Права иностранных граждан временно пребывающих

Правовой статус временно пребывающих в РФ

Временно пребывающим в РФ является иностранный гражданин, прибывший в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, получивший миграционную карту, но не имеющий вида на жительство или разрешения на временное проживание (ст. 2 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).
Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ (п. 1 ст. 5 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ):
— определяется сроком действия выданной ему визы;
— не может превышать 90 суток для граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы;
— определяется сроком действия разрешения на работу для высококвалифицированного специалиста и членов его семьи, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы.
Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ может быть продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в РФ (п. 3 ст. 5 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).
Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин обязан выехать из РФ по истечении срока действия визы или иного срока временного пребывания, установленного законом или международным договором РФ, за исключением случаев, предусмотренных законом, — например, если ему выдают новую визу (п. 2 ст. 5 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).

Права временно пребывающих в РФ

Иностранные граждане пользуются в РФ правами наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).
Законодательство гарантирует иностранным гражданам, находящимся на территории РФ, право на свободу и личную неприкосновенность. Иностранный гражданин вправе свободно передвигаться по территории РФ. Исключение составляют случаи, когда ограничение права свободного передвижения требуется для обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц (ст. ст. 17, 19, 22, 27, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ; Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.1998 N 6-П).
Иностранные граждане имеют право на доступ к культурным ценностям, а также могут участвовать в культурной жизни и пользоваться учреждениями культуры (п. 2 ст. 44 Конституции РФ).
Иностранным гражданам наравне с гражданами РФ гарантируется свобода совести и вероисповедания, а возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается (ст. 28, ч. 2 ст. 29 Конституции РФ).
В семейной сфере иностранные граждане могут заключать и расторгать браки с гражданами РФ и другими лицами в соответствии с законодательством РФ (ст. ст. 156, 160 СК РФ).
Временно пребывающие в РФ иностранные граждане имеют право на обращение в суд и в другие государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав (ст. 46 Конституции РФ).
Кроме того, временно пребывающие в РФ иностранные граждане вправе:
— иметь в собственности имущество (ч. 2 ст. 35 Конституции РФ);
— наследовать имущество (ч. 4 ст. 35 Конституции РФ; абз. 4 п. 1 ст. 2, ст. 18 ГК РФ);
— участвовать в трудовых отношениях на основании дополнительно оформляемого разрешения (ст. 13 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ);
— самостоятельно или совместно с другими гражданами и организациями создавать юридические лица (абз. 4 п. 1 ст. 2, ст. 18, ст. 1214 ГК РФ);
— совершать сделки, не противоречащие закону, и участвовать в обязательствах (абз. 4 п. 1 ст. 2, ст. 18 ГК РФ);
— иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений, других охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности (ч. 1 ст. 44 Конституции РФ; абз. 4 п. 1 ст. 2, ст. 18 ГК РФ);
— иметь другие имущественные и личные неимущественные права (например, право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны) (ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 23 Конституции РФ; абз. 4 п. 1 ст. 2, ст. 18 ГК РФ).

Обязанности временно пребывающих в РФ

Иностранные граждане несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).
Находящиеся в РФ иностранные граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В частности, иностранные граждане и лица без гражданства обязаны заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 2 ст. 15, ч. 3 ст. 44 Конституции РФ).
Временно пребывающие в РФ должны в установленном порядке уведомить органы ФМС о месте своего пребывания, а также выехать из РФ по истечении определенного срока пребывания (п. 20 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9; п. 2 ст. 5 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).
Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания нужно подать в территориальный орган ФМС России в течение семи рабочих дней с момента прибытия в место пребывания (п. 20 Правил).
Процедуры по постановке на миграционный учет осуществляются принимающей стороной или иностранным гражданином самостоятельно (п. п. 20, 22 Правил).
Принимающей стороной могут являться граждане РФ, постоянно проживающие в РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, юридические лица, их филиалы или представительства, у которых иностранный гражданин фактически проживает или трудится. Иностранный гражданин, который прибыл в место пребывания, предъявляет принимающей стороне паспорт и миграционную карту, которая заполняется при въезде в РФ (пп. 7 п. 1 ст. 2 Закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ; п. 26 Правил).
Если иностранный гражданин остановился в гостинице, то принимающей стороной является администрация гостиницы, которая должна в течение одного рабочего дня, следующего за днем прибытия иностранца, уведомить территориальный орган ФМС России о его прибытии, а также выполнить все необходимые действия, связанные с его постановкой на учет по месту пребывания (п. 20 Правил).

Ответственность временно пребывающих в РФ

Временно пребывающие в РФ иностранные граждане, виновные в нарушении законодательства РФ, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ (ст. 33 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).
Иностранный гражданин привлекается к административной ответственности при нарушении правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в РФ, выразившемся в том числе в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в РФ (ст. 18.8 КоАП РФ).
К административной ответственности также привлекаются иностранные граждане, ведущие трудовую деятельность в РФ без разрешения на работу (ст. 18.10 КоАП РФ).
Выезд иностранных граждан из РФ может быть ограничен, если они (ст. 28 Закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ):
— в соответствии с законодательством РФ задержаны по подозрению в совершении преступления либо привлечены в качестве обвиняемых, — до принятия решения по делу или до вступления в законную силу приговора суда;
— осуждены за совершение преступления на территории РФ, — до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания, за исключением иностранных граждан или лиц без гражданства, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, в случае отсутствия у них в соответствии с решением суда материальных обязательств перед потерпевшей стороной;
— уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом, — до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;
— не выполнили предусмотренные законодательством РФ обязательства по уплате налогов, — до выполнения этих обязательств;
— привлечены к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ за совершение административного правонарушения на территории РФ, — до исполнения наказания или до освобождения от наказания.

Каков правовой статус у временно пребывающих в РФ?

Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас.

Временно пребывающим в РФ является иностранный гражданин, прибывший в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, получивший миграционную карту, но не имеющий вида на жительство или разрешения на временное проживание (ст. 2 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).

Срок временного пребывания на территории РФ

Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ (п. 1 ст. 5 Закона N 115-ФЗ):

  • определяется сроком действия выданной ему визы;
  • не может превышать 90 суток (как суммарного срока пребывания в течение каждого периода в 180 суток, так и непрерывного пребывания) для граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы;
  • определяется сроком действия разрешения на работу для высококвалифицированного специалиста и членов его семьи, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ может быть продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в РФ (п. 3 ст. 5 Закона N 115-ФЗ).

Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин обязан выехать из РФ по истечении срока действия визы или иного срока временного пребывания, установленного законом или международным договором РФ, за исключением ряда случаев.

К таким случаям, в частности, относятся продление действия визы или срока временного пребывания, выдача новой визы, или разрешения на временное проживание, или вида на жительство, либо принятие заявления и документов, необходимых для получения разрешения на временное проживание, либо принятие заявления о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство РФ иностранного гражданина, признанного носителем русского языка, или заявления о выдаче вида на жительство. Указанный перечень случаев не является исчерпывающим (п. 2 ст. 5 Закона N 115-ФЗ).

Права временно пребывающих в РФ

Иностранные граждане пользуются в РФ правами наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона N 115-ФЗ).

Законодательство гарантирует иностранным гражданам, находящимся на территории РФ, право на свободу и личную неприкосновенность. Иностранный гражданин вправе свободно передвигаться по территории РФ. Исключение составляют случаи, когда ограничение права свободного передвижения требуется для обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц. Также в установленных законом случаях может быть ограничение на свободу передвижения территорией субъекта РФ, в который осуществлен въезд (ст. ст. 17, 19, 22, 27, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ; Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.1998 N 6-П; п. 1.1 ст. 11 Закона N 115-ФЗ).

Иностранные граждане имеют право на доступ к культурным ценностям, а также могут участвовать в культурной жизни и пользоваться учреждениями культуры (п. 2 ст. 44 Конституции РФ).

Иностранным гражданам наравне с гражданами РФ гарантируется свобода совести и вероисповедания, а возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается (ст. 28, ч. 2 ст. 29 Конституции РФ).

В семейной сфере иностранные граждане могут заключать и расторгать браки с гражданами РФ и другими лицами в соответствии с законодательством РФ (ст. ст. 156, 160 СК РФ).

Временно пребывающие в РФ иностранные граждане имеют право на обращение в суд и в другие государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав (ст. 46 Конституции РФ).

Кроме того, временно пребывающие в РФ иностранные граждане вправе (ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 23, ч. 2, 4 ст. 35, ч. 1 ст. 44 Конституции РФ; абз. 4 п. 1 ст. 2, ст. ст. 18, 1214 ГК РФ; ст. 13 Закона N 115-ФЗ):

1) иметь в собственности имущество;

2) наследовать имущество;

3) самостоятельно или совместно с другими гражданами и организациями создавать юридические лица;

4) совершать сделки, не противоречащие закону, и участвовать в обязательствах;

5) иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений, других охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности;

6) иметь другие имущественные и личные неимущественные права (например, право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны);

7) участвовать в трудовых отношениях на основании дополнительно оформляемого разрешения.

Примечание. Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин не вправе трудиться вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу ( п. 4.2 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

Обязанности временно пребывающих в РФ

Иностранные граждане несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона N 115-ФЗ).

Находящиеся в РФ иностранные граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В частности, иностранные граждане и лица без гражданства обязаны заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 2 ст. 15, ч. 3 ст. 44 Конституции РФ).

Временно пребывающие в РФ должны в установленном порядке уведомить территориальный орган МВД России (далее — территориальный орган МВД России) о месте своего пребывания, а также выехать из РФ по истечении определенного срока пребывания (п. 20 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9; п. 2 ст. 5 Закона N 115-ФЗ).

Процедуры по постановке на миграционный учет осуществляются принимающей стороной или иностранным гражданином самостоятельно (п. п. 20, 22 Правил).

Принимающей стороной могут являться граждане РФ, постоянно проживающие в РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, юридические лица, их филиалы или представительства, у которых иностранный гражданин фактически проживает или трудится. Иностранный гражданин, который прибыл в место пребывания, предъявляет принимающей стороне паспорт и миграционную карту, которая заполняется при въезде в РФ (п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ; п. 26 Правил).

Если иностранный гражданин остановился в гостинице, то принимающей стороной является администрация гостиницы, которая должна в течение одного рабочего дня, следующего за днем прибытия иностранца, уведомить территориальный орган МВД России о его прибытии, а также выполнить все необходимые действия, связанные с его постановкой на учет по месту пребывания (п. 20 Правил).

Ответственность временно пребывающих в РФ

Временно пребывающие в РФ иностранные граждане, виновные в нарушении законодательства РФ, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ (ст. 33 Закона N 115-ФЗ).

Иностранный гражданин привлекается к административной ответственности при нарушении правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в РФ, выразившемся в том числе в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в РФ (ст. 18.8 КоАП РФ).

К административной ответственности также привлекаются иностранные граждане, ведущие трудовую деятельность в РФ без разрешения на работу или патента либо вне пределов субъекта РФ, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание (ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ).

Выезд иностранных граждан из РФ может быть ограничен, если они (ст. 28 Закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ):

1) в соответствии с законодательством РФ задержаны по подозрению в совершении преступления либо привлечены в качестве обвиняемых, — до принятия решения по делу или до вступления в законную силу приговора суда;

2) осуждены за совершение преступления на территории РФ, — до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания, за исключением иностранных граждан или лиц без гражданства, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, в случае отсутствия у них в соответствии с решением суда материальных обязательств перед потерпевшей стороной;

3) уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом, — до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;

4) не выполнили предусмотренные законодательством РФ обязательства по уплате налогов, — до выполнения этих обязательств;

5) привлечены к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ за совершение административного правонарушения на территории РФ, — до исполнения наказания или до освобождения от наказания.

Статусы иностранного гражданина в России

Уважаемые партнеры!

Все миграционное законодательство начинается со статуса иностранного гражданина. От его точного определения зависит не только процесс оформления, но и размер налоговых вычетов, начисление страховых взносов в Пенсионный Фонд, Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования, Фонд Социального Страхования РФ и т.д.

Какие существуют статусы иностранных граждан и как правильно его определить, мы расскажем сегодня.

Всего статусов — три:

1. Постоянно-проживающие на территории России иностранные граждане;

2. Временно-проживающие на территории России иностранные граждане;

3. Временно-пребывающие на территории России иностранные граждане.

  • Постоянно проживающий иностранный гражданин имеет вид на жительство (варианты обложки, разворот внутри).

Вид на жительство – документ, выданный иностранному гражданину в подтверждение его права на постоянное проживание в РФ, а также на свободный выезд и въезд на территорию РФ. Работать может на территории всей Российской Федерации.

Срок действия вида на жительство – 5 лет, после этого он может быть продлен еще на 5 лет, или оформлено гражданство Российской Федерации.

  • Временно проживающий иностранный гражданин имеет разрешение на временное проживание.

Разрешение на временное проживание – это отметка в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина, подтверждающая право иностранного гражданина временно проживать на территории РФ до получения вида на жительство. Выдается иностранному гражданину при наличии оснований для получения данного статуса (рождение на территории РСФСР и гражданство СССР или рождение в РФ, нетрудоспособные родители-граждане РФ, брак с гражданином/гражданкой РФ, диплом об образовании на территории РФ) или в пределах квоты на выдачу разрешений. Работать иностранный гражданин с РВП может ТОЛЬКО в регионе, где ему выдано разрешение на временное проживание.

Срок действия такого разрешения – 3 года, впоследствии иностранный гражданин может оформить вид на жительство. Продление НЕ предусмотрено.

  • Временно пребывающий иностранный гражданин прибывает на территорию РФ:
    — на основании визы;
    — в безвизовом порядке (СНГ),
    получает миграционную карту на границе, но не имеет вида на жительство или разрешения на временное проживание.

В первом случае, срок пребывания определяется визой, во втором – не может превышать 90 дней при условии, что иностранный гражданин встал на миграционный учет.

Продлить временное пребывание возможно до 1 года, получив разрешение на работу или оформив трудовой патент.

Отслеживать правовой статус иностранного гражданина очень важно!
И делать это необходимо по каждому гражданину отдельно.

Советуем прописать в трудовом договоре обязанность иностранного сотрудника оперативно предоставлять информацию работодателю в случае изменения его правового статуса .

Об особенностях оформления иностранных граждан с разным правовым статусом вы узнаете из следующих выпусков.

Желаем вам успешной и эффективной работы!

Права иностранных граждан временно пребывающих

ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

2.1. Особенности правового статуса иностранного гражданина в Российской Федерации

Основу правового статуса личности составляют конституционные права, свободы, гарантии и обязанности, а его содержание – все права, свободы, обязанности и законные интересы, принадлежащие отдельным социальным группам (стратам) и, в конечном итоге — конкретному человеку. При этом особо следует отметить, что конкретному лицу эти элементы правового статуса принадлежат лишь постольку, поскольку он является участником социальных страт. Права, свободы и обязанности имеют типический, общий характер. Не может, например, государство возложить уникальную обязанность, не предусмотренную правилом общего характера – нормой права, на конкретное лицо, индивида. Такое действие со стороны государства может быть расценено не иначе, как произвол.

Как представляется, отдельную страту в структуре социума, пребывающего в данный момент на территории государства, образуют «иностранные граждане и лица без гражданства».

Основа правового статуса иностранных граждан заложена в части 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации». Согласно законам и договорам иностранных граждан, находящихся на территории России, можно отнести к нескольким категориям, правовой статус которых отличается друг от друга. Необходимо выделить эти категории (виды) иностранцев, что позволит определить различия в их правовом статусе.

Легальные определения понятий «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства» даны в специальной дефинитивной норме в ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»:

  • «иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;
  • лицо без гражданства – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства» 1 .

Во второй части цитируемой статьи закона установлено, что «понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда Федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан».

Тем самым подчеркивается, что по подавляющему большинству вопросов разницы в правовом статусе иностранных граждан и апатридов нет: они обладают равными между собой правами, свободами и обязанностями. В данной работе понятия «гражданин (подданный) иностранного государства» и «лицо без гражданства» объединены общим понятием «иностранный гражданин», если только речь не будет идти об особенностях правового статуса апатрида по сравнению с лицом, имеющим гражданство (монопатридом либо бипатридом). Можно согласиться с Л.В. Лазаревым, Н.И. Марышевым и И.В. Пантелеевой о целесообразности применения в некоторых случаях термина «иностранец», объединяющего понятия «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства» 2 . Кроме того, М.В. Баглай справедливо указывает на то, что к этой же категории лиц следует отнести тех, кто в иностранном государстве не обладает гражданством, но имеет вид на жительство 3 .

Иностранец может находиться на территории Российской Федерации законно, либо незаконно 4 . Понятно, что иностранный гражданин, пребывающий на территории государства без законных на то оснований, не может рассчитывать на признание его прав в полном объеме, предусмотренном для легального иностранца. Тем не менее, будучи человеком и обладая естественными, неотчуждаемыми правами и свободами, такой иностранец может заявить свои претензии на правовую защиту как к стране пребывания, так и к государству, гражданином которого он является.

Незаконно пребывающих на территории государства иностранцев можно, исходя из способа проникновения на территорию государства, подразделить на два вида:

  • прибывшие на законных основаниях, но не убывшие после окончания действия этого основания (по истечении срока действия визы, по истечении срока действия разрешения на временное проживание либо аннулирования этого разрешения, после аннулирования вида на жительство и т.д.);
  • незаконно пересекшие границу и прибывшие на территорию Российской Федерации.

Лицо (иностранец), которое имеет действительные вид на жительство либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные Федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации, признается законно находящимся в Российской Федерации.

Действующее законодательство выделяет следующие категории иностранцев:

  • временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане – лица, прибывшие в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание;
  • временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане – лица, получившие разрешение на временное проживание 5 ;
  • постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане – лица, получившие вид на жительство 6 .

Очевидно, что в данном случае законодатель в качестве критерия легальной классификации иностранных граждан на виды использовал такое обстоятельство, как правовые основания и срочность пребывания на территории России.

В зависимости от цели пребывания в России иностранных граждан можно подразделить на следующие категории:

  • сотрудники дипломатических представительств и работники консульских учреждений, члены их семей;
  • сотрудники международных организаций;
  • аккредитованные в Российской Федерации журналисты;
  • туристы;
  • лица, прибывшие по приглашению с частным срочным визитом (без деловой цели);
  • иностранные работники. Понятие иностранного работника дано в ст. 2 Федерального закона. (Иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность);
  • индивидуальные предприниматели. Иностранные граждане, зарегистрированные в России в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющие деятельность без образования юридического лица;
  • лица, являющиеся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шеф-монтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Россию технического оборудования;
  • члены семьи (супруги, ближайшие родственники) граждан Российской Федерации;
  • студенты и учащиеся;
  • лица, прибывшие с деловым визитом (представители иностранных юридических лиц, бизнесмены и т.п.);
  • лица, прибывшие с творческим визитом (артисты, приехавшие с концертной программой, лекторы и т.п.);
  • члены спортивных делегаций, прибывшие на соревнования;
  • члены экипажей морских и воздушных судов, водители автотранспортных средств, доставившие на территорию Российской Федерации грузы или пассажиров.

Приведенное выше основание классификации иностранных граждан носит достаточно условный характер, поскольку цель визита иностранца на территорию России зачастую сугубо индивидуальна. Возможны комбинации целей (например, иностранец — член семьи гражданина России — может прибыть как для воссоединения семьи, так и с целью начала трудовой деятельности, с перспективой получения вида на жительство). Тем не менее, классификация необходима, так как зачастую от цели пребывания зависят особенности правового статуса (например, значительным своеобразием отличаются права и обязанности дипломатов и членов их семей, иностранных работников, студентов и учащихся и др.).

Как представляется, приведенный выше перечень категорий пребывающих на территории России иностранных граждан, определенных на основе преследуемой ими «легальной» цели, необходимо дополнить теми категориями иностранцев, которые имеют цель незаконную:

  • лица, прибывшие с целью осуществления преступной или иной незаконной деятельности;
  • лица, скрывающиеся от правосудия иностранного государства.

Следует отметить следующее обстоятельство. Среди двух вышеназванных категорий иностранцев, безусловно, преобладают лица, прибывшие на территорию Российской Федерации нелегально. Однако не исключен и законный путь пересечения границы (под прикрытием официально заявленной законной цели визита). И наоборот: иногда бывает, что иностранцы, преследующие законную цель, пребывают на территории России незаконно.

Т.В. Кочуков в своем исследовании предлагает еще одно основание классификации. Он указывает, что «Нормы российского законодательства, формирующего конституционно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства, позволяют выделить, прежде всего, две основные категории иностранцев: это, во-первых, граждане или лица без гражданства так называемого «ближнего зарубежья», бывшие граждане СССР, а ныне — выходцы из государств, образованных на развалинах бывших союзных республик; и, во-вторых, приезжие из «дальнего» зарубежья, граждане всех прочих государств и апатриды» 7 .

Не считая предложенное Т.В. Кочуковым основание классификации иностранцев главным для изучения особенностей их правового статуса, трудно не согласиться с практической значимостью такого деления, поскольку, во-первых, положения ряда международных правовых документов стран – участниц СНГ позволяют говорить о несколько измененном (по сравнению с «дальними» иностранцами) правовом режиме въезда-выезда и пребывания граждан этих государств на взаимной основе; во-вторых, в отношении иностранцев – бывших граждан СССР (многие из которых являются русскими по национальности) Россия в одностороннем порядке, проявляя добрую волю и исходя из соображений исторической справедливости, устанавливает некоторые исключительные правила. Так, без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину, родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР 8 . Однако данная классификация, как представляется, не имеет самостоятельного значения без учета двух основных критериев деления: по правовым основаниям и срочности пребывания на территории России и по цели пребывания, тем более, что автор сам указывает на наметившуюся тенденцию к стиранию грани между правовым статусом иностранных граждан – выходцев из стран ближнего зарубежья и статусом остальных иностранцев.

Наконец, в отдельную категорию иностранных граждан следует выделить беженцев.

Правовая характеристика беженцев содержится в специальном законе «О беженцах». «Беженец – это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений» 9 .

Закон о внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О беженцах» вступил в силу 3 июля 1997 г. Этот Федеральный закон определяет основания и порядок признания беженцем на территории РФ, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев.

Законом определен порядок признания лица беженцем, который действует и при признании вынужденным переселенцем:

Обращение с ходатайством о признании беженцем (вынужденным переселенцем).

Предварительное рассмотрение ходатайства (в отношении вынужденных переселенцев оно должно быть рассмотрено в течение 3 дней).

Принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе рассмотрения ходатайства по существу.

Выдача свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу.

  • Процедура рассмотрения ходатайства по существу, принятия решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем и соответственно выдача удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.
  • Необходимо заметить, что с момента обращения в государственный орган с соответствующим ходатайством и до момента получения лицом статуса беженца проходит около двух месяцев (это срок, отведенный федеральному органу исполнительной власти по миграционной службе для рассмотрения ходатайства по существу). Все это время потенциальный беженец находится в «центре временного размещения» без каких-либо документов (имеющиеся документы передаются на хранение в федеральный орган исполнительной власти по миграционной службе), кроме справки, подтверждающей сам факт обращения с ходатайством о предоставлении статуса беженца. Все это время права данного лица значительно урезаны. Впрочем, отдельные права, определенные на основе международно-правовых актов и мировой гуманитарной практики, все же имеются. Они наряду с обязанностями перечислены в ст. 6 Федерального закона «О беженцах».

    Близкое к статусу беженцев, но достаточно оригинальное правовое положение имеют иностранцы, которым предоставлено временное убежище. Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:

    1. имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;
    2. не имеют оснований для признания беженцем, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы Российской Федерации 10 .

    Проблемы правового статуса и охраны прав и свобод беженцев и иных вынужденных мигрантов подробно рассмотрены в специальном исследовании А.В. Сокольниковой 11 .

    Своеобразным основанием пребывания на территории Российской Федерации иностранного лица является предоставление ему политического убежища на основании части 1 ст. 63 Конституции Российской Федерации в соответствии с общепринятыми международными нормами с учетом государственных интересов Российской Федерации. Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследований или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. Предоставление политического убежища относится к компетенции Президента Российской Федерации. Однако, как следует из норм утвержденного указом Президента специального Положения, права и обязанности лица, получившего политическое убежище, во время его пребывания на территории России ничем не отличаются от таких же прав и обязанностей иностранных граждан, прибывших по другим основаниям 12 .

    Закон Российской Федерации «О вынужденных переселенцах», вступивший в силу 19 февраля 1993 г. (в редакции от 20 декабря 1995 г. № 202-ФЗ) определяет и такой статус иностранцев на территории Российской Федерации, как «вынужденный переселенец».

    В соответствии со ст. 1 Закона «О вынужденных переселенцах», таковым является гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка. Причем вынужденным переселенцем признается гражданин России, вынужденный покинуть место жительства как на территории Российской Федерации, так и на территории любого иностранного государства, а также иностранные граждане или лица без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах России по обстоятельствам, указанным в первом пункте закона. Вынужденным переселенцем является также лицо, гражданин бывшего СССР, постоянно проживающий в одной из республик бывшего СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший его с получением гражданства России.

    Одновременно с этим в законе четко определены условия, при которых лицо не может получить статуса переселенца. К числу данных условий относятся: совершение преступления, признаваемого таковым законодательством Российской Федерации, необращение в течение 12 месяцев со дня выбытия с прежнего места жительства с ходатайством о получении статуса либо не обращении в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца. Экономические причины, эпидемии или чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера не признаются основанием для получения статуса вынужденного переселенца.

    Ходатайство должно быть подано в федеральный орган миграционной службы или территориальный орган миграционной службы по месту предполагаемого поселения либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве пребывания. Решение о признании лица вынужденным переселенцем принимается соответствующим территориальным органом миграционной службы в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства. Статус предоставляется на 5 лет и является основанием для предоставления ему перечисленных в законе гарантий и льгот. В законе также обозначены все возможности утраты и лишения статуса вынужденного переселенца, а также взаимодействие созданных органов с общественными организациями по оказанию помощи вынужденным переселенцам. Источниками финансирования всех расходов, связанных с выполнением обязательств перед получившим статус лицом, является федеральный бюджет (средства для федеральных миграционных программ), целевые ассигнования из резервного фонда Правительства Российской Федерации, добровольные пожертвования, а также средства, получаемые от иностранных государств и международных организаций.

    Итак, правовой статус иностранных граждан, относящихся к разным категориям, неоднороден. Его содержание варьируется в зависимости от ряда обстоятельств. Степень социально-экономической и политической обусловленности, юридико-технической грамотности, детальности и корректности закрепления этих особенностей правового статуса иностранных граждан в российском законодательстве определяют уровень защиты их прав, свобод и законных интересов.

    В штате иностранные работники: шпаргалка для бухгалтера

    По данным органов статистики и миграционной службы, в России наблюдается ежегодный прирост трудовых мигрантов. Усугубила ситуацию и обстановка на Украине, повлекшая за собой поток беженцев из этой страны. Принимая иностранных граждан на работу, компания должна не только учесть особенности их трудоустройства, но и знать, какие последствия ожидают ее в области обложения доходов таких работников НДФЛ и страховыми взносами. Наша статья поможет не допустить ошибок.

    В Федеральном законе от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 115-ФЗ) все иностранцы в России разделены на три категории:

    • временно пребывающий в РФ иностранный гражданин — лицо, прибывшее в Россию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;
    • временно проживающий в РФ иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание;
    • постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство.

    Доходы иностранных граждан, работаю­щих на территории РФ, облагаются ­НДФЛ. Порядок налогообложения доходов таких работников зависит от многих факторов. Например, являются ли иностранные граждане резидентами РФ, есть ли у них статус беженцев, прибыли ли они в Россию в безвизовом режиме, являются ли они гражданами стран Евразийского союза.

    Новые правила для безвизовых граждан

    Если иностранный гражданин прибывает в Россию в безвизовом режиме (например, с территории Украины), то с этого года для получения возможности трудоустройства на территории нашей страны ему необходимо получить патент (п. 1 ст. 2 Закона № 115-ФЗ). Обратите внимание: гражданам Белоруссии, Казахстана и Армении не нужно получать патент для работы в России (п. 1 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014).

    За период действия патента безвизовые иностранцы уплачивают фиксированные авансовые платежи по ­НДФЛ. Сумма платежа установлена в размере 1200 руб. в месяц. Она индексируется на коэффициент-дефлятор, а также на региональный коэффициент, устанавливаемый на соответствующий календарной год субъектами РФ. Напомним, что коэффициент-дефлятор на 2015 г. равен 1,307 (приказ Минэкономразвития России от 29.10.2014 № 685). Такие правила установлены в ст. 227.1 НК РФ.

    В случае заключения с иностранным гражданином трудового договора организация признается налоговым агентом по ­НДФЛ. То есть компания в любом случае должна исчислить, удержать из доходов работника сумму ­НДФЛ. В отношении безвизовых иностранных работников ст. 226 НК РФ устанавливает особые правила. Так, согласно п. 2 ст. 226 НК РФ в таком случае сумма налога уменьшается на сумму фиксированных авансовых платежей по ­НДФЛ, которую иностранец перечислил самостоятельно в бюджет. Для этого у работодателя должно быть соответствующее заявление от работника и до­кумен­ты, подтверждающие уплату фиксированных авансовых платежей.

    Кроме того, налоговому агенту необходимо получить из налоговой инспекции уведомление о подтверждении права на уменьшение исчисленной суммы ­НДФЛ. Сделать это можно, подав в инспекцию заявление на получение уведомления. Обратите внимание: письмом ФНС России от 19.02.2015 № БС-4-11/2622 налоговые органы направили для использования в работе рекомендованные формы заявления и уведомления.

    Резидент — нерезидент

    Основная ставка ­НДФЛ для налоговых резидентов в силу ст. 224 НК РФ равна 13%, а для нерезидентов — 30%. Согласно п. 2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, фактически находящиеся в России в совокупности не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом требований о непрерывности течения указанного срока в Налоговом кодексе нет.

    Подсчет указанных 183 дней производится налоговыми агентами — организациями, которые заключили договоры с иностранными работниками, на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, определяемую в соответствии с положениями ст. 223 НК РФ.

    В письме от 22.10.2014 № ОА-3-17/3584 специалисты ФНС России отметили, что для исчисления сумм ­НДФЛ при каждой выплате доходов иностранному работнику налоговый агент должен принимать во внимание количество дней пребывания иностранца в РФ на дату фактического получения дохода за 12-месячный период, предшествующий этой дате. Датой фактического получения дохода в виде зарплаты признается последний день календарного месяца, за который она выплачивается (п. 2 ст. 223 НК РФ).

    Таким образом, при определении размера налоговой ставки в отношении заработной платы, например, за май 2015 г., принимается совокупное количество дней пребывания физического лица в РФ за период с 1 июня 2014 г. по 31 мая 2015 г.

    Тонкости перерасчета

    Налоговый агент рассчитывает сумму ­НДФЛ ежемесячно нарастающим итогом с начала года применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка в размере 13%, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога. Такой порядок установлен п. 3 ст. 226 НК РФ. А как применять эту норму Кодекса, когда в течение налогового периода (календарного года) статус работника меняется с нерезидента на резидента?

    Ответ на этот вопрос содержится в письме Минфина России от 01.09.2011 № 03-04-06/6-195. Финансисты указали следующее. Если в течение налогового периода работник приобрел статус налогового резидента и этот его статус больше не может измениться (то есть физическое лицо находится в РФ более 183 дней в текущем налоговом периоде), все суммы вознаграждения, полученные работником от работодателя за выполнение трудовых обязанностей с начала налогового периода, подлежат налогообложению по ставке 13%. Следовательно, начиная с месяца, в котором число дней пребывания работника в Российской Федерации в текущем налоговом периоде превысило 183 дня, суммы налога, удержанные по ставке 30%, подлежат зачету при определении налоговой базы нарастающим итогом.

    Как видите, из разъяснений Минфина России следует, что перерасчет ранее удержанного ­НДФЛ в связи с изменением налогового статуса работника производится на дату, после которой налоговый статус работника за текущий налоговый период уже не изменится.

    Иностранный работник прибыл в Россию 1 октября 2014 г. и продолжал работать до конца 2015 г.

    183 дня пребывания в России, необходимые для установления налогового резидентства, истекли для него 1 апреля 2015 г. То есть с апреля 2015 г. его доходы облагаются по ставке 13%. Однако, исходя из позиции Минфина России, на эту дату перерасчет делать еще рано. Ведь налоговый агент пока не знает, сколько дней иностранный работник будет находиться на территории РФ в 2015 г.

    Перерасчет можно будет произвести только в июле 2015 г., так как 2 ­июля 2015 г. истекут 183 дня нахождения работника в России в 2015 г. С этого момента налоговый агент должен пересчитать иностранцу ­НДФЛ по ставке 13% с начала 2015 г.

    Обратите внимание: в п. 1.1 ст. 231 НК РФ сказано, что возврат суммы ­НДФЛ налогоплательщику в связи с перерасчетом по итогам налогового перио­да в соответствии с приобретенным им статусом налогового резидента РФ производится налоговиками при подаче налогоплательщиком налоговой декларации по окончании указанного налогового периода, в порядке, установленном в ст. 78 НК РФ. Но это не означает, что работодатель должен отправить иностранного работника в налоговую инспекцию за возвратом налога. В письме от 15.11.2012 № 03-04-05/6-1301 специалисты Минфина России сообщили, что в этом случае налоговые агенты — работодатели должны руководствоваться все-таки п. 3 ст. 226 НК РФ.

    Таким образом, иностранный работник обратится в налоговую инспекцию только в том случае, если по итогам года сумма налога, удержанная по ставке 30%, окажется больше суммы налога, исчисленной по ставке 13%.

    В письме ФНС России от 06.03.2015 № БС-4-11/3628 налоговики рассказали о некоторых тонкостях налогообложения доходов беженцев. Понятие «беженец» содержится в подп. 1 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 19.02.93 № 4528-1 «О беженцах» (далее — Закон № 4528-1). Беженцем на территории РФ признается лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлеж­ности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений. Если российские влас­ти признают человека беженцем, ему выдается соответствующее удостоверение. Этот статус теряется, когда беженец получает разрешение на проживание в России или гражданство РФ, либо уезжает из России (ст. 9 Закона № 4528-1).

    Федеральный закон от 04.10.2014 № 285-ФЗ внес изменения в п. 3 ст. 224 НК РФ. Согласно им ставка ­НДФЛ от осуществления трудовой деятельнос­ти иностранными гражданами, признанными беженцами или получившими временное убежище на территории РФ в соответствии с законом о беженцах, устанавливается в размере 13% вне зависимости от наличия налогового резидентства РФ.

    Обратите внимание: такой порядок налогообложения относится к доходам только от трудовой деятельности. Если беженец получает еще какие-то доходы и при этом не является налоговым резидентом России, ему придется платить ­НДФЛ по ставке 30%.

    Беженец, получивший вид на жительство в РФ, с одной стороны, получает право на проживание и работу в России, но, с другой стороны, если он не имеет необходимых для налогового статуса резидента 183 дней, то с момента получения вида на жительство тут же лишается права на ставку ­НДФЛ в размере 13%. Работодатель при получении работником статуса беженца удерживает ­НДФЛ по ставке 13%, а после того, как работник получит вид на жительство, — по ставке 30%. Такой вывод следует из письма ФНС России от 06.03.2015 № БС-4-11/3628.

    Украинский гражданин получил статус беженца 13 января 2015 г. На следующий день он устроился на работу. 13 мая 2015 г. беженец получил вид на жительство в РФ.

    За январь — апрель 2015 г. работник получил доход от своей трудовой деятельности в размере 123 300 руб., с которых был удержан ­НДФЛ по ставке 13%. Сумма налога составила 16 029 руб.

    Так как беженец в 2015 г. до момента получения вида на жительство пробыл в России только 120 дней, то он не является налоговым резидентом РФ. Следовательно, после получения вида на жительства он потерял статус беженца и право на ставку 13%. Поэтому налоговый агент должен дополнительно удержать с него ­НДФЛ в размере 20 961 руб. [123 300 руб. х (30% — 13%)].

    Обратите внимание: если бывший беженец продолжит жить и работать в России в 2015 г., то уже в этом году он приобретет статус налогового резидента РФ, и работодателю как налоговому агенту придется опять пересчитать ­НДФЛ с доходов работника по ставке 13%.

    Льгота для союзников

    С 1 января 2015 г. вступил в силу До­говор о Евразийском экономическом ­союзе от 29.05.2014 (далее — Договор). Его подписали четыре страны — Россия, Респуб­лика Беларусь, Республика Казахстан и Армения. Статья 73 Договора предусмат­ривает особый порядок обложения доходов, полученных гражданами указанных стран от работы по найму. В частности, доходы граждан Белоруссии, Казахстана и Армении от трудовой деятельности на территории РФ облагаются по ставкам, предусмотренным для налоговых резидентов РФ, то есть по ставке 13%, с первого дня их работы в России.

    Правомерность использования данной ставки подтвердили специалисты Минфина России и ФНС России (письмо Минфина России от 27.01.2015 № 03-04-07/2703, доведенное до нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от 03.02.2015 № БС-4-11/1561).

    Страховые взносы

    Сразу скажем, что порядок обложения страховыми взносами доходов иностранных граждан, временно проживаю­щих в России, ничем не отличается от правил, предусмотренных для обычных российских граждан. Дело в том, что иностранные работники, временно проживающие на территории РФ и работающие по трудовым договорам, подлежат обязательному страхованию наравне с гражданами Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № ­255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон № 255-ФЗ), п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон № 167-ФЗ) и ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — Закон № 326-ФЗ)).

    Трудности возникают при обложении страховыми взносами на обязательное социальное и пенсионное страхование доходов иностранных граждан, временно пребывающих в РФ. Обратите внимание: иностранные граждане, временно пребывающие в России, на основании ст. 10 Закона № 326-ФЗ не подлежат обязательному медицинскому страхованию.

    Стандартный тариф страховых взносов в ФСС России равен 2,9%. В отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан, временно пребывающих в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов), с 1 января 2015 г. применяется страховой тариф в размере 1,8% (подп. 2.1 ч. 2 ст. 12, ч. 3 ст. 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

    Обратите внимание: иностранные граждане, временно пребывающие в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов), имеют право на получение пособия по временной нетрудоспособности при условии уплаты за них страховых взносов страхователями за период не менее шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай. Основание — п. 4.1 ст. 2 Закона № 255-ФЗ.

    Пенсионный фонд

    Согласно п. 1 ст. 7 Закона № 167-ФЗ застрахованными лицами являются в том числе иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающие на территории РФ.

    Для временно пребывающих в России иностранных граждан работодатели должны уплачивать страховые взносы по тарифу, установленному для граждан РФ на финансирование страховой пенсии, независимо от года рождения указанных иностранцев. Об этом сказано в ч. 2 ст. 22.1 Закона № 167-ФЗ. Страховые взносы в ПФР с оплаты труда иностранных работников начисляются в размере 22%, пока сумма выплат не достигнет предельной величины базы для начисления страховых взносов. После достижения этой величины ставка в отношении суммы превышения становится равной 10% (ч. 2 ст. 33.1 Закона № 167-ФЗ). В 2015 г. эта предельная величина равна 670 000 руб. (постановление Правительства РФ от 04.12.2014 № 1316).

    Если у иностранного работника нет страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, то работодателю придется его оформить (ст. 15 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

    Страхование от несчастных случаев

    Как сказано в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», такому страхованию подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем. В пунк­те 2 этой же статьи сказано, что действие данного закона распространяется на граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ.

    Соответственно, все начисления иностранному работнику от работодателя по трудовому договору являются объектом обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и включаются в базу для начисления таких страховых взносов на основании п. 1, 2 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ.

    Страховые взносы для союзников

    Особенности начисления обязательных страховых взносов в отношении работаю­щих в России граждан Белоруссии, ­Казахстана и Армении Минтруд России разъяснил в письме от 13.03.2015 № ­17-3/ООГ-268.

    Специалисты трудового ведомства указали, что в случаях, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные данными законами, то применяются правила международного договора РФ (ст. 1.1 Закона № 255-ФЗ, ст. 2 Закона № 326-ФЗ и ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Согласно п. 3 ст. 98 Договора социальное страхование (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. При этом п. 5 ст. 96 Договора определено, что социальное обеспечение означает в том числе обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательное медицинское страхование.

    Таким образом, с 1 января 2015 г. доходы граждан указанных выше государств, временно пребывающих в РФ и работаю­щих в российских компаниях по трудовым договорам, облагаются страховыми взносами в ФСС России и ­ФФОМС по тарифам, применяемым в отношении выплат в пользу граждан РФ. Соответственно, с этого года указанные иностранцы получают право на получение всех видов пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с первого дня работы на территории России.

    Не так все просто с пенсионными отчислениями. В пунк­те 3 ст. 98 Договора определено, что пенсионное обеспечение трудящихся государств-членов регулируется законодательством государства постоянного проживания или в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами. Однако по поводу начисления страховых пенсионных взносов в Договоре ничего не сказано.

    Специалисты Минтруда России делают из этого вывод, что в отношении граждан Белоруссии, Казахстана и Армении должно действовать законодательство страны трудоустройства. Иначе говоря, если они работают в России, то российского. А это означает, что в силу п. 1 ст. 7 Закона № 167-ФЗ на оплату их труда должны начисляться взносы в ПФР.