Понятие прокурорский надзор и административный надзор

Портал «Юристъ» — Ваш успех в учебе и работе!

Административное право

НАДЗОР В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Административный надзор — это особый вид правоохранительной деятельности, осуществляемой специально уполномоченными на то органами (должностными лицами), заключающийся в систематическом и непосредственном наблюдении ими за надлежащим соблюдением не подчиненными им государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями (их должностными лицами), а также гражданами общеобязательных правил, норм, требований и стандартов, действующих в сфере реализации государственной исполнительной власти. Целью административного надзора является обеспечение безопасности граждан, общества и государства путем предупреждения и пресечения нарушений законности и дисциплины в процессе осуществления управленческой, правоохранительной и правообеспечительной деятельности. Он осуществляется системой специальных государственных органов, образующих три относительно автономных группы: а) государственные инспекции (например, ГАК, Госпожнадзор); б) специализированные ведомства (например, Главное контрольно-ревизионное управление) и в) милиция. При этом среди государственных инспекций можно выделить организационно самостоятельные структуры (каковой является, например, государственная инспекция по маломерным судам) и структуры, которые включаются в качестве особых подразделений в систему центральных отраслевых органов государственной исполнительной власти (например, ГАИ, Государственная инспекция электросвязи и др.). Однако, в любом случае полномочия по осуществлению административного надзора специально уполномоченными на то органами (независимо от их ведомственной подчиненности) определяется специальными Положениями об этих органах, в которых фиксируются формы и методы их надзорной деятельности, и закрепляется подведомственный характер осуществляемых ими функций. В этом смысле административный надзор сближается с междуведомственным контролем, как специфическим видом контрольно-надзорной деятельности, обеспечивающей соблюдение определенными категориями физических и юридических лиц общеобязательных правил и норм, которые действуют в сфере реализации государственной исполнительной власти.

С целью обеспечения надлежащего и четкого соблюдения определенными категориями юридических и физических лиц общеобязательных правил и норм, либо специ-

альных требований и стандартов, уполномоченные надзорные органы наделяются определенным объемом специальных государственно-властных полномочий, в том числе правом применения мер государственного принуждения. К таким мерам относятся: а) предупредительные (профилактические) меры; б) меры пресечения; в) карательные меры, т.е. административные взыскания.

Применение органами административного надзора предупредительных мер сводится, как правило, к осуществлению различного рода профилактических мероприятий (посещению и обследованию поднадзорных объектов, проведению осмотров, проверок, анализов и экспертиз; досмотру транспортных средств, вещей и документов; закрытию границ и введению карантина; осуществлению общеобязательных санитарных мероприятий; подготовке и выдаче заключений; участию в работе специализированных комиссий и проверках уровня профессиональных знаний работников поднадзорных предприятий, учреждений и организаций и т.

В случае обнаружения правонарушений либо ненадлежащего исполнения поднадзорными требований общеобязательных правил и специальных норм, органы административного надзора могут применять также меры пресечения, заключающиеся в приостановлении совершения противоправных действий (либо противоправной бездеятельности). Они вправе, в частности, запретить эксплуатацию неисправных транспортных средств; приостанавливать (полностью или частично) производство определенной продукции или товаров, эксплуатацию отдельных сооружений либо агрегатов, работу производственных участков и цехов; аннулировать либо временно приостанавливать действие выданных разрешений на проведение определенных работ или осуществление специальных видов деятельности; отстранять в предусмотренных законом случаях от выполнения служебных обязанностей конкрет-

ных работников, нарушающих установленные правила производственной деятельности; производить административные задержания и доставление правонарушителей в органы охраны общественного порядка; задерживать транспортные средства и грузы до решения вопросов об их принадлежности; изымать вещи и документы для проведения необходимых проверок; применять меры организационного и физического воздействия к правонарушителям и т.п.

Значительное число должностных лиц государственных органов, осуществляющих административный надзор, наделено правом рассмотрения дел об административных правонарушениях и наложения на виновных административных взысканий за совершение ими административных проступков. При этом административно-юрисдикционные полномочия таких должностных лиц и подведомственность им соответствующих дел об административных правонарушениях определяются Кодексом Украины об административных правонарушениях. Вместе с тем, в случаях отсутствия у отдельных субъектов административного надзора указанных административно-юрисдикционных полномочий, они вправе составить соответствующие административно-процессуальные документы и направить дело на рассмотрение по подведомственности соответствующему органу административной юрисдикции.

Таким образом, в принципе любой орган административного надзора может добиться применения в случае необходимости всего арсенала предупредительных, пресека-тельных и карательных средств, направленных на обеспечение законности и правопорядка в сфере реализации государственной исполнительной власти.

Относительно самостоятельным и специфическим способом обеспечения законности является также административный надзор милиции. Он заключается в систематическом и непосредственном наблюдении уполномоченными должностными лицами милиции за неукоснительным соблюдением должностными лицами предприятий, учреждений и организаций, а также гражданами общеобязательных и специальных правил и требований, касающихся охраны общественного порядка и общественной безопасности с целью недопущения и пресечения правонарушений и наказания лиц, виновных в совершении правонарушений.

В зависимости от цели, содержания, а также объекта, подлежащего надзору, различаются: а) общий надзор милиции и б) специальный надзор.

Общий надзор милиции предполагает систематическое наблюдение должностными лицами милиции за соблюдением различными субъектами правовых отношений общеобязательных либо специальных правил и требований, которые касаются охраны общественного порядка и общественной безопасности. К таким правилам и нормам относятся, в частности, правила дорожного движения и пожарной безопасности; нормы, регулирующие поведение граждан в общественных местах; правила разрешительной системы и паспортного режима; правила, определяющие режим пребывания иностранцев на территории Украины, иные специальные правила и режимы. За соблюдением этих правил надзирают специальные подразделения милиции, в частности, подразделения административной службы, разрешительной системы, пожарного .надзора и некоторые другие.

Специальный административный надзор милиции представляет собой осуществление временных принудительных предупредительно-профилактических мероприятий, направленных на обеспечение контроля за поведением лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Определение целей, содержания и порядка осуществления такого надзора предусмотрено Законом Украины от 1 декабря 1994 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.». В соответствии с этим Законом целью специального надзора милиции является предупреждение совершения преступлений отдельными лицами, освобожденными из мест лишения свободы, путем осуществления необходимого воспитательного воздействия на них. По содержанию специальный надзор заключается в обеспечении наблюдения за соблюдением поднадзорным тех требований и ограничений, которые устанавливаются для него после освобождения из мест лишения свободы, в частности, обязанности регистрироваться в органах внутренних дел; являться по вызову в милицию; уведомлять об изменении места жительства или работы; получать разрешение в милиции на выезд в другой район и регистрироваться по прибытию в этот район в органах милиции; соблюдать запреты на пребывание в определенных обще-

ственных местах и т.п. Специальный надзор носит сугубо индивидуальный характер и устанавливается с учетом личности поднадзорного. Право установления такого индивидуального административного надзора предоставлено судьям районных (городских) судов по месту жительства лиц, относительно которых устанавливается административный надзор.

Индивидуальный административный надзор устанавливается на срок от одного до двух лет. Причем срок этот может быть продлен судьей, если есть основания предполагать, что лицо, относительно которого установлен административный надзор, остается опасным для общества.

В то же время в предусмотренных законом случаях (в частности, если есть доказательства перевоспитания ранее судимого лица) административный надзор может быть приостановлен досрочно постановлением судьи соответствующего районного (или городского) суда.

Таким образом, специальный административный надзор имеет строго целевое назначение и применяется лишь с учетом конкретных обстоятельств и личности поднадзорного. Уполномоченные на то работники милиции должны систематически контролировать поведение поднадзорных и предупреждать нарушение с их стороны общественного порядка, общественной безопасности, а также прав и законных интересов граждан. В случае же нарушения поднадзорными правил административного надзора, они привлекаются к уголовной либо административной ответственности (ст. 187 КУАП).

Исключительно важной формой государственного надзора является также прокурорский надзор. Он представляет собой самостоятельный вид государственной деятельности и один из эффективных способов обеспечения законности и дисциплины в сфере реализации государственной исполнительной власти.

Правовую основу прокурорского надзора и его функции определяют Конституция Украины (раздел УП), Закон «О прокуратуре» от 5 ноября 1991 года, а также отдельные ведомственные нормативные акты, в частности, приказ Генерального прокурора от 25 марта 1996 года «Об организации работы органов прокуратуры по осуществлению общего надзора».

Действующая Конституция ограничила объем задач и функций прокурорского надзора, в частности, за счет упразд-

нения в будущем функций общего надзора. Вместе с тем, согласно Переходным положениям, принятым Верховной Радой Украины, прокуратура продолжает выполнять функции надзора за соблюдением законов и иных нормативных актов государственными и негосударственными предприятиями, учреждениями и организациями, их должностными лицами, а также гражданами (т.е. функции общего надзора). Содержание этого надзора сводится главным образом к деятельности должностных лиц прокуратуры по выявлению и пресечению нарушений законов и основанных на них иных нормативных актов, а также устранению причин и условий, которые способствуют совершению правонарушений.

Согласно ст. 19 Закона «О прокуратуре» надзор за соблюдением и применением законов обеспечивает проверку:

а) соответствия актов, издаваемых различными государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями (их должностными лицами), требованиям Конституции Украины и действующему законодательству;

б) соблюдения законов о неприкосновенности личности; социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, защиты их чести и достоинства, если законом не предусмотрен иной порядок защиты этих прав;

в) соблюдения законов, касающихся экономических, межнациональных отношений; охраны окружающей среды; таможенных правил и правил осуществления внешнеэкономической деятельности.

Предметом особого внимания прокуратуры в условиях развития в Украине рыночных отношений, бурного протекания различных политических и экономических процессов является надзор за надлежащим соблюдением органами исполнительной власти конституционных прав, свобод и законных интересов граждан, рассмотрение и проверка их заявлений, обращений и жалоб; разъяснение потерпевшим порядка и способов защиты и восстановления их прав.

Для реализации этих функций органами прокуратуры предоставлено право: беспрепятственно входить в государственные и общественные учреждения, предприятия и организации, требовать от них необходимые документы и сведения; при наличии данных о нарушениях законности тре-

бовать проведения необходимых проверок и ревизий, вызывать в прокуратуру должностных лиц и граждан с целью получения от них устных или письменных объяснений по поводу допущенных нарушений закона и т.п.

В случае обнаружения нарушений законности и государственной дисциплины должностные лица прокуратуры принимают предусмотренные законом меры по устранению допущенных нарушений и наказанию виновных в их совершении. При этом формами правового реагирования прокуратуры на выявленные нарушения законности являются: а) протест; б) представление; в) предписание; .г) постановление.

Протест — представляет собой требование прокурора об отмене незаконного правового акта или приведении его в соответствие с законом, а также прекращении незаконных действий руководителей и иных должностных лиц поднадзорных учреждений, предприятий и организаций и восстановлении нарушенных прав. Протест приносится прокурором или его заместителем в орган, который издал незаконный акт или в вышестоящий по отношению к нему орган. Протест является обязательным для рассмотрения теми организациями и должностными лицами, которым он адресован. Срок рассмотрения определяется десятью днями со дня поступления протеста. О результатах рассмотрения протеста поднадзорные органы (должностные лица) должны уведомить прокурора, принесшего протест.

В случае отклонения протеста или отказа от его рассмотрения, прокурор может обратиться в суд с заявлением о признании опротестованного акта незаконным. Заявление может быть подано в суд на протяжении 15 дней с момента получения уведомления об отклонении протеста либо окончания установленного законом срока для его рассмотрения. Подача в суд такого заявления приостанавливает действие опротестованного акта. При этом должностное лицо, принесшее протест, сохраняет за собой право отозвать протест или внести в него изменения до начала рассмотрения заявления в суде. В случае необходимости протест может быть отозван или изменен также вышестоящим прокурором.

Распространенной формой прокурорского реагирования является также представление. Оно содержит в себе требование об устранении выявленных нарушений законности

в отдельных правовых актах или деятельности поднадзорных органов, учреждений, предприятий и организаций (их должностных лиц), устранении причин и условий их порождающих, а также привлечении виновных лиц к ответственности за допущенные нарушения. Органы и должностные лица, которым было направлено представление, обязаны рассмотреть его и о результатах такого рассмотрения в течение месячного срока уведомить прокурора. Это имеет важное профилактическое значение и способствует предупреждению подобных нарушений в будущем.

Специфической формой прокурорского реагирования является предписание. Его особенность заключается в том, что оно выносится прокурором или его заместителем в тех случаях, когда нарушение закона носит очевидный характер и может причинить существенный вред интересам государства, общества, конкретного учреждения, предприятия, организации или гражданам. Предписание вносится прокурором или его заместителем и подлежит немедленному исполнению. Орган или должностное лицо, которым направлено предписание, имеют право обжаловать предписание вышестоящему прокурору, который обязан рассмотреть жалобу в течение 10 дней. Решение вышестоящего прокурора по этой жалобе является окончательным.

В случае обнаружения в процессе прокурорского надзора нарушений государственной дисциплины или правопорядка прокурор может ставить вопрос о возбуждении административного или дисциплинарного преследования виновных. С этой целью ему предоставляется право выносить постановления о возбуждении дисциплинарного производства или производства по делам об административных правонарушениях. Постановление о возбуждении дисциплинарного или административного производства подлежит рассмотрению полномочным органом (должностным лицом) в течение десятидневного срока со дня его поступления, о чем уведомляется прокурор.

В отдельных случаях, кроме принятия постановлений, прокурор может также обратиться в суд с заявлением о защите прав и законных интересов граждан, государства, конкретных предприятий, учреждений и организаций. Кроме того, он имеет право проводить проверки законности административного задержания граждан и освобождать своим постановлением тех из них, которые были задержаны незаконно.

Таким образом, реализуя свои полномочия в области общего надзора, прокуроры, не вмешиваясь в оперативную деятельность поднадзорных объектов, в то же время имеют достаточно действенные средства реагирования на допущенные правонарушения, пользуются эффективными мерами предупреждения правонарушений и устранения причин и условий, которые способствуют их совершению. Требования прокуроров, сформулированные в соответствующих актах прокурорского реагирования, являются обязательными для тех органов и должностных лиц, которым они адресованы. Их неисполнение влечет предусмотренную действующим законодательством административную либо уголовную ответственность.

Так, ст. 185е КУАП предусматривает административную ответственность за непринятие мер по протесту, предписанию или представлению прокурора, либо несвоевременное предоставление ответа на них. Ст. 1858 КУАП устанавливает такую ответственность за невыполнение должностным лицом требований прокурора о проведении проверки либо ревизии подчиненных или подведомственных предприятий, учреждений и организаций, а также за непредставление затребованных прокурором материалов, сведений, требований о выделении специалистов для проведения необходимых проверок и ревизий.

Иными словами, прокуратура располагает достаточно разнообразными и эффективными возможностями, чтобы добиться устранения нарушений законности, пресечения совершаемых правонарушений и устранения причин и условий, которые способствуют их совершению.

Административный надзор

Главная > Реферат >Государство и право

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ВОЛЖСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

КАФЕДРА ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Дисциплина: «Административное право»

Выполнил: студент II курса

(группа Ю2-081) Ерёмин Р.Е.

Проверил: Егоров Г.Г.

1. Понятие и субъекты административного надзора 4

2. Содержание административного надзора 8

3. Процессуальная форма административного надзора 12

Список использованных источников 20

Важную роль в достижении целей, поставленных перед органами исполнительной власти, играет контроль за соблюдением правовых норм, т.е. надзор.

Известно, что контроль — атрибут административной власти, одна из важнейших ее функций. Он включает наблюдение за законностью и целесообразностью деятельности, оценку ее с правовых, научных, социально-политических, организационно-технических позиций. Но во многих случаях ради обеспечения свободы граждан, предприятий, организаций, ограждения их от чрезмерной государственной опеки контрольные полномочия субъектов власти ограничивают правовыми актами, представляя им возможность осуществлять только надзор. А когда между проверяющими и проверяемыми нет организационной подчиненности, то отграничение контроля от надзора необходимо для предотвращения вмешательства в оперативную деятельность субъектов, не несущих ответственность за ее последствия.

В условиях сокращения государственного вмешательства в деятельность организаций, в жизнь граждан, перехода к правовому государству объем надзора будет увеличиваться за счет сужения объема контроля. Кроме того, объем надзорной деятельности расширяется потому, что в жизни общества увеличивается роль технических средств, разнообразных технических правил, контроль за соблюдением которых — важное условие обеспечения безопасности.

Целью настоящей работы является изучение понятие и особенностей административного надзора.

1. Понятие и субъекты административного надзора

Надзор — это ограниченный, суженный контроль. В России в наше время существуют три типа надзора:

Последний — самый большой по объему и разнообразию. Его осуществляют сотни тысяч государственных служащих, он значительно отличается и от судебного, и от прокурорского надзора.

Во-первых, властными субъектами надзорной деятельности являются структурные подразделения государственной администрации, субъекты публичной исполнительной власти.

Во-вторых, если главная цель судебного и прокурорского надзора — обеспечение законности в стране, то основная цель административного надзора — обеспечение безопасности граждан, общества, государства. Надзор за соблюдением правил государственная администрация осуществляет главным образом для предупреждения вредных для общества действий, событий, проявлений стихийных сил (эпидемий, пожаров, взрывов и т. д.), уменьшения тяжести их последствий.

В-третьих, административный надзор всегда специализирован, направлен на соблюдение специальных правил (санитарных, ветеринарных, таможенных, рыбной ловли, торговли и др.), а не на соблюдение законности в целом.

В-четвертых, административный надзор за конкретными объектами производится систематически. Он носит инициативный характер, проводится не только в связи с поступлением сигналов, жалоб, дел, но и по инициативе самих субъектов власти, в плановом порядке.

В-пятых, административный надзор осуществляется, как правило, субъектами функциональной власти, наделенными надведомственными полномочиями. Индивидуальные и коллективные субъекты, за которыми производится надзор, организационно не подчинены субъектам власти, которые их проверяют.

В-шестых, административный надзор связан с широким применением административного принуждения. Надзорные структуры наделены большими юрисдикционными полномочиями, правом применять меры административного пресечения и административные наказания 1 .

Таким образом, административный надзор — надведомственный, специализированный, систематический контроль государственной администрации за соблюдением гражданами и организациями правовых и технико-правовых норм. С одной стороны, он средство административного воздействия, вид исполнительно-распорядительной деятельности, а с другой — часть государственного надзора, средство обеспечения режима законности. Он обеспечивает охрану соответствующих общественных отношений и материальных ценностей и не только от правонарушений, но и от объективно противоправных действий и стихийных явлений. Прежде всего субъекты надзорной деятельности обязаны заботиться о том, чтобы не допустить, предотвратить наступление вредных последствий (пожаров, эпидемий, дорожно-транспортных происшествий и т. п.), выявить обстоятельства, которые могут быть их причиной, и принять меры для устранения обнаруженных отклонений. Иными словами, на первом плане — прогноз, предупреждение, пресечение, чтобы не допустить наступление вреда сейчас, а на втором плане — применение карательных санкций для общей и частной превенции правонарушений в будущем.

В системе регулятивного административного надзора можно выделить две разновидности:

— за неопределенным числом субъектов, а точнее, за всеми теми, кто обязан соблюдать противопожарные, санитарные, таможенные и иные правила;

— за лицами, получившими лицензии и иные разрешения.

Существует еще одна разновидность рассматриваемого способа административного воздействия — надзор за лицами, совершившими преступления. Этот правоохранительный административный надзор носит принудительный характер, осуществляется органами внутренних дел за теми, кто был осужден.

Многочисленные надзорные службы государственной администрации можно разделить на три группы:

1) специализированные надзорные ведомства, главной задачей которых является систематический надведомственный контроль за соблюдением специальных правил.

2) государственные инспекции и иные структурные подразделения, входящие в состав федеральных органов исполнительной власти.

3) разнообразные организационные структуры (ведомства, органы, структурные подразделения органов), которые осуществляют надзор наряду с другими видами деятельности 2 .

Единого правового акта, закрепляющего хотя бы основы административного надзора, в России нет. Существует множество федеральных нормативных актов (законов, указов), которые регулируют разные виды надзора, отдельные аспекты надзорной деятельности.

Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» 3 закреплены виды этой защиты. Среди них установление обязательных правил, соблюдение которых проверяется федеральными законами и принятыми в соответствии с ними правовыми актами; открытость и доступность этих требований; презумпция добропорядочности (ее составной частью является презумпция невиновности); проведение контроля уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора); недопустимость взимания платы за проведение контрольных мероприятий.

2. Содержание административного надзора

Содержание административного надзора можно раскрыть, назвав основные направления этой деятельности.

1. Правотворчество, участие в определении правового режима поднадзорных объектов. В одних случаях центры надзорных структур сами утверждают специальные правила (налоговые, таможенные и т. п.), в других — готовят проекты соответствующих актов (федеральных законов, указов Президента РФ, правительственных и ведомственных актов).

2. Организационно-массовая и материально-техническая предупредительная деятельность. Субъекты административного надзора активно осуществляют пропаганду специальных знаний (правил дорожного движения, пожарной безопасности и др.), координацию и методическое руководство соответствующей деятельностью поднадзорных объектов, учетно-аналитическую работу. Многие государственные инспекции занимаются и не свойственными любой административной деятельности техническими, хозяйственными и иными делами. Например, центры санитарно-эпидемиологического надзора проводят анализы крови, ГИБДД оказывает помощь лицам, пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях 4 .

Следует назвать также такую деятельность разных инспекций, как вакцинация животных, формирование заказов на противопожарную и иную технику, бланки налоговых и таможенных деклараций.

3. Предварительный контроль. В частности, проведение экспертиз, выдача заключений на проекты строительства сооружений, производства продукции и т. д. Многие надзорные службы дают разрешения (лицензии) на выполнение деятельности, осуществляют допуск конкретных лиц к работе (например, на предприятиях общественного питания, с секретными материалами, наркотическими средствами, к управлению транспортными средствами). В этом ряду государственные аттестации, аккредитации, сертификации, клеймение метрологических средств, ювелирных изделий.

4. Текущий контроль. Он предполагает наблюдение за соответствующими отношениями, действиями, состоянием окружающей среды и материальных ценностей. Основной формой надзорной деятельности является непосредственное осуществление контроля, сбор и анализ информации о поднадзорных объектах. Для этого субъекты надзора наделяются полномочиями требовать представления справок, отчетов и иных документов, брать объяснения у должностных лиц и граждан, проводить досмотры, обследования на местах, направлять материалы специалистам, требовать проведения экспертиз, обследований, инвентаризаций, участвовать в работе комиссий по расследованию несчастных случаев 5 .

Систематически проводятся проверки соблюдения организациями и гражданами санитарных, противопожарных, таможенных, автодорожных правил, технические осмотры транспортных средств, государственные испытания средств измерений.

5. Применение мер пресечения неправомерных действий в целях уменьшения тяжести последствий таких действий, а также предупреждения эпидемий, пожаров, неблагоприятного воздействия окружающей среды.

Минимизации вредных последствий действия неблагоприятных факторов способствуют карантины, запрещение движения, меры по эвакуации людей, запреты, ограничения на определенные действия, уничтожение больных животных и иные профилактические акты в условиях чрезвычайных ситуаций.

Для пресечения неправомерных действий субъекты административного надзора используют такие принудительные средства, как предписания, обязывающие устранить конкретные нарушения в определенный срок, приостановление всей деятельности предприятия или его части, запрещение отдельных видов работ, эксплуатации машин и механизмов, отгрузки и реализации продукции, отключение от газовых магистралей, электрических и тепловых сетей и т. д. Здания, механизмы могут быть опечатаны, отключены, с автотранспортных средств могут быть сняты номерные знаки, инструменты, иные ценности могут быть изъяты из обращения.

Надзорные службы вправе приостанавливать действие лицензий, отстранять от работы, изымать вещи и документы.

6. Привлечение виновных к ответственности. Многие субъекты государственного надзора вправе сами применять к виновным такие административные наказания, как предупреждение, штраф. В ряде случаев их должностные лица могут только составлять протоколы об административных правонарушениях, проводить расследование.

В ст. 28.3 КоАП РФ 6 дан исчерпывающий перечень органов, должностные лица которых вправе составлять протоколы об административных правонарушениях. В ч. 4 этой статьи сказано, что перечень должностных лиц, имеющих такое право, устанавливается соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Во исполнение данной нормы руководители федеральных ведомств, наделенных надзорными полномочиями, издали приказы, в которых закреплено, какие должностные лица данного ведомства о каких административных правонарушениях вправе составлять протоколы.

Перечень органов, имеющих право рассматривать дела об административных правонарушениях и привлекать виновных к административной ответственности, устанавливается законом. Поэтому в гл. 23 КоАП РФ названы все субъекты административного надзора, которые вправе применять карательные административные санкции. Но чаще всего от их имени это делают единолично руководители органов (служб, инспекций), государственные инспекторы и иные уполномоченные лица.

Органы административного надзора вправе ставить перед субъектами линейной власти вопросы о привлечении подчиненных им лиц к дисциплинарной ответственности.

Понятие прокурорский надзор и административный надзор

21.5. Государственный надзор: понятие, виды, характеристика

Государственный надзор – функция специальных государственных органов и их должностных лиц по систематическому наблюдению заточным и неуклонным соблюдением законов, иных нормативных правовых актов, осуществляемая по подведомственным данным органам вопросам в отношении неподчиненных им юридических и физических лиц.

Виды государственного надзора: административный и прокурорский.

Административный надзор – вид деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц по систематическому наблюдению за точным и единообразным соблюдением, исполнением и применением юридическими и физическими лицами правовых норм в сфере государственного управления.

Особенности административного надзора:

1) является особой разновидностью государственного контроля;

2) осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной власти и их должностными лицами;

3) деятельность по надзору осуществляется систематически;

4) цель – обеспечение правопорядка и общественной безопасности в сфере государственного управления;

5) между субъектами и объектами надзора отсутствует организационная соподчиненность;

6) осуществляется в отношении органов исполнительной власти, местного самоуправления, учреждений, организаций, предприятий, общественных объединений и их должностных лиц и граждан;

7) осуществляется при помощи определенных методов;

8) оценка объекта дается только с позиции законности. Методы осуществления административного надзора:

1) постоянное наблюдение;

2) периодические проверки;

3) обследование поднадзорного объекта;

4) истребование и анализ документов;

5) изучение обращений граждан и юридических лиц, публикаций в средствах массовой информации о нарушениях законности в сфере государственного управления.

Административный надзор осуществляют:

• специальные федеральные надзоры (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральная служба по надзору в сфере связи, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору);

• государственные инспекции, входящие в состав федеральных органов исполнительной власти (инспекции, наделенные надведомственными полномочиями: Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России, Государственный противопожарный надзор МЧС России и др.).

Полномочия органов, осуществляющих административный надзор: получение информации; применение мер административного предупреждения; применение мер административного пресечения; привлечение к административной ответственности; регистрация и учет; выдача разрешений (лицензий); нормотворчество.

Отличия государственного контроля и административного надзора:

1) органы контроля обладают большими правомочиями, чем органы, осуществляющие надзор;

2) объектом контроля выступает как законность, так и эффективность деятельности; объект надзора– только законность деятельности;

3) контроль осуществляется в отношении конкретных объектов, а надзор может распространяться как на определенный (персонифицированный), так и на неопределенный круг объектов;

4) контроль и надзор имеют разные субъекты осуществления;

5) контроль и надзор различаются по методам осуществления: если для надзора характерно постоянное наблюдение, реагирование на заявления и жалобы, то арсенал методов государственного контроля гораздо шире.

Прокурорский надзор в сфере государственного управления деятельность органов (должностных лиц) прокуратуры РФ по надзору за исполнением федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами Конституции и законов, а также соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Надзорная деятельность прокуратуры осуществляется:

1) за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, органами военного управления, органами контроля и их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

2) соблюдением прав и свобод граждан этими органами и должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

3) исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемую судом меру принудительного характера, а также администрацией мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Формы реагирования прокурора на нарушения законности:

1) протест прокурора;

2) представление прокурора;

3) постановление прокурора;

4) предостережение о недопустимости нарушения закона.

Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, который издал этот акт, либо обращается в суд в установленном порядке, где протест подлежит рассмотрению в десятидневный срок с момента поступления, о чем сообщается прокурору, его принесшему.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

Прокурор, исходя из нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся деяниях прокурор или его заместитель объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

Понятие, сущность и виды административного надзора, отличие административного надзора от прокурорского надзора

Административный надзор — это осуществление специальными государственными структурами целевого наблюдения за соблюдением исполнительно-распорядительными органами, предприятиями, учреждениями и организациями и гражданами правил, предусмотренных нормативными актами.

Его субъектами являются специально созданные для этой цели государственные структуры:
а) инспекции;
б) милиция.

Все инспекции зависимости от компетенции можно разделить на две группы:
1) имеющие полномочия межведомственного характера (ГАИ, Госпожнадзор и др.);
2) те, которые не имеют таких полномочий, то есть осуществляют свои функции только в пределах того или иного ведомства (инспекция полетов гражданской авиации, инспекция личного состава и т.д.).

Контроль, как правило, касается конкретных органов, предприятий, учреждений и их должностных лиц. В противоположность этому, административный надзор осуществляется в отношении:

а) неопределенного круга физических и юридических лиц при соблюдении ими определенных ппавил;

б) определенного круга лиц (граждан, должностных лиц, юридических лиц) при соблюдении ими конкретных правил (например, приобретения, использования огнестрельного оружия);

в) персонифицированный административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

В административной науке выделяют такие виды административного надзора:

— государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

— надзор за соблюдением законодательства о труде;

— государственный геодезический надзор;

— государственный надзор за безопасностью дорожного движения;

— государственный пожарный надзор;

— админ. надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;

Отличие административного надзора от прокурорского надзора состоит прежде всего в том, что административный надзор является средством реализации исполнительной власти, в то время как прокурорский надзор независимый от любой ветви власти, а, следовательно, являются: во-первых, более значимым, во-вторых , может применяться в том числе и в органы, осуществляющие административный надзор как средство обеспечения законности в их деятельности.

Инспекции, уполномоченных межведомственного (надведомственного) характера, являются государственными инспекциями. Они осуществляют свои функции в пределах предоставленной компетенции независимо от ведомственной подчиненности объектов.

Государственные инспекции. Система государственных инспекций по характеру связей с органами государственной власти неоднородна. Классифицируя по этому признаку, можно говорить о двух группах государственных инспекций:
1) организационно обособленная группа госинспекций, подчиненная непосредственно правительству (Держгортехнагляд — соблюдения правил безопасного проведения работ в промышленности и горном надзоре);
2) группа инспекций, является полностью или частично структурными подразделениями центральных органов государственной исполнительной власти (министерств, ведомств).

Госпожнадзор (ст. 223 КУоАП): ст. 120 — нарушение правил пожарной безопасности на транспорте в. 174 — нарушение установленных правил пожарной безопасности.
ГАИ (ст. 222): 122, 1221, 124, 126, 127, 128 (превышение скорости, нарушение требований дорожных знаков, других правил движения и т.п.).

Госинспекция по маломерным судам (ст. 227): 116, 116 ‘, 117, 118, 130 (нарушение правил по охране порядка и безопасности движения на речном транспорте и маломерных судах, нарушение правил выпуска судна в плавание, нарушение правил пользования маломерными судами, правила содержание, управление в состоянии опьянения).

Главная инспекция по безопасности полетов (ст. 228): 43, 111, 112, 120, 133, 135, 137 (санитарно-гигиенические требования, безопасность полетов, поведение во время полетов и т.д.).

Держгортехнагляд (ст. 231): безопасное проведение работ.
Административный надзор милиции — это систематический надзор за точным и неуклонным соблюдением должностными лицами и гражданами правил, регулирующих общественный порядок и общественную безопасность в целях предупреждения и пресечения нарушений этих правил, а также выявление нарушителей и привлечения их к установленной законом ответственности (уголовной или административной) или применения к ним мер общественного воздействия.

Правовой основой надзора за соблюдением законодательства о труде является Конституция Украины, Законы Украины, акты Президента Украины и Кабинета Министров Украины, Положение о Государственном департаменте надзора за соблюдением законодательства о труде (утв. постановлением Кабинета Министров Украины от 29.11.2000 г.).

Государственный геодезический надзор осуществляется на основании Закона Украины «О топографо-геодезической и картографической деятельности» и Положения об Инспекции государственного геодезического надзора Главного управления геодезии, картографии и кадастра Украины (утв. Постановлением Кабинета Министров Украины от 30.08.1999 г.).

Государственный пожарный надзор осуществляется на основании ЗУ «О милиции» (20.01.1990 г. с изменениями и дополнениями), «О пожарной безопасности» (17.12.1993 г.), Положения о Гос. пожарной охране МВД Украины, Положения о порядке наложения штрафов на предприятия, учреждения, организации за нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности, невыполнение распоряжений (предписаний) должностных лиц органов Государственного пожарного надзора (утв. Постановлением КМУот 14.12.1994 г.).

Правовыми основами государственного надзора за безопасностью дорожного движения являются Законы Украины «О милиции», «О дорожном движении» (30.06.1993 г.), Положение о Государственной автомобильной инспекции МВД Украины (утв. Постановлением КМУ от 14.04.1997 г.)и другие.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .