Незаконные валютные операции коап

Содержание:

Письмо Федеральной налоговой службы от 5 сентября 2017 г. N ОА-3-17/5973@ «О рассмотрении обращения»

Федеральная налоговая служба, рассмотрев интернет-обращение и в дополнение к письму от 16.08.2017 N ЗH-3-17/5523@, сообщает следующее.

По первому вопросу.

Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон 173-ФЗ) резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов и об изменении реквизитов счетов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов.

Непредставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета или об изменении реквизитов счета в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 2.1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Также в соответствии с частью 7 статьи 12 Закона N 173-ФЗ физические лица — резиденты представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Получение налоговыми органами информации о наличии у резидента счета в банке за пределами территории Российской Федерации, по которому им не представлено соответствующее уведомление об открытии счета или отчет о движении средств, является основанием для проведения в отношении такого резидента проверки соблюдения валютного законодательства и последующего возбуждения дела об административном правонарушении по частям 2.1 и 6 статьи 15.25 КоАП РФ. Кроме того, в рамках такой проверки налоговые органы исследуют проведенные резидентом валютные операции по зарубежному счету на предмет соответствия их требованиям валютного законодательства.

Исходя из части 1 статьи 15.25 КоАП РФ к незаконной валютной операции относятся валютные операции, запрещенные валютным законодательством Российской Федерации или осуществленные с нарушением валютного законодательства Российской Федерации.

При установлении незаконных валютных операций резидент также должен быть привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.

Таким образом, если валютная операция по зарубежному счету совершена резидентом с нарушением требований валютного законодательства, то он может быть привлечен к административной ответственности одновременно как по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, так и по частям 2.1 и 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

По второму и третьему вопросам.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 173-ФЗ валютные операции между резидентами запрещены, за исключением отдельно перечисленных в указанной части статьи случаев.

При этом отсутствие конкретных документов и информации, позволяющих оценить условия договорных обязательств между сторонами и связанных с ними иных обстоятельств, не позволяет оценить законность проведения указанных в обращении валютных операций и, соответственно, дать полноценные ответы на поставленные на вопросы.

Кроме того, проведение экспертизы проведенных операций на соответствие валютному законодательству Российской Федерации, а также установление вины лица, допустившего нарушение требований законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, осуществляется уполномоченным должностным лицом при проведении контрольных мероприятий и привлечении к административной ответственности.

Для получения разъяснений по вопросам применения законодательства о валютном регулировании и валютном контроле рекомендуем также воспользоваться онлайн сервисом на главной странице официального сайта ФНС России (www.nalog.ru) в разделе «Часто задаваемые вопросы».

Настоящее разъяснение (письмо) не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования валютных отношений, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует резидентам (нерезидентам) руководствоваться нормами валютного законодательства Российской Федерации в понимании отличном от положений настоящего письма.

Обзор документа

КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.

Так, за совершение незаконных валютных операций налагается штраф на должностных и юридических лиц в размере от 3/4 до 1 размера суммы операции (часть 1 статьи 15.25). Предусмотрены штрафы за непредоставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за рубежом (часть 2.1 статьи 15.25). Также привлекают к ответственности за несоблюдение процедуры направления отчетности по валютным операциям, отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за рубежом и (или) подтверждающих банковских документов (часть 6 статьи 15.25).

По мнению ФНС России, если валютная операция по зарубежному счету совершена резидентом с несоблюдением требований валютного законодательства, то он может быть привлечен к административной ответственности одновременно по всем перечисленным видам нарушений.

Отмечено, что получение налоговыми органами информации о наличии у резидента счета в банке за рубежом, по которому им не предоставлено соответствующее уведомление об открытии счета или отчет о движении средств, является основанием для проведения проверки соблюдения валютного законодательства.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Блог

Незаконные валютные операции

Часть 2 ст. 12 Федерального закона N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон N 173-ФЗ) обязывает валютных резидентов уведомлять налоговые органы об открытии, закрытии, изменении реквизитов счетов (вкладов) в иностранных банках. Кроме того, валютные резиденты (за некоторыми «представительско-консульскими» исключениями) должны представлять в налоговые органы отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам) в иностранных банках (ч. 7 ст. 12 Закона N 173-ФЗ).

За неисполнение (несвоевременное исполнение) указанных обязанностей предусмотрена административная ответственность — ч. ч. 2, 2.1, 6, 6.1, 6.2, 6.3, 6.5 ст. 15.25 КоАП РФ.

Но ФНС России в письме от 16.08.2017 N ЗН-3-17/5523@ высказала революционную, на наш взгляд, позицию: валютные операции с использованием средств на счетах (во вкладах) в иностранных банках, по которым физическими лицами — резидентами в налоговые органы не представлены уведомления и отчеты, являются незаконными валютными операциями (т.е. даже если такие операции Законом N 173-ФЗ в принципе отнесены к числу разрешенных).

При этом, напомним, ответственность за осуществление незаконных валютных операций предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.

Такой подход влечет совершенно иные последствия: сперва заплати штраф за неуведомление о счете в иностранном банке или непредставление отчетов по нему (ч. ч. 2, 2.1, 6, 6.1, 6.2, 6.3, 6.5 ст. 15.25 КоАП РФ), а затем штраф от трех четвертей до полного размера валютной операции (ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ).

Здесь присувствуют две важные детали:

1. Вероятно, изложенную в письме от 16.08.2017 N ЗН-3-17/5523@ позицию ФНС России предполагает применимой и для юридических лиц.

2. В письме от 16.08.2017 N ЗН-3-17/5523@ говорится о незаконности валютных операций с использованием средств на счетах (во вкладах) в иностранных банках, по которым не представлены уведомления и отчеты. Фраза «с использованием средств» в данном контексте, позволяет предполагать, что речь идет только о расходных валютных операциях по «сокрытому» счету.

Законность валютной операции определяется на основании положений Закона N 173-ФЗ. Так, по общему правилу валютные операции между нерезидентами, а также между резидентами и нерезидентами осуществляются без валютных ограничений (ст. ст. 6, 10 Закона N 173-ФЗ), а валютные операции между резидентами, напротив, по общему правилу запрещены, за исключением отдельных, прямо разрешенных Законом N 173-ФЗ валютных операций (ст. 9 Закона N 173-ФЗ).

В свою очередь, ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за осуществление незаконных валютных операций, определяет такие операции исключительно с отсылкой на валютное законодательство (т.е. никаких дополнительных признаков незаконности валютной операции ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ не устанавливает).

Соответственно, валютная операция может либо соответствовать валютному законодательству (Закону N 173-ФЗ) и, таким образом, являться законной, либо нарушать какие-либо установленные валютным законодательством требования и (или) запреты, что позволяет отнести ее к числу незаконных.

При этом Закон N 173-ФЗ и ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ не определяют факт осуществления валютной операции с использованием «сокрытого» счета в иностранном банке в качестве самостоятельного и достаточного критерия незаконности такой операции (валютное законодательство не содержит требований или запретов, ограничивающих совершение валютных операций с использованием счетов в иностранных банках, по которым не были представлены уведомления и (или) отчеты в предусмотренном ч. ч. 2, 7 ст. 12 Закона N 173-ФЗ порядке).

Таким образом, неуведомление о счете в иностранном банке или непредставление отчетов по нему сами по себе никоим образом не влияют на законность проводимых с использованием этого счета валютных операций.

В этой части изложенная в письме от 16.08.2017 N ЗН-3-17/5523@ позиция ФНС России представляет собой “не очень умную трактовку” валютного законодательства и законодательства об административных правонарушениях.

Такая “трактовка” при применении КоАП РФ, в частности, нарушает неоднократно подтвержденное Конституционным Судом РФ требование определенности правовых норм, означающее, что любое административное правонарушение, а равно санкции за его совершение должны быть четко определены в законе, причем таким образом, чтобы исходя из текста соответствующей нормы — в случае необходимости с помощью толкования, данного ей судами, — каждый мог предвидеть административно-правовые последствия своих действий (бездействия) (Определения Конституционного Суда РФ от 07.12.2010 N 1570-О-О, от 16.07.2013 N 1076-О, от 17.07.2014 N 1651-О). Из некоторых решений Конституционного Суда РФ (например, Постановление от 23.09.2014 N 24-П, Определение от 29.01.2015 N 185-О) следует также, что требование определенности, ясности, недвусмысленности правовых норм предполагает доступность административно-правового запрета для восприятия и его понятность субъектам соответствующих правоотношений.

Вышеприведенная позиция ФНС России скорее всего не найдет поддержки в последующей правоприменительной практике.

Кроме того, в более позднем письме от 05.09.2017 N ОА-3-17/5973@ ФНС России скорректировала свою позицию: за неуведомление о счете в иностранном банке или непредставление отчетов по нему следует наказание по соответствующим частям ст. 15.25 КоАП РФ. Также это дает налоговому органу повод для проверки операций по счету на предмет их соответствия требованиям валютного законодательства. И только при выявлении среди них незаконных/запрещенных операций следует ответственность по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ. То есть в этом более позднем письме ФНС России уже признает, что незаконность/запрещенность операции нужно устанавливать и доказывать отдельно.

Дело NА69-3063/2013. Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ за осуществление незаконных валютных операций.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

от 2 сентября 2014 г. по делу N А69-3063/2013

История рассмотрения дела

Резолютивная часть постановления объявлена 2 сентября 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 2 сентября 2014 года.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Чупрова А.И.,

судей: Кадниковой Л.А., Шелега Д.И.,

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: решение Арбитражного суда Республики Тыва от 18.02.2014 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 05.05.2014 приняты по делу номер А69-3063/2013, а не А69-3075/2013.

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва на решение Арбитражного суда Республики Тыва от 18 февраля 2014 года по делу N А69-3075/2013, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 5 мая 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Павлов А.Г.; суд апелляционной инстанции: Иванцова О.А., Колесникова Г.А., Морозова Н.А.),

общество с ограниченной ответственностью «Лунсин» (г. Кызыл; ОГРН 1055406364980; далее — общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва (г. Кызыл; далее — административный орган) от 12.09.2013 N 93-13/38 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП Российской Федерации).

Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 18 февраля 2014 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 8 мая 2014 года, заявленное требование удовлетворено.

Обжалуя судебные акты по мотиву нарушения судами норм материального права и заявляя об их отмене с принятием нового судебного акта, административный орган считает, что материалами дела доказано наличие в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.

Административный орган указывает на неправильное применение судами положений Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон о валютном регулировании).

По мнению заявителя кассационной жалобы, судами неправомерно не принято во внимание, что выдача заработной платы иностранному работнику общества в валюте Российской Федерации является валютной операцией, порядок совершения которой должен соответствовать статье 14 Закона о валютном регулировании.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»), своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие в порядке, предусмотренном главой 35 Кодекса.

Как установлено арбитражными судами и следует из материалов дела, административным органом проведена проверка соблюдения обществом валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования за период с 01.01.2012 по текущий 2013 год.

В ходе проверки установлено, что обществом из кассы по расходному кассовому ордеру от 22.04.2013 N 504 и платежной ведомости от 22.04.2013 N 112 выдана заработная плата 385 иностранным работникам общества на общую сумму 5 331 712 рублей 59 копеек.

По данному факту административным органом в отношении общества 29.08.2013 составлен протокол N 93-13/38 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 КоАП Российской Федерации; постановлением от 12.09.2013 N 93-13/38 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 КоАП Российской Федерации, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 3 998 784 рубля 44 копейки.

Арбитражные суды двух инстанций, признавая постановление незаконным, исходили из недоказанности административным органом наличия в действиях общества состава вменяемого правонарушения и оснований для привлечения к административной ответственности.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

В силу части 2 статьи 14 Закона о валютном регулировании, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами — резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.

Частью 1 статьи 15.25 КоАП Российской Федерации установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Закона о валютном регулировании к валютным операциям относится приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

Частью 2 статьи 14 Закона о валютном регулировании предусмотрены исключения, при которых юридические лица — резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами — нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации, к числу которых выплата юридическим лицом — резидентом заработной платы физическим лицам — нерезидентам в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках не предусмотрена.

Между тем, исходя из положений части 1 статьи 13 Закона о валютном регулировании, нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации.

Таким образом, открытие банковского счета является правом, а не обязанностью нерезидента.

Из статьи 2 Закона о валютном регулировании следует, что указанный Закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами.

В соответствии со статьей 3 Закона о валютном регулировании одними из основных принципов валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов и обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Согласно статье 6 Закона о валютном регулировании валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7 , 8 и 11 указанного Закона , в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации ( часть 5 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 131 Трудового кодекса Российской Федерации выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях).

Статьей 136 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.

Действующим законодательством не предусмотрена обязанность работодателя открывать счета в уполномоченном банке для перечисления заработной платы работникам — нерезидентам.

Как установлено, обществом из кассы выдана заработная плата 385 работникам — нерезидентам, что и послужило основанием для привлечения общества к административной ответственности.

Между тем судами двух инстанций установлено отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих об открытии нерезидентами счетов в уполномоченном банке и представлении ими своему работодателю (общество) заявлений о перечислении заработной платы на эти счета.

При таких обстоятельствах, учитывая требования части 6 статьи 4 Закона о валютном регулировании о том, что неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов, принимая во внимание положения части 1 статьи 13 Закона о валютном регулировании, согласно которым, открывать счет (банковский вклад) это право, а не обязанность нерезидента, а работники — нерезиденты не заявили о согласии перечислить заработную плату на счет в уполномоченном банке, то выплата обществом заработной платы, что в силу требований Трудового кодекса Российской Федерации является обязанностью работодателя, неисполнение которой влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством, его иностранным работникам — нерезидентам наличными денежными средствами не свидетельствует о наличии всех элементов состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП Российской Федерации.

В этой связи суды мотивированно пришли к выводу о недоказанности наличия в действиях общества состава вменяемого правонарушения.

Суд кассационной инстанции не усматривает правовых оснований для переоценки приведенных суждений судебных инстанций.

Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Кодекса пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Тыва и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274 , 286 — 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

Решение Арбитражного суда Республики Тыва от 18 февраля 2014 года по делу N А69-3063/2013, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 5 мая 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Какая ответственность за незаконные валютные операции?

Незаконные валютные операции, совершаемые как физическими, так и юридическими лицами, при их обнаружении приводят к наложению санкций. К нарушителям применяют штрафы или даже лишение свободы. При этом при несоблюдении валютного законодательства юридическими лицами к ответственности привлекают также их должностных лиц.

Виды валютных нарушений

В числе незаконных валютных операций могут быть следующие действия:

  • приобретение или продажа иностранной валюты или чеков с номиналом в иностранной валюте без участия уполномоченных банков;
  • проведение валютных операций в иностранной валюте не через счета, открытые в уполномоченных банках, или минуя заграничные счета, в случаях, не предусмотренных федеральным валютным законодательством;
  • проведение не предусмотренных валютным законодательством операций при участии средств, зачисленных на заграничные счета.

О том, какие валютные операции бывают, узнайте из статьи «Валютные операции: понятие, виды, классификации».

Кроме того, к валютным нарушениям относят:

  • непредставление и представление с нарушением сроков сведений об открытии/закрытии заграничных счетов резидентов, которые занимаются предпринимательством;
  • несдача отчетности (либо нарушение сроков ее сдачи) о проведении валютных операций;
  • несвоевременное зачисление резидентами средств на счета в уполномоченных банках от операций, совершенных с нерезидентами;
  • несвоевременный возврат на территорию России средств, полученных от нерезидента за несовершенную в РФ сделку.

Нарушение валютного законодательства — штрафы в 2017 году

Назначаемые за нарушение валютного законодательства штрафы указаны в ст. 15.25 КоАП РФ.

Обычно штрафы для физических лиц на порядок меньше, чем установленные для нарушителей — юридических лиц. Кроме того, вместе с наложением на юридическое лицо штрафа за совершение незаконной валютной операции санкции применяют и к виновным в совершении правонарушений должностным лицам такой организации.

Минимальный размер штрафа для нарушителей — физических лиц составляет 1 000 руб. Для юридических лиц эта сумма весомее: минимальный размер штрафа равен 50 000 руб. Довольно распространенным является наложение штрафа в сумме от ¾ до 1 размера такой операции.

За нарушение сроков зачисления средств в рамках валютного законодательства нарушителей ждут санкции не в фиксированной сумме, как за совершение незаконных валютных операций, а в размере 1/150 от ставки рефинансирования Центробанка.

Какие документы представляют для валютного контроля, читайте здесь.

Какая статья УК РФ содержит санкции за незаконные валютные операции?

Еще более серьезная ответственность за проведение незаконных валютных операций установлена ст. 193, 193.1 УК РФ — от крупных штрафов до лишения свободы.

Под уголовную ответственность, согласно ст. 193, попадает невозврат из-за рубежа денег в иностранной валюте. Невозвращенными деньгами считаются суммы, которые должны были быть по контракту зачислены в уполномоченном банке резиденту, но так и не дошедшие до соответствующих расчетных счетов. Если размер незачисленных средств превысил 9 млн руб., считается, что это крупный размер нарушения и наказание предусмотрено следующего характера:

  • штраф от 200 тыс. руб. до 500 тыс. руб., но в зависимости от условий совершения нарушения может повлечь изъятие зарплаты в течение срока до 3 лет, принудительные работы либо реальный срок заключения до 3 лет;
  • для нарушений, совершенных группой лиц по предварительному сговору, рамки штрафа изменены от 300 до 500 тыс. руб., но реальный срок может достичь 4 лет.

Если размер незаконных валютных операций равен или больше особо крупного размера (то есть более 45 млн руб.), в деле участвовала группа лиц, присутствовал подложный документ или в схеме использовалась организация, то размер санкций будет таковым:

  • до 5 лет срок лишения свободы, штраф до 1 млн руб. или изъятие в таком же размере зарплаты в течение 5 лет.

Следующая ст. 193.1 УК РФ регулирует сферу перечисления иностранной валюты на счета нерезидентов. Если такое перечисление сопровождалось предоставлением в недостоверных данных в банк, то наказание может повлечь:

  • штраф от 200 тыс. руб. до 500 тыс. руб., но в зависимости от условий совершения нарушения может повлечь изъятие зарплаты в течение срока до 3 лет, принудительные работы либо реальный срок заключения до 3 лет;

Если нарушение совершено группой лиц по договоренности, в крупном размере или в схему специально вводилась организация, через которую и велись все переводы:

  • до 5 лет срок лишения свободы со штрафом до 1 млн руб. или изъятие в таком же размере зарплаты в течение 5 лет.

Если размер нарушения особо крупный или в нем участвовала группа лиц:

  • от 5 до 10 лет срок заключения со штрафом до 1 млн руб. или изъятие в таком же размере зарплаты в течение 5 лет.

Какой срок исковой давности есть у органов валютного контроля для привлечения к ответственности?

Срок исковой давности по привлечению к ответственности за нарушение валютного законодательства в 2017 году составляет 2 года. Этот временной промежуток установлен в 2016 году, до этого момента он не превышал 1 год.

Увеличение потребовалось по той причине, что документы таможенных органов или банков о нарушении законодательства зачастую поступали в Росфиннадзор, а после его упразднения — в ФНС уже после того, как истекал срок, в течение которого можно было привлекать к ответственности нарушителей.

Указанный двухлетний срок давности распространяется на привлечение к ответственности по всем валютным нарушениям, указанным в ст. 15.25 КоАП РФ. Например, это положение коснется и отсутствие перечисления на счет резидента валютной выручки за реализованный товар, и несвоевременной отчетности за проведение валютной операции и т. д.

Перечень нарушений, за которые может последовать привлечение к ответственности, приведен в ст. 15.25 КоАП РФ. Проведение незаконных валютных операций влечет привлечение нарушителя к административной или уголовной ответственности. В списке санкций содержатся штрафы и даже лишение свободы.

Что важно знать, работая с валютой, читайте в рубрике «Валютные операции».

Еще одна проверка: валютный контроль

В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» проверять, соблюдают ли фирмы валютное законодательство, должно уполномоченное на то федеральное ведомство. Таковым стала Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, или Росфиннадзор (постановление Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278).

Виды нарушений и ответственность

Все нарушения валютного законодательства можно разделить на две группы: те, которые влекут за собой уголовную ответственность, и те, которые грозят лишь административными санкциями.

Под уголовную ответственность (лишение свободы на срок до трех лет) подпадает только руководитель фирмы (ст. 193 УК РФ). Это может произойти в случае, если не были возвращены из-за границы валютные средства свыше 5 000 000 в рублевом эквиваленте. При этом если фирма приняла все меры для получения экспортной выручки либо возврата перечисленного за рубеж аванса, то это является смягчающим обстоятельством или даже полностью исключает уголовную ответственность. Например, чтобы оградить себя от претензий проверяющих, компания может сделать запрос в торгово-промышленную палату о надежности и деловой репутации своего партнера, застраховать риск по контракту и т. д.

Во всех остальных случаях фирме и ее должностным лицам может грозить только административная ответственность согласно статье 15.25 Кодекса об административных правонарушениях. Самое страшное валютное нарушение в КоАП – осуществление незаконных валютных операций. Компании это будет стоить от 75 до 100 процентов от суммы неразрешенной операции (п. 1 ст. 15.25 КоАП РФ). Причем существует опасность «нарваться» на этот штраф, даже если фирма сама ничего не предпринимала. Например, банк может списать с вашего валютного счета в безакцептном порядке комиссию за выполнение функций агента валютного контроля. Проверяющие из Росфиннадзора могут расценить такую ситуацию как незаконные расчеты между резидентами в иностранной валюте. Банк же руководствуется тем, что данная сумма – оплата его комиссионного вознаграждения, а такие расчеты можно производить в иностранной валюте без ограничений (подп. 6 п. 3 ст. 9 Закона № 173-ФЗ).

Однако самое распространенное нарушение – несоблюдение порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение правил оформления паспортов сделок или сроков хранения документов по валютным операциям (п. 6 ст. 15.25 КоАП РФ). Эти нарушения влекут за собой штраф в размере от 40 000 до 50 000 рублей с фирмы и от 4000 до 5000 рублей с руководителя.

Кто еще может проверить

Статьей 23.5 КоАП установлен перечень правонарушений, которые рассматривают сотрудники налоговой службы. Надо отметить, что в этом списке отсутствует статья 15.25 «Нарушение валютного законодательства». Поэтому если налоговый инспектор обнаружил нарушение, он должен передать информацию о нем в финнадзор. Несмотря на это, инспекторы зачастую включают проверку соблюдения валютного законодательства в план выездной проверки и указывают штрафы по статье 15.25 КоАП в решении о привлечении фирмы к ответственности. Однако в таких случаях суды, как правило, становятся на сторону проверяемой компании (постановления ФАС Уральского округа от 30 декабря 2004 г. по делу № Ф09-5648/ 04АК, ФАС Московского округа от 14 июля 2004 г. по делу № КА-А40/5631-04).

Кроме Росфиннадзора протоколы об административных правонарушениях имеют право составлять таможенники (подп. 80 п. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Однако это касается только валютного контроля операций, связанных с перемещением товара и транспорта через границу (п. 7 ст. 403 Таможенного кодекса).

Проверка финнадзора: как это бывает

Итак, вами заинтересовался Росфиннадзор. Такой интерес может быть вызван как передачей информации от других ведомств (например налогового) или от агентов валютного контроля (банков, таможни), так и необходимостью проведения плановой проверки. Как правило, происходит это так: ваше территориальное управление Росфиннадзора присылает письмо на имя директора организации, в котором сообщается период проверки, а также перечень запрашиваемых документов. В перечне обычно указываются все документы, имеющие отношение к экспортно-импортным и валютным операциям. Кроме того, проверяющих интересуют дебиторская и кредиторская задолженности по внешнеэкономическим контрактам и валютным операциям, перечень соответствующих контрактов и список валютных счетов. Срок представления документов указывается в письме.

Обычно сотрудники финнадзора приходят на предприятие сами, тем более что пункт 8.1 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора дает право беспрепятственного прохода сотрудников службы во все помещения организаций любой формы собственности.

После окончания проверки вам присылают вызов на ознакомление с материалами дела. В нем не указываются обстоятельства выявленных нарушений, а называется только статья КоАП, по которой вашу организацию собираются привлечь к ответственности. На этом этапе, а также на других, до составления протокола вы можете давать объяснения и представлять доказательства своей правоты.

Затем назначается время рассмотрения дела об административном правонарушении, о чем сообщается организации. По итогам рассмотрения дела инспектор финнадзора составляет протокол об административном правонарушении, на основании которого выносится постановление о назначении административного наказания.

Срок уплаты административного штрафа – не позднее 30 дней со дня вступления постановления в законную силу (п. 1 ст. 32.2 КоАП РФ). Обжаловать постановление можно как в судебном, так и во внесудебном порядке – в вышестоящую инстанцию. Жалоба может быть подана в соответствии со статьей 30.3 КоАП в течение 10 дней со дня вручения постановления.

А. Стунжас, старший финансовый менеджер

С 14 мая должностным лицам грозят штрафы за незаконные валютные операции

В письме от 12 декабря 2017 г. N ОА-4-17/25267@ ФНС напомнила, что с 14 мая 2018 года вступает в силу федеральный закон от 14.11.2017 N 325-ФЗ, которым внесены изменения в закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и КоАП.

Поправки нацелены на противодействие проведению незаконных валютных операций и выводу денежных средств за рубеж. Для этого расширены полномочия уполномоченных банков в части предоставления им права отказывать клиентам в проведении валютных операций, если они противоречат требованиям валютного законодательства, усилены меры административной ответственности за указанные нарушения.

За резидентами закреплена обязанность указывать во внешнеторговых договорах (контрактах), заключенных с нерезидентами, сроки исполнения сторонами обязательств по договорам (контрактам).

Уполномоченные банки смогут отказывать клиентам в проведении валютных операций, если оно нарушает положения статей 9, 12 и 14 закона 173-ФЗ или других актов валютного законодательства, а также в случае представления лицом документов, не соответствующих требованиям закона 173-ФЗ.

Нормы КоАП дополнены мерами административной ответственности в виде фиксированного размера штрафа для должностных лиц за незаконные валютные операции, а также за правонарушения, связанные с репатриацией денежных средств. При этом под должностными лицами более не будут пониматься только ИП.

Кроме того, предусмотрена дисквалификация на срок от шести месяцев до трех лет за повторно совершенные должностными лицами административные правонарушения по частям 1, 4, 4.1 и 5 статьи 15.25 КоАП.

Дела об административных правонарушениях, возбужденных по части 5.1 статьи 15.25 КоАП в отношении должностных лиц, рассматриваются судьями.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Статья 15.25. Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования

1. Осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.

2. Представление резидентом в налоговый орган с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2.1. Непредставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

3. Утратил силу. — Федеральный закон от 25.11.2013 N 315-ФЗ.

4. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств и (или) в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.

5. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (не полученные в Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию.

6. Несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок —

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

6.1. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами не более чем на десять дней —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

6.2. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами более чем на десять, но не более чем на тридцать дней —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

6.3. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами более чем на тридцать дней —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

6.4. Повторное в течение одного года совершение действий (бездействие), предусмотренных частью 6 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до шестисот тысяч рублей.

7. Утратил силу. — Федеральный закон от 12.11.2012 N 194-ФЗ.

1. Административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц частями 1, 4 и 5 настоящей статьи, применяется только к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

2. Утратил силу. — Федеральный закон от 12.11.2012 N 194-ФЗ.

3. Пересчет иностранной валюты, а также стоимости внутренних и внешних ценных бумаг в валюту Российской Федерации производится по действующему на день совершения или обнаружения административного правонарушения курсу Центрального банка Российской Федерации.

4. Административная ответственность, установленная частью 4 настоящей статьи, не применяется к лицам, обеспечившим получение на свои банковские счета страховой выплаты по договору страхования рисков неисполнения нерезидентом обязательств по внешнеторговому договору (контракту) в порядке и сроки, которые предусмотрены договором страхования, при наступлении страхового случая, предусмотренного установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17 мая 2007 года N 82-ФЗ «О банке развития» порядком осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков, при условии, что определенное договором страхования значение соотношения страховой суммы и страховой стоимости (уровень страхового возмещения) равно установленному названным порядком значению или превышает его.

5. Расчет административного штрафа, установленного частью 4 настоящей статьи, выраженного в величине, кратной сумме денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, осуществляется исходя из размера ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период просрочки.