Независимая экспертиза места дтп

Экспертиза ДТП: знайте свои права и водите аккуратно

Ежегодно количество автомобилей в городах прирастает высокими темпами. Наличие машины в семье – дело привычное. И пробками в час пик и на выезде из города в уикэнд никого не удивишь. К сожалению, происшествия и аварии на дорогах также стали нормой. Схема « Как действовать при ДТП. Пошаговая инструкция »

Что делать, если случилось ДТП? Как правильно оформить документы и распорядиться своим правом на получение страховой выплаты? Что такое независимая автоэкспертиза? На все эти вопросы нам поможет найти ответ эксперт в области защиты прав автомобилистов Кирилл Форманчук.

Кирилл Викторович Форманчук с 2006 года и по настоящее время занимается автоправозащитной деятельностью. Является председателем общественного движения «Комитет по защите прав автовладельцев» и президентом «Федерации автовладельцев России» в Свердловской области.

1. Всегда ли нужно вызывать ГИБДД на место ДТП или можно справиться своими силами?
ДТП можно оформить без участия сотрудников полиции всего в нескольких случаях. Согласно ст. 11 Закона «Об ОСАГО», оформить документы о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции можно, если размер страховой выплаты, причитающейся потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его имуществу, не превышает 25 000 руб.

Способ оформления ДТП без участия полиции, или европротокол, применяют, если:

• вред в результате дорожно-транспортного происшествия причинен только имуществу, люди не пострадали;
• в ДТП участвовали два транспортных средства, владельцы которых имеют на момент аварии действующие полисы ОСАГО;
• обстоятельства ДТП, характер и перечень видимых повреждений автомобилей не вызывают разногласий у участников дорожно-транспортного происшествия. Нет спора о вине в ДТП, и участники достигли согласия относительно размера стоимости вреда причиненного ТС. Во всех остальных случаях необходимо оформлять ДТП с помощью сотрудников полиции.

2. Что такое независимая автоэкспертиза? В чем суть оценки и каковы ее этапы? Выиграю ли я, обратившись к независимым экспертам?

Вся экспертиза по умолчанию независимая, но выводы экспертов иной раз существенно отличаются друг от друга. Когда разница особенно заметна? Когда страховая компания направляет потерпевшего на осмотр поврежденного имущества в экспертные организации, с которыми у нее есть договор. И в случаях, когда потерпевший самостоятельно, с запросом для личных нужд, обратиться в это же учреждение, не предъявляя направления от страховой компании. Результаты этих двух экспертиз будет очень сильно отличаться.

Экспертиза состоит из двух основных этапов: визуальный осмотр поврежденного имущества и расчет стоимости восстановительного ремонта.
Экспертиза состоит из двух основных этапов: визуальный осмотр поврежденного имущества и расчет стоимости восстановительного ремонта.

При осмотре эксперт определяет характер повреждений и степень ремонтных воздействий, необходимых для восстановления имущества, а так же соотносит характер повреждений и обстоятельства их наступлений. Осмотр могут проводить как единожды, так и несколько раз. Если в процессе ремонта или разборки были выявлены скрытые повреждения, которые не было возможности обнаружить визуально, то эксперт проводит дополнительный осмотр.

Следующий этап – это выполнение расчета. Эксперт с помощью специального программного обеспечения и справочников определяет стоимость и количество работ, а также цены на материалы и запасные части, необходимые для восстановления ТС.

3. Когда необходима независимая оценка после ДТП? Всегда ли автовладелец имеет на нее право?

Собственник имущества имеет право распоряжаться им, как он посчитает нужным. Если потерпевший не согласен с результатами экспертизы, выполненной по направлению страховщика, он вправе без согласования с ним провести другую экспертизу. Как показывает практика, результат экспертизы по направлению страховой компании почти всегда получается меньше, чем у эксперта, не связанного со страховщиками. Как показывает практика, оцененная стоимость ущерба в результате экспертизы по направлению страховой компании почти всегда меньше, чем у эксперта, не связанного со страховщиками.

4. Сколько времени потребуется на автоэкспертизу?

Все зависит от сложности повреждений и предмета оценки. Так, три-четыре часа займет экспертиза ТС, если повреждено не более 10 элементов. Эксперт, у которого на руках необходимые справочники и цены, сделает расчет быстро.

5. Какие документы мне надо передать для независимой автоэкспертизы?

Пакет документов зависит от конкретного случая и может варьироваться. Ориентировочный перечень:
• Документы на транспортное средство;
• Справка о ДТП или любой документ, свидетельствующий о дате наступления повреждений;
• Договор купли-продажи ТС, так как закупочная цена важна при определении величины утраты товарной стоимости (УТС) и при расчете амортизационного износа.

6. Как узнать, что компания по независимой оценке ущерба вследствие ДТП имеет право на осуществление деятельности, а ее заключение будет иметь доказательную силу в суде?

На этот вопрос нет однозначного ответа. Если эксперт действует в рамках закона «Об ОСАГО» и делает экспертизу по направлению страховой компании, то он должен быть включен в государственный реестр экспертов-техников Министерства Юстиции РФ. Если за экспертизой обращается потерпевший, а не страховая компания, то эксперту достаточно диплома, или какого-нибудь удостоверения, что он прослушал какие-нибудь курсы по определению стоимости восстановительного ремонта после ДТП. Более того, суды принимают и отчеты об оценке, выполненные специалистами, которые не имеют права определять стоимость восстановительного ремонта, а также различные консультативные заключения. Если, по сути, расчет верный, но оформлен не так, как надо, суд его примет все равно. Такая сложилась практика.

7. Стоит ли обращаться к компаниям и экспертам, указывающим свои телефоны на столбах и заборах вроде «Оценка ущерба ДТП»? Не обманет ли сам эксперт?

Я не рекомендую обращаться к тем, кто рекламирует себя на столбах и расклеивает объявления по подворотням. Обращайтесь к проверенным специалистам. Рекомендую предварительно уточнить, имеет ли специалист хоть какие-нибудь документы, подтверждающие его квалификацию.

Эксперта выбрать сложно, почти также сложно, как и грамотного юриста. Отнеситесь к своему выбору ответственно!
Эксперта выбрать сложно, почти также сложно, как и грамотного юриста

8. Примерная стоимость услуг независимого автоэксперта? Из чего она складывается?

Стоимость услуг варьируется от 3 000 до 15 000 руб. Цена за экспертизу зависит от квалификации эксперта, от расходов экспертной организации. Стоимость экспертизы в организации, которая платит налоги и выдает кассовые чеки за свои заключения, будет стоить дороже, чем в организации выдающей квитанции, за которые не отчитываются в налоговой. Бывали случаи, когда суды отказывались компенсировать стоимость экспертизы из-за отсутствия кассового чека. Экспертиза, содержащая цветные фотографии, также будет стоить дороже, чем экспертиза без фотографий. На это тоже нужно обратить внимание, т.к. суды требуют фотографии поврежденного имущества.

9. Вернет ли мне страховая стоимость проведения независимой автоэкспертизы?

Оплата экспертиза – это убытки, связанные с незаконными действия страховой компании, они подлежат возмещению наряду с другими расходами потерпевшего, такими как: эвакуация ТС, хранение на стоянке до даты осмотра и пр.

10. Несколько практических советов для автовладельцев, попавших в ситуацию с ДТП.

Я рекомендую после ДТП сразу обращаться к независимому эксперту и направлять все документы по почте в страховую компанию. Так вы обезопасите себя от неквалифицированной оценки со стороны страховщика и сбережете свое время, которое могли провести в очередях в страховой компании. Если страховая компания не заплатит, то нужно обращаться в суд. Закон «О защите прав потребителей» распространяется на страховые отношения, и суд, при вынесении решения, обязан взыскать со страховой компании штраф в размере 50% от суммы удовлетворенных исковых требований. Кроме того, потребителю возмещается моральный вред за незаконные действия страховщика.

Знайте свои права и водите аккуратно!

Схема: Как дейсвовать при ДТП: пошаговая инструкция

Независимая экспертиза автомобиля после ДТП

Независимая экспертиза автомобиля после ДТП проводится в целях определения реального размера ущерба для его дальнейшей компенсации. Как правильно осуществлять такую оценку и какие нюансы здесь существуют будет рассказано в следующих главах.

Согласно ст.12.1 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — ФЗ-40) независимая техническая экспертиза транспортного средства проводится для того, чтобы установить повреждения автомобиля и их причины, а также определить обстоятельства наступления таких повреждений. В её ходе также определяется стоимость ремонта, требуемого для восстановления автомобиля. Процедура осуществляется в соответствии с правилами, утвержденными Банком России, а также по единой методике (утв. Банком России 19.09.2014 № 432-П).

Существует несколько видов независимой технической экспертизы транспортного средства:

  • проводимая компанией-страховщиком;
  • независимой оценочной организации;
  • суда.

В подавляющем числе случаев владельцы транспортных средств проводят экспертизу у страховщика. Однако в некоторых случаях владельцы ТС обращаются в независимые организации, которые проводят оценку по тем же правилам и методикам. В случае, если дело не удается решить миром, участники ДТП вправе обратиться в суд. В этом случае будет назначена судебная экспертиза, в ходе которой будет установлен объем ущерба, причиненного автовладельцу.

Все эксперты-техники должны соответствовать требованиям, утвержденным Приказом Минтранса России от 22.09.2016 № 277. В противном случае экспертиза не будет иметь юридической силы.

Основания для проведения экспертизы ТС

Как правило, после того как произошло ДТП, представитель страховой компании выезжает на место происшествия для осмотра транспортного средства и оценки характера его повреждений. Согласно п.12 ФЗ-40, если по результатам такого осмотра представитель страховой фирмы и потерпевший автовладелец договариваются о сумме компенсации за поврежденное авто, то независимая техническая экспертиза не назначается. Однако достичь такого консенсуса удается далеко не во всех случаях, и тогда возникает вопрос о том, как провести процедуру после ДТП.

Как проводится независимая экспертиза

Как уже было указано выше, процедура проводится по единой методике, в соответствии с утвержденными правилами.

Сразу заказывать независимую экспертизу в сторонней организации нельзя, поскольку положениями ФЗ-40 предусмотрен определенный порядок, с обязательным вовлечением в данный процесс страховщика. Если не следовать этим правилам, потерпевший рискует получить отказ в возмещении ущерба.

Согласно п.13 ст.12 ФЗ-40, если по результатам совместного осмотра поврежденного транспортного средства представитель страховой компании и потерпевший владелец авто не смогли достигнуть согласия по поводу размера страховой выплаты, то в таком случае страховщик обязан инициировать проведение независимой экспертизы. Потерпевший владелец транспортного средства имеет обязанность по предоставлению доступа к поврежденной машине или ее останкам. Если такой доступ владельцем не предоставляется, он также не имеет права провести самостоятельную независимую экспертизу. Проведение автовладельцем такой процедуры предусмотрено только в том случае, если представитель страховой компании не осмотрел поврежденный автомобиль либо в течение пяти рабочих дней не организовал независимую оценку. В таком случае результаты процедуры, проведенной автовладельцем, должны быть приняты страховой компанией в целях предоставления владельцу автомобиля положенной законом компенсации.

В целом, порядок проведения независимой экспертизы следующий:

    После ДТП автовладелец подает заявление в страховую компанию с просьбой о возмещении ущерба.

В соответствии с п.1 ст.12 ФЗ-40 для тех, кто пользуется страховкой ОСАГО, такое заявление направляется либо своему страховщику по процедуре прямого возмещения убытков (в случае, если в ДТП приняло участие только два автомобиля), либо страховщику виновного лица (если в ДТП участвовало более двух автомобилей, и в случае, если вред причинен не только имуществу, но и здоровью).

К заявлению необходимо приложить:

— копию документа, удостоверяющего личность потерпевшего лица (заверенную);

— если действия осуществляются представителем потерпевшего — документы, подтверждающие полномочия представителя;

— банковские реквизиты для перечисления страховой компенсации;

— извещение о ДТП;

— справку о ДТП, которая должна быть выдана ГИБДД по форме, утв. Приказом МВД РФ от 01.04. 2011 № 154;

— копии протокола об административном правонарушении, а также постановление по делу об административном правонарушении (или отказа в возбуждении такого дела), если документы по ДТП оформлялись при участии полиции.

Подача дополнительных документов предусмотрена в случае причинения вреда жизни, здоровью и имуществу автовладельца, потерпевшего в ДТП, а также при предъявлении им требования возместить ему дополнительно понесенные расходы на лечение либо погребение, а также в связи с утратой дохода (заработка) из-за наступления страхового случая.

В течение пяти дней с момента получения заявления о возмещении ущерба страховщик обязан провести оценку автомобиля. Если стороны не достигают соглашения об объеме компенсации (а это, как правило, и происходит), страховщик имеет обязательство по проведению исследования ТС.

На практике страховые компании зачастую сразу же проводят независимую экспертизу. Для этого они привлекают экспертные организации, с которыми у них заключен договор. Результаты такой экспертизы далеко не всегда удовлетворяют владельца ТС, пострадавшего в ДТП.

  • Независимая экспертиза проводится по месту нахождения страховщика. Автовладелец обязан доставить транспортное средство по указанному страховщиком адресу. Если это невозможно в силу того, что транспортное средство очень сильно повреждено, закон предусматривает выезд экспертов по оценке на место ДТП.
  • Если потерпевший не предоставил экспертам свой автомобиль для проведения независимой экспертизы в условленную со страховщиком дату, страховщик имеет обязанность по согласованию новой даты. В таком случае продлевается срок принятия страховщиком решения о предоставлении страховой выплаты, но не более чем на 20 дней.
  • По результатам экспертизы страховщик обязан предоставить владельцу ТС отчет эксперта (экспертное заключение), в соответствии с которым будет производиться выплата компенсации ущерба.
  • Что делать, если результаты независимой экспертизы, проведенной страховщиком, не устраивают

    Многие автолюбители сталкиваются с такой ситуацией, когда результаты процедуры, проведенной по инициативе страховой компании, их не устраивают. Связано это с тем, что по мнению автовладельцев страховщики пользуются услугами “своих» экспертов, которые намеренно не учитывают некоторые повреждения либо занижают стоимость устранения поломок авто. Что делать в таком случае?

    Алгоритм действий следующий:

    1. Необходимо получить ту компенсацию, которую предлагает вам страховщик.
    2. Следует провести независимую оценку автомобиля после ДТП, организованную страховщиком. Уклоняться от этой процедуры либо как-то ей препятствовать бессмысленно, так как согласно закону при таких действиях потерпевшего лица страховщик имеет полное право отклонить его заявление о возмещении ущерба.
    3. После того как вы получили результаты экспертизы, которые вам показались несправедливыми, проведите исследование самостоятельно. Правда, такую экспертизу вам придется оплатить за свой счет (в отличие от предыдущей, которую оплачивал страховщик).

    Согласно п.14 ст.12 ФЗ-40, стоимость самостоятельно проведенной экспертизы включается в состав убытков, которые подлежат возмещению.

    Для проведения самостоятельной независимой экспертизы нужно обратиться либо к экперту-технику, который внесен в соответствующий государственный реестр, либо в организацию, в которой работают такие эксперты (не менее один в штате). Обращение к эксперту-технику оформляется заявлением, в котором в обязательном порядке указываются следующие данные:

    — ваши фамилия, имя и отчество, дата рождения и место жительства;

    — полное наименование страховой компании, чьими услугами вы пользуетесь;

    — перечень вопросов, на которые необходимо ответить в результате проведения независимой экспертизы.

  • Уведомлять страховщика о времени и месте инициированной вами процедуры не обязательно, но это лучше сделать.
  • Получив результаты, вы можете направить страховщику требование о взыскании доплаты по страховому возмещению, заполнив заявление по установленной форме. К этому требованию следует приложить документы, которые обосновывают ваше право на доплату, а именно документы, подтверждающие:

    — факт наступления страхового случая;

    — факт заключения договора с техником-экспертом (организацией);

    — величину причиненного ущерба (экспертное заключение по результатам самостоятельно проведенной экспертизы).

  • Согласно п.1 ст.16.1 ФЗ-40 в течение десяти дней страховщик обязан рассмотреть ваше требование и дать по нему ответ: удовлетворить требование либо предоставить мотивированный отказ.
  • Если страховщик ответил вам отказом или вовсе не ответил в течение 10 календарных дней, обращайтесь в суд. Вы имеете на это право согласно п.21 ст.12 ФЗ-40. Также вы можете возместить моральный вред, неустойку, штраф и иные расходы в соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
  • Стоимость независимой экспертизы автомобиля после ДТП разнится в зависимости от расценок техников-экспертов или организаций, предоставляющих такие услуги. В среднем цена такой экспертизы около 10 000 рублей. Если хотите получить хороший результат, слишком экономить на оплате труда экспертов не рекомендуется. Также предпочтительно сразу обратиться к опытным юристам, ведущим дела по возмещению вреда, нанесенного транспортному средству в результате ДТП. Они помогут вам правильно составить все необходимые документы, станут важными посредниками при вашем общении со страховщиком и независимыми экспертами, обратят внимание на все нюансы и детали, о которых вы можете не знать. Обратившись к нам, вы можете рассчитывать на профессиональную помощь грамотных специалистов.

    Независимая экспертиза места дтп

    Исследуемые объекты и документы

    Протокол осмотра ТС

    Протокол осмотра места ДТП

    Схема места ДТП

    Акт осмотра ТС и его фотографии

    Фототаблица места ДТП

    Объяснения участников ДТП и свидетелей

    Дислокация дорожных знаков и разметки

    Справка о режиме работы светофорного объекта

    Дорожные знаки, разметка, ограждающие конструкции

    Полезные статьи по данной тематике

    Автотехническая экспертиза является одной из самых востребованных экспертиз, проводимых по делам, связанных с дорожно-транспортными происшествиями и неисправностями транспортных средств.

    При расследовании дорожно-транспортного происшествия устанавливается виновное лицо, которое зачастую бывает несогласно с вменяемым им правонарушением. В дальнейшем ему придется возмещать ущерб от ДТП, а другим участникам ДТП доказывать наличие этого ущерба. Но, к сожалению, на месте виновное лицо не всегда устанавливается, или устанавливается несправедливо, т.к. довольно часто для установления механизма дорожно-транспортного происшествия необходимы специальные знания. Именно для этих целей прибегают к помощи экспертов. Виновность водителя устанавливает суд, следователь, дознаватель, но именно эксперт может ответить на вопросы, которые помогут установить всю картину ДТП, в том числе и ущерб от него.

    Независимая экспертиза ДТП помогает следственным и судебным органам не только определить виновное в ДТП лицо, но и установить некоторые обстоятельства происшествия, которые могут иметь немаловажное значение для дела. Данные обстоятельства могут смягчить или отягчить вину водителя, а также выявить других лиц, также виновных в исследуемом происшествии. В качестве такого лица, виновность которого в первоначальный момент может показаться неочевидной, может быть дорожная служба, не установившая соответствующие дорожные знаки при проведении ремонтных работ дорожного полотна. Независимая экспертиза после ДТП исследует все обстоятельства, опираясь на представленные судом или следствием материалы дела, не анализируя при этом представленные сведения на достоверность, данное действие проводится органом, назначившем судебную экспертизу.

    Установлением ущерба, который был нанесен транспортным средствам в результате столкновения, занимается экспертиза автомобиля после ДТП. Она выполняется по результатам осмотра поврежденного автомобиля и экспертного анализа объема и интенсивности повреждений, а значит и объема и сложности ремонтно-восстановительных работ, требующихся при восстановлении поврежденного автомобиля. Экспертиза автомобиля также может потребоваться для выявления неисправности, которая могла стать причиной аварии. Для установления наличия или отсутствия предполагаемой неисправности, независимая экспертиза автомобилей после ДТП осуществляется в несколько этапов, один из которых – тщательный осмотр поврежденного транспортного средства, его диагностика на специальных стендах. Помимо перечисленных задач, независимая экспертиза автомобиля проводится при возникновении сомнении в качестве проведенного ремонта или выполнения других работ, сопряженных с изменением конструкции автомобиля, например, установкой дополнительного оборудования. Некачественное выполнение ремонтных работ может послужить причиной аварийной ситуации на дороге, поэтому столь важно как можно раньше установить данный факт.

    Как видно, круг задач, которые решает судебная автотехническая экспертиза, весьма широк и не ограничивается решением вопросов, возникающих при дорожно-транспортных происшествиях. Ее проведение целесообразно, когда решение спора без привлечения специальных автотехнических знаний затруднительно или невозможно, а величина материального ущерба или принципиальность пострадавшего не позволяют игнорировать данный спор.

    Автотехническую экспертизу также называют автоэкспертизой, экспертизой ДТП, авто-технической, транспортной, дорожно-транспортной экспертизой, причем последнее наименование достаточно хорошо обосновано авторами некоторых научных работ и имеет полноценное право к применению в классификации судебных экспертиз, так как объектом исследования является не только автомобиль, но и дорога, дорожные конструкции,технические средства организации дорожного движения, а также действия водителя и других лиц, ответственных за безопасность дорожного движения.

    Автотехнические экспертизы принято подразделять на виды, в зависимости от задач экспертизы, объектов и методик исследования:

    Экспертиза обстоятельств ДТП;

    Экспертиза технического состояния ТС;

    Транспортно-трасологическая экспертиза (экспертиза следов на ТС и месте ДТП);

    Экспертиза дорожных условий;

    Автотовароведческая (оценка ТС).

    Так как часто при возникновении тех или иных вопросов, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, перед экспертом ставятся вопросы из разных видов автотехнических экспертиз, для предотвращения недопонимания и ошибок в названии экспертиз целесообразнее в определении и постановлении указывать не виды автотехнической экспертизы, а наименование рода «автотехническая экспертиза».

    Экспертиза обстоятельств ДТП

    Задачей автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП является определение скорости движения ТС до столкновения, в момент контакта и в другие моменты времени, расчета допустимой скорости движения на данном участке дороги, времени преодоления указанного участка пути, величины тормозного и остановочного пути, технической возможности предотвратить столкновение (наезд). Экспертиза после ДТП проводится также с целью установления пунктов Правил дорожного движения, которыми должны были руководствоваться водители, и определения соответствия или несоответствия действий водителей требований данных пунктов.

    Экспертизу обстоятельств ДТП также называют экспертизой ДТП, механизма ДТП, условий ДТП. Экспертиза ДТП является наиболее востребованной из видов автотехнических экспертиз при установлении судом и следствие вины водителей в произошедшем ДТП. Для однозначного установления судом или следствия виновного лица необходимо поставить на разрешению эксперта корректные вопросы, на которые не только возможно получить ответ экспертным путем, но и решение которых поможет в разрешении дела. При этом важно отметить, что независимая экспертиза ДТП сможет дать интересующие ответы только при предоставлении эксперту всех административных материалов по факту ДТП и наличия исходных данных в постановлении или определении о назначении экспертизы.

    Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:

    С какой скоростью двигалось транспортное средство до применения водителем торможения?

    Какова длина остановочного и тормозного пути транспортного средства?

    Имел ли водитель техническую возможность избежать столкновения путем применения экстренного торможения?

    Какими пунктами Правил дорожного движения должен был руководствоваться водитель в данной дорожно-транспортной ситуации?

    Соответствовали ли действия водителя требованиям Правил дорожного движения?

    Какова допустимая скорость движения на участке дороги с данным радиусом поворота/расстоянием видимости дороги?

    С какой минимально-допустимой дистанцией должен был двигаться автомобиль до движущегося впереди транспортного средства?

    Могли ли с технической точки зрения произойти события, описанные в объяснениях водителя?

    На каком расстоянии находился автомобиль в момент объективной возможности водителя обнаружить пешехода, появившегося из-за неподвижного объекта?

    Мог ли автомобиль преодолеть указанный участок пути за данное время?

    Кто из данных транспортных средств имел преимущественное право проезда в намеченном направлении?

    На каком расстоянии до встречного автомобиля водитель должен начать осуществление маневра обгона (объезда препятствия) для его безопасного выполнения?

    Экспертиза технического состояния ТС

    Задачей экспертизы технического состояния ТС является определение наличия или отсутствия неисправностей ТС, причины их возникновения, способа и трудоемкости их устранения, являются ли данные неисправности заводскими, эксплуатационными, возникли ли они в результате ремонта.

    Независимая автоэкспертиза особенно актуальна в делах, когда неисправность автомобиля предположительно могла стать причиной дорожно-транспортного происшествия. В таких случаях эксперт проводит осмотр автомобиля, выявляет неисправность и проводит анализ ее возникновения. В рамках автоэкспертизы после ДТП проводится диагностика автомобиля с применением инструментальных методов исследования. При ее проведении, также как и в других экспертизах, важно сохранение объекта исследования для проведения экспертизы и фиксации всех необходимых сведений в протоколе осмотра ТС. Данный вид автотехнической экспертизы ошибочно также называют экспертизой неисправностей ТС, диагностикой ТС, технической экспертизой автомобиля, товароведческой и автотовароведческой экспертизой.

    Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:

    Имеются ли какие-либо неисправности транспортного средства?

    Какова причина возникновения неисправности?

    Явилась ли обнаруженная неисправность причинной ДТП?

    Могла ли обнаруженная неисправность возникнуть в результате ремонта узла, агрегата?

    Как повлияла неисправность на управляемость и устойчивость транспортного средства?

    Имел ли водитель техническую возможность предотвратить ДТП при данной неисправности?

    Мог ли водитель или другое лицо, ответственное за выпуск транспортного средства на рейс, обнаружить неисправность до ДТП?

    Каково качество произведенного ремонта?

    Привели ли ремонтные работы к устранению неисправности?

    Были ли выполнены в полном объеме все ремонтные работы, указанные в заказ-наряде?

    Данный вид автотехнической экспертизы занимается исследованием следов на транспортных средствах и месте ДТП в целях определения взаимного расположения ТС в момент столкновения, направления их движения, места и механизма столкновения (наезда), траекторий движения ТС до и после столкновения, какими частями ТС могли быть оставлены повреждения на другом ТС, а также все ли повреждения на транспортном средстве были получены в результате данного ДТП. Данный вид автотехнической экспертизы также ошибочно именуют трасологической, трассологической, автотрасологической и авто-трасологической экспертизой. Транспортно-трасологическая диагностика и экспертиза обстоятельств ДТП наиболее часто назначаются в комплексе, т. к. порой ответ на вопросы одной невозможен без проведения исследования другого вида автоэкспертизы.

    Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:

    Где находилось место столкновения транспортных средств?

    Каково взаимное расположение транспортных средств в момент столкновения?

    Каково расположение транспортных средств относительно границ проезжей части?

    Каков механизм столкновения транспортных средств?

    Какова траектория движения транспортных средств до/после столкновения?

    Какие повреждения, зафиксированные в документах,могли быть получены в результате данного ДТП?

    Какими частями контактировали транспортные средства в первоначальный момент?

    Находился ли автомобиль в момент столкновения в неподвижном состоянии?

    Кто из данных транспортных средств находился в неподвижном состоянии, а кто в движении?

    Экспертиза дорожных условий

    Является самым редким видом автотехнических экспертиз и занимается исследованием дороги, дорожных знаков, дорожной разметки и дорожных конструкций на соответствие стандартам, наличия или отсутствия недостатков в организации дорожного движения в месте ДТП или административного правонарушения. Экспертизу дорожных условий также называют дорожной, автодорожной, дорожно-транспортной экспертизой.

    Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:

    Соответствует ли расположение дорожного знака требованиям ГОСТ?

    Соответствует ли состояние дорожного покрытия на исследуемом участке дороги (на месте ДТП) требованиям ГОСТ?

    Соответствует ли дорожная разметка на месте ДТП требованиям ГОСТ?

    Соответствует ли режим работы светофорного объекта требованиям ГОСТ?

    Соответствует ли организация дорожного движения на данном участке дороги требованиям безопасности?

    Усматриваются ли какие-либо недостатки в организации движения на участке дорожно-транспортного происшествия (ДТП)?

    Автотовароведческая экспертиза (оценка ТС)

    Оценка транспортных средств является самым распространенным видом не только автотехнических экспертиз, но и экспертиз вовсе. Основной целью проведения данной экспертизы является исследование повреждений, причиненных автомобилю после ДТП с целью дальнейшего возмещения ущерба или продажи.

    Автоэкспертиза занимается определением рыночной стоимости, стоимости восстановительного ремонта, годных остатков, утраты товарной стоимости транспортного средства.

    Данный вид автотехнических экспертиз также называют оценочной, автоэкспертизой, автооценкой, экспертизой ущерба и экспертизой автомобиля.

    Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:

    Какие повреждения имеются на транспортном средстве?

    Каков объем ремонтных работ транспортного средства?

    Какова стоимость восстановительного ремонта транспортного средства (оценка ущерба от ДТП)?

    Какова рыночная стоимость транспортного средства?

    Как и кто производит экспертизу после ДТП. Какие есть разновидности экспертиз, стоимость и обжалование.

    Любой водитель, у которого есть полис ОСАГО или КАСКО вправе обратиться в страховую компанию за компенсацией при наступлении аварии. При этом размер выплаты зависит от размера нанесенного ущерба, который оценивается специальной экспертизой. В представленной статье мы расскажем, какие экспертизы можно провести при ДТП и в чем особенности каждой из них.

    ○ Экспертиза после дтп.

    Полученный вследствие аварии ущерб оценивается экспертизой. Процедура призвана помочь в составлении общей картины произошедшей аварии. Экспертиза определяет:

    • Состояние автомобиля вследствие ДТП.
    • Необходимую для восстановления сумму компенсации.
    • Сбъективные и объективные причины произошедшей аварии.
    • Виновника ДТП, подтверждая либо опровергая версию сотрудников полиции.

    В зависимости от целей и задач различают несколько видов экспертной оценки, каждый из которых будет подробно описан ниже.

    ○ Что такое независимая экспертиза после ДТП и для чего она проводится.

    Нередко бывают случаи, когда страховые компании занижают стоимость полагающейся к выплате компенсации. Делается это при помощи сотрудничества с СТО, неправильно оценивающего требуемую сумму для ремонта. Поэтому каждому водителю стоит знать о своем праве на независимую экспертизу, которая даст реальную оценку ситуации.

    • «1. В целях установления обстоятельств причинения вреда транспортному средству, установления повреждений транспортного средства и их причин, технологии, методов и стоимости его восстановительного ремонта проводится независимая техническая экспертиза.
    • 2. Независимая техническая экспертиза проводится по правилам, утверждаемым Банком России.
    • 3. Независимая техническая экспертиза проводится с использованием единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, которая утверждается Банком России. (ст.12.1 Федерального закона «Об обязательном страховании…» от 25.04.2002 №40-ФЗ)».

    Независимая экспертиза оплачивается заказчиком и требуется, если:

    • Водитель хочет проверить, насколько правильно страхования оценила нанесенный ущерб.
    • Возникли подозрения о наличии скрытых дефектов, которые не были учтены при оценке.
    • Водителю нужно узнать точную сумму, в которую обойдется ремонт.
    • Планируется обращение в суд.

    ○ Виды экспертиз после ДТП.

    Типы экспертной оценки различаются по определенным признакам.

    В зависимости от подведомственности экспертной организации, для оценки может потребоваться:

    1. Проведение служебного расследования (досудебной экспертизы).
    2. Назначение судебной экспертизы.

    Судебная экспертиза.

    Это процессуальное действие, в рамках которого проводится исследование всех обстоятельств дела с целью выявления сведений, которые могут послужить доказательством в процедуре установления истины по уголовному делу. Как правило, они требуются для проверки других обстоятельств рассматриваемого дела. Главный вопрос, на который должна дать ответ подобная экспертиза – авария произошла из-за действий водителя, пренебрегшего правилами безопасности, или имел место несчастный случай.

    Досудебная экспертиза.

    Данный вид экспертизы проводится по желанию физических или юридических лиц, которые не согласны с выводами страховой компании либо с позицией другого участника ДТП. Цель процедуры – получение независимой оценки состояния автомобиля и требуемой для ее восстановления суммы.

    В зависимости от состава участников:

    Исходя из этого критерия может проводится три вида экспертной оценки.

    Единоличная .

    Назначается, когда обстоятельства аварии не вызывают больших разногласий между ее участниками. В данном случае не требуется присутствие уполномоченных лиц. Проблема решается между двумя водителями, попавшими в ДТП и их страховыми компаниями.

    Комиссионная.

    Данная экспертиза назначается, когда количество участников ДТП больше двух и при этом между ними возникают разногласия, требующие привлечения третьих лиц. В данном случае назначается комиссия из нескольких экспертов с одной специальностью. Они самостоятельно исследуют одни и те же объекты, дают ответы на одни и те же вопросы. Итогом экспертизы является общая оценка, согласованная со всеми членами комиссии. Если к единому мнению не удалось прийти, любой член комиссии может письменно представить и обосновать свою точку зрения.

    Комплексная.

    Подобный вид экспертизы требуется в особо сложных случаях, когда необходимо мнение экспертов из разных областей. Кроме эксперта-автотехника в созданную комиссию может входить криминалист, медик и т.д. Все эксперты исследуют одни и те же объекты, решая возникающие пограничные вопросы, общие для специалистов из разных областей.

    В зависимости от очередности:

    В данном случае критерием выбора типа экспертизы является ее сложность и количество возникающих вопросов. Сюда относятся следующие виды оценки:

    Первичная.

    Это экспертиза, которая дает ответ на вопросы, поставленные следователем либо судьей. Данный вид оценки является начальной стадией проведения экспертизы.

    Дополнительная.

    Если заключение эксперта не дает полной ясности о произошедшей аварии или отчет является неполным, назначается данный вид экспертизы. Здесь уточняется процесс исследования обстоятельств ДТП, даются более полные объяснения поставленным заключениям. При необходимости предоставляются дополнительные аргументы в пользу тех или иных выводов.

    Повторная.

    • Назначается, если возникают сомнения в:
    • Компетентности эксперта.
    • Корректности проведенного анализа.
    • Объективности сделанных выводов.
    • Достоверности первичных данных.
    • Соблюдении требований УПК.
    • Возникновении новых материалов дела, способных повлиять на его ход.

    Повторная экспертиза, как правило, является комиссионной и создается из новых членов. Участвовавшие в предыдущей оценке эксперты к повторному рассмотрению дела не допускаются.

    ○ Разновидности технических экспертиз после ДТП.

    Для получения максимально полной картины происшествия, после аварии нужно провести комплекс независимых технических экспертиз. Каждая из них отвечает на конкретный перечень вопросов, давая в совокупности полное понимание обстоятельств наступившей аварии.

    ✔ Автотехническая экспертиза.

    Цель данного вида независимой экспертизы – выявление обстоятельств и причин произошедшей аварии. Она дает ответ на комплекс вопросов, которые условно можно разделить на две группы:

    1. Определяющие техническую характеристику и параметры дорожной обстановки в момент ДТП. Данная экспертиза определяет такие физические показатели, как параметры сцепления покрытия дороги, коэффициент ускорения/торможения/сопротивления, время движения ТС, их траекторию и т.д.
    2. Анализ водительских действий в момент аварии. В данном случае экспертиза рассматривает насколько правильными и последовательными были действия участников ДТП относительно конкретной дорожной обстановки.

    Автотехническая экспертиза назначается по заявлению органов дознания, суда, следствия, либо самих водителей, участвовавших в аварии. В заявлении на проведение экспертизы требуется указать основания, по которым проведение анализа необходимо, а также список вопросов, на которые заявитель хочет получить ответ. Подавая ходатайство на проведение автотехнической экспертизы, следует внимательно подойти к выбору экспертной организации. Главный критерий при принятии решения – опыт работы и уровень квалификации ответственного эксперта.

    Законом не установлены конкретные сроки для проведения данного вида анализа. Также нет фиксированной стоимости проведения оценки. Точный срок проведения зависит от:

    • Сложности ситуации.
    • Объема материалов дела.
    • Загруженности эксперта.
    • Типа ТС.

    Если анализ проводится в досудебном порядке, на процедуру отводится от 10 до 60 календарных дней. Если экспертиза назначается судом, срок проведения указывается в судебном решении.

    Результатом анализа является заключение эксперта, в котором подробно отражена вся выявленная информация об обстоятельствах дела.

    ✔ Трасологическая экспертиза.

    При трасологическом анализе подробно изучаются все следы, оставленные автомобилями на месте происшествия. Исходя из того, какие цели и задачи решает экспертиза, а также какие объекты исследуются, можно получить ответ на три группы вопросов:

    1. Определяющие групповую принадлежность транспорта:
      • Марка автомобиля.
      • Тип шин.
      • Соответствие следов указанной машине.
      • Вероятность столкновения ТС, исходя из анализа следов.
    2. Выявляющие целое по частям:
      • Соответствие найденных деталей конкретному автомобилю.
    3. Устанавливающие модель ТС, участвовавшего в произошедшем:
      • Количество машин, участвовавших в ДТП.
      • Какая именно машина оставила следы.

    Трасология может проводиться на любом этапе дела об аварии, но чаще всего ходатайствуют о ее проведении органы дознания.

    Срок проведения зависит от конкретных материалов дела и может занимать до месяца. Средняя стоимость процедуры – 15 тыс. руб., однако цена может варьироваться в зависимости от субъекта РФ и сложности дела. Результатом исследования является экспертное заключение, в котором даны ответы на все поставленные в начале вопросы.

    ✔ Автотовароведческая экспертиза.

    Данный вид анализа проводится при возникновении разногласий с заключением страховой и размером компенсации. Экспертиза отвечает на такие вопросы, как:

    1. Есть ли у ТС скрытые дефекты, неучтенные страховой компанией?
    2. Каков реальный размер полученного ущерба и другие вопросы, связанные с изучением состояния автомобиля.

    Потребовать автотовароведческую экспертизу может:

    • Суд.
    • Страховая компания.
    • Органы дознания.
    • Водитель пострадавшего ТС.

    Сроки проведения экспертизы и ее стоимость определяются договором, заключаемым с экспертной организацией. Как правило, на осуществление подробного анализа требуется от 10 до 15 календарных дней. Время проведения может быть ускорено за отдельную плату. Стоимость процедуры зависит от конкретных обстоятельств дела и региона проведения. Результатом анализа является экспертное заключение, в котором даются ответы на все поставленные вопросы.

    ✔ Комплексная экспертиза.

    Данная экспертиза назначается в ситуациях, требующих исследования в различных областях. Ее проводит комиссия, состоящая из экспертов различных направлений, которые составляют общий отчет об обстоятельствах ДТП. Вопросы, на которые дает ответ комплексная экспертиза:

    1. Соответствует ли представленный для анализа автомобиль участвовавшему в аварии?
    2. Место расположения пострадавшего в момент аварии.
    3. Возможные повреждения при таком типе ДТП и т.д.

    В данном случае составляется целостная картина произошедшего, отраженная в экспертном заключении с приложением фотоматериалов.

    ✔ Судмедэкспертиза.

    Данный вид анализа требуется, когда в аварии есть пострадавшие. Экспертиза отвечает на следующие вопросы:

    1. Действительно ли имеющаяся травма получена при ДТП или она появилась до него?
    2. Насколько тяжелыми являются полученные повреждения и совместимы ли они с жизнью?
    3. Как классифицируется деяние виновника аварии, ставшего причиной получения травмы?

    Инициировать данный вид экспертизы может суд посредством вынесения соответствующего решения или определения.

    Сроки проведения анализа варьируются в диапазоне 15-30 рабочих дней, однако конкретного срока проведения законом не предусмотрено. Стоимость экспертизы зависит от таких критериев, как:

    • Модель ТС.
    • Обстоятельства дела.
    • Срочность процедуры и т.д.

    Результаты оформляются в виде экспертного заключения, в котором содержатся ответы на все поставленные вопросы.

    ○ Как выбрать экспертную организацию.

    Правильный выбор организации для проведения экспертизы играет решающее значение в определении ее качества.

    • «4. Независимая техническая экспертиза транспортных средств проводится экспертом-техником или экспертной организацией, имеющей в штате не менее одного эксперта-техника.
    • Требования к экспертам-техникам, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования, порядок ведения государственного реестра экспертов-техников устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
    • 5. Эксперты-техники несут ответственность за недостоверность результатов проведенной ими независимой технической экспертизы транспортных средств. Убытки, причиненные экспертом-техником вследствие представления недостоверных результатов независимой технической экспертизы, подлежат возмещению экспертом-техником в полном объеме (ст. 12.1 №40-ФЗ)».

    Таким образом, при выборе экспертной организации, следует обращать внимание на:

    • Время ее существования.
    • Количество экспертов-техников в штате и уровень их квалификации.
    • Процент успешно проведенных экспертиз.
    • Вид используемого программного обеспечения.

    Окончательное решение принимается на основе комплекса перечисленных критериев.

    ○ Как опротестовать отчет эксперта.

    Обжаловать экспертное заключение можно исключительно в судебном порядке. Оспаривание производится в соответствии со следующим алгоритмом действий:

    1. Ознакомление с постановлением о проведении экспертной оценки.
    2. Анализ представленного отчета.
    3. Инициирование вызова эксперта на судебное слушание.
    4. Подача ходатайства о проведении повторной экспертизы.

    Таким образом, корректно проведенная независимая экспертиза является гарантией соблюдения прав водителя-участника ДТП. Поэтому крайне важно учитывать все нюансы ее проведения и тщательно следить за процедурой на всех этапах.

    ✔ Страховая назначила экспертную организацию, могу ли я выбрать свою.

    Нередко страховые компании умышленно занижают размер полученного ущерба для уменьшения размера компенсации. Поэтому каждому водителю стоит перестраховаться, проведя независимую экспертизу путем обращения в специализированную организацию. При выборе следует учитывать время существования на рынке, процент успешных анализов, уровень квалификации эксперта-техника.

    ✔ Эксперт оценил ущерб недостаточно, что делать.

    В данном случае следует ходатайствовать о проведении повторной экспертизы. Это возможно только в судебном порядке, поэтому необходимо направить соответствующее ходатайство в суд.

    Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ