Право постоянного бессрочного пользования земельным участком 2014

Постоянное (бессрочное) пользование земельным участком (Суркова С.В.)

Дата размещения статьи: 24.01.2018

Постоянное (бессрочное) пользование земельным участком является ограниченным вещным (имущественным) правом, предоставляющим его правообладателю полномочия относительно владения и пользования этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.
Анализ понятия и сущности данного института земельного права представляется особенно актуальным в связи с тенденцией дальнейшего совершенствования земельного законодательства, заключающейся в стремлении законодателя завершить процесс переоформления права пожизненного наследуемого владения и права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.

Понятие права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком

Статья 269 ГК РФ, не раскрывая содержания и сущности данного вещного права, определяет правомочия лица, обладающего земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, а именно возможность владеть и пользоваться участком в своем интересе. Лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования, ЗК РФ называет землепользователями (абз. 3 п. 3 ст. 5 ЗК РФ). Исходя из положений ст. ст. 40 — 42 ЗК РФ правом на использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением наделены землепользователи, на которых, в свою очередь, возложена обязанность соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Землепользователь вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. Здания, сооружения, иное недвижимое имущество, созданные этим лицом для себя, являются его собственностью.
В силу ст. 51 ГрК РФ, а также ст. 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство.
В соответствии с п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. При соблюдении следующих условий:
— если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного сооружения;
— если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;
— если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Судебная практика исходит из того, что для признания права собственности на объект недвижимого имущества на земельном участке, предоставленном в постоянное (бессрочное) пользование, необходимо установить, соблюдены ли при возведении самовольной постройки градостроительные нормы и правила, а также нормы земельного законодательства, в частности, соответствует ли объект целевому назначению земельного участка (Определение Верховного Суда РФ от 09.08.2016 N 18-КГ16-80; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2017 N 09АП-67279/2016 по делу N А40-80657/13 (Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 23.06.2017 N Ф05-3553/2015 данное Постановление оставлено без изменения)).
Тем не менее одной из особенностей права постоянного (бессрочного) пользования является его необоротоспособность: землевладельцы, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не могут распоряжаться ими, в т.ч. передавать их в аренду или безвозмездное срочное пользование даже при наличии согласия на это собственника земельного участка (для них возможен только отказ от данного права), за исключением случаев заключения соглашения об установлении сервитута и передачи земельного участка в безвозмездное пользование гражданину в виде служебного надела в соответствии с ЗК РФ (п. 3 ст. 269 ГК РФ, п. 1 ст. 45 ЗК РФ).

Возникновение (приобретение) права постоянного (бессрочного) пользования

Впервые право постоянного пользования земельными участками было введено в российское законодательство Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о земле, принятыми ВС СССР 28.02.1990, а затем воспроизведено в Земельном кодексе РСФСР, утв. ВС РСФСР 25.04.1991 N 1103-1.
Статья 12 вышеуказанного Кодекса устанавливала, что в бессрочное (постоянное) пользование земельные участки предоставлялись колхозам, сельскохозяйственным кооперативам, акционерным обществам (если в них не введена собственность на землю), совхозам, другим государственным сельскохозяйственным предприятиям, а также предприятиям, учреждениям и организациям, включая юридические лица союзных республик и совместные предприятия, независимо от формы собственности и сферы их деятельности.
До введения в действие ЗК РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ допускалось предоставление земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования гражданам; одновременно с введением его в действие предоставление земельных участков гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования прекратилось, но владение и пользование земельными участками ими на данном вещном праве сохранено до настоящего момента (ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
В настоящее время основания возникновения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком установлены в новой статье ЗК РФ — 39.9 (введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ), практически дублирующей утратившую силу ст. 20, в соответствии с которой в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления предоставляются исключительно:
— органам государственной власти и органам местного самоуправления;
— государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);
— казенным предприятиям;
— центрам исторического наследия Президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий.
Примерная форма решения о предоставлении находящегося в государственной собственности земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование юридическим лицам утверждена распоряжением Минимущества РФ от 2 сентября 2002 г. N 3070-р.

Порядок переоформления права постоянного (бессрочного) пользования (в собственность, в аренду)

В Концепции развития гражданского законодательства РФ (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) предусмотрено, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком должно быть сохранено без установления какого-либо срока, на которое оно сохраняется, и без изменения его содержания. Однако оно не должно возникать в будущем. Для его постепенного исчезновения следует разработать механизмы, которые создадут стимулы для трансформации этого права в другие вещные права, предусмотренные ГК (абз. 6.6 раздела IV «Законодательство о вещных правах» Концепции).
В настоящее время актуальны является введение права постоянного землевладения (эмфитевзис), положение о котором нашли свое отражение в проекте изменений Гражданского кодекса (ст. 299 ГК РФ в редакции проекта Федерального закона N 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Землепользователи, не указанные в п. 2 ст. 39.9 ЗК РФ, обязаны переоформить земельные участки по своему желанию в аренду или в собственность до января 2012 г., а земельные участки, на которых находятся линейные объекты (линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги и железнодорожные линии и др.), — до января 2016 г. (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
Кроме того, в п. 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснялось, что если право собственности на здание, строение или иную недвижимость перешло после введения в действие ЗК РФ к лицу, которое в соответствии с действующим законодательством не может обладать земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, такому лицу надлежит по своему выбору переоформить названное право на право аренды земельного участка или приобрести его в собственность.
Коммерческие и некоммерческие организации могут переоформить свое право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на иное право, в том числе право аренды земельных участков без проведения торгов, в соответствии с правилами, установленными главой V.1 ЗК РФ (п. 2 ст. 39.9, пп. 11 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ).
С 01.01.2013 КоАП РФ дополнен ст. 7.34, устанавливающей ответственность юридических лиц за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность.
На основании п. п. 2.1 и 3 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» оформление в собственность граждан, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, гаражных потребительских кооперативов земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям сроком не ограничивается, в связи с чем имеются основания полагать, что данное вещное право на земельные участки еще будет существовать продолжительное время.

Порядок прекращения постоянного (бессрочного) пользования

В соответствии с п. 1 ст. 45 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования может быть прекращено в добровольном порядке путем подачи землевладельцем заявления об отказе от права с приложением документов, предусмотренных ст. 53 ЗК РФ в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков (для граждан — копии документа, удостоверяющего личность; для юридических лиц и государственных и муниципальных предприятий — документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком), иные основания прекращения права могут быть установлены законодательством РФ.
Подобным примером может служить прекращение права постоянного (бессрочного) пользования с момента государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» — однако в данном случае происходит трансформация права постоянного (бессрочного) пользования в право собственности, в отличие от вышеуказанного примера, когда право прекращается.
В п. 2 ст. 45 ЗК РФ установлен закрытый перечень оснований принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, а именно в связи с использованием земельного участка с нарушением требований законодательства РФ (использование участка не по целевому назначению или если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинению вреда окружающей среде; порча земель; невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв, обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в установленные сроки) и при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Поскольку наибольшую сложность на практике вызывает применение норм о существенном снижении плодородия земель сельскохозяйственного назначения и причинении вреда окружающей среде, в целях исключения правовой неопределенности следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 22.07.2011 N 612 «Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».
Кроме того, необходимо отметить, что принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по основаниям, указанным в пп. 1 п. 2 ст. 45 ЗК РФ (при использовании земельного участка с нарушением требований законодательства РФ), осуществляется исключительно на основании вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка (при условии неустранения ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания в виде штрафа) (п. 3 ст. 45, ст. 54 ЗК РФ).

Право постоянного бессрочного пользования земельным участком 2014

Наумов Вячеслав Геннадьевич 12 марта 2015, 09:27

Ранее в Земельном кодексе РФ существовала ст.20, где сказано, что право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.

Граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками. В настоящий момент это положение не действует. Статьи 20-21 с 01.03.2015 года утратили силу.

Законодатель предлагает воспользоваться арендой участков, которые ранее были предоставлены в бессрочное пользование, предоставляет их в собственность, продает, либо передает в безвозмездное пользование. (ст.39.1 Земельного кодекса РФ).

По сути у ст.20 была дублирующая ст.269 Гражданского кодекса РФ о владении и пользовании земельном участком на праве постоянного (бессрочного пользования).

Срок на реализацию права граждан на переход от бессрочного пользования земельным участком, не ограничен (ст.3 ч.3Федерального закона от 25.10.2001 года №137 «О введении в действие Земельного кодекса РФ»: Оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование , пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям сроком не ограничивается ).

В соответствии со ст.3 ч.4 вышеуказанного ФЗ, гражданин РФ вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса РФ, либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса РФ. Здесь муниципалитет не вправе отказать, а случае отказа такое решение подлежит обжалованию (много успешной практики по таким вопросам).

Наложение штрафа по ст.7.34 КоАП РФ в данной ситуации, не совсем понятно, так как законом срок переоформления прав не ограничен. Это правило не касается граждан, но к административной ответственности могут быть привлечены юридические лица и предприниматели. То есть прежний владелец не несет ответственности по ст.7.34 КоАП РФ. Данный штраф подлежит обжалованию.

Однако, применение ст.7.1 КоАП РФ правомерно, так как я понял, что право бессрочного пользования земельным участком принадлежит до настоящего времени одному гражданину, а пользуется другой.

Администрация поэтому и отказывает в передаче этого участка в аренду, так как им пользуется другой гражданин, а этот гражданин не вправе им ни как распорядится (от своего имени сдать в аренду или продать и т.п.).

Выход из такой ситуации такой: надлежащим образом оформить право собственности на участок в соответствии со ст.3 ч.4 ФЗ №137 «О введении в действие Земельного кодекса», гражданином, которому этот участок предоставлен, а после этого уже распоряжаться им на его усмотрение как угодно (продать, подарить, сдать аренду). Тогда нынешний владелец, будет на законном основании пользоваться этим участком.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком является одним из основных видов вещных прав на землю, предусмотренных как земельным, так и гражданским законодательством.

В отличие от собственников земельных участков субъекты данного права лишены существенного правомочия – правомочия распоряжения земельным участком.

Лица, обладающие земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе передавать его в аренду или безвозмездное срочное пользование, в том числе и при наличии согласия на это собственника земельного участка. Любые сделки по распоряжению земельным участком лицом, которому участок предоставлен на данном праве, должны признаваться ничтожными как не соответствующие закону.

В настоящее время в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются исключительно государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Также к субъектам данного права относятся центры исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также государственные академии наук и созданные такими академиями наук учреждения.

С момента вступления Земельного кодекса РФ в силу юридическим лицам иных организационно-правовых форм, а также гражданам (в том числе гражданам – индивидуальным предпринимателям) земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Если же решение о предоставлении указанным лицам земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования все-таки принято после вступления в силу Земельного кодекса РФ, то оно должно быть признано в судебном порядке недействительным в силу ст. 13 Гражданского кодекса РФ либо не подлежащим применению в соответствии со ст. 12 ГК РФ.

Граждане вправе, а юридические лица иных организационно-правовых форм обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на право собственности либо на право аренды по своему выбору.

Юридические лица обязаны были переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, а религиозные организации, кроме того, – переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2012 года. А до 1 января 2015 года необходимо переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в отношении земельных участков, на которых расположены линейные объекты: линии связи, трубопроводы, дороги и т.п. Выбор конкретного титула (собственность или аренда) остается за правообладателем независимо от мнения публичного органа, уполномоченного распоряжаться земельным участком.

С 1 января 2013 года Кодекс об административных правонарушениях дополнен статьей 7.34, устанавливающей ответственность за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность.

Оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается. Порядок оформления установлен законодательством о так называемой «дачной амнистии».

Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком

Рубрика: Государство и право

Дата публикации: 18.12.2017 2017-12-18

Статья просмотрена: 1887 раз

Библиографическое описание:

Гаврилова Е. Н. Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком // Молодой ученый. — 2017. — №50. — С. 287-291. — URL https://moluch.ru/archive/184/47275/ (дата обращения: 26.11.2018).

В статье рассматриваются последствия неисполненной юридическим лицом обязанности по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в срок до 01.07.2012 года.

Ключевые слова: право постоянного (бессрочного) пользования, обязанность переоформления, ответственность.

The article examines the effects of unfulfilled obligations legal entity to renewal (perpetual) use of land for a period of up to 01.07.2012 year.

Key words: right of permanent (perpetual) use, the obligations of renewal, responsibility.

Земельное законодательство взяло уверенный курс на сокращение применения ограниченных вещных прав на землю и установление двухуровневой системы основных видов титулов: собственность и аренда, причем этот процесс начался не сейчас.

В соответствии с первым абзацем пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее — Вводный закон) юридические лица обязаны были переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами, установленными главой V.1 (до 01.03.2015 года — статьей 36) Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ). Для садовых товариществ и гаражных потребительских кооперативов, а так же для граждан, в соответствии с пунктом 2.1 и пунктом 3 статьи 3 Вводного закона, переоформление постоянного (бессрочного) пользования землей сроком не ограничивается.

При этом, срок, установленный законодателем в данной норме несколько раз корректировался: Федеральным законом от 27.12.2005 № 192-ФЗ этот срок с 01 января 2006 года продлен до 01 января 2008 года; Федеральным законом от 24.07.2007 № 212-ФЗ — до 01 января 2010 года; Федеральным законом от 27.12.2009 № 342-ФЗ — до 01 января 2012 года; Федеральным законом от 12.12.2011 № 427-ФЗ — до 01 июля 2012 года.

Согласно пункту 2 статьи 39.9 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно органам государственной власти и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным), казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

Все остальные юридические лица с установленной Вводным законом даты, то есть с 01 июля 2012 года, могут обладать земельными участками только на праве аренды или собственности с учетом установленных земельным законодательством ограничений оборота земли либо ограничений на предоставление в собственность земельных участков иностранным юридическим лицам. Соответственно, и те юридические лица, которым до введения в действие ЗК РФ земельные участки были предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования, обязаны были до 01 июля 2012 года переоформить это право.

Юридические лица, в пользовании которых находятся земельные участки, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие линейные объекты, могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования такими земельными участками на право их аренды или приобрести такие земельные участки в собственность до 01 января 2016 года.

Таким образом, закон установил обязанность юридических лиц, не поименованных в пункте 2 статьи 39.9 ЗК РФ, до указанных выше дат переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками. Однако, законодатель не определил последствия невыполнения этого требования, кроме штрафных санкций. Уже с 01 января 2013 года за нарушение установленных земельным законодательством сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобретения земельных участков в собственность статьей 7.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность. Указанное правонарушение влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 20 до 100 тысяч рублей.

Жизнь непредсказуема и обстоятельства переоформления права иногда складываются не в пользу землепользователя, поэтому возникает естественный вопрос относительно перспектив сохранения данного титула на землю, потому что жизненные ситуации гораздо шире чем те, которые предлагает законодатель.

Что случилось с теми юридическими лицами, которые не успели переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками до 01 июля 2012 года? Смогли ли они выкупить или переоформить в аренду свои земельные участки? Считается ли самозахватом использование земельного участка, право на который не переоформлено до 01 июля 2012 года? Повлечет ли данное обстоятельство принудительное прекращение права на земельный участок и его изъятие? Утрачивается после 01 июля 2012 года земельный участок безвозвратно? Какими правами на земельный участок обладают субъекты, приобретшие объект недвижимости, расположенный на земельном участке, находящемся в не переоформленном постоянном (бессрочном) пользовании прежнего собственника объекта недвижимости?

Традиционно нормы о переоформлении постоянного (бессрочного) пользования путали с пунктом 1 ст. 36 ЗК РФ, в соответствии с которым собственникам объектов недвижимости предоставлено исключительное право приобретения земельных участков под своими зданиями в собственность или в аренду. Даже порядок переоформления был идентичен порядку выкупа земельных участков собственниками зданий. Но все же, лица, имевшие землю на праве постоянного (бессрочного) пользования обладали более широким кругом прав, чем собственники зданий.

Во-первых, они имели право выкупа или получения в аренду земельного участка даже если объекты недвижимости на этой земле отсутствовали или были разрушены. Во-вторых, при оформлении земли собственниками зданий на основании статьи 36 ЗК РФ заявитель мог претендовать только на ту площадь земли, которая занята зданием и необходима для его эксплуатации, и если весь участок для эксплуатации здания не нужен, то и выкупить весь участок у заявителя не получится. Если же этот участок ранее предоставлялся на праве постоянного (бессрочного) пользования, то можно было требовать в собственность или в аренду весь участок, какими бы маленькими не были бы расположенные на нем объекты недвижимости. В-третьих, наличие права постоянного (бессрочного) пользования позволяло выкупать землю, занятую объектами незавершенного строительства. В-четвертых, при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования участок считается сформированным и его можно поставить на государственный кадастровый учет на основании документа об отводе в постоянное (бессрочное) пользование.

Всем этим могли воспользоваться обладатели государственных актов на землю и свидетельств о праве постоянного (бессрочного) пользования. Существует ли такие права до сих пор, или для коммерческих организаций они прекратились после 01 июля 2012 года?

Главной нормой земельного законодательства о переоформлении так называемой «постоянной бессрочки» является пункт 2 статьи 3 Вводного закона. Именно здесь содержится указание на то, что переоформление выполняется только для собственников зданий и сооружений, находящихся на земельном участке (до 01.03.2015 года — в порядке статьи 36 ЗК РФ, после 01.03.2015 года — в правилах главы V.1 ЗК РФ), и может производиться как в собственность, так и в аренду. Но, эта норма действовала только до 01 июля 2012 года. При этом, в данной норме речь идет не о праве, а об обязанности переоформить постоянное (бессрочное) пользование. Так прекращается ли после 01 июля 2012 года право на переоформление или нет?

В силу пункта 1 статьи 3 Вводного закона, право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие ЗК РФ, сохраняется. Статья 45 ЗК РФ не предусматривает такое основание для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования землей, как его не переоформление в установленный законом срок. А значит, после 01 июля 2012 года постоянное (бессрочное) пользование землей автоматически не прекратится.

Еще в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ (далее — ВАС РФ) от 27 февраля 2001 года № 61 «Обзор практики применения арбитражными судами земельного законодательства» было разъяснено, что не переоформление прав пользования земельным участком в соответствии с указанным законом (статья 7 Закона РСФСР «О земельной реформе») не является основанием для изъятия и перераспределения такого участка. В качестве аргумента ВАС РФ сослался на то, что при установлении сроков переоформления законодатель не определил порядок прекращения прав на них в связи с невыполнением данной нормы. В обновленной редакции ЗК РФ и Вводного закона такой порядок также не определен, предусмотрено только наказание.

Конституционный Суд РФ в своих Постановлениях от 16 мая 2000 года № 8-П, от 06 июня 2000 года № 9-П, от 03 июля 2001 года № 10-П и от 13 декабря 2001 года № 16-П разъяснил, что иные вещные права, в том числе и право постоянного (бессрочного) пользования, входят в конституционное понятие «свое имущество». Следовательно, прекращение этого права возможно только для обеспечения государственных нужд на основании судебного решения при равноценной компенсации.

В пункте 6 статьи 3 Вводного закона указано, что коммерческие и некоммерческие организации могут переоформить свое право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на иное право, в том числе право аренды земельных участков, в установленном федеральными законами порядке. В пункте 1 этой же статьи говорится о том, что права на землю, не предусмотренные ЗК РФ, подлежат переоформлению со дня введения его в действие.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что сама по себе необходимость переоформления права постоянного (бессрочного) пользования никуда из земельного законодательства не исчезла. Однако из положений, указанных в предыдущем абзаце норм нельзя сделать вывод, может ли при переоформлении использоваться порядок, предусмотренный ранее статьей 36 ЗК РФ? Ссылки на это обстоятельство в указанных пунктах нет.

В итоге получается, что право постоянного (бессрочного) пользования для большинства юридических лиц законодательством не предусмотрено, однако, оно существует и не прекратилось, а переоформить его на одно из прав, предусмотренных законом вроде бы и можно, но нет ясности, на какое именно и в каком порядке. Налицо — правовая неопределенность: нормы о переоформлении, которые сохраняют свои действия после 01 июля 2012 года не дают ответы на поставленные вопросы.

При анализе ситуации с реализацией положений действующего земельного законодательства о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования возникает вопрос о том, в чем состоит правовое содержание процедуры переоформления этого права. Если допустить, что действие первого абзаца пункта 2 статьи 3 Вводного закона распространяется на отношения после 01 июля 2012 года, то в поставленном вопросе следует руководствоваться главой V.1 ЗК РФ, в соответствии с которой процедура переоформления выглядит следующим образом.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статья 39.3 ЗК РФ, продажа земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 ЗК РФ, осуществляется без проведения торгов. Без проведения торгов, в силу подпункта 11 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, осуществляется и предоставление такого земельного участка в аренду. При этом, в подпункте 7 пункта 8 статьи 39.11 еще раз уточнено, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и предоставленный в постоянное (бессрочное) пользование, не может быть предметом аукциона. А порядок предоставления без проведения торгов в собственность или аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подробно прописан в статье 39.14 ЗК РФ.

Камнем преткновения в процедуре переоформления права постоянного (бессрочного) пользования является вопрос о составе земельных участков, права на которые подлежат переоформлению: все ли территории землепользователь вправе переоформить из постоянного (бессрочного) пользования в собственность или нет; обязан ли землепользователь переоформлять фактически не используемые им территории и может ли он от них отказаться вообще.

В отношении первого вопроса уже было сказано выше: юридические лица вправе выкупить весь земельный участок, который находится у них на праве постоянного (бессрочного) пользования с учетом установленных земельным законодательством ограничений оборота земли либо ограничений на предоставление в собственность земельных участков иностранным юридическим лицам. В отношении второго вопроса можно сказать следующее. В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. На основании пункта 2 статьи 11.8 ЗК РФ, у лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования на образуемые земельные участки. Статьей 53 ЗК РФ предусмотрен добровольный отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Таким образом, разделив в соответствии с положениями ЗК РФ и исходя из необходимости своего землепользования земельный участок, землепользователь может приобрести в собственность или аренду необходимый ему образованный земельный участок и отказаться от права на тот образованный земельный участок, который ему не нужен.

Однако, как выше было сказано, жизненные ситуации гораздо шире чем те, которые предлагает законодатель. Например, в 2017 году Арбитражным судом Московской области было рассмотрено исковое заявление органа местного самоуправления (далее — ОМС) одного из городских округов Московской области о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка и применений последствий недействительности сделки в отношении Общества с ограниченной ответственностью (далее — ООО), которое в 2013 году выкупило у ОМС земельный участок под находящимся на нем принадлежащем обществу объектом недвижимости, ранее принадлежавшем Открытому Акционерному Обществу (далее — ОАО). В момент покупки в 2005 году ООО у ОАО объекта недвижимости весь земельный участок под всеми распродаваемыми ОАО объектами недвижимости принадлежал ему на праве постоянного (бессрочного) пользования. ООО сформировало свой земельный участок путем раздела земельного участка ОАО, причем процесс формирования земельного участка начался в 2006 году под «надзором» ОМС, так как, в любом случае, земля находилась в государственной собственности до разграничения. Однако, в связи с тем, что земельный участок ОАО изначально был поставлен на государственный кадастровый учет некорректно (пришлось устанавливать границы земельного участка в судебном порядке), процесс формирования земельного участка у ООО растянулся до 2013 года.

В 2016 году за три месяца до истечения срока исковой давности ОМС предъявил ООО указанный иск, мотивируя свои действия своим взглядом на объект недвижимости как на нестационарный объект. Арбитражный суд установил наличие признаков объекта капитального строительства, однако требования ОМС удовлетворил, посчитав, что оснований для приватизации всего земельного участка в порядке статьи 36 ЗК РФ у ООО не имелось. Апелляционный и кассационный суды оставили это решение без изменения.

Не будем разбирать здесь степень добросовестности поведения ОМС, но факт, что ООО перешло право постоянного (бессрочного) пользования тем земельным участком, который был образован из земельного участка ОАО, принадлежащего ему на этом праве, не был исследован ни одним из судов. Как говорится, «что умерло, то умерло».

Тем не менее, исходя из решений судов, участок не исчез в пространстве — он как стоял на государственном кадастровом учете, так и остался там стоять, — и ОМС опять имеет возможность распоряжаться им. Вот оно — безбрежное поле для коррупции.

Подобные ситуации возможно было исключить, дополнив пункт 1 статьи 3 Вводного закона словами, что право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками сохраняется и за юридическими лицами, приобретшими до 01 июля 2012 года объекты недвижимости, расположенные на земельных участках, которые в момент приобретения находились в постоянном (бессрочном) пользовании у юридических лиц, право которых возникло до дня введения в действие ЗК РФ.

  1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2017).
  2. Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2017).
  3. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства».
  4. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 (ред. 23.06.2015) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».
  5. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.02.2001 № 61 «Обзор практики применения арбитражными судами земельного законодательства».
  6. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.07.2013 по делу № А05–13321/2012.
  7. Постановление ФАС Московского округа от 27.09.2012 по делу № А40–81741/11–16–740.
  8. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 25.02.2013 № Ф03–329/2013 по делу № А73–7681/2011.
  9. Решение Арбитражного суда Московской области от 10.04.2017 по делу № А41–74717/16
  10. Письмо Минэкономразвития Российской Федерации от 08.10.2011 № 22075-ЭН/223 «О предоставлении в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 214-ФЗ соответствующим лицам права продления срока действия льготной цены выкупа земельного участка при условии своевременного переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на него; о цене и порядке выкупа земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, собственниками зданий, строений, сооружений, находящихся на этих земельных участках и построенных после 01.01.2012 года».
  11. Письмо Минэкономразвития Российской Федерации от 15.09.2011 № Д23–3917 «О состоянии переоформления прав на земельные участки».
  12. Липски С. А. Правовое регулирование земельного вопроса в современной России // Имущественные отношения в Российской Федерации, 2014. № 5.
  13. Умеренко Ю. А. Споры о приобретении в собственность земельных участков под зданиями, сооружениями // Имущественные отношения в Российской Федерации, 2016. № 12.