его части, имеющие самостоятельное значение. Использование же режиссером аудиовизуального произведения без текста (сценария) и музыки невозможно. Кроме того, аудиовизуальное произведение в соответствии со ст. 1240 ГК является сложным объектом и в нем могут быть использованы и другие произведения. Например, в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!» артисты А. Мягков и В. Талызина читают стихотворение А. Кочеткова. Но в данном случае речь идет об использовании одного произведения в другом и никакого соавторства не образуется.

Не является соавтором и исполнитель произведения. Даже несмотря на то, что в соответствии со ст. 1313 ГК его труд признается творчеством, он — автор только своего исполнения, но не того произведения, которое он исполняет.