Обязательные работы ст Коап

Статья 3.13. Обязательные работы

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 июня 2012 г. N 65-ФЗ глава 3 настоящего Кодекса дополнена статьей 3.13

Статья 3.13. Обязательные работы

См. комментарии к статье 3.13 КоАП РФ

1. Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 мая 2016 г. N 135-ФЗ в часть 2 статьи 3.13 настоящего Кодекса внесены изменения

2. Обязательные работы устанавливаются на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не более четырех часов в день. Максимальное время обязательных работ может быть увеличено до восьми часов в день в порядке, предусмотренном частью 10 статьи 32.13 настоящего Кодекса.

Информация об изменениях:

Федеральными законами от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ и N 305-ФЗ в часть 3 статьи 3.13 настоящего Кодекса внесены изменения

3. Обязательные работы не применяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.

Статья 32.13. Исполнение постановления о назначении обязательных работ

1. Постановление судьи о назначении обязательных работ исполняется судебным приставом-исполнителем в порядке, установленном федеральным законодательством.

2. Виды обязательных работ и перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, определяются органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов. Виды обязательных работ, для выполнения которых требуются специальные навыки или познания, не могут определяться в отношении лиц, не обладающих такими навыками или познаниями.

3. Лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, привлекается к отбыванию обязательных работ не позднее десяти дней со дня возбуждения судебным приставом-исполнителем исполнительного производства.

4. Судебные приставы-исполнители ведут учет лиц, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, разъясняют таким лицам порядок и условия отбывания обязательных работ, согласовывают с органами местного самоуправления перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, контролируют поведение таких лиц, ведут суммарный учет отработанного ими времени.

5. Лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых такие лица отбывают обязательные работы, добросовестно работать на определяемых для них объектах в течение установленного судом срока обязательных работ, ставить в известность судебного пристава-исполнителя об изменении места жительства, а также являться по его вызову.

6. Предоставление лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, ежегодного оплачиваемого отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение административного наказания в виде обязательных работ.

7. Лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении от дальнейшего отбывания обязательных работ в случае признания его инвалидом I или II группы, наступления беременности либо тяжелой болезни, препятствующей отбыванию обязательных работ. Об удовлетворении данного ходатайства судья выносит постановление о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания в виде обязательных работ.

8. Обязательные работы выполняются лицом, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, на безвозмездной основе.

9. Срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывало обязательные работы.

10. Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, не занято на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни — двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, — четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее двенадцати часов. При наличии уважительных причин судебный пристав-исполнитель вправе разрешить лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отработать в течение недели меньшее количество часов.

11. На администрацию организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает обязательные работы, возлагаются контроль за выполнением этим лицом определенных для него работ, уведомление судебного пристава-исполнителя о количестве отработанных часов или об уклонении лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, от отбывания обязательных работ.

12. В случае уклонения лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, от отбывания обязательных работ, выразившегося в неоднократном отказе от выполнения работ, и (или) неоднократном невыходе такого лица на обязательные работы без уважительных причин, и (или) неоднократном нарушении трудовой дисциплины, подтвержденных документами организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает обязательные работы, судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса.

Обязательные работы ст Коап

Что такое обязательные работы?

Обязательные работы – одна из мер административного наказания. Она предусматривает, что физическое лицо, совершившее административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время должно выполнять бесплатные общественно полезные работ.

Обязательные работы как мера административного наказания назначаются судьей.

Обязательные работы устанавливаются на срок от 20 до 200 часов и отбываются не более 4-х часов в день.

Время обязательных работ в выходные дни и в дни, когда лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, не занято на основной работе, службе или учебе, не может превышать 4-х часов; в рабочие дни – 2-х часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, — 4-х часов. При этом время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12-ти часов (письмо ФССП России от 15.01.2013 N 12/01-491-АП «О порядке исполнения постановлений судей об отбывании обязательных работ»).

При наличии уважительных причин судебный пристав-исполнитель вправе разрешить лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отработать в течение недели меньшее количество часов.

Предоставление лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, ежегодного оплачиваемого отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение административного наказания в виде обязательных работ (письмо ФССП России от 25.06.2013 N 12/01-17171-АП «О разъяснении положений законодательства и макете исполнительного производства»).

Обязательные работы не применяются:

а) к беременным женщинам;

б) женщинам, имеющим детей в возрасте до 3-х лет;

в) инвалидам I и II групп;

д) гражданам, призванным на военные сборы;

е) а также к гражданам, имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

При этом следует учитывать, что в соответствии с ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ уклонение от обязательных работ является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа в размере от 150 000 до 300 000 рублей или административный арест на срок до 15-ти суток.

Частью 8 ст. 109.2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон N 229-ФЗ) предусмотрено, что в случае уклонения должника от отбывания обязательных работ, выразившегося в невыходе на обязательные работы без уважительных причин и нарушении трудовой дисциплины, подтвержденных документами организации, в которую должник направлен для отбывания обязательных работ, судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ.

В ч. 12 ст. 32.13 КоАП РФ под уклонением лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, от отбывания этого вида административного наказания понимается неоднократный отказ от выполнения работ, и (или) неоднократный невыход такого лица на обязательные работы без уважительных причин, и (или) неоднократное нарушение трудовой дисциплины, подтвержденные документами организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает обязательные работы.

Из системного толкования приведенных норм следует, что ч. 8 ст. 109.2 Закона N 229-ФЗ носит бланкетный характер и отсылает к правилам исполнения административного наказания в виде обязательных работ, закрепленным в ч. 12 ст. 32.13 КоАП РФ.

Таким образом, объективная сторона названного административного правонарушения характеризуется действиями лица, которому назначен этот вид административного наказания, выразившимися в неоднократном отказе от выполнения работ, и (или) неоднократном невыходе такого лица на обязательные работы без уважительных причин, и (или) неоднократном нарушении трудовой дисциплины, подтвержденных документами организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает этот вид наказания (ч. 12 ст. 32.13 КоАП РФ).

Анализ состава данного административного правонарушения позволяет прийти к выводу, что оно не является длящимся и окончено с момента повторного нарушения лицом, привлеченным к административной ответственности, порядка отбывания административного наказания в виде обязательных работ.

При этом согласно ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой оно было назначено.

Таким образом, лицо, привлеченное к административной ответственности за уклонение от исполнения административного наказания в виде обязательных работ, должно отбыть обязательные работы в течение всего назначенного срока наказания.

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ, окончено с момента повторного совершения действий, указанных в ч. 12 ст. 32.13 КоАП РФ, лицо, совершившее административное правонарушение в виде уклонения от обязательных работ, может быть привлечено к административной ответственности за указанное правонарушение неоднократно в течение всего срока отбывания этого вида наказания, то есть и в случае, когда такое лицо уже подвергалось административному наказанию по ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ.

Исполнение исполнительного документа об отбывании обязательных работ производится судебным приставом-исполнителем по месту жительства должника (ч. 2 ст. 109.2 Закона N 229-ФЗ).

Судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства по исполнительному документу об отбывании обязательных работ:

1) указывает вид обязательных работ и организацию, включенную в перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы. Перечень таких организаций определяется органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов;

2) устанавливает порядок и условия отбывания обязательных работ в соответствии с требованиями, определенными законодательством Российской Федерации;

3) разъясняет порядок и условия отбывания обязательных работ;

4) предупреждает о необходимости приступить к обязательным работам не позднее десяти дней со дня возбуждения исполнительного производства;

5) разъясняет право обратиться с ходатайством об изменении вида обязательных работ или организации, в которую должник направлен для отбывания обязательных работ, а также об уменьшении количества часов, которые необходимо отработать в течение недели;

6) предупреждает об ответственности за уклонение от отбывания наказания.

Статья 3.13. Обязательные работы

СТ 3.13 КоАП РФ

1. Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей.

2. Обязательные работы устанавливаются на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не более четырех часов в день. Максимальное время обязательных работ может быть увеличено до восьми часов в день в порядке, предусмотренном частью 10 статьи 32.13 настоящего Кодекса.

3. Обязательные работы не применяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.

Комментарий к Ст. 3.13 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Обязательные работы являются новым видом административного наказания, который был включен в комментируемый закон в 2012 году, и могут устанавливаться только КоАП РФ.

2. Обязательные работы не являются тождественными содержавшемуся в КоАП РСФСР административному взысканию в виде исправительных работ, которые применялись на срок до двух месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы лица, совершившего административное правонарушение, и с удержанием до 20% его заработка в доход государства.

3. Данный вид административного наказания может устанавливаться и применяться только к физическим лицам в качестве основного административного наказания, т.е. обязательные работы применяются только к специальному субъекту — гражданину.

4. Суть данного административного наказания, назначаемого судьей, состоит в том, что обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, бесплатных общественно полезных работ; отбываются в свободное от основной работы, службы или учебы время.

5. В соответствии с ч. 2 ст. 3.13 КоАП РФ обязательные работы устанавливаются на срок от 20 до 200 часов и отбываются не более четырех часов в день.

6. Часть 3 ст. 3.13 КоАП РФ содержит исчерпывающий, т.е. не подлежащий расширительному толкованию, перечень лиц, к которым административное наказание в виде обязательных работ не применяется. К ним отнесены: беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, инвалиды I и II групп, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, а также имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

7. Область применения административного наказания в виде обязательных работ ограничивается возможностью его назначения к физическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 5.26 КоАП РФ «Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях», ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ «Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством», ч. ч. 1 — 6 ст. 20.2 КоАП РФ «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования», ст. 20.2.2 КоАП РФ «Организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка»; ст. 20.18 КоАП РФ «Блокирование транспортных коммуникаций», ч. ч. 1 и 2 ст. 20.25 КоАП РФ «Уклонение от исполнения административного наказания», ч. 1 ст. 20.31 КоАП РФ «Нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований».

8. При назначении обязательных работ лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 20.2, 20.2.2, 20.18 КоАП РФ, судьям надлежит руководствоваться Постановлением Конституционного Суда РФ от 14.02.2013 N 4-П «По делу о проверке конституционности Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина Э.В. Савенко», в котором содержится следующее решение.

Признать взаимосвязанные положения п. п. 4, 7, 8, 9 и 10 ст. 1 Федерального закона от 08.06.2012 N 65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», предусматривающие обязательные работы в качестве вида административного наказания за нарушения, связанные с организацией либо проведением собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования или организацией массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка:

— в той мере, в какой они не связаны с вторжением в имущественные права граждан, не предполагают лишение правонарушителя свободы и не являются недопустимым способом принуждения к труду, соответствующими Конституции РФ;

— в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования назначение данного вида административного наказания допускается не только в случае причинения вреда здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц либо при наступлении иных подобных последствий, но и при одном лишь формальном нарушении установленного порядка организации или проведения публичных мероприятий, не соответствующими Конституции РФ, ее ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 19, ст. 31, ч. 2 ст. 37 и ч. 3 ст. 55.

Федеральному законодателю надлежит — исходя из требований Конституции РФ и с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ, выраженных в том числе в настоящем Постановлении, — внести необходимые изменения в правовое регулирование административного наказания в виде обязательных работ.

Впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений обязательные работы могут применяться в качестве административного наказания за предусмотренные ст. ст. 20.2, 20.2.2 и 20.18 КоАП РФ административные правонарушения, только если они повлекли причинение вреда здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц либо наступление иных подобных последствий.

Прокуратура Оренбургской области

  • Главная
  • Правовое просвещение и взаимодействие с общественностью
  • Прокурор разъясняет
  • Обязательные работы как вид административного наказания

Обязательные работы как вид административного наказания

Обязательные работы как вид административного наказания впервые введены в административное законодательство Российской Федерации Федеральным законом от 08.06.2012 ? 65-ФЗ ?О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон ?О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях?.

На основании пункта 3 статьи 3 этого Закона положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) в отношении административного наказания в виде обязательных работ применяются с 1 января 2013 года.

Следует отметить, что обязательные работы как вид уголовного наказания применяются в Российской Федерации с 2005 года.

Согласно статье 3.13 КоАП РФ обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ.

Данный вид наказания назначается только судьей и может устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания.

Обязательные работы устанавливаются на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не более четырех часов в день.

Обязательные работы не применяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам правоохранительных органов.

Административное наказание в виде обязательных работ первоначально предусматривалось за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (статья 20.2 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 08.06.2012 ? 65), за организацию массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка (статья 20.2.2 КоАП РФ), а также за блокирование транспортных коммуникаций (статья 20.18 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 08.06.2012 ? 65). Соответствие указанных статей КоАП РФ положениям Конституции Российской Федерации, в том числе в части применения административного наказания в виде обязательных работ, было предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.

Согласно пункту 8 Постановления Конституционного Суда РФ от 14.02.2013 ? 4-П взаимосвязанные положения Федерального закона от 08.06.2012 ? 65-ФЗ, предусматривающие обязательные работы в качестве вида административного наказания за нарушения, связанные с организацией либо проведением собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования или организацией массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка:

в той мере, в какой они не связаны с вторжением в имущественные права граждан, не предполагают лишение правонарушителя свободы и не являются недопустимым способом принуждения к труду, соответствуют Конституции Российской Федерации;

в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования назначение данного вида административного наказания допускается не только в случае причинения вреда здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц либо при наступлении иных подобных последствий, но и при одном лишь формальном нарушении установленного порядка организации или проведения публичных мероприятий, не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 19 (часть 1),31, 37 (часть 2) и 55 (часть 3).

По обязательному к исполнению Постановлению Конституционного Суда РФ впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений обязательные работы могут применяться в качестве административного наказания за предусмотренные статьями 20.2, 20.2.2 и 20.18 КоАП РФ административные правонарушения, только если они повлекли причинение вреда здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц либо наступление иных подобных последствий.

Статьей 32.13 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 08.06.2012 ? 65-ФЗ), установлено, что постановление судьи о назначении обязательных работ исполняется судебным приставом-исполнителем.

Виды обязательных работ и перечень организаций, в которых лица отбывают данный вид наказания, определяются органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами ФССП России.

Лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, привлекается к отбыванию таких работ не позднее десяти дней со дня возбуждения судебным приставом-исполнителем исполнительного производства.

Судебные приставы-исполнители ведут учет лиц, которым назначено наказание в виде обязательных работ, разъясняют таким лицам порядок и условия отбывания обязательных работ, согласовывают с органами местного самоуправления перечень организаций, в которых лица отбывают этот вид наказания, контролируют поведение таких лиц, ведут суммарный учет отработанного ими времени.

На администрацию организации, в которой лицо отбывает обязательные работы, возлагается контроль за выполнением этим лицом определенных для него работ, уведомление судебного пристава исполнителя о количестве отработанных часов или об уклонении лица от отбывания обязательных работ.

Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, не занято на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни — двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия лица, которому назначено наказание,- четырех часов.

Предоставление лицу, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, ежегодного оплачиваемого отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнения данного наказания.

На основании части 4 статьи 20.25 КоАП РФ уклонение от отбывания обязательных работ влечет наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

9 мая 2013 года вступает в силу Федеральный закон от 05.04.2013 ? 49-ФЗ ?О внесении изменений в Федеральный закон ?Об исполнительном производстве? и отдельные законодательные акты Российской Федерации?.

Этот Закон определяет порядок организации исполнения данного вида административного наказания и полномочия судебного пристава-исполнителя.

Кроме этого, Законом расширен перечень административных правонарушений, влекущих наказание в виде обязательных работ.

В соответствии с новой редакцией части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом, влечет административный штраф в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Самовольное оставление места отбывания административного ареста, согласно новой редакции части 2 статьи 20.25 КоАП РФ, также влечет либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Обязательные работы ст Коап

Супонина Елена Александровна

кандидат юридических наук

доцент, руководитель обособленного подразделения ООО «Национальная Юридическая Служба» в г. Воронеже.

394026, Россия, Воронежская область, г. Воронеж, Московский проспект, 4, оф. 701

Suponina Elena Aleksandrovna

associate Professor, head of separate subdivision of LLC «national Legal Service» in Voronezh.

394026, Russia, Voronezhskaya oblast’, g. Voronezh, Moskovskii prospekt, 4, of. 701

Маркевич Анна Сергеевна

кандидат юридических наук

доцент, кафедра экономики, учета и финансов, ФГБОУ ВПО «Национальный минерально-сырьевой университет»

199106, Россия, Ленинградская область, г. Санкт-Петербург, Васильевский остров, 21 линия, 2

Markevich Anna Sergeevna

Associate Professor at the Department of Economics, Accounting and Finance of Saint Petersburg Mining University

199106, Russia, St Petersburg, Vasil’evskii ostrov, 21 liniya, 2

Статья представляет собой анализ юридической природы и специфики обязательных работ как элемента системы административных наказаний, механизма реализации данного вида административных наказаний, перспектив его оптимизации, а также проблем его соотношения с административным арестом.Предметом исследования выступают нормы административно-деликтного права, регламентирующие содержание, основания и порядок применения обязательных работ в качестве наказания, деятельность специализированных органов по их исполнению, а также имеющаяся практика и данные статистики и конкретных эмпирических исследований. При написании статьи использованы современные достижения теории познания и административно-деликтного права. Методологическую основу исследования составили общенаучные и частнонаучные методы познания. Также применялись: исторический, статистический, социологический, сравнительно-правовой, формальнологический, системно-структурный и некоторые другие методы, а также метод экспертных оценок. Научная новизна работы состоит в том, что она представляет собой исследование, посвященное введению и применению такого сравнительно нового для российского административно-деликтного законодательства вида наказания, как обязательные работы. Авторами критически оценивается возможность расширения сферы применения обязательных работ к лицам, не имеющим постоянного места жительства и стабильного источника доходов.
Ключевые слова: обязательные работы, административный арест, административная ответственность, административное наказание, исполнение административных наказаний, административно-деликтное законодательство, деклассированные элементы, уклонение от наказания, цели наказания, общественный порядок

Дата направления в редакцию:

The article contains the analysis of the legal nature and the specificity of compulsory community service as an element of the administrative punishment system; the mechanism of implementation of this form of administrative punishment; the prospects of its optimization and the problems of its correlation with administrative arrest. The research subject includes the provisions of administrative tort law regulating the content, reasons and procedure of use of compulsory community service as a punishment; the activities of specialized bodies aimed at its implementation and the statistical and empirical data on this issue. The authors apply modern achievements in epistemology and administrative tort law. The research methodology is based on general scientific and specific research methods. The authors use the historical, statistical, sociological, comparative-legal, formal-logical, system-structural and other research methods and the method of expert assessment. The scientific novelty of the study consists in its subject – the establishment and application of such a comparatively new for Russian legislation form of punishment as compulsory community service. The authors assess the possibility to extend the scope of compulsory community service on persons of no fixed abode and permanent source of income.

dropouts, administrative tort law, execution of administrative punishments, administrative punishment, administrative responsibility, administrative arrest, compulsory community service , punishment avoidance , purpose of punishment, public order

В 2012 году в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) появился новый для отечественного административно-деликтного законодательства вид наказания – обязательные работы. Большинство административистов с заметным оптимизмом оценили предложенную законодателем новацию, полагая, что она свидетельствует о совершенствовании несколько девальвированной системы административных наказаний. Некоторые даже наивно полагали, что обязательные работы теперь могут составить достойную конкуренцию административному аресту в части адекватной реакции на противоправные деяния, совершаемые представителями так называемых «деклассированных элементов» (нищими бомжами и т.д.) [1, с. 46] .

Впрочем, подобного рода утверждения, видимо, были основаны не на нормах действующего законодательства и не на складывающейся повсеместно практике, а на личных убеждениях отдельных исследователей, которые смотрели на мир сквозь розовые очки законодательных деклараций. Однако не будем голословными, а обратимся к сути проблемы.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.13 КоАП РФ обязательные работы заключаются в выполнении совершившим административное правонарушение физическим лицом бесплатных общественно полезных работ в свободное от его основной работы, службы или учебы время [2] . Таким образом, сам законодатель косвенно дает указание на статус субъектов, способных исполнить данный вид наказания: лица, осуществляющие трудовую деятельность, служащие или учащиеся. Ни о каких «деклассированных элементах здесь речи не идет.

На сегодняшний день как вид административного наказания обязательные работы применяются по ограниченному количеству предусмотренных КоАП РФ составов административных правонарушений, к которым относятся: нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (ч. 2 ст. 5.26), управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (ч. 2 ст. 12.7), нарушение установленного в соответствии с законодательством об исполнительном производстве временного ограничения на пользование специальным правом (ст. 17.17), несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре (ч. 3 ст. 19.24), нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (ч. 1-6, 6.1, 8 ст. 20.2), организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка (ч. 1-4 ст. 20.2.2), блокирование транспортных коммуникаций (ст. 20.18), уклонение от исполнения административного наказания (ч. 1 и 2 ст. 20.25), нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований (ст. 20.31). Как свидетельствует практика, данные правонарушения в подавляющем большинстве случаев совершаются отнюдь не люмпенами.

Если уж мы коснулись практической стороны вопроса, то уместным будет обратить внимание теоретиков-оптимистов на тот факт, что буквально все субъекты Российской Федерации столкнулись с весьма существенными трудностями, которые связаны с организацией и контролем за исполнением рассматриваемого вида наказания.

К примеру, в Республике Адыгея в 2014 году административное наказание в виде обязательных работ было назначено мировыми судьями почти 2000 человек, из которых лишь 43% это наказание исполнили [3, с. 234] . Не лучшим образом складывается ситуация и в других регионах.

Не адаптирован данный вид наказания и к гражданам, желающим встать на путь исправления. На сегодняшний день части 2 статьи 3.13 КоАП РФ закрепляет норму, согласно которой обязательные работы отбываются не более четырех часов в день. В соответствии с частью 10 статьи 32.13 КоАП РФ, время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и дни, когда субъект, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни — двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия лица, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, — четырех часов.

Очевидно, что ограничение времени обязательных работ четырьмя часами в день существенным образом затягивает сроки исполнения постановлений судов о назначении соответствующего наказания. При этом на практике лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, зачастую лично проявляют инициативу и обращаются с настоятельными просьбами отбывать наказание полноценный восьмичасовой рабочий день.

Ученые-административисты и представители законодательного корпуса уже давно настаивают на необходимости внесения изменений в указанные положения, закрепив в КоАП РФ норму, согласно которой при наличии письменного заявления лица, которому назначено данное наказание, возможно будет увеличить максимальное время обязательных работ до восьми часов в выходные дни и дни, когда лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, не занято на основной работе, службе или учебе. При этом максимальное время обязательных работ в рабочие дни предлагается оставить неизменным.

Казалось бы, реализация данных предложений, безусловно, позволит оптимизировать производство по делам об административных правонарушениях, по которым в качестве наказания назначены обязательные работы, однако воз, как говорится, и ныне там.

Что же касаемо вопроса, вынесенного в заглавие статьи, то ответить на него без особого труда можно, взяв за основу следующую ситуацию. В июле 2013 года за совершенное административное правонарушение жителю города Майкопа было назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 рублей.

Длительное уклонение от уплаты административного штрафа повлекло за собой применение в отношении должника ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. Судья, рассматривающий дело, назначил правонарушителю наказание в виде пятидесяти часов обязательных работ. При этом последний лично получил от судебного пристава требование об исполнении наказания и предупреждение об ответственности, предусмотренной частью 4 ст. 20.25 КоАП РФ. Несмотря на все описанные действия компетентных должностных лиц (включая неоднократные предупреждения судебного пристава-исполнителя), и последнее наказание виновным лицом также исполнено не было.

После того, как 5 марта 2014 года по факту невыхода должника для прохождения обязательных работ был оформлен очередной акт, лицам, осуществляющим производство по данному делу, ничего не оставалось, как составить в отношение злостного правонарушителя протокол об административном правонарушении, квалифицированный по части 4 статьи 20.25 КоАП РФ, санкции которой предусматривают два вида наказания – административный штраф и административный арест [3, с. 235] .

Таким образом, утверждение о том, что административный арест подчас является единственным способом адекватного воздействия на противоправные деликты, совершенные представителями деклассированных элементов (нищими, бродягами, безработными) [4] , и сегодня по-прежнему является актуальным. Тем более несостоятельными выглядят разговоры о способности обязательных работ заменить в этой части административный арест.

Существует также мнение, что роль обязательных работ может в значительной степени возрасти в случае внесения изменений в КоАП РФ, которые позволят расширить количество санкций с данным видом наказания. Особенно активно ратуют и ученые, и законодатели за установление обязательных работ в качестве наказания за наиболее распространенные виды административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность (мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ), потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах (ст. 20.20 КоАП РФ), появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21 КоАП РФ).

В частности, в марте 2015 года в Государственную Думу ФС РФ депутатами Самарской Губернской Думы был внесен законопроект №738525-6 «О внесении изменений в статьи 20.20 и 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления административного наказания в виде обязательных работ)» [5] . Однако уже в мае того же года данный законопроект в первом же чтении был отклонен. В обоснование такого решения ответственный Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству справедливо сослался на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 года №4-П, согласно которому «обязательные работы могут применяться в качестве административного наказания за предусмотренные статьями 20.2, 20.2.2 и 20.18 Кодекса административные правонарушения, только если они повлекли причинение вреда здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц либо наступление иных подобных последствий» [6] .

Небогатая пока что практика применения административного наказания в виде обязательных работ тем не менее позволяет с изрядной долей уверенности высказать предположение о том, что сходство этого вида административного наказания с его уголовно-правовым аналогом неминуемо повлечет и аналогичные проблемы правоприменительной практики. В частности, речь идет о стойком нежелании органов местного самоуправления принимать деятельное участие в организации исполнения постановлений о назначении обязательных работ, ссылаясь при этом на отсутствие прямого упоминания данного факта в вопросах местного значения, находящихся в ведении муниципальных образований [7, с. 84] .

Кстати, если мы уже упомянули обязательные работы как вид уголовного наказания, выскажем свое мнение по поводу наименования затронутых видов наказания в обеих отраслях права. По мнению авторов, абсолютно идентичные названия уголовного и административного наказания приводят к отождествлению понятий и не способствуют развитию и совершенствованию относительного нового вида административного наказания. В свое время законодатель пошел по конструктивному пути, переименовав «штраф» как вид наказания, предусмотренный КоАП РФ, в «административный штраф». К сожалению, он оказался не последовательным, не применив аналогичный подход к обязательным работам, что привело к определенным сложностям, прежде всего, в научно-исследовательской работе.

Подводя итог проведенному исследованию роли и места обязательных работ в системе административных наказаний, хотелось бы подчеркнуть, что данный вид наказания пока ещё полностью не оправдал ожиданий ни законодателя, ни (тем более) правоприменителя. Отдельные, большей частью неудачные попытки оптимизировать его применение в ряде регионов только подтверждают несвоевременность установления анализируемой нормы, которая сегодня просто не способна реально повлиять на более эффективное достижение целей административного наказания, декларируемых в части 1 статьи 3.1. КоАП РФ.