Права женщины в узбекистане

Роль женщины в узбекском обществе возрастает

Женщины-военнослужащие армии Узбекистана принимают поздравления по случаю празднования Международного женского дня 8 марта в Ташкенте. [Министерство обороны]

ТАШКЕНТ — Узбекские женщины считают Международный женский день поводом отметить свою возрастающую роль во всех сферах жизни.

На сегодняшний день женщины составляют от 36 до 50% членов политических партий и занимают большее, чем мужчины, количество должностей в некоторых ведомствах, таких как Министерство здравоохранения и Министерство народного образования, согласно данным узбекского Комитета Женщин.

В целом, согласно данным комитета, количество женщин в органах государственной власти увеличилось с 3,4% в 2005 году до 17,1% в 2016 году.

Согласно результатам опроса, проведенного ташкентским государственным центром «Ижтимоий Фикр» 30 декабря, более 70% женщин-респондентов выразили уверенность в том, что в будущем их роль в государственном и общественном строительстве возрастет.

Опросы показывают, что среди женщин сформировалось понимание важности профессионального образования, прокомментировала итоги опроса 11 марта газете «Народное слово» директор центра «Ижтимоий Фикр» Рано Убайдуллаева.

«Современная женщина Узбекистана — это социально активная личность, которая получает образование, приобретает профессию, осуществляет карьерный рост, принимает непосредственное участие в жизни государства и общества», – говорит она.

Нарушения прав женщин встречаются только на бытовом уровне – это традиционная «тирания» свекрови или случаи домашнего насилия, сказала «Каравансараю» представитель Комитета женщин Нодира Азизова. Тем не менее, с законодательной точки зрения в Узбекистане права женщин полностью защищены, нет никаких преград для самореализации, свободного выбора профессии, добавила она.

«Для нашей культуры характерно своеобразное смешение западных и восточных ценностей, – сказал «Каравансараю» житель Ташкент Джасурбек Рахимов. – Никто не оспаривает право женщин на равноправие».

Ключевая роль женщин

Женщины играют жизненно важную роль в сохранении безопасности в стране, отметил президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в своем поздравлении 6 марта по случаю Международного женского дня.

«Особо актуальной задачей для нас является оградить и защитить наших детей от чуждых нам идей, любых угроз. В осуществлении этой очень важной задачи мы, в первую очередь, опираемся на активистов махаллей [общин]», – заявил он в своем выступлении в Ташкенте, согласно сообщению пресс-службы.

По словам Мирзиёева, женщины составляют более 87% консультантов по вопросам религиозного просвещения и духовно-нравственного воспитания в махаллях. Всего же в Узбекистане насчитывается около 9700 махаллей.

«Наш консультант работает в тесной связке с учебными заведениями, семьями и правоохранительными органами. Она занимается работой среди молодежи по ограждению их от влияния различных разрушительных идей. Это и экстремизм, и наркотики. Консультант проводит беседы, помогает инспекторам по профилактике», – рассказывает «Каравансараю» активист ташкентской махалли «Янги Обод» Хилола Махмудова.

Женщины на передовой

Узбекские женщины также представлены в рядах правоохранительных органов и военных организаций, сообщили официальные источники во время подготовки к празднованию Международного женского дня.

В настоящее время множество женщин самоотверженно служат в подразделениях уголовного розыска, следствия, профилактики правонарушений, караульных войсках, экспертно-криминалистских службах и других направлениях, сказал 6 марта во время празднования Международного женского дня министр внутренних дел Абдусалом Азизов, согласно сообщению Национального информационного агентства Узбекистана.

Одной из таких женщин является старший лейтенант Гузаль Ишанходжаева. Она работает инспектором-психологом в отделении полиции города Ташкента. В ее задачи входит помощь в адаптации к службе сотрудников правоохранительных органов.

«Деловая гармония между мужчинами и женщинами облагораживает службу, – сказала она 3 марта в интервью газете МВД «На посту». – Именно поэтому в последние годы число женщин в органах внутренних дел постоянно растет».

Женщины также могут служить в Вооруженных силах. В Узбекистане для женщин нет обязательной воинской обязанности, но женщины могут выбрать карьеру в Вооруженных силах, поступив туда на контрактную службу в небоевые части.

Зачастую женщины служат вместе со своими мужьями, как в случае семьи Иброхимовых.

«Горжусь тем, что нахожусь в числе тех, кто несет почетную службу по защите Родины. Вместе с супругом вот уже десять лет мы служим в Вооруженных силах», – сказала военнослужащая Мунира Иброхимова в интервью газете Министерства обороны «Ватанпарвар» 10 марта.

Права женщин в Узбекистане: Рабсила = рабская сила

Мардикер — базар – так называется у узбеков биржа труда для поденщиков, куда приходят, как правило, от безысходности, чтобы наняться на самую черную работу. На такие биржи раньше в Узбекистане приходили только мужчины. Однако сегодня многое изменилось. На биржах дешевой рабочей силы все чаще можно увидеть представительниц прекрасного или, если угодно, слабого пола. Хотя какой же это слабый пол, если выполнять ему приходится самую что ни на есть тяжелую и грязную работу? Женщины – мардикеры.

Женщины — поденщицы, идущие на биржу труда в поисках заработка. Именно о них пойдет речь в сегодняшней передаче. Рассказывает наш специальный корреспондент в Ташкенте Наталья Бушуева:

Именно тяжелое материальное положение, по мнению экспертов, заставляет женщин из самых разных регионов республики выходить на так называемые мардикер-базары с целью найти хоть какую-то работу, пусть даже одноразовую, черную и низкооплачиваемую, — утверждается в аналитическом отчете центра «Общественное мнение». Вот что говорят женщины с одного из мардикер-базаров Ташкента:

— Работы ведь нет нигде нормальной. Заводы-фабрики закрыты. По три — по четыре месяца зарплаты не дают.

— Вынуждены сюда приходить. Извините, одеться хочется. Сюда все приезжают. Чирчик, Наманган, Фергана. Все здесь, из всех районов.

— Я с Сырдарьи. Если удача будет, вообще навсегда здесь останусь.

— Бывает два – три дня стоишь и уходишь пустой, без работы. Простаиваем до 4, до 5 часов и уходим домой без ничего.

— Конечно, если у тебя есть знакомства и деньги, ты везде найдешь работу. Если этого нет, то работу найти не сможешь. Это чистая правда.

Появление женщин на рынках наемного труда беспокоит очень многие общественные организации. Как рассказала председатель совета директоров кокандского отделения Ассоциации деловых женщин страны Сахиба Эргашева, очень много женщин в областях Узбекистана вынуждены заниматься тяжелым поденным трудом, и это, по ее мнению, очень серьезная проблема:

— Женские рынки наемного труда – это очень серьезная проблема. Рынки созданы не только в городах, но также и в районах, в провинции, в каких-то селах. Женщины собираются очень рано. Их забирают работать на поля. Они выполняют очень тяжелую физическую работу. Деятельность работодателей нельзя проконтролировать. Никакой правовой защиты у этих женщин нет. Кроме этого, очень много женщин выезжают в Казахстан и в Киргизию на сбор хлопка или н другие сельскохозяйственные работы. Очень много случаев, когда они едут туда, работают, а им ни копейки не платят, потому что они не защищены с юридической точки зрения.

Как говорят женщины, при найме на подобную работу, приходится сталкиваться с самыми разными ситуациями, в том числе – с экстремальными:

— Не то чтобы насилие, бывает просто: работаешь-работаешь, а тебе возьмут – и не заплатят. Не хотят платить даже тот мизер, который обещали.

— Мне угрожали. Говорили: пикнешь – убьем. Поэтому уже даже не требуешь оплаты, тихо уходишь, лишь бы уйти оттуда спокойно.

Председатель общественной организации «Поколение будущего» Нодира Каримова называет такие ситуации внутренним траффиком.

Рассказывает девушка, которую пытался изнасиловать ее работодатель:

— Я говорю ему: не подходите ни на шаг ближе, а то я кричать буду. Я смотрю на него, страшно. Ужас!

Эта девушка, которой нет еще 16-ти лет приехала на рынок наемного труда из города Чирчика. Мечтает найти постоянных клиентов, в домах которых она могла бы убираться. Ей уже приходилось убираться в одном доме, где и произошел этот, мягко говоря, неприятный случай. Девушка говорит, что будет впредь гораздо осторожнее:

— Я ему объясняю, говорю, что замуж хочу выйти по узбекскому обычаю, что я не такая. а ему что, опозорил бы – и ладно. (плачет).

Все закончилось хорошо, девушка смогла себя защитить. Тем не менее недостаток материальных средств вынуждает ее выходить на рынок снова и снова. Вообще, как рассказывают женщины на мардикер-базарах, многие из мужчин часто подходят к ним с весьма сомнительными предложениями:

— Обидно вообще-то. Стоишь тут, работы ждешь. А они думают, что ты гулящая. Подходят прямо и предлагают всякое.

— Подходят и говорят: пойдемте, девушки, отдыхать.

— Хорошо, что хоть некоторые правду говорят, открыто говорят, что им надо. Самое-то страшное, что многие предлагают уборку или работу какую-то другую на дому, а сами потом.

Как говорится в социологическом исследовании Центра «Общественное мнение», причиной выхода на подобные базары является в первую очередь тяжелое материальное положение, а также безработица, далее идут слабый уровень образованности женщин и даже принуждение мужа. Конечно, мардикер-базар сам по себе не может являться способом решения проблемы трудоустройства женщин. Но в то же время ни в коем случае нельзя закрывать такие стихийные рынки, — пишется в аналитическом отчете центра «Общественное мнение». В этой связи, большинство респондентов в исследовании на эту тему полагает, что государство должно узаконить нелегальную биржу труда и обеспечить правовую защиту женщин, ищущих работу по найму».

Даря Брянцева, Наталья Бушуева, НЕМЕЦКАЯ ВОЛНА

— Работы ведь нет нигде нормальной. Заводы-фабрики закрыты. По три — по четыре месяца зарплаты не дают.

Мардикер — базар – так называется у узбеков биржа труда для поденщиков, куда приходят, как правило, от безысходности, чтобы наняться на самую черную работу. На такие биржи раньше в Узбекистане приходили только мужчины. Однако сегодня многое изменилось. На биржах дешевой рабочей силы все чаще можно увидеть представительниц прекрасного или, если угодно, слабого пола. Хотя какой же это слабый пол, если выполнять ему приходится самую что ни на есть тяжелую и грязную работу? Женщины – мардикеры.

Узбекистан — мифы и реальность
Ломаем стереотипы об Узбекистане

Довольно часто мы сталкиваемся с устоявшимися ошибочными мнениями и суждениями о каком-либо явлении или событии, определенной вещи или даже целой стране. И, к сожалению, мы очень часто оказываемся в плену иллюзий, стереотипов, заблуждений, мифов и догм. Иногда это происходит непроизвольно, вследствие плохой осведомленности по какому-либо вопросу. Иногда это делается сознательно. Все эти «мифы» и заблуждения намертво крепятся к нашим взглядам на жизнь. Однако выяснять причины и следствия сего мы не станем. Наша задача — составить коллекцию типичных стереотипов и заблуждений об Узбекистане, отравляющих сознание добропорядочных граждан, и попытаться просветлить его с помощью жестких аргументов и непреложных фактов (аналогий и параллелей с известным печатным изданием проводить не стоит).

1. Узбекистан — это где-то не то в Афганистане, не то в Пакистане
Прискорбно, но так считают многие жители Европы и США. Нет, дамы и господа, Узбекистан может быть только в Узбекистане. Окончание «стан» указывает лишь на его восточное «происхождение», а не на географически-политическую принадлежность к одному из вышеназванных государств. Узбекистан — это самостоятельное, независимое государство, которое образовалось на постсоветском пространстве. Узбекистан — это одна из Центральноазиатских республик и точка.

2. Все жители Узбекистана — мусульмане
Это утверждение так же далеко от истины, как Земля от Солнца. Есть, есть в Узбекистане представители и других религиозных общин, не только мусульмане (их 88%). Да, в Узбекистане ислам является преобладающей религией, но у нас свобода вероисповедания. Здесь проживают также христиане, которых, кстати, 9% от общего числа жителей (православные, католики, протестанты), и иудеи. А часть населения вообще, как пел В. Высоцкий, «ни в кого не верит, даже в чёрта назло всем».

3. Все ходят в национальной одежде, женщины в парандже
Эти два стереотипа, связанные один с другим, пустили мощные корни в сознание тех, кто об Узбекистане не имеет четкого представления. Удивительно, но так думают не только большинство жителей дальнего зарубежья, но и многие из тех, для кого Узбекистан некогда был частью Советской Родины. Немаловажную роль в формировании этого заблуждения играют некоторые Интернет-ресурсы, которые предоставляют пользователям не вполне корректную информацию. Они утверждают, что Узбекистан это «консервативная страна с мусульманскими традициями, следовательно, и одежда здесь консервативная. Поэтому женщины и мужчины носят длинные брюки и рубашки или блузки с рукавами». Да, тот, кто утверждает это, явно никогда не был в Узбекистане, тем более летом, когда каждый второй городской житель во избежание перегрева надевает шорты, бриджи, «капри» и открытые майки. Да, у нас можно встретить людей в национальной одежде. На то она и национальная. Но случается это в особо знаменательные дни. О парандже вообще разговор особый. Спросишь у молодежи, что это такое, а она в ответ может пожать плечами. Не ходят наши женщины в парандже! Не прячут от окружающих свою природную красоту и грацию! Не кутаются в покрывала! Лишь изредка можно встретить религиозных людей, с покрытыми платками головами. Все остальные, а их подавляющее большинство, облачаются в европейские одежды — джинсы, топики, футболки. Более того, у нас еще и мини-юбки носят. Всё современно, модно, стильно.

4. Путешествие по Центральной Азии — опасно
Интересно, почему? Стабильности в Центральоазиатском регионе и Узбекистане в частности можно только позавидовать. Здесь нет ни войн, ни революций, ни мятежей, ни разрухи. Пули не свистят, бомбы не взрывают. На путешественников никто не нападает, их жизни никто и ничто не угрожает. Нет у нас терроризма! Слава Аллаху, милостивому и милосердному! Откуда вообще взялся дикий слух о том, что у нас взрывоопасная ситуация? Народ Узбекистана на весь мир славится своим миролюбием, за оружие не привык хвататься. Традиции добра и гостеприимства крепки и незыблемы. Так что спокойно не только в Багдаде, но и в Ташкенте. Впрочем, как и в любом другом городе Узбекистана.

5. Самый популярный вид транспорта — арба
Опять же, благодаря всем этим «преданьям старины глубокой» в сознании некоторых людей прочно засела мысль о том, что едва ли не единственным средством передвижения в Узбекистане является арба, запряженная осликом. Это милое восточное сочетание, радующее глаз, можно встретить лишь в сельской местности — оно и понятно! На улицах наших городов с развитой инфраструктурой Вы не встретите что-либо подобное, разве что в исключительных случаях. В этой связи хочется упомянуть о другом стереотипе, бытующем за пределами Узбекистана, — здесь нет иномарок. Возможно, Вы очень удивитесь, узнав, что иномарок у нас более чем достаточно. Более того, на заводе «УзДЭУавто» в г. Асака производятся автомобили, которые с удовольствием приобретаются не только узбекистанцами, но и жителями ближнего и дальнего зарубежья, а особенно России, Украины и Казахстана. Узбекистан также является производителем самолетов, таких, как Ил-76МФ и Ил-114, автобусов на базе Isuzu, тракторов «Case» и др. Вот Вам и Узбекистан!

6. Большинство не умеют говорить по-русски, не знают иностранных языков
Иностранные языки — это действительно не самая сильная черта узбекистанцев. Но! В последнее время их изучение стало очень престижным. Языковые курсы осаждаются тысячами молодых людей, которые желают выучиться и затем использовать свои способности. Многие студенты обучаются и проходят языковую практику в европейских странах. Верите Вы этому или нет, но узбекистанцы борются с этой проблемой гораздо более эффективно, чем, скажем, итальянцы или испанцы, для которых любой иностранный язык на любом уровне намного более труден. Что касается русского языка, то утверждать, что его никто не знает — это, по меньшей мере, странно. Русский язык — язык межнационального общения. На нем говорят до 80% населения Узбекистана. А в многонациональном Ташкенте — все 100%. Так что количество дву-, а то и трехязычных людей у нас внушительное и языкового барьера у Вас не будет. К тому же, большинство вывесок, объявлений и рекламных плакатов в Ташкенте на русском языке.

7. В Узбекистане все едят на полу и руками
Рациональное зерно в указанной массовой точке зрения имеется. Но она опять же (как и многие другие стереотипы) до безобразия гипертрофирована. В Узбекистане распространены национальные столики на коротких ножках, дастарханы, за которыми принимают пищу. Сидят при этом на курпачах (национальные матрацы), расстеленных на полу. Эта национальная особенность и позволяет некоторым думать, что все население Узбекистана принимает пищу на полу. Кстати, еще одна национальная традиция — есть плов руками — заставляет думать, что все остальные блюда тоже едят без помощи столовых приборов. Неужели кто-то всерьез думает, что суп можно есть без ложки? Руками ели много раньше, до тех пор, пока в Центральной Азии не появились ложки и вилки, с которыми в наши дни хорошо знаком и дружен каждый житель. С обычаем есть голыми руками (кроме традиции есть таким обазом плов) можно очень редко встретиться в сельской местности, но он скорее исключение, чем правило и скорее является «находкой» для западных туристов, охотящихся за еще сохранившимися культурно-этническими обычаями народов, нежели распростаненной традицией.

8. Все население — торговцы на базарах
Ничего более наивного не придумаешь. Каким образом всё население страны, которое насчитывает 26 млн. человек, может быть занято в торговле, да еще и базарной? А производством кто будет заниматься? Кто и когда будет строить дома, пахать землю, выращивать урожай, возить нас, учить наших детей, оказывать коммунальные услуги, руководить и т.д., если все только и делают, что стоят за базарным прилавком? Да, коммерческая жилка есть у многих узбекистанцев, торгующих граждан много, но делать подобные обобщения все же отнюдь не следует.

9. Нет «ночной жизни»
Это утверждение не вполне верно. Своя «ночная жизнь», подразумевающая посещение ночных клубов, баров, ресторанов, кафе, дискотек и прочих мест отдыха и всевозможных развлечений, у нас есть. В Ташкенте множество заведений подобного рода — от камерных до крупных. Они предлагают своим посетителям самые разнообразные программы проведения досуга. Часть из этих заведений работает до глубокой ночи, часть — до 23-24 часов. В принципе, ситуация в плане развлечений такая же, как и в ряде других регионов бывшего Союза. Другое дело, что у нас не распространены азартные заведения: казино, игровые автоматы. Не стали характерной особенностью «ночной жизни» Ташкента и гулянья по улицам поздними вечерами.

10. В Узбекистане всегда солнечно и очень жарко. Не бывает снега
Согласно научным данным, в Узбекистане более 265 солнечных дней в году. Согласитесь, цифра немалая. Но в самом году-то на 100 дней больше! Следовательно, не круглый год солнце радует нас своим ярким свечением. А теплом и подавно. Самые жаркие дни приходятся на летние месяцы. В этот период температура колеблется от +35 0 до +45 0 C. Но осень достаточно теплая. Температура воздуха составляет около +13 0 C. Зимой же в последнее время нередки обильные осадки в виде снега, который может держаться на поверхности земли до нескольких недель. В Узбекистане это явление уже становится характерным. Температура воздуха зимой может опускаться до -10 0 C. А ещё у нас имеются и горнолыжные курорты: знаменитый Чимган — это у нас, в Узбекистане! В последние годы Узбекистан превращается в одно из самых привлекательных в мире мест для спусков с горных вершин на лыжах и сноубордах по целинному снегу — фрирайду.

11. Люди живут в юртах и глинобитных домах. Нет высотных зданий
Действительно, и по сей день юрта служит замечательным летним помещением и устанавливается во дворах сельских усадеб и в малых городах с частной застройкой как в Узбекистане, так в Туркменистане, Казахстане и Кыргызстане. Крупные города имеют свою специфическую архитектуру, что связано с особенностями местного климата и сейсмической активностью в регионе. Именно по этой причине здесь относительно мало высотных зданий. В основном это четырех- и пятиэтажные сооружения. Частный сектор представлен объектами, которые отличаются индивидуальностью и своеобразием, напоминают роскошные европейские особняки и дворцовые постройки былых времен, иногда романтичных, иногда сказочных.

12. В Узбекистане можно подхватить какую-нибудь заразу
Подавляющее большинство районов не являются в значительной степени опасными в плане заболевания инфекционными недугами, так что Вы едва ли серьезно заболеете. О необходимости мыть фрукты, овощи и руки перед едой знают все. Так что соблюдение элементарных правил гигиены убережет от возможных проблем со здоровьем. Незначительные желудочно-кишечные проблемы могут иметь место в результате поглощения воды, которая в некоторых областях содержит большое количество минеральных и металлических солей. Неадаптированный к местной кухне желудок может расстроиться. Но Вам-то расстраиваться совершенно незачем. Это настолько меленькая проблема, что называть ее таковой просто смешно.

13. В Ташкенте смотреть особо нечего
Конечно, в Ташкенте нет архитектурных памятников в таком огромном количестве, как в Самарканде, Хиве или Бухаре. И возраст некоторых из них их не так древен. Но все же Ташкент — это столичный город, одновременно древний и современный, и забывать об этом не стоит. У Ташкента своя собственная история, свой собственный облик, свои собственные достопримечательности, которые, безусловно, заслуживают внимания. Здесь вы сможете развеять свои сомнения относительно того, что Ташкент — это не самое примечательное место Узбекистана.

14. Отношение к туристам из России негативное
Это настолько абсурдное утверждение, что мало кто всерьез верит этому. Но на всякий случай напомним, что народ Узбекистана всегда отличался добротой, теплотой и гостеприимством. Здесь рады каждому гостю — будь то россиянин, англичанин или японец. Гость на Востоке — это святое. С россиянами, кстати, общаться местному населению даже легче и интереснее в силу отсутствия языкового барьера и наличия единого советского прошлого. Поэтому высказывания вроде того, что приведено выше, не имеют под собой абсолютно никакой почвы.

15. У всех восточных мужчин — гарем, а все женщины умеют исполнять танец живота
Этот стереотип бытует не один век. Но к счастью, а может, к несчастью, это не так. Или не совсем так. Как известно, согласно священному писанию мусульман, Корану, мужчине разрешено иметь четырех жен. Но только в случае его материальной дееспособности. И то, не во всех странах, государственной религией которых является ислам. Например, наше государство светское, а посему многоженство официально запрещено (кстати, в Тунисе тоже). Однако на деле. Восток — дело тонкое и, по-видимому, житейское. Что касается способности и желания всех восточных женщин исполнять танец живота, то этот вопрос, несомненно, очень спорный. Хотя нужно отметить, что в последнее время интерес к изучению этого вида искусства заметно усилился. Видимо, потребность в искусных танцовщицах на сегодняшний день очень высока.

16. В Узбекистане пренебрежительное отношение к женщине
Очень распространённое заблуждение. На самом деле не только в Узбекистане, но и вообще на Востоке, очень уважительно относятся к женщине. Во всяком случае, намного более уважительно, чем в некоторых семьях зарубежья. И место даме уступят, и окажут услугу по переносу тяжестей, и к мудрому совету прислушаются. Так что тривиальную фразу: «Молчи, женщина!», — здесь не услышишь. И как бы это странно ни звучало для европейского уха, но на Востоке правит скрытый матриархат. Конечно, последнее слово всегда остается за мужчиной, и здесь уместно будет сказать о том, что мужчина — голова, а женщина — шея.

17. В Узбекистане нет женщин-политиков
Это заблуждение — продолжение темы, начатой в пункте №16. С вашего позволения, приведем некоторые факты. Они упрямы. Согласно данным статистики, в Узбекистане 17,5% женщин-политиков. По их количеству мы на третьем месте в СНГ после Беларуси (29,1%) и Латвии (19%). Россия с 9,8% лишь на пятой позиции! Как говорится, комментарии излишни.

18. В Узбекистане нет блондинок
Представьте себе, есть! Как крашеные, так и некрашеные. Любых возрастов, форм, национальностей и религиозных воззрений. Сосредоточены они, главным образом, в Ташкенте. Встретить можно утром, днем, вечером и ночью. Развеять миф об отсутствии блондинок в Узбекистане можно сразу же по приезде. Кстати, довольно часто из уст иностранных граждан приходится слышать изумленные фразы: «А ваши женщины, оказывается, очень красивые!». Конечно, красивые — яркие, знойные, веселые и чертовски обаятельные! Утверждать обратное — значит быть в плохих отношениях со зрением (или вкусом).

19. Оказывается, в Узбекистане курят и пьют не только мужчины
Мужчины и женщины многих стран мира сравнялись в своих правах, в том числе и в праве употреблять табак и алкоголь. И Узбекистан в этом плане не исключение. Но опять таки, не следует обобщать и делать скоропалительные выводы. Употребление или неупотребление женщинами табака или спиртных напитков зависит от многих факторов, в числе которых религиозные воззрения, состояние здоровья, личные вкусы, предпочтения и убеждения. Поэтому, предлагая даме сигареты или спиртной напиток, убедитесь, что она того хочет. Кстати, даже мужчины далеко не все и не всегда употребляют алкоголь.

20. Распространено воровство
Не более чем в других странах мира. Ни в Азии, ни в Европе, ни в какой-либо другой части света нельзя быть застрахованным от неприятных случаев краж и воровства. Бдительность терять нигде и никогда нельзя. Особенно внимательными нужно быть в людных местах. Потому и встречаются многочисленные предупреждения о том, чтобы туристы не носили с собой больших сумм денег. Всё, что имеет для Вас ценность, храните в местах, которые недоступны для посторонних. Во всех туристических центрах попадаются мошенники и карманные воры.

21. Гостиницы в национальном стиле очень дорогие
При изучении цен на номера в гостиницах восточного стиля становится совершенно очевидно, что утверждение о дороговизне проживания в них не имеет под собой никакой основы. Приведем лишь некоторые примеры. Гостиница «Komil Bukhara Boutique Hotel« 3* (Бухара), находящаяся в национальном доме XIX-го века, в каждом номере которой есть санузел, душевая кабина, холодная и горячая вода и прочие удобства, очень недорога. Одноместное размещение стоит 35 US$, двухместное — 50 US$. Гостиница «Малика Классик«, 3* (Самарканд). Одноместный номер — 45 US$, двухместный — 70 US$. И это одни их многочисленных примеров гостиниц с прекрасными, оформленными в национальном стиле номерами, гостеприимным персоналом и отменным питанием, находящихся в самых центрах туристических городов.

22. В гостиницах низкий уровень обслуживания
Продолжая разговор об отелях, хочется отметить, что при невысоких ценах на номера, качество обслуживания в них вполне нормальное, а во многих даже замечательное. По желанию постояльцев хозяева частных гостиниц могут приготовить блюда восточной, европейской кухни, вегетарианские или диетические блюда. В таких мини-отелях обеды и ужины обычно проходят в кругу семьи. Хозяева и обслуживающий персонал гостиниц владеют английским, немецким, французским и испанским языками (по отдельности, а то и несколькими сразу). Подавляющее большинство посетителей бывают приятно удивлены уровнем сервиса и остаются очень довольны. О качестве же обслуживания в крупных отелях, принадлежащих к мировым сетям, таких как «InContinenal», «Radisson Blu» и т.д., говорить не приходится — сервис здесь соответствует мировым стандартам.

23. Целыми днями гости, чаепития, праздники
Очень интересное наблюдение. Да, у многих может сложиться такое впечатление. И всё благодаря местной традиции оказывать теплый и радушный прием гостю, встречать его по всем правилам восточного гостеприимства. Без пиалы горячего чая и угощения не начинается ни один разговор. Это часть этикета, ритуал. А если учесть, что жизнь на Востоке медленная и размеренная, то и процесс чаепития может иметь пролонгированный характер. Порой случается так, что не успеет уйти один человек, как за чем-то забежит другой, которому хозяин также должен оказать должное внимание. Вот и складывается впечатление, что не зарастает к дому «народная тропа». Праздники же в привычном понимании этого слова, не так часты, как может показаться. Просто они довольно широко отмечаются — будь то свадьба или простая встреча с друзьями, с которыми давно не виделись.

Права женщины в узбекистане

Законодательные основы защиты прав женщин в Узбекистане

Узбекистан поддерживает и одобряет все инициативы Организации Объединенных Наций, направленные на обеспечение прав, свобод и законных интересов женщин. В Узбекистане придается огромное значение вопросам обеспечения прав всех женщин, независимо от их национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения, а также места жительства. Государством обеспечивается сбалансированный подход к улучшению положения женщин, проживающих как в городе, так и в сельской местности.

С первых дней государственной независимости наша страна выделила проблему правовой, экономической и социальной защиты женщин, создания всех необходимых условий для их всестороннего развития в качестве приоритетной задачи государственной политики.

Основными направлениями последовательной и системной политики по защите прав, свобод и законных интересов женщин в Узбекистане являются:

во-первых, обеспечение выполнения принятых законодательных актов в сфере защиты прав и интересов женщин, охраны материнства и детства, а также принятие мер по дальнейшему совершенствованию правовой базы;

во-вторых, постоянный и комплексный мониторинг состояния дел по защите прав женщин, повышение их роли в семье, обществе и в управлении общественными и государственными делами;

в-третьих, принятие и реализация действенных мер по обеспечению занятости женщин, оказание всемерного содействия их трудоустройству, развитие различных форм женского предпринимательства, особенно в сельской местности;

в-четвертых, подготовка и реализация мероприятий, направленных на повышение общественно-политической и социально-правовой активности женщин, оказание содействия активному участию женских негосударственных некоммерческих организаций в общественной и политической жизни страны.

Последовательное правовое и институциональное развитие национального механизма по улучшению положения женщин началось с 1995 г., когда Узбекистан первым в Центральной Азии присоединился к Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1979 году.

Присоединение Узбекистана к Всеобщей Декларации прав человека, Международному пакту о гражданских и политических правах (1966г), Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах (1966), Конвенции о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами (1949г), Конвенции о политических правах женщин (1952г), Конвенции о гражданстве замужней женщины(1957г), Пекинской декларации и Платформе действий (1995г), а также Конвенциям ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984г.), борьбе с дискриминацией в области образования(1960г.), о правах ребенка (1990г), конвенциям МОТ №100 (1951г.), « О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности», №103 (1956г.), «Об охране материнства», №111 (1958г.) «О дискриминации в области труда и занятий», №122 (1964г), «О политике в области занятости», №138 (1973г.) о минимальном возрасте для приема на работу и №182 (1999 г.) о запрещении и незамедлительных действиях по искоренению наихудших форм детского труда послужило необходимой международно-правовой базой для разработки на национальном уровне конкретных мер по имплементации международных стандартов защиты прав женщин в законодательство и практику деятельности государственных органов.

Узбекистан, как государство, подписавшее “Декларацию тысячелетия”, принял на себя также обязательство по включению целей Декларации в программы развития страны и соблюдению целевого графика выполнения ЦРТ до 2015 года.

Республика последовательно реализует меры по достижению Целей развития тысячелетия, направленные в первую очередь на сокращение бедности и улучшении жизни людей, активизацию роли женского фактора в устойчивом развитии общества, обеспечение равенства мужчин и женщин.

В стране достигнут значительный прогресс в отношении образования, гендерного равенства, здравоохранения и другим вопросам, что напрямую связано с заботой о благополучии женщин. Все эти меры направлены, в первую очередь, на безусловное выполнение положений Конвенции, Пекинской декларации и Платформы действий, а также итогового документа 23-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН «Женщины в 2000 году: равенство между мужчинами и женщинами, развитие и мир в XXI веке».

Особенно важной является Пекинская платформа действий, принятая четвертой Всемирной конференцией ООН по положению женщин в1995 г. Ее Преамбула и 12 разделов представляют собой наиболее полную программу по правам женщин с глобальной оценкой положения женщин и исследованием стратегий, политики и мер по реализации прав женщин во всем мире.

За последние годы в Узбекистане были приняты законы, направленные на коренное обновление и модернизацию страны, совершенствование взаимоотношений между государством, обществом и личностью, а именно:

  • «О гарантиях деятельности негосударственных некоммерческих организаций» от 3 января 2007 г.;
  • «О средствах массовой информации» (новая редакция) от 15 января 2007 г.;
  • «О благотворительности» от 2 мая 2007 г.;
  • «Об усилении роли политических партий в обновлении и дальнейшей демократизации государственного управления и модернизации страны» от 11 апреля 2007 г.;
  • «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с отменой смертной казни» от 11 июля 2007 г.;
  • «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с передачей судам права выдачи санкции на заключение под стражу» от 11 июля 2007 г.,
  • «О гарантиях прав ребенка» от 7 января 2008 г., «О противодействии торговле людьми» от 17 апреля 2008 г.
  • Закон «О социальной защищённости инвалидов» (новая редакция) от 11 июля 2008 г.;
  • Закон «О профилактике микронутриентной недостаточности среди населения» от 7 июня 2010 г.;
  • Закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Узбекистан в связи с совершенствованием порядка взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с компетентными органами иностранных государств» от 28 сентября 2010 г.;
  • Закон «О профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» от 29 сентября 2010 г.;
  • Конституционный закон «Об очередных выборах в представительные органы государственной власти и Президента Республики Узбекистан» от 9 апреля 2012 г.;
  • Закон «О семейном предпринимательстве» от 26 апреля 2012 г.;
  • Закон «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников» от 24 сентября 2012 г.;
  • Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «Об органах самоуправления граждан» и Закон «О выборах председателя (аксакалов) сходов» (новая редакция) от 28 марта 2013 г.

В рамках принятых законодательных актов Правительством Узбекистана, министерствами и ведомствами, неправительственными организациями проводится системная и последовательная работа по поддержке, защите прав женщин и обеспечению их полноценного участия в общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни страны.

Большое значение имеют принятие и реализация Государственных программ, принятых и реализуемых в связи с проведением:

  • 2008 г. – Года молодежи;
  • 2009 г. – Год развития и благоустройства села;
  • 2010 г. – Год гармонично развитого поколения;
  • 2011 – Год малого бизнеса и предпринимательства;
  • 2012 г. – Год укрепления семьи;
  • 2013 г. – Год благополучия и процветания.

В этих целях были приняты:

  • Постановление Президента «О дополнительных мерах по охране здоровья матери и ребёнка, формированию здорового поколения» от 13 апреля 2009 г.;
  • Постановление Президента «О Программе мер по дальнейшему усилению и повышению эффективности проводимой работы по укреплению репродуктивного здоровья населения, рождению здорового ребёнка, формированию физически и духовно развитого поколения на 2009-2013гг.» от 1 июля 2009 г.;
  • Указ Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы исполнения судебных решений, материально-техническому и финансовому обеспечению Судебного департамента при Министерстве юстиции Республики Узбекистан» от 2 марта 2010 г.;
  • Постановление Кабинета Министров «О мерах по дальнейшему повышению эффективности медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов» от 23 декабря 2010 г.;
  • Распоряжение Президента «О программе мер по реализации Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества» от 14 января 2011 г.;
  • Постановление Кабинета Министров «Об утверждении Положения о порядке применения финансовых санкций к организациям за нарушение законодательства о занятости населения и социальной защите инвалидов, а также приостановлении деятельности организации за нарушение законодательства об охране труда» от 5 января 2011 г.;
  • Постановление Кабинета Министров «О дополнительных мерах по реализации Целей развития тысячелетия ООН в Узбекистане» от 26 января 2011 г.;
  • Постановление Кабинета Министров «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы внешкольного образования» от 28 февраля 2011 г;
  • Постановление Кабинета Министров «О мерах по подготовке и проведению выборочного статистического обследования населения» от 14 марта 2011 г;
  • Постановление Кабинета Министров «Об организации в органах юстиции специального «телефона доверия» от 19 марта 2011 г;
  • Постановление Кабинета Министров «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы и организации отдыха детей» от 10 марта 2012 г.;
  • Постановление Кабинета Министров «О дополнительных мерах по реализации в 2012-2013 г.г. ратифицированных Республикой Узбекистан Конвенции о принудительном или обязательном труде и Конвенции о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» от 26 марта 2012 г.;
  • Постановление Кабинета Министров «О дополнительных мерах по улучшению социально-бытовых условий семей» от 7 апреля 2012 г. и др.

В целом, обеспечение прав женщин в Узбекистане зависит от дальнейшего укрепления организационно-правовых механизмов и процедур их реализации на практике, объединения усилий государственных органов и институтов гражданского общества в данной сфере, повышения уровня правовой культуры населения страны по вопросам защиты прав женщин.

Узбекистан, будет последовательно выполнять все обязательства, взятые в рамках Конвенции, и будет впредь поддерживать все инициативы Организации Объединённых Наций, касающиеся интересов женщин.

Наша страна готова к открытому и конструктивному сотрудничеству с Комитетом ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин и другими международными организациями для улучшения положения женщин.