Продажа подержанных автомобилей 2018

Просветление. Рынок подержанных автомобилей обеляется и уходит в онлайн

Несмотря на сложную экономическую ситуацию, продажи автомобилей с пробегом увеличиваются из года в год. В 2016 году рынок б/у машин вырос на 6%, в 2017 году – на 2,1%, и уже за 5 месяцев 2018 года в России было реализовано более 2,061 млн легковых автомобилей с пробегом. Это на 1,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Основная причина увеличения рынка заключается в том, что реальные доходы населения не поспевают за ростом цен на новые машины. Только за первое полугодие 2018 года цены увеличились от 2% до 10%. Этому способствовала совокупность факторов: повышение утилизационного сбора, рост акцизов; кроме того, у многих производителей летом традиционно меняется модельный год, и в связи с этим повышаются цены. Компании также стремятся компенсировать накопившуюся курсовую разницу.

Покупатель приходит к выводу, что желаемый автомобиль стоит слишком дорого и принимает решение дальше эксплуатировать имеющийся. Средний возраст автомобиля в России – свыше 13 лет (по состоянию на 1 января 2018 года). Для сравнения: год назад этот показатель был равен 12,9 года. Парк легковых машин медленно, но верно стареет.

Рано или поздно покупатель встает перед выбором: или приобрести новый автомобиль в кредит, или купить авто с пробегом в рамках имеющегося бюджета. Можно сделать вывод, что рост цен на новые авто благоволит продажам б/у транспорта, как следствие – увеличению объема машин с пробегом в общей структуре продаж. Очевидно, в обозримом эта тенденция будет сохраняться.

Рассвет над рынком

Для дилеров рынок б/у автомобилей является зоной роста, поскольку доходность тут выше, чем от продажи новых машин — около 10%. Меньше срок оборачиваемости на складе, в среднем от 20 до 30 дней; а также быстрый цикл продажи от звонка до выдачи. Это обеспечивает повышенное внимание со стороны крупных игроков, что постепенно трансформирует рынок. Еще недавно клиент покупал практически кота в мешке, а сегодня к его услугам диагностическая карта и проверка юридической чистоты автомобиля. С 2013 года доля официальных дилеров на вторичном рынке выросла с 3% до 13% — по итогам 2017 года. На развитых зарубежных рынках через «официалов» продается около 30% всех б/у машин, то есть в три раза больше.

Одной из главных тенденций вторичного рынка является повышение прозрачности. Во многом этому способствует интерес дилеров, которые развивают проекты, направленные на рост доступности достоверной информации об автомобиле с пробегом. В дальнейшем этот тренд будет определять структуру рынка в средне- и долгосрочной перспективе.

Еще одним шагом в сторону прозрачности стало введение электронного паспорта автомобиля. Единая электронная база поможет ведомствам отслеживать выпущенные в обращение транспортные средства, а потребителям — получать точные сведения о машинах. В программе заложена возможность создания полной истории транспортного средства, включая информацию об ограничениях и обременениях, о страховании и страховых случаях, о техническом осмотре, техническом обслуживании и ремонте. Это поможет обезопасить участников рынка от различных злоупотреблений при продаже или покупке. Подобные изменения позитивно влияют на психологию потребителя и способствуют повышению доверия к рынку в целом.

Изменился пока еще негласный стандарт продажи автомобиля с пробегом. Теперь сами клиенты обращают внимание на наличие таких параметров, как полная техническая диагностика ТС, проверка юридической чистоты, наличие пакета дополнительных услуг, а следовательно, «серым» дилерам все сложнее реализовать машины. Необходимость предпродажной проверки скоро станет стандартом для всех игроков авторетейла.

Возможно, в дальнейшем стандарт продажи авто с пробегом будет закреплен на законодательном уровне и на рынке появится сертификат, в котором будут отражены все параметры машины. Скорее всего, такой документ смогут выдать только те, кто имеет возможность провести полную диагностику и подготовку авто, то есть официальные или сертифицированные дилеры.

Технологии в помощь

Развитие технологий и рост числа сделок, заключенных онлайн, – еще один ключевой фактор, который будет способствовать росту рынка подержанных автомобилей в ближайшие годы. Если оглянуться на несколько лет назад, то рынок таких машин в интернете представлял собой несколько электронных площадок с фотографиями и ценами.

Чтобы составить представление об автомобиле, клиенту приходилось куда-то ехать и разбираться уже на месте. Именно в этот период стали востребованы услуги независимых автоэкспертов. Сейчас люди также ищут подержанные автомобили на интернет-площадках, но подход к предоставлению информации вышел на совершенно иной уровень. Всю информацию об автомобиле можно получить, не выходя из дома.

«Авилон» был в числе первых, кто стал публиковать на сайте полную историю обслуживания автомобиля с проверкой его технического состояния более чем по 60 пунктам. Сегодня это уже сложившийся тренд: подробную информацию о машинах предоставляют как крупные дилеры, так и интернет-площадки.

Агрегаторы расширили направление своей деятельности. Теперь они осуществляют не только сбыт поддержанных автомобилей, но и проверяют их на предмет юридической чистоты, а также открывают площадки сервисной диагностики. Это позволяет частным лицам выйти на уровень дилерских предприятий, у которых для проверки машин есть собственные мощности: дорогостоящее оборудование, программное обеспечение и сертифицированные специалисты.

Сделки стали гораздо прозрачнее и популярнее среди клиентов, видя это, многие банки пересмотрели свои кредитные условия и понизили ставки, приблизив их к условиям на новые автомобили. Сейчас процент маркетинговой ставки стартует от 6,6%. На рынке есть и другие выгодные варианты: зарплатная программа кредитования, потребительский кредит и так далее.

Увеличивается доля сделок, заключающихся онлайн: появилось онлайн-бронирование, возможность оплаты картой, по QR-коду, по СМС-ссылке, которую клиент получает на телефон. Все виды безналичных электронных платежей сейчас доступны для клиента. Собственно, это и есть мотор движения рынка в онлайн.

Делайте ваши ставки

Основными приобретателями автомобилей с помощью безналичного платежа являются клиенты из регионов или профессиональные игроки рынка. Пока в силу привычки люди еще хотят увидеть автомобиль перед покупкой, но мы видим рост популярности услуги среди наших клиентов. Тем более что каналы связи постоянно совершенствуются: появляются новые модули для подбора машины по необходимым параметрам, простые фотографии дополняются обзором на 360°.

Новым механизмом для дилеров стал онлайн-аукцион. По опыту «Авилон-Трейд» можно сказать, что он решает такие задачи, как оперативная реализация машин и повышение оборачиваемости. При этом процесс остается таким же прозрачным и открытым. Аукцион построен по классической схеме с игрой на повышение. Пользователю предлагается минимальная ставка, с которой стартуют торги. Каждый шаг фиксируется в системе, и участники аукциона в режиме реального времени получают уведомления по SMS или электронной почте о повышении ставок и о том, что скоро аукцион закончится. В случае победы в аукционе провести оплату клиенты могут онлайн. В дальнейшем потребуется лишь подписать документы и забрать автомобиль.

Бизнес-модель онлайн-аукциона показала свои положительные результаты. Каждая четвертая продажа авто с пробегом осуществляется с помощью этого механизма. Доходность по сделке гораздо выше, чем при обычной продаже. И если сравнивать со стандартной продажей через автосалон при одинаковой маржинальности, мы экономим 3,5% на расходной части: работа сотрудника по подготовке автомобиля, маркетинговые активности, финансирование и амортизация. При таком подходе реклама никак не влияет на результат сделки.

За рубежом действуют как B2B, так и B2C онлайн-аукционы. Западные компании используют продвинутые IT-решения, которые позволяют определять и в максимально короткие сроки называть рыночную цену, размещать автомобили, выкупать их, тем самым повышая оборачиваемость на складе. В качестве примера наиболее развитых технологий по срокам вывода автомобиля в продажу, ценовым позиционированием и маркетингом можно назвать компанию AAA Auto, Чехия, Прага. За год AAA Auto реализовала более 70 000 автомобилей в год с оборотом €489 млн в год. Большая доля продаж происходит в онлайн: 60 человек работают в отделе маркетинга, из них 50 специализируются только на онлайн.

Самая большая проблема рынка в том, что продажи автомобилей с пробегом регулируются законодательством РФ, которое не учитывают нюансы этого товара. И новые, и подержанные автомобили регламентируются законом «О защите прав потребителей». В связи с этим дилер оказывается в незащищенном положении и несет большие риски из-за естественного износа деталей. По законодательству в случае неисправности продавец обязан заменить товар, устранить дефект или предложить иные альтернативные варианты. В таком случае продавец никак не защищен, так как закон «О защите прав потребителей» полностью на стороне клиента. Пока законодательство необъективно отражает реальность, поскольку в расчет не идет то, что автомобиль был уже ранее в пользовании, не учитывается также и естественный износ деталей.

Вторая проблема, которая создает трудности, — юридические ограничения на регистрационные действия в отношении предыдущего владельца машины. Это препятствует законной продаже и переоформлению на другое лицо. Запрет на перерегистрацию автомобиля имеют право устанавливать разные службы, в том числе суды, судебные приставы, таможня; следственные органы; отделы розыска ГИБДД; органы соцзащиты. Часто мы сталкиваемся с тем, что ограничения появляются не сразу. При покупке автомобиль был без регистрационных ограничений, а по истечении 3 недель вдруг появляются ограничения. И нам приходится самостоятельно решать данную проблему путем привлечения нашего юридического департамента.

Третья проблема — отсутствие уголовной ответственности за скручивание пробега и предоставление недостоверной информации. В России встречаются случаи, когда пробег искажается, и, по сути, это мошенничество и обман покупателя. При этом нет никаких баз, где бы фиксировалась история пробега. На Западе этот вопрос решен и уголовно наказуем. Этот опыт хотелось бы внедрить на российском вторичном рынке.

Также существует проблема начисления НДС при купле-продаже подержанного автомобиля. Если покупателем подержанного автомобиля будет физическое лицо, то налог высчитывается с разницы между ценой покупки и ценой продажи, но при продаже юридическому лицу НДС платится уже со всей стоимости автомобиля. Это тоже вопрос законодательный, решение которого позволило бы расширить пул клиентов (юридических лиц), увеличить рост продаж и рынка в целом.

На наш взгляд, в монопольном положении сегодня находятся классифайды. На рынке всего 3 крупных игрока: Авто.ру, Avito и Drom.ru. На этих онлайн-площадках публикуется львиная доля объявлений о продаже б/у машин. В связи с этим существуют такие риски, как необоснованный рост цен на услуги, продвижение размещений агрегатора, отсутствие верификации при размещении объявлений — бизнес или физическое лицо (сейчас профессиональные игроки рынка могут публиковать свои объявления по тарифам обычных физических лиц). Кроме того, агрегаторы не отслеживают недобросовестных продавцов и вообще не отвечают перед покупателем по закону «О защите прав потребителей». Возможным вариантом решения этой проблемы является регулирование их деятельности со стороны государства.

Также на данный момент отсутствует законодательное регулирование деятельности частных лиц, которые занимаются этим бизнесом. На наш взгляд, если кто-то продает больше 5 машин в год, то он должен выступать уже как профессиональный игрок. При этом в России доля сделок, совершаемых напрямую между частными лицами, превышает 80%.

В России упали продажи подержанных автомобилей

Падение продаж авто с пробегом обеспечил низкий спрос на российскую продукцию: за отчетный месяц было реализовано всего 132 455 машин местных производителей, что на 7% ниже прошлогодних показателей. В то же время б/у иномарки не потеряли своей популярности: за июль из вторых рук было выкуплено 307 685 автомобилей, а год назад — 307 608.

Самую большую долю за указанный период потеряла LADA — 6,7%, этой марке отдали предпочтение 113 426 покупателей. Второе место в антирейтинге заняла Toyota, которая потеряла 3,3%: 48 819 «японцев» обрело новых владельцев. На третьей строчке оказался Nissan (-0,2%, 24 370 штук). Зато объемы продаж подержанных KIA за последний месяц увеличились на 15,6%, доведя количество реализованных машин до 19 684 единиц.

Ситуация со вторичным рынком в период с января по июнь в РФ тоже выглядит довольно печально: сбыт подержанных легковых автомобилей снизился на 0,7%: всего было перекуплено 2 958 351 авто с пробегом. И здесь отечественная продукция подвела: ее выбрали на 5% меньше автолюбителей, чем в прошлом году (899 510 экземпляров), а иностранные модели выбрали на 3,4% собственников больше (2 058 841 единиц), сообщает агентство «Автостат-Инфо».

При общем росте рынка новых автомобилей (+17% с января по июль и +10,6% в июле) складывается впечатление, что россияне все чаще выбирают либо новые машины, либо подержанные иномарки.

Продажа подержанных автомобилей 2018

В России в январе нынешнего года было продано 337,1 тыс. подержанных автомобилей. Эта цифра на 7,3% больше показателей за аналогичный период 2017 года. По данным аналитического агентства «Автостат», на вторичном рынке было продано больше всего автомобилей Lada.

Всего в прошлоv месяце своих хозяев сменили 88,6 тыс. машин российского бренда, что на 4% больше чем в 2017 году. Таким образом, на долю Lada пришлось 26% от общего объема продаж.

На втором месте — Toyota. В январе россияне приобрели 37,2 тыс. таких автомобилей с пробегом (+0,6%). Первую тройку замыкает другой японский бренд — Nissan. За месяц на вторичном рынке было реализовано 18,5 тыс. таких машин. Эта цифра на 10,7% больше показателей прошлого года.

Самой популярной моделью на вторичном рынке стал хэтчбек Lada 2114. В январе было продано 9,9 тыс. таких автомобилей, что 3,2% больше результата годичной давности. На второй месте Ford Focus (8,5 тыс. шт.; +8,3). Далее следует седан Lada 2107 с показателем 7,8 тыс. автомобилей (-0,2%).

Гражданам собираются запретить продавать автомобили гражданам

В СССР не приветствовалась частная коммерческая активность, но личные сделки купли-продажи машин были разрешены

В правительстве намерены организовать электронные аукционные площадки, помимо

Минпромторг разрабатывает проект создания автоаукционного вторичного рынка в России, сообщает Finanz.ru, что может свести на нет практику продажи подержанных машин «из рук в руки». Но пока это только «утечки» со ссылкой на источники.

Автомобилисты, желающие продать машину, должны будут использовать одну или несколько электронных аукционных платформ. Государство рассчитывает только на старте получать 20 млрд рублей в год налогов, поскольку схема предусматривает их автоматическое начисление при продаже автомобиля.

Подержанные автомобили будут перепродаваться дилерам. Рассматривается, все-таки, и продажа машин непосредственно дилерам, но — под госконтролем. При этом сейчас в России, по разным оценкам, до 80% подержанных автомобилей продаются людьми самостоятельно. Оборот вторичного авторынка оценивается в 3 трлн рублей. В правительство считают, что налог на доходы физических лиц уплачивают при продаже не более 20% граждан.

Все это, между прочим, ни что иное, как цифровая экономика в действии. Сообщается, что проект будет развиваться под контролем правительственной рабочей группы НТИ «Автонет». НТИ это Национальная технологическая инициатива, а Autonet обозначает себя как «рынок НТИ по развитию услуг, систем и современных транспортных средств на основе интеллектуальных платформ, сетей и инфраструктуры в логистике людей и вещей». Данная инициатива возникла после ознакомления с опытом Японии, где владельцам личных автомобилей разрешено продавать их только через аукционы.

По мнению члена совета по взаимодействию с институтами гражданского общества при председателе Совета Федерации Евгений Корчаго, именно налоговый интерес является в данном случае целевым для государства. На вопрос «Эксперт Onlain» о том, не нарушает ли нововведение законные права собственника, он ответил, что, в целом, нельзя сказать, что это противоречит ГК РФ, так как само по себе полномочие по распоряжению автомобилем у собственников останется – будут ограничены только способы его реализации. Однако подобные ограничения можно назвать и чрезмерными, поскольку у граждан не окажется выбора: продажу можно будет осуществить только через аукцион даже при наличии заинтересованного в покупке лица. Это может, напротив, привести к увеличению серых схем, когда машина формально будет оставаться в собственности старого владельца.

Идея это действительно крайне спорная и во многом противоречащая гражданскому законодательству Российской Федерации, гарантирующему гражданину право свободно распоряжаться собственным законно приобретенным имуществом по своему усмотрению, в том числе дарить и продавать, признает и аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов. Кроме того, существует международный принцип, закрепленный в том числе Конституцией и Гражданским кодексом, свободы заключения договора, согласно которому не допускается принуждение к заключению договора.

Грубо говоря, объясняет аналитик, если я хочу продать автомобиль своему соседу, а не дилеру, меня никто не может принудить к тому, чтобы я для продажи автомобиля соседу заключал договор с дилером, это мое право и никто, в том числе и Минпромторг не вправе его нарушать и принуждать меня. «Надеюсь, в министерстве все-таки проведут экспертизу данной инициативы и поймут, что далеко не все, что запрещено в Японии, может быть запрещено в России», – говорит он.

Логика Минпромторга предельно понятна, указывает Алексей Антонов. Во-первых, вторичный рынок по объемам продаж традиционно сильно опережает рынок новых авто. В 2017 году подержанных машин было продано 5,3 млн против 1,6 млн новых. Россияне за последние три года существенно обеднели и для них разница в цене между подержанным авто и новым в 20-40% очень ощутима. Стимулирование продаж на вторичном рынке приводит, во-первых, к снижению объема доходов казны от уплаты НДС, во-вторых, к снижению эффективности программы государственной поддержки, за которую, между прочим, отвечает все тот же Минпромторг.

Львиная доля сделок купли-продажи на вторичном рынке проходит без участия дилеров, поскольку реализуемые ими автомобили, купленные по программе трейд-ин, как минимум на 15-25% дороже аналогов, реализуемых физлицами. От развития вторичного рынка страдают и производители, и государство, и дилеры. Минпромторг, естественно, такой ситуацией недоволен.

С другой стороны, напоминает аналитик, мы живем в государстве с рыночной экономикой, где конкуренция защищается на уровне законодательства. Если дилеры уступают в конкурентной борьбе частникам, то это проблемы дилеров, и почему Минпромторг решил, что можно компенсировать недополученную прибыль дилеров за счет населения и потребителя, совершенно непонятно.

В России обяжут продавать подержанные авто через государство

Новый закон о покупке и продаже подержанных автомобилей подготавливают власти России. Согласно ему, сегодняшний формат сделок в той форме, в которой он существует с договором купли-продажи и передачей наличных денег, просто сойдёт на «нет».

Что за новый закон?

Его ещё формально нет. Он только подготавливается. Инициатор законопроекта о купле-продаже б/у автомобилей – Минпромторг РФ. Структура пока разрабатывает нововведение, только затем оно будет внесено на обсуждение в Госдуму.

Главная суть проекта заключается в том, что будет невозможно продать машину другому человеку, минуя государство. Так законодатели пытаются решить проблему избегания продавцами налогов с продажи, указывая заведомо заниженную сумму в договоре купли-продажи.

Как будет работать?

Все достаточно сложно: власти хотя ввести специальных лицензированных дилеров, которые и будут являться посредниками между продавцом и покупателем подержанной машины, разумеется, иметь свою комиссию или тариф за свои услуги (но это не официальное подтверждение) и подтверждать сделку. Купля-продажа без участия таких посредников будет попросту незаконна, и машина не перейдёт в собственность покупателя при ином формате сделки.

Кроме того, сообщается, что сама продажа будет работать в аукционном режиме – то есть, государство, вероятно, возьмёт на себя ещё и функцию площадки для связи между продавцом и покупателем.

Давайте рассмотрим в сравнительной таблице, как было и как будет работать новый закон 2018 года!

Рынок без поддержки. Почему в 2018 году вырастут цены на автомобили

Казалось бы, остается только радоваться, ведь черная полоса для российского авторынка закончилась: три года падения продаж наконец-то сменились устойчивым ростом. В этом смысле уходящий год, конечно, стал переломным. Напомню, что с начала весны спрос на новые автомобили начал помалу расти, постепенно набирая обороты. За январь-ноябрь продажи легковых машин и LCV увеличились на 12% (до 1,43 млн штук, по данным Ассоциации европейского бизнеса в РФ). В результате, по прогнозу АЕБ, продажи за год составят около 1,6 млн автомобилей — на 13% больше, чем в 2016 году.

Впрочем, бурный рост происходит исключительно на фоне очень низкой базы весны 2017-го: к тому времени рынок упал вдвое по сравнению с рекордным годом 2013-м (тогда продали почти 3 млн новых машин). Основные факторы, почему рост случился, носят отнюдь не экономический характер. Нет, доходы населения продолжали снижение, а экономика страны в целом переживала стагнацию. Просто, с одной стороны, сработал отложенный спрос (специалисты оценивают его примерно в 1 млн штук), с другой — помогли программы господдержки. По гамбургскому счету, в трудные годы они и спасли авторынок от еще большего падения — подумаешь, он усох «всего» вдвое… А теперь, после подъема, похоже, мы по продажам обгоним Испани, и по итогам года снова окажемся на 5-м месте в Европе (после Германии, Великобритании, Франции и Италии)!

А ведь когда-то были на втором и даже вполне серьезно претендовали на первое!

Но и это когда-то будет, похоже, уверовали в Минпромторге. И в то, что авторынок начал постепенно «подниматься с колен». И тому есть вроде бы доказательства – ведь часть программ поддержки уже отменили в течение года, а рост все продолжался! Поэтому на будущий год планируется уровень поддержки автопрома сократить кардинально: с 62,3 млрд рублей до 35 млрд рублей. Причем на адресные программы поддержки спроса на автомобили («Первый автомобиль», «Семейный автомобиль» и т. д.) Минпром запланировал всего 16 млрд рублей. Плюс часть этой невеликой, мягко говоря, суммы отойдет банкам — в счет погашения кредитов 2017 года. В 2018-м в рамках льготных кредитных договоров планируется продать всего 55 000 автомобилей (это притом что в 2017-м примерно каждый второй автомобиль в России продавался с использованием госпрограмм поддержки спроса). А скидок на процентные ставки по кредитам для покупателей автомобилей не будет. Так же, как и компенсаций за обновление парка, трейд-ин, лизинг.

Рынок на подпорках

А действительно, зачем тратить бюджетные средства на поддержку рынка, который и сам по себе растет? Впрочем, в течение последних лет в том же министерстве меня убеждали, что поддержка авторынка и автопрома – никакая не благотворительность, а чистейшей воды расчет: каждый вложенный бюджетный рубль приносит 2-3 рубля в виде налоговых и иных поступлений. Это не говоря даже о сохранении десятков тысяч рабочих мест! Но, похоже, об этом забыли в эпоху тотальной нехватки средств в бюджете. Не важно и уже не интересно, что будет через год, все равно расходы надо сокращать сегодня. А завтра будет вот что. Авторынок в России в начале 2018 года все равно будет расти — за счет низкой базы, неудовлетворенного (еще) спроса и господдержки.

А вот к лету деньги на программы кончатся, и во втором полугодии продажи поползут вниз (что будет особенно хорошо видно на фоне успешных месяцев 2017-го). Конечно же, есть робкая надежда, что в Минпромторге увидят, что нужна экстренная помощь, и программы возродят, но все равно тогда динамика будет нулевая. Ведь объективных факторов для роста рынка я не вижу. И дальше развиваться авторынок в России будет циклично: подъем-спад, подъем-спад… Так что программы господдержки все равно понадобятся. Особенно если вспомнить, что в Минпромторге хотят заставить автокомпании продолжать инвестировать в Россию, наращивать глубину локализации. И для этого чиновникам придется постоянно стимулировать внутренний спрос — именно такими программами. Потому что иностранные компании, которые построили в России свои заводы, рассчитывали продавать свои автомобили именно в России, и в этом суть соглашений о промсборке.

Чего еще ждать в году 2018-м? Незначительного (в пределах инфляции) повышения цен на все автомобили — уже с десяток компаний объявили о росте цен на 2-3% прямо с 1 января. Дальнейшего сокращения модельного ряда — импорт автомобилей становится все менее и менее выгодным. Зачем подключаться (что очень дорого!) к системе ЭРА-ГЛОНАС, если модель продается в год в количестве менее 1000 штук? Кроме того, значительно вырастут акцизы на мощные авто, вырастут цены, значит, сократится на них спрос.

У производителей бюджетных автомобилей из-за низкой конкуренции и непонятных перспектив на рынке окончательно пропадет желание заниматься обновлением моделей. Во всяком случае я не могу вспомнить ни одной значимой премьеры в России в этом классе в будущем году… Все новинки — это либо автомобили премиум-класса, либо… китайские модели.

А теперь можно попытаться посмотреть на проблему чуть шире — не с точки зрения вполне себе преуспевающего столичного аналитика (это я не о себе, а в общем), а среднестатистического российского жителя. Весь объем проданных в 2017 году в России легковых машин составит примерно 7 млн штук, из которых новых – 1,5 млн, остальные — подержанные. Причем если рынок новых растет, вторичный — практически не меняется. Потому что он быстрее рос в «тощие» годы; суммарно же все продажи — примерно на одном и том же уровне. Есть такая цифра, которую довольно легко подсчитать; для себя ее я называю «коэффициентом экономического состояния региона». Кстати, его можно вывести и для целой страны. Речь идет о соотношении между проданными новыми и подержанными машинами. В богатом, успешном региона покупают, естественно, больше новых автомобилей.

По моим наблюдениям, признак процветания региона (страны) — это когда на один новый автомобиль приходится 2-2,5 покупки на вторичном рынке. Так вот, сейчас в Росси в целом соотношение 1:3,5, что, конечно, не есть хорошо. Но и не очень плохо. Однако в Москве – 1 к 1,5! Лучше, чем в среднем в Германии. В Санкт-Петербурге тоже хорошо: 1 к 2. Но вот в Новосибирске, Омске – уже 1 к 6, а во Владивостоке и вовсе 1 к 13! Вспомните еще, что в успешной столице власти сделали все, чтобы сделать владение автомобилем некомфортным, и результат — налицо: если в целом рынок новых автомобилей по стране за 11 месяцев вырос на 12%, то в Москве – всего на 2 процента с небольшим.

Можно при этом вспомнить еще и о том, что средняя цена покупки нового автомобиля от года к году растет (сейчас — примерно 1,3 млн рублей), подержанного же — снижается (ныне около 560 000 рублей).

Недавно в эфире одной федеральной радиостанции я неосторожно сказал, что считаю нижним пределом для покупки подержанного авто сумму 200 000 рублей. Мотивировал тем, что 400 000 – минимальная цена новой машины, и раз за нее просят полцены — значит, «ушатали» до того состояния, когда продать выгоднее, чем вкладываться в ее ремонт и содержание. Знаете, сколько я услышал гневных слов от радиослушателей? Звонили из Хабаровска и Астрахани, Кинешмы и Кургана… В лучшем случае обвиняли, что я «зажрался» (впрочем, как и «все москвичи»). И доказывали, что и за 50 000 рублей у них в регионе можно купить «очень приличную тачку». Конечно, придется с ней повозиться, но потом она будет бегать и бегать…

Не хотелось бы думать, что мы обречены на то, чтобы до бесконечности продавать друг другу одну и ту же «копейку». Или «форд», выпущенный еще при президенте Форде.

Статистика продажи б/у автомобилей

В этом материале разберем, какие подержанные машины продаются в нашей стране чаще и дороже других.

Статистика продаж автомобилей с пробегом позволяет разделить машины на 4 категории – по маркам, моделям, годам производства и ценам, которые просят за авто продавцы.

По данным АВТОСТАТа на ноябрь 2017-го, 10 самых продаваемых марок в России – это:

Российский автопром традиционно возглавляет рейтинг продаж машин с пробегом – наши авто гораздо дешевле иномарок и проще в обслуживании. В 2017-ом наши соотечественники продали и купили 1,4 миллиона автомобилей марки «ВАЗ».

Также новых владельцев обрели полмиллиона «Тойот». Японский бренд занимает вторую строчку рейтинга не напрасно – продажи растут, на смену приевшимся моделям приходят рестайлинги.

Третье место — «Ниссан». За 2017-й наши соотечественники продали и купили четверть миллиона машин японской марки.

Если вы собрались продавать Форд Фокус II, будьте уверены: машина найдет покупателя быстро. В десятке самых продаваемых авто по моделям сегодня:

  • LADA 2114;
  • LADA 2107;
  • Ford Focus;
  • LADA 2110;
  • LADA 2170 («Приора»);
  • LADA 4X4;
  • Toyota Corolla;
  • LADA 2112;
  • LADA 2115;
  • Hyundai Solaris.

Среди российских моделей сегодня чаще продаются «четырнадцатая» — 400 тысяч машин, «семерка» — 280 и «десятка», которых россияне продали 225 тысяч штук.

Очевидное лидерство среди иномарок у «Фокуса» — в этом году перепродали 125 тысяч автомобилей. Следом идет «Королла» — с молотка ушло 100 тысяч машин. Третье место по продажам занял «Солярис» — по вторичному рынку разошлись 70 тысяч авто.

Статистика продажи б/у автомобилей по годам производства делится на 4 категории:

  • 8 лет и старше;
  • 6-7 лет;
  • 4-5 лет;
  • 3 года и младше.

40% проданных б/у машин – 8 лет и старше. Самые популярные машины сейчас – 2007-2009 годов выпуска. Чаще продают «Короллу» 2008 г.

Чуть менее популярны машины 2012-2013 годов выпуска. Они занимают четверть от всех проданных машин. Бесспорный лидер – «Фокус» 2012 г.

Следом идут автомобили 2010-2011 года выпуска, самый популярный из которых – «Солярис» 2011 г.

Машины 2014 года выпуска и младше владельцы пока выставляют неохотно. Впрочем, объявления уже есть. Лидер – тот же «Солярис», но уже 2014 года.

Статистика продаж подержанных автомобилей в России отслеживается также по ценам и их соотношению с пробегом.

Самый популярный диапазон – от 300 до 600 тысяч рублей. Это 36% от всех проданных на вторичном рынке машин.

Далее идут авто по цене от 600 тысяч до 1 миллиона рублей – больше четверти предложений.

Следующие по популярности – автомобили стоимостью до 300 тысяч рублей, например, отечественная «Гранта» 2013 г.в.

Затем идут машины, за которых владелец просит от 1 до 1,5 миллиона рублей. Лучшая машина за эти деньги – «Камри» 2012 г.в.

Наименее популярные – б/у авто по цене свыше 1,5 миллиона рублей. Здесь лидирует «Лэнд Крузер» 2008 г.в.

История автомобиля

Чтобы там ни говорили цифры статистики, проверяйте чистоту истории автомобиля, который вы продаете. От этого также зависит, как быстро машина уйдет с молотка.

Узнать, попадал ли авто в ДТП, когда его ремонтировали, и сколько на самом деле ему лет, можно с помощью сервиса Автокод. Сервис проверит автомобиль за 5 минут, нужно только знать гос.номер или VIN. Запустив проверку, вы также узнаете:

  • история пробег;
  • ремонтные работы;
  • данные ПТС и ОСАГО;
  • информацию о залоге, кредите, аресте;
  • историю штрафов;
  • информацию о работе в такси;
  • таможенную историю;
  • информацию о ТО.

Автомобиль в полном порядке – есть все шансы продать его за хорошие деньги. Но если проверка покажет, что у машины скручен пробег, наложены штрафы или не пройден технический осмотр, будьте готовы исправить положение или хотя бы сделать скидку. Ведь покупатель также может проверить машину перед встречей с вами.

Если вы профессионально занимаетесь перепродажей автомобилей, ознакомьтесь с нашим специальным предложением пакет отчетов «Перекуп».

Продажи подержанных машин почти не растут

Продажи подержанных автомобилей за три квартала 2018 года почти не выросли, отмечают эксперты и участники рынка, а цена на них летом упала почти на 9%. На авторынке говорят о сокращении предложения наиболее популярных «трехлеток»: последняя волна их продаж была в прошлом году, тогда как в 2015-м продажи новых автомобилей рухнули на 36%. Кроме того, растет и средний срок владения автомобилем на фоне снижения доходов населения. Активного обновления парка новых машин и роста рынка подержанных автомобилей в отрасли ждут к 2020 году.

По данным «Автостата», за январь—сентябрь рынок легковых автомобилей с пробегом вырос на 1,9%, до 3,97 млн машин. При этом в сентябре продажи таких машин показали рост только на 0,2%, до 469,3 тыс. штук. В частности, на 6,2%, до 118,3 тыс. штук в прошлом месяце сократилась реализация моделей лидера вторичного рынка Lada (доля рынка — около 25%), продажи подержанных Toyota упали на 0,9%, до 50,9 тыс. штук. На уровне 2017 года осталась реализация Chevrolet (20,5 тыс. штук). Продажи остальных брендов—лидеров сегмента росли: на 4,9% увеличились продажи подержанных Nissan (26,3 тыс. штук), на 10,8% — Hyundai (24 тыс. штук), еще выше рост у Kia — на 16,9%, до 21,6 тыс. машин. В 2017 году, по данным «Автостата», рынок легковых автомобилей с пробегом вырос на 2,1%, до 5,3 млн штук.

из 42,4 млн легковых автомобилей в РФ на начало 2018 года были старше десяти лет, по данным «Автостата»

Самой популярной моделью на вторичном рынке в сентябре осталась Lada 2114, несмотря на падение продаж на 9,4%, до 12,3 тыс. штук. Реализация самой популярной иномарки с пробегом Ford Focus упала на 0,3%, до 11,9 тыс. штук. На вторичном рынке активнее всех растет спрос на Kia Rio (20,5%, 7,9 тыс. штук) и Hyundai Solaris (20,2%, 8,7 тыс. штук). В «Автостате» отмечают, что эти модели массово начинают выходить на вторичный рынок. По данным Ассоциации европейского бизнеса, Kia Rio — вторая по популярности модель на рынке новых автомобилей в январе—сентябре 2018 года (продано 75,1 тыс. машин), а также первая по популярности модель по итогам 2017 года (96,7 тыс. машин). Hyundai Solaris — четвертая в топе новых автомобилей за девять месяцев (50,3 тыс. машин) и по итогам 2017 года (68,6 тыс. штук).

Как АЕБ пересмотрела прогноз продаж машин в 2018 году

Гендиректор CarPrice (онлайн-аукцион) Денис Долматов полагает, что сегмент подержанных машин «стареет», а средняя цена машины снижается (по данным компании, летом она упала на 8,7%, до 477,6 тыс. руб.). Прошлогодний рост предложения «трехлеток», купленных в 2014 году на волне резкого падения рубля, постепенно сокращается, говорит он: «В 2015 году продажи новых машин провалились на 35,7%, значит, сегодня предложение «трехлеток» должно снизиться как минимум на треть. Продавцы таких машин не торопятся их продавать, наблюдая, что же будет дальше с курсом валют и ценами на новые автомобили».

Глава департамента продаж автомобилей с пробегом дилера «Автоспеццентр» (АСЦ) Сергей Янчук связал замедление темпов роста этого сегмента с тем, что «многие предпочитают дольше эксплуатировать автомобили в связи с падением реальных доходов». Он также отмечает, что в Москве, где рынок показывал отрицательную динамику к 2017 году, многие выбирают каршеринг, а не покупку недорогого подержанного автомобиля. Но продажи машин с пробегом в АСЦ, по словам господина Янчука, в сентябре выросли на 17%, падают продажи «из рук в руки» и свободных продавцов. Директор подразделения по продаже автомобилей с пробегом «Рольфа» Алексей Баринов говорит, что дилерский сегмент рынка подержанных автомобилей «продолжает стремительный рост», вытесняя перекупщиков, а такие продажи у дилера в сентябре выросли на 23%. «Реализуется отложенный спрос: автовладельцы, откладывавшие покупку новой машины, видят, что цены на них растут, и решаются на покупку, сдавая автомобиль в трейд-ин»,— говорит господин Баринов. Заметного роста продаж в АСЦ ждут к 2020 году, когда «производители обновят модели и на рынке начнется активная замена парка».

Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» также ожидает оживления на вторичном рынке к 2020 году. По его словам, ситуация может измениться в случае экономических потрясений и резкого падения рынка новых автомобилей. «Сейчас основной спрос сконцентрирован на новых машинах»,— отметил он.

Почему замедляется рост продаж легковых автомобилей

Рынок легких коммерческих автомобилей (LCV) в 2018 году может замедлить рост, лидер сегмента группа ГАЗ закладывает на год увеличение продаж лишь на 5–6%. На рынке отмечают, что гораздо быстрее растут продажи LCV иностранных автоконцернов, но ряд собеседников “Ъ” говорит, что спрос в целом «скорее стабилен». Основными причинами замедления роста в отрасли считают снижение господдержки и слабую покупательскую способность населения.