Система судов общей юрисдикции в украине

Конституционное право Украины

Конституционный статус органов суда и прокуратуры » Судебная система Украины

Судебная система — это совокупность действующих в Украине судов, которые функционируют на единых конституционных принципах. Создание чрезвычайных и особых судов, согласно ч. 5 ст. 125 Конституции, запрещается. Система судов общей юрисдикции в нашем государстве строится по принципам территориальности и специализации. Наивысшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции есть Верховный Суд Украины, а высшими судебными органами специализированных судов есть соответствующие высшие суды. Согласно закону, действуют апелляционные и местные суды. Так, по Закону « О судоустройстве Украины» систему судов общей юрисдикции представляют: местные суды, Апелляционный суд Украины, высшие специализированные суды, Верховный Суд Украины. Военные суды принадлежат к общим судам и осуществляют на основе Конституции и законов Украины правосудие в Вооруженных Силах Украины и других военных формированиях, образованных согласно закону. Специализированными в Украине есть хозяйственные, административные и другие суды, которые определены как специализированы суды. Закон « О судоустройстве Украины» не дает исключительного перечня специализированных судов.

Местными общими судами есть районные, районные в городах и городские суды, а также военные суды гарнизонов. К местным хозяйственным судам принадлежат хозяйственные суды Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя. Аналогично выстроенная и система местных административных судов.

Местные суды в судебной системе Украины занимают особое место, поскольку решают основное количество судебных дел. Они имеют широкую компетенцию. Местный суд является судом первой инстанции и рассматривает дела, отнесенные процессуальным законом к его подсудности. При этом местные общие суды рассматривают криминальное и гражданское дела, а также дела об административных правонарушениях. Местные хозяйственные суды, согласно Закону «О судоустройстве Украины», рассматривают дела, которые возникают из хозяйственного правоотношения, а также другие дела, которые отнесены процессуальным законом к ним подсудности. Местные административные суды рассматривают дела, которые связаны с правоотношением в сфере государственного управления. Но они не могут рассматривать дела административной юрисдикции в сфере военного управления — это делают военные суды. Процессуальным законом определяется подсудность отдельных категорий дел местным судам, а также порядок их рассмотрения.

Согласно Закону « О судоустройстве Украины», в системе судов общей юрисдикции в Украине действуют общие апелляционные суды областей, городов Киева и Севастополя, апелляционный суд Автономной Республики Крым, а также апелляционный суд регионов и апелляционный суд Военно-Морских сил Украины, а также Апелляционный суд Украины. Установлено, что в случае необходимости вместо апелляционного суда области могут образовываться апелляционные суды, территориальная юрисдикция которых распространяется на несколько районов области. Апелляционными специализированными судами есть апелляционные хозяйственные суды и апелляционные административные суды, которые образовываются согласно Указу Президента Украины в апелляционных округах. В состав апелляционного суда входят судьи, как правило, избранные на должность судьи бессрочно, глава суда и его заместители.

В апелляционных судах образовываются суду палаты. Причем в составе общего апелляционного суда образовывается судебная палата в гражданских делах и судебная палата в уголовных делах. Вместе с тем в составе специализированного апелляционного суда могут образовываться суду палаты из рассмотрения отдельных категорий дел за установленной специализацией в пределах соответствующей специальной судебной юрисдикции.

Судебный и правовой органы

Понятие судебной системы Украины, ее основные признаки.

6. Исходные и основные положения об организации и деятельности судебной системы в Украине закреплены в Конституции Украины и законах о судоустройстве Украины.

Судебная система Украины — это совокупность всех существующих и функционирующих судов в Украине, наделенных полномочиями осуществлять судебную власть.

Судебную систему Украины составляют суды об­щей юрисдикции и Конституционный Суд Украины (см. схему). Создание чрезвычайных и особых судов не допускается.

Юрисдикция судов распространяется на все право­отношения, возникающие в государстве. Судебная сис­тема обеспечивает доступность правосудия для каждо­го человека. Конституционный Суд Украины является единствен­ным органом конституционной юрисдикции в Украи­не, основной задачей которого является гарантирование верховенства Конституции как Основного закона госу­дарства на всей территории Украины.

Суды общей юрисдикции образуют единую систему судов, объединенных между собой единством целей, за­дач, принципов организации и деятельности и возглав­ляемых одним общим для всех Верховным Судом Ук­раины.

Систему судов общей юрисдикции составляют:

2) апелляционные суды, Апелляционный суд Ук­раины;

3) Кассационный суд Украины;

4) высшие специализированные суды;

5) Верховный Суд Украины.

Для того чтобы понять, как организована система су­дов общей юрисдикции, необходимо, прежде всего, про­анализировать ее основные признаки:

а) Единство системы судов общей юрисдикции, ко­торое обеспечивается:

— едиными принципами организации и деятельности судов;

— единым статусом судей;

— обязательностью для всех судей правил судопроизводства, определенных законом;

— гарантированием Верховным Судом Украины одинакового применения законов судами общей юрисдикции;

— обязательностью выполнения на территории Украины судебных решений;

— единым порядком организационного обеспечения деятельности судов;

— финансированием судов исключительно из Государственного бюджета Украины;

— решением вопросов внутренней деятельности судов органами судейского самоуправления.

б) Система судов общей юрисдикции строится по принципам территориальности — общие суды и специ­ализации — специализированные суды.

Военные суды относятся к общим судам и осуще­ствляют правосудие в Вооруженных Силах Украины и других воинских формированиях, образованных в соот­ветствии с законом.

Специализированными судами являются хозяйствен­ные, административные и другие суды, определенные как специализированные.

в) Стабильность судебной системы. Суды общей юрисдикции образуются и ликвидиру­ются Президентом Украины по представлению Мини­стра юстиции Украины, согласованному с Председате­лем Верховного Суда Украины или председателем со­ответствующего высшего специализированного суда.

Основанием для создания или ликвидации суда является изменение административно-территориального устройства (например, образование нового населенного пункта и т.д.).

г) В основу системы судов общей юрисдикции поло­жено деление судов на звенья. Суды, составляющие оп­ределенное звено, имеют одинаковую структуру, орга­низационное построение, полномочия и в большинстве случаев действуют в пределах территориальных еди­ниц, приравненных друг к другу по административно­му положению.

— Так, судами первого (низового) звена являются мест­ные суды, второго звена — апелляционные суды, тре­тьего — Кассационный суд Украины и высшие специа­лизированные суды, а наивысшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции является Верхов­ный Суд Украины.

д) Взаимосвязь судебных инстанций. Понятие «судебная инстанция» связано с характе­ром конкретной деятельности суда по осуществлению правосудия. Судебная инстанция обозначает самостоятельную стадию, через которую проходит конкретное дело в различных судах. Каждая такая стадия отлича­ется характерными особенностями судопроизводства.

Существуют следующие судебные инстанции: а) пер­вая инстанция, где дело рассматривается впервые (по су­ществу); б) апелляционная инстанция, где пересматри­ваются решения судов первой инстанции, которые не всту­пили в законную силу; в) кассационная инстанция, где пересматриваются решения уже вступившие в законную силу, а также пересмотр судебных решений в порядке исключительного производства по вновь открывшимся обстоятельствам, или при неправильном применении уго­ловного закона и существенного нарушения требований уголовно-процессуального закона, существенно повлияв­ших на правильность судебного решения.

Основное назначение инстанционности — обеспече­ние законности и обоснованности принимаемых реше­ний, устранение допускаемых нарушений закона, вос­становление справедливости.

Закон четко устанавливает пределы полномочий судов апелляцион­ной и кассационной инстанций, не допуская их воздей­ствия на внутреннее убеждение судей первой инстан­ции о квалификации преступления, значении тех или иных доказательств, мере наказания.

е) Необходимо также отметить, что количество судей во всех судах общей юрисдикции определяется Прези­дентом Украины по представлению Председателя Госу­дарственной судебной администрации Украины, согласованному с Председателем Верховного Суда Украины или председателем соответствующего высшего специа­лизированного суда, с учетом объема работы суда, и в пределах расходов, утвержденных в Государственном бюджете Украины на содержание судей.

Председатель суда, заместитель председателя суда назначаются на должность сроком на пять лет из числа судей и освобождаются от должности Президентом Ук­раины по представлению Председателя Верховного Суда Украины (а в отношении специализированных судов — председателя соответствующего высшего специализиро­ванного суда) на основании рекомендации Совета судей Украины (в отношении специализированных судов — рекомендации соответствующего совета судей).

Нахождение судьи на административной должности не освобождает его от осуществления полномочий судьи соответствующего суда. Освобождение судьи от админи­стративной должности не прекращает его полномочий судьи.

Местные суды в Украине. Местными общими судами в Украине являются рай­онные, районные в городах, городские и районные суды в городах, а также военные суды гарнизонов.

Местными хозяйственными судами являются хозяй­ственные суды Автономной Республики Крым, облас­тей, городов Киева и Севастополя, а местными админис­тративными судами являются окружные суды, которые образуются в округах в соответствии с указом Прези­дента Украины.

Местные суды осуществляют правосудие в форме гражданского, хозяйственного, административного и уголовного судопроизводства.

Так, гражданское судопроизводство осуществляется путем рассмотрения дел по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и жилищных право­отношений, если хотя бы одной из сторон в споре явля­ется гражданин, а также дела особого производства (на­пример, о признании гражданина ограниченно дееспо­собным или недееспособным, о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражда­нина умершим, об усыновлении детей, проживающих на территории Украины и др.).

Хозяйственное судопроизводство осуществляется пу­тем рассмотрения дел по спорам, возникающим при заключении, изменении, расторжении и исполнении хо­зяйственных договоров; дела о банкротстве, где сторо­нами являются, как правило, юридические лица либо физические лица, получившие статус субъектов пред­принимательской деятельности.

Административное производство осуществляется пу­тем рассмотрения дел в сфере государственного управ­ления и местного самоуправления (например, по жало­бам и заявлениям, вытекающим из избирательного пра­ва; по жалобам на действия органов и должностных лиц в связи с наложением административных взыска­ний; по жалобам граждан на решения, действия и без­деятельность государственных органов, юридических или должностных лиц в сфере управленческой деятель­ности).

Местные суды рассматривают практически все уго­ловные дела, кроме дел об умышленных убийствах, хи­щениях в особо крупных размерах, основах националь­ной безопасности и некоторых других дел, отнесенных законом к ведению вышестоящих судов.

Военные суды осуществляют правосудие в Вооружен­ных Силах Украины и иных воинских формированиях путем рассмотрения дел о защите чести и достоинства, сторонами в которых являются военнослужащие или военные организации; дела по жалобам военнослужа­щих на неправомерные действия военных должностных лиц и органов военного управления; а также некото­рые другие категории дел.

Местные суды в Украине имеют одинаковое положе­ние и составляют первое звено, т.е. являются основным звеном системы судов общей юрисдикции:

1) они составляют подавляющее большинство судебных органов;

2) являются низовыми звеньями наиболее приближенными к населению.

3) основной массой судебных дел рассматривается указанными судами. Любое гражданское и хозяйственное дело, независимо от его сложности может быть рассмотрено в местном суде. Подавляющее большинство уголовных дел и дел об административных правонарушениях подсудны местным судам и военным судам гарнизонов.

Местный суд является судом первой инстанции и рассматривает дела по существу, т.е. в судебном засе­дании впервые, непосредственно, гласно, с участием сто­рон и на основе их равенства и состязательности про­цесса и других принципов правосудия исследует дока­зательства (допрашивает обвиняемых, потерпевших, свидетелей, заслушивает экспертов и др.) и выносит решение по гражданскому делу, приговор — по уголов­ному, которые при вступлении в законную силу приоб­ретают значение закона по данному вопросу и являют­ся общеобязательными для исполнения на всей терри­тории Украины.

Дела в местных судах могут рассматриваться судьей единолично, коллегией судей в зависимости от сложности и катего­рии дела. Судья, рассматривающий дело единолично, дей­ствует как суд.

Местный суд состоит из судей, пред­седателя и заместителя председателя суда. В местном суде, в котором количество судей превышает 15, мо­жет быть назначено более одного заместителя предсе­дателя суда.

Как правило, судьи, которые впервые прошли кон­курсный отбор, назначаются Президентом Украины на должность судьи местного суда сроком на 5 лет. На должность судьи может быть рекомендован квалифи­кационной комиссией судей гражданин Украины не мо­ложе 25 лет, который имеет высшее юридическое обра­зование и стаж работы в области права не менее 3-х лет, проживающий в Украине не менее 10 лет и владеющий государственным языком. Для судей военных судов гарнизонов помимо вышеуказанных требований необ­ходимо также состоять на военной службе и входить в штатную численность Вооруженных Сил Украины.

Система судов общей юрисдикции в украине

Система судов общей юрисдикции в Украине в соответствии с ч. 1 ст 17. Закона Украины»О судоустройстве и статусе судей»строится на принципах тер и то реальности, специализации и институциональности

Принцип территориальности построения судебной системы Украины обеспечивает территориальное разграничение компетенции судов общей юрисдикции и обусловлен необходимостью осуществления и доступности правосудия на все й территории Украин.

Принцип специализации построения системы судов в Украине означает, что суды общей юрисдикции должны быть организованы с учетом особенностей предмета судебных дел по соответствующей юрисдикцией и зум сказанного этими особенностями вида судопроизводства. Принцип специализации заключается в создании соответствующих специализированных судов для осуществления гражданского, уголовного, административного, хозяйственного су дочинства тощо.

Под принципом инстанционности, за правовой позицией. Конституционного. Суда Украины, изложенной в его. Решении от 12 июля 2011 г № 9-рп/2011 (относительно принципа инстанционности в системе судов общей юрисдикцией икции), следует понимать такую ??организацию судебной системы, которая обеспечивает право на пересмотр решения суда низшей инстанции судом высшей инстанции. Построение системы судов общей юрисдикции по принципу др. станцийности согласуется со стадиями судопроизводства, определенными формами производства (в частности, в апелляционной и кассационной инстанцияхх).

Систему судов общей юрисдикции, как отмечалось, составляют:

2) апелляционные суды;

3) высшие специализированные суды;

4). Верховный. Суд Украины

Местными общими судами являются районные, районные в городах, городские и районные суды

Местными хозяйственными судами являются хозяйственные суды. АРК, областей, городов. Киева и. Севастополя

Местными административными судами являются окружные административные суды, а также другие суды, предусмотренные процессуальным законом

Порядок образования судов общей юрисдикции определяется законодательством Украины. Суды общей юрисдикции создаются и ликвидируются. Президентом Украины по представлению министра юстиции Украины на. Длит основании предложения председателя соответствующего высшего специализированного суда (ч. 1 ст 19. Закона Украины»О судоустройстве и статусе судей»). Основаниями для образования или ликвидации суда является изменение определенной этим. Законом системы судов, потребность улучшить доступность правосудия или изменение административно-территориального устройстваального устрою.

Количество судей в суде определяется. Государственной судебной администрацией Украины по представлению министра юстиции Украины на основании предложения председателя соответствующего высшего специализированного суда, с учетом ям объема работы суда и в пределах расходов, утвержденных в. Государственном бюджете Украины на содержание суде.

Должности председателя суда и заместителя (заместителей) председателя суда являются административными должностями в суде. В состав местного суда входят судьи местного суда, из числа которых назначаются председатель и заместитель гол лови суда. Председатель местного суда, его заместитель, председатель апелляционного суда, его заместители, председатель высшего специализированного суда, его заместители назначаются на должности сроком на пять лет. Из числа судей этого суда и освобождаются от должностей. Высшим советом юстиции по представлению соответствующего совета судей. Освобождение судьи от административной должности не прекращает его полномочий судьи. Судья не может занимать одну административную должность соответствующего суда более двух сроков. Учебникдряд.

Председатель местного суда выполняет такой объем полномочий:

1) представляет суд как орган государственной власти в сношениях с другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами;

2) определяет административные полномочия заместителя председателя местного суда;

3) сообщает. Высшую квалификационную комиссию судей Украины о наличии вакантных должностей в суде в десятидневный срок со дня их образования;

4) обеспечивает выполнение решений собрания судей местного суда;

5) определяет административные полномочия своего заместителя председателя;

6) контролирует ведение в суде судебной статистики и др.

Председатель местного суда по вопросам, относящимся к административным полномочиям, издает приказы и распоряжения

Полномочия местного суда — это предусмотренные и гарантированные. Конституцией и законами Украины его права и обязанности, а именно:

* местный суд является судом первой. Инстанции и рассматривает дела, отнесенные процессуальным законом к его подсудности;

* местные суды рассматривают гражданские, уголовные, административные дела, а также дела об административных правонарушениях в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом;

* местные хозяйственные суды рассматривают дела, возникающие из хозяйственных правоотношений, а также другие дела, отнесенные процессуальным законом к их подсудности;

* местные административные суды рассматривают дела административной юрисдикции (административные дела) и др.

Апелляционные суды Украины в системе судов общей юрисдикции действуют как суды апелляционной инстанции по рассмотрению гражданских и уголовных, хозяйственных, административных дел, дел об административных п правонарушениях.

Апелляционными судами по рассмотрению гражданских, уголовных дел, а также дел об административных правонарушениях являются: — апелляционные суды областей;

o апелляционные суды городов. Киева и. Севастополя;

*. Апелляционный суд. АРК

Апелляционными судами по рассмотрению хозяйственных дел, апелляционными судами по рассмотрению административных дел € апелляционные хозяйственные суды и апелляционные административные суды, которые образуются в апелляционных округах в соответствии с указом. Президента Украин.

Председатель апелляционного суда выполняет такой объем полномочий:

1) представляет суд как орган государственной власти в сношениях с другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами;

2) определяет административные полномочия заместителей председателя апелляционного суда;

3) выдает на основании акта об избрании на должность судьи или освобождении судьи от должности соответствующий приказ;

4) сообщает. Высшую квалификационную комиссию судей Украины о наличии вакантных должностей в апелляционном суде в десятидневный срок с дня их образования;

5) обеспечивает выполнение требований по повышению квалификации судей апелляционного суда;

6) обеспечивает выполнение решений собраний судей апелляционного суда и др.;

7) контролирует ведение и анализ судебной статистики, организует изучение и обобщение судебной практики и др.

Председатель апелляционного суда по вопросам, относящимся к его административных полномочий, издает приказы и распоряжения

В состав апелляционного суда входят судьи, имеющие стаж работы в должности судьи не менее пяти лет, из числа которых назначаются председатель суда и его заместители. В апелляционном суде, количество судей в в котором превышает тридцать пять, может быть назначено не более трех заместителей председателя суду.

Полномочия апелляционного суда:

1) рассматривает дела соответствующей судебной юрисдикции в апелляционном порядке в соответствии с процессуальным законом;

2) в случаях, предусмотренных процессуальным законом, рассматривает дела соответствующей судебной юрисдикции как суд первой инстанции;

3) анализирует судебную статистику, изучает и обобщает судебную практику;

4) предоставляет местным судам методическую помощь в применении законодательства и др.

Высшие специализированные суды в системе судов общей юрисдикции действуют как суды кассационной инстанции по рассмотрению гражданских и уголовных, хозяйственных, административных дел. К таким судам относятся:

1). Высший специализированный суд Украины по рассмотрению уголовных, гражданских дел;

2). Высший хозяйственный суд Украины;

3). Высший административный суд Украины

В состав. Высшего специализированного суда входят судьи, избранные на должность судьи бессрочно, из числа которых назначаются председатель суда и его заместители. В. Высшем специализированном суде, количество судей в я котором превышает сорок пять, может быть назначено не более трех заместителей председателя суду.

Полномочия председателя. Высшего специализированного суда:

1) представляет соответствующие специализированные суды как орган государственной власти в сношениях с другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, а также с судо овыми органами других государств и международными организациями

2) сообщает. Высшую квалификационную комиссию судей Украины о наличии вакантных должностей в. Высшем специализированном суде в десятидневный срок со дня их образования;

3) вносит в соответствии с законом предложения о создании соответствующих местных и апелляционных судов, изменения их территориальной юрисдикции, а также по количеству судей в них;

4) созывает пленум. Высшего специализированного суда; вносит на рассмотрение пленума представление о назначении на должность секретаря пленума; выносит на рассмотрение пленума вопрос и председательствует на его заседаниях;

5) информирует пленум. Высшего специализированного суда о состоянии правосудия в соответствующей судебной юрисдикции и практике решения отдельных категорий дел;

6) обеспечивает выполнение решений собрания судей. Высшего специализированного суда;

7) контролирует ведение и анализ судебной статистики, организует изучение и обобщение судебной практики;

8) обеспечивает выполнение требований по повышению квалификации судей. Высшего специализированного суда;

Председатель. Высшего специализированного суда по вопросам, относящимся к его административным полномочиям, издает приказы и распоряжения

Полномочия. Высшего специализированного суда:

1) рассматривает дела соответствующей судебной юрисдикции в кассационном порядке в соответствии с процессуальным законом;

2) рассматривает дела соответствующей судебной юрисдикции как суд первой или апелляционной инстанции;

3) анализирует судебную статистику, изучает и обобщает судебную практику;

4) оказывает методическую помощь судам низшего уровня с целью одинакового применения норм. Конституции и законов Украины в судебной практике на основе ее обобщения и анализа судебной статистики, дает спец циализованим судам низшего уровня рекомендательные разъяснения по вопросам применения законодательства относительно решения дел соответствующей судебной юрисдикции

5) осуществляет другие полномочия, определенные законом

Верховный. Суд Украины является высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции, который осуществляет правосудие и обеспечивает одинаковое применение законодательства всеми судами общей юрисдикции. Верхо полным. Суд Украины возглавляет. Председатель. Верховного. Суда Украини.

Председатель. Верховного. Суда Украины избирается на должность сроком на пять лет и освобождается от должности. Пленумом. Верховного. Суда Украины большинством голосов от общего состава. Пленума путем тайного гол лосування (в 42. Закона Украины»О судоустройстве и статусе судей»). Пленум по вопросу избрания. Председателя. Верховного. Суда Украины созывается не позднее одного месяца со дня прекращения полномочий предыдущего. Председателя. Верховного. Суда УкраинСуду. України.

Состав. Верховного. Суда Украины составляет двадцать судей (ст. 39. Закона). Состав суда формируется так: по пять судей от каждой специализированной юрисдикции (гражданской, уголовной, хозяйственной, ад нистративных), из числа которых избираются. Председатель. Верховного. Суда Украины и его заместиик.

Судьей. Верховного. Суда Украины может быть лицо (ч. 2 ст 39 названного. Закона), которая:

* имеет стаж работы в должности судьи не менее пятнадцати лет;

* судья. Конституционного. Суда Украины. Полномочия. Председателя. Верховного. Суда Украины:

1) представляет суд как орган государственной власти в сношениях с другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, а также с судебными органами других государств и международными организациями

2) определяет административные полномочия заместителя. Председателя. Верховного. Суда Украины;

3) созывает. Пленум. Верховного. Суда Украины; вносит на рассмотрение. Пленума представление о назначении на должность секретаря. Пленума; выносит на рассмотрение. Пленума вопрос и председательствует на его заседаниях;

4) выдает на основании акта об избрании на должность судьи. Верховного. Суда Украины или освобождении судьи от должности соответствующий приказ;тствующий приказ;

5) сообщает. Вишу квалификационную комиссию судей Украины о наличии вакантных должностей в. Верховном. Суде Украины в десятидневный срок со дня их образования;

6) контролирует эффективность деятельности аппарата суда, вносит. Председателю. Государственной судебной администрации Украины представление о назначении на должность руководителя аппарата суда, заместителя руководителя аппарата суда и а об освобождении их от должностей, а также о применении к руководителю аппарата суда, его заместителя поощрении или наложении дисциплинарного взыскания в соответствии с законодательством

7) информирует. Пленум. Верховного. Суда Украины о деятельности. Верховного. Суда Украины и др.

Председатель. Верховного. Суда Украины по вопросам, относящимся к его административных полномочий, издает приказы и распоряжения

В случае отсутствия. Председателя его административные полномочия осуществляет заместитель. Председателя. Верховного. Суда Украины, а при отсутствии заместителя. Председателя — судья этого суда, который имеет больший стаж работы на по осадке судьей.

Полномочия. Верховного. Суда Украины (ст. 38. Закона Украины»О судоустройстве и статусе судей»):

1) пересматривает дела по основаниям неодинакового применения судами (судом) кассационной инстанции одной и той же нормы материального права в подобных правоотношениях в порядке, предусмотренном законом;

2) пересматривает дела в случае установления международным судебным учреждением, юрисдикция которого признана Украиной, нарушения Украиной международных обязательств при решении дела судом;

3) дает заключение о наличии или отсутствии в деяниях, в которых обвиняется. Президент Украины, признаков государственной измены или другого преступления; вносит по обращению. Верховной. Рады Украины письменное подан ния о невозможности исполнения. Президентом Украины своих полномочий по состоянию здоровья

4) обращается в. Конституционный. Суд Украины относительно конституционности законов, иных правовых актов, а также относительно официального толкования. Конституции и законов Украины

Пленум. Верховного. Суда Украины — коллегиальный орган, в состав которого согласно ст 45. Закона Украины»О судоустройстве и статусе судей»входят все судьи. Верховного. Суда Украины

Пленум созывается. Председателем. Верховного. Суда Украины в случае необходимости или по требованию не менее четвертой части от состава судей. Верховного. Суда Украины, но не реже одного раза в три месяца. В случае е идсутности. Председателя. Верховного. Суда Украины. Пленум созывается его заместителем. О дне и»времени созыва. Пленума и вопросах, выносимых на его рассмотрение, участники заседания. Пленума уведомляются не позднее чем за 10 дней до заседания. В этот же срок направляются материалы по вопросам, которые выносятся на рассмотрение. Пленумуму.

Полномочия. Пленума. Верховного. Суда Украины:

1) избирает на должности и освобождает от должностей. Председателя. Верховного. Суда Украины, его заместителя в порядке, установленном законом;

2) назначает на должность из числа судей. Верховного. Суда Украины по представлению. Председателя. Верховного. Суда Украины и освобождает от должности секретаря. Пленума. Верховного. Суда Украины;

3) заслушивает информацию. Председателя. Верховного. Суда Украины, заместителя. Председателя. Верховного. Суда Украины об их деятельности;

4) дает заключения по проектам законодательных актов, касающихся судебной системы и деятельности. Верховного. Суда Украины;

5) принимает решение об обращении в. Конституционный. Суд Украины по вопросам конституционности законов и других правовых актов, а также относительно официального толкования. Конституции и законов Украины;

6) дает заключение о наличии или отсутствии в деяниях, в которых обвиняется. Президент Украины, признаков государственной измены или другого преступления; вносит по обращению. Верховной. Рады Украины письменное подан ния о невозможности исполнения. Президентом Украины своих полномочий по состоянию здоровья

7) утверждает. Регламент. Пленума. Верховного. Суда Украины. Заседание. Пленума. Верховного. Суда Украины является полномочным при условии

присутствия на нем не менее двух третей от состава. Пленума, кроме случаев, установленных законом. На заседание. Пленума могут быть приглашены представители органов государственной власти, научных учреждений, общест омадських организаций, средств массовой информации, другие особени.

Пленум. Верховного. Суда Украины принимает по рассмотренным вопросам постановления, которые подписываются председательствующим на заседании. Пленума и секретарем. Пленума и публикуются в официальном печатном органе. Верховного. Суда Украин.

Научно-консультативный совет образуется при. Верховном. Суде Украины из числа высококвалифицированных специалистов в области права для предварительного рассмотрения проектов постановлений. Пленума. Верховного. Суда Украины сто осовном предоставления заключений по проектам законодательных актов и по другим вопросам деятельности. Верховного. Суда Украины, подготовка которых требует научного обеспечения. Порядок организации и деятельности в научных о консультативного совета определяется соответствующим положением, утверждаемым. Пленумом. Верховного. Суда Украини.

Верховный. Суд Украины имеет официальный печатный орган и может быть соучредителем других печатных изданий

Итак,. Верховный. Суд Украины является высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции, который осуществляет правосудие и обеспечивает одинаковое применение законодательства всеми судами общей юрисдикции и.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

от 7 февраля 2002 года №3018-III

О судоустройстве Украины

(В редакции Решения Конституционного Суда Украины N20-рп/2003 от 11.12.2003, Закона Украины N1625-IV от 18.03.2004, Кодексов Украины N1618-IV от 18.03.2004, N2747-IV от 06.07.2005, Законов Украины N3262-IV от 22.12.2005, N3552-IV от 16.03.2006, N489-V от 19.12.2006, N697-V от 22.02.2007, N953-V 19.04.2007, N107-VI от 28.12.2007)

Настоящий Закон определяет правовые основы организации судебной власти и осуществления правосудия в Украине, систему судов общей юрисдикции, основные требования по формированию

корпуса профессиональных судей, систему и порядок осуществления судейского самоуправления, а также устанавливает общий порядок обеспечения деятельности судов и регулирует другие вопросы судоустройства.

Раздел I ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Судебная власть

1. Государственная власть в Украине осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы судебной власти осуществляют свои полномочия исключительно на основаниях, в пределах и порядке, предусмотренных Конституцией Украины и законами.

2. Судебная власть реализуется путем осуществления правосудия в форме гражданского, хозяйственного, административного, уголовного, а также конституционного судопроизводства. Судопроизводство осуществляется Конституционным Судом Украины и судами общей юрисдикции.

3. Юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, возникающие в государстве.

Статья 2. Задачи суда

Суд, осуществляя правосудие, на принципах верховенства права обеспечивает защиту гарантированных Конституцией Украины и законами прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц, интересов общества и государства.

Статья 3. Судебная система Украины

1. Судебную систему Украины составляют суды общей юрисдикции и Конституционный Суд Украины.

2. Суды общей юрисдикции образуют единую систему судов. Конституционный Суд Украины является единственным органом конституционной юрисдикции в Украине.

3. Судебная система обеспечивает доступность правосудия для каждого лица в порядке, установленном Конституцией Украины и законами.

4. Создание чрезвычайных и особых судов не допускается.

5. Порядок организации и деятельности Конституционного Суда Украины устанавливается Конституцией Украины и законом о Конституционном Суде Украины.

Статья 4. Законодательство о судоустройстве Украины

Судоустройство в Украине определяется Конституцией Украины и настоящим Законом.

Глава 2 ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВОСУДИЯ В УКРАИНЕ

Статья 5. Осуществление правосудия исключительно судами

1. Правосудие в Украине осуществляется исключительно судами. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами либо должностными лицами не допускаются.

2. Лица, незаконно взявшие на себя выполнение функций суда, несут предусмотренную законом ответственность.

3. Народ непосредственно принимает участие в осуществлении правосудия через народных заседателей и присяжных. Участие народных заседателей и присяжных в осуществлении правосудия является их гражданским долгом.

Статья 6. Право на судебную защиту

1. Всем субъектам правоотношений гарантируется защита их прав, свобод и законных интересов независимым и непредубежденным судом, образованным в соответствии с законом.

2. Для обеспечения всестороннего, полного и объективного рассмотрения дел, законности судебных решений в Украине действуют суды первой, апелляционной и кассационной инстанций.

3. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в суде, к подсудности которого оно отнесено процессуальным законом. Соглашения об отказе в обращении за защитой в суд являются недействительными.

4. Никто не может быть лишен права на участие в рассмотрении своего дела в определенном процессуальным законом порядке в суде любого уровня.

5. Иностранцы, лица без гражданства и иностранные юридические лица пользуются в Украине правом на судебную защиту наравне с гражданами и юридическими лицами Украины.

Статья 7. Равенство перед законом и судом

Правосудие в Украине осуществляется на принципах равенства всех участников судебного процесса перед законом и судом независимо от пола, расы, цвета кожи, языка, политических, религиозных и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

Статья 8. Правовая помощь при решении дел в судах

1. Каждый имеет право пользоваться правовой помощью при решении его дела в суде.

2. Для оказания правовой помощи при решении дел в судах в Украине действует адвокатура. В случаях, предусмотренных законом, правовую помощь оказывают также другие лица.

Порядок и условия оказания правовой помощи определяются законом. В случаях, предусмотренных законом, правовая помощь оказывается бесплатно.

Статья 9. Гласность судебного процесса

1. Никто не может быть ограничен в праве на получение в суде устной или письменной информации о результатах рассмотрения его судебного дела.

2. Рассмотрение дел в судах осуществляется открыто, кроме случаев, предусмотренных процессуальным законом. Участники судебного разбирательства и другие лица, присутствующие на открытом судебном заседании, имеют право делать письменные заметки.

Проведение в зале судебного заседания фото- и киносъемки, теле-, видео-, звукозаписи с применением стационарной аппаратуры, а также трансляция судебного заседания допускаются с разрешения суда, в порядке, установленном процессуальным законом.

3. Рассмотрение дела в закрытом судебном заседании допускается по решению суда в случаях, предусмотренных процессуальным законом.

4. При рассмотрении дел течение судебного процесса фиксируется техническими средствами в порядке, установленном процессуальным законом.

Статья 10. Язык судопроизводства

1. Судопроизводство в Украине ведется на государственном языке.

2. Применение других языков в судопроизводстве осуществляется в случаях и порядке, определенных законом.

3. Лица, не владеющие или недостаточно владеющие государственным языком, имеют право пользоваться родным языком и услугами переводчика в судебном процессе. В случаях, предусмотренных процессуальным законом, это право обеспечивается государством.

Статья 11. Обязательность судебных решений

1. Судебное решение, которым заканчивается рассмотрение дела в суде, постановляется именем Украины.

2. Судебные решения, вступившие в законную силу, обязательны к исполнению всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, объединениями граждан и другими организациями, гражданами и юридическими лицами на всей территории Украины. Обязательность учета (преюдициальность) судебных решений для других судов, органов прокуратуры, следствия, дознания определяется процессуальным законом.

3. Судебные решения других государств обязательны к исполнению на территории Украины при условиях, определенных законом Украины в соответствии с международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины.

4. Неисполнение судебных решений влечет предусмотренную законом ответственность.

Статья 12. Право на обжалование судебного решения

Участники судебного процесса и другие лица в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом, имеют право на апелляционное и кассационное обжалования судебного решения.

Статья 13. Коллегиальное и единоличное рассмотрение дел

1. Дела в судах первой инстанции рассматриваются судьей единолично, коллегией судей или судьей и народными заседателями, а в случаях, определенных процессуальным законом, — также судом присяжных.

2. Судья, рассматривающий дело единолично, действует в качестве суда.

3. Рассмотрение дел в апелляционном, кассационном порядке, а также в иных случаях, предусмотренных законом, осуществляется судом коллегиально в составе не менее трех профессиональных судей в соответствии с законом. Пересмотр дел в связи с исключительными обстоятельствами осуществляется Верховным Судом Украины в составе, установленном процессуальным законом.

Статья 14. Самостоятельность судов и независимость судей

1. Суды осуществляют правосудие самостоятельно. Судьи при осуществлении правосудия независимы от какого бы то ни было влияния, никому не подотчетны и подчиняются только закону.

2. Гарантии самостоятельности судов и независимости судей определяются Конституцией Украины, настоящим и другими законами.

3. Органы и должностные лица государственной власти, органы местного самоуправления, их должностные лица, граждане и их объединения, а также юридические лица обязаны уважать независимость судей и не посягать на нее.

4. Обращения в суд граждан, организаций или должностных лиц, которые в соответствии с законом не являются участниками судебного процесса, по поводу рассмотрения конкретных дел судом не рассматриваются, если иное не предусмотрено процессуальным законом.

5. Вмешательство в осуществление правосудия, воздействие на суд или судей каким бы то ни было образом, неуважение к суду или судьям, сбор, хранение, использование и распространение информации устно, письменно или иным способом с целью причинить вред их авторитету либо повлиять на непредубежденность суда запрещается и влечет предусмотренную законом ответственность.

6. Судьям обеспечивается свобода непредубежденного решения судебных дел в соответствии с их внутренним убеждением, которое основывается на требованиях закона.

7. Гарантии самостоятельности судов и независимости судей обеспечиваются:

особым порядком назначения, избрания, привлечения к ответственности и увольнения судей;

несменяемостью судей и их неприкосновенностью;

порядком осуществления судопроизводства, установленным процессуальным законом, тайной постановления судебного решения;

запретом вмешательства в осуществление правосудия;

ответственностью за неуважение к суду или судье, установленной законом;

особым порядком финансирования и организационного обеспечения деятельности судов, установленным законом;

надлежащим материальным и социальным обеспечением судей;

функционированием органов судейского самоуправления;

определенными законом средствами обеспечения личной безопасности судей, их семей, имущества, а также иными средствами их правовой защиты.

8. При принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема предусмотренных законом гарантий самостоятельности судов, независимости и правовой защищенности судей.

Статья 15. Неприкосновенность судей

1. Неприкосновенность судей гарантируется Конституцией Украины, законом о статусе судей и другими законами.

2. На народных заседателей и присяжных на время исполнения ими в суде обязанностей, связанных с осуществлением правосудия, распространяются гарантии неприкосновенности судей.

Статья 16. Несменяемость судей

1. Профессиональные судьи судов общей юрисдикции занимают должности бессрочно, кроме судей, которые назначаются на должность судьи впервые.

2. Судьи, избранные бессрочно, состоят в должности судьи до достижения ими шестидесяти пяти лет. До истечения этого срока они могут быть освобождены от должности лишь по основаниям, указанным в пунктах 3-9 части пятой статьи 126 Конституции Украины.

Статья 17. Судейское самоуправление

Для решения вопросов внутренней деятельности судов действует судейское самоуправление в соответствии с настоящим Законом.

Раздел II СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Глава 3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Статья 18. Виды судов общей юрисдикции

1. Система судов общей юрисдикции в соответствии с Конституцией Украины строится по принципам территориальности и специализации.

2. Систему судов общей юрисдикции составляют:

2) апелляционные суды, Апелляционный суд Украины;

3) Кассационный суд Украины;

(Пункт 3 части второй статьи 18 не соответствует Конституции (является неконституционным) согласно Решению Конституционного Суда Украины N20-рп/2003 от 11.12.2003)

4) высшие специализированные суды;

5) Верховный Суд Украины.

3. Наивысшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции является Верховный Суд Украины. Высшими судебными органами специализированных судов являются соответствующие высшие специализированные суды.

4. Единство системы судов общей юрисдикции обеспечивается:

едиными принципами организации и деятельности судов;

единым статусом судей;

обязательностью для всех судов правил судопроизводства, определенных законом;

обеспечением Верховным Судом Украины одинакового применения законов судами общей юрисдикции;

обязательностью исполнения на территории Украины судебных решений;

единым порядком организационного обеспечения деятельности судов;

финансированием судов исключительно из Государственного бюджета Украины;

решением вопросов внутренней деятельности судов органами судейского самоуправления.

Статья 19. Специализация судов общей юрисдикции

1. В соответствии с Конституцией Украины в системе судов общей юрисдикции образуются общие и специализированные суды отдельных судебных юрисдикции. Военные суды относятся к общим судам и осуществляют правосудие в Вооруженных Силах Украины и иных воинских формированиях, образованных в соответствии с законом.

2. Специализированными судами являются хозяйственные, административные и другие суды, определенные как специализированные суды.

3. В судах различных судебных юрисдикции может вводиться специализация судей по рассмотрению конкретных категорий дел данной юрисдикции.

Статья 20. Порядок образования судов

1. Суды общей юрисдикции образуются и ликвидируются Президентом Украины в соответствии с настоящим Законом по представлению Министра юстиции Украины, согласованному с Председателем Верховного Суда Украины или председателем соответствующего высшего специализированного суда.

2. Местонахождение и статус суда определяются с учетом принципов территориальности (административно-территориального устройства) и специализации.

3. Основаниями для образования либо ликвидации суда являются изменение административно-территориального устройства, передислокация войск или реорганизация Вооруженных Сил Украины, изменение определенной настоящим Законом системы судов, а также иные основания, предусмотренные законом.

4. Количество судей в судах определяется Президентом Украины по представлению Председателя Государственной судебной администрации Украины, согласованному с Председателем Верховного Суда Украины либо председателем соответствующего высшего специализированного суда, с учетом объема работы суда, и в пределах расходов, утвержденных в Государственном бюджете Украины на содержание судов.

5. Председатель суда, заместитель председателя суда назначаются на должность сроком на пять лет из числа судей и освобождаются от должности Президентом Украины по представлению Председателя Верховного Суда Украины (а относительно специализированных судов — председателя соответствующего высшего специализированного суда) на основании рекомендации Совета судей Украины (относительно специализированных судов — рекомендации соответствующего совета судей). Назначение на другие административные должности в судах, а также назначение (избрание) на административные должности в Верховном Суде Украины и освобождение от этих должностей осуществляется в порядке, установленном настоящим Законом. Судья может быть освобожден от административной должности (кроме административных должностей в Верховном Суде Украины) в порядке, определенном настоящей статьей, также по инициативе Высшего совета юстиции.

Назначение судьи на административную должность без соблюдения требований настоящей статьи не допускается.

6. Пребывание судьи на административной должности не освобождает его от осуществления полномочий судьи соответствующего суда, предусмотренных настоящим Законом.

7. Освобождение судьи от административной должности не прекращает его полномочий судьи. Прекращение полномочий судьи прекращает осуществление им полномочий на административной должности в суде.

Глава 4 МЕСТНЫЕ СУДЫ

Статья 21. Виды и состав местных судов

1. Местными общими судами являются районные, районные в городах, городские и горрайонные суды, а также военные суды гарнизонов.