Порядок регистрация прав на недвижимое имущество

Регистрация прав на недвижимое имущество

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество — это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, перехода или прекращения прав
на недвижимое имущество.

Государственная регистрация — единственное доказательство существования зарегистрированного права.

Для регистрации прав на недвижимое имущество потребуется:

  • Документ, удостоверяющий личность или полномочия;
  • Заявление о регистрации прав на недвижимое имущество;
  • Госпошлина;
  • Уставные документы компании;
  • Правоустанавливающие документы (договоры, акты, распоряжения и т.д.);
  • Иные документы.

Каждая сделка, проводимая с недвижимостью, подлежит обязательной регистрации, и, после её проведения, сведения по недвижимому имуществу вносятся в ЕГРН — единый государственный реестр недвижимости.

* Регистрация прав на недвижимое имущество возможна большом количестве случаев, каждый из которых требует определенного пакета документов (полный перечень — 218 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»)

* Точный перечень документов необходимый для регистрации Вашего недвижимого имущества, Вы можете узнать у специалистов компании «АЛР Групп»

Порядок действий

Остались вопросы? Получите бесплатную консультацию

Оставьте заявку

Регистрация прав на недвижимое имущество в Едином госреестре недвижимости официально легитимизирует правообладание собственником любым объектом недвижимости, а также:

  • Подтверждает факты возникновения, перехода или прекращения прав.
  • Обеспечивает защиту интересов собственника в спорных вопросах владения.
  • Объединяет сведения, содержащиеся в Единой реестре прав на недвижимость (ЕГРП) с информацией в госкадастре недвижимости (ГКН).
  • Сводит к минимуму возможность недобросовестной регистрации имущественных прав лицами, которым имущество не принадлежит.

Объединение данных полностью исключает дублирование сведений, а также значительно сокращает срок регистрации права собственности на недвижимое имущество.

Имущественные права на недвижимость после государственной регистрации могут быть оспорены только в судебном порядке

Государственная регистрация прав на недвижимость — главный довод существования зарегистрированных имущественных прав для юридических лиц и граждан РФ и нерезидентов.

Со вступлением в силу с 01.01.2017 г Федерального Закона «О государственной регистрации недвижимости» законодательное оформления имущественных прав собственников принципиально изменилось. Отныне права собственников будут подтверждаться выпиской из ЕГРН, которое может быть как в электронном виде, так и на бумажном носителе, в отличие от действующих ранее Свидетельств о регистрации прав на недвижимое имущество.

Новый порядок оформление исключает обращения по отдельности в Государственный кадастр недвижимости и в Росреест.

Регистрация и получение кадастрового паспорта происходит одномоментно после обращения в Многофункциональный центр государственных и муниципальных услуг или же в территориальное отделение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Юридическая консультация компании «АЛР Групп» позволит упростить оформление прав на недвижимое имущество, также мы готовы представлять вас в государственных органах регистрации. Перед началом процедуры мы проведем комплексный аудит правоустанавливающих документов, включая анализ кадастровых документов.

Такой подход обеспечит безотказное получение всех документов подтверждающих права собственника в кратчайшие сроки.

Порядок государственной регистрации прав собственности на недвижимость

Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество – это установленная законодательно последовательность действий при обращении в уполномоченный орган, Росреестр, для регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Причем определенный порядок действий установлен как для лица, обращающегося за данной услугой, так и для регистратора.

Порядок действий заявителя при регистрации прав на недвижимость

Порядок действий регистратора Росреестра при регистрации прав на недвижимое имущество

Регистратор должен проверить, не расходятся ли сведения об объекте недвижимости и его характеристики, содержащиеся в ЕГРН (Реестр прав на недвижимое имущество) и ГКН (Государственный кадастр недвижимости), например, совпадает ли площадь, адрес, наименование, сведения о правах и т.д. Кроме того, регистратор проверяет, отсутствуют ли препятствия для проведения сделки при условии соблюдения всех формальностей. Например, очень часто бывает, что имущество находится под арестом по решению суда, а собственник забыл или даже не знает об этом. Или имущество находится в ипотеке, а согласия залогодержателя (банка) на сделку купли-продажи или дарения не представлено. Если недвижимое имущество находится в совместной собственности супругов, то проверяется наличие согласия второго супруга на сделку, оформленного нотариально.

Регистратор обязан провести регистрацию, только если сделка соответствует закону, волеизъявлению сторон, а представители сторон имеют надлежащие полномочия на совершение сделки, так только

Таким образом, для проведения регистрации прав на недвижимое имущество очень важно оформить в соответствии с законом договора-основания сделки, а также собрать полный и достаточный комплект документов для проведения государственной регистрации прав на недвижимость. В противном случае, при возникновении у регистратора сомнений в законности сделки или при неполном комплекте документов, Росреестр инициирует приостановку в регистрации на срок 30 дней, а если причины приостановки не будут устранены в указанный срок, то последует отказ в государственной регистрации.

Вот почему так важно доверить решение вопросов, связанных с регистрацией прав на недвижимое имущество, квалифицированным специалистам.

Специалисты компании «Юс Либерум»:

  • проведут правовую оценку документов для совершения сделки, в том числе проверят сведения об объекте недвижимости и его характеристики, содержащиеся в ЕГРН и ГКН;
  • проверят объект на наличие обременений и т.д.;
  • составят все необходимые договора и иные документы для совершения сделки;
  • подготовят полный комплект документов для Росреестра;
  • представят ваши интересы при подаче и получении документов в Росреестре, а также при общении с регистраторами.

Научная электронная библиотека

Чулюкова С. А., Дробот М. А.,

1.3. Стадии государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

В пункте 1 статьи 13 Федерального Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» названы стадии государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: прием и регистрация документов, представленных для государственной регистрации прав; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявленными и уже зарегистрированными правами на объект недвижимости, и оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

Прием документов, представленных для государственной регистрации прав, осуществляется в соответствии со статьями 16–18 Закона.

Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. Физическое лицо, в том числе представитель юридического лица, предъявляет документ, удостоверяющий личность. Представитель физического лица также представляет нотариально удостоверенную доверенность, если иное не установлено федеральным законом. Лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени юридического лица, предъявляет документ, удостоверяющий его личность, учредительные документы юридического лица либо нотариально удостоверенные копии учредительных документов юридического лица или заверенные лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица, и печатью юридического лица (при наличии печати) копии этих учредительных документов, а представитель юридического лица, кроме того, документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени юридического лица.

Форма заявления о государственной регистрации прав, требования к его заполнению, а так же требования к формату заявления о государственной регистрации прав в электронной форме утверждены Приказом Минэкономразвития России от 29 ноября 2013 года № 722 [104]. Если право возникает на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия, нотариус может совершить нотариальное действие по подаче заявления о государственной регистрации права.

К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона о регистрации таковыми являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Заявление о государственной регистрации прав и необходимые документы могут быть поданы посредством почтового отправления. В этом случае: подлинность подписи заявителя на заявлении должна быть засвидетельствована нотариально; сделка с объектом недвижимого имущества должна быть нотариально удостоверена; в случае если сделка с объектом недвижимого имущества, или сделка, на основании которой подлежит государственной регистрации право либо ограничение
(обременение) права на объект недвижимости, совершена представителем, доверенность такого представителя должна быть нотариально удостоверена; к заявлению должны быть приложены копия документа, удостоверяющего личность физического лица (правообладателя, сторон сделки, представителя – если заявителем является представитель), и копия документа, удостоверяющего личность представителя юридического лица.

В получении документов на государственную регистрацию заявителю выдается расписка, с перечнем предоставленных документов, а также с указание даты и времени их представления с точностью до минуты. Если заявление и документы представлены посредством почтового отправления или через многофункциональный центр, расписка должна быть направлена по указанному в заявлении почтовому адресу в течение рабочего дня, следующего за днем их получения регистрирующим органом.

На стадии правовой экспертизы документов и проверки законности сделки производится:

– проверка имеющихся в Едином государственном реестре прав записей по данному объекту недвижимого имущества;

– проверка юридической силы правоустанавливающих документов; если правоустанавливающим документом является договор – также и проверка законности сделки;

– проверка действительности иных документов, не являющихся правоустанавливающими, но необходимых для осуществления государственной регистрации, в том числе их соответствие законным требованиям;

– проверка сведений о наличии (или отсутствии) в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, документов, свидетельствующих о наложении (снятии) арестов и иных запрещений, препятствующих государственной регистрации;

– принятие по результатам правовой экспертизы одного из следующих решений: о государственной регистрации, о приостановлении государственной регистрации, об отказе в государственной регистрации.

Законность сделки проверяется независимо от формы ее совершения (нотариальная или простая письменная) как в случае регистрации самой сделки, так и в случае регистрации на ее основании перехода, ограничения (обременения) права. При проведении правовой экспертизы (проверке законности сделки) осуществляется проверка право- и дееспособности сторон (ст. 17, 21, 48, 49 ГК РФ); наличие полномочий у представителей (ст. 182 ГК РФ), если сделка совершена представителями; наличие установленных законом или соглашением сторон существенных условий договора (ст. 432 ГК РФ); соблюдение формы договора, установленной законом или соглашением сторон (ст. 164, 434 ГК РФ); принадлежность имущества лицу, распоряжающемуся недвижимостью, или полномочия по распоряжению недвижимостью лицами, не являющимися собственниками имущества в случаях, когда закон допускает распоряжение объектом недвижимого имущества не его собственником (ст. 9, п. 1 ст. 20 Закона); соблюдение прав и законных интересов третьих лиц, не участвующих в сделке, а также публично-правовых интересов в установленных законом случаях (пп. 2 и 3 ст. 209 ГК РФ, п. 1 ст. 20 Закона).

Правовая экспертиза документов и проверка законности сделки призвана обеспечить защиту конституционных прав собственников и обладателей иных прав на объекты недвижимости, а также создает дополнительные гарантии безопасности для участников рынка недвижимости в Российской Федерации.

В то же время, объем полномочий регистрирующего органа на данной стадии законодательно четко не определен, связано это и с отсутствием в законодательстве собственно понятия правовой экспертизы документов.

Данная стадия предполагает изучение регистрирующим органом представленных на регистрацию документов, с позиции их достаточности для того, чтобы сделать вывод о наличии юридического факта, являющегося бесспорным основанием возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) права на недвижимое имущество.

Из представленных для регистрации права документов, регистрирующий орган должен усмотреть:

1) имеется ли юридический факт, предусмотренный законодательством в качестве основания возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) права на недвижимое имущество;

2) указанный юридический факт повлек (может повлечь) соответствующие правовые последствия, т.е. отсутствуют обстоятельства, являющиеся в силу закона основанием для признания указанного юридического факта не влекущим правовых последствий [23].

В рамках стадии установления оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав проверяется отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, устанавливается действительность поданных заявителем документов и наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации (статьи 9, 13, 17 Закона).

При отсутствии оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав, а также для прекращения государственной регистрации прав в Единый государственный реестр прав в установленном Законом и Правилами ведения ЕГРП, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе актами Министерства юстиции Российской Федерации порядке вносятся записи о праве, ограничении (обременении) права или сделке (пункт 1 статьи 13, статьи 19, 20 Закона).

Заключительной стадией процедуры государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним является совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав. В соответствии со статьей 14 Закона проведенная государственная регистрация возникновения и перехода права на недвижимое имущество удостоверяется выпиской из Единого государственного реестра прав, а проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок – специальной регистрационной надписью на документе, выражающем содержание сделки.

Пункт 2 статьи 13 рассматриваемого Закона определяет особенности государственной регистрации ограничений (обременений) права собственности и иных вещных прав правами третьих лиц, а также государственной регистрации перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества.

В Законе установлено два правовых режима регистрации ограничений (обременений) прав:

– по инициативе правообладателей или приобретающих указанные права лиц;

– по инициативе органов государственной власти и органов местного самоуправления [99].

Если ограничение (обременение) права в соответствии с пунктом 2 статьи 13, пунктом 3 статьи 28 Закона регистрируется не по заявлению правообладателя, то в срок не более чем пять рабочих дней со дня проведения государственной регистрации орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в письменной форме уведомляет правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости о проведенной государственной регистрации.

Государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при наличии государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав. Запись о вещном праве в Едином государственном реестре прав выступает обязательной юридической предпосылкой возникновения правоотношений, связанных с государственной регистрацией перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества. В случаях, когда заявитель ходатайствует о государственной регистрации перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества, и в Едином государственном реестре прав отсутствует запись о вещном праве, государственная регистрация приостанавливается в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона.

Правоприменительная практика регистрирующих органов свидетельствует о том, что при государственной регистрации перехода права на основании сделки проверяется факт исполнения ее условий, с которыми закон и (или) договор связывают возможность проведения регистрации перехода прав на объект недвижимого имущества, например, исполнения отлагательных условий сделки, необходимых для перехода права (пункт 1 статьи 157 Гражданского Кодекса), оплаты недвижимости, если договором купли-продажи предусмотрено сохранение права собственности за продавцом до оплаты товара (статья 491 Гражданского Кодекса) и т.д.

Государственная регистрация прав проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации, а ипотеки жилых помещений – не позднее пяти рабочих дней с указанного дня. Законодательное закрепление сроков государственной регистрации прав служит гарантией защиты прав собственников и обладателей иных прав, а установление сокращенных сроков регистрации ипотеки жилых помещений призвано стимулировать развитие ипотечной системы жилищного обеспечения и ипотечного кредитования.

Рассматриваемый пункт введен Федеральным законом от 13 мая 2008 г. № 66-ФЗ. Он запрещает должностным лицам регистрирующих органов отказывать заявителям в приеме документов, представленных для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с требованиями ст. 18 Закона о регистрации прав документы представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Эти документы должны содержать описание недвижимого имущества, по общему правилу должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь соответствующие подписи сторон или должностных лиц.

Проверяется надлежащее оформление документов: нотариальное удостоверение в установленных законом случаях, подписи должностных лиц, скрепление печатью; удостоверение технических паспортов и планов земельных участков. В документах не должно быть подчисток, приписок, неоговоренных исправлений, повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание, иначе это может повлечь отказ в приеме.

В соответствии с п. 5 ст. 18 Закона о регистрации прав все документы, необходимые для регистрации, представляются не менее, чем в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником. Исключением являются акты органов государственной власти и местного самоуправления, например, постановления, решения или распоряжения глав администраций, комитетов и пр., так как подлинник такого документа существует в единственном экземпляре, а гражданам и организациям выдаются копии, заверенные канцелярией, управлением делами или протокольным отделом соответствующего органа. Такие документы представляются в виде двух копий.

Е.А. Киндеева ссылается на п. 9 Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами РФ, утвержденных Приказом Минюста России от 15.03.2000 № 9, в соответствии с которыми не оставляются в делах нотариуса подлинники правоустанавливающих и иных документов, необходимых для государственной регистрации, а также документов, подтверждающих регистрацию права на имущество [33].

Подлинники правоустанавливающих документов на отчуждаемое жилое помещение должны быть возвращены нотариусом отчуждателю недвижимости (продавцу и пр.). При этом на них делается отметка о совершении соответствующего нотариального действия, скрепленная подписью нотариуса с приложением печати. Также возвращаются нотариусом подлинники иных необходимых для регистрации документов: разрешений органов опеки и попечительства на продажу помещений, в которых проживают или собственниками которых являются несовершеннолетние, согласий супругов на продажу совместно нажитого имущества или его приобретение, справок органов паспортно-визовой службы о лицах, проживающих в продаваемом жилом помещении, и пр.

Огромное значение имеет правовая экспертиза документов, которая является ключевой процедурой государственной регистрации.

Правовая экспертиза – это проверка юридической силы правоустанавливающих и других представленных на государственную регистрацию документов (п. 1 ст. 17 Закона о регистрации прав). При правовой экспертизе проводится проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (п. 3 ст. 9 Закона), установление отсутствия противоречий между заявленными и зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации (п. 1 ст. 13 Закона).

Правовая экспертиза проводится в следующем порядке.

– проверка записей в ЕГРП по объекту недвижимого имущества;

– проверка действительности правоустанавливающих документов; если правоустанавливающим документом является договор, то осуществляется проверка законности сделки;

– проверка иных документов, необходимых для регистрации, на соответствие установленным требованиям;

– принятие решения по результатам правовой экспертизы.

Цель правовой экспертизы заключается в определении возможности совершения юридического акта признания бесспорного права, внесения записей в ЕГРП.

С учетом требований законодательства к содержанию договоров, а также положений Закона о регистрации прав можно определить следующие условия законности сделок с недвижимостью, проверку которых должны осуществлять регистраторы:

– право- и дееспособность сторон;

– наличие необходимых полномочий представителей сторон сделки;

– соблюдение формы договора, установленной законом или соглашением сторон;

– наличие установленных законом или соглашением сторон существенных условий;

– принадлежность имущества лицу, распоряжающемуся недвижимостью, или полномочия по распоряжению недвижимостью лицами, не являющимися владельцами имущества;

– соблюдение прав участников сделки и третьих лиц, не участвующих в сделке, а также публично-правовых интересов в установленных законом случаях;

– отсутствие ограничений (обременений) прав лица, распоряжающегося недвижимостью, а в случае их наличия – указание этих условий в договоре. Важнейший элемент проверки законности сделки – проверка соблюдения прав и законных интересов участников и третьих лиц, не участвующих в сделке. Именно для этого в установленных законом случаях заявителем должны быть представлены дополнительные документы. Если на сделку дано согласие третьих лиц, содержащее условия сделки, то должно быть проверено наличие таких условий в договоре, представленном на регистрацию. Условия сделки могут содержаться в доверенности, выданной представителю стороны договора. В случае отсутствия в договоре оговоренных согласием или доверенностью условий в регистрации может быть отказано в соответствии с п. 1 ст. 20 Закона о регистрации прав на основании того, что лицо, ограниченное определенными условиями, составило документ без указания этих условий.

Дополнительный элемент письменной формы сделки с недвижимостью заключение ее в виде одного документа, подписанного сторонами (ст. 550 ГК РФ), а в случае продажи предприятия – с обязательным приложением установленных документов (п. 1 ст. 560 ГК РФ).

Проверка законности сделки с недвижимостью осуществляется независимо от того, влечет ли несоответствие закону ничтожность сделки либо допускает ее оспоримость (ст. 166 ГК РФ). Если сделка не соответствует требованиям законодательства, в регистрации сделки или перехода прав на ее основании может быть отказано как в случае ничтожности, так и в случае оспоримости сделки.

Государственная регистрация может быть приостановлена по следующим основаниям:

– заявление правообладателя и участников сделок;

– решение, определение суда;

– в силу указания в законе.

Таким образом, законодатель предусматривает весьма сложную процедуру государственной регистрации прав на недвижимость, включающую не только разветвленный документооборот, но и правовую экспертизу представленных документов. Предусматриваются основания для приостановления государственной регистрации и отказа в ее осуществлении.

Порядок регистрация прав на недвижимое имущество

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с недвижимостью осуществляется федеральной регистрационной службой, подведомственной министерству юстиции РФ. Эта служба обладает следующими полномочиями:

— осуществляет государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним в случаях и в порядке установленных законодательством Российской Федерации;

— координирует работу по созданию органов по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними и осуществляет правовой контроль их деятельности;

— обеспечивает соблюдение правил ведения Единого государственного реестра прав (ЕГРП), а также создание и функционирование системы ведения указанного реестра в электронном виде.

Процедура государственной регистрации прав на недвижимости в соответствии со ст.13 указанного закона состоит из пяти этапов:

1) прием документов, представляемых для регистрации прав и сделок;

2) правовая экспертиза представленных документов и проверка сделки не соответствует закону;

3) установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированный объект недвижимости, а также иных оснований отказа либо приостановления государственной регистрации;

4) внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ними;

5) совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

Государственная регистрация носит заявительный характер. Регистрация прав и сделок с недвижимостью проводится на основании заявления правообладателя или сторон договора (п.1 ст. 16 Закона о регистрации прав).

Согласно этой же статье «в случае если права возникают на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты.

Заявление в регистрационную службу должно содержать:

— ходатайство о государственной регистрации права, сделки, ограничения (обременения);

— вид регистрационного права или ограничения (обременения);

— наименование и реквизиты сделки, подлежащей регистрации;

— размер доли в праве в случае регистрации права общей долевой собственности;

— полные данные об обладателе регистрационного права (для физического лица – фамилия, имя, отчество, дата рождения, удостоверяющей личность документ и его реквизиты; адрес постоянного или преимущественного места жительства: для юридических лиц – полное наименование, ИНН, дата и место регистрации, номер документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц, адрес фактического места нахождения;

— имя (наименование) другого участника (участников) регистрируемой сделки;

— сведения о представителях правообладателя или участника сделки, подающих заявление о государственной регистрации, и документе, подтверждающем их полномочия;

— наименование объекта недвижимого имущества с указанием его местонахождения (адреса), кадастрового или условного номера, если он известен заявителю;

— наименование и реквизиты правоустанавливающего документа;

— дату и подпись заявителя.

Важное значение имеет внесение в п. п.5 и 6 ст.16 Закона правила о том, что при предоставлении документов на государственную регистрацию в книге учета документов и расписке в их получении регистрирующим органом необходимо указывать не только дату и время их получения и предоставления с точностью до минуты. Это важно при решении вопроса, связанного с применением ст. 398 ГК. Так, если зарегистрированы два договора купли-продажи одного итого же жилого помещения, но право собственности еще не перешло ни к одному из покупателей, то требовать передачи ему жилого помещения имеет тот покупатель, чей договор зарегистрирован раньше. Заявление от имени юридического лица может быть оформлено на фирменном бланке и скреплено печатью юридического лица.

Закон от 29 декабря 2004г. № 196 – ФЗ ввел новые правила относительно формы доверенностей, представителей физических и юридических лиц:

а) на представление органу, осуществляющему государственную регистрацию прав, документов на государственную регистрацию;

б) на получение документов от такого органа.

Согласно п. 4 ст. 16 Закона при предоставлении документов на государственную регистрацию:

— физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель физического лица, кроме того, нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающие его полномочия;

— лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени юридического лица, предъявляет документ, удостоверяющий его личность, учредительные документы юридического лица или нотариально удостоверенные копии учредительных документов, подтверждающих его полномочия действовать от имени данного юридического лица, или нотариально удостоверенную копию этого документа.

В случае обращения за регистрацией лица, которое вследствие физического недостатка, болезни или неграмотности не может собственноручно подписать заявление на государственную регистрацию, по его просьбе заявление может подписать другое лицо. Подпись последнего должна быть засвидетельствована нотариусом или иным должностным лицом, имеющим право совершить такое нотариальное действие, с указанием причин, в силу которых заявитель не может подписать заявление собственноручно.

В ином порядке проводится регистрация публичных правоотношений, обременений и ограничений, возникших против воли правообладателя в силу закона, актов судебных и иных уполномоченных органов.

Регистрация арестов, запрещений, публичных сервитутов, прав требования в судебном порядке, решении об изъятии земельных участков должна проводиться без заявления и пошлины. Для возникновения данных ограничений (обременений) не требуется дополнительного юридического акта признания, они возникают без государственной регистрации. Поэтому их отстранение в ЕГРП – обязанность регистрационной службы для обеспечения достоверности сведений в реестре и законности дальнейших сделок с этим имуществом.

В соответствии с п.2 ст. 16 Закона о регистрации «к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения». Закон разрешает представлять копии этих документов.

Для государственной регистрации сделки стороны представляют следующие документы (примерный перечень):

1. Заявление о регистрации (бланк заявления заполняется при приеме документов в окне);

2. Квитанция об оплате регистрации;

3. Свидетельство о государственной регистрации права (Приложения № 2 1, 2);

4. Документ, удостоверяющий личность заявителя, или нотариально удостоверенная доверенность на представителя;

5. Правоустанавливающий документ:

· Договор передачи квартиры в собственность;

· Свидетельство о праве на наследство;

· Соглашение о разделе наследственного имущества, удостоверенное нотариусом;

· Соглашение об определении долей;

· Справка члена ЖСК, ГСК, выплатившего полностью свой паевой взнос, с указанием общей площади, реквизитов ЖСК, печати, углового штампа, дата выдачи и номера;

· Договор купли- продажи, мены, ренты, пожизненного содержания с иждивением (Приложение № 3);

· Решение суда, вступившее в законную силу;

6. Справка БТИ об инвентаризационной стоимости объекта недвижимости (Приложение № 4);

7. При регистрации прав на земельный участок: Свидетельство на право собственности на землю и Акт установления нормативной цены земли, выданные Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству (Приложение №№ 5, 6);

8. Нотариально удостоверенное согласие супруга (и) на отчуждение имущества;

9. Справка налоговой инспекции об отсутствии задолженностей по налогам на имущество, полученное в порядке наследования или дарения;

10. Проект договора (Приложение № 7);

11. Акт приема- передачи недвижимости, подтверждающий факт исполнения обязательств по договору.

Сегодня по закону дачу или гараж регистрировать не нужно, для органов регистрации более важен земельный участок. Поэтому и список документов для оформления дачного участка или гаража сильно сократится. Во-первых, в Госрегистрацию следует предъявить любой документ, подтверждающий право на участок. Во-вторых, кадастровый план, который является обязательным приложением к документам, необходимым для осуществляемой государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, а к документам, необходимым для такой государственной регистрации прав на земельный участок — кадастровый план данного земельного участка.

Предоставление указанных планов не требуется, если план соответствующего объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный ФЗ №122 –ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и содержащий описание данного объекта недвижимого имущества, либо в случае государственной регистрации на земельный участок – кадастровый план данного земельного участка ранее уже предоставлялся и был помещен в соответствующее дело предоставленных документов [1] . Причем получение кадастрового плана участка – самый дорогостоящий этап. Так, стоимость обмера шести соток в зависимости от региона, может колебаться от 4,5 до 15 тысяч рублей.

Федеральный закон №93 от 30 июня 2006г. предусмотрел, что дачные и садовые домики можно зарегистрировать без технического паспорта, а на основании деклараций об объекте недвижимости. Декларация представляет собой абсолютно новый документ. Форма декларации об объекте недвижимого имущества устанавливается федеральным законом исполнительной власти. В декларацию включаются сведения об адресе (местоположении), виде (названии), назначении, площади, количестве этажей (этажности), в том числе подземных этажей, годе его создания, о материалах наружных стен такого объекта недвижимости, его подключении к сетям инженерно-технического обеспечения, кадастровом номере земельного участка, на котором такой объект расположен. При этом, для кадастрового плана не нужно составлять межевое дело, так как план любого участки должен быть в кадастровой палате.

Статья 25 п.2 ФЗ 93 от 30 июня 2006г. предусматривает перечень документов для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставляемый до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, либо, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право такого гражданина на данный земельный участок не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок:

— акт о предоставлении гражданину земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления;

— акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок (в том случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного хозяйства);

— иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.

Необходимо также иметь ввиду, что обязательным приложением к указанным документам является кадастровый план соответствующего земельного участка, либо план участка недр или план объекта недвижимости, с указанием его кадастрового номера.

Государственная регистрация права собственности гражданина на указанный участок в ст.25(2) ФЗ №93 должна осуществляться и в случае, если сведения о его площади не соответствуют данным кадастрового плана такого земельного участка. При этом оформляется та площадь участка, что указана в кадастровом плане. Это будет возможно, если излишков не слишком много, то есть из прирезанной земли нельзя создать еще один надел в этом случае следует писать заявление о признании прав на излишки земли и получить согласие соседей на изменение границ участка.

Не допускается государственная регистрация права собственности только тогда, когда в соответствии с Федеральным законом он, не может быть предоставлен в частную собственность. Если дача граничит с лесом или речкой, согласие на увеличение участка следует, как в указанных ранее случаях, получать у местных властей.

Статьей 25 (2) ФЗ от 30 июня 2006г. предусмотрено, что основанием для государственной регистрации права собственности на созданный объект недвижимого имущества, если для этого не требуется выдача разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание, а также предоставление правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Обязательным приложением к представляемым документам является кадастровый план земельного участка. Его представление не требуется, если:

— право на указанный земельный участок ранее уже зарегестрировано;

— указанный земельный участок предназначен для ведения дачного хозяйства или садоводства, и, если предоставлено заключение Правления соответствующего садоводческого или дачного некоммерческого объединения, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в границах указанного земельного участка;

— для строительства реконструкции соответствующего создаваемого или созданного объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством РФ выдача разрешения на строительство, либо указанный земельный участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства, и, если представлено заключение органа местного самоуправления соответствующего поселения или городского округа, подтверждающего, что объект недвижимого имущества расположен в границах указанного земельного участка.

Документами, подтверждающими факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в черте поселения недвижимого имущества и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), является технический паспорт такого объекта индивидуального жилищного строительства и разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или в случае, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство.

До 01 января 2010г. технический паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке и содержащим его описание.

Договор как единый документ составляется в нескольких экземплярах (по числу участников сделки) и один экземпляр остается в делах учреждения юстиции. Например, если в сделке участвует один продавец и один покупатель договор составляется в трех экземплярах.

Договор подписывается сторонами в присутствии регистратора, который устанавливает личности сторон, проверяет наличие всех необходимых документов, проверяет законность договора и отражение в договоре всех условий сделки. После этого стороны (а) оплачивают (ет) регистрационный сбор и сдают договор со всеми прилагаемыми к нему документами на регистрацию.

Регистрация сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки.

Вместе с заявлением о государственной регистрации прав и документами о правах на недвижимое имущество предъявляется документ об уплате государственной пошлины.

Заявителю выдается расписка в получении документов на государственную регистрацию прав с их перечнем, а также с указанием даты и времени их предоставления с точностью до минуты. Расписка подтверждает принятие документов на государственную регистрацию прав.

Сделка считается зарегистрированной, а правовые последствия наступившими со дня внесения записи о сделке или праве в ЕГРП (п. 7 ст. 16 ФЗ).

Следует обратить внимание, что прежний Закон разрешал предоставление полных сведений о государственной регистрации прав только самому правообладателю или лицу, действующему от имени правообладателей на основании доверенности. Согласно п. 3 ст. 7 Закона о регистрации от 29 декабря 2004 г. № 196 – ФЗ, в перечень лиц и органов, имеющих право на получение полных сведений о государственной регистрации прав, включены законные представители.

Кроме того, регистрирующие органы на платной основе имеют право предоставлять любому заинтересованному лицу статическую информацию, полученную на основе сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав (далее ЕГРП), например, информацию о количестве заключенных на определенной территории за определенный период сделок и т. д.

Для предотвращения возможных злоупотреблений при сделках с недвижимостью, в особенности с жилыми помещениями закон должен, при наличии сведений о признании граждан недееспособными и ограниченно дееспособными, а также сведений о признании проживающих в жилом помещении членах семьи собственника данного жилого помещения, находящихся под опекой или попечительством, либо несовершеннолетних членах семьи собственника данного жилого помещения, оставшихся без родительского попечения, обязанности, производить записи об этом в графу «особые отметки» ЕГРП. Сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным представляются в установленном законом порядке только лицам, указанным пункте 6 ст.12.

Положения регистрации прав может быть приостановлена государственным регистратором на срок не более чем месяц на основании заявления в письменной форме одной из сторон договора о возврате документов без проведения государственной регистрации, если другая сторона договора не обращалась с таким заявлением.

В государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, предусмотренных ст. 20 ФЗ если, право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии со ст. 20 настоящего Федерального закона;

— с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;

— документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;

— акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;

— лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;

— лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;

— правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества (в ред. Федерального закона от 09.06.2003 г. № 69­ФЗ);

— правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества (абзац введен Федеральным законом от 09.06.2003 г. № 69-ФЗ);

— не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав (абзац введен Федеральным законом от 09.06.2003 г. № 69-ФЗ);

— имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами (абзац введен Федеральным законом от 09.06.2003 г. № 69-ФЗ);

2. Наличие судебного спора о границах земельного участка не является основанием для отказа в государственной регистрации прав на него. (п. 2 в ред. Федерального закона от 09.06.2003 г. № 69-ФЗ).

3. При принятии решения об отказе в государственной регистрации прав заявителю в письменной форме в срок не более пяти дней после окончания срока, установленного для рассмотрения, направляется сообщение о причине отказа и копия указанного сообщения помещается в дело правоустанавливающих документов.

Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.

4. До внесения в Единый государственный реестр прав записи о сделке, о праве или об ограничении (обременении) права либо до принятия решения об отказе в государственной регистрации права рассмотрение заявления (заявлений) о государственной регистрации права, и иных представленных на государственную регистрацию прав документов может быть прекращено на основании заявлений сторон договора. Государственный регистратор обязан в письменной форме уведомить заявителей о прекращении государственной регистрации права с указанием даты принятия решения о прекращении государственной регистрации права. (п. 4 введен Федеральным законом от 09.06.2003 г. № 69-ФЗ, в ред. Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ).

5. При отказе в государственной регистрации права, уплаченная государственная пошлина за государственную регистрацию права не возвращается. При прекращении государственной регистрации прав на основании соответствующих заявлений сторон договора возвращается половина суммы, уплаченной в виде государственной пошлины за государственную регистрацию прав (п. 5 введен Федеральным законом от 09.06.2003 г. № 69-ФЗ, вред. Федерального закона от 02.11.2004 г. № 127-ФЗ).

Права на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, входящие в состав предприятия, как имущественного имущества подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав по месту нахождения данных объектов.

В ст. 18 ФЗ предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

В пункте 2 указано, что тексты документов, представляемых на государственную регистрацию прав, должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц- без сокращения, с указанием их мест нахождения. Фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью.

Не подлежат приему на государственную регистрацию прав документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные, не оговоренные в них исправления, документы, исполненные карандашом, а также документы с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание.

Кадастровый план земельного участка должен быть удостоверен органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, а планы другого недвижимого имущества ­соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества (в ред. Федерального закона от 11.05.2004 г. № 39- ФЗ).

Причем, согласно п. п. 3 и 4 ст. 25 Закона можно сделать вывод, что только то лицо, которому на соответствующем праве принадлежит земельный участок, отведенному под строительство, может зарегистрировать свое право собственности на объект незавершенного строительства.

Уточненные данные о границах и площади земельного участка могут вноситься в Единый государственный реестр прав без повторной регистрации на основании сведений, представленных органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, при наличии согласия в письменной форме правообладателя (правообладателей) земельного участка или на основании заявления правообладателя.

При наличии спора между органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, и правообладателем уточненные данные о границах и площади земельного участка могут вноситься в Единый государственный реестр прав на основании вступившего в законную силу судебного акта. (п. 4 в ред. Федерального закона от 09.06.2003 г. № 69­ФЗ). Земельные участки и связанную с ними недвижимость определяются федеральными законами о государственном земельном кадастре и о государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 ЗК РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный Кадастровый учет. В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона от 2 января 2000г. № 280ФЗ «О государственном земельном кадастре» (в ред. От 22 августа 2004г.) кадастровая карта (план) земельного участка воспроизводит в графической и текстовой формах сведения о земельном участке.

Понятие «кадастровая карта (план) участка» неотделимо от понятий «государственный земельный кадастр» и «государственный кадастровый учет земельных участков».

Из содержания Федерального закона от 2 января 2000г. № 28-ФЗ усматривается, что государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской федерации. В свою очередь государственный кадастровый учет земельных участков есть их описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить этот участок из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому участку кадастрового номера.

Для того чтобы земельный участок был индивидуализирован, то есть получил признаки, позволяющие выделить его из других подобных участков, необходимо провести межевание этого участка. Согласно ст. 17 Федерального закона от 18 июля 2001г. № 78-ФЗ «О землеустройстве» (в ред. От 18 июля 2005г.) межевание объекта землеустройства, то есть земельного участка, представляет собой работы по установлению на местности границ этого участка с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию местоположения.

Межевание включает в себя следующие работы:

— определение границ земельного участка на местности и их согласование;

— закрепление на местности местоположения границ земельного участка межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ земельного участка;

— изготовление карты (плана) земельного участка.

Карта (план) земельного участка составляются по данным измерений, полученных при его межевании.

Согласно ст. 69 Земельного кодекса РФ землеустройство проводится по инициативе собственников земельных участков, землепользователей и землевладельцев. Основанием для проведения работ по межеванию земельного участка, находящегося в частной собственности, служит договор о проведении землеустройства, заключаемый с частным землеустроителем или землеустроительной организацией. Учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при проведении землеустройства, обеспечивается путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее, чем за 7 календарных дней до начала работ. Отсутствие надлежащим образом извещенных лиц при проведении землеустроительных работ не является препятствием для проведения землеустройства.

Более подробно, чем в вышеназванных законах, порядок проведения работы по межеванию земельных участков прописаны в Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом РФ 8 апреля 1996г., и Методических рекомендациях по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17 февраля 2003г. (первый из названных документов применяется в части, не противоречащей Федеральному закону от 18 июня 2001г. № 78-ФЗ, Земельному кодексу РФ и действующим нормативных правовым актам с учетом положений указанных методических рекомендаций).

Хотя и Инструкция, и Методические рекомендации больше относятся к землеустроителям, думается их содержание будет интересно и землевладельцам, чтобы требовать соблюдения предусмотренных этими документами правил при проведении межевания своих земельных участков для постановки на государственный кадастровый учет, а также избежать недоразумений, которые могут возникнуть при установлении или уточнении границ земельных участков, особенно смежных.

Так, извещения о предстоящем межевании (размежевании) земельных участков и установлении (или уточнения их границ передаются заинтересованным лицам под расписку или направляются им заказным почтовым отправлением с уведомлением. Один экземпляр расписку или уведомления должен оставаться в землеустроительном деле.

Перед процедурой согласования границ земельного участка они предварительно обозначаются на местности в соответствии с данными государственного земельного кадастра.

При неявке кого-либо из заинтересованных лиц на процедуру согласования границ или их отказе от участия в этой процедуре в акте согласованных границ фиксируется факт отсутствия указанных лиц на процедуре или их отказа от участия в ней. В таком случае проводится предварительное межевание. В течение 30 календарных дней после предварительного межевания указанным лицам направляются повторные уведомления с указанием срока явки для согласования границ земельного участка или предоставления мотивированного отказа. В случае повторной неявки в течение указанного срока границы земельного участка считаются установленными.

Юридические лица или индивидуальные предприниматели могут проводить любые виды работ по землеустройству без специальных разрешений, если иное не предусмотрено Федеральными законами (п. 6 ст. 39 Земельного кодекса РФ).

Согласование границ может не проводиться при наличии в государственном земельном кадастре сведений (координат поворотных точек границ), позволяющих определить их положение на местности.

Если это предусмотрено заданием на выполнение работ, при межевании земельного участка составляется его карта (план), в противном случае составляется карта (план) границ земельного участка. На карте (плане) границ земельного участка показываются:

— кадастровый номер участка;

— границы земельного участка и номер межевых знаков;

— размеры земельного участка в виде площади дирекционных углов и горизонтальных положений;

— описание границ смежеств;

— выходы координатной сети;

Карта (план) земельного участка дополнительно к сведениям, которые показываются на карте (плане) его границ, содержит сведения:

— о границах частей земельного участка, ограниченных в использовании и обремененных сервитутами;

— о границах частей земельного участка, занятых объектами недвижимого имущества.

Первые показываются на основе имеющихся документов и обозначаются на местности только по желанию заинтересованного лица и с согласия правообладателя участка. Что же касается вторых сведений, то объекты недвижимого имущества отображаются на карте (плане), если это предусмотрено заданием на выполнение работ. В противном случае сведения случае, государственная регистрация права на долю в общей собственности проводится независимо от срока, прошедшего с момента извещения продавцом доли остальных участников долевой собственности.

В случае, если к заявлению о государственной регистрации не приложены документы, подтверждающие отказ остальных участников долевой собственности от покупки доли, государственный регистратор обязан приостановить государственную регистрацию до истечения месяца со дня извещения продавцом доли остальных участников долевой собственности, если на день подачи заявления о государственной регистрации такой срок не истек. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ).

Споры между участниками долевой собственности, возникшие при государственной регистрации права на долю в общей собственности, подлежит разрешению в судебном порядке.

В соответствии с п. 3 ст. 13 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации, и проводится по месту нахождения недвижимого имущества. Трудно переоценить значение Закона о регистрации для придания устойчивости отношениям, сложившимся в гражданском обороте, — ведь сделки с недвижимостью составляют весьма значительную часть и в наибольшей степени нуждаются в государственном признании и подтверждении прав их участников, что обусловлено особым характером предмета таких сделок­ — недвижимости.

Значительные изменения в Законе коснулись ответственности органов, осуществляющих государственную регистрацию прав.

[1] Федеральный закон №93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» от 30 июня 2006г..//Российская газета .07.07.06. №146 (4112).