Система органов исполнительной власти в сфере здравоохранения

О ходе реализации № 83-ФЗ

Материал опубликован 17 июня 2014 в 13:19.
Обновлён 19 января 2014 в 23:59.

О ходе реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»

Система и правовое положение органов исполнительной власти, осуществляющих управление в области охраны здоровья граждан

Управление в сфере здравоохранения осуществляют Министерство здравоохранения РФ и находящиеся в его ведении Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и Федеральное медико-биологическое агентство.

Министерство здравоохранения РФ (Минздрав России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в следующих сферах:

здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского применения, включая вопросы организации профилактики заболеваний, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи, медицинской реабилитации и медицинских экспертиз, фармацевтической деятельности, включая обеспечение качества, эффективности и безопасности лекарственных средств для медицинского применения, обращения медицинских изделий;

санитарно-эпидемиологического благополучия населения, медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия па организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела;

оказания государственных услуг в сфере здравоохранения, включая оказание медицинской помощи, внедрение современных медицинских технологий, новых методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, проведение судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, организацию среднего, высшего, послевузовского и дополнительного медицинского и фармацевтического образования и предоставление услуг в области курортного дела (см. Положение о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 № 608).

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции но контролю и надзору в сфере здравоохранения (см. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 323).

Федеральная служба осуществляет государственный контроль за обращением медицинских изделий, выдачу разрешений на ввоз па территорию РФ медицинских изделий в целях их государственной регистрации, проведение мониторинга безопасности медицинских изделий, государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности, а также ряд других функций.

Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом:

в сфере здравоохранения, включая оказание медицинской помощи, организацию деятельности службы крови, по контролю и надзору в сфере донорства крови и ее компонентов;

по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия работников организаций отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда (в том числе при подготовке и выполнении космических полетов, проведении водолазных и кессонных работ) и населения отдельных территорий по перечню, утверждаемому Правительством РФ;

функции по медико-санитарному обеспечению работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий (включая предоставление услуг в области курортного дела, организацию проведения судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз, трансплантацию органов и тканей человека) и организации медико-социальной экспертизы работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий (см. Положение о Федеральном медико-биологическом агентстве, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 №206).

Управление в данной сфере также осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), руководство деятельностью которой осуществляет Правительство РФ. Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, а также по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в том числе на железнодорожном транспорте, в целях охраны здоровья населения и среды обитания, а также федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей (см. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322).

Роспотребнадзор осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе:

государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства;

государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

контроль за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;

санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу РФ.

Роспотребнадзор организует деятельность системы государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ.

Система органов исполнительной власти в области здравоохранения;

В Российской Федерации здоровье людей охраняется Кон­ституцией РФ (ст. 7). Каждый гражданин имеет право на охра­ну здоровья и медицинскую помощь (ст. 41). Охрана здоровья граждан — важнейшая задача государства как социальной по­литической организации.

Охрана здоровья людей — это совокупность мер направленных на сохранение и укрепление физического и психологического здоровья каждого человека, поддержание его дол­голетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

К принципам охраны здоровья относятся: бесплатность медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здра­воохранения; соблюдение прав человека и гражданина; приоритет профилактических мер; доступность медико-санитар­ной помощи; социальная защищенность в случае утраты здоро­вья; ответственность органов государственной власти, предпри­ятий, учреждений и организаций независимо от формы соб­ственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

В основах законодательства РФ об охране здоровья, имеется специальное понятие охраны здоровья граждан (здравоохранение), под которым понимают­ся медицинские меры профилактики заболеваний, оказание ме­дицинской помощи и поддержание общественной гигиены и са­нитарии.

Охрана здоровья граждан в РФ представляет собой неоднородную систему. Вы­деляются 3 системы здравоохранения,:

Каждая из этих систем имеет свою структу­ру, закрепленную в Основах.

К государственной си­стеме относятся: Министерство здравоохранения и социального развития РФ, органы управления здравоохранением ее субъек­тов, находящиеся в государственной собственности лечебно-про­филактические учреждения, фармацевтические предприятия, аптечные и другие учреждения.

К муниципальной системе относятся: муниципальные орга­ны управления здравоохранением и находящиеся в муниципаль­ной собственности учреждения, аналогичные тем, которые вхо­дят в государственную систему здравоохранения.

К частной системе здравоохранения: относятся лечебно-про­филактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающи­еся частной медицинской и фармацевтической деятельностью.

Граждане РФ имеют право на бесплатную медицинскую по­мощь в государственной и муниципальной системах здравоох­ранения при условии наличия обязательного и добровольного медицинского страхования, порядок и условия которого установлены Законом РФ от 28 июня 1991 г. «О медицинском страховании граждан РФ». Гарантированный объ­ем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивает­ся в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Оно предполагает формирование средств на его осу­ществление путем отчисления в фонд обязательного медицин­ского страхования фонда оплаты труда каждого работающего.

Каждый гражданин получает страховой полис на бесплат­ное медицинское обслуживание в учреждении государственной и муниципальной системы здравоохранения.

Граждане имеют право на дополнительные медицинские услуги на основании программ добровольного медицинского стра­хования, а также за счет средств организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством.

Основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания является пер­вичная медико-санитарная помощь. Она состоит в лечении наи­более распространенных заболеваний, неотложных состояний (травм, отравлений).

1.Общее руководство здравоохранением осуществляют Пре­зидент РФ и Правительство РФ.

Правительство РФ обеспечивает

· проведение в РФ государст­венной политики в области здравоохранения.

· утверждает и финансирует федеральные программы по развитию здравоохра­нения;

· коор­динирует в области охраны здоровья граждан деятельность орга­нов государственного управления, а также предприятий, учрежде­ний и организаций;

· прини­мает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия.

2.Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России) является федеральным ор­ганом исполнительной власти, в сферу деятельности которого входит непосредственное руководство здравоохранением в стра­не.Оно действует на основе Положения о нем, утвержденного Правительством РФ 30 июня 2004 г.

1) Осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере:

· здравоохранения, включая вопросы орга­низации медицинской профилактики,

· медицинской помощи и медицин­ской реабилитации,

· фармацевтической деятельности, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств,

· медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с осо­бо опасными условиями труда,

· медико-биологической оценки воздействия на организм человека опасных факторов физичес­кой и химической природы,

2) Министерство координирует и контролирует деятельность подведомственных ему служб и агенств.

3) В порядке нормативно-правового регулирования Министер­ство принимает акты двух видов: акты, самостоятельно прини­маемые Министерством, их перечень дан в положении о нем (51 пункт), и акты по другим вопросам, не включенные в этот перечень.

К актам первой группы относятся, например, положения о территориальных органах федеральных служб, квалификационные требования к работника.

К сфере самостоятельного нормативно-правового регулиро­вания (2 группа)относятся многие другие вопросы, связанные с диагнос­тикой заболеваний, оказанием специализированной медицин­ской помощи, профилактическими прививками, обязательны­ми медицинскими осмотрами определенных категорий лиц, донорством, трансплантацией органов и тканей и др.

4) Министерство осуществляет функции по оказанию государ­ственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения.

5) Организует: направление граждан РФ на лечение за границу; деятельности государственной службы медико-социальной экспертизы, государственной службы реа­билитации инвалидов, Всероссийского центра медицинских ка­тастроф, профессиональной переподготовки, повышения квали­фикации медицинских, санитарно-эпидемиологических и фар­мацевтических работников, работников курортного дела. Оно также организует деятельность по установлению причинной связи заболевания, инвалидности или смерти с воздействием радиа­ции; по установлению связи заболевания с профессией и т. д.

3.В субъектах РФ нет единообразия в формах органов управ­ления здравоохранением. В них действуют министерства, депар­таменты, главные управления, отделы здравоохранения и др.

Задачи, функции и полномочия органов управления здра­воохранением субъектов РФ во многом сходны с теми, которые имеет Министерство здравоохранения и социального развития РФ в сфере здравоохранения.

Задачи и функции этих органов разнообразны:

· осуществление федеральной государственной политики в области здравоохранения.

· разрабатывают и реализуют программы соответствующих субъектов РФ по развитию здра­воохранения,

· осуществление мер по развитию сети учреждений государственной системы здравоохранения на со­ответствующей территории.

· координация деятельности субъ­ектов государственной, муниципальной и частной систем здра­воохранения

· ре­ализация мер, направленных на спасение жизни людей и защи­ту их здоровья в чрезвычайных ситуациях.

4.Помимо органов управления здравоохранением государ­ственные функции в этой сфере осуществляют другие органы, имеющие в своем ведении учреждения здравоохранения.Меди­цинские службы имеют многие министерства и ведомства: Мин­обороны, МВД, ФСБ и др. Их учреждения действуют в общем правовом режиме, установленном правовыми актами, относящи­мися к учреждениям здравоохранения. Структуры, осуществ­ляющие управление ведомственными учреждениями здравоох­ранения, определяются соответствующими органами.

5. Функции государственного контроля и надзора в сфере здра­воохранения возложены на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Служба, в пределах своей компетенции, выполняет функ­ции:

· государственного санитарно-эпидемиологического норми­рования. Его основная задача — установление санитарно-эпи­демиологических требований, обеспечивающих безопасность для здоровья человека среды его обитания.

· Лицензионная и регистрационная деятельность (например, впервые внедряемых химических веществ)

6.Фе­деральное медико-биологическое агентство. На него возложе­ны функции:

· санитарно-эпидемиологический надзора в отдельных отраслях промышленности с особо опасными условиями труда и на от­дельных территориях,

· выявление особо опасных факторов физической, биологической и хими­ческой природы и устранение их влияния;

· оказанию государ­ственных услуг в сфере медико-санитарного обеспечения и са­нитарно-эпидемиологического благополучия по вопросам своей компетенции и т. д.

7.Федеральная служба по надзору в сфере здраво­охранения и социального развития (Росздравнадзор) осуществляет:

· надзор за фармацевтической деятельностью; соблюдением госу­дарственных стандартов, технических условий на продукцию медицинского назначения.

· контроль за поряд­ком производства медицинской экспертизы, установления сте­пени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных забо­леваний; порядком организации и осуществления медико-соци­альной экспертизы, а также за осуществлением судебно-меди­цинских и судебно-психиатрических экспертиз.

Система органов управления здравоохранением и их компетенция

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ здравоохранение является предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, поэтому отраслью здравоохранения управляют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, а также и муниципальные органы местного самоуправления в порядке разделения функций по управлению и учреждений системы здравоохранения по подчиненности.

Президент РФ определяет стратегию разработки и руководит реализацией федеральной государственной политики в области охраны здоровья граждан и в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию РФ ставит задачи тактического плана по совершенствованию законодательства, форм и методов организации и деятельности Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти в этой области. Так, например, в целях укрепления вертикали президентской власти и усиления государственного регулирования в отрасли приказом Минздрава России от 30 июня 2000 г. № 239 «О представителях Министерства здравоохранения Российской Федерации в федеральных округах» была учреждена специальная должность представителя этого министерства в федеральном округе.

Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области здравоохранения, принимает необходимые меры по реализации прав граждан на охрану здоровья; определяет порядок и условия предоставления населению платных медицинских услуг; организует, направляет, координирует и контролирует деятельность всех центральных федеральных органов исполнительной власти, имеющих отношение к здравоохранению, и определяет их правовой статус; разрабатывает, утверждает и финансирует федеральные и региональные программы развития здравоохранения.

Министерство здравоохранения РФ (Минздрав России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области охраны здоровья, а также в случаях, установленных законодательством, координирующим деятельность в этой области других федеральных органов исполнительной власти. Кроме того, министерство уполномочено осуществлять государственный контроль качества, эффективности и безопасности лекарственных средств в Российской Федерации.

В систему Минздрава России входит Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор), осуществляющая следующие полномочия:

– государственный контроль за обращением медицинских изделий посредством проведения проверок соблюдения субъектами правил в сфере обращения медицинских изделий;

– выдачу разрешений на ввоз на территорию РФ медицинских изделий в целях их государственной регистрации; проведения мониторинга безопасности медицинских изделий.

Посредством проведения проверок осуществляется государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности: соблюдения органами государственной власти РФ, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, медицинскими организациями и фармацевтическими организациями, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность, прав граждан в сфере охраны здоровья; соблюдения медицинскими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность: порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований; требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению); соблюдения медицинскими работниками, руководителями медицинских организаций, фармацевтическими работниками и руководителями аптечных организаций ограничений, применяемых к ним при осуществлении профессиональной деятельности в соответствии с законодательством РФ; организации и осуществления ведомственного контроля и внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

Росздравнадзор осуществляет государственный контроль при обращении лекарственных средств посредством: проведения проверок соблюдения субъектами обращения лекарственных средств правил лабораторной практики и правил клинической практики при проведении доклинических исследований лекарственных средств и клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения, правил организации производства и контроля качества лекарственных средств, правил оптовой торговли лекарственными средствами, правил отпуска лекарственных препаратов, правил изготовления и отпуска лекарственных препаратов, правил хранения лекарственных средств, правил уничтожения лекарственных средств; контроля качества лекарственных средств при гражданском обороте; проведения мониторинга безопасности лекарственных препаратов; получения от органов исполнительной власти субъектов РФ, от субъектов обращения лекарственных средств для медицинского применения информации но вопросам установления и применения цен и надбавок к ним.

Осуществляя государственный контроль за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, Росздравнадзор обязан следить за реализацией региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ и мероприятий по модернизации государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь, государственных учреждений, реализующих мероприятия по внедрению информационных систем в здравоохранение; достоверностью первичных статистических данных, предоставляемых медицинскими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность.

В этих целях Росздравнадзор проводит: мониторинг ассортимента и цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты; мониторинг безопасности медицинских изделий, регистрацию побочных действий, нежелательных реакций при применении медицинских изделий, фактов и обстоятельств, создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей при обращении зарегистрированных медицинских изделий, а также осуществляет в соответствии с законодательством РФ лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Росздравнадзора.

В ведении Минздрава России находится Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России) (подробнее о нем см. параграф 23.4).

В современных условиях рыночной экономики в систему органов управления здравоохранением входят также федеральные фонды социального страхования и обязательного медицинского страхования, которые являются страховыми медицинскими организациями.

Страховая медицинская организация вправе одновременно проводить добровольное и обязательное медицинское страхование, но на основе отдельных лицензий. При этом страховые медицинские организации не входят в систему здравоохранения, а органы управления здравоохранением и медицинские учреждения не имеют права быть учредителями страховых медицинских организаций.

Фонд социального страхования РФ (ФСС России) управляет средствами государственного социального страхования и является финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ, включающим: региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов РФ; центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства; филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

Основными задачами Фонда являются:

– обеспечение гарантированных государством пособий: по временной нетрудоспособности; беременности и родам; женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; при рождении ребенка; по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; а также социального пособия: на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг; санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

– участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования, а также ряд иных задач.

При Фонде социального страхования РФ действует правление, а при региональных и центральных отраслевых отделениях – координационные советы как совещательные коллегиальные органы.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Он является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением. Основными принципами осуществления обязательного медицинского страхования являются:

1) обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования;

2) устойчивость финансовой системы обязательного медицинского страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного медицинского страхования;

3) обязательность уплаты страхователями страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральными законами;

4) государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на исполнение обязательств по обязательному медицинскому страхованию в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования независимо от финансового положения страховщика;

5) создание условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования;

6) паритетность представительства субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования в органах управления обязательного медицинского страхования.

Застрахованные лица имеют право: на бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая на всей территории РФ в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования либо на территории субъекта РФ, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном территориальной программой обязательного медицинского страхования; выбор страховой медицинской организации путем подачи заявления в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования; замену страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин, один раз в течение календарного года не позднее 1 ноября либо чаще в случае изменения места жительства или прекращения действия договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования, путем подачи заявления во вновь выбранную страховую медицинскую организацию; выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством РФ; выбор врача путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации в соответствии с законодательством РФ; получение от территориального фонда, страховой медицинской организации и медицинских организаций достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи; защиту персональных данных, необходимых для ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования; возмещение страховой медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением сю обязанностей по организации предоставления медицинской помощи, в соответствии с законодательством РФ; возмещение медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации и оказанию медицинской помощи, в соответствии с законодательством РФ.

Основными задачами ФФОМС являются: финансовое обеспечение установленных законодательством прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования; обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи на всей территории России; аккумулирование финансовых средств Федерального фонда для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.

Для решения этих задач ФФОМС осуществляет следующие управленческие функции: участвует в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования (ОМС) и выделяет в установленном порядке средства территориальным фондам ОМС для выполнения территориальных программ ОМС; осуществляет организационно-методическую деятельность по обеспечению функционирования системы ОМС; совместно с территориальными фондами ОМС контролирует своевременность и полноту перечисления страховых взносов (отчислений) в фонды ОМС, проводит ревизии и целевые проверки с целью осуществления контроля за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования и ряд других функций.

Управление ФФОМС осуществляется коллегиальным органом – правлением и постоянно действующим исполнительным органом – директором Федерального фонда, который, как и его первый заместитель, назначается на должность и освобождается от должности Правительством РФ. Контроль за деятельностью ФФОМС осуществляет ревизионная комиссия.

К ведению органов местного самоуправления в области здравоохранения относятся: контроль за соблюдением законодательства о здравоохранении и защита прав граждан в этой области; формирование органов управления муниципальной системы здравоохранения и создание условий для развития частной системы здравоохранения, развитие сети учреждений здравоохранения на территории муниципального образования, организация первичной медико- санитарной помощи и обеспечение ее доступности, контроль за соблюдением стандартов качества медицинской помощи; формирование собственного бюджета в части расходов на здравоохранение; обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и условий для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на подведомственной территории; координация и контроль деятельности предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, контроль за качеством оказываемой медико-социальной помощи в частной системе здравоохранения и некоторые другие направления.

Функции управления выполняются также центральными муниципальными учреждениями здравоохранения.

Органы государстве иной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций согласно ст. 98 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» несут ответственность за обеспечение реализации гарантий и соблюдение прав и свобод в сфере охраны здоровья, установленных законодательством РФ.

Медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством РФ за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.

Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленных законодательством РФ.

В соответствии с законодательством РФ возмещение вреда, причиненного жизни и (или) здоровью граждан, не освобождает медицинских работников и фармацевтических работников от привлечения их к ответственности.

После принятия Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», официально закрепившего статус платной медицинской помощи в муниципальных медучреждениях, постановлением Правительства РФ от 4 октября 2012 г. № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» вводится оплата не только за «не предусмотренные стандартами медпомощи» медицинские изделия и дополнительный комфорт, но и за самостоятельное обращение к врачам-специалистам, что позволит урегулировать отношения по предоставлению платных медицинских услуг, обеспечив при этом защиту прав и законных интересов потребителей на основе принятия ими добровольного и информированного решения о получении указанных услуг.

Медпомощь согласно постановлению является услугой, а пациент – потребителем, получающим эту услугу в соответствии с договором. Порядок определения цен на медицинские услуги бюджетных и казенных медучреждений определяют их учредители. Согласно Правилам, платным является все, что не входит в программы ОМС. Бесплатно оказывается только первичная медико-санитарная и скорая медицинская помощь. Однако, если при предоставлении платных медицинских услуг потребуется предоставление дополнительных медицинских услуг по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни потребителя при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострениях хронических заболеваний, в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» такие медицинские услуги оказываются без взимания платы.

Информация об органах государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья

Материал опубликован 12 января 2015 в 11:25.
Обновлён 13 августа 2018 в 18:25.

Адрес для письменных обращений граждан: 127006, г.Москва, Оружейный переулок, д. 43
Телефон для обращений граждан: +7 (499) 251-33-04, +7 (499) 251-31-39, +7 (499) 251-18-65, +7 (496) 265-25-01

Email: doc@mosgorzdrav.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 191023, Санкт-Петербург, ул. Малая Садовая, д. 1
Телефон для обращений граждан: +7 (812) 595-89-79
Email : kzdrav@gov.spb.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 299011, г. Севастополь, ул. Рабочая, 5а
Телефон для обращений граждан: +7 (978) 091-38-64
Email : sevmedstat@rambler.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 360008, Кабардино-Балкарская Республика, г.Нальчик, ул. А.Кешокова д.100
Телефон для обращений граждан: +7 (8662) 40-15-65
E-mail: kbr-minzdrav@yandex.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 369000, Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, ул. Красноармейская, д. 54
Телефон для обращений граждан: +7 (8782) 25-21-69, +7 (8782) 26-31-95
E-mail: minzdrav-kchr@mail.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 385000, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Советская, 176
Телефон для обращений граждан: +7 (8772) 52-33-67
Телефон для обращений по лечебно-профилактической помощи населению: +7 (8772) 52-60-11
Телефон для обращений по медицинской помощи детям: +7 (8772) 52-37-42
Телефон для обращений по лекарственному обеспечению: +7 (8772) 52-32-29
E — mail : mail@mzra.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр-т Коммунистический, дом 54
Телефон для обращений граждан: +7 8(38822) 2-26-13
E-mail: minzdravra04@yandex.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 450002, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Тукаева, д. 23
Телефон для обращений граждан: +7 (347) 218-00-81
E-mail: minzdrav@bashkortostan.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 670001, г.Улан-Удэ, Дом Правительства, Министерство здравоохранения Республики Бурятия
Телефон для обращений граждан: +7 (3012) 44-07-62
Email : minzdravrb@govrb.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 367020, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Абубакарова, 10
Телефон для обращений граждан: +7 (8722) 67-81-98, +7 (8722) 68-28-03
E-mail: ivcmzrd@mail.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 386102 Республика Ингушетия, г. Назрань, ул. Муталиева, 37
Телефон для обращений граждан: +7 (8732) 22-20-24
Email : minzdravri@yandex.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Н.Очирова, д.6
Телефон для обращений граждан: +7 (84722) 2-28-53
Email : minsoc@mail.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 185350, Республика Карелия, г.Петрозаводск, пр-кт Ленина, д. 6
Телефон для обращений граждан: +7 (8142) 79-29-61

E-mail: social@onego.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 167981, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Ленина, д. 73
E-mail: mz@minzdrav.rkomi.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 295005, Республика Крым, г. Симферополь, пр.Кирова, 13
Телефон для обращений граждан: + 38 (0652) 27-26-24
E-mail: gor.liniya.mz@gmail.com

Адрес для письменных обращений граждан: 424033, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Набережная Брюгге, д. 3
Телефон для обращений граждан: +7 (8362) 45-73-18
E-mail: minzdrav@mari-el.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 430002, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Советская, д. 35
Телефон для обращений граждан: +7 (8342) 47-68-11
E-mail: mzdr@e-mordovia.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 677011, Республика Саха (Якутия),г. Якутск, пр. Ленина 30
Телефон для обращений граждан: +7 (4112) 42-40-22, +7 (4112) 42-07-72
E-mail: minzdrav@sakha.gov.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 362025, Республика Северная Осетия-Алания, г.Владикавказ, ул.Бородинская 9 «а»
Телефон для обращений граждан: : +7 ( 8672) 40-49-97, +7 ( 8672) 40-49-87, +7 ( 8672) 40-49-91
Email : minzdrav@osetia.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 420111, г. Казань, ул. Островского, д. 11/6
Телефон для обращений граждан: +7 (843) 231-79-98
E-mail: minzdrav@tatar.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 667 010, Республика Тыва, г. Кызыл, улица Московская, дом 2.
Телефон для обращений граждан: +7 (39422) 5-12-24
Email: mzsr@tuva.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 655017, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Крылова, д. 72
Телефон для обращений граждан: +7 (3902) 30-58-11
Email: mz@r-19.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 426057, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Красная, д. 144
Телефон для обращений граждан: +7 (3412) 60-23-00
E-mail: info@minzdrav.udmlink.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 364051, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Чехова, дом 4
Телефон для обращений граждан: +7 ( 8712) 22-20-51, +7 (8712) 22-38-13
Email : info@minzdravc hr.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 428004, Чувашская Республика, г.Чебоксары, Президентский бульвар, 17
Телефон для обращений граждан: +7 (8352) 62-35-94
Email : medicin@cap.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 656099, Алтайский край, г. Барнаул, пр-т Красноармейский, д. 95а
Телефон для обращений граждан: +7 (3852) 62-71-35
Email: krayzdrav@zdravalt.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 672090, Забайкальский край г. Чита, ул. Богомягкова, 23
Телефон для обращений граждан: +7 (3022) 21-11-10
E-mail: priemnaya@minzdrav.e-zab.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 683003, г. Петропавловск-Камчатский ул. Ленинградская, д. 118
Телефон для обращений граждан: +7 (4152) 42-47-02
E-mail: ozo@kamgov.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 350000, г. Краснодар, ул. Коммунаров, 276
Телефон для обращений граждан: +7 (800) 200-03-66
E-mail: mz@krasnodar.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 660017, Красноярск, ул. Красной Армии, д. 3
Телефон для обращений граждан: +7 (391) 222-03-37
Email: office@kraszdrav.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 614006, г. Пермь, Ленина, д. 51
Телефон для обращений граждан: +7 (342) 217–79–00
E-mail: info@minzdrav.permkrai.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 690007, г.Владивосток, ул.1-я Морская, д. 2
Телефон для обращений граждан: +7 (423) 241-35-14
Email : dza@primorsky.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 355000, г. Ставрополь, ул. Маршала Жукова, д. 42/311
Телефон для обращений граждан: +7 (8652) 26-78-74, +7 (8652) 36-78-74, +7 (962) 448-59-80
E-mail: info@mz26.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 680002, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, д. 72
Телефон для обращений граждан: +7 (4212) 40-23-22
E-mail: zdrav@adm.khv.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 675023, г.Благовещенск, ул. Ленина, д.135
Телефон для обращений граждан: +7 (4162) 20-07-68
Email : zdrav@amurobl.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 163004, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 49
Телефон для обращений по борьбе с коррупцией : +7 (8182) 45-44-80
Телефон для обращений по вопросам об оплате труда работников учреждений здравоохранения: +7 (8182) 45-44-90
Телефон для обращений по вопросам об организации первичной медико-санитарной помощи: +7 (8182) 45-44-82, +7 (8182) 45-45-08
Телефон для обращений по вопросам лекарственного обеспечения в министерстве здравоохранения Архангельской области: +7 (8182) 45-44-96
Телефон для обращений по вопросам осуществления электронной записи на прием к врачу: +7 (8182) 45-44-99

E-mail: zdrav@dvinaland.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, д. 16 «В»
Телефон для обращений граждан: +7 (8512) 54-92-30
E-mail: adm@minzdravao.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 308005, Россия, г. Белгород, Свято-Троицкий бульвар, д. 18
Телефон для обращений граждан: +7 (4722) 32-40-67, +7 (4722) 35-30-03
Email : zdrav@belzdrav.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 241019, г. Брянск, пер. Осоавиахима, д. 3, корп. 1
Телефон для обращений граждан: +7 (4832) 74-21-47
Email : dz@brkmed.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 600025, г .Владимир, Октябрьский пр-т, д. 14
Телефон для обращений граждан: +7 (4922) 32-50-34
E-mail: dz@avo.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 400001, Волгоград, ул. Рабоче-Крестьянская, 16
Телефон для обращений по лекарственному обеспечению: +7 (8442) 24-86-95
Телефон для обращений по вопросам организации медицинской помощи: +7 (8442) 24-73-13
E-mail: oblzdrav@volganet.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 160000, г.Вологда ул.Предтеченская, д. 19
Телефон для обращений по вопросам лекарственного обеспечения льготных категорий граждан: +7 (8172) 53-00-44
Телефон для обращений по вопросам организации медицинской помощи: +7 (8172) 72-07-72

E-mail: vologdauzo@gov35.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 394036, Воронеж, ул. Никитинская, д. 5
Телефон для обращений граждан: +7 (473) 255-43-73
Email : pisma@oblzdrav.vrn.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 15300, г. Иваново, ул. Батурина, д.8
Телефон для обращений граждан: +7 (4932) 59-48-20, +7 (4932) 93-97-97

E-mail: 073@adminet.ivanovo.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 29
Телефон для обращений граждан: +7 (3952) 28-03-26
Email: guzio@guzio.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 236000, г. Калининград, ул. Дмитрия Донского, 1
Телефон для обращений граждан: +7 (4012) 59-98-79
Телефон для обращений по льготному лекарственного обеспечению: +7 (4012) 97-12-70
E-mail: uzao@gov39.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 248016, г.Калуга, ул. Пролетарская, д. 111
Телефон для обращений граждан: +7 (4842) 71-90-02
E-mail: zdrav@adm.kaluga.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 650064, г.Кемерово, пр.Советский, 58
Телефон для обращений граждан: +7 (3842) 36-42-84
Email: depart@kuzdrav.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 610019, г.Киров, ул.К.Либкнехта, 69
Телефон для обращений граждан: +7 (8332) 64-56-54
Email : ip-depart@medstat.kirov.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 156029, г. Кострома, ул. Свердлова, д.129
Телефон для обращений граждан: +7 (4942) 31-14-69
E-mail: dzo@adm44.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 640000, г.Курган, ул.Томина, д. 49
Телефон для обращений граждан: +7 (3522) 46-16-65, +7 (3522) 49-85-01
Email : dzo@kurganobl.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 305000, г. Курск, Красная площадь, 6
Телефон для обращений граждан: +7 (4712) 51-47-20, +7 (4712) 70-03-60
E-mail: KOMZDRAV@RKURSK.RU

Адрес для письменных обращений граждан: 191024, Санкт-Петербург, Невский пр., д.113
Телефон для обращений граждан: +7 (812) 715-00-40
E-mail: sec.lokz@lenreg.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 398050, г. Липецк, ул. Зегеля, 6
Телефон для обращений граждан: +7 (4742) 23-80-02, 23-80-33
E-mail: uzalo@lipetsk.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 685000, г. Магадан, ул. Пролетарская, д.14
Телефон для обращений граждан: +7 (4132) 62-43-48
E-mail: minzdrav@49gov.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 143407 Московская область, г.Красногорск, бул.Строителей, д. 1
Телефон для обращений граждан: +7 (498) 602-03-80, +7 (498) 602-03-81, +7 (498) 602-03-05, +7 (498) 602-03-37
Email : minzdrav@mosreg.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 183038, г.Мурманск, ул. Профсоюзов, д. 20
Телефон для обращений граждан: +7 (8152) 48-60-96
E-mail: minzdrav@gov-murman.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 603005, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, д. 7
Телефон для обращений граждан: +7 (831) 435-31-20
Email : official@zdrav.kreml.nnov.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 173005 Великий Новгород, пл. Победы–Софийская, д.1
Телефон для обращений граждан: +7 (8162) 73-22-97, +7 (8162) 73-25-82
Email : medik@niac.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 630011, г.Новосибирск, ул. Красный проспект, д. 18
Телефон для обращений граждан: +7 (383) 223-67-67
Email: zdrav@nso.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 644099, г. Омск, ул. Красный путь, д. 6
Телефон для обращений граждан: +7 (3812) 23-06-29, +7 (3812) 23-35-25, +7 (3812) 21-12-26
E-mail: minzdrav@minzdrav.omskportal.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 460006 г. Оренбург, ул. Терешковой, д.33
Телефон для обращений граждан: +7 (3532) 77-45-19
E-mail: minzdrav@mail.orb.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 302028, г. Орел, ул. Ленина, д. 23
Телефон для обращений граждан: +7 (4862) 59-78-14, +7 (4862) 59-78-15
E-mail: uzo@zdravorel.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 440018, г. Пенза, ул. Пушкина, д. 163
Телефон для обращений граждан: +7 (8412) 48-81-01
E-mail: mzs@penza.net

Адрес для письменных обращений граждан: 180000, г. Псков, ул. Некрасова, 23
Телефон для обращений граждан: +7 (8112) 69- 98-99
E-mail: zdrav-kadry@obladmin.pskov.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 344029, г.Ростов-на-Дону, ул.1-й Конной Армии, д. 33
Телефон для обращений по лекарственному обеспечению: +7 (863) 263-20-50
Телефон для обращений по вопросам организации и качеству медицинской помощи: +7 (863) 242-41-09
Телефон для обращений по вопросам борьбы с коррупцией: +7 (863) 280-79-49
E-mail: minzdrav@aaanet.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 390006, г. Рязань, ул. Свободы, 32
Телефон для обращений граждан: +7 (4912) 76-54-15
E-mail: minzdrav@ryazangov.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 4443054, г.о. Самара, ул. Революционная, 44
Телефон для обращений граждан: +7 (846)333-00-16
Email : zdravso@samregion.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 410012, г. Саратов, ул. Железнодорожная, д. 72, корп.2
Телефон для обращений граждан: +7 (8452) 50-53-27
Email : minzdrav@saratov.gov.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 693000, г.Южно-Сахалинск , ул. Дзержинского, д. 15
Телефон для обращений граждан: +7 (4242) 67-12-90
E-mail: minzdrav@adm.sakhalin.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 620014, г. Екатеринбург, ул. Вайнера, д. 34-б
Телефон для обращений граждан: +7 (343) 385-06-00, +7 (800) 100-01-53
E-mail: minzdrav@egov66.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 214008, г. Смоленск, пл. Ленина, д. 1
Телефон для обращений граждан: +7 (4812) 29-22-01
Email : zdrav@admin.smolensk.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 392000, г.Тамбов, ул.Советская, 106/М.Горького,5
Телефон для обращений граждан: +7 (4752) 79-25-12, (4752) 79-25-10
E-mail: post@zdrav.tambov.gov.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 170000, г. Тверь, ул. Советская, д. 23
Телефон для обращений граждан: +7 (4822) 35-57-11
Email : dep_zdrav@web.region.tver.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 634050, г. Томск, ул. Наб. р.Ушайки, д. 18б
Телефон для обращений граждан: +7 (3822) 51–30–57
Email: ozo@dzato.tomsk.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 300045, г. Тула, ул. Оборонная, д. 114-Г
Телефон для обращений граждан: +7 (4872) 31-20-33

E-mail: minzdrav@tularegion.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 625048, г. Тюмень, ул. Малыгина, д. 48
Телефон для обращений граждан: +7 (3452) 55-78-00
Email : dzto@72to.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 432980, г Ульяновск, ул. Кузнецова 18а
Телефон для обращений граждан: +7 (800) 200-73-07
Email : mz@ulgov.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 454000, г. Челябинск, ул. Кирова, 165
Телефон для обращений граждан: +7 (351) 268-98-54
Email : oblzdrav@minzdrav74.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 150000, г. Ярославль, ул. Максимова, д. 17/27
Телефон для обращений граждан: +7 (4852) 40-18-91; +7 (4852) 30-37-58
E-mail: dzf@region.adm.yar.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 679016, Еврейская автономная область, г. Биробиджан, ул. Шолом-Алейхема, д. 21
Телефон для обращений граждан: +7 (42622) 2-10-76
Email : med@post.eao.ru

Адрес для письменных обращений граждан: 166000, Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, ул. Смидовича, д. 25
Телефон для обращений граждан: +7 (81853) 4-07-62