Органы управления юридического лица таблица

Содержание:

Таблица сравнительной характеристики видов юридических лиц на основе анализа норм ГК РФ

Главная > Контрольная работа >Маркетинг

Таблица сравнительной характеристики видов юридических лиц на основе анализа норм ГК РФ.

Вид юридического лица

Форма учредительных документов

Органы управления юридического лица

Условия реорганизации и ликвидации

устав, типовое положение о данном виде организаций, положение, утвержденное собственником (учредителем).

государственные органы, муниципальные образования, коммерческие организации.

Решение о ликвидации некоммерческой организации принимают учредители или орган управления уполномоченного на то учредительными документами, либо по решению суда.

Гражданский кодекс РФ

общее собрание членов, наблюдательный совет

Решение о ликвидации некоммерческой организации принимают учредители или орган управления уполномоченного на то учредительными документами, либо по решению суда.

ст. 116 Гражданского кодекса РФ, Законом РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»

устав общественного объединения

Учредители (не менее 3 человек)

нарушение прав и свобод человека и гражданина, неоднократные и грубые нарушения законодательства, систематическое осуществление деятельности, противоречащей уставным целям

ФЗ «Об общественных объединениях», ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

религиозная организация, состоящая не менее чем из трех местных религиозных организаций

Решение о ликвидации некоммерческой организации принимают учредители или орган управления уполномоченного на то учредительными документами, либо по решению суда.

Федеральный закон от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», Конституция РФ

Ассоциация и союз

Решение о ликвидации некоммерческой организации принимают учредители или орган управления уполномоченного на то учредительными документами, либо по решению суда.

Гражданский Кодекс и закон «О некоммерческих организациях»

общее собрание членов

решение о ликвидации может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

Специального закона по фондам в российском законодательстве не имеется

Руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор)

Реорганизация может быть осуществлена в форме: слияния двух или нескольких УП; присоединения к У одного или нескольких УП; разделения УП на два или несколько УП; выделения из УП одного или нескольких УП; преобразования УП в юридическое лицо иной ОПФ

ФЗ от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

собрание членов, наблюдательный совет, председатель

Производственный кооператив может быть добровольно реорганизован или ликвидирован по решению общего собрания его членов

Гражданский кодекс РФ, Закон «О производственных кооперативах», Закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

Хозяйственное полное товарищество

Управление деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников

Полное товарищество ликвидируется по основаниям, указанным в статье 61 Гражданского Кодекса, а также в случае, когда в товариществе остается единственный участник

Гражданский кодекс РФ

Хозяйственное товарищество на вере

Управление деятельностью осуществляется полными товарищами (ИП и (или) коммерч. организации)

Товарищество на вере ликвидируется при выбытии всех участвовавших в нем вкладчиков

Гражданский кодекс РФ

Открытое акционерное общество

собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет)

Акционерное общество может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по решению общего собрания акционеров

Федеральный закон от 19.07.1998 г. № 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников», Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»

Закрытое акционерное общество

собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет)

Акционерное общество может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по решению общего собрания акционеров

Федеральный закон от 19.07.1998 г. № 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников», Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»

Общество с ограниченной ответственностью

общее собрание участников (ОСУ), Совет директоров (Наблюдательный совет), Исполнительные органы ООО, Ревизионная комиссия

Общество с ограниченной ответственностью может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по единогласному решению его участников

Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью»

Общество с дополнительной ответственностью

общее собрание участников (ОСУ), Совет директоров (Наблюдательный совет), Исполнительные органы ООО, Ревизионная комиссия

Общество с дополнительной ответственностью может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по единогласному решению его участников

Классификация юридических лиц

Юридическое лицо: понятие, виды, классификация юридических лиц, их особенности

Организация, созданная, а также зарегистрированная в определенном порядке, которая вправе владеть имуществом (иметь его в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении), называется юридическим лицом. По своим обязательствам эта организация отвечает своим имуществом, она имеет право осуществлять личные имущественные, а также неимущественные права, быть ответчиком или истцом при судебном разбирательстве. Конечно, понятие и классификация юридических лиц предусматривают наличие самостоятельной сметы и баланса.

Классификация юридических лиц учитывает их определенные особенности:

  • ограничение функций (проходят государственную регистрацию, действуют в правовом поле, имеют устав, документы по учреждению);
  • контроль деятельности организации (надзор, в который входят пожарный, ветеринарный, санитарный и другие; наличие юридического адреса, бухгалтерский учет).

Известно, что понятие и классификация юридических лиц предусматривают:

  • организационное единство (наличие органов управления и внутренней структуры);
  • имущественную обособленность (на самостоятельном балансе или по смете ведется обязательный имущественный учет);
  • выступление в судебных органах и в гражданском обороте (это называется фирменное наименование);
  • гражданско-правовую ответственность.

Юридическое лицо регистрируется в соответствии с определенным законодательным актом. Для этого выплачивается пошлина в государственную казну. Все регулирует закон о налогах и сборах. Собирается также пакет документов, основной из которых – заявление в регистрирующий орган.

Основная классификация юридических лиц: типы и особенности

Юридические лица делятся на разные виды и подвиды:

  1. По форме собственности для имущественных вкладов классификация юридических лиц предусматривает публичные (государственные, муниципальные) и частные лица.
  2. По целям работы они делятся на коммерческие и некоммерческие. Первые хотят извлечь прибыль для того, чтобы разделить ее между всеми участниками. Некоммерческие же получают прибыль для достижения других целей. Всё это можно представить в виде такой таблицы:

Действующая классификация и виды юридических лиц по характеру прав

Конечно, классификация юридических лиц предусматривает их разделение по типу имущественных прав. Юридические лица могут находиться на праве оперативного управления (казенные предприятия, учреждения), на праве ведения хозяйственного типа (унитарные предприятия, за исключением казенных), а также на праве собственности (все остальные лица, не вошедшие в классификацию). Участники могут иметь вещное право или обязательственные права, а также существует вариант, когда участник не имеет никаких прав на имущество других юридических лиц.

Еще классификация юридических лиц, разделяет их по степени ответственности каждого участника по обязательствам юридического характера. Участник может отвечать в пределах своих вложений в основной капитал. К таким видам юридических лиц и по действующей классификации относятся члены акционерного общества, обществ с ограниченной ответственностью, члены товариществ на вере. Некоторые общества предусматривают дополнительную ответственность участников. Основная классификация юридических лиц относит членов кооперативов, ассоциаций (или союзов), учредителей казенных предприятий к лицам, отвечающим субсидарно.

Понятие и виды органов юридического лица

Понятие органа юридического лица характеризуется следующими признаками:

1) это некая организационно оформленная часть юридического лица (элемент его организационной структуры), состоящая из одного или нескольких лиц;

2) он образуется в соответствии с порядком, определенным законом и учредительными документами;

3) обладает определенными полномочиями, составляющими его компетенцию;

4) волеобразование и волеизъявление юридического лица производится посредством принятия специальных актов органов юридического лица, виды которых определяются законодательством. К числу таких актов можно отнести: решения (в частности, по конкретному вопросу), документы (например, локальные акты), действия (например, совершение сделок).

Как следствие, члены органов управления юридического лица за свои действия (бездействие) несут ответственность перед юридическим лицом (п. 3 ст. 53 ГК РФ, постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 62 «О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица»), а во внешних отношениях перед кредиторами субъектом ответственности является юридическое лицо. Исключение составляет субсидиарная ответственность учредителей (участников) юридического лица и членов его органов управления, если несостоятельность (банкротство) юридического лица наступила по их вине. В этом случае на данных лиц перекладывается ответственность по обязательствам юридического лица.

Среди органов юридического лица необходимо различать:

— органы управления (вырабатывающие и реализующие волю юридического лица);

— контрольные органы (например, ревизионные комиссии, создаваемые высшими органами управления и контролирующие нижестоящие органы управления);

— совещательные органы (например, научно-технические советы в унитарных предприятиях и государственных корпорациях).

Органами управления являются:

1) высшие органы управления (например, собрания акционеров (участников) хозяйственных обществ, общие собрания членов кооперативов и основанных па членстве некоммерческих организаций, наблюдательные советы (советы директоров) в государственных корпорациях);

2) советы директоров (наблюдательные советы) в хозяйственных обществах и производственных кооперативах;

3) коллегиальные исполнительные органы (правления, дирекции);

4) единоличные исполнительные органы (генеральные директора, президенты, председатели правления).

Структура органов управления конкретного юридического лица зависит от его организационно-правовой формы, а иногда и вида деятельности. Она может состоять из одного звена (учреждения, унитарные предприятия), а может быть четырехзвенной (хозяйственные общества, кредитные организации вне зависимости от организационно-правовой формы).

Каждый орган юридического лица законом и учредительными документами наделяется определенной компетенцией.

Высший орган управления формирует волю юридического лица по основополагающим вопросам его деятельности, отнесенным к компетенции такого органа.

Совет директоров (наблюдательный совет), создание которого обязательно для производственного кооператива и акционерного общества с числом членов или акционеров более 50, решает вопросы общего руководства деятельностью юридического лица, осуществляет контроль за деятельностью исполнительных органов.

Коллегиальный исполнительный орган реализует текущее руководство деятельностью юридического лица. К его компетенции относится решение всех вопросов, которые нс составляют исключительную компетенцию других органов управления юридического лица.

Единоличный исполнительный орган призван осуществлять волю юридического лица, выраженную в решениях вышестоящих органов управления, при ведении текущих дел юридического лица (организации производства, совершении сделок и т.д.).

Однако при этом необходимо разделять принятие управленческих решений и реализацию этих решений вовне (в отношениях с третьими лицами). Причем следует подчеркнуть, что органы юридического лица могут наделяться компетенцией по вопросам, касающимся вступления юридического лица в отношения с третьими лицами, только в пределах правоспособности юридического лица.

Если принятие управленческих решений распределяется между всеми органами управления, то представлять интересы юридического лица в отношениях с другими лицами без доверенности может только единоличный исполнительный орган (см., например, п. 2 ст. 69 Федерального закона «Об акционерных обществах», п. 3 ст. 40 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», п. 1 ст. 21 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Остальным лицам необходима доверенность. Исключения составляют случаи, предусмотренные законом. Это, в частности, касается руководителей временных администраций в случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации (п. 3 ст. 19 Закона о банкротстве кредитных организаций), временных администраций при осуществлении прекращения паевого инвестиционного фонда (п. 13 ст. 31 Федерального закона от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»).

Осуществление деятельности от имени юридического лица без доверенности является ключевым признаком определения понятия руководителя должника в законодательстве о несостоятельности (банкротстве). Под ним понимается единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее в соответствии с федеральным законом деятельность от имени юридического лица без доверенности (ст. 2 Закона о банкротстве).

Через этот же признак определяется понятие места нахождения юридического лица, которым является место его государственной регистрации, а государственная регистрация юридического лица, в свою очередь, осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (п. 2 ст. 54 ГК РФ). Это важно и в связи с тем, что дела о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц рассматривает арбитражный суд по месту нахождения должника — юридического лица (п. 1 ст. 33 Закона о банкротстве).

Под иными лицами, упоминаемыми в данных положениях, помимо упомянутых выше руководителей временных администраций, понимаются прежде всего участники хозяйственных товариществ, в которых органы не создаются.

Согласно п. 1 ст. 72 ГК РФ каждый участник полного товарищества (а следовательно, и полный товарищ в товариществах на вере) вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно либо ведение дел поручено отдельным участникам.

При совместном ведении дел товарищества его участниками для совершения каждой сделки требуется согласие всех участников товарищества.

Если ведение дел товарищества поручается его участниками одному или некоторым из них, остальные участники для совершения сделок от имени товарищества должны иметь доверенность от участника (участников), на которого возложено ведение дел товарищества.

Доверенности от имени юридического лица выдаются за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами (п. 4 ст. 185.1 ГК РФ).

Органы юридического лица

Реализация правоспособности происходит посредством деятельности выбранных органов или уполномоченных представителей.

Правоспособность юридических лиц возникает в момент государственной регистрации.

Но как она реализуется? Это происходит посредством деятельности выбранных органов или уполномоченных представителей.

Они обладают полномочиями выступать от имени организации в сделках с контрагентами.

Предварительная экспертиза документов компании-партнера должна включать анализ правомочий структур управления, связанных с заключением разрабатывающегося договора.

Понятие органов юридического лица

Понятие органа юридического лица в законе не содержится. Но оно может базироваться на признаках, указанных в ст. 53 ГК.

К ним относятся следующие основные характеристики:

  • Они являются механизмом, через который организация приобретает и реализует права, а также принимает и выполняет обязанности. Для совершения сделок требуется их одобрение органами управления. Несоблюдение этого правила повлечет последствия их недействительности.
  • Их формирование, а также наделение полномочиями, происходит на основании закона и учредительных документов. Компетенция органа определяется уставом или учредительным договором, который не должен противоречить законодательству. В случае принятия локальных актов о том или ином органе управления, они лишь конкретизируют положения базовых документов и не могут изменять правовое положение.
  • Закон устанавливает их обязанность действовать в интересах организации, соблюдая принципы добросовестности и разумности. Речь идет о том, чтобы граждане, выполняющие определенные функции, обладали соответствующей квалификацией и не допускали злоупотреблений. Ст. 53.1 предусматривает ответственность за недобросовестные и неразумные действия или бездействие, причинившие организации ущерб.

Исходя из этих особенностей, можно использовать следующее понятие. Под органами юридического лица следует понимать механизм, через который организация принимает участие в гражданском обороте, формирующийся на основании законодательства и учредительных документов, состоящий из граждан, обязанных совершать действия к выгоде организации и без злоупотреблений.

Виды органов юридического лица

Критерием для разграничения структур внутри юридического лица служит их состав. Они могут быть единоличными или коллегиальными.

При этом, возможны случаи, когда они существуют одновременно внутри одной организации, но их правовое положение и компетенция отличаются.

Наиболее часто правоспособность компаний реализуется через единоличный исполнительный орган. Основные виды его наименования – директор или генеральный директор.

Однако бывают случаи, когда все функции управления реализуются через коллегиальный орган. Примером может служить правление в кооперативе.

Несмотря на то, что, в его состав входит председатель правления, он обладает номинальной компетенцией и его правовое положение ограничивается решением организационных вопросов сопровождающих деятельность этого коллегиального органа.

Структура управления организациями и функции отдельных ее элементов

Выделяют следующие основные схемы:

  • структура управления с 2-мя звеньями;
  • конструкция с 3-мя звеньями.

В первом случае, речь идет о наличии высшего органа, принимающего наиболее важные решения и собирающегося в полном составе с определенной периодичностью и исполнительного органа, действующего на постоянной основе.

В случае с 3-звенной схемой, предусмотрено формирование промежуточного между высшим и исполнительным органа.

Примером служит наблюдательный совет в производственном кооперативе или совет директоров в публичном акционерном обществе. Их создание предусмотрено положениями соответствующих законодательных актов.

Такая система призвана обеспечить контроль за деятельностью исполнительного органа в ситуациях, когда количество членов или акционеров столь высоко, что не может реализовать надзорные функции. Каждый орган несет ответственность перед вышестоящим.

В структуру юрлица входят и другие виды органов: ревизионная комиссия или ревизор. Они не наделены полномочиями по принятию управленческих решений.

Их задачи заключаются в контроле за тем, чтобы деятельность остальных структур соответствовала интересам организации. Они несут ответственность за качество проведенных проверок.

Компетенция органов юрлица

Законы, регулирующие порядок деятельности юрлиц определенной организационно-правовой формы, устанавливают понятие каждого органа и его исключительную компетенцию.

Это означает, что нижестоящее образование не может решить вопрос, относящийся к сфере ответственности вышестоящего.

Если решения высшего или промежуточного органа касаются наиболее важных ситуаций, включающих распределение прибыли, увеличение уставного капитала и т.д., то действия исполнительного органа связаны с решением повседневных задач.

Созыв общего собрания акционеров или совета директоров для рассмотрения последних вопросов считается избыточным. Характерным примером может служить заключение договора об оказании услуг с клиринговой компанией.

Однако в ряде случаев, закон и устав предусматривают участие высшего или промежуточного органа в заключении договоров. Речь идет о крупных сделках, требующих дополнительного одобрения.

Действия уполномоченных представителей юрлица

Справедлив вопрос о природе правомочий лиц, действующих на основании доверенности. Являются ли они органом юрлица?

Если речь заходит о юристах, уполномоченных представлять интересы организации в суде, то эта ситуация понятна: доверенность выдается в рамках договора об оказании соответствующих услуг или по трудовым контрактам.

Более неоднозначным случаем выступает положение руководителя филиала организации. Многие ошибочно могут считать его частью структуры компании, ведь его полномочия на локальном уровне могут дублировать полномочия единоличного исполнительного органа.

Закон не предусматривает место руководителя филиалов в структуре компании. Учитывая то, что он действует на основании доверенности и локальных актов, это лишь частный случай делегирования полномочий.

Органы управления юридических лиц в качестве субъекта ответственности

Основы ГП устанавливают, что многие действия юридических лиц должны осуществляться через особые органы управления.

Какая ответственность возложена на органы управления юридических лиц?

Основы гражданского права в РФ устанавливают, что многие действия юридических лиц должны осуществляться через особые органы управления. Такое разграничение создано, прежде всего, для уменьшения частоты возникновения спорных ситуаций с юридическими лицами, а также для четкого толкования действующих норм и правил.

Орган управления, который в силу закона, либо иного нормативно-правового акта, был наделен соответствующими полномочиями по управлению юридическим лицом, в обязательном порядке, несет ответственность по возмещению убытков, причиненных юридическому лицу. Естественно, это утверждение будет верным лишь в том случае, если неправомерные действия, либо проявленное бездействие органа управления, которое впоследствии привело к убыткам, будет полностью подтверждено и доказано.

Ответственность органов управления юридического лица за проявленные нарушения является имущественной.

В данном случае, в понятие «имущество» будут входить движимые и недвижимые объекты, денежные средства на расчетных счетах, ценные бумаги, долевая собственность и т.д.

В зависимости от тяжести причиненного юридическому лицу вреда, на органы управления накладываются обязательства по компенсации материального ущерба, в виде лишения их определенного имущества, которое по своей стоимости будет эквивалентно денежному размеру причиненного ущерба предприятию. Точный размер ущерба устанавливается путем сверки всех текущих документов организации, проверки дополнительных бумаг, различных сведений и т.д.

Меры ответственности органов юридического лица, предусмотренные ГК РФ

Вместе с определенными и достаточно серьезными полномочиями, которыми наделяются органы управления юридического лица, неразрывно связана и ответственность.

Механизм и схема реализации мер ответственности предусмотрены действующим законодательством РФ. При этом особый акцент ставится не только на единоличной ответственности конкретного органа управления, но и на применении предусмотренных мер ответственности в отношении коллегиальных органов.

В тех случаях, когда органы управления юридического лица не выполняют своих обязательств, либо собственными неправомерными действиями наносят материальный вред юридическому лицу, к ним применимы различные меры ответственности.

Механизм реализации данных мер может быть направлен как на руководителя предприятия, так и на иных лиц, которые имеют правомерную возможность контролировать деятельность юридического лица.
Основным критерием в схеме применения данных мер выступает наличие доказанной вины. При этом каждое лицо может нести только свою собственную вину, за действие или бездействие, которое в дальнейшем привело к сложившейся ситуации.

В тех случаях, когда требуется применение определенных мер в отношении коллегиального органа, степень этой ответственности определяется на основании результатов проведенного голосованию по данному вопросу. В адрес абсолютно всех правомерных участников юридического лица действует солидарная ответственность за те или иные нарушения.

Меры ответственности, применимые к коллегиальным органам

Коллегиальным органом организации является собрание нескольких физических лиц, которые наделяются определенными правами по управлению фирмой, а также соответствующими обязанностями.

Наличие коллегиального органа в организации может быть как обязательным – когда это предусмотрено законом, так и факультативным – когда данные о такой необходимости содержатся в уставе организации и иных учредительных документах.

Существование данного органа не является обязательным, но, как показывает юридическая практика, осуществлять контроль над деятельностью крупной организации значительно проще, если таковой имеется в штате. Помимо этого, это может защитить руководство от дополнительных рисков и убытков.

Так как коллегиальный орган признается одним из органов управления организацией, в отношении него применимы соответствующие меры ответственности, в случае противоправных действий, либо проявленного бездействия, которое привело к материальным убыткам фирмы.

Например, нередко возникают ситуации, когда решение, которое было принято коллегиальным органом, было неверным и отрицательно сказалось на финансовом состоянии учреждения. В таком случае необходимые меры ответственности могут быть наложены только на тех участников, которые принимали непосредственное участие в голосовании и отдали свой голос именно за то решение, которое принесло убытки.

Члены коллегиального органа, которые были виновны в причиненных организации убытках, несут солидарную и равную ответственность. Это значит, что общий размер денежных убытков делится на количество участников, которые обязуются возместить причиненный материальный ущерб в полной степени.

К основным видам ответственности, применимым к коллегиальным органам, можно отнести административную и финансовую. Точный выбор определенных мер зависит от тяжести нарушений и от размера последовавших убытков.

Субъекты ответственности

В роли субъектов ответственности за нарушения, повлекшие за собой материальные убытки фирмы, всегда выступают физические лица, которые были наделены определенными полномочиями по управлению организацией, контролю ее хозяйственной деятельности и принятию важнейших решений. В их полномочия также могут входит и иные действия, которые можно отнести к определенному контролю за работой предприятия.

ГК РФ выделяет несколько категорий лиц, к которым могут быть применимы определенные меры ответственности:

  • лица, входящие в состав юридического лица, которые, в соответствии с нормами ГК РФ, имеют право выступать от имени организации, защищая интересы учреждения, участвуя в различных сделках и т.д.;
  • физические лица, включенные в состав исполнительных органов юридического лица;
  • члены коллегиального органа управления;
  • специальная управляющая организация, которая была законно наделена соответствующими полномочиями по управлению;
  • лица, входящие в состав ликвидационной комиссии, а также конкурсные и арбитражные управляющие;
  • иные лица, которые были законно наделены правами по управлению организацией, принятию важных решений по заключение и расторжению различных контрактов и т.д.

Ко всем вышеперечисленным физическим лицам могут быть применены различные меры ответственности, если будет доказано, что их неправомерные действия явились главной причиной ухудшения текущего финансового состояния организации.

Голосование как способ выявления вины субъекта и последствия данной процедуры

Вина субъекта, входящего в состав органа управления, может быть как умышленной, так и случайной. При этом установление вины и определение ее степени является важнейшим этапом, ведь именно от него в дальнейшем будут зависеть меры ответственности и их степень, применимая к нарушителю.

Выявление вины того или иного субъекта может основываться на мнении членов управляющего юридическим лицом органа. Их мнение по сложившейся ситуации может быть выражено в форме проведенного голосования.

Перед голосованием субъектами тщательно изучаются известные обстоятельства дела, выясняется степень недобросовестности виновного лица.

Например, если явной вины нет, а есть только косвенные обстоятельства, голосование может быть произведено в пользу нарушителя. Тогда ответственность за неверные действия, либо проявленное бездействие, будет минимальной.

Помимо этого, члены органа управления могут полностью оправдать субъекта в том случае, если посчитают, что ситуация не могла быть им проконтролирована, а значит и наступление неблагоприятных последствий не зависело от обвиняемого лица.

В иных случаях орган управления может узреть и явные неправомерные, умышленные действия, которые были направлены на нанесение вреда текущему финансовому положению организации.

Основными последствиями проведенного голосования может стать наложение определенной меры ответственности. Помимо этого на голосовании может быть решен вопрос о дальнейшем исключении лица, нанесшего вред, из управляющего органа фирмы.

У виновного лица, в свою очередь, остается законное право обращения в уполномоченную организацию с целью защиты своих интересов и отмены несправедливого, по его мнению, решения.

Статья 53. Органы юридического лица

1. Под органом юридического лица следует понимать лицо или совокупность лиц, уполномоченных в соответствии с законом, иными правовыми актами или учредительными документами осуществлять управление деятельностью юридического лица.

Состав, порядок образования органов, а также распределение компетенции между ними зависят от организационно-правовой формы юридического лица и определяются законом и учредительными документами юридического лица.

Органы юридического лица не могут рассматриваться как самостоятельные субъекты гражданских правоотношений и являются частью юридического лица (см. Постановления Президиума ВАС РФ от 30.05.2000 N 9507/99 , от 09.02.1999 N 6164/98 ).

ВВАС РФ. 2000. N 9.

ВВАС РФ. 1999. N 5.

По общему правилу юридическое лицо имеет как минимум два органа: орган, объединяющий (представляющий) учредителей (участников) юридического лица, а также исполнительный орган. Исключение из этого правила составляет унитарное предприятие. Единственным органом унитарного предприятия является его руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен (п. 4 ст. 113 ГК).

В ГК применительно к хозяйственным обществам и производственным кооперативам эти органы именуются соответственно высшим и исполнительным. Аналогичная классификация существует и в системе некоммерческих организаций. В соответствии с Законом о некоммерческих организациях высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются: коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации; общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза). Порядок управления фондом определяется его уставом. Состав и компетенция органов управления общественными организациями (объединениями) устанавливаются в соответствии с законами об их организациях (объединениях) (см. ст. 29).

Задача высшего органа управления ограничивается формированием воли юридического лица по основополагающим вопросам деятельности юридического лица, отнесенным к компетенции такого органа. Основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией состоит в обеспечении соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.

Исполнительный орган (директор, правление и т.п.) призван осуществлять волю юридического лица, выраженную в решениях учредителей (участников), при ведении текущих дел юридического лица (организации производства, совершении сделок и т.д.).

Исполнительный орган осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией. К компетенции исполнительного органа некоммерческой организации относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления некоммерческой организацией, определенную законом и учредительными документами некоммерческой организации (см. ст. 30 Закона о некоммерческих организациях).

Третьим органом управления юридического лица, предусмотренным законодательством, является наблюдательный совет (совет директоров), создание которого обязательно для производственного кооператива и АО с числом членов кооператива или соответственно числом акционеров общества более 50 (см. ст. ст. 103, 110 ГК). Совет директоров, наблюдательный совет решает вопросы общего руководства деятельностью юридического лица, осуществляет контроль за деятельностью исполнительного органа.

Говоря о том, что юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, п. 1 комментируемой статьи имеет в виду прежде всего исполнительный орган. Основное отличие исполнительного органа от других органов состоит в том, что именно он представляет юридическое лицо в гражданском обороте, без доверенности совершая от его имени действия, направленные на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей юридического лица.

Вместе с тем положение п.

Соблюдение органами юридического лица своей компетенции, определенной в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами, является необходимым условием для признания действительности сделок юридического лица (см. п. 4 коммент. к ст. 103). 2.

Согласно п. 2 комментируемой статьи в предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников. При этом имеются в виду участники полного товарищества и товарищества на вере (кроме коммандитистов), которые могут выступать в гражданском обороте от имени юридического лица без доверенности (см. ст. ст. 72, 84 ГК). 3.

Пункт 3 комментируемой статьи обязывает лицо, выступающее в силу закона или учредительных документов юридического лица от его имени, действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно.

Принцип добросовестности и разумности является объективным критерием оценки деятельности органа или соответственно участника юридического лица, действующего от его имени, который не связан с их фактическими способностями к осуществлению такой деятельности. В рамках этого принципа соответствующее лицо обязано не только действовать в интересах юридического лица, не нарушать обязанности, возложенные на него законом или учредительными документами юридического лица, но и вести дела способом, оптимальным для достижения целей юридического лица.

В соответствии с п. 3 ст. 10 ГК разумность и добросовестность действий органа или соответственно участника юридического лица предполагаются.

С нарушением принципа добросовестности и разумности п. 3 комментируемой статьи связывает обязанность соответствующего лица по требованию учредителей (участников) возместить убытки, причиненные им юридическому лицу. Законом или договором могут быть предусмотрены иные условия ответственности лиц, выступающих от имени юридического лица. В частности, возмещение убытков может быть ограничено или вообще исключено.

Действующие в настоящее время нормы Законов об АО (ст. 71) и об ООО (ст. 44) к числу лиц, привлекаемых к ответственности за причинение убытков, относят не только единоличный исполнительный орган, управляющую организацию или управляющего, осуществляющих переданные им по договору полномочия исполнительного органа, но и членов коллегиального исполнительного органа, а также членов совета директоров (наблюдательного совета) общества. Члены коллегиальных органов управления не несут ответственности только в том случае, если они голосовали против решения, которое повлекло причинение обществу убытков, или не принимали участия в голосовании.

В то же время ни в ГК, ни в названных федеральных законах в целом не решен вопрос об ответственности акционеров (участников), владеющих крупным пакетом акций (долей в уставном капитале) общества и имеющих возможность предопределять решения, принимаемые общим собранием акционеров (участников), советом директоров (наблюдательным советом) и (или) исполнительным органом общества. При этом имеется в виду их ответственность не как акционеров (участников), а как лиц, фактически участвующих в управлении обществом.

В направлении вычленения данного вида ответственности развивается законодательство об АО в странах с развитой рыночной экономикой. Отдельные положения, касающиеся этого вопроса, содержатся в абз. 2 п. 3 ст. 56, ст. 105 ГК.

Таблица Характеристика юридических лиц

Организационно-правовая форма юридического лица

по целям деятельности

Форма владения имуществом

Особенности формирования уставного капитала

Особенности ответственности по своим обязательствам

Товарищество на вере

Общество с ограниченной ответственностью

Общество с дополнительной ответственностью

Открытое акционерное общество

Закрытое акционерное общество

Товарищество собственников жилья

Общественные и религиозные организации

Объединения юридических лиц

Гражданский кодекс РФ. Часть Первая (глава 4).

Жилищный кодекс РФ (раздел VI).

О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ.

О производственных кооперативах: Федеральный закон от 08.05.1996 № 41-ФЗ.

Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ.

Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ.

Тема 4. Организационно-правовые формы юридических лиц

4.1. Понятие, признаки и виды юридических лиц

Понятие юридического лица определено в ст. 48 ГК РФ.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Таким образом, для признания организации юридическим лицом необходимо наличие перечисленных ниже признаков.

1. Организационное единство, которое проявляется в том, что организация как единое целое имеет свои органы управления, которые для выполнения своих функций образуют определенную иерархию. Отношения между учредителями и органами управления четко регламентируются законодательством, а также учредительными документами (уставами и учредительными договорами).
Органом управления является часть юридического лица, которая формирует и выражает вовне его волю. На основании п. 1 ст. 53 ГК РФ юридические лица через свои органы приобретают гражданские права и принимают на себя гражданские обязанности. Органы юридического лица могут быть единоличными (директор, председатель и т.д.) либо коллегиальными (общее собрание учредителей, правление, совет директоров и т.д.). Орган представляет юридическое лицо без специальной доверенности.

2. Имущественная обособленность, которая предполагает, что имущество юридического лица обособляется от имущества других лиц, в том числе от имущества его членов и учредителей. Организация может иметь имущество на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления. Внешним выражением имущественной обособленности является наличие у нее складочного капитала (в хозяйственных товариществах), уставного капитала (в хозяйственных обществах), паевого фонда (в производственном кооперативе), уставного фонда (в государственных и муниципальных унитарных предприятиях). Юридическое лицо в зависимости от его вида должно иметь также либо самостоятельный баланс (для коммерческих организаций), либо самостоятельную смету (для казенных и некоммерческих организаций).

3. Самостоятельная имущественная ответственность означает, что всякая организация, являясь юридическим лицом, отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом. Если иное прямо не предусмотрено в законе или учредительных документах, ни учредители, ни участники юридического лица не отвечают по его долгам, и точно так же юридическое лицо не отвечает по долгам учредителей.

4. Выступление в гражданском обороте под собственным именем предполагает, что юридическое лицо может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица вправе создавать филиалы и представительства, которые не являются юридическими лицами.

Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (п. 1 ст. 55 ГК РФ).

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п. 2 ст. 55 ГК РФ).

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

По целям деятельности организации можно разделить на две большие группы: коммерческие и некоммерческие.

Коммерческие организации — юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и распределяющие полученную прибыль между своими участниками.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Некоммерческие организации — юридические лица, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между своими участниками (ст. 50 ГК РФ).

Некоммерческие организации создаются в форме потребительских кооперативов, учреждений, фондов, общественных (религиозных) организаций и т.д.

При этом ГК РФ закрепляет исчерпывающий перечень коммерческих организаций, а некоммерческие организации могут создаваться в формах, не предусмотренных в ГК РФ.