Разделение рабочего дня на части образец приказа

Содержание:

Разделение рабочего дня на части

Подборка наиболее важных документов по запросу Разделение рабочего дня на части (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Разделение рабочего дня на части

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Разделение рабочего дня на части

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов: Разделение рабочего дня на части

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Разделение рабочего дня на части согласно Трудовому кодексу РФ

Условия трудового режима по времени делятся на сменный, гибкий, обычный, скользящий и раздробленный. Каждый имеет свои особенности и нюансы. Трудовой кодекс РФ контролирует стороны на соблюдение всех условий. Раздробленный график регламентируется статьей 105 ТК РФ.

Суть и основания установления

Существует достаточное количество профессий и специальностей, при которых интенсивность выполнения прямых обязанностей в течение дня ил смены существенно отличается от стандартного режима.

Кроме того, производимый продукт ряда организаций/ компаний подразумевает труд работников, отличающийся от обычного. Это выражается в опасности для здоровья или тяжелых физических манипуляциях. В этих случаях необходимо дробление смены на несколько частей.

Статья 105 Трудового кодекса РФ регулирует этот вопрос. При разделении на части рабочей смены учитывается и общее количество трудовых часов. Она должна оставаться в рамках, предусмотренной законодательством и регламентом компании.

Условия и порядок оформления

В любой организации есть профсоюз либо иные органы, представляющие и отстаивающие интересы сотрудников. На основании обращения к ним, непосредственному работодателю готовится внутренний локальный приказ о разделении рабочего дня на части. Оно обговаривается обеими сторонами трудовых отношений. Изменения в графике должны незамедлительно заноситься в трудовые договоры.

Обязательные условия для оформления:

  1. Обстоятельства, при которых исполнение своих должностных обязательств невозможно или крайне затруднительно. Например, специалисты сферы общественного питания. Повара в школах рано утром приступает к исполнению обязанностей. К началу учебы уже должны быть готовы хлебобулочные изделия и т.д. Позже образовательное учреждение не нуждается в этих ресурсах, либо же спустя нескольких часов. То же самое происходит и с уборщиками коммерческих помещений. Они не могут трудиться во время активной деятельности сотрудников компании. Им необходимо выполнять свою работу рано утром или вечером, после ухода всех сотрудников.
  2. Различная интенсивность в течение дня. Например, работы много только в обед. Утро и вечер работодатель не желает оплачивать. И в этом случае составляется акт разделения смены на части.

Регламент рабочего времени

По закону количество трудовых часов в день, неделю, месяц не должно превышать установленных государством норм и стандартов. Именно это является главным критерием при разделении дня на несколько промежутков.

При этом в каждой организации существует регламент с точно установленными перерывами отдыха и труда. Под последним понимается время, которое сотрудник тратит по своему усмотрению. Бывает нескольких видов:

  • отпуск;
  • дни праздничные;
  • время между рабочими частями;
  • ежедневный отдых;
  • отдых по выходным дням.

Режим труда – обязательная часть трудового договора (ст. 57 ТК РФ). Контроль за дроблением смены осуществляет ст. 105 ТК РФ. Она контролирует и определяет условия, при которых руководитель (работодатель) может перевести сотрудника в режим раздробленного трудового дня, определяет порядок установления и нормы.

Разная интенсивность работы в течение смены предполагает разрывной график труда. Подходит это для лётного состава, специалистов связи, медиков и водителей автобусов (междугородние и зачастую городские).

Режим подразумевает деление на 2 части трудового дня. При этом общее количество часов не превышает 10. Между частями предусматривается перерыв 2 часа. За него осуществляется доплата около 30% от должностного оклада специалиста.

Оплата, доплаты и компенсации

Дробление рабочего дня приводит к ряду неудобств. Работники вынуждены часто уходить домой и снова возвращаться, терять время и силы в этот период. Подобный режим дополнительно оплачивается.

Компенсация не входит в оклад, назначается по договорённости с руководителем. Сведения и условия оплаты контролируются законодательством и профсоюзом. К категориям работников, которым обязательно предусмотрена доплата за разделение рабочего дня на части, относятся следующие:

  • руководители ЖД подразделений – не больше 30% от заработной платы;
  • специалисты ЖКХ, мастера, ремесленники – более 30%;
  • работницы сельской местности, трудящиеся в режиме дробления смены и имеющие перерывы более 2 часов – 30% от оклада.

Неоплачиваемые и оплачиваемые перерывы

По Трудовому кодексу РФ работодатель вправе сам определять внутренний распорядок сотрудников, условия труда и количество промежутков при дроблении смены на части. По законодательству только в редких случаях перерывы на отдых и питание могут оплачиваться, в иных случаях это не предусмотрено.

Часть 1 статьи 108 ТК РФ говорит, что все специалисты, чей рабочий день разделен на части, обладают обязательным правом перерыва для питания. Этот промежуток устанавливается работодателем в любой период смены и равен 30-120 минутам, в зависимости от предприятия и условий труда. Время питания также не оплачивается.

Есть и оплачиваемые перерывы. Это указано в части 2 статьи 108 ТК РФ. Работники, которые трудятся на холодном воздухе или опасных для здоровья местах, должны в течение рабочего времени периодически обогреваться и отдыхать. Работодатель обязан оплачивать такие перерывы и предоставлять условия для надлежащего отдыха.

Документальное оформление

Процесс оформления состоит из нескольких частей:

  1. Разработка внутреннего документа — ЛНА. Регулируется сразу несколькими статьями ТК РФ — ч. 1 ст. 8, абзац 7 ч. 1 ст. 22, ст. 105. Документ представляет нормативное приложение, раздел правил или отдельный акт, входящий в трудовой договор. В него входят конкретные цифры, условия, срок и распорядок режима дробления рабочей смены: количество этих «кусков», точное время начала перерыва и его конца, продолжительность, размеры доплаты и компенсации, место для отдыха и выделяемое время для него, количество неоплачиваемых частей трудового дня, категории и должности работников, у которых будет разделение, остальные дополнительные условия.
  2. Проект ЛНА должен получить одобрение Профкома. Составляется сопроводительное письмо, в котором указываются причины и мотивы разделения смены на несколько этапов, а также сроки ответа, в котором просят объективное мнение на этот счёт. В течение 5 рабочих суток Профсоюз обязан прислать своё решение. Они могут внести поправки, оспорить полностью ЛНА, провести встречу и консультацию с работодателем. Если ответ от Профкома не последует в течение этого срока, то проект утверждается автоматически в первоначальном виде.
  3. Утверждение директором / руководителем / начальников организации. Проект, заверенный Профкомом, попадает на стол к работодателю. Он ставит гриф «Утверждаю» с указанием своих инициалов, должности, даты и подписи. Другой способ – приказ, вводящий в действие ЛНА.
  4. Последний этап – документы, дополняющие ЛНА – дополнительные соглашения к трудовому договору. После того как новые или действующие работники ознакомились с условиями разделения времени, обговариваются и документально фиксируются режимы рабочих частей и отдыха, доплаты и иные нюансы.

Пример для производства, водителей автобусов, метро и электротранспорта

Статья 105 ТК РФ чаще всего применяется к лицам, обслуживающих население: работников связи, общественного питания, водители автобусов, трамваев, троллейбусов, кондукторы, продавцы и менеджеры торговли, специалисты ЖКХ и другие.

Необходимость разделения рабочего дня на части

Интенсивность трудовой деятельности может различаться в зависимости от времени суток. Если перепады интенсивности значительны, актуальным становится внедрение разделения дня.

Что собой представляет разделение рабочего дня?

Разделение рабочего дня – это раздробление смены на ряд частей, между которыми полагаются перерывы. Продолжительность рабочего времени не должна превышать установленные нормативы. Данная форма труда регулируется статьей 105 ТК РФ. Она регламентирует:

  • Основания для введения такого графика.
  • Максимальную длительность рабочего времени.

В ТК изложены только самые общие принципы разделения. Однако в кодексе отсутствуют разъяснения касательно количества отрезков в рабочем дне, их продолжительности. Все это устанавливается на усмотрение работодателя. График должен быть вписан во внутренние нормативные акты. Как правило, смена разделяется на две части. Если перерыв между ними составляет меньше 2 часов, рабочий день будет стандартным. Время отдыха предназначается для приема пищи. Если же перерыв больше 2 часов, смену можно признать разделенной. Если требуется, количество этих отрезков может быть большим. Число перерывов зависит от особенностей конкретной работы.

ВАЖНО! Разделенный день не признается сменной работой. Данные формы труда регулируются различными нормативными актами.

ВНИМАНИЕ! Отдельные нюансы раздробленного дня устанавливаются частью 1 статьи 100 ТК РФ.

В каких случаях имеет смысл разделять рабочий день?

Как уже говорилось, в течение дня интенсивность работы может меняться. К примеру, во второй половине дня работы практически нет, но зато утром и вечером заказов крайне много. Раздробление дня в этом случае нужно для того, чтобы сотрудники находились на месте службы только при наличии работы. В обратном случае люди просто будут сидеть в офисе и ничего не делать. То есть главная цель разделения – рациональное распределение времени. Как правило, рассматриваемый график труда практикуется в коммунальных службах, в транспортных компаниях, гражданской авиации. Условия раздробления перечислены в статье 105 ТК РФ:

  • Особая специфика деятельности.
  • Работа с разной интенсивностью, которая изменяется в течение смены.
  • На предприятии присутствует соответствующий внутренний акт, согласованный с профсоюзом.
  • Невозможность работать на протяжении всего рабочего дня. К примеру, офисное помещение невозможно прибирать в присутствии сотрудников. В этом случае уборщица переходит в середине смены. На это время работникам полагается перерыв.

ВАЖНО! Работодатель не имеет права дробить смены по своему желанию. Для разделения нужны объективные основания. При возникновении трудовых споров придется доказывать наличие этих оснований. Работодателю рекомендуется досконально изучить статью 105 ТК РФ.

Особенности перерывов

Перерывы между отрезками трудового дня оплачиваться не будут. Количество их зависит от усмотрения работодателя. Существуют профессии, перерывы для которых регламентируются отраслевыми актами:

  • Участники судов гражданской авиации.
  • Водители трамваев и троллейбусов, автобусов.
  • Сотрудники железнодорожного транспорта, которые обслуживают служебные вагоны.
  • Сотрудники метрополитена, которые занимаются обслуживанием пассажиров.
  • Люди, работающие в образовательных учреждениях в случае, если ученики пребывают там круглосуточно.
  • Сотрудники связи.
  • Люди, которые занимаются уходом за животными.
  • Служащие субъектов Спецстроя.
  • Сотрудники наземного электрического ТС.

Специфика раздробления рабочего дня не должна нарушать права трудящихся. Это правило оговорено в части 2 статьи 329 ТК РФ. Если разделение регулируется нормативными актами отрасли, работодатель должен учесть это при установлении графика.

ВНИМАНИЕ! Для того чтобы ввести раздробление дня, работодатель должен получить согласие профсоюза, а затем составить внутренний акт. Если профсоюз отсутствует, при разработке графика нужно ориентироваться на мнение трудящихся. Если сотрудники против раздробления, однако работодатель настаивает на своем, следует обратиться в трудовую инспекцию.

Что будет с обеденным временем?

Лица с разделенным рабочим днем не лишаются права на обеденный перерыв. Данное право регламентируется частью 1 статьи 108 ТК РФ. Длительность обеда составляет от 30 минут до 2 часов. Время перерыва на обед может присоединяться к времени перерыва между частями смены. Данное правило установлено частью 1 статьи 108 ТК РФ.

Доплата за раздробление дня

Нужно понимать, что разделение дня обычно доставляет множество неудобств для сотрудников. Работнику приходится уходить с работы в разгар дня, а потом возвращаться. По этой причине раздробление должно компенсироваться. Порядок и размер выплат регулируются законами РФ, внутренними нормативными актами, что оговорено статьей 149 ТК РФ. Это именно компенсация, а потому она не входит в размер оклада. Размер выплат зависит от отрасли и устанавливается от оклада или тарифной ставки:

  • Женщины, которые заняты в условиях сельской местности, – 30%.
  • Люди, занятые в ЖКХ, областях бытового обслуживания, – 30%.
  • Руководители РЖД – 30%.

Работодатель не имеет права устанавливать меньшую надбавку. Однако размер компенсации может быть увеличен. Размер выплат фиксируется во внутренних актах.

Ответственность работодателя за уплату компенсации в меньшем размере

Если работодатель устанавливает меньший размер компенсации, работнику нужно пойти с жалобой в Государственную инспекцию труда (ГИТ). На основании жалобы ГИТ предъявляет работодателю предписание об исправлении нарушений, что оговорено статьей 357 ТК РФ. Проводится проверка. Если в процессе ее обнаружены правонарушения, то на работодателя накладывается штраф:

  • Для должностных лиц – от 1 до 5 тысяч рублей.
  • Для ЮЛ – от 30 до 50 тысяч рублей.

Данные штрафы установлены частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ.

Как осуществляется налогообложение?

Рассмотрим компенсации с точки зрения налогообложения:

  • Средства учитываются для налогообложения, что оговорено в пункте 1 статьи 252 НК РФ.
  • Входят в состав трат на оплату деятельности работников в целях исчисления налогов. Это актуально при УСН.
  • Компенсации облагаются налогом на доходы ФЛ.
  • Из них вычитаются страховые взносы.

Следовательно, начисляемые компенсации не снижают налоговую нагрузку.

Порядок разделения рабочего дня

Что делать работодателю, если он желает раздробить рабочий день? Актуален следующий порядок действий:

  1. Разработка внутреннего нормативного акта, который будет регламентировать порядок разделения.
  2. Направление локального акта в профсоюз. Получение от него разрешения на раздробление.
  3. Утверждение внутреннего акта.
  4. Ознакомление сотрудников с новым распорядком дня. Подробное разъяснение им всех нюансов нововведения.
  5. Заключение с трудящимися дополнительного соглашения, в котором оговорено раздробление.

На основании этого порядка можно сделать вывод о том, что работодатель не может установить раздробленный день единолично. Потребуется получить все разрешения. Профсоюз должен убедиться в том, что нововведения никак не нарушают права сотрудников.

Разделение рабочего дня на части согласно Трудовому кодексу РФ

Условия трудового режима по времени делятся на сменный, гибкий, обычный, скользящий и раздробленный. Каждый имеет свои особенности и нюансы. Трудовой кодекс РФ контролирует стороны на соблюдение всех условий. Раздробленный график регламентируется статьей 105 ТК РФ.

Суть и основания установления

Существует достаточное количество профессий и специальностей, при которых интенсивность выполнения прямых обязанностей в течение дня ил смены существенно отличается от стандартного режима.

Кроме того, производимый продукт ряда организаций/ компаний подразумевает труд работников, отличающийся от обычного. Это выражается в опасности для здоровья или тяжелых физических манипуляциях. В этих случаях необходимо дробление смены на несколько частей.

Статья 105 Трудового кодекса РФ регулирует этот вопрос. При разделении на части рабочей смены учитывается и общее количество трудовых часов. Она должна оставаться в рамках, предусмотренной законодательством и регламентом компании.

Условия и порядок оформления

В любой организации есть профсоюз либо иные органы, представляющие и отстаивающие интересы сотрудников. На основании обращения к ним, непосредственному работодателю готовится внутренний локальный приказ о разделении рабочего дня на части. Оно обговаривается обеими сторонами трудовых отношений. Изменения в графике должны незамедлительно заноситься в трудовые договоры.

Обязательные условия для оформления:

  1. Обстоятельства, при которых исполнение своих должностных обязательств невозможно или крайне затруднительно. Например, специалисты сферы общественного питания. Повара в школах рано утром приступает к исполнению обязанностей. К началу учебы уже должны быть готовы хлебобулочные изделия и т.д. Позже образовательное учреждение не нуждается в этих ресурсах, либо же спустя нескольких часов. То же самое происходит и с уборщиками коммерческих помещений. Они не могут трудиться во время активной деятельности сотрудников компании. Им необходимо выполнять свою работу рано утром или вечером, после ухода всех сотрудников.
  2. Различная интенсивность в течение дня. Например, работы много только в обед. Утро и вечер работодатель не желает оплачивать. И в этом случае составляется акт разделения смены на части.

Регламент рабочего времени

По закону количество трудовых часов в день, неделю, месяц не должно превышать установленных государством норм и стандартов. Именно это является главным критерием при разделении дня на несколько промежутков.

При этом в каждой организации существует регламент с точно установленными перерывами отдыха и труда. Под последним понимается время, которое сотрудник тратит по своему усмотрению. Бывает нескольких видов:

  • отпуск;
  • дни праздничные;
  • время между рабочими частями;
  • ежедневный отдых;
  • отдых по выходным дням.

Режим труда – обязательная часть трудового договора (ст. 57 ТК РФ). Контроль за дроблением смены осуществляет ст. 105 ТК РФ. Она контролирует и определяет условия, при которых руководитель (работодатель) может перевести сотрудника в режим раздробленного трудового дня, определяет порядок установления и нормы.

Разная интенсивность работы в течение смены предполагает разрывной график труда. Подходит это для лётного состава, специалистов связи, медиков и водителей автобусов (междугородние и зачастую городские).

Режим подразумевает деление на 2 части трудового дня. При этом общее количество часов не превышает 10. Между частями предусматривается перерыв 2 часа. За него осуществляется доплата около 30% от должностного оклада специалиста.

Оплата, доплаты и компенсации

Дробление рабочего дня приводит к ряду неудобств. Работники вынуждены часто уходить домой и снова возвращаться, терять время и силы в этот период. Подобный режим дополнительно оплачивается.

Компенсация не входит в оклад, назначается по договорённости с руководителем. Сведения и условия оплаты контролируются законодательством и профсоюзом. К категориям работников, которым обязательно предусмотрена доплата за разделение рабочего дня на части, относятся следующие:

  • руководители ЖД подразделений – не больше 30% от заработной платы;
  • специалисты ЖКХ, мастера, ремесленники – более 30%;
  • работницы сельской местности, трудящиеся в режиме дробления смены и имеющие перерывы более 2 часов – 30% от оклада.

Неоплачиваемые и оплачиваемые перерывы

По Трудовому кодексу РФ работодатель вправе сам определять внутренний распорядок сотрудников, условия труда и количество промежутков при дроблении смены на части. По законодательству только в редких случаях перерывы на отдых и питание могут оплачиваться, в иных случаях это не предусмотрено.

Часть 1 статьи 108 ТК РФ говорит, что все специалисты, чей рабочий день разделен на части, обладают обязательным правом перерыва для питания. Этот промежуток устанавливается работодателем в любой период смены и равен 30-120 минутам, в зависимости от предприятия и условий труда. Время питания также не оплачивается.

Есть и оплачиваемые перерывы. Это указано в части 2 статьи 108 ТК РФ. Работники, которые трудятся на холодном воздухе или опасных для здоровья местах, должны в течение рабочего времени периодически обогреваться и отдыхать. Работодатель обязан оплачивать такие перерывы и предоставлять условия для надлежащего отдыха.

Документальное оформление

Процесс оформления состоит из нескольких частей:

  1. Разработка внутреннего документа — ЛНА. Регулируется сразу несколькими статьями ТК РФ — ч. 1 ст. 8, абзац 7 ч. 1 ст. 22, ст. 105. Документ представляет нормативное приложение, раздел правил или отдельный акт, входящий в трудовой договор. В него входят конкретные цифры, условия, срок и распорядок режима дробления рабочей смены: количество этих «кусков», точное время начала перерыва и его конца, продолжительность, размеры доплаты и компенсации, место для отдыха и выделяемое время для него, количество неоплачиваемых частей трудового дня, категории и должности работников, у которых будет разделение, остальные дополнительные условия.
  2. Проект ЛНА должен получить одобрение Профкома. Составляется сопроводительное письмо, в котором указываются причины и мотивы разделения смены на несколько этапов, а также сроки ответа, в котором просят объективное мнение на этот счёт. В течение 5 рабочих суток Профсоюз обязан прислать своё решение. Они могут внести поправки, оспорить полностью ЛНА, провести встречу и консультацию с работодателем. Если ответ от Профкома не последует в течение этого срока, то проект утверждается автоматически в первоначальном виде.
  3. Утверждение директором / руководителем / начальников организации. Проект, заверенный Профкомом, попадает на стол к работодателю. Он ставит гриф «Утверждаю» с указанием своих инициалов, должности, даты и подписи. Другой способ – приказ, вводящий в действие ЛНА.
  4. Последний этап – документы, дополняющие ЛНА – дополнительные соглашения к трудовому договору. После того как новые или действующие работники ознакомились с условиями разделения времени, обговариваются и документально фиксируются режимы рабочих частей и отдыха, доплаты и иные нюансы.

Пример для производства, водителей автобусов, метро и электротранспорта

Статья 105 ТК РФ чаще всего применяется к лицам, обслуживающих население: работников связи, общественного питания, водители автобусов, трамваев, троллейбусов, кондукторы, продавцы и менеджеры торговли, специалисты ЖКХ и другие.

Разделение рабочего дня на части образец приказа

РАЗДЕЛЕНИЕ РАБОЧЕГО ДНЯ НА ЧАСТИ

Вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части. При этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленную продолжительность ежедневной работы. Подробнее об этом читайте в представленном материале.

Разделение рабочего дня на части регулируется статьей 105 Трудового кодекса Российской Федерации.
Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. В этом акте определяются:
— круг работников, для которых устанавливается раздробленный рабочий день;
— продолжительность частей раздробленного рабочего дня;
— срок, на который он вводится, и другое.
Поскольку режим, при котором рабочий день разделен на части, неудобен работнику, в локальном нормативном акте может предусматриваться выплата работнику доплат.
На какое количество частей может быть разделен рабочий день, законодательством не определено, но обычно рабочий день делится на две части с перерывом более 2 часов.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Пример разделения рабочего дня на части

Разделение рабочего дня на части — мера, к которой прибегает работодатель в том случае, если в течение суток труд работника требуется лишь время от времени. Разберемся на примере водителей, как это выглядит и как регулируется нормами трудового права.

Как производится разделение рабочего дня на части для водителей

Одним из ярчайших примеров разделения рабочего дня на части является труд водителей. В частности, такое активно практикуется для тех из них, кто управляет рейсовыми автобусами на пригородных и междугородних маршрутах. Дело в том, что водители должны подчиняться графику отправления автобусов, устанавливаемому местными предприятиями пассажирского транспорта. В результате промежуток, охватывающий все поездки, может превышать стандартные для 40-часовой недели с 5 рабочими днями 8 часов в день. При этом ни сверхурочные (ст. 99 ТК РФ), ни ненормированный день (ст. 101 ТК РФ) применить не получится, т. к.:

  • общее количество сверхурочных часов не может быть больше чем 120 за учетный год, рейсы же часто требуется совершать каждый день;
  • использовать ненормированное время постоянно, а не эпизодически, от случая к случаю, прямо запрещают и ст. 101 ТК РФ, и разъяснение, данное письмом Роструда от 07.06.2008 № 1316-6-1.

Возможно использование сменного графика при суммированном учете времени труда, однако при таком режиме работы составить график достаточно сложно. Кроме того, работа в течение 2 смен подряд по закону недопустима, а на практике вполне реальна — например, когда водитель выполнил один рейс, затем прождал пару часов и поехал на другой, потому что работника, который бы заменил его между сменами, не было.

Выходом является разделение рабочего дня на части, т. к. в этом случае за счет нерабочего промежутка общее количество отработанных часов за день не превышает установленной законом нормы. При этом службам по персоналу транспортных и иных предприятий, осуществляя разделение рабочего дня на части для водителей, необходимо руководствоваться как ст. 105 ТК РФ, так и конкретно положением, утвержденным приказом Минтранса РФ «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени…» от 20.08.2004 № 15. В частности, п. 13 вышеуказанного положения, говоря о рабочем дне для водителей, указывает, что с согласия самих работников допускается деление трудового времени на 2 части с таким расчетом, чтобы общая их продолжительность не превышала установленной нормы.

При этом важно учесть следующие моменты:

  1. Разрыв между обеими частями должен начинаться не позже чем через 5 часов после начала смены.
  2. Если разрыв составляет больше 4 часов, водитель вправе рассчитывать на перерывы для отдыха в первой части работы (продолжительность каждого перерыва — не меньше 15 минут). Правило это касается, впрочем, только водителей на городских и пригородных маршрутах (т. е. не междугородних).
  3. Разрыв между частями рабочего дня — не свыше 2 часов. В это время не входит ни обеденный перерыв, ни время отдыха. Увеличение перерыва до 3 часов допускается, если есть соответствующее соглашение по отрасли, локальный акт и сам работник на такие условия согласился.

Необходимость получения согласия водителя легко объяснима: при разделении рабочего дня на части время перерыва не учитывается и не оплачивается, работник же при этом лишен возможности заниматься своими личными делами. Именно поэтому важно, чтобы его самого устроил такой режим работы.

Разделение дня для водителей электротранспорта и метро

Применительно к водителям, управляющим не автобусами, а трамваями и троллейбусами, действует другой нормативный акт — положение, утвержденное приказом Минтранса РФ «Об утверждении Положения об особенностях…» от 18.10.2005 № 127. Основными отличиями от разделения рабочего дня на части для водителей автобусов в этом случае являются следующие пункты:

  1. Перерыв между обеими частями дня должен начинаться не позже чем через 4 часа.
  2. Длительность перерыва: не более 2 часов — днем и не больше 6 часов — ночью. Варианты удлинения не предусмотрены, но время обеда и отдыха не учитывается (как у водителей автобусов пригородных и городских маршрутов).
  3. На время перерыва при разделении рабочего дня на части водителю должно быть предоставлено место для отдыха.

В том случае, если речь идет не о водителях, а о машинистах метро (хотя суть их работы та же — управление пассажирским электротранспортом), действуют уже п. 17 и 18 положения, утвержденного приказом Минтранса РФ «Об утверждении Положения об особенностях режима…» от 08.06.2005 № 63. Согласно этим нормам, разделение рабочего дня на части машинистов метро производится по следующим правилам:

  • вводится либо 1 перерыв на 2 часа, либо 2 — по часу;
  • отдых и питание в перерыв включаются;
  • у работников, занятых в составе локомотивных бригад при разделении рабочего дня на части в ночное время перерыв между частями не может быть меньше 2,5 часов.

Условия и порядок оформления разделения трудового дня

Для того чтобы сотрудник работал в режиме разделения рабочего дня на части, необходимы следующие условия:

  1. Труд должен носить особый характер. Это уже было рассмотрено на примереразделения рабочего дня на части в случае с водителями, но то же самое касается, в частности, уборщиков офисных и производственных помещений. Заниматься своей работой в то время, когда трудятся остальные сотрудники, им крайне неудобно, поэтому разделение рабочего дня на части для них — естественное решение проблемы.
  2. Интенсивность должна быть неодинаковой в течение дня (смены). Грубо говоря, работник качественно трудится несколько часов в начале и несколько часов в конце дня, а в остальное время ничего не делает. Естественно, что работодатель не горит желанием оплачивать ему все время.

При этом в любом случае для разделения рабочего дня на части требуется, чтобы на предприятии был принят локальный акт соответствующего содержания. Обычно разделениепроизводится на основании локального положения, утвержденного работодателем после согласования с профсоюзом либо иным органом, представляющим интересы работников. Также сведения об этом заносятся в трудовые договоры работников, трудящихся в таком режиме.

Разделение рабочего дня на части образец приказа

Электронный журнал
«Я специалист по кадрам»
приветствует Вас!

Редактор рекомендует:
Кадровые новости за 23 ноября:
Свежие статьи по теме:
  • Данный список формируется автоматически.
  • Можно редакировать заголовок.
  • Сохраняйте структуру данного HTML блока.
Популярные статьи на портале в ноябре 2018г.:

Материал сопровождается заполненными формами в рубрике «Полезная документация» на с. 21–23 журнала.

Часто работники кадровых служб сталкиваются с нестандартными случаями оформления рабочего времени. Одним из таких случаев является оформление разделения рабочего дня на части.

В данном материале особое внимание уделено порядку такого учета рабочего времени водителям организации.

По общему правилу норма продолжительности ежедневной работы должна быть отработана в течение рабочего дня (смены) с одним перерывом для отдыха и питания, не превышающим 2 ч (ст. 134 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)).

Законодательство допускает 2 исключения из этого правила:

1) рабочий день разделяется на 2 части, между которыми предусмотрен один перерыв, превышающий 2 ч, в который входит перерыв на обед и отдых;

2) перерывов 2 и более, включая перерыв
для отдыха и питания, общей продолжительностью не более 4 ч.

Возникает вопрос: относится ли этот максимум к первому исключению?

Исходя из смысла части первой ст. 127 ТК положительный ответ дать нельзя. Следовательно, один перерыв может быть больше 4 ч. Это отвечает специфике работы, например, городского транспорта, организаций сельского хозяйства, театра.

При разделении рабочего дня на части должны соблюдаться следующие требования:

– время перерывов в течение рабочего дня, включая обеденный, в рабочее время не включается (часть вторая ст. 127 ТК);

– общая продолжительность рабочего времени каждой части рабочего дня не должна превышать установленную продолжительность ежедневной работы (часть первая ст. 127 ТК). При этом установленной считается продолжительность, закрепленная графиком работ (сменности) в соответствии со ст. 112–117 ТК и локальными нормативными актами.

Есть 2 условия, наличие которых дает право нанимателю разделять рабочий день на части (часть первая ст. 127 ТК):

1) особый характер труда;

2) интенсивность выполняемых работ в течение рабочего дня (смены) неодинакова.

Под особым характером труда в ст. 127 ТК нужно понимать специфику производства и (или) работы, исключающую или делающую экономически нецелесообразным нормальный, т.е. не разделенный на части, режим рабочего дня.

Более конкретно сформулировано в ТК второе условие разделения рабочего дня на части: невозможность обеспечить равномерную загруженность работников на протяжении рабочего дня (смены), вызванную, к примеру, разным потоком покупателей, заказчиков, пассажиров на протяжении суток.

Законодательство не содержит исчерпывающего перечня условий (причин, оснований) разделения рабочего дня на части и оставляет его открытым для нанимателя и профсоюза.

В каких случаях целесообразно делить рабочий день на части

Разделять рабочий день на части допускается на тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены) (часть первая ст. 127 ТК).

Такой режим работы характерен для организаций связи, торговли, культуры, общественного питания, сельских хозяйственных предприятий и т.п. Рабочий день в них разделяется на части главным образом в связи с невозможностью обеспечить равномерную занятость работника или работников на протяжении всего рабочего дня, неравномерностью загрузки рабочего дня (смены).

Предельное количество частей, на которые может быть разделен рабочий день, не установлено. Однако определено, что рабочий день может быть разделен на отдельные части:

– с перерывом (одним), превышающим 2 ч;

– с двумя и более перерывами общей продолжительностью не более 4 ч.

Пример 1

Работнику Иванову И.И. установлен режим рабочего времени с разделением рабочего дня на части:

рабочее время – с 08:00 до 12:00, с 16:00 до 20:00;

перерыв – с 12:00 до 16:00.

Соответствующее время перерывов в рабочее время не включается и соответственно не подлежит оплате. При этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы.

Особенности разделения рабочего дня на части для некоторых работников могут предусматриваться нормативными правовыми актами.

Пример 2

Рабочим животноводства может устанавливаться рабочий день, разделенный не более чем на 3 части, между которыми предусматриваются перерывы продолжительностью не менее 2 ч, включая перерыв для отдыха и питания (часть третья ст. 317 ТК).

При этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать для данной категории рабочих продолжительности ежедневной работы.

Компенсации за разделение рабочего дня на части

Как правило, режим рабочего времени с разделением рабочего дня на отдельные части с перерывом в работе свыше 2 ч считается неудобным для работников, поэтому если он вводится по инициативе нанимателя, то за работу в таком режиме работникам устанавливается доплата.

Размер доплат, которые могут быть установлены работникам организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, предусмотрен подп. 2.6 п. 2 приложения 1 к постановлению Минтруда РБ от 21.01.2000 № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями» – до 50 % тарифной ставки 1-го разряда в расчете на месяц.

ЭТО ВАЖНО! Перечни профессий и должностей работников, которым могут устанавливаться указанные доплаты, утверждаются в каждой организации самостоятельно.

Перечень профессий и должностей работников организаций здравоохранения, которым могут устанавливаться доплаты в связи с введением по решению нанимателя, согласованному с профсоюзом, рабочего дня с разделением смены на отдельные части с перерывом в работе свыше двух часов, утвержден постановлением Минздрава РБ от 19.10.2006 № 90 (по информации редакции, этот перечень планируют отменить).

ЭТО ВАЖНО! Если такой режим рабочего времени вводится по инициативе работника, то доплата не устанавливается.

Порядок установления разделения рабочего дня на части

Решение о разделении рабочего дня на части принимается нанимателем по согласованию с профсоюзом (при его наличии) (часть третья
ст. 127 ТК).

В частности, перечень профессий и должностей работников, которым по решению нанимателя, согласованному с профсоюзом, устанавливается рабочий день с разделением на части, может содержаться в качестве одного из приложений к коллективному договору или правилам внутреннего трудового распорядка. Там же определяется продолжительность частей, на которые разделяется рабочий день, продолжительность перерывов и др.

При приеме на работу по соответствующей профессии (должности) условие, связанное с установлением режима рабочего времени с разделением рабочего дня на части, необходимо включить в трудовой договор (контракт) с работником.

Так как режим работы является существенным условием труда, установление режима рабочего времени с разделением рабочего дня на части по инициативе нанимателя в процессе трудовой деятельности должно осуществляться в связи с обоснованными производственными, организационными, экономическими причинами, о чем необходимо предупредить работника письменно не менее чем за 1 месяц (ст. 32 ТК). Если такой режим рабочего времени не был ранее согласован с профсоюзом для занимаемой работником должности (профессии), решение о его установлении необходимо согласовать с профсоюзом.

Образец уведомления об установлении режима рабочего времени с разделением рабочего дня на части смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 21 журнала.

При отказе от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда трудовой договор (контракт) прекращается по п. 5 части второй ст. 35 ТК. При этом работнику выплачивается выходное пособие в размере не менее 2-недельного среднего заработка (часть вторая ст. 48 ТК).

Если работник соглашается на установление режима рабочего времени с разделением рабочего дня на части, то издается соответствующий приказ, в котором указывают время начала и окончания каждой части рабочего времени, время начала и окончания перерывов, включая перерыв для отдыха и питания, указывается размер доплат (при установлении доплаты).

Образец приказа об установлении режима рабочего времени с разделением рабочего дня на части смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 22 журнала.

Соответствующие изменения вносятся в трудовой договор (контракт). Работнику составляется график работ.

Образец дополнительного соглашения к контракту об установлении разделения рабочего дня на части смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 22 журнала.

Учет рабочего времени при разделении рабочего дня на части

В табеле использования рабочего времени проставляется общее количество фактически отработанных часов, которое должно соответствовать установленной продолжительности ежедневной работы. Иными словами, если рабочий день составляет 7 ч, то независимо от деления на части рабочее время должно также составлять 7 ч.

Образец графика работ при разделении рабочего дня на части смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 23 журнала.

Применение на практике разделения рабочего дня на части для водителей автомобилей

Вопросы применения на практике разделения рабочего дня на части для водителей автомобилей регулируются ст. 127 ТК и Положением о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобилей, утвержденным постановлением Минтранса РБ от 25.11.2010 № 82.

Для водителей автомобилей может быть введен рабочий день с разделением его на части.

Между отдельными частями рабочего дня возможны либо один перерыв для отдыха и питания свыше 2 ч, но не более 4 ч, либо 2 перерыва и более, включая перерыв для отдыха и питания, общей продолжительностью не более 4 ч.

При этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленную графиком работ (сменности) продолжительность ежедневной работы.

Время перерывов между частями рабочего дня в рабочее время не включают.

Перерыв между двумя частями рабочего дня предоставляется в месте, определенном для стоянки автомобиля и оборудованном для отдыха водителя автомобиля.

Решение о разделении рабочего дня на части принимает наниматель по согласованию с профсоюзом (при его наличии).

Основанием для введения такого разделения является занятость водителей автомобилей на работах, интенсивность которых не одинакова в течение рабочего дня (смены), например водителей автобусов коммерческих строительно-монтажных организаций, коммерческих организаций лесного хозяйства и других, занятых на перевозке основных рабочих к месту расположения объектов работы и обратно.

В том случае, когда водитель автомобиля в течение рабочего времени (смены) полностью не загружен выполнением основной работы, на него может быть дополнительно возложена другая работа, близкая его квалификации, специальности либо не требующая его дополнительного обучения. Поручение водителю автомобиля дополнительной работы оформляется другим письменным трудовым договором (контрактом).

При разделении рабочего дня на части труд водителя автомобиля может быть организован по 2 вариантам, наиболее применяемым на практике:

1) рабочий день водителя автомобиля делится на части, и во время внутрисменного перерыва водитель не выполняет никакой другой работы;

2) рабочий день водителя автомобиля делится на части, и во время внутрисменного перерыва водитель выполняет другую дополнительную работу.

Оплата труда водителей автомобилей при разделении рабочего дня на части осуществляется в соответствии с положениями, действующими в организации.

Варианты организации труда водителей

Рассмотрим организацию и оплату труда водителей автомобилей по указанным вариантам.

Вариант I

В этом случае работа в качестве водителя автомобиля отличается значительной неравномерностью в течение рабочего дня.

При этом график работ (сменности) может составляться с 2 выходами на работу. Общая продолжительность времени внутрисменного перерыва, включая перерыв для отдыха и питания, будет колебаться от 2 ч до 4 ч. Общая продолжительность рабочего времени (смены) не должна превышать установленную продолжительность ежедневной работы.

Время внутрисменного перерыва является личным временем водителя автомобиля, которое он использует в своих личных целях, по своему желанию находясь либо на территории организации, либо за ее пределами. Оплата труда в этом случае осуществляется по установленной в организации для него системе оплаты труда. Кроме того, ему может производиться доплата за разделение рабочего дня на части, если она предусмотрена локальными нормативными правовыми актами организации (коллективным договором, положением и др.).

Пример 3

В коммерческой организации водитель автомобиля (фургон общего назначения грузоподъемностью 7 т) перевозит грузы. В течение рабочего дня перевозки осуществляются неравномерно, в основном с 05:00 до 09:00 и затем после 13:00. Нанимателем по согласованию с профсоюзом ему установлен рабочий день с разделением на части с 2 выходами на работу.

Ежедневная продолжительность рабочего времени – 8 ч при 5-дневной рабочей неделе. Выходные дни – суббота и воскресенье. Учет рабочего времени ежедневный. Оплату труда осуществляют по повременно-премиальной системе.

Тарифная ставка 1-го разряда в организации –500 000 руб. Кратный размер тарифной ставки 1-го разряда – 2,36. Водителю автомобиля установлены доплата за разделение рабочего дня на части в размере 50 % его тарифной ставки; премия за выполнение задания в размере 50 % также от его тарифной ставки.

В этом случае график работы (сменности) водителя автомобиля в августе 2012 г. может быть составлен следующим образом: