Система правоохранительных органов в республике беларусь

Правоохранительные органы Республики Беларусь

Правовую основу организации правоохранительных органов в Республике Беларусь составляют нормативные правовые акты, перечень которых достаточно широк. 14 декабря 1999г. был принят закон «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», в котором определены понятие и виды нормативных правовых актов этого государства, установлены общий порядок их подготовки, принятия, опубликования, действия, толкования и систематизации. Также действует Закон «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Беларусь и других актов, принятых Верховным Советом Республики Беларусь и его органами» от 3 июля 1990г.

Высшую юридическую силу имеет Конституция Республики Беларусь (РБ) от 15 марта 1994г. (с последующими существенными изменениями и дополнениями – от 24 ноября 1996г.), в соответствии с которой Беларусь провозглашена унитарным демократическим социальным правовым государством, государственная власть в котором осуществляется на основании разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную, а государственные органы, ее составляющие, самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Судебная власть принадлежит судам. Для обеспечения контроля за законностью нормативных правовых актов учрежден Конституционный Суд Республики Беларусь, Он формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, как правило, имеющих ученую степень. Шесть из этих судей назначаются Президентом Республики Беларусь, а другие шесть – избираются Советом Республики. Председателя Конституционного Суда назначает Президент Беларуси с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов Конституционного суда Республики Беларусь 11 лет.

судебную систему Беларуси составляют: Верховный суд Республики Беларусь, Минский городской, районные (городские) суды, Белорусский военный суд, межгарнизонные военные суды, Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и приравненные к ним, а также хозяйственные суды городов и районов. Перечисленные суды в свою очередь структурируются на две группы: общие суды и хозяйственные суды. В системе общих и хозяйственных судов допускается образование специализированных коллегий.

Верховный Суд Республики Беларусь осуществляет правосудие и надзор за судебной деятельностью общих судов. В его составе действуют: судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РБ, судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РБ, военная коллегия Верховного Суда РБ и судебная коллегия по патентным делам Верховного Суда РБ. Назначение Генерального прокурора Беларуси является исключительным полномочием Президента РБ. При назначении на должность высшего должностного лица прокуратуры требуется согласие одной из палат Парламента (Национального собрания РБ) – Совета Республики.

Прокуратура Беларуси осуществляет следующие функции: надзор, расследование преступлений, участие в рассмотрении дел судами, поддержание государственного обвинения. Несмотря на провозглашенную в Конституции РБ независимость органов судебной власти прокуратура продолжает осуществлять надзор за их деятельностью, что противоречит положениям самой Конституции РБ. Правовую основу организации и деятельности органов государственной безопасности Республики Беларусь составляет Закон «Об органах государственной безопасности» от 3 декабря 1997г. Органы государственной безопасности образуют единую централизованную систему, в которую входят Комитет государственной безопасности РБ; управления КГБ РБ по областям (территориальные органы); управление военной контрразведки КГБ РБ. При рассмотрении органов безопасности Республики Беларусь, следует обратить внимание на Концепцию национальной безопасности РБ, утвержденную Указом Президента РБ от 17 июля 2001г. В Концепции национальной безопасности Беларуси закреплен следующий принцип – «соблюдение баланса жизненно важных интересов и взаимной ответственности личности, общества и государства». Законодательством Республики Беларусь к правоохранительным органам отнесены и органы финансовых расследований: Государственный комитет финансовых расследований РБ (центральный аппарат); управления Государственного комитета финансовых расследований по областям и городу Минску, межрайонные отделы управлений Государственного комитета финансовых расследований РБ по областям и городу Минску (территориальные органы финансовых расследований).

Уголовно-исполнительная система в Беларуси находится в ведении Министерства внутренних дел РБ. В систему органов внутренних дел включены и органы и учреждения уголовно-исполнительной системы. Возглавляет систему органов и учреждений уголовно-исполнительной системы Департамент исполнения наказаний Министерства внутренних дел РБ.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Правоохранительные органы Республики Беларусь

Основные задачи правоохранительных органов Республики Беларусь. Выявление, пресечение и предупреждение правонарушений. Применения различных санкций к правонарушителям. Конституционный Суд и его роль в судебной системе страны. Задачи прокуратуры.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

Роль и место судебной власти в системе разделения властей. Понятие, формирование, принципы деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь. Специализированные органы конституционного контроля. Нормотворческая и правоприменительная практика судов.

курсовая работа [38,9 K], добавлен 14.07.2013

Анализ правовой основы деятельности прокуратуры Республики Беларусь. Изучение роли и места прокуратуры в механизме государства. Компетенция органов прокурорского надзора. Создание, реорганизация, ликвидация органов прокуратуры. Акты прокурорского надзора.

реферат [18,8 K], добавлен 21.10.2014

Конституционные принципы организации и деятельности судов Республики Беларусь и Республики Польши. Основные принципы судебной системы. Система хозяйственных судов Республики Беларусь. Их основные задачи и функции. Система общих судов Республики Польши.

контрольная работа [22,7 K], добавлен 07.02.2010

Общая характеристика, задачи, принципы и отличительные черты судебной власти. Компетенция и роль функционирования военных судов Республики Беларусь в судебной системе. Компетенция, структура и полномочия Военной коллегии Верховного Суда в государстве.

курсовая работа [32,1 K], добавлен 06.09.2014

Задачи и направления деятельности прокуратуры, особенности ведения делопроизводства. Организация работы по заявлениям, жалобам и иным обращениям граждан в органы прокуратуры. Взаимодействие органов прокуратуры с другими правоохранительными органами.

отчет по практике [32,1 K], добавлен 02.04.2013

Структура судебной системы Республики Беларусь. Особенности правового статуса и порядок рассмотрения дел судами общей юрисдикции. Функции Пленума Верховного Суда. Полномочия и задачи Конституционного Суда Республики Беларусь, Экономического Суда СНГ.

курсовая работа [46,6 K], добавлен 01.06.2010

Конституция Республики Беларусь об организации и деятельности прокуратуры. Закон от 29 января 1993 г. «О прокуратуре Республики Беларусь». Отличительные черты Закона Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. о деятельности прокуратуры в современных условиях.

реферат [24,2 K], добавлен 24.02.2011

Суды общей юрисдикции Республики Беларусь: районные (городские), областные, Минский городской, военные суды. Верховный, Конституционный, хозяйственные суды, правовые основы их функционирования и задачи. Проблемы и перспективы развития судебной системы.

дипломная работа [75,2 K], добавлен 12.06.2010

Система правоохранительных органов и ее основные функции. Законодательство, регулирующее деятельность правоохранительных органов. Акты о судебной власти, судоустройстве, правосудии и судах, органах, обеспечивающих деятельность судов, органов прокуратуры.

реферат [30,7 K], добавлен 04.06.2013

Понятие и система принципов организации и деятельности прокуратуры Республики Беларусь. Основные задачи и направления деятельности прокуратуры, их классификация. Надзор за соблюдением законов по делам несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве.

контрольная работа [21,8 K], добавлен 02.04.2011

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Система правоохранительных органов в республике беларусь

  • Введение
  • 1. Понятие и назначение механизма государства
  • 2. Принципы организации и деятельности аппарата государства
  • 3. Понятие и признаки органа государства
  • 4. Виды органов государства
  • 5. Система правоохранительных органов государства. Место органов внутренних дел в механизме государства

5. Система правоохранительных органов государства. Место органов внутренних дел в механизме государства

Право охранительные органы – это совокупность государственных органов, специальной функцией которых является защита правопор ядка, безопасности государства, прав и свобод граждан, борьба с преступностью, другими право нарушениями, восстановление нарушенных прав и в необходимых случаях – применение предусмотренных законом санкций.

К правоо хранительным органам Республики Беларусь относятся прокуратура, органы внутренних дел, государственной безопасности, государственного, в том числе таможенного контроля, служба судебных исполнителей и др.

Правоо хранительные органы могут быть многофункциональными (КГБ – ведет дознание, предварительное следствие, осуществляет разведывательные и контрразведывательные мероприятия и др.) и однофункциональными (служба судебных исполнителей).

Одно из центральных мест в системе государственных правоохранительных органов занимает прокуратура. В Беларуси органы прокуратуры представляют собой единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Республики Беларусь. К органам прокуратуры относятся также специализированные прокуратуры – Белорусская транспортная и Белорусская военная. В компетенцию прокуратуры входит надзор за исполнением законов, за соблюдением прав и свобод граждан. На нее возложена координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, производство предварительного следствия в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь .

Деятельность прокуратуры реализуется в специфических, присущих ей формах: принесение протеста прокурора, представление прокурора, вынесение постановления прокурором, направление прокурором официального предупреждения о недопустимости правонарушений и др. Прокурор осуществляет от имени государства уголовное преследование и поддерживает государственное обвинение в суде .

Важная роль в системе правоохранительных органов принадлежит органам внутренних дел. Задачи, возложенные на них, определены Законом Республики Беларусь «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» и иными нормативными правовыми актами. Органы внутренних дел призваны защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. Их деятельность строится в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности .

В системе органов внутренних дел особое место занимает милиция, в которую входит криминальная милиция, милиция общественной безопасности и иные подразделения, создаваемые для выполнения задач милиции по решению Министра внутренних дел, если иное не определено Президентом Республики Беларусь .

Основными задачами криминальной милиции являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по которым обязательно производство предварительного следствия, а также организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц.

Милиция общественной безопасности решает задачи обеспечения личной и имущественной безопасности граждан, общественной безопасности, охраны общественного порядка, профилактики, выявления, пресечения преступлений, административных правонарушений .

С учетом опасных тенденций в динамике роста и структуре преступности, могущих представлять угрозу национальной безопасности, главное в охране правопорядка сегодня – это противодействие особо опасным преступным проявлениям, прежде всего коррупции и торговле людьми. В последнее время предприняты меры по концентрации усилий государства на этом важном направлении, подготовлена республиканская программа противодействия преступности на ближайший период .

В условиях оправданного недовольства части граждан неспособностью правоохранительных органов защитить их от преступных посягательств, нередки высказывания о несовершенстве нормативной правовой базы борьбы с преступностью, о целесообразности введения в этих целях чрезвычайных мер .

В деле обеспечения общественного порядка, борьбы с преступностью необходима твердая политическая воля всех ветвей власти и строгое соблюдение тех законов, которые уже есть, безукоснительное выполнение демократического принципа равенства граждан перед законом и судом, принципа соблюдения строгой законности.

Однако в деле обеспечения реализации прав, свобод и законных интересов граждан, в их правоприменительной деятельности встречаются негативные явления, что можно объяснить рядом объективных и субъективных причин. К числу объективных следует отнести несовершенство формулировок в нормативных правовых актах, существующие пробелы в законодательстве. К субъективным факторам относится низкий уровень правовой культуры и профессионализма некоторых сотрудников, осуществляющих правоприменительную деятельность, чрезвычайную их загруженность, ограниченность оперативно-технических средств и т. п.

Право вой базой деятельности правоо хранительных органов по реализации прав граждан и их защите служат Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь», «Об органах внутренних дел Республики Беларусь», «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь», «Об оперативно-розыскной деятельности», кодексы (Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный, Кодекс об административных право нарушениях и др.) и иные законы и подзаконные акты.

2. Правоохранительная деятельность государства

В развитие конституционного положения о правовом характере государственности (ст. 1 Конституции Республики Беларусь), ст. 2 Конституции закрепляет, что «человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности».

Ответственность государства за создание подобных условий обеспечивается эффективным функционированием системы государственных органов. Каждый из органов, являющихся составной частью данной системы, наряду с другими, более конкретными, задачами, в качестве основной цели своей деятельности декларирует обеспечение прав и свобод граждан, гарантированных им Конституцией Республики Беларусь. Законодательная, исполнительная и судебная власть в лице представляющих ее органов и должностных лиц действуют во благо индивида и всего общества в целом. Тем не менее, существует совокупность органов, специализирующихся исключительно на выполнении правоохранительной функции государства.

Иными словами, правоохранительная деятельность в широком смысле – это деятельность всех государственных органов, обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок. В узком смысле слова – это деятельность специально управомоченных органов по охране права от нарушений, осуществляемая в установленной законом форме, в соответствии с компетенцией того или иного органа. В дальнейшем мы будем говорить не правоохранительной деятельности вообще, а о правоохранительной деятельности, осуществляемой должностными лицами специально созданных правоохранительных органов на профессиональной основе.

Осуществляемая государственными органами и учреждениями, правоохранительная деятельность является одной из форм государственной деятельности, в силу чего она обладает всеми признаками и свойствами государственной деятельности вообще. В то же время, можно выделить отличительные черты правоохранительной деятельности:

базируется на детальной правовой регламентации (действует принцип «разрешено то, что прямо оговорено в законе» 8 );

осуществляется в точном соответствии с требованиями закона, как по форме, так и по содержанию (законом в полной мере урегулированы процедурные вопросы и система полномочий, выйти за пределы которых должностное лицо соответствующего государственного органа не вправе);

реализуется системой специально созданных государственных органов и должностных лиц, управомоченных на ее осуществление;

осуществляется, как правило, государственными служащими на профессиональной основе (за исключением, пожалуй, случаев участия народных заседателей в уголовном судопроизводстве);

обеспечивается в полном объеме мерами государственного воздействия, в том числе мерами государственного принуждения.

Таким образом, правоохранительная деятельность – это урегулированная нормами права деятельность управомоченных государственных органов и должностных лиц, осуществляемая, как правило, на профессиональной основе и направленная на предупреждение нарушений прав и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц, общества и государства, восстановление нарушенных прав, обеспечение исполнения возложенных законом обязанностей, применение мер государственного воздействия к лицам, посягающим на охраняемые законом права и интересы.

Правоохранительная деятельность однородна по своему содержанию, что предопределяет разнообразие органов, её осуществляющих. Законодательство не закрепляет круг тех организаций и учреждений, которые образуют систему правоохранительных органов. В юридической литературе также нет единства взглядов на данную проблему. Тем не менее, всеми учеными бесспорно признается ведущее место суда в осуществлении правоохранительной деятельности 9 . Мы придерживаемся позиции В. Н. Бибило, которая, употребляя формулировку «суд и иные правоохранительные органы», тем самым относит орган, осуществляющий правосудие, к правоохранительным органам, подчеркивая, что суд отвечает всем признакам правоохранительного органа, а то, что он входит в систему этих органов, отнюдь не умаляет его исключительности и важности как субъекта судебной власти 10 .

Существующая в Республике Беларусь система правоохранительных органов построена в соответствии с предметом их компетенции. В перечень правоохранительных органов включаются различные элементы государственного аппарата. Мы назовем те из них, принадлежность которых к органам, осуществляющим правоохранительную деятельность, не вызывает сомнений. Это такие органы, как суд, прокуратура, адвокатура, органы внутренних дел, органы государственной безопасности, нотариат, юридическая служба организации.

Вышеперечисленные органы имеют ряд признаков, позволяющих именовать их правоохранительными:

1. Правоохранительный орган действует на основе специально созданной нормативной базы, основу которой составляет Конституция Республики Беларусь. В идеале, структура, компетенция и другие вопросы деятельности правоохранительного органа следует определять с помощью законодательного регулирования (а не в подзаконных нормативных правовых актах), поскольку каждый подобный орган потенциально способен существенно вторгаться в сферу прав и свобод индивида.

2. Правоохранительный орган в лице своих должностных лиц функционирует согласно процедурам, также закрепленным нормативно (как правило, в законе). Отступление от данного положения влечет соответствующую ответственность должностного лица, допустившего нарушения, а также признание его действий и их последствий незаконными, не влекущими юридических последствий для заинтересованных лиц.

3. Правоохранительные органы обладают властными полномочиями. Действуя от имени государства, они наделены возможностью (отметим, что это не право, а обязанность должностного лица) принятия императивных (обязательных) решений и применения в соответствующих случаях мер государственного принуждения в зависимости от характера поведения лица и допущенного им нарушения закона.

4. Правоохранительные органы объединяет общность целей и задач: частная превенция (предупреждение совершения правонарушений конкретным лицом, ранее допускавшим противоправное поведение), общая превенция (предупреждение совершения правонарушений всеми членами общества), восстановление нарушенного права; привлечение правонарушителей к ответственности с применением мер ее реализации.

Обобщая вышесказанное, правоохранительные органы – структурный элемент механизма государства, система специализированных государственных органов, действующих на основе и во исполнение закона, призванных осуществлять защиту прав и охраняемых интересов путем использования предоставленных властных полномочий, в том числе мер государственного принуждения.

При рассмотрении понятия «правоохранительные органы» следует обратить внимание на термин «органы юстиции», поскольку иногда они употребляются в качестве синонимов. Юстиция (лат. justitia – «справедливость, законность») – термин, который употребляется в нескольких смыслах: 1) в широком смысле обозначает правосудие вообще; 2) в более узком – совокупность судебных учреждений, 3) может обозначать Юстицию – римскую богиню, изображавшуюся с весами и мечом в руках, и с повязкой, закрывающей глаза 11 .

Исходя из этого, под органами юстиции в узком смысле слова понимается система учреждений, осуществляющих правосудие (то есть система судов). Широкое понимание слова «органы юстиции» предполагает, кроме судов, также органы, осуществляющие организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов. Ввиду того, что в основном данные функции реализуются Министерством юстиции Республики Беларусь (далее по тексту – Минюст), к органам юстиции также иногда относят адвокатуру и нотариат, поскольку организационное обеспечение адвокатской и нотариальной деятельности также возложено на Минюст.

В теории и практике отсутствует также единое понимание термина «органы уголовной юстиции». В советский период наиболее распространенной была точка зрения, согласно которой под органами уголовной юстиции подразумевались органы внутренних дел, прокуратуры и суда, а также, реже, – органы государственной безопасности 12 . Относительно принадлежности судов к системе органов уголовной юстиции имеются различные точки зрения. Одни авторы по-прежнему относят их к органам уголовной юстиции 13 , другие считают, что суды являются носителями судебной власти и по этой причине в систему органов уголовной юстиции входить не могут 14 . По мнению В.Н. Кудрявцева, систему органов уголовной юстиции образуют: 1) органы предварительного расследования; 2) органы прокуратуры (как при осуществлении следствия, так и в ходе надзора за законностью в деятельности органов дознания и предварительного следствия, а также органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, либо при поддержании обвинения в суде); 3) суды при рассмотрении уголовных дел 15 .

Функционирование правоохранительного органа (его правоохранительная деятельность) находит свое объективное выражение в тех основных функциях, которые возложены на правоохранительный орган законом (либо иным нормативным правовым актом), для реализации которых он создавался.

Исходя из особой значимости суда в системе органов, осуществляющих правоохранительную деятельность, функция осуществления правосудия также приоритетна, поскольку в любом из своих проявлений означает, прежде всего, защиту прав и свобод лица, общества, государства, закрепленных законом.

Правоохранительный орган может осуществлять только одну правоохранительную функцию (например, суд осуществляет правосудие), либо несколько функций (так, органы внутренних дел осуществляют и оперативно-розыскную деятельность, и расследование преступлений). В то же время, определенную правоохранительную функцию имеют право осуществлять только определенные органы (функцию прокурорского надзора осуществляют только органы прокуратуры). Другие же функции могут быть возложены на несколько правоохранительных органов (оперативно-розыскная деятельность осуществляется и органами внутренних дел, и органами государственной безопасности).

Исходя из общности выполняемых правоохранительными органами целей и задач, правоохранительные функции тесно взаимосвязаны. На схеме 2 правоохранительные функции мы сформулируем исходя из предложенной нами выше системы органов, осуществляющих правоохранительную деятельность, подчеркнув при этом особую важность и значимость функции осуществления правосудия.

Прокуратура Республики Беларусь. Понятие, функции и система правоохранительных органов

Прокуратура Республики Беларусь: понятие, задачи, принципы организации и деятельности. Прокуратура является самостоятельным государственным институтом, представляющим собой единую и централизованную систему органов, возглавляемую Генеральным прокурором Республики Беларусь. В организационном плане система органов прокуратуры является трехзвенной и строится на принципах территориальности и специализации. Задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов.

Принципы организации деятельности прокуратуры – руководящие положения, которые определяют назначение прокуратуры, закрепляют наиболее общие и существенные свойства, раскрывающие сущность прокуратуры. Выделяют конституционные (общие) и специальные (внутриорганизационные) принципы. Так, согласно Закону Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь», к общим принципам или принципам деятельности прокуратуры относят: · законность (прокуроры, выполняя функции, возложенные на них, осуществляют свои полномочия в строгом соответствии с Конституцией Республики Беларусь и соответствующими ей актами законодательства). · равенство всех граждан перед законом; · независимость прокурора, подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам. · гласность в деятельности прокуратуры. · обязательность исполнения требований прокурора.

К специальным принципам относятся: · зональный принцип означает такую организацию работы, когда весь объем, возложенный на структурные подразделения органов прокуратуры, распределяется между работниками по территориальным зонам; · предметный (здесь критерием распределения обязанностей является сфера правового регулирования, то есть определенная группа законов, надзор за исполнением которых осуществляет прокурор); · смешанный (предметно-зональный), сочетающий в себе черты двух вышестоящих принципов.

Можно говорить о правоохранительной деятельности в широком и узком смыслах.В широкомсмысле это деятельность всех госу­дарственных органов, обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок.В узком смысле — это деятельность специально управомоченных органов по охране права от нарушений, осуществляемая в установленной законом форме, в соответствии с компетен­цией того или иного органа.

Как уже указывалось, государство создает специальные органы, чьей ос­новной целью является защита права от нарушений, выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, применение к правонарушителям мер принуждения. Эти органы именуются правоохранительными. Следует ука­зать, что в законодательстве нет понятия правоохранительного органа, нет и перечня тех органов, которые относятся к правоохранительным. В связи с этим в юридической литературе выработанряд признаков, которым должен соответствовать государственный орган для того, чтобы его можно было счи­тать правоохранительным:

1. Правоохранительный орган уполномочивается законом для осуществ­ления правоохранительной деятельности. Как правило, это закон, специаль­но посвященный задачам организации и деятельности этого органа.

2. Правоохранительный орган осуществляет свою деятельность не в произвольной форме, а с соблюдением установленных законом правил и проце­дур. Нарушение этих правил сотрудниками правоохранительных органов влечет дисциплинарную, административную, материальную или уголовную ответственность.

Функции правоохранительных органов — это основные направления их деятельности. Функции, присущие правоохранительному органу, определя­ют его организацию, структуру и компетенцию. Выделяют следующиепра­воохранительные функции: конституционный контроль, осуществление правосудия, расследование преступлений, исполнение судебных решений, оперативно-розыскная деятельность, административная деятельность, про­курорский надзор.

6. Конституционные основы организации и деятельности государственных органов Республики Беларусь: Президент. Парламент. Правительство. Правоохранительные органы. Суд. Прокуратура. Местное управление и самоуправление. Комитет государственного контроля.

Все органы государства обладают определенными властными полномочиями, в структуре госаппарата работают специально подготовленные люди – государственные служащие, центральные органы государственной власти могут издавать нормативные акты, обязательные для всех граждан и юридических лиц, через государственные органы государство проводит свою внутреннюю и внешнюю политику.

А) Президент Республики Беларусь (гл. 3 Конституции РБ ст.ст.79-89) является главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.

Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее 10лет непосредственно перед выборами.

Президент избирается на 5лет. Одно и то же лицо может быть Президентом не более двух сроков подряд. Кандидаты на должность Президента выдвигаются только гражданами при наличии не менее 100тысяч подписей избирателей. Полномочия Президента Республики Беларусь закреплены в ст.84 Конституции РБ, в законе о Президенте.

Основные функции Президента:

-назначение республиканских референдумов;

-назначение членов Центральной комиссии по выборам;

-образование, упразднение и реорганизация Администрации Президента;

-назначение на должность: премьер-министра, членов правительства, председателей высших судебных инстанций, судей Конституционного суда, генерального прокурора, председателя и членов правления Национального банка, председателя Комитета государственного контроля, руководителей республиканских органов управления, и др.

-решение вопросов, связанных с приемом в гражданство, его прекращением и предоставлением убежища;

-осуществление помилования осужденных;

-введение чрезвычайного положения;

-прием верительных и отзывных грамот дипломатических представителей;

-ведение переговоров и подписание международных договоров;

-установление государственных праздников, награждение государственными наградами; и иные полномочия.

Б) Парламент (ст. ст. 90-105 Конституции РБ) – Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом РБ. Состоит из двух палат – палаты представителей и Совета Республики. Срок полномочий Парламента – четыре года.

Основная функция Парламента – осуществление законодательной (законотворческой) деятельности. Палаты Парламента не могут заседать совместно и принимать совместные решения. Полномочия каждой из палат Парламента четко определены Конституцией (ст. ст.97, 98).

Решения Палаты представителей принимаются в форме законов и постановлений. Решения Совета Республики принимаются в форме постановлений. Из числа депутатов избираются постоянные комиссии, основной задачей которых является ведение законопроектной деятельности.

В каждой из палат Парламента избирается Председатель и по одному заместителю, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палат. При законотворческом процессе Совет Республики имеет право одобрять или отклонять принятые Палатой представителей проекты законов.

Совет Республики обладает обширными полномочиями пи решении кадровых вопросов: он дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора, Председателя и членов правления Национального банка и др.

В) Правительство — Совет Министров Республики Беларусь осуществляет исполнительную власть в республике и является центральным органов государственного управления.

Правительство в своей работе подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь.

Правительство состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. Премьер – министр назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.

Полномочия Правительства определены ст.ст. 106 -108 Конституции РБ, детализированы в законе от 5 мая 1998 года «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах». Являясь центральным органом государственного управления

Правительство наделено широкими полномочиями в экономической сфере, в области бюджета и финансов, занятости и труда, социально-культурной сфере, в области окружающей среды, обеспечения законности и правопорядка, национальной безопасности и внешней политики.

Правительство издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, а Премьер-министр в пределах своей компетенции – распоряжения.

Г) Правоохранительные органы в Республике Беларусь.

Правоохранительная деятельность – государственная деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

Правоохранительные органы — государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью.

К правоохранительным органам относятся: общие суды, хозяйственные суды, конституционный суд, прокуратура, органы внутренних дел, органы государственной безопасности, таможенного контроля, налоговой полиции, юстиции, а также ряд негосударственных институтов – адвокатура, третейский суд, и др.

В цивилизованном обществе суду принадлежит центральное место во всей правовой системе. Именно суд олицетворяет подлинное право, истинную справедливость. Чем выше роль, авторитет суда и правосудия в целом, чем большей самостоятельностью и независимостью обладает суд во взаимоотношениях с органами власти, тем выше в стране уровень законности и демократии, тем надежнее защищены от возможных посягательств на права и свободы граждан.

Судебная власть реализуется путем осуществления правосудия, которое бывает уголовным, гражданским, административным и конституционным.

К числу универсальных принципов судебной власти можно отнести:

— независимость суда, которая обеспечивается рядом гарантий, в том числе несменяемостью судей;

— коллегиальность при рассмотрении большинства дел;

— профессионализм судей, которые рассматривают большинство уголовных, гражданских и прочих дел;

— право на обжалование судебных решений;

— гласность при рассмотрении абсолютного большинства дел.

Система судов в Республике Беларусь строится по принципам территориальности и специализации. Конституцией установлен запрет на образование чрезвычайных судов. Судебная власть осуществляется общими, хозяйственными и другими судами, предусмотренными законами Республики Беларусь.

Согласно Закону от 13 января 1995 года «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь», к общим судам относятся: Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные, а также военные суды. К хозяйственным судам — Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и приравненные к ним суды городов и районов.

В системе общих и хозяйственных судов допускается создание специализированных коллегий, а также специализированных судов: по делам несовершеннолетних, семейным делам, административным, земельным, налоговым и др.

После проведенного в ноябре 1996 года референдума в главу 6 «Суд» Конституции Республики Беларусь включены положения о Конституционном Суде.

Конституционный Суд по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Совета Министров Республики дает заключения о соответствии Конституции нормативно-правовых актов, принимаемых различными государственными органами и должностными лицами.

Законодательством Беларуси установлен порядок назначения судей всех уровней президентом. Президентом назначается и шесть судей Конституционного Суда. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. Лишение полномочий судьи производится также по решению Президента. Судьей в Республике Беларусь может быть гражданин не моложе 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 2 лет. Судьей по административным делам может быть гражданин не моложе 23 лет, имеющий высшее юридическое образование.

2. Правовой статус милиции.

Милиция является составной частью довольно обширной системы органов Министерства внутренних дел. Правовой статус органов внутренних дел в Республике Беларусь регулируется Законом Республики Беларусь от 26.02.1991 г. «О милиции» (с изм. и доп.), Конституцией Республики Беларусь, другими законодательными актами.

Милиция в Республике Беларусь — государственный вооруженный правоохранительный орган, призванный защищать жизнь, здоровье, права, свободы и законные интересы граждан, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.

Задачами милиции являются:

· охрана общественного порядка;

· обеспечение личной и имущественной безопасности граждан, а также общественной безопасности;

· предотвращение и пресечение преступлений и других правонарушений;

· обнаружение и раскрытие преступлений, розыск лиц, их совершивших;

· защита всех форм собственности от противоправных посягательств;

· оказание на условиях и в порядке, установленных законодательством, помощи гражданам, государственным органам, а также предприятиям, учреждениям и организациям в защите их прав и реализации возложенных на них обязанностей;

· исполнение уголовных наказаний и административных взысканий в пределах своей компетенции.

Привлекать милицию для выполнения задач, не возложенных на нее законодательством, запрещено. Никто, кроме органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, не вправе вмешиваться в деятельность милиции.

Деятельность милиции строится на следующих принципах:

· законности – деятельность милиции регулируется законодательными актами Республики Беларусь;

· уважения прав человека, что означает, что милиция защищает каждого человека независимо от его гражданства, социального, имущественного и иного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, образования и языка, отношения религии, политических и иных убеждений.

· тесной связи с трудовыми коллективами и населением.

Милиция в Республике Беларусь состоит из следующих структур, выполняющих свои задачи в тесном взаимодействии:

— милиции общественной безопасности;

Милиция входит в систему органов внутренних дел, которую возглавляет и осуществляет руководство Министр внутренних дел Республики Беларусь.

Криминальная милиция решает задачи выявления и раскрытия преступлений.

В состав криминальной милиции входят подразделения уголовного розыска, по борьбе с экономическими преступлениями, с организованной преступностью, экспертно-криминалистические, а также иные подразделения и учреждения, необходимые для осуществления оперативно-розыскной деятельности, проведения экспертных исследований по материалам оперативно-розыскной деятельности, делам о преступлениях и административных правонарушениях и оказания помощи милиции общественной безопасности и специальной милиции в решении возложенных на них обязанностей.

Криминальная милиция входит в состав территориальных отделов и управлений внутренних дел, а также Министерства внутренних дел Республики Беларусь.

Милиция общественной безопасности образуется районными, городскими, районными в городах, областными Советами депутатов, ответственна перед ними, подотчетна им и вышестоящим органам внутренних дел.

В состав милиции общественной безопасности входят дежурные части, подразделения патрульно-постовой, паспортной служб, службы дознания, виз и регистраций, участковых инспекторов милиции, изоляторы временного содержания задержанных, спецприемники, приемники-распределители, учебные пункты и другие учреждения и подразделения, необходимые для осуществления обязанностей милиции. Милиция общественной безопасности входит в состав отделов и управлений внутренних дел. Могут создаваться также межтерриториальные подразделения милиции общественной безопасности.

Специальная милиция, ее органы и подразделения образуются Министерством внутренних дел Республики Беларусь и ему подотчетны. В состав специальной милиции входят: милиция охраны объектов по договорам, милиция режимных территорий и объектов, государственная автомобильная инспекция, дорожно-патрульная служба, высшие и средние специальные учебные заведения, научно-исследовательские учреждения и иные подразделения, необходимые для осуществления возложенных на милицию обязанностей.

Транспортная милиция решает задачи борьбы с преступностью, охраны общественного порядка на транспорте, сохранности грузов и другие задачи, вытекающие из обязанностей милиции.

В состав транспортной милиции входят:

· криминальная милиция (подразделения уголовного розыска, по борьбе с преступными посягательствами на грузы, по борьбе с экономическими преступлениями, экспертно-криминалистические, а также иные подразделения и учреждения, необходимые для осуществления оперативно-розыскной деятельности);

· милиция общественной безопасности (дежурные части, подразделения патрульно-постовой и профилактической службы, службы спецконтроля авиапассажиров в аэропортах, другие подразделения, необходимые для осуществления деятельности транспортной милиции).

Работником милиции является лицо, состоящее на должности в органе, подразделении, учебном заведении или учреждении милиции, которому в установленном порядке присвоено специальное звание. Работники милиции имеют знаки отличия и служебное удостоверение, являются представителями власти и находятся под особой защитой государства. Работник милиции при исполнении служебных обязанностей является неприкосновенным лицом.

Законные требования работников милиции обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами. Неповиновение законным требованиям работника милиции, а также другие действия, препятствующие выполнению возложенных на милицию обязанностей, влекут установленную законом ответственность.

Права милиции и обязанности милиции закрепляются в ст.ст.15, 16 Закона о милиции и представляют собой широкий спектр полномочий для обеспечения общественного порядка, предупреждению преступности, пресечению противоправного поведения, осуществлению других возложенных на нее функций.

Работник милиции на всей территории Республики Беларусь независимо от занимаемой должности, местонахождения и времени в случае обращения к нему граждан и должностных лиц с заявлением или сообщением о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, либо в случае непосредственного обнаружения таковых обязан: принять возможные меры к предотвращению и пресечению правонарушения, спасению людей, оказанию нуждающимся помощи, установлению и задержанию лиц, совершивших правонарушение, выявлению очевидцев правонарушения, охране места происшествия; сообщить об этом в ближайший орган милиции.

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности запрещается:

· совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье и имущество граждан;

· склонять и провоцировать граждан к совершению правонарушений;

· прибегать к насилию, угрозам, шантажу и иным неправомерным действиям, ограничивающим права, свободы, законные интересы граждан и должностных лиц.

Проведение оперативно-розыскных мероприятий, нарушающих неприкосновенность жилища, тайну переписки, почтовых отправлений и телефонных разговоров, допускается только с санкции прокурора или по решению суда. Контроль за оперативно-розыскной деятельностью милиции осуществляет Министерство внутренних дел Республики Беларусь.

Милиция применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, если иными способами выполнение возложенных на нее обязанностей не представляется возможным. Когда это возможно, применение силы, специальных средств и огнестрельного оружия должны предшествовать предупреждению о намерении их использовать.

Специальные средства и огнестрельное оружие не применяются против:

— женщин с видимыми признаками беременности,

— инвалидов с явными признаками инвалидности, за исключением случаев совершения ими вооруженного нападения или иных действий, угрожающих жизни и здоровью людей.

Согласно ст.19 Закона милиция применяет физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, подручные средства для предотвращения и пресечения правонарушений, самообороны, преодоления противодействия законным требованиям работников милиции, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнение возложенных обязанностей.