П 4 ст 98 федерального закона 229-фз

Глава 11. Обращение взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина (ст.ст. 98 — 102)

Глава 11. Обращение взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

П 4 ст 98 федерального закона 229-фз

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Закон об исполнительном производстве № 229-ФЗ

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Редакция закона, действующая с 03.09.2018 года (ред. 63)

Право на судебную защиту тесно связано с правом на исполнение судебного решения. Европейским судом по правам человека ранее отмечалось, что исполнение решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как неотъемлемая часть «суда».

Вместе с тем, несмотря на то, что право на исполнение решения суда в широком смысле является частью судебного разбирательства, российское законодательство не дает оснований для отождествления понятий судопроизводства и исполнительного производства. Исполнение решения суда осуществляется органом исполнительной власти (службой судебных приставов), хотя разрешение ряда вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства, отнесен законом к компетенции суда, основная роль которого на стадии исполнения, сводится к контролю за процессом исполнительного производства и разрешению споров между его участниками.

Федеральный закона N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» регулирует, прежде всего, порядок деятельности Федеральной службы судебных приставов как органа принудительного исполнения решений судов.

Закон N 229-ФЗ раскрывает перечень документов, имеющих силу исполнительного документа, содержит нормы права о сроках в исполнительном производстве, извещениях, правовом положении лиц, участвующих в исполнительном производстве, производстве исполнительных действий, порядке реализации имущества должника, порядке обжалования действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя, а также об особенностях исполнения требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительных документах.

С целью разъяснения возникающих в судебной практике вопросов применения отдельных положений закона № 229-ФЗ принято Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015г. № 50 «О применении судами заканодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»

Первоначальный текст Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» был опубликован в «Российской газете» (N 223, 06.10.2007 года), «Собрании законодательства РФ» (08.10.2007 года, N 41, ст. 4849).

Ниже представлен текст документа:

Федеральный закон N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 04.06.2018 N 133-ФЗ, вступившими в силу с 03.09.2018 года.

2 октября 2007 года

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Принят
Государственной Думой
14 сентября 2007 года

Одобрен
Советом Федерации
19 сентября 2007 года

Глава 1. Основные положения

Глава 2. Исполнительные документы

Глава 3. Сроки в исполнительном производстве

Глава 4. Извещения и вызовы в исполнительном производстве

Глава 5. Исполнительное производство

Глава 6. Лица, участвующие в исполнительном производстве

Глава 7. Исполнительные действия. Меры принудительного исполнения

Глава 8. Обращение взыскания на имущество должника

Глава 9. Реализация имущества должника на торгах

Глава 10. Особенности обращения взыскания на имущество
должника-организации

Глава 11. Обращение взыскания на заработную плату
и иные доходы должника-гражданина

Глава 12. Взыскание штрафа, назначенного в качестве
наказания за совершение преступления. Порядок исполнения
исполнительного документа о конфискации имущества и
исполнительного документа об уплате судебного штрафа,
назначенного в качестве меры уголовно-правового характера

Глава 12.1. Порядок исполнения судебных актов
в отношении иностранного государства и его имущества

Глава 13. Исполнение требований неимущественного характера,
содержащихся в исполнительных документах

Глава 14. Распределение взысканных денежных средств
и очередность удовлетворения требований взыскателей

Глава 15. Исполнительский сбор. Ответственность за нарушение
законодательства Российской Федерации
об исполнительном производстве

Глава 16. Расходы по совершению исполнительных действий

Глава 17. Защита прав взыскателя, должника и других лиц
при совершении исполнительных действий

Глава 18. Сроки и порядок обжалования постановлений
и действий (бездействия) должностных лиц
службы судебных приставов

Глава 19. Заключительные положения

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль
2 октября 2007 года
N 229-ФЗ

Памятка для руководителей и бухгалтеров организаций (предприятий) по вопросам удержания и перечисления денежных средств по исполнительным документам различных категорий

Уважаемый РУКОВОДИТЕЛЬ (ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР)!

В соответствии со ст. 6, ст. 9 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» на работодателя должника возложена обязанность производить удержание денежных средств из заработной платы должников в счет погашения задолженности по судебным актам и актам иных уполномоченных органов (например, постановление о наложении административного штрафа, постановление судебного пристава – исполнителя о взыскании исполнительского сбора и т.д.).

Хранение исполнительных документов

Исполнительные документы относятся к бланкам строгой отчетности. Исполнительные листы и соглашения о выплате алиментов при направлении в организацию передаются бухгалтеру, назначенному приказом руководителя ответственным за их хранение, под роспись. Бухгалтер в обязательном порядке регистрирует полученные документы в специальном журнале, который ведется в произвольной форме. Хранить исполнительные документы необходимо в сейфах, металлических шкафах или специальных помещениях, позволяющих обеспечить сохранность этих документов.

Размер удержания задолженности

Расчет задолженности, подлежащей удержанию из заработной платы должника и перечислению в счет погашения задолженности, производится после удержания (уплаты) из начисленной заработной платы и иного дохода налогов в соответствии с налоговым законодательством. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.

Максимальный размер удержания денежных средств из заработной платы должника составляет:

— не более 70% (при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением);

— не более 50% (при взыскании иных категорий).

В случае, когда в организацию поступило несколько исполнительных документов для удержания суммы задолженности, требования о взыскании алиментов наряду с иными требованиями в соответствии с п. 1 ч. 1. ст. 111 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» являются требованиями первой очереди (приложение № 1).

Если удержанная денежная сумма недостаточна для удовлетворения требований всех исполнительных документов одной очереди в полном объеме, они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю.

Если размер алиментов установлен судом в твердой денежной сумме, соответствующей определенному числу минимальных размеров оплаты труда, администрация организации должна производить индексацию алиментов пропорционально увеличению законом минимального размера оплаты труда (ст. 117 Семейного кодекса Российской Федерации). При этом, в соответствии со ст. 102 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», работодатель обязан издать приказ (распоряжение) об указанной индексации (сведения о размере минимального размера оплаты труда, периоды, в которых они установлены, прилагаются. Приложение № 2).

Порядок перечисления денежных средств

Администрация организации по месту работы лица, обязанного уплачивать задолженность на основании исполнительного документа, обязана ежемесячно удерживать денежные средства из его заработной платы и (или) иных доходов и уплачивать или переводить их за счет этого же лица взыскателю не позднее чем в трехдневный срок со дня выплаты заработной платы и (или) иного дохода.

При этом ч. 3 ст. 98 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» также обязывает бухгалтера в трехдневный срок со дня выплаты заработной платы выплатить или перевести удержанные денежные средства взыскателю почтовым переводом или зачислением на лицевой счет, открытый в банке. При перечислении алиментов по почте на оборотной стороне талона к почтовому переводу в разделе «Для письмен­ного сообщения» указывается месяц, за который взысканы алименты. Если имеется задолженность по уплате алиментов, она также отражается в талоне.

Информация, содержащая реквизиты, по которым необходимо перечислять взысканную с должника сумму, содержится в исполнительном документе (исполнительном листе, судебном приказе, постановлении уполномоченного органа) или постановлении судебного пристава – исполнителя об обращении взыскания на заработную плату и (или) иного дохода должника.

Порядок применения реквизитов взыскателя для перечисления удержанных денежных средств указывается в постановлении судебного пристава – исполнителя об обращении взыскания на заработную плату должника.

Оплата перевода взысканных сумм по почте производится за счет должника.

О произведенных удержаниях и перечислении денежных средств взыскателю работодатель обязан ежемесячно представлять информацию судебному приставу – исполнителю в порядке, указанном в постановлении об обращении взыскания на заработную плату.

Перечень доходов, из которых удерживаются алименты на несовершеннолетних детей, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.1996 № 841.

Законодательством также установлены виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание (ст. 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве») (перечень видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание прилагается. Приложение № 3).

Порядок завершения удержания денежных средств

При перемене должником места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов лица, выплачивающие должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, обязаны незамедлительно сообщить об этом судебному приставу – исполнителю и (или) взыскателю и возвратить им исполнительный документ (ст. 98 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и ст. 111 Семейного кодекса Российской Федерации). В исполнительный документ вносятся данные о суммах произведенных удержаний, а также оставшейся задолженности, после этого документ заверяется печатью учреждения. В течение трех дней с момента увольнения должника постановление судебного пристава – исполнителя об обращении взыскания на заработную плату должника вместе с копией исполнительного документа должны быть направлены заказным письмом или нарочным в службу судебных приставов.

Если работодатель не выполнит обязанность по сообщению информации об увольнении работника, в том числе плательщика алиментов, то в силу ст. 113 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» как в отношении лиц, ответственных за предоставление такой информации, так и в отношении организации – работодателя судебный пристав – исполнитель принимает решение о вынесении постановления о наложении административного штрафа в размере, определенном нормами КоАП РФ.

В соответствии со ст. 315 Уголовного кодекса РФ за злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению Вы можете быть привлечены к уголовной ответственности.

В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118 –ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав – исполнитель имеет право проводить проверку исполнения исполнительных документов у организаций – работодателей на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов.

Порядок проверки исполнения исполнительных документов судебного пристава – исполнителя

В соответствии с пп. 3 и 16 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав – исполнитель вправе:

— проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;

— проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе. При проведении такой проверки организация – работодатель или иное лицо, указанные в ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», обязаны представить судебному приставу – исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы.

В ходе проверки бухгалтерии работодателя должника судебный пристав -исполнитель копирует все необходимые документы, в том числе, подтверждающие погашение долга по всем исполнительным производствам, по которым осуществляется проверка бухгалтерии работодателя должника. При необходимости отбирает объяснения у соответствующих должностных лиц проверяемого работодателя.

В случае выявления в ходе проверки бухгалтерии работодателя должника нарушений законодательства об исполнительном производстве судебный пристав -исполнитель, осуществляющий проверку в ходе проверки, либо по прибытию в структурное подразделение:

– принимает решение о привлечении виновных лиц к ответственности;

– принимает решение о направлении обращения в Государственную инспекцию труда Ивановской области (г.Иваново, пр.Строителей,д.21) (в случае выявления фактов выплаты заработной платы ниже минимального размера заработной платы) либо Управление ФНС России по Ивановской области (г.Иваново, ул.Почтовая, 24) (в случае выявления выплаты заработной платы ниже среднеотраслевого размера заработной платы).Указанное обращение направляется в течение 3 календарных дней после дня проведения проверки бухгалтерии работодателя должника.

Примерный перечень действий (бездействий), влекущий за собой привлечение виновных лиц к административной ответственности, предусмотренной ст. 17.14 КоАП РФ (прилагается приложение № 4)

Дополнительную информацию по вопросам удержания и перечисления денежных средств по исполнительным документам различных категорий, Вы можете узнать в структурном подразделении Управления ФССП России по Ивановской области, телефоны структурных подразделений размещены на Интернет-сайте Управления: http://www.r37.fssprus.ru.

Время создания/изменения документа: 15 марта 2013 10:03 / 15 марта 2013 10:09

Дело NФ09-5895/11 по делу N А07-21494/10.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

от 28 сентября 2016 г. N Ф09-5895/11

История рассмотрения дела

Дело N А07-21494/10

Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2016 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2016 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Вдовина Ю.В.,

судей Черкезова Е.О., Гусева О.Г.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Кадырова Рима Харрасовича (далее — предприниматель, Кадырова Р.Х.) на определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.03.2016 по делу N А07-21494/10 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2016 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенные надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

От главы крестьянского (фермерского) хозяйства «Куряш-Буляк» Лукманова Фикрата Галимзяновича (далее — Лукманов Ф.Г.) в суд кассационной инстанции поступило ходатайство о рассмотрении спора в отсутствие его представителя. Ходатайство судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено в соответствии с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Предприниматель Кадыров Р.Х. обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением Лукманову Ф.Г. о взыскании долга по договору об оказании юридических услуг от 15.04.2010 N 2 в сумме 6 000 000 руб.

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.03.2011 исковые требования удовлетворены, с Лукманова Ф.Г. взыскан долг в сумме 6 000 000 руб., также с Лукманова Ф.Г. в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 53000 руб.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2011 решение суда оставлено в без изменения.

Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 20.09.2011 решение суда от 29.03.2011 и постановление суда апелляционной инстанции от 22.06.2011 оставлены без изменения.

Для исполнения решения суда выдан исполнительный лист от 11.07.2011 серии АС N 004973669.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Ютазинского РОСП УФССП по Республике Татарстан Валеевым И.Г. 25.07.2011 возбуждено исполнительное производство N 4129/11/54/16 в отношении Лукманова Ф.Г. о взыскании 6 000 000 руб.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 20.01.2014 обращено взыскание на пенсию должника в размере 50% от получаемого дохода.

Лукманов Ф.Г. 09.02.2016 обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением об изменении порядка исполнения решения суда от 29.03.2011 путем ежемесячного взыскания задолженности в размере 20% (с учетом принятого уточнения заявления).

Определением суда Республики Башкортостан от 31.03.2016 (судья Чернышова С.Л.) уменьшен размер взыскания с должника в рамках исполнительного производства N 4129/11/54/16 по постановлению судебного пристава-исполнителя от 20.07.2014, установлен размер ежемесячного удержания с пенсионных выплат в размере 20%.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2016 (судьи Фотина О.Б., Деева Г.А., Мальцева Т.В.) определение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Кадыров Р.Х. просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на их незаконность.

В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель, ссылаясь на положения п. 2.1 ст. 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указывает, что суду не представлено права уменьшать размер взыскания в рамках исполнительного производства с 50% до 20% ежемесячно получаемой должником пенсии. Кроме того, Кадыров Р.Х. обращает внимание на не извещение судебного пристава-исполнителя (постановление которого было изменено в его отсутствие) о судебных заседаниях в судах первой и апелляционной инстанциях, что также является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.

В отзыве на кассационную жалобу Лукманов Ф.Г. просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу предпринимателя — без удовлетворения.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела, Лукманов Ф.Г., ссылаясь на тяжелое материальное положение, обратился в арбитражный суд с заявлением об изменении порядка исполнения по исполнительному производству. Заявитель просил уменьшить размер производимого взыскания по постановлению от 20.01.2014 до 20%.

Удовлетворяя заявленные требования Лукманова Ф.Г., суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что имущественное положение должника после удержания с пенсионных выплат будет ниже прожиточного минимума, установленного по Российской Федерации.

Суд кассационной инстанции полагает выводы судов правильными, соответствующими требованиям действующего законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.12.2003 N 467-О, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не содержат перечня оснований для рассрочки судебного акта, а указывают на критерий их определения — обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела.

При этом у суда имеется право принять решение в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения, что с учетом задачи судопроизводства в арбитражных судах по защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую или иную экономическую деятельность, и являющихся, в частности, сторонами исполнительного производства, само по себе не может рассматриваться как нарушение каких-либо конституционных прав и свобод.

Таким образом, суд разрешает вопрос об отсрочке исполнения судебного акта с учетом установленных им фактических обстоятельств, влияющих на возможность исполнения судебного акта, оценивая представленные доказательства по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с точки зрения относимости и допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности.

В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель, ходатайствующий об изменении способа исполнения судебного акта, должен доказать наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта.

Согласно ч. 1 ст. 68 Федерального закона от 02.10.2007 N 229- ФЗ «Об исполнительном производстве » (далее — Закон об исполнительном производстве ) мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.

К мерам принудительного исполнения относится обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги ( ч. 3 ст. 68 Закона об исполнительном производстве ).

В статье 98 Закона об исполнительном производстве определены случаи, когда взыскание может быть обращено на заработную плату и иные доходы должника-гражданина.

Пунктом 2 ст. 99 Закона об исполнительном производстве установлено, что при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов.

Таким образом, 50% заработной платы, подлежащей удержанию, является максимальной ставкой, установленной законодательством.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 13.10.2009 N 1325-О-О, по смыслу ч. 2 ст. 99 Закона об исполнительном производстве во взаимосвязи со ст. 4 названного Закона, размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учетом всех обстоятельств конкретного дела, при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства, как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи.

Арбитражный суд верно указал на то, что указанные выше нормы права служат гарантией исполнения вступивших в законную силу судебных постановлений, являющейся неотъемлемой частью конституционного права на судебную защиту прав и свобод.

Всесторонне, полно и объективно исследовав представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения сторон по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь изложенными нормами права, принимая во внимание постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2016 N 178 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за IV квартал 2015 г.», суды, придя к выводу о том, что удержание 50% из пенсионных выплат должника в пользу взыскателя, приведет к тому, что оставшаяся сумма будет ниже предусмотренного прожиточного минимума для пенсионеров, правомерно удовлетворили заявленные требования.

Доказательств, свидетельствующих о необоснованности заявления Лукманова Ф.Г. об уменьшении удержаний из пенсии, материалы дела не содержат.

Ввиду изложенного суды обоснованно уменьшили размер удержаний из пенсионных выплат должника в пользу взыскателя с 50% до 20%.

Доводы заявителя кассационной жалобы в данной части подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм материального права.

Ссылка заявителя кассационной жалобы на неизвещение судебного пристава-исполнителя (постановление которого было изменено в его отсутствие) о судебных заседаниях в судах первой и апелляционной инстанциях также подлежит отклонению судом кассационной инстанции как необоснованная.

Согласно ч. 1 ст. 5 Закона об исполнительном производстве принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Законом , возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Из материалов дела усматривается, что в арбитражном суде первой инстанции от Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан (далее — управление) присутствовал представитель по доверенности. Таким образом, управление извещалось о дате и времени судебных заседаний и обеспечило явку своего представителя.

Доводов и доказательств, которые не были исследованы судами первой и апелляционной инстанций и которые свидетельствовали бы о незаконности обжалуемых судебных актов, предпринимателем в кассационной жалобе не приведено.

Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов в соответствии с ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба — без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286 , 287 , 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.03.2016 по делу N А07-21494/10 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Кадырова Рима Харрасовича — без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Статья 98. Обращение взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина

1. Судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина в следующих случаях:

1) исполнение исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей;

2) взыскание суммы, не превышающей десяти тысяч рублей;

3) отсутствие или недостаточность у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.

2. При отсутствии или недостаточности у должника заработной платы и (или) иных доходов для исполнения требований о взыскании периодических платежей либо задолженности по ним взыскание обращается на денежные средства и иное имущество должника в порядке, установленном главой 8 настоящего Федерального закона.

3. Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, в трехдневный срок со дня выплаты обязаны выплачивать или переводить удержанные денежные средства взыскателю. Перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника.

4. При перемене должником места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов лица, выплачивающие должнику заработную плату, пенсию, стипендию или иные периодические платежи, обязаны незамедлительно сообщить об этом судебному приставу-исполнителю и (или) взыскателю и возвратить им исполнительный документ с отметкой о произведенных взысканиях.

5. О новом месте работы, учебы, месте получения пенсии и иных доходов должник-гражданин обязан незамедлительно сообщить судебному приставу-исполнителю и (или) взыскателю.

Статья 70. Обращение взыскания на денежные средства

1. Наличные денежные средства в рублях и иностранной валюте, обнаруженные у должника, в том числе хранящиеся в сейфах кассы должника-организации, находящиеся в изолированном помещении этой кассы или иных помещениях должника-организации либо хранящиеся в банках и иных кредитных организациях, изымаются, о чем составляется соответствующий акт. Изъятые денежные средства не позднее операционного дня, следующего за днем изъятия, сдаются в банк для перечисления на депозитный счет подразделения судебных приставов.

2. Перечисление денежных средств со счетов должника производится на основании исполнительного документа или постановления судебного пристава-исполнителя без представления в банк или иную кредитную организацию взыскателем или судебным приставом-исполнителем расчетных документов.

3. Если денежные средства имеются на нескольких счетах должника, то судебный пристав-исполнитель в постановлении указывает, с какого счета и в каком объеме должны быть списаны денежные средства.

4. Если на денежные средства, находящиеся на счетах должника, наложен арест, то судебный пристав-исполнитель в постановлении указывает, в каком объеме и порядке снимается наложенный им арест с денежных средств должника. Банк или иная кредитная организация обязаны в течение трех дней со дня получения постановления сообщить судебному приставу-исполнителю об исполнении указанного постановления.

5. Банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, незамедлительно исполняют содержащиеся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требования о взыскании денежных средств, о чем в течение трех дней со дня их исполнения информирует взыскателя или судебного пристава-исполнителя.

6. В случае обоснованных сомнений в подлинности исполнительного документа, полученного непосредственно от взыскателя (его представителя), или сомнений в достоверности сведений, представленных в соответствии с частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, банк или иная кредитная организация вправе для проверки подлинности исполнительного документа либо достоверности сведений задержать исполнение исполнительного документа, но не более чем на семь дней. При проведении указанной проверки банк или кредитная организация незамедлительно приостанавливает операции с денежными средствами на счетах должника в пределах суммы денежных средств, подлежащей взысканию.

7. В случае получения банком или иной кредитной организацией постановления судебного пристава-исполнителя исполнение содержащихся в исполнительном документе требований о взыскании денежных средств осуществляется путем их перечисления на депозитный счет подразделения судебных приставов. В случае получения банком или иной кредитной организацией исполнительного документа непосредственно от взыскателя исполнение содержащихся в исполнительном документе требований о взыскании денежных средств осуществляется путем их перечисления на счет, указанный взыскателем.

8. Не исполнить исполнительный документ или постановление судебного пристава-исполнителя полностью банк или иная кредитная организация может в случае отсутствия на счетах должника денежных средств либо в случае, когда на денежные средства, находящиеся на указанных счетах, наложен арест или когда в порядке, установленном «законом», приостановлены операции с денежными средствами, либо в иных случаях, предусмотренных федеральным «законом».

9. Если имеющихся на счетах должника денежных средств недостаточно для исполнения содержащихся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требований, то банк или иная кредитная организация перечисляет имеющиеся средства и продолжает дальнейшее исполнение по мере поступления денежных средств на счет или счета должника до исполнения содержащихся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требований в полном объеме. О произведенных перечислениях банк или иная кредитная организация незамедлительно сообщает судебному приставу-исполнителю или взыскателю, если исполнительный документ поступил от взыскателя.

10. Банк или иная кредитная организация заканчивает исполнение исполнительного документа:

1) после перечисления денежных средств в полном объеме;

2) по заявлению взыскателя;

3) по постановлению судебного пристава-исполнителя о прекращении (об окончании, отмене) исполнения.

11. При поступлении на депозитный счет подразделения судебных приставов денежных средств должника в большем размере, чем необходимо для погашения размера задолженности, определяемого в соответствии с частью 2 статьи 69 настоящего Федерального закона, судебный пристав-исполнитель возвращает должнику излишне полученную сумму.

11.1. Со дня отзыва у банка или иной кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций исполнительные документы об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся на его счетах в таком банке или такой кредитной организации, подлежат исполнению с учетом положений Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

12. Положения настоящей статьи применяются также в случае обращения взыскания на электронные денежные средства должника, перевод которых осуществляется с использованием персонифицированных электронных средств платежа, корпоративных электронных средств платежа.

13. На денежные средства, находящиеся на счете гарантийного фонда платежной системы, открытом в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», не может быть обращено взыскание по обязательствам оператора платежной системы, центрального платежного клирингового контрагента или участника платежной системы.

Консультации юриста по ст. 70 Закона Об исполнительном производстве

приставы тут не причем, они лишь исполняли решение суда.
Статья 46. закона об исполнительном производстве
«Взыскание по исполнительным документам обращается в первую очередь на денежные средства должника в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся в банках и иных кредитных организациях.»

надо пойти к пристава — узнать у них что было за решение суда, в потом подать аппеляцию/кассацию (уж не знаю что было за дело) на это решение суда в связи с нарушением процессуального права — не извещения ответчика.
НО! надо быть уверенной что извещения не было — может вы его просто проигнорировали или родственники получили и не отдали.

Статья 98. Обращение взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина

1. Судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина в следующих случаях:

1) исполнение исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей;

2) взыскание суммы, не превышающей десяти тысяч рублей;

3) отсутствие или недостаточность у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.

2. При отсутствии или недостаточности у должника заработной платы и (или) иных доходов для исполнения требований о взыскании периодических платежей либо задолженности по ним взыскание обращается на денежные средства и иное имущество должника в порядке, установленном главой 8 настоящего Федерального закона.

3. Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, в трехдневный срок со дня выплаты обязаны выплачивать или переводить удержанные денежные средства взыскателю. Перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника.

4. При перемене должником места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов лица, выплачивающие должнику заработную плату, пенсию, стипендию или иные периодические платежи, обязаны незамедлительно сообщить об этом судебному приставу-исполнителю и (или) взыскателю и возвратить им исполнительный документ с отметкой о произведенных взысканиях.

5. О новом месте работы, учебы, месте получения пенсии и иных доходов должник-гражданин обязан незамедлительно сообщить судебному приставу-исполнителю и (или) взыскателю.

Удержания из зарплаты должника

В определенных законом случаях судебный пристав-исполнитель имеет право обратить взыскание на заработную плату должника, а также на иные доходы, которые он получает.

В этой статье я предлагаю обсудить ситуации, в которых это будет возможно. А также определиться, какую часть зарплаты могут отобрать «за долги» и в течение какого времени должник будет лишаться части своих «кровно заработанных». Полагаю, что эта информация может пригодиться в первую очередь гражданам, которые вовремя не смогли ответить по своим обязательствам (погасить кредит, заплатить налоги, выплатить алименты и проч.).

Кто имеет право

Направить исполнительный лист для удержаний из заработной платы, пенсии, стипендии и иных доходов гражданина-должника (то есть любых денежных средств, выплачиваемых в результате интеллектуальной деятельности, доходов от паев, ценных бумаг, вкладов в банках и т.п.) имеют право два лица: сам взыскатель и судебный пристав-исполнитель.

Как я уже писала ранее в своей статье «Предъявляем исполнительный лист», взыскатель может самостоятельно направить исполнительный лист непосредственно в организацию или иному лицу, выплачивающему должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи.

При этом должно быть соблюдено хотя бы одно из условий:

исполнительный лист предусматривает взыскание периодических платежей

исполнительный лист предусматривает взыскание денежных средств, не превышающих в сумме двадцати пяти тысяч рублей (ст. 9 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Конечно, вышеуказанное мероприятие возможно только в случае, если взыскателю известно место работы (получения пенсии, стипендии) должника. А если нет? Тогда ему приходится обращаться с исполнительным листом в службу судебных приставов, и уже пристав после сбора сведений об имуществе и месте работы должника будет решать вопрос об обращении взыскания на его заработную плату и иные доходы.

Причем законом четко регламентировано, в каких случаях пристав имеет право это сделать (ст. 98 ФЗ «Об исполнительном производстве»):

исполнение исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей;

взыскание суммы, не превышающей десяти тысяч рублей;

отсутствие или недостаточность у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.

Как исчисляется размер

Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника, в том числе из вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов (п. 1 ст. 99 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

По общему правилу размер всех удержаний по исполнительному документу не может превышать пятидесяти процентов от заработной платы и иных доходов (п. 2 ст. 99 ФЗ «Об исполнительном производстве», п. 2 ст. 138 ТК РФ). При этом не имеет значения, производятся удержания по одному или нескольким исполнительным листам.

Удержание до семидесяти процентов заработной платы и иных доходов должника по исполнительным документам допускается в следующих установленных законом случаях (п.3 ст. 99 ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. 110 СК РФ, п. 3 ст. 138 ТК РФ):

при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей,

при возмещении вреда, причиненного здоровью,

при возмещении вреда в связи со смертью кормильца,

при возмещении ущерба, причиненного преступлением.

Хочу огорчить всех должников. Законом установлен срок, в течение которого производятся удержания из заработной платы и иных доходов, а именно, до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований (п. 2 ст. 99). Это означает, что до тех пор, пока должник не погасит всю имеющеюся перед взыскателем задолженность, он будет систематически лишаться части своего заработка.

Удержания производятся со дня получения лицами, выплачивающими должнику заработную плату или иные периодические платежи, исполнительного документа. В трехдневный срок со дня выплаты, удержанные денежные средства перечисляются взыскателю. Причем перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника (п. 3 ст. 98 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Нельзя обратить взыскание

С целью защиты имущественных прав должника законом определен целый перечень видов доходов должника, на которые взыскатель или судебный пристав-исполнитель не имеют права претендовать. К ним относятся:

денежные суммы, выплачиваемые должнику в возмещение вреда, причиненного здоровью (ограничения не распространяются на алиментные обязательства в отношении несовершеннолетних детей, а также на обязательства о возмещении вреда в связи со смертью кормильца);

денежные суммы, выплачиваемые должнику в связи со смертью кормильца;

денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц;

компенсационные выплаты за счет бюджета гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф (ограничения не распространяются на алиментные обязательства в отношении несовершеннолетних детей, а также на обязательства о возмещении вреда в связи со смертью кормильца);

компенсационные выплаты за счет бюджета гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами;

ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое);

денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей;

компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации о труде;

страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением пенсии по старости, пенсии по инвалидности и пособия по временной нетрудоспособности;

пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета;

выплаты к пенсиям по случаю потери кормильца за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

средства материнского (семейного) капитала;

суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств различных бюджетов в связи со стихийным бедствием, терактом и проч.;

суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок в оздоровительные учреждения, находящиеся на территории РФ, суммы компенсации проезда к месту лечения;

социальное пособие на погребение (ст. 101 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

В случае если должник работает или получает пенсию, стипендию или иной вид доходов, взыскатель или судебный пристав-исполнитель имеют право обратить взыскание на часть получаемых им денежных средств за долги. При этом важно помнить, что законом установлен предельный размер таких удержаний – пятьдесят (а в исключительных случаях семьдесят) процентов, а также существует перечень видов доходов должника, на часть которых взыскатель не имеет права претендовать.