Образец заявление ст 254 гпк

Содержание:

Статья 254 ГПК РФ. Подача заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего

(официальная действующая редакция, полный текст статьи) 1. Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

2. Заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями 24 — 27 настоящего Кодекса. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.

Отказ в разрешении на выезд из Российской Федерации в связи с тем, что заявитель осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну, оспаривается в соответствующем верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа по месту принятия решения об оставлении просьбы о выезде без удовлетворения.

3. Заявление военнослужащего, оспаривающего решение, действие (бездействие) органа военного управления или командира (начальника) воинской части, подается в военный суд.

4. Суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.

Заявление об оспаривании действий

С 15 сентября 2015 года подраздел III ГПК РФ утратил силу, вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ. С этого времени жалобы на действия (бездействия) должностных лиц необходимо оформлять, как административные иски.

С образцом административного иска на должностное лицо можно ознакомиться здесь >>>

Образец заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего, с учетом последних изменений действующего законодательства.

Такое заявление может подать лицо, чьи права и законные интересы нарушены органом государственной или муниципальной власти, должностными лицами этих органов.

Желательно обжаловать только письменные решения органов власти. Так будет проще доказать нарушение своих прав. Для этого сначала обращайтесь в соответствующий орган с письменным заявлением, поставьте на своем экземпляре отметку о его принятии. Можно отправить заявление по почте с описью вложения. После получения ответа в течение 3 месяцев необходимо обратиться в суд. Этот срок может быть восстановлен только при наличии уважительных причин: Заявление о восстановлении срока. Если ответ не получен в суд подается жалоба на бездействие.

Заявление подается в районный (городской) суд. Заявитель может выбрать суд по своему месту жительства или по месту нахождения лица, чьи действия обжалуются. При подаче заявления уплачивается госпошлина в размере 200 руб.

Срок рассмотрения такого дела в суде составляет 10 дней. Неявка заявителя или лица, действия которого обжалуются, не является препятствием для рассмотрения дела

В ______________________________ (наименование суда) Заявитель: ______________________ (ФИО полностью, адрес) Заинтересованное лицо: __________ (наименование органа власти , адрес)

об оспаривании действий органа власти (должностного лица)

«___»_________ ____ г. я обратился с заявлением _________ (указать, о чем заявление) в _________ (указать наименование органа власти, ФИО должностного лица). В обоснование заявления указал, что _________ (привести краткое содержание заявления). Основанием для обращения явилось то, что _________ (указать события, предшествовавшие обращению).

«___»_________ ____ г. был получен ответ, в котором мне отказано в удовлетворении заявления, поскольку _________ (привести причины отказа).

С отказом я не согласен _________ (указать причины), поскольку он нарушает мои права _________ (привести перечень нарушенных прав).

В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями 24-27 ГПК РФ. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 131-132, 254-258 Гражданского процессуального кодекса РФ,

  1. Признать незаконными действия _________ (перечислить незаконные действия).
  2. Обязать _________ (наименование органа власти или ФИО должностного лица) устранить в полном объеме допущенное нарушение моих прав и свобод (препятствие к осуществлению прав и свобод).

Перечень прилагаемых к заявлению документов (копии по числу лиц, участвующих в деле):

  1. Копия заявления
  2. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины
  3. Заявление в орган власти
  4. Обжалуемый ответ ____ (дата, номер)
  5. Документы, подтверждающие доводы, изложенные в заявлении об оспаривании действий

Дата подачи заявления «___»_________ ____ г. Подпись _______

Начальник полиции в 2014 году вынес уведомление.
На сегодняшний день ст 254 ГПК РФ утратила силу. Вопрос, теперь как обжаловать это уведомление, в порядке ст. 124-125 УПК РФ или это административный иск? В данном уведомлении указано что в течении 10 суток человек должен покинуть страну. Уточнюсь, мне нужен ответ, именно по какой статье можно обжаловать это уведомление.

Добрый день, чтобы получить подробные рекомендации по этому вопросу обращайтесь за работой в личку к выбранному юристу. И все уточняйте.

Уточнюсь, мне нужен ответ, именно по какой статье можно обжаловать это уведомление. 218 КАС РФ,административное исковое производство, срок предьявления 3 месяца.

В суде находится дело по моему иску с августа 2015 года. Я ссылаюсь на статьи 254-258 ГПК РФ. Сейчас мне нужно уточнить исковые требования (судья подсказал). С 15.09.2015 раздел ГПК, в который входят указанные статьи, утратил силу, в связи с принятием КАС. В уточненном исковом мне ссылаться на те же статьи 254-258? или теперь указывать статьи КАС? в последнем случае это изменение основания и предмета иска (то есть фактически подача нового иска)?

Наталья, изменение процессуального закона ни на что не влияет. Сам по себе процессуальный закон — не основание иска. «Что ссылаться, что указать в иске» — это уже платная услуга, составление и редактирование иска.

Ст.254 ГПК РФ с 15.09.2015 г. утратила силу. Мне нужно подать в суд заявление, оспорить решение органа опеки. На какую статью можно теперь сослаться?

Уважаемая Марина! Разъясняю Вам, что с 15 сентября 2015 года вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ (далее — КАС РФ) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_176147/. Он касается рассмотрения ВС РФ и судами общей юрисдикции административных дел, возникающих из публичных правоотношений. К ним относятся, например, дела об оспаривании НПА, решений, действий (бездействия) органов власти. С 15.09.2015 такие дела, не рассмотренные и находящиеся в производстве ВС РФ и судов общей юрисдикции, рассматриваются по правилам КАС РФ (глава 22). Сходное положение предусмотрено для апелляционных, кассационных, надзорных и частных жалоб (представлений).

Жалобу на бездействие судебного пристава подавать на основании ст.254 ГПК РФ или кодекса об административном судопроизводстве?

На основании Кодекса административного судопроизводства. Глава 25 ГПК утратила силу.

ст 254 ГПК утратила силу в связи с вступлением в силу КАС РФ, по моему мнению эффективнее подать жалобу вышестоящему судебному приставу.

Если согласно части 4 статьи 254 ГПК РФ суд приостановит действие оспариваемого решение органа государственной власти, то это определение вступает в силу немедленно? И как будет уведомлен об этом соответствующий орган — письмом из суда?

Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу. В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

Сегодня мне юрист посоветовал обжаловать незаконные действия в суд по ст. 254 гпк рф, доказывая, что внучка не приобрела право пользования квартирой и у нее нет права приватизации. Что такое право пользования квартирой-это прописка или родственная связь?

Что такое право пользования квартирой-это прописка или родственная связь ЭТО РЕАЛЬНОЕ ВСЕЛЕНИЕ И ПРОЖИВАНИЕ. УДАЧИ ВАМ

Местом жительства ребенка является место жительства их родителей. Также Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов. Трудно гадать, но если желаете приватизировать то, где дети в договоре соц найма указаны, то без них не получится. а если этого права у них, утрачено, то нужно через суд доказать что или не приобрела, или утратила. Но это мои предположения, нужно смотреть бумаги

Консультация юриста по телефону: 8800 505 9111. Звонок бесплатный.

Разъясните. Имеется п.1 ст. 254 ГПК РФ. Имеется п.2 ст.441 ГПК РФ. Будет ли пропущен срок если я узнал о нарушенных правах и подал старшему приставу жалобу, затем получил постановление об отказе и подал в суд на постановление об отказе.

Срок на обжалование в таком случае не пропущен, если уложились в 3 мес. с подачей жалобы в суд по ст. 441 ГПК РФ

Собираюсь обжаловать, согласно ст. 254 ГПК РФ, решение должностного лица, а именно консультанта ВС РФ. Вопрос в следующем в какай суд направлять заявление, если я проживаю в г. Серов Свердловской области? По месту проживания или в Московский суд и какой именно?

Подается по месту нахождения ответчика.

Можно ли подать уточненное заявление если дело рассматривается в порядке статьи 254 ГПК РФ на бездействие судебного пристава.

Можно до вынесения судом решения

Дайте пожалуйста ссылку образца заявления об оспаривание приказа и характеристики (ст 254 ГПК РФ)

образец идентичен исковому только вместо слова исковое просто заявление и не ответчик а заинтересованное лицо. Надо подробнее обращайтесь:)

Здравствуте.
Можно ли в ходе рассмотрения заявления в порядке статьи 254 ГПК РФ (о признании незаконными действий должностного лица) заменить ненадлежащего ответчика надлежащим или для этого придется обращаться с новым заявлением?
Заранее благодарю за ответ.
Александр, г.Санкт-Петербург.

Александр! Вообще-то это как-то нелогично для такой категории дел, но чтобы ответить точно, надо знать, в связи с чем у Вас возник такой вопрос? Вы перепутали сами, к кому обращаться или та сторона пытается вас сбить с толку?

А что, там есть ответчик? Новое заявление нужно подавать.

Уважаемый Александр! Есть способ, но для этого было бы оптимальным изучить Вашу ситуацию и документы, поскольку из Вашего вопроса не ясно, в чем выразилось незаконное действие, почему такой «разброс» в должностных лицах (от милиции до судебного департамента).

При подаче Заявления о признании незаконными действий должностного лица на основании ст. 254 ГПК РФ и ст. 255 ГПК РФ, мной как физическим лицом. Нужно ли посылать заявление с прилагаемыми документами этому должностному лицу заказным письмом с уведомлением, а это уведомление прикладывать в документы при подаче в суд? Или суд сам их уведомит о подаче жалобы на сотрудника?

Николай, добрый день! Если речь идет о суде общей юрисдикции (уверена, что да), то не надо. Это сделает суд. Вам просто необходимо сделать копии всех документов для заинтересованного лица, подав их вместе с 2 экз заявления. Всего доброго, С уважением,

Мы (физ. лицо) подали в суд по Статья 254 (ГПК РФ) Подача заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего.
Суд принял нашу сторону, но подана апелляция. Переживаем за исход дела.
Вопрос: — Можно ли подать одновременно заявление в суд по Статья 252 (ГПК РФ) Рассмотрение заявлений об оспаривании нормативных правовых актов?

конечно подавайте, одно другому не имеет отношения

К сожалению вы не указываете предмет спора. Либо акт является нормативным либо ненормативным. Одно исключает другое. Вы уж определитесь с правовой природой оспариваемого акта.

Как правильно обратиться в суд по ст.254 ГПК РФ-с жалобой или с заявлением?

Статья 254 ГПК РФ. Подача ЗАЯВЛЕНИЯ об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего [Гражданский процессуальный кодекс РФ] [Глава 25] [Статья 254] 1. Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. 2. ЗАЯВЛЕНИЕ подается в суд по подсудности, установленной статьями 24 — 27 настоящего Кодекса. ЗАЯВЛЕНИЕ может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются. Отказ в разрешении на выезд из Российской Федерации в связи с тем, что заявитель осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну, оспаривается в соответствующем верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа по месту принятия решения об оставлении просьбы о выезде без удовлетворения. 3. ЗАЯВЛЕНИЕ военнослужащего, оспаривающего решение, действие (бездействие) органа военного управления или командира (начальника) воинской части, подается в военный суд. 4. Суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда. Уважаемый Евгений! Как Вы сами можите убедиться, что если внимательно посмотреть статью, то речь идет исключительно о заявлении. Т.о. Вам следует обратиться с заявлением. Удачи.

Ответ от 29.09.09: Уважаемый Евгений ! Как говорят: «Лучше ОДИН раз увидеть, чем ДЕСЯТЬ раз услышать». Так что сморите сами статью 254 Гражданского процессуального ко- декса Российской Федерации: Статья 254. Подача заявления об оспаривании решения, действия ( бездействия ) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государ- ственного или муниципального служащего 1. Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их пра- ва и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местно- го самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному слу- жащему. 2. З а я в л е н и е подается в суд по подсудности, установленной статьями 24 — 27 настоящего Кодекса. З а я в л е н и е может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа мест- ного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального слу- жащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются. Отказ в разрешении на выезд из Российской Федерации в связи с тем, что заявитель осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну, оспаривается в соответ- ствующем верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федераль- ного значения, суде автономной области, суде автономного округа по месту принятия решения об оставлении просьбы о выезде без удовлетворения. 3. З а я в л е н и е военнослужащего, оспаривающего решение, действие (бездейст- вие) органа военного управления или командира (начальника) воинской части, пода- ется в военный суд. 4. Суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в за- конную силу решения суда. Удачи Вам.

Уважаемый Евгений! Статья 254 ГПК РФ имеет название-Подача заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего. Таким образом подаётся заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего.

Я подал в Верховный Суд РФ заявление, предусмотренное ч.1 ст.254 ГПК РФ, об оспарива-нии определения судьи МосОблСуда (имеется 8 существенных нарушений норм процессу-ального права по моему делу!). Однако заявление не было рассмотрено судебной коллеги-ей по гражд. Делам ВерхСуда потому, что судья ВерхСуда вернул заявление и сообщил, что действующим гражданским законодательством не предусмотрено самостоятельное обжалование определения судьи и что для подачи новой аналогичной надзорной жалобы уже в ВерхСуд необходимо восстановить срок ее подачи по ст. 112 ГПК в суде первой инстанции.
Это противоречит ст. 254 ГПК. «Гражданин вправе оспорить. » По ст. 257 ГПК суд (а не судья) должен рассмотреть мое заявление и далее принять решение по ст. 258 ГПК. Прав ли судья ВерхСуда?
Для восстановления срока у меня нет уважительных причин. Как мне добиться передачи дела в прежний в надзорный суд: президиум МосОблСуда? (обратиться к председателю МосОблСуда, согласно N 59-ФЗ от 2 мая 2006 года?, председателю ВерхСуда?, в ГенПрокуратуру?, в Европейский суд?, ?…..). Спасибо за Ваш ответ.

Суд — орган судебной власти, поэтому порядок оспаривания решений органов гос. власти и местного самоуправления не применим. Судебные постановления могли быть оспорены в порядке надзора, поскольку установленный для этого срок Вами пропущен, можете попробовать обратиться в Европейский суд. Все остальные Ваши рассуждения основаны на неправильном толковании закона. Статья 254. Подача заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего 1. Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Обратился в суд с жалобой на действия сотрудников милиции в порядке ст. 254 ГПК РФ. Пришло определение с отказом в принятии заявления на том основании, что в жалобе я просил взыскать моральный и материальный ущерб с МВД РФ. Насколько прав судья? Что делать в этом случае? Заранее спасибо.

Здравствуйте Николай! В порядке статьи 254 оспариваются действия и решения должностных лиц, нарушающих права граждан, создающих препятствия в осуществлении права, либо незаконно возлагающих обязанность. То есть единственное требование, которое заявляется в порядке 254 статьи ГПК РФ — признать незаконным действие или решение. Вопросы компенсации материального и морального вреда решаются в порядке искового производства. С уважением, Александр Тимофеев.

Статья 254 ГПК РФ. Подача заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего

Текущая редакция ст. 254 ГПК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

(Утратила силу с 15 сентября 2015 года — Федеральный закон от 8 марта 2015 года N 23-ФЗ)

Комментарий к статье 254 ГПК РФ

1. Заявитель — это всегда лицо (физическое или юридическое), предполагающее, что ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) органа публичной власти или должностного лица нарушены его права, свободы, законные интересы. Например, органом государственной власти издан акт с нарушением компетенции и этим актом нарушены права органа местного самоуправления. В таком случае заявителем будет орган местного самоуправления.

С заявлением по делам данной категории в суд могут обратиться представители, наделенные полномочиями в соответствии с законом, в том числе в интересах несовершеннолетних могут обратиться их законные представители.

По основаниям, указанным в ст. 45 ГПК, в интересах заявителя в суд может обратиться прокурор. В порядке ст. 46 ГПК в защиту интересов других лиц от своего имени с заявлением в порядке главы 25 ГПК могут обратиться только лица в силу прямого указания закона.

Заявитель в заявлении указывает заинтересованное лицо, которое, по его мнению, допустило нарушение его прав, свобод, законных интересов.

Это орган публичной власти или должностное лицо, которое, по мнению заявителя, изданием ненормативного акта, решением, действием (бездействием) нарушило его права, свободы, законные интересы. Заявитель и заинтересованное лицо пользуются в процессе равными процессуальными правами и несут обязанности, установленные ГПК.

При определении подведомственности дел, рассматриваемых в порядке гл.25 ГПК, следует учитывать разъяснения, данные в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих». В нем, в частности, указано, что судам общей юрисдикции неподведомственны дела об оспаривании ненормативных актов, которыми нарушены права заявителя сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку они рассматриваются арбитражными судами в порядке гл.24 АПК.

_______________
БВС РФ. 2009. N 4.

Заявитель вправе по своему выбору избрать судебную или административную формы защиты нарушенных прав, свобод, законных интересов.

При несогласии с решением вышестоящего органа, должностного лица или служащего, он вправе обратиться в суд. При этом в суде оспаривается не решение вышестоящего органа или должностного лица, а тот ненормативный акт, решение, действие (бездействие), которыми, по мнению заявителя, нарушены его права и свободы.

2. Дела данной категории рассматриваются в первой инстанции судами разного уровня, начиная с районного суда, с учетом их компетенции. Специально в комментируемой статье определена лишь родовая подсудность дел об отказе на выезд из Российской Федерации лиц, обладающих сведениями, составляющими государственную тайну.

3. Правила о подсудности этих дел военным судам сформулированы Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 года (с изм. и доп.) «О военных судах Российской Федерации» (см. комментарий к ст. 25 ГПК).

4. Право суда приостановить действие решения, которое оспаривается заявителем, до вступления решения суда в законную силу направлено на усиление гарантий своевременного восстановления нарушенных прав, свобод, законных интересов. Судья вправе вынести определение о приостановлении действия оспариваемого решения в стадии подготовки дела к судебному разбирательству или в стадии судебного разбирательства до постановления судебного решения. В определении должны быть указаны мотивы, по которым суд приостанавливает действие оспариваемого решения, а также указание на то, что приостановление допускается до вступления решения в законную силу.

Такое процессуальное действие суда может рассматриваться как специфическая обеспечительная мера. Основанием для приостановления действия оспариваемого решения может быть как просьба заявителя, так и инициатива суда.

Консультации и комментарии юристов по ст 254 ГПК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 254 ГПК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 254. Утратила силу. — Федеральный закон от 08.03.2015 N 23-ФЗ.

Гражданский процессуальный кодекс (ГПК РФ)

  • проверено сегодня
  • кодекс от 27.06.2018
  • утратила силу 15.09.2015

Статья 254 ГПК РФ утратила силу 15 сентября 2015 года.

Перейти к тексту статьи в редакции от 01.02.2003

Составляем ходатайство об истребовании доказательств

Ходатайство в суд об истребовании доказательств — один из видов процессуальных документов, требования к содержанию которого четко определены на законодательном уровне. О том, как правильно составить и подать такое обращение, читайте в этой статье.

Ходатайство об истребовании документов

Как в гражданском, так и в арбитражном процессе обязанность по сбору и предоставлению аргументов возлагается на участников процесса (ст. 57 ГПК РФ и ст. 66 АПК РФ). Доказательства предоставляются сторонами при:

  • подаче искового заявления;
  • предоставлении отзыва на иск;
  • подаче заявления о приобщении материалов и т. п.

Однако не исключены случаи, когда стороны не могут самостоятельно получить необходимые оригиналы у третьих лиц, коммерческих организаций или государственных учреждений. В таком случае участник процесса и обращается в суд с соответствующим ходатайством.

В большинстве случаев такие проблемы возникают, когда запрашиваемая документация содержит сведения, которые являются охраняемой законом тайной. Это могут быть:

  • материалы уголовного расследования;
  • сведения о доходах/кредитах;
  • справки о состоянии здоровья, медицинские заключения и т. д.

Подавать такое прошение можно на любой стадии процесса до принятия решения по делу. В случае обоснованности просьбы и невозможности получения сведений самостоятельно суд:

  • передает заявителю запрос для предъявления лицу, обладающему необходимой информацией;
  • направляет запрос самостоятельно по месту нахождения материалов.

За отказ предоставить запрашиваемую информацию законодательством предусмотрены штрафы:

  • статья 57 ГПК РФ предусматривает штраф в размере 500 рублей для граждан и 1000 рублей — для должностных лиц;
  • статья 66 и 119 АПК РФ устанавливает штраф до 2500 рублей — для граждан, для должностных лиц — до 5000 рублей, а для организаций — до 100 000 рублей.

При этом уплата штрафа не освобождает лицо, у которого находится истребуемое доказательство, от обязанности предоставить его в суд.

Особенности и правила оформления

В соответствии с процессуальным законодательством, ходатайство должно иметь следующую структуру:

  1. Вводная часть. Включает в себя «шапку», в которой указываются название суда, Ф.И.О. и контактные данные заявителя, а также номер дела.
  2. Основная часть. Здесь необходимо изложить суть вашей просьбы: какую информацию необходимо истребовать, какие юридически значимые обстоятельства она подтверждает, почему вы не можете получить ее самостоятельно, и у кого она находится.
  3. Резолютивная часть. В этом пункте необходимо указать само требование, например «прошу запросить акты о ДТП в МО МВД «Красненский» Белгородской области».
  4. Ваша подпись и дата составления ходатайства. Затем следует список приложений (при необходимости).

Ходатайство об истребовании доказательств в арбитражном процессе

Его оформление регламентируется статьей 66 Арбитражного процессуального кодекса и имеет аналогичные требования к содержанию, что и в гражданском процессе. Кроме того, арбитражный суд вправе истребовать информацию и по собственной инициативе:

  • если документы не предоставили государственные органы по делам, возникающим из публичных правоотношений (п. 5 ст. 66 АПК РФ);
  • если заявитель не предоставил материалов в деле о взыскании обязательных платежей и санкций (п. 5 ст. 215 АПК РФ);
  • если иностранец не предоставил официальное подтверждение своего юридического статуса или права заниматься предпринимательством или иной экономической деятельностью (п. 3 ст. 254 АПК РФ).

В случае если суд не убедили доводы, приведенные в ходатайстве, и он отказал вам, то его решение можно оспорить и подать повторное прошение в следующей инстанции.

Бездействие государственных органов и споры с ними по этим вопросам

Автор: Инесса Трофимова

Инесса Трофимова, юрист-эксперт, к.ю.н., доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Московского финансового юридического университета, alekc 1.05@ mail . ru

В судебной практике часто рассматриваются дела об обжаловании бездействия государственных органов, должностных лиц гражданами и юридическими лицами. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде бездействие органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

В статье рассматриваются некоторые примеры обжалования бездействия государственных органов и споры с ними по этим вопросам.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, в результате которых были нарушены их права.

Понятие бездействия органов государственной власти, должностных лиц, государственных служащих определяет Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию относится также нерассмотрение или несвоевременное рассмотрение обращения граждан уполномоченным должностным лицом.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде бездействие органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти.

В качестве примера можно привести решение Анапского городского суда Краснодарского края от 26 октября 2012 г. по делу №2-3149/2012. Из материалов дела следует, что Критари Д.П. обратился в администрацию муниципального образования город-курорт Анапа с заявлением о предоставлении ему в собственность за плату земельного участка. Управление имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа отказало Критари Д.П. в предоставлении в собственность земельного участка, ссылаясь на то, что испрашиваемый земельный участок не подлежит приватизации, так как отнесен к землям особо охраняемых природных территорий.

Решением Анапского городского суда к делу № 2-1040/2012 от 29.03.2012 г. установлено, что, согласно кадастровой выписке от 24.07.2012 № 3, спорный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, каких-либо сведений об отнесении этого участка или его частей к землям особо охраняемых природных территорий не имеется.

В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды.

Таким образом, суд приходит к выводу, что отказ в приватизации земельного участка Критари Д.П. и бездействие Управления имущественных отношений администрации муниципального образования является неправомерным.

Еще одним из наиболее актуальных и распространенных споров являются несвоевременное рассмотрение обращений граждан и организаций.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. На основании пункта 3 статьи 5 Федерального закона № 59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом или должностным лицом гражданин имеет право получить письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Рассмотрим пример из судебной практики. Так, в связи с бездействием Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ нарушены права гражданина Соплина В.А., закрепленные в части 2 статьи 24 Конституции РФ, абзаце 6 статьи 2 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», пунктах 2, 3 статьи 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации». Истец просил признать бездействие Департамента имущественных отношений Министерства обороны России незаконным. Решением Оренбургского районного суда Оренбургской области заявление было удовлетворено (Решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 29 марта 2012 года по делу 2-821/12) .

Аналогичное решение суда было принято по другому делу. В апреле 2014 года Шарипов М.М. обратился в Управление федеральной миграционной службы России по Ростовской области с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание. Однако комиссией по существу заявление Шарипова М.М. не было рассмотрено и решение в соответствии с законом не было принято.

Таким образом, бездействие УФМС России по Ростовской области нарушает права заявителя, так как он вынужден проходить дополнительную процедуру по получению квоты для последующего оформления регистрации временного проживания. Суд решил обязать УФМС России по Ростовской области рассмотреть заявление Шарипова М.М. о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации (Решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 21.09.2014 по делу № 2-3462/14).

В судебной практике могут быть случаи, когда в рассмотрении заявления об обжаловании бездействия государственных органов может быть отказано. К таким основаниям относятся: истечение срока обжалования действия или бездействия государственного органа; отказ от иска по обжалованию бездействия государственного муниципального органа или должностного лица; не представление доказательств, подтверждающих бездействие государственного органа или должностного лица.

В частности, Решением Иглинского районного суда Республики Башкортостан от 19 августа 2010 года по делу №2-1357-10 было установлено, что со стороны Айвазян суду не представлены доказательства, подтверждающие бездействие Отдела Управления федеральной миграционной службы России по Республике Башкортостан в Иглинском районе. С учетом вышеизложенного суд считает заявленные требования Айвазян необоснованными.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 ГПК РФ истец вправе отказаться от иска. Если истец отказался от иска по обжалованию бездействия государственного органа и отказ принят судом, в соответствии с абз. 4 ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу.

Так, в Ленинском районном суде Приморского края было рассмотрено заявление Лещенко к администрации г. Владивостока об обжаловании бездействия государственного органа и об обязании предоставления жилого помещения. В дальнейшем от заявленных требований Лещенко отказался. В связи с этим производство по гражданскому делу № 2-1623/11 по заявлению Лещенко к администрации об обжаловании бездействия государственного органа и об обязании предоставления жилого помещения было прекращено (Определение Ленинского районного суда г. Владивостока Приморского края от 24 февраля 2011 года по делу № 2-1623/11).

Аналогичное решение было принято Красноглинским районным судом г. Самары. Гражданин И. Г. И. обратился с иском к министерству имущественных отношений Самарской области об обжаловании бездействия исполнительного органа государственной власти в принятии решения о предоставлении в собственность земельного участка. В дальнейшем гражданин И. Г. И. отказался от заявленных требований. В связи с этим суд принял решение о прекращении производства по гражданскому делу № 2-527/2014 по заявлению И. Г. И. об обжаловании бездействия исполнительного органа государственной власти. (Определение Красноглинского районного суда г. Самары от 07.03.2014 по делу № 2-527/2014.)

Отказ от рассмотрения заявления может быть также в случае исполнения решения государственных органов. В частности, Груздо Р.С. обратился в суд с заявлением на бездействия ГУ УПФ РФ по Калачевскому району. В обосновании своих требований Груздо Р.С. указал, что в Калачевском отделе судебных приставов находится исполнительное производство, возбужденное на основании исполнительного листа о взыскании денежной суммы с Б. в пользу Груздо Р.С., которое до сих пор не исполнено. Представитель заинтересованного лица ГУ УПФ по Калачевскому району Горбунова Е.А. считает, что не имеется бездействия государственного органа, нарушающего права заявителя, поскольку с момента поступления исполнительного листа удержания ими производятся ежемесячно. Выслушав представителя ГУ УПФ по Калачевскому району, принимая во внимание доводы заявителя, указанные в заявлении, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований Груздо Р.С. (Решение Калачевского районного суда Волгоградской области от 01 марта 2012 года по делу № 2- 358/ 12.)

Рассмотрим следующий пример из судебной практики. Пойденко А.В. обратился в Абинский районный суд с заявлением о признании бездействия государственного органа незаконным и обязании устранить нарушения в полном объеме. В обоснование своих требований он указал, что в производстве Абинского отдела УФССП по Краснодарскому краю находится исполнительное производство, возбужденное о взыскании с Гноевой О.Ю. в пользу Пойденко А.В. денежных средств. При этом период бездействия судебного пристава составил три месяца. Арестованное имущество не передавалось на реализацию, никакого акта приема-передачи в материалах исполнительного производства за данный период не имеется.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления по следующим основаниям. Из материалов дела следует, что решением Абинского районного суда исковое заявление Пойденко А.В. к Гноевой О.Ю. удовлетворено. Данным решением с Гноевой О.Ю. взысканы в пользу Пойденко А.В. суммы долга в размере 15 500 рублей. Также из материалов дела следует, что судебным приставом-исполнителем Онищенко Г.Н. возбуждено исполнительное производство (Решение Абинского районного суда Краснодарского края от 06 февраля 2012 года по делу № 2-174/2012 г.).

В соответствии с частью 1 ст. 16 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным бездействием государственного органа или должностного лица при рассмотрении обращения по решению суда. Данное положение, предусматривая право граждан на компенсацию морального вреда, причиненного незаконным действием (бездействием) государственного органа или должностного лица при рассмотрении обращения, не устанавливает порядок реализации данного права.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 2 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 20.12.1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», следует, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна), или нарушающие его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права) либо нарушающие имущественные права гражданина.

Но в судебной практике нередко встречается отказ в возмещении морального вреда, причиненного незаконным действием (бездействием) государственного органа или должностного лица.

Так, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда соглашается с выводом суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований Демидова И.В. о возмещении морального вреда в сумме 100 000 рублей. В соответствии с частью 1 ст. 56 ГПК РФ истец обязан доказать ряд обстоятельств: факт причинения вреда, а также причинно-следственную связь между незаконными действиями (бездействием) и наступившим вредом. Однако ни суду первой, ни апелляционной инстанций Демидовым И.В. не представлено доказательств того, что в результате бездействия прокуратуры Самарской области было допущено нарушение личных неимущественных прав заявителя, а также причинение ему нравственных переживаний.

Проанализировав судебную практику и подводя итог, можно заметить, что судебная практика по обжалованию бездействия государственных органов, должностных лиц гражданами и юридическими лицами довольно обширна.

Но следует отметить, что при увеличении дел об обжаловании бездействия государственных органов практика мало закреплена решениями высших судов. В некоторых случаях суды отказывают в рассмотрении заявлений об обжаловании бездействия государственного органа или прекращают дело по некоторым основаниям. В частности, в случае неподсудности или неподведомственности иска; истечении срока обжалования действия или бездействия государственного органа; не представлении доказательств, подтверждающих бездействие государственного органа или должностного лица; при отказе истца от иска по обжалованию бездействия и т. д.