Права учителя как гражданина

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧИТЕЛЯ И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

5. Учитель, классный руководитель имеет право на:

5.1. Защиту профессиональной чести и достоинства.

(Закон РФ «Об образовании, ст.55 п.1, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.64)

5.2. Защиту человеческого достоинства, если оно нарушено со стороны администрации, ученика или его родителей (законных представителей).

(Конституция РФ, ст.23 п.1)

5.3. Участие в управлении школой в соответствии с Уставом школы.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.64)

5.4. Высказывание в корректной форме (устно или письменно) критических замечаний о деятельности любого работника школы или системы образования. Высказывание претензии к ребенку в деликатной форме.

5.5. Условия для осуществления учебно-воспитательного процесса, получение рабочего места, оборудованного в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и нормами охраны труда, снабженного необходимыми пособиями.

(Трудовой кодекс РФ, ст.22)

5.6. Выдвижение своей кандидатуры на любую выборную должность в педагогическом коллективе.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.64)

5.7. Свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», пп.35,65; Закон РФ «Об образовании, ст.55 п.4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. N 25 «О развитии образования в городе Москве», ст.14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.65)

5.8. Свободу выбора методов оценки знаний учащихся.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.65; Закон РФ «Об образовании, ст.55 п.4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. N 25 «О развитии образования в городе Москве», ст.14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.65)

5.9. Установление требований к поведению учащихся на занятиях. Эти правила не должны ущемлять достоинство ученика и противоречить Уставу школы и настоящим Правилам.

(Конвенция о правах ребенка, ст.ст.3,19)

5.10. Отказ от административных поручений, не связанных с выполнением своих должностных обязанностей и конкретных обязательств.

5.11. Конфиденциальность дисциплинарного расследования, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости защиты интересов обучающихся; знакомится с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.п.39,46,47,50,68; Закон РФ «Об образовании, ст.55 п.3)

5.12. Творчество, инициативу в освоении образовательных и развивающих программ.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.61; Закон РФ «Об образовании, ст.55 п.4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. N 25 «О развитии образования в городе Москве», ст.14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.65)

5.13. Обращение индивидуально или в составе группы лиц к Уполномоченному по правам участников образовательного процесса, в любые вышестоящие инстанции с заявлениями, предложениями, жалобами.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.50; Конституция РФ ст.33, Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ст.2 п.1)

5.14. Предупреждение о замене уроков заранее.

5.15. Отгулы за работу в выходные и праздничные дни, оплату труда в нерабочие дни в двойном размере в соответствии с законодательством РФ.

(Трудовой кодекс РФ, ст.153)

5.16. Защиту от неоправданного вмешательства родителей (законных представителей) учащегося в круг профессиональных обязанностей учителя.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.67)

— от родителей (законных представителей) посещение родительских собраний, создания нормальных условий для учебы ребенка (рабочее место, режим дня);

(Семейный кодекс РФ, ст.63 п.2, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст.17 п.4, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.60)

— от учащихся соблюдения Правил школьной жизни.

5.18. Не допускать учащегося к процессу производственного труда по причине отсутствия специальной формы (учащийся в таком случае находится в кабинете труда под присмотром учителя).

(Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст.17 п.2 пп.4)

5.19. Не допускать учеников к занятиям физической культурой без спортивной формы (учащийся в таком случае находится в спортивном зале под присмотром учителя).

(Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст.17 п.2 пп.4)

6. Учитель обязан:

6.1. Работать честно и добросовестно, выполнять обязанности, определенные должностными инструкциями, трудовым договором, коллективным договором, уставом школы, правилами внутреннего трудового распорядка, соблюдать требования техники безопасности и охраны труда, производственной санитарии и гигиены, противопожарной безопасности.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.70; Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.67).

6.2. Вести себя достойно, соблюдать этические нормы поведения, быть внимательным и вежливым с учениками, родителями и членами коллектива школы. Быть нравственным примером учеников.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.п.1,6)

6.3. Уважать личность ребенка, его человеческое достоинство.

(Конвенция о правах ребенка, ст.ст.2,12-17,19)

6.4. Уважать права учащихся на выражение мнений и убеждений.

(Конвенция о правах ребенка, ст.ст.12,13)

6.5. Поддерживать дисциплину на основе уважения человеческого достоинства учащихся методами, исключающими физическое и психическое насилие по отношению к ученикам. (Конвенция о правах ребенка, ст.19, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.57, Закон РФ «Об образовании», ст.15. п.6)

6.6. Систематически повышать свой профессиональный уровень, использовать современные методики обучения.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.67)

6.6. Вести в установленном порядке учетно-педагогическую документацию, своевременно представлять администрации школы отчетные данные.

6.7. Своевременно выставлять оценки в классный журнал и дневник учащегося.

6.8. Оценивать ответ учащегося, а не его личность.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.65)

6.9. Стараться найти положительные моменты в работе каждого учащегося.

6.10. Дежурить по школе в соответствии с графиком, утвержденным директором школы.

6.11. Содержать в порядке свое рабочее место, бережно относиться к имуществу школы, своевременно сообщать о поломках в хозяйственную службу.

6.12. Принимать меры предосторожности для предупреждения несчастных случаев с учащимися. Нести ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время урока.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.69, Положение о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе Гособразования СССР, утв. Приказом Государственного комитета СССР по народному образованию от 1 октября 1990 г. N 639, п.1.12)

6.13. Отпускать ребенка из школы во время занятий только при наличии записки от родителей или справки медицинской сестры (врача). В непредвиденных случаях необходимо согласовать данный шаг с родителями (законными представителями) учащегося.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.69, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст.17 п.2 пп.4)

6.14. Регулярно проходить бесплатные медицинские обследования.

(Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. N 25 «О развитии образования в городе Москве», ст.8 п.5)

  1. Обязанности классного руководителя:

Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 февраля 2006 г. N 21″Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений»

7.1. Соблюдать права и свободы учащихся.

7.2. Поддерживать тесный контакт с родителями (законными представителями) учащегося. 7.3. Оповещать их своевременно о родительских собраниях.

7.4. Выставлять оценки учащихся в дневник не реже 1 раза в неделю.

7.5.Проводить классные часы 1 час в неделю, из них 1 час в месяц проведение анализа динамики успеваемости и поведения учащихся класса.

7.6. Содействовать созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности ребенка.

7.7. Содействовать становлению и развитию классного коллектива.

7.8. Вносить необходимые коррективы в систему воспитания учащихся.

7.9. Содействовать созданию благоприятного морально-психологического климата для каждого учащегося.

7.10. Помогать учащимся решать проблемы, возникающие в общении с одноклассниками, учителями, родителями (законными представителями).

7.11. Содействовать получению дополнительного образования учащимися.

7.12. Организовывать с учащимися внеклассные мероприятия, экскурсии образовательного и воспитательного характера.

7.13. Вносить предложения по улучшению и оздоровлению условий образовательного процесса.

7.14. Организовывать изучение обучающимися и воспитанниками правил по охране труда, правил дорожного движения, поведения в быту и т.д.

7.15. Оперативно извещать администрацию школы о каждом несчастном случае, принимать меры по оказанию первой медицинской доврачебной помощи.

7.16. Во время школьных мероприятий находиться со своим классом.

8. Учителю запрещено:

8.1. Применять к учащемуся меры физического и психического насилия.

( Закон РФ «Об образовании», ст.15.п.6, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.57)

8.2. Опаздывать на урок.

(Трудовой кодекс РФ, ст.21)

8.2. Выгонять ученика с урока.

(Конституция РФ, ст.43)

8.3. Выставлять в журнал оценку не за ответ, а за поведение учащегося.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.65)

8.4. Задавать домашнее задание на каникулярное время в 1-11 классах и в выходные дни в 1-4 классах, кроме чтения художественной литературы.

(Конвенция о правах ребенка, ст.31; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. N 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02», п.2.9.19.)

Защита прав учителей

Защита прав учителя. Мне необходимо найти компетентного юриста в этом вопросе.

Уважаемая Алла, насколько я понимаю, что речь идет о защите прав учителя как работника в отношениях с работодателем. Такая защита возможна, если права действительно нарушены. Обращайтесь к тому или иному из юристов, давших Вам ответ на вопрос, так как обычно юристы отвечают на те вопросы. Имейте в виду, что юристы, отвечающие на сайте, Ваших контактов не имеют и позвонить Вам первыми не могут, если кто-то будет звонить, то это не юристы с этого сайта, возможно, и вообще не юристы. У юристов сайта контакты в подписи к ответу. Возможно также обращаться в личные сообщения.

Добрый день, Алла! В чем и кем нарушены ваши права? Какой результат вы хотите получить? Из любой ситуации всегда можно найти выход, главное — предпринять шаги для его достижения. Обратитесь к юристам и они помогут вам в составлении документов, решении Вашего вопроса. Контактные телефоны, адреса обычно указаны под ответом юриста. Удачи Вам и всего самого хорошего в Ваших делах. С уважением, юридическая компания «ПРАВО», член Гильдии Правозащитников Москвы!

Здравствуйте, Алла! Вы можете обратиться напрямую к любому юристу нашего сайта и согласовать все интересующие Вас вопросы, данные всех юристов есть на сайте и под каждым ответом. С уважением, ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА «ЗАКОН».

Защита прав работника. Работаю учителем. Имею 1 день в неделю день самоподготовки. Который соответственно не оплачивается. В этот день директор собирает совещание, должна ли я присутствовать в качестве просто слушателя и может ли директор наложить на меня взыскание? Совещание уже было ещё одно в специально отведённый день и там я присутствовала, а это уже второе.

Надо смотреть документы регламентирующие порядок предоставления этого одного дня Освобождаетесь ли вы в этот день от исполнения других обязанностей?

Если бабушка написала жалобу на учителя, то какие права у учителя для своей защиты и какие действия администрации школы по устранению данного инцидента? Если есть родители имеет ли эта жалоба юридическую силу против учителя и какие шаги в свою защиту необходимо сделать учителю, потому что администрация школы готова даже уволить учителя чтобы удовлетворить жалобу!

Жалоба имеет силу. Учителю нужно доказать свою невиновность, а иначе к ней вправе применить дисциплинарное взыскание. Удачи Вам и всего самого наилучшего.

Если бабушка написала жалобу на учителя, то какие права у учителя для своей защиты и какие действия администрации школы по устранению данного инцидента?

Если бабушка написала жалобу на учителя, то какие права у учителя для своей защиты и какие действия администрации школы по устранению данного инцидента? Разумеется, учитель вправе показать копию этой жалобы своему адвокату и выработать юридическую позицию.

Как защитить права своего ребенка в школе от унижения со стороны учителя?

Пишите жалобу в департамент образования

Я хотела бы узнать права учителей относительно зарплаты и как мне защитить свои права если они нарушаются руководителем.

Здравствуйте! права учителей относительно зарплаты регулируются Положением об оплате труда и трудовым договором.

Консультация юриста по телефону: 8800 505 9111. Звонок бесплатный.

Если ученик выложил видео на учителя в Интернет без его согласия, можно ли защитить свои права и привлечь к наказанию ученика?

Здравствуйте! Конечно. Обратитесь в суд

Моего ребенка унижают учителя и я не знаю своих прав в отношении защиты сына. Суть в том, что мальчик обучался интерактивно почти шесть лет, но вместе с его решением вернуться в социум мы пришли в обычную школу. Коллектив школы встретил ребенка напряженно, — со словами еще один кандидат на справку. 9 й класс. Зная на личном опыте, что со стороны учительского коллектива возможны некорректные высказывания в адрес ребенка, я неоднократно беседовала с директором школы об особенностях сына и просила отнестись коллективу учителей с пониманием. Ребенок имеет нестандартное мышление, открыт для общения, но ему очень трудно организовать свой рабочий день. У мальчика проблемы с письмом неврологического характера, но он имеет феноменальную память и отлично ориентируется в компьютерных технологиях, в чем заслуга Краевого педагогического лицея, где он обучался несколько лет. В школе ребенок встал на сторону девочки из класса, которую подвергали насмешкам одноклассники, поведение которой порицалось учителями и подружился с ней. Коллектив учителей, не замечавший проблем девочки до сих пор, вдруг решил ее спасти, но не от ее обидчиков, а от моего сына. Завуч школы позвонила родителям девочки и предупредила, что мой ребенок состоит на учете у психиатра, что имеет инвалидность и дети должны расстаться. Классный руководитель в классе обратился к подруге моего сына: — твоей матери же сказали, что вам не по пути, что неясно? В беседе с классным руководителем мне было сказано, что много учителей звонили матери девочки и что она не хочет быть крайней. В личной беседе с директором школы я услышала, что нет ничего страшного в поступках учителей, они просто люди. Считаю, что учителя свободны во мнениях, но профессиональная этика ограничивает их (или должна ограничивать?) в словах и делах. Мальчик намерен уйти из школы, считает себя униженным.

Вы изложили обстоятельства. Ваш вопрос в чём?

обратитесь в комитет образования-как законный представитель ребенка требуйте проведения проверки.

Моего ребенка унижают учителя и я не знаю своих прав в отношении защиты сына. Суть в том, что мальчик обучался интерактивно шесть лет, но вместе с его решением вернуться в социум мы пришли в обычную школу. Коллектив школы встретил ребенка напряженно, — со словами еще один кандидат на справку. 9 й класс. Пришло время, когда мальчик подружился с девочкой. Завуч позвонил родителям девочки и предупредил, что ребенок состоит на учете у психиатра, что имеет инвалидность и дети должны расстаться. Классный руководитель в классе обращается к подруге моего сына: — твоей матери же сказали, что вам не по пути, что неясно? Ребенок считает себя униженным.

Обратитесь с жалобой в Комитет по образованию.

Я сестра ученицы в школе. Имею ли я какое-нибудь право на защиту её интересов в споре с учителями и директором в частности? Просто директор меня не слушает и выгоняет из кабинета, говорит что разговаривать будет только с мамой.

Нет, не имеете. Представлять интересы несовершеннолетней сестры могут только законные представители (родители)

Законные представители — родители или опекуны.

Имеет ли право завуч орать на учителя при детях?! Как можно себя защитить в таких обстоятельствах?

Завуч не имеет право орать на учителя при детях и на едине. Есть этикет учителя и правила поведения на работе.

Защита прав учителей! Вопрос такой: подскажите, пожалуйста, как я могу себя защитить (да и своих коллег), есть ли какая-нибудь статья, предусматривающая защиту частной (личной) жизни учителя. Почему-то многие родители сегодня считают, что учителя не имеют тех прав, что остальные члены общества. Ситуация такая: я работаю в школе и постоянно сталкиваюсь с тем, что обсуждают мою личную жизнь, сплетничают, распускают различные слухи, при чем как родители, так и дети этих родителей, то, что дома услышат. Это очень неприятно. Дело в том, что я встречаюсь с молодым человеком, который меня на много младше, это и является главной темой для разговоров. Но сейчас это очень часто встречается, мы оба совершеннолетние, неужели я должна отчитываться за все свои поступки? Спасибо.

Нормальным людям объяснять очевидное не нужно. В цивилизованном обществе существуют правила поведения, этикет и все это объясняют и прививают с детства родители. Для любого нормального человека — соблюдение правил приличия — норма, для хамов, быдла — нет и такого.. к сожалению полно в том числе и среди представителей власти. Статья 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Право на обращение в суд 1. Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок. 2. Отказ от права на обращение в суд недействителен. 3. По соглашению сторон подведомственный суду спор, возникающий из гражданских правоотношений, до принятия судом первой инстанции судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение гражданского дела по существу, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда, если иное не установлено федеральным законом. Статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации. Компенсация морального вреда Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред. Статья 152 Гражданского кодекса Российской Федерации. Защита чести, достоинства и деловой репутации 1. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом. По требованию заинтересованных лиц допускается защита чести, достоинства и деловой репутации гражданина и после его смерти. 2. Сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина и распространенные в средствах массовой информации, должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации. Гражданин, в отношении которого в средствах массовой информации распространены указанные сведения, имеет право потребовать наряду с опровержением также опубликования своего ответа в тех же средствах массовой информации. 3. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, содержатся в документе, исходящем от организации, такой документ подлежит замене или отзыву. 4. В случаях, когда сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, стали широко известны и в связи с этим опровержение невозможно довести до всеобщего сведения, гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также пресечения или запрещения дальнейшего распространения указанных сведений путем изъятия и уничтожения без какой бы то ни было компенсации изготовленных в целях введения в гражданский оборот экземпляров материальных носителей, содержащих указанные сведения, если без уничтожения таких экземпляров материальных носителей удаление соответствующей информации невозможно. 5. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, оказались после их распространения доступными в сети «Интернет», гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также опровержения указанных сведений способом, обеспечивающим доведение опровержения до пользователей сети «Интернет». 6. Порядок опровержения сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, в иных случаях, кроме указанных в пунктах 2 — 5 настоящей статьи, устанавливается судом. 7. Применение к нарушителю мер ответственности за неисполнение судебного решения не освобождает его от обязанности совершить предусмотренное решением суда действие. 8. Если установить лицо, распространившее сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, невозможно, гражданин, в отношении которого такие сведения распространены, вправе обратиться в суд с заявлением о признании распространенных сведений не соответствующими действительности. 9. Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, наряду с опровержением таких сведений или опубликованием своего ответа вправе требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда, причиненных распространением таких сведений. 10. Правила пунктов 1 — 9 настоящей статьи, за исключением положений о компенсации морального вреда, могут быть применены судом также к случаям распространения любых не соответствующих действительности сведений о гражданине, если такой гражданин докажет несоответствие указанных сведений действительности. Срок исковой давности по требованиям, предъявляемым в связи с распространением указанных сведений в средствах массовой информации, составляет один год со дня опубликования таких сведений в соответствующих средствах массовой информации. 11. Правила настоящей статьи о защите деловой репутации гражданина, за исключением положений о компенсации морального вреда, соответственно применяются к защите деловой репутации юридического лица. Статья 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации. Охрана изображения гражданина 1. Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии — с согласия родителей. Такое согласие не требуется в случаях, когда: 1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах; 2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования; 3) гражданин позировал за плату. 2. Изготовленные в целях введения в гражданский оборот, а также находящиеся в обороте экземпляры материальных носителей, содержащих изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением пункта 1 настоящей статьи, подлежат на основании судебного решения изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации. 3. Если изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением пункта 1 настоящей статьи, распространено в сети «Интернет», гражданин вправе требовать удаления этого изображения, а также пресечения или запрещения дальнейшего его распространения. Статья 152.2 Гражданского кодекса Российской Федерации. Охрана частной жизни гражданина 1. Если иное прямо не предусмотрено законом, не допускаются без согласия гражданина сбор, хранение, распространение и использование любой информации о его частной жизни, в частности сведений о его происхождении, о месте его пребывания или жительства, о личной и семейной жизни. Не являются нарушением правил, установленных абзацем первым настоящего пункта, сбор, хранение, распространение и использование информации о частной жизни гражданина в государственных, общественных или иных публичных интересах, а также в случаях, если информация о частной жизни гражданина ранее стала общедоступной либо была раскрыта самим гражданином или по его воле. 2. Стороны обязательства не вправе разглашать ставшую известной им при возникновении и (или) исполнении обязательства информацию о частной жизни гражданина, являющегося стороной или третьим лицом в данном обязательстве, если соглашением не предусмотрена возможность такого разглашения информации о сторонах. 3. Неправомерным распространением полученной с нарушением закона информации о частной жизни гражданина считается, в частности, ее использование при создании произведений науки, литературы и искусства, если такое использование нарушает интересы гражданина. 4. В случаях, когда информация о частной жизни гражданина, полученная с нарушением закона, содержится в документах, видеозаписях или на иных материальных носителях, гражданин вправе обратиться в суд с требованием об удалении соответствующей информации, а также о пресечении или запрещении дальнейшего ее распространения путем изъятия и уничтожения без какой бы то ни было компенсации изготовленных в целях введения в гражданский оборот экземпляров материальных носителей, содержащих соответствующую информацию, если без уничтожения таких экземпляров материальных носителей удаление соответствующей информации невозможно. 5. Право требовать защиты частной жизни гражданина способами, предусмотренными пунктом 2 статьи 150 настоящего Кодекса и настоящей статьей, в случае его смерти имеют дети, родители и переживший супруг такого гражданина. Статья 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений 1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. 2. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. 3. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. 4. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения. 5. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

Защита прав учителя. Родительница прислала письмо на сайт школы с обвинениями учителя в профессиональной некомпетентности, в занижении оценок и вымогательстве взяток. С угрозами, что данное письмо будет отправлено в соответствующие инстанции и к нему будут прикреплены видео, аудио и фото файлы с уроков этого учителя. Как учителю защититься от таких родителей, которые ни разу не пообщались с этим учителем.

если вы уверены в своей правоте — подайте иск в суд о защите чести и достоинства

В праве ли работник социальной защиты отказать учителю-льготнику в возврате денег за капитальный ремонт многоквартирного дома? Спасибо.

Льготы по коммунальным услугам предоставляются работникам просвещения независимо от того, где работают трудоспособные члены семьи. Если один член семьи по месту своей работы обеспечивается бесплатной квартирой с отоплением и освещением на семью, другому члену семьи эти льготы не предоставляются. В случае если члены семьи имеют право на льготы, но работают в разных учреждениях, льготы на семью предоставляются по месту работы одного из них или, по договоренности руководителей заинтересованных учреждений, на паритетных началах по месту работы обоих работников. Сохранение права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами, заместителями директоров и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и проживающими с ними членами их семей, если общий стаж работы каждого из указанных работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет, предусмотрено Постановлением Совета Министров СССР N 255 . Его действие было впоследствии также распространено на педагогических работников других образовательных учреждений, расположенных как в сельской местности, так и в поселках городского типа (рабочих поселках)

Данной льготы у педагогов нет. Педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, гарантируется дополнительная социальная поддержка со стороны государства. В частности, граждане, отнесенные к указанной категории, имеют право на получение льгот при оплате жилья и коммунальных услуг. Субъектами Российской Федерации применяются две основные формы предоставления льгот педагогическим работникам при оплате жилья и коммунальных услуг: натуральная форма (бесплатная жилая площадь с отоплением и освещением) и денежная форма (ежемесячная денежная компенсация). Педагогические работники, работающие и проживающие в сельской местности, пользуются льготой в форме денежной компенсации в размере 100% фактически произведенных расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Оплата расходов на отопление осуществляется независимо от способа отопления и видов используемого топлива. В размер компенсации также включаются расходы на доставку твердого топлива. Компенсация предоставляется независимо от формы собственности и площади жилого помещения.

Здравствуйте! Вправе, если он не представит доказательств проведенного ремонта

Права учителя как гражданина

Все дети должны знать свои права и обязанности. Какие же права есть у детей? «Дети имеют право на бесплатное образование, на медицинское обслуживание, дети имеют право выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов, дети имеют право на приемлемый уровень жизни. Все дети обязаны знать свои права!

Правовой статус школьника и проблемы, связанные с его реализацией

Общая теория права под правовым статусом личности подразумевает комплекс его прав, обязанностей, ответственности, а также условий и гарантий, сопутствующих реализации данного права (например, наличие российского гражданства как предпосылка осуществления права на образование, или институт судебной защиты прав человека как гарантия реализация данного права).

Применительно к правовому статусу школьника, обучающегося в государственном или муниципальном общеобразовательном учреждении (средней школе), можно выделить следующие элементы.

Права обучающихся

Права и обязанности школьника определяются Законом РФ «Об образовании» (ст. 33-45), Типовым положением об общеобразовательном учреждении, иными нормативно-правовыми актами, а также Уставом общеобразовательного учреждения и иными локальными актами данного учреждения. Так например обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право:

  • на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами,
  • на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам,
  • на ускоренный курс обучения,
  • на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек,
  • на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг,
  • на участие в управлении образовательным учреждением,
  • на уважение своего человеческого достоинства,
  • на свободу совести, информации,
  • на свободное выражение собственных мнений и убеждений и другие.

Обязанности обучающихся

В соответствии Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся обязаны:

  • соблюдать устав общеобразовательного учреждения,
  • добросовестно учиться
  • бережно относиться к имуществу учреждения
  • уважать честь и достоинство других обучающихся и работников учреждения,
  • выполнять требования работников учреждения по соблюдению правил внутреннего распорядка.

Гарантии права граждан на образование определены в ст. 3 Закона РФ «Об образовании». Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования, а также гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего общего образования. Государство гарантирует защиту от дискриминации в области образования, социальную поддержку граждан, нуждающихся в таковой, создание специальных условий для граждан с ограниченными способностями и поддержка наиболее одаренных.

Защита права на образование

В силу возраста школьники, не достигшие совершеннолетия, не могут самостоятельно воспользоваться доступными средствами защиты своих прав. Их права и законные интересы представляют и защищают их родители (законные представители). Так, например, родители школьника при поступлении ребенка на обучение в общеобразовательное учреждение, знакомятся с документами, регламентирующими образовательный процесс в данном учреждении, дают согласие на привлечение детей к труду, не предусмотренному учебным процессом, на перевод ребенка в группу компенсирующего обучения в случае неуспеваемости, оставлении на второй год, решают иные вопросы, связанные с обучением ребенка в школе. Родители обладают правом защищать законные права и интересы своих детей. В случае нарушения прав и законных интересов ребенка, родители (законные представители) вправе воспользоваться всеми имеющимися средствами защиты: обращение в органы управления образованием и надзорные органы, в органы опеки и попечительства, в прокуратуру, с иском в суд.

Проблемы, связанные с правовым статусом обучающегося, касаются, как правило, нарушения его прав, допускаемых администрацией образовательного учреждения (например, неправомерное отчисление обучающегося, невыдача документа об образовании, нарушение порядка взимания платы за дополнительные образовательные услуги и др.) а также возложения на него обязанностей, не предусмотренных законодательством или Уставом образовательного учреждения, или несоблюдение порядка наложения дополнительных обязанностей (например, привлечение к труду, не предусмотренному образовательной программой без его согласия и без согласия его родителей).

Право на приватность

Имеет ли право педагог выкладывать информацию о поведении учащихся в группе класса «ВКонтакте»?

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка, в том числе сбор и распространение, персональных данных допускается только с конкретного, информированного и сознательного согласия субъекта персональных данных (родителей). Исключением, дающим право педагогу на распространение данных о конкретных нарушениях, может быть только обезличивание участников этих нарушений.

Также законодательство содержит требования о соблюдении прав граждан на неприкосновенность их частной жизни. «Честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна», в соответствии со статьей 150 Гражданского кодекса Российской Федерации, относятся к личным нематериальным благам, нарушение этих прав может быть защищено в судебном порядке. Именно исходя из требований уважения частной жизни, педагог не должен обсуждать нарушения и индивидуальные особенности поведения учащихся публично, распространять эти сведения кому бы то ни было, озвучивать на собраниях при других родителях.

Однако для точной оценки ситуации необходимо понимать, какая именно информация была распространена, в какой степени она дискредитирует ребенка, какую цель преследует педагог, кто имеет к ней доступ.

Если группа закрытая и создана исключительно для общения внутри класса, при этом информация фактически доступна только учащимся-членам этой группы и эта информация для них не новость, если при этом не приводится конкретных обстоятельств нарушения дисциплины и в размещении информации нет оценки действий или цели создать своего рода доску позора, например, в переписке упомянут факт без подробностей: «такого-то числа Вася Иванов нарушил дисциплину», скорее всего, это нельзя трактовать как явное нарушение норм Гражданского кодекса Российской Федерации.

В любом случае родители учащегося имеют полное право требовать удалить личную информацию из группы «ВКонтакте». Информация должна быть удалена по первому требованию.

Если информация опубликована для свободного доступа и относится к категории такой, которая наносит вред чести и доброму имени, родитель вправе направить жалобу в администрацию школы с требованием привлечь педагога к дисциплинарной ответственности. В случае бездействия администрации родитель вправе обращаться в прокуратуру с требованием о привлечении педагога к административной ответственности в связи с нарушением требований Федерального закона «О персональных данных». И в зависимости от характера информации, от того, насколько ее распространение болезненно, и от формы подачи информации, родитель может требовать возмещения морального ущерба в связи с посягательством на личные неимущественные права.

Является ли нарушением размещение на официальном сайте школы фотографий с различных школьных мероприятий?

Требуется ли разрешение обучающегося и его родителей о размещении фотографии на доске почета?

В соответствии со статьей 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации согласие гражданина на использование его изображения, в том числе на фотографиях, не требуется, если изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования.

Однако размещение личной фотографии гражданина на информационной доске «Лучшие ученики», в соответствии с указанной статьей Гражданского кодекса Российской Федерации «Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен)», допускается только с согласия этого гражданина.

Если изображение гражданина, полученное или используемое без его согласия, распространено в сети «Интернет», гражданин вправе требовать удаления этого изображения, а также пресечения или запрещения дальнейшего его распространения.

Допускает ли действующее законодательство размещение информации о педагогических работниках в сети «Интернет» без их согласия?

Согласно ч. 2 ст. 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации (далее – ОО) обеспечивают открытость и доступность информации о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы.

В п. 3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582, дан расширенный список данных о педагогах, который должен быть опубликован на сайте ОО, в т.ч.:

  • фамилия, имя, отчество (при наличии) работника;
  • занимаемая должность (должности);
  • преподаваемые дисциплины;
  • ученая степень (при наличии);
  • ученое звание (при наличии);
  • наименование направления подготовки и (или) специальности;
  • данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке (при наличии);
  • общий стаж работы;
  • стаж работы по специальности.

Согласно пп. 2, 11 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон № 152-ФЗ) обработка персональных данных допускается без согласия, если она необходима для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей, в т.ч. в части обязанности по опубликованию таких сведений, т.е. раскрытию.

Согласно статье 3 Федерального закона № 152-ФЗ оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

Таким образом законодательством допускается без согласия субъекта персональных данных, т.е. педагога, размещать о нем информацию в сети «Интернет» в пределах сведений, определенных законодательством к раскрытию.

Дополнительную информацию о педагоге можно размещать только на основании его согласия.

Имеет ли право администрация школы запрашивать характеристику ребенка в бывшем учебном заведении без ведома родителей ребенка?

Прежде чем сделать такой запрос, администрация школы должна была получить согласие родителей учащегося.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О персональных данных» обработка персональных данных (действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных) может осуществляться оператором с согласия субъектов персональных данных, их законных представителей.