Система органов государственной власти в ссср

Развитие органов государственной власти и управления в период замедления темпов общественного развития

К середине 50-х годов насущной задачей общественной жизни стали развитие демократии, укрепление конституционных норм, повышение роли Советов и упрочение их связи с массами.

В предшествующий период, как было отмечено на ХХ съезде КПСС:

* не соблюдался принцип коллегиальности;

* сессии Советов созывались нерегулярно, нарушались сроки созыва съездов;

* депутаты не отчитывались перед избирателями и т.д.

По сути дела это означало, что СССР был превращен в тоталитарное государство с авторитарной формой правления.

В 1957 г. ЦК КПСС принял постановление «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся», в котором были намечены меры по улучшению работы Советов.

В 1957-1960 гг. в союзных республиках были приняты новые положения о местных Советах депутатов трудящихся, в которых регламентировались их права и обязанности, порядок деятельности.

В конце 1962 г. была проведена реорганизация Советов. В большинстве краев и областей были созданы по 2 Совета депутатов трудящихся — промышленный и сельский, которым были подчинены промышленный и сельский районы.

Разделение Советов было осуществлено с целью улучшения управления народным хозяйством на местах. На практике это разделение ожидаемых результатов дать не могло. Поэтому в соответствии с решением ноябрьского 1964 года Пленума ЦК КПСС Президиум ВС СССР своим Указом восстановил единые Советы.

После принятия Конституции СССР 1977 г. в апреле-мае 1978 г. приняты новые основные законы союзных и автономных республик. Конституция РСФСР была принята 12 апреля 1978 г.

Конституция СССР 1977 г. создала некоторые необходимые предпосылки для совершенствования хода общественного развития страны. Но реализовать заложенные конституцией возможности не удалось. На рубеже 70-8-х годов в обществе продолжались застойные процессы, множились нерешенные проблемы и трудности. Существенно ослабла система экономических инструментов власти и управления, образовался механизм торможения социально-экономического развития.

В числе сдерживающих факторов следует отметить:

* недостатки функционирования инструментов социалистической демократии;

* несоответствие политических и теоретических установок реальностям жизни общества;

* консерватизм механизма управления;

* волюнтаризм в определении основных направлений развития экономики в середине 80-х годов произошли существенные перемены в политическом руководстве страны.

В высших эшелонах государственной власти и партийном руководстве, появились более прогрессивные лидеры (11 марта 1985 г. внеочередной Пленум ЦК КПСС избрал генеральным секретарем ЦК КПСС Горбачева М.С.).

Следующий за этими партийными мероприятиями период был назван периодом перестройки всей общественной и государственной жизни страны. Но причины, вызвавшие застойные явления в общественном развитии, оказались более глубокими, которые не могли не отразиться на дальнейшей судьбе страны.

Апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС предложил концепцию ускорения социально­экономического развития страны, курс на обновление социализма. Эти стратегические установки получили теоретическое и политическое развитие в решениях ХХУП съезда КПСС, Х1Х Всесоюзной партийной конференции.

Результаты реализации этих установок общеизвестны.

В системе государственной власти произошли некоторые изменения.

С 25 мая по 9 июня 1989 г. в Москве работал 1 съезд народных депутатов 53 года был восстановлен съезд Советов народных депутатов как высший орган государственной власти. На съезде был избран новый председатель Верховного Совета СССР и утверждает новые руководители государственного аппарата управления, образована конституционная комиссия.

В марте 1990 г. Внеочередным съездом народных депутатов был учрежден институт Президента СССР, на съезде была изменена 6 ст. Конституции СССР. 1 декабря 1988 года был принят Закон об изменениях и дополнениях в Конституцию СССР, что послужило основанием для последующего внесения изменений в структуру и компетенцию высших органов власти СССР.

В связи с развитием тормозящих общественное развитие СССР явлений усилились центробежные тенденции. Республики Балтии, Закавказья, Украина, Молдова и другие стали проводить конституционное право самоопределения и отделение от союза.

Союзное советское государство — СССР после подписания договора тремя ее субъектами (РФ, БССР, УССР) об образовании СНГ (Союза Независимых Государств) юридически прекратила свое существование — как унитарное государство.

Усиление тенденций замедления темпов общественного развития в конце 50-х — начале 60­х годов посекундно осознавалось руководством страны. Вероятно поэтому, этот период отмечен поисками наилучшего сочетания территориального и отраслевого принципов управления, что выразилось в реорганизации системы управления.

В связи с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 14 октября 1954 года «О существенных недостатках в структуре министерств и ведомств СССР и мерах по улучшению государственного аппарата» в 1957 году было произведено разукрупнение министерств.

В 1957 году отраслевой принцип управления был заменен территориальным. Вся страна была разделена на 105 экономических административных районов. В каждом из них СМ союзной республики создавался Совет народного хозяйства (СНХ), который руководил предприятиями и стройками. Совнархозы сыграли определенную положительную роль:

* сблизили управление к производству;

* способствовала кооперированию производства в пределах экономических районов. Однако недостатком этой системы было то, что:

* управление отраслью промышленности было раздроблено;

* стали нарушаться производственные связи между предприятиями.

В соответствии с решениями сентябрьского 1965 г. Пленума ЦК КПСС 2 октября 1965 года ВС СССР принял Закон «Об изменении системы органов управления промышленностью». СНХ были упразднены. Для управления промышленностью стали создаваться ряд общесоюзных и союзно-республиканских министерств.

Принцип отраслевого и межотраслевого управления было закреплено Конституцией 1977 г. (ст.135).

Следует отметить, что имевшие некоторые успехи в науке и технике, в т.ч. военно­космической промышленности, были достигнуты прежде всего за счет низкого уровня благосостояния народа, особенно колхозного крестьянства. И без того незначительные капиталовложения в сельское хозяйство в ходе исполнения бюджета, перераспределялись в пользу других отраслей. Сельское хозяйство приходило в упадок.

Сельскохозяйственная продукция у крестьян изымалась через колхозы по низким, установленным государством, ценам. В этих условиях наметилась тенденция массового ухода сельского населения в города.

Мартовский 1965 г. Пленум ЦК КПСС принял постановление «О неотложных мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства СССР», в котором указал (точнее будет, если сказать признал) серьезные недостатки в руководстве сельским хозяйством.

В марте ЦК КПСС и СМ СССР приняли Постановление «О повышении роли министерства сельского хозяйства СССР в руководстве колхозным и совхозным производством». 24 мая 1982 г. СМ СССР принял постановление «Об улучшении управления сельским хозяйством и другими отраслями агропромышленного комплекса», по которому предполагалось создание органов управления районным агропромышленным объединением, а также создать аналогичные органы управления в областях, краях, АССР и ССР.

Обобщая работу органов государственного управления в этот период следует отметить, что все народнохозяйственные программы 60-80-х годов были одна за другой провалены. А положение в с/х за полвека практически мало в чем изменилось.

В декабре 1958 года в соответствии с Основами законодательства о судоустройстве Союза ССР участковая система народных судов была заменена единым народным судом города или района. Срок полномочий был увеличен с 3 до 5 лет. Народные заседатели стали избираться на общих собраниях рабочих, служащих и крестьян, а военнослужащие — на общем собрании воинской части.

Была установлена подотчетность народных судей перед избирателями, всех других судов — перед Советами. Основы предусматривали образование Пленумов Верховного Суда союзных республик, что обеспечило более квалифицированное руководство деятельностью судов.

Законом от 25 декабря 1958 года было утверждено Положение о военных трибуналах. Они входили в единую систему судов, применительно к организационной структуре армии. Надзор за судебной деятельностью и руководство военными трибуналами осуществлялось непосредственно Военной Коллегией Верховного Суда СССР и Пленумом Верховного Суда СССР.

За незначительными изменениями такое судоустройство сохранилось до распада союзного государства.

Таким образом, изменения в органах государственной власти в рассматриваемый период связаны с:

* восстановлением съездов Советов, СССР — как высшего органа государственной власти;

* введением института президентства в СССР.

В 90-е годы союзное государство распалось на независимые государства.

В Российской Федерации была упразднена советская система органов государственной власти, введен институт президентства.

Систему современных органов государственной власти РФ изучает дисциплина «Государственное право и государственное управление».

Тема 14. Органы государственной власти СССР

Образование Союза ССР существенно изменило весь государственный аппарат страны, хотя принципиальная схема организации власти и управления оставалась прежней. Теперь в масштабах СССР высшими органами государственной власти становятся Съезды Советов СССР, в период между съездами — ЦИК СССР и его Президиум; в союзных и автономных республиках — по-прежнему республиканские съезды Советов и ЦИК. Сохранилась почти без изменений и избирательная система. На местах органами государственной власти и управления в губернии, уезде, волости (а после административной реформы 1929-1930 гг. — в области, районе) являлись съезды Советов, в городах и селах — городские и сельские Советы. Высшим исполнительным и распорядительным органом по Конституции СССР 1924 г. являлся Совет народных комиссаров СССР. Состав его не был постоянным. С правом совещательного голоса в заседаниях СНК СССР участвовали представители союзных республик, члены ЦИК СССР, представители некоторых комитетов и управлений при правительстве (ОГПУ, ЦСУ и др.), главы правительств союзных республик. СНК СССР фактически издавал декреты и постановления, имевшие силу закона, а с начала 30-х годов все законопроекты должны были предварительно выноситься на его рассмотрение, хотя это и не предусматривалось Конституцией.

Конституция СССР 1936 года внесла значительные изменения в систему высших органов власти и управления, в избирательную систему. Конституция СССР 1936 г. — весьма противоречивый документ. С одной стороны, она закрепила отказ от многоступенчатых выборов, установила всеобщее избирательное право, прямые и равные выборы при тайном голосовании. С другой стороны, формально подтвердив федеральную природу государства, она фактически закрепила его унитарный характер, предоставив почти беспредельно широкие полномочия общефедеральному «центру». В известном;, смысле она было демократичнее Конституции 1918 г., и вместе с тем она стала прикрытием бескомпромиссной реакции и режима личной власти.

С принятием Конституции СССР 1936 г. прекратили свое существование съезды Советов. В качестве высшего общесоюзного органа государственной власти был учрежден Верховный Совет СССР. Существенно расширилась компетенция общесоюзных органов. Так, ст. 14 поручала высшим органам власти СССР «. контроль за исполнением Конституции и обеспечение соответствия конституций союзных республик с Конституцией СССР». К ведению Верховного Совета СССР было отнесено обеспечение государственной безопасности, управление банками, промышленностью, сельским хозяйством. У союзных республик было изъято право на издание своих кодексов законов, право решения вопросов трудового законодательства, законодательства о суде — все эти полномочия передавались общефедеральным органам, что означало усиление централизации управления. Верховному Совету СССР была присвоена важная контрольная функция — право назначать следственные и ревизионные комиссии, что позволяло ему контролировать деятельность всего государственного аппарата. К ведению Верховного Совета СССР относились утверждение изменения границ между союзными республиками и их административно-территориальное устройство.

В период между сессиями Верховного Совета СССР работал его Президиум. В Конституции его правовое положение определено не было. Постепенно сфера его полномочий расширялась: в 1938 г. он получил право объявлять военное положение, принимать в гражданство СССР и разрешать выход из него, в 1948 г. — право денонсировать международные договоры. Особенно велики были его полномочия в вопросах государственного строительства: он устанавливал систему и компетенцию центральных органов управления народным хозяйством и социально-культурным строительством, образовывал и ликвидировал министерства и ведомства, издавал указы законодательного характера. В результате среди законов, принимавшихся на сессиях Верховного Совета СССР, стали количественно преобладать законы об утверждении указов Президиума. Что касается правительства, Конституция СССР 1936 г. внесла на первый взгляд не очень заметное дополнение в определение его места в государственном механизме. По Конституции Совнарком СССР — «высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти. Это определение было предложено Сталиным с целью принизить значение Верховного Совета СССР как органа власти и упрочить «автономию» правительства от высшего представительного органа Правительство СССР обладало правом приостанавливать действие постановлений и распоряжений правительств союзных республик, отменять приказы министерств и ведомств, оно само контролировало исполнение своих актов.

Система органов власти и управления на местах также претерпела изменения: съезды Советов были упразднены, а сами Советы переименованы в Советы депутатов трудящихся. Они стали постоянно действующими органами власти и управления. В работу местных Советов большие изменения внесла Великая Отечественная война. Во-первых, в местностях, объявленных на военном положении, все функции органов власти передавались военным советам фронтов, армий, военных округов. Во-вторых, аппарат исполкомов Советов был значительно сокращен, порядок работы изменен. Нарушались конституционные сроки выборов, регулярность проведения сессий, возросла роль исполнительных органов. Многие функции исполкомов выполняли единолично их руководители. В сельских Советах тыловых районов оставалось 42% депутатов (на декабрь 1942 г.), в городских -55%, в районных — 58% (на конец 1943 г.). К концу войны более 50% членов исполкомов и около 70% председателей Советов не являлись депутатами, а были кооптированы. В большинстве случаев деятельность Советов подменяли партийные органы. После войны декларируемые принципы «полновластия» Советов легко уживались с фактическим свертыванием демократических институтов представительной системы. Эта практика настолько укоренилась, что даже после XX съезда партии, когда было принято новое законодательство о Советах, административно-командная система управления сводила на нет принятые законы. Складывалась ситуация, когда, с одной стороны, партийные решения и постановления высших органов власти законодательно расширяли права Советов, а с другой стороны. Советы постепенно становились совершенно безвластными.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем главные различия между содержанием Конституции 1924, 1936 и 1977гг?

2. В чем разница между понятиями «государство диктатуры пролетариата» и «общенародное государство?

3. По какой (каким) Конституциям съезд Советов являлся высшим органом государственной власти?

4. Дайте все известные вам названия советского правительства.

5. Как и когда менялись названия местных органов советской власти?

Органы государственной власти и управления СССР по конституции 1936 г

Совет Народных Комиссаров включал восемь союзных наркоматов и представительства девяти республиканских наркоматов. Ему также подчинялись плановая комиссия и три комитета. Правительство формально было подотчётно Верховному Совету, а не партии.

Органы государственного управления, эволюционировавшие от постреволюционной архаичной системы к полноценной структуре власти полноценного государства. В ней имели место все демократические институты, правда их реальная роль в системе власти была большей частью декоративна.

58. Система органов государственной власти и управления по Конституции ссср 1936 г. И Конституции рсфср 1937 г

В главах III-VIII (ст.30-101) Конституции СССР рассматривалась организация, система и порядок деятельности высших органов власти и управления СССР и союзных республик, высших органов власти автономных республик, местных органов власти. Конституция СССР исходила из принципа верховенства представительных органов государственной власти, которые образуют подотчетные и подконтрольные им органы государственного управления. Высшим органом государственной власти в СССР являлся Верховный Совет СССР, избиравшийся на 4 года. Он осуществлял все права, присвоенные Союзу ССР, если только они не входили в компетенцию подотчетных Верховному Совету органов СССР. Законодательную власть в СССР осуществлял исключительно Верховный Совет СССР. Верховный Совет СССР состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей, которым в одинаковой мере принадлежала законодательная инициатива. Сессии Совета Союза и Совета Национальностей начинались и заканчивались одновременно. Законы считались утвержденными, если были они приняты обеими палатами простым большинством голосов. Совет Союза и Совет Национальностей избирали мандатные комиссии, которые проверяли полномочия депутатов каждой палаты. Верховный Совет СССР мог назначить, когда сочтет нужным, следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу, причем все учреждения и должностные лица обязаны были выполнять требования этих комиссий и представлять им необходимые материалы и документы. Конституция гарантировала неприкосновенность депутатов Верховного Совета СССР. Они не могли быть привлечены к судебной ответственности или арестованы без согласия Верховного Совета СССР, а в период между сессиями — без согласия Президиума Верховного Совета. Конституция установила сессионный порядок работы Верховного Совета СССР. Созыв его очередных сессий предусматривался два раза в год, а внеочередных — по усмотрению Президиума Верховного Совета СССР или по требованию одной из союзных республик. Высшим органом власти Союза ССР в период между сессиями Верховного Совета СССР являлся подотчетный ему Президиум Верховного Совета СССР, избиравшийся на совместном заседании обеих палат, компетенция которого была определена в Конституции СССР. Согласно ст. 49 Конституции Президиум Верховного Совета СССР созывал сессии Верховного Совета СССР, давал толкование действовавших законов СССР, издавал указы, распускал Верховный Совет СССР при отсутствии согласного решения двух его палат и назначал новые выборы; производил всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик; отменял постановления СНК СССР в СНК союзных республик в случае их несоответствия закону и тд.

Конституция 1937 года учреждала в стране постоянный парламент — Верховный Совет России состоящий из одной палаты, избираемый на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании гражданами старше 18 лет, без различия пола, религии и национальности, сроком на 4 года. Верховный Совет принимал законы, устанавливал размеры налогов и пошлин, принимал государственный бюджет.

Заседания Верховного Совета вёл Председатель Верховного Совета (имел восемь заместителей), избираемый Верховным Советом.

К Верховному Совету переходило право формирования и подотчётность Совета Народных Комиссаров (в 1945 году переименован в Совет Министров). Конституция 1937 года также сохранила народные комиссариаты (в 1945 году переименованы в министерства) в качестве центральных исполнительно-распорядительных органов, во главе которых стояли народные комиссары.

Конституцией также создавался Президиум Верховного Совета (в составе председателя, заместителя председателя, заместителей Председателя от автономий, секретаря и 14 членов) — высший государственный совет осуществлявший полномочия главы государства (введенные Конституцией 1937 года — созыв сессий парламента, назначение выборов в парламент, установление и присвоение почётных званий, осуществление помилования).

Постоянными представительными органами местного самоуправления становились советы депутатов трудящихся избираемые на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании гражданами старше 18 лет сроком на 2 года. Заседания совета депутатов трудящихся вели председатель совета депутатов трудящихся и секретаря совета депутатов трудящихся, избираемые советом депутатов трудящихся.

К советам депутатов трудящихся переходило право избрания местных исполнительных комитетов. Конституция 1937 года также сохранила местные отделы в качестве местных исполнительно-распорядительных органов, во главе которых стояли начальники отделов.

К Верховному Совету также переходило право избрания Верховного Суда, а к областным советам депутатов трудящихся право избрания областных судов. Районные Народные Суды избирались совершеннолетними жителями района. Конституционно закреплялась независимость судей и открытость разбирательства дел.

Перестройка органов управления

Говоря об изменениях в области государственного строительства и права в этот период, следует, прежде всего, отметить тот факт, что в соответствии с решениями XIX Всесоюзной партийной конференции Верховный Совет СССР 1 декабря 1988 г. внес изменения в Конституцию СССР, реорганизовав систему органов государственной власти и управления СССР и их компетенцию.

Высшим органом государственной власти СССР был признан съезд народных депутатов СССР, состоящий из 2250 депутатов, из которых 750 избирались по территориальным избирательным округам, 750 — по национально-территориальным избирательным округам и 750 — от партии и общественных организаций. При этом партия, профсоюзы и кооперативные организации избирали по 100 депутатов, а комсомол, женские организации, организации ветеранов — по 75 депутатов.

Съезд народных депутатов обладал необходимыми полномочиями для реального полновластия в СССР, мог принять к рассмотрению и решать любой вопрос, отнесенный к ведению Союза ССР. Одновременно к исключительному ведению съезда Конституция относила 13 полномочий, связанных с решением общесоюзных задач. Только съезд мог определять основные направления внутренней и внешней политики СССР, утверждать перспективные государственные планы и важнейшие общесоюзные программы экономического и социального развития СССР. В число его прерогатив входило и принятие Конституции, а также внесение в нее изменений.

В ведение съезда также входило принятие решений по вопросам национально-государственного устройства, отнесенным к ведению Союза ССР, определение государственной границы СССР и утверждение границ между союзными республиками. Съезд играл важную роль и в формировании общесоюзных органов, в частности, избирал Верховный Совет СССР, его председателя, утверждал председателя Совета министров СССР, председателя Комитета народного контроля СССР, Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР, избирал Комитет конституционного надзора СССР. К компетенции съезда относились также отмена актов, принятых Верховным Советом СССР, и принятие решений о проведении всенародного голосования (референдума).

Съезд народных депутатов СССР созывался один раз в год Верховным Советом СССР. Конституция СССР устанавливала порядок созыва и внеочередных съездов.

Постоянно действующим законодательным, распорядительным и исполнительным органом государственной власти СССР становился Верховный Совет СССР, избираемый съездом народных депутатов, которому был подотчетен. Верховный Совет СССР, как и прежде, состоял из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета национальностей. В целях максимально полного привлечения народных депутатов к законодательной деятельности предусматривалось ежегодное обновление состава Верховного Совета СССР на 20%.

Верховный Совет СССР, согласно Конституции СССР, созывался на сессии два раза в год. Каждая сессия могла продолжаться три-четыре месяца. Однако в действительности сессии Верховного Совета СССР занимали более длительный период. Основное направление деятельности Верховного Совета СССР составляло законотворчество, в том числе: установление основ законодательства Союза ССР и союзных республик; установление общих начал

организации и деятельности республиканских и местных органов государственной власти и управления; законодательное регулирование отношений в сфере управления народным хозяйством, охраны окружающей природной среды, порядка реализации конституционных прав и свобод граждан; установление воинских званий, дипломатических рангов, учреждение орденов и медалей СССР, издание общесоюзных актов об амнистии.

Одновременно с законотворчеством Верховный Совет СССР проводил значительную работу по взаимодействию с исполнительными органами государственной власти СССР, организации их деятельности и осуществлению контроля за ходом исполнения действующих законов. Он назначал председателя Совета Министров СССР, утверждал состав Совета министров СССР, образовывал и упразднял министерства и государственные комитеты СССР. К ведению Верховного Совета СССР относилось избрание Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР, а также регулярное заслушивание отчетов образуемых или избираемых им органов, избираемых или назначаемых должностных лиц.

В компетенцию Верховного Совета СССР входил контроль за ходом выполнения плана и бюджета, утверждением отчета об их исполнении, за предоставлением государственных займов, экономической и иной помощи иностранным государствам, а также за заключением соглашений о государственных займах и кредитах, получаемых из иностранных источников. Верховный Совет СССР наделялся правом отменять указы и постановления Президиума Верховного Совета СССР, постановления и распоряжения Совета министров СССР.

Таким образом, произошло восстановление системы съездов Советов и принцип полновластия Советов, отмененных Конституцией СССР 1936 г. Парламентарии должны были сами работать, сами исполнять свои законы, сами проверять то, что получается в жизни. Верховный Совет СССР, наделенный вышеизложенными правомочиями, в полной мере и весьма органично сочетал обе эти функции, обладал достаточно широкой системой мер действенного воздействия на исполнительную власть, мог побуждать ее к активной деятельности по реализации вновь принятых законов, был способен оперативно освобождаться от лиц, неспособных плодотворно осуществлять возложенные на них задачи.

В ведении Верховного Совета СССР находились и так называемые силовые министерства и ведомства (обороны, внутренних дел, государственной безопасности), ибо он определял основные мероприятия в области обороны и обеспечения государственной безопасности, назначал и сменял высшее командование Вооруженных сил СССР, объявлял общую или частичную мобилизацию, состояние войны, принимал решения об использовании контингентов Вооруженных сил СССР в случае необходимости выполнения международных договоров.

В условиях полновластия Верховного Совета СССР его Президиум утратил значительную часть полномочий, в том числе и право вносить изменения и дополнения в действующее законодательство. Основные задачи Президиума Верховного Совета СССР сводились к организованному обеспечению работы съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, а также осуществлению правоприменительной деятельности по присвоению высших воинских званий, дипломатических рангов, награждению орденами и медалями СССР, принятию в гражданство СССР, принятию решений о помиловании, предоставления политического убежища и др.

В соответствии с рекомендациями XIX Всесоюзной партийной конференции в ст. 125 Конституции СССР предусматривалось избрание съездом народных депутатов принципиально нового, не известного советскому государству органа — Комитета конституционного надзора СССР. Комитет избирался из специалистов в области политики и права сроком на 10 лет. Желая быть на уровне современных требований к деятельности государственных органов, партия и Советское государство, однако, достаточно осторожно подошли к определению его полномочий, не решились предоставить право самостоятельно отменять законы и иные акты, противоречащие Конституции СССР. Комитет конституционного надзора СССР по характеру и методам своей деятельности был ближе к органам прокуратуры, нежели к судебным органам. В его задачи входило, прежде всего, выявление фактов несоответствия Конституции СССР законов, иных актов Верховного Совета СССР, его палат, конституций и законов союзных республик, постановлений и распоряжений Совета министров СССР и Советов министров союзных республик, актов других государственных органов и общественных организаций.

При выявлении противоречия акта или его отдельных предписаний Конституции СССР или законам СССР Комитет конституционного надзора должен был направить органу, издавшему акт, свое заключение для устранения допущенного нарушения. Принятие Комитетом конституционного надзора такого заключения приостанавливало исполнение соответствующего акта полностью или частично. Кроме того, Комитет конституционного надзора имел право входить с представлением на съезд народных депутатов СССР, в Верховный Совет СССР или Совет министров СССР об отмене противоречащих Конституции или законам СССР актов.

Совет министров СССР полностью сохранял свои конституционные полномочия в качестве высшего исполнительного и распорядительного органа государственной власти СССР. Однако были внесены два дополнения: вновь образованный Совет министров СССР обязывался представлять программу своей деятельности на срок полномочий и отчитываться перед Верховным Советом СССР не реже одного раза в год.

Значительное обновление законодательства о выборах позволило избрать народными депутатами наиболее достойных представителей интеллигенции, рабочего класса и крестьянства, общественных организаций, известных политиков, бывших диссидентов и освободиться от консерваторов-депутатов, занимавших видные государственные и партийные посты. Одним из убедительных достижений перестройки и дальнейшей демократизации общества явился I съезд народных депутатов, состоявшийся в период с 25 мая по 9 июня 1989 г. Заинтересованное и предметное обсуждение вопросов народными депутатами СССР, новые, принципиально важные предложения по совершенствованию советского общества и государства, поляризация мнений и интересов, поиск путей к согласию и принятию компромиссных решений — все это было ново и необычно для работы высшего представительного органа СССР. Конечно, не все получалось с первого раза, но народные депутаты, а вместе с ними и все население страны, смотревшее трансляцию съезда по телевидению, осваивали азы парламентской демократии, учились ставить и защищать свои интересы, интересы отдельных социальных групп, народностей и наций при подготовке и принятии нормативно-правовых решений, формировании Верховного Совета СССР и других общесоюзных органов.

В июне 1989 г. приступил к работе Верховный Совет СССР, избранный съездом народных депутатов СССР. В декабре этого же года был избран Комитет конституционного надзора (председателем стал А. С. Сергеевич), после того как II съезд народных депутатов принял Закон о конституционном надзоре в СССР. Перестройка высших органов государственной власти и управления СССР была успешно завершена. Однако просуществовали они в неизменном виде всего лишь несколько месяцев. М. С. Горбачев неожиданно для всех изъявил желание стать Президентом СССР, хотя в конце 1990 г. он и его соратники последовательно отвергали любые предложения об установлении в СССР поста президента. Как говорил 23 декабря 1990 г. на сессии Верховного Совета А. И. Лукьянов, учреждение президентской власти означало бы появление должностного лица, независимого от правительственного органа, что на деле противоречит самой идее полновластия Советов, принципам их построения [1] .

И все же личное желание М. С. Горбачева оказалось весомее принципа полновластия Советов и даже сроков созыва очередного съезда народных депутатов. В марте 1990 г. в спешном порядке был созван III внеочередной съезд народных депутатов СССР, который внес необходимые изменения в Конституцию СССР, дополнив ее статьями, согласно которым в СССР учреждался пост Президента СССР и определялся порядок его избрания. По общему правилу Президент СССР должен был избираться непосредственно населением в ходе прямых всеобщих равных выборов при тайном голосовании. Однако в порядке исключения М. С. Горбачева было решено избрать Президентом СССР на съезде, что и было сделано 15 марта 1990 г. Избрание в СССР Президента зарубежная пресса рассматривала как самое важное изменение в жизни СССР после 1917 г. Тем не менее, Президент СССР был избран и действовал на основе не принятого до конца закона, фактически законопроекта.

Подобный парадокс стал возможным благодаря следующим обстоятельствам. Председательствующий на съезде М. С. Горбачев ставил на голосование только разделы проекта закона СССР об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР. Однако поставить на голосование закон в целом, как того требовала ст. 142 Регламента, не решился. Не прошедший завершающей стадии законотворческого процесса проект закона остался проектом и не превратился в принятый закон. Однако воспитанные народные депутаты сделали вид, что не заметили «ошибки» председательствующего, и, за исключением отдельных депутатов, не настаивали на голосовании проекта в целом.

Согласно Конституции СССР Президент СССР признавался главой государства и получал весьма большие полномочия, с помощью которых мог активно влиять на деятельность Верховного Совета СССР, значительно ограничивая его полновластие. Так, Президент СССР обладал правом отклонять законы, принятые Верховным Советом СССР, и направлять их на повторное обсуждение, обеспечивать взаимодействие высших органов государственной власти и управления СССР, ставить перед съездом народных депутатов СССР вопрос об избрании Верховного Совета СССР в новом составе. Дополнительно к имеющимся правам Верховный Совет СССР наделил Президента СССР правом издавать указы нормативного характера по вопросам экономического и социального строительства и даже создавать новые органы и другие государственные структуры «для ускорения формирования союзного рынка».

По инициативе М. Горбачева III съезд народных депутатов СССР 26 декабря 1990 г. наделил Президента СССР дополнительными полномочиями, предоставив ему право возглавлять систему органов государственного управления СССР и обеспечивать ее взаимодействие с высшими органами государственной власти страны. В связи с этим Совет министров СССР был переименован в Кабинет министров СССР, а председатель Совета министров СССР — в премьер-министра СССР [2] . Переименование повлекло и существенное изменение статуса Кабинета министров, который переставал быть высшим исполнительным и распорядительным органом СССР, поскольку эти функции переходили к Президенту СССР.

С введением поста Президента СССР Верховный Совет СССР, таким образом, вновь становился неполновластным, должен был следовать воле одного лица, совмещающего высшие партийную и государственную должности. Созданные по лучшим образцам буржуазной демократии высшие органы государственной власти и управления СССР, тем не менее, оказались неспособными осуществлять управление страной, не смогли позитивно решить ни одного вопроса в сфере экономики, политики или национальных отношений, предотвратить развал СССР, достойно противостоять национализму и сепаратизму определенной и достаточно незначительной части населения союзных республик.

Высшие органы государственной власти и управления СССР не нашли достойных мер и в ситуации, сложившейся после решения президентов РСФСР, Украины и Белоруссии денонсировать договор об образовании СССР 1922 г. и последовавших вслед за этим решений союзных республик о выходе из состава СССР.

Реорганизация Вооруженных сил и правоохранительных органов проходила в обстановке жесткой идеологической кампании против КГБ, Министерства внутренних дел и армии. Считая силовые структуры наиболее консервативной частью Советского государства, идеологи перестройки стремились их психологически разоружить. На деле проводилась акция по разрушению в общественном сознании положительного образа Вооруженных сил и подрыву самоуважения офицерского корпуса.

Основные процессы, сказавшиеся на армии, были связаны с объявленным прекращением холодной войны, крупным разоружением и сокращением Вооруженных сил; ликвидацией Варшавского договора и выводом советских войск из стран Восточной Европы; конверсией оборонной промышленности СССР; нарастающим экономическим кризисом, который затруднил снабжение армии и социальное обустройство увольняемых офицеров; нарастанием политических и межнациональных конфликтов, в которые вовлекалась армия.

Важные изменения проходили не столько в структуре, сколько в процессе принятия государственных решений, которые определяли место того или иного института в государстве. Военное руководство было отстранено от участия в решении важнейших военно-политических вопросов. Так, поразившее весь мир заявление М. С. Горбачева 15 января 1986 г. о программе полного ядерного разоружения СССР в течение 15 лет было неожиданностью для военных.

В 1986 г. из руководителей Министерства иностранных дел, Министерства обороны, КГБ, Военно-промышленной комиссии Совета министров и ряда отделов ЦК КПСС была создана Межведомственная комиссия по разоружению.

В связи с переходом к рыночной экономике стали создаваться новые органы, в которых не было необходимости при советской системе хозяйства. В 1986 г. было образовано как общесоюзный орган Главное управление государственного таможенного контроля, преобразованное в 1991 г. в Таможенный комитет СССР. (В 1991 г. был утвержден новый Таможенный кодекс СССР.) В январе 1990 г. была учреждена Главная государственная налоговая инспекция.

В 1987 г. в составе управлений внутренних дел стали создаваться отряды милиции особого назначения, предназначенные для охраны общественного порядка во время митингов и демонстраций.

После 1991 г. начался процесс «ломки» старого советского государственного аппарата. Указами Президента были преобразованы органы КГБ (Указ от 26 ноября 1991 г.), объявлено о формировании новой российской армии (Указ от 7 мая 1992 г.), созданы новые органы власти на местах. В ходе новой демократической революции было разрушено то, на что опиралась КПСС. В 1989—1991 гг. произошло внешне малозаметное, но важное изменение во всех правоохранительных органах (в Министерстве внутренних дел, КГБ, суде и прокуратуре) — уход большой части квалифицированных кадров. К этому побуждали две причины: сильное давление прессы, которая дискредитировала эти органы, и быстрое относительное понижение зарплаты, которое в этих органах невозможно компенсировать побочными заработками.

  • [1]Лукьянова Е. А. Российская государственность и конституционное законодательство в России (1917—1993 гг.). М., 2000. С. 114.
  • [2] Первым премьер-министром СССР стал Павлов Валентин Сергеевич.

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СССР

О. г. в. разделяются на высшие и местные. Высшими О. г. в. являются Верховный Совет СССР (см.), Верховные Советы союзных и автономных республик (см. Верховный Совет республики) и избираемые ими и подотчётные им Президиумы Верховных Советов (см. Президиум Верховного Совета СССР, Президиум Верховного Совета республики). Верховные Советы обладают всей полнотой государственной власти в Союзе ССР и республиках. Деятельность высших О. г. в. распространяется соответственно на всю территорию СССР, союзной или автономной республики. Местными органами государственной власти (см.) являются краевые, областные, автономных областей, окружные, районные и другие местные Советы депутатов трудящихся. Местные Советы депутатов трудящихся являются единственными и полновластными в пределах своей компетенции местными О. г. в. Деятельность местных О. г. в. распространяется соответственно на территорию края, области, автономной области, округа, национального округа, района, города, посёлка и села.

Законодательная власть СССР, союзных и автономных республик осуществляется исключительно Верховным Советом СССР и Верховными Советами союзных и автономных республик.

В отличие от буржуазных т. н. «представительных» органов, являющихся простыми «говорильнями», безвластными придатками эксплуататорского аппарата государственного управления, не способными контролировать деятельность последнего, О. г. в. СССР – полновластные органы диктатуры рабочего класса, не только принимающие решения, но и проводящие их в жизнь в соответствии с интересами трудящихся. Депутаты Советов непосредственно принимают участие в осуществлении этих решений и отвечают перед избирателями за свою деятельность. «Представительные учреждения остаются, но парламентаризма, как особой системы, как разделения труда законодательного и исполнительного, как привилегированного положения для депутатов, здесь нет» (Ленин В. И., Соч., т. 25, стр. 396).

О. г. в. СССР образуют органы государственного управления СССР (см.), которые подотчётны им во всей своей деятельности. Верховные Советы образуют Советы Министров (см. Совет Министров СССР, Совет Министров республики), местные Советы депутатов трудящихся – исполнительные комитеты (см.). Советы Министров являются высшими исполнительными и распорядительными органами . СССР, союзных и автономных республик. О. г. в. СССР составляют единую демократически централизованную систему, возглавляемую Верховным Советом СССР – полновластным носителем суверенитета всего советского народа.

Юридический словарь. — М.: Госюриздат . Главный редактор С.Н. Братусь и др. . 1953 .

Смотреть что такое «ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СССР» в других словарях:

ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ — понятие, использовавшееся конституциями советского периода развития нашего государства, т. е. Конституциями СССР, РСФСР, других союзных республик в составе СССР и автономных республик. В то время по общему правилу к числу органов государственной… … Энциклопедический словарь конституционного права

МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ — понятие, широко использовавшееся Конституциями СССР и предшествовавшими ныне действующей Конституциями России и означавшее систему органов, действовавших в пределах автономных областей, автономных округов, административно территориальных единиц… … Энциклопедический словарь конституционного права

Местные органы государственной власти — Местное самоуправление в Российской Федерации форма осуществления народом своей власти, вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций. Содержание 1 Теория местного самоуправления 2… … Википедия

МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ — – краевые, областные, автономных областей, окружные, национальных округов, районные, городские, поселковые и сельские Советы депутатов трудящихся (см.). М. о. г. в. – представительные органы, избираемые трудящимися края, области, автономной… … Советский юридический словарь

Местные органы государственной власти — в социалистических государствах представительские органы власти, осуществляющие руководство хозяйственной и социально культурной жизнью, охраной государственного и общественного порядка, а также прав граждан в пределах соответствующих… … Большая советская энциклопедия

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СССР — – государственные органы, осуществляющие исполнительно распорядительную деятельность. О. г. у. СССР образуются органами государственной власти СССР (см.) и им подотчётны. В этом – одно из проявлений подлинного демократизма системы… … Советский юридический словарь

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ — ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, часть правоохранительной системы государства (см. ГОСУДАРСТВО); государственные органы, деятельность которых направлена на пресечение и раскрытие преступлений против государственного строя, внешней и… … Энциклопедический словарь

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ — важная составная часть правоохранительной системы государства, особые правоохранительные органы, основная деятельность которых направлена на пресечение и раскрытие преступлений против существующего государственного(конституционного) строя,… … Энциклопедия юриста

Органы государственной безопасности — 7(20) дек. 1917 решением СНК создана Всерос. чрезвычайная комиссия по борьбе с контррев. и саботажем (ВЧК) как орган диктатуры пролетариата по защите гос. безопасности Сов. респ. 24 февр. 1918 ЧК организована в Екат. Первый пред. М.И.Ефремов.… … Уральская историческая энциклопедия

Министерство государственной безопасности СССР — У этого термина существуют и другие значения, см. Министерство государственной безопасности. История советских органов госбезопасности ВЧК при … Википедия