Органы судебной власти в рф кратко

Судебная власть: понятие и функции

Судебная власть в соответствии с теорией разделения властей – одна из трех ветвей государственной власти, закрепленных в ст. 10 Конституции РФ. Функционирование судебной власти регулируется гл. 7 Конституции РФ.

Судебная власть – это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. В соответствии с Конституцией РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Как вид власти судебную власть теоретически нельзя отождествлять с судами, судебной системой. Судебной властью надлежит считать не орган (суд) или должностное лицо, а то, что они могут и в состоянии сделать, какими для этого способностями и возможностями обладают.

Одна из важнейших функций судебной властиосуществление правосудия, т. е. производимой в процессуальном порядке правоприменительной деятельности суда по рассмотрению и разрешению гражданских, административных и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства.

Контролирующие полномочия судебной власти реализуются в первую очередь в форме контроля за соответствием федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных актов всех уровней положениям Конституции РФ, осуществляемым Конституционным Судом РФ. Широко осуществляется нор-моконтроль и судами общей юрисдикции всех уровней.

Контролирующие функции судебной власти реализуются также в форме контроля за законностью решений местных представительных и всех исполнительных органов, в государственном управлении путем:

  • рассмотрения жалоб граждан и организаций на действия и решения органов (должностных лиц), нарушения их прав и свобод, жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях;
  • проверки при рассмотрении уголовных дел качества предварительного расследования;
  • рассмотрения жалоб и протестов о признании незаконными правовых актов управления;
  • проверки при рассмотрении уголовных, гражданских, административных дел законности и дисциплины в деятельности органов, организаций и их должностных лиц, законности правовых актов управления, имеющих значение для разрешения дела.

Контрольная деятельность также представляет собой:

  • обеспечение исполнения приговоров, иныхсудебных решений;
  • разбирательство и решение дел об административных правонарушениях подведомственным судам;
  • разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики;
  • реализацию Верховным Судом РФ права законодательной инициативы.

Контроль за законностью и обоснованностью действий и решений всех исполнительных органов и органов государственного управления, правоохранительных органов в процессе выявления и раскрытия преступлений, задержания подозреваемых в совершении преступлений, их ареста, совершения действий, связанных с ограничением права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, а также права на неприкосновенность жилища, правомерность прекращения уголовных дел и т. д., свидетельствуют о том, что судебная власть – равновесная ветвь среди других ветвей государственной власти.

Судебные органы РФ: порядок формирования, состав и компетенция

Российская судебная власть в целом едина и неделима, однако условно можно подразделить правосудие на три ветви:

1) конституционное правосудие;

2) общее правосудие;

3) арбитражное правосудие.

Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

1) федеральных законов и нормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

2) конституций республик, уставов, законов субъектов РФ;

3) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между субъектами РФ;

4) не вступивших в силу международных договоров РФ.

Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции:

1) между федеральными органами государственной власти;

2) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

3) между высшими государственными органами субъектов РФ. Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. Акты или отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Не вступившие в силу международные договоры РФ, признанные не соответствующими Конституции РФ, не подлежат введению в действие и применению.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

К компетенции Верховного Суда РФ отнесено рассмотрение дел в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

В области арбитражного правосудия функционируют Высший Арбитражный Суд РФ и соответствующие арбитражные суды.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Носителем судебной власти в РФ являются прежде всего судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполнять свои обязанности на профессиональной основе. Согласно Конституции РФ общие требования к кандидату на должность судьи следующие:

1) гражданство РФ;

2) возрастной ценз (не моложе 25 лет);

3) высшее юридическое образование;

4) стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет (под юридической профессией понимается любая деятельность, связанная с наличием юридического образования, – работа в качестве следователя, прокурора, адвоката, нотариуса, юрисконсульта, преподавателя, научного сотрудника и т. п.); 5) отсутствие медицинских противопоказаний (кандидат проходит предварительное медицинское освидетельствование). Для отдельных категорий судей федеральным законом могут устанавливаться дополнительные требования. Такие дополнительные (повышенные) требования установлены, в частности, для судей Конституционного Суда РФ, судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, судей окружных арбитражных судов, флотских и окружных военных судов, судов общей юрисдикции регионального уровня и др.).

Порядок назначения на должности судей призван обеспечить независимость судебной власти. Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, судьи других федеральных судов – Президентом РФ, судьи конституционных (уставных) судов – законодательными органами субъектов РФ, мировые судьи назначаются (избираются) на должность по региональному законодательству с учетом требований Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации». Однако в наделении полномочиями судей (равно как и в функционировании судебной власти вообще) велика роль органов судейского сообщества (Всероссийского съезда судей, Совета судей РФ, конференций судей субъектов РФ, советов судей субъектов РФ, общих собраний судей судов, Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ).

Статус судьи характеризуют следующие составляющие принципы:

Независимость судьи проявляется в его подчинении только Конституции РФ и федеральному закону. В деятельности по осуществлению правосудия судьи никому не подотчетны. На обеспечение независимости судьи направлен и целый ряд правовых, социальных и материальных гарантий (запрет осуществлять какое-либо воздействие на судью в судебном процессе, установление ответственности за вмешательство кого бы то ни было в деятельность по осуществлению правосудия, несменяемость и неприкосновенность судьи, возможность предоставления личной охраны и охраны жилища, выдачи огнестрельного оружия, переселения в другую местность, финансирование судов из федерального бюджета, материальное и социально-бытовое обеспечение, соответствующее высокому статусу судьи, особая государственная защита не только судьи, но и членов его семьи, имущества и т. д.).

Принцип несовместимости заключается в запрете для судьи состоять на государственной службе, быть депутатом представительного органа власти, состоять в политической партии, заниматься предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью (за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности).

Несменяемость судьи означает невозможность его перевода (назначения, избрания) на другую должность (в том числе выше-стоящую) или в другой суд без его согласия. Несменяемость не означает пожизненность: предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда составляет 65 лет (в должности судьи Конституционного Суда РФ – 70 лет). Несменяемость не означает также невозможности прекращения полномочий судьи досрочно.

Основаниями досрочного прекращения полномочий судьи являются: отставка, смерть судьи (равно как объявление его умершим), признание судьи ограниченно дееспособным или недееспособным, неспособность осуществлять полномочия судьи по состоянию здоровья, утрата гражданства РФ, осуществление несовместимой со статусом судьи деятельности, увольнение судьи военного суда с военной службы, а также досрочное прекращение полномочий в качестве санкции дисциплинарной ответственности (решение об этом принимает соответствующая квалификационная коллегия судей при наличии дискредитирующих обстоятельств).

Неприкосновенность судьи (судейский иммунитет) заключается в особом порядке привлечения его к уголовной ответственности (включая привлечение в качестве обвиняемого по другому уголовному делу, изменение квалификации состава преступления, если это ведет к усилению ответственности, осуществление некоторых процессуальных действий, в частности избрание в качестве меры пресечения заключения под стражу) и к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке. Уголовное дело в отношении любого судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором РФ на основании заключения коллегии из трех профессиональных судей соответствующего суда общей юрисдикции (Верховного Суда РФ или суда субъекта РФ) и с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей (для судей Конституционного Суда РФ – с согласия судей Конституционного Суда). Неприкосновенность судьи распространяется также на его помещения, транспорт, средства связи, переписку.

Виды судебной власти

Понятие судебной власти

Судебная власть – полномочия, предоставляемые судам в форме конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства.

Понятие, признаки, виды и формы судебной власти определяются Главой 7 Конституции РФ, как одна из трех ветвей надзора, призванная охранять права и свободы человека и гражданина, решать споры между субъектами правоотношений.

Цель судебной власти – обеспечение правопорядка и законных интересов организаций и физических лиц.

Признаки судебной власти:

  1. Власть реализуется специальными органами – судами;
  2. Исключительная форма власти;
  3. Обособленность структуры и самостоятельность субъекта управления;
  4. Власть осуществляется системой судопроизводства;
  5. Соответствие процессуальным требованиям;
  6. Властный характер ведения дел.

Судебная власть осуществляется в форме правосудия и судебного контроля.

Виды судебной власти

Виды власти по предоставленным полномочиям

1.Суды общей юрисдикции рассматривают дела уголовного и гражданско-трудового характера и включают:

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • Верховный Суд РФ – высший орган судебной системы, осуществляющий надзор за всеми судами общей юрисдикции;
  • Суды субъектов РФ – верховные суды, осуществляющие свои полномочия в рамках республики, края, области или города;
  • Мировые суды – нижнее звено судебной системы в делах о маломасштабных преступлениях и правонарушениях.

2.Специальные суды – суды рассматривающие отраслевые правонарушения (таможенные, военные).

3.Конституционные суды – судебные органы, разбирающие дела конституционных прав и свобод гражданина

К иным судебным органам относятся органы досудебного разбирательства (непрофессиональные судьи по малозначимым делам); племенные суды, в которых участвуют вожди и старейшины; церковные суды и пр.

Конституциями демократических государств запрещается создание чрезвычайных судов, действующих вне правил судебной процедуры.

Виды власти по масштабу влияния

  1. Федеральные суды включают Конституционный суд РФ, Федеральные суды общей юрисдикции, Федеральные арбитражные суды;
  2. Суды субъектов включают Уставный (конституционный) суд субъекта, мировые городские суды.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Виды власти по судопроизводству

  1. Конституционная – власть, охраняющая установленные законом свободы человека, а также споры между ветвями государственной власти и нарушения международных договоров;
  2. Гражданская – власть, регулирующая отношения между гражданами, определение и защита их гражданских прав. К гражданским спорам относятся семейные, пенсионные, земельные, наследственные и прочие конфликты;
  3. Административная – власть рассматривающая споры между административными органами или юридическими лицами (административные правонарушения, нарушения должностных лиц или государственных органов и др.);
  4. Уголовная – деятельность судебных органов по рассмотрению уголовных дел и назначению уголовного наказания.

Виды власти по инстанции рассмотрения дела

  1. Суд первой инстанции, принимающий решения по существу рассматриваемого вопроса;
  2. Кассационный суд (вторая инстанция) проверяет соблюдение принципов судебной власти – законности и обоснованности вынесенного решения не вступившего в законную силу;

Виды власти по коллегиальности решений

  1. Власть, осуществляемая единолично судьей. Ответственность за принятие верного решения возлагается на единственно уполномоченного представителя власти;
  2. Судебная коллегия из одного или нескольких представителей власти, совместно выносящих решение по вопросу.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Вопрос 29. Основы судебной системы РФ

1. Государственная власть в РФ подразделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви.

Судебная власть в РФ осуществляется исключительно судами (судьями).

Суд — особый государственный орган, который специфическими (юридическими) средствами и специальным аппаратом осуществляет защиту прав, свобод и интересов граждан; обеспечивает законность и правопорядок посредством судопроизводства — рассмотрения в соответствии с процессуальным порядком дел и принятия решений по их существу.

Суды РФ составляют судебную систему, которая строится на основе:

Единство судебной системы состоит в том, что:

? судебная система устанавливается в масштабе всей страны (на основе Конституции РФ, Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ», иных федеральных законов);

? правила судопроизводства едины;

? право применяется единообразно;

? решения судов обязательны для исполнения на всей территории страны;

? судьи в РФ имеют единый статус;

? суды в РФ финансируются из средств федерального бюджета. Иерархичность судебной системы означает наличие в РФ нескольких уровней судов определенного вида:

Под уровнем подразумеваются территориальные границы, в пределах которых распространяется юрисдикция данного суда (например район для районного суда, федерация для Верховного Суда РФ).

Все суды РФ относятся к федеральным органам государственной власти. Верховный Суд РФ, суды субъектов федерации, районные суды выражают государственную волю России в целом и осуществляют правосудие именем Российской Федерации (а не субъекта РФ, района и т. д.).

Россия предпочла создание единой федеральной судебной системы, а не смешанной (как в США, где сосуществуют единая судебная система государства и независимые судебные системы каждого штата). Субъекты РФ не могут устанавливать собственные судебные системы. Исключение составляет предусмотренная Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ» возможность введения в России института мировых судей. Мировые судьи — органы судебной власти субъектов РФ. Субъекты РФ сами определяют порядок деятельности мировых судей и иные связанные с этим судебным институтом вопросы. Цели введения института мировых судей:

? разгрузить суды общей юрисдикции;

? передать на рассмотрение мировых судей преступления, не представляющие большой общественной опасности;

? приблизить судебную систему к народу. Соподчиненность звеньев судебной системы состоит в том, что вышестоящие суды контролируют правильность применения закона нижестоящими, их решения обязательны для исполнения нижестоящими судами.

2. В зависимости от специфики дел (гражданские, уголовные, хозяйственные, конституционно-правовые, административные и др.) судопроизводство в РФ подразделяется:

Особый вид судопроизводства — арбитражное (экономическое).

В этой связи судебная система РФ состоит из трех подсистем:

? суды общей юрисдикции;

Органы конституционной юстиции рассматривают конституционно-правовые вопросы; суды общей юрисдикции — гражданские, административные и уголовные дела; арбитражные суды — экономические споры.

К органам конституционной юстиции относятся:

? Конституционный Суд РФ;

? конституционные (уставные) суды субъектов РФ, которые не составляют единой конституционно-судебной системы с Конституционным Судом РФ.

Суды общей юрисдикции составляют единую систему.

? Верховный Суд РФ;

? верховные суды республик в составе РФ; краевые и областные суды; суды автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга (суды субъектов РФ);

? суды «промежуточных» звеньев между субъектом РФ и районом — городские, межмуниципальные;

? военные суды (гарнизонов, армий, флотилий и т. д.). Систему арбитражных судов (первичное звено арбитражных судов — субъект федерации, а не район) составляют:

? Высший Арбитражный Суд РФ;

? федеральные арбитражные суды округов (федеральные округа (всего 10) охватывают несколько субъектов РФ);

? арбитражные суды субъектов РФ.

3. Судебная инстанция — суд или его структурное подразделение, выполняющие ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности решения).

Суд первой инстанции — суд, принимающий решение по существу дела. !

Судами первой инстанции, по общему правилу, являются суды основного звена:

? районные суды общей юрисдикции;

? арбитражные суды субъектов РФ.

Они рассматривают по существу подавляющее большинство гражданских, уголовных дел и экономических (хозяйственных) споров. При рассмотрении отдельных категорий дел (особой общественной опасности) в качестве суда первой инстанции могут выступать вышестоящие суды.

Суд второй инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу. К ним обычно относятся:

? суды общей юрисдикции субъектов РФ;

? федеральные арбитражные суды округов.

В некоторых случаях эту функцию могут выполнять вышестоящие суды.

В надзорной инстанции:

? проверяются законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу;

? пересматриваются дела в порядке надзора по вновь открывшимся обстоятельствам.

К судам (подразделениям судов) данной инстанции относятся:

? президиумы судов среднего звена (субъектов РФ);

Органы судебной власти в рф кратко

Судебная власть и механизм ее реализации в современной России

Судебная власть является третьей ветвью государственной власти в современной России. Согласно Конституции она осуществляется «посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства» (ст. 118, п. 2). Механизмом её реализации является сис тема судебных органов различной ком петенции, сложившаяся и функционирующая в стране на основе конституционного и текущего (обычного) законодательства.

Правовую основу судебной власти и механизма её реализации составляют Конституция РФ (гл. 7– «Судебная власть», ст. 118–128 и др.), федеральные конституционные законы о Конституционном суде (1994), о судебной системе (1996), об арбитражном суде (1995), федеральные законы о статусе судей (1992, с последующими изменениями), о мировых судьях (1999), о народных заседателях (2000) и другие правовые акты. Основной задачей судебной власти и механизма её реализации является обеспечение правосудия. «Правосудие в Российской Федерации,– гласит ст. 118 Конституции,– осуществляется только судом» (ст. 118, п. 1).

В настоящее время на территории РФ существует и функционирует единая система судебных органов. Это: а) Конституционный суд РФ, конституционные и уставные суды субъектов Федерации; б) суды общей юрисдикции, включая мировые суды и военные суды и в) арбитражные суды. Каждый из этих видов судов занимает своё определённое место в судебной системе постсоветской России и играет в ней обусловленную его юрисдик цией, строго определённую роль. Един ство судебной системы России обусловлено такими факторами, как наличие общих целей и задач, которые решают различные судебные органы страны– осуществление правосудия; общие принципы организации и деятельности различных судебных органов; единые конституционные основы их образования и функционирования; единый конституционно-правовой ста тус судей на всей территории РФ и др.

Важное место в судебной системе современной России занимают Кон ституционный суд РФ, а также конституционные и уставные суды субъектов Федерации. В научной литературе их называют судами конституционной юстиции. Конституционный суд РФ действует на федеральном уровне, а конституционные и уставные суды– только на уровне субъектов Федерации. Соответственно, Конституционный Суд РФ действует на основе Конституции России и федерального конституционного закона (1994), а конституционные и уставные суды– на основе основных законов– конститу ций и уставов субъектов Федерации. В отличие от других видов судов суды конституционной юстиции работают автономно друг от друга и единой системы судов конституционной юстиции не образуют.

На федеральном уровне Конституционный суд России является одним из важнейших органов, осуществляю щих судебную власть. Это сравнитель но новый для России судебный орган. Впервые он был образован в 1991. Конституционный суд РФ состоит из 19 судей. Формируется Президентом РФ и Советом Федерации. Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей, а Совет Федерации пос ле их обсуждения утверждает. Судьёй Конституционного суда может быть гражданин России, достигший 40 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет. Естественно, требуется безупречная репутация кандидата.

Конституционный суд России наделён весьма широкими полномочиями. В соответствии с Конституцией и законом о Конституционном суде РФ он разрешает дела о соответствии Конституции России: а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной думы и Правительства; б) конституций республик, уставов, а также любых нормативных актов субъектов Федерации, изданных по вопросам, относящимся к исключительному ведению органов власти РФ и их совместному ведению с органами государственной власти субъектов Федерации; в) договоров между органами власти Федерации и субъектов Федерации, а также договоров между различными субъектами Федерации и г) международных договоров России, не вступивших в силу.

Конституционный суд разрешает также споры о компетенции, которые возникают между различными федеральными органами государственной власти; между федеральными органами власти и органами власти субъек тов Федерации; а также между высши ми органами государственной власти субъектов Федерации.

Наряду с этим Конституционный суд России наделён полномочиями проверять конституционность закона, «применённого или подлежащего при менению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом» (ст. 125, п. 4). Проверка конституционности законов проводится по жалобам граждан на нарушение их конституционных прав и свобод или по запросам судов, применяющих тот или иной конкретный закон.

Кроме того, Конституционный суд обладает исключительным правом тол кования Конституции РФ. Толкование проводится по запросам Президента России, каждой из палат Федерального собрания, Правительства РФ и органов законодательной власти субъектов Федерации.

Наконец, Конституционный суд правомочен по запросу Совета Федерации давать заключение о соблюде нии установленного порядка выдвиже ния обвинения Президента России в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Традиционной формой конституци онного производства в Конституционном суде являются пленарные заседания. На них могут быть рассмотрены практически любые вопросы, относящиеся к компетенции Конституционного суда. Однако многие из них, кроме тех, которые должны рассматриваться согласно закону о Конституционном суде (ст. 21) только на его пленарных заседаниях, рассматриваются также на заседаниях палат Конституционного суда. По каждому из рассматриваемых вопросов Конституционный суд принимает решение. Оно может быть оформлено в виде постановления (при разрешении дела о соответствии рассматриваемых актов Конституции РФ); заключения (при рассмотрении вопросов о соблюдении порядка выдвижения обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступле ния) или определения, которое принимается по всем иным вопросам, относящимся к компетенции Конституционного суда.

Рис. Москва. Здание Конституционного суда Российской Федерации

Все решения Конституционного суда действительны на всей территории Российской Федерации для всех органов государственной власти, мест ного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, граждан, должностных лиц, общественных объе динений.

Нормативные и иные акты или их положения, признанные неконституционными, немедленно утрачивают юридическую силу, а международные договоры РФ, не соответствующие её Конституции, не подлежат введению в действие и применению.

Значительную роль в реализации судебной власти в постсоветской России играют суды общей юрисдикции, или, как их нередко называют, общие суды. К ним относятся: Верховный суд РФ, верховные суды республик, крае вые и областные суды, суд автономной области и суды автономных округов, го родские суды Москвы и С.-Петербурга, федеральные межмуниципальные суды в крупных городах, районные (го родские) суды. Разновидностью судов общей юрисдикции являются военные суды. Особое положение в системе судов общей юрисдикции занимают мировые судьи.

По общему, конституционно установленному правилу судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. В Конституции содержится оговорка о том, что кроме названных требований кандидатам на судейскую должность федеральным законом могут быть предъявлены также дополнительные требования. Судьи Верховного суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента, а судьи других федеральных судов назначаются Президентом в порядке, установленном федеральным законом. Порядок занятия должности и деятельности мировых судей определяется федеральным законом «О мировых судьях» от 17.12.1998 и соответствующими законами субъектов Федерации. В соответствии с последними они могут назначаться или избираться.

Суды общей юрисдикции, в отличие от других судов, рассматривают уголовные и гражданские дела, а также дела, возникающие в сфере трудовых и административных отношений.

Во главе всех судов общей юрисдикции находится Верховный суд РФ. По своему статусу он является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, которые подсудны су дам общей юрисдикции. В качестве та кового. Верховный суд РФ осуществ ляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судеб ный надзор за деятельностью всех судов общей юрисдикции и даёт разъяснения по вопросам судебной практики. Верховный суд РФ осуществляет свои полномочия в различных формах, в частности в форме заседаний пле нума Верховного суда, в которых уча ствует весь состав Верховного суда; в форме обсуждения и решения вопросов на президиуме Верховного суда, в состав которого входят Председатель, его заместители и ряд судей, утверждаемых Советом Федерации по представлению Президента России; и в форме работы трёх судебных коллегий– по уголовным делам, граждан ским делам и военной коллегии. Состав коллегий утверждается пленумом Вер ховного суда.

Рис. Москва. Здание Верховного суда Российской Федерации (на Ильинке)

В системе судов общей юрисдик ции особое внимание в настоящее вре мя уделяется деятельности судов с участием присяжных заседателей. Это сравнительно новый для постсоветской России судебный институт, со становлением и развитием которого в ближайшие годы связываются официальные надежды на дальнейшее развитие демократических принципов в механизме реализации судебной власти. В соответствии с действующим законодательством суд присяжных заседателей образуется при городском, районном или ином суде общей юрисдикции в составе одного судьи и двенадцати присяжных заседателей. Суды присяжных заседателей рассмат ривают только уголовные дела о наиболее тяжких преступлениях: терроризм, бандитизм, умышленное убий ство при отягчающих обстоятельствах, государственная измена и др. Присяжные заседатели при рассмотрении уголовного дела решают вопрос о виновности или невиновности подсудимого, а также о том, заслуживает ли он снис хождения или не заслуживает. Мера наказания осуждённому определяется единолично судьёй. Им же решается, без участия присяжных заседателей, и ряд других возникающих в ходе рассмотрения уголовного дела вопросов, требующих для своего разрешения профессиональной подготовки.

Сравнительно новым для современной российской судебной системы является и институт мировых судей. Он образуется и действует на основе федерального закона о мировых судьях от 17.12.1998, а также аналогичных законов, принятых в субъектах РФ. Участки, в пределах которых действует мировой судья, определяются законодательством субъектов Федерации. Численность населения на каждом из них не должна превышать 30 тыс. чел. Минимальная численность населения в них составляет 15 тыс. чел. Процедуры и порядок назначения или избрания на должность мировых судей определяется законодательством субъекта Федерации. Круг вопро сов, рассматриваемых мировыми судь ями, довольно ограничен по сравне нию с другими судами общей юрисдик ции. Это, в частности, ограниченная категория уголовных дел, за которые предусматривается наказание до 2 лет лишения свободы; трудовые и имущественные споры, цена иска которых составляет не более 500 минимальных размеров оплаты труда; бракоразводные дела при отсутствии спора о детях и др. Все решения по рассматри ваемым вопросам принимаются миро выми судьями единолично.

Наряду с Конституционным судом и судами общей юрисдикции значительную роль в осуществлении судебной власти играют арбитражные суды. В механизме реализации судебной власти они образуют самостоятельную систему судебных органов, тесно связанную с национально-государствен ным и административно-территориаль ным устройством современной России. В эту систему входят: Высший арбитражный суд РФ; высшие арбит ражные суды республик; арбитражные суды округов; краевые, областные и городские арбитражные суды; арбитражный суд автономной области; арбитражные суды автономных округов. На районном уровне законодательством создание арбитражных судов не предусматривается.

Высший арбитражный суд РФ выступает по отношению к остальным арбитражным судам как высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых этими судами. Он также осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их дея тельностью и даёт разъяснения по воп росам судебной практики. В состав Высшего арбитражного суда РФ входят Председатель суда, его заместители, председатели коллегий и члены Высшего арбитражного суда. Судьями Высшего арбитражного суда могут стать граждане РФ, достигшие 35-летнего возраста, которые имеют высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет. Для судей других арбитражных судов минимальный стаж работы по юридической специальности устанавливается в 5 лет. Судьи Высше го арбитражного суда, согласно Конституции РФ, назначаются Советом Федерации по представлению Президента. Судьи арбитражных судов округов в различных субъектах Федерации назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Высшего арбитражного суда с учётом мнения субъектов Федерации.

В соответствии с действующим законодательством арбитражные суды участвуют в осуществлении судебной власти путём рассмотрения дел по экономическим спорам между органи зациями, гражданами, предпринимате лями, работающими на территории России, которые возникают в связи с признанием права собственности, с из менением условий при расторжении договоров, с истребованием собственником или законным владельцем имущества из чужого незаконного владе ния и иными основаниями. Кроме того, судебная власть осуществляется арбитражными судами путём рассмотрения дел по спорам, возникающим из правоотношений в сфере управления. Это, в частности, дела по спорам о взыскании с организаций и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, штрафов и других финансовых средств государственными органами; о признании недействитель ными актов государственных органов, которые противоречат законодатель ству и ущемляют законные права и ин тересы граждан и организаций, и др. Наряду с этим арбитражные суды рассматривают споры, возникающие из экономических соглашений между органами исполнительной власти субъ ектов Федерации; аналогичные споры между государственными органами России и других государств, если это предусматривается их соглашением, и др. Вступившие в законную силу реше ния, определения и постановления арбитражных судов подлежат исполнению на всей территории России. Они обязательны для всех государственных органов, должностных лиц, органов местного самоуправления и граждан.

Все суды РФ, независимо от их юрисдикции, осуществляют правосудие в стране, руководствуясь одними и теми же конституционно-правовыми принципами судопроизводства, а судьи– члены этих судов имеют одинаковый конституционно-правовой статус.

К основным конституционно-пра вовым принципам правосудия относят ся: а) принцип законности в осуществ лении правосудия, означающий строгое следование судами Конституции РФ и законам; б) осуществление правосудия только теми судами, которые установлены Конституцией России и федеральным конституционным законом. «Создание чрезвычайных судов не допускается» (ст. 118, п. 3); в) осуществление правосудия на основе ра венства всех участников судебного про цесса перед законом и судом; г) свобод ный доступ граждан к суду и обеспечение их права на судебную защиту. Действует конституционно закреплённое правило, согласно которому «никто не может быть лишён права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьёй, к подсудности которых оно отнесено законом» (ст. 47, п. 1); д) открытое разбирательство дел во всех российских судах. Слушание любых дел в закрытых заседаниях, а также заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме слу чаев, предусмотренных федеральным законом.

Кроме названных принципов правосудие осуществляется также на ос нове целого ряда других дополняющих их принципов (принцип состязательно сти сторон– участников судебного процесса; обеспечения компетентности и беспристрастности в ходе судебного разбирательства; принцип невиновности лица в совершении преступления, пока, в соответствии с Конституцией, «его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступив шим в законную силу законом» (ст. 49, п. 1); принцип пользования родным языком в процессе судопроизводства; принцип участия граждан в отправлении правосудия; и др.

Наличие у всех судов РФ единых принципов их организации и деятельности является важным фактором существования и функционирования единой системы России. Другим не ме нее важным фактором, свидетельствующим о существовании и функционировании единой судебной системы как механизма реализации судебной власти в России, является наличие оди накового у всех российских судей конституционно-правового статуса. Глав ными его составляющими выступают конституционные положения о незави симости судей и подчинении их только Конституции и федеральным зако нам; о несменяемости судей; о прекра щении или приостановлении их полно мочий «не иначе, как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом» (ст. 121); о неприкосно венности судей и привлечении их к уго ловной ответственности только в по рядке, предусмотренном в отношении них федеральным законом и др.

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое «СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ» в других словарях:

Судебная власть — (judiciary) Совокупность судей в стране. Политические дискуссии о них обычно затрагивают четыре основные темы. 1. Независимость суда. Обычно для власти закона существенно, чтобы судей не могли сменять по минутной прихоти исполнительной либо… … Политология. Словарь.

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ — СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ, в соответствии с теорией разделения властей система судебных органов государства, осуществляющих правосудие на основе независимости от законодательной и исполнительной власти … Современная энциклопедия

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ — независимая система судебных органов государства, осуществляющих правосудие … Большой Энциклопедический словарь

Судебная власть — (англ. judicial power) в соответствии с теорией разделения властей одна из трех основополагающих и самостоятельных функций гос ной власти. В соответствии с Конституцией РФ* (ст. 118) Св. осуществляется посредством конституционного, гражданского,… … Энциклопедия права

Судебная власть — СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ, в соответствии с теорией разделения властей система судебных органов государства, осуществляющих правосудие на основе независимости от законодательной и исполнительной власти. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ — в соответствии с теорией разделения властей самостоятельная и независимая сфера публичной власти (наряду с законодательной и исполнительной). Представляет собой: а) совокупность полномочий по осуществлению правосудия, т.е. полномочий по… … Юридическая энциклопедия

Судебная власть — В соответствии с принципом разделения властей одной из трёх (наряду с законодательной и исполнительной властью) ветвей является судебная. Содержание 1 Общие характеристики 2 Судебная власть в России … Википедия

Судебная власть в РФ — 1. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе… … Официальная терминология

судебная власть — независимая система судебных органов государства, осуществляющих правосудие. * * * СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ, в соответствии с теорией разделения властей независимая система судебных органов государства наряду с законодательной и… … Энциклопедический словарь

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ — (judicial power/authority) в государстве, придерживающемся принципа разделения властей, одна из трех важнейших независимых ветвей власти, которой вменяется слежение за строгим соблюдением конституции и других законов самой законодательной и… … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь