Предоставление земли инвалидам

Предоставление земли инвалидам

Вопрос: Я мама ребенка-инвалида. Слышала, что наша семья может бесплатно в первоочередном порядке получить земельный участок. Мы хотим построить дом. Правда ли это? Как добиться земельного участка?

Ответ. На Ваш вопрос поясняем следующее.

Во-первых, в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Во-вторых, из существа вышеприведенной нормы Федерального закона усматривается, что она предусматривает только первоочередное право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, которое может быть реализовано без участия в торгах.

В- третьих, из данной нормы Федерального закона не вытекает право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на безвозмездное получение земельных участков.

Согласно положениям ч. 1 ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 2 вышеназванной статьи Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В настоящее время, возможность бесплатного предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, инвалидам действующим законодательством не предусмотрена.

Таким образом, инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства без торгов на платной основе.

Механизм предоставления льготы.

•​ Инвалид, член семьи, имеющей в своем составе инвалидов, подаёт письменное заявление в администрацию муниципального образования, в котором проживет. К заявлению прикладывается справка об инвалидности. Заявление необходимо написать в 2-х экземплярах, один их которых подать в администрацию, а на втором поставить отметку о получении. Также заявление можно отправить заказным письмом с уведомлением на адрес администрации.

•​ В 30-дневный срок администрация обязана либо принять решение о первоочередном предоставлении земельного участка либо отказать в его предоставлении.

Наиболее частые нарушения прав инвалидов действиями администрации муниципального образования:

1. В ответе администрации указывается, на отсутствие на территории муниципального образования земельных участков

Право инвалида на первоочередное предоставление ему земельного участка для жилищного строительства порождает обязанность у органа местного самоуправления заключить с инвалидом договор купли-продажи земельного участка без торгов.

Данный вывод подтверждается судебной практикой

от 17 сентября 2008 года

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ВТОРОЙ КВАРТАЛ 2008 ГОДА

Вопрос 2: Порождает ли право инвалида на первоочередное предоставление ему земельного участка для жилищного строительства обязанность органа местного самоуправления заключить с инвалидом договор купли-продажи земельного участка без торгов?

Ответ: Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников).

Аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, «шаг аукциона» и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков.

Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по договору купли-продажи торги не проводятся.

2. В ответе администрации указывается, что все земельные участки, в том числе инвалидам, предоставляются только через торги

При получении данного ответа, инвалиду необходимо обратиться в суд с иском о признании неправомерным отказа в предоставлении ему земельного участка для индивидуального жилищного строительства по его обращению, понуждении к предоставлению в собственность земельного участка размером для индивидуального жилищного строительства в пределах муниципального образования.

Данный вывод подтверждается судебной практикой

У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело №33-***/2010 Судья Ибрагимова Е.А.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

27 апреля 2010 года г. Ульяновск

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Костюниной Н.В., Аладина П.К.,

при секретаре Тарановой А.О.

рассмотрела дело по кассационной жалобе мэрии города Ульяновска на решение Ленинского районного суда Ульяновской области от 22 марта 2010 года, по которому постановлено:

Исковые требования К*** А*** С*** удовлетворить.

Обязать мэрию города Ульяновска выделить К*** А*** С*** в первоочередном порядке земельный участок под индивидуальное жилищное строительство на территории муниципального образования «Город Ульяновск».

Заслушав доклад судьи Костюниной Н.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

К*** А.С. обратился в суд с иском к мэрии г. Ульяновска о возложении обязанности в первоочередном порядке предоставить ему земельный участок под индивидуальное жилищное строительство. Требования мотивированы тем, что он является инвалидом 2-ой группы. 19.01.2010г. он обратился в мэрию г. Ульяновска с заявлением на первоочередное предоставление ему земельного участка под индивидуальное жилищное строительство из территорий, отнесенных генеральным планом г. Ульяновска к индивидуальной жилищной застройке. В ответе ему предложено принять участие в аукционе, что само по себе попирает принцип первоочередности.

Рассмотрев спор по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе представитель мэрии г.Ульяновска просит решение отменить, принять новое решение. Указывает, что на территории г. Ульяновска свободных земельных участков не имеется. Земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов на территории города предоставляются бесплатно в ТИЗ, ПОИЗ, ЖСК, о чем заявитель был уведомлен. Полагает, что К*** вправе реализовать право на первоочередное предоставление земельного участка в порядке ст.30.1 ЗК РФ, когда после публикации сообщения по заявлению гражданина о предоставлении земельного участка, в случае поступления повторных заявлений, земельный участок будет предоставлен гражданину, первому обратившемуся с заявлением, имеющему инвалидность, без проведения аукциона. Мэрией города Ульяновска информационное сообщение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства по заявлению К*** не публиковалось. Также указывает на то, что в резолютивной части решения не отражено, в каком порядке мэрией города должен быть предоставлен земельный участок заявителю.

В связи с неявкой сторон, извещенных о времени и месте слушания дела надлежащим образом, в заседание кассационной инстанции судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст.347 ГПК РФ судебная коллегия законность решения проверяет по доводам, изложенным в кассационной жалобе.

Судом установлено, что К*** А*** С***, 10 августа 1930 года рождения, является инвалидом второй группы по зрению (общее заболевание). Инвалидность установлена ему на срок до 01 сентября 2010 года, дата очередного освидетельствования — 13 августа 2010 года.

19 января 2010 года К*** А.С. обратился с письменным заявлением на имя главы города Ульяновска о предоставлении ему первоочередного права получения земельного участка под индивидуальное жилищное строительство на территории г. Ульяновска.

Ответом от 29.01.2010г. № *** К*** А.С. было сообщено, что его заявление о предоставлении земельного участка рассмотрено. Генеральным планом г. Ульяновска предусмотрено развитие индивидуальной жилой застройки в поселках пригородной зоны, вошедших в городскую черту: Лаишевка, Карлинское, Протопоповка, Кротовка, Арское, Луговое, Плодовый. Указано, что в соответствии со ст.30.1 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или аренду без предварительного согласования места размещения объекта, то есть на аукционе. Также были даны адреса ТИЗов и ЖСК, в которых земельные участки предоставляются бесплатно.

Верно оценив представленные сторонами доказательства с позиций статьи 67 ГПК РФ, а также с учетом положений ст.17 Федерального Закона от 24.11.1995года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями), в соответствии с которой инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных К*** А.С. требований.

Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников).

Аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, «шаг аукциона» и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков.

Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по договору купли-продажи торги не проводятся.

В силу изложенного, решение суда является правильным и по доводам кассационной жалобы отмене не подлежит.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда Ульяновской области от 22 марта 2010года оставить без изменения, а кассационную жалобу мэрии города Ульяновска — без удовлетворения.

3. В ответе администрации указывается, что предоставление земельного участка инвалиду нарушит права других заявителей.

Данный довод не правомерен. Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К числу таких гарантий относится и положение части четырнадцатой статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющее право для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 20 ноября 1998 года N 155-О, конституционный принцип равенства перед законом должен сопрягаться с социальным характером государства, что находит отражение в создании более благоприятных условий для лиц, нуждающихся в социальной поддержке. Содержание ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» отвечает данному требованию и не может нарушать чьи-либо конституционные права и свободы.

Данный вывод подтверждается судебной практикой

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 13 октября 2009 г. N 1127-О-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ

ГРАЖДАНКИ СИЛАЕВОЙ ВАЛЕНТИНЫ МИХАЙЛОВНЫ

НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ

ЧАСТЬЮ ЧЕТЫРНАДЦАТОЙ СТАТЬИ 17

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О СОЦИАЛЬНОЙ

ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданки В.М. Силаевой вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

1. Решением Миасского городского суда Челябинской области от 8 мая 2008 года, оставленным без изменений судом кассационной инстанции, гражданке В.М. Силаевой было отказано в удовлетворении ряда исковых требований, включая требование о признании незаконным постановления главы администрации Миасского городского округа от 15 мая 2006 года о предоставлении гражданке О.В. Матвеевой земельного участка на условиях аренды. Как указали суды, спорное постановление издано с учетом прав О.В. Матвеевой, являющейся инвалидом I группы, на первоочередное получение земельного участка.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации В.М. Силаева оспаривает конституционность части четырнадцатой статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». По мнению заявительницы, оспариваемая норма не соответствует статьям 2, 7, 9, 15, 17, 18, 19, 36, 45, 46, 52, 55, 118 и 120 Конституции Российской Федерации, поскольку предусматривает для инвалидов преимущества перед другими гражданами в получении земельного участка и не учитывает при этом конкретные жизненные ситуации.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные заявительницей материалы, не находит оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению.

Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К числу таких гарантий относится и положение части четырнадцатой статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющее право для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 20 ноября 1998 года N 155-О, конституционный принцип равенства перед законом должен сопрягаться с социальным характером государства, что находит отражение в создании более благоприятных условий для лиц, нуждающихся в социальной поддержке. Содержание оспариваемой нормы отвечает данному требованию и не может нарушать какие-либо конституционные права и свободы заявительницы.

Вопрос же о целесообразности учета определенных обстоятельств и условий, при которых социальные льготы и гарантии должны быть предоставлены, относится к полномочиям законодателя и не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Силаевой Валентины Михайловны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации В.Д.ЗОРЬКИН

4.Ответ на заявление инвалида администрацией в установленный срок не дан.

В этом случае, инвалиду необходимо обратиться в прокуратуру в связи с нарушением администрацией требований ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Также прокуратура может выйти в суд с иском о защите прав инвалида.

Прокуратурой ЗАТО г. Новоуральск выявлены грубые нарушения действующего земельного законодательства в деятельности администрации Новоуральского городского округа, которая незаконно ограничила право инвалида I группы по зрению И.Брялина на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

В нарушение требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» гражданину было предложено вместо первоочередного получения земельного участка участвовать в торгах на право передачи земельного участка в аренду и приобрести землю на общих основаниях.

В целях устранения выявленного нарушения и защиты прав инвалида прокурор ЗАТО г.Новоуральск обратился с иском в суд.

Решением Новоуральского городского суда от 17.11.2008 года, которым иск прокурора был удовлетворен, на администрацию Новоуральского городского округа возложена обязанность предоставить в первоочередном порядке инвалиду земельный участок для индивидуального жилищного строительства на правах аренды в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Вынесенным на днях определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда решение Новоуральского городского суда оставлено без изменения.

Ответ подготовлен ВООО АРДИ «СВЕТ» с учетом законодательства на 15.07.2015 г.

©Владимирская областная общественная организация
«Ассоциация Родителей Детей-Инвалидов АРДИ «Свет»

Учреждена: 1 сентября 1995 г. Зарегистрирована: 22 марта 1996 г., рег. № 328. Численность: 672 человека.
Председатель Совета: Любовь Ивановна Кац. Члены Совета: Л. И. Кац, А. В. Матюшкина, Ю. М. Кац, О. Г. Сторожук, В. Б. Тюлина, А. А. Орлова, А.В.Белоусов.

Адрес для писем: 600005, Владимир,
ул. 850-летия, д. 7, кв. 2

Особенности выделения земельных участков под ИЖС бесплатно в 2018 году

Собственный дом это мечта большинства людей. И порой для ее воплощения не хватает только земли. Для ее получения можно воспользоваться помощью государства.

Кому и как выделяются бесплатные участки под ИЖС в 2018 году? Возможность получить землю бесплатно от государства интересует многих россиян. Но зачастую дальше интереса дело не идет.

Причина в отсутствии достаточных знаний, как оформить такое получение и с чего начать. Какими особенностями в 2018 году сопровождается выделение земельных участков под ИЖС?

Возможность бесплатного получения земельного участка под ИЖС стала более актуальной с принятием ФЗ № 171, вступившего в силу 1.03.2015.

Этот норматив несколько изменил действующие положения Земельного Кодекса. Был определен новый порядок передачи земельных участков гражданам РФ на безвозмездной основе с целью индивидуального жилищного строительства.

Выделение льготных участков осуществляется из государственного или муниципального фонда. Основанием для предоставления становится решение местных органов власти.

Местоположение земли выбирается на усмотрение муниципалитета. Пи этом установлен максимальный размер участка, на который может претендовать гражданин.

Безвозмездно получить разрешается пятнадцать соток. Повторное обращение или выделение большего участка предполагает оплату земли.

Однако упомянутый закон отнюдь не единственная возможность получить бесплатный участок от государства. Существуют и иные законодательные нормы, позволяющие стать собственником земли безвозмездно.

В принципе земельное законодательство определяет, что каждый российский гражданин вправе претендовать на получение бесплатного земельного участка из госфонда.

Но для этого требуется соответствие требованиям – принадлежность к определенной категории населения и выполнение ряда требований.

По российскому законодательству правом на бесплатное предоставление земли под ИЖС из государственного земельного фонда обладают три категории граждан:

Первая категория предполагает, что местная администрация самостоятельно определяет круг лиц, которые могут получить бесплатную землю под строительство.

Например:

  • работники бюджетной сферы (учителя, врачи и т.д.);
  • госслужащие;
  • инвалиды и т.д.

Одновременно с утверждением перечня категорий определяются и условия предоставления — нужные документы, порядок обращения и прочее.

Со второй категорией все относительно понятно. Любая семья с тремя детьми и более автоматически становится потенциальным претендентом.

К тому же такая норма становится дополнением к действующей программе маткапитала. Родился второй ребенок – получи МК.

С рождением третьего можно получить землю под строительство бесплатно и возвести свой дом. Что касается категории третье, то здесь ситуация несколько сложнее.

Федеральное законодательство четко не определяет возможные категории граждан для предоставления льготных участков. Устанавливается это на уровне регионального законодательства.

Каждый субъект РФ вправе утвердить собственную программу безвозмездного предоставления земли, ее условия и порядок, список категорий заявителей.

С какой целью осуществляется

В советское время бесплатная земля в размере шести соток выделялась любому гражданину, изъявившему такое желание. С началом перестройки о безвозмездном получении участков пришлось забыть.

Новый закон определил, что государственные земли передаются в собственность на платной основе.

Тем не менее, норма о бесплатном предоставлении участков под ИЖС сохранилась и до сих пор действует для определенных категорий граждан.

Говоря о цели государства, преследуемой бесплатным выделением земли, нужно отметить два основополагающих мотива.

Первый касается оказания помощи социально незащищенным слоям населения.

Например, понятно, что государству никак не обойтись без медицинских работников, педагогов, госслужащих. И не секрет, что уровень заработной платы этих категорий отнюдь не высок.

Не могут похвастать достаточным доходом и большинство многодетных семей, где большая часть затрат приходится на содержание и воспитание детей.

Некоторые граждане по состоянию здоровья ограничены в своих возможностях. Есть граждане, заслужившие льготы за службу Отечеству.

Во всех таких случаях государство бесплатно выделяет землю под строительство с целью улучшения жизненных условий граждан.

Плюс — чем выше уровень жизни народа, тем сильнее экономика страны. Мотив второй заключается в том, что выделяя земли, государство задействует неиспользуемые территории.

Естественно, что о своей земле человек станет заботиться и всячески ее облагораживать. В общих масштабах это пойдет на пользу развитию страны.

Положительный момент еще и в том, что гражданин, получивший землю в собственность, становится налогоплательщиком.

То есть за счет его взносов будет пополняться госбюджет, а госорганам не придется тратить деньги на содержание неиспользуемых территорий.

Правовое регулирование

Ст.1 ЗК РФ в качестве одного из основополагающих принципов определяет платность использования земли.

Любое землепользование осуществляется за плату, но есть и оговорка… кроме случаев, предусмотренных федеральным законодательством и законами субъектов РФ.

Как продать квартиру с прописанным несовершеннолетним ребенком, читайте здесь.

О возможности бесплатного предоставления земли упоминается и в ст.28 ЗК РФ, также со ссылкой на федеральные и региональные положения.

Все возможные основания бесплатного предоставления земельного участка гражданам из фонда государственных земель можно разделить на три основные группы:

По ст.39.19 ЗК РФ порядок предоставления земельных участков на бесплатной основе, основания для отказа и прочие нюансы устанавливаются законами субъектов РФ.

Порядок выделения земельных участков под ИЖС бесплатно

Получить участок под ИЖС безвозмездно можно только из фонда государственных и муниципальных земель.

Земельные участки, принадлежащие по праву собственности юридическим и физическим лицам, могут только продаваться, дариться или передаваться по наследству.

Безвозмездно земля предоставляется лишь единожды и исключительно для использования по целевому назначению.

Получить участок под ИЖС бесплатно можно двумя способами. Первый предполагает обращение к местной администрации через МФЦ для граждан льготных категорий.

Подается заявка, заполненная на предоставленном бланке, и к ней прилагаются необходимые документы.

При положительном решении гражданин ставится в очередь на получение земли. Но, как правило, предоставляемые земли находятся в садовых обществах или за чертой города.

Видео: как приобрести участок для ИЖС за 50 000 рублей

Желая получить землю под частное строительство в пределах населенного пункта, нужно самостоятельно озаботиться поиском подходящего участка.

Найдя подходящий участок, следует обратиться в местную администрацию. При отсутствии оснований для льготного получения земли, можно взять землю в аренду или получить в бессрочное пользование.

После истечения определенного время можно оформить землю в собственность.

Условия предоставления

Условия безвозмездного предоставления земли под ИЖС зависят от категории граждан.

Так граждане, получившие землю под строительство от муниципалитета в безвозмездное пользование на период не более шести лет на основании договора, могут оформить участок в собственность по прошествии пяти лет.

К данной категории относятся трудящиеся по специальности бюджетники и востребованные специалисты, конкретный список определяет субъект РФ.

Многодетные семьи получить землю под ИЖС размером до пятнадцати соток могут, если:

  • детей в семье трое и более;
  • дети прописаны на одной жилплощади с родителями (не менее пяти человек);
  • у всех членов семьи имеется гражданство РФ;
  • выполнены дополнительные условия региональной программы.

Прочие льготные категории граждан получают бесплатный земельный участок на основании соответствующего федерального закона, определяющего назначение льготы.

Необходимые документы

Земельный Кодекс описывает процесс бесплатного предоставления земель лишь в общих чертах, ссылаясь на иные нормативы.

Предоставление земельных участков инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалида для индивидуального жилищного строительства.

Предоставление земельных участков инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалида для индивидуального жилищного строительства.

В соответствии со ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Согласно п. 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 № 901, предоставление земельных участков вышеуказанным категориям граждан осуществляется на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы.

Статья 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» поименована как «Обеспечение инвалидов жилой площадью» и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.

Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении или имеющих основания для постановки на такой учет.

Данная позиция также отражена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 04.02.2014 № 91-КГ13-7, в Письме Минэкономразвития Российской Федерации от 27.06.2011 № ОГ-Д23-198, в соответствии с которыми для первоочередного получения земельного участка инвалид должен состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В соответствии с п.1 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию (далее – Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 №713, указанные Правила в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», жилищным, гражданским и другим законодательством Российской Федерации регулируют порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации (далее-граждане) с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее – регистрационный учет), а регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Согласно п.7 Правил предоставление льгот при предоставлении жилого помещения инвалидам и семьям, имеющим детей – инвалидов, учитываются рекомендации индивидуальной программы реабилитации инвалида, состояние его здоровья, а также другие обстоятельства (приближение к лечебно-профилактическому учреждению, месту жительства родных, близких и т.п.).

Исходя из совокупности вышеуказанных норм, с учетом их системного взаимодействия, подобные рекомендации учитываются и при предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства без торгов.

Таким образом, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов, имеют инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалида, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. Земельные участки предоставляются на территории муниципального района, в котором такие инвалиды зарегистрированы по месту жительства.

Предоставление земельных участков инвалидам

Государство заботится о правах инвалидов – предоставляет им земельные участки.
Несколько лет назад российское земельное законодательство претерпело серьезные изменения. Нововведения установили новые правила предоставления гражданам земельных участков. Теперь земельные наделы все желающие могут получить в собственность или в пользование по договору аренды из муниципальных или федеральных земель, только лишь принимая участие в публичных торгах, где имущество приобретается лицом, предложившим самую высокую цену. Однако надо заметить, что государство защитило в этом вопросе права людей, относящихся к льготной категории населения – это инвалиды. Данные граждане составляют исключение в уравнивании прав по данному вопросу.

Граждане, имеющие инвалидность, должны знать свои законные права и пользоваться ими в полной мере

Действующий Федеральный закон «О соц. защите инвалидов» в своей 17 статье дает полное пояснение по данной проблеме. Статья говорит, что инвалиды и семьи, где имеются дети-инвалиды, должны ставиться местными властями на учет с целью обеспечения повышения их жизненного уровня. Власти решают этот вопрос за счет первоочередного предоставления наделов для возведения жилых домов, для построек дачного характера, для занятия личным подсобным хозяйством, для разведения сада и огорода, для строительства гаража.

Земельный закон рассматривает правила общего характера, которые поясняют условия выделения участков гражданам под жилстроительство. Так статья 30.1 данного кодекса в своих подпунктах разъясняет, что продажа земельных наделов, предназначенных под жилстроительство, а также продажа прав, связанных с заключением арендного договора по использованию определенного участка земли с целью дальнейшей его застройки, осуществляется на равных правах и условиях для всех участников проводимых властями торгов. Однако Закон, направленный на социальную защиту лиц, имеющих инвалидность, предусматривает в отношении данной категории граждан исключение, которое состоит в предоставлении им права первоочередного получения земельной недвижимости от государства в собственность или арендное пользование.

Проведение аукциона отвергает сам принцип предоставления выставленных на продажу земельных участков вне очереди, так как данное мероприятие предусматривает соблюдение определенных условий, а именно – внесение задатка, участок продается по наивысшей цене. Верховный Суд РФ прямо указал на то, что участие в аукционе не дает льготной категории населения воспользоваться своим правом, предоставленным государством в рамках закона. Следовательно, публичные торги не должны выступать как инструмент предоставления земли инвалидам.

Кто обязан заниматься решением вопроса обеспечения инвалидов землей?

В соответствии с ЗК ст. 29 обязанности, связанные с определением порядка предоставления участков гражданам и юр лицам, а также реализация данного порядка, возложены на органы местного самоуправления в пределах их компетенции. Бездействие данных органов в соответствии с ФЗ о соц. защите инвалидов не может выступить основанием, влекущим ухудшение прав граждан-инвалидов.

В рамках закона не рассматриваются какие-либо ограничения, связанные с первоочередным выделением участков земли инвалидам. Участки для данной категории граждан должны быть сформированы и определены в границах. В том случае, если отсутствуют участки со сформированными границами, то это не может выступить поводом для отказа человеку, имеющему инвалидность, в предоставлении земли. Земельный кодекс разъясняет, что органы муниципальной власти обязаны за свой счет провести межевые работы, полностью оформить межевое дело и поставить участок, предназначенный для инвалида, на гос. кадастровый учет.

Власти отказываются от исполнения своих обязанностей. Что за этим следует?

В том случае, если власти уклоняются от исполнения возложенных на них обязанностей в части предоставления лицам с инвалидностью участков под строительство жилья, ведения садоводства и прочего, или же бездействуют, то суд примет решение в пользу инвалида и обяжет муниципальные власти провести все работы за счет средств муниципального бюджета. Поэтому необходимо взять письменный отказ о выделении участка, оформить жалобу и оспорить отказ в суде.

Существуют ли какие-либо ограничения при выделении земли инвалидам?

Права инвалидов в области первоочередности получения земли не могут быть ограничены. Достаточно того, чтобы предпочтенный участок числился свободным, то есть не должен находиться во владении третьих лиц. Данное право сохраняется за гражданином-инвалидом даже в том случае, если у него в собственности уже имеются земельные участки.

Какие документы потребуются инвалиду при получении земельного участка?

Первый шаг — это подача заявления в местный орган, уполномоченный заниматься решением данной проблемы. В заявлении в обязательном порядке указывается цель использования земли, желаемое месторасположение и право владения. Заявление принимается при наличии следующих документов:

• Предъявляется оригинал паспорта инвалида для визуального осмотра, сдается его копия;
• Справка, свидетельствующая о регистрации заявителя;
• Свидетельство о постановке на учет в налоговой инспекции в качестве физического лица;
• Справка медико-социальной экспертизы об инвалидности (справка серии МСЭ).

Далее органы самоуправления рассматривают заявление и достоверность поданных документов. Решение принимается в течение двух недель.