Правовые нормы относятся к числу норм

1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОЙ НОРМЫ

Понятие нормы права относится к числу важнейших категорий теории государства и права.

Нет в правовой системе другого составного элемента, который был бы связан с иными столь тесно и непосредственно, как нормы права. Любое правовое явление раскрывает и проявляет себя определенным образом только во взаимоотношении и взаимодействии с правовыми нормами. Прежде всего через них, на их основе происходит воздействие государства на правовую систему общества в целом и на составляющие ее элементы в отдельности.

Значительное внимание разработке учения о юридической норме было уделено видными представителями правовой науки в дореволюционной России (Н.М. Коркунов, Ф.В. Тарановский, Г.Ф. Шершене-вич и др.). Свое дальнейшее развитие оно получило в работах советских и современных российских ученых (Н.Г. Александров, С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, М.И. Байтин, В.М. Баранов, П.Е. Недбайло, И.Н. Сенякин, А.С. Пиголкин, А.Ф. Шебанов и др.).

Право состоит из действующих в данном обществе юридических или правовых норм.

Юридическая норма – первичная клеточка права, частица содержания, исходный структурный элемент его системы. Поэтому естественно, что норме права свойственны все основные черты права как особого социального явления. Однако из этого положения не следует, что понятия права и нормы права совпадают. Право и единичная юридическая норма соотносятся между собой как общее и отдельное, которые наряду с чертами сходства имеют и свои особенности.

Отдельно взятые правовая норма или группа норм еще не есть право. Право – это система юридических норм, которая в наиболее полном и общем виде выражает в этих нормах государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер, пронизана едиными закономерностями и принципами, обусловленными экономической, политической и духовной структурой общества. Любая единичная правовая норма приобретает качество, свойственное праву в целом, лишь будучи включенной в его общую систему.

В то же время норма права – относительно самостоятельное явление, обладающее собственными специфическими особенностями, углубляющими и конкретизирующими наши представления о праве, его г понятии, сущности и содержании, о механизме регулятивного воздей- ,»» ствия на общественные отношения.

Поскольку нормы права – одна из разновидностей социальных 1 норм, на них распространяются общие черты, присущие этим нормам.

Вместе с тем нормы права отличаются от обычаев, нравственных, корпоративных и иных социальных норм специфическими признаками,характерными чертами. К наиболее существенным из них относятся следующие.

1. Норма права – единственная в ряду социальных норм, которая исходит от государства и является официальным выражением государственной воли. ;

Независимо от словесной формулировки, в которой выражена та или иная правовая норма (правомочие, веление, дозволение, запрет и т.п.), она всегда представляет собой властное общеобязательное пред-. писание государства относительно возможного и должного, разрешаемого и запрещаемого поведения людей.

2. Норма права отличается от других социальных норм свойственной только ей формальной определенностью, которая проявляется прежде всего в том, что правовая норма издается или санкционируется государством и выражается в той или иной установленной или признаваемой им форме. Например, в форме закона или подзаконного нормативного акта, договора с нормативным содержанием, правового обычая.

Формальная определенность связана также со структурой нормы права – специфическим внутренним строением и ее предоставитель-но-обязывающим характером.

3. Норма права – единственная в ряду социальных норм, которая поддерживается в своей реализации, охраняется от нарушений принудительной силой государства.

Сказанное нисколько не противоречит тому, что правовые нормы, как и другие виды социальных норм, в подавляющем большинстве случаев выполняются гражданами сознательно и добровольно, вследствие чего обеспечиваются, в первую очередь, мерами убеждения, воспитания, организации. И лишь тогда, когда воздействие этих средств оказывается недостаточным, возникает необходимость в применении соответствующих мер принуждения.

Однако в отличие от норм морали, корпоративных, религиозных и иных социальных норм, мерами принуждения, к выполнению которых служат различные средства общественного воздействия, за нормами

права, кроме того, всегда стоит аппарат государства, способный, когда лто необходимо, принуждать к их соблюдению.

Именно возможность государственного принуждения как гарантия реализации, охраны от нарушений – специфический признак юридической нормы.

4. Нормы права складываются из двух разновидностей общеобязательных правовых предписаний: 1) правил поведения; 2) исходных (отправных, учредительных) норм.

Правила поведения – это непосредственно регулятивные нормы, нормы прямого регулирования. Они отличаются предоставительно-обязывающим характером, т.е. устанавливают при наличии соответствующих условий вид и меру охраняемых и гарантируемых государством возможного и должного поведения участников общественных отношений, их взаимные субъективные права и юридические обязанности. Такие правила поведения составляют большую часть правовых норм.

Исходные (отправные, учредительные) нормы, к которым относятся нормы-принципы, пормы-де4)иниции и т.д., представляют собой нормы опосредованного регулирования. Эти нормы, хотя и не являются непосредственно регулятивными, поскольку сами не закрепляют пран и обязанностей субъектов, тем не менее также носят правовой характер; устанавливают (учреждают) общие начала, исходные положения и направления правового регулирования, участвуют в нем опосредованно, действуя и системной связи и единстве с нормами-правилами поведения, детализируются и реализуются через них.

Трудно согласиться с высказанным в литературе мнением, что следует различать понятие нормы права, которое распространяется только на нормы-правила поведения, и более объемное по сравнению с ним понятие общего правового предписания, охватывающего, наряду с нормами права, также Юридически закрепленные так называемые нестандартные предписания: принципы, дефиниции, декларации, наиболее часто получающие выражение в преамбулах конституций и других нормативных актов (В.М. Горшенев, Н.Н. Вопленко). В действительности норма права и есть общее правовое предписание.

Как свидетельствует практика, правовое регулирование немыслимо без органического сочетания и взаимодополнения в системе права, во всех его отраслях отправных (исходных, учредительных) норм и норм – правил поведения.

5. Будучи, как все социальные нормы, с одной стороны, результатом отражения объективного мира, обобщения информации о нем, с другой – средством обратного воздействия, социальным регулятором отношений между людьми в общечеловеческих и классовых интересах,

нормы права и в этом качестве отличаются существенными особенностями, Суть их в том, что юридическая норма, как и право в целом, не просто социальный, а государственный регулятор общественных отношений.

Данное свойство правовой нормы проявляется, с одной стороны, в рассмотренных выше аспектах ее органической связи с государством, с другой – она необходимая юридическая предпосылка правоотношения, единственная среди социальных норм, чье воздействие на общественные отношения влечет для его участников юридические последствия, гарантом которых выступает государство.

Юридическая норма – предписание общего характера. Она рассчитана не на отдельное, разовое отношение, не на каких-либо конкретных лиц, а на множество отношений определенного вида и индивидуально неперсонифицированных лиц, подпадающих под условия ее действия.

Правовая норма отражает и регулирует наиболее типичные, многократно повторяемые отношения между людьми, в упорядочении которых непосредственно заинтересовано и участвует государство. Например, отношения по поводу собственности, политической власти, управления, правосудия, охраны прав и свобод граждан, организации труда, взимания налогов и сборов, борьбы с преступностью.

Устанавливая для участников регулируемых отношений охраняемые и гарантируемые государством взаимные субъективные права и юридические обязанности, норма нрава придает данным отношениям характер правоотношений. При этом юридическая норма сама выступает как абстрактно-типическая модель правоотношения, которое при наступлении предусмотренных в данной норме условий и обстоятельств может возникнуть и действительно возникает в реальной жизни, в процессе правового регулирования того или иного вида общественных отношений.

6. Тем самым норма права – и в этом также ее существенная отличительная особенность – выступает одновременно и как модель, мера, эталон, масштаб соответствующего выраженной в ней государственной воле общества должного или возможного, разрешаемого или запрещаемого поведения людей, и как мерило оценки, критерий правомерного и неправомерного, законного и противозаконного поведения.

Обобщая рассмотренные признаки, характеризующие юридическую норму, можно сформулировать ее определение. Норма права – это исходящее от государства и им охраняемое общеобязательное, формально-определенное предписание, выраженное в виде правила поведения или отправного установления и являющееся государственным регулятором общественных отношений.

Локальные правовые нормы

Автор: Ирина Нестерова

Нестерова И.А. Локальные правовые нормы [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Локальные нормы, будучи специальным видом правовых норм нашего общества, обладают всеми родовыми признаками, характерными для норм российского права.

Подходы к понятию локальной нормы права

Поэтому важно выделить именно специфические признаки, свойственные лишь локальным правовым нормам. В.А. Тарасова [1], например, пишет, что «локальная норма права – это норма:

  • имеющая ограниченную сферу действия,
  • конкретизирующая и модифицирующая общую норму сообразно с местными условиями,
  • охватывающая более или менее значимый круг общественных отношений,
  • регулирующая тот комплекс общественных отношений, который не урегулирован нормами общего значения, но правовое опосредование которого обусловлено принципами данной отрасли права.

В этом определении отсутствует указание на основной признак локальной нормы – создание её непосредственно на предприятии, при активном участии работников или профсоюза, не уточняется, чем ограничивается сфера действия (по территории и по кругу лиц), какова юридическая сила такой нормы. Не определено, что имеется в виду под «модификацией» общей нормы, в какой мере такая модификация соответствует требованиям законности. Весьма неопределённо очерчен круг общественных отношений («более или менее значимый»).

Р.И. Кондратьев [2] определяет локальную правовую норму как «правило общеобязательного поведения, предварительно санкционированное государством, принятое в установленном порядке непосредственно на предприятии (объединении) и действующее в его пределах, конкретизирующее (дополняющее) общую норму применительно к особенностям трудовых отношений на данном конкретном производстве и восполняющее пробелы в трудовом законодательстве». Это определение отражает такие важные черты локальной нормы, как её общеобязательность, создание непосредственно в организации, действие в пределах организации, вторичность и дополнительность по сравнению с общегосударственными нормами, отмечает основные функции локальной нормы: конкретизацию общегосударственной нормы и восполнение пробелов в праве. Однако и оно не лишено некоторых недостатков. К их числу относятся, в частности, отсутствие указания на субъекты, принимающие такие нормы, не совсем удачное выражение «предварительное санкционирование», неконкретность положения о возможности восполнения пробелов в праве («при определённых обстоятельствах»), констатацию одного из родовых признаков нормы права («правило общеобязательного поведения»), отсутствие характеристики общественных отношений, регулируемых локальными нормами.

По мнению Л.И. Антоновой [3], локальная норма – это норма права, принимаемая непосредственно на предприятии в целях реализации его специальной правосубъектности администрацией в пределах её компетенции при активном участии профсоюзного комитета или самим трудовым коллективом в соответствии с предоставленными ему полномочиями, регулирующая в дополнение к общегосударственным нормам трудовые или организационно-управленческие отношения на предприятии и действующая в его пределах. Здесь локальная норма раскрывается через норму права вообще, что позволило не включать в определение общие признаки последней, указываются цели издания локальной нормы и тем самым очерчиваются пределы её регулятивного воздействия, устанавливается соотношение с общегосударственной нормой.

Локальные нормы права относятся к числу специальных норм, которые, как пишет И.Н. Сенякин [4], являются результатом правовой специализации, устанавливаются с целью конкретизации и детализации, учёта своеобразия какого-либо вида (подвида) общественных отношений. Однако в отличие от большинства других специальных норм локальные не могут устанавливать правила, расходящиеся с законом (если только для этого организация не получила надлежащих правомочий).

Локальные правовые нормы, являющиеся регуляторами общественных отношений, нельзя отождествлять с формами закрепления таких норм, их источниками – локальными правовыми актами и нормативными соглашениями.

Между тем такое смешение иногда встречается в литературе. Например, отметив, что коллективные трудовые соглашения охватывают также отношения по установлению условий труда в пределах сферы локального регулирования, Р.З. Лившиц пишет, что «значительная часть этих (локальных) актов содержится в коллективном договоре» [5]. Как видно из приведённого высказывания, автор не только не разграничивает локальные правовые акты и нормативные соглашения, к числу которых должен быть отнесён коллективный договор, но и отождествляет локальные правовые акты с локальными нормами. Нормативные акты и соглашения являются источниками (в юридическом смысле) локальных правовых норм и не могут быть сведены к последним, они служат лишь формой закрепления, выражения норм.

В.И. Смолярчук считает, что «локальные источники трудового права – это те нормы, которые принимаются непосредственно на предприятии, в учреждении, организации администрацией», что «локальные нормы представляют собой составную часть источников трудового права»[6], хотя под источником права он понимает «способы выражения норм права»[6].

Иногда встречаются утверждения, будто локальные правовые нормы «обладают наименьшей степенью общности» по сравнению с централизованными нормами[2]. С этим нельзя согласиться. Тот факт, что локальные нормы нередко направлены на конкретизацию норм, установленных в централизованном порядке, и ограничены по сфере своего действия рамками организации, отнюдь не лишает их общего характера, поскольку они, как и любые другие нормы, представляют собой общие (общеобязательные) правила поведения, требования, предписания, дозволения и распространяются на всех субъектов, определённых в их диспозициях. Поэтому правильнее говорить не о разной степени общности централизованных и локальных норм, а о различных пределах их действия.

Нормативность, пишет Д.А. Керимов, является внутренним свойством, существенной особенностью, специфическим признаком права. Благодаря нормативности право обретает способность регулировать огромную массу общественных отношений [7].

Свойства локальных нормативных актов

Сфера действия локальных норм ограничивается конкретным предприятием, организацией. Локальные нормы распространяются на членов конкретного трудового коллектива, объединённых общим трудовым процессом и едиными целями, стоящими перед ними в процессе производства. Нередко локальные нормы регулируют такие виды общественных отношений, которые связаны с теми или иными аспектами управления совместным трудом членов данного коллектива.

Сторонами отношений, регулируемых локальными правовыми нормами, выступают обычно администрация и работники предприятия. При этом если на работника возлагается обязанность конкретного поведения, то администрация наделяется правом требовать от него предусмотренного правовой нормой поведения. Если же локальная норма закрепила определённое правомочие работников предприятия, то на администрацию возлагается обязанность обеспечить возможность реализации этого правомочия.

Как и нормы, созданные в централизованном порядке, локальные правовые нормы не имеют персонально установленного адресата; они не персонифицированы и регулируют поведение всех членов трудового коллектива, которые оказываются участниками того вида общественных отношений, на которые они и рассчитаны. Круг субъектов различных правовых норм не одинаков. Эти нормы могут касаться всех без исключения работников данного предприятия, организации или определённой их части.

Персональная неопределённость субъекта, закрепляемого локальной нормой права, и её общий характер ставят локальную норму в один ряд со всеми иными нормами права.

Важнейшим свойством локальных правовых норм является их общеобязательность.

Устанавливая конкретные варианты допустимого или требуемого поведения участников общественных отношений, локальная норма права выступает в качестве обязательного требования, обращённого к конкретным участникам этих отношений, предусматривает юридическую обязанность действовать в точном соответствии с требованиями локальной нормы. Общеобязательность локальной нормы заключается и в том, что её предписания не менее обязательны для участников соответствующего вида общественных отношений, чем положения норм, установленных централизованно. Нормы права, различаясь по своей юридической силе, не знают дифференциации по степени их обязательности. Все они в равной мере обязательны для конкретных субъектов, на которых рассчитаны. Поэтому закреплённая в локальном правовом акте или в коллективном договоре правовая норма о предоставлении всем рабочим и служащим, совмещающим работу с обучением, отпуска в летнее время является столь же обязательной для администрации, как и нормы российского законодательства об очередных и дополнительных отпусках.

Однако, как уже отмечалось, в отличие от общегосударственных норм, локальные нормы более мобильны. В случае необходимости их легче изменить или отменить. Поэтому если окажется по тем или иным обстоятельствам нецелесообразным сохранять указанную норму, то при перезаключении коллективного договора на следующий год она может быть исключена, заменена другой, более соответствующей изменившимся условиям работы организации.

Локальная правовая норма является обязательной как для работников организации, так и для юрисдикционных органов, разрешающих споры, вытекающие из отношений, регулируемых этими нормами. Локальные нормы обязательны, в частности, не только для органов по рассмотрению трудовых споров, функционирующих на предприятии или в организации, но и для судебных органов снизу и доверху.

Органам по рассмотрению трудовых споров нередко приходится решать дела на основе локальных правовых актов.

Структура локальной нормы.

По своей внутренней структуре локальная правовая норма, как и общегосударственная, может включать гипотезу, диспозицию и санкцию. При этом санкция, как правило, прямо не предусматривается, а подразумевается. Ответственность за нарушение локальных правовых норм чаще всего наступает по общим нормам российского законодательства и выражается в применении дисциплинарных взысканий к нарушителям требований локальных норм.

Некоторые локальные нормы имеют весьма сложную, составную гипотезу. Например, допускать к самостоятельной работе на производственные участки и рабочие места, где выполняются работы с повышенной опасностью, только лиц, прошедших специальное обучение, сдавших соответствующий экзамен и имеющих разрешение. Если лицо:

  • прошло специальное обучение,
  • сдало соответствующий экзамен,
  • имеет разрешение к работам с повышенной опасностью (гипотеза), то работодатель вправе допустить его к такого рода работам (диспозиция).

Нередки среди локальных норм такие, которые, напротив обладают простой гипотезой, но имеют сложную, многоэлементную диспозицию. Во многих коллективных договорах содержатся нормы, предусматривающие меры дополнительного воздействия к нарушителям трудовой дисциплины. Например, к лицам, совершившим прогул без уважительных причин (гипотеза), применяются:

  1. дисциплинарные взыскания в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка,
  2. полное или частичное лишение премий за соответствующий период и т.д.

Гипотеза здесь одна – работник совершил прогул без уважительных причин, а диспозиция – сложная, включает в себя сразу несколько различных правил, обязательных для работодателя. Нельзя в подобного рода «штрафных» нормах усматривать совпадение гипотезы с санкцией. Хотя действительно норма предусматривает целый ряд различных мер воздействия, которые должны применяться к нарушителям дисциплины, совершившим прогул без уважительных причин, но определяет она не поведение нарушителя, а поведение работодателя, который должен действовать в соответствии с указанными правилами диспозиции нормы коллективного договора. А раз это так, то санкция может заключаться только в наказании лиц, не выполняющих эти правила.

Значительное своеобразие имеют в структурном отношении управомочивающие нормы, которые не содержат ни предписания, ни запрета совершать определённые действия. Они лишь дозволяют, разрешают производить какие-либо действия. Такого рода нормы не снабжены санкцией. Они не могут быть нарушены, а, значит, и не нуждаются в санкции, которая могла бы быть применена к нарушителю. Станет субъект действовать в соответствии с предоставленной ему возможностью или нет, его поведение всегда будет в равной мере правомерным.

Не снабжены санкциями и поощрительные нормы, которые устанавливают применение к работникам тех или иных мер поощрения за успехи в труде.

Представляется необоснованной позиция В.М. Баранова, полагающего, что поощрительные нормы снабжены реально существующей санкцией, которая должна применяться в каждом случае несоблюдения или нарушения указаний поощрительной нормы [8]. Ни действующее законодательство, ни практика его применения не дают оснований для подобного вывода, если только не относить к числу поощрительных такие нормы, которые, например, предусматривают выплату премий, входящих в систему оплаты труда. Однако эти нормы являются обычными регулятивными, обязывающими нормами и поэтому снабжены соответствующими санкциями, а в случае необходимости могут быть исполнены принудительно.

Многие локальные нормы в качестве обязанных субъектов предусматривают различные общественные организации, действующие в организации, их органы или работников в целом. Однако санкции за невыполнение этих обязанностей не могут носить юридического характера.

Классификация локальных правовых норм

В зависимости от конкретных характеристик диспозиции, гипотезы, санкции локальные правовые нормы могут быть подвергнуты различной классификации. Причём основаниями для классификации локальных норм могут служить как общие выработанные правовой наукой критерии, так и специфические, характерные только для локальных норм.

Классификация локальных правовых норм возможна по различным основаниям. По сроку действия они подразделяются на нормы постоянного действия, сохраняющие свою силу в течение всего времени до их отмены, и срочные, время действия которых ограничивается определённым сроком, устанавливаемым в момент их создания. Некоторые авторы последний вид норм называют временными [9]. Термин «срочные» представляется нам более предпочтительным, ибо он исключает возможность трактовки подобного рода норм как временных, эпизодических, сиюминутных. Такие нормы отличаются также стабильностью и, как правило, они по истечении срока действия вновь принимаются в прежнем виде, что обеспечивает стабильность регулируемых ими отношений.

Первый вид локальных правовых норм представлен, например, в коллективных договорах, нормативные условия которых сохраняют свою силу в течение срока действия договоров, который в настоящее время составляет не более трёх лет. Если применительно к коллективному договору срок действия предусмотрен в общегосударственном порядке, то в отношении ряда других норм он может устанавливаться в локальном порядке. Так, на одних предприятиях действие локальных норм премиальных положений ограничивается годичным сроком, на других – пятилетним, на третьих – срок заранее не установлен. Срочный характер таких норм позволяет оперативно вносить в них уточнения, вызываемые изменениями конкретных условий в организации или связанные с появлением новых законодательных актов, методических рекомендаций и т.д.

По диспозиции, т.е. по характеру содержащихся в них предписаний, локальные правовые нормы подразделяются на императивные и диспозитивные. В литературе предложена и более детальная классификация правовых норм по этому основанию [9]. Императивные нормы содержат конкретные предписания, абсолютные требования, обязательные для исполнителя и исключающие возможность какого бы то ни было иного решения вопроса.

Диспозитивные нормы такой категоричностью не отличаются, они допускают возможность нескольких вариантов решения, оставляя соответствующим субъектам выбор того или иного варианта поведения. Выбор варианта должен осуществляться с учётом всех конкретных условий, обстоятельств дела, личности нарушителя и т.п. Поэтому коллективный договор и предусматривает возможность выбора той формы общественного воздействия на нарушителя, которая окажется в данном конкретном случае наиболее эффективной.

Среди локальных норм права встречаются отсылочные нормы, которые обязывают в соответствующих случаях руководствоваться нормами, установленными в централизованном порядке.

По способу регулирования правовые нормы локального характера делятся на:

  • обязывающие
  • запрещающие
  • управомочивающие

Так, зафиксированное в коллективном договоре положение «Выдавать в исключительных случаях отдельным работникам внеплановые авансы в счёт заработной платы» содержит управомочивающую норму, которая предоставляет работодателю в случае необходимости право выдавать работникам по их просьбе такого рода авансы. Норма «не переводить рабочих в период обучения на другие работы» является обязывающей. Нормы же правил внутреннего трудового распорядка «запрещается в рабочее время отвлекать рабочих и служащих от их непосредственной работы, вызывать или снимать их для выполнения общественных обязанностей, созывать собрания, заседания и всякого рода совещания по общественным делам» – запрещающие: они установили запрет на совершение указанных действий, влекущих непроизводительные потери рабочего времени.

Конечно, одна и та же норма может быть изложена зачастую и как обязывающая, и как запрещающая или правомочивающая. Поэтому приведённая классификация в значительной мере условна.

Какая бы то ни было трансформация формулировок управомочивающих правовых норм вообще недопустима, так как она влечёт существенное изменение самого содержания правовой нормы. Словесная формулировка зависит от содержания нормы, неотделима от него, определяется им. Норма всегда существует в определённой словесной оболочке. Внешняя форма выражения правовой нормы, в том числе и локальной, зависит от избранного способа регулирования – предписания конкретных действий, их запрета или управомочения на их совершение – и может служить основанием для классификации.

В зависимости от конкретной роли, которую локальные правовые нормы играют в укреплении правопорядка в организации, их можно разделить на регулятивные и правоохранительные. Первые непосредственно устанавливают права и обязанности, вторые – ответственность за нарушение других локальных норм или норм, содержащихся в общегосударственных актах.

Подавляющее большинство локальных норм относится к числу регулятивных. Правоохранительные нормы составляют исключение.

Локальные нормы права предназначены регулировать основные вопросы организации производства, создания системы стимулирования высокопроизводительного труда, обеспечения здоровых и безопасных условий труда и т.п. Правоограничительных целей локальные нормы, как правило, не преследуют. Не устанавливают они и конкретных видов ответственности за несоблюдение предусмотренных ими обязанностей. Эта ответственность наступает по общим нормам дисциплинарной, уголовной или административной ответственности. Не регулируют локальные правовые нормы и процедуру правовосстановительной деятельности органов по рассмотрению трудовых споров в организации. Этот вопрос урегулирован в централизованном порядке. И тем не менее некоторые правоохранительные нормы локального характера, по нашему мнению, существуют. К их числу относятся, в частности, локальные правовые нормы, направленные на борьбу с нарушениями трудовой и производственной дисциплины, мелкими хищениями государственной собственности, нарушениями общественного порядка, хулиганством.

Устанавливать меры дисциплинарной, административной или уголовной ответственности локальные нормы не должны, а меры общественно-правового воздействия на нарушителей трудовой дисциплины или общественного порядка локальными нормами предусматриваться могут и часто предусматриваются.

По кругу субъектов, на которых распространяются локальные нормы права, последние можно подразделить на:

В зависимости от субъектов, участвующих в их создании, локальные правовые нормы подразделяются на:

  • единоначальные предписания работодателя
  • нормы, созданные по согласованию с профсоюзом
  • совместные нормы работодателя и профсоюза
  • нормы, созданные при участии всех первичных общественных организаций
  • нормы, одобренные работниками организации
  • нормы профсоюзов организации.

Локальные нормы могут быть сгруппированы и по другим, отражающим специфику локального нормотворчества основаниям. В частности, подразделяются на различные группы в зависимости от их соотношения с централизованными нормами: централизованно-локальные, типизированные, рекомендательные и автономные. К первой группе мы относим те нормы, которые по содержанию точно воспроизводят общегосударственные нормы действующего законодательства, но в силу тех или иных причин включаются в локальные правовые акты, становясь такими, которые выражают не только общегосударственную волю, но и волю рабочих и воспринимаются как их собственные установления. Действуя в системе локальных актов, они наглядно демонстрируют сочетание централизованного и децентрализованного начал в управлении предприятием, организацией.

К другой группе следует отнести те локальные нормы, которые имеют аналог в типовых нормах общегосударственных нормативных актов. На основании типовых норм разрабатываются штаты и структуры предприятий, организаций, устанавливаются нормы внутреннего трудового распорядка, принимаются нормы о премировании работников предприятия и т.д. Разрабатывая типовые нормы, вышестоящие органы хозяйственного управления, министерства, ведомства, Правительство при участии соответствующих профсоюзный органов создают нормы, выражающие наиболее общие, типичные черты правового регулирования соответствующего вида общественных отношений, опирающиеся на научные выводы и рекомендации, достижения передовой практики. Однако, естественно, эти нормы не могут учесть всего своеобразия каждой организации, поэтому они создаются как типовые, которые могут конкретизироваться в локальных актах.

Существует еще одна группа, к которой принадлежат рекомендательные нормы, создаваемые на основе общегосударственных рекомендаций, которые обладают значительной диспозитивностью. Рекомендованные организациям нормы служат основой для принятия на их базе рекомендательных норм. Так, нормы, определяющие право на получение вознаграждения за общие результаты работы организации по итогам за год, равно как и размер вознаграждения, устанавливаются с учётом рекомендаций, разработанных Минтрудом России. Рекомендованные нормы не являются юридически обязательными для организаций, они предоставляют ещё большую свободу действий работодателю, профсоюзу, работникам.

И, наконец, имеются еще и автономные локальные нормы. Они не имеют аналога среди норм, изданных в общегосударственном масштабе. Эти нормы признаются действительными, имеющими юридическую силу при условии, что решение соответствующего вопроса отнесено к компетенции предприятия, организации и что они не противоречат действующему законодательству, не ущемляют прав рабочих и служащих, не снижают уровень правовых гарантий, установленных централизованно. Автономные локальные нормы могут впоследствии быть одобрены в законодательном порядке, и тогда они, переходят в разряд общегосударственных, централизованно-локальных, типизированных или рекомендательных норм в зависимости от характера общегосударственного нормативного правового акта.

В локальном порядке принимается немало и так называемых технико-юридических норм. Речь идет, прежде всего, о нормах в области охраны труда, устанавливающих правила выполнения различных работ и поведения в производственных помещениях. Такие нормы содержатся в разрабатываемых в организациях стандартах безопасности труда, инструкциях, утверждаемых работодателем совместно с профсоюзом предприятия или организации.

В отдельную группу можно выделить экспериментальные локальные нормы, разрабатываемые непосредственно в организациях в процессе подготовки и проведения экономических экспериментов. Эти нормы издаются по вопросам совершенствования организации труда, аттестации и рационализации рабочих мест, нормирования труда, организации заработной платы, в том числе при бригадной организации труда, систем материального стимулирования. Они содержатся в нормативных материалах, действующих во время эксперимента. Отличительной особенностью этих норм является то, что они могут расходиться с общими нормами, регулирующими соответствующие вопросы, и имеют ограниченный срок действия. По окончании эксперимента они отменяются или получают общее значение в связи с включением их в централизованные акты.

Локальные нормы могут быть подвергнуты классификации и по другим основаниям, в частности по предмету их регулирования. С этой точки зрения можно, например, выделить премиальные нормы, касающиеся материального стимулирования высокопроизводительного труда, статутные, определяющие правовое положение отдельных служб организации, и т.д.

  1. Тарасова В.А. Предмет и понятие локальных норм права // Правоведение. 1968. № 4.
  2. Кондратьев Р.И. Локальное правовое регулирование трудовых отношений в СССР: Автореф. докт. дис. М., 1979. С. 12.
  3. Антонова Л.И. Локальное правовое регулирование. Л., 1985. С. 79.
  4. Сенякин И.Н. Специальные нормы советского социалистического права: Автореф. канд. дис. Саратов, 1982. С. 12.
  5. Иванов С.А., Лившиц Р.З., Орловский Ю.П. Советское трудовое право: Вопросы теории. М., 1978. С. 111.
  6. Смолярчук В.И. Источники советского трудового права. М., 1978. С. 111 – 113.
  7. Керимов Д.А. Философские проблемы права. М., 1972. С. 116.
  8. Баранов В.М. Поощрительная норма советского социалистического права: Автореф. канд. дис. Саратов, 1975. С. 11.
  9. Теория государства и права / Под ред. А.И. Денисова. М., 1980. С. 316.
  10. Деготь Б.А. Классификация норм советского социалистического права по их структуре: Автореф. канд. дис. Саратов, 1978. С. 10 – 14.

  • Право
  • Понятие и признаки права
  • Принципы права
  • Сущность права
  • Функции права

Понятие правовой нормы

Правовая норма — первичная ячейка права, в которой заложена самостоятельная программа воздействия на регулируемые отношения и сознание их участников.

Субъекты права имеют дело прежде всего с отдельными нормами права, непосредственно на них основывают свои права, свободы и обязанности. Представляя собой простейший элемент права, норма права обладает всеми признаками права в целом.

Нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения, устанавливая границы возможною, дозволенного поведения субъектов права, выступая мерой свободы человека в обществе. Но правовые нормы могут предписывать индивиду и вполне определенный вариант поведения, обеспечивая реализацию законных прав и интересов других лиц. Социальная ценность норм права заключается в том, что они стабилизируют общественные отношения, обеспечивая предсказуемость поведения всех их участников. Поэтому норма права выступает как установленное или санкционированное государством общее правило поведения, обеспеченное государством, рассчитанное на неопределенное число однотипных случаев и обязательное для каждого в условиях предусмотренной ситуации. Общее правило в норме права, как правило, формулируется путем определения прав и обязанностей участников отношения данного вида.

Основные признаки правовых норм

Норма права есть мера свободы волеизъявления и поведения человека. Понимание и усвоение данного момента конкретным индивидом зависит как от внутренних факторов (состояния его разума, типа характера, уровня культуры), так и от внешних обстоятельств (степени упорядоченности общественных отношений, обеспеченности нормы авторитетом, силой). Наибольшая эффективность реализации правовой нормы достигается при совпадении целей отдельной личности и общества, сочетании общечеловеческих и социально-групповых, классовых интересов в условиях стабильности общественных отношений.

Норма права — это форма определения и закрепления прав и обязанностей. Последние выступают в виде ориентиров, обозначающих диапазон свободы действий субъектов права, так как реальное регулирование отношений между людьми и их организациями осуществляется именно через наделение правами одних и возложение обязанностей на других. Наиболее ярко предоставительно-обязываюший характер выражен в регулятивных нормах, менее он заметен в нормах специализированных (декларативных, дефинитивных). Различные субъекты правоотношений обычно обладают комплексом прав и одновременно несут большое количество обязанностей. Не может быть прав без обязанностей и нет обязанностей без прав. Это один из принципов построения и функционирования любой правовой системы.

Норма права представляет собой правило поведения общеобязательного характера, т. е. она:

указывает, каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту;

предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для конкретного индивида образ действий;

имеет общий характер, выступает в качестве равного, одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере ее действия.

Норма права — это формально-определенное правило поведения. Внутренняя определенность нормы проявляется в содержании, объеме прав и обязанностей, четких указаниях на последствия ее нарушения. Внешняя определенность заключается в том, что любая норма закреплена в статье, главе, разделе официального документа — в нормативном правовом акте.

Норма права есть правило поведения, гарантированное государством. Возможность государственного правового принуждения в случаях нарушения прав граждан, правопорядка является одной из важных гарантий действенности права.

Норма права обладает качеством системности, которое проявляется в структурном построении нормы, в специализации и кооперации норм различных отраслей и институтов права.

Следует иметь в виду, что возникновение нормы права и все ее дальнейшее существование зависят от ряда факторов, раскрытие которых позволит точнее определить место нормы в правовой системе, понять значение нормативного регулирования для индивида и общества.

Прежде всего надо видеть природную обусловленность правовой нормы. В широком смысле нормативность есть свойство материи вообще и социальной материи в частности. Полиструктурность и цикличность материального мира в какой-то степени предопределяют мерность, нормативность социальных связей и отношений, явлений и процессов, в том числе правовых. В этом плане норма права отражает некую частицу материального и духовного мира в человеческом бытии (биологический аспект), как бы устанавливает меру освоения природы, меру соотнесенности бытия с чувствами, эмоциональным настроем человека (психологический аспект).

Далее нужно помнить, что правовая норма, будучи обусловленной природными факторами, есть сугубо социальный феномен (социальный аспект). Нормативная характеристика тех реальных явлений и процессов, с которыми человек имеет дело, — наиболее существенная черта его социального мира. В общесоциальном плане правовая норма выступает в виде: справедливого масштаба поведения людей, обеспеченного общественным авторитетом, социальной силой и господствующими в обществе представлениями о должном и правильном;

типизированного отпечатка повторяющихся фактических общественных отношений;

формы выражения интересов большинства. В индивидуально-социальном плане норма права является средством защиты интересов, нрав и свобод личности и одновременно в необходимых случаях — средством ограничения свободы поведения (мера свободы).

Наконец, необходимо учитывать то, что правовая норма есть результат интеллектуальной сознательной деятельности человека, разум и воля которого имеют здесь решающее значение (интеллектуально-идеологический аспект). Поэтому норму права нельзя считать просто частицей мирового порядка вещей или слепком общественных отношений. Ее создание всегда представляет собой сложнейший мыслительно-деятельностный процесс, в котором потребности, интересы конкретных людей и различных социальных групп, сталкиваясь друг с другом, вызывают различного рода противоречия (экономические, политические, идеологические, религиозные). Осознание, изучение этих противоречий и попытки их разрешения приводят в конечном счете к выработке правовой нормы как:

компромиссного, приемлемого для данного времени и общества варианта регулирования, обеспечивающего нормальную жизнь людей;

обобщенной информации о социальной действительности;

средства познавательной деятельности;

конкретного средства разрешения противоречий (конфликтов) между людьми.

В социально-юридическом (государственном) аспекте правовая норма выступает в виде:

формально-определенного обязательного правила поведения, закрепленного и опубликованного в официальных документах (нормативно-правовых актах) и обеспеченного государством;

социально-классового регулятора общественных отношений в тех политических системах, где законодательно закреплена власть социального класса или слоя.

3. Виды правовых норм. Многогранные общественные отношения, разнообразие повторяющихся жизненных ситуаций и способность человека разумно реагировать на происходящее обусловливают тот факт, что правовые нормы достаточно разнообразны. Чтобы определить общие и отличительные черты норм, обозначить их место и функциональную роль, необходимо их классифицировать. Основания классификации могут быть самыми различными.

По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от государства и непосредственно от гражданского общества. В первом случае это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти (в тех странах, где имеет место прецедент). Во втором случае нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т. д.) или населением всей страны (всенародный референдум). Так, 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция РФ.

По социальному назначению и роли в правовой системе нормы можно подразделить на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы — правила поведения), охранительные (нормы — стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты).

Учредительные нормы отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества. Они служат эталонами, позволяющими установить необходимое соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям общественного развития. Это конституционные нормы и нормы, закрепленные в основах законодательства, кодексах. Например, норма, закрепленная в ст. 2 Конституции РФ, гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм: управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий); обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных положительных действий); запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения). Особенность регулятивных норм состоит в том, что они носят ярко выраженный предоста- витсльно-обязывающий характер. В частности, нормы ст. 25.6- 25.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) закрепляют детальный перечень прав и обязанностей свидетеля, понятого, специалиста и эксперта.

Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 83 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) осужденный подлежит освобождению от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда.

Как регулятивные, так и охранительные нормы направлены на осуществление функций права: регулятивной (статической и динамической) и охранительной. В них находят выражение способы регулирования.

Обеспечительные нормы содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Социальная ценность их зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной реализации права. Так, широкий спектр государственных гарантий благотворительной деятельности содержит ст. 18 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Декларативные нормы обычно включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления. Например, ч. 2 ст. 1 Конституции РФ гласит: «Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны».

Дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т. п.).

Коллизионные нормы призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями. Так, п. 5 ст. 3 ГК РФ гласит: «В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон».

Оперативные нормы устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т. п.

3.3. По предмету правового регулирования различают нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессуальные. Первые являются правилами поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил.

По методу правового регулирования выделяются императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы.

Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Это, как правило, нормы административного права.

Диапозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило. Они реализуются преимущественно в гражданско-правовых отношениях.

Рекомендательные нормы обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения.

По этому же основанию нормы можно разграничить на позитивные, поощрительные и показательные.

По сфере действия вычленяются нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.

Нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства.

Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъектными факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов государственной власти краев, областей и др.

Локальные нормативные предписания действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.

Нормы права классифицируются также по времени (постоянные и временные), по кругу лиц (распространяются или на всех, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников и т. п.).

4. Структура правовой нормы. Будучи «клеточкой» права, норма в то же время есть сложное образование, имеющее собственную структуру — логически согласованное внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нормативных правовых актах.

Структура нормы права — это идеальная логическая конструкция, призванная регулировать взаимоотношения между людьми. Это своеобразная модель возможного поведения, сформировавшаяся в ходе общественного развития, отражающая стремление людей создать универсальные, долговременные инструменты познания и освоения правовой действительности. Традиционно считается, что норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется норма. В зависимости от количества обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные. Альтернативной называют гипотезу, которая связывает действия нормы с одним из нескольких перечисленных в статье нормативного акта обстоятельств.

Диспозиция содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной. Альтернативная диспозиция дает возможность участникам правоотношения варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой. Бланкетная диспозиция содержит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим правовым нормам.

Санкция указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы. По степени определенности санкции подразделяются на абсолютно определенные (точно указанный размер штрафа), относительно определенные (лишение свободы на срок от трех до десяти лет), альтернативные (лишение свободы на срок до трех лет, или исправительные работы на срок до одного года, или штраф).

Структура юридической нормы есть объективированный результат отражения в норме определенного общественного отношения. Фактическое общественное отношение, подлежащее правовому оформлению, объективно требует, чтобы структура правовой нормы логически соответствовала собственному внутреннему строению. Оно достаточно жестко предопределяет характер связи и количество структурных элементов нормы. Детерминирующее влияние на структуру оказывают тип, род, вид, сторона общественного отношения. Следует также иметь в виду сложность логических связей между субъектами отношения.

количественные характеристики субъектов и объектов, распространенность и повторяемость общественного отношения, возможный уровень его обобщения.

С известной условностью можно утверждать, что та или иная правовая норма содержит столько структурных логических элементов, сколько этого требует данное общественное отношение. Структура имущественных отношений индивидов обусловливает наличие в правовой норме таких элементов, как гипотеза, диспозиция (одна или две), санкция, мера поощрения, указание на каждого из субъектов. Большинству отношений, рассматриваемых уголовным правом, соответствует двучленная структура нормы. Для массовых, политических отношений, требующих конституционного оформления, зачастую достаточно констатации их наличия. В структуре многих конституционных норм реально проявляется обычно один элемент.

Таким образом, реальная структура юридической нормы, закрепленной в нормативном акте, производна от структуры соответствующего общественного отношения определенного вида и выступает как закономерная реальность правовой системы конкретного общества.

5. Понятие и виды форм (источников) права. Источник права — это форма официального выражения общеобязательных предписании, создаваемых органами государства в целях регламентации общественного порядка.

Поясним, что общеобязательные предписания (нормы права, индивидуально-властные распоряжения и т. д.) могут содержаться не только в нормативных правовых актах, но и в решениях судов, нормативных договорах, обычаях и иных источниках.

5.1. Понятие «источник права» многозначно. Если исходить из общепринятого значения термина «источник», то в сфере публичных отношений таковым может быть признана реальная сила, созидающая право. Такой силой является прежде всего власть государства. Именно органы государства способны принимать разнообразные правовые акты. Последние могут содержать нормы права или выступать официальной формой применения юридических норм. Это судебные и административные акты органов государственной власти (решения, определения судов, приказы, распоряжения и другие властные акты органов государства).

В дальнейшем речь будет идти об источниках права только в юридическом смысле, подразумевающем наличие «внешних» форм по отношению к содержанию (нормам права). Такими формами являются, например, закон, указ президента, решение суда, постановление правительства, договор и др. Все эти разные по юридической силе, значению, обязательности и авторитету юридические документы объединяет следующее: они содержат нормы права, а следовательно, признаются источниками права. Наряду с этим обратим внимание еще на одну черту, объединяющую все источники права в одну группу. Таким общим признаком является то, что все современные источники права — это официальные документы, содержащие правовую (общеобязательную) информацию, говорящую о правах, обязанностях либо ответственности физических или юридических лиц.

Обычно в теории государства и права указывают на четыре вида источников права: нормативный акт, судебный прецедент, санкционированный обычай и нормативный договор. В отдельные исторические эпохи источниками права выступали правосознание и высказывания юристов 1 .

5.2. Наиболее древней формой права является правовой обычай, т. е. правило поведения, вошедшее в привычку народа вследствие его повторения в течение длительного времени. Правовым обычай называется потому, что он признан государством как общеобязательная норма поведения, соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением.

В отечественном дореволюционном правоведении понятия «обычай» и «обычное право» вообще не разграничивались. Так, например, русский историк и правовед В. М. Хвостов в 1908 г. писал, что необходимо рассматривать в качестве обычая юридическую норму, сила которой основана не на предписании государственной власти, а на привычке к ней народа, на долговременном применении ее на практике. Другими словами, по В. М. Хвостову, обычай, по сути, есть юридическая норма, подкрепленная давностью применения.

Некоторые ученые рассматривают обычное право как первоначальный способ создания правовых норм, возникший прежде, чем общество конституировалось в политическом отношении. Таким образом, по их мнению, право, установленное обычаем, применялось, в основном, на достаточно ранних ступенях развития общества, в архаических правовых системах. Однако это не совсем так, поскольку, как утверждает этнографическая наука, обычаи не только сегодня применяются некоторыми народами, но и продолжается процесс создания новых обычаев, отражающих этнокультурное развитие общества.

Особенность обычая заключается в том, что это правило поведения, вошедшее в привычку. С юридической точки зрения это неписаный источник права, характеризующийся неупорядоченностью, множественностью и разнообразием. Причина этого заключается в многочисленности культур народов, населяющих тот или иной регион.

Записью древнего, исторически сложившегося обычного права были в Древнем Риме Законы XII таблиц (V в. н. э.). В рабовладельческих и феодальных обществах санкционирование обычаев проявлялось в решениях суда по поводу отдельных фактов. Обычай, санкционированный государством, — весьма редко встречающаяся форма права.

Современное российское законодательство в ст. 5 ГК РФ установило новое понятие — «обычаи делового оборота», в качестве которых признаются сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе или нет. В настоящее время сфера применения обычаев делового оборота в основном ограничена внешнеторговыми сделками, но следует полагать, что дальнейшее развитие рыночных отношений потребует более летального регулирования сложившихся в этой сфере обычаев. По этому пути уже идет законодатель, установивший в ст. 427 ГК РФ правило, по которому санкционированным обычаем можно признать примерные условия типового (примерного) договора.

5.3. Судебный прецедент получил широкое распространение в Великобритании, США, Австралии и других странах. Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного характера решению суда высокой инстанции по конкретному делу. Обязательным для всех нижестоящих судов является не все целиком решение или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение. Это, как называют специалисты по прецедентной системе, ratio decidendi. Из серии однотипных прецедентов складывается тенденция правового регулирования, что приводит в дальнейшем к созданию законов.

Российская правовая система исключает возможность создания норм права судами, так как задача последних усматривается только в применении права к конкретным жизненным обстоятельствам (фактам).

В недавнем прошлом в отечественной правовой науке высказывались отрицательные оценки прецедента как источника права, однако в последнее время тон критических высказываний несколько изменился. Более того, некоторые юристы высказывают предложения о необходимости «уравнять в правах» судебную доктрину и иные источники права, ссылаясь на решения Конституционного Суда РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ. Думается, что пока это невозможно, так как для этого нужны не только независимый суд, но и соответствующая правовая подготовка судей, способных формулировать общие правила в своих решениях. Также имеет значение и высокий уровень правосознания судей, который делает возможным правотворчество судьей. Необходимо учитывать здесь и традиции российского законодательства.

Все источники права могут быть классифицированы на две группы: нормативные правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры и т. д.) и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты, решения органов власти и т. п.). В данном случае критерием разграничения источников права выступает нормативность>, подразумевающая, что юридические документы содержат нормы права, обшие правила поведения, установленные и охраняемые от нарушения государством.

Нормативный договор как источник права — это соглашение двух или более субъектов, в котором содержатся юридические нормы, определяющие права и обязанности сторон (межгосударственные договоры, федеративный договор и др.). В условиях рыночной экономики широкое распространение получили гражданско-правовые договоры. Согласно ст. 422 Г К РФ договор должен соответствовать закону, а если закон принят после заключения договора и в нем установлены иные обязательные правила для сторон, чем те, которые действовали до заключения договора, то условия договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Нормативный акт — это официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения). Он является наиболее важным и распространенным источником права.

Отличительные признаки нормативного правового акта: издается уполномоченным государственным органом; обладает определенной юридической силой; регулирует отношения, имеющие постоянный и типичный характер;

имеет конкретную сферу применения;

охраняется от нарушений правоохранительными органами государства;

обладает реквизитами, придающими документу индивидуально-правовую характеристику.

Нормативный правовой акт имеет ряд положительных свойств, выгодно отличающих его от иных источников права. Нормативный акт:

точно фиксирует содержание правовых норм, что позволяет государству проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм;

занимает строго определенное место в иерархической системе источников права. Это способствует эффективной реализации права в единстве с другими нормативными регуляторами;

может быть издан оперативно, в любой своей части изменен. Это позволяет быстро реагировать на социальные процессы и потребности общества.

Нормативный правовой акт всегда обладает четкой внутренней структурой. Текст в целях удобства пользования может иметь преамбулу 1 , деление на разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, подпункты, части, абзацы, примечания и т. п. Такое строение нормативного правового акта — результат длительного развития теории и практики нормотворчества.

В любом современном государстве источники права (прежде всего законы, статуты парламента, акты правительства) упорядочены, но вместе с этим они не составляют строгую систему, особенно акты подзаконного правотворчества и тем более правовые обычаи и прецеденты. Однако важно отметить, что в целом вся совокупность нормативных и иных юридических актов государства в конечном итоге устанавливает определенный правовой режим государства.