Нормативы затрат основных средств определяют

2. Плановые нормативы и показатели

2.3. Материальные нормативы

Материальные нормативы – это важная составная часть планово-экономической нормативной базы предприятия, характеризующая величину расхода основных производственных ресурсов на изготовление продукции, выполнения работ и услуг с учетом действующих законов спроса и предложения.

В соответствии со структурой процесса производства к основным экономическим ресурсам и материальным нормативам, кроме рассмотренных норм живого труда, относятся нормы расходов предметов труда и средств производства.

Нормы затрат предметов труда определяют планируемую величину расхода основных материалов, топлива, электроэнергии и других затрат, необходимых для производства единицы продукции или услуги.

В состав нормы затрат материальных ресурсов входят обоснованные планово-расчетные величины полезного расхода сырья и материалов, а также обусловленные применяемой технологией и организацией производства отходы и потери материала. В машиностроительном производстве, например, в норму расхода материальных ресурсов на одно изделие включается чистая масса обработанной детали и величина технологических отходов (стружка). Следовательно, плановая масса расхода материалов на одно изделие должна включать массу запроектированной заготовки с учетом технологии ее обработки.

В норму расхода основных ресурсов не включаются отходы и потери материала, вызванные отступлением от технологии, браком, а также работами вспомогательного характера (испытания, изготовление оснастки и т.д.).

В рыночных условиях при планировании находят применение не только нормы расхода, но и нормативы использования материальных ресурсов.

Норматив использования расходов определяется значением коэффициентов, характеризующих отношение полезно расходуемого материала к установленной норме на единицу продукции, например масса детали к массе заготовки. Чем больше коэффициент к единице, тем экономичнее производство, меньше отходов и потерь, ниже трудоемкость и себестоимость продукции.

Норматив затрат средств труда и производства определяет потребность предприятия в рабочих местах, производственной площади, технологической оснастке, инструментах и других основных фондов на выполнение установленного объема работ или услуг. Так как основные производственные фонды являются ресурсами длительного использования, то нормативы их затрат определяются, как правило, на годовой объем производства или другие планово-учетные единицы. К важнейшим нормативам, характеризующим плановый или фактический уровень использования основных средств, относятся такие показатели, как режим работы оборудования, коэффициенты сменности и загрузки станков, нормативы фондоотдачи и рентабельности основных фондов, длительности межремонтных циклов и т.д.

В состав материальных нормативов входят также нормы текущих, технологических и страховых запасов материалов, нормативы незавершенного производства, готовой продукции и др.

Нормативы запаса материалов определяются в зависимости от величины среднесуточного их расхода и очередного периода закупок или интервал поступления заказанной партии на предприятие. При планировании следует различать максимальное, среднее и минимальное значения нормативов материальных запасов.

Планируемые запасы материалов должны обеспечивать бесперебойный ход производства. Поэтому требуется, чтобы их максимальная величина периодически восстанавливалась на расчетном уровне. Минимальный запас должен соответствовать страховому нормативу. Период между поставками ресурсов или длительность интервалов устанавливается на основе договорных рыночных отношений предприятия со своими поставщиками материалов. Его продолжительность измеряется числом календарных дней между очередными закупками материалов.

Нормативы организации производства характеризуют оптимальное соотношение между основными элементами трудовых, технологических и производственных процессов, а также величины расхода экономических ресурсов в различных единицах измерения и динамику их движения по всем стадиям обработки и подразделениям предприятия.

К основным календарно-плановым нормативам движения ресурсов по стадиям производства относятся показатели деятельности производственного цикла, размеры партий запуска выпуска деталей, время наладки оборудования и т.д. Внешними нормативами являются показатели качества, технологичности и экономичности производимой продукции.

Нормируем затраты: рекомендации органам власти и казенным учреждениям

До принятия Закона № 44‑ФЗ планирование закупок товаров, работ, услуг для общественных нужд сводилось лишь к составлению соответствующего плана-графика. Закон о контрактной системе существенно изменил подход к закупкам органов государственной власти, местного самоуправления и подведомственных им государственных и муниципальных заказчиков.

Татьяна Васильевна Саакян, заместитель директора департамента бюджетной методологии Министерства финансов РФ

Глава 2 Закона № 44‑ФЗ содержит нормы, регулирующие стадию планирования закупок. В частности, она устанавливает требования к формированию планов и планов-графиков закупок, обоснованию и нормированию закупок. Несмотря на то что большинство положений, регулирующих планирование закупок, вступило в силу с 2016 года [1] , при формировании проекта закона о федеральном бюджете на текущий год применялись нормы бюджетного планирования при обосновании бюджетных ассигнований в части закупок товаров, работ, услуг для обеспечения функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения) (далее — ФГО, подведомственные получатели бюджетных средств).

Начальной стадией планирования расходов для обеспечения государственных и муниципальных нужд является нормирование закупок. В соответствии со статьей 18 Закона № 44‑ФЗ нормирование применяется в целях обоснования объекта и (или) объектов закупки, включаемых в план закупки. При этом согласно части 1 статьи 19 Закона № 44‑ФЗ существует два вида нормирования (рисунок 1):

  • установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) в целях исключения закупок продукции с избыточными потребительскими свойствами или предметов роскоши
  • установление нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения) (далее — органы).

Разделение видов нормирования формулировкой «и/или» говорит о том, что они взаимосвязаны между собой, но необязательно должны быть внедрены одновременно. Более того, на первом этапе в рамках нормирования в сфере закупок первоочередным является установление нормативных затрат. Такая последовательность неслучайна. Поскольку в первую очередь требуется определить, какие закупки необходимо осуществить, чтобы обеспечить выполнение функций органов и подведомственных получателей бюджетных средств. В рамках внедрения нормативных затрат устанавливается минимальный перечень товаров, работ, услуг, необходимый для обес­печения выполнения указанных функций.

В целом законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, БК РФ (часть 1 статьи 2 Закона № 44‑ФЗ). С нормами статьи 19 Закона № 44‑ФЗ коррелирует статья 70 БК РФ, определяющая [2] бюджетные ассигнования на обеспечение выполнения функций органов и подведомственных получателей бюджетных средств, которые включают закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд. При обосновании бюджетных ассигнований в части закупок необходимо определить, какие товары, работы, услуги и в каком количестве необходимы. Фактически первый (первоочередной) вид нормирования призван решить вопрос обоснованности (необходимости) той или иной закупки и ее объемов.

После определения конкретных товаров, работ, услуг (и их количества), которые нужно закупать для обеспечения выполнения указанных выше функций, возникает необходимость в нормировании этих объектов в целях недопущения приобретения продукции с избыточными потребительскими свойствами или предметов роскоши. Это диктует необходимость установления требований к отдельным видам товаров, работ, услуг. Таким образом, второй вид нормирования призван ограничить закупку продукции, действительно нужной для выполнения указанных выше функций, но со свойствами, необходимость в которых отсутствует.

Кроме установления видов нормирования, в статье 19 Закона № 44‑ФЗ заложен и порядок его осуществления. Указанной нормой предусмотрено принятие соответствующих нормативных правовых (правовых) актов. Предусмотрена фактически трехуровневая система регулирования нормирования. В части нормативных затрат она выглядит следующим образом (рисунок 2).

Исходя из логики очередности внедрения нормирования в сфере закупок, Правительством РФ были утверждены нормативные правовые акты, регулирующие порядок определения нормативных затрат. Во исполнение норм пункта 2 части 3 статьи 19 Закона № 44‑ФЗ утверждено постановление Правительства РФ от 13 октября 2014 года № 1047 «Об общих требованиях к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов» (далее — Общие требования). Данный документ установил порядок определения нормативных затрат на обеспечение функций указанных органов и подведомственных получателей бюджетных средств. Правительство РФ, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и местные администрации устанавливают требования к определению нормативных затрат соответственно для федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципалитетов.

Во исполнение пункта 2 части 3 статьи 19 Закона № 44‑ФЗ требования для определения нормативных затрат для федеральных нужд установлены постановлением Правительства РФ от 20 октября 2014 года № 1084 [3] (далее — Требования, постановление № 1084).

В соответствии с пунктом 2 Порядка формирования и представления главными распорядителями средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований, утвержденного приказом Минфина России от 17 марта 2015 года № 38н (далее — Порядок № 38н), для формирования проекта закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также при внесении изменений в данный закон в Минфин России представляются обоснования бюджетных ассигнований. Формой обоснования бюджетных ассигнований на закупку товаро­в, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд на очередной финансовый год и плановый период (приложение № 23 к Порядку № 38н) предусматривается указание сведений о нормативных правовых (правовых) актах (проектах актов), устанавливающих порядок расчета объема бюджетных ассигнований. При обосновании бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ, услуг начиная с формирования проекта федерального бюджета на 2016 год в указанной форме отражаются сведения о ведомственных актах о нормативных затратах, утвержденных главными распорядителями средств федерального бюджета. Утвержденные нормативные затраты должны применяться подведомственными получателями бюджетных средств при планировании осуществления закупки товаров, работ, услуг.

Использование ведомственных актов в процессе составления проекта федерального бюджета позволило:

  • повысить прозрачность обос­нования бюджетных ассигнований на закупки для государственных нужд путем установления конкретного порядка расчета нормативных затрат и утверждения нормативов цены и количества товаров, работ, услуг;
  • снизить вероятность необоснованного завышения объема бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ, услуг.

Все это в конечном счете создает предпосылки для повышения эффективности использования бюджетных средств.

Содержание ведомственного акта

Правила определения нормативных затрат на обеспечение функций ФГО, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, в том числе подведомственных им казенных учреждений, являющиеся приложением к Требованиям (далее — нормативные затраты, Правила), для расчета нормативных затрат предусматривают:

  • формулы расчета и порядок их применения;
  • порядок расчета, не преду­сматривающий применение формул.

Нормативные затраты, порядок определения которых Правилами не установлен, определяются в порядке, установленном ФГО. Данное правило относится как к виду нормативных затрат, так и к нормативным затратам на закупку определенных товаров, работ, услуг, отнесенных к соответствующей группе [4] . Например, Правила не нормируют затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. В качестве второго примера можно привести отсутствие в Правилах порядка расчета нормативных затрат на закупку серверов (группа «Затраты на приобретение основных средств» вида «Затраты на информационно-коммуникационные технологии»). При этом согласно положениям пункта 5 Общих требований органам при утверждении нормативных затрат может предоставляться право устанавливать иные формулы расчета и порядок их применения [5] . ФГО такое право предоставлено (пункт 2 постановления № 1084), при этом оно может быть реализовано только до 2017 года. ФГО, принявший решение не использовать формулы, определенные Правилами, самостоятельно устанавливает формульный расчет в отношении нормируемых затрат за исключением затрат, указанных в пунктах 26, 27, 93, 94 Правил. Нормативные затраты, указанные в данных пунктах (приобретение средств подвижной связи, планшетных компьютеров, транспортных средств, мебели), определены Правительством РФ и обязательны для расчета в соответствии с Правилами в текущем году. Как уже было сказано выше, с 2017 года ФГО будет обязан использовать формулы, содержащиеся в Правилах.

На основании пункта 4 Требований федеральные государственные органы применяют нормативы цены и нормативы количества товаров, работ, услуг. При этом нормативы, указанные в пункте 5 Требований, должны быть сформированы по категориям или группам должностей. Кроме того, приложениями 1 и 2 к Правилам установлены нормативы, применяемые при расчете нормативных затрат на приобретение средств и услуг подвижной связи, служебного легкового автотранспорта [6] (данные позиции входят в пункт 5 Требований).

ФГО определяет единый для всех подведомственных получателей бюджетных средств расчет затрат по каждому виду (входящим в вид группам нормативных затрат или по отдельным затратам на приобретение товаров (работ, услуг)) и вправе определить нормативы цены и нормативы количества индивидуально для каждого подведомственного получателя бюджетных средств (группы подведомственных получателей бюджетных средств).

C учетом необходимости корректировки в определенных случаях нормативов цены и количества порядок расчета нормативных затрат должен определяться в рамках ведомственного акта (приказ ФГО). А непосредственно сами нормативы утверждаются уполномоченным должностным лицом указанного органа (гриф «Утверждаю»). Данный подход позволяет актуализировать нормативы цены к началу очередного бюджетного процесса.

При определении нормативов количества необходимо учитывать, что нормативные затраты применяются для обоснования объекта закупки, соответственно, превышение фактического количества товаров, работ и услуг над их нормативным количеством не позволит обосновать закупку при включении в план закупок и, следовательно, ее осуществить.

На рисунке 3 представлены условно существующие пять вариантов расчета нормативных затрат:

  • без применения формул;
  • с применением формул, не содержащих нормативы количества и цены товаров, работ, услуг;
  • с применением формул, содержащих нормативы количества и цены товаров, работ, услуг, в том числе нормативы, устанавливаемые для категорий (групп) должностей, с выделением нормативов, размер которых утвержден постановлением № 1084 либо утверждение размера которых осуществляется ФГО.

Примеры расчета нормативных затрат

Расчет нормативных затрат без применения формул

По нормативным затрата­м, в отношении которых отсутствует формульный расчет, в Требованиях представлен порядок их определения в денежном выражении. Например, указанные в пунктах 103–106 Правил нормативные затраты определяются в соответствии со сводным сметным расчетом стоимости строительства. В случае реализации капитальных вложений при отсутствии проектно-сметной документации — в соответствии с принятыми в установленном порядке решениями (проектами решений) об осуществлении капитальных вложений в объекты государственной собственности РФ. Еще одним примером расчета нормативных затрат без применения формул является их определение по фактическим затратам в отчетном финансовом году. Например, такой подход применяется при расчете нормативных затрат на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств (пункт 70 Правил) или затрат на техническое обслуживание и регламентно-профилактический ремонт бытового оборудования (пункт 71 Правил).

Расчет нормативных затрат с применением формул, не содержащих нормативы количества и цены

Как и в предыдущем варианте при применении формул, не использующих показатели цены и количества товаров, работ, услуг, ФГО в ведомственном акте должен утвердить порядок определения нормативных затрат в денежном выражении. Формульный расчет в рассматриваемом случае может выглядеть так:

Знз — нормативные затраты по соответствующему товару, работе, услуге;

Vлбо — объем принятых лимитов бюджетных обязательств отчетного финансового года по контрактам на поставку соответствующего товара, работы, услуги;

К — повышающий коэффициент. В качестве повышающего коэффициента может быть применен коэффициент инфляции.

Расчет нормативных затрат с применением формул, содержащих нормативы количества и цены по товарам, работам, услугам

Данные нормативы можно разделить на несколько групп.

Группа первая. Не требующие установления отдельных нормативов для категорий (групп) должностей (пункт 5 Требований) и размер которых не утвержден постановлением № 1084. Расчет данного рода нормативных затрат требует обязательного определения и утверждения в ведомственном акте нормативов количества и цены товаров, работ, услуг.

Пример. Определим нормативы затрат на сеть интернет и услуги интернет-провайдеров (Зи). Данные затраты определяются по формуле (пункт 5 Правил):

Qi и — количество каналов передачи данных сети интернет с i-й пропускной способностью;

Рi и — месячная цена аренды канала передачи данных сети интернет с i-й пропускной способ­ностью;

Ni и — количество месяцев аренды канала передачи данных сети интернет с i-й пропускной способностью.

В таблице 1 приведены нормативы по рассматриваемой услуге, определенные в ведомственном акте.

В данном примере нормативы цены и количества утверждены по группам подведомственных получателей бюджетных средств.

Группа вторая. Требующие установления отдельных нормативов для категорий (групп) должностей (пункт 5 Требований), но размер которых не утвержден постановлением № 1084.

Затраты на приобретение мебели (Зпмеб) определяются по формуле (пункт 94 Правил):

Qi пмеб — планируемое к приобретению количество i-х предметов мебели в соответствии с нормативами федеральных государственных органов;

Рi пмеб — цена i-го предмета мебели в соответствии с нормативами ФГО.

Нормативы цены и количества по товарам, работам, услугам, относящимся к пункту 5 Требований, необходимо сформировать по категориям или группам должностей.

Пример. ФГО в ведомственном акте по предмету мебели «стол рабочий» для категории «специалисты» определены следующие нормативы (таблица 2).

Таблица 2. Нормативы цены и количества мебели для категории «специалисты»

Учет ремонта основных средств

  • Учет, амортизация и выбытие нематериальных активов
  • Понятие и виды нематериальных активов
  • Поступление нематериальных активов
  • Выбытие нематериальных активов

Учет ремонта основных средств

Восстановление основных средств может осуществляться посредством ремонта (текущего, среднего и капитального), а также модернизации и реконструкции.

Ремонт основных средств рекомендуют производить в соответствии с планом, который формируют по видам основных средств, подлежащих ремонту, в денежном выражении, исходя из системы планово-предупредительного ремонта, разрабатываемой организацией с учетом технических характеристик основных средств, условий их эксплуатации и других причин. Системой планово-предупреди-тельного ремонта предусматривается обслуживание основных средств, текущий и средний ремонт, а также капитальный и особо сложный ремонт отдельных объектов основных средств. План ремонта и система планово-предупредительного ремонта утверждаются руководителем организации.

К работам по обслуживанию, а также текущему и среднему ремонту объектов основных средств относятся работы по систематическому и своевременному предохранению их от преждевременного износа и поддержанию в рабочем состоянии. Учет затрат на производство капитального ремонта организуется по отдельным объектам или группам основных средств.

Затраты, производимые на ремонт основных средств, отражаются в соответствующих первичных документах по учету операций отпуска (расхода) материальных ценностей, начисления оплаты труда, задолженности подрядчикам за выполненные работы по капитальному и другим видам ремонта, и другие расходы.

Затраты по законченному ремонту основных средств, осуществляемые:

  • подрядным способом, отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета, на котором аккумулируются указанные затраты в корреспонденции со счетами учета расчетов;
  • хозяйственным способом, — по дебету счетов учета издержек производства (обращения) в корреспонденции с кредитом счетов учета производственных затрат.

Приемка объектов по окончании капитального ремонта производится по акту приемки-сдачи отремонтированных, реконструируемых и модернизированных объектов (форма ОС-3). При этом должен осуществляться контроль за правильным выполнением объема работ.

Если предстоящая сумма запланированного ремонта велика, то ремонт может осуществляться за счет заранее сформированного резерва. При этом в течение достаточно длительного периода равные суммы включаются в себестоимость (дебет затратных счетов) и формируется резервный фонд (кредит счета 96 «Резерв предстоящих расходов»). При производстве ремонта фактические расходы списываются за счет резерва (например, дебет счета 96 и кредит счета 10 «Материалы»).

Рис. 4.5. Общая схема корреспонденции счетов при осуществлении ремонта основных средств

При инвентаризации резерва расходов на ремонт основных средств (включая арендованные объекты) излишне зарезервированные суммы в конце года сторнируются.

Когда окончание ремонтных работ по объектам с длительным сроком их производства и существенным объемом указанных работ происходит в следующем за отчетным году, остаток резерва на ремонт основных средств не сторнируется. По окончании ремонта излишне начисленная сумма резерва относится на финансовые результаты отчетного периода.

Затраты на модернизацию и реконструкцию объектов основных средств после их окончания, когда указанные затраты улучшают ранее принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т. п.) объектов основных средств, увеличивают первоначальную стоимость объекта, относятся на добавочный капитал организации. В случае наличия у одного объекта нескольких частей, которые имеют разный срок полезного использования, замена каждой такой части при восстановлении учитывается как выбытие и приобретение самостоятельного объекта.

Учет ремонта и восстановления объектов основных средств

Для обеспечения бесперебойной работы объектов основных средств необходимо не только систематически наблюдать за их состоянием в процессе эксплуатации (смазка, осмотр и т.п.), но и периодически их восстанавливать путем проведения ремонта, модернизации и реконструкции.

По объему и характеру производимых ремонтных работ различают текущий и капитальный ремонты основных средств.

Под текущим ремонтом понимают исправление или замену отдельных узлов или деталей для поддержания объекта в рабочем состоянии; под капитальным ремонтом — одновременную смену всех износившихся узлов и деталей с разборкой ремон тируемых объектов.

Модернизация и реконструкция имеют целью улучшение нормативных показателей функционирования объектов основных средств (срока полезного использования, мощности).

Ремонты основных средств могут осуществляться хозяйственным способом, т.е. силами самой организации, или подрядным, т.е. силами сторонних организаций.

Восстановление основных средств проводится в соответствии с планом исходя из системы планово-предупредительного ремонта, который утверждается руководителем организации.

Система планово-предупредительного ремонта предусматривает обслуживание основных средств, текущий и капитальный ремонты. Она разрабатывается организацией на основе технических характеристик объектов основных средств, условий их эксплуатации и т.п.

Фактические расходы, связанные с проведением или оплатой работ по ремонту основных средств, организации могут относить прямо на счета издержек с кредита соответствующих материальных, денежных и расчетных счетов: 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др.

Организации, особенно с сезонным характером производства, могут создавать ремонтный фонд для накапливания средств на осуществление ремонтных работ. Для учета ремонтного фонда целесообразно открывать субсчет «Ремонтный фонд» по пассивному сч. 96 «Резервы предстоящих расходов». В этом случае отчисления в ремонтный фонд можно оформить следующей бухгалтерской записью:

Д-т сч. 25 «Общепроизводственныерасходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.

К-т сч. 96 «Резервы предстоящих расходов».

Организации при образовании ремонтного фонда операции по учету ремонта основных средств, осуществляемого хозяйственным способом, отражают, как правило, предварительно на активном синтетическом счете 23 «Вспомогательные производства». По дебету этого счета отражают фактические затраты по проведенному капитальному и текущему ремонтам собственных основных средств, а по кредиту за счет ремонтного фонда списывают фактическую себестоимость ремонтных работ. Дебетовое сальдо по сч. 23 показывает затраты по незаконченному капитальному или текущему ремонту основных средств. В балансе эти затраты отражаются по статье «Незавершенное производство».

Строительные и другие материалы, полученные при ремонте объектов основных средств, приходуются по дебету сч. 10 «Материалы» и кредиту сч. 23 «Вспомогательные производства».

Списание фактической себестоимости ремонта, проводимого хозяйственным способом с использованием сч. 23, в бухгалтерии организации отражают следующей записью:

Д-т сч. 96 «Резервы предстоящих расходов»

К-т сч. 23 «Вспомогательные производства».

При осуществлении капитального ремонта основных средств подрядным способом организация заключает договор с подрядчиком. Приемка законченного капитального ремонта оформляется актом приемки-сдачи. Законченные капитальные работы оплачиваются подрядчику из расчета сметной стоимости их фактического объема. На стоимость законченных капитальных работ подрядчики представляют заказчику счета, акцепт которых оформляется следующей бухгалтерской записью:

  • Д-т сч. 96 «Резервы предстоящих расходов», субсчет «Ремонтный фонд» (без суммы НДС)
  • Д-т сч. 19 (на сумму НДС)
  • К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (на общую сумму).

В том случае, когда организацией не создается специальный ремонтный фонд, затраты по капитальному ремонту, осуществляемому подрядным способом, могут быть списаны с кредита сч. 60 в дебет счетов издержек.

Затраты на ремонт основных средств по окончании отчетного года должны быть списаны на издержки организации в сумме фактически произведенных затрат. В связи с этим сумму резерва, превышающую фактически произведенные затраты на ремонт, по окончании года сторнируют. При недостатке ремонтного фонда на величину недостатка либо составляют дополнительную проводку по начислениям в ремонтный фонд, либо списывают указанную величину на издержки организации. Сальдо по субсчету «Ремонтный фонд» сч. 96 «Резервы предстоящих расходов», как правило, должно соответствовать затратам по незаконченному ремонту сложных объектов.

Организация затраты по ремонту основных средств может вначале учитывать по дебету сч. 97 «Расходы будущих периодов» (с кредита материальных, расчетных и других счетов или сч. 23), а с этого счета в течение года, как правило, равномерно списывать на счета издержек. Данный вариант учета расходов по ремонту основных средств целесообразно использовать в сезонных производствах, где основная часть расходов по ремонту основных средств приходится на первые месяцы года, когда еще не создан ремонтный фонд.

В случаях достройки, дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации объектов основных средств может измениться их первоначальная стоимость, в которой они были приняты к бухгалтерскому учету. Эти операции с основными средствами могут сопровождаться как завышением стоимости объектов, так и ее занижением в зависимости от целей управления.

Увеличение (уменьшение) первоначальной стоимости основных средств относится на добавочный капитал организации. При этом затраты организации, отраженные на сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы», по окончании достройки, дооборудования, реконструкции объекта основных средств или по завершении работ, носящих капитальный характер, списываются в дебет сч. 01 «Основные средства».

Одновременно на сумму присоединенных к счету учета основных средств затрат увеличивается сумма на счете учета добавочного капитала и уменьшается собственный источник, оставшийся в распоряжении организации (за исключением амортизации). В случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, замена каждой такой части при восстановлении учитывается как выбытие и приобретение самостоятельного инвентарного объекта.

Учет расходов на содержание и восстановление основных средств

Содержание объекта основных средств осуществляется с целью поддержания эксплуатационных свойств указанного объекта посредством его технического осмотра и поддержания в рабочем состоянии.

Восстановление объекта основных средств осуществляется посредством ремонта (текущего, среднего и капитального), достройки, дооборудования, реконструкции и модернизации.

Текущим ремонтом принято считать ремонт, осуществляемый с периодичностью менее одного года. Основная его цель — поддержание объекта в рабочем состоянии.

При среднем ремонте, который осуществляется с периодичностью более одного года, производится частичная разборка ремонтируемого агрегата и восстановление или замена части деталей.

Капитальным ремонтом оборудования и транспортных средств считается такой вид ремонта, при котором производятся полная разборка агрегата, ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, замена или восстановление изношенных деталей и узлов на новые и более современные, сборка, регулировка и испытание агрегата.

Капитальный ремонт зданий и сооружений — ремонт, при котором производится смена изношенных конструкций или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов.

Ремонт производится по плану, разработанному исходя из системы планово-предупредительного ремонта, утвержденному руководителем организации. Указанная система предусматривает обслуживание основных средств: текущий, средний и капитальный ремонты. Она разрабатывается на основе технических характеристик объектов, условий их эксплуатации, других параметров.

Расходы на проведение всех видов ремонта включаются в состав затрат на производство и расходов на продажу, т.е. за счет себестоимости продукции, работ, услуг. Ремонт объектов основных средств непроизводственной сферы осуществляется за счет дохода организации, целевого финансирования, других источников.

Ремонт основных средств может проводиться хозяйственным и подрядным способами. В обоих случаях на каждый ремонтируемый объект составляется ведомость дефектов, в которой указываются необходимые характеристики основных средств, работы, подлежащие выполнению, сроки ремонта, нормы времени на работы, сметная стоимость ремонта в разрезе статей.

При хозяйственном способе организация осуществляет ремонт своими силами и расходы по ремонту отражаются в бухгалтерском учете этой организации. Бухгалтерией на основании ведомости дефектов и наряда-заказа выписываются документы на получение со склада необходимых запасных частей и материалов, рабочие наряды для проведения ремонта основных средств.

В нормативных документах по бухгалтерскому учету и отчетности предлагается на выбор один из нескольких способов отнесения расходов по капитальному ремонту на себестоимость продукции, работ, услуг.

Первый способ предполагает наличие в организации ремонтно- строительной группы, затраты которой собираются на счете 23 в корреспонденции с кредитом счетов 10, 70, 69 и др. В дальнейшем эти расходы списываются на затраты производства или расходы на продажу либо предварительно группируются на счете 25 «Общепроизводственные расходы»:

  • Д-т 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 44 «Расходы на продажу»
  • К-т 23 «Вспомогательное производство».

Можно расходы на ремонт непосредственно отнести на себестоимость продукции, работ, услуг или расходы на продажу:

  • Д-т 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 44 «Расходы на продажу»
  • К-т 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и др.

Этот способ применяется при небольших объемах ремонта и равномерных расходах в течение отчетного периода.

Второй способ предполагает образование ремонтного фонда (резерва), который создается ежемесячно с отнесением средств на счет 96 «Резервы предстоящих расходов», субсчет «Резерв расходов на ремонт основных средств». Образование резерва отражается записью:

  • Д-т 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и др.
  • К-т 96 «Резервы предстоящих расходов», субсчет «Резерв расходов на ремонт основных средств».

Согласно ст. 324 НК РФ сумма резерва предстоящих расходов на ремонт определяется исходя из совокупной стоимости основных средств и нормативов отчислений. Совокупная стоимость основных средств определяется как сумма первоначальной стоимости всех амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию по состоянию на начало налогового периода, в котором образуется резерв. Если основные средства введены в эксплуатацию до вступления в силу главы 25 НК РФ, то для расчета совокупной стоимости амортизируемых основных средств принимается восстановительная стоимость. Нормативы отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств устанавливаются исходя из периодичности осуществления ремонта объекта основных средств, частоты замены элементов (в частности, узлов, деталей, конструкций) основных средств и сметной стоимости указанного ремонта. В налогообложении предельная сумма резерва, как правило, не должна превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за последние 3 года. Однако для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта в течение более одного налогового периода предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов может быть увеличен на сумму отчислений на финансирование указанных видов ремонта в соответствии с графиком их проведения.

Фактические расходы на ремонт основных средств списываются за счет средств созданного резерва:

  • Д-т 96 «Резервы предстоящих расходов», субсчет «Резерв расходов на ремонт ОС»
  • К-т 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и другие счета расчетов и затрат.

Если сумма фактически осуществленных затрат на ремонт основных средств в отчетном периоде превышает сумму созданного резерва, остаток затрат включается в состав прочих расходов на дату окончания налогового периода:

  • Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы»
  • К-т 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и другие счета расчетов и затрат.

Если ремонт не завершен, то в конце года суммы неиспользованного резерва остаются на счете 96 и переносятся на следующий год.

По окончании ремонтных работ на излишне начисленные суммы резерва делается запись:

  • Д-т 96 «Резервы предстоящих расходов», субсчет «Резерв расходов на ремонт основных средств»
  • К-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы».

Третий способ предполагает отнесение фактических расходов на ремонт основных средств в дебет счета 97 «Расходы будущих периодов», с которого расходы равномерно в течение отчетного периода списываются на счета производственных затрат либо расходов на продажу. Для выделения расходов на ремонт основных средств в составе расходов будущих периодов целесообразно к счету 97 открыть соответствующий субсчет.

Фактические расходы на ремонт основных средств на счетах бухгалтерского учета отражаются записью:

  • Д-т 97 «Расходы будущих периодов», соответствующий субсчет
  • К-т 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и другие счета расчетов и затрат.

При списании расходов на ремонт основных средств в бухгалтерском учете фиксируется проводка:

  • Д-т 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и др.
  • К-т 97 «Расходы будущих периодов», соответствующий субсчет».

Данный способ учета используется, если в организации ремонт основных средств производится неравномерно и ремонтный фонд (резерв) не создается.

Первый и второй способы отражения расходов на ремонт основных средств применимы не только в бухгалтерском, но и в налоговом учете.

Расходы на капитальный ремонт ОС, осуществляемый подрядным способом, отражаются в бухгалтерском учете подрядчика. Работы производятся на основании договора подряда. По окончании ремонта объект принимается на основании акта о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (ф. № ОС-3), который составляется в двух экземплярах. Акт подписывается работником структурного подразделения организации, уполномоченного на приемку основных средств, и представителем организации, производившей работы, и подается в бухгалтерию организации. Затем акт подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем организации. В технический паспорт соответствующего объекта основных средств вносятся необходимые изменения в характеристику объекта. Первый экземпляр акта остается у организации-заказчика, второй — передается организации, проводившей работы по восстановлению ОС.

Законченные работы оплачиваются подрядчику из расчета сметной стоимости работ. При этом на основании счета подрядной организации составляются проводки: Д-т 20 «Основное производство» или Д-т 96 «Резервы предстоящих расходов» К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на сумму принятых работ:

  • Д-т 19 «НДС по приобретенным ценностям»
  • К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на сумму НДС;
  • Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
  • К-т 51 «Расчетный счет» — на сумму оплаты по счетам подрядчиков.

Учет затрат, связанных с модернизацией и реконструкцией (включая затраты но модернизации, осуществляемой во время ремонта, осуществляемого с периодичностью более 12 месяцев) объекта основных средств, ведется в порядке, установленном для учета капитальных вложений.

Приемка законченных работ по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации объекта основных средств оформляется соответствующим актом.

Затраты на содержание объекта основных средств (технический осмотр, поддержание в рабочем состоянии) включаются в затраты на обслуживание производственного процесса и отражаются по дебету счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счетов учета произведенных затрат.

Затраты, связанные с перемещением объекта основных средств (транспортные передвижные средства, экскаваторы, канавокопатель, подъемные краны, строительные механизмы и др.) внутри организации. относятся на затраты на производство (расходы на продажу).