Предварительное следствие фз

Предварительное следствие

Подборка наиболее важных документов по запросу Предварительное следствие (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Предварительное следствие

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Предварительное следствие

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов: Предварительное следствие

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Раздел VIII. Предварительное расследование (ст.ст. 150 — 226)

Раздел VIII. Предварительное расследование

  • Глава 21. Общие условия предварительного расследования (ст.ст. 150 — 161)
    • Статья 150. Формы предварительного расследования
    • Статья 151. Подследственность
    • Статья 152. Место производства предварительного расследования
    • Статья 153. Соединение уголовных дел
    • Статья 154. Выделение уголовного дела
    • Статья 155. Выделение в отдельное производство материалов уголовного дела
    • Статья 156. Начало производства предварительного расследования
    • Статья 157. Производство неотложных следственных действий
    • Статья 158. Окончание предварительного расследования
    • Статья 158.1. Восстановление уголовных дел
    • Статья 159. Обязательность рассмотрения ходатайства
    • Статья 160. Меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества
    • Статья 161. Недопустимость разглашения данных предварительного расследования
  • Глава 22. Предварительное следствие (ст.ст. 162 — 170)
    • Статья 162. Срок предварительного следствия
    • Статья 163. Производство предварительного следствия следственной группой
    • Статья 164. Общие правила производства следственных действий
    • Статья 165. Судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия
    • Статья 166. Протокол следственного действия
    • Статья 167. Удостоверение факта отказа от подписания или невозможности подписания протокола следственного действия
    • Статья 168. Участие специалиста
    • Статья 169. Участие переводчика
    • Статья 170. Участие понятых
  • Глава 23. Привлечение в качестве обвиняемого. Предъявление обвинения (ст.ст. 171- 175)
    • Статья 171. Порядок привлечения в качестве обвиняемого
    • Статья 172. Порядок предъявления обвинения
    • Статья 173. Допрос обвиняемого
    • Статья 174. Протокол допроса обвиняемого
    • Статья 175. Изменение и дополнение обвинения. Частичное прекращение уголовного преследования
  • Глава 24. Осмотр. Освидетельствование. Следственный эксперимент (ст.ст. 176 — 181)
    • Статья 176. Основания производства осмотра
    • Статья 177. Порядок производства осмотра
    • Статья 178. Осмотр трупа. Эксгумация
    • Статья 179. Освидетельствование
    • Статья 180. Протоколы осмотра и освидетельствования
    • Статья 181. Следственный эксперимент
  • Глава 25. Обыск. Выемка. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления. Контроль и запись переговоров. Получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами (ст.ст. 182 — 186.1)
    • Статья 182. Основания и порядок производства обыска
    • Статья 183. Основания и порядок производства выемки
    • Статья 184. Личный обыск
    • Статья 185. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка
    • Статья 186. Контроль и запись переговоров
    • Статья 186.1. Получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами
  • Глава 26. Допрос. Очная ставка. Опознание. Проверка показаний (ст.ст. 187 — 194)
    • Статья 187. Место и время допроса
    • Статья 188. Порядок вызова на допрос
    • Статья 189. Общие правила проведения допроса
    • Статья 190. Протокол допроса
    • Статья 191. Особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля
    • Статья 192. Очная ставка
    • Статья 193. Предъявление для опознания
    • Статья 194. Проверка показаний на месте
  • Глава 27. Производство судебной экспертизы (ст.ст. 195 — 207)
    • Статья 195. Порядок назначения судебной экспертизы
    • Статья 196. Обязательное назначение судебной экспертизы
    • Статья 197. Присутствие следователя при производстве судебной экспертизы
    • Статья 198. Права подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля при назначении и производстве судебной экспертизы
    • Статья 199. Порядок направления материалов уголовного дела для производства судебной экспертизы
    • Статья 200. Комиссионная судебная экспертиза
    • Статья 201. Комплексная судебная экспертиза
    • Статья 202. Получение образцов для сравнительного исследования
    • Статья 203. Помещение в медицинский или психиатрический стационар для производства судебной экспертизы
    • Статья 204. Заключение эксперта
    • Статья 205. Допрос эксперта
    • Статья 206. Предъявление заключения эксперта
    • Статья 207. Дополнительная и повторная судебные экспертизы
  • Глава 28. Приостановление и возобновление предварительного следствия (ст.ст. 208 — 211)
    • Статья 208. Основания, порядок и сроки приостановления предварительного следствия
    • Статья 209. Действия следователя после приостановления предварительного следствия
    • Статья 210. Розыск подозреваемого, обвиняемого
    • Статья 211. Возобновление приостановленного предварительного следствия
  • Глава 29. Прекращение уголовного дела (ст.ст. 212 — 214)
    • Статья 212. Основания прекращения уголовного дела и уголовного преследования
    • Статья 213. Постановление о прекращении уголовного дела и уголовного преследования
    • Статья 214. Отмена постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования
  • Глава 30. Направление уголовного дела с обвинительным заключением прокурору (ст.ст. 215 — 220)
    • Статья 215. Окончание предварительного следствия с обвинительным заключением
    • Статья 216. Ознакомление потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей с материалами уголовного дела
    • Статья 217. Ознакомление обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела
    • Статья 218. Протокол ознакомления с материалами уголовного дела
    • Статья 219. Разрешение ходатайства
    • Статья 220. Обвинительное заключение
  • Глава 31. Действия и решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением (ст.ст. 221 — 222)
    • Статья 221. Решение прокурора по уголовному делу
    • Статья 222. Направление уголовного дела в суд
  • Глава 32. Дознание (ст.ст. 223 — 226)
    • Статья 223. Порядок и сроки дознания
    • Статья 223.1. Уведомление о подозрении в совершении преступления
    • Статья 223.2. Производство дознания группой дознавателей
    • Статья 224. Особенности избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу
    • Статья 225. Обвинительный акт
    • Статья 226. Решение прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным актом

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Органы предварительного следствия

Подборка наиболее важных документов по запросу Органы предварительного следствия (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Органы предварительного следствия

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Органы предварительного следствия

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов: Органы предварительного следствия

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Органы предварительного следствия

Понятие и сущность предварительного следствия

Предварительное следствие в уголовном процессе РФ – это одна из форм предварительного расследования преступлений, которая подлежит осуществлению специализированными органами предварительного следствия – следователями Следственного комитета РФ, следователями ОВД, следователями органов федеральной службы безопасности.

Также, это деятельность, содержание которой охватывает от начала и до конца стадию предварительного расследования. Оно предназначено установить все обстоятельства по делу на досудебной стадии, которые подлежат доказыванию. Именно предварительное следствие включило в себя максимум установленных законодательством гарантий, соблюдение комплекса прав и законных интересов личности на досудебной стадии уголовного судопроизводства.

Расследование преступлений признается основной функцией для органов предварительного следствия, содержание которой заключается в полном и быстром раскрытии преступлений, своевременном привлечении к ответственности всех лиц, которые виновны в их совершении, установлению предпосылок и условий, которые способствуют преступлениям, и принятию всех необходимых мер для их устранения.

Предварительное следствие может иметь место и по преступлениям, по которым в соответствие с действующим законодательством производство такового является необязательным. Следователь в этой ситуации имеет право преступить к уголовному судопроизводству, лишь в том случае, если это считают необходимым суд либо прокурор.

Следственный комитет как главный орган предварительного следствия

В ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете РФ» содержится определение Следственного комитета, включающее ряд его признаков как органа государства:

  • это федеральный государственный орган, деятельность которого в пределах полномочий реализуется на всей российской территории
  • он реализует полномочия в области уголовного судопроизводства согласно российскому законодательству.

ФЗ «О Следственном комитете РФ» установил, что все руководство деятельностью созданного вновь следственного органа реализует Президент РФ.

В систему Следственного комитета входят:

  • непосредственно центральный аппарат комитета;
  • следственные главные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам РФ (в т.ч. их подразделения по административным округам), а также приравненные к ним специализированные (в т.ч. военные) следственные отделы и следственные управления Следственного комитета;
  • следственные отделения и следственные отделы Следственного комитета по городам, районам и приравненные к ним, в т.ч. специализированные (в т.ч. военные) следственные подразделения комитета.

Следственный комитет РФ и подчиненные ему органы осуществляют предварительное следствие по уголовным делам о наиболее тяжких преступлениях против личности (например, изнасилования, убийства) о налоговых преступлениях, тяжких и особо тяжких преступлений несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних и др.

Основная задача Следственного комитета – качественное расследование преступлений согласно подследственности, которая установлена уголовно-процессуальным законодательством РФ.

Основные функции Следственного комитета:

  • обеспечение законности при проверке, регистрации, приеме донесений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, проведении предварительного расследования, а также принятие мер, которые направлены на защиту свобод и прав гражданина и человека, охраняемых законом интересов государства и общества;
  • обеспечение по уголовным делам досудебного производства;
  • выявление тех обстоятельств, которые способствуют совершению преступлений, и также введению мер по уничтожению этих обстоятельств;
  • осуществление и организация процессуальной проверки и контроля деятельности следственных нижестоящих органов Следственного комитета и их должностных лиц, управление имеющимися средствами и силами в интересах качественного и оперативного проведения предварительного следствия по уголовным делам;
  • разработка и внедрение в практику технико-криминалистических современных методик и средств расследования преступлений;
  • изучение, анализ и обобщение практики расследования преступлений, распространение опыта следственной работы;
  • ведение и формирование криминалистических учетов, баз данных информации;
  • осуществление и организация судебно-экспертной деятельности, взаимодействие с научно-исследовательскими и экспертными учреждениями;

Иные следственные органы

В России существуют также специализированные следственные органы Следственного комитета – военные следственные органы. Сверху по лестнице иерархии, находится Главное военное следственное управление, которое вошло в центральный аппарат Следственного комитета.

Главному военному следственному управлению подчиняются военные следственные управления по военным флотам и округам, а также ракетным войскам стратегического назначения. Нижестоящим звеном являются военные следственные отделы по военным соединениям и гарнизонам.

Также в России имеются специализированные следственные отделы: природоохранные следственные отделы и отделы на особо режимных объектах, которые формируются на правах районных отделов и обладают должными полномочиями.

В системе МВД Российской Федерации следственные органы представлены Следственным департаментом МВД России и подвластными ему структурами.

Основными задачами Следственного департамента МВД России являются:

  • руководство деятельностью органов предварительного следствия в системе МВД России в целях обеспечения объективного, всестороннего и полного расследования
  • осуществление взаимодействия с органами государственной власти по вопросам, связанным с выявлением, предупреждением и расследованием преступлений
  • расследование наиболее сложных, а также представляющих повышенную общественную опасность и значимость преступлений

Следователи органов ФСБ России ведут предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях против государственной безопасности, против общественной безопасности, о ряде преступлений в сфере экономической деятельности и др.

Основными задачами Следственного департамента ФСИН России являются:

  • контроль и обеспечение деятельности территориальных следственных органов ФСКН России;
  • организация и производство предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях по контролю за оборотом наркотических и др.

Должностные лица всех этих органов непосредственно производят предварительное следствие по уголовным делам, отнесенным к их подследственности в соответствии с законом, а также выполняют иные полномочия.

Основными должностными лицами, наделенными полномочиями по осуществлению предварительного следствия, являются следователь и руководитель следственного органа.

Руководитель следственного органа — это должностное лицо, которое возглавляет соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель.

Следователь же является должностным лицом, уполномоченным в пределах своей компетенции осуществлять предварительное следствие по конкретному уголовному делу.

ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ В РОССИИ — Шпоры по дисциплине Правоохранительные органы.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18декабря 2001 года N 174-ФЗ

Деятельность специальных государственных органов, направленная на обнаружение и расследование преступлений, называется предварительным расследованием. Основная нормативная база, регулирующая предварительное расследование, сосредоточена в УПК.

Предварительное расследование — это специфическая деятельность по дознанию и предварительному следствию специально уполномоченных законом органов государства, направленная: на обнаружение преступлений, установление обстоятельств события преступления и лиц, их совершивших, собирание доказательств и доказывание вины обвиняемого, а также подготовку уголовных дел для рассмотрения в суде.

Предварительному расследованию, как процессуальной деятельности, присущи определенный порядок и правила, которые на практике при осуществлении производства по уголовному делу соблюдаются дознавателями и следователями. Последовательность действий и порядок принимаемых решений в ходе предварительного расследования позволяют выделить две формы предварительного расследования — предварительное следствие и дознание (ч. 1 ст. 150 УПК).

Основной формой предварительного расследования является предварительное следствие, что закреплено ч. 2 ст. 150 УПК.

Органы предварительного следствия.

На сегодняшний день предварительное следствие по уголовным делам осуществляют следователи:

1.Следственного комитета (СК) при прокуратуре РФ

2.органов внутренних дел

3.органов Федеральной Службы Безопасности (ФСБ)

4.органов по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН)

Следователи и следственные органы призваны в каждом случае обнаружения признаков преступления принимать предусмотренные законом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления (ч. 2 ст. 21 УПК).

Следователь как должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, характеризуется по своему правовому статусу, во-первых, как лицо, являющееся сотрудником определенного органа, например, СК при прокуратуре РФ. В связи с этим он имеет должность, звание, место работы и зарплату работника соответствующего ведомства, на которого распространяются общие правила работы: в указанных органах. Во-вторых, следователь ыполняет свою специализированную работу по расследованию уголовных дел и наделен определенным кругом процессуальных полномочий, закрепленных в УПК.

С предварительным следствием связан и руководитель следственного органа (п. 38.1 ст. 5 УПК), который в отличие от следователя обладает еще рядом организационных полномочий в основном контрольного характера по отношению к следователям своего подразделения. Он может проверять материалы уголовного дела, которое ведет следователь возглавляемого им следственного органа, дает согласие на проведение ряда следственных действий и принятие решений.

Органы СК при прокуратуре РФ, органы ФСБ, органы МВД, органы ФСКН имеют свою систему и построение по территориальному принципу или в зависимости от выполняемых функций. Каждое звено системы органов имеет свою структуру, которые образуют соответствующий территориальный или специализированный орган.

Система следственных аппаратов органов, на которые возложено ведение предварительного расследования, определяется по-разному.

Федеральным законом от 05.06.2007 № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» внесены существенные изменения в организацию органов предварительного следствия прокуратуры: принято решение об образовании СК при прокуратуре РФ. 1 августа 2007 г. Указом № 1004 Президент РФ утвердил Положение о Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации.

С учетом изменений действующего законодательства систему Следственного комитета при прокуратуре РФ составляют: Главное следственное управление СК; следственные управления СК по субъектам РФ и приравненные к ним специализированные следственные управления СК. В число последних входят также военные следственные управления СК по военным округам, флотам и др., а также следственные отделы СК по районам, городам, и приравненные к ним специализированные следственные отделы, в том числе военные следственные отделы.

Возглавляет СК при прокуратуре РФ Первый заместитель Генерального прокурора РФ — Председатель СК при прокуратуре РФ. В отличие от других заместителей Генерального прокурора он назначается на должность и освобождается от нее Советом Федерации, по представлению Президента РФ, а не Генерального прокурора, как его остальные заместители.

Типовая структура следственного управления (отдела) МВД республики, УВД края, области, автономной области, автономного округа

Органы предварительного следствия

К органам предварительного следствия относятся Следственный комитет РФ и подчиненные ему органы, Следственный департамент МВД России и соответствующие структуры, а также следственные подразделения органов Федеральной службы безопасности (ФСБ России) и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России).

Следственный комитет РФ является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законом полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

Следственный комитет РФ и подчиненные ему органы осуществляют предварительное следствие по уголовным делам о наиболее тяжких преступлениях против личности (убийства, изнасилования), о налоговых преступлениях, по фактам совершения преступлений против правосудия, преступлений, совершенных сотрудниками органов государственной власти, тяжких и особо тяжких преступлений несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних и др.

Руководство Следственным комитетом осуществляет Президент РФ.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» его основными задачами являются:

— оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с установленной законом подследственностью уголовных дел;

— обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина;

— процессуальный контроль деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;

— выявление обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;

— международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства;

— совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности.

Следственный комитет возглавляется Председателем следственного комитета, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ.

Председатель Следственного комитета выполняет следующие функции:

— организует работу Следственного комитета;

— издает организационно-распорядительные документы;

— утверждает в пределах своей компетенции структуру и штатное расписание центрального аппарата, следственных органов и учреждений Следственного комитета;

— осуществляет иные полномочия.

Центральный аппарат Следственного комитета РФ организован и действует на основании Положения о Следственном комитете РФ (утверждено Указом Президента РФ от 14.01.2011 №38).

В Центральном аппарате Следственного комитета РФ созданы главные управления, управления, отделы и отделения, в частности:

— главное следственное управление;

— главное управление процессуального контроля;

— главное организационно-инспекторское управление;

— главное управление криминалистики;

— главное управление обеспечения деятельности;

— управление процессуального контроля за расследованием особо важных дел в федеральных округах;

— управление международно-правового сотрудничества. К территориальным органам относятся следственные

управления Следственного комитета РФ по федеральным округам, следственные управления Следственного комитета РФ по субъектам РФ, следственные отделы по районам, городам.

Также существуют специализированные следственные органы Следственного комитета РФ. Прежде всего, это военные следственные органы. Во главе их находится Главное военное следственное управление, входящее в центральный аппарат Следственного комитета РФ.

Главное военное следственное управление возглавляет руководитель Главного военного следственного управления, который одновременно является одним из заместителей Председателя Следственного комитета РФ.

Главное военное следственное управление состоит из следующих основных подразделений: следственное управление; организационно-аналитическое управление; управление процессуального контроля и криминалистики; управления обеспечения деятельности; отдел обеспечения собственной безопасности и служебных проверок.

Главному военному следственному управлению подчинены военные следственные управления по военным округам, флотам, ракетным войскам стратегического назначения. Нижестоящим звеном являются военные следственные отделы по гарнизонам, военным соединениям.

Специализированные следственные органы также созданы на железнодорожном, водном и воздушном транспорте на правах районных отделов и следственных управлений субъектов РФ.

Также имеются специализированные следственные отделы на особо режимных объектах и природоохранные следственные отделы. Они создаются на правах районных отделов и обладают соответствующими полномочиями.

В системе МВД России следственные органы представлены Следственным департаментом МВД России и подчиненными ему структурами.

Следственный департамент МВД России возглавляется начальником департамента, который одновременно по должности является одним из заместителей Министра внутренних дел РФ. Начальник Следственного департамента МВД России назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Следственный департамент МВД России и входящие в его состав органы осуществляют предварительное следствие по уголовным делам о большинстве преступлений, связанных с причинением вреда здоровью, о преступлениях против собственности, о преступлениях в сфере экономической деятельности (кроме налоговых преступлений) и др.

Основными задачами Следственного департамента МВД России являются:

— выработка предложений по формированию государственной политики в сфере расследования преступлений, организации деятельности органов предварительного следствия и исполнения законодательства об уголовном судопроизводстве;

— организационно-методическое руководство деятельностью органов предварительного следствия в системе МВД России в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования;

— расследование наиболее сложных, носящих международный и межрегиональный характер, а также представляющих повышенную общественную опасность и значимость преступлений непосредственно следователями Следственного департамента МВД России;

— осуществление в пределах своей компетенции взаимодействия с органами государственной власти по вопросам, связанным с предупреждением, выявлением и расследованием преступлений.

В структуре Следственного департамента МВД России имеется ряд управлений и отделов:

— управление по расследованию организованной преступной деятельности;

— управление по обеспечению деятельности органов предварительного следствия;

— отдел кадров и государственной службы;

— отдел делопроизводства и режима;

Нижестоящими подразделениями Следственного департамента МВД России являются:

— следственные части главных управлений МВД России но федеральным округам;

— следственные управления управлений на транспорте МВД России по федеральным округам;

— следственные управления (отделы) линейных управлений МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;

— главные следственные управления (управления, отделы) министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам РФ;

— следственные управления (отделы, отделения, группы) управлений, отделов МВД по районам, городам и иным муниципальным образованиям, управлений, отделов МВД России по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, линейных отделов МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;

— следственный отдел Управления МВД России на комплексе «Байконур».

Следователи органов ФСБ России осуществляют предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях против государственной безопасности, о ряде преступлений в сфере экономической деятельности, против общественной безопасности (терроризм, диверсия) и др.

В структуре центрального аппарата ФСБ России имеется следственное управление, которое расследует особо важные уголовные дела из числа входящих в подследственность следователей ФСБ России, а также оказывает методическую помощь нижестоящим следственным органам. В управлениях ФСБ России по субъектам РФ имеются следственные отделы (отделения), сотрудники которых осуществляют предварительное следствие и реализуют иные предусмотренные законом полномочия.

Следователи органов ФСКН России осуществляют предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, совершенных в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

В центральном аппарате ФСКН России в качестве структурного подразделения действует Следственный департамент, в структуру которого входят следственное управление, зонально-следственное управление и методико-аналитическое управление.

Основными задачами Следственного департамента ФСКН России являются:

— организация и производство предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях, отнесенных законодательством к подследственности органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

— организационное обеспечение и контроль деятельности территориальных следственных органов ФСКН России;

— организационно-методическое обеспечение подразделений дознания территориальных органов ФСКН России;

— аналитическое и методическое сопровождение деятельности территориальных следственных органов ФСКН России и подразделений дознания органов ФСКН России.

В структуре региональных управлений ФСКН России, управлений ФСКН России но субъектам РФ имеются следственные службы, а в составе межрайонных, районных (городских) отделов ФСКН России — следственные отделения. Должностные лица этих органов производят предварительное следствие по уголовным делам, отнесенным к их подследственности в соответствии с законом, а также выполняют иные полномочия.

Основными должностными лицами, наделенными полномочиями по осуществлению предварительного следствия, являются следователь и руководитель следственного органа. Полномочия данных лиц закреплены в уголовно-процессуальном законодательстве вне зависимости от их ведомственной принадлежности. Различаются лишь конкретные преступления, уголовные дела по которым подследственны следователям различных ведомств, сами же полномочия должностных лиц являются равными и неизменными.

Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах своей компетенции осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

Следователь уполномочен:

— возбуждать уголовное дело, принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;

— самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

— давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-разыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

— обжаловать с согласия руководителя следственного органа решения прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;

— осуществлять иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством.

Руководитель следственного органа — это должностное лицо, которое возглавляет соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель.

Руководитель следственного органа уполномочен:

— поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, изымать уголовное дело у одного следователя и передавать его другому, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству;

— проверять материалы проверки сообщения о преступлении или материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;

— давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий и по другим вопросам;

— давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства о производстве ряда следственных действий или избрании ряда мер процессуального принуждения;

— отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если тот нарушил требования закона;

— утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу;

— возвращать уголовное дело следователю для производства дополнительного расследования со своими указаниями;

— осуществлять иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Кроме этого, руководитель следственного органа вправе возбудить уголовное дело и провести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя.

Впервые в России идея создания следственного ведомства, организационно и функционально независимого от иных органов государственной власти, была реализована Петром I в ходе судебной реформы, одним из направлений которой стало разделение уголовного процесса на стадии предварительного расследования и судебного разбирательства.

Именной указ от 25 июля 1713 г. об основании
следственной канцелярии М.И. Волконского.
Подлинник. Подпись-автограф Петра I

(РГИА.Ф. 1329. Оп.1.Кн.27.Л.1)

В 1713 г. были учреждены первые специализированные следственные органы России — «майорские» следственные канцелярии, которые в соответствии с Наказом «майорским» следственным канцеляриям от 9 декабря 1717 г. были подчинены непосредственно Петру I. К подследственности этих органов были отнесены дела о наиболее опасных деяниях, посягающих на основы государственности, в первую очередь о преступлениях коррупционной направленности, совершаемых высокопоставленными должностными лицами органов государственной власти (взяточничество, казнокрадство, служебные подлоги, мошенничество).

Как отмечают историки, в первой четверти XVIII в. внимание этих органов привлекли 11 из 23 российских сенаторов. Непосредственная подчиненность главе государства и независимость от иных высших органов государственной власти позволили обеспечить объективность и беспристрастность «майорских» следственных канцелярий при осуществлении уголовного преследования должностных лиц.

Современники отмечают, что даже Сенат не осмеливался вмешаться в деятельность «майорской» канцелярии. Так, согласно протоколу заседания Сената от 17 октября 1722 г., рассмотрев обращение Святейшего Синода с жалобой на действия представителя следственной канцелярии И.И. Дмитриева-Мамонова, сенаторы распорядились: «Ответствовать, что понеже оныя канцелярии Сенату не подчинены, того ради им, Правительствующему Сенату, о том и рассуждения никакого определить не надлежит».

Таким образом, при Петре I впервые была сформирована концепция вневедомственного предварительного следствия. В соответствии с ней следственный аппарат рассматривался как правоохранительное ведомство, специализирующееся исключительно на расследовании наиболее опасных преступлений, посягающих на интересы государства, и наделенное в связи с этим широкими процессуальными полномочиями, самостоятельностью и организационной независимостью от других органов государственной власти.

К сожалению, после смерти Петра I учрежденные им независимые следственные органы упразднили, а концепция вневедомственной модели организации следственных органов была надолго забыта.

Впоследствии, на протяжении второй четверти XVIII – начала XIX в. происходила деформация заложенных Петром I основ модели независимого вневедомственного следствия.
После упразднения следственных канцелярий функция предварительного следствия стала рассматриваться как рядовая процессуальная форма досудебного производства по всем категориям уголовных дел вне зависимости от степени и характера общественной опасности преступления. Вследствие такого снижения статуса предварительного следствия отпала необходимость наделения следственного аппарата особыми процессуальными полномочиями и обеспечения его такой гарантией, как организационная независимость. Поэтому с 1723 до 1860 г. расследованием преступлений занимались, по сути, неспециализированные судебные и административные органы – Главная полицмейстерская канцелярия, Сыскной приказ, нижние земские суды и основанные в 1782 г. управы благочиния. Именно с этим периодом можно связать зарождение и развитие в России так называемой административной модели организации следственного аппарата.

Указом Александра I от 29 августа 1808 г. в г. Санкт-Петербурге была учреждена должность следственных приставов. Эти приставы состояли в штате городской полиции, входившей в систему Министерства внутренних дел (в 1810 – 1819 гг. – Министерства полиции).
К концу XVIII в. стало очевидно, что следует более рационально расходовать объективно ограниченные следственные силы. Возникла необходимость дифференцировать формы предварительного расследования в зависимости от характера и тяжести преступления, выделив в одну группу сокращенные по времени и упрощенные по процедуре, а в другую — более длительные и сложные. Такая дифференциация была введена в 1832 г. отдельными положениями ч. 2 т. 15 Свода уголовных законов. В соответствии с ними досудебное следствие могло быть произведено в форме предварительного следствия (эта сокращенная и упрощенная процессуальная форма явилась, по сути, прообразом современного дознания) и следствия формального (данная более продолжительная и сложная процессуальная форма — прообраз современного предварительного следствия).

Однако уже в начале XIX в. обнаружились недостатки административной модели следственного аппарата. Организационная подчиненность следственной службы руководству Министерства внутренних дел и связанная с этим незаинтересованность ведомства в уголовном преследовании должностных лиц органов государственной власти обусловили значительный рост коррупции и, как следствие, сопутствующих ей видов преступности, в первую очередь – экономической. Стало очевидным, что при такой модели организации следственный аппарат способен эффективно противостоять только общеуголовным преступлениям и не вполне приспособлен для борьбы с опасными посягательствами на основы государственности.

Первый лист подлинника
именного указа от 8 июня 1860 г.
об учреждении в России
судебных следователей

(РГИА.Ф.1329.ОП.1.Кн.722.Л.218)

Последний лист подлинника
именного указа от 8 июня 1860 г.
об учреждении в России
судебных следователей

(РГИА.Ф.1329.ОП.1.Кн.722.Л.223 об.)

В связи с этим одно из направлений судебной реформы 1860 г. заключалось в поиске новых форм организации предварительного следствия, отличных от административной модели. Однако возврат к петровской вневедомственной модели предварительного следствия в тот период даже не рассматривался. Как представляется, одной из основных причин этому стало слабое влияние главы государства на происходившие в стране политические процессы.
В итоге было принято решение вывести следственные органы из состава полиции и передать их в организационную структуру судов. В 44 губерниях Российской империи были введены 993 должности судебных следователей.
Этот этап развития института предварительного следствия связывается с зарождением так называемой судебной модели организации следственного аппарата в России. Эта модель легла в основу организации учрежденного немного позже аппарата военных следователей, которые согласно положениям Военно-судебного устава 1867 г. состояли при военно-окружных судах.

В рамках названной модели следственная служба развивалась вплоть до Октябрьской революции 1917 г., когда на основании декрета от 24 ноября 1917 г. № 1 «О суде» институт судебных следователей был упразднен. В период зарождения и становления советского государства юстиция в целом являлась одним из инструментов классовой борьбы и средством утверждения воли господствующего класса. В свете названной идеологии следственные подразделения стали создаваться практически при всех правоохранительных органах, в том числе судебных.
Так, 22 ноября 1918 г. был образован единый следственный отдел ВЧК, а 11 августа 1921 г. —следственная часть при Президиуме ВЧК. Начиная с августа 1918 г. формировались следственные подотделы либо при каждом отделе губернской или уездной ЧК либо при соответствующем органе в целом.

Согласно статьям 32 и 33 Положения о судоустройстве РСФСР от 11 ноября 1922 г. следственный аппарат судебной системы включал в себя следующие должности:
1) участковых народных следователей при народных судах;
2) старших следователей при губернских судах;
3) следователей по важнейшим делам при Верховном Суде РСФСР;
4) следователей по важнейшим делам при Наркомате юстиции.

Согласно пункту 5 статьи 23 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в редакции 1923 г. к названному перечню следственных должностей были добавлены следователи военных и военно-транспортных трибуналов.

Однако во многом под воздействием административной реформы 1923 – 1927 гг., суть которой сводилась к усилению принципа административной централизации в управлении государством, доминировавшая в 1922 г. в организации следственных органов судебная модель постепенно начала заменяться административной. Такая система в свете административной реформы виделась более управляемой.

В 1927 г. в Московской губернии в порядке эксперимента судебные следователи были переведены в органы прокуратуры. Признав эксперимент успешным, коллегия Наркомата юстиции 12 апреля 1928 г. постановила передать «следственный аппарат в полное распоряжение прокуратуры по РСФСР». 3 сентября 1928 г. данное постановление Наркомата получило закрепление в постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «Об изменении Положения о судоустройстве РСФСР». Согласно ст. 4 постановления ЦИК и СНК СССР от 30 января 1929 г. военные следователи аналогичным образом перешли в подчинение органов военной прокуратуры.

Таким образом, в конце 1930 годов институт судебного следствия, функционировавший в России в различных видах с 1864 г., бесповоротно прекратил свое существование. В стране окончательно утвердилась административная модель организации предварительного расследования.

В силу статьи 2 постановления ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1936 г. органы прокуратуры и следствия отделились от наркоматов юстиции союзных и автономных республик и перешли в исключительное подчинение прокурора СССР.

По постановлению СНК СССР от 5 ноября 1936 г. «О структуре Прокуратуры Союза ССР» в Прокуратуре СССР был учрежден следственный отдел.

В 1938 – 1939 гг. следственные подразделения были учреждены также в органах госбезопасности и милиции, подведомственных в то время НКВД СССР. Следственным аппаратом располагало и созданное в апреле 1943 г. Главное управление контрразведки «Смерш» Наркомата обороны.

Дальнейшее развитие следственного аппарата связано исключительно с периодическими перераспределениями функции предварительного следствия между прокуратурой и органами внутренних дел. Причем, как показывает анализ исторических предпосылок этого процесса, такое перераспределение обычно не было основано на каких-либо научных доктринах или хотя бы принципах политической целесообразности, а зависело от степени политического влияния руководителя ведомства на высшее руководство страны.

Так, в немалой степени под вилянием Генеральной прокуратуры в ходе судебной реформы 1956 – 1964 гг. было упразднено Министерство внутренних дел. Во вновь созданном ведомстве, названном Министерством охраны общественного порядка, следственного подразделения не было.

Вскоре аналогичные нормы были закреплены и в уголовно-процессуальных кодексах союзных республик. Так, в пункте 7 статьи 34 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР 1960 г. было сказано, что термином «следователь» должны именоваться исключительно следователи прокуратуры и органов государственной безопасности.

С этого времени объем дел, расследуемых следственными подразделениями органов прокуратуры, стал неуклонно возрастать. Так, если в 1960 г. в РСФСР следователями прокуратуры было окончено производством 184 405 уголовных дел, то в 1961 г. — 244 280, а в 1962 г. — уже 256 123.

Однако в середине 1960 г. с усилением политического влияния руководства Министерства охраны общественного порядка РСФСР и ослаблением позиций Генеральной прокуратуры ситуация стала меняться.

Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 г. в Министерстве охраны общественного порядка (позже снова преобразованном и переименованным в Министерство внутренних дел) было создано следственное подразделение. При этом часть штатной численности следователей прокуратуры была передана в Министерство охраны общественного порядка.

После назначения на должность Министра охраны общественного порядка (позже ставшего Министром внутренних дел) Щелокова Н.А. и еще большего усиления влияния органов внутренних дел наметилась тенденция к расширению круга дел, подследственных следователям органов внутренних дел, за счет сокращения круга дел, отнесенных к подследственности следователей прокуратуры. Подтвердим сказанное статистическими данными: в 1964 г. было 256 815 дел, оконечных производством следователями органов внутренних дел, в 1974 г. – 457 173 дела, в 1989 г. – 976 123 дела.

К 1990 г. в производстве следователей органов внутренних дел находилось свыше 90 % уголовных дел, а следователей прокуратуры – всего 9,1 %.
С начала периода «оттепели» в 1960 годах стала очевидной необходимость реформирования действующей административной модели следствия. На этой волне впервые за многие десятилетия внимание привлекла к себе забытая петровская вневедомственная модель предварительного следствия. Сначала – в кругах научной общественности, а затем – и на уровне высшего руководства страны.

В результате в апреле 1990 г. на I съезде народных депутатов СССР Комитету Верховного Совета СССР по законодательству и Совету Министров СССР было поручено подготовить и внести предложения о создании «союзного Следственного комитета».

После всех доработок и согласований в первом полугодии 1993 г. проект закона «О Следственном комитете Российской Федерации» был внесен на рассмотрение Верховного Совета России и одобрен в первом чтении. Однако роспуск Верховного Совета помешал принятию этого закона.

На протяжении последующего десятилетия неоднократно предпринимавшимся попыткам внести законопроекты о реформировании следственных органов неизменно мешала нестабильная политическая ситуация в стране.

Лишь в 2007 г. в условиях относительной стабильности и консолидации политических сил удалось принять федеральные законы от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и от 6 июня 2007 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации». В соответствии с этими нормативными правовыми актами из компетенции прокурора были исключены полномочия по процессуальному руководству следствием. Однако самым главным новшеством было то, что следственный аппарат органов прокуратуры стал относительно самостоятельным ведомством. Перечисленные меры создали условия для дальнейшей полной организационной и функциональной независимости следственного органа.

Однако на этом этапе вновь созданный Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации еще входил в систему органов прокуратуры, Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в связи с занимаемой должностью являлся Первым заместителем Генерального прокурора Российской Федерации, а работники Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации — прокурорскими работниками.

Вместе с тем в соответствии с частью 3 статьи 20.1 Федерального закона «О прокуратуре» Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации назначался на должность и освобождался от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Первый заместитель и заместители Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации назначались на должность и освобождались от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Остальные работники назначались на должность и освобождались от должности Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации утверждал структуру и штатное расписание ведомства, а также определял полномочия его подразделений.

Таким образом, на данном этапе развития, несмотря на организационно-правовое объединение Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с органами прокуратуры, определенная административная подчиненность руководителя следственного ведомства Генеральному прокурору Российской Федерации была устранена. Вопросы кадровой политики, определения структуры ведомства, а также наделения работников следственного органа полномочиями были переданы в компетенцию Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

Модель организации следственного органа уже на том этапе по своей правовой сути не являлась административной. Она включала в себя практически все традиционные элементы (признаки) вневедомственной модели: организационную независимость и отсутствие административного подчинения и подотчетности руководителю непрофильного ведомства; функциональную независимость, которая обеспечивала объективность и беспристрастность расследования. Организационная включенность в структуру органов прокуратуры носила лишь формально-правовой, а не административный характер.

Церемония вручения знамени
Следственного комитета Российской Федерации

Однако окончательное восстановление петровской вневедомственной модели организации следствия произошло 15 января 2011 г., когда вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации». Как отмечалось в пояснительной записке к проекту данного закона, функционирование Следственного комитета вне системы прокуратуры Российской Федерации создаст необходимые условия для эффективной реализации полномочий прокуроров по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, усиления взаимодействия следственных органов с органами прокуратуры, позволит повысить объективность следствия, тем самым обеспечивая законность в сфере уголовного судопроизводства и неукоснительное соблюдение конституционных прав граждан.

Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» установил, что руководство деятельностью вновь созданного следственного органа осуществляет Президент Российской Федерации. В развитие положений закона Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» были утверждены:
Положение о Следственном комитете Российской Федерации;
перечень соответствия специальных званий сотрудников Следственного комитета Российской Федерации классным чинам прокурорских работников органов прокуратуры Российской Федерации и воинским званиям;
перечень должностей в Следственном комитете Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение высших специальных званий;
перечень соответствия должностей в Следственном комитете Российской Федерации, в том числе в военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных или воинских званий, должностям, которые были предусмотрены в Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации, в том числе в военных следственных органах Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» Председатель Следственного комитета Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации без одобрения органа законодательной власти, как это было ранее. Председатель Следственного комитета Российской Федерации ежегодно представляет Президенту Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, состоянии следственной деятельности и проделанной работе по повышению ее эффективности.
Названные нововведения создали благоприятные условия для эффективной борьбы с коррупцией, в том числе в высших органах представительной и исполнительной власти, что ранее представлялось затруднительным в связи с обусловленностью назначения руководителя следственного ведомства по согласованию с названными государственными органами и подотчетностью им.

В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации не входит ни в структуру какого-либо органа государственной власти, ни в какую-либо из ветвей государственной власти. По сути, реализуемая им следственная власть является продолжением президентской власти и может рассматриваться как элемент сдержек и противовесов в системе разделения властей.

Несмотря на относительную «молодость», деятельность и дальнейшее развитие вновь созданного следственного ведомства будет строиться на принципах уважения и преемственности глубоких исторических традиций российского следствия, основы которого были заложены еще Петром I, и которые в новых условиях работы будут последовательно развиваться.