Признание права муниципальной собственности на движимое имущество

Содержание:

Признание права муниципальной собственности на движимое имущество

Понятие бесхозяйных вещей содержится в ст. 225 ГК РФ. В соответствии с данной статьей бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

К бесхозяйным, в силу указания закона, относятся бесхозяйные движимости, как-то: брошенные вещи (ст. 226 ГК), находки (ст. 227 ГК), безнадзорные животные (ст. 230 ГК), клады (ст. 233 ГК) и бесхозяйные недвижимости (ч. 3 ст. 225 ГК). Приобретение права собственности на бесхозяйные движимые и недвижимые вещи возможно при наличии условий, прямо установленных в законе (см. перечисленные выше статьи ГК РФ), либо в силу правил о приобретательной давности (ст. 234 ГК РФ).

В настоящее время в суде в порядке особого производства могут рассматриваться дела о признании движимой вещи бесхозяйной и о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь [1] .

Заявление о признании движимой вещи бесхозяйной подается в суд лицом, вступившим во владение ею, по месту жительства или месту нахождения заявителя. Заявление о признании движимой вещи, изъятой федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, бесхозяйной подается в суд финансовым органом по месту нахождения вещи.

Заявление о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом.

Порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь определен в ч. 3 ст. 225 ГК РФ. Прежде чем муниципальный орган, а именно: комитет по управлению муниципальным имуществом, обратится в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь, она должна быть принята на учет органом, который осуществляет государственную регистрацию права на недвижимое имущество. Постановка на учет осуществляется по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого эта вещь находится. Если в течение года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет никто не заявит о своих правах на нее, то только тогда соответствующий комитет по управлению муниципальным имуществом может обратиться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на данную вещь. Принимая заявление, судья должен проверить, были ли приняты заявителем меры по постановке бесхозяйной вещи на учет, как того требует ч. 3 ст. 225 ГК РФ. Если доказательств постановки бесхозяйной недвижимости на учет не имеется или со дня ее постановки на учет не истек годичный срок, судья в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК отказывает в принятии заявления.

В заявлении о признании движимой вещи бесхозяйной должно быть указано, какая вещь подлежит признанию бесхозяйной, описаны ее основные отличительные признаки, а также приведены доказательства, свидетельствующие об оставлении вещи собственником без намерения сохранения права собственности на нее — отказ собственника от права собственности), и доказательства, свидетельствующие о вступлении заявителя во владение вещью.

В заявлении о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь должно быть указано: о какой именно недвижимости идет речь, кем и каким образом она выявлена, когда поставлена на учет в качестве бесхозяйной, а также приведены доказательства, свидетельствующие о том, что у данной недвижимой вещи не имеется собственника либо он неизвестен.

В ходе подготовки дела о признании движимой вещи бесхозяйной или о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь судья принимает меры по установлению собственника предполагаемой бесхозяйной вещи. С этой целью в суд вызываются лица, которые могут дать сведения о принадлежности данной недвижимости (собственник, фактический владелец и др.).

В целях получения сведений о принадлежности бесхозяйной вещи судьей могут быть направлены запросы в различные в зависимости от обстоятельств организации, соответствующим должностным лицам [2] .

Заявление о признании вещи бесхозяйной или о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь рассматривается судом с участием заинтересованных лиц.

Суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.

В соответствии с ч. 3 п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Если суд пришел к выводу, что данная недвижимая вещь не имеет собственника или что собственник ее неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, то суд принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

[1] Грабовский И.А. Актуальные проблемы установления фактов, имеющих юридическое значение // Проблемы правоведения: Научно-практический журнал. — Белгород; Изд-во БелГУ, 2004. — Вып. 2. — с.78-82

[2] Гражданское процессуальное право /под ред. М.С. Шакарян. М., 2004. С. 251.

Разрешение практических проблем признания права муниципальной собственности на бесхозяйное движимое имущество

(Аникина М. В.) («Государственная власть и местное самоуправление», 2012, N 7) Текст документа

РАЗРЕШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ПРИЗНАНИЯ ПРАВА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА БЕСХОЗЯЙНОЕ ДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО

——————————— Anikina M. V. Solving of practical issues of recognition of municipal property right on ownerless movable property.

Аникина Марина Владиславовна, аспирант Пермского государственного национального исследовательского университета (г. Пермь).

В статье рассматриваются практические проблемы признания права муниципальной собственности на бесхозяйное движимое имущество в отсутствие должного нормативного регулирования процедуры. Предлагается конкретная последовательность действий, направленных на признание муниципалитетами права на бесхозяйные движимые вещи.

Ключевые слова: бесхозяйное движимое имущество, признание права собственности, находка, брошенная вещь.

The article covers applicative issues of municipal ownership of ownerless chattels declaration in absence of the procedure’s due statutory regulation. A certain execution sequence is given to recognize municipal ownership of the ownerless chattels.

Key words: ownerless chattels, declaration of ownership, finding, waif.

Такой специфический способ формирования муниципальной собственности, как признание права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, в целом заслуживает отдельного внимания. Бесхозяйной Гражданский кодекс Российской Федерации признает вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. ——————————— Гражданский кодекс Российской Федерации, ст. 225 // СПС «КонсультантПлюс».

Определив в ст. 225 Кодекса понятие бесхозяйной вещи, законодатель в последующих частях статьи акцентирует внимание на недвижимых вещах, порядке признания на них права муниципальной собственности. Процедуре признания права муниципальной собственности законодатель, на взгляд автора, необоснованно не уделяет должного внимания. Вместе с тем у муниципалитетов нередко встают вопросы о необходимости признания права собственности на движимые бесхозяйные вещи, например, комплектные трансформаторные подстанции, принимающие электроэнергию непосредственно от высоковольтных линий электропередачи и передающие ее в последующем потребителям. Подобные вещи необходимы муниципальному образованию для решения вопросов местного значения, их необходимо содержать и обслуживать, в связи с чем вопрос о принятии таких вещей в муниципальную собственность зачастую стоит очень остро. С целью оптимизации работы по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные движимые вещи автор предлагает свое суждение относительно порядка признания права. К видам бесхозяйных движимых вещей Кодекс относит брошенные вещи (ст. 226 ГК РФ), находки (ст. 227 ГК РФ), безнадзорных животных (ст. 230 ГК РФ), клады (ст. 233 ГК РФ). В случае с комплектными трансформаторными подстанциями уместно вести речь о брошенных вещах либо о находке. При этом различие между брошенной вещью и находкой будет заключаться в отношении собственника (гипотетического) к такой вещи. В связи с этим брошенными признаются вещи, любым образом оставленные собственником с целью отказа от права собственности, находкой признается вещь, выбывшая из владения собственника помимо его воли вследствие потери. Для определения процедуры принятия объектов в муниципальную собственность необходимо установить, чем именно является объект — брошенной вещью или находкой. Гражданский кодекс Российской Федерации делит все брошенные вещи на две категории — малоценные вещи (менее 5 минимальных размеров оплаты труда) и другие брошенные вещи (т. е. более 5 минимальных размеров оплаты труда). Для приобретения права собственности на малоценные вещи лицу, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, достаточно приступить к их использованию или совершить иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность. Это имеет смысл, если брошенная вещь находится на земельном участке, принадлежащем муниципальному образованию (муниципальному предприятию, учреждению) на каком-либо праве либо собственность на который не разграничена. Для этого, во-первых, необходимо достоверно установить, что стоимость вещи меньше 5 минимальных размеров оплаты труда, для чего представляется необходимым проведение оценки, а во-вторых, необходимо установить субъект, обладающий правами на земельный участок, через который будет приниматься объект в собственность (муниципальное предприятие, учреждение). Для приобретения вещи стоимостью более 5 минимальных размеров оплаты труда необходимо также проведение оценки для установления того, что стоимость вещи более 5 минимальных размеров оплаты труда. Кроме того, требуется, во-первых, вступление во владение вещью и, во-вторых, решение суда о признании вещи бесхозяйной. Право на подачу соответствующего заявления в суд имеет владелец. Продолжительность владения не играет роли. Порядок признания брошенной вещи бесхозяйной по заявлению лица — фактического владельца установлен главой 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Заявление о признании движимой вещи бесхозяйной подается в суд лицом, вступившим во владение ею, по месту жительства или месту нахождения заявителя. В заявлении о признании движимой вещи бесхозяйной должно быть указано, какая движимая вещь подлежит признанию бесхозяйной, должны быть описаны ее основные признаки, а также приведены доказательства, свидетельствующие об отказе собственника от права собственности на нее, и доказательства, свидетельствующие о вступлении заявителя во владение этой вещью. Судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, какие лица (собственники, фактические владельцы и др.) могут дать сведения о принадлежности имущества, а также запрашивает об имеющихся о нем сведениях соответствующие организации. Суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею. Таким образом, для подачи заявления в суд о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в муниципальную собственность необходимы следующие документы и информация: 1) подробное описание вещи, основные признаки (цвет, параметры, свойства и т. п.), возможно с приложением фотографий; 2) документы, определяющие примерную стоимость объекта (это может быть справка торгово-промышленной палаты); 3) выписка из реестра федеральной собственности; 4) выписка из реестра краевой собственности; 5) выписка из реестра муниципальной собственности ; ——————————— Все выписки должны быть с информацией об отсутствии объекта в соответствующем реестре.

6) документы, подтверждающие факт пользования объектом (акты проверок, технические паспорта на сети, документы, подтверждающие обслуживание, и т. д.). Если квалифицировать бесхозяйную вещь находкой, принятие ее в муниципальную собственность возможно следующим образом. Нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи, или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу, в отсутствие подобных сведений нашедший вещь обязан заявить о находке в милицию или в орган местного самоуправления. При этом нашедший вещь вправе сдать ее на хранение в милицию, орган местного самоуправления. Если в течение шести месяцев с момента заявления о находке в милицию или в орган местного самоуправления лицо, управомоченное получить найденную вещь, не будет установлено или само не заявит о своем праве на вещь нашедшему ее лицу либо в милицию или в орган местного самоуправления, нашедший вещь приобретает право собственности на нее. Если нашедший вещь откажется от приобретения найденной вещи в собственность, она поступает в муниципальную собственность . ——————————— Гражданский кодекс Российской Федерации, ст. 227, 228 // СПС «КонсультантПлюс».

Иными словами, обобщая изложенное, можно предложить следующий порядок. Администрация района, на территории которого найдена вещь, обращается с заявлением о находке в орган местного самоуправления — администрацию города, принимает вещь на хранение (возможно, путем заключения договора ответственного хранения, поскольку вещь по закону может быть передана на хранение органу местного самоуправления, существует возможность выделения соответствующих средств). В дальнейшем информация о находке публикуется в официальном печатном издании муниципального образования и (или) на официальном сайте. В г. Перми, к примеру, такая публикация возможна в Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования г. Пермь . ——————————— Положение об Официальном бюллетене утверждено решением Пермской городской Думы от 26.09.2006 N 255 «Об утверждении печатного средства массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования «Город Пермь».

По истечении 6 месяцев с момента заявления о находке, если лицо, управомоченное получить найденную вещь, не будет установлено или само не заявит о своем праве на вещь, издается правовой акт о принятии вещи в муниципальную собственность, который также публикуется в печатном издании и (или) на официальном сайте. Грань между брошенной вещью и находкой достаточно размыта, поскольку уполномоченному органу может быть не известно, намеренно собственник отказался от вещи или это произошло помимо его воли, однако автору представляется более логичным считать рассматриваемые вещи брошенными. Кроме того, вариант с признанием права через суд представляется менее оспоримым.

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. 2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. 3. Решение Пермской городской Думы от 26.09.2006 N 255 «Об утверждении печатного средства массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования «Город Пермь».

Статья 293. Решение суда относительно заявления о признании движимой вещи бесхозяйной или о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь

Статья 293. Решение суда относительно заявления о признании движимой вещи бесхозяйной или о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь

1. Суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.

2. Суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на эту вещь.

Судебная практика и законодательство — ГПК РФ. Статья 293. Решение суда относительно заявления о признании движимой вещи бесхозяйной или о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь

Разрешая спор и признавая спорные объекты с подводящими канализационными сетями бесхозяйными и передавая их в собственность Общества на основании положений части 1 статьи 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из того, что указанное имущество является движимым, не принято в муниципальную собственность, не является общим имуществом собственников жилых помещений в многоквартирных домах, и поступило во владение Общества, которым и обслуживается.

Разрешая спор и признавая спорный объект с подводящими канализационными сетями бесхозяйным и передавая его в собственность общества на основании положений части 1 статьи 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из того, что указанное имущество является движимым, не принято в муниципальную собственность, не является общим имуществом собственников жилых помещений в многоквартирных домах, и поступило во владение общества, которым и обслуживается.

Разрешая спор и признавая спорные объекты с подводящими канализационными сетями бесхозяйными и передавая их в собственность Общества на основании положений части 1 статьи 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из того, что указанное имущество является движимым, не принято в муниципальную собственность, не является общим имуществом собственников жилых помещений в многоквартирных домах, и поступило во владение Общества, которым и обслуживается.

В соответствии с положениями статьи 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею (часть 1). Признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, суд принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга на эту вещь (часть 2).

Признание права муниципальной собственности на движимое имущество

Рекомендации по признанию права муниципальной собственности

1. ст. 225 ГК РФ: бесхозяйной считается вещь, у которой нет собственника, собственник которой неизвестен, либо отказался от права собственности.

Сам по себе факт прекращения владения и пользования недвижимым имуществом («брошенное имущество») не означает отказа от вещи в смысле ст. 225 ГК РФ!

Такой отказ предполагает письменное заявление. Публичные собственники не вправе отказаться от права собственности в общем порядке

2. Отказ от собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении имущества до тех пор, пока право собственности на него не приобретено другим лицом (ст. 236 ГК РФ). Т.е. круг объектов, на которые распространяются требования ГК РФ о бесхозяйном имуществе, гораздо Уже чем это принято считать на практике

3. Системное толкование норм права позволяет утверждать — действия, направленные на признание права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, есть право, а не обязанность органов местного самоуправления.

4. Постановка бесхозяйного недвижимого имущества на временный учет и последующее судебное признание права муниципальной собственности на это имущество – юридически самостоятельные действия.

Т.е. после постановки имущества на временный учет может не последовать признание права на это имущество. Основание для снятия имущества с временного учета — только госрегистрация права собственности на объект.

5. Ни ст. 225 ГК РФ, ни Положение о принятии на учет бесхозяйных вещей не определяют тип МО, которые вправе/должны осуществлять действия по постановке на учет и признанию права собственности на бесхозяйное имущество. Решение данного вопроса — только с учетом норм Закона № 131-ФЗ.

6. Юридически допустимы и на практике возможны ситуации, когда постановка на учет и действия по признанию права осуществляются различными МО (к примеру, поселением и районом). Т.е. возможны судебные споры между МО. Полагаем, что в подобных случаях у лица, понесшего затраты по постановке имущества на временный учет и не ставшего собственником этого имущества, возникает право требования возмещения таких затрат по отношению к будущему собственнику.

7. Суды правомерно разделяют 2 этапа установления права собственности на бесхозяйную недвижимость: постановка на временный учет и действия по судебному признанию права собственности. При этом решения о понуждении к действиям по признанию права муниципальной собственности, как правило, судами не выносятся.

8. Судебная практика по делам о понуждении к совершению действий, направленных на постановку на учет, противоречива. Однако имеются судебные решения (как правило, арбитражных судов), в которых в понуждении отказывается в силу диспозитивности нормы ст. 225 ГК. ОМСУ целесообразно знать аргументы судов по таким делам для отстаивания своих интересов.

9. При рассмотрении дел о понуждении к осуществлению действий, направленных на постановку на учет, ОМСУ следует доказывать не только диспозитивность нормы ст. 225 ГК РФ, но и невозможность осуществления таких действий за счет средств местного бюджета, ибо последний предназначен для решения вопросов местного значения.

10. Действия по постановке на учет бесхозяйной недвижимости можно расценивать как госполномочие, не делегированное надлежащим образом. При этом целесообразно ставить перед судом вопрос о привлечении органов госвласти в качестве третьего лица, а также одновременно — о взыскании с государства расходов на осуществление таких действий

11. Исключение могут составлять случаи постановки на учет и признания права собственности на бесхозяйное имущество, которое в силу прямого указания ст. 50 Закона № 131-ФЗ поступает в собственность соотв.-го МО (расходы могут быть включены в местный бюджет как расходы на содержание собственности)

12. С учетом позиции п. 8 рекомендаций – действия по постановке на временный учет бесхозяйного имущества не могут осуществляться ОМСУ поселений (в соотв. с системным подходом делегирование госполномочий по общему правилу осуществляется на уровень муниципальных районов). Исключением м/б случай, указ. в п. 11.

13. Действия по постановке на временный учет – целый комплекс мер – сбор правоустанавливающих документов, технический учет, инвентаризация имущества; следует обращать внимание судов на это, в т.ч. ставя вопрос о правильном и полном содержании резолютивной части решений (в т.ч. необходимость возмещения расходов на совершение указанных действий).

14. С момента постановки на временный учет и до признания права собственности МО, осуществившее действия по постановке на учет, вправе пользоваться этим имуществом. Законодательство не устанавливает правомочий по содержанию такого имущества, выходящих за рамки, необходимые для обычного пользования.

15. Процессуальное зак.-во — рассмотрение дел о признании права собственности на бесхозяйное имущество как в судах общей юрисдикции, так и в арбитраже. Суды общей юрисдикции — в порядке особого производства (заявление, гл. 33 ГПК), арбитражные суды – как правило, в порядке искового производства (иногда — особого как дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение (ст. 30 АПК РФ)). Более корректно — по гл. 33 ГПК РФ, но ОМСУ вправе самостоятельно избрать способ признания права.

16. При обращении в суд о признании права собственности на недвижимое бесхозяйное имущество не следует ставить вопрос об установлении факта бесхозяйности имущества! (данный факт устан.-ся регистрирующим органом при постановке на временный учет. В суде — лишь вопрос о признании права муниципальной собственности (что должно отражаться в резолютивной части решения).

17. При обращении в суд о признании права муниципальной собственности на движимое имущество ОМСУ одновременно заявляют два требования: о признании факта бесхозяйности имущества и о признании права собственности на это имущество (в резолютивной части решения должно содержаться указание на признание права муниципальной собственности на соответствующий объект). Заявление – одно!

18. Решение суда о признании права является безусловным основанием для регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества, однако не заменяет собой акт госрегистрации права.

Признание права муниципальной собственности на движимое имущество

Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйное имущество – это имущество, не имеющее собственника, или собственник которого неизвестен, или от права собственности на которое собственник отказался. Неопределенность правового положения такой вещи подрывает гражданский оборот.

Признание имущества бесхозяйным осуществляется в судебном порядке по правилам особого производства. Заявителем по делу о признании движимой вещи бесхозяйной может быть лицо, вступившее во владение ею; о признании движимой вещи, изъятой федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, бесхозяйной заявление подается в суд финансовым органом. Заявление о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь – лицом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом.

В порядке особого производства предусмотрено признание бесхозяйной вещи и передача иным образом оставленной собственником вещи с целью отказа от права собственности, а также признание права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь. В иных случаях действует внесудебный порядок.

1) какая вещь подлежит признанию бесхозяйной, ее описание (основные признаки). В этом плане бесхозяйную вещь нельзя смешивать с бесхозяйственно содержащейся. В первом случае нет собственника вещи, во втором – собственник имеется, но он ненадлежащим образом содержит эту вещь;

2) статус вещи – брошенная вещь, т.е. брошенная собственником вещь или иным образом оставленная им с целью отказа от права собственности (п. 1 ст. 226 ГК РФ). Стоимость брошенной вещи должна явно превышать пятикратный МРОТ и не относить к отходам (п. 2 ст. 226 ГК РФ). Здесь же необходимо определить, движимое или недвижимое это имущество, его стоимость;

3) факт отсутствия собственника и невозможность его установления;

4) если речь идет о недвижимой вещи, то требуется установить, кем и когда недвижимая вещь поставлена на учет. Гражданское законодательство устанавливает особый порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь. Согласно п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим регистрацию права на недвижимое имущество. Лишь по истечении года со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Следовательно, необходимо установить срок постановки на учет и истечение одногодичного срока;

5) была ли вещь изъята федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;

6) факт отказа собственника от права собственности на нее;

7) доказательства, свидетельствующие о вступлении заявителя во владение вещью;

8) подлежит ли дело рассмотрению в суде. Для этого важно следующее положение закона: «Если орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, обращается в суд с заявлением до истечения года со дня принятия вещи на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, судья отказывает в принятии заявления и суд прекращает производство по делу» (ч. 2 ст. 290 ГПК).

Названные обстоятельства подтверждают следующие необходимые доказательства:

• акт описи имущества, содержащий его подробное описание;

• доказательства, свидетельствующие об отказе собственника от права собственности на нее (письменные заявления, свидетельские показания, справки из ГИБДД и проч.);

• акты описи имущества, документы, подтверждающие отсутствие сведений в государственном реестре недвижимости, и другие доказательства для установления отсутствия собственника на недвижимое имущество;

• справки жилищно-эксплуатационных органов, налоговых и регистрационных органов, выписка из бухгалтерских документов, получаемые с целью установления собственника движимого имущества;

• доказательства, свидетельствующие о вступлении заявителя во владение вещью, и другие доказательства;

• доказательства, подтверждающие полномочия соответствующего субъекта, обратившегося в суд. Например, таможенный орган может выступать заявителем по делу в случае изъятия этой вещи в соответствии с ТмК РФ.

Так, в гражданском судопроизводстве при разбирательстве дела и пересмотре решений основные усилия судей направлены наСудебное доказывание – четко и детально регламентированная процессуальным правом гражданская процессуальная деятельность суда.

Понятие судебного доказательства в гражданском процессе имеет две стороны: фактические данные и средства доказывания.Участники судопроизводства могут обращать внимание суда на те или иные обстоятельства, связанные с осмотром (М.К. Треушников).

Проблема распределения обязанностей по доказыванию характерна только для гражданского судопроизводства. Как известно, в уголовном процессе и в административном судопроизводстве доказывание составляет процессуальную обязанность только.

Распределение обязанностей по доказыванию. В гражданском процессуальном праве обязанность доказывания (ее еще называют бременем доказывания) распределяется следующим образом: каждая сторона должна доказать обстоятельства.

* См.: Коваленко А.Г. Исследование средств доказывания в гражданском судопроизводстве. Саратов, 1989; Треушников М.К. Доказательства и доказывание в советском гражданском процессе.

Окончательно формирует предмет доказывания судья в ходе подготовки дела к судебному разбирательству и в судебном заседании.Согласно статье 117 Конституции РФ, в России в настоящее время признаны четыре судопроизводства (судебных процессов): гражданский.

В настоящее время письменные доказательства являются самими распространенными средствами доказывания – большинствоСогласно статье 117 Конституции РФ, в России в настоящее время признаны четыре судопроизводства (судебных процессов): гражданский.

При установлении таких обстоятельств данные факты подлежат доказыванию на общих основаниях. К содержанию книги: Гражданский процесс. Смотрите также

Действие норм гражданского процессуального закона во времени и в пространстве. Виды гражданского судопроизводства.Судебное доказывание и судебные доказательства по гражданскому делу.

Определение предмета доказывания может быть подвергнуто корректировке в процессе рассмотрения дела.С. 17; Решетникова И.В. Доказательственное право и гражданском судопроизводстве.

§ 4. Правовые аксиомы в гражданском судопроизводстве. Глава 3. ГРАЖДАНСКИЕ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ.§ 4. Распределение обязанностей по доказыванию. Доказательственные презумпции. § 5. Классификация доказательств.

Однако это распространенное определение не отражает некоторых существенных признаков данного средства доказывания.Согласно статье 117 Конституции РФ, в России в настоящее время признаны четыре судопроизводства (судебных процессов): гражданский.

6. Представители обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика.1. Задачи уголовного судопроизводства и доказательственное право. 2. Объективная истина как цель доказывания.

Толкование ч. 2 ст. 49 ГПК приводит к выводу о том, что перечень средств доказывания является исчерпывающим и никакие иные средства не могут быть правомерными в гражданском судопроизводстве.

потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители.1. Доказывание как деятельность, протекающая в рамках уголовного. судопроизводства и направленная на решение его задач, регулируется.

И хотя судебное доказывание занимает в деятельности заинтересованных лиц и в составе гражданского процесса большое место, тем не менее судопроизводство не сводится только к нему.

В гражданском процессе ОБЯЗАННОСТЬ ДОКАЗЫВАНИЯ — обязанность сто-. рон доказать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание. своих требований и возражений.

На основании одного косвенного доказательства невозможно получить достоверного вывода об искомом факте. Они используются в совокупности с другими доказательствами. К содержанию книги: Гражданский процесс.

Так, правило распределения обязанностей по доказыванию между сторонами было известно Российскому уставу гражданского судопроизводства, ГПК РСФСР 1923 г. В действующем ГПК оно закреплено в ч. 1 ст. 50.

В гражданском процессе с помощью доказательств выясняется наличие или.Помимо обстоятельств, входящих в предмет доказывания, ДО-. КАЗАТЕЛЬСТВА устанавливают также вспомогательные факты, достоверное зна

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 марта 2016 г. N 74-КГ16-2 Постановление президиума областного суда, которым движимое имущество признано бесхозяйным и передано в собственность заявителя, подлежит отмене, а апелляционное определение, которым отказано в удовлетворении заявленных требований, оставлено в силе, поскольку накопительные емкости с канализационными трубами, в отношении которых заявлены требования, относятся к недвижимым вещам, являются инженерными сооружениями, расположены под землей и прочно связаны с ней, а их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Кликушина А.А.,

судей Вавилычевой Т.Ю. и Назаренко Т.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО «Р.И.К.» о признании движимого имущества бесхозяйным и передаче его в собственность общества

по кассационной жалобе представителя МУП «Жилкомсервис» городского округа «город Якутск» Мкртчяна Э.Ф. на постановление президиума Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 17 августа 2015 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаренко Т.Н., объяснения представителя МУП «Жилкомсервис» городского округа «город Якутск» Мкртчяна Э.Ф., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу представителя ООО «Р.И.К.» Воробьева М.С., объяснения представителя окружной администрации г. Якутска Отрыванкиной М.В., полагавшей кассационную жалобу подлежащей удовлетворению,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

ООО «Р.И.К.» обратилось в суд с заявлением о признании объектов движимого имущества — накопительных емкостей под канализацию с подводящими канализационными сетями, расположенных в районе домов . по улице . в городе . бесхозяйными и передаче этого имущества в собственность заявителя. В обоснование требований заявитель сослался на то, что накопительные металлические емкости с августа 2012 года находятся в его фактическом владении и пользовании. Это обстоятельство подтверждается тем, что обществом заключены договоры на оказание услуг по водоотведению с управляющими компаниями, обслуживающими многоквартирные дома, подключенные к указанным объектам, и на вывоз и захоронение отходов с ОАО «Якутская городская транспортная компания», а также действиями общества по эксплуатации и ремонту накопительных емкостей и подводящих сетей.

Представитель окружной администрации г. Якутска, привлеченной к участию в деле в качестве заинтересованного лица, Николаева А.В. просила отказать в удовлетворении заявления ООО «Р.И.К.».

Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 18 декабря 2014 г. заявление ООО «Р.И.К.» удовлетворено. Движимое имущество — накопительные емкости под канализацию с подводящими канализационными сетями, расположенные по адресам: Республика . . признано бесхозяйным и передано в собственность ООО «Р.И.К.».

Суд апелляционной инстанции определением от 1 июня 2015 г. перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных гл. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципальное унитарное предприятие «Жилкомсервис» (далее — МУП «Жилкомсервис»).

Представитель МУП «Жилкомсервис» просил отказать в удовлетворении заявления ООО «Р.И.К.».

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 1 июня 2015 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении заявления ООО «Р.И.К.».

Постановлением президиума Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 17 августа 2015 г. апелляционное определение судебной коллегии отменено, решение суда первой инстанции оставлено в силе.

В кассационной жалобе представитель МУП «Жилкомсервис» городского округа «город Якутск» Мкртчян Э.Ф. ставит вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены постановления президиума Верховного Суда Республики Саха (Якутия) и оставления без изменения апелляционного определения.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаренко Т.Н. от 28 января 2016 г. кассационная жалоба передана с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на нее, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что имеются основания для отмены обжалуемого судебного акта.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При вынесении оспариваемого судебного постановления такие нарушения норм материального права были допущены судом кассационной инстанций.

Как следует из материалов дела и установлено судом спорное имущество — накопительные емкости под канализацию с подводящими канализационными сетями, расположенные на территории домов . по ул. . в г. . поставлены окружной администрацией города Якутска на учет как бесхозяйное имущество в 2013 году.

Распоряжением окружной администрации г. Якутска от 23 октября 2013 г. N 1985р «Об определении эксплуатирующей организации бесхозяйных объектов недвижимого имущества на территории городского округа «город Якутск» спорные объекты переданы МУП «Жилкомсервис» во временную эксплуатацию (л.д. 115-116, 125-127).

Распоряжением окружной администрации города Якутска от 10 февраля 2015 г. N 157р распоряжение от 23 октября 2013 г. N 1985р признано утратившим силу, департаменту имущественных и земельных отношений окружной администрации города Якутска поручено осуществить передачу бесхозяйных объектов водоотведения (септиков) на ответственное хранение гарантирующей организации в сфере централизованного водоотведения с промежуточным вывозом жидких бытовых отходов на территории городского округа «город Якутск» МУП «Жилкомсервис» (л.д. 183-184).

Право муниципальной собственности на спорное имущество не зарегистрировано. В 2012 году ООО «Р.И.К.» заключило договоры с управляющими компаниями, обслуживающими многоквартирные дома, подключенные к спорным объектам, на оказание услуг по водоотведению, договор с ОАО «Якутская городская транспортная компания» на вывоз и захоронение отходов, а также осуществляло мероприятия по содержанию и ремонту этих объектов. Указанные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.

Принимая решение об удовлетворении заявления ООО «Р.И.К.», суд первой инстанции исходил из того, что спорное имущество — накопительные емкости под канализацию с присоединенными сетями — является движимым имуществом, которым открыто владеет и пользуется общество. Бездействие окружной администрации, выразившееся в непринятии мер к оформлению своих прав на спорное имущество, суд расценил как добровольный отказ органа местного самоуправления от правомочий собственника.

Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявления, суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции о том, что спорное имущество является движимым, указав, что канализационный септик по своим техническим характеристикам представляет собой инженерное сооружение водоотведения, предназначенное для транспортировки сточных вод. При этом он является неотъемлемой частью канализационных сетей, как правило, находится под землей, занимает определенный участок. Перемещение септика без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, как невозможна и его эксплуатация без связи с землей. Суд пришел к выводу о том, что спорные объекты являются недвижимым имуществом, в связи с чем положения статьи 226 Гражданского кодекса Российской Федерации не могут быть применены при разрешении спора по данному делу.

Апелляционная инстанция также указала, что при обнаружении бесхозяйного объекта сети водоотведения на территории муниципального образования право собственности на него может быть признано в порядке, установленном главой 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, только за муниципальным образованием.

Кассационная инстанция с выводом суда апелляционной инстанции о том, что спорное имущество является недвижимым, не согласилась. По ее мнению, спорные предметы, представляющие собой металлические резервуары для промежуточного накопления сточных вод с последующим их вывозом на станцию утилизации (очистки) автомобильным транспортом, являются временными, а не капительными. Их демонтаж и перенос возможны без несоразмерного ущерба их назначению, в связи с чем президиум пришел к выводу о том, что вывод суда первой инстанции о применении при разрешении спора положений статьи 226 Гражданского кодекса Российской Федерации является правильным.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что с выводом кассационной инстанции нельзя согласиться по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В соответствии с пунктом 3 статьи 225 названного кодекса бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

В соответствии с положениями статьи 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею (часть 1). Признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, суд принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга на эту вещь (часть 2).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесена организация водоотведения.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.

В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» канализационная сеть представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.

Пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Проанализировав приведенные выше нормы материального права, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что накопительные емкости с канализационными трубами, в отношении которых заявлены требования, относятся к недвижимым вещам. Они являются инженерными сооружениями, расположены под землей и прочно связаны с ней, их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.

Судом апелляционной инстанции также было установлено, что накопительные емкости с присоединенными сетями на момент рассмотрения дела судом находились во владении МУП «Жилкомсервис» на основании распоряжений окружной администрации города Якутска и передаточных актов.

Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации соглашается с данными выводами апелляционной инстанции, поскольку они сделаны при правильном применении норм материального права и подтверждаются представленными по делу доказательствами.

Ссылка президиума Верховного Суда Республики Саха (Якутия) на то, что емкости находятся во владении заявителя, не соответствует фактическим обстоятельства дела, а выводы о том, что спорное имущество является движимым, основаны на ошибочном толковании норм материального права. Оснований для отмены судебного акта суда кассационной инстанции не имелось.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что допущенные судом кассационной инстанции нарушения норм материального права являются существенными, повлиявшими на исход дела, в связи с чем постановление президиума Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 17 августа 2015 г. подлежит отмене, а апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 1 июня 2015 г. оставлению в силе.

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

постановление президиума Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 17 августа 2015 г. отменить.

Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 1 июня 2015 г. оставить в силе.