Право юристов в древнем риме

Право Древнего Рима Основные этапы развития римского права

Многие ученые выделяют следующие этапы периодизации истории римского права:

1. Древнейший период — VI в. до н.э. — середина III в. до н.э.

2. Классический период — середина III в. до н.э. — конец III в.

3. Постклассический период — IV — VI вв.

Развитие источников права

Источники римского права распределялись по нескольким крупным областям и способам правового общения и регулирования: право квиритское (цивильное, оно же право римских граждан), преторское право, право народов, естественное право, право обычное, право божественное.

Источники права древнейшего периода

Древнейшими источниками права в Риме были правовые обычаи. С борьбой патрициев и плебеев связывается принятие первых писаных римских законов — Законов XII таблиц (около 450 г. до н.э.). Для их составления была создана первоначально комиссия из 10 патрициев (децимвиров), подготовившая законы на десяти таблицах, текст которых не удовлетворил плебейское население Рима. В результате острого политического конфликта была создана новая комиссия децимвиров, состоявшая как из патрициев, так и из плебеев. Она дополнила первоначальный текст еще двумя таблицами. Хотя в Законах XII таблиц предусматривалось использование клятв и совершение других ритуальных действий, право уже было отдельно от религиозных норм и приобрело светский характер.

Законы XII таблиц стали основой общего для патрициев и плебеев единого квиритского, или цивильного права, предназначенного исключительно для римских граждан.

Другим важным источником квиритского (цивильного) права были законы, которые принимались народным собранием.

В древнейший период правовую силу имели также решения сената, а в исключительных случаях — и постановления магистратов.

Толкование законов вплоть до конца IV в. оставалось привилегией понтификов.

Источники права в классический период

В этот период по-прежнему важную роль играли законы, но наиболее характерным источником права становятся эдикты преторов, на базе которых наряду с цивильным правом вырастают две новые и совершенно самостоятельные правовые системы: преторское право и «право народов». Обе эти системы были результатом правотворческой деятельности преторов. Таким образом, в Риме возникла сложная (тройная) система источников права.

Особую роль в развитии права в классический период сыграли эдикты претора перегринов, должность которого была учреждена в 242 г. до н.э. Последний регулировал отношения между римскими гражданами и иностранцами (перегринами), а поэтому вообще не был связан нормами цивильного права. Созданное преторами перегринов «право народов» было не международным, а внутригосударственным, т.е. римским правом, причем его наиболее развитой и совершенной частью.

С установлением империи постепенно изменилось и положение преторов в политической системе Рима. Их правотворчество приходило в противоречие с растущим самовластием императора. Поэтому уже в первые века нашей эры преторы взяли за правило полностью копировать эдикт своего предшественника. Эдикт не порождал новых норм права. В связи с этим император Адриан решил упорядочить преторское право, поручив эту работу известному юристу Юлиану (между 125 и 138 гг. н.э.).

Составленный Юлианом эдикт был официально одобрен сенатус-консультом и получил название «вечного эдикта». Он стал обязательным для всех последующих магистратов. С этого времени преторский эдикт перестает быть источником новых правовых норм.

Уже в первые годы империи падает значение народных собраний, которые к концу I в. н.э. редко принимали новые законы, а затем вообще лишились этого права. При императорах вновь выросло значение сенатус-консультов, и они стали выступать в качестве закона.

Постепенно укреплялась и расширялась и самостоятельная законодательная власть императоров.

Акты императорской власти (конституции) делились на следующие основные виды:

1. Эдикты — общие положения, основанные на власти «империум», а поэтому юридически обязательны только при жизни данного императора. Но уже со II в. они начинают соблюдаться и его преемниками.

2. Рескрипты — ответы или советы императора отдельным лицам или магистратам, запрашивающим консультации по правовым вопросам.

3. Декреты — решения, вынесенные императором в судебных делах, на основе которых сложилась самостоятельная императорская юрисдикция.

4. Мандаты — инструкции, адресованные правителям провинций, в ряде случаев содержавшие также нормы гражданского или уголовного права, которые применялись и к перегринам.

Многие выработанные в императорскую эпоху формы правовых актов оказали впоследствии большое влияние на законодательную технику феодальных монархий.

Роль римских юристов в развитии права

Исключительно важным источником развития римского права в классический период становится деятельность юристов, которая способствовала развитию стройности и цельности всей правовой системы Древнего Рима.

Римские юристы составляли многочисленные труды. Одни из них предназначались для учебных целей, другие — для практического использования. Важное место среди этих работ имели институции, систематически излагавшие римское право в учебных целях. Наибольшую известность приобрели Институции Гая (середина II в.). Они состояли из четырех книг: о лицах, о вещах, об обязательствах, об исках.

Книга первая. О личных правах — о лицах как участниках правового общения с их правовым статусом, о праве как власти, об основных способах возникновения, признания и оформления правовых норм, т.е. об источниках права.

Книга вторая. О вещах — вещное право и наследственное право по завещаниям, о вещах собственных и чужих, человеческих и божеских.

Книга третья. Об обязательствах — наследование по закону, об обязательствах из договоров и деликтов, обязательствах, имущественных, из оскорбления чести.

Книга четвертая. Об исках — история гражданского процесса, права на иск, перечень приемов и процедур ведения дел и защиты в суде, о деятельности судьи и поведении сторон в суде.

По отзыву известного романиста ІХ — X вв. Дернбурга, Институции Гая представляют собой труд, единственный из той самой «цветущей эпохи классической юриспруденции». Этот труд осветил своим светом тот туман, который до него окутывал историю древнего права.

Однако даже наиболее блестящие юристы этого времени не были теоретиками, а являлись прежде всего практиками, которые стремились с помощью логических приемов решать сложные правовые вопросы.

Источники права постклассического периода

В период домината римское право претерпело некоторые незначительные изменения, но его основные институты практически сохранились в прежнем виде. Все больший удельный вес стало приобретать законодательство императоров.

Сократилось число классических юристов, труды и мнения которых попрежнему рассматривались в качестве источника права. Утрата римским правом былого динамизма, стирание граней между цивильным и преторским правом, с одной стороны, и «правом народов» с другой, создали благоприятные условия для проведения кодификационных работ. Особенно оживленно работы по систематизации права велись в восточной части Римской империи (Византии). Здесь с конца III были составлены частные сборники римского права — Кодекс Грегориана и Кодекс Гермогениана, а в 438

г. осуществлена первая официальная кодификация императорских конституций (Кодекс Феодосия).

Всеобъемлющая систематизация римского права была проведена в 528 — 534 гг., т.е. уже после падения Западной Римской империи по указанию византийского императора Юстиниана. Результатом работы комиссий под руководством юриста Трибониана явилось составление ряда крупных сборников римского права. На более позднем этапе истории права (уже в средние века) эти сборники стали выступать как единый Свод законов Юстиниана.

Первой частью свода являются Институции Юстиниана, изданные в 533 году. Они состояли из четырех книг, распадающихся в свою очередь на титулы. Первая книга посвящена праву в целом и правовому положению лиц, вторая — вещам и вещному праву, третья — наследованию, договорам и обязательствам, четвертая — деликтам и искам.

Важнейшую по богатству использованного правового материала часть Свода Юстиниана составляют Дигесты (или Пандекты), также изданные в 533 г. При их составлении были использованы труды 39 юристов, около 1,5 тыс. произведений. Дигесты состоят из 50 книг, каждая из которых делится на титулы, а затем на фрагменты с указанием авторов, где произведение использовано. Все цитируемые в них отрывки из произведений классических юристов получили силу закона. Дигесты стали наиболее известным и широко использованным источником римского права для последующих эпох.

Третий законодательный свод, составленный по указанию Юстиниана и под руководством Трибониана, получил название Кодекс Юстиниана. Он состоял из 12 книг. Каждая книга делилась на титулы, в пределах которых императорские конституции систематизировались в хронологическом порядке. Титулы в свою очередь были разделены на параграфы.

Кодекс Юстиниана подвел своеобразную черту под многовековым развитием права, представлял собой концентрированный итог всей его предшествующей истории.

Поэтому Свод законов Юстиниана, хотя и отразил некоторые постклассические и чисто византийские черты, является в своей основе источником римского права.

В 535 — 555 гг. указанные выше три сборника римского права были дополнены сборниками конституций (новелл) самого Юстиниана. Однако они не имели официального характера.

Римское право древнейшего периода Общая характеристика

До середины III в. до н.э. безраздельно господствующей правовой системой в Риме было квиритское (цивильное) право. Оно отражало сравнительно примитивные отношения раннеклассового общества и в то же время отличалось строгостью, суровостью, подчеркнутой точностью. Особенно четко в древнейшем римском праве регулировались имущественные отношения, и в первую очередь право частной собственности, которое рассматривалось как полное господство собственника над своей вещью.

Большое значение в квиритском праве играли безусловное соблюдение торжественных судебных обрядов, в силу чего форма права в этот период превалировала над его содержанием, а судебный процесс — над материальным правом. Со второй половины третьего века до н.э. консервативное по своей социальной роли квиритское, или цивильное право стало превращаться в определенное препятствие на пути роста торгового оборота и пришло в противоречие с потребностями быстро развивающейся рабовладельческой системы.

В Древнем Риме большое внимание уделялось способом приобретения вещных прав и классификации самих вещей. Вещи, находившиеся в общем пользовании (воздух, море и т.п.), а также ряд других хозяйственно важных вещей (общественная земля) рассматривались как находящиеся вне имущественного, торгового оборота.

В цивильном праве наиболее значительным делением вещей, которые находились в хозяйственном обороте и могли быть объектом права собственности, было их деление на манципируемые и неманципируемые. К первой группе относились земли в Италии, рабы, крупный рогатый скот, земельные сервитуты, т.е. экономически наиболее важные объекты вещного права, ко второму — все остальные вещи.

Отчуждение вещей, составлявших первую группу, могло осуществляться только путем манципации — особой сложной и торжественной процедуры. Манципация относилась к числу строго формальных обрядов, совершаемых посредством меди и весов. Она требовала приглашения пяти свидетелей и весодержателя. Покупатель, держа в руках кусок меди, произносил торжественную формулу, где утверждал, что та или иная вещь принадлежит ему. Затем он ударял металлом о весы и передавал его в качестве покупной суммы тому, от кого приобретал вещь посредством манципации. Неманципируемые вещи продавались путем простой их передачи (традиции) за медь или за деньги без каких-либо особых формальностей.

Особым видом вещного права, возникшим в древнейший период, были сервитуты — фиксированное в обычаях или законе и строго ограниченное право пользования чужой вещью. Сервитуты вырастали вместе с частной собственностью на землю и необходимостью четкого юридического урегулирования взаимоотношений собственников (или владельцев) соседних участков. Они относились к категории манципируемых вещей. Наиболее древними из них были: право прохода через соседний участок, право прогона скота, право провозить груженные повозки, право отвести воду с участка соседа.

Обязательства из договоров

В древнейший период при неразвитости товарно-денежных отношений договоры (контракты) были еще немногочисленными и отличались ярко выраженным формализмом. Внешняя оболочка, а не содержание определяли природу контракта. Другая черта древнейших договоров — их односторонний характер. Правом требования наделялась в договоре лишь одна сторона (кредитор), на другую сторону (должник) возлагались только обязанности.

В древнейший период к религиозным клятвам относился и другой древнейший контракт — стипуляция. Формальный характер этого договора проявлялся в произнесении строго определенных словесных формул. Кредитор задавал должнику вопрос о том, обязуется ли последний совершать такое-то действие, на что должник отвечал в утвердительной форме, использовав при этом те же слова. Стипуляция представляла собой абстрактный контракт, т.е. могла включать в себя различные обязательственные отношения: заем, передача вещи в ссуду, на хранение и т.д. Исполнение обязательства по такому договору было строго ограничено лишь тем, что прямо упоминалось в вопросе и ответе.

В древнейший период, как свидетельствуют Законы XII таблиц, обязательства возникали не только из договоров, но и из правонарушений (деликтов). Большинство предусмотренных в квиритском праве деликтов еще не считалось нарушением общественного интереса, рассматривалось как посягательство на права частного лица, как частный деликт, совершение которого как бы ставило обидчика в положение должника потерпевшего. Многие из таких частных деликтов в последующем стали рассматриваться как преступления.

Цивильному праву, как и Законам XII таблиц, были известны и публичные деликты, т.е. преступления, которые наказывались от имени римского народа, а взыскания по ним шли не частным лицам, а государству. Круг преступлений, однако, не был еще широк. К ним относились прежде всего преступления против республики.

В ряде Законов XII таблиц говорится о применении смертной казни. В зависимости от характера преступления она принимала различные формы: отсечение головы, утопление, распятие. Сбрасывание с Тарпейской скалы и т.д. Постепенно смертная казнь начала выходить из употребления и для римских граждан заменялась изгнанием и утратой гражданства. Использовались также членовредительские наказания, битье кнутом, штрафы и конфискация имущества, ограничения гражданского статуса, лишение права на погребение и т.д. Некоторые преступления рассматривались как оскорбление богов и влекли за собой религиозное проклятие.

Брак и семья по Законам XII таблиц

Древнеримское право закрепило исторически сложившуюся патриархальную семью, хозяйственно обособленную и связанную с обществом и государством через ее главу.

Заинтересованность главы семьи в привлечении дополнительной рабочей силы привела к развитию института усыновления, которое совершалось в народном собрании в присутствии понтификов. Усыновление осуществлялось также путем троекратной фиктивной продажи члена семьи в рабство, а затем с мнимой переуступкой прав, которая вела к освобождению сына от власти отца.

Подавляющее большинство судебных дел в древний период в Риме рассматривалось в частном (гражданском) порядке. Особенностью организации судебной системы и процесса было то, что они предусматривали две стороны судебного производства: «ин юре» и «ин идицио».

На первой стадии дело рассматривалось у магистрата (обычно у претора), к которому должны были являться лично истец и ответчик. В Законах XII таблиц предусматривалась особая процедура вызова ответчика истцом к магистрату. Неявка ответчика отдавала его во власть истца, который мог поступить с ним как с неоплатным должником. Совокупность строго формальных действий, жестов и слов, которые совершались на суде сторонами и магистратом, назывались «легис акцио», поэтому и сам процесс получил название легисакционного. Было выработано пять основных легисакционных формул. Наиболее распространенная из них заключалась в том, что наряду с торжественными заявлениями стороны вносили залог, который терялся проигравшим дело и обращался в пользу государства.

Нарушение одной из сторон порядка внесения залога автоматически влекло за собой проигрыш дела.

Если же обе стороны соблюдали установленную процедуру, дело переходило во вторую стадию и рассматривалось назначенным претором судьей или коллегией судей, которые разрешали спор по существу. На данной стадии процесс не был связан строгими формами. Решение судей было окончательным и обжалованию не подлежало.

В уголовных делах магистрат, который вел дело, использовал инквизиционную процедуру. В течение всего процесса он поддерживал обвинение, вел допрос. Если консул выносил смертный приговор, то для его приведения в исполнение требовалось одобрение народного собрания.

Римское право классического и постклассического периода Публичное и частное право

В судебной практике и юриспруденции Рима в классический период произошло деление права на публичное и частное. По характеристике Ульпиана, публичное право относится к положению римского государства, а частное — к пользе отдельных лиц.

Публичное право носило императивный характер. Оно включало в себя отношения власти — подчинения. В частном праве выражались отношения формально равных лиц, но находящихся в условиях эксплуататорского общества всегда в экономически неравном положении. Его субъекты имели определенные правовую и хозяйственную автономию. Охрана частных интересов осуществлялась лишь по инициативе заинтересованных лиц.

Частное право в классический период получило более глубокую и тонкую разработку. Оно преодолело былой формализм и охватило широкий круг отношений, связанных с товарным производством.

Правовое регулирование вещных отношений занимало центральное место в римском частном праве. Римские юристы четко отличали вещные иски от личных, связанных с обязательственными отношениями.

Потребности имущественного оборота и расширение территории Римского

государства привели к появлению в классическую эпоху новых видов собственности (кроме земли как основной формы собственности). Поскольку известная

предшествующему периоду квиритская собственность имела ярко выраженный национально римский характер и становилась все более архаичной в силу целого ряда условностей, необходимых для ее приобретения, сама жизнь потребовала выработки новых и менее сложных форм закрепления собственнических интересов. В рамках преторского права с помощью особых юридических средств была создана конструкция так называемой преторской, или бонитарной собственности. Претор в тех случаях, когда в силу несоблюдения формальностей квиритского права приобретатель вещи не мог получить статус квиритского собственника, брал под защиту интерес покупателя, фактически закрепляя приобретенную им вещь в составе его имущества.

В связи с расширением границ римского государства, включением в него все новых провинций и роста числа иностранцев получили признание и правовую защиту также провинциальная собственность и собственность перегринов.

Наряду с манципацией, которая использовалась все реже, а в период домината практически вышла из употребления, решающее значение как основной способ переуступки права собственности приобрела традиция. Удобство этого способа заключалось в его простоте и неформальном характере. При традиции право собственности приобреталось в силу самой фактической передачи вещи лишь при условии наличия «справедливого», т.е. законного основания.

Дальнейшее развитие в классический период получила приобретательная давность. В преторском праве был расширен круг лиц, которые могли приобрести право собственности по давности владения. Так, после десяти лет добросовестного и непрерывного владения это право признавалось даже за перегринами.

В этот же период получили дальнейшее развитие гражданско-правовые формы защиты прав частного собственника. Наиболее важной из них был виндикационный иск. Он предоставлялся собственнику вещи, которая в силу каких-либо причин была им утеряна и оказывалась у третьего лица.

С развитием преторского права получил окончательное оформление еще один самостоятельный вид вещевого права — институт владения, а также дальнейшее развитие такой вид вещного права, как право на чужие вещи.

Из греческого права в эту эпоху был позаимствован эмфитевзис — наследственная аренда земли с внесением установленной платы. Держатель земли (эмфитевт) не мог быть согнан с участка в силу признанного за ним претором и защищаемого им вещного права, которое могло даже переуступать третьим лицам.

В классический период получили развитие и залоговое право, а также развитие и разработку личные сервитуты, которые предусматривались обычно в завещаниях и представляли собой пожизненное право лица, в чью пользу устанавливался сервитут, пользоваться чужой вещью с правом получения от нее плодов или же без такового права.

Наиболее разработанной частью римского права в классический период было обязательственное право, которое являлось юридической формой товарно-денежного обращения.

С развитием товарного производства обязательства в значительной мере утратили свой былой формализм и из односторонних превратились в основном в двусторонние.

Наиболее тщательную и точную разработку получили договоры (контракты). Договоры могли заключаться устно или письменно, в том числе посредством переписки. В Институциях Гая договоры были разделены на четыре основные группы: вербальные, литеральные, реальные, консенсуальные.

Вербальные договоры брали свое начало от древнейших договоров-клятв, но в рассматриваемый период их форма была значительно упрощена. Основным и наиболее распространенным видом вербальных договоров по-прежнему была стипуляция.

Литеральные договоры представляли собой особые письменные договоры, принятые в торговом обороте. Обязательство в этих договорах возникало в силу записи в специальных книгах доходов и расходов одной из сторон, составления долговых расписок, подписанных обеими сторонами или же одним должником.

Реальные договоры помимо соглашения сторон по основным условиям контракта требовали обязательной передачи вещи, которая составляла предмет договора. К реальным договорам относился прежде всего заем. В принципе этот договор был безвозмездным, но нередко одновременно с займом оформлялось отдельное стипуляционное соглашение о выплате процентов.

Наиболее распространенными и наиболее формальными были консенсуальные договоры, которые получили признание позднее других групп договоров. Обязательство в этих договорах возникло в силу простого соглашения сторон по всем основным условиям контракта. К этой группе относился прежде всего договор купли-продажи.

К консенсуальным договорам относился также договор найма, представленный в это время тремя разновидностями. Наем вещей предполагал предоставление во временное пользование и за плату какой-либо индивидуально-определенной вещи.

Договор найма рабочей силы, который заключался на определенный срок и с фиксированной оплатой труда наемного работника, не получил большого развития в условиях рабовладельческой системы, где основную рабочую силу составляли рабы. Римскому праву был известен также наем рабочей силы для выполнения работы, имеющей своим результатом изготовление какой-либо конкретной вещи, т.е. своеобразный подряд.

К консенсуальным контрактам относились также договор-поручения и договор товарищества. Последний заключался для совместного ведения какой-либо

определенной хозяйственной деятельности.

В классический период получили дальнейшее развитие и обязательства из правонарушений.

Брачно-семейное и наследственное право

Характерной чертой классической эпохи являлось прогрессирующее разложение патриархальной семьи. Брак с мужней властью уже во II в. н.э. практически не встречался, а проживание жены в доме мужа в течение года уже не влекло за собой автоматически возникновения власти мужа. Становилась распространенной новая форма брака без мужней власти. Женщина, вступая в такой брак, не порывала со своей прежней семей.

Брак без мужней власти мог быть легко расторгнут по обоюдному согласию супругов, а также по требованию одного из них. Широкое распространение получил так называемый конкубинат — неоформленное постоянное сожительство мужчины и женщины. Для преодоления негативных явлений в сфере семейных отношений император Август издал закон, предусматривающий санкции за безбрачие и бездетность.

Разложение патриархальной семьи нашло свое выражение и в ослаблении отцовской власти. Прекратилась практика продажи детей, а их убийство отцом стало рассматриваться в постклассический период как тяжкое преступление. Усилилась имущественная самостоятельность подвластных членов семьи.

Преторский эдикт изменил и форму завещания, которая уже не требовала использования сложной процедуры (с помощью «меди и весов»). Завещания, как правило, стали составляться не в устном, а в письменном виде, но с соблюдением определенной формы.

Изменения форм гражданского процесса

С развитием преторского права на смену сложному и архаичному легисакционному процессу приходит формулярный процесс. Он утвердился со второй половины II в. до н.э. В нем значительно повысилась роль претора, возросло значение первой стадии судопроизводства («ин юре»), так как именно здесь устанавливалась юридическая суть спора. Создавая новые формулы и иски, претор посредством своего эдикта способствовал развитию самого содержания частного права.

К концу классического периода, а особенно при доминате, все большее распространение получает экстраординарный процесс. При нем исчезает традиционное деление судопроизводства на две стадии: «ин юре»и «ин идицио». Магистрат, принимая дело к рассмотрению, ведет его с начала и до конца, т.е. до вынесения решения. Процесс перестает быть публичным, проводится в закрытых помещениях.

Вводится апелляция на вынесенные магистратом судебные решения. Лицо, подавшее апелляцию в высшую инстанцию, в случае повторного проигрыша дела уплачивало крупный штраф.

Уголовное право и процесс

Под влиянием политических перемен — кризиса республиканских институтов и роста всевластия императоров произошли существенные изменения в уголовном праве Рима.

Характерной чертой развития уголовного права данного периода является то, что часть частных деликтов постепенно становились уголовно наказуемыми, включались в категорию преступлений. Так, кража по-прежнему считалась частным деликтом, но в ряде случаев (кража со взломом или насилием, кража на больших дорогах и т.д.) к традиционным штрафным мерам добавлялись и государственные наказания.

Появилось большое число новых преступлений, в том числе таких, которые рассматривались как опасное посягательство на устои государства. В числе таких преступлений — заговор с целью свержения императора, покушение на его жизнь или жизнь его чиновников, непризнание религиозного культа императора и т.д.

Среди преступлений против личности кроме различных видов убийств публичными деликтами стали считаться «обиды», прежде всего телесные повреждения, которые по Законам XII таблиц рассматривались как частный деликт.

Расширился также круг преступлений, относящихся к сфере семьи и нравственности. В их число входили кровосмешение, супружеская измена, полигамия, сожительство с незамужней женщиной, мужеложство и др.

В императорском Риме произошло также резкое увеличение видов наказаний. Вновь была восстановлена смертная казнь, которая в позднюю республику не применялась к римским гражданам, причем появились новые ее виды: сожжение, повешение, распятие на кресте, утопление.

За тяжкие преступления назначались также каторжные работы на рудниках, принудительные работы на установленный срок, отдача в гладиаторы и т.д.

Характерной чертой уголовного права императорского периода становится ярко выраженный сословный принцип уголовной ответственности. Особо сурово, как и в предшествующий период, наказывались рабы.

Представители высших сословий освобождались от принудительных работ, порки и т. п., которые заменялись ссылкой.

Уголовный процесс приобрел четко выраженный инквизиционный характер. Судья сосредоточивал в своих руках и обвинительные и судебные функции. суд происходил при закрытых дверях, обвиняемый лишался права на юридическую помощь и утрачивал другие процессуальные гарантии, существовавшие в республиканскую эпоху. К лицам низших сословий стали применяться пытки. судебный приговор можно было обжаловать в апелляционном порядке в вышестоящий императорский суд. Новой и единственной гарантией для обвиняемого стало право убежища в императорских храмах и около статуй императора, что временно могло спасти от ареста.

Римская школа юристов

В истории политических и правовых учений Древнего Рима важную роль сыграли юристы — Гай, Папиниан, Павел, Ульпиан, Моде- стин и др. Интересно отметить, что если в Греции политические и правовые проблемы рассматривались философами и в лоне философии, то в Риме они разрабатывались прежде всего юристами. Их усилиями правовая мысль стала обретать черты самостоятельной отрасли человеческих знаний. Пожалуй, в древней истории не было больше другой страны и другого периода, когда юристы столь близко находились к центру власти и влияли на власть, как это было в Риме в I— III в. н.э.

Эти века — пик могущества Римского государства, которое, продолжая называться республикой, превратилось, по сути дела, в монархию во главе с принцепсами — императорами. Уже первые из них стремились заручиться идейной поддержкой юриспруденции и по возможности подчинить ее своим интересам. Со времени правления императора Октавиана, которому Сенат преподнес почетнейшее звание «Август» («священный»), самые видные юристы получили специальное право давать ответы от имени императора. Такие ответы пользовались большим авторитетом и постепенно (по мере укрепления власти принцепса, который вначале не был законодателем) стали обязательными для судей. Римские юристы получили большие привилегии и входили в ближайшее окружение императоров. Домиций Ульпиан (ок. 170—228) и Эмилий Папиниан (ок. 150—212) были даже первыми лицами после императора.

Говоря о римской школе юристов, прежде всего обратим внимание на трактовку ее представителями исходных понятий юриспруденции — «права» Ous) и «закона» (lex). Выводя понятие «право» из понятия «justitia» (правда, справедливость), они включали в понятие «право» момент должного (долженствования), без которого не может быть понятия «закон». Ульпиан так определял предписания права: «жить честно, не чинить вреда другому, каждому предоставлять то, что ему принадлежит». Геренний Модестин (годы жизни неизвестны) высказывался еще более определенно: «действие (сила) права: повелевать, запрещать, наказывать». В соответствии с таким пониманием права Папиниан определял закон как «предписание, решение мудрых мужей, обуздание преступлений, совершаемых намеренно или по неведению, обет государства». Ответ на вопрос, кто конкретно предписывает и устанавливает закон, дал Гай (годы жизни неизвестны). По его определению, закон есть то, что одобрил и постановил римский народ, т.е. все граждане — патриции и плебеи.

Характерной чертой деятельности римских юристов была неразрывная связь теории и практики. Они творили право на основе разрешения конкретных жизненных ситуаций, с которыми сталкивались и граждане, и представители государственной власти. Об этом говорят такие афоризмы римского права: не следует, исходя из общего отвлеченного правила, создавать конкретное право; наоборот, нужно, основываясь на существующем живом праве, строить общую форму; не следует давать ответы, консультации или решать дело, не имея в виду всего закона, принимая во внимание только какую-нибудь его часть. Не случайно римское право называли «писаным разумом».

Римское право представляло собой прежде всего и главным образом римское гражданское право. Но в отличие от современного понимания гражданского права как той области права, которая регулирует имущественные отношения в обществе, римское гражданское право включало в себя три системы права:

1) исконное национальное древнеримское право (jus civile), распространявшее свое действие исключительно на римских граждан, называвшихся квиритами. Отсюда и название — квиритское право;

2) право народов (jus gentium), действие которого распространялось на все население Римского государства, включая инородцев — Перегринов, но только в той части, в какой оно регулировало имущественные отношения. В более широком понимании jus gentium означало право, общее для всех народов, включая правила, подсказываемые самой природой человека, т.е. естественное право;

3) право преторское, сложившееся в практике работы некоторых магистратов (лат. «magistratus» — должностное лицо, начальник).

В качестве единого термина для всех этих систем права наиболее подходящим является «частное право» (jus privatum). Основные институты римского гражданского (частного) права составляют: право собственности; другие, более ограниченные права на вещи; договоры и другие обязательства; семейные правоотношения; наследование, а также вопросы защиты частных прав, особенно тех, которые касались исков [1] . Римские юристы разработали непревзойденные по точности нормы правовых отношений товаропроизводителей — покупатель и продавец, кредитор, должник, договор, обязательство, собственность, правоспособность и др. [2]

Важным достижением римской школы юристов является разделение частного права и публичного права (jus publicum). Согласно Уль- пиану к области частного права относятся нормы, ограждающие интересы отдельных лиц, а к области публичного права — нормы, ограждающие интересы государства. В области публичного права получили детальную разработку проблемы правового положения святынь и жрецов, полномочий властных органов и должностных лиц разных уровней, гражданства и ряд других, относящихся к областям государственного и административного права.

Рассмотрим подробнее вопрос о рабстве, точнее, об институте рабства в понимании римских юристов, сформулированные ими нормы отношений господина и раба, ибо эти нормы ближе других подходят к сфере политической и даже в определенных случаях переходят, как мы увидим, из сферы юридической в сферу политическую. Будем опираться при этом на работу Гая «Институции», в которой наиболее полно рассмотрен этот вопрос.

Исходные положения сформулированы Гаем так: «Главное разделение в праве лиц состоит в том, что все люди или свободны, или рабы». То, что рабы находятся под властью господ — законно. Власть над рабами есть институт не только гражданского, но и общенародного права. У всех народов господа имеют над рабами право жизни и смерти (говорится о таких наказаниях рабов, как заключение их в оковы, клеймение горячим железом, пытки, заключение в тюрьмы, принуждение бороться с дикими животными на арене цирка и др.). И все же у рабов было немало возможностей (подчеркнем — правовых возможностей) облегчить свою участь, стать не просто свободными людьми, но даже получить римское гражданство.

Различая среди свободных людей свободнорожденных и вольноотпущенных, т.е. тех, которые были отпущены на волю из законного рабства, римское право устанавливало три рода вольноотпущенных: тех, которые становились равноправными римскими гражданами; тех, кого называли латинами (или латинянами); и тех, кого считали покоренными с оружием в руках.

Вообще говоря, покоренными с оружием в руках считались иностранцы, т.е. представители народов, которые некогда с оружием в руках боролись против римлян, а затем, будучи побеждены, сдались. И тех, кто сдался, свободы не лишали, но запрещали им под страхом публичной продажи в рабство селиться в Риме или в округе его на 100 миль. Так вот тех рабов, которых господа отпускали на волю, в определенных случаях приравнивали к категории иностранцев, покоренных с оружием в руках. Это считалось низшей стадией свободы. Гай писал: «Свобода тех, которые поступили в число покоренных, самая незавидная; никакой закон, никакое сенатское постановление, никакой императорский указ не дает им прав римского гражданства» [3] .

В других случаях отпущенный на волю раб становился или римским, или латинским гражданином. Разъяснение дается такое: римским гражданином признается лицо, удовлетворяющее следующим трем условиям: 1) если оно старше 30 лет; 2) было собственностью господина по квиритскому праву; 3) получило свободу на законном основании. В случае если одного из этих условий недостает, данное лицо будет латином.

Но у латина, т.е. лица, обладающего латинским гражданством, сохранялось немало возможностей повысить свой гражданский статус, в частности путем получения квиритского права. Так, согласно эдикту Нерона латин получал квиритское право, если из перешедшего по наследству имущества ценностью в 10 тысяч сестерций он построит в Риме дом стоимостью не менее половины этой суммы. А Троян постановил предоставить квиритское право тому латину, который содержал бы в Риме в течение трех лет мельницу, вырабатывающую ежедневно не менее 100 мер хлеба.

Небезынтересно отметить и то, что условия получения латинами римского гражданства постепенно смягчались. Так, если вначале на получение римского гражданства могли рассчитывать только латины, возраст которых не превышал 30 лет, то затем возрастной ценз был отменен. В 212 г. император Каракалла предоставил права римского гражданства всем подданным Римского государства.

  • [1] См.: Новицкий И.Б. Римское право. М., 1997. С. 6—7.
  • [2] См.: Абашидзе А.Х., Шавырина Т.Г. Латинские юридические термины и выражения: словарь-справочник. М., 2004.
  • [3] Антология мировой политической мысли: в 5 т. Т. 1. С. 198.

РИМСКОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО

26. Деятельность классических юристов. Особого расцвета римская юри­спруденция достигла в период принципата ( I — III вв. н.э.), признаваемый за классический. В эту именно эпоху право частной собственности, частное право, достигло своего высшего развития. Это обусловливало широкое разви­тие деятельности юристов.

Задачи, стоявшие перед юристами классической эпохи, отличались боль­шой сложностью. Классовые противоречия все больше углублялись и обост­рялись, восстания рабов приняли такие формы и размеры, что весь рабовла­дельческий строй оказывался в опасности, и требовались чрезвычайные меры для обеспечения господства верхушки рабовладельческого класса. Беспре­рывно росли и противоречия между различными группировками свободного населения. С другой стороны, рост государственной территории, расширение торгового оборота, развитие и усложнение всех хозяйственных отношений вызывали необходимость соответствующих изменений правовой надстройки. Необходимо было проявить гибкость и разрешать вновь возникающие вопро­сы в интересах господствующего класса, в первую очередь — в целях закреп­ления неограниченного права собственности рабовледельцев на рабов и пра­ва собственности на землю.

Классические юристы успешно справились со стоявшими перед ними за­дачами. Верные своему практическому направлению, они в своих кратких и весьма четких решениях отдельных казусов удовлетворяли новые запросы жизни в соответствии с интересами господствующего класса. При этом не­редко наблюдалось, что, устанавливая по существу новые принципы, рим­ские юристы приурочивали их к старым понятиям и подкрепляли ссылкой на авторитет старых юристов: в этом сказывался присущий римским юристам консерватизм. Но, наряду с этим, в их деятельности, и, прежде всего, в тол­ковании закона определенно сказывалось и прогрессивное начало. На место прежнего словесно-грамматического толкования законов и сделок является толкование ex voluntate , основанное на отыскании воли закона или сторон. Как говорит Цельз , scire leges поп hoc est verba earum tenere, sed vim ac potestatem (D. 1. 3. 17). знать законы—это не значит держаться за их слова, но [по­нимать] их силу и значение [мощь].

Классические юристы не отходили, однако, без нужды от грамматически словесного толкования. При отсутствии в словах закона или сделки какой-либо двусмысленности недопустимо особо ставить вопрос о воле — quaestio voluntatis .

Cum in verbis nulla ambiguitas est , поп debet admitti voluntatis quaes ­ tio ( D . 32.25.1). — Когда слова не возбуждают никаких разногласий, не следует допускать [постановки] вопроса о воле.

Отходя от старого, строго цивильного права ( strictum ius ), новое толкова­ние направилось в сторону искания aequum et bonum — справедливого и до­брого.

Это новое толкование опиралось на зачатки тогдашней науки. Реторическая теория толкования права к концу республики вошла в систему обучения, достигла зрелости и оказала глубокое влияние на римскую юриспруденцию. Она примыкала к аристотелевской науке и ставила себе целью научить своих учеников возможно логичному толкованию. Реторическая теория энергично протестовала против старого формализма и буквального толкования, из кото­рого проистекало, что высочайшее право — summum ius — становилось глу­бочайшей несправедливостью — summa iniuria . В спорных случаях теория внушала искать настоящей воли законодателя, выявлять те цели, которые преследовал законодатель ( ratio legis ), в юридических же сделках цели, кото­рые ставили себе договаривающиеся стороны ( lex contractus ).