Поправки уголовный кодекс 2012

АДВОКАТСКИЕ ТАЙНЫ

Адвокатские тайны ౹ Алексей Колегов ౹ Адвокат Колегов

Поправки в Уголовный кодекс

Поправки в УК РФ 2011 — Что изменилось, в каких статьях, как воспользоваться изменениями

Подробный комментарий президентских поправок, внесенных в Федеральном Законе ФЗ № 463704-5 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации»

Изменения, касающиеся УДО

Президентские поправки изменяют в часть 7статьи 79 УК РФ. Отныне лица, находящиеся на УДО, и совершившие во время его административное нарушение или преступление небольшой или средней тяжести, будут возвращены в места лишения свободы только по решению суда.

Раньше суд принимал решение об отмене УДО только в случае совершения, находящимся на УДО человеком, только административных правонарушений или преступлений по неосторожности. В случае совершения умышленных преступлений малой или средней тяжести и выше возврат в лагерь происходил автоматически. Теперь автоматическая отмена УДО будет происходить только при совершении тяжких или особо тяжких преступлений.

Изменения, касающиеся отмены условного осуждения и замены его реальным сроком

Изменения такие же, как и для УДО. Если раньше статья 74 предусматривала, что в случае совершения осужденного, находящемся на испытательном сроке преступления по неосторожности или малой тяжести, то суд решает оставить его на условном сроке или заменить условное наказание реальным сроком. Теперь суд будет решать вопрос о замене условного наказания и в случае совершения преступления средней тяжести.

Изменения в Уголовном кодексе

В уголовном кодексе РФ снимаются минимальные пределы наказания по ряду статей. Минимальные пределы убираются для таких видов наказаний, как лишение свободы, арест, исправительные работы, ограничение свободы. Также для некоторых статей вводится в качестве альтернативного наказания штраф и исправительные работы ( в данных статьях такого наказания раньше не было).

В каких статьях произошли изменения можно увидеть в нижеприведенной таблице.

Если интересующей вас статьи в таблице нет, это значит, что по этой статье изменений не произошло. Более подробно изменения можно посмотреть в таблицеИзменения в статьях УК 2011 по Федеральному Закону ФЗ № 463704-5 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации»

Что значит ликвидация минимального предела наказания?

Считается, что так судьи могут более гибко оценивать личность преступника и степень опасности преступления для общества. Соответственно и срока будут различаться для разных лиц, обвиняемых в аналогичных преступлениях весьма по-разному. Теоретически можно сказать, что, если ранее некое преступление каралось сроком, скажем, от 3 до 7 лет, то теперь оно будет наказываться от 0 до 7 лет, а это позволит дать судье и 7 лет и 3 года и даже 6 месяцев лишения свободы.

Что дает снятие минимального предела наказания для уже судимых лиц, отбывающих наказание?

Изменения в УК относятся к имеющим обратное действие. Это значит, что осужденные имеют право на пересмотр приговора.

Сразу скажу, что бесполезно ждать, что кто-то начнет пересматривать приговоры сам, что правительство озаботится и распорядится. Согласно закону ходатайство о пересмотре осужденный должен писать сам (ч.2 ст. 399 УПК РФ). Не пишешь ходатайство – значит согласен с приговором. А коль согласен – сиди дальше.

Куда писать для пересмотра приговора?

Для того чтобы приговор пересмотрели необходимо писать ходатайство в суд по месту пребывания. В Уголовно-процессуальном кодексе сказано, что вопрос об освобождении от наказания или о смягчении наказания вследствие издания уголовного закона, имеющего обратную силу, в соответствии со статьей 10 Уголовного кодекса Российской Федерации (ч.13 ст. 397 УПК РФ) разрешаются судом по месту отбывания наказания осужденным либо по месту применения принудительных мер медицинского характера (ч.3 ст. 396 УПК РФ).

Суд уже будет решать смягчить наказание или оставить приговор без изменения. Так как ходатайств пойдет вал, то можно с большой долей уверенности утверждать, что рассмотрение ходатайств будет в основном формальным и поверхностным. Более внимательно будут читать дела разве что по тяжким преступлениям, да и то, как знать. Поэтому основной фактор при снижении срока будет ваше везение.

Многим будет отказано. Однако это не повод для уныния. Как и любое другое решение суда, данное постановление может быть обжаловано в кассационной и надзорной инстанциях. Обжаловать можно и в том случае, если наказание смягчили, но по вашему мнению недостаточно.

В кассационном порядке жалобы можно подавать в течении 10 дней после получения приговора. Подается через районный суд вынесший первоначальное решение, т.е. адресуете письмо в соответствующую кассационную инстанцию, но само письмо с ходатайством посылаете в районный суд.

Кассационные инстанции:

1) судебная коллегия по уголовным делам верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа

2) Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации

3) Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

В каждой следующей инстанции вы можете обжаловать решение предыдущей.

Если в кассационном порядке обжаловать не успеваете, то у вас остаются надзорные инстанции:

1) приговор и постановление мирового судьи, приговор, определение и постановление районного суда, кассационное определение верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа – обжалуется в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа

2) Решение предыдущей надзорной инстанции обжалуется в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации (но только в том случае, если вы не подавали в Верховный Судом Российской Федерации в кассационном порядке)

3) Президиум Верховного Суда Российской Федерации

Если не опускать руки, а последовательно подавать в кассационные или надзорные инстанции, то вероятность смягчения приговора становится довольно высокой. Главное – не унывать и не думать, что все бесполезно. Если ничего не делать – тогда действительно будет бесполезно.

Критика нового закона.

1) Данный закон резко усиливает роль адвокатов в судебном разбирательстве, ведь, чем больше «вилка» между минимальным и максимальным наказанием, тем больше необходимость квалифицированной защиты для того, чтобы склонить судью именно к минимальной границе приговора.

2) Как видно даже невооруженным взглядом, закон смягчает в первую очередь ответственность по тяжким преступлениям. По малой и средней тяжести делам и так наказания идут от 0.

3) В целом закон создает впечатление оторванности высшего руководства страны от реалий жизни народа. С учетом высокого (да, собственно, высочайшего, принизывающего все и вся) уровня коррупции в наших правоохранительных органах, многих судах, связки уголовных судов и, к примеру, прокуратуры легко предположить, что люди, имеющие деньги на адвокатов и подкуп должностных лиц, а равно, имеющие связи среди должностных лиц будут получать минимальные наказания. Компенсироваться это будет сроками выше средних для тех, кто не может себе позволить качественного адвоката и связей нужных не имеют. Тем более, что качество подавляющего большинства государственных адвокатов стала давно притчей во языцех.

4) Создатели законопроекта считают, что снятие минимальных пределов приговоров дифференцирует наказание. Но в нашей стране судьи давно дают приговоры по среднему, выработав для себя можно сказать типовые срока – так легче обрабатывать вал уголовных дел, захлестнувший страну. Не забывайте, что по многим статьям кроме длительных сроков лишения свободы есть и вариант в виде ареста до полугода. Однако к данной альтернативе судьи прибегают в редчайших случаях. Почему же теперь они вдруг подобреют?

5) Непонятно, зачем такое внимание уделено снижению приговоров в виде ареста и исправительных работ. Во многих статьях они присутствуют, как альтернатива, однако судьи к ним, как к наказанию прибегают чрезвычайно редко. Во многом это объясняется и тем, что арест приходится отбывать в СИЗО за неимением арестных домов, а к исправительным работам приговаривают при наличии соответствующих рабочих мест после консультации с муниципальными органами. Оно кому надо? Кстати, об этом я уже писал в статье «Что такое смягчение наказания, его достоинства и недостатки, стоит ли подавать на него».

За сим могу резюмировать тем, что данный законопроект революционности в себе на самом деле не несет и не стоит ждать от него слишком много.

Соскучились по «клевете»

«Единороссы» возвращают статью «клевета» в Уголовный кодекс

«Журналистская» статья «клевета» вернется в Уголовный кодекс и будет ужесточена, законопроект инициирован считающимся либералом среди единороссов бывшим министром юстиции Павлом Крашенинниковым и внесен в Госдуму его коллегой по партии журналистом Александром Хинштейном. Поправка предназначена «некоторым», в описаниях которых угадываются правозащитник Олег Орлов и блогер Алексей Навальный. Пора подумать о возврате советской «политической» статьи 58, язвит правозащитник.

Глава комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников призвал в пятницу пересмотреть одну из законодательных норм, принятых в рамках модернизационных инициатив президентства Дмитрия Медведева. В Уголовный кодекс РФ следует вернуть статью «клевета», а штрафы, предусмотренные статьей «оскорбление», которая пока останется в Кодексе об административных правонарушениях, в разы увеличить.

«Мы считаем, что декриминализация статьи «клевета» ни к чему хорошему не привела, и потому вносим законопроект, предусматривающий уголовную ответственность за данный состав», — цитирует Крашенинникова «Интерфакс».

Чуть позже другой единоросс, Александр Хинштейн, написал в своем микроблоге в Twitter, что внес этот законопроект в Госдуму. «Вместе с группой коллег вносим поправку о восстановлении уг(оловной) ответственности за клевету: ст. 129 УК РФ. Считал и считаю ее ликвидацию ошибкой», — заявил депутат. В думскую базу законопроект о клевете пока не включен. Помимо Крашенинникова и Хинштейна в числе авторов закона значится еще одна депутат-единоросс Ирина Яровая, сказал Хинштейн «Газете.Ru».

«Газете.Ru» с Крашенинниковым в пятницу связаться не удалось. «Интерфаксу» необходимость возвращения клеветы из КоАП в УК он аргументировал так:

«Декриминализация статьи «клевета», проведенная в рамках либерализации уголовной политики, и назначение за различные клеветнические измышления, а иначе говоря, распространение ложных сведений о человеке, административных штрафов до 3 тысяч рублей привели к тому, что некоторые граждане практически безнаказанно обвиняют людей в самых страшных грехах, называя их бандитами, террористами, коррупционерами».

Крашенинников не уточнил, кого конкретно он имеет в виду, но его описание подходит как минимум двум известным людям — главе правозащитного общества «Мемориал» Олегу Орлову и блогеру Алексею Навальному. Орлова обвинял в клевете глава Чечни Рамзан Кадыров. От его имени в Хамовнический суд был подан иск в связи с заявлением Орлова об ответственности Кадырова за гибель правозащитницы Натальи Эстемировой. Слова о Кадырове были сказаны задолго до выведения статьи «клевета» из уголовных, но после декриминализации дело в отношении Орлова было прекращено.

Навальный — автор обидного для «Единой России» определения «партия жуликов и воров». Эксперты неоднократно отмечали, что это прозвание сыграло определенную роль в снижении результата ЕР на выборах. Партийцы пытались преследовать Навального в судах, но безуспешно. На днях блогер представил листовку, в которой проводится параллель между уровнем роста тарифов на ЖКХ в некоторых регионах и итогами голосования за ЕР. Из листовки, украшенной логотипом ЕР, следует, что больше всего тарифы выросли в тех регионах, где за ЕР голосовали хуже всех. Сейчас региональные единороссы пишут на Навального жалобы в правоохранительные органы в связи с такой наглядной агитацией, всяком случае, так поступила пресс-служба Саратовского регионального отделения ЕР. На Навального в последнее время объявлена настоящая охота: накануне глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин публично устроил разнос подчиненным за закрытие «втихаря» дела о принуждении Навальным директора предприятия «Кировлес» к заключению невыгодного контракта.

Прежде статья «клевета» считалась «журналистской» — ею часто пользовалось чиновники и партийные функционеры для сведения счетов с прессой. Так, в 2009 году Россия была на первом месте по количеству уголовных дел против представителей СМИ. Тогда Центр экстремальной журналистики насчитывал 60 дел за год (по разным «журналистским» статьям УК) и количество дел росло. В 95% случаев дела против журналистов возбуждались по заявлениям чиновников и депутатов, отмечали правозащитники.

Новая версия статьи «клевета» в Уголовном кодексе будет жестче предыдущей, следует из слов Крашенинникова. Статья будет предусматривать до 5 лет лишения свободы, тогда как по старой статье 129 УК РФ можно было получить не больше трех лет.

Кроме того, в новой статье о клевете появится два дополнительных пункта, в старой было три. По словам Крашенинникова, законопроект предусматривает градацию деяний, связанных с клеветой, по степени их общественной опасности. Максимальный срок наказания будет полагаться за ложные обвинения граждан в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, прежде всего сексуального характера, пояснил депутат.

Также будут многократно увеличены штрафы за оскорбление, но сама эта статья пока остается в КоАПе, уточнил Крашенинников. Вместо 1—3 тыс. рублей, которыми наказывается оскорбление сейчас, придется платить 30—50 тыс. рублей.

Статьи о клевете и оскорблении были декриминализованы в декабре 2011 года, поправки вступили в силу с 1 января 2012 года. Законопроект, в котором предусматривалась либерализация целого ряда статьей УК, был внесен в Госдуму тогдашним президентом Дмитрием Медведевым, а инициировал изменения министр юстиции Александр Коновалов.

Крашенинников — один из предшественников Коновалова на посту министра юстиции — тогда одобрял либерализацию, называя ее, «безусловно, своевременной и соответствующей требованиям сегодняшнего дня».

Хинштейн, который до своего избрания в Госдуму был скандально известным журналистом, сказал «Газете.Ru», что всегда считал декриминализацию статьи о клевете ошибкой. «В законодательстве всех стран мира есть уголовная ответственность за клевету. Есть грань между клеветой и оскорблением. Клевета сопряжена с умыслом, то есть человек знает, что его утверждение — ложь», — пояснил парламентарий. «Прошедшие полгода показали, что практика судебная не улучшается», — отметил депутат. На вопрос о судебной статистике за полгода по числу осужденных за клевету в рамках КоАП Хинштейн неожиданно ответил: «А у нас нет административной статьи за клевету».

Это не так: в КоАП есть статья 5.60 «клевета», предусматривающая в качестве наказания штраф в размере до 100 тысяч рублей.

«Хочется напомнить Крашенинникову, что ни к чему хорошему не привела и декриминализация статьи об антисоветской агитации и пропаганде. Долой клевету, даешь 58-ю статью (58-я статья УК РСФСР, по ней в сталинские времена осудили почти 4 млн человек. — «Газета.Ru»)! Желательно ее успеть вернуть в рамках весенней сессии», — иронизирует глава правозащитной ассоциации «Агора» Павел Чиков.

По его словам, аргумент Крашенинникова о том, что полгода применения этой статьи в Административном кодексе «ни к чему хорошему не привели», абсолютно несостоятелен. «Интересно было бы узнать практику привлечения за клевету в рамках КоАП. Но предполагаю, что практики никакой нет», — отмечает эксперт.

Декриминализация статьи о клевете — не единственная инициатива Медведева, пересмотренная после возвращения на пост президента Владимира Путина. В частности, сам Путин еще до избрания фактически пообещал вернуть россиянам зимнее время, отмененное Медведевым, а Госдума в пятницу приняла в первом чтении поправки, ужесточающие законодательство о некоммерческих организациях, — при Медведеве, напротив, велась работа по либерализации этого законодательства.

Хинштейн, впрочем, отрицает пересмотр «медведевского наследия».

«О ревизии говорить совершенно не приходится. Речь идет о конкретных, точных вещах. О какой ревизии может идти речь, если законопроект вносится депутатами от «Единой России» из числа руководства?» — удивляется Хинштейн.

«Сила в том и заключается, что мы смотрим на практику: признаем, что здесь погорячились, там поторопились», — добавляет депутат.

Поправки уголовный кодекс 2012

​Группа депутатов Госдумы во главе с председателем комитета по законодательству Павлом Крашенинниковым внесла законопроект, обязывающий принимать поправки в Уголовный кодекс отдельной инициативой, а не в тексте сторонних законодательных актов. Для этого они предлагают прописать соответствующую норму в законе «О введении в действие Уголовного кодекса РФ».

В пояснительной записке к законопроекту авторы оговаривают, что при внесении изменений в УК зачастую требуются поправки и в Уголовно-процессуальный кодекс и наоборот и этот процесс должен сопровождаться всесторонним и детальным анализом целесообразности соответствующих поправок. В действительности же поправки в УК и УПК иногда появляются уже на этапе редактуры ко второму чтению законопроектов, которые не имеют на первоначальном этапе отношения к уголовному законодательству, продолжают авторы законопроекта.

Поправки в УК должны вноситься отдельным законопроектом, чтобы не было таких случаев, когда, например, комитет по здравоохранению рассматривает изменения в УК, — ими должен заниматься профильный комитет, пояснил РБК один из авторов, Юрий Синельщиков. «Такими действиями содержание УК разрушено, отсутствует связь общей части кодекса с особенной, размыта степень общественной опасности. Авторы часто забывают вносить параллельно с поправками в УК изменения в УПК», — рассказал РБК собеседник в профильном комитете.

Проект, правящий УК, может вноситься одновременно с поправками в другие законы, но не одним документом, уточнил он.

В таком случае поправки в УК в качестве профильного будет рассматривать комитет по законодательству, где есть грамотные специалисты, разбирающиеся в этом вопросе, сказал другой соавтор инициативы единоросс Александр Ремезков. Депутат напомнил, что в палате уже установлен порядок, согласно которому все изменения Бюджетного кодекса рассматривает только профильный комитет по бюджету; депутаты предлагают ввести аналогичный порядок «для таких важных кодексов, как УК и УПК».

Конкретного повода для инициативы не было; законопроект разработан после обобщения практики, пояснил РБК Ремезков. Однако собеседник в профильном комитете заметил, что особенно репрессивные меры любят вносить депутаты Елена Мизулина и Ирина Яровая. Он приводит в пример законопроект об уголовном наказании за пропаганду наркотиков, подготовленный Яровой (профильным для него, однако, является как раз комитет Крашенинникова, а не комитет по безопасности и противодействию коррупции, который возглавляет Яровая). Все устали от репрессивных мер, добавляет он.

С момента возвращения в Кремль в мае 2012 года Владимира Путина в Уголовный кодекс было внесено 62 поправки. Так, в 2012 году при принятии поправок в закон о некоммерческих организациях — иностранных агентах в УК была поправлена одна статья и появилась еще одна — 330.1 «Злостное уклонение от исполнения обязанностей, налагаемых на иностранных агентов», в худшем случае грозящая лишением свободы на срок до двух лет. Профильным для инициативы оказался комитет по делам общественных организаций.

В июне 2014 года в УК появилась следующая статья 330.2, устанавливающая ответственность вплоть до 400 часов обязательных работ за непредоставление сведений о наличии второго гражданства: соответствующий законопроект касался в первую очередь закона «О гражданстве Российской Федерации» и проходил через комитет по конституционному законодательству. В мае 2015 года в УК появилась еще одна касающаяся НКО статья — 284.1 «Деятельность нежелательной иностранной организации», профильным для этого законопроекта также был конституционный комитет.

Статьи об оскорблении религиозных чувств в свою очередь появились в УК в июне 2013 года специальным законом, прошедшим подготовку в комитете Крашенинникова.

Федеральный закон от 29 ноября 2012 г. N 207-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 23 ноября 2012 года

Одобрен Советом Федерации 28 ноября 2012 года

Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 2002, N 44, ст. 4298; 2003, N 50, ст. 4848; 2004, N 30, ст. 3091; 2007, N 1, ст. 46; 2009, N 52, ст. 6453; 2010, N 19, ст. 2289; N 52, ст. 7003; 2011, N 11, ст. 1495; N 50, ст. 7362) следующие изменения:

1) пункт 4 примечаний к статье 158 после слов «настоящей главы» дополнить словами «, за исключением статей 159 1 , 159 3 , 159 4 , 159 5 , 159 6 ,»;

а) в абзаце втором части третьей слова «со штрафом в размере до десяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового» заменить словами «со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового»;

б) абзац первый части четвертой после слов «в особо крупном размере» дополнить словами «или повлекшее лишение права гражданина на жилое помещение»;

3) дополнить статьей 159 1 следующего содержания:

«Статья 159 1 . Мошенничество в сфере кредитования

1. Мошенничество в сфере кредитования, то есть хищение денежных средств заемщиком путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, —

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев.

2. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору, —

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере, —

наказываются лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Примечаниe. Крупным размером в настоящей статье, а также в статьях 159 3 , 159 4 , 159 5 , 159 6 настоящей главы признается стоимость имущества, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным — шесть миллионов рублей.»;

4) дополнить статьей 159 2 следующего содержания:

«Статья 159 2 . Мошенничество при получении выплат

1. Мошенничество при получении выплат, то есть хищение денежных средств или иного имущества при получении пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, путем представления заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, а равно путем умолчания о фактах, влекущих прекращение указанных выплат, —

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев.

2. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору, —

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере, —

наказываются лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.»;

5) дополнить статьей 159 3 следующего содержания:

«Статья 159 3 . Мошенничество с использованием платежных карт

1. Мошенничество с использованием платежных карт, то есть хищение чужого имущества, совершенное с использованием поддельной или принадлежащей другому лицу кредитной, расчетной или иной платежной карты путем обмана уполномоченного работника кредитной, торговой или иной организации, —

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев.

2. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору, а равно с причинением значительного ущерба гражданину, —

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере, —

наказываются лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.»;

6) дополнить статьей 159 4 следующего содержания:

«Статья 159 4 . Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности

1. Мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, —

наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

3. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, —

наказывается штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.»;

7) дополнить статьей 159 5 следующего содержания:

«Статья 159 5 . Мошенничество в сфере страхования

1. Мошенничество в сфере страхования, то есть хищение чужого имущества путем обмана относительно наступления страхового случая, а равно размера страхового возмещения, подлежащего выплате в соответствии с законом либо договором страхователю или иному лицу, —

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев.

2. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору, а равно с причинением значительного ущерба гражданину, —

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере, —

наказываются лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.»;

8) дополнить статьей 159 6 следующего содержания:

«Статья 159 6 . Мошенничество в сфере компьютерной информации

1. Мошенничество в сфере компьютерной информации, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем ввода, удаления, блокирования, модификации компьютерной информации либо иного вмешательства в функционирование средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации или информационно-телекоммуникационных сетей, —

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев.

2. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору, а равно с причинением значительного ущерба гражданину, —

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере, —

наказываются лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.»;

а) наименование изложить в следующей редакции:

«Статья 303. Фальсификация доказательств и результатов оперативно-разыскной деятельности»;

б) дополнить частью четвертой следующего содержания:

«4. Фальсификация результатов оперативно-разыскной деятельности лицом, уполномоченным на проведение оперативно-разыскных мероприятий, в целях уголовного преследования лица, заведомо непричастного к совершению преступления, либо в целях причинения вреда чести, достоинству и деловой репутации —

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двенадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет.».

Абзац третий пункта 1 части первой статьи 15 Федерального закона от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3349; 2008, N 52, ст. 6248) изложить в следующей редакции:

«Если при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий изымаются документы и (или) электронные носители информации, то изготавливаются копии документов, которые заверяются должностным лицом, изъявшим документы, и (или) по ходатайству законного владельца изъятых электронных носителей информации или обладателя содержащейся на них информации информация, содержащаяся на изъятых электронных носителях, копируется на другие электронные носители информации, предоставленные законным владельцем изъятых электронных носителей информации или обладателем содержащейся на них информации. Копии документов и (или) электронные носители информации, содержащие копии изъятой информации, передаются лицу, у которого были изъяты эти документы, и (или) законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации, о чем делается запись в протоколе. В случае, если при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий невозможно изготовить копии документов и (или) скопировать информацию с электронных носителей информации или передать их одновременно с изъятием документов и (или) электронных носителей информации, указанное должностное лицо передает заверенные копии документов и (или) электронные носители информации, содержащие копии изъятой информации, лицу, у которого были изъяты эти документы, и (или) законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации в течение пяти дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе. При копировании документов и (или) информации, содержащейся на изымаемых электронных носителях информации, должны обеспечиваться условия, исключающие возможность утраты или изменения документов и (или) информации. Не допускается копирование документов и (или) информации, содержащейся на изымаемых электронных носителях информации, если это может воспрепятствовать осуществлению оперативно-розыскной деятельности.».

Внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027; N 30, ст. 3020, 3029; N 44, ст. 4298; 2003, N 27, ст. 2700, 2706; N 50, ст. 4847; 2004, N 27, ст. 2711; 2005, N 1, ст. 13; 2006, N 28, ст. 2975, 2976; N 31, ст. 3452; 2007, N 1, ст. 46; N 16, ст. 1827; N 24, ст. 2830, 2833; N 49, ст. 6033; N 50, ст. 6235, 6248; 2008, N 49, ст. 5724; 2009, N 11, ст. 1267; N 44, ст. 5170; 2010, N 1, ст. 4; N 15, ст. 1756; N 17, ст. 1985; N 21, ст. 2525; N 27, ст. 3416, 3431; N 30, ст. 3986; N 31, ст. 4164, 4193; N 49, ст. 6412; 2011, N 1, ст. 16, 45; N 15, ст. 2039; N 23, ст. 3259; N 29, ст. 4286; N 30, ст. 4598, 4601, 4605; N 45, ст. 6334; N 50, ст. 7350, 7361, 7362; 2012, N 10, ст. 1162, 1166; N 30, ст. 4172; N 31, ст. 4330, 4331, 4332) следующие изменения:

1) часть третью статьи 20 изложить в следующей редакции:

«3. Уголовные дела частно-публичного обвинения возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя, но прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса. К уголовным делам частно-публичного обвинения относятся уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 131 частью первой, 132 частью первой, 137 частью первой, 138 частью первой, 139 частью первой, 145, 146 частью первой, 147 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации, а также уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 159 — 159 [6] , 160, 165 Уголовного кодекса Российской Федерации, если они совершены индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, либо если эти преступления совершены членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности, за исключением случаев, если преступлением причинен вред интересам государственного или муниципального унитарного предприятия, государственной корпорации, государственной компании, коммерческой организации с прямым участием в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) государства или муниципального образования либо если предметом преступления явилось государственное или муниципальное имущество.»;

2) часть вторую 1 статьи 82 изложить в следующей редакции:

«2 1 . После производства неотложных следственных действий в случае невозможности возврата изъятых в ходе производства следственных действий электронных носителей информации их законному владельцу содержащаяся на этих носителях информация копируется по ходатайству законного владельца изъятых электронных носителей информации или обладателя содержащейся на них информации. Копирование указанной информации на другие электронные носители информации, предоставленные законным владельцем изъятых электронных носителей информации или обладателем содержащейся на них информации, осуществляется с участием законного владельца изъятых электронных носителей информации или обладателя содержащейся на них информации и (или) их представителей и специалиста в присутствии понятых в подразделении органа предварительного расследования или в суде. При копировании информации должны обеспечиваться условия, исключающие возможность ее утраты или изменения. Не допускается копирование информации, если это может воспрепятствовать расследованию преступления. Электронные носители информации, содержащие скопированную информацию, передаются законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации. Об осуществлении копирования информации и о передаче электронных носителей информации, содержащих скопированную информацию, законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации составляется протокол в соответствии с требованиями статьи 166 настоящего Кодекса.»;

3) в части первой 1 статьи 108 цифры «159» заменить цифрами «159 — 159 6 «;

4) пункт 1 части третьей статьи 150 после слов «159 частью первой,» дополнить словами «159 1 частью первой, 159 2 частью первой, 159 3 частью первой, 159 4 частью первой, 159 5 частью первой, 159 6 частью первой,»;

а) пункт 3 части второй после слов «159 частями второй — четвертой,» дополнить словами «159 1 частями второй — четвертой, 159 2 частями второй — четвертой, 159 3 частями второй — четвертой, 159 4 частями второй и третьей, 159 5 частями второй — четвертой, 159 6 частями второй — четвертой,»;

б) часть пятую после слов «159 частями второй — четвертой,» дополнить словами «159 1 частями второй — четвертой, 159 2 частями второй — четвертой, 159 3 частями второй — четвертой, 159 4 частями второй и третьей, 159 5 частями второй — четвертой, 159 6 частями второй — четвертой,»;

6) часть девятую 1 статьи 182 после слов «законного владельца изымаемых электронных носителей информации» дополнить словами «или обладателя содержащейся на них информации», после слов «законным владельцем изымаемых электронных носителей информации» дополнить словами «или обладателем содержащейся на них информации», после слов «законному владельцу изымаемых электронных носителей информации» дополнить словами «или обладателю содержащейся на них информации»;

7) часть третью 1 статьи 183 после слов «законного владельца изымаемых электронных носителей информации» дополнить словами «или обладателя содержащейся на них информации», после слов «законным владельцем изымаемых электронных носителей информации» дополнить словами «или обладателем содержащейся на них информации», после слов «законному владельцу изымаемых электронных носителей информации» дополнить словами «или обладателю содержащейся на них информации».

Абзац первый статьи 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 44, ст. 4298; 2003, N 50, ст. 4847; 2007, N 26, ст. 3089; 2008, N 20, ст. 2259) изложить в следующей редакции:

«Мелкое хищение чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных частями второй, третьей и четвертой статьи 158, частями второй, третьей и четвертой статьи 159, частями второй, третьей и четвертой статьи 159 1 , частями второй, третьей и четвертой статьи 159 2 , частями второй, третьей и четвертой статьи 159 3 , частями второй и третьей статьи 159 4 , частями второй, третьей и четвертой статьи 159 5 , частями второй, третьей и четвертой статьи 159 6 и частями второй и третьей статьи 160 Уголовного кодекса Российской Федерации, -«.