О приватизации статья 30

Статья 30. Особенности приватизации объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения

Комментарий к статье 30 Федерального закона “О приватизации государственного и муниципального имущества”

1. Пункт 1 комментируемой статьи определяет особенность приватизации объектов социально-культурного назначения в их взаимосвязи с имущественным комплексом унитарного предприятия, то есть приватизация таких объектов осуществляется в составе имущественного комплекса унитарного предприятия. Безусловно, такая приватизация возможна лишь в том случае, если предмет и цель деятельности унитарного предприятия связаны с социально-культурной сферой. Поэтому к приватизируемым объектам, на которые распространяются положения п. 1 комментируемой статьи, относятся:

– объекты здравоохранения – объекты, которые созданы для обеспечения функционирования системы охраны здоровья, то есть обеспечения состояния физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма;

– объекты культуры – объекты, при помощи которых осуществляется сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей;

– объекты спорта – объекты недвижимого имущества или комплексы недвижимого имущества, специально предназначенные для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий, в том числе спортивные сооружения (п. 7 ст. 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ “О физической культуре и спорте в Российской Федерации”).

При этом п. 1 комментируемой статьи содержит исключения в отношении ряда объектов, которые имеют особое назначение. К таким объектам относятся:

– объекты, обеспечивающие нужды органов социальной защиты населения, в том числе домов для престарелых, госпиталей и санаториев для инвалидов и престарелых. Иными словами, это социальные объекты, которые необходимы органам государственной власти и органам местного самоуправления, уполномоченным в сфере социальной защиты населения, для предоставления мер социальной защиты (мер социальной поддержки) отдельным категориям населения;

– объекты здравоохранения, культуры, предназначенные для обслуживания жителей соответствующего поселения – объекты, которые необходимы для предоставления мер государственной поддержки и услуг в сфере здравоохранения и культуры жителям городского поселения (города или поселка, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления) или сельского поселения (одного или нескольких объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления);

– объекты социальной инфраструктуры для детей – объекты, которые предназначены для предоставления мер социальной поддержки детям;

– жилищный фонд и объекты его инфраструктуры. Согласно ст. 19 ЖК РФ жилищный фонд – это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации, соответственно, объекты жилищного фонда – это объекты, которые необходимы для обеспечения его функционирования и защиты жилищных прав граждан;

– объекты транспорта и энергетики, предназначенные для обслуживания жителей соответствующего поселения. Исходя из положений Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ “О транспортной безопасности” объекты транспорта – это объекты, которые предназначены для обеспечения функционирования транспортного комплекса, то есть это железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование. Объекты энергетики – это объекты, которые предназначены для обеспечения протекания технологических процессов в области энергетики. При этом и объекты транспорта, и объекты энергетики в данном случае должны быть предназначены для обслуживания жителей определенного городского или сельского поселения.

Полагаем, что установленные п. 1 комментируемой статьи исключения в отношении вышеуказанных объектов являются правомерными, так как в целом данные исключения направлены на защиту прав и законных интересов граждан в сфере социальной защиты, здравоохранения, культуры, а также жилищной сфере.

При этом из п. 1 комментируемой статьи следует возможность изменения назначения вышеуказанных объектов, например, путем их реконструкции, модернизации, изменения их целевого назначения в проектно-сметной документации и иными правовыми способами. Такое изменение согласно п. 1 комментируемой статьи осуществляется по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления. Под такими соответствующими органами местного самоуправления следует понимать органы местного самоуправления, на территориях которых расположены указанные объекты, либо органы местного самоуправления тех муниципальных образований, населению которых предоставляются меры социальной поддержки, социальной защиты и социального и культурного обслуживания.

Исключение из этих объектов составляют объекты социальной инфраструктуры для детей, изменение назначения которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”, который, в частности, предусматривает, что принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной и (или) муниципальной собственностью, а также о реорганизации или ликвидации государственных организаций, муниципальных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей, допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания.

2. Пунктами 1.1 – 1.3 комментируемой статьи установлены особенности приватизации объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и (или) отдельных объектов таких систем, входящих в состав имущественного комплекса унитарного предприятия. Такие особенности зависят от значения данных объектов для унитарного предприятия. Иными словами, если указанные объекты являются основными производственными фондами унитарного предприятия, то они приватизируются в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.

Исходя из п. 1.3 комментируемой статьи основной производственный фонд унитарного предприятия в виде данных объектов имеет место при получении унитарным предприятием прибыли от использования данных объектов в размере, большем, чем размер прибыли, полученной от иных видов деятельности, предусмотренных уставом унитарного предприятия. Недостатком данного пункта является то, что в нем отсутствуют положения, позволяющие определить механизм расчета такой прибыли, в частности субъектов, которые будут такой размер определять, так как при приватизации таких объектов необходимо подтвердить наличие большей прибыли от использования этих объектов.

Пункт 1.2 комментируемой статьи содержит отсылочную норму к ст. 30.1 комментируемого Закона, регулирующей вопросы приватизации, в частности, объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и (или) отдельных объектов таких систем, за исключением данных объектов, не являющихся основными производственными фондами унитарного предприятия.

3. Пункты 2 и 3 комментируемой статьи регулируют вопросы правовой судьбы объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенных в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия. Эти объекты, исходя из п. п. 2 и 3 комментируемой статьи, можно разделить на две большие группы:

1) не разрешенные для приватизации объекты – это объекты, включенные в перечень, установленный п. 1 комментируемой статьи. Данные объекты должны быть переданы в муниципальную собственность. По данному вопросу сложилась судебная практика.

Пример: потребительское общество “Ставропольские парки культуры и отдыха” обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, администрации города Ставрополя, Министерству культуры Ставропольского края с требованием признать незаконным решение указанного Комитета об отказе обществу в предоставлении преимущественного права выкупа арендованного имущества. К спорному арендованном имуществу относилось имущество парк “Центральный”, который создан более 150 лет назад, является памятником природы краевого значения. Арбитражными судами первой, апелляционной инстанций, а также ФАС Северо-Кавказского округа требования указанного общества были удовлетворены. Однако ВАС РФ было установлено, что объекты, в отношении которых обществом заявлено о реализации права на преимущественный выкуп, расположены на территории двух городских парков культуры и отдыха, предназначены и подлежат использованию для организации культурного отдыха жителей города Ставрополя, поэтому исходя из п. 2 комментируемой статьи приватизации они не подлежат (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 10 апреля 2012 г. N 16662/11);

2) разрешенные для приватизации объекты – приватизация этих объектов осуществляется отдельно от имущественного комплекса унитарного предприятия в соответствии с комментируемым Законом.

4. Положения п. 4 комментируемой статьи направлены на обеспечение сохранения целевого назначения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, в связи с чем согласно данному пункту обязательным условием их приватизации является сохранение собственником, то есть лицом, в собственность которого они перешли в рамках приватизации, их назначения. Срок сохранения такого назначения должен быть установлен в решении об условиях приватизации. При этом в п. 4 комментируемой статьи установлены два максимальных срока сохранения приобретателем вышеуказанных объектов их назначения:

1) пять лет со дня перехода прав на приватизируемое имущество к его приобретателю в порядке приватизации;

2) десять лет со дня перехода прав на объекты социальной инфраструктуры для детей к его приобретателю в порядке приватизации.

На наш взгляд, установление именно максимального срока, по истечении которого приобретатель должен изменить назначение таких объектов, представляется не совсем верным, так как в этом случае приобретатель не обязан заботиться о сохранении назначения таких объектов в дальнейшем. С другой стороны, установленное федеральным законодателем ограничение для решения об условиях приватизации не является препятствием для сохранения назначения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения. Такая двусмысленная возможность понимания срока является недостатком п. 4 комментируемой статьи.

Также п. 4 комментируемой статьи предоставляет органам местного самоуправления право обратиться в суд с иском об изъятии посредством выкупа объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения для муниципальных нужд в случае нарушения собственником условия о сохранении назначения приватизированного объекта социально-культурного и коммунально-бытового назначения. С учетом того, что в п. 4 комментируемой статьи не регламентируется механизм такого выкупа, выкуп должен осуществляться в соответствии с положениями гражданского законодательства. Иными словами, должно быть принято решение органа местного самоуправления о выкупе объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения для муниципальных нужд, определена выкупная цена. При этом собственник объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения для муниципальных нужд должен быть предупрежден о таком предстоящем выкупе находящихся в его собственности объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения для муниципальных нужд с обоснованием причин такого выкупа.

Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 N 178-ФЗ ст 30 (ред. от 29.06.2018)

Статья 30. Особенности приватизации объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения

1. Объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению:

объектов, обеспечивающих нужды органов социальной защиты населения, в том числе домов для престарелых, госпиталей и санаториев для инвалидов и престарелых;

объектов здравоохранения, культуры, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения;

объектов социальной инфраструктуры для детей;

жилищного фонда и объектов его инфраструктуры;

объектов транспорта и энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения.

Изменение назначения указанных в настоящем пункте объектов, за исключением объектов социальной инфраструктуры для детей, осуществляется по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления. Изменение назначения объектов социальной инфраструктуры для детей осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

1.1. Указанное в пункте 1 настоящей статьи ограничение не распространяется на случаи, если объекты электросетевого хозяйства, источники тепловой энергии, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения и (или) отдельные объекты таких систем являются основными производственными фондами унитарного предприятия.

1.2. Особенности приватизации объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и (или) отдельных объектов таких систем, за исключением данных объектов, не являющихся основными производственными фондами унитарного предприятия, установлены статьей 30.1 настоящего Федерального закона.

1.3. Для целей настоящей статьи объекты электросетевого хозяйства, источники тепловой энергии, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения и отдельные объекты таких систем признаются основными производственными фондами унитарного предприятия в случае, если выручка унитарного предприятия от реализации товаров, оказания услуг с использованием данных объектов превышает выручку от каждого иного вида деятельности, осуществляемого унитарным предприятием согласно его уставу.

2. Объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия по основаниям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством.

3. Объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, разрешенные для приватизации, но не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия, могут приватизироваться отдельно в соответствии с настоящим Федеральным законом.

4. Обязательным условием приватизации объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения (за исключением объектов, указанных в статье 30.1 настоящего Федерального закона) является сохранение их назначения в течение срока, установленного решением об условиях приватизации таких объектов, но не более чем в течение пяти лет со дня перехода прав на приватизируемое имущество к его приобретателю в порядке приватизации, а объектов социальной инфраструктуры для детей не более чем в течение десяти лет.

В случае нарушения собственником условия о сохранении назначения приватизированного объекта социально-культурного и коммунально-бытового назначения в течение указанного срока органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с иском об изъятии посредством выкупа такого объекта для муниципальных нужд.

Действующая редакция

Статья 30. Особенности приватизации объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения

1. Объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению:

объектов, обеспечивающих нужды органов социальной защиты населения, в том числе детских домов, домов ребенка, домов для престарелых, интернатов, госпиталей и санаториев для инвалидов, детей и престарелых;

объектов здравоохранения, образования, культуры, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения;

детских оздоровительных комплексов (дач, лагерей);

жилищного фонда и объектов его инфраструктуры;

объектов транспорта и энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения.

Изменение назначения указанных в настоящем пункте объектов осуществляется по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.

2. Объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия по основаниям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством.

3. Объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, разрешенные для приватизации, но не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия, могут приватизироваться отдельно в соответствии с настоящим Федеральным законом.

4. Обязательным условием приватизации объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения является сохранение их назначения в течение срока, установленного решением об условиях приватизации, но не более чем пять лет с момента приватизации.

В случае нарушения собственником условия о сохранении назначения приватизированного объекта социально-культурного и коммунально-бытового назначения в течение указанного срока органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с иском об изъятии посредством выкупа такого объекта для муниципальных нужд.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 07.12.2011 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2013) «О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА»
  • В данном виде документ опубликован не был
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»
  • (в ред. от 21.12.2001 — «Российская газета», N 16, 26.01.2002,
  • «Собрание законодательства РФ», 28.01.2002, N 4, ст.251)

Статья 30 Особенности приватизации объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения

1. Объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению:

объектов, обеспечивающих нужды органов социальной защиты населения, в том числе детских домов, домов ребенка, домов для престарелых, интернатов, госпиталей и санаториев для инвалидов, детей и престарелых;

объектов здравоохранения, образования, культуры, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения;

детских оздоровительных комплексов (дач, лагерей);

жилищного фонда и объектов его инфраструктуры;

объектов транспорта и энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения.

Изменение назначения указанных в настоящем пункте объектов осуществляется по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.

2. Объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия по основаниям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством.

3. Объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, разрешенные для приватизации, но не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия, могут приватизироваться отдельно в соответствии с настоящим Федеральным законом.

4. Обязательным условием приватизации объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения является сохранение их назначения в течение срока, установленного решением об условиях приватизации, но не более чем пять лет с момента приватизации.

В случае нарушения собственником условия о сохранении назначения приватизированного объекта социально-культурного и коммунально-бытового назначения в течение указанного срока органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с иском об изъятии посредством выкупа такого объекта для муниципальных нужд.

Информационные письма Президиума ВАС РФ

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

О приватизации специализированных унитарных предприятий жилищно-коммунальной сферы, оказывающих коммунальные услуги населению

При рассмотрении споров, связанных с приватизацией специализированных унитарных предприятий жилищно-коммунальной сферы, оказывающих коммунальные услуги населению в качестве своей основной деятельности (далее — специализированные унитарные предприятия), Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рекомендует арбитражным судам исходить из следующего.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 30 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон) при приватизации унитарного предприятия в составе имущественного комплекса данного предприятия не могут быть приватизированы объекты инфраструктуры жилого фонда и объекты энергетики, предназначенные для обслуживания жителей соответствующего поселения. Названные объекты коммунально-бытового назначения, не включаемые в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством.

По смыслу данных норм, включенных в главу V Закона, определяющую особенности приватизации отдельных видов имущества, они исключают возможность приватизации лишь отдельных объектов коммунально-бытового назначения, что имеет место при нахождении их в имущественном комплексе неспециализированного унитарного предприятия.

Пункты 1 и 2 статьи 30 Закона не регулируют вопросов приватизации указанных объектов в случае, когда они, являясь основными производственными фондами специализированного унитарного предприятия, составляют основную часть имущественного комплекса данного предприятия. Эти нормы не могут рассматриваться как устанавливающие запрет на приватизацию имущественного комплекса специализированного унитарного предприятия.

Приватизация тепловых сетей — ограниченяи по ст.30

Коллеги, прошу совета.
Дано:
Муниципальное имущество (тепловые сети) — находится в казне (т.е. не в аренде, не в ПХВ и ни у какого МУПа) — это важно.
Собираемся с мунципалами учредить ОАО с оплатой уставника имуществом. Муниципалы вносят имущество в порядке приватизации, их доля >25%.

Проблема: натыкаемся на ст.30 закона «О приватизации. «, которая говорит:
Объекты . коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению:
.
объектов . энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения.

тепловые сети на 100% «объекты для обслуживания»

читаем дальше:
«2. Объекты. коммунально-бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия по основаниям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством.»

Таким образом делаем вывод: хочешь приватизировать МУП (например, рынок, у которого на балансе числятся тепловые сети) — выведи из него объекты энергетики (в частности).

Далее существует Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 05.09.2006 N 111 суть которого сводится к тому, что объекты энергетики все-таки приватизировать можно, но только в составе «профильного» МУПа (т.е. когда его имущество сплошь состоит из котельных и тепловых сетей).

Наша же ситуация: когда объекты энергетики не в МУПе, а «просто» в казне — законом не описана.

Глядя вот сюда: Постановление ФАС ВВО от 29 ноября 2007 г. по делу N А28-4124/2007-201/12 (текст не привожу дабы ветку не перегружать, в К+ есть) снова делаем вывод — «просто» объекты в казне приватизировать просто нельзя .
Поговорил я с истцами по этому делу: действительно, у них в Кировской области недвижимые объекты энергетики ПРИВАТИЗИРОВАТЬ НЕЛЬЗЯ. Даже при всем желании муниципалов. Это позиция ФРС, поддержанная арбитражем и его кассацией. В ВАСю они не выходили. До сих пор арендуют недвижимое мунимущество.

Внимание вопрос
1. У кого-нибудь была практика приватизации недвижимых объектов энергетики не в составе МУПа? Поделитесь.
2. Какая, на ваш взгляд, самая безрисковая схема получения такого имущества?

А то наш генерал с мэром уже договорились обо всем — давай говорит схему, и чтоб быстрая была, нам до НГ надо уложиться (в целях тарифного регулирования), а у меня что-то быстрая не получается.
Проискал в ветках форума часа три — не нашел, может искал плохо.
Заранее спасибо за ответы.
Превентивно: предлагаю не дискутировать на тему т/сети — движимость/недвижимость — это тема отдельного двенадцатичасового разговора .

Сайт прокуратуры Хабаровского края

Порядок приватизации имущества жилищно-коммунального назначения

Вопросы приватизации объектов жилищно-коммунального назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, вызывают многочисленные споры и в ряде случаев обоснованные опасения населения в связи с отсутствием гарантии бесперебойного предоставления коммунальных услуг в случае передачи указанных объектов в частную собственность.

Нормы статьи 30 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусматривают, что объекты коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарных предприятий за исключением используемых по назначению жилищного фонда и объектов его инфраструктуры, объектов энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения. Объекты, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия, подлежит передаче в муниципальную собственность.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации информационным письмом от 05.09.2006 № 111 «О приватизации специализированных унитарных предприятий жилищно-коммунальной сферы, оказывающих коммунальные услуги населению» разъяснил, что нормы, включенные в главу V названного Закона, исключают возможность приватизации отдельных объектов коммунально-бытового назначения, что имеет место при нахождении их в имущественном комплексе неспециализированного унитарного предприятия. Пункты 1 и 2 статьи 30 Закона не регулируют вопросов приватизации указанных объектов в случае, когда они, являясь основными производственными фондами специализированного унитарного предприятия, составляют основную часть имущественного комплекса данного предприятия. Эти нормы не могут рассматриваться как устанавливающие запрет на приватизацию имущественного комплекса специализированного унитарного предприятия.

Наряду с этим с 01.01.2012 вступила в действие статья 9 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», согласно которой законодателем однозначно установлено, что объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не подлежат отчуждению в частную собственность, за исключением случаев приватизации государственных унитарных предприятий и муниципальных унитарных предприятий, которым такие объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения, путем преобразования таких предприятий в акционерные общества.

Избежать споров и не попасть к мошенникам: как грамотно приватизировать жилье

20 февраля, 2017

Поделиться в социальных сетях:

Каждый наниматель жилого помещения по договору социального найма изначально должен определиться с тем, нужно ли ему приватизировать жилое помещение, так как помимо плюсов, в указанной процедуре имеются и минусы. Колумнист m24.ru юрист Егор Горбунов рассказывает об этом подробнее.

Фото: m24.ru/Михаил Сипко

  • появляется право распоряжаться своим имуществом самостоятельно (продавать, завещать, сдавать в аренду, снимать с регистрационного учета лиц, заключать договор ренты и так далее);
  • приватизация дешевле, чем покупка собственного жилья;
  • нет необходимости вносить плату за наем жилья;
  • собственнику гораздо проще получить разрешение на перепланировку и так далее.

  • появляется обязанность по оплате налога на имущество, который взыскивается из расчета стоимости объекта по БТИ (статьи 400, 401 Налогового кодекса РФ);
  • возрастает размер оплаты коммунальных платежей, т.к. с момента приватизации собственник становится участником содержания и ремонта общедомовых конструкций ст. 30 Жилищного кодекса РФ;
  • прекращаются основания для постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий;
  • необходимо согласие лиц, зарегистрированных в жилом помещении и так далее.

Процедура приватизации

Фото: m24.ru/Михаил Сипко

Если вдруг из двух зол вы все-таки выбрали меньшее, а именно – приватизацию жилого помещения, то вы должны знать, подлежит ли оно приватизации.

Согласно статье 4 Федерального закона от 04.07.1991 № 1541–1 «О приватизации жилищного фонда» (далее – ФЗ «О приватизации жилищного фонда»), не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Для того, чтобы приватизировать жилое помещение, необходимо получить согласие всех зарегистрированных в этой квартире лиц. Если указанные лица не согласны на приватизацию, такой отказ необходимо заверить у нотариуса (это позволит вам в дальнейшем избежать споров относительно доли в жилом помещении).

Следующим этапом является обращение в многофункциональный центр предоставления муниципальных и государственных услуг (МФЦ) по месту нахождения квартиры с заявлением о приватизации жилого помещения. После подачи указанного обращения производится проверка соответствия всех документов, приложенных к заявлению.

Документы, необходимые для приватизации квартиры:

  • договор социального найма жилого помещения либо ордер на квартиру;
  • технический паспорт жилого помещения, в котором указан технический и поэтажный план (выдается в БТИ);
  • кадастровый паспорт на квартиру (выдается в кадастровой палате либо в МФЦ);
  • копии паспортов лиц, зарегистрированных в квартире;
  • копии свидетельств о рождении (для зарегистрированных лиц, не достигших 14 лет);
  • выписка из домовой книги с указанием лиц, зарегистрированных в жилом помещении (выдается паспортным столом);
  • выписка из ЕГРП на объект собственности (выдается в регистрационной палате либо в МФЦ);
  • выписка из ЕГРП (форма 3) о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости (выдается органом Росреестра);
  • справка о том, что лицо не участвовало в приватизации (выдается в БТИ);
  • лицевой счет на квартиру, в котором указано отсутствие задолженности по коммунальным платежам;
  • свидетельства о заключенных браках;
  • отказ от приватизации (в случае отказа лиц, зарегистрированных в жилом помещении) в случае участия данного лица в приватизации ранее, такой отказ от него не требуется;
  • справка из отдела виз и регистрации (ОВИР) о принятии гражданства (в случае если в приватизации участвует лицо, которое было гражданином другого государства;
  • копию решения суда о снятии лица с регистрационного учета (для лиц, снятых с регистрационного учета в квартире по решению суда);
  • документы, подтверждающие смену фамилии (если такая процедура имела место).

Фото: ТАСС/Александр Рюмин

После того, как все необходимые документы собраны, можно смело подавать заявление о приватизации. Согласно статье 8 ФЗ «О приватизации жилищного фонда», решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.

По прошествии указанного времени между вами и департаментом городского имущества (администрацией города, района) необходимо заключить договор о передаче жилища в вашу собственность. После заключения указанного договора необходимо обратиться в Росреестр, либо в МФЦ с заявлением о регистрации права собственности (бланк вам предоставят).

К указанному заявлению необходимо приложить следующие документы: договор о приватизации; кадастровый паспорт; квитанцию об оплате госпошлины за указанную процедуру (2 000 рублей – статья 333.33 Налогового кодекса) и другие (более широкий перечень прилагаемых документов изложен в статье 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Срок регистрации права собственности составляет: семь рабочих дней в случае подачи заявления в Росреестр; девять рабочих дней в случае подачи заявления в МФЦ (на основании статьи 16 указанного Федерального закона).

Далее вам необходимо явиться в орган, в который вы подавали заявление для получения выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) (с 15.07.2016 свидетельство о праве собственности заменено выпиской из ЕГРП). С момента получения указанной выписки вы становитесь полноправным собственником жилого помещения и можете пользоваться, владеть и распоряжаться своим имуществом.

Основания отказа в приватизации:

Фото: m24.ru/Михаил Сипко

  • Недостоверно указанные сведения в документах, прилагаемых к заявлению;
  • Вами уже использовано право на приватизацию;
  • Имеется ваш отказ от приватизации;
  • Жилое помещение не подлежит приватизации;
  • Вы отказываетесь предоставить необходимые документы, указанные выше;
  • Не оплачена государственная пошлина;
  • Отсутствие прав на жилье у муниципального образования города, села, района, Департамента городского имущества;
  • Имеется задолженность по коммунальным платежам и так далее.

При необоснованном отказе в приватизации вы имеете право на обращение в районный суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения. Чтобы восстановить справедливость и реально отменить решение об отказе вам в приватизации, целесообразно обратиться за помощью к юристу, в практике которого имеются подобные дела.

Фото: m24.ru/Михаил Сипко

Не стоит забывать о том, что квартира является лакомым кусочком для мошенников. Обусловлено это высокой стоимостью указанного недвижимого имущества. Ситуации, в которых злоумышленники могут произвести мошеннические действия, описаны ниже.

Предположим, что у вас недостаточно времени на сбор документов для приватизации, и вы обращаетесь в организацию, где обещают оформить необходимые документы в кратчайшие сроки. Вы отдаете «специалистам» необходимые документы, оформляете на них доверенность на совершение от вашего имени действий, уплачиваете сумму по договору за услуги.

Через некоторое время данные лица сообщают вам о том, что появились непредвиденные, не зависящие от них обстоятельства, в силу которых вам необходимо внести дополнительную денежную сумму. Указанная ситуация может повторяться до тех пор, пока у вас не закончится терпение. Расчет здесь сделан на то, что вопрос квартиры «очень серьезный, и вы, человек, «не подкованный» в данных делах, полностью доверяете лицам, которые внушают, что при самостоятельном разрешении вопроса вы можете совершить ошибки, которые обернутся для вас плачевно.

В худшем случае мошенники воспользуются вашими документами в собственных корыстных целях, ведь не будем забывать о том, что у них на руках имеются их оригиналы и доверенность от вашего имени!

Нередки случаи, когда различные агентства обещают вам осуществить помощь в регистрации права собственности на жилое помещение, которое не подлежит приватизации. В данной ситуации вы сами можете стать субъектом преступления, так как указанные действия противоречат законодательству.

Будьте осторожны и не совершайте противоправных действий в отношении своего имущества, ведь зачем рисковать, если любую ситуацию можно разрешить в рамках правового поля. Чтобы в процессе приватизации жилья вы не стали жертвой мошенников, необходимо внимательно изучить нормативно-правовую базу, касающуюся данного вопроса, либо обратиться за помощью к проверенному грамотному юристу.

Если у вас остались вопросы по теме, то задать их можно ниже через специальную форму.