Представленный на регистрацию коллективный договор должен быть

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР В НОВЫХ УСЛОВИЯХ

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР В НОВЫХ УСЛОВИЯХ

Упоминания и ссылки на коллективный договор, нормы, относящиеся к коллективно-договорному регулированию, содержатся более чем в сотне статей Трудового кодекса. Целый ряд его нормативных положений не может быть реализован иначе, как через механизм коллективного договора.

Трудовой кодекс изменил условия представительства сторон, порядок разработки и заключения коллективного договора. Специальный раздел Кодекса посвящен социальному партнерству в сфере труда, одной из форм которого названы коллективные переговоры по подготовке проектов кол­лективных договоров, соглашений и их заключению.

Коллективный договор заключается на основе принципов социального партнерства:
• равноправия сторон;
• уважения и учета интересов сторон;
• заинтересованности сторон в участии в договорных отношениях;
• содействия государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
• соблюдения сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;
• полномочности представителей сторон;
• свободы выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
• добровольности принятия сторонами на себя обязательств;
• реальности обязательств, принимаемых сторонами на себя;
• обязательности выполнения коллективных договоров, соглашений;
• контроля за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
• ответственности сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

НЕОБХОДИМОСТЬ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА

Коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателями в лице их представителей. Он заключается в соответствии с законодательством Российской Федерации и часто бывает необходим для нормативного обоснования действий руководителя (например, по оплате труда персонала).

В ряде регионов организации, заключившие коллективный договор, пользуются особой поддержкой местных властей. Например, в столице они обладают преимущественным правом на рассмотрение в Правительстве Москвы и других городских структурах вопросов обеспечения своей социальной и экономической деятельности. Это право закреплено в Законе Москвы «О социальном партнерстве».

Почему коллективный договор нужен работодателю? Как правило, его заключение оказывает положительное влияние на мотивацию труда. Люди трудятся с большей отдачей, когда видят, что руководитель считается с их мнением и интересами, а не воспринимает их простыми «винтиками» в большом производственном механизме. Наличие коллективного договора — признак солидной организации, уверенно смотрящей вперед, заботящейся о своем кадровом потенциале. В процессе работы над проектом колдоговора у руководителя появляется уникальная возможность составить максимально точное представление о реальных интересах и потребностях работников. Заключение коллективного договора помогает наладить партнерские отношения работодателя с профсоюзом.

Почему коллективный договор нужен работникам и профсоюзам? Он устанавливает права и гарантии, улучшающие их положение по сравнению с законодательством. Работникам следует понимать, что в ситуации, существующей на рынке труда, большинство из них не смогут в одиночку получить те условия труда, которых может добиться профсоюз в процессе коллективных переговоров. Коллективный договор — главный инструмент реализации защитной функции профсоюза в организации, показатель эффективности работы профкома. В нем содержится механизм реализации законных прав профсоюза, что способствует его деятельности в организации.

СТОРОНЫ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА И ИХ ПРЕДСТАВИТЕЛИ

Сторонами коллективного договора являются работники и работодатель.

РАБОТНИКИ — физические лица, вступившие в трудовые отношения с работодателем. Эти отношения базируются на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности) с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (ст. 15, 20 ТК РФ).

Лица, связанные с организацией гражданско-правовыми отношениями, в том числе и длительного характера, могут участвовать в коллективных переговорах лишь в качестве приглашенных экспертов, специалистов и посредников. Они не являются работниками организации, поскольку не подчиняются правилам внутреннего трудового распорядка, самостоятельно определяют условия своего труда, по- лучают вознаграждение не за выполнение трудовой функции, а за конкретные услуги или товары. Коллективный договор на них не распространяется.

В ряде случаев первичная профсоюзная организация в соответствии с ст. 3 ФЗ от 12.01.96 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» объединяет в своих рядах не только работников, но и временно не работающих, пенсионеров. В коллективном договоре могут быть предусмотрены меры социальной поддержки работодателем определенного круга лиц, не обладающих статусом работника (ветеранов, безработных, несовер­шеннолетних детей умерших работников и т.д.). На собраниях, связанных с волеизъявлением работников в отношении коллективного договора, пенсионеры и вре­менно не работающие члены профсоюза могут участвовать только в качестве приглашенных. В то же время, поскольку эти лица входят в состав субъекта коллек­тивных трудовых отношений — первичной профсоюзной организации — они могут быть направлены ее органом в комиссию для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.

Представители работников. Интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками (ст. 29 ТК РФ).

Трудовым кодексом предусмотрено несколько вариантов представительства интересов работников.

ВАРИАНТ 1. В организации действует одна первичная профсоюзная организация, объединяющая в своих рядах более половины работников.

Такая первичная организация обладает исключительным правом на представительство интересов работников при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением. Это соответствует международным стандартам в сфере труда. Согласно Рекомендации № 91 МОТ (1951) коллективный договор должен заключаться представительными организациями трудящихся и лишь при отсутствии таких организаций — иными представителями работников.

Работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем (ст. 30 ТК РФ). Это можно сделать путем обращения в профком с соответствующим заявлением или на общем собрании (конференции).

Подчеркнем, что Трудовой кодекс устанавливает право работников, не являющихся членами профсоюза, уполномочить профком на представительство их интересов во взаимоотношениях с работодателем, а не обязанность профкома собирать подобные полномочия. Работники, не являющиеся членами профсоюза, получают гарантию защиты своих интересов при ведении коллективных переговоров, при решении различных вопросов социально-трудовых отно­шений в организации. Взамен они могут добровольно участвовать в формировании финансовой основы деятельности профсоюзной организации. Согласно ст. 377 ТК РФ в организациях, в которых заключены коллективные договоры, работодатели по письменному заявлению работников, не являющихся членами профсоюза, ежемесячно перечисляют на счета профсоюзной организации денежные средства из их заработной платы на условиях и в порядке, которые установлены коллективными договорами.

Профком первичной организации, объединяющей большинство работников, может не учитывать в процессе коллективных переговоров мнения и пожелания непрофсоюзного меньшинства, не уполномочившего его представлять свои интересы. Заключенный профкомом коллективный договор будет распространяться на всех работников, однако содержание этого правового акта в значительной мере зависит от позиции профсоюзных представителей на перего­ворах.

ВАРИАНТ 2. В организации отсутствует профсоюз или действует одна первичная профсоюзная организация, объединяющая менее половины работников.

В этом случае в организации проводится общее собрание (конференция) работников, на котором они поручают представление своих интересов профсоюзной организации (если она есть) либо иному представителю (ст. 31 ТК РФ). Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих, а конференция — если на ней присутствует не менее 2/3 избранных делегатов (ст. 399 ТК РФ). Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины работников, присутствующих на собрании (конференции) (ст. 410 ТК РФ).

Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий (ст. 31 ТК РФ) и использоваться для воспрепятствования деятельности профсоюзов в соответствии с ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (п. 1 ст. 16 Закона). А поскольку одно из основных прав профсоюзов — это право на ведение коллективных переговоров, даже самая малочисленная первичная профсоюзная организация не может быть исключена из переговорного процесса. Профсоюзы имеют право выдвигать кандидатуры своих представителей для избрания в иные представительные органы работников в организации (п. 3 ст. 16 Закона о профсоюзах). Им следует настаивать, чтобы доля участия профсоюзных представителей в этих органах была не меньшей, чем отношение численности членов профсоюза ко всем работникам организации.

РАБОТОДАТЕЛЬ — физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником (ст. 20 ТК РФ).

Филиалы, представительства, иные обособленные структурные подразделения организации не являются работодателями. Тем не менее, в них могут заключаться отдельные коллективные договоры (ст. 40 ТК РФ). Таким образом, в крупных организациях, обладающих разветвленной структурой, возможно заключение десятков коллективных договоров с одним и тем же работодателем.

Представители работодателя. Представителями работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора являются руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с Трудовым кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами и локальными нормативными актами (ст. 33 ТК РФ).

Интересы работодателя при коллективных переговорах обычно представляет руководитель организации (единоличный исполнительный орган юридического лица), если иное не предусмотрено ее уставом. В случае признания организации банкротом и открытия конкурсного производства или введения внешнего управления интересы работодателя в коллективно-договорных отношениях представляет конкурсный управляющий или внешний управляющий.

Руководитель филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения организации, в котором заключается коллективный договор, представляет интересы работодателя в соответствии с приказом руководителя или уставом организации.

Руководитель организации вправе издать приказ или распоряжение, в котором он полностью или частично делегирует свои полномочия по ведению коллективных переговоров, заключению и изменению коллективного договора другим лицам. Если передача полномочий им не оформлена, первичной проф­организации или иным представителям работников следует настаивать на личном участии руководителя в переговорах. В противном случае заседания комиссии по подготовке проекта колдоговора превратятся в пустые дискуссии с людьми, не имеющими права принятия решений, а любые договоренности, достигнутые на таких заседаниях, не будут иметь силы.

Представлять работодателей — государственные и муниципальные предприятия, а также организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, могут органы исполнительной власти и органы местного самоуправления (ст. 34 ТК РФ). Однако чтобы это положение было реализовано на практике, данные органы должны быть уполномочены на представительство законодательством или работодателя

СОЗДАНИЕ КОМИССИИ ДЛЯ ПЕРЕГОВОРОВ при заключении КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА

Инициатором коллективных переговоров по разработке, заключению и изменению коллективного договора вправе выступить любая из сторон.

Представители стороны, получившие уведомление в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров, обязаны в течение семи календарных дней вступить в них (ст. 36 ТК РФ). В этот срок включаются и нерабочие дни. Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 14 ТК РФ). Например, если срок вступления в переговоры истекает 12 декабря, а следующие за ним 13 и 14 декабря являются нерабочими днями, то последним днем, когда сторона, получившая уведомление, обязана начать переговоры, является 15 декабря.

Уведомление вручается в установленном порядке лицу, ответственному за прием деловой корреспонденции в организации, с отметкой на копии документа о дате его получения, или направляется на имя руководителя организации почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Уведомление составляется в произвольной форме. В нем рекомендуется сформулировать ваши предложения по срокам, порядку и месту проведения переговоров, указать состав лиц, избранных в комиссию по коллективным переговорам решением профсоюзного органа, единого представительного органа нескольких первичных профсоюзных организаций или иных представителей работников.

Примерный текст уведомления со стороны представителей работников выглядит следующим образом:

о начале коллективных переговоров

Профсоюзный комитет ___________________________ (наименование организации)

а) единый представительный орган первичных профсоюзных организаций (указать, каких), сформированный совместным решением профсоюзных коми­тетов (дата), протокол №__ _ ,

б) представительный орган (или представитель) работников, уполномоченный решением общего собрания (конференции) работников от__ протокол № )

уведомляет Вас о намерении вступить в переговоры по заключению коллективного договора на 2002- 2004 гг.

В соответствии с ст. 36 Трудового кодекса РФ и ст. 12 Закона РФ »О коллективных договорах и соглашениях» предлагаем в семидневный срок издать приказ о сроках разработки проекта и заключения коллективного договора, составе комиссии для ведения переговоров, порядке и месте ее работы.

Со своей стороны предлагаем провести переговоры в течение _____ (срок не более 3 месяцев) и заключить коллективный договор до ________.

Интересы работников на переговорах представляют:___________________________________

(Список членов комиссии от стороны работников)

Заседания комиссии предлагаем проводить еженедельно по вторникам или средам в любое удобное стороне Работодателя время, местом переговоров определить ______.

(Иные лица, возглавляющие

представительство работников) ____________________________

«____»_________________ 2002 года

В том случае, если в организации действует несколько профсоюзов, они могут создать единый представительный орган заранее и направить работодателю совместное уведомление о начале переговоров. Время формирования такого органа определяется самими профсоюзами, поскольку срок в пять календарных дней, определенный в ч. 3 ст. 37 ТК РФ, начинает свой отсчет с момента начала коллективных переговоров — т.е. по истечении семи календарных дней после того, как представители работодателя получили письменное уведомление от выборного органа одной из первичных профсоюзных организаций.

Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, изменении или дополнении коллективного договора, а также необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора в определенные сторонами сроки влекут наложение административного штрафа в размере от 10 до 30 минимальных размеров оплаты труда в соответствии с ст. 5.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Приступая к коллективным переговорам, стороны на равноправной основе образуют комиссию для их ведения, подготовки проекта коллективного договора и его заключения. Лиц, направляемых для работы в комиссии, каждая из сторон определяет самостоятельно, в рамках совместных договоренностей о ее количественном составе.

Создание комиссии оформляется приказом руководителя организации и постановлением профсоюзного комитета. Примерный текст приказа приводится ниже.

№_____ от _________________

О проведении коллективных переговоров

по подготовке и заключению коллективного договора

В соответствии с Трудовым кодексом РФ, Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях от 11 марта 1992 г. № 2490-1 (с изменениями и до­полнениями от 1 мая 1999 г. №__ 176-ФЗ), ____ (другие правовые основания), уведомлением профсоюзной организации от ______ о начале коллективных переговоров по подготовке и заключению коллективного договора

1. Приступить к переговорам по подготовке и заключению коллективного договора на 2002 — 2004 гг.

2. Сформировать двустороннюю комиссию в составе __ человек, поручив представлять интересы работодателя: ____________________
(список)

и включив в нее со стороны работников_______________________________________

(список из постановления профкома от «___»____2002г. №___ )

3. Освободить всех членов комиссии от основной работы на время ее заседаний, а _______________ — на все время переговоров с сохранением среднего заработка.

4. Утвердить Положение о порядке ведения переговоров и заключении коллективного договора на 2002 — 2004 гг.

5. Заседания комиссии проводить еженедельно по вторникам в 15.00.

6. Руководителям отделов на основании письменного запроса представлять в комиссию необходимую для коллективных переговоров информацию в течение _ дней (указать срок не более двух недель).

7. Начальнику АХО _____ подготовить помещение _________ для ведения в нем переговоров, обеспечить членов комиссии всем необходимым для работы по подготовке проекта коллективного договора.

Руководитель организации ________________

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КОМИССИИ ПО ПЕРЕГОВОРАМ

Трудовой кодекс дает представителям сторон практически полную свободу решения вопросов о сроках, месте и порядке коллективных переговоров (ст. 37). Единственное ограничение содержится в требовании подписать коллективный договор на согласованных условиях в срок не позднее трех месяцев со дня начала переговоров (ст. 40). Условия деятельности двусторонней комиссии следует отразить в специальном Положении, утверждаемом приказом руководителя организации и постановлением профсоюзного комитета (см. приложение 1).

Работодатель обязан создать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников и комиссии по переговорам, в том числе безвозмездно предоставить им помещения для заседаний, проведения собраний и консультаций, средства внутренней связи и информации, множительную и иную оргтехнику, места для размещения стендов.

Заседания комиссии лучше проводить «на нейтральной территории» — в помещении, приспособленном для ведения переговоров, но при этом не являющемся ни кабинетом руководителя организации, ни комнатой профкома. Тогда все члены комиссии будут чувствовать себя максимально свободно.

Успех переговоров во многом зависит от поведения председателя заседаний. Очень часто комиссию возглавляют два сопредседателя от каждой из сторон, которые по очереди ведут заседания. Задача председателя — поддержание порядка во время дискуссий, строгое следование принципам социального партнерства и совместно выработанному регламенту переговоров. На роль председателя необходимо выдвигать людей, авторитетных в коллективе, обладающих навыками конструктивного диалога, умеющих ценить время, контролировать свои эмоции, разрешать конфликтные ситуации, возникающие между участниками переговоров, и жестко требовать соблюдения совместно выработанного порядка работы комиссии.

К переговорам необходимо тщательно подготовиться. Каждая из сторон должна заранее выработать предложения о содержании коллективного договора, продумать стратегию и тактику своего поведения на переговорах. Членам комиссии необходимо изучить нормативно-правовую базу регулирования вопросов, которые должны стать предметом двусторонних договоренностей, и в первую очередь:

  • Трудовой кодекс Российской Федерации;
  • Кодекс РФ об административных правонарушениях;
  • Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2490-1 «О коллективных договорах и соглашениях» (с изменениями и дополнениями);
  • Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»;
  • Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с изменениями и дополнениями).

Перечисленные законы регулируют коллективно-договорные отношения в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ.

Представители сторон должны изучить содержание генерального, отраслевого, регионального и других видов соглашений, распространяющихся на организацию. Договоренности, достигнутые на более высоких уровнях социального партнерства, — это основа для разработки содержания коллективного договора.

Участники переговоров должны располагать информацией о результатах и перспективах деятельности их организации. На основе анализа этой информации, представителям работников следует продумать максимальные и минимальные границы выдвигаемых требований, а представителям работодателя — максимальные и минимальные условия, на которые они готовы согласиться. Это позволит обеим сторонам гибко маневрировать в процессе переговоров.

Желательно, чтобы члены комиссии освоили навыки переговорного процесса на социально-психологических тренингах, познакомились с научной и учебной литературой по этому вопросу. Это позволит им грамотно вести переговоры:
— не тратить время на позиционный торг;
— уважать собеседника и отделять людей от проблемы;
— сосредоточить внимание на интересах, а не на позициях;
— изобретать взаимовыгодные варианты;
— настаивать на использовании объективных критериев;
— не поддаваться давлению;
— вовремя распознавать намерения и уловки оппонентов.

Трудовой кодекс установил, что стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров. Невыполнение этого требования работодателем или лицом, его представляющим, влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 30 МРОТ (ст. 5.29 КоАП). Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если они относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, их разгласившие, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами (ст. 37). Поэтому членам комиссии, экспертам, специалистам и посредникам, участвующим в переговорах, имеет смысл изучить:
— ст. 139 Гражданского кодекса РФ (в ней дано понятие служебной и коммерческой тайны);
— Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (с изменениями от 6 октября 1997 г. № 131-ФЗ);
— ФЗ от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»;
— Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»;
— постановление Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну».

Участники переговоров освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев. Все затраты, связанные с участием в коллективных переговорах, компенсируются в порядке, установленном законодательством, коллективным договором, соглашением. Оплата услуг экспертов, специалистов и посредников производится приглашающей стороной, если иное не будет предусмотрено коллективным договором, соглашением (ст. 39 ТК РФ).

По сравнению с Законом о коллективных договорах и соглашениях Трудовой кодекс несколько снизил уровень защищенности представителей работников, участвующих в коллективных переговорах (ст. 39). В период ведения переговоров они не могут без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя. Однако, если раньше такая гарантия была всеобъемлющей, то теперь она не распространяется на случаи расторжения трудового договора за виновные действия, например:

— неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;
— однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей (прогул, появление на работе в состоянии опьянения, растрата и т.д.);
— совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя;
— совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального поступка, несовместимого с продолжением данной работы;
— представление работником работодателю подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении трудового договора.

Представитель работников может теперь без всяких согласований быть уволен за разглашение государственной, коммерческой, служебной и иной тайны (подп. «в» п. 6 ст. 81 ТК РФ). Однако речь идет только об охраняемой законом тайне, а не о сведениях, «засекреченных» руководителем организации.

Практика показывает, что переговоры идут быстрее и успешнее в тех организациях, где представители сторон составили график переговорного процесса и спланировали повестку дня заседаний комиссии. Ведение протоколов — еще один важный фактор, дисциплинирующий участников переговоров. Приводим примерную форму протокола.

Коллективные договоры и соглашения в вопросах и ответах

Действующий с 1 февраля 2002 года Трудовой Кодекс РФ значительно изменил законодательство о коллективных договорах и соглашениях. Поскольку в соответствии со ст. 422 Трудового кодекса вес нормативно-правовые акты должны быть приведены в соответствие с Трудовым Кодексом, Закон «О коллективных договорах и соглашениях» применяется в части, не противоречащей Кодексу.

Данное методическое пособие расскажет вам о том, как заключать коллективный договор после принятия Трудового кодекса РФ и как применять новые нормы о коллективных договорах и соглашениях.

1. Что такое коллективный договор?

Напомним, что согласно статье 40 Трудового кодекса РФ, это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Роль коллективного договора в условиях действия нового Трудового Кодекса особенно важна: поскольку Трудовой кодекс по некоторым позициям сводит к минимуму правовую защиту работника, коллективный договор является способом повышения защищенности работника, поскольку в пего можно включить дополнительные права и гарантии для работников. Все зависит от способности представителей работников вести переговоры с работодателем.

При этом законодательство подчеркивает необходимость внесения большего количества льгот и гарантий в коллективные договоры и устанавливает приоритет федеральных актов перед коллективным договором, указывая в ст. 3 Федерального Закона «О коллективных договорах и соглашениях, что условия коллективных договоров и соглашений, ухудшающие по сравнению с действующим законодательством положение работников, недействительны.

2. Что такое соглашение?

Согласно ст. 45 Трудового кодекса РФ, соглашение — правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом и территориальном уровнях в пределах его компетенции.

От коллективного договора соглашение отличается тем, что оно заключается на другом уровне — не предприятия, а уровне отрасли, региона, территории, федерации. В связи с этим представительство интересов работников и работодателей при заключении соглашения также будет осуществляться на этом уровне: если соглашение заключается на уровне отрасли, в его заключении участвуют отраслевое объединение работодателей, отраслевой профсоюз и отраслевое ведомство. Например, Министерство атомной промышленности, отраслевой профсоюз работников атомной промышленности и объединение директоров предприятий, входящих в структуру Министерства атомной промышленности или уполномоченные ими представители.

Соглашения могут быть как двусторонними — между представителем работодателей и работников и трехсторонними — с участием органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, например, территориальное соглашение между объединением работодателей Свердловской области, объединением профсоюзов Свердловской области, Правительством Свердловской области.

3. Кто является представителями работников и работодателя?

Представителями работников при заключении коллективного договора, при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, согласно ст. 29 Трудового кодекса РФ является первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

Трудовой кодекс не содержит понятия первичной профсоюзной организации, однако данное понятие содержится в ст. 3 закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»: первичная профсоюзная организация — добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.

Таким образом, первичные профсоюзные организации представляют работников на уровне одного предприятия (организации) и входят в профсоюз. При этом профсоюзы, действующие на уровне предприятия (организации, учреждения) и не являющиеся при этом первичными профсоюзными организациями, (не входящие в профсоюз, объединяющий несколько профсоюзных организаций), по смыслу толкования статьи 29 Трудового кодекса РФ, не обладают правом представления работников при заключении коллективного договора, пока работники их специально на это не уполномочат.

В связи с этим для многих наших профсоюзов, действующих на предприятии и не являющихся первичными профсоюзными организациями, сейчас может измениться практика представления интересов работников. В этом случае действует статья 31 Трудового Кодекса РФ:

Если первичной профсоюзной организации на уровне предприятия нет или она не объединяет большинство работников, в соответствии со статьей 31 Трудового Кодекса РФ могут быть избраны иные представители:

При отсутствии в организации первичной профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю.

Вопросы, поставленные перед общим собранием и результаты голосования, оформляются протоколом и выписка из протокола будет документом, удостоверяющим полномочия профсоюза по ведению переговоров и заключению коллективного договора.

Иные представители работников: Трудовой кодекс РФ не определяет, какие иные организации или органы могут представлять интересы работников, возможно, это могут быть органы общественной самодеятельности (общее собрание, конференция работников могут избрать определенных лиц для представления своих интересов). Необходимо учитывать, что эти иные представители могут представлять интересы работников только при отсутствии на предприятии профсоюза. Полномочия иных представителей также оформляются протоколом общего собрания (конференции).

Представителями работников при заключении и изменении соглашений являются соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.

На федеральном, региональном, территориальном и отраслевом уровнях при заключении соответствующих соглашений, проведении консультаций и согласовании социально-экономической политики работников представляют только профессиональные союзы, их территориальные организации, объединения профсоюзов (региональные, общероссийские). Другие представители работников в заключении соглашений участия не принимают.

Представителями работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, согласно ст. 33 Трудового кодекса, являются руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с Трудовым кодексом, законами, иными нормативными актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами.

Представителями работодателя при разработке и заключении коллективного договора в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении организации является руководитель соответствующего подразделения, уполномоченный на это работодателем.

Полномочия представителя при этом могут оформляться приказом работодателя или доверенностью, в которых должны содержаться ссылки на конкретные полномочия, которыми работодатель наделяет представителя.

Представителями работодателя при заключении, изменении соглашений работодателей представляют соответствующие объединения работодателей — в зависимости от того, на каком уровне (территориальном, отраслевом, общероссийском) заключается соглашение. Например, если заключается соглашение для отрасли тяжелой промышленности, от имени работодателя действует объединение работодателей тяжелой промышленности и т.д.

Объединения работодателей участвуют в коллективных переговорах, проводимых на уровне региона, отрасли, территории, а

также на федеральном уровне при заключении и изменении соглашений.

Согласно статье 34 Трудового кодекса РФ, муниципальные и государственные предприятия могут не создавать объединения, а назначить своими представителями органы исполнительной власти государства и органы местного самоуправления. Например, Муниципальное унитарное предприятие «Жилкомхоз» может назначить представителем администрацию муниципального образования.

4. Каков порядок разработки проекта коллективного договора и его заключения?

Коллективный договор разрабатывается в процессе коллективных переговоров. Однако проект коллективного договора, с которым представители приходят на переговоры, целесообразно готовить до выхода на коллективные переговоры, чтобы учесть мнение работников и идти на переговоры с уже заранее намеченными целями. Для ведения коллективных переговоров и подготовки текста коллективного договора стороны на равноправной основе образуют комиссию из наделенными необходимыми полномочиями представителей (со стороны работников это должна быть или первичная профсоюзная организация или профсоюз, которому общее собрание в порядке ст.31 передало полномочия по ведению переговоров, или органы общественной самодеятельности, о которых говорилось выше).

Принцип формирования комиссии на равноправной основе имеет большое значение — он означает, что вне зависимости от численности представители каждой из сторон обладают равными правами и равным числом голосов.

5. Как создается единый представительный орган?

При наличии в организации двух или более первичных профсоюзных организаций ими создается единый представительный орган для ведения коллективных переговоров и заключения коллективного договора. Количество представителей пропорционально количеству членов профсоюза. Например, в организации действует 3 профсоюзных организации. От профсоюза численностью 32 человека направлено 2 представителя, от профсоюза численностью 60 человек — 4 представителя, от профсоюза численностью 150 человек — 10 представителей. Таким образом, чем многочисленнее профсоюз, тем больше членов он может направить в единый представительный орган. Представитель должен быть определен от каждой профсоюзной организации.

Если такой единый представительный орган не создан в течение 5 календарных дней с момента начала коллективных переговоров, представительство интересов работников осуществляет организация, объединяющая более половины работников предприятия (организации).

В том случае, если все профсоюзы в организации являются малочисленными, и ни одна не объединяет более половины работников, общее собрание работников тайным голосованием определяет ту профсоюзную организацию, которая должна по поручению собрания сформировать орган, представляющий интересы всех работников.

Когда интересы работников представляет организация, объединяющая более половины работников, или организация, которой общее собрание поручило сформировать представительный орган, другие профсоюзы могут направить своих представителей в состав представительного органа. Эта возможность у них сохраняется до момента подписания коллективного договора, и количество направляемых туда работников также рассчитывается пропорционально численности профсоюза. Например, если профсоюзная организация, объединяющая 100 работников, направляет своих представителей в состав представительного органа, сформированного профсоюзом с численностью 400 человек, она может направить туда в четыре раза меньше работников, чем направлено многочисленным профсоюзом. Однако хотя бы один представитель от малочисленной профсоюзной организации должен войти в состав представительного органа.

Закон исходит из того, что работники должны быть представлены одним органом и выработать единую позицию на коллективных переговорах. В организации должен быть заключен один коллективный договор.

6. Кто может начать коллективные переговоры?

Коллективные переговоры может начать любая из сторон — представитель работников или представитель работодателей. Профсоюз принимает решение о начале переговоров в порядке.

предусмотренном Уставом (на общем собрании профсоюза или на заседании профкома, иного указанного в Уставе органа). Если общее собрание (конференция) работников наделяет каких-либо лиц полномочиями по представлению интересов работников для заключения коллективного договора, работники тем самым могут принимать решение о выступлении с инициативой начала переговоров, либо могут определить конкретную дату направления своими представителями уведомления работодателю.

Итак, сторона, инициирующая начало переговоров, направляет другой стороне уведомление о начале коллективных переговоров. Специально установленной формы такого уведомления нет, однако целесообразно указывать в нем, например, следующее:

«Первичная профсоюзная организация работников Муниципального образовательного учреждения N 15 направляет администрации Образовательного учреждения N 15 Петрову Н.Ю. уведомление о начале коллективных переговоров по разработке и заключении коллективного договора на 2003 год.

Предлагаем в срок до 20 августа 2002 сформировать комиссию для ведения переговоров и включить в комиссию со стороны представителей работников следующих кандидатов: Иванову Е.Ю., преподавателя иностранного языка Сидорову Е.А., преподавателя истории Мишина Е.Ю., преподавателя физкультуры

Дата начала работы комиссии — 21 августа 2002 года, 10.00., место работы комиссии — профком.

1 августа 2002 года.

Профсоюзная организация работников Муниципального образовательного учреждения N 15.»

Уведомление направляется другой стороне с копией, на которой секретарем или самим представителем ставится отметка о принятии, либо направляется по почте с уведомлением о вручении.

Статья 36 Трудового кодекса устанавливает, что представители стороны (представители работников или работодателей), получившие уведомление в письменной форме с предложением вступить в переговоры, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения уведомления.

7. Что является моментом начала коллективных переговоров по заключению коллективного договора?

Моментом начала коллективных переговоров является издание администрацией предприятия приказа о составе комиссии по ведению переговоров по заключению коллективного договора, согласованного с профсоюзом.

Статья 7 Закона «О коллективных договорах и соглашениях» определяет, что состав комиссии, сроки и место проведения и повестка дня определяются решением сторон» — эти вопросы целесообразно решать на первом заседании комиссии.

Что делать, если администрация не издает приказ о формировании комиссии, а переговоры, соответственно, не начинаются?

Такие действия работодателя подпадают под состав административного правонарушения ст.5.28 Кодекса об административных правонарушениях РФ — Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки, влечет за собой наложение штрафа от 10 до 30 МРОТ. Административное взыскание налагает федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда.

У представителей работников нет самостоятельного права составлять протокол об административном правонарушении. Согласно ст. 28.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ протоколы составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях — то есть, государственной инспекцией по труду.

8. Обязаны ли стороны коллективных переговоров по заключению коллективного договора предоставлять друг другу информацию для ведения коллективных переговоров?

Стороны коллективных переговоров в соответствии со ст. 37 Трудового кодекса РФ должны предоставлять друг другу нее позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

В статье 53 Трудового кодекса содержится примерный перечень информации, которую работники имеют право получать от работодателя:

информация по вопросам реорганизации или ликвидации предприятия,

вопросы введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;

вопросы профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников;

другие вопросы, предусмотренные Кодексом, федеральными законами, учредительными документами

Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной).

Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, влечет наложение штрафа от 10 до 30 минимальных размеров оплаты труда, (ст. 5.29 Кодекса об административных правонарушениях). Административное взыскание налагает государственная инспекция по труду в соответствии со ст. 23.12 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

9. Какие гарантии и компенсации есть у лиц, участвующих в коллективных переговорах?

Статья 39 Трудового Кодекса РФ определяет, что лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев (срок работы комиссии).

Все затраты, связанные с участием в коллективных переговорах, компенсируются в порядке, установленном законодательством, коллективным договором, соглашением. Оплата услуг эксперта, специалиста и посредников производится приглашающей стороной, если иное не будет предусмотрено коллективным договором, соглашением.

Представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя, за исключением случаев расторжения договора за совершение проступка, за который в соответствии с Трудовым кодексом РФ предусмотрено увольнение с работы.

10. В течение какого срока должен быть заключен коллективный договор?

Срок, в течение которого должен быть заключен коллективный договор — 3 месяца, согласно ст. 40 Трудового кодекса. Это означает, что коллективный договор должен быть заключен в том виде и на тех условиях, о которых стороны успели договориться за три месяца.

При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев с момента начала коллективных переговоров, стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях, с одновременным составлением протокола разногласий. (ч.2 ст. 40 Трудового Кодекса)

Протокол разногласий — документ, который составляется комиссией по ведению коллективных переговоров в соответствии с ч.2 ст. 40 Трудового Кодекса и п.5 ст.7 Закона «О коллективных договорах и соглашениях» и содержит положения, по которым стороны не смогли придти к согласию.

11. Что происходит с пунктами коллективного договора, по которым стороны не договорились? Когда коллективные переговоры по заключению коллективного договора являются оконченными?

Как мы уже говорили, те пункты коллективного договора, по которым стороны не договорились, находят свое отражение в протоколе разногласий. В работе с этими положениями есть два варианта.

Во-первых, разногласия могут стать предметом дальнейших переговоров (с соблюдением процедуры, которая предусмотрена для заключения коллективного договора — то есть, вся процедура начинается сначала).

Во-вторых, неурегулированные разногласия могут быть разрешены в порядке коллективного трудового спора, с соблюдением порядка, предусмотренного главой 61 Трудового кодекса:

Следует также учитывать, что Кодекс об административных правонарушениях предусмотрел ответственность работодателя:

за уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе, непредоставление помещения для проведения собрания работников в целях выдвижения требований пли создание препятствий проведению такого собрания (штраф от 10 до 30 минимальных размеров оплаты труда).

за невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры (штраф 20-40 минимальных размеров оплаты труда).

увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки (штраф 40-50 минимальных размеров оплаты труда).

Административное взыскание налагает государственная инспекции по труду в соответствии со ст. 23.12 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

12. Вправе ли стороны уклониться от участия в переговорах по заключению коллективного договора?

Стороны не вправе уклоняться от участия в коллективных переговорах. Согласно ст. 5.28 Кодекса об административных правонарушениях РФ, уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, изменении или дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение срока проведения переговоров, необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки, влечет нарушение штрафа от 10 до 30 минимальных размеров оплаты труда.

Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора соглашения, влечет наложение штрафа от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда, (ст. 5.30 Кодекса об административных правонарушениях).

13. Где может быть заключен коллективный договор?

Согласно ч. 4 статьи 40 Трудового Кодекса РФ, коллективный договор может быть заключен как в организации в целом, так и в ее филиалах, представительствах, иных обособленных структурных подразделениях.

Необходимость заключения коллективного договора в филиалах и структурных подразделениях может быть обусловлена удаленностью от основного предприятия (юридического лица), наличием внутренних особенностей филиала, подразделения, профессиональными особенностями работников филиала, представительства. Например, очевидны специфические особенности регулирования труда работников филиала, находящегося в г. Норильске, если юридическое лицо -работодатель находится в Москве.

Стороной коллективного договора в любом случае будет выступать работодатель, то есть организация, а не структурное подразделение, хотя работодатель может выдать руководителю структурного подразделения доверенность или издать приказ о передаче полномочий по представлению интересов организации при разработке коллективного договора, ведении коллективных переговоров и заключении коллективного договора.

Очевидно, что коллективный договор филиала или структурного подразделения не может содержать нормы, ухудшающие положение работника по сравнению с коллективным договором, действующим на предприятии.

Что касается заключения коллективных договоров для работников отдельных профессий на одном предприятии, то из текста нового Трудового кодекса РФ можно сделать вывод, что заключение отдельных коллективных договоров для отдельных категорий работников на одном предприятии невозможно. В Трудовом кодексе РФ очень отчетливо проводится мысль о том, что на одном предприятии может быть только один коллективный договор и единый представительный орган со стороны работников. Наличие филиала и структурного подразделения является исключением из правила, однако не решает проблему различия профессиональных категорий !!нбо’1 пиков, например, сейчас невозможна такая ситуация, чтобы в одной больнице с врачами заключался один коллективный договор, с ^сестрами другой, или на авиапредприятии — отдельный коллективный договор с летным составом, отдельный коллективный договор со штурманами, отдельный коллективный договор с диспетчерами. Таким образом, учесть особенности условий труда отдельных категорий работников можно только в рамках одного на всё предприятие коллективного договора.

14. Какие вопросы могут быть урегулированы коллективным договором?

В силу самого определения коллективного договора, в нем могут содержаться положения о регулировании социально-трудовых отношений между работником и работодателем. Структуру и необходимые для внесения в договор положения стороны определяют сами при ведении переговоров — в этом играет важную роль проекты коллективного договора, представленные сторонами: важно, чтобы работники, которых представляет первичная профсоюзная организация, имели возможность внести свои предложения при подготовке проекта для представления его работодателю. Возможно множество вариантов сбора информации от работников. Самое главное, работники должны знать, что их представители ведут работу над проектом коллективного договора. Поэтому необходимо в каждый удобный момент (на собрании трудового коллектива, собранно профсоюзной организации) сообщать о ситуации с веденном переговоров и предлагать работникам вносить свои варианты каких- либо положений. Можно основные положения проекта договора подготовить в виде листовок и раздавать работникам, чтобы они вносили свои изменения и комментарии.

Пока переговоры не начались или в процессе ведения переговоров можно около профкома повесить стенд с ватманом, разделенном на несколько колонок, которые будут иметь названия разделов коллективного договора «Оплата труда», «время отдыха» и т.д. и предложить работникам вписать в удобной для них форме, какие положения они хотели бы видеть в коллективном договоре. Профсоюзные лидеры также могут использовать свои частые встречи с отдельными работниками для выяснения их мнения и предложений по содержанию коллективного договора.

Примерный перечень вопросов, которые могут содержаться в коллективном договоре, содержится в ст. 41 Трудового кодекса РФ и ст. 13 Закона «О коллективных договорах и соглашениях». Это взаимные обязательства работодателя и работников по следующим вопросам:

-форма, система и размер оплаты труда, денежные вознаграждение пособия, компенсации, доплаты;

-механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, обусловленных коллективным договором

— занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

-продолжительность рабочего времени и времени отдыха;

-улучшение условий охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;

-соблюдение интересов работников при приватизации организации, ведомственного жилья;

экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

-оздоровление и отдых работников и членов их семей;

-отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий ОЛЛСКТИ1ЯЮГО договора, миме вопросы, определенные сторонами.

Статья 41 Трудового кодекса РФ содержит также условия о том, что в коллективном договоре могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами и иными нормативными актами.

15. На какой срок заключается коллективный договор?

В соответствии со ст. 43 Трудового кодекса, коллективный договор заключается на срок не более 3 лет. Стороны могут по взаимному соглашению продлить действие этого коллективного договора еще на три года, но не более. Если профсоюзная организация хочет продлить действие коллективного договора, ей стоит позаботиться об этом заранее: направить другой стороне предложение о продлении срока действия договора за несколько месяцев до его окончания. В данном случае отказ администрации продлить действие коллективного договора может стать предметом коллективного трудового спора, а для его урегулирования понадобится время.

16. На кого распространяется действие заключенного коллективного договора?

Коллективный договор вступает в силу с момента его подписания сторонами. Не стоит путать этот момент с моментом регистрации коллективного договора в органах местного самоуправления (администрации муниципального образования) — такая обязанность лежит на работодателе, и не обуславливает вступление в силу коллективного договора. Как только стороны договор подписали, у них возникли обязательства, которые необходимо исполнять.

Действие заключенного коллективного договора, согласно ст. 43 Трудового кодекса РФ, распространяется на всех работников данной организации, филиала, представительства и иного обособленного структурного подразделения.

17. Что происходит с коллективным договором в случае реорганизации и при изменении наименования организации?

В случае изменения наименования организации, расторжения трудового договора с руководителем организации, согласно ч. 4 ст. 43 Трудового кодекса РФ, коллективный договор сохраняет свое действие.

При реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации. Э то значит, что после того, как реорганизация проведена, коллективный договор свое действие прекращает, а стороны могут направлять друг другу предложения о заключении нового коллективного договора или продлении срока действия прежнего на срок до трех лет.

При смене собственника коллективный договор сохраняет действие, в течение трех месяцев со дня перехода права собственности. По истечении этих трех месяцев стороны также могут направлять друг другу предложения о заключении нового коллективного договора или продлении срока действия прежнего на срок до трех лет.

При ликвидации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока проведения ликвидации. После ликвидации предприятия обязательства по коллективному договору прекращаются.

18. Как вносятся изменения в коллективный договор и соглашение?

Изменения в коллективный договор и соглашения вносятся и том же порядке, который установлен для заключения коллективного договора, то есть, в порядке ведения коллективных переговоров о внесении изменений в коллективный договор (соглашение) между представителями работников и работодателей. (ст. 44, 49 Трудового кодекса)

19. Кто обязан регистрировать коллективный договор и соглашение, в каком порядке это делается?

Согласно ст. 50 Трудового кодекса, после подписания сторонами коллективный договор и соглашение в течение семи дней исправляются’ представителем работодателя на уведомительную регистрацию в орган по труду (в зависимости от уровня акта — соглашения, заключенные на уровне федерации направляются в Министерство труда и социального развития РФ, коллективные договоры — в территориальные органы по труду, например, служба по урегулированию трудовых споров).

Как уже указывалось ранее, вступление в силу коллективного договора не обусловлено регистрацией коллективного договора. К оллективный договор вступает в силу с момента подписания его оторопями, сама же регистрация необходима для информирования исполнительных органов о количестве заключенных коллективных договоров, а также информирования их о содержании условий коллективного договора, для выявления условий, ухудшающих положение работников по сравнению с действующим законодательством и принятия мер для исправления ситуации.

В случае, если такие положения, ухудшающие положение работ и ков по сравнению с действующим законодательством, выявлены, орган по труду сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. В этом случае орган по труду оказывает консультативную помощь представителям сторон в искривлении недостатков, тем самым защищая права работников, а информирование государственной инспекции труда необходимо для контроля за устранением недостатков.

Условия коллективных договоров, соглашений, ухудшающих положение работника по сравнению с законодательством, недействительны с момента принятия коллективного договора, соглашения.

20. Кто контролирует выполнение коллективного договора соглашения? Какая ответственность предусмотрена для сторон в случае неисполнения условий коллективного договора, соглашения?

Прежде всего, контроль за исполнением условий коллективные договоров и соглашений осуществляют сами стороны — предстает ели работников следят за исполнением обязанностей работодателем, работодатель следит за исполнением обязанностей работников по коллективному договору. Помимо этого, контроль признана осуществлять государственная инспекция труда в субъекте РФ: она полномочна проводить плановые проверки на предмет исполнения обязательств сторонами, а также возможны обращения к ним представителей работников и работодателей с требованием провести такую проверку.

Согласно ст. 5.31 Кодекса об административных правонарушениях РФ, нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению, влечет наложение штрафа в размере от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда. Административное взыскание налагает государственная инспекция по труду в соответствии со ст. 23.12 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Приложение 1. Нормы закона «О коллективных договорах и соглашениях», действующие и утратившие свое действие в связи с принятием Трудового Кодекса РФ.