Подать жалобу в суд по правам человека

Документы для подачи жалобы в ЕСПЧ

Ниже вы найдете материалы, которые помогут вам составить жалобу в Европейский суд.Вы также можете воспользоваться учебным пособием «Обращение в Европейский Суд по правам человека».Данное издание представляет собой практическое руководство по ведению дел в Европейском Суде, с акцентом на российскую

Ниже вы найдете материалы, которые помогут вам составить жалобу в Европейский суд.

Вы также можете воспользоваться учебным пособием «Обращение в Европейский Суд по правам человека».

Данное издание представляет собой практическое руководство по ведению дел в Европейском Суде, с акцентом на российскую специфику. Оно включает переведенные на русский язык четыре главы из монографии Филипа Лича «Обращения в Европейский Суд по правам человека» (издание второе, OUP, 2005 ), а также разделы, написанные российскими специалистами по средствам внутренней защиты с перспективой возможного разбирательства в Страсбурге, вопросы приемлемости и решения по существу по жалобам из России. Учебные дела и прецедентные обращения в Суд служат ценным практическим материалом.

Схема прохождения жалобы в Европейском Суде по правам человека — скачать PDF (35 Кб)

Формуляр и инструкции:

  • Форма для подачи жалобы в Европейский суд по правам человека (формуляр) — скачать PDF (186 Кб), скачать MS Word (57 Кб)
  • Инструкция по заполнению жалобы в ЕСПЧ — скачать PDF (98 Кб)
  • Пояснительная записка для желающих обратиться в Европейский Суд по правам человека — скачать PDF (138 Кб)
  • Дополнение к пояснительной записке — скачать PDF (76 Кб)

Бланки:

  • Бланк доверенности — скачать PDF (44 Кб)
  • Декларация собственности и доходов — скачать MS Word (18 Кб)
  • Инструкция: Прошения о применении временных мер — скачать PDF (60 Кб)

Конвенция и протоколы к ней:

  • Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, измененная и дополненная протоколом № 11 в сопровождении Дополнительного протокола и Протоколов №№ 4, 6 и 7 — скачать PDF (242 Кб)
  • Протокол № 1 — скачать PDF (56 Кб)
  • Протокол № 12 (не ратифицирован РФ) — скачать PDF (60 Кб)
  • Протокол № 13 (не ратифицирован РФ) — скачать PDF (60 Кб)
  • Протокол № 14 (не ратифицирован РФ) — скачать PDF (81 Кб)

Вы также можете скачать пакет документов, составленный канцелярией Европейского Суда (конвенция, формуляр, инструкции), который включает в себя часть документов, представленных выше — скачать PDF (565 Кб)

Процесс рассмотрения жалоб в Европейском суде по правам человека

С 2014 года в Европейский суд по правам человека может быть подана только жалоба установленной формы (раньше, можно было написать письмо в произвольной форме (предварительная жалоба), в котором высказывается намерение подать жалобу и ее суть. Также в Суд может быть направлено заявление о применении Европейским судом предварительных мер. В любом случае за письмом или заявлением в Суд направляется жалоба. В противном случае производство по жалобе просто не будет возбуждено, а по возбужденному делу оно прекращается.

После поступления жалобы в Суд член секретариата производит ее первичный анализ. Он решает следующие вопросы. Есть ли в тексте поступившего документа (жалобы, заявления, письма) данные, дающие основания полагать, что в рассматриваемом деле действительно могут быть нарушения прав и свобод, защищаемых Конвенцией. Например, утверждения в жалобе о нарушении прав должны быть аргументированы. Речь идет о наличии аргументации как таковой, а не ее об обоснованности. Второй вопрос – это приложены ли к жалобе (заявлению, письму) необходимые документы. И третий вопрос – отвечает ли жалоба формальным требованиям Конвенции. Если она не отвечает перечисленным требования, и недочеты не были устранены заявителем, то жалоба практически незамедлительно направляется в секцию Суда, Единоличному судье или Комитету для принятия решения (скорее утверждения решения) о признании жалобы неприемлемой. Решение оформляется официальным письмом Суда. На практике все эти действия Суда после поступления соответствующего документа в Суд занимает от одного месяца до года.

В случае если жалоба отвечает этим минимальным и необходимым требованиям, то она закрепляется за секцией Суда и включается в список подлежащих рассмотрению. Об этом решении заявитель информируется письмом Суда, в котором говорится, что жалоба будет рассмотрена в соответствии с очередностью.

С момента принятия решения о том, что жалоба будет рассмотрена на предмет приемлемости, Единоличный судья, Комитет, Палата или ее Председатель вправе уведомить о жалобе Высокую Договаривающуюся Сторону-ответчика и предложить ей представить письменные замечания по жалобе, а после получения таких замечаний, предложить заявителю представить свои ответные возражения. Следовательно, находясь в производстве именно Палаты, а не Комитета, данная стадия ведется на официальном языке Суда – английском или французском, если Председатель Палаты не примет иного решения.

Согласно Правилу 52 Регламента («Передача жалоб в ведение Секций») п. 1 жалоба направляется в ведение одной из Секций Председателем Суда, который стремится обеспечить равномерное распределение дел между Секциями. Как показывает практика, жалобы приписывается к той Секции, где заседает судья от страны, откуда поступила жалоба, поскольку его присутствие требуется на дальнейших стадиях рассмотрения дела.

Раньше, до вынесения решения о приемлемости, все общение с Судом (в том числе любые состязательные бумаги) от имени заявителя могли вестись на любом из официальных языков одного из государств-участников (Правило 34, п.2). После вынесения решения о приемлемости стороны должны были получить разрешение Председателя Палаты продолжать пользоваться одним из официальных языков одного из государств-участников; в противном случае следовало использовать английский или французский язык (Правило 34, п. 3 Регламента Европейского суда). С 1 июля 2006 года всякое общение с заявителями или их представителями, а также устные и письменные обращения заявителей или их представителей в связи с каким-либо слушанием или после того, как Высокая Договаривающаяся Сторона была уведомлена о рассмотрении жало-бы, должны быть на одном из официальных языков Суда, если только Председатель Палаты не предоставит разрешения на продолжение использования государственного языка Высокой Договаривающейся Стороны (Правило 34, п. 3(а)). Думается, подобное правило Регламента объясняется загруженностью Суда. Вместе с тем, на практике это правило не всегда реализуется. Применительно к России, речь идет о том, что если заявитель направит свои замечания на замечания Правительства на русском языке, то никаких последствий это иметь не будет.

Проблемы перевода состязательных документов существенно затрудняют реализацию права на жалобу в Европейский суд. С учетом того обстоятельства, что членам секретариата Суда приходиться корректировать перевод, следовало бы по индивидуальным жалобам закрепить правило, что все документы, представляемые заявителем должны быть на одном из официальных языков Совета Европы.

В случае если рассмотрение жалобы представляется обоснованным, Председатель Секции, в которую направлено дело, назначает судью-докладчика, обязанного изучить жалобу или внесудебного докладчика. Судья-докладчик назначается, когда в производстве находится жалоба, поданная в соответствии со статьей 33 Конвенции, то есть по межгосударственным жалобам. В случае, когда жалоба подается в соответствии со статьей 34 Конвенции, то есть индивидуальная жалоба — назначается внесудебный докладчик.

В процессе изучения жалобы судья-докладчик (внесудебный доклад-чик) вправе предложить сторонам представить в определенный срок любые фактические данные, документы или иные материалы, которые они сочтут имеющими отношение к делу; определяет, с учетом того, что Председатель Секции сам может дать распоряжение о рассмотрении дела Пала-той, будет ли жалоба рассматриваться Единоличным судьей, Комитетом или Палатой; готовит такие заключения, проекты и другие документы, которые могут помочь Палате или ее Председателю при выполнении их функций . Судья-докладчик, в том числе, делает заключение о том, может ли она быть рассмотрена Судом.

Получив жалобу на формуляре, судья-докладчик (внесудебный докладчик) может потребовать от сторон спора представить любые материалы по делу и именно он определяет, кем будет рассматриваться дело по существу: Комитетом из трех судей или Палатой Суда из семи судей (может быть пять судей).

Если дело не удается разрешить в рамках процедуры мирового соглашения (а в большинстве случаев так и происходит), Суд предлагает сторонам подать окончательные письменные замечания, дополнительные доказательства и письменные объяснения, в том числе касающиеся всех требований заявителя о «справедливой компенсации», и принять участие в судебных слушаниях по вопросам существа дела.

В интересах надлежащего отправления правосудия Председатель Суда может предложить или дать разрешение любому государству — участнику Конвенции, которое не является стороной в деле, или иному заинтересованному лицу, которое не является заявителем, представить письменные замечания или, в исключительных случаях, принять участие в слушаниях — вступление в процесс третьей стороны (статья 36 п.2 Конвенции). В соответствии с п. 1 ст. 36 государство имеет право вступить в дело с целью подачи письменных комментариев и/или участия в слушании, если заявителем является один из его граждан.

Третья сторона, желающая вступить в дело, должна письменно обратиться к Председателю секции Суда за разрешением в течение 12 недель с момента уведомления государства-ответчика о жалобе (Правило 44, п. 2 Регламента).

Комиссар Совета Европы по правам человека может подавать письменные комментарии в Суд и принимать участие в слушаниях (ст. 13 Протокола 14, вносящая поправки в ст. 36 Конвенции).

Пример участия в деле третьей стороны — дело «K. K. C. против Нидерландов» — Верховный Комиссар ООН по делам беженцев, а также российское правительство вступили в дело, связанное с предлагавшимся выдворением в Россию российского гражданина чеченского происхождения. Заявитель утверждал, что выдворение поставит его под угрозу применения пыток, так как он ранее служил в «чеченской армии» и отказался повиноваться приказу стрелять в чеченские войска.

Власти Российской Федерации воспользовались правом вступления в дело в качестве третьей стороны в соответствии с пунктом 1 статьи 36 Конвенции и были представлены Уполномоченным Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека Г.О. Матюшкиным по делу «Кононов против Латвии».

Окончательные письменные замечания сторон в постановлениях Су-да именуется «меморандумом». Так в Постановлении по делу «Вожигов против Российской Федерации», Европейский суд указал: «В своем дополнительном меморандуме, представленном до вынесения Решения о приемлемости настоящей жалобы от 8 декабря 2005 года, власти Российской Федерации утверждали, что адвокат Д. В. Копылов, являясь членом Брянской областной коллегии адвокатов, работал в юридической консультации Бежицкого района г. Брянска…».

Будучи окончательным документом, подаваемым в Суд, меморандум должен кратко излагать дело заявителя и следовать порядку первоначальной жалобы: факты, за которыми следуют имеющие отношение к делу вопросы права, затем аргументы, доказывающие нарушение Конвенции. Как и остальные состязательные бумаги, формат Меморандума должен соответствовать правилам, изложенным в Распоряжении по практическим вопросам производства о подаче состязательных бумаг.

Меморандум в некоторых отношениях может отличаться от первоначальной жалобы. Признанные неприемлемыми вопросы в нем, как представляется, не поднимаются.

Правило 60 Регламента (с учетом поправок, принятых Европейским судом 13 декабря 2004 г.) говорит о том, что если заявитель желает, чтобы ему была присуждена справедливая компенсация в соответствии со статьей 41 Конвенции в случае, если Суд придет к выводу о наличии нарушения его прав, гарантируемых Конвенцией, он должен заявить конкретные требования в связи с этим. Заявитель должен представить подробный перечень всех своих требований по пунктам с приложением любых соответствующих подтверждающих документов в срок, установленный для представления заявителем доводов по существу дела, если иное не будет установлено Председателем Палаты. Если заявитель не выполняет указанные требования, Палата вправе отказать в удовлетворении требования полностью или частично. Требования заявителя по данному вопросу представляются государству-ответчику для комментариев.

Если заявитель не подаст требование о справедливой компенсации, Суд не сочтет необходимым присуждать ее по собственной инициативе. Так по делу «Рябых против Российской Федерации», Европейский суд указал: «в данном деле, 1 марта 2002 года, после признания жалобы приемлемой, заявителю было предложено представить свои требования справедливой компенсации. В установленные сроки заявитель не представила указанных требований. При таких условиях Европейский суд не присуждает компенсации по ст. 41 Конвенции». Подобное правило следовало бы не применять в тех случаях, когда в первоначальной жалобе заявитель указал требование о справедливой компенсации с указанием расчета требуемой суммы. Иначе получается, что первоначальные требования заявителя аннулируются.

Суд по просьбе одной из сторон или по своей инициативе выносит решение о проведении слушания по существу дела, если она полагает, что это необходимо для наилучшего исполнения ее функций, установленных Конвенцией. Однако проведение Судом слушания дела по существу — скорее исключение, чем правило. Подавляющее большинство дел решается без проведения слушания. Как справедливо указывает М. Сальвиа – «проведение публичного заседания Суда по всем рассматриваемым делам, переданным на рассмотрение Палаты, невозможно, поскольку их число из-меряется сотнями». Суд с большей вероятностью проведет слушание в случае необходимости дополнительного прояснения обстоятельств дела или соответствующего внутреннего законодательства и практики . Представляется, что значимость дела также может быть существенным факто-ром при оценке необходимости слушания. Значимость дела определяется теми последствиями, которые будут иметь влияние на практику самого Европейского суда, могут изменить его позиции, а также повлиять на правовую систему государства-ответчика.

Секретарь Суда обычно издает пресс-релиз о деле до слушания, а второй пресс-релиз, как правило, публикуется в день слушания. Расписание предстоящих слушаний имеется на сайте Европейского суда. Если Суд решит провести слушание по существу жалобы, то в письме, информирующем стороны о своем решении, он может перечислить ряд вопросов, на которые сторонам нужно будет ответить на слушании. Суд может также назначить дату перед слушанием, к которой в Суд должны быть представлены любые дополнительные документы. Перед слушанием представитель заявителя должен представить копию речи на устных прениях в Суде для переводчиков Суда. Это делать необязательно, но по возможности рекомендуется, поскольку это облегчит синхронный перевод устных выступлений. Если текст предполагаемого выступления невозможно послать заранее, то, по крайней мере, следует послать краткое изложение основных пунктов. Разумеется, адвокаты не связаны никаким направленным заранее текстом, они вольны изменять свои выступления как считают нужным.

Также Суд просит стороны представить до слушания имена всех, кто будет присутствовать на слушании, включая представителей, консультантов и заявителей. Регламент Суда требует, чтобы заявителя представлял на слушании адвокат, имеющий разрешение практиковать в любой из стран участниц Конвенции, или другой представитель, утвержденный Судом (Правило 36, п. 3 Регламента). Председатель может разрешить заявителям самим представлять свое дело, но на практике это бывает чрезвычайно редко. Если заявителя на слушании представляет адвокат, Суд может также позволить заявителю самому выступить в устных прениях. Суд может позволить нескольким представителям выступить от имени заявителя (в рамках общего лимита времени).

Слушания обычно проводятся на одном из официальных языков ЕСПЧ (английском или французском), однако Председатель может разрешить использование официального языка одного из государств-участников. Суд необходимо уведомить заранее, если сторона желает обращаться к Суду на ином языке, нежели английский или французский.

Ходом заседания руководит Председатель соответствующего Комитета или Палаты (Правило 64 Регламента). Однако слушания обычно занимают в целом не более двух часов. Лишь в исключительных случаях сторонам дается дополнительное время. Обычно заявителям предоставляется 30 минут для изложения первичных устных доводов. Затем правительству ответчику дается 30 минут на ответ (в слушаниях о приемлемости открывает прения обычно правительство, а отвечает заявитель). Эти временные рамки необходимо строго соблюдать, и важно, чтобы адвокаты придерживались отведенного им максимума в 30 минут, иначе их может остановить Председатель (независимо от, того, завершили ли они свое выступление), или время для ответа другой стороне будет сокращено. Председатель обычно проводит короткую неформальную встречу перед слушанием, чтобы напомнить сторонам о необходимости придерживаться отведенного времени и обсудить любые другие конкретные вопросы в связи со слушанием — например, в связи с приемом Судом документов, представленных поздно сторонами.

Слушания Суда проходят публично, если не имеется исключительных обстоятельств для проведения закрытого слушания (ст. 40 и Правило 63 Регламента). Любая из сторон или любое другое заинтересованное лицо может попросить о проведении закрытого заседания. Такую просьбу необходимо обосновать, уточнив, следует ли закрыть слушание целиком или только его часть (Правило 63, п. 3 Регламента). Суд может закрыть слушание или его часть для прессы и посетителей по одной из следующих причин (Правило 63, п. 2 Регламента): а) в интересах нравственности; b) в интересах общественного порядка; c) государственной безопасности в демократическом обществе; d) когда этого требуют интересы несовершенно-летних или e) для защиты частной жизни сторон; или f) в той мере, в какой это, по мнению Палаты, строго необходимо при особых обстоятельствах, когда гласность нарушала бы интересы правосудия.

Если сторона не является на слушание без достаточного основания, Суд, тем не менее, может провести слушание в ее отсутствие, если он уверен, что это не будет противоречить надлежащему отправлению правосудия (Правило 65 Регламента).

Суд может сделать стенографический отчет о слушании (Правило 70 Регламента). Разбирательство записывается на пленку, однако стенографический отчет готовится только по решению Суда. Стенографический отчет содержит: а) состав Суда; b) список выступивших перед Судом (включая представителей, адвокатов, консультантов и третьи стороны); c) текст сделанных заявлений, поставленные вопросы и данные на них ответы; d) текст любых постановлений, вынесенных в ходе слушаний.

Если стенографический отчет подготовлен, то он направляется сторонам для исправлений в течение установленного срока (исправления, однако, не должны влиять на смысл сказанного). Суд совещается за закрытыми дверьми и содержание совещаний сохраняется в тайне (Правило 22 Регламента). Любые решения Суда принимаются большинством судей. В случае разделения голосов поровну, проводится повторное голосование и, если разделение сохраняется, то голос Председателя является решающим (Правило 23, п. Регламента). Голосование осуществляется поднятием руки, и Председатель может провести поименное голосование в порядке, обратном старшинству (Правило 23, п. 3 Регламента).

Комитет, Палаты и Большая Палата выносят решение по существу дела в форме постановления, принимаемого большинством голосов. Проект постановления готовится судьей-докладчиком, а затем принимается, в случае необходимости с некоторыми изменениями Комитетом или Палатой .

Решения Большой Палаты оглашаются в сокращенном виде на открытом заседании Председателем Большой Палаты или судьей, делегированным Председателем. Открытое заседание для оглашения решений Палат проводится редко и их решения направляются непосредственно сторонам. По вынесении решения Суд обнародует пресс-релиз с кратким изложением решения, который немедленно публикуется на сайте Суда. Само решение тоже публикуется на сайте в день его вынесения. Секретарь Суда направляет сторонам заверенные копии решения почтой. Копии также высылаются Комитету министров, Генеральному Секретарю Совета Европы, любым третьим сторонам или другим непосредственно заинтересованным лицам (Правило 77 Регламента). Решения исполняются на одном из двух официальных языков Суда (английском или французском), хотя наиболее важные решения выносятся на обоих языках (Правило 76 Регламента). Что касается использования конкретного языка, то, по всей видимости, это зависит от предпочтений конкретного юриста Секретариата, занимающегося данным делом. Решения пишутся в стандартном формате, в соответствии с Правилом 74, п. Регламента. Во всех решениях содержится следующее: (а) имена Председателя и других судей в составе соответствующей Палаты и имя Секретаря или заместителя Секретаря; (b) дата вынесения и оглашения; (с) данные о сторонах; (d) имена представителей, адвокатов или советников сторон; (e) порядок рассмотрения дела; (f) обстоятельства дела; (g) краткое изложение доводов сторон; (h) мотивировка по вопросам права; (i) резолютивные положения; (j) если имеется, решение относительно расходов и издержек; (k) число судей, составивших большинство; (l) при необходимости, заявление о том, какой текст является аутентичным.

Судьи могут приложить свое особое мнение, расходящееся или совпадающее с решением большинства (ст. 45, п. 2 и Правило 74, п. 2 Регламента) или просто заявление о несогласии (наличии особого мнения). Практика показывает, что судьи Европейского суда довольно часто используют свое право на особое мнение.

Основным средством возмещения, предоставляемым Судом, является признание того, что было допущено нарушение одного или более прав, гарантированных Конвенцией. Если Суд устанавливает, что имело место нарушение Конвенции, решение может включать в себя присуждение «справедливой компенсации» по ст. 41, если вопрос о компенсации готов для решения.

Компенсация может включать возмещение материального и нематериального ущерба, а также судебные расходы и издержки. Суд может постановить и обычно так и делает то, что на любые суммы, не выплаченные в определенное время (обычно в течение трех месяцев), должны начисляться проценты по установленной ставке. Конвенция не содержит положения о присуждении выплаты издержек против заявителя.

Если требования по ст. 41 не готовы для решения, назначение справедливой компенсации может быть отложено для получения Судом дополнительных замечаний (Правило 75 Регламента). В таких обстоятельствах Суд в дальнейшем устанавливает процедуру для разрешения вопроса о требовании справедливой компенсации. В состав Суда для рассмотрения требований по ст. 41 обычно, хотя и не обязательно, входят те же судьи (Правило 75, п. 2 Регламента). Если стороны впоследствии достигают соглашения относительно требований по ст. 41, Суд исключает дело из списка, удостоверившись в справедливом характере соглашения (Правило 75, п. 4 Регламента).

Решение не является непосредственно окончательным, поскольку существует положение о передаче его на пересмотр в Большую Палату. Решение становится окончательным, только когда удовлетворено одно из трех условий (ст. 44): (а) когда стороны объявляют, что они не будут требовать пересмотра дела Большой Палатой; или (b) спустя три месяца после даты вынесения решения, если не было просьбы о пересмотре дела Большой Палатой; или (с) если коллегия Большой Палаты отклоняет просьбу о пересмотре дела.

Решение Большой Палаты является окончательным (ст. 44, п. 1).

Любые описки, ошибки в вычислениях или «очевидные ошибки», допущенные в решениях Суда, могут быть исправлены, но стороны должны уведомить Суд о любых таких ошибках в течение одного месяца после вынесения решения (Правило 81 Регламента).

Таким образом, содержание основного производства представляет собой сложную процедуру, имеющую различные варианты реализации.

Особенности рассмотрения жалоб Единолично судьей

Единоличный судья вправе объявить неприемлемой индивидуальную жалобу, или исключить её из списка подлежащих рассмотрению Судом дел, если таковое решение может быть принято без дополнительного изучения жалобы. Это решение является окончательным. Если Единоличный судья не объявляет неприемлемой жалобу или не исключает ее из списка подлежащих рассмотрению дел, то этот судья направляет ее в Комитет или Палату для дополнительного изучения (статья 27 Конвенции).

В Регламент Суда введены новые правила, направленные на реализацию Конвенции в редакции 14 Протокола. Так Согласно правилу 18А (внесудебный докладчик) Регламента Суда «заседая в Единоличном составе, Суд будет пользоваться услугами внесудебных докладчиков, которые действуют под руководством Председателя Суда. Они образуют часть Секретариата Суда. Внесудебные докладчики назначаются Председателем Суда по предложению Секретаря». При этом согласно правилу 1 Регламента термин «внесудебный докладчик» означает члена секретариата назначенного для оказания помощи Единоличным судьям, предусмотренных в статье 25 § 2 Конвенции.

Данное положение направленно на реализацию статьи 24 Конвенции, согласно которой если Суд заседает в составе Единоличного судьи, Суд пользуется услугами докладчиков, которые осуществляют свои функции под руководством Председателя Суда.

В Регламент Суда добавлено новое Правило 52А (Производство у единоличного судьи). В соответствии со Статьей 27 Конвенции Единоличный судья может объявить неприемлемой или исключить из списка дел Суда жалобу, поданную в соответствии со Статьей 34, если такое решение может быть принято без дальнейшего рассмотрения. Решение должно быть окончательным. Заявителю нужно направить письмо и сообщить о решении. В соответствии с пунктом 3 Статьи 26 Конвенции Единоличный судья не может рассматривать любую жалобу против Договаривающейся Стороны, в отношении которой избран судья. Если судья не принимает во внимание решение, предусмотренное в первом параграфе Правила 52 А, он должен передать жалобу в Комитет или в Палату для дальнейшего рассмотрения.

Таким образом, практически полностью все действия по предварительному изучению жалобы поступившей в Суд, и подготовка по нему решения совершаются теперь членом секретариата – внесудебным докладчиком. Единоличный судья будет лишь принимать окончательное решение относительно приемлемости индивидуальной жалобы.

Особенности рассмотрения жалоб Комитетом

Касательно вопроса о приемлемости «процедура носит упрощенный характер, если три судьи, составляющие комитет, единогласно приходят к выводу, что решение может быть принято без дополнительного исследования обстоятельств дела и требований заявителя».

После вступления в силу Протокола № 14 данный тезис вполне относится и к делам, по которым «вопрос, лежащий в основании дела и связанный с интерпретацией или применением Конвенции, уже является предметом установившейся судебной практики». По таким делам Комитет может объявлять жалобы приемлемыми и одновременно выносить решение по существу (статья 28 Конвенции).

Во всех остальных случаях Комитет передает жалобу на рассмотрение Палате. Думается, что основная масса дел будет рассматривать именно Комитетами, как по вопросу приемлемости, так и по существу дела.

Палата же рассматривает наиболее сложные дела как с точки зрения достаточности материалов по делу, так и с точки зрения права .

Решение о неприемлемости или о исключении жалобы из списка, подлежащих рассмотрению в Суде, является окончательным. Заявитель уведомляется о решении Комитета в письменном виде (ст. 28 Конвенции, Правило 53 п.2 Регламента). Так в приведенном уже примере говорилось о письме от 13 ноября 2009 года по жалобе № 21059/08 Лященко против России, в котором заместитель Секретаря Секции указал, что 6 ноября 2009 года Европейский суд по правам человека, заседая в составе Комитета из трех судей (E. Steiner, Председатель, D. Spielmann и G. Malinverni) принял решение объявить неприемлемой жалобу, поданную14 февраля 2008 года и зарегистрированную под вышеуказанным номером. Суд установил, что данная жалоба не отвечает требованиям Конвенции.

Судья, избранный от Высокой Договаривающейся Стороны-ответчика, если он не является членом Комитета, может быть приглашен на совещания Комитета (Правило 53 п.1 Регламента). Заявители уведомляются о решении Комитета в письменном виде (Правило 53, п. 2 Регламента). «Обычно данное уведомление производится в стандартном формате, которое не излагает причин, относящихся к конкретному делу, за исключением стандартного ответа, относящегося к критериям приемлемости по ст. 35 Конвенции. В системе Конвенции роль Комитетов состоит в избавлении от самых слабых дел», — отмечает Ф. Лич. Очевидно, что данная роль теперь отведена Единоличному судье.

Если Комитет не может прийти к единогласному решению, то жалоба передается на рассмотрение Палаты.

После рассмотрения Комитет выносит одно из четырех окончательных решений:

1. Объявляет жалобу неприемлемой и исключает её из списка подлежащих рассмотрению в Суде дел;

2. О направлении для дальнейшего изучения в Палату;

3. Выносит одновременно решение о приемлемости и, по существу.

Таким образом, производство в Комитете является наиболее типичным для рассмотрения дела.

Подать жалобу в суд по правам человека

Что такое Европейский суд по правам человека?

4 ноября 1950 года в Риме была подписана Конвенция о защите прав человека и основных свобод. В указанной Конвенции декларируются такие права человека, как право на жизнь, запрещение пяток, запрещение рабства, принудительного труда, право на справедливый суд , право на свободу вероисповедания и так далее. Статьей 19 Конвенции учреждается Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ, Страсбургский суд)- специальное учреждение, функцией которого является рассмотрение жалоб на нарушение прав человека в «Договаривающихся сторонах» — странах, подписавших конвенцию.

К данной Конвенции в 1998 году присоединилась и Россия. Следовательно, граждане РФ могут обращаться в ЕСПЧ, если полагают, что их права, защищаемые конвенцией, нарушаются в Российской Федерации и не защищаются законом.

К Конвенции были позднее подписаны несколько Протоколов, дополняющих и расширяющих ее значение.

Какие вопросы рассматриваются в ЕСПЧ?

Страсбургский суд рассматривает только вопросы, касающиеся нарушения прав человека, гарантированных Конвенцией. Этот суд не является инстанцией, пересматривающей решения государственных судебных инстанций.

Как подать жалобу в ЕСПЧ?

Вы вправе подать жалобу В ЕСПЧ в течение 6 месяцев после того, как все возможные способы для защиты своих прав, предусмотренные законодательством Вашей страны, исчерпаны.

Другими словами, если Вы считаете, что ваше право нарушено, Вы можете обратиться в суд в Российской Федерации. После получения решения Вы можете обжаловать его в апелляционном или кассационном порядке. И только после вынесения решения второй инстанцией Вы имеет право обратиться в ЕСПЧ. Имейте в виду, что надзорная инстанция в РФ не является общей для всех стадией судопроизводства, поэтому право жалобы возникает после вынесения акта второй инстанцией.

Жалоба пишется на русском языке, переводить ее на французский или английский язык не надо. Пошлина также не уплачивается. Вы также можете потребовать возмещение морального вреда. Жалоба подается по специальной форме. При поступлении в суд жалоба проверяется сначала на ПРИЕМЛЕМОСТЬ. Это значит, что жалоба не рассматривается по существу, но проверяется, подсудно ли дело вообще Страсбургскому суду. Если жалоба признана неприемлемой, суд ее возвращает.

ПРИМЕР: Вы подаете иск о взыскании долга в районный суд. Суд Вам отказывает. Вы обращаетесь во вторую инстанцию (в городской суд). Суд Вам отказывает, и Вы пишете жалобу в ЕСПЧ. Такая жалоба не будет рассмотрена, поскольку не касается прав человека.

ПРИМЕР: Вы получили решение суда о взыскании долга с государственной организации. Получили исполнительный лист. Но деньги взыскать не можете, исполнение остановилось. В данном случае Ваша жалоба будет признана приемлемой, поскольку нарушено «право на справедливый суд».

После того, как жалоба признана приемлемой, суд рассматривает ее по существу. Законом не установлен срок рассмотрения жалобы. Поскольку в настоящее время поток жалоб (особенно из России) увеличился, ждать рассмотрение приходится от двух до пяти лет. При этом не нужно присутствовать на слушаниях, ехать в Страсбург – но присутствовать на заседании не запрещено.

Как узнать, приемлема ли Ваша жалоба?

Судопроизводство в ЕСПЧ базируется на положениях Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также на Протоколах к Конвенции. При этом судопроизводство является довольно прецедентным. Это означает, что рассмотрев однажды конкретную жалобу и приняв решение, суд будет принимать аналогичные решения по таким же делам.

Таким образом, вопрос о том, приемлема ли жалоба, решается в результате изучения практики Страсбургского суда. Этот вопрос довольно сложен, поэтому, при желании написать жалобу в Страсбургский суд, рекомендуем обращаться к юристам.

Порядок обращения в Европейский Суд по правам человека

Гражданин может подать жалобу в ЕСПЧ, если считает, что лично и непосредственно стал жертвой нарушения прав и свобод, изложенных в Конвенции или протоколах к ней. Нарушение должно было быть совершено одним из государств, подписавших Конвенцию.

Гражданин должен лично и непосредственно быть жертвой нарушения, на которое он жалуется. Гражданин не может подать жалобу общего характера, например, по поводу закона или правового механизма, которые кажутся ему несправедливыми; также он не можете подать жалобу от имени других граждан (за исключением случаев, когда группа этих лиц четко определена и гражданин является их законным представителем).

При подаче жалобы гражданину необходимо предварительно использовать все средства правовой защиты в государстве-ответчике, которые могли бы исправить ситуацию, на которую он жалуется (обычно это означает, что гражданин должен подать жалобу в компетентный суд, обжаловать его отказ (если есть такая возможность), а иногда еще и подать жалобу в высшую судебную инстанцию, например, Верховный Суд Российской Федерации или Конституционный Суд Российской Федерации, при их наличии).

Недостаточно просто обратиться к этим средствам правовой защиты. В своих обращениях в национальные инстанции гражданин должен изложить все свои претензии (т.е. те нарушения Конвенции, на которые он жалуется).

Для подачи жалобы в ЕСПЧ гражданин располагаете шестью месяцами с даты вынесения окончательного решения на национальном уровне (обычно — решение суда кассационной инстанции). По истечении этого срока ЕСПЧ не сможет принять жалобу к рассмотрению.

Жалоба может быть подана против одного или нескольких государств, подписавших Конвенцию, которые, по мнению гражданина, нарушили (посредством действий или бездействия, затрагивающих его напрямую) положения Конвенции.

Действие или бездействие, на которые жалуется гражданин, должны быть совершены органом власти государства-ответчика (например, судом или административными органами).

ЕСПЧ не рассматривает жалобы против отдельных граждан или частных организаций — например, коммерческих фирм.

Жалоба должна касаться одного или нескольких прав, закрепленных в Европейской Конвенции. Заявления о нарушении могут касаться целого ряда проблем, в том числе: пытки и жестокое обращение с заключенными; незаконное содержание под стражей; процессуальные нарушения при рассмотрении гражданских и уголовных дел; дискриминация в осуществлении прав, гарантированных Конвенцией; нарушение прав родителей; нарушение права на уважение частной и семейной жизни, жилища и корреспонденции; ограничение свободы выражения мнения или свободы получения и распространения информации; ограничение свободы собраний и объединений; высылка иностранцев и экстрадиция; конфискация имущества; экспроприация.

Граждане не могут жаловаться на нарушение других международных договоров (кроме Европейской Конвенции о правах человека), например, Всеобщей декларации прав человека или Хартии основных прав.

Подать жалобу в суд по правам человека

Европейский Суд по правам человека в Страсбурге… Звучит недосягаемо, не так ли? Процедура подачи жалобы может показаться слишком сложной и запутанной, но на самом деле все предельно просто и понятно, главное – соблюсти всё процедурные требования. Какие именно? Попробуем разобраться вместе.

Перечислим основные моменты, на которые следует обратить внимание в случае нарушения вашего права и возникновения желания обратиться за восстановлением справедливости в ЕСПЧ.

1. Во-первых, необходимо заполнить формуляр жалобы (в одном экземпляре) и приложить к нему копии всех документов. Требования к оформлению жалобы и список релевантных документов содержатся в Инструкции по заполнению формуляра жалобы. Требования, налагаемые на само содержание жалобы, можно найти в Статье 47 Регламента Европейского Суда по правам человека.
2. Несмотря на то, что разбирательство в ЕСПЧ осуществляется на английском и французском языках, жалоба может быть подана на любом из официальных языков стран – членов Совета Европы. Таким образом, жалоба может быть подана и на русском языке.
3. За подачу жалобы не взимается пошлина! Обратите на это внимание при обращении к юристам. При оплате их услуг проверьте, не указана ли пошлина в качестве статьи расходов.
4. При отправлении жалобы внимательно проверьте реквизиты Суда.

«Жалоба может быть подана и на русском языке»

Что нужно знать при заполнении формуляра жалобы?

1. Европейский суд по правам человека рассматривает жалобы лиц и организаций на нарушение их прав, гарантированных Европейской Конвенцией (ЕКПЧ) по правам человека. При этом необходимо помнить, что жалоба должна отвечать условиям приемлемости (см. подробнее правило 47 Регламента ЕСПЧ, а также ст. 34 и 35 ЕКПЧ) :

a. Жалоба должна подаваться на нарушение одного или нескольких прав, закреплённых в Европейской Конвенции и Протоколах к ней;

b. Важно, чтобы жалоба подавалась против государства, ратифицировавшего ЕКПЧ или необходимый Протокол;

c. Жалоба составлена на действия (бездействие) или решения органов публичной власти;

d. Жалоба касается действий или событий, имевших место после ратификации Конвенции или Протокола соответствующим государством;

e. Лицо, подающее жалобу, должно само являться жертвой нарушения прав (иметь статус жертвы);

f. Должно иметь место исчерпание средств правовой защиты внутри государства с соблюдением порядка и сроков обращения

в суды соответствующей инстанции;

g. Жалоба должна быть подана в Суд в течение шести месяцев после даты вынесения окончательного решения по делу. Этот срок отсчитывается от даты вынесения решения самой вышестоящей инстанцией, завершающей процедуру исчерпания эффективных средств правовой защиты либо от даты получения этого решения (в ближайшее время срок подачи жалобы изменится — сократится, подробнее об этом мы напишем в следующей статье);

h. Жалоба должна быть подтверждена доказательствами, ясным изложением фактов и прикреплением документов, решений и др.;

i. Жалоба не должна была ранее быть предметом рассмотрения в Суде или в другой международной инстанции.

2. Размер шрифта в печатном тексте должен быть не менее 12 пунктов в основном тексте и 10 пунктов в сносках;

3. Приложения должны быть представлены на листах А4 с полями не менее 3,5 см, страницы должны быть последовательно пронумерованы, и текст должен быть разделен на пронумерованные абзацы.

4. Информация, содержащаяся в формуляре и приложениях к нему, является общедоступной и может быть размещена на сайте Суда. Необходимо помнить об этом при предоставлении сведений в Суд и сделать заявление об исключении их из свободного доступа.

При получении формуляра жалобы Секретариат Суда проверяет, содержится ли в нем вся необходимая информация и приложены ли все документы. Если что-либо будет отсутствовать, то Суд направит вам письмо, с указанием на то, что требования ст. 47 Регламента Суда не были соблюдены. В этом случае можно подать жалобу заново, то есть необходимо будет направить в Суд заполненный формуляр, а также все требуемые документы и решения. Внимание! Пакет документов при повторном отправлении формуляра нужно формировать заново, поскольку Суд не открывает досье по неполному пакету документов.

«Внимание! Пакет документов при повторном отправлении формуляра нужно формировать заново, поскольку Суд не открывает досье по неполному пакету документов»

Если вы соблюли все необходимые требования, Секретариат уведомит вас о том, что на ваше имя было открыто досье по жалобе. Номер досье очень важен для вас, поскольку именно на него необходимо ссылаться во всей последующей переписке с Судом. Также Секретариат направит вам набор наклеек со штрих-кодом, которые необходимо будет наклеивать на последующие письма в Суд.

Очень надеемся, что данная статья поможет читателям лучше понять порядок подачи жалобы в Европейский Суд по правам человека и станет определённой «путевой звездой» в нелёгком процессе защиты своих прав.

Автор текста: Дарья Барамзина

Источник фото: socialjusticefirst.files.wordpress.com

[:en]Европейский Суд по правам человека в Страсбурге… Звучит недосягаемо, не так ли? Процедура подачи жалобы может показаться слишком сложной и запутанной, но на самом деле все предельно просто и понятно, главное – соблюсти все процедурные требования. Какие именно? Попробуем разобраться вместе.

Перечислим основные моменты, на которые следует обратить внимание в случае нарушения вашего права и возникновения желания обратиться за восстановлением справедливости в ЕСПЧ.

1. Во-первых, необходимо заполнить формуляр жалобы (в одном экземпляре) и приложить к нему копии всех документов. Требования к оформлению жалобы и список релевантных документов содержатся в Инструкции по заполнению формуляра жалобы. Требования, налагаемые на само содержание жалобы, можно найти в Статье 47 Регламента Европейского Суда по правам человека.
2. Несмотря на то, что разбирательство в ЕСПЧ осуществляется на английском и французском языках, жалоба может быть подана на любом из официальных языков стран – членов Совета Европы. Таким образом, жалоба может быть подана и на русском языке.
3. За подачу жалобы не взимается пошлина! Обратите на это внимание при обращении к юристам. При оплате их услуг проверьте, не указана ли пошлина в качестве статьи расходов.
4. При отправлении жалобы внимательно проверьте реквизиты Суда.

Что нужно знать при заполнении формуляра жалобы?

1. Европейский суд по правам человека рассматривает жалобы лиц и организаций на нарушение их прав, гарантированных Европейской Конвенцией (ЕКПЧ) по правам человека. При этом необходимо помнить, что жалоба должна отвечать условиям приемлемости (см. подробнее правило 47 Регламента ЕСПЧ, а также ст. 34 и 35 ЕКПЧ) :
a. Жалоба должна подаваться на нарушение одного или нескольких прав, закрепленных в Европейской Конвенции и Протоколах к ней;
b. Важно, чтобы жалоба подавалась против государства, ратифицировавшего ЕКПЧ или необходимый Протокол;
c. Жалоба составлена на действия (бездействие) или решения органов публичной власти;
d. Жалоба касается действий или событий, имевших место после ратификации Конвенции или Протокола соответствующим государством;
e. Лицо, подающее жалобу, должно само являться жертвой нарушения прав (иметь статус жертвы);
f. Должно иметь место исчерпание средств правовой защиты внутри государства с соблюдением порядка и сроков обращения в суды соответствующей инстанции;
g. Жалоба должна быть подана в Суд в течение шести месяцев после даты вынесения окончательного решения по делу. Этот срок отсчитывается от даты вынесения решения самой вышестоящей инстанцией, завершающей процедуру исчерпания эффективных средств правовой защиты либо от даты получения этого решения (в ближайшее время срок подачи жалобы изменится — сократится, подробнее об этом мы напишем в следующей статье);
h. Жалоба должна быть подтверждена доказательствами, ясным изложением фактов и прикреплением документов, решений и др.;
i. Жалоба не должна была ранее быть предметом рассмотрения в Суде или в другой международной инстанции.
2. Размер шрифта в печатном тексте должен быть не менее 12 пунктов в основном тексте и 10 пунктов в сносках;
3. Приложения должны быть представлены на листах А4 с полями не менее 3,5 см, страницы должны быть последовательно пронумерованы, и текст должен быть разделен на пронумерованные абзацы.
4. Информация, содержащаяся в формуляре и приложениях к нему, является общедоступной и может быть размещена на сайте Суда. Необходимо помнить об этом при предоставлении сведений в Суд и сделать заявление об исключении их из свободного доступа.

При получении формуляра жалобы Секретариат Суда проверяет, содержится ли в нем вся необходимая информация и приложены ли все документы. Если что-либо будет отсутствовать, то Суд направит вам письмо, с указанием на то, что требования ст. 47 Регламента Суда не были соблюдены. В этом случае можно подать жалобу заново, то есть необходимо будет направить в Суд заполненный формуляр, а также все требуемые документы и решения. Внимание! Пакет документов при повторном отправлении формуляра нужно формировать заново, поскольку Суд не открывает досье по неполному пакету документов.

Если вы соблюли все необходимые требования, Секретариат уведомит вас о том, что на ваше имя было открыто досье по жалобе. Номер досье очень важен для вас, поскольку именно на него необходимо ссылаться во всей последующей переписке с Судом. Также Секретариат направит вам набор наклеек со штрих-кодом, которые необходимо будет наклеивать на последующие письма в Суд.

Очень надеемся, что данная статья поможет читателям лучше понять порядок подачи жалобы в Европейский Суд по правам человека и станет определённой «путевой звездой» в нелегком процессе защиты своих прав.