Профстандарты тк рф

Профессиональные стандарты: все ли работодатели обязаны их применять?

Профстандарты, которые сейчас за некоторым исключением носят в основном рекомендательный характер, с 1 июля 2016 года могут стать обязательными (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; далее – Закон № 122-ФЗ). А в ТК РФ появится отдельная статья, регламентирующая порядок их применения – ст. 195.3.

Напомним, что профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (ст. 195.1 ТК РФ). Такие стандарты разработаны в отношении представителей практически всех профессий (например, программистов, специалистов по подбору персонала, официантов и др.).

Однако в настоящее время работодатель обязан применять профстандарты только тогда, когда такое требование прямо предусмотрено в законе – например, в отношении педагогических работников (ст. 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Кроме того, если выполнение работ по определенным должностям связано с предоставлением льгот, компенсаций либо наличием ограничений, то наименования и квалификационные требования по этим должностям также должны соответствовать положениям существующих квалификационных справочников или профстандартов (абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Это касается, например, работников транспорта, лиц, занятых на подземных работах, и др.

ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

С полным перечнем действующих профстандартов и их содержанием можно ознакомиться на специальном ресурсе или в нашей справке, где стандарты для удобства поиска указаны не по дате принятия, а по области профессиональной деятельности.

Казалось бы, существенных изменений для работодателей произойти не должно, однако эксперты по-разному трактуют новую норму и по-разному определяют круг лиц, которых она затронет.

Позиция № 1 – нововведения коснутся только государственных учреждений

Сторонники этой точки зрения ссылаются на то, что Закон № 122-ФЗ разработан на основании поручения Президента РФ от 26 декабря 2013 г. № Пр-3050, согласно которому на законодательном уровне должна быть установлена обязательность применения профстандартов государственными и муниципальными организациями. Более того, в первоначальном тексте представленного Минтрудом России законопроекта 1 было прямо указано, что соблюдать требования профессиональных стандартов обязаны исключительно данные категории работодателей.

Утвержденный текст Закона № 122-ФЗ содержит более широкую формулировку. С одной стороны, он обязывает всех работодателей применять утвержденные законом профстандарты, что соответствует действующим в настоящее время требованиям. С другой стороны, он предоставляет Правительству РФ право ужесточить эти требования, но только в отношении госучреждений, установив для них особенности соблюдения требований профессиональных стандартов (ст. 4 Закона № 122-ФЗ).

Юрий Стародумов, юрист АНО «Центр социально-трудовых прав»:

«Можно предположить, что Правительство РФ в ближайшее время установит для гоструктур обязанность применять профстандарты по всем должностям, по которым профстандарты разработаны. Однако пока этого не произошло и догадки строить рано. Кроме того, подобные действия правительства не затронут работодателей частного сектора.

С 1 июля 2016 года работодатели, включая частные организации, должны будут применять ст. 195.3 ТК РФ только в случае, если для работника определенный уровень квалификации установлен федеральным законом или другим нормативно-правовым актом федерального уровня (яркий пример таких работников – врачи, учителя)».

По мнению эксперта, появление в ТК РФ новой нормы связано лишь с желанием законодателя дать сигнал работодателям о необходимости окончательной переориентации с устаревших квалификационных справочников на современные профстандарты.

Позиция № 2 – нововведения коснутся всех работодателей

Сторонники этой точки зрения убеждены, что профессиональные стандарты, утвержденные Минтрудом России и зарегистрированные в Минюсте России, уже сами по себе являются нормативными правовыми актами, а, следовательно, их необходимо применять всем работодателям.

Сергей Слесарев, эксперт центра правового содействия законотворчеству «Общественная Дума»:

«Профстандарты утверждаются Минтрудом России путем издания соответствующего приказа с официальным опубликованием, проще говоря, профстандарт как документ обладает всеми признаками нормативного правового акта, который подлежит применению в порядке, указанном в ТК РФ. Следовательно, профессиональные стандарты станут обязательными для работодателей независимо от формы собственности, то есть и для частного сектора. Работодатели будут должны применять их при заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций, принятии локальных нормативных актов части установления системы оплаты труда, при организации обучения и аттестации работников, в целом при формировании кадровой политики».

Однако, по мнению Сергея Слесарева, для работодателя, который следит за изменениями в трудовом законодательстве, переход на обязательность применения профстандартов не должен вызвать особых проблем.

Иван Шкловец,
заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости.

28 апреля 2016 года

Актуальные и сложные вопросы регулирования трудовых отношений.

Какую позицию выбрать частным компаниям?

До того, как сформируется первая инспекционная и судебная практика и появятся официальные разъяснения, работодатель вправе сам решить, какая из приведенных точек зрения ему ближе. Кроме того, следует принять в расчет возможные издержки, на которые придется пойти, чтобы привести работу в соответствие с требованиями профстандартов, а также учесть все финансовые и репутационные потери, к которым может привести выявление тех или иных нарушений.

Так, несоблюдение требования о применении профессиональных стандартов может повлечь за собой административную ответственность юридического лица в виде штрафа до 50 тыс. руб. (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ). Складывающаяся судебная практика такова, что работодатель может быть привлечен к ответственности за каждое отдельно взятое нарушение (Постановление ВС РФ от 15 августа 2014 г. № 60-АД14-12). Если же при этом обнаружено несоответствие трудовых договоров требованиям закона (профстандарта), то работодателю также может грозить штраф до 100 тыс. руб. (ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ). Это касается всех действующих трудовых договоров с работниками, включая оформленные до 1 июля 2016 года.

Тем не менее, по мнению экспертов, прогнозировать, насколько суровыми будут результаты инспекционных проверок и судебных споров еще рано.

Валентина Митрофанова, учредитель и директор «IPK Group»:

«Инспекционной практики в части профессиональных стандартов пока практически нет. Ожидается, что она усилится только с 1 июля 2016 года, когда инспектор при проведении проверки, опираясь на новую ст. 195.3 ТК РФ, сможет обвинить работодателя в том, что его работники не соответствуют требованиям профессиональных стандартов.

А вот судебная практика, к сожалению, уже есть. И в части назначения на должность работника в нарушение требований, установленных стандартом (постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12 ноября 2013 г. № Ф02-4959/13 по делу № А33-2144/2013), и в части отсутствия необходимого обучения, которое должны были пройти работники в соответствии с профстандартом (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 октября 2014 г. по делу № А56-26857/2014), и др.

Пока споры большей частью возникают не между работником и работодателем, а между контролирующими органами и работодателем и касаются специальных категорий работников: спортсменов, педагогов, медиков, строителей, специалистов по охране труда, сотрудников бюджетных организаций, но, тем не менее, появляются уже и случаи споров и по «обычным» категориям».

Какое бы толкование работодатель ни выбрал, главное, суметь его отстоять.

Если работодатель, не имеющий отношения к государственному сектору, согласен с первой точкой зрения, то менять что-либо в привычной работе ему не потребуется. А в случае проверки или судебного спора ему следует делать акцент на отсутствие в ТК РФ прямого предписания применять профстандарты, прямо не предусмотренные законом.

Более кропотливую работу потребуется провести работодателю, если ему ближе вторая точка зрения, или он просто решил обезопасить себя от возможных претензий и штрафов.

В этом случае руководителям желательно провести с сотрудниками соответствующую разъяснительную работу и подготовиться к соблюдению требований профессиональных стандартов.

Дмитрий Меркулов, председатель Московского областного отделения Межрегионального движения «В защиту человека труда»:

«Сейчас для широкого разъяснения всех преимуществ внедрения новых требований к профстандартам запущена активная разъяснительная работа. Так, в частности, работодателям будут стараться донести такие плюсы от их внедрения как повышение профессионального уровня сотрудников, упрощение работы отделов кадров и, соответственно, снижение финансовых и временных затрат на работу по подбору персонала».

Но одной разъяснительной работы мало – понадобится внести изменения в кадровые документы. В первую очередь Валентина Митрофанова рекомендует решить проблему с наименованиями указанных в трудовом договоре профессий и должностей, а также с прописанной в нем трудовой функцией, приведя их в соответствие с требованиями профстандартов. Ведь именно такое нарушение создаст для работодателя максимальный риск при проведении инспекционных проверок, поскольку за него установлены максимальные штрафы в 100 тыс. руб. «Прежде всего, следует помнить, что профстандарт – это требование не к квалификации работника по отдельно взятой должности, а к определенной сфере деятельности, профессии в целом. Из-за этого могут возникнуть проблемы в определении нужного профстандарта, тем более, что в некоторых отраслях (например, в той же IT-сфере или финансах) действуют десятки профстандартов для одной и той же должности, а значит, в некоторых ситуациях надо будет внимательно просмотреть их содержание, чтобы соотнести с каждым конкретным работником», – советует Сергей Слесарев.

Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу (Форма № Т-5)

Примерная форма уведомления работника о сокращении штата организации и наличии вакантных должностей

Кроме того, надо будет привести в порядок и другую документацию, например, скорректировать должностную инструкцию и, возможно, внести изменения в штатное расписание. Если должность сотрудника не соответствует наименованию, содержащемуся в профессиональном стандарте, работодатель должен будет перевести его на новую должность, а при отказе работника от такого перевода решить вопрос о его сокращении.

Однако даже если не все кадровые документы к моменту проверки были приведены в соответствие с требованиями ТК РФ, по мнению Сергея Слесарева, достаточно того, что работодатель предпринимает меры по их соблюдению – например, создает условия для повышения квалификации своих сотрудников, «не дотягивающих» до требований профстандартов, это может смягчить «гнев» надзорных органов, а в некоторых случаях и избежать наказания.

Документы по теме:

Читайте также:

Изменения в трудовом законодательстве – 2016
Запрет заемного труда, обязательное применение профстандартов, исчисление тарифов на соцстрахование от несчастных случаев на производстве и другие важные положения, вступающие в силу в новом году.

Закон о порядке применения работодателями профессиональных стандартов принят в третьем чтении
Применение профстандартов может стать обязательным, если требования к квалификации работника установлены нормативными правовыми актами.

Статья 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта

СТ 195.1 ТК РФ.

Квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Часть третья утратила силу с 1 июля 2016 г.

Комментарий к СТ 195.1 ТК РФ

1. В ст. 2 Закона об образовании в РФ квалификация определена как уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

2. Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23. В указанном Постановлении предусмотрено, что Министерство труда и социальной защиты РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений устанавливает тождественность наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах. Согласно Постановлению Правительства РФ от 31.10.2002 N 787 Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих состоит из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности, и соответствующих им тарифных разрядов, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих, а Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих. Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих утвержден Постановлением Минтруда России от 09.02.2004 N 9.

3. В указанных Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов предусмотрено, что разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется в соответствии с утверждаемыми Минтрудом России Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, макетом профессионального стандарта и уровнями квалификаций.

Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта утверждены Приказом Минтруда России от 29.04.2013 N 170н.

Макет профессионального стандарта утвержден Приказом Минтруда России от 12.04.2013 N 147н.

Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов утверждены Приказом Минтруда России от 12.04.2013 N 148н.

4. Утверждение профессионального стандарта осуществляется Минтрудом России на основании заключения экспертного совета с рекомендациями о его утверждении.

5. Экспертный совет по профессиональным стандартам создается Минтрудом России в целях согласования проектов нормативных правовых актов и Методических рекомендаций по вопросам разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также рассмотрения и подготовки экспертных заключений по проектам профессиональных стандартов. Состав экспертного совета формируется из представителей объединений работодателей, саморегулируемых организаций, профессиональных союзов (их объединений), иных некоммерческих организаций, образовательных организаций профессионального образования, федеральных органов исполнительной власти, профессиональных сообществ и других заинтересованных органов и организаций. Обеспечение деятельности экспертного совета осуществляется также Минтрудом России.

Положение об Экспертном совете по профессиональным стандартам при Министерстве труда и социальной защиты РФ утверждено Приказом Минтруда России от 25.03.2013 N 118н.

6. Профессиональные стандарты применяются:

а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;

б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;

в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 N 661.

Комментарий к Ст. 195.1 Трудового кодекса РФ

1. Понятия «квалификация работника» и «профессиональный стандарт» закреплены в ТК РФ впервые.

Квалификация работника определяется как совокупность четырех составляющих: 1) знания, 2) умения, 3) профессиональные навыки, 4) опыт работы.

Требования к квалификации, необходимой работнику для осуществления того или иного вида профессиональной деятельности, определяет профессиональный стандарт, представляющий собой инструмент, который выполняет функции согласования спроса и предложения на рабочую силу через установление соответствия между системой подготовки кадров на основе образовательных стандартов и сферой их использования на основе установления профессионально-квалификационных требований.

2. В соответствии с п. п. 2, 22 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утв. Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. N 23, координацию разработки профессиональных стандартов и их утверждение осуществляет Министерство труда и социальной защиты РФ. Проекты профессиональных стандартов могут разрабатываться объединениями работодателей, работодателями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями и иными некоммерческими организациями с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций (п. 3 Правил). В целях согласования проектов нормативных правовых актов и методических рекомендаций по вопросам разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также рассмотрения и подготовки экспертных заключений по проектам профессиональных стандартов предусмотрено создание Министерством труда и социальной защиты РФ экспертного совета по профессиональным стандартам, в состав которого могут входить представители объединений работодателей, саморегулируемых организаций, профессиональных союзов (их объединений), иных некоммерческих организаций, образовательных организаций профессионального образования, федеральных органов исполнительной власти, профессиональных сообществ и других заинтересованных органов и организаций (п. п. 4, 5 Правил). Разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется в соответствии с утверждаемыми Министерством труда и социальной защиты РФ методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, утв. Приказом Министерства от 29 апреля 2013 г. N 170н, Макетом профессионального стандарта, утв. Приказом Министерства от 12 апреля 2013 г. N 147н, и Уровнями квалификации, утв. Приказом Министерства от 12 апреля 2013 г. N 148н, определяющими требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника, которые могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности (п. 6 Правил).

Указанные Правила в п. п. 9, 13, 14 предусматривают обязательное обсуждение проекта профессионального стандарта с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов (их объединений) и других заинтересованных организаций, его общественное обсуждение, а также рассмотрение федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности.

3. Законодательные изменения, касающиеся разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, представляют собой элемент процесса модернизации национальной системы квалификаций, основу которой в настоящее время составляют Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих и Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих.

На сегодняшний день ТК РФ предусматривает возможность применения профессиональных стандартов наряду с квалификационными справочниками при определении наименования должностей, профессий или специальностей и квалификационных требований к ним в случаях, когда законодательство связывает с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, при тарификации работ и присвоении тарифных разрядов работникам, а также при установлении тарифных систем оплаты труда и систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений (см. ст. ст. 143, 144 ТК РФ и комментарии к ним).

Профессиональные стандарты могут применяться работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, а также при разработке должностных инструкций (подп. «а» п. 25 Правил).

Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2014 г. N 487-р утвержден комплексный план мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014 — 2016 годы. Он, в частности, предусматривает совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей разработку профессиональных стандартов и их применение, внедрение механизма независимой оценки профессионального уровня квалификации работников на основе профессиональных стандартов, разработку национального классификатора профессиональных стандартов и новой версии Общероссийского классификатора занятий, а также подготовку предложений о поэтапной замене Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих на профессиональные стандарты, утвержденные в установленном порядке.

Порядок применения профстандартов

В недавнем прошлом мы использовали для разработки должностных инструкций и функциональных обязанностей работников Единый тарифно-квалификационный справочник. Но, как показала практика, в нем не всегда получалось найти характеристики и квалификационные требования по тем или иным профессиям и должностям просто потому, что справочник устарел. На замену ЕТКС должны прийти профессиональные стандарты, разработка и утверждение которых активно ведется с апреля 2014г. В настоящее время готовы уже около 700 стандартов, а до 2018 года планируется утвердить порядка 1500 профессиональных стандартов.

Возникает закономерный вопрос: что с этим делать и нужно ли предпринимать какие-то действия кадровикам?

В 2014г. в Госдуму был внесен законопроект, который предполагал применение профстандартов как обязательных для государственных организаций с 2016г, а с 2020г. – для остальных. Но ситуация изменилась. Вышеназванный законопроект был снят с обсуждения и 2 мая 2015 года был опубликован закон № 122-ФЗ «О порядке применения работодателями профессиональных стандартов, который вносит изменения в Трудовой кодекс РФ и Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Изменения в ТК РФ относительно профстандартов уже были внесены 03.12.2012 году законом N 236-ФЗ, а именно добавлена статья 195.1 ТК РФ, в которой дали расшифровку понятия «Квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника» (обратите внимание, что ранее квалификация оценивалась с учетом уровня образования и опыта работы). А также впервые дали понятие «Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности».

И теперь согласно новому закону № 122-ФЗ, в ТК РФ с 1 июля 2016 года будут введены новые статьи 195.2 и 195.3:

«Статья 195.2. Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов

Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Статья 195.3. Порядок применения профессиональных стандартов

Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой настоящей статьи, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, вправе давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов.»

Исходя из формулировок части первой статьи 195.3 ТК РФ работодатели обязаны будут применять профстандарты, если при описании характеристик должности в нем будут четко заявлены квалификационные требования как обязательные. В противном случае, профстандарт можно лишь использовать как основу для разработку должностной инструкции.

2 января 2015 года вступил в действие приказ Минтруда России от 04.08.2014 № 524н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда». В анализируемом профессиональном стандарте есть графа «уровень квалификации». Для соответствующих должностей устанавливается 6 и 7 уровень, характеристика каждого определяется приказом Минтруда РФ от 12.04.2013 № 148н «Об установлении квалификационных уровней для целей подготовки профессиональных стандартов».

Согласно анализируемому профессиональному стандарту для специалиста по охране труда установлены:

Профессиональные стандарты — понятие и порядок применения

Что такое профессиональный стандарт и квалификация работника?

Федеральным законом от 03.12.2012 № 236-ФЗ в Трудовом кодексе РФ закреплены понятия «квалификация работника» и «профессиональный стандарт»:

Профессиональный стандарт — это требования к квалификации работника в целях осуществления его профессиональной деятельности (статья 195 1 ТК).

Квалификация работника — это уровень знаний, умений, навыков и опыта работника, необходимых для осуществления им профессиональной деятельности (статья 195 1 ТК).

По замыслу законодателя, профессиональные стандарты:

представляют собой более детализированную систему, определяющую минимальные требования к квалификации работников для конкретных должностей. В то же время наименование конкретной должности и профстандарта могут отличаться, т.к. профстандарты разрабатываются не под какую-либо должность или профессию, а под вид профессиональной деятельности;

связывают между собой сферу труда и сферу профессионального образования;

опираются на реальный опыт профессиональной деятельности специалистов, а не на образовательные программы.

На практике же получается, что с ними перемудрили.

Профессиональные стандарты могут использоваться работодателем при:

формировании кадровой политики и в управлении персоналом;

установлении систем оплаты труда;

определении трудовой функции работников, заключении, изменении трудовых договоров;

разработке должностных инструкций;

установлении оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях;

тарификации работ и присвоении тарифных разрядов работникам;

подготовке, переподготовке, обучении и аттестации работников.

При определении трудовой функции работника, заключении, изменении трудового договора. Согласно статье 57 ТК обязательным условием трудового договора является указание в нем трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы).

При установлении в трудовом договоре должности работодатель вправе воспользоваться примерными наименованиями должностей, содержащимися в соответствующем блоке в разделе III профессионального стандарта.

Разработка, утверждение и применение профессиональных стандартов осуществляется по Правилам, установленным Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23.

Приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н утверждены уровни квалификации, применяемые в профстандартах. Всего их девять.

Применение профстандартов

Применение профстандартов обязательно:

с 01.07.2016 (только в части требований к квалификации, если такие требования предусмотрены Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами (часть 1 статьи 195.3 ТК));

Примечание: между тем в приложении к письму Общероссийского Профсоюза образования от 10.03.2017 № 122 высказана альтернативная точка зрения, согласно которой дата вступления в силу конкретных профессиональных стандартов означает, что по данным профессиональным стандартам может быть начата организация работы по их применению, а дата, указанная в постановлении № 584 (1 января 2020 г.), — это завершение организации работы по их применению.

в случаях, прямо предусмотренных Трудовым кодексом РФ, другими нормативными актами или локальными нормативными актами работодателя в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения трудовой функции.

При приеме на работу работника работодатель обязан руководствоваться профессиональными стандартами только в случаях, прямо предусмотренных Трудовым кодексом РФ. Ответственность за неприменение профессиональных стандартов в иных случаях законодательством не предусмотрена, но если работодатель в локальном нормативном акте (например, в правилах внутреннего трудового распорядка) примет на себя обязательство руководствоваться квалификационными справочниками или профессиональными стандартами, он должен их соблюдать.

Частью 2 статьи 57 ТК установлено, что наименование должности (профессии, специальности) и квалификационные требования к ней должны соответствовать наименованию и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или в профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК и иными федеральными законами должность (профессия, специальность) работника предполагает предоставление льгот (компенсаций) либо наличие ограничений. К примеру, льготой является досрочное назначение пенсии по старости в случае работы с вредными или тяжелыми условиями труда в соответствии со списками работ, производств, профессий, должностей, специальностей.

Федеральным законом от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ с 1 июля 2016 года вводится обязанность применения работодателями профстандартов в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, если эти требования установлены законодательством или нормативно-правовыми актами РФ.

В остальной части профстандарты будут применяться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых ими трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Так в своем Письме от 12.02.2016 № 09-ПГ-МОН-814 Минобрнауки России отметило, что:

обязательность применения профессиональных стандартов для определения конкретных должностных обязанностей работников, наименований их должностей в зависимости от реализуемых образовательных программ законодательством не установлена;

определяя должностные обязанности педагогических работников и наименования должностей, работодатель вправе использовать как профстандарты, так и квалификационные справочники.

выбор между профстандартом и Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих работодателю предоставляется в том числе в случае, если профстандарт содержит несколько наименований должностей, по которым полагаются льготы и преимущества. Это объясняется тем, что реализация образовательной программы не связана только с одной определенной должностью педагога.

Из этого следует, что работодатели вправе при определении должностей обязанностей работников применять как профессиональные стандарты, так и квалификационные справочники Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, особенно в случаях, когда профессиональный стандарт содержит несколько возможных наименований должностей, с которыми связано предоставление льгот и преимуществ, как это предусмотрено для педагогических работников (преподавателей) организаций дополнительного образования в области искусств (детские школы искусств). Формулировка «Возможные наименования должностей», содержащаяся в пункте 3.1 раздела III профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» однозначно указывает на диспозитивность данной нормы, поэтому реализация той или иной образовательной программы напрямую не связана только лишь с одной определенной должностью педагогического работника.

В то же время, если у работодателя есть виды профессиональной деятельности, по которым приняты профстандарты, то надо проверить, насколько работа по имеющейся должности соответствует данным профстандарта. Если окажется, что работа по такой должности предоставляет работнику право на компенсации или льготы, либо связана с ограничениями, то в трудовом договоре название должности нужно указывать так же, как оно приведено в профстандарте или квалификационных справочниках.

Такого же мнения придерживается и Общероссийский Профсоюз образования, который в своем Письме от 10.03.2017 № 122 в ответ на вопрос «Могут ли профессиональные стандарты применяться работодателями при определении должностных обязанностей работников?» пояснил следующее: на основании части третьей статьи 195.3 ТК РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, вправе давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов. Не воспользовавшись правом на представление соответствующих разъяснений, Минтруд России подготовил, между тем, письмо от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253 с информацией по вопросам применения профессиональных стандартов (далее — письмо). Как следует из письма, при определении работодателем должностных обязанностей работников профессиональный стандарт может быть применен как рекомендательный методический документ. Таким образом, письмо фактически послужило для работодателей основанием для возможного применения профессиональных стандартов при определении должностных обязанностей работников. В связи с этим Профсоюз обращает внимание на следующее:

  • письмо было подготовлено до наделения Минтруда России правом давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов (ст. 195.3 ТК РФ вступила в силу с 1 июля 2016 г.);
  • письмо не является нормативным правовым актом (перечень трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, установлен статьей 5 ТК РФ и включает, в частности, нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. При этом на основании пункта 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009, издание нормативных правовых актов в виде писем не допускается);
  • противоречит действующей в настоящее время редакции ТК РФ, согласно которой профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ), а квалификация работника — это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (ч. 1 ст. 195.1 ТК РФ).

Таким образом, перечень возможных должностных обязанностей работника не относится к понятию «квалификация» и, следовательно, не входит в характеристику квалификации, то есть профессиональный стандарт. В связи с этим к настоящему времени отсутствуют правовые основания для применения профессионального стандарта при определении работодателем должностных обязанностей работников .

С учетом изложенного при определении должностных обязанностей педагогических работников целесообразно по-прежнему руководствоваться:

  • разделом «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС), утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н;
  • разделом «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования» ЕКС, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 11.01.2011 N 1н.

В свою очередь, на основании статей 60.2 и 151 Трудового кодекса РФ поручение работнику выполнения дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) может быть поручено ему с письменного согласия и за дополнительную оплату.

Отдельные профстандарты

Минтрудом РФ утверждены и продолжают утверждаться достаточно много профстандартов (в планах Минтруда — около 700), полный перечень которых можно найти в любой справочно-правовой системе или на сайте Минтруда.

Самыми популярными являются следующие профстандарты:

бухгалтера (утв. Приказом Минтруда России 1061н от 22.12.2014);

педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитателя, учителя), утв. Приказом Минтруда России N 544н от 18.10.2013;

программиста (утв. Приказом Минтруда России N 679н от 18.11.2013);

системного администратора информационно-коммуникационных систем (утв. Приказом Минтруда России от 05.10.2015 N 684н);

специалиста по управлению персоналом (утв. Приказом Минтруда России от 06.10.2015 N 691н);

специалиста по подбору персонала (рекрутера) (утв. Приказом Минтруда России от 09.10.2015 N 717н).

Статья 195 1 . Понятия квалификации работника, профессионального стандарта

(введена Федеральным законом от 03.12.2012 N 236-ФЗ)
по состоянию на 01.08.2017

Квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности , в том числе выполнения определенной трудовой функции .
(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 № 122-ФЗ)

Порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 № 122-ФЗ)

Статья 195 2 . Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов

(введена Федеральным законом от 02.05.2015 № 122-ФЗ)
по состоянию на 01.08.2017

Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Статья 195 3 . Порядок применения профессиональных стандартов

(введена Федеральным законом от 02.05.2015 № 122-ФЗ)
по состоянию на 01.08.2017

Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой настоящей статьи, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, вправе давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов.

Комментарий к статье 195 3

Согласно Информации Минтруда России от 10.02.2016 «О применении профессиональных стандартов в сфере труда»:

характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена Трудовым кодексом РФ (ТК), другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда;

профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;

для кадровых служб и работодателей иных организаций (кроме государственных внебюджетных фондов РФ, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятияй, а также государственных корпорациф, государственных компаний и хозяйственных обществ, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности) — профессиональные стандарты являются ориентирами и могут применяться в части наименования должностей, профессий и специальностей, определения трудовых функций, требований к образованию и опыту работы с учетом особенностей, обусловленных технологией и организацией производства и труда у данного работодателя;

согласно части 2 статьи 57 ТК наименование в трудовых договорах должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, либо профессиональных стандартах, если ТК, иными федеральными законами предусмотрено право работников на предоставление им компенсаций, льгот или каких-либо ограничений при работе в таких должностях (по профессиям, специальностям);

в этом случае при составлении штатного расписания, при заполнении трудовой книжки работника, а также при изменении тарифного разряда в части наименования должности работника следует руководствоваться действующими в настоящее время Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих и профессиональными стандартами.

Статья написана и размещена 06.05.2015. Дополнена — 23.10.2015, 11.03.2016, 23.06.2016, 20.07.2016, 26.07.2017

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.