Правильно написать письмо родным

Как правильно написать письмо

В наше время просто необходимо уметь правильно написать письмо независимо от того, кому адресовано ваше послание (возможному работодателю, высокомерному чиновнику или близкому другу) и способа отправки корреспонденции (по обычной или электронной почте, может и факсом).

Варианты с примерами писем можно посмотреть в разделе «образцы документов» на этом сайте. Сейчас поговорим о некоторых правилах написания и оформления. Письма подразделяются на три общие категории:

  • личные – своим любимым, членам семьи, друзьям близким и не очень (используют неформальный стиль),
  • полуофициальные – переписка с различными организациями по вопросам, касающимся лично вас (например, с банком о состоянии вашего счета, с органом соцзащиты о положенных льготах, с торговой сетью о получении товара и т.п.),
  • деловые (служебные) письма – нужен официально-деловой стиль изложения и предъявляются строгие требования к оформлению.

Как правильно написать личное письмо

Личные письма писать большей частью приятно, ведь вы общаетесь с родными и близкими вам людьми. Сначала надо поздороваться, годиться просто слово «Привет!».

В случае если вы задержались с ответом, вежливо будет извиниться и упомянуть о причинах. Если вы уже в состоянии переписки с адресатом и вам были заданы вопросы, то самое время ответить на них сейчас. Потом после вводной фразы «у меня все хорошо» можно переходить к изложению событий, написать о том, что вас волнует.

Поскольку стиль общения неформальный, подойдут шутки, сплетни (ваша собственная оценка событий или описание мнения окружающих) и пересказ статьи из модного журнала. Одним словом используйте все, что сделает ваше письмо интересным. Хорошо оживят личное письмо смайлики, вопросы типа «ну как?», «правда, отлично?».

Старайтесь быть искренними. Поинтересуйтесь, как идут дела у вашего адресата, задайте в свою очередь вопросы для продолжения переписки. В конце выразите свои чувства, например, «люблю», «хотелось бы встретиться», «с нетерпением жду ответа» и т.д. Обязательно поставьте свою подпись (по электронной почте часто пропускают), а ведь адресат может так и не догадаться от кого письмо (по электронному адресу не всегда понятно). Перечитайте письмо и если необходимо исправьте ошибки. Людей обычно они раздражают и показывают недостаток уважения.

Как правильно написать полуофициальное письмо

Полуофициальные письма должны быть по возможности краткими и четко излагать суть вопроса. Приветствуется проста и логичность. В плохом расположении духа хорошего письма не составить. И лучше исключить всякие лирические отступления от темы и проявление эмоций, а сосредоточиться на доказательной базе (особенно важно для жалоб).

Написать письмо я советую с помощью компьютера, затем распечатать на обычном белом листе формата А4 и поставить подпись ручкой. Допускается составление писем в рукописном виде. В этом случае пишите разборчиво и аккуратно, особенно фамилию.

Раз разборчиво, то легко прочитать. Сейчас в серьезных организациях часто ведется регистрация документов в электронном виде. Ваша фамилия (она может быть красивой, но замысловатой) хорошо известна только вам. Если в ходе регистрации вашего письма заменить хоть одну букву в фамилии, то потом электронный поиск в огромной базе данных вроде как не найдет вашего обращения. И вам будет проблематично узнать зарегистрировано ли оно вообще, хотя впоследствии ответ может и дойти.

Адресата принято всегда указывать в правом верхнем углу письма. Приведу несколько вариантов вам в помощь, они все допустимы. Все зависит от ваших предпочтений, и знаете ли вы наименование структурного подразделения или должностных лиц адресата:

Федеральная служба
по труду и занятости

Руководителю Федеральной службы
такой или этакой
И.О. Фамилия

Администрация Волгограда
Департамент такой-то – его название

Главному редактору
Издательского дома «Пшик»
Е.Ф. Кагайловскому

ООО «Переполох»
Главному бухгалтеру
А.И. Квочинской

любому физическому лицу

Тугрикову С.М.
ул. Лусная, д. 207, кв. 1375,
г. Воронеж, 400001

Ниже адресата напишите свою фамилию, имя, отчество, полный адрес для направления ответа по обычной почте, лучше также сообщить телефон.

Если вы уже повторно обращаетесь куда-либо, то обязательно надо указать ссылку на номер и дату полученного письма (возможно, нескольких). Это значительно облегчает обработку корреспонденции, и вы точно получите ответ с учетом предшествующей переписки по рассматриваемому вопросу. Пишется «На № (цифры) от 31.08.2014». Эту ссылку располагают слева над текстом, можно посмотреть на рисунке со схемой элементов письма.

Если вам известно имя человека, к которому обращаетесь, то можно начать текст «Уважаемый …!», тогда закончить его следует «С уважением,».

Если имеются какие-либо подтверждающие документы, то ниже текста обязательно надо отметить данный факт. Тогда в дальнейшем вы легко докажите, что именно вы отправляли вместе с письмом. Какие конкретно документы (или копии) направляются можно указать в тексте или непосредственно в отметке о наличии приложений . Ее располагают ниже основного текста, например:

Приложение: на 2 л. в 1 экз.

Приложение: копии квитанций об оплате … на 2 л. в 1 экз.

Следует помнить, вы всегда должны указывать в своем обращении :

  • фамилию, имя, отчество,
  • ваш адрес для направления ответ,
  • число и личную подпись.

В противном случае, ваше письмо могут посчитать анонимным. Такие письма не подлежат рассмотрению, а значит вы не получите ответ на свое обращение. Органы власти обязаны дать ответ в срок не более месяца со дня регистрации вашего письма.

Письмо должно быть вами написано в двух экземплярах . Вы можете в нужную вам организацию обратиться лично. В этом случае в службе делопроизводства (секретарь, канцелярия или общий отдел) обязательно просите на своем экземпляре письма поставить отметку о получении с датой. Лучше чтобы сразу поставили регистрационный номер, но в больших организациях могут регистрировать письма не сразу из-за большого их количества. Поэтому достаточно в момент подачи заявления, чтобы на вашем экземпляре письма поставили штамп с названием организации и дату. Это очень важно, если необходимо выдержать срок или позже подтвердить сам факт обращения.

Но вовсе не обязательно куда-то ехать лично. Может вам будет проще зайти в ближайшее отделение связи. В этом случае отправляйте заказным письмом с уведомлением. Эффект будет тот же. Через некоторое время можно позвонить в организацию и узнать судьбу своего письма. А можно и не звонить никуда, просто ждать ответа.

Если, в конце концов, вы получили отписку вместо вразумительного ответа, обращайтесь повторно. В органах власти, например, факт повторного обращения по тому же вопросу отслеживается. Или напишите письмо в форме жалобы, можно попробовать направить ее в вышестоящую организацию. К таким обращениям также относятся с большим вниманием.

Что касается правил деловой переписки – это одна из наиболее важных тем делопроизводства и она заслуживает, чтобы ей была посвящена отдельная статья.

*** Если вы привыкли делать покупки в Интернете (приобретаете одежду, телефоны, услуги, бронируете отели и др.), то вы можете вернуть часть своих денег, например, при помощи данного СЕРВИСА. У меня это работает.

Открытое письмо близкому человеку

Очень часто нам хочется написать письмо близкому человеку, например, маме, папе, дочери, сыну, брату, другу. И кто сказал, что только на далеком расстоянии принято вести переписку. Написав письмо своему мужу со словами благодарности, вы сблизитесь духовно, а такой паре не грозят никакие конфликты.

Так же помогают сблизиться письма, написанные своим родным, знакомым. Можно написать своему Учителю, духовному наставнику или человеку, с которым вам приходится тесно соприкасаться в жизни. Это помогает укрепить отношения, сделать их более теплыми. Потому что слова, сказанные вслух, помнятся долго, а прочитанные в письме – на всю жизнь.

Существует стереотип, что писать письма это женская привилегия. Но мужчины тоже могут писать, причем у них они более содержательные, если им действительно есть о чем сказать.

Рассмотрим один из примеров (реальный, из жизни), как и о чем можно писать в таком письме.

Письмо близкому человеку

«Здравствуй, мой друг, коллега и партнер по общему делу!

Хочется написать тебе это письмо как близкому человеку. Мы с тобой общаемся больше года, и хотя это общение в целом сводится к виртуальному, оно не мешает нам находить общий язык, заниматься одним делом и даже иногда спорить и ссориться (хотя последнее все реже и реже).

Прости, пожалуйста, за все мои обиды, недоработки. И прошу тоже обо мне плохо не думать, если я была не права.

Считай, что все недоразумения это проверка на прочность наших отношений, благодаря которым они имеют возможность развиваться дальше, как ты сказал «все более углубляться».

Я благодарна судьбе, что она свела меня с тобой, и я верю, что та миссия, которую мы избрали в качестве основополагающей в нашей совместной работе, вполне выполнима, и мы ее осилим.

Вначале нашего общения ты обратился ко мне за поддержкой, и в твоих письмах было столько искренности и человечности, что мне они стали очень близки по мироощущению.

Не знаю, смогла ли я тогда тебя подбодрить, но прошло время, и теперь мы взаимно поддерживаем друг друга во всем. Скажу даже больше: в какой-то степени ты стал для меня старшим наставником, который пытается мне помочь и направить в нужное русло.

И я нисколько не обижаюсь на подобное отношение, хотя, не скрою, поначалу оно меня задевало. Мы, женщины, хотим нравиться, вызывать умиление и будить чувства мужчин, которые у нас вызывают симпатию.

И я теперь искреннее верю, что не все мужчины одинаковы и «хотят от женщин только одного». Ты показал достойный пример, проявляя себя как человек, который соблюдает чистоту отношений и помыслов в отношении противоположного пола. Этому я у тебя тоже учусь.

Мне хочется поблагодарить тебя за тот опыт, который я приобрела благодаря тебе. Ты придал мне уверенности в том, что я на правильном пути. Ты проявляешь понимание и чуткость в общении, всегда готов помочь и выручить. Прости, если иногда я обращаюсь по пустяковому вопросу. Я тоже всегда готова тебя выслушать и проявить терпение.

У нас появилась даже общая папка, в которой мы оставляем статьи и другие документы, это как виртуальный сейф с идеями, практически наш офис. Мы работаем совсем рядом и тысяча километров нам не помеха. Спасибо тебе за полное доверие и старание, энтузиазм в развитии наших проектов. А ведь как все начиналось, помнишь?… 🙂

Опасаюсь, что ты меня осудишь за то, что я представляю это письмо в открытую, но все-таки надеюсь на понимание. Я просто хотела показать образец письма близкому человеку, и в голову пришла эта идея. Ведь за время нашего общения мы действительно очень сблизились.

Но мне не хотелось чтобы возникали кривотолки, потому что не каждому объяснишь что между нами на самом деле. Потому что стереотип что между М и Ж всегда есть что-то большее еще переживет и нас, и наших детей.

Кроме того мне хотелось чтобы как можно больше людей знали о том КАКОЙ может быть дружба между людьми разного пола. Если бы такие отношения были во всех женско-мужских коллективах, то не было бы ни флирта, ни ревностей, ни измен. Возможно, и это Любовь… Только совершенно другого порядка.

В этом письме близкому человеку я попыталась обобщить все то, что происходит в нашем общении и очень рада, что смогла так открыто и смело сказать обо всем что хотела».

P. S. Подпишитесь на новые статьи. Полезно. Вдумчиво. Без спама. Нажмите эту ссылку
Если вы знаете кого-то, кому может быть полезна эта статья, пришлите ему ссылку на эту страницу или сайт (социальные кнопки — чуть ниже).

ПИСЬМА РОДНЫМ И ДРУЗЬЯМ

7 мая 1942 г. Дорогая мамуля, Гарринька* и все мои друзья и родные!

* Игорь Владимирович Соболев, брат Валерии.

Вот уже четыре дня я на месте. Сегодня начали усиленно заниматься. Это очень хорошо. Первые три дня отдыхали с дороги.

Вы за меня, пожалуйста, не беспокойтесь. Мы скоро постараемся подзаняться, поможем, что в наших силах разбить гитлеровскую сволочь! Год 1942 должен быть годом нашей победы, и тогда мы встретимся. Этот год обязательно войдет в историю, и мы его надолго запомним. Конечно, очень хочется учиться и работать, но я очень хорошо поняла, что сейчас мое место здесь, и положу все силы, чтобы помочь Родине. Пока все, мои дорогие.

Сегодня я дневальный, только что закончили обедать, иду получать обмундирование. Занимаемся по 10 часов в день, а все время хочется все больше и больше знать. Жаль, что лгало взяла с собой книг. Девушки дружные, живем душа в душу. Сегодня немного подмерзло, стало суше.

Постараюсь скорей и лучше выучиться, чтобы на деле помочь Родине разгромить фашистов.

Пока все. Обещаю вам, дорогие мои мама и братишка, что с честью выполню возложенные на меня задачи, а вы работайте по-фронтовому.

Мамуля! Напиши мне, как ты работаешь, сколько новых доблестных соединений получили твои гвардейские знамена?

Гарринька, работай так, чтобы с гордостью мог сказать: «Я сегодня тоже сделал частичку победы на фронте». Если будет возможностьучись. Без учебы трудно придется в жизни. А тут еще эти фрицы проклятые подвернулись, сорвали твою учебу. Я вспоминаю наши

последние разговоры. Ты прав, что надо осознать необходимость ученья и учиться как следует. Я думаю, ты это осуществишь, пока у тебя есть золотое время этим заняться. Итак, помню вас все время, много думаю о вас и ни на минуту не забываю. Живите дружно, берегите друг друга.

Целую вас крепко, крепко. Валя. Привет от девочек.

Здравствуйте, мои дорогие мамуля и Гарринька!

Вчера был для нас напряженный вечер: все ждали писем, но лучше бы этого вечера не было. Пришел один командир, который ездил на станцию и привез с собой письма, и спрашивает, сколько бы мы хотели получить писем. Конечно, больше всего ждали писем Лена * и Рэма**, потому что они еще не получали совсем писем. Конечно, я очень ждала весточки из дома, а меня, оказывается, забыли. Я вас очень прошу: пишите мне почаще, хоть по два слова. Я буду тогда спокойна, что вы живы и здоровы. Очень жду от вас весточек. Пишите чаще.

* Елена Некрасова, см. стр. 222—226.

** Рэма Степановна Евсеева, подруга Валерии по МВТУ и по разведывательному отряду Волховского фронта. Р. С. Евсеева была арестована в конце августа 1942 г. при выполнении задания командования партизанского отряда в районе Гдова, прошла через гестаповские тюрьмы в Пскове, Луге, Лядах, через зондерлагерь Феллин. Затем ее перевели в политическую тюрьму в Штеттине, оттуда — в лагерь смертников Равенсбрук, и последний этап — Бухенвальд. В настоящее время Р. С. Евсеева живет в Москве.

Я живу по-старому. Много занимаемся. Вы спрашиваете, как мы здесь проводим свободное время. Есть у нас патефон. Но он настолько дряхл, что не играет, а шипит. Но мы все-таки ухитряемся танцевать под этот шип.

Мы часто очень поем песни и особенно вспоминаем Москву, а песни о Москвенаши самые любимые. Очень хочется хотя бы одним глазом взглянуть на любимые улицы, парки и дома, побывать в институте, а вечерком собраться всем вместе и подумать: что мы сделали за этот день? Но, несмотря на это, если бы мне и всем нашим девочкам (я за них могу ручаться, как за себя) предложили сейчас вернуться в Москву, никто бы не согласился. Родина, Москва и комсомол воспитывали нас, помогали нам расти, разбираться в своих мечтах и осуществлять их. Теперь настало время, когда Родина ждет нашей помощи, и наша дружная молодежь, комсомольцы помогут любимой Родине сбросить со своего тела паразита, который временно сосет ее кровь. А участь таких паразитов известна всем наперед.

У нас здесь очень много хороших людей. Особенно теперь я стала разбираться в людях и понимать, какие из них настоящие советские патриоты и какие просто людишки. Я очень и очень жалею, что у меня было так много свободного времени и я мало очень читала и занималась.

Когда я приехала сюда, мне с каждым днем становилось все яснее, как много знаний нужно иметь, чтобы прожить жизнь не так, чтобы «день прошел, и хорошо», а так, чтобы принести какую-то пользу себе, своим близким и всему советскому народу.

Позанимаемся еще пару недель, а потом будем осуществлять на деле, чему учились это время. В общем будем делать как можно больше, чтобы навредить врагу и помочь нашей Красной Армии приблизить час насей полной победы. Гарринька! Учись как можно лучше и больше. В этом тебе поможет и мамуля, и Ян, и многочисленные друзья. Помогай мамуле в хозяйстве, ведь ты знаешь, какое значение имеет ее работа. Чем больше она вышьет гвардейских знамен, тем скорее наши гвардейцы получат их и под знаменем Ленина пойдут к нашей победе. Я бы очень хотела получить от тебя письмо, где бы ты мне написал: во-первых, как ты работаешь, во-вторых, как ты учишься и, самое главное, что ты сделали делаешь для фронта, для нашей победы.

Ты пишешь, что нет устава ВЛКСМ. Он у меня есть среди книг. Будь достойным высокого звания комсомольца и береги свой билет как зеницу ока.

Пока все. Времени свободного хотя и мало, но все-таки часто вспоминаю вас и скучаю. До скорой встречи после победы. Целую вас крепко, крепко. Пишите чаще и больше.

Дорогие мои тетя Оленька * и Иннуленъка!**

* Тетя Валерии, О. Я. Патковская.

** Двоюродная сестра Валерии, Инна Патковская.

. По мамуленьке, Гарриньке и по вас очень соскучилась, но, если бы предложили сейчас уехать

в Москву, не добившись своей цели, я ни за что бы не согласилась. Здесь мы будем, наверно, еще полмесяца, а может быть, и больше. Надо еще овладеть многими науками, аккуратно все накопленные знания уложить в голове, чтобы быстро уметь их применить на деле. Занимаюсь я ничего. Правда, отметку один раз только поставили. Валя, Рэма и Рита получили «хорошо», Лена и другие «посредственно», а меня угораздило на «отлично». Хочется все сделать лучше, побольше узнать. Теперь я особенно убедилась, что все, чему я с трудом, а иногда и неохотой училась, пригодится на практике.

Иннуля! Помнишь наш разговор, когда шли пешком от бабушки? Так вот. Я теперь вижу, чтобы быть такой, как та девушка, для этого надо очень много знать. Иннуленька! Подумай над всем этим и учись еще лучше. Я уверена, моя дорогая, что ты сдашь экзамены на «отлично». Но, изучая предметы, которые проходят в школе, не забывай, что есть еще много, много разных вещей, которым не учат. Есть свободное время, побольше читай все, что попадется. В жизни все может принести пользу. Ты на меня, Иннуленька, не обижайся, что я тебе советую. Я знаю, ты девочка очень хорошая, хорошо учишься, но мне приходится трудновато, потому что я занималась узкошкольными дисциплинами, и хочу тебе посоветовать, чтобы тебе было легче.

Ну, совсем расфилософствовалась, пора и кончать. Уж такой я человек насчет писем. Писать не люблю, а сяду, и листка не хватит.

Целую вас крепко, крепко много раз. Валя.

Не знаю, дойдет ли это письмо вовремя, но надеюсь, что дойдет.

Поздравляю тебя, Иннуленька, с днем рождения. Желаю тебе всего хорошего в жизни, а главное, чтобы ты была всегда счастлива и здорова. Надо любить жизнь и строить ее так, чтобы с достоинством можно было оглянуться назад и сказать, что жизнь прожита хорошо. Ты знаешь, Иннуленька, как хочется жить, когда жизни грозит опасность. Но я надеюсь, что смогу эту опасность преодолеть и вернуться домой после нашей полной победы.

Писать больше, наверно, не буду, скоро уезжаю на правительственное задание. Иннуленька, заходи к моей мамуле, будь ей второй дочкой, пока меня нет.

Будь здорова, дорогая, береги свою маму.

Целую вас двоих крепко, крепко.

Начало июля 1942 г. *

* Датируется по содержанию.

Дорогая, миленькая, золотая моя мамуленька!

. Ответа от тебя я больше уже, наверно, не получу, потому что уеду на правительственное задание. Ты сама понимаешь, что это связано с большими трудностями, которые надо преодолеть, и, конечно, надо быть готовой ко всему. Я все как следует обдумала, решила, что мне это под силу, и постараюсь выполнить задание с честью. Стараюсь побольше заниматься, чтобы в смысле знаний быть подкованной на все четыре ноги.

Я понимаю всю ответственность, которая наложена на меня кап на старшего группы. Со мной еще три девушки. Все они очень хорошие, опытные, давно уже занимаются. Живем мы с ними дружно и, конечно, будем стоять друг за друга горой. С такими не пропадешь, и очень интересно и ответственно руководить. Но я даю тебе слово как маме, что с честью выполню свою задачу, оправдаю доверие командования.

Надеюсь вернуться домой. Хотя и очень опасно, но думать о смерти не хочется. Хочется жить, работать, любить. И когда так думаешь, мысль о смерти уходит назад. Я знаю, смелый человек один раз умирает, а трус много раз. Буду смелой, осмотрительной и четко выполнять все указания.

С Рэмочкой мало встречаюсь, но стараюсь с ней видеться. Она живет хорошо, много занимается, живет она с Леной Н.* и еще двумя девочками. Хорошие девчата, наша старая группа.

* Вероятно, имеется в виду Лена Некрасова (см. стр. 222— 226).

Как бы, дорогуленька моя, я хотела тебя увидеть перед отъездом. Расцеловала бы тебя так, что ты не смогла бы дышать, наверно, не смогла бы удержаться от слез радости. Но все это мечты, сейчас я тебя не увижу, а может быть, это и к лучшему, меньше переживаний.

Мамуленька! Я очень измениласьпоправилась, окрепла, загорела. Характер стал более выдержанный, спокойный, уверенный. Ко мне здесь все хорошо относятся. Эти два месяца для меня много значили. Я научилась ценить лучше людей, ценить свою жизнь и жизнь окружающих. Я тебе уже много писала про наших командиров. Несмотря на свою занятость, они уделяют нам время, помогают нам заниматься, посоветуют. Я много передумала за это время, и часто приходилось в корне менять свои мнения после разговоров, бесед с командирами. Особенно ценные людистарший батальонный комиссар и майор. Они мне во многом помогли. Хочется быть похожими на них.

Мамуленька! Тороплюсь и боюсь, что все не напишу. Когда я буду там, тебе на письма будет отвечать комиссар, как я живу, если сама не смогу отвечать. Рэма и другие девочки уедут после меня и, может быть, напишут тебе еще после моего отъезда. Хочу подать заявление в ВКП(б).

Пока все, моя дорогая, золотая мамуленька!

Да, если придет посылка, подарю кисеты ст. бат. комиссару (хотя он не курит, кажется) и майору.

Пока, моя дорогая.

Крепко, крепко тебя обнимаю и целую мысленно много, много раз.

Может быть, услышишь обо мне, а впрочем, не узнаешь, я ли это.

Люблю тебя крепко, и помни, что, где я ни буду, тебя ни на минутку не забуду, ты всегда будешь мысленно со мной и в трудную минуту поможешь мне.

Дорогая моя, милая мамуленька!

Думала, что не смогу тебе написать письма, но я здесь задержалась на несколько дней и могу с тобой

поговорить, хотя и на бумаге. Эти дни были для меня очень напряженными. Воспользовалась этим временем и стала заниматься тем, что раньше упустила. Прервусь, сбегаю к Рэмочке наполнить ручку чернилами.

Рэма живет хорошо. Очевидно, пробудет здесь дольше меня. Мы друг без друга очень скучаем, но что поделать.

Если бы ты знала, родная, как я хочу тебя увидеть, обнять, расцеловать.

Теперь я думаю об одном: скорее бы поехать на задание и выполнить свой долг перед Родиной.

Тов. лейтенант мне сказал, что ты хорошо выглядишь и хорошо живешь. Так и должно быть. Мать бойцов Красной Армии не должна плохо жить. Береги себя, не волнуйся за нас. Мы с Гарринькой оправдаем доверие правительства, которое послало нас на защиту Родины.

Вчера был день рождения Вали Голубевой из моей группы. Заодно отпраздновали и день рождения, и награждение ее медалью «За боевые заслуги». Это за работу, которую она проводила, когда мы были еще в Москве. Молодец дивчина! У нас все хорошие девчата. Надеюсь, что и мы когда-нибудь будем краснеть от смущения, когда нас будут хвалить за работу.

Вечер прошел хорошо. Были мы вчетвером (девчата), старший батальонный комиссар, майор и комиссар. Вечером я подарила кисеты ст. бат. комиссару и майору. Им они очень понравились. Танцевали до упаду.

. Ты спрашиваешь подробно, как я справила свой день рождения. Да никак. В этот день переезжали из

деревни в деревню. [Получила] первую посылку, и попили чай с шоколадом. Я была очень тронута вниманием старшего батальонного комиссара, который по горло загружен делами и не забыл про мой день рождения и вчера поздравил.

Я услышала здесь замечательную песню «Мама». В ней такие искренние слова. Хочется тебе много написать, но лучше напишу песню, она все за меня скажет.

Да, скучаю я по тебе невероятно. В словах и письме нельзя описать.

Я знаю, что я буду далеко от своих родных и знакомых, но вспоминаю папанинцев, как они жили мечтой попасть на Большую землю и в это же время выполняли сложную работу. И они ведь старались сделать больше, как можно больше, и я так буду стараться. Ведь жить прозябая, небо коптить, не интересно. Интересно жить так, чтобы чувствовать, как вырастают крылья за спиной, могучие орлиные крылья. Надо творить и жить для человечества, чтобы человечество не вспомнило тебя лихом. А сейчас какие-то паразиты хотят своими укусами нас измотать. Но не выйдет. Этих подленьких фрицев хочется сравнить с комарами. На поле работают колхозники. Своим честным трудом они добывают хлеб для людей, а комары стараются не дать человеку работать, выпить из него всю кровь. Так и Гитлер. Не может видеть мирный труд. Но мы ему поможем закрыть глаза, чтобы он своими подлыми, змеиными глазками не отравлял наше мирное существование. Он сильный, мы знаем, но мы сильней. Он имеет некоторый успех на фронте, но это ему же хуже. Да ну, аллах с ним. Не стоит он того, чтобы о нем думали.

Пиши, дорогая, почаще. Ты сама понимаешь, как приятно мне будет получать письма.

Пока, моя золотка. Крепко, крепко тебя целую.

Дорогая, милая роднуленька!

Сейчас узнала, что Владимир Михайлович (лейтенант, ты его знаешь) едет завтра в Москву. Думаю, напишу тебе пространное письмо.

Живу я по-прежнему здесь, в деревне, в ожидании отъезда. Вот видишь, дорогая, как получается: 3-го или 4-го числа я тебе писала последнее письмо и вдруг 18-го я еще здесь. Что поделать, как летчики говорят, «погода нелетная». Да, теперь нелетной погоды не бывает, но в нашем деле есть. Итак, задержались. Теперь, кажется, определенно уезжаем через день, вернее, завтра. За этот срок ожидания мы многое сделали, и теперь уже два дня, как нечего делать. Ходим из угла в угол. Нельзя сказать теперь, что хромаем: подкованы на четыре ноги.

Как я хотела поехать в Ленинград! Ты помнишь? Ну после войны съезжу, посмотрю на город-герой. Много разных интересных книг я читала по истории о древних городах под Ленинградом. Теперь я их увижу. Но жаль, обидно, что эту древнюю землю топчет фрицево отродье. Как хочется помочь освободить эту землю от гадов. Конечно, очень неприятно быть одному среди чужих, но я знаю, что там много наших преданных советских людей. На них можно надеяться, но их надо найти. А как найти, я знаю.

Мамуленька! Как много интересного хочется рассказать. Ну встретимся, не наговоримся.

Рэмочка живет хорошо, уедет вскоре после меня. Валя и Лена уехали, но пока известий от них нет. Но я уверена, что все в порядке, просто условия не подходящие для связи.

Мамуленька, я знаю, что ты будешь волноваться, когда от меня не будет писем, но ты не волнуйся. Поэтому я тебе и пишу всю правду. Я думаю, что хуже, если ты не будешь получать писем и будешь в неизвестности. Но ты знай, мамуленька, что я буду тебе изредка (может быть раз в 2 месяца) сообщать о себе. Конечно, письма не жди, но два-три слова будут. Это все зависит от смелых людей, как Михаил Васильевич, I а здесь такие есть. Надеюсь, что такие люди не дадут нам быть оторванными от Большой земли.

Вот давно уже не было хорошей погоды, а сегодня ясно, ясно. Это хорошо, значит, скоро уедем. Проклятый фриц пролетел над головой, и зенитки палят по нему. Хотя бы сбили.

Я удивляюсь, как такая напряженная обстановка делает людей спокойными, выдержанными. Сегодня ночью уехала еще одна группа вместо нас, так как радист из нашей группы заболел. У нее болит нога, но скоро пройдет. Зашли к майору. Он лежит. Не спал всю ночь, провожал. Что-то он заболел. Как хочется, чтобы он скорее выздоровел. Замечательный человек! Он нам наготовил с собой столько продуктов, что не дотащить.

Мамуленька! Если бы ты посмотрела на меня, вооруженную пистолетом-пулеметом, гранатами. После войны увидишь. Ты понимаешь, золотка, как неприятно

будет мне в окружении чужих, вредных людей, а приехать раньше, чем кончится война, я не смогу.

Сейчас особенно родным кажется мне майор. Его голос будет для меня каким-то близким там, когда я его услышу по радио.

Мамуленька дорогая, поздравляю тебя с днем рождения, желаю тебе всего-всего хорошего. Будь здорова, счастлива и не унывай, не скучай. Будь спокойна за своих птенцов и уверена в них. Они себя в обиду не дадут. Помни слова:

«Жди меня, и я вернусь. »

Хорошее стихотворение, я часто его вспоминаю. Из нашей институтской восьмерки осталось пять человек. Борис в плену у немцев, Лена с Валей без вести пропали, но главное живы, наверное, а это самое главное.

Я к фрицам в плен не собираюсь. У меня есть гранатка про запас для себя. Но я уверена, что ее не придется применить, так как кроме нее есть много гостинцев для фрицев. Ты спрашиваешь, как я освоилась с новой группой. Ничего. Много мелочей. Но это все делу не помешает. Главное, есть смелость и осторожность, а это все для нашего брата. С Рэмочкой нас разлучили, ты теперь сама понимаешь, на все время войны.

Мамулька! Я тебе пишу все, чтобы ты поняла, что все не так страшно, как ты думаешь. А вернусь, будем рассказывать, и слов не хватит.

Роднуленька! Не знаю, что тебе подарить, придется после войны как следует это дело оформить.

Ну пока все. Писать нечего, а что-нибудь будет нового за этот день, допишу (и мы на день задерживаемся, и лейтенант). Уедем мы не раньше 21.7.42 рано утром.

17 июня 1941 года в 186-й московской школе был выпускной вечер. На рассвете по традиции десятиклассники пошли на Красную площадь. Всю дорогу пели: «Утро красит нежным светом стены древнего Кремля. » Б общий хор вливался и голос Валерии Патковской, стройной девушки с прекрасными каштановыми волосами и обаятельными ямочками на щеках.

А через несколько дней неожиданно началась война. И вчерашние школьники одели серые шинели. 1 мая 1942 года — в первый военный Первомай — Валерия Патковская уезжала на фронт. «Только ни одной слезы!» — сказала она при расставании матери. Чудесная мирная юность кончилась. В то время ей еще не было 20 лет.

Валя родилась в Москве в семье инженера-химика. Скромная и общительная, всегда готовая прийти на помощь, девочка вызывала любовь и уважение своих друзей. В школе она была членом комитета комсомола. В 1935 году семью Патковских постигло горе: был арестован отец (он умер в 1943 году; впоследствии был реабилитирован). Мать осталась с двумя детьми — Валей и Игорем. Девочка видела, как трудно матери одной заработать на семью, и стала помогать ей: они вместе вышивали знамена. Сперва Валя вышивала только колосья, а потом, когда научилась, и портрет Ленина.

Осенью 1941 года поступила в Московское высшее техническое училище — ее всегда тянуло к технике. Учиться в МВТУ была ее мечта. Но уже с первого курса Валерия уходит добровольцем на фронт. Несколько месяцев обучалась в школе разведчиков. Училась упорно и напряженно, зная, что впереди ее ожидает борьба с жестоким врагом.

В ночь на 8 августа 1942 года группа разведчиц, руководимых Валерией Патковской, была сброшена с самолета в районе Пскова. Группа условно была названа «Вера». Кроме Патковской в нее входили Валентина Михайловна Голубева, Анфиса Алексеевна Горбунова, Елена Степановна Силанова. Девушки благополучно приземлились и стали лесом пробираться в сторону Пскова, но у деревни Заречье наткнулись на засаду. Решили не принимать боя. Петляли по лесу, время от времени отстреливаясь. Валя Патковская и Лена Силанова прикрывали отход группы. В Лену попала пуля. Девушки понесли подругу на руках. Остановиться, чтобы перевязать раненую, не могли: преследователи шли буквально по следам. Лена терпеливо переносила мучительную боль, ни разу не застонала. К утру она умерла.

Группа, в которой осталось теперь три девушки, действовала во вражеском тылу больше месяца. В штаб Волховского фронта регулярно поступали радиограммы о дислокации и передвижении войск противника, строительстве «военных сооружений, расположении важных объектов. Наша авиация по данным разведчиц бомбила склады горючего и провианта, железнодорожные составы и скопления воинских эшелонов противника.

Работать приходилось в исключительно трудных условиях: в Пскове, важнейшем стратегическом пункте и крупном железнодорожном узле, было сосредоточено большое количество гестаповских частей и служб особого назначения. В одной из последних радиограмм группа сообщила, что арестован хозяин дома, где скрывались девушки. Вскоре связь прекратилась.

Лишь после войны удалось выяснить, что девушкам пришлось встать на учет на бирже труда в Пскове, а затем они были арестованы из-за отсутствия в их паспортах какой-то отметки немецкой комендатуры. Дело усугублялось также предательством: девушек выдала одна из местных жительниц, устрашившаяся угроз гестапо.

Разведчиц перевели на особо строгие условия заключения. К ним были применены изощренные пытки, на какие способны только фашистские палачи. Особенно жестоко мучили Валерию Патковскую. У нее на спине вырезали звезду. По рассказам очевидцев, после месячного пребывания в тюрьме она стала седая, все зубы были выбиты. Но через все испытания она пронесла свою чистую, ясную душу, не только сама держалась стойко, но и поддерживала подруг.

В одну из октябрьских ночей 1942 года вся группа была расстреляна в районе деревни Пески, около Пскова. Когда девушек повели на расстрел, они запели «Интернационал». Песню подхватили заключенные. В ту страшную ночь «Интернационал» пела вся политическая тюрьма Пскова.

В 1958 году при ремонте здания была найдена записка, написанная девушками перед казнью:

Сегодня 17 октября 1942 года. Больше месяца сидим в этой одиночке. Нас трое. Мы честно выполнили свой долг перед Родиной. За это нас истязают фашисты. Что бы они ни делали, мы погибнем честно, как в бою. Прощайте, товарищи. Отомстите за нас.

Письма Валерии Патковской хранятся в Центральном музее Советской Армии в Москве. Частично они опубликованы в книге И. Соболева «Группа «Вера» (М., 1960).

Урок русского языка в 3-м классе. Тема: «Письма друзьям, родным, поздравительные»

Цель:

  • обогатить речеведческие знания учащихся, показать, что письмо является разновидностью текста, имеет свою структуру и стилистические особенности.
  • развивать речь, умение выражать свои мысли в письменной форме.
  • воспитывать культуру выражения чувств, речевой этикет, показать важность переписки.

Ход урока

1. Организация.

2. Сообщение темы и целей урока.

На доске кроссворд:

  • Братцы в гости снарядились, друг за друга уцепились и помчались в путь далёк, лишь заслышали гудок (поезд).
  • Ребенок воспитанный и развитый при встрече говорит: (здравствуйте)

Он в безбрежном океане туч касается крылом.
Развернется — под лучами. Отливает серебром (самолет)

С толстой сумкой на ремне
Он заходит в каждый дом
Кто же это? (почтальон)

  • И в России и в Дании при прощании говорят: (до свидания).
  • Растает даже ледяная глыба от слова теплого: (спасибо).
  • Отгадали кроссворд, запишем слова в тетрадь. Какие это слова? (Из словаря)
  • Какое ключевое слово в кроссворде? (письмо)
  • Как это слово связано со словами из кроссворда? (В письмах пишут слова «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «почтальон» разносит письма, почту, на самолете, поезде тоже развозят письма по всей земле)

Правильно. Тема нашего урока «Письма». Мы с вами выясним:

Какие бывают письма и какую роль в жизни людей они играют.

Узнаем, что письмо-это текст.

Познакомимся с особенностями поздравительного письма, будем учиться писать.

3. Чистописание.

Физминутка:

Пальчик вышел погулять,
Ключ забыл с собою взять.
(Хлопки в ладошки)
Что он делает теперь?
Просто он стучится в дверь.

Письма нужно писать красивым почерком.

На хоккее, на футболе
Буква П — ворота в поле.

Назовите слова, которые начинаются на «П» и связаны с темой урока «Письма»? (почта, почтальон, письмо, поезд)

Сегодня на чистописании будем писать букву П. Дайте характеристику звуку, который обозначен этой буквой. (Он согласный, глухой, парный, в слове «письма» звучит «п» мягко, в остальных словах звучит твердо.)

Найдите закономерность и напишите: Пп, пл, Ппп, лп, Пппп, пл.

4. Работа по теме урока.

1) На экране или на доске таблица.

Общение на расстоянии.

  • Постараемся понять, какие бывают письма, какую роль в жизни людей они играют.
  • Сохраняются у вас в семье чьи- либо письма? Если сохраняются, то почему? (ответы учащихся)
  • С какой целью и почему люди пишут письма? (ответы учащихся)

Да, ребята, письма с давних пор играли большую роль в жизни людей. Письмо возникло потому, что людям необходимо было общаться на расстоянии.

  • Какие же бывают письма?

На экране или доске демонстрируются письма.

От души желаю вам, хорошие маленькие люди, будьте всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю. Будьте здоровы, любите друг друга.

Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны». ( М. Горький)

(Это письмо пожелание)

«С Днем рождения, мои дорогие близнецы!

Всегда о вас думаю, для вас собираю интересные книги.

Любите нашу Родину, растите веселыми, здоровыми, дружными, упорными в учении и труде.»

Любящий вас дедушка Коля.

«Здравствуйте, дорогие мама и папа. Пишу вам из детского санатория. Мне тут очень нравится.

Когда вы приедете? Я уже соскучилась по дому. Приезжайте скорее, не забудьте привезти кроссовки.

Целую. Ваша дочь Оля».

(Это письмо родителям. Особенность этого письма в том, что оно не только содержит информацию, но и отражает настроение девочки)

Мы можем сделать вывод; что письма бывают разные: письма пожелания, письма поздравления, письма информация. Письма могут быть адресованы разным людям: родным и близким, друзьям в своей стране и за рубежом.

Физминутка.

Руки подняли вразлет —
Появился самолет
Мах крылом туда, сюда,
Делай раз и делай два.

Получателя письма называют «адресатом» от немецкого слова «адрес». Человек, который пишет письма, отправитель.

  • Кто пишет письмо и получатель должны соблюдать выработанный веками порядок.

Письма стараются писать разборчиво, четко, на аккуратном листочке бумаги. Многие ребята любят посылать вместе с письмом свои рисунки. Это хорошо, потому что письмо от этого становится более интересным. Корней Иванович Чуковский любил писать «разноцветными строчками».

  • Как размещать текст письма?

С левого края бумаги оставляют свободное поле шириной до двух с половиной сантиметров, такие же поля оставляют сверху и снизу листа. В письме выделяется «красной строкой» обращение, подпись.

В тексте письмо может быть много абзацных выделений (красных строк).

3) Узнаем, что письмо-это текст. Готовимся писать письма.