Права и обязанности детей и родителей по закону об образовании

Содержание:

Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей)

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними общего образования имеют право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.

2. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.

3. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения.

4. Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении.

5. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими общего образования.

6. Родители (законные представители) детей, посещающих образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, имеют право на получение в установленном настоящим Законом порядке компенсации части платы (далее — компенсация), взимаемой за содержание детей в указанных организациях.

Права и обязанности детей и родителей по закону об образовании

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

1. Комментируемая статья Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» посвящена правам, обязанностям и ответственности в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Среди прав родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся законодатель особо выделил преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами.

Как отмечается в Письме Минобрнауки Российской Федерации от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»[1], в соответствии с частями 1 и 3 комментируемой статьи родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право, в том числе:

— выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

— знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

— знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;

— принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации.

2. Часть 2 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает акторов в области образования, которые оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. К таким акторам относятся: 1) органы государственной власти;

2) органы местного самоуправления;

3) образовательные организации.

3. В соответствии с частью 3 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии):

— формы получения образования;

— организации, осуществляющие образовательную деятельность;

— язык, языки образования;

— факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Правовая природа рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии нашла свое отражение в судебной практике. Так, в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 27 февраля 2015 года по делу № 33-2792/2015[2], в котором истец считал, что заключение психолого-медико-педагогической комиссии и ответ уполномоченного органа нарушают права его ребенка на образование, указывается: « Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска по настоящему делу, мотивировал свое решение тем, что оспариваемые истцом документы носят разъяснительный и рекомендательный характер, не являются ни нормативными актами, ни решениями должностных лиц, носят рекомендательный характер, поэтому не порождают прав и обязанностей для сторон, в связи с чем не подлежат обжалованию ни по правилам главы 25 ГПК РФ, ни в порядке искового производства, безотносительно к другим требованиям, касающимся права несовершеннолетнего на получение образования Суд первой инстанции правильно указал в решении, что данный документ не является нормативным актом и обжалованию не подлежит, поскольку не порождает прав и обязанностей для сторон, носит разъяснительный и рекомендательный характер». Правоприменение комментируемого подпункта отражено в Апелляционном определеним Судебной коллегии по граждансмким делам Санкт-Петербургского городского суда от 26 января 2015 года № 33-200/2015 по делу № 2-14196/2014[3]: « Согласно пункту 7 части 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципах: свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность. Действительно пунктом 14 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 года N 1014, режим работы образовательной организации по пятидневной или шестидневной рабочей неделе определяется образовательной организацией самостоятельно в соответствии с ее уставом. Группы могут функционировать в режиме: полного дня (12-часового пребывания); сокращенного дня (8 — 10,5-часового пребывания); продленного дня (13 — 14-часового пребывания); кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания. По запросам родителей (законных представителей) возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни. Вместе с тем исходя из принципа свободы выбора родителями несовершеннолетнего ребенка форм и методов обучения несовершеннолетнего, образовательного учреждения, следует сделать вывод, что группы кратковременного пребывания не могут выступать в качестве альтернативы групп полного дня; выбор конкретной группы дошкольного образовательного учреждения, исходя из базовых принципов, законом отнесен к компетенции родителей несовершеннолетнего»;

2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации. Вопросы получения образования в семейной форме подробно рассмотрены в Письме Минобрнауки России от 15 ноября 2013 года № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме» (см. комментарий к статье 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Не менее подробно вопросы получения образования в семейной форме отражены в судебной практике. Так, в Апелляционном определении Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 августа 2014 по делу № 33-31970/14 отмечено: « cуд первой инстанции пришел к выводу о том, что, со дня вступления в законную силу поправок к Федеральному закону от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», то есть с 01 сентября 2013 года, лица, осваивающие общеобразовательные программы в форме семейного образования, не входят в контингент образовательных учреждений и, соответственно, не наделены правом на получение денежных компенсаций на образование детей, а также компенсаций за питание детей в образовательном учреждении, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований И., С., С.-Г., К. к Государственному бюджетному образовательному учреждению общеобразовательная школа N * о признании действий директора ГБОУ г. Москвы СОШ N * незаконными, об обязании продлить и заключить договоры, о выплате компенсации за обучение, компенсации на питание, взыскании судебных расходов отказал. Судебная коллегия согласна с выводами суда, поскольку они основаны на материалах дела, исследованных доказательствах, их надлежащей оценке и сделаны в соответствии с нормами права, подлежащими применению в данном случае»;

3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;

5) защищать права и законные интересы обучающихся;

6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;

7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;

8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

4. В соответствии с частью 4 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

1) обеспечить получение детьми общего образования. Согласно части 4 статьи 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

Таким образом, на родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся возлагается обязанность обеспечить получение их детьми всех уровней общего образования, что противоречит праву обучающихся на выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, после получения основного общего (пункт 1 части 1 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»), когда ребенок после освоения уровня основного общего образования вправе продолжить свое обучение в образовательной организации среднего профессионального образования;

2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

5. Юридическая техника части 5 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» такова, что оставляет перечень прав и обязанностей родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся открытым, отсылая бланкетным способом к другим нормам Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и иным федеральными законами, договорам об образовании (при его наличии).

6. В соответствии с частью 6 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную ст. 69, 73 Семейного кодекса РФ, ст. 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ст. 156 Уголовного кодекса РФ.

В правоприменительной практике неоднократно возникал вопрос об ответственности родителей (законных представителей) за продолжение обучения несовершеннолетнего обучающегося, отчисленного в порядке перевода из одной общеобразовательной организации в другую по инициативе родителей. Вопросы перевода несовершеннолетнего обучающегося по инициативе его родителей (законных представителей) урегулированы Разделом II «Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности» (далее – Порядок), утвержденного Приказом Минобрнауки России от 12 марта 2014 года № 177. Пунктами 5 и 6 Порядка установлен перечень процедур, осуществляемых законными представителями несовершеннолетнего обучающегося до издания распорядительного акта об отчислении в порядке перевода, и перечень сведений, содержащихся в заявлении о переводе. Так, в заявлении об отчислении в порядке перевода на основании пункта 1 части 2 статьи 61 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», которое подается в исходящую организацию, должно быть указано наименование принимающей организации, а в случае переезда в другую местность указывается только населенный пункт, субъект Российской Федерации. Согласно пункту 8 Порядка исходная организация выдает родителям (законным представителям) несовершеннолетнего личное дело обучающегося и документы, содержащие информацию об успеваемости в текущем учебном году. В соответствии с пунктом 10 Порядка эти документы представляются в принимающую организацию вместе с заявлением о зачислении обучающегося в порядке перевода из исходной организации и предъявлением оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя) несовершеннолетнего обучающегося. Во исполнение пункта 12 Порядка принимающая организация при зачислении обучающегося, отчисленного из исходной организации, в течение двух рабочих дней с даты издания распорядительного акта о зачислении письменно уведомляет исходную организацию о номере и дате распорядительного акта о зачислении обучающегося в принимающую организацию. Таким образом, можно констатировать, что ответственность за правильность отчисления обучающегося из исходящей организации и правильность его приема в другую (принимающую) организацию возлагается на данные организации, а ответственность за продолжение образования ребенка в целом – на родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, что полностью соответствует положениям коментируемой статьи и статьи 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

[1] Вестник образования. № 2. 2016.

[2] Доступ из СПС «Консультант Плюс».

[3] Доступ из СПС «Консультант Плюс».

Постыляков Сергей Петрович,

Эксперт Научно-учебной лаборатории политических исследований

Национального исследовательского университета

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;

3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;

5) защищать права и законные интересы обучающихся;

6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;

7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;

8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

1) обеспечить получение детьми общего образования;

2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

5. Иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).

6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 44 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Положения комментируемой статьи в целом не являются новыми для отечественного образовательного законодательства, поскольку аналогичные нормы были представлены в ст. 52 Закона N 3266-1. Однако в комментируемой статье 44 Закона Об образовании России, помимо прав и обязанностей, отражена также ответственность родителей (законных представителей).

Новацией законодательства в этой части следует назвать приоритет родителей на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами.

В статье перечислен примерный (открытый) перечень прав и обязанностей родителей (законных представителей), поскольку иные права (обязанности) могут быть установлены в других федеральных законах, а также непосредственно в договоре об образовании.

Нормы о юридической ответственности родителей (законных представителей) сконструированы в отсылочном виде. Поэтому конкретные меры ответственности определяются в нормах действующего законодательства. В основном речь идет об административной и уголовной ответственности. Так, административная ответственность установлена за:

неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних (ст. 5.35. КоАП РФ);

появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах (ст. 20.22 КоАП РФ).

В свою очередь, уголовная ответственность установлена за:

за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156 УК РФ).

ответственность за вовлечение родителями (законными представителями) несовершеннолетних в совершение преступления (ст. 150 УК РФ);

систематическое употребление несовершеннолетними спиртных напитков, одурманивающих веществ, занятие бродяжничеством или попрошайничеством, вовлечение в совершение антиобщественных действий (ст. 151 УК РФ).

за злостное уклонение от уплаты по решению суда средств на содержание детей (ст. 157 УК РФ).

Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей)

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними общего образования имеют право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.

2. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.

3. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения.

(в ред. Федерального закона от 25.06.2002 N 71-ФЗ)

4. Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении.

(в ред. Федерального закона от 25.06.2002 N 71-ФЗ)

5. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими общего образования.

6. Родители (законные представители) детей, посещающих образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, имеют право на получение в установленном настоящим Законом порядке компенсации части платы (далее — компенсация), взимаемой за содержание детей в указанных организациях.

О правах, обязанностях и ответственности родителей в законе об образовании

Ваш ребенок учится в общеобразовательной организации – школе. Права, обязанности и ответственность родителей (законных представителей) в части обеспечения конституционного права ребенка, как гражданина России, на образование определяются федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 44, 45), который вступает в силу в основном 1 сентября 2013 г. Согласно закону

1. До завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при необходимости) выбирать:

  • формы получения образования (очная, заочная, очно-заочная, экстернат, семейное );
  • формы обучения (в школе, на дому, инклюзивное, индивидуальное, дистанционное);
  • организацию, осуществляющую образовательную деятельность (школа, гимназия, лицей и др.);
  • язык, языки образования;
  • факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) (из перечня, предлагаемого школой).

2. Дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее, образование в семье.

3. Знакомиться с:

  • уставом школы,
  • лицензией на осуществление образовательной деятельности,
  • свидетельством о государственной аккредитации,
  • учебно-программной документацией и другими документами по вопросам образовательной деятельности;
  • содержанием образования,
  • используемыми методами обучения и воспитания,
  • образовательными технологиями,
  • оценками успеваемости своих детей.

4. Защищать права и законные интересы обучающихся.

5. Получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся и их результатах, давать согласие или отказаться от проведения обследований или участия в них.

6. Присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, при обсуждении результатов обследования и рекомендаций, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

7. Принимать участие в управлении школой (в форме, определяемой её уставом).

8. Самостоятельно или через своих представителей:

— подавать в администрацию школы заявления о применении к её работникам, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, их родителей (законных представителей), дисциплинарных взысканий;

— обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника;

— использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов детей.

1. Обеспечить получение детьми общего образования (согласно закону общее образование является обязательным по достижении ребенком 18 лет).

  • правила внутреннего распорядка школы для обучающихся;
  • требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между школой и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;
  • иные права и обязанности родителей (законных представителей), установленные законодательством РФ, договором об образовании (при его наличии).

3. Уважать честь и достоинство обучающихся и работников школы.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных Федеральным законом об образовании и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут административную, уголовную и материальную ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Справка. Ответственность родителей (законных представителей) несовершеннолетних

а) Лишение родительских прав (согласно Семейному кодексу РФ)

Родители могут быть лишены родительских прав по суду, если они:

  • уклоняются от выполнения своих обязанностей, в т.ч. от уплаты алиментов;
  • отказываются без уважительных причин взять своего ребёнка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций;
  • злоупотребляют своими родительскими правами;
  • жестоко обращаются с детьми, в т.ч. осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;
  • являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;
  • совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанностей по содержанию ребёнка.

В отдельных случаях с учётом интересов ребёнка суд может отобрать ребёнка у родителей без лишения родительских прав (ограничение родительских прав).

Орган опеки и попечительства при непосредственной угрозе жизни ребёнка или его здоровью может немедленно отобрать ребёнка у родителей на основании решения органа местного самоуправления.

б) Административная ответственность (определяется Кодексом РФ об административных правонарушениях)

Административная ответственность выражается в наложении штрафа:

  • за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних детей;
  • за вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ.

в) Уголовная ответственность (определяется Уголовным кодексом РФ)

Уголовная ответственность наступает за:

  • вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления;
  • вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий;
  • неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего;
  • злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей.

г) Имущественная ответственность (согласно Гражданскому кодексу РФ)

Родители несут имущественную ответственность по сделкам малолетних детей, а также за вред, причиненный детьми до 14 лет.

Уважаемые родители! Любите своих детей такими, какие они есть, берегите их !

Консультация на тему:
Права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей

Права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей

Сегодня в России более 700 тыс. детей-сирот, свыше 500 тыс. детей-инвалидов и 600 тыс. детей, находящихся в социально опасном положении. Ответственность за их будущее несут не только родители (законные представители), но и работники образовательных учреждений. Для повышения социально-правовой грамотности руководителей ДОУ и родителей воспитанников, распространения инновационного опыта обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, профилактики насилия в семье и дошкольном учреждении открываем рубрику «Социальная защита детства».

Предварительный просмотр:

Права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей

С.И. Феклин ,
директор Центра нормативного правового обеспечения образования ФГОУ ВПО «АПК и ППРО»,
зам. декана юридического факультета ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»

Сегодня в России более 700 тыс. детей-сирот, свыше 500 тыс. детей-инвалидов и 600 тыс. детей, находящихся в социально опасном положении. Ответственность за их будущее несут не только родители (законные представители), но и работники образовательных учреждений. Для повышения социально-правовой грамотности руководителей ДОУ и родителей воспитанников, распространения инновационного опыта обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, профилактики насилия в семье и дошкольном учреждении открываем рубрику «Социальная защита детства».

Родители (законные представители) как участники образовательного процесса имеют права и обязанности, которые определяются уставом дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ), локальными актами, предусмотренными уставом, и закрепляются в заключенном с ДОУ договоре.

Родители являются законными представителями своих детей в силу закона и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в т. ч. в судах, без специальных полномочий.
Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ. П. 1 ст. 64

Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей (ст. 38 Конституции РФ). Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов и с учетом мнения детей. Поскольку в воспитании детей в раннем возрасте родителям отводится главная роль, то на ДОУ возлагаются вспомогательные задачи по воспитанию, охране и укреплению физического и психического здоровья. ДОУ призваны помочь родителям развить в ребенке индивидуальные способности, скорректировать поведение ребенка в правильном направлении и предупредить нарушение развития, чтобы заложить основы для дальнейшего формирования его личности.

Право выбора формы обучения и образовательного учреждения

Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон РФ «Об образовании») закрепляет за родителями право выбирать формы обучения и образовательные учреждения. Таким образом, родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения ими дошкольного образования вправе самостоятельно решать, в какой форме и в каком ДОУ будут обучаться их дети.

Вместе с тем в Минобрнауки России поступают многочисленные обращения, свидетельствующие о нарушении прав детей и их родителей (лиц, их заменяющих) при приеме в дошкольные и общеобразовательные учреждения. Практикуется отбор малышей из высокообеспеченных семей, все очевиднее тенденция зачисления их на основе тестирования. В отдельных случаях допускается отсев тех, кто не освоил дошкольные образовательные программы.

Прием детей в ДОУ должен осуществляться в установленном порядке на основании заявления родителей. ДОУ обязано обеспечить присмотр, уход, воспитание и обучение дошкольников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Отбор детей в ДОУ и их отсев не допускаются.

Право на участие в управлении ДОУ и обращения в федеральный орган исполнительной власти

Родители могут принимать участие в управлении ДОУ через органы самоуправления (государственно-общественного управления) (п. 1 ст. 52 Закона РФ «Об образовании»). В ДОУ создаются родительские комитеты и проводятся родительские собрания. Деятельность родительского комитета должна быть узаконена путем закрепления соответствующего положения в уставе и (или) принятия локального акта – Положения о родительском комитете. Родители (законные представители) должны быть заблаговременно уведомлены о месте, времени и теме родительского собрания.

Пункт 1 ст. 38 Закона РФ «Об образовании» оставляет за родителями право обращаться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль и надзор в сфере образования, или орган исполнительной власти субъекта РФ, обеспечивающий управление в указанной сфере.

Законодательством предусмотрены гарантии следующим категориям родителей (законных представителей):

  • военнослужащим – по месту жительства их семей в первоочередном порядке могут предоставляться места для детей в ДОУ (п. 2 ч. 6 ст. 19 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Закон № 76-ФЗ));
  • гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей – не позднее месячного срока с момента обращения предоставляются места для детей в ДОУ (ч. 5 ст. 23 Закона № 76-ФЗ);
  • лицам, признанным беженцами в РФ, – оказывается содействие в устройстве детей в государственные или муниципальные ДОУ наравне с гражданами РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ (п. 11 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах»).

Обращение родителей (законных представителей), сообщивших о нарушении прав и законных интересов их детей в ДОУ, является основанием для проведения внеплановой проверки Рособрнадзором или региональными органами власти.

В случае выявления нарушений заведующему ДОУ и (или) его учредителю направляется предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков его исполнения. Если в результате проверки установлены признаки противоправного деяния (например, побои или психическое насилие в отношении ребенка), может быть принято решение о направлении материалов проверки в суд, органы прокуратуры или иные правоохранительные органы.

Плата за содержание детей в государственном (муниципальном) ДОУ

За содержание детей в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, предусмотрена плата. Учредители образовательных учреждений вправе самостоятельно определять размер платы, взимаемой с родителей или законных представителей за содержание ребенка, если иное не установлено федеральными законами (п. 1 ст. 52.1 Закона РФ «Об образовании»).

Верховный Суд РФ подтвердил, что взимание платы с родителей за содержание детей в государственных (муниципальных) ДОУ не означает, что ребенок не получает бесплатного дошкольного образования, поскольку оплачивается содержание детей в ДОУ, а не дошкольное образование.

Необходимость внесения платы за содержание детей в ДОУ вытекает и из п. 9 ст. 50 Закона РФ «Об образовании», согласно которому на основе полного государственного обеспечения содержаться в ДОУ могут только дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (законных представителей).

Право на получение компенсации части родительской платы за содержание детей в ДОУ

В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих государственные, муниципальные и иные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация части родительской платы за содержание ребенка в таких учреждениях (п. 6 ст. 52 и ст. 52.2 Закона РФ «Об образовании»):

  • 20% среднего размера родительской платы – на первого ребенка;
  • 50% среднего размера родительской платы – на второго ребенка;
  • 70% среднего размера родительской платы – на третьего и последующих детей в семье.

Средний размер родительской платы за содержание ребенка определяется органами государственной власти субъекта РФ.

Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесший плату за содержание ребенка в образовательном учреждении.

Размер компенсации родительской платы в негосударственных, немуниципальных (частных) ДОУ и в «коммерческих» группах определяется самостоятельно учредителем, который вправе не предоставлять компенсаций.

Право на перевод ребенка с ограниченными возможностями в специальное образовательное учреждение

По согласию родителей (законных представителей) ребенок с ограниченными возможностями здоровья может быть переведен в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы) по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (п. 10 ст. 50 Закона РФ «Об образовании»).

Специальные (коррекционные) ДОУ создаются для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья. Переводится воспитанник в другое ДОУ органами управления образованием с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.

Право дарить и (или) жертвовать свое имущество на нужды образовательного учреждения

Согласно п. 8 ст. 41 Закона РФ «Об образовании», ст. 582 Гражданского кодекса Российской Федерации (части первой) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее – ГК РФ) ДОУ имеет право привлекать дополнительные финансовые средства, в т. ч. валютные, за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Дополнительные источники финансирования, в т. ч. пожертвования, могут привлекаться ДОУ, если такая возможность предусмотрена его уставом. Граждане и (или) организации, желающие материально помочь ДОУ на безвозмездной основе, должны оформить безвозмездную помощь письменным договором пожертвования.

Устанавливать договором оплату питания, охраны, уборки помещений (территорий) ДОУ без согласия родителей (законных представителей) не допускается.

Право на ознакомление с документами ДОУ

ДОУ рекомендуется ознакомить родителей (законных представителей) со своим уставом, лицензией на право ведения образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, основными образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию воспитательного и образовательного процесса, под роспись (п. 2 ст. 16 Закона РФ «Об образовании», п. 37 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666 (далее – Типовое положение)).

Взаимоотношения ДОУ и родителей (законных представителей) регулируются договором, который предусматривает взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе обучения, воспитания, присмотра и ухода (п. 4 ст. 18 Закона РФ «Об образовании», п. 39 Типового положения).

Обязанности родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ

Основные обязанности родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ заключаются в следующем. Прежде всего они должны соблюдать устав ДОУ. В случае неисполнения родителями (законными представителями) своих обязательств по внесению родительской платы за содержание ребенка наступает гражданско-правовая ответственность (гл. 25 ГК РФ). Родители-должники возмещают все убытки, понесенные образовательным учреждением.

За действия малолетних, не достигших 14-летнего возраста, ответственность несут их родители (законные представители) или организации, под надзором которых находятся дети, если они не докажут, что вред возник не по их вине (ст. 1073 ГК РФ).

Ответственность родителей за ущерб, причиненный их ребенком во время нахождения в ДОУ, наступает лишь при условии, что действия ребенка вызваны ненадлежащим осуществлением родительских обязанностей (уклонением от воспитания, нравственного развития и обучения, аморальным, антиобщественным поведением родителей, недопустимыми приемами воспитания и т. п.). Под виной родителей следует понимать:

  • неосуществление должного надзора за несовершеннолетними (поощрение или попустительство озорства, хулиганских и иных противоправных действий, отсутствие внимания к ним и т. п.);
  • безответственное отношение к воспитанию (ненадлежащее воспитание или уклонение от него), результатом которого явилось неправильное поведение детей, повлекшее вред.

Обязанность возместить причиненный вред возлагается на обоих родителей (ст. 321 ГК РФ). Родитель может быть освобожден от ответственности, если по вине другого родителя был лишен возможности принимать участие в воспитании ребенка.

Если причинение несовершеннолетними вреда имело место как по вине родителей (опекунов и попечителей), так и по вине ДОУ, то вред возмещается по принципу долевой ответственности в зависимости от степени вины каждого.

Пример
Ребенок сломал руку или ногу на прогулке во время пребывания в дошкольном образовательном учреждении. Что вправе предпринять родители в подобной ситуации? Они могут подать в суд на ДОУ с требованием возместить вред. Суд может обязать учреждение выплатить определенную денежную сумму. В случае установления вины ДОУ и родителей ответственность несут обе стороны.

  • Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)
  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.04.2011); (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 07.02.2011)
  • Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 04.05.2011)
  • Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (ред. от 17.05.2011)
  • Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-1-ФЗ «О беженцах» (ред. от 28.12.2010)
  • Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (ред. от 02.02.2011)
  • Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 № 666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина»
  • Приказ Минобрнауки России от 24.03.2009 № 95 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»
  • Письмо Минобразования России от 07.06.1994 № 58-М «О реализации прав детей при приеме в дошкольные и общеобразовательные учреждения»
  • Решение Верховного Суда РФ от 27.01.2003 № ГКПИ 02-1399 «Об оставлении без удовлетворения жалобы о признании незаконными п. 31, абз. 5 подп. 2 п. 45 «Типового Положения о дошкольном образовательном учреждении», утв. постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 № 667, а также абз. 5 п. 53 и п. 54 «Типового Положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста», утв. постановлением Правительства РФ от 19.09.1997 № 1204»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ +++++++ Новый: Вступил в силу: 1 сентября 2013г.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗСтатья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающи.

Нормативно-правовая база, регламентирующая правовые отношения родителей (законных представителей).

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нра.

Детство — важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы.

Материал представлен в виде слайдов и содержит краткое описание по теме. Его можно использовать на семинарах, консультациях.