Принудительное выселение в казахстане

Агентство правовой информации и журналистских расследований «Витязь»

В последние годы в суды много поступают иски о выселении граждан из жилого помещения без предоставления другого жилья. Иски о выселении из жилого помещения предъявляются в основном физическими лицами – собственниками жилья, которые приобрели квартиру или дом на законном основании и права которых зарегистрированы в органах юстиции. Также предъявляются иски юридическими лицами, предоставляющие жилье для временного проживания гражданами на основании договора аренды.

Согласно ст.25 Конституции Республики Казахстан государство гарантирует неприкосновенность жилища граждан, и никто не может быть лишен жилища, иначе как по решению суда.

В соответствии с требованиями ст.8 Закона «О жилищных отношениях» выселение граждан и юридических лиц из занимаемых ими жилых помещений допускается лишь по основаниям, установленным настоящим законом, в судебном порядке.

Таким образом, гражданин или юридическое лицо может быть выселен из жилого помещения только в том случае, если имеется соответствующее решение суда и выписан исполнительный лист о принудительном выселении.

Согласно ст.26 Закона «О жилищных отношениях» временные жильцы подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения по требованию нанимателя во всякое время с предупреждением не менее чем за семь дней.

Основаниями для выселения в большинстве случаев по делам, которые рассматриваются в судах, являются прекращение права собственности бывшего собственника, который не освобождает жилье, незаконное вселение в чужое жилье, истечения срока проживания или основания временных жильцов.

Выселение в принудительном порядке производится судебным исполнителем в том, случае, если жильцы отказываются добровольно выселяться из жилого помещения по истечении установленного срока.

В том случае, если у выселяемого лица нет другого жилья или по уважительным причинам не может в установленный срок освободить жилье, то лицо вправе обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.

Значительную долю исков о выселении составляют споры по делам, где граждане утратили единственное жилье в результате обращения взыскания на это жилое помещение, которое было приобретено за счет кредита банка и является залоговым имуществом банка.

Жилищным законодательством Республики Казахстан не предусмотрено предоставление другого жилья гражданам, выселяемым из жилья в случае прекращения права на жилье в связи с конфискацией, обращения взыскания на жилище вместе с земельным участком по долгам собственника. При прекращении права собственности на жилье по этим основаниям собственник и все проживающие в изымаемом жилище лица подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения.

Вместе с тем, закон предусматривает право собственника на другое жилье, в случае, если право собственности на жилье у лица прекращено не по его вине.

Так, согласно ст.29 Закона «О жилищных отношениях» при прекращении права собственности в связи с реквизицией, изъятием земельного участка, на котором расположено жилье, для государственных нужд, сноса аварийного жилья, грозящего обвалом, собственники и члены его семьи выселяются из данного жилья только с предоставлением другого жилья или выплаты компенсации.

В соответствии с нормами ст.30 вышеуказанного закона при прекращении права собственности на жилище по воле собственника (продажа, дарение) члены семьи собственника, бывшие члены семьи собственника и временные жильцы выселяются без предоставления другого жилого помещения, если по договору с приобретателем жилища не предусмотрено иное.

Особенности выселения граждан из жилья государственного жилого фонда, предоставленного гражданам для проживания по договору найма регулируются другими нормами данного закона.

Согласно ст.107 Закона «О жилищных отношениях» выселение нанимателя (поднанимателя), членов его семьи или других совместно проживающих с ним лиц без предоставления другого жилища допускается в случаях, если:

1) они систематически разрушают или портят жилище;

2) они используют жилище с нарушением требований статьи 4 настоящего Закона;

3) они систематическим нарушением правил общежития делают невозможным для других проживание с ними в одном помещении или в одном жилом доме;

4) они без уважительных причин уклоняются в течение шести месяцев подряд от внесения платы за пользование жилищем;

5) лица лишены родительских прав и их совместное проживание с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано невозможным;

6) лицо самоуправно заняло жилище;

7) договор найма (поднайма) жилища был признан недействительным по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 108 настоящего Закона;

8) они приобрели иное жилище на праве собственности, независимо от его места нахождения.

Статья 4 Закона «О жилищных отношениях» предусматривает использование жилища по назначению, использование жилища не должно приводить к его разрушению, порче. Нарушать условия проживания других жильцов, причинять ущерб окружающей среде.

Также работники, прекратившие трудовые отношения, в связи с которыми им предоставлялось служебное жилище подлежат выселению со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения, кроме случаев, предусмотренных законом.

Жилищный вопрос всегда и во все времена оставался и остается актуальным в жизни человека, никому не хочется отдавать свое жилье банкам, кредиторам, поэтому, кто лишен своего жилья из-за долгов судятся годами, оспаривая торги, сделки, чтобы вернуть свое жилье. Хотя понятно положение людей, попавших в трудную жизненную ситуацию и лишившихся своего жилья, однако надо помнить гражданам, что закон обязателен для всех и перед законом все равны. Если иск о выселении из жилого помещения предъявлен обоснованно и право собственности истца подтверждено правоустанавливающими документами, то незаконно занимающие жильцы подлежат обязательному выселению из жилья со всеми совместно проживающими лицами.

Выселение из жилища как крайняя мера: проблемы правового регулирования и пути решения /Г. Туленова/

Г. Туленова, старший научный сотрудник отдела гражданского, гражданско-процессуального законодательства и исполнительного производства ГУ «Институт законодате

Г. Туленова , старший научный сотрудник отдела гражданского, гражданско-процессуального законодательства и исполнительного производства ГУ «Институт законодательства Республики Казахстан»

Статья 25 Конституции Республики Казахстан гарантирует гражданам неприкосновенность их жилища, а также устанавливает, что не допускается лишение жилища, иначе как по решению суда. В этой связи гражданин может быть выселен из жилища в судебном порядке лишь при наличии оснований, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан. Проблема принудительного выселения из жилища в Республике Казахстан стала предметом изучения специального докладчика Организации Объединенных Наций по вопросу о достаточном жилище как компоненте права на достаточный уровень в период с 6 по 13 сентября 2010 года.

Специальный докладчик ООН по вопросу о достаточном жилище как компоненте права на достаточный уровень Ракель Рольник отмечает, что «принудительное выселение может быть оправдано лишь при наличии совершенно исключительных обстоятельств и должно обязательно соответствовать надлежащим принципам и процедурам, предусмотренным нормами международного права в области прав человека…», а также подчеркивает, что «государство обязано принимать все необходимые меры к тому, чтобы граждане не оказывались в состоянии бездомных или находящихся в уязвимом положении лиц с точки зрения нарушений других прав человека в результате выселения, вне зависимости от его законности»/1/.

Кроме того, имеются руководящие стандарты Комитета по экономическим, социальным и культурным правам Организации Объединенных Наций, в которых было уделено внимание практике принудительных выселений/2/.

Так, в принятых Комитетом Замечаниях общего порядка №7 по вопросу о принудительных выселениях существенно расширяется предоставляемая защита от выселения, поскольку в нем точно указывается, что именно должны делать правительства, домовладельцы и такие учреждения, как Всемирный банк, для того чтобы исключить случаи принудительных выселений и тем самым избегать нарушений прав человека.

В частности, в замечании общего порядка №7 указано:

— государствам необходимо обеспечивать, чтобы законодательные и другие меры были достаточными для предотвращения принудительных выселений, осуществляемых без надлежащих гарантий частными лицами или государственными органами, и, при необходимости, для вынесения наказаний за такие действия;

— частные домовладельцы, застройщики и международные учреждения, такие как Всемирный банк, а также любые другие третьи стороны или негосударственные субъекты должны выполнять соответствующие правовые обязательства, и в случае осуществления ими принудительных выселений могут ожидать, что против них будут применены положения закона;

— выселения не должны приводить к появлению бездомных лиц или лиц, уязвимых с точки зрения нарушения других прав человека. Вследствие этого правительства должны гарантировать выселяемым — будь то незаконно или в соответствии с законом — лицам альтернативное жилье.

Как известно, выселение означает лишение жилища человека, проживающего в нем временно или постоянно, но не имеющего или утратившего право на дальнейшее проживание в нем. Выселение производится только по решению суда, которое приводит в исполнение судебный исполнитель. Исполнительное производство по выселению — это сложный процесс, так как является крайней вынужденной мерой, которая применяется только тогда, когда граждане добровольно не выселяются из жилища в установленный для этого срок. При таком выселении определенную роль играют и морально-этические нормы.

В соответствии с информацией Комитета по исполнению судебных актов Министерства юстиции Республики Казахстан по исполнительным листам по принудительному выселению, за 2010 вынесено 1347 решений по принудительному выселению, из них исполнено 966 решений; за 2011 год вынесено 1483 решения по принудительному выселению, из них исполнено 1004 решения. В то время как за 9 месяцев 2012 года на исполнении находилось 1678 решений по исполнительному производству, из которых в полном объеме исполнено 652 дела, из них: 130 исполнительных документов возвращено взыскателю, 11 исполнительных документов возвращено по требованию суда, 75 прекращено по основаниям статьи 47 Закона Республики Казахстан «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей».

Таким образом, ежегодно в Казахстане принудительному выселению подвергается большое количество граждан.

При потере жилища, а тем более единственного жилища, люди ведут себя неадекватно: осуществляют самоподжоги, объявляют голодовку, заканчивают жизнь самоубийством, агрессивно ведут себя с судебными исполнителями, вплоть до применения физического насилия и т.п.Принудительное выселение в общем отрицательно сказывается на психологической, социально-экономической обстановке общества.

При применении выселения в качестве меры ответственности за нарушение закона, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору напрямую затрагиваются права и интересы граждан, зачастую малоимущих и социально уязвимых категорий населения. Несмотря на то, что в большинстве случаев граждане сами виноваты в том, что к ним применяют такую меру, как выселение, не следует забывать, что высшей ценностью нашего государства являются человек, его жизнь, права и свободы (пункт 1 статьи 1 Конституции Республики Казахстан).

В настоящее время назрела необходимость в разработке законопроекта, направленного на минимизацию негативных последствий принудительного выселения, а также на установление дополнительных правовых и социальных гарантий граждан.

В настоящей статье мы попытаемся дать предложения по совершенствованию законодательства Республики Казахстан по вопросам выселения из жилища (большая часть предложений автора настоящей статьи было учтено в концепции проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам выселения из жилища» при непосредственном участии в процессе разработки).

1. Одним из наиболее распространенных случаев принудительного выселения является вынесение решения о сносе самовольной постройки. Так, самовольной постройкой в соответствии со статьей 244 Гражданского кодекса Республики Казахстан (ГК РК) являются жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданные на не сформированной в земельные участки земле, принадлежащей государству, на земельном участке, который не принадлежит лицу, осуществившему постройку, а также созданные без получения на это разрешений, необходимых в соответствии с земельным законодательством, законодательством об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и иным законодательством Республики Казахстан.

В случае если право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанными лицами, если сохранение постройки повлечет нарушения прав и охраняемых законом интересов других лиц либо будет создавать угрозу жизни и здоровью граждан, граждане, проживающие в самовольно построенном жилище, подлежат выселению.

В этой связи предлагаем внести поправки в Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан (ГПК РК) в части конкретизации содержания решения суда о сносе самовольной постройки. В частности, считаем, что будет целесообразно, если суд, вынося решение о сносе самовольной постройки, будет указывать в резолютивной части решения о необходимости выселения граждан, проживающих в самовольной постройке, а также срок, в течение которого они должны выселиться.

Предлагаем ГПК РК дополнить статьей 228-1 следующего содержания:

«Статья 228-1. Решение о сносе самовольной постройки

Суд, вынося решение о сносе самовольной постройки, указывает в резолютивной части решения о необходимости выселения граждан, проживающих в самовольной постройке, а также срок, в течение которого они должны выселиться».

2. Не менее распространенным основанием выселения является принудительное отчуждение земельных участков для государственных нужд.

Так, в соответствии со статьей 15 Закона Республики Казахстан «О жилищных отношениях» при сносе жилого дома в связи с принудительным отчуждением земельных участков для государственных нужд собственнику до сноса его жилища по его выбору предоставляется в собственность благоустроенное жилище или выплачивается компенсация в размере рыночной стоимости жилища. Если стоимость предоставляемого жилища окажется выше стоимости сносимого жилища, то разница в их стоимости с собственника не взимается. Если стоимость сносимого жилища окажется выше стоимости предоставляемого жилища, то разница в их стоимости возмещается собственнику.

Данная норма в действующей редакции позволяет предоставлять жилище (взамен сносимого) не только в том населенном пункте, в котором расположен земельный участок, подлежащий изъятию, но и в другом населенном пункте. В этой связи необходимо внести дополнение в статью 15 Закона «О жилищных отношениях» в целях уточнения, что предоставляемое собственнику жилище должно находиться в том же населенном пункте, что и сносимое.

Предлагаем пункт 1 статьи 15 Закона Республики Казахстан «О жилищных отношениях» изложить в следующей редакции:

«1. При сносе жилого дома в связи с принудительным отчуждением земельных участков для государственных нужд собственнику до сноса его жилища по его выбору предоставляется в собственность благоустроенное жилище в том же населенном пункте или выплачивается компенсация в размере рыночной стоимости жилища».

3. Процедурные вопросы исполнения исполнительного документа о выселении должника судебными исполнителями регламентированы в статье 106 Закона Республики Казахстан «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», а также в общих положениях о порядке совершения исполнительных действий.

Предлагаем внести поправки в статью 106 Закона Республики Казахстан «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», регламентирующей порядок исполнения исполнительного документа о выселении должника. В частности, необходимо уточнить такие моменты, как необходимость присутствия при производстве выселения сотрудников органов внутренних дел, пожарных и спасательных служб, медицинских работников, психолога, а в случае выселения несовершеннолетних детей — присутствие представителя органов, осуществляющих функции по опеке или попечительству. Кроме того, предлагаем установить запрет на проведение выселения при неблагоприятных погодных условиях или в ночное время.

В этой связи предлагаем пункт 2 статьи 106 Закона Республики Казахстан «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» изложить в следующей редакции:

«2. Судебный исполнитель официально извещает должника о времени выселения. Отсутствие должника, надлежащим образом извещенного о времени выселения, не является препятствием для исполнения исполнительного документа.

Выселение состоит из освобождения помещения, указанного в исполнительном документе, от выселяемого (выселяемых), его (их) имущества, домашних животных и запрещения выселяемому (выселяемым) пользоваться освобожденным помещением.

Не допускается проведение выселения при неблагоприятных погодных условиях или в ночное время».

Кроме того, предлагаем дополнить статью 106 пунктом 2-1 следующего содержания:

«2-1. При производстве выселения необходимо присутствие сотрудников органов внутренних дел, пожарных и спасательных служб, медицинских работников, психолога, а в случае выселения несовершеннолетних детей — присутствие представителя органов, осуществляющих функции по опеке или попечительству».

В этой связи предлагаем также дополнить Закон Республики Казахстан «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» новой нормой, предусматривающей возможность отсрочки исполнения исполнительного документа о выселении должника на срок не более трех месяцев, а именно, дополнить статьей 106-1 следующего содержания:

«Статья 106-1. Отсрочка исполнения исполнительного документа о выселении должника

В случае если у выселяемого и членов его семьи отсутствует иное жилище на территории Республики Казахстан, лица, указанные в статье 40 настоящего Закона, вправе поставить перед судом, рассмотревшем дело, или перед судом по месту исполнения решения вопрос об отсрочке исполнения на срок не более трех месяцев.».

4. Согласно статье 37 Закона Республики Казахстан «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» судебный исполнитель одновременно с возбуждением исполнительного производства направляет или вручает должнику предложение о необходимости в течение пяти календарных дней со дня получения добровольно исполнить исполнительный документ.

Однако пять дней для выселения из жилища слишком мало, так как за это время людям нужно собрать вещи, найти подходящее жилье, если у них нет другого жилища, затем переехать в другое жилье. Поэтому справедливым было бы увеличить срок направления предложения о необходимости добровольно выселиться из жилища с пяти до тридцати календарных дней.

В этой связи предлагаем абзац второй пункта 4 статьи 37 Закона Республики Казахстан «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» изложить в следующей редакции:

«Судебный исполнитель одновременно с возбуждением исполнительного производства направляет или вручает должнику предложение о необходимости в течение пяти календарных дней (а при выселении из жилища — в течение тридцати календарных дней) со дня получения добровольно исполнить исполнительный документ (за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению) и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительской санкции или оплаты деятельности частного судебного исполнителя и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных настоящим Законом».

5. В пункте 3 статьи 13 Конституции Республики Казахстан провозглашено, что «каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно».

Во многих случаях принудительного выселения граждане нуждаются как минимум в получении правовых консультаций, а как максимум — в судебной защите своих прав. Помимо этого многие из граждан не в состоянии оплатить услуги адвокатов, медиаторов, нести судебные расходы, а также не знают, имеется ли возможность улучшить свои жилищные условия.

В этой связи необходимо внести поправку в Закон Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности» в целях закрепления возможности гражданам, подвергшимся принудительному выселению, получить бесплатную квалифицированную юридическую помощь со стороны адвокатов, а именно предлагаем подпункт 3) пункта 1 статьи 6 изложить в следующей редакции:

«1. Адвокаты оказывают юридическую помощь бесплатно:

… 3) гражданам по вопросам взыскания алиментов, принудительного выселения, назначения пенсии и пособий, реабилитации, получения статуса беженца или оралмана, несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей, в случаях необходимости составляют письменные документы правового характера».

6. Предлагаемые выше законодательные поправки не решат в полной мере проблем реализации гражданами права на достаточное жилище. Более того, помимо проблем, связанных с принудительным выселением, имеются и иные проблемы перед законодателем.

Так, в литературе и законодательстве некоторых стран используется такое понятие как «трудная жизненная ситуация». К примеру, по Федеральному закону от 10 декабря 1995 года №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации»/4/ трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно (подпункт 4) статьи 3).

Выселение из жилища либо является следствием трудных жизненных обстоятельств, либо порождает их. В этой связи законодательные меры, направленные на минимизацию выселений из жилищ, не может в полной мере решить складывающиеся проблемы в этой сфере.

Необходима проработка вопроса внесения поправок в жилищное законодательство в части предоставления временных жилищ из государственного жилищного фонда для лиц, попавших в трудные жизненные ситуации; введения запрета на приватизацию временного жилья для лиц, попавших в трудные жизненные ситуации; строительства временного жилья для лиц, попавших в трудные жизненные ситуации.

Однако лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, требуется целый комплекс мер, направленных на ее преодоление, и предоставление временного жилища является лишь одной из этих мер.

Для комплексного решения рассматриваемого вопроса примечателен опыт Российской Федерации. Так, в Жилищном кодексе Российской Федерации (ЖК РФ) имеется раздел 4 «Специализированный жилищный фонд», регламентирующий виды, назначение и порядок предоставления жилых помещений в специализированном жилищном фонде. Предлагаем заимствовать положительный опыт Российской Федерации в части назначения и предоставления жилых помещений маневренного фонда. Так, согласно статье 95 ЖК РФ жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания:

1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;

2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;

3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;

4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.

Считаем, что в целях обеспечения сохранности и возможности обеспечивать граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, временным жилищем, необходимо установить законодательный запрет на приватизацию таких жилищ.

Временные жилища, предоставляемые лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, предлагаем относить к государственному (а именно коммунальному) жилищному фонду. Соответственно, строительство временного жилья для лиц, попавших в трудные жизненные ситуации, должно быть отнесено к компетенции местных исполнительных органов.

В Законе Республики Казахстан от 23 января 2001 года №148 «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» вопросы строительства жилищ коммунального жилищного фонда регламентированы статьями 27 (Компетенция акимата области, города республиканского значения, столицы), 31 (Компетенция районного (города областного значения) акимата), 35 (Компетенция акима района в городе, города районного значения, поселка, аула (села), аульного (сельского) округа).

Таким образом, на законодательном уровне вопрос строительства временного жилья для лиц, попавших в трудные жизненные ситуации (в случае принятия поправок в законодательство), решен и требует внесения поправок либо принятия отдельного нормативного правового акта на подзаконном уровне в части разработки программ строительства коммунального жилища для временного предоставления отдельным категориям граждан, в том числе подвергшимся принудительному выселению из жилища.

Выселение членов семьи из квартиры прежнего собственника

При наступлении ситуации связанной с добровльным или принудительным отчуждением жилого помещения, у членов семьи собственника жилья нередко возникают вопросы о том какими именно правами они обладают на жилое помещение. Вправе ли члены семьи не покидать жилье при добровольном его отчуждении собственником?В случае принудительного прекращения права собственности имеют ли члены семьи право на проживание в жилище, полученном в качестве компенсации за прежнее жилье?

Кто является членом семьи собственника квартиры?

В соответствии со статьей 21 Закона Республики Казахстан «О жилищных отношениях» к членам семьи собственника жилого помещения относятся:

  • супруг или супруга совместно проживающие с собственником жилого помещения;
  • дети собственника жилого помещения;
  • родители супругов и дети, имеющие свои семьи и постоянно проживающие с собственником, признаются членами семьи собственника только по взаимному согласию;
  • нетрудоспособные иждивенцы, если они постоянно проживают с собственником;
  • в исключительных случаях и другие лица, если они постоянно проживают с собственником и ведут с ним общее хозяйство не менее 5 лет.

Выселение при добровольном отчуждении жилья собственником

В соответствии с нормами гражданского законодательства собственник вправе по своему усмотрению распоряжаться принадлежащим ему имуществом, то есть продать, подарить или иным образом совершить отчуждение своего жилья без согласования с членами семьи, не являющимися ее собственниками.

В связи с прекращением права собственности на жилище по воле собственника (продажа, дарение) у членов семьи собственника, бывших членов семьи собственника и временных жильцов возникает обязанность выселиться из жилого помещения. В результате у членов семьи отсутствует право требовать предоставления другого жилого помещения у прежнего собственника или приобретателя жилья, если по договору с приобретателем жилища не предусмотрено иное (пункт 2 статьи 30 Закона «О жилищных отношениях»).

Следовательно приобретатель жилого помещения вправе обратиться с требованием к членам семьи о выселении, так как их нахождение лишает его возможности реализовать свои права в отношении принадлежащего ему имущества. В свою очередь ни прежний собственник, ни приобретатель жилья не обязаны обеспечивать членов семьи прежнего собственника жилой квартиры новым жильем. В том случае если договором купли-продажи или договором дарения либо иным договором об отчуждении жилья будет предусмотрена обязанность приобретателя жилого помещения обеспечить членов семьи прежнего собственника новым жильем, только тогда члены семьи вправе претендовать на его получение.

Выселение при принудительном прекращении права собственности на жилье

В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Закона «О жилищных отношениях» принудительное (помимо воли собственника) прекращение права собственности на жилище допускается в случаях:

  • обращения взыскания на жилище вместе с земельным участком по долгам собственника;
  • реквизиции;
  • конфискации;
  • принудительного отчуждения земельного участка, на котором расположен дом, для государственных нужд;
  • сноса аварийного жилья, грозящего обвалом (обрушением).

При прекращении права собственности на жилище в результате реквизиции, принудительного отчуждения земельного участка, на котором расположен дом, для государственных нужд и сноса аварийного жилья, грозящего обвалом (обрушением) члены семьи собственника выселяются из жилища и приобретают право проживания в жилище, полученном в качестве компенсации за прежнее жилище. Другие лица, проживающие в прежнем жилище, выселяются без предоставления другого жилого помещения (пункт 1 статьи 30 Закона «О жилищных отношениях»).

То есть члены семьи наравне с собственником реквизируемого имущества вправе проживать в жилище, приобретенном собственником на денежные средства выплаченные государством, или предоставленном в собственность результате изъятия жилого помещения (статья 253 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть)).

Принудительное отчуждение земельного участка, на котором расположен дом, для государственных нужд и снос аварийного жилья, грозящего обвалом влечет обязанность государства предоставить собственнику жилого помещения равноценное имущество (статья 255 Гражданского кодекса Республики Казахстан). Предоставление собственнику равноценного благоустроеннного жилья или жилого помещения из коммунального жилищного фонда является основанием для возникновения права на проживание членов семьи в жилище, полученном собственником в качестве компенсации за прежнее жилье.

Прекращение права собственности на жилище в результате конфискации или в результате обращения взыскания на жилище вместе с земельным участком по долгам собственника исключает право собственника и членов семьи, проживающих в изымаемом жилье претендовать на предоставление другого жилого помещения.

Выселение несовершеннолетних членов семьи, не являющихся собственниками

Нормы действующего законодательства не предусматривают особый порядок отчуждения имущества в добровольном и принудительном порядке в случае проживания с собственником несовершеннолетних членов семьи. Законодательство не содержит исключений для несовершеннолетних членов семьи.

Поэтому в случае отчуждения прежним собствеником жилого помещения в добровольном порядке, новый собственник вправе требовать выселения всех проживающих лиц в принадлежащем ему жилом помещении без исключения. Принудительное прекращение права собственности на жилое помещение в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника также осуществляется в установленном законом порядке.

Процедура выселения членов семьи из квартиры предыдущего владельца

Если жилое помещение должно пройти процедуру принудительного или добровольного отчуждения, то члены семьи задаются вопросом, какие права есть у них на эту квартиру или дом. Обязаны ли родственники, проживающие в квартире, выселяться при отчуждении? Имеют ли они право на проживание в новом жилище?

Отчуждение недвижимости и права членов семьи

Закон «О жилищных отношениях» в частности регулирует права и обязанности владельца жилплощади и членов его семьи, которыми считаются:

  • дети собственника;
  • супруга или супруг, который проживает вместе с владельцем;
  • родители обоих супругов и дети, которые уже обзавелись своими семьями, однако проживающими вместе с собственником юридически, признаются по обоюдному согласию;
  • постоянно проживающие с владельцем жилплощади нетрудоспособные иждивенцы;
  • в редких случаях другие лица, постоянно проживающие с владельцем квартиры или дома и ведущие с ним общее домашнее хозяйство от 5 лет и более.

Нормы гражданского права позволяют владельцу жилья по своему желанию и усмотрению продавать, дарить, обменивать принадлежащее ему недвижимое имущество без согласования с другими членами своего семейства.

Когда право собственности на жилище по инициативе собственника перестает действовать в результате дарения или продажи, должно последовать выселение члена семьи или нескольких родственников, проживающих на проданных квадратных метрах. Никто из членов семьи не имеет права требовать у прежнего собственника предоставлять им другое жилье для проживания, если только в договоре о купле-продаже не оговорены такие условия.

Покупатель квартиры потребует у родственников предыдущего собственника выселиться с его собственности, поскольку их присутствие не дает возможности ему распоряжаться своим имуществом, заселяться в купленное жилье, продавать его и т.д. Ни предыдущий владелец, ни новый хозяин не обязаны предоставлять проживающим родственникам предыдущего хозяина новое жилье. Исключение составляют договора купли-продажи, в которых прописан пункт приобретения нового жилья для членов семьи. Только в этом случае члены семьи предыдущего владельца могут в юридических инстанция требовать предоставления им жилья.

Выселение из квартиры собственника в случаях принудительного отчуждения

В п.1 ст. 29 Закона о «Жилищных отношениях» разъяснена процедура принудительного отчуждения, которое осуществляется не по воле собственника.

Владелец теряет право собственности, если:

  • жилье подлежит взысканию по долгам владельца;
  • происходит конфискация или реквизиция имущества;
  • принудительное отчуждение земли, на котором построен дом, в пользу государственных потребностей;
  • планируется снос аварийного жилья.

Если отчуждение произошло в результате реквизиции, принудительного лишения права собственности на земельный участок, на котором построен дом, в пользу государства и из-за сноса аварийных помещений, то этих случаях члены семьи владельца жилища выселяются из жилья, однако получают право на получение жилья в качестве компенсации. Другие лица, которые проживали в доме или квартире и не имели родственных связей с собственником, не получают права на другое жилье от государства.

Члены семьи наряду с владельцем реквизируемого жилья имеют право проживать в другом жилище, приобретение которого производится собственником за счет государства. Возможен вариант предоставления жилья в собственность из жилого фонда страны без личной покупки жилплощади. Эти положения регулируются статьей 253 Гражданского кодекса.

В случаях принудительного отчуждения земли, на которой построен дом для государственного пользования и сноса аварийных строений, государство обязано предоставить владельцу жилья равноценное по стоимости недвижимое имущество. Это зафиксировано в 255 статье Гражданского кодекса РК. Право на равноценное благоустроенное жилище из коммунального государственного фонда гарантирует членам семьи владельца предыдущего жилья право на проживание в новом жилище.

Компенсация не производства в случаях конфискации жилья и при отчуждении имущества за долги владельца. Для несовершеннолетних членов семьи собственника законодательство не содержит исключений. Это касается отчуждения как в добровольном, так и в принудительном порядке.

Юридические услуги и консультации в Казахстане

Образец искового заявления о выселении из квартиры в РК

В Бостандыкский районный суд г. Алматы

«__» ____19___г.р., прож. по адресу: г. Алматы,

ул.__________, д. __, кв. ___,

конт. тел. +7 __________, ИИН _____________

«__» ____19___г.р., прож. по адресу: г. Алматы,

ул.__________, д. __, кв. ___,

конт. тел. +7 __________, ИИН _____________

«__» ____19___г.р., прож. по адресу: г. Алматы,

ул.__________, д. __, кв. ___,

конт. тел. +7 __________, ИИН _____________

Исковое заявление о принудительном выселении из квартиры

Мною на основании Свидетельства о праве на наследство по закону № _____ от «___» _______ 2016 г. было оформлено право собственности на квартиру, расположенную по адресу: г. Алматы, ул._______, д.___, кв.___ (далее по тексту — Квартира). Право собственности зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Казахстан за № _________ от «___» _______ 2016 г.

Кроме того, косвенным доказательством моего права собственности на Квартиру является справка Юридической службы АО «______________» № ______ от «___» _______ 2017 г., проводившей правовую экспертизу моих документов на Квартиру и подтвердившей мои права на Квартиру.

В настоящее время в Квартире незаконно проживает Ответчик _______________ФИО вместе с Соответчиком _______________ФИО. Ответчику был предоставлен временный доступ в Квартиру, принадлежавшей моей матери, у Ответчика не имеется никаких оснований претендовать на Квартиру.

После регистрации права собственности на Квартиру я неоднократно общалась с Ответчиком с просьбами освободить помещение, однако она полностью игнорировала мои просьбы.

В целях выселения «___» _______ 2016 г. я выписала Ответчика из Квартиры, обратившись в Управление миграционной полиции Бостандыкского района г. Алматы. Также мне известно о наличии у Ответчика другой квартиры, расположенной по адресу: г. Алматы, ул.__________, д.____, кв.____. Эту квартиру Ответчик вместе с Соответчиком сдают в аренду, получая дополнительный доход, в то время как я, законный собственник Квартиры, не могу использовать ее по прямому целевому назначению.

В целях защиты своих прав я направила Ответчику уведомление о выселении из Квартиры от «___» _______ 2017 г. Однако в ответ я получила отзыв с отказом освободить Квартиру и сомнительными обоснованиями права собственности на Квартиру, якобы имеющимися у Ответчика. Таким образом, добровольно выполнить мои законные требования о выселении из Квартиры Ответчик отказывается.

На основании вышеизложенного, руководствуясь нормами действующего законодательства Республики Казахстан, а именно ст. 260 ГК РК, ст. ст. 8 и 150 ГПК РК, а также ст. 8 Закона Республики Казахстан от 16 апреля 1997 года № 94-I «О жилищных отношениях»,

Прошу:

1. Удовлетворить мои исковые требования о принудительном выселении Ответчика _______________ФИО и Соответчика _______________ФИО из принадлежащей мне на праве собственности Квартиры.

2. Взыскать с Ответчика _______________ФИО в пользу Истца _______________ФИО сумму всех издержек, включая услуги представителя, иные расходы, в том числе расходы на госпошлину в размере _________ (_________) тенге.

1) Квитанция об оплате государственной пошлины;

2) Копия удостоверения личности Истца _______________ФИО;

3) Копия удостоверения личности представителя;

4) Копия нотариально заверенной доверенности на представителя;

5) Копия диплома о высшем юридическом образовании представителя;

6) Копия Свидетельства о праве на наследство по закону № _____ от «___» _________ 2016 г.;

7) Копия Сведений о собственнике (правообладателе) № __________ от «___»_________2016г., выданных МЮ РК;

8) Копия уведомления о выселении из квартиры от «___»________2017г.;

9) Копия отзыва на уведомление о выселении от «___»________2017г.;

10) Копия справки Юридической службы АО «______________» № ______ от «___» _______ 2017 г.;

11) Копия адресного листка убытия № __________ от «____» ________ 2016г. Управления миграционной полиции Бостандыкского района г. Алматы

12) Копия искового заявления в 3-х экземплярах.

Истец ______________ / ________________ФИО /