Обращение в суд надзорной инстанции осуществляется в форме

Глава 41.1. Производство в суде надзорной инстанции (ст.ст. 391.1 — 391.14)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 9 декабря 2010 г. N 353-ФЗ настоящий Кодекс дополнен главой 41.1, вступающей в силу с 1 января 2012 г.

Глава 41.1. Производство в суде надзорной инстанции

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Право на обращение в суд надзорной инстанции: субъекты, объект оспаривания (пересмотра), требования к заявлению или представлению о пересмотре и последствия их несоблюдения

АПК предусматривает право на пересмотр судебных решений в порядке надзора как средство исправления возможных судебных ошибок. При этом закон устанавливает исключительный порядок надзорного производства, а именно вступившее в законную силу судебное решение может быть пересмотрено только в случаях принесения жалобы или представления субъектом, имеющим на то право.

В соответствии со ст. 292 АПК вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в Российской Федерации могут быть пересмотрены в порядке надзора по правилам гл. 36 АПК ВАС РФ по заявлениям лиц, участвующих в деле, и иных указанных в ст. 42 АПК лиц, а по делам, указанным в ст. 52 АПК, по представлению прокурора.

Как следует из правовых норм ст. 292 АПК объектом оспаривания или пересмотра в порядке надзора при наличии соответствующей жалобы являются:

– решения всех судов первой инстанции;

– постановления арбитражных судов апелляционной инстанции;

– постановления арбитражных судов кассационной инстанции.

При этом следует отметить, что пересмотру в порядке надзора подлежат только те судебные акты, которые вступили в силу.

Право оспорить судебный акт в порядке надзора (субъекты) имеют:

а) лица, участвующие в деле (в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 292 АПК);

б) иные лица (если арбитражный суд принял судебный акт, который затрагивает их права и обязанности);

в) прокурор (если он обратился в суд с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, в иных случаях, перечисленных в ст. 52 АПК). Представление прокурора направляется в порядке, который установлен в ч. 2 ст. 52 АПК.

Полномочия по пересмотру дела в порядке надзора принадлежат ВАС РФ.

В ст. 294 АПК указаны требования к обращению, которые необходимо соблюсти для подачи жалобы в порядке надзора. Так, заявление или представление о пересмотре судебного акта в порядке надзора направляется непосредственно в ВАС РФ в письменной форме, при этом по общему правилу заявление или представление должно быть подписано лицом, ходатайствующим о пересмотре судебного акта, или его представителем. Такое заявление или представление также может быть подано посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте ВАС РФ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В заявлении или представлении должны быть в обязательном порядке указаны:

1) наименование лица, подающего заявление или представление, с указанием его процессуального положения, наименования других лиц, участвующих в деле, их место нахождения или место жительства;

2) данные об оспариваемом судебном акте и наименование принявшего его арбитражного суда; данные о других судебных актах, принятых по данному делу; предмет спора;

3) основания, предусмотренные ст. 304 АПК, и доводы лица, подающего заявление или представление, с указанием оснований для пересмотра судебного акта со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, подтверждающие, по мнению заявителя, нарушение или неправильное применение норм материального права и (или) норм процессуального права, повлекшие за собой существенные нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

4) перечень прилагаемых к заявлению или представлению документов.

В заявлении или представлении в добровольном порядке, но не обязательно, могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты лиц, участвующих в деле, и их представителей и иные сведения, необходимые для рассмотрения дела.

К заявлению или представлению должны быть приложены копии заверенные судом оспариваемого судебного акта и других судебных актов, принятых по делу.

К заявлению или представлению, подписанным представителем, должны быть приложены доверенность или иной документ, подтверждающие полномочия на его подписание.

Документы, прилагаемые к заявлению или представлению, могут быть представлены в ВАС РФ в электронном виде.

Заявление или представление и прилагаемые к нему документы направляются в ВАС РФ с копиями в количестве экземпляров, равном количеству лиц, участвующих в деле.

ВАС РФ возвращает заявление или представление о пересмотре судебного акта в порядке надзора, если при решении вопроса о его принятии к производству установит, что:

1) не соблюдены требования, предусмотренные ст. 292 и 294 АПК;

2) до принятия заявления или представления к рассмотрению от заявителя поступило ходатайство о его возвращении;

3) заявление или представление подано по истечении срока, установленного АПК, и не содержит ходатайство о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока отказано.

О возвращении заявления или представления ВАС РФ выносит определение, копия которого направляется лицу, подавшему заявление или представление, вместе с заявлением или представлением и прилагаемыми к ним документами.

Возвращение заявления или представления не препятствует повторному обращению с таким же заявлением или представлением в ВАС РФ в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для возвращения.

61.Право на обращение в суд надзорной инстанции: субъекты, объект оспаривания (пересмотра), требования к заявлению или представлению о пересмотре и последствия их несоблюдения.

Надзорное производство возбуждается:

1) по заявлениям лиц, участвующих в деле;

2) по заявлениям лиц, не участвовавших в деле, о правах и об обязанностях которых АС принял судебный акт;

3) по представлению прокурора.

Заявление или представление прокурора о пересмотре в порядке надзора судебного акта может быть подано в ВАС РФ в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспоренного судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта.

Срок подачи заявления или представления, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, по ходатайству заявителя может быть восстановлен судьей ВАС РФ при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта.

Этапы производства по пересмотру дела в порядке надзора:

1) решается вопрос о принятии заявления или представления к производству.

Вопрос о принятии заявления или представления к производству рассматривается единолично судьей ВАС РФ в пятидневный срок со дня его поступления в ВАС РФ;

2) решается вопрос о направлении дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра судебного акта в порядке надзора.

Заявление или представление о пересмотре судебного акта в порядке надзора рассматривается коллегиальным составом судей ВАС РФ в судебном заседании без извещения лиц, участвующих в деле. Срок рассмотрения не должен превышать одного месяца со дня поступления заявления или представления в ВАС РФ;

3) Президиум ВАС РФ пересматривает судебные акты в порядке надзора.

Президиум ВАС РФ является единственным судебно-надзорным органом и действует коллегиально, в составе Председателя ВАС РФ, заместителей Председателя ВАС РФ и председателей судебных составов ВАС РФ. Президиум рассматривает дело не позднее чем в срок, не превышающий трех месяцев со дня вынесения определения о передаче дела в Президиум.

По результатам рассмотрения дела о пересмотре судебного акта в порядке надзора Президиум ВАС РФ вправе:

1) оставить оспариваемый судебный акт без изменения, а заявление или представление без удовлетворения;

2) отменить судебный акт полностью или в части и передать дело на новое рассмотрение вАС, судебный акт которого отменен или изменен;

3) отменить судебный акт полностью или в части и принять новый судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение;

4) отменить судебный акт полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить иск без рассмотрения полностью или в части;

5) оставить без изменения один из ранее принятых по делу судебных актов.

Основания для изменения или отмены судебных актов в порядке надзора:

1) нарушение единообразия в толковании и применении АС норм права;

2) нарушение ПСЧГ;

3) нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.

Субъектами права на обращение в суд надзорной инстанции являются

лица, участвующие в деле, т. е. истцы, ответчики, третьи лица, а также заявители и заинтересованные лица, участвующие в делах, возникающих из публично-правовых отношений и в делах особого производства. Право на обращение в суд надзорной инстанции осуществляется названными ли­цами путем подачи надзорной жалобы.

В отношении перечисленных субъектов имеется в виду юридическое участие в деле, т. е. привлечение, вступление в него, независимо от того, явились ли они в суд и участвовали ли фактически в судебном разбира­тельстве.

В ч. 1 ст. 376 ГПК предусмотрена новая норма — о праве других лиц (не участвовавших в деле) подать надзорную жалобу, если их права и за­конные интересы нарушены судебным постановлением. В ГПК 1964г. та­кой нормы не было. В то же время в нем предусматривалось как обяза­тельное основание к отмене решения разрешение судом вопроса о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле (п. 4 ч. 2 ст. 308 ГПК 1964 г.). Поэтому следует признать правильным наделение таких лиц правом обжалования судебного решения в порядке надзора. Из этого сле­дует, что они должны быть наделены правом на подачу жалобы и в суд второй инстанции, учитывая, что судебное решение может затронуть права и интересы, например, потенциальных соистцов, соответчиков или треть­их лиц.

2. Объектом права обжалованияв порядке надзора согласно ч. 1 ст. 376 ГПК являются вступившие в законную силу судебные решения и опреде­ления, за исключением судебных определений Президиума Верховного Суда РФ.

Следовательно, объектом пересмотра в порядке надзора могут быть всту­пившие в законную силу решения и определения всех судов первой инстанции, а также определения, вынесенные в кассационном и надзорном порядке.

3. Согласно ч. 2 ст. 376 ГПК жалоба в порядке надзора может быть подана в течение года со дня вступления в законную силу судебного поста­новления.

Но по одному и тому же делу может быть вынесено разновременно не­сколько постановлений. Так, решение суда первой инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке; на кассационное определение может быть подана надзорная жалоба последовательно в два или три надзорных суда. Возникает вопрос, как следует исчислять годичный срок подачи над­зорной жалобы? В ГПК ответа на этот вопрос нет. Представляется, что его можно решить по аналогии с ч. 3 ст. 292 АПК, согласно которой срок для подачи заявления о пересмотре в порядке надзора исчисляется со дня

Раздел IV. Пересмотр судебных решений и определений, вступивших в законную силу

вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по дан­ному делу.

4. В ст. 378 ГПК установлены требования к содержанию надзорной жа­лобы, представления.В них должны быть указаны сведения, необходимые для решения вопроса об истребовании дела.

Жалоба, представление должны содержать наименования:

1) суда, в который адресуются;

2) лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение;

3) других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место на­хождения.

4) суды, рассматривавшие дело по первой апелляционной или касса­ционной инстанции, и содержание принятых решений;

5) решение, определение суда, которые обжалуются;

6) в чем заключается допущенное судами существенное нарушение

7) просьба лица, подающего жалобу или представление.

В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права или законные интересы его нарушены судеб­ным постановлением (ч. 3 ст. 378).

Если надзорная жалоба или представление прокурора ранее подава­лись в надзорную инстанцию, в них должно быть указано, какое решение было принято по ним (ч. 4 ст. 378).

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим ее, или его представителем, имеющим соответствующее полномочие, подтвер­жденное приложенной к жалобе доверенностью или другим документом. Представление подписывает прокурор, указанный в ч. 4 ст. 377 (ч. 5 ст. 378).

К надзорной жалобе или представлению прокурора должны прилагать­ся копии судебных постановлений, принятых по делу, заверенные соответ­ствующим судом (ч. 6 ст. 378).

Надзорная жалоба или представление прокурора подается с копиями по числу участвующих в деле лиц (ч. 7 ст. 378).

В тех случаях, когда по делу не подавалась апелляционная или касса­ционная жалоба, надзорная должна быть оплачена госпошлиной; к жалобе прилагается документ, подтверждающий ее уплату (ч. 8 ст. 378).

Обращение в суд надзорной инстанции

298. Законы разные — порядок одинаковый. После того как системы судов общей юрисдикции и арбитражных судов возглавил ВС РФ, после реформирования в 2010 г. надзорного производства в гражданском процессе (п. 64.3, 65) и в 2014 г. в арбитражном процессе (п. 74, 81) надзорную проверку вступивших в законную силу судебных актов стал осуществлять Президиум ВС РФ. В связи с этим порядок надзорного производства, установленный в гл. 36′ АПК РФ и в гл. 41 1 ГПК РФ, имеет больше сходств, чем различий, что позволяет дать общую характеристику надзорного производства в целом, обратив внимание на особенности (при их наличии) в арбитражном и (или) гражданском процессе.

Порядок возбуждения надзорного производства в арбитражном и гражданском процессах схож с порядком возбуждения кассационного производства в гражданском процессе и «второй кассации» в арбитражном процессе (п. 269—270, 287). Это сходство объяснимо. Как упоминалось ранее, в гражданском процессе новое кассационное производство по законодательному регулированию — аналог «старого» надзорного производства (п. 64.3), а «вторая кассация» в арбитражном процессе — дань унификации процессуальных норм (п. 74, 81).

299. Важное замечание. Глава 36 1 АПК РФ называется «Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора». Глава 41 1 ГПК РФ хотя и именуется «Производство в суде надзорной инстанции», но первая статья в этой главе носит название «Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора» (ст. 391 ’).

Использование слова «пересмотр» противоречит содержанию данного понятия, признакам, характерным для пересмотра судебных актов, не отражает правовую действительность и вводит в заблуждение заинтересованных в защите своих прав лиц (п. 92, 93).

По своей сути деятельность Президиума ВС РФ является проверочной и направленной на защиту в большей степени публично-правового интереса, нежели частноправового. Это подтверждается и перечнем полномочий Президиума ВС РФ, указанных в Федеральном конституционном законе «О Верховном Суде Российской Федерации» (ч. 1 ст. 7):

«1) в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации и в целях обеспечения единства судебной практики и законности проверяет в порядке надзора, в порядке возобновления производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в силу судебные акты;

2) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;

3) обеспечивает координацию деятельности судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации, судебных составов этих коллегий и аппарата Верховного Суда Российской Федерации;

4) утверждает порядок проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера судей Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции, арбитражных судов и мировых судей, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в соответствии с Законом Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации”;

5) утверждает положение об аппарате Верховного Суда Российской Федерации, его структуру и штатное расписание;

6) возлагает исполнение обязанностей Председателя Верховного Суда Российской Федерации на одного из заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации в случае отсутствия Председателя Верховного Суда Российской Федерации;

7) рассматривает отдельные вопросы судебной практики;

8) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами».

300. Субъекты обращения в Президиум ВС РФ. Как и в других проверочных производствах, в суд надзорной инстанции могут обратиться:

лица, участвующие в деле;

лица, не участвовавшие в деле, о правах и обязанностях которых арбитражным судом был принят судебный акт, а также полагающие, что этим актом существенно нарушены их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в результате нарушения или неправильного применения арбитражным судом, принявшим оспариваемый судебный акт, норм материального права или норм процессуального права;

Генеральный прокурор и его заместители, если в рассмотрении дела участвовал прокурор.

301. Процессуальный документ. Обращения, адресуемые Президиуму ВС РФ, называются:

надзорная жалоба — ее подают лица, участвующие в деле, и иные лица;

надзорное представление или представление о пересмотре в порядке надзора — подается Генеральным прокурором и его заместителями (ср:. п. 126, 225, 265, 280)’.

302. Объект проверки в порядке надзора. В гражданском процессе в Президиум ВС РФ обжалуются:

1) вступившие в законную силу решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в ВС РФ;

2) вступившие в законную силу решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в ВС РФ;

3) вступившие в законную силу решения и определения ВС РФ, принятые им по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;

4) определения Апелляционной коллегии ВС РФ;

5) определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ и определения Военной коллегии ВС РФ, вынесенные ими в апелляционном порядке;

6) определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ и определения Военной коллегии ВС РФ, вынесенные ими в кассационном порядке.

302.1. В арбитражном процессе в Президиум ВС РФ обжалуются:

1) вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии ВС РФ, принятые по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;

2) определения Апелляционной коллегии ВС РФ, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представлений на решения или определения Судебной коллегии ВС РФ, принятые по первой инстанции;

3) определения Судебной коллегии ВС РФ, вынесенные в порядке кассационного производства (ср.: п. 69.3, 70).

303. Две системы. Принимая во внимание объект кассационной проверки (п. 226), необходимо прийти к выводу о существовании в гражданском и арбитражном процессах двух систем обжалования и проверки судебных актов. [1]

303.1. В гражданском процессе. Одна действует в отношении решений мирового судьи, районных судов и предполагает их обжалование и проверку в апелляционном и кассационном порядке, другая действует в отношении решений областных и равных по компетенции судов, ВС РФ и предполагает их обжалование и проверку в апелляционном и надзором порядке. Эти системы не пересекаются, существуют параллельно.

При этом важно обратить внимание на следующую особенность обжалования решений районных судов и соответствующей проверочной деятельности судов. Решение районного суда может быть обжаловано в апелляционном порядке (п. 64.1, 130), далее в кассационном порядке в президиум областного и равного по компетенции суда, после чего снова в кассационном порядке (вторая кассация) в Судебную коллегию ВС РФ (п. 283). Затем имеется возможность обращения в Президиум ВС РФ с надзорной жалобой на кассационное определение Судебной коллегии ВС РФ (п. 6 ч. 2 ст. 391 [1] ГПК РФ). Если сравнить с прежним законодательным регулированием (до 1 января 2012 г. — п. 60—63.1), то увидим ту же последовательность действий, только вместо двух «кассаций» было три «надзора».

303.2. В арбитражном процессе. Решение арбитражного суда субъекта РФ, как правило, может быть обжаловано в апелляционном, дважды в кассационном порядке. Последнее определение суда кассационной инстаниции (Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ) подлежит обжалованию в порядке надзора.

Решение Суда по интеллектуальным правам обжалуется дважды в кассационном порядке, и имеется возможность обращения с надзорной жалобой на кассационное определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ.

Решение ВС РФ обжалуется в апелляционном и надзорном порядках.

304. Историческая справка. В российском процессе пореформенного периода (после 1889 г.) не все судебные акты были предметом изучения высшего судебного органа — Сената. Законом 1890 г. во всех губерниях, где были введены земские начальники, городские и заменяющие их судьи, их решения стали проверяться уездными съездами, решения уездных съездов — губернским присутствием, решения окружных судов (действовавших в качестве мировых съездов) Кавказского края, Средней Азии, Туркестанского края, Сибири проверялись Судебной палатой [1] (п. 78.2, 78.3, 261). В проекте [4]

УГС предлагалось данный порядок кассационной проверки сохранить.

Е. В. Васьковский утверждал, что проектируемое законодательное преобразование в кассационной сфере «не только не приведет к упрочению единообразия в судебной практике, но, наоборот, еще более ухудшит современное положение вещей, так как к противоречиям между решениями отделений гражданского департамента прибавятся еще противоречия между кассационными разъяснениями судебных палат и возникнет опасность, что в округе каждой палаты установится по малоценным делам своя особая практика, несогласная ни с практикой других палат, ни с разъяснениями Сената по доходящим до него делам большей важности» [5] .

305. Не повторить ошибки. Возможно, желая обеспечить единство судебной практики по делам, рассматриваемым мировыми судьями, Пленум ВС РФ предусмотрел в п. 7 постановления от 11 декабря 2012 г. № 29 возможность кассационного обжалования вступивших законную силу судебных постановлений мирового судьи в Судебную коллегию ВС РФ (п. 285).

Таким образом, и вступившие в законную силу решения районного суда, и решения мирового судьи могут стать (при соблюдении условия о последовательном обжаловании и рассмотрении жалобы соответствующим судом проверочной инстанции) предметом надзорного изучения Президиума ВС РФ.

306. Единый ГПК РФ. В едином ГПК РФ рассмотренный подход к обжалованию и проверке судебных актов арбитражных судов и судов обшей юрисдикции предполагается сохранить, поскольку для его изменения необходимы изменения организационно-правового характера.

307. Срок. Судебные акты могут быть обжалованы в порядке надзора в течение трех месяцев со дня вступления их в силу. Это общее положение для надзорного производства в арбитражном и гражданском процессе.

Различается порядок восстановления пропущенного срока надзорного обжалования.

307.1. В гражданском процессе. Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен (ст. 112 ГПК РФ) в исключительных случаях судом, рассмотревшим дело по первой инстанции. Для этого необходимо, чтобы суд признал уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи надзорной жалобы в установленный срок (тяжелая болезнь лица, подающего жалобу, его беспомощное состояние и др.), и чтобы эти обстоятельства имели место в период не позднее одного года со дня вступления обжалуемого судебного постановления в законную силу.

На определение как о восстановлении, так и об отказе в восстановлении пропущенного процессуального срока может быть подана частная жалоба (ч. 5 ст. 112 ГПК РФ, ч. 6 ст. 117 АПК РФ).

307.2. Арбитражный процесс. Ходатайство о восстановлении срока подачи надзорной жалобы, пропущенного по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с таким заявлением, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, рассматривается судьей ВС РФ.

Срок может быть восстановлен при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта.

Для лица, не участвовавшего в деле, о правах и обязанностях которого был принят судебный акт, ходатайство о восстановлении пропущенного срока подается не позднее чем через шесть месяцев со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав или законных интересов обжалуемым судебным актом.

О восстановлении пропущенного срока указывается в определении о принятии надзорной жалобы к производству, об отказе в восстановлении пропущенного срока — в определении о возвращении надзорных жалобы, представления.

Определение об отказе в восстановлении пропущенного срока может быть обжаловано.

308. Условие обращения. Для обращения в суд надзорной инстанции, как правило, требуется исчерпать другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта. Это означает, что судебный акт должен быть проверен или в апелляционном порядке, и (или) в кассационном порядке.

309. Куда подать. Надзорная жалоба подается непосредственно в ВС РФ в письменной форме. В арбитражном процессе надзорная жалоба может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте ВС РФ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

310. Содержание надзорного обращения определено в ст. 308 2 АПК РФ, ст. 391 3 ГПК РФ. Невыполнение требований закона о содержании надзорной жалобы, предусмотренных п. 1—5, 7 и ч. 3—6 ст. 391 3 ГПК РФ или п. 1—6, 8 и ч. 3—5 ст. 308 2 АПК РФ, влечет возвращение надзорной жалобы без рассмотрения по существу.

311. Общее для гражданского и арбитражного процессов. В надзорной жалобе должны быть указаны:

наименование лица, подающего жалобу, с указанием его процессуального положения, наименования других лиц, участвующих в деле, их место нахождения или место жительства;

данные об оспариваемом судебном акте и наименование принявшего его суда;

основания для отмены или изменения судебного акта в порядке надзора и доводы лица, подающего жалобу, свидетельствующие о наличии таких оснований;

просьба лица, подающего жалобу;

перечень прилагаемых к жалобе документов.

В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

В жалобе могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты лиц, участвующих в деле, и их представителей и иные сведения, необходимые для рассмотрения дела.

К заявлению, подписанному представителем, должны быть приложены доверенность или иной документ, подтверждающие полномочия на его подписание.

Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором РФ или его заместителем.

Надзорная жалоба и прилагаемые к ней документы направляются в ВС РФ с копиями в количестве экземпляров, равном количеству лиц, участвующих в деле.

При подаче надзорной жалобы уплачивается государственная пошлина.

312. Отличия. Размер государственной пошлины при подаче надзорной жалобы в гражданском процессе равен размеру госпошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера (подп. 4, 9 п. 1 ст. 333 19 ГК РФ).

Надзорная жалоба в арбитражном процессе оплачивается государственной пошлиной, размер которой составляет 50% размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера (подп. 6 п. 3 ст. ЗЗЗ 22 , подп. 12 п. 1 ст. ЗЗЗ 21 НК РФ).

Документы, прилагаемые к надзорной жалобе в арбитражном процессе, могут быть представлены в ВС РФ в электронном виде. Указание аналогичного характера в ГПК РФ отсутствует.

В соответствии с требованиями ГПК РФ к жалобе должны быть приложены заверенные соответствующим судом копии судебных актов, принятых по делу. Такого рода требование отсутствует в АПК РФ. Это объясняется тем, что в порядке надзора в арбитражном процессе могут быть обжалованы и проверены лишь судебные акты, принимаемые ВС РФ (п. 302.1).

313. Возбуждение надзорного производства: как это было. С какого момента надзорное производство считается возбужденным? Ранее в соответствии с правилами гл. 36 АПК РФ (утратила силу) вопрос о принятии надзорного обращения соответствующего заинтересованного лица решался единолично судьей ВАС РФ в пятидневный срок со дня его поступления в ВАС РФ. Порядок решения вопроса о принятии обращения аналогичен порядку, предусмотренному для принятия искового заявления, апелляционной и кассационной жалоб.

О принятии заявления к производству выносилось определение, которым и возбуждалось надзорное производство. Копия определения направлялась лицу, подавшему заявление или представление.

В определении о принятии надзорного обращения к производству могло быть указано на истребование дела из арбитражного суда. Копия определения направлялась в арбитражный суд, который в пятидневный срок со дня получения копии определения должен был направить истребованное дело в ВАС РФ.

В ГПК РФ нормы аналогичного содержания отсутствовали.

В настоящее время ни ГПК РФ, ни АПК РФ не дают ответа на поставленный выше вопрос.

  • [1] Все изложенное далее относительно надзорной жалобы распространяется и на надзорное представление.
  • [2] Все изложенное далее относительно надзорной жалобы распространяется и на надзорное представление.
  • [3] Все изложенное далее относительно надзорной жалобы распространяется и на надзорное представление.
  • [4] См.: Энгельман И. Е. Учебник русского гражданского судопроизводства. Юрьев, 1904.С. 400.
  • [5]Васьковский Е. В. Курс гражданского процесса. С. 100.

Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики

Отделение НБ — Кабардино-Балкарская Республика

УФК по КБР ( ИФНС России по г.Нальчику №1)

Порядок обращения в надзорную инстанцию

Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора установлено главой 36.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ).

Вступившие в законную силу судебные акты, указанные, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по надзорным жалобам лиц, участвующих в деле, и иных лиц, указанных в статье 42 АПК РФ.

В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются:

  • вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;
  • определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представлений на решения или определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции;
  • определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные в порядке кассационного производства.

Надзорные жалоба, подаются в Верховный Суд Российской Федерации в срок, не превышающий трех месяцев со дня их вступления в законную силу.

Срок подачи надзорных жалобы, представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такими заявлением или представлением, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по ходатайству заинтересованного лица может быть восстановлен судьей Верховного Суда Российской Федерации при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта или, если ходатайство подано лицом, указанным в статье 42 АПК РФ, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав или законных интересов обжалуемым судебным актом.

Содержание надзорных жалобы, представления.

В надзорных жалобе, представлении должны быть указаны:

  • наименование суда, в который они подаются;
  • наименование лица, подающего надзорные жалобу, представление, его процессуальное положение, место нахождения или место жительства;
  • наименования лиц, участвующих в деле, их место нахождения или место жительства;
  • наименования судов, рассматривавших дело в первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими судебных актов;
  • сведения об обжалуемом судебном акте, дате его принятия и вступления в законную силу;
  • предмет спора;
  • основания пересмотра судебного акта в порядке надзора, предусмотренные статьей 308.8 настоящего Кодекса, с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;
  • просьба лица, подающего жалобу, представление;
  • перечень документов, прилагаемых к заявлению или представлению.

В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным актом.

Надзорные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

Надзорные жалоба, представление могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Документы, прилагаемые к надзорным жалобе, представлению, могут быть представлены в Верховный Суд Российской Федерации в электронном виде.

Срок рассмотрения надзорных жалобы, представления.

Надзорные жалоба, представление рассматриваются в Верховном Суде Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев, если дело не было истребовано, и в срок, не превышающий трех месяцев, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд Российской Федерации.

Вопрос 267. Право на обращение в суд надзорной инстанции: субъекты, объект оспаривания (пересмотра), требования к заявлению или представлению о пересмотре и последствия их несоблюдения.

Вопрос 267. Право на обращение в суд надзорной инстанции: субъекты, объект оспаривания (пересмотра), требования к заявлению или представлению о пересмотре и последствия их несоблюдения.

Цель надзорного пересмотра состоит в том, чтобы Президиум ВАС РФ обеспечивал единство правоприменительной практики арбитражных судов на всей территории государства. Поэтому не всякое нарушение закона влечет за собой вмешательство ВАС РФ, а лишь такое, которое нарушает единообразие в толковании и применении норм права либо публичные интересы.

Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в Российской Федерации могут быть пересмотрены в порядке надзора по правилам гл. 36 АПК Высшим Арбитражным Судом РФ по заявлениям лиц, участвующих в деле, и иных указанных в ст. 42 АПК лиц, а по делам, указанным в ст. 52 АПК, по представлению прокурора (ст. 292 АПК).

Лица, участвующие в деле, и иные лица в случаях, предусмотренных АПК, вправе оспорить в порядке надзора судебный акт, если полагают, что этим актом существенно нарушены их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в результате нарушения или неправильного применения арбитражным судом, принявшим оспариваемый судебный акт, норм материального права или норм процессуального права Лицо, полагающее, что нарушено его право на судопроизводство в разумный срок, вправе в заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора также изложить требование о присуждении ему компенсации (ст. 292 АПК).

Заявление или представление о пересмотре в порядке надзора судебного акта может быть подано в ВАС РФ в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта.

Срок подачи заявления или представления о пересмотре в порядке надзора судебного акта, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такими заявлением или представлением, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об оспариваемом судебном акте, по ходатайству заявителя может быть восстановлен судьей ВАС РФ при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта или, если ходатайство подано лицом, указанным в ст. 42 АПК, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав или законных интересов оспариваемым судебным актом. О восстановлении пропущенного срока указывается в определении о принятии заявления или представления к производству, об отказе в восстановлении пропущенного срока – в определении о возвращении заявления или представления.

Заявление или представление о пересмотре судебного акта в порядке надзора направляется непосредственно в ВАС РФ в письменной форме. Заявление или представление должно быть подписано лицом, ходатайствующим о пересмотре судебного акта, или его представителем. Такое заявление или представление также может быть подано посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В заявлении или представлении должны быть указаны (ст. 294 АПК):

1) наименование лица, подающего заявление или представление, с указанием его процессуального положения, наименования других лиц, участвующих в деле, их место нахождения или место жительства;

2) данные об оспариваемом судебном акте и наименование принявшего его арбитражного суда; данные о других судебных актах, принятых по данному делу;предмет спора;

3) основания, предусмотренные ст. 304 АПК, и доводы лица, подающего заявление или представление, с указанием оснований для пересмотра судебного акта со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, подтверждающие, по мнению заявителя, нарушение или неправильное применение норм материального права и (или) норм процессуального права, повлекшиеза собой существенные нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

4) перечень прилагаемых к заявлению или представлению документов.

В заявлении, содержащем требование о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, также должны быть указаны:

1) общая продолжительность судопроизводства по делу, исчисляемая со дня поступления искового заявления или заявления в арбитражный суд первой инстанции до дня принятия последнего судебного акта по делу;

2) обстоятельства, известные лицу, подающему заявление, и повлиявшие на длительность судопроизводства по делу;

3) доводы лица, подающего заявление, с указанием оснований присуждения компенсации и ее размера;

4) последствия нарушения права на судопроизводство в разумный срок и их значимость для заявителя;

5) реквизиты банковского счета лица, подающего заявление, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию;

6) перечень прилагаемых к заявлению документов.

К заявлению или представлению должны быть приложены копии оспариваемого судебного акта и других судебных актов, принятых по делу. К заявлению или представлению, подписанному представителем, должны быть приложены доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия на его подписание. Документы, прилагаемые к заявлению или представлению, могут быть представлены в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в электронном виде.

Вопрос о принятии заявления или представления к производству рассматривается единолично судьей ВАС РФ в пятидневный срок со дня его поступления в ВАС РФ (ст. 295 АПК). Заявление или представление о пересмотре судебного акта в порядке надзора, поданные с соблюдением требований, предусмотренных в гл. 36 АПК, принимается к производству ВАС РФ. О принятии заявления или представления к производству выносится определение, которым возбуждается надзорное производство. Копия определения направляется лицу, подавшему заявление или представление. В определении о принятии заявления или представления к производству может быть указано на истребование дела из арбитражного суда. В этом случае копия определения направляется в арбитражный суд, который должен в пятидневный срок со дня получения копии определения направить истребованное дело в ВАС РФ.

ВАС РФ возвращает заявление или представление о пересмотре судебного акта в порядке надзора, если при решении вопроса о его принятии к производству установит, что (ст.296 АПК):

1) не соблюдены требования, предусмотренные ст. 292 и 294 АПК;

2) до принятия заявления или представления к рассмотрению от заявителя поступило ходатайство о его возвращении;

3) заявление или представление подано по истечении срока, установленного ч. 3 ст. 292 АПК, и не содержит ходатайство о его восстановлении, или в восстановлении пропущенного срока отказано.

О возвращении заявления или представления выносится определение, копия которого направляется лицу, подавшему заявление или представление, вместе с заявлением или представлением и прилагаемыми к ним документами. Возвращение заявления или представления не препятствует повторному обращению с таким же заявлением или представлением в ВАС РФ в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для возвращения.