Обязательный аудит валюта баланса

Содержание:

Кто должен пройти обязательный аудит

Одной из составляющих годовой бухгалтерской отчетности согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» является аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации. Причем в случае, если организация подлежит обязательному аудиту, эта составляющая отчетности тоже становится обязательной.
Круг лиц, подлежащих обязательному аудиту, устанавливается ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
В конце декабря прошлого года эта статья была изменена в связи с принятием Федерального закона от 28.12.2010 N 400-ФЗ. Причем в ст. 2 Закона N 400-ФЗ уточняется, что он вступает в силу с 1 января 2011 г., но положения новой редакции ст. 5 Закона N 307-ФЗ применяются к отношениям, которые возникают при проведении аудита бухгалтерской отчетности организаций уже начиная с отчетности за 2010 г.
Проще говоря, новым перечнем лиц, подлежащих обязательному аудиту, нужно руководствоваться прямо сейчас, когда вовсю идут аудиторские проверки отчетности за 2010 г. А поскольку этот перечень изменился, на практике получается, что одним организациям, которые раньше не подлежали обязательному аудиту, теперь придется срочно приглашать аудиторов, в то время как другим, которые, возможно, уже заключили договор на проведение обязательного аудита, можно будет такую проверку и не проводить.

Новые «обязанные».

В дополнение к тем организациям, которые должны были проходить обязательный аудит и раньше — как, например, кредитные организации, товарные и фондовые биржи, страховые организации и другие, — в перечень «обязанных» были добавлены:
— валютные биржи;
— клиринговые организации;
— управляющие компании акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда;
— организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
— а также организации, которые представляют и (или) публикуют сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность (за исключением органов государственной власти, местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов, а также государственных и муниципальных учреждений).
Все эти организации должны в составе годовой бухгалтерской отчетности за 2010 г. представить в том числе и аудиторское заключение. И если они еще не заключили договор на проведение обязательного аудита, им нужно не мешкая выбирать аудитора и заключать такой договор.

. и больше не «обязанные»

Но есть и такие организации, для которых аудит стал необязательным.
Дело в том, что в новой редакции п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ существенно повышены предельные значения объема выручки от продаж и валюты баланса, при которых организация становится обязанной проходить обязательный аудит.
Напомним, раньше эти лимиты составляли 50 млн руб. для выручки и 20 млн руб. для суммы активов баланса на конец года, предшествовавшего отчетному.
Новые же лимиты выглядят так:
— объем выручки от продажи продукции, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за год, предшествовавший отчетному, — свыше 400 млн руб.;
— сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, — более 60 млн руб.
Обратите особое внимание на то, что эти два лимита соединены союзом «или». Это значит, что для установления обязательности аудита достаточно, чтобы имел место только один из критериев. Иными словами, совершенно не обязательно, чтобы одновременно наблюдалось превышение и объема выручки, и активов одновременно. Например, фирма может иметь валюту баланса на уровне 5 млн руб., но при этом годовую выручку в размере 550 млн руб. — и тогда она однозначно будет подлежать обязательному аудиту.
Проверку на соблюдение лимитов нужно проводить на основании данных отчетности за год, предшествовавший отчетному. Как разъяснялось в п. 8 Информационного сообщения Минфина России N 3 в связи со вступлением в силу Федерального закона N 307-ФЗ (опубликовано в ноябре 2009 г.), исходя из взаимосвязанных норм Гражданского кодекса РФ, Федеральных законов «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», «О бухгалтерском учете» и «Об аудиторской деятельности» решение о проведении обязательного аудита принимается на основе финансовых показателей за год, предшествующий году, за который должен проводиться обязательный аудит.
Значит, вопрос о том, нужно ли проводить обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности за 2010 г., нужно решать исходя из показателей отчетности за 2009 г., то есть с учетом суммы выручки, отраженной в строке 010 формы N 2 за 2009 г., и валюты баланса (суммы активов) по состоянию на конец 2009 г. (строка 300 формы N 1 за 2009 г.).
Учитывая изменение лимитов, получается, что, например, организация, которая по данным отчетности за 2009 г. имела выручку в размере 300 млн руб. и сумму активов баланса 35 млн руб., теперь не обязана проходить обязательную аудиторскую проверку и включать в состав отчетности за 2010 г. аудиторское заключение.
Безусловно, в случае, если договор на проведение аудита уже был заключен, в том числе и до принятия Закона N 400-ФЗ, отказываться от его исполнения не обязательно. Можно пройти проверку, получить аудиторское заключение в установленные договором сроки и предоставить его заинтересованным пользователям в составе отчетности, а также воспользоваться рекомендациями и выводами аудиторов для повышения качества отчетности и совершенствования учетного процесса в организации.
С другой стороны — особенно в случаях, когда аудиторы еще не приступали к проверке или если проверка только началась, — возможно и расторжение договора оказания аудиторских услуг в порядке, предусмотренном гражданским законодательством и конкретными условиями договора с аудиторской фирмой или индивидуальным аудитором. Однако, как правило, при расторжении договора придется оплатить ту часть работы аудиторов, которая уже была выполнена к моменту отказа от их услуг.

К сведению. Рекомендации по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности
В преддверии сдачи годовой отчетности Минфин России выпустил Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам и аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности за 2010 г. Рекомендации, содержащиеся в Письме от 24.01.2011 N 07-02-18/01, направлены на повышение качества аудита бухгалтерской отчетности организаций.

Показатели бухгалтерской отчетности, по которым можно определить, попадают ли организации под обязательный аудит

До 31 марта необходимо сдать бухгалтерскую отчетность за 2015 год. При этом с бухгалтерской отчетностью необходимо представить аудиторское заключение, в случае если организация попадает под критерии обязательного аудита, установленные федеральным законом «Об аудиторской деятельности».

В связи с этим у главных бухгалтеров и руководителей часто возникает вопрос, попадает ли их организация под критерии обязательного аудита. Если предприятия, попадающие под обязательный аудит в связи с организационно-правовой формой или видом деятельности, итак знают об этом и проводят аудит из года в год, то предприятия, попадающие под аудит на основании показателей бухгалтерской отчетности, порой теряются.

Обязательный аудит проводиться, если выполняется один из критериев:

  • валюта баланса превысила 60 млн. руб.;
  • выручка превысила 400 млн. руб.

При этом показатели надо смотреть в бухгалтерской отчетности, за год предшествовавший отчетному периоду. То есть, чтобы узнать, надо ли проводить аудит за 2015 г., необходимо смотреть показатели выручки и валюты баланса за 2014 г.

Соответственно если Ваша выручка или валюта баланса превысили вышеуказанные критерии только в бухгалтерской отчетности 2015году, то проводить обязательный аудит Вы должны не за 2015 год, а за 2016 год.©

Каковы санкции за несвоевременное предоставление заключения по поводу превышения активов бухгалтерского баланса 60 миллионов рублей?

Добрый день
Аудит необходимо провести за 2016 год,если валюта баланса на конец 2015 г превысила 60 млн.руб.

Цитата (ст.5 307 ФЗ): 1. Обязательный аудит проводится в случаях.

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

Валюта баланса в бухгалтерском балансе — это…

Валюта баланса — это сумма всех отраженных в балансе активов или всех пассивов. Применение балансовых показателей, в том числе валюты баланса, — это достаточно широкая область в финанализе. Кроме того, по валюте баланса определяют, подлежит ли предприятие обязательному аудиту. Как определить и пользоваться эти показателем, расскажем в статье.

По каким строкам смотреть валюту баланса

Действующая в настоящее время форма баланса утверждена приказом Минфина «О формах бухгалтерской отчетности» от 02.07.2010 № 66н (в редакции изменений от 06.04.2015). Согласно приложению 4 к этому приказу валюта баланса в бухгалтерском балансе показывается в строках с названием «Баланс» и кодировкой:

  • 1600 — это валюта баланса по активам;
  • 1700 — это валюта баланса по пассивам.

Строка 1600 представляет собой сумму итоговых данных по разделам «Внеоборотные активы» и «Оборотные активы». Строка 1700 — такой же итог по разделам «Капитал и резервы», «Долгосрочные обязательства» и «Краткосрочные обязательства».

Детализацию перечисленных разделов баланса смотрите в материале «Бухгалтерский баланс (актив и пассив, разделы, виды)».

Таким образом, изменения в каждом разделе баланса ведут к изменению валюты баланса. О чем же может говорить такое изменение?

О чем свидетельствует увеличение и что показывает уменьшение валюты баланса

Уменьшение валюты баланса — это демонстрация того, что и активы, и пассивы предприятия уменьшились. Это может означать снижение деловой активности, потери от обесценения активов или изъятие средств собственниками (инвесторами). Данный факт можно рассматривать как негативное событие.

Увеличение валюты баланса — это свидетельство того, что активы предприятия прирастают, а вместе с ними прирастают и пассивы. Само по себе данное явление можно рассматривать как положительное. Но здесь не обойтись без дополнительного анализа структуры увеличившихся статей баланса.

Например, если активы прирастают за счет непогашенной дебиторской задолженности или затоваривания складов, это может быть признаком снижения оборачиваемости. Прирост пассивов за счет роста заемных средств выше оптимального для данного предприятия значения — тоже плохой знак. Это означает, что предприятие не может обеспечить финансирование своей деятельности за счет собственных средств и финансово зависимо от внешних источников.

Подробнее о том, как рассчитать и интерпретировать балансовые показатели оборачиваемости и обеспеченности собственными средствами, читайте в статьях:

При какой валюте баланса следует делать обязательный аудит

Числовые критерии отчетности, по которым определяют, подлежит или не подлежит предприятие обязательному аудиту, представлены в ст. 5 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

В соответствии с этими критериями делать аудит отчетности обязательно, если сумма всех активов (а это валюта баланса по строке 1600) составляет более 60 млн руб. на конец года, завершившегося перед отчетным.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Ранее в российском законодательстве существовала еще одна норма, касающаяся расчета показателя активов в балансе. Согласно ст. 4 закона «О развитии малого бизнеса» от 24.07.2007 № 209-ФЗ сумма активов определялась как суммарная остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов по балансу. Данное разночтение часто вызывало вопросы у бухгалтеров и аудиторов. Однако с 01.01.2016 спорные пункты ст. 4 закона № 209-ФЗ были отменены. И теперь под суммой активов следует понимать только валюту баланса.

О том, для чего проводится аудит, читайте в материале «Аудит финансовой отчетности – сущность, цели и задачи».

Под валютой баланса понимают общий итог раздела активов и общий итог раздела пассивов. Показатель довольно широко используется в финанализе. Кроме того, размер валюты баланса является одним из критериев, определяющих обязательность проведения аудиторской проверки для предприятия.

Обязательный аудит: критерии проведения

Какие критерии проведения обязательного аудита закреплены законом? В каких «иных случаях», предусмотренных Федеральным законом от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее по тексту – Закон №307-ФЗ), компания обязана провести аудит?

Исчерпывающий перечень оснований для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности компаний приведен в ст.5 Закона №307-ФЗ.

Как узнать подпадает ли компания под обязательный аудит или нет? Статьей 5 Закона №307-ФЗ выделены следующие основания для проведения обязательного аудита.

Организационно-правовая форма компании

Напомним, что Федеральным законом от 01.12.2014 г. №403-ФЗ (вступил в силу со 02.12.2014 г.) расширен тип организаций, в отношении которых установлена обязательная аудиторская проверка (пп.1 п.1 ст.5 Закона №307-ФЗ, п.5 ст.67.1 ГК РФ).

Обязательному аудиту подлежат все без исключения АО (независимо от типа – ЗАО, ОАО, ПАО и АО).

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 %, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, ГУП или МУП заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Закон №44-ФЗ).

С 1 января 2016 года предусмотрено осуществление обществами планирования закупок, в том числе планирование приобретения аудиторских услуг. А согласно ст.16 Закона №44-ФЗ расходы по проведению обязательного аудита должны включаться в план закупок, формируемый обществом — организатором конкурса на период действия бюджета, т.е. на период не менее 3 лет. Проведение открытого конкурса по выбору внешнего аудитора осуществляется не реже чем один раз в пять лет.

Осуществление определенных видов деятельности

Обязательному аудиту подлежат кредитные, страховые, клиринговые организации, общества взаимного страхования, организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, фонды (НПФ (за исключением государственных внебюджетных фондов), ПИФ, АИФ).

Соответствие установленным показателям финансово-экономической деятельности

Условия обязательного аудита:

  • с объемом выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) за предшествовавший отчетному год более 400 млн рублей (исключение составляют органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, ГУПы и МУПы, сельскохозяйственные кооперативы и их союзы) либо
  • с суммой активов бухгалтерского баланса на конец предшествовавшего отчетному года более 60 млн рублей.

Напомним, что в настоящее время компании — «упрощенцы» обязаны вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность. И если объем выручки «упрощенца» превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года превышает 60 млн руб., то такие компании обязаны проводить аудит (письмо Минфина РФ от 30.01.2013 г. №07-02-05/1677).

Осуществление компаниями определенных действий

Обязательному аудиту подлежат компании:

  • ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • представляющих и (или) публикующих сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Исключения составляют органы государственной власти и местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения.

Иные случаи, установленные федеральными законами

Например, для организаторов азартных игр обязанность проводить аудит установлена п.12 ст.6 Закона от 29.12.2006 г. №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», для политических партий – Федеральным законом от 11.07.2001 г. №95-ФЗ «О политических партиях», для российского научного фонда — Федеральным закон от 02.11.2013 г. №291-ФЗ «О Российском научном фонде и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Бухгалтерская (финансовая) отчетность ГУПов и МУПов подлежит обязательному аудиту в случаях, определенных собственником такого имущества. Так, согласно п.1 ст.26 Федерального закона от 14.11.2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее по тексту – Закон №161-ФЗ) бухгалтерская (финансовая) отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором. При этом собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг (пп.16 п.1 ст.20 Закона №161-ФЗ).

Практически это означает, что независимо от показателей финансово-экономической деятельности (по объему выручки и сумме активов), бухгалтерская отчетность МУПов и ГУПов подлежит обязательному аудиту в случаях, определенных собственником имущества.

В случае если компании попадают под обязательный аудит, он должен проводиться ежегодно (п.2 ст.5 Закона 307-ФЗ).

Нужно ли проводить обязательный аудит, если выручка за 2013 год превышает 900 миллионов рублей?

По итогам 2013 г. Ваша компания точно подлежит обязательному аудиту (пп. 4 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ
«Об аудиторской деятельности»).

Насчет 2012 г. можно только сказать, что по такому критерию как сумма выручки Вы не подлежали обязательному аудиту. Но есть и другие критерии, под которые могла подпадать Ваша компания в 2012 г. (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ
«Об аудиторской деятельности»):

1. Обязательный аудит проводится в случаях:
1) если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
2) если ценные бумаги организации допущены к обращению на организованных торгах;
3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;
5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
6) в иных случаях, установленных федеральными законами.

ООО подпадает под обязательный аудит (по валюте баланса) и не применяет упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. К первоначальной отчетности организация не представляла пояснительную записку, а также аудиторское заключение (отсутствуют денежные средства на проведение обязательного аудита). Выявленная ошибка является существенной. В настоящее время в отношении к организации введена процедура внешнего управления (оформляется банкротство организации). Из-за ошибки ООО был сдан корректировочный баланс за 2016 год. Необходимо ли к измененному балансу представлять пояснительную записку и подтвердить сданный баланс заключением аудитора?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
К пересмотренной бухгалтерской отчетности организации следовало представить пояснения, раскрывающую информацию об основаниях составления пересмотренной бухгалтерской отчетности.
Налогоплательщик не обязан представлять в налоговый орган аудиторское заключение вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью. Срок для представления аудиторского заключения в орган государственной статистики по месту государственной регистрации составляет не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения (при появлении у организации денежных средств на проведение обязательного аудита), но не позднее 31.12.2017.
В рамках рассмотрения дела о банкротстве организации временный управляющий для проведения анализа финансового состояния должника привлекает аудитора, оплата услуг которого осуществляется за счет средств должника.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять, если иное не установлено ст. 6 Закона N 402-ФЗ, субъекты малого предпринимательства.
Иное установлено п. 1 ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ, согласно которому организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством РФ, не применяют упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (см. также информационное сообщение Минфина России от 17.11.2014).
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных Законом N 402-ФЗ, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним (ч. 1 ст. 14 Закона N 402-ФЗ).
Правила исправления ошибок и порядок раскрытия информации об ошибках в бухгалтерском учете и отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений), устанавливает ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (далее — ПБУ 22/2010).
Согласно п. 8 ПБУ 22/2010 существенная ошибка предшествующего отчетного года, выявленная после представления бухгалтерской отчетности за этот год акционерам акционерного общества, участникам общества с ограниченной ответственностью, органу государственной власти, органу местного самоуправления или иному органу, уполномоченному осуществлять права собственника, и т.п., но до даты утверждения такой отчетности в установленном законодательством РФ порядке, исправляется по правилам, определенным в п. 6 ПБУ 22/2010. При этом в пересмотренной бухгалтерской отчетности раскрывается информация о том, что данная бухгалтерская отчетность заменяет первоначально представленную бухгалтерскую отчетность, а также об основаниях составления пересмотренной бухгалтерской отчетности. Пересмотренная бухгалтерская отчетность представляется во все адреса, в которые была представлена первоначальная бухгалтерская отчетность.
Как мы видим, положения п. 8 ПБУ 22/2010 предусматривают, что в пересмотренной бухгалтерской отчетности раскрывается информация об основаниях составления пересмотренной бухгалтерской отчетности. В этой связи мы придерживаемся мнения, что к пересмотренной бухгалтерской отчетности организации следовало представить пояснения, раскрывающие информацию об основаниях составления пересмотренной бухгалтерской отчетности.
В отношении аудиторского заключения отметим, что оно в настоящее время не входит в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а НК РФ не предусмотрена обязанность налогоплательщика представлять в налоговые органы аудиторское заключение вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью (письмо Минфина России от 30.01.2013 N 03-02-07/1/1724).
Однако следует иметь в виду, что в случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением (ч. 10 ст. 13 Закона N 402-ФЗ).
Кроме того, при представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, в орган государственной статистики по месту государственной регистрации, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (ч.ч. 1, 2 ст. 18 Закона N 402-ФЗ).
В рассматриваемой ситуации у организации отсутствуют денежные средства на проведение обязательного аудита. В таком случае срок для представления аудиторского заключения в орган государственной статистики по месту государственной регистрации составляет не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой получения аудиторского заключения (при появлении у организации денежных средств на проведение обязательного аудита), но не позднее 31.12.2017.
Вы уточнили, что в рассматриваемой ситуации происходит рассмотрение дела о банкротстве организации. Отметим, что п. 2 ст. 70 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон N 127-ФЗ) предусмотрено, что:
— если в соответствии с законодательством РФ ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности должника подлежат обязательному аудиту, анализ финансового состояния проводится на основании документов бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности должника, достоверность которых подтверждена аудитором;
— при отсутствии документов бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности должника, достоверность которых подтверждена аудитором, в том числе в связи с неисполнением должником обязанности по проведению обязательного аудита, временный управляющий для проведения анализа финансового состояния должника привлекает аудитора, оплата услуг которого осуществляется за счет средств должника.
Согласно п. 3 ст. 70 Закона N 127-ФЗ временный управляющий на основе анализа финансового состояния должника, в том числе результатов инвентаризации имущества должника при их наличии, анализа документов, удостоверяющих государственную регистрацию прав собственности, осуществляет обоснование возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, обоснование целесообразности введения последующих применяемых в деле о банкротстве процедур.
Также отметим, что постановлением Правительства РФ от 25.06.2003 N 367 утверждены Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа. Названные Правила согласно их п. 1 определяют принципы и условия проведения арбитражным управляющим финансового анализа, а также состав сведений, используемых арбитражным управляющим при его проведении; при проведении финансового анализа арбитражный управляющий анализирует финансовое состояние должника на дату проведения анализа, его финансовую, хозяйственную и инвестиционную деятельность, положение на товарных и иных рынках; документы, содержащие анализ финансового состояния должника, представляются арбитражным управляющим собранию (комитету) кредиторов, в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о несостоятельности (банкротстве) должника, в порядке, установленном Законом N 127-ФЗ, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой он является, при проведении проверки его деятельности.
Таким образом, проведение обязательного аудита в рассматриваемой ситуации может быть инициировано временным управляющим.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арыков Степан

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Обязательный аудит: критерии 2017

Актуально на: 18 апреля 2017 г.

Аудит – это проводимая для выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности хозяйствующего субъекта независимая проверка этой отчетности (ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ ). Аудит может проводиться как в добровольном, так и в обязательном порядке. В первом случае мы говорим об инициативном аудите, во втором – об обязательном. Обязанность проведения аудита накладывается на организацию законом. О критериях проведения обязательного аудита в 2017 году расскажем в нашей консультации.

Когда проведение аудита — обязанность

Основные критерии обязательного аудита – критерии юридические и стоимостные. В первом случае обязательность аудита возникает в случае принадлежности организации к определенной организационно-правовой форме (к примеру, компания является акционерным обществом) или в случае ведения определенных видов деятельности, а во втором – в случае превышения выручки или величины активов определенных ограничений.

Приведем в таблице для обязательного аудита критерии 2017 года для ООО и организаций иных форм. При наличии хотя бы одного из перечисленных условий проведение аудита является обязательным.

Обязательный аудит за 2017 год: критерии