Понятие международных юристов

Международное право

Лукашук И.И. Международное право. 2005.

Настоящее издание выходит в год 60-летия победы антигитлеровских сил во Второй мировой войне. Прошедшие десятилетия дают возможность объективно оценить значение этого величайшего события для судеб мирового сообщества и международного права. В противном случае победа держав фашистской «оси» Токио — Рим — Берлин превратила бы многие государства в колонии и полуколонии с соответствующим режимом. Решающий вклад в разгром гитлеровской Германии внесла наша страна. Для нее это была отечественная война, а точнее — война народная. Победа была одержана нашим народом, несмотря на неисчислимые жертвы, порожденные внешними и внутренними факторами.

В обеспечении сотрудничества государств антигитлеровской коалиции важная роль принадлежала международным договорам. С их помощью координировалась политика, военное и иные виды сотрудничества. Были определены основные ориентиры послевоенного мира. Достаточно вспомнить исторические Соглашения Ялты и Потсдама. Послевоенное положение было урегулировано демократическими договорами о мире 1948 г.

О значении Победы говорят мероприятия, проводившиеся государствами в честь 60-й годовщины. По инициативе стран СНГ Генеральная Ассамблея ООН в ноябре 2004 г. приняла Резолюцию, провозглашавшую 8 и 9 мая Днями памяти и примирения. Резолюция призывает все страны объединить усилия в борьбе с новыми вызовами и угрозами при главенствующей роли ООН, сделать все возможное для урегулирования споров мирными средствами в соответствии с Уставом ООН.

Вторая мировая война показала, сколь серьезными опасностями угрожает человечеству сложившаяся мировая система. Поэтому союзники уделили серьезное внимание созданию институтов, способных изменить ситуацию в лучшую сторону. Важнейшее значение имело создание всемирной организации безопасности и повышения роли международного права. Была учреждена Организация Объединенных Наций, Устав которой рассматривается как своеобразная конституция мирового сообщества. Впервые в истории устав закрепил основные цели и принципы внешней политики и международного права. Среди них особое место занимает цель «избавить грядущие поколения от бедствий войны», а также принцип неприменения силы.

Соответствующие принципы были сформулированы на базе анализа истории международных отношений и современного их состояния. В результате на их основе развивалось международное право. Совершенствовалось и содержание этих принципов. В 1970 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН. Декларация расширила и уточнила содержание принципов. Существенное значение в общем процессе имела Декларация принципов, содержащаяся в Хельсинкском Заключительном акте СБСЕ 1975 г.

Принципы выражают и охраняют комплекс общечеловеческих ценностей, в основе которых лежат важнейшие — мир и сотрудничество, права человека. Эти принципы служат идейной опорой функционирования и развития международного права.

Следует отметить, что международное право продолжало развиваться и в годы холодной войны, что свидетельствовало о его необходимости для сложившейся международной системы государств. Были кодифицированы нормы о дипломатических и консульских отношениях, о специальных миссиях. Особое значение имело принятие Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., которая в определенной мере кодифицировала процесс создания и действия не только договоров, но и иных правотворческих актов. Кодификация была сопряжена с прогрессивным развитием международного права.

В международном праве появились новые отрасли, которые соответствуют его новым функциям. Особенно показательна в этом плане отрасль «Международное право человека». Из других новых отраслей международного права следует выделить «Право международной безопасности». Опыт антигитлеровской коалиции показал, что совместными усилиями государства способны победить агрессора и привлечь его к международной ответственности. Это дало уверенность в их способности обеспечить послевоенный мир и безопасность. Агрессия признана тягчайшим преступлением. В этой связи особое значение имеет проблема разоружения. В 1959 г. по инициативе СССР была принята Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, касающаяся всеобъемлющего и полного разоружения как конечной цели.

К новым отраслям международного права следует также отнести космическое право, право международных организаций, право окружающей среды. Коренные изменения были внесены в морское право в соответствии с новыми реалиями. Этот момент относится и ко многим иным отраслям, например к воздушному праву, к экономическому праву и др. Особое значение для международного права имеет принятие в 2002 г. Генеральной Ассамблеей ООН статей Устава ООН об ответственности государств за международно-противоправные деяния. В результате возникла отрасль «Право международной ответственности», от которой в значительной мере зависит эффективность международного права, уровень его развитости.

Приведенные факты свидетельствуют, что после победы антигитлеровской коалиции наступил золотой век международного права. За истекшие 60 лет оно получило неизмеримо большее развитие, чем за всю предыдущую историю. Речь идет не только о количестве новых принципов и норм, но и об их характере, о совершенствовании механизма их функционирования.

Таким образом, победа создала условия для формирования системы международных отношений, способной обеспечить нормальные взаимоотношения между государствами. Она доказала, что совместными усилиями государства способны решить самые сложные задачи. Одной из характерных черт современной системы международных отношений является повышенное внимание к международному праву, уважение которого — необходимое условие выживания человечества. Эта черта проявила себя даже в сложных политических условиях холодной войны. Вместе с тем международные отношения ставят перед государствами все более трудные задачи. Необходимым условием их решения является повышение роли международного права на международной арене и его влияние на внутреннюю жизнь народов.

Человечество вступило в XXI век, который характеризуется нарастающим процессом глобализации. В результате каждый человек связан с другими людьми многообразными отношениями. Образуется единое мировое сообщество. Не только благополучие, но и выживание человечества может быть обеспечено лишь совместными усилиями государств и народов. Сегодня от состояния международной системы взаимоотношений государств зависит безопасность и благополучие каждой страны.

Все это придает особое значение международному праву, без которого международная система не в состоянии нормально функционировать. Неслучайно значение обеспечения верховенства права в международных отношениях подчеркивается самыми важными документами, включая принятую на Саммите тысячелетия Декларацию тысячелетия ООН 2000 г.

К сожалению, на пути повышения эффективности международного права существует немало препятствий. Одно из главных — отставание политического мышления и правового сознания от потребностей нашего времени. Американские специалисты констатируют, что средний судья и законодатель «не имеют представления о большинстве международных норм» (проф. С. Ратнер) . Политики и политологи нередко имеют весьма примитивное представление о международном праве и его основных институтах.

Нельзя в связи с этим не отметить, что как отечественные, так и западные политологи все больше осознают значение международного права для понимания и решения мировых проблем. Об этом пишет, например, такой авторитетный деятель, как Р. Кеохане .

Существует мнение, что международное право не нужно юристам, занимающимся внутренним правом. С этим трудно согласиться. Глобализация ведет к интернационализации жизни государств и тем самым к интернационализации их правовых систем. Международное право оказывает растущее влияние на законодательство государств, включая конституционное. Как известно, основные разделы конституций, посвященные правам человека, формулируются с учетом международных норм. В неменьшей степени это относится и к другим отраслям права.

С другой стороны, внутреннее право становится все более важным инструментом реализации международно-правовых норм. В результате возникает феномен единства международной и внутренней законности, значение которого подчеркивается на самом высоком уровне. В Декларации тысячелетия ООН 2000 г. в качестве одной из главных задач указывается: «Повышать уважение к верховенству права в международных и внутренних делах. «.

Поэтому законодателям и судьям, иным юристам необходимы международно-правовые знания. Без этого невозможно ориентироваться в развитии международной жизни. Наконец, международное право приобретает все большее значение для защиты прав и интересов физических и юридических лиц. Неслучайно крупные компании создают специальные подразделения международного права.

Особенно показательна в этом плане практика Европейского суда по правам человека. Количество полученных из России жалоб измеряется тысячами, а количество принятых судом к рассмотрению — несколькими десятками. Основная причина такого положения состоит в юридической безграмотности жалоб, в том числе подготовленных с участием адвокатов. По мнению сотрудников секретариата суда, если бы российские жалобы оформлялись хотя бы на том же уровне, что и жалобы из других стран, то, возможно, количество принятых жалоб существенно бы возросло.

В повышении международно-правовой культуры первостепенную роль призваны играть средства массовой информации (СМИ). К сожалению, приходится констатировать, что они с этой ролью не справляются. Международные политические и связанные с ними правовые проблемы освещаются в искаженном, а порой и в анекдотическом виде. Журналист-международник не может быть профаном в области международного права.

Недопустимость существующего положения побудила ООН принять ряд мер для поощрения изучения международного права и распространения международно-правовых знаний. Этому была посвящена Программа Десятилетия международного права ООН. Секретариат ООН принял в 2001 г. Обращение к деканам юридических факультетов во всем мире, в котором отметил значение изучения международного права и призвал расширить его преподавание. При этом была подчеркнута ответственность юристов за распространение информации о международном праве среди широкой общественности .

Было бы нереально ставить задачу превращения всех юристов в специалистов по международному праву, которое стало развитой многоотраслевой системой, превосходящей по объему и сложности правовые системы государств. Сегодня даже юрист-международник не может быть специалистом во всех отраслях международного права, содержание которых к тому же быстро меняется. Поэтому задача учебника по общему курсу международного права состоит в том, чтобы изложить основы этого права, дать общее представление о его системе. Опираясь на полученные знания, юрист сможет освоить специальные отрасли или вопросы, связанные с той или иной отраслью внутреннего права. Теоретическим основам международного права должно уделяться особое внимание, т.к. они стабильны и с их помощью открывается вход в любую отрасль.

Было бы неправильно рассматривать международное право лишь с профессиональной точки зрения. Оно представляет собой значительный элемент общечеловеческой культуры, культуры общения между народами. Речь идет о важном элементе культурного наследия человечества, воплощающего многовековой опыт интернационального общения. Международное право содействует решению одной из главных проблем современности — утверждению интернационального сознания, воспитанию людей в духе уважения всех без различия расы, культуры, религии. Такое сознание представляет важнейший элемент культуры мира, от утверждения которой в решающей степени зависит предотвращение международных и межэтнических конфликтов .

При написании учебника использованы материалы практики государств и международных организаций. Особая роль отведена решениям Международного Суда ООН, которые приобретают все большее значение в процессе развития международного права. Разумеется, первостепенное внимание уделяется практике России. Использована литература многих стран. При изложении материала автор опирался на собственный опыт участия в работе международных органов и организаций, особенно в работе Комиссии международного права ООН.

При составлении плана учебника учтен международный опыт, а также рекомендации международных научных организаций, таких как Институт международного права. В основу положена система, сложившаяся в практике преподавания международного права в нашей стране и нашедшая отражение в учебных программах. Конечно, в общую систему включен ряд новых вопросов и тем, что отражает развитие международного права.

Опираясь на многолетний опыт преподавания в вузах страны и за рубежом, автор стремился изложить материал в максимально доступной форме, с тем чтобы сэкономить время студента и расширить аудиторию. Во многих случаях излагаются различные точки зрения, что дает возможность читателю самому делать выводы относительно обоснованности той или иной из них.

В общем, наша задача состояла в том, чтобы создать учебник не для того, чтобы сдать, а для того, чтобы знать. Такой подход потребовал некоторого увеличения его объема. Несмотря на то что различие в объеме по сравнению с другими учебниками невелико, было решено ради удобства пользования продолжать издавать его в двух книгах. Факты свидетельствуют, что за истекшие годы настоящий учебник занял свою нишу среди других. Это подтверждается и тем, что он переводится и издается в других странах.

При подготовке третьего издания использованы новейшие материалы по развитию международного права. В частности, проанализирована концепция нового мирового порядка, изложенная в Декларации тысячелетия ООН 2000 г., заново написана глава «Право международной ответственности» и др. Учтены опыт преподавания на основе первых двух изданий, критические замечания преподавателей, а также материалы по обсуждению учебника и опубликованные в разных странах рецензии. Автор выражает искреннюю признательность участникам обсуждений и авторам рецензий.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

В результате изучения главы студент должен:

знать

• источники международного права, основные многосторонние и двусторонние международные договоры, в которых принимает участие Российская Федерация;

• порядок взаимодействия международного и внутри государственного права России;

• принципы регулирования межгосударственных отношений независимых суверенных государств и международных отношений между государствами и другими субъектами международного права;

• современные тенденции развития международного нрава;

уметь

• исследовать и давать оценку внешнеполитическим событиям в мире;

• давать квалифицированную и высококачественную правовую оценку действиям государств во всех областях их международного сотрудничества;

• анализировать, толковать и применять международные правовые акты;

• юридически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения при анализе международных договоров в области экономического и торгового сотрудничества;

владеть

• методами сбора и анализа информации по международной проблематике;

• политически корректной корпоративной культурой международного общения и навыком применения особенностей местной деловой культуры зарубежных стран;

• знанием и пониманием основных направлений внешней политики ведущих зарубежных государств, особенностей их дипломатии и их взаимоотношений с Россией.

Понятие международного права и его роль в международных экономических отношениях

Вопросы международного права занимали умы ученых-юристов много веков назад. Международному праву как терминологическому выражению присуща определенная условность, ибо термин «международное право», употребляемый в государственных и международных правовых актах, не в полной степени отвечает истинному значению понятия.

Прообразом «международного права» является сложившийся в римском праве термин jus gentium, т.е. «право народов», и применялся этот свод правил в пределах Римского государства ко всем свободным гражданам независимо от их принадлежности. Позднее он стал применяться во взаимоотношениях Рима с другими государствами и стал именоваться «общее для всех народов право».

Возникло международное право одновременно с образованием государств и развивалось как регулятор именно межгосударственных отношений.

Реально существует межгосударственное право, которое и создано государствами и регулирует главным образом межгосударственные правоотношения.

В зарубежной и отечественной юридической литературе дается большое разнообразие определений международного права. В чем-то они схожи, в чем-то дополняют друг друга, но есть много общего, что дает возможность констатировать: международное право – это сложный комплекс принципов, юридических норм, создаваемых государствами, межгосударственными организациями и другими субъектами международного права путем международных соглашений и договоров, а также международно-правовых обычаев.

Международное право – это особая правовая система, состоящая из норм и принципов, регулирующих правоотношения между субъектами, участвующими в международных отношениях.

Нормы международного нрава – это общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений всех субъектов международного права.

Общепризнанные принципы международного права – это концентрированно выраженные и обобщенные общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни.

К настоящему времени международное право стало правом общения между государствами разных социальных систем и разного уровня: развитых, развивающихся и находящихся в процессе становления. Значительно расширились виды субъектов за счет роста числа международных организаций, межгосударственных объединений, вовлечения в сферу правового регулирования бывших колониальных стран, коренных народов, юридических и физических лиц, неправительственных организаций.

В начале нового тысячелетия международное право характеризуется некоторыми новыми чертами и тенденциями развития. Они обусловлены крупными переменами в социальной и политической картине мира, усилением взаимосвязанности и взаимозависимости государств.

К отношениям, регулируемым нормами международного права, относят отношения между государствами, между государствами и международными межправительственными организациями, между государствами и государствоподобными образованиями (например, Ватикан), между международными межправительственными организациями. Наряду с международными межгосударственными отношениями существуют международные отношения негосударственного характера – между юридическими и физическими лицами различных государств (так называемые отношения «с иностранным элементом» или «с международным элементом»). Данные отношения составляют предмет международного права.

В особую категорию смешанных международных отношений государственно-негосударственного характера можно выделить отношения государств с юридическими и физическими лицами, находящимися под юрисдикцией других государств, а также с международными неправительственными организациями и международными хозяйственными объединениями.

Субъектами международного права являются: государства; международные межправительственные организации; государствоподобные образования; нации и народы, борющиеся за свою независимость, а также, в определенных случаях, юридические и физические лица.

Источники международного права представляют собой признанные странами формы воплощения результатов согласования воли государств, формы фиксации международных правовых норм.

Основными источниками международного права являются международный договор, т.е. явно выраженное соглашение субъектов международного права, заключенное в письменной форме, по поводу установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей, и международно-правовой обычай, т.е. молчаливое или подразумеваемое соглашение субъектов международного права по поводу установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей. Под международно-правовым обычаем понимается сложившееся в международной практике правило поведения, за которым субъекты международного права признают юридически обязательный характер. Он складывается в силу повторяющихся международных действий всех или некоторых субъектов международного права и проявляется больше в определенном образе поведения, чем в сформулированной норме. Как правило, правовой обычай не имеет письменной формы. Характерным для международно-правового обычая является длительность его применения и убежденность в его юридической обязательности для участников международных отношений.

Исторически международное право формировалось из правовых обычаев, а затем из договорных норм, как двусторонних, так и многосторонних. Договор в наиболее четкой и определенной форме выражает соглашение между субъектами международного права о создании юридически обязательных для них правил – международных правовых норм, касающихся установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей.

Международное право проявляется в двух аспектах: оно сформировалось и функционирует как часть межгосударственной системы, охватывающей разнородные компоненты взаимосвязей в рамках международного сообщества, т.е. как регулятор международных отношений. С другой стороны, международные правовые нормы включаются во внутригосударственные (национальные) правовые системы и применяются в сфере правовой системы государства. Международные договоры и другие международные юридические акты ориентируются на взаимодействие с национальным законодательством.

Так, например, п. 1 ст. 7 ГК РФ констатирует: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации».

Международное право по своей сути выполняет целый ряд очень существенных функций:

– координирующую – с помощью норм международного права его субъекты устанавливают общие стандарты поведения между собой;

– регулятивную – нормы международного права призваны регулировать правоотношения субъектов международных отношений, способствовать их укреплению и развитию;

– обеспечительную – международное право содержит нормы об ответственности за несоблюдение или нарушение принятых договоренностей, что побуждает субъектов международного права соблюдать общепринятые нормы международного права;

– охранительную – в международной практике существуют и применяются механизмы, защищающие законные права и интересы субъектов международного права.

Исторически сложилось разделение международного права на две самостоятельные, хотя и тесно связанные одна с другой, категории – международное публичное право (МПП) и международное частное право (МЧП). Международное право, выполняющее функции регулятора межгосударственных отношений, раньше принято было называть международным публичным правом. В настоящее время такое выражение употребляется редко, поскольку его вытеснило выражение «международное право». Международное частное право регулирует международные отношения субъектов негосударственного характера, прежде всего гражданско-правовые отношения с участием иностранного (международного) элемента.

Между юристами-учеными идут нескончаемые дискуссии, но так единого определения понятий ни МПП, ни МЧП не выработано.

Международное публичное право представляет собой самостоятельную правовую систему, регулирующую общественные отношения межгосударственного характера.

Ранее нами давались основные различия между МПП и МЧП (см. параграф 5.1), однако следует отметить, что несмотря на существенные отличия международного частного права от международного публичного права, между ними есть и общее, прежде всего они регулируют правовые отношения, имеющие место в международной жизни.

Помимо усилившегося взаимовлияния международного и внутреннего права изменяется в целом роль международного права: оно служит не только традиционным связующим звеном в отношениях государств на международной арене, но и основой создания общего правового поля в сфере экономической, финансовой, таможенной и другой деятельности.

Фундамент современного международного права был заложен Уставом ООН. В основу международного права был положен принцип сотрудничества.

В эпоху глобализации международных отношений появляются новые сферы международного сотрудничества, уже имеющееся сотрудничество углубляется и расширяется. Это сопровождается усилением роли международного права как регулятора взаимоотношений между государствами. В современном мире центр тяжести постепенно смещается в сторону многостороннего экономического сотрудничества. При этом важное значение имеет заключение многосторонних договоров. Примером такого универсального многостороннего экономического договора может служить Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947 г., а также получившие широкое распространение многосторонние соглашения по сырьевым товарам. Несмотря на большое значение многосторонних соглашений и договоров, в подавляющем большинстве сотрудничество в экономической сфере осуществляется на основе двусторонних договоров. Наиболее существенное значение для формирования норм международного права в сфере экономики имеют некоторые специальные виды международных договоров. К ним относятся договоры о торговле, о мореплавании и др. Главное в них – закрепление, как правило, определенного вида торгово-экономического режима во взаимных отношениях государств и их физических и юридических лиц.

Немалое число рекомендаций по вопросам экономического сотрудничества принимается органами ООН, а также организациями, входящими в систему ООН. Генеральная Ассамблея ООН приняла такие основополагающие акты, как Хартия экономических прав и обязанностей государств (1974), Декларация о Новом международном экономическом порядке и программа действия по установлению Нового международного экономического порядка (1974). В этих документах провозглашаются недискриминационные, взаимовыгодные основы экономического сотрудничества. Важными документами Генеральной Ассамблеи ООН являются также резолюции «О мерах укрепления доверия в международных экономических отношениях» (1984) и «О международной экономической безопасности» (1985).

Постановления ряда региональных экономических учреждений, прежде всего Европейских сообществ, могут иметь не только рекомендательную, но и обязательную юридическую силу.

Среди документов, имеющих существенное значение для международного права в сфере экономической деятельности, следует назвать раздел «Экономическое сотрудничество» в Парижской хартии для новой Европы, принятой на встрече в верхах в рамках СБСЕ в 1990 г.

Все это, несомненно, свидетельствует о большой роли международного права в установлении и развитии взаимовыгодного экономического сотрудничества, оказании существенной помощи российскому предпринимательству в выходе на зарубежные рынки, обеспечении условий для равноправного и недискриминационного торгового обмена с иностранными партнерами и создании благоприятного климата в международном экономическом сотрудничестве.

Виды специализаций

Виды специализаций и дисциплины специализации

  • государственно-правовая
  • гражданско-правовая
  • международно-правовая
  • финансово-правовая
  • конституционно-правовая
  • нотариально-регистрационно-правовая
  • налогово-правовая
  • банковско-правовая
  • бюджетно-казначейская
  • социально-правовая (трудовая)
  • таможенно-правовая
  • коммерческо-правовая
  • земельно-правовая
  • информационно-правовая
  • интеллектуально-правовая
  • хозяйственно-правовая
  • эколого-правовая

Среди всех существующих специализаций по специальности «Юриспруденция» отдельно следует отметить международно-правовую специализацию. Традиционно престижная, она требует больших затрат и усилий со стороны ВУЗа для подготовки квалифицированных специалистов.

Главной же особенностью данной специализации является ее сложность. Она требует знания не только российского, но и международного права, а также знания иностранных языков. Причем здесь иностранный язык выступает уже не в качестве желательного компонента, как во многих других случаях, а как обязательный.

И, наконец, отметим безусловную востребованность международно-правовой специализации. В настоящее время уже существует и появляется все больше организаций и фирм, ведущих внешнеэкономическую деятельность, отсюда – и все большая необходимость в таких специалистах.

Итак, юрист-международник, желающий работать в организации должен владеть:

  • одним или двумя иностранными языками
  • знаниями в области российского и международного права
  • знаниями в области экономики, финансов

Международно-правовую специализацию условно можно разделить на следующие подвиды: специализация в области международного публичного права и специализация в области международного частного права. Это отличие можно увидеть, только просмотрев учебный план ВУЗа. Перечень дисциплин, изучаемых в рамках перечисленных подвидов международно-правовой специализации, приводим ниже.

Специализация в области международного права или международная частно-правовая специализация

Международная частно-правовая специализация представлена в виде изучения правовых норм и принципов, регулирующих взаимоотношения государств, международных организаций, возникающих в связи с деятельностью последних.

Организации, осуществляющие внешнеторговую деятельность, транснациональные корпорации, финансово-промышленные группы, Министерство иностранных дел РФ и его подразделения.

В рамках специализации изучаются такие дисциплины, как:

  • право инвестиций
  • международный гражданский процесс
  • международный арбитражный процесс
  • международное спортивное право
  • право интеллектуальной собственности
  • международное торговое право
  • правовые аспекты международной торговли объектами интеллектуальной собственности
  • международный коммерческий арбитраж
  • гражданское и торговое право зарубежных стран
  • международное экономическое право
  • международное патентное право и другие

Название дисциплин специализации и их количество определяется ВУЗом самостоятельно.

Ряд дисциплин из международной частно-правовой специализации может изучаться и в международно-публично-правовой специализации.

Специализация в области международного публичного права или международно-публично-правовая специализация

Международно-публично-правовая специализация предполагает углубленное изучение особенностей деятельности на международной арене Российской Федерации и других государств, международных организаций, граждан в политической, социальной, культурной и иных сферах (право международных договоров, гражданское и торговое право зарубежных стран, международный коммерческий арбитраж, международное транспортное право и т.д.).

Международные организации, звенья государственного аппарата и общественные организации.

В рамках специализации изучаются такие дисциплины, как:

  • международно-правовые основы государств СНГ,
  • право международных договоров,
  • международное воздушное право,
  • международное гуманитарное право,
  • международное космическое право,
  • международное морское право,
  • международное налоговое право,
  • международное таможенное право,
  • международное торговое право.
  • международное налоговое право,
  • международное банковское право,
  • международное договорное право,
  • международное транспортное право,
  • международное право прав человека,
  • международное уголовное право,
  • европейское право,
  • европейский Суд по правам человека,
  • право международных организаций (международные неправительственные организации),
  • право международной безопасности,
  • прецедентное право Европейского суда по правам человека,
  • современные проблемы международного права,
  • институт принудительных мер в современном международном праве,
  • институт неприменения силы и угрозы силой,
  • актуальные проблемы международного права,
  • этикет в международной практике и деловом общении,
  • международно-правовое регулирование труда,
  • права человека в современном международном праве,
  • правовой режим информации,
  • дипломатическое и консульское право,
  • методы разрешения международных споров (арбитраж, дипломатия) и другие.

Название дисциплин специализации и их количество определяется ВУЗом самостоятельно.

Как уже упоминалось выше, ряд дисциплин из международно-публично-правовой специализации может изучаться и в международной частно-правовой специализации. Это связано с традициями российского образования не только подготавливать специалистов, способных работать в рамках узкой специализации, но и создавать студентам более широкие возможности для сферы применения знаний.

Государственно–правовая специализация представлена в виде получения углубленных, профессиональных знаний деятельности правовых институтов в публично-правовых отношениях.

Основная цель государственно-правовой специализации состоит в том, чтобы подготовить юристов для работы в различных звеньях аппаратов государственных и общественных организаций (органов государственной власти и местного самоуправления), для обеспечения деятельности политических партий и общественных организаций, для защиты прав человека в данной сфере.

Органы Конституционного контроля, отделы (управления) местной администрации, Аппарат Президента РФ, законодательно-правовые отделы органов управления и комитетов по законодательству Государственной Думы, законодательного собрания субъектов РФ, Счетная Палата РФ.

Изучаются такие дисциплины специализации, как:

  • право и власть (пробелы в праве, теория прав человека), правоведение,
  • электоральное право,
  • парламентское право,
  • бюджетное право,
  • актуальные вопросы финансового права,
  • проблемы конституционного и административного права,
  • государство и церковь (конституционно-правовой аспект),
  • актуальные проблемы развития конституционной юстиции в РФ,
  • теория народного представительства: вопросы избирательного и парламентского права,
  • региональное законодательство,
  • правовой статус государственных внебюджетных фондов,
  • ответственность за нарушение природоохранного законодательства,
  • правовое регулирование занятости населения в РФ и другие.

Название дисциплин специализации и их количество определяется ВУЗом самостоятельно.

Для гражданско-правовой специализации характерно изучение специальных дисциплин, регулирующих все хозяйственно-правовые отношения между людьми, организациями и предприятиями.

Суды общей юрисдикции, арбитражные суды, нотариат, адвокатура, прокуратура, юридические службы предприятий, учреждений и организаций, органы социального обеспечения, профсоюзные органы, юридические отделы в банках, организации, оказывающие юридические услуги населению.

Изучаются такие дисциплины специализации, как:

  • право социального обеспечения,
  • корпоративное право,
  • банковское право,
  • банковские сделки,
  • право интеллектуальной собственности,
  • договорное право,
  • наследственное право,
  • информационное право,
  • правовое регулирование рынка ценных бумаг,
  • правовое регулирование несостоятельности (банкротства),
  • процессуальные особенности отдельных категорий гражданских дел (особенности рассмотрения споров с участием иностранных лиц),
  • теория обязательств,
  • особенности рассмотрения экономических споров в международном коммерческом арбитражном суде (судебная защита гражданских дел в международном коммерческом арбитраже),
  • некоммерческие организации,
  • сделки с недвижимостью в коммерческом обороте и другие.

Название дисциплин специализации и их количество определяется ВУЗом самостоятельно.

Отдельно в гражданско-правовой специализации выделяют гражданско-правовую специализацию в сфере коммерции.

Гражданско-правовая специализация в сфере коммерции предполагает профессиональную юридическую деятельность в бизнесе. Юрист в рамках этой специализации занимается гражданскими правоотношениями в бизнесе; организационно-правовыми формами предпринимательской деятельности; обеспечивает защиту прав потребителя и ответственность предпринимателя, а также правовое регулирование экспортно-импортных операций. В его компетенции также находится решение вопросов правового регулирования деятельности по продвижению товаров от производства к потребителям и товарного оборота.

Юристам, избравшим для себя эту специализацию, ВУЗ должен дать знания, умения и навыки профессионального решения следующих задач:

  • управление материальными, информационными, финансовыми потоками,
  • обеспечение договорных отношений,
  • контроль.

Суды, исполнительное производство, коммерческие организации (малый и средний бизнес), банки, органы государственной власти и управления, органы юстиции, правоохранительные органы.

Изучаются такие дисциплины специализации, как:

  • авторское право,
  • адвокатура,
  • банковское право,
  • правовое регулирование ценных бумаг,
  • страховое законодательство,
  • коммерческое право,
  • право социального обеспечения,
  • предпринимательское право,
  • международное коммерческое право,
  • международное финансовое право,
  • международное право в области налогообложения,
  • международные коммерческие контракты,
  • арбитраж и арбитражно-процессуальное право и другие.

Название дисциплин специализации и их количество определяется ВУЗом самостоятельно.

Финансово-правовая специализация представлена как совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления.

Финансово-правовая специализация предполагает получение углубленных профессиональных знаний правовых институтов в области таможенного, налогового права и других дисциплин, связанных с экономическими преступлениями.

Банковские и небанковские кредитные организации, коммерческие организации, нуждающиеся в специалистах данной сферы знаний, а также налоговые, бюджетные и иные государственные органы.

Изучаются такие дисциплины специализации, как:

  • актуальные проблемы финансового права,
  • антимонопольное законодательство,
  • банковское право,
  • бюджетное право,
  • валютное право РФ,
  • история финансового права,
  • международное налоговое право,
  • методология финансового права,
  • международное экономическое право,
  • налоговые преступления и налоговое законодательство,
  • налоговые правонарушения и ответственность за их совершение,
  • налоги и налогообложение, налоговый учет и отчетность, налоговое планирование,
  • правовые основы системы налогов и сборов,
  • правовое регулирование природоресурсных платежей,
  • правовое регулирование порядка проведения налоговых проверок,
  • правовое регулирование рынка государственных и муниципальных ценных бумаг,
  • правовые аспекты государственного регулирования экономики,
  • судебная защита налогоплательщиков,
  • таможенное право,
  • финансовое право зарубежных стран,
  • финансовый менеджмент и финансовое право и другие.

Название дисциплин специализации и их количество определяется ВУЗом самостоятельно.

Конституционно-правовая специализация предполагает изучение правовых позиций Конституционного Суда РФ, теории и практики судебного конституционного контроля.

Суды, прокуратура, органы социального обеспечения.

Изучаются такие дисциплины специализации, как:

  • основы гражданства,
  • институт омбудсмена,
  • конституционное право зарубежных стран,
  • парламентское право,
  • конституционное право России,
  • избирательное право и другие.

Название дисциплин специализации и их количество определяется ВУЗом самостоятельно.

Отдельно в конституционно-правовой специализации выделяют конституционно-административную специализацию.

Конституционно-административная специализация предполагает получение глубоких знаний в области конституционного права, политических систем, международного, административного и муниципального права. Главное в данной специализации – сформировать способность к государственному мышлению и управлению, к осознанию и отстаиванию национальных интересов России, к защите прав и свобод человека и гражданина.

Органы государственной власти и местного самоуправления, суды.

Изучаются такие дисциплины специализации, как:

  • государственная служба,
  • решения и правовые позиции КС РФ,
  • правовой режим информации,
  • социология права,
  • российский парламентаризм,
  • проектное мышление и концептуальное проектирование,
  • компетенция и административные процедуры,
  • история русской правовой мысли,
  • должностные и служебные преступления,
  • защита прав предпринимателей и другие.

Название дисциплин специализации и их количество определяется ВУЗом самостоятельно.

Специализацией предусмотрено изучение вопросов нотариального производства и деятельности его участников (нотариальная деятельность, деятельность по регистрации политических партий, общественных и религиозных объединений, национально-культурных автономий, регламентация деятельности по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, осуществление экспертизы нормативных правовых актов).

Органы государственного управления, органы общего иадминистративного надзора, нотариусы.

Изучаются такие дисциплины специализации, как:

  • организация нотариата в Российской Федерации,
  • гражданское нотариальное право (физические лица и имущество),
  • публичное нотариальное право,
  • правовая регламентация операций с недвижимостью (строительство и градостроительство),
  • правовая регламентация предпринимательской деятельности,
  • международное частное нотариальное право,
  • налоговое нотариальное право,
  • профессиональная этика нотариуса,
  • семейное право и право наследования,
  • правовое обеспечение обязательств,
  • нотариальное коммерческое право,
  • правовое регулирование операций с недвижимостью,
  • нотариальные действия, совершаемые органами нотариата,
  • основные правила совершения нотариальных действий,
  • нотариальное производство,
  • применение нотариусом норм международного права и другие.

Название дисциплин специализации и их количество определяется ВУЗом самостоятельно.

Налогово-правовая специализация делает акцент на подготовку профессиональных кадров в области изучения юридической природы налога, методов осуществления налоговой политики, налоговой системы, компетенции налоговых органов, прав и обязанностей налогоплательщиков, механизмов и видов ответственности за нарушение налогового законодательства, порядка производства по соответствующим делам и разрешения налоговых споров.

Налоговые органы, консалтинговые и аудиторские фирмы, финансовые и бухгалтерские службы коммерческих и некоммерческих организаций, органы Министерства РФ по налогам и сборам, налоговая полиция, Министерство финансов РФ, государственные органы федерального, регионального и муниципального уровней, юридические, экономические службы организаций, предприятий и учреждений.

Изучаются такие дисциплины специализации, как:

  • международное налоговое право,
  • налоговое право,
  • налоговая адвокатура,
  • налоговое право зарубежных стран,
  • налоговая ответственность,
  • налоговый процесс,
  • организация и методика проведения налоговых проверок,
  • общая теория налогообложения и другие.

Название дисциплин специализации и их количество определяется ВУЗом самостоятельно.

Банковско-правовая специализация — сочетание знаний в области банковского дела по юриспруденции, экономики, бухгалтерского учета и аудита в банке.

Банки, финансовые департаменты промышленных, торговых и страховых компаний, биржи, страховые компании.

Изучаются такие дисциплины специализации, как:

  • банковское право,
  • договорные отношения в банковской сфере,
  • инвестиционное право,
  • нормотворческая деятельность банковской системы,
  • обеспечение законности в сфере банковской деятельности,
  • правовое положение Центрального Банка,
  • правовое регулирование банковской деятельности,
  • правонарушения в сфере банковской деятельности,
  • правовые основы международной банковской деятельности и другие.

Название дисциплин специализации и их количество определяется ВУЗом самостоятельно.

Бюджетно-казначейская специализация находится на стыке разных финансово-юридических (финансово-правовых и банковско-правовых) и экономических специальностей и изучает казначейское исполнение бюджета, расходование средств за счет бюджета.

Министерство финансов, органы Федерального казначейства Министерства финансов РФ, Счетно-контрольной палата г. Москвы, Счетная палата, контрольное управление Администрации Президента, финансовые органы субъектов федерации, внебюджетные фонды, коммерческие банки, учреждения Центрального банка РФ, экономические службы предприятий и организаций.

Изучаются такие дисциплины специализации, как:

  • бюджетное право,
  • бюджетно-казначейские правоотношения в РФ,
  • бюджет и бюджетная система Российской Федерации,
  • казначейская система исполнения бюджета,
  • организация исполнения бюджетов,
  • организация деятельности федерального казначейства,
  • правовое регулирование казначейского дела и другие.

Название дисциплин специализации и их количество определяется ВУЗом самостоятельно.

Социально-правовая (трудовая) специализация

Социально-правовая (трудовая) специализация регламентирует:

  • трудовое право (отношения рабочих и служащих с работодателем, от имени которого выступает администрация, по поводу непосредственного приложения труда; отношения администрации с трудовым коллективом по поводу участия работников в управлении производством, установления и применения условий труда; рассмотрение трудовых споров; вопросы охраны труда и ряд др.),
  • семейные отношения,
  • право социального обеспечения,
  • пенсионное право.

Таким образом, социально-правовая специализация представляет собой серьезную теоретическую и практическую базу для работы на управленческом уровне в социальной сфере, профессиональную подготовку для решения социальных и информационно-технологических проблем общества.

Правовое регулирование трудовой деятельности и социального обеспечения.

Социально-правовая защита и помощь населению, государственное и муниципальное управление; пенитенциарная система, комитеты Правительства Москвы, департаменты и управления Министерства труда и социального развития РФ, центры планирования семьи, центры по работе с семьей, детьми и молодежью, комитеты социальной защиты, территориальные центры занятости, информационно-компьютерные центры, территориальные центры социального обслуживания, фонды социального страхования и социального обеспечения, различные трудовые коллективы и общественные организации.

Специализация направлена на подготовку руководителей кадровых служб организаций, подготовку юристов пенсионных служб, пенсионных фондов, профессиональных союзов.

Изучаются такие дисциплины специализации, как:

  • семейное право: право в области наследования, международное семейное право, история семейного права,
  • право социального обеспечения: правовое регулирование социального обеспечения, международное социальное право, европейское социальное право, трудовое право, иностранное трудовое законодательство, трудовые отношения в РФ, проблемы теории трудового договора, трудовой договор по законодательству РФ и зарубежных стран, правовое положение руководителей, юридических лиц в сфере труда,
  • жилищное право: наследование в РФ, международное жилищное право,
  • законодательство в области здравоохранения,
  • сравнительное право,
  • пенсионное право и другие.

Название дисциплин специализации и их количество определяется ВУЗом самостоятельно.

Таможенно-правовая специализация представлена как совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих отношения по экономической охране границ Российской Федерации таможенными органами путем установки:

  • порядка перемещения товаров, иных предметов и лиц через таможенную границу;
  • размеров и порядка взимания таможенных платежей, ответственности за таможенные правонарушения и порядка привлечения к ней.

Квалификация специалиста таможенного дела предусматривает овладение необходимыми знаниями и навыками для профессиональной организационно-управленческой, экономической, внешнеэкономической, правоохранительной и научно-исследовательской деятельности в таможенных органах, организациях, федеральных и региональных органах управления, связанных с внешнеэкономической деятельностью.

Таможенные органы и организации, федеральные и региональные органы управления, связанные с внешнеэкономической деятельностью.

Изучаются такие дисциплины специализации, как:

  • таможенные платежи и таможенно-тарифное регулирование,
  • управление в таможенных органах,
  • ответственность за таможенные преступления,
  • оперативно-розыскная деятельность таможенных органов,
  • экспертиза в таможенной деятельности,
  • психология таможенной деятельности,
  • информационные таможенные технологии,
  • международное контрактное право,
  • история таможенной службы и таможенного законодательства и другие.

Название дисциплин специализации и их количество определяется ВУЗом самостоятельно.

Земельно-правовая специализация посвящена изучению отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными ресурсами, а также по их охране и рациональному использованию.

Правовое обеспечение охраны окружающей среды и природопользования.

Государственные структуры, нотариусы, органы социального обеспечения.

Изучаются такие дисциплины специализации, как:

  • научные основы регулирования имущественно-земельных отношений,
  • правовое обеспечение экономического регулирования имущественно-земельных отношений,
  • правовое регулирование приватизации имущественно-земельного комплекса,
  • эколого-правовое регулирование имущественно-земельных отношений,
  • правовые методы в управлении имущественно-земельным комплексом,
  • государственный контроль регулирования имущественно-земельных отношений,
  • проблемы гражданско-правового регулирования права собственности на землю и проблемы земельного права и другие.

Название дисциплин специализации и их количество определяется ВУЗом самостоятельно.

Информационное право представляет собой находящийся в настоящий момент в стадии формирования межотраслевой комплекс правовых норм, регулирующих общественные отношения в области создания, использования, перемещения и защиты информации (информационных ресурсов).

Выделение информационного права обусловлено усиливающими процессами информатизации современного общества и ростом важности информационных отношений, которые требуют специального комплексного регулирования.

Подвидом информационного права выступает также компьютерная отрасль права (более узкая сфера деятельности).

Специфика информационно-правовой отрасли:

  • решение функциональных задач предметной области, управление информационными потоками;
  • создание, внедрение, анализ и сопровождение профессионально-ориентированных информационных систем в области юриспруденции.

Сфера применения:
Органы государственного и муниципального управления, финансовые и экономические учреждения, правоохранительные органы, органы внутренних дел, прокуратура, суды, органы юстиции, нотариат, таможня, информационные центры, архивы, органы государственной статистики, администрация.

Изучаются такие дисциплины специализации, как:

  • теория юридических информационных систем
  • информационная безопасность,
  • информационные технологии в юриспруденции,
  • юридическая защита интеллектуальной собственности в области цифровых и новых информационных технологий,
  • законодательное регулирование биотехнологий,
  • юридическая экспертиза,
  • авторское право и другие.

Название дисциплин специализации и их количество определяется ВУЗом самостоятельно.

Интеллектуально-правовая специализация дает широкое юридическое образование и специальную подготовку в области правовой охраны объектов интеллектуальной собственности по направлениям:

  • право промышленной собственности,
  • авторское и смежные права.

Предприятия различных форм собственности, министерства и ведомства любой сферы деятельности, система госимущества, банки, внешнеэкономические государственные и коммерческие организации, научно-исследовательские и конструкторские организации, организации и предприятия наукоемких технологий, правоохранительные органы, налоговая инспекция, судебные органы, прокуратура, таможенная служба, предприятия малого и среднего инновационного бизнеса технопарк и технополис, консалтинговые и аудиторские фирмы, фирмы патентных поверенных и адвокатские конторы, фирмы по оценке интеллектуальной собственности, сфера шоу-бизнеса, средств массовой информации (СМИ) и т.д.

Изучаются такие дисциплины специализации, как:

  • гражданское и торговое право зарубежных стран,
  • международное сотрудничество в области охраны ИС,
  • правовая охрана иных объектов ИС,
  • правовые основы предпринимательства в сфере создания и реализации интеллектуального продукта,
  • тенденции развития законодательства в сфере охраны ИС,
  • авторское право, смежные права,
  • защита прав авторов и правообладателей объектов ИС,
  • проблемы интеллектуального пиратства в России,
  • правовая информатика,
  • право и охрана произведений литературы, искусства, компьютерных программ и баз данных,
  • право и шоу-бизнес, борьба с видео и аудио пиратством,
  • право и мода (дизайн),
  • право и охрана высоких технологий,
  • право, патенты, лицензии, договоры,
  • право и ноу-хау (производственные и коммерческие секреты),
  • защита прав авторов и правообладателей объектов интеллектуальной собственности,
  • правовая охрана объектов интеллектуальной собственности в Интернет и другие.

Название дисциплин специализации и их количество определяется ВУЗом самостоятельно.

Направление специализации: правовое обеспечение хозяйственной деятельности и государственное управление хозяйственной деятельностью.

Правоохранительные органы, налоговая и таможенная служба государства, юридические службы промышленных предприятий.

Изучаются такие дисциплины специализации, как:

  • хозяйственное право,
  • хозяйственное право зарубежных стран,
  • хозяйственное — процессуальное право,
  • хозяйственно-процессуальные документы,
  • проблемы хозяйственного законодательства РФ,
  • проблемы хозяйственно-правовой ответственности,
  • юридическое обслуживание субъектов хозяйствования,
  • правовое регулирование хозяйственно-торговой деятельности,
  • государственное управление и регулирование хозяйственной деятельности,
  • защита прав субъектов хозяйствования при их нарушении со стороны государственных органов и другие.

Название дисциплин специализации и их количество определяется ВУЗом самостоятельно.

Эколого-правовая специализация представлена как совокупность юридических норм, регулирующих отношения в области охраны и рационального использования природных ресурсов.

Правовое обеспечение охраны окружающей среды и природопользования.

Органы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды, природоохранные предприятия, государственные структуры и организации в области международного права окружающей среды, органы, занимающихся природоохранной деятельностью, водо-, лесо- и землепользованием, в органах экологической инспекции, природоохранной прокуратуры и т.д.

Изучаются такие дисциплины специализации, как:

  • правовые аспекты экономики природопользования,
  • правовое регулирование охраны окружающей среды.
  • водное и лесное законодательство,
  • законодательство об охране недр, атмосферы животного мира,
  • правовые меры защиты здоровья граждан от вредного воздействия окружающей среды,
  • европейское экологическое право,
  • международное экологическое право,
  • международное сотрудничество в области охраны окружающей среды,
  • налогообложение в сфере охраны окружающей среды и др.,
  • право в области градостроительства и защиты окружающей среды,
  • проблемы законодательства в сфере экологической безопасности,
  • право в области охраны окружающей среды и культурного наследия и другие.

Название дисциплин специализации и их количество определяется ВУЗом самостоятельно.

Подчеркиваем, что при выборе ВУЗа необходимо ознакомиться со списком предметов, изучаемых в рамках той или иной специализации, поскольку в различных ВУЗах он может отличаться.