Права гражданина республики беларусь таблица

Права и свободы человека и гражданина

Основные права и свободы человека — это объективные условия, возможности жизнедеятельности человека, без которых он не может свободно существовать и развиваться. Представления о естественных правах человека впервые стали получать свое законодательное закрепление в эпоху буржуазных революций — в Декларации независимости и Конституции США (1776, 1787 гг.), во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., конституционно-правовых документах Англии. Впоследствии данные правовые акты оказали огромное влияние на политическое и правовое развитие многих стран мира. В этих документах впервые были разграничены естественные права человека, присущие ему от рождения, неотчуждаемые и не зависящие от государства, и позитивные права гражданина, устанавливаемые государством, содержание которых зависит от законодателя. Разграничение прав человека и гражданина и сегодня наблюдается в большинстве государств конституционной формы правления. Присуще оно и Конституции Республики Беларусь. Например, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду (ст. 46); граждане Республики Беларусь имеют право свободно избирать и быть избранными в государственные органы (ст. 38).

Вместе с тем, в современной теории государства и права высказывалось мнение, что в современных условиях такое разграничение теряет свое юридическое значение, поскольку «естественные» права и свободы, будучи закреплены в конституции, обеспечиваются теми же юридическими способами, что и «позитивные», в связи с чем происходит сращивание всех прав и свобод в единый комплекс правообеспечения нормальной жизни человека.

Традиционно выделяют 4 группы прав и свобод: личные, политические, социально-экономические и социально-культурные.

Личные права и свободы — это возможности индивида, позволяющие ему оградиться от нежелательного и незаконного вмешательства в его личную жизнь. К ним относятся: право на жизнь, право на личную неприкосновенность, право на защиту чести и достоинства, право на неприкосновенность жилища, частной жизни, право на личную и семейную тайну, свобода передвижения и выбора места жительства, свобода совести, право на тайну переписки, телефонных переговоров и т. д.

Политические права и свободы — возможности индивида в общественно-политической жизни, обеспечивающие его политическое самоопределение, свободное участие в управлении государством и обществом. К ним относятся: право на гражданство, право на объединение (включая право создавать политические партии, профессиональные союзы и иные общественные формирования для реализации и защиты своих интересов); право на проведение собраний, митингов и демонстраций; право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления; право на участие в референдумах; право на равный доступ к государственным должностям; право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы (право петиций) и т. д.

Социально-экономические права и свободы — возможности индивида в сфере производства и распределения материальных благ, направленные на обеспечение хозяйственной самостоятельности, достойного уровня жизни и социальной защищенности. К их числу относятся: право собственности в различных ее формах; право на предпринимательскую деятельность; право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой; право на здоровье и безопасные условия труда; право на гарантированное вознаграждение за труд в соответствии с его качеством, количеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего трудящемуся и его семье свободное и достойное существование; право на отдых; право на социальное обеспечение; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь и т. д.

Социально-культурные права и свободы — возможности индивида пользоваться духовными благами и культурными достижениями, а также участвовать в их создании в соответствии со своими способностями и склонностями. К таким правам относятся: право на образование; свобода художественного, научного, технического и других видов творчества; право пользования достижениями культуры (доступ к культурным ценностям); право на пользование родным языком и свобода выбора языка и т. д.

Наряду с традиционным делением прав и свобод по предметному признаку сегодня можно также говорить об их разделении по поколениям.

Первое поколение представлено основными личными, политическими и культурными правами; второе поколение — это, главным образом, социально-экономические права; третье поколение — коллективные права (женщин, детей, инвалидов и т. д.); четвертое поколение — права человечества в целом (право на ядерную безопасность, экологические, информационные права, права на освоение и использование космоса и т. д.). Появление новых поколений прав и свобод, их взаимное дополнение и обогащение свидетельствует о непрерывном развитии и совершенствовании института прав и свобод человека.

В современном обществе права человека неразрывно связаны с обязанностями каждого индивида перед обществом в целом и другими людьми. Права человека нельзя абсолютизировать, отрывать от реальной жизни, от конкретных исторических условий и объективных возможностей реализации. В международных правовых актах и национальном законодательстве допускаются ограничения прав и свобод во имя общественной необходимости. Вместе с тем допустимы только такие ограничения, которые установлены законом в четко прописанных процессуальных формах с целью защиты прав и свобод других лиц и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом государстве.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Конституция Республики Беларусь

В Республике Беларусь действует Конституция 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года. Она была принята 15 марта 1994 года на 13-й сессии Верховного Совета Республики Беларусь 12-го созыва и является первой в истории суверенной республики и пятой по счету Конституцией Беларуси, принятой после Октябрьской революции 1917 года.

Действующая Конституция Республики Беларусь 1994 года является главным, основным законом государства. На ее основе формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов.

Отличительными чертами действующей Конституции Республики Беларусь являются:

  • политический плюрализм;
  • закрепление в качестве экономической основы многообразия форм собственности;
  • установление равенства государства и гражданина, наличие у них взаимных обязательств;
  • закрепление в качестве вектора для развития текущего законодательства приоритета общепризнанных принципов международного права;
  • верховенство права;
  • разделение и взаимодействие властей;
  • прямой характер действия норм Конституции.

Конституция воздействует на развитие правовой системы, определяет правотворческую компетенцию государственных органов, в ней определяются как объекты, так и границы правового регулирования. В Конституции закрепляются виды нормативных актов и их соподчиненность.
Верховенство по отношению ко всем иным правовым актам — важнейшее юридическое свойство Конституции. Соответствующие правила (о верховенстве Конституции) закрепляются в самом Основном Законе. Приоритет Конституции по отношению к иным актам также подкрепляется спецификой ее принятия, изменения или отмены.

Содержание Конституции Республики Беларусь

В Преамбуле Конституции сформулированы основные идеи и принципы, которыми должны руководствоваться народ и власть в процессе государственного строительства и общественного развития. Это ответственность за настоящее состояние и будущее Беларуси; осознание себя полноправным субъектом мирового сообщества, неотъемлемое право на самоопределение; опора на многовековую историю развития белорусской государственности; утверждение прав и свобод каждого гражданина; обеспечение гражданского согласия и незыблемых устоев народовластия и правового государства.

В первом разделе Конституции «Основы конституционного строя» дается характеристика белорусского государства как унитарного демократического социального правового, закреплена взаимная ответственность гражданина и государства.

Во втором разделе «Личность, общество, государство» закрепляются личные, политические, социально-экономические и культурные права и свободы граждан, определяются обязанности граждан, ответственность государства перед обществом и личностью, его обязанность обеспечить материальные гарантии и возможности для полного осуществления прав и свобод граждан.

Третий раздел «Избирательная система. Референдум» закрепляет основные принципы избирательной системы, устанавливает порядок проведения республиканских и местных референдумов.

В четвертом разделе «Президент, Парламент, Правительство, Суд» определяются статус и полномочия Президента; порядок формирования, состав, компетенция, формы и методы деятельности органов государственной власти, определяется структура судебной власти и принципы осуществления правосудия в республике.

Пятый раздел «Местное управление и самоуправление» определяет, через какие структуры гражданами осуществляется местное управление и самоуправление, их статус и полномочия.

В шестом разделе «Прокуратура. Комитет государственного контроля» содержатся нормы, регламентирующие деятельность двух государственных органов — Прокуратуры и Комитета государственного контроля.

В седьмом разделе «Финансово-кредитная система Республики Беларусь» устанавливается, что на территории республики проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная и валютная политика, определяется порядок формирования доходов бюджета, осуществление общегосударственных расходов, составления, утверждения и исполнения бюджетов и государственных внебюджетных фондов.

Восьмой раздел «Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения» определяет место и роль Конституции, формирование всей правовой системы с учетом иерархии нормативных актов, а также раскрывает вопросы действия Конституции и порядок ее изменения.

«Заключительные и переходные положения» содержатся в последнем, девятом, разделе Конституции. В нем обозначены правовые средства для обеспечения перехода к реализации тех норм, которые не могут быть исполнены сразу с введением в действие Конституции, а также содержатся нормы, посвященные особенностям формирования, сохранения полномочий ранее созданных и вновь предусмотренных государственных органов.

Конституция Республики Беларусь воплотила в себе преемственность и опыт многовекового исторического пути Беларуси, ознаменовала новый этап в политическом и социально-экономическом развитии страны. Она основывается на неотъемлемом суверенном праве белорусского народа иметь свою государственность и быть полноправным субъектом мирового сообщества. В Конституции Республики Беларусь нашел отражение опыт конституционного строительства таких государств, как Австрия, Бельгия, Дания, Италия, США, Франция, ФРГ, Швеция и других стран с учетом особенностей условий развития нашего общества и его исторических традиций.

Белорусская Конституция гарантирует каждому гражданину свободы и права, необходимые для созидательного труда, достойной жизни и гармоничного всестороннего развития личности.

Изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь

Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения определены в разделе VIII Основного Закона.

В статье 138 говорится, что вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тыс. граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом.

В статье 140 закреплено положение о том, что изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум. Решение об изменении и дополнении Конституции путем референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.

Разделы I «Основы конституционного строя», II «Личность, общество, государство», IV «Президент, Парламент, Правительство, Суд» и VIII «Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения» могут быть изменены только путем референдума.

Первые изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь были внесены в результате проведенного 24 ноября 1996 года республиканского референдума, на который были вынесены два проекта обновленного Основного Закона.

За проект, предложенный Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, проголосовали 5175664 человека, или 70,5% от общего числа избирателей. За проект Верховного Совета – 582437 человек, или 7,9% от общего числа избирателей. На основании результатов референдума Конституция была принята в новой редакции.

Наряду с ранее предусмотренными нормами о разнообразии форм собственности, политическом плюрализме, приоритете общепризнанных принципов международного права, судебной защите гражданами своих прав и свобод появилось положение о верховенстве права, перераспределены полномочия между Президентом, Парламентом и Правительством, расширены некоторые права и свободы.

Внесение изменений в Основной Закон позволило обеспечить эффективную деятельность исполнительной, законодательной и судебной властей, а также главы государства в интересах белорусского народа.

Проведение референдума 1996 года явилось единственным легитимным способом устранить те конституционные положения, которые находились в противоречии с правовыми нормами, общественными потребностями и задачами создания экономически стабильного, социально ориентированного, правового государства.

Следующий референдум, на который были вынесены вопросы изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь, состоялся 17 октября 2004 года. Его итогом явилось изъятие из части первой статьи 81 Конституции нормы о занятии одним и тем же лицом должности Президента Республики Беларусь не более двух сроков.

Согласно данным Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, в этом голосовании приняли участие 90,28% избирателей. За новую редакцию части первой статьи 81 Конституции высказались 79,42% граждан от общего числа внесенных в списки для голосования.

Полный текст Конституции Республики Беларусь размещен на портале Национального центра правовой информации Республики Беларусь

Права гражданина республики беларусь таблица

Тема 6: Права человека в Республике Беларусь.
1. Правовой статус человека и гражданина (понятие прав, свобод, гарантий, обязанностей).
2. Личные права и обязанности граждан Республики Беларусь.(ст.24-33). Обязанности – ст.52-57.
3. Политические права и обязанности челвоека.(ст.34-40)
4. Социально-экономические права и обязанности человека.(41-51)
5. Конституционные гарантии.(ст.26,27,59-62)
6. Гражданство: понятие, способы приобретения и прекращения.
7. Гражданство детей при изменении гражданства родителей.
8. Порядок рассмотрения вопросов, связанных с гражданством.
9. Иностранные граждане и их статус.
10. Правовой статус беженцев.
2 Они неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Это такие права и свободы, которые необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства человека как личности. Основным личным правом человека является право на жизнь.
К личным правам относится право на неприкосновенность и достоинство личности. Конституция устанавливает, что никто не дол¬жен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Неприкосновенность личности как личная сво¬бода заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничить свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями, поль¬зоваться свободой передвижения. Никто не может быть подвергнут аресту, заключению под стражу и содержание под стражей иначе, как на основа¬нии судебного решений. Значительное место в системе личных прав и свобод занимают права на неприкосновенность жилища (ст.29), частной жизни (ст.28), тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст.28). Гарантия неприкосновенности жилища означа¬ет, что никто не имеет права без законного основания войти в жилище, а также оставаться в нем против воли проживающих в нем лиц.
Важной формой свободы личности является свобода передвижения (ст. 30): каждый, кто законно находится на территории РБ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
К личным правам и свободам относится право определять и указывать свою национальную принадлежность (ст.50), свобода совести и вероиспо-ведания (ст.31), свобода мысли и слова.
Обязанности – это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъяв¬ляют человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.
Важнейшая обязанность гражданина – соблюдение Конституции и за-конов (ст.50). Соблюдение Конституции и законов означает, что своей деятель¬ностью и образом жизни человек должен содействовать практической реа¬лизации принципов Конституции и положений действующего законода-тельства.
Согласно ст.53 каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц.
В Конституции закрепляется обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 55).
Конституция закрепила обязанность каждого платить законно установ-ленные налоги и сборы (ст.56). Данная обязанность каждого человека и гражданина в прежних конституциях не закреплялась, а была конституци-онно закреплена с переходом страны к рыночной экономике. Закон устанавливает для граждан дифференцированные ставки налогов, тем самым государство стремится к тому, чтобы сбалансировать доходы различных категорий населения – уменьшить разрыв доходов высоко- и низкооплачи-ваемых категорий.
Каждый обязан беречь историко-культурное, духовное наследие и дру-гие национальные ценности (ст. 54 ).
В ст. 57 Конституции закреплено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РБ. Гражданин РБ несет военную службу в соответствии с законом « О воинской обязанности и военной службе», ко-торый определяет условия прохождения военной службы в рядах Воору-женных сил РБ, порядок призыва, льготы по призыву, сроки службы, усло-вия ее прохождения и др.
Ст. 58- никто не может быть понужден к исполнению обязанностей
Ст. 60- гарантия прав и свобод: каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в опреде¬ленные законом сроки.
3 Политические права, свободы и обязанности граждан РБ.
Наиболее общим, объединяющим все другие политические права и сво-боды является право участвовать в управлении делами государства (ст.37). Рассматриваемое право осуществляется в различных формах как непосред-ственно, так и через представителей. Непосредственными формами явля¬ются участие граждан в референдуме, а также реализация их права изби¬рать и быть избранными в органы государственной власти и органы мест¬ного самоуправления. Участие граждан в управлении делами государства осуществляется также путем их воздействия на деятельность представи-тельных органов всех уровней – своих депутатов.
Граждане РБ имеют равный доступ к государственной службе (ст.39) в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой. При поступлении на государственную службу и при ее прохождении не допускается установления каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жи¬тельства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к обществен-ным объединениям.
Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.40). В зависимости от содержания обращения граждан могут быть в виде заявления, жалобы или предложения.
Право на объединение (ст. 36).. Общественное объедине¬ние – добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, соз¬данное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности ин¬тересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. По территории действия различают объединения международные, республиканские местные..
Граждане обладают правом собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, пикети¬рование (ст.35).
4. Экономические, социально-культурные права, свободы и обязанности граждан РБ.

Важнейшее место в системе социально-экономических прав и свобод занимает право частной собственности (ст.13). Право на труд – ст.41. Государство запрещает принудительный труд, создает условия для полной занятости населения; признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку; утверждает право на защиту от безработицы. Право на отдых (ст. 43): установление 40-часовой рабочей недели, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска и т.д.
В ст. 32 Конституции закреплена общая норма о том, что брак, семья, материнство и, отцовство и детство находятся под защитой государства. Данная статья определяет взаимные права родителей и детей. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность роди¬телей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
К числу социально-экономических прав и свобод относится право на социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, поте¬ри кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных за¬коном (ст.47). Конституционно закрепляется право на жилище (ст.48). Оно включает защиту жилища, поощрение органами государственной власти и местного самоуправления жилищного строительства, бесплатное или за доступную плату предоставление жилища малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в нем, из государственных, муниципальных и иных жилищных фондов. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.45)
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду (ст.46), К числу социально-экономических прав и свобод относится право на образование (ст.49). Реа¬лизация этого права дает возможность получить общеобразовательную и профессиональную подготовку В соответствии со ст.51 Конституции каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользо¬вание учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Ст.30 – см. . О ПОРЯДКЕ ВЫЕЗДА ИЗ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ВЪЕЗДА
В РЕСПУБЛИКУ БЕЛАРУСЬ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
от 2 июня 1993 г. № 2335-XII
(Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь,1993 г., № 22, ст.274) Закон от 24 июля 2002 г. № 134-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 87,2/883) ;В отношении части 2 статьи 6 Закона см. Заключение Конституционного Суда Республики Беларусь от 27 сентября2002 г. № З-146/2002 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 111, 6/340) ]

Закон Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» от 1.08.2002 №136-З Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., №88, 2/885

Гражданство Республики Беларусь – это устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
Гражданство Республики Беларусь является неотъемлемым атрибутом государственного суверенитета Республики Беларусь.
Статья 3. Принципы гражданства Республики Беларусь
Гражданство Республики Беларусь основывается на следующих принципах:
каждый имеет право на гражданство;
гражданство Республики Беларусь является равным для всех граждан Республики Беларусь независимо от оснований его приобретения;
гражданство Республики Беларусь не может быть предоставлено против воли лица;
никто не может быть лишен гражданства Республики Беларусь или права изменить гражданство;
Республика Беларусь стремится к избежанию случаев без гражданства.
Статья 5. Недопустимость выдачи гражданина Республики Беларусь
иностранному государству
Гражданин Республики Беларусь не может быть выдан иностранному государству, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь.
Статья 6. Сохранение гражданства Республики Беларусь
Проживание гражданина Республики Беларусь на территории иностранного государства само по себе не ведет к утрате гражданства Республики Беларусь.
Заключение или расторжение брака гражданином Республики Беларусь с гражданином другого государства или лицом без гражданства само по себе не влечет изменения гражданства супругов.
Статья 8. Граждане Республики Беларусь
Гражданами Республики Беларусь являются:
лица, состоящие в гражданстве Республики Беларусь на день вступления в силу настоящего Закона;
лица, которые приобрели гражданство Республики Беларусь в соответствии с настоящим Законом.
Гражданами Республики Беларусь по рождению признаются лица, родившиеся в пределах современной территории Республики Беларусь, являвшиеся гражданами бывшего СССР по рождению и получившие гражданство Республики Беларусь до вступления в силу настоящего Закона.
Статья 9. Иностранные граждане и лица без гражданства
Иностранными гражданами в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.
Лицами без гражданства в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства.
Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Республики Беларусь регулируется законодательством Республики Беларусь.
Статья 10. Документ, подтверждающий гражданство
Республики Беларусь
Документом, подтверждающим гражданство Республики Беларусь, является паспорт гражданина Республики Беларусь или иной документ, содержащий указание на гражданство Республики Беларусь.
Статья 11. Непризнание за гражданином Республики Беларусь
принадлежности к гражданству иностранного
государства
За лицом, являющимся гражданином Республики Беларусь, не признается принадлежность к гражданству иностранного государства, если иное не предусмотрено международными договорами.
Граждане Республики Беларусь, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Республики Беларусь.

ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Статья 12. Гражданство Республики Беларусь приобретается:
по рождению;
в результате приема в гражданство Республики Беларусь;
в порядке регистрации;
по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом.
Статья 13. Приобретение гражданства Республики Беларусь по рождению: ребенок приобретает гражданство Республики Беларусь по рождению, если на день рождения ребенка:
родители (единственный родитель) ребенка состоят в гражданстве Республики Беларусь, независимо от места рождения ребенка;
один из родителей ребенка состоит в гражданстве Республики Беларусь, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно, независимо от места рождения ребенка;
один из родителей ребенка состоит в гражданстве Республики Беларусь, а другой является иностранным гражданином, – по совместному заявлению родителей независимо от места рождения ребенка. При отсутствии такого заявления ребенок приобретает гражданство Республики Беларусь, если иначе он стал бы лицом без гражданства;
родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь;
родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются иностранными гражданами, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему своего гражданства.
Находящийся на территории Республики Беларусь ребенок, родители которого неизвестны, становится гражданином Республики Беларусь.

Статья 14. Прием в гражданство Республики Беларусь
В гражданство Республики Беларусь на основании письменного заявления может быть принято любое лицо, достигшее 18-летнего возраста, если оно:
берет на себя обязательство соблюдать и уважать Конституцию Республики Беларусь и иные акты законодательства Республики Беларусь;
знает один из государственных языков Республики Беларусь в пределах, необходимых для общения;
постоянно проживает на территории Республики Беларусь на протяжении последних семи лет;
имеет законный источник средств существования;
не имеет гражданства, либо утрачивает гражданство иностранного государства в случае приобретения гражданства Республики Беларусь, либо обратилось в полномочный орган иностранного государства с заявлением о выходе из гражданства (отказе от гражданства) этого государства, за исключением случаев, когда выход (отказ) невозможен либо его нельзя обоснованно требовать.
Лица, признанные беженцами в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, могут быть приняты в гражданство Республики Беларусь по истечении семи лет после признания их беженцами и при соблюдении ими условий, предусмотренных абзацами вторым, третьим, пятым и шестым части первой настоящей статьи.
Срок проживания, установленный абзацем четвертым части первой настоящей статьи, может быть сокращен либо не применяться вовсе для:
белорусов, а также лиц, идентифицирующих себя как белорусы, и их потомков (кровные родственники по прямой линии: дети, внуки, правнуки), родившихся за пределами современной территории Республики Беларусь;
лиц, имеющих выдающиеся заслуги перед Республикой Беларусь, высокие достижения в области науки, техники, культуры и спорта либо обладающих профессией или квалификацией, представляющими государственный интерес для Республики Беларусь;
лиц, имевших гражданство Республики Беларусь или право на гражданство Республики Беларусь, родители (усыновители) которых выбрали для них иное гражданство, в соответствии с частью первой статьи 23, статьей 26 и частью четвертой статьи 27 настоящего Закона;
лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, ранее состоявших в гражданстве Республики Беларусь.

Статья 15. Приобретение гражданства Республики Беларусь
в порядке регистрации
Приобрести гражданство Республики Беларусь в порядке регистрации могут:
лица, состоявшие в гражданстве бывшего СССР, при условии, что они родились либо постоянно проживали на территории Республики Беларусь до 12 ноября 1991 года, а также супруги таких лиц, состоявшие в гражданстве бывшего СССР, и их потомки;
дети – по совместному заявлению родителей, один из которых состоит в гражданстве Республики Беларусь, либо по заявлению одного из родителей, состоящего в гражданстве Республики Беларусь, если место нахождения другого родителя, являющегося иностранным гражданином, неизвестно, либо по заявлению единственного родителя, состоящего в гражданстве Республики Беларусь;
дети, находящиеся на территории Республики Беларусь, единственный известный родитель или оба родителя которых умерли, лишены родительских прав, отказались от воспитания ребенка или дали согласие на его усыновление, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, а также недееспособные лица, над которыми установлены опека или попечительство, – по заявлению опекуна (попечителя), согласованному с органом опеки и попечительства.

Статья 16. Основания для отклонения заявления о приобретении
гражданства Республики Беларусь
Заявление о приобретении гражданства Республики Беларусь отклоняется, если заявившее об этом лицо:
осуждено за совершение преступления против мира и безопасности человечества, военного преступления, преступления против государства;
имеет судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Республики Беларусь или за ее пределами, признаваемого таковым законодательством Республики Беларусь;
является подозреваемым или обвиняемым и в отношении его осуществляется уголовное преследование в Республике Беларусь, а также в иностранном государстве за преступления, признаваемые таковыми законодательством Республики Беларусь, – до вынесения приговора или иного итогового решения по делу;
осуждено и отбывает наказание в виде лишения свободы, – до истечения срока наказания;
депортировалось из Республики Беларусь, – до истечения срока, позволяющего в соответствии с законодательством Республики Беларусь повторно обращаться с просьбой о въезде в Республику Беларусь;
представило ложные сведения или подложные документы;
состоит на воинской службе, службе в полиции, органах безопасности, юстиции или иных государственных органах иностранного государства.

ПРЕКРАЩЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Статья 17 Гражданство Республики Беларусь прекращается вследствие:
1) выхода из гражданства Республики Беларусь;
2) утраты гражданства Республики Беларусь.

Статья 18. Выход из гражданства Республики Беларусь
Выход из гражданства Республики Беларусь осуществляется в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь, и при отсутствии оснований, предусмотренных статьей 20 настоящего Закона.

Статья 19. Утрата гражданства Республики Беларусь
Гражданство Республики Беларусь утрачивается вследствие поступления лица на воинскую службу, службу в полицию, органы безопасности, юстиции или иные государственные органы иностранного государства при отсутствии оснований, предусмотренных статьей 20 настоящего Закона.

Статья 20. Основания для отказа в прекращении гражданства
Республики Беларусь

Прекращение гражданства Республики Беларусь не допускается, если гражданин Республики Беларусь:
является обвиняемым либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;
имеет задолженность по налогам или другие непогашенные долги и обязательства перед Республикой Беларусь, ее юридическими и физическими лицами;
не имеет иного гражданства или гарантий его приобретения.

ОТМЕНА РЕШЕНИЙ ПО ВОПРОСАМ ГРАЖДАНСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Статья 21. Решение о приобретении или прекращении гражданства Республики Беларусь отменяется, если оно было принято на основании представленных заведомо ложных сведений или подложных документов.

Статья 22. Отмена решения о приобретении или прекращении гражданства Республики Беларусь производится Президентом Республики Беларусь или уполномоченным им органом, принявшим это решение.
Отмена решения по вопросам гражданства Республики Беларусь возможна в течение семи лет со дня его принятия.
Решение о приобретении или прекращении гражданства Республики Беларусь в случае его отмены считается недействительным со дня его принятия.
7.

ГРАЖДАНСТВО ДЕТЕЙ ПРИ ИЗМЕНЕНИИ ГРАЖДАНСТВА
РОДИТЕЛЯМИ И УСЫНОВЛЕНИИ

Статья 23. В случае изменения гражданства родителями (единственным родителем) соответственно изменяется гражданство ребенка, если он не достиг возраста 14 лет.
Изменение гражданства детей в возрасте от 14 до 18 лет в случае изменения гражданства их родителей, а также усыновленных детей допускается только с согласия детей, выраженного в письменной форме и нотариально заверенного.
По желанию родителей (единственного родителя) в случае прекращения ими гражданства Республики Беларусь за ребенком в возрасте до 16 лет может сохраняться гражданство Республики Беларусь.
Статья 24. Если родители или один из родителей ребенка, который проживает на территории Республики Беларусь и над которым установлены опека или попечительство граждан Республики Беларусь, выходят из гражданства Республики Беларусь или утрачивают его и при этом не участвуют в воспитании ребенка, ребенок сохраняет гражданство Республики Беларусь.
Статья 25. Если гражданство Республики Беларусь приобретает один из родителей, а другой остается иностранным гражданином или лицом без гражданства, ребенок может приобрести гражданство Республики Беларусь по совместному заявлению родителей или родителя, который приобретает гражданство Республики Беларусь, если место нахождения другого родителя неизвестно.
Если гражданство Республики Беларусь приобретает один из родителей, а другой остается лицом без гражданства, ребенок, который проживает на территории Республики Беларусь, становится гражданином Республики Беларусь, если иначе он стал бы лицом без гражданства.
Статья 26. Если один из родителей выходит из гражданства Республики Беларусь или утрачивает его, а другой остается гражданином Республики Беларусь, ребенок сохраняет гражданство Республики Беларусь. По совместному заявлению родителей такому ребенку может быть разрешен выход из гражданства Республики Беларусь.
Статья 27. Ребенок, который является иностранным гражданином или лицом без гражданства, при усыновлении гражданином Республики Беларусь или супругами, являющимися гражданами Республики Беларусь, либо супругами, один из которых является гражданином Республики Беларусь, а другой – лицом без гражданства, становится гражданином Республики Беларусь со дня усыновления.
Ребенок, который является иностранным гражданином или лицом без гражданства, при усыновлении супругами, один из которых является гражданином Республики Беларусь, а другой – иностранным гражданином, может приобрести гражданство Республики Беларусь по совместному заявлению усыновителей.
За ребенком, являющимся гражданином Республики Беларусь, сохраняется гражданство Республики Беларусь при его усыновлении:
супругами, являющимися иностранными гражданами, или иностранным гражданином;
супругами, являющимися лицами без гражданства, или лицом без гражданства;
супругами, один из которых является гражданином Республики Беларусь, а другой – иностранным гражданином или лицом без гражданства.
У ребенка, усыновленного супругами, являющимися иностранными гражданами, или иностранным гражданином, гражданство Республики Беларусь может быть прекращено после достижения им 16-летнего возраста в порядке выхода из гражданства на основании заявления усыновителей (усыновителя).
8.

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ, ПРИНИМАЮЩИХ РЕШЕНИЯ И ОФОРМЛЯЮЩИХ
ДОКУМЕНТЫ ПО ВОПРОСАМ ГРАЖДАНСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Статья 28. Решения о приеме в гражданство Республики Беларусь и его прекращении принимаются Президентом Республики Беларусь или в установленном им порядке.
Статья 29. Государственными органами, принимающими участие в решении вопросов гражданства Республики Беларусь, являются:
Президент Республики Беларусь; органы внутренних дел; органы дипломатической службы Республики Беларусь за рубежом.
Статья 30. Президент Республики Беларусь:
определяет порядок приобретения гражданства Республики Беларусь и его прекращения;
издает указы о приеме в гражданство и выходе из гражданства Республики Беларусь;
издает распоряжения в случаях отклонения заявлений о приеме в гражданство и выходе из гражданства Республики Беларусь.
Статья 31. Органы внутренних дел Республики Беларусь:
принимают от лиц, постоянно проживающих в Республике Беларусь, заявления по вопросам гражданства, проверяют факты и документы, представленные в обоснование таких заявлений;
направляют материалы по заявлениям о приеме в гражданство и выходе из гражданства Республики Беларусь на рассмотрение Президента Республики Беларусь;
определяют принадлежность лиц, находящихся на территории Республики Беларусь, к гражданству Республики Беларусь;
решают вопросы приобретения гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации лицами, постоянно проживающими в Республике Беларусь;
решают в соответствии с законодательством Республики Беларусь иные вопросы, связанные с гражданством Республики Беларусь.
Статья 32. Органы дипломатической службы Республики Беларусь:
принимают от лиц, постоянно проживающих за границей, заявления по вопросам гражданства, проверяют факты и документы, представленные в обоснование таких заявлений;
направляют материалы по заявлениям о приеме в гражданство и выходе из гражданства Республики Беларусь на рассмотрение Президента Республики Беларусь;
определяют принадлежность лиц, находящихся за границей, к гражданству Республики Беларусь;
решают вопросы приобретения гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации лицами, постоянно проживающими за границей;
решают в соответствии с законодательством Республики Беларусь иные вопросы, связанные с гражданством Республики Беларусь.

ПОРЯДОК ПОДАЧИ И РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЙ ПО ВОПРОСАМ ГРАЖДАНСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Заявления по вопросам гражданства Республики Беларусь подаются в органы внутренних дел Республики Беларусь по месту постоянного жительства заявителя, а лицами, постоянно проживающими за границей, – в соответствующий орган дипломатической службы Республики Беларусь.
Заявления по вопросам гражданства подаются заявителем лично в письменной форме. Требования к форме заявления и перечень прилагаемых к нему документов применительно к конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Республики Беларусь определяются Президентом Республики Беларусь.
Заявления по вопросам гражданства детей и недееспособных лиц подаются их родителями или другими законными представителями.
При невозможности личного обращения заявителя заявление и прилагаемые к нему документы могут быть переданы для рассмотрения через другое лицо либо направлены по почте.
Статья 34. Срок рассмотрения заявлений о приеме в гражданство Республики Беларусь не должен превышать одного года.
Срок рассмотрения заявлений о выходе из гражданства Республики Беларусь не должен превышать шести месяцев.
Срок рассмотрения заявлений о приобретении гражданства в порядке регистрации не должен превышать двух месяцев.
Статья 35. Лицо приобретает гражданство Республики Беларусь:
в соответствии со статьей 13 настоящего Закона – со дня рождения ребенка;
в соответствии с частью первой статьи 27 настоящего Закона – со дня усыновления ребенка;
в остальных случаях – со дня вступления в силу указа Президента Республики Беларусь или со дня принятия решения уполномоченным им органом.
Гражданство Республики Беларусь прекращается со дня вступления в силу указа Президента Республики Беларусь или принятия решения уполномоченным им органом.
Статья 36. Повторные заявления лица о приеме в гражданство Республики Беларусь или выходе из гражданства Республики Беларусь принимаются не ранее чем через год после принятия предшествующего решения. В случае возникновения существенных для дела обстоятельств, которые не были и не могли быть известны заявителю, повторное заявление может быть рассмотрено и ранее.
Решения по вопросам гражданства, принятые Президентом Республики Беларусь, могут быть обжалованы в Верховный Суд Республики Беларусь, который рассматривает такие дела в качестве суда первой инстанции.
Решения по вопросам гражданства, принятые государственными органами, уполномоченными Президентом Республики Беларусь, могут быть обжалованы в областные, Минский городской суды.
Необоснованный отказ в приеме заявлений по вопросам гражданства, нарушение сроков рассмотрения заявлений, а также другие неправомерные действия должностных лиц по вопросам гражданства могут быть обжалованы в суд.

Закон Республики Беларусь от 3.06.1993 №2339-XII «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1993 г., №21, ст.250)[Изменения и дополнения: Закон от 18 июля 2000 г. N 422-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 73, 2/197)
Статья 1. Иностранными гражданами в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.
Иностранные граждане, имеющие гражданство двух или более государств, считаются в Республике Беларусь гражданами того государства, по документам которого они въехали на территорию Республики Беларусь.
Лицами без гражданства в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства.
Статья 3. Иностранные граждане и лица без гражданства в Республике Беларусь пользуются теми же правами и свободами и выполняют те же обязанности, что и граждане Республики Беларусь. Ограничения прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства могут устанавливаться только в случаях, если это необходимо 1) для защиты прав и основных свобод граждан Республики Беларусь, 2) обеспечения государственной безопасности, 3) охраны общественного порядка и здоровья населения.
Статья 4. Положения настоящего Закона в отношении иностранных граждан, находящихся в Республике Беларусь, применяются на взаимной основе. В случае, если другое государство ограничивает или нарушает общепризнанные нормы правового положения иностранных граждан в отношении граждан Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь могут быть установлены ответные ограничения в отношении прав и свобод граждан этого государства.
Иностранные граждане и лица без гражданства могут проживать в Республике Беларусь постоянно либо временно.
Иностранные граждане и лица без гражданства считаются постоянно проживающими в Республике Беларусь, если они имеют выданное органами внутренних дел разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь.
Разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь иностранным гражданам и лицам без гражданства выдается, если они:
1) находятся в близком родстве с гражданами Республики Беларусь;
2) заключили брак с гражданином Республики Беларусь.
Статья 8. Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся в Республике Беларусь по иным основаниям, считаются временно проживающими в Республике Беларусь. Условия их пребывания на территории Республики Беларусь определяются Советом Министров Республики Беларусь. Иностранные граждане и лица без гражданства, считающиеся временно проживающими в Республике Беларусь, должны выбыть из Республики Беларусь по истечении определенного им срока пребывания.

Теги: Права человека, права гражданина, всеобщие права человека, права граждан рб, обязанности граждан рб