Некоммерческие неправительственные организации нно это

Некоммерческие и неправительственные организации

В современных условиях существенное влияние на развитие общества и государства оказывают некоммерческие и неправительственные организации, способствуют решению многих жизненно важных проблем (социальных, экономических, экологических, гуманитарных и др.).

Некоммерческие организации

В соответствии с Гражданским кодексом РФ некоммерческой организацией (НКО) признается юридическое лицо, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. В то же время НКО могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям. В России НКО могут создаваться и функционировать в организационно-правовых формах:

  • потребительских кооперативов (в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
  • общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;
  • ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;
  • товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья;
  • казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
  • общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;
  • фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;
  • учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;
  • автономных некоммерческих организаций;
  • религиозных организаций;
  • публично-правовых компаний.

С 2008 г. российское государство активно поддерживает некоммерческие организации, ежегодно выделяя на их поддержку их деятельности гранты Президента РФ. В период с 2008 по 2013 гг. государство выделило грантов на общую сумму более 8 млрд рублей.

Особенности создания и деятельности отдельных форм НКО установлены Федеральным законом РФ № 7 «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. и ФЗ № 82 «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г., которые по мере необходимости пополняются изменениями.

Неправительственные организации

Одним из институтов гражданского общества являются неправительственные организации (НПО). Неправительственная организация – это юридическое лицо, созданное частными лицами и/или общественными организациями без участия официальных (правительственных) институтов и осуществляющее свою деятельность на основании устава и на собственные средства. Собственные средства НПО складываются из взносов ее членов, а также частных и корпоративных пожертвований, частных и государственных грантов, заказов на выполнение работ в сфере компетенции НПО и т.п. Следует различать национальные и международные НПО (МНПО).

МНПО – международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения, созданная частными лицами и/или национальными и/или международными НПО в целях содействия политическому, экономическому, научно-техническому, культурному, гуманитарному международному сотрудничеству. Отличительным признаком МНПО является признание ее, по крайней мере, одним государством или наличие у нее консультативного статуса при международных межправительственных организациях. МНПО, как и иные международные организации характеризуются наличием учредительного документа, постоянным или регулярным характером деятельности, использованием в качестве основного метода деятельности многосторонних переговоров и обсуждения проблем, принятием решений путем голосования или консенсуса, рекомендательным, как правило, характером решений.

Наиболее известными в России и мире являются именно МНПО, располагающие на территории нашей страны своими региональными отделениями. При имеющих место позитивных аспектах деятельность ряда МНПО в России была связана с попытками вмешательства во внутренние дела и даже непосредственно наносила вред национальным интересам страны. В этой связи были усилены меры безопасности и контроля за деятельностью МНПО и тесным образом связанных с зарубежным финансированием отечественных НПО И НКО.

Некоммерческие неправительственные организации нно это

Глоссарий

Негосударственные некоммерческие организации (НКО) — организации, деятельность которых направлена на достижение общественных благ: осуществление программ социальной поддержки малообеспеченных граждан, деятельность в сфере образования, науки, культуры, спорта, охраны окружающей среды.

Комментарий

НКО объединяют граждан на основе общности интересов, а также политических и религиозных убеждений.

НКО могут получать прибыль, но, во-первых, это не является целью деятельности этих организаций, во-вторых, большинству НКО (кроме потребительских кооперативов) запрещается распределять полученную прибыль между своими членами (учредителями).

Иностранные некоммерческие неправительственные организации и международные общественные объединения в России: соотношение понятий

Рубрика: Государство и право

Статья просмотрена: 1500 раз

Библиографическое описание:

Харитонов С. С. Иностранные некоммерческие неправительственные организации и международные общественные объединения в России: соотношение понятий // Молодой ученый. — 2010. — №12. Т.1. — С. 243-245. — URL https://moluch.ru/archive/23/2478/ (дата обращения: 26.11.2018).

На фоне появления в международных отношениях неправительственных организаций, вопрос о самостоятельной правосубъектности которых сейчас активно изучается, в отечественных юридических исследованиях, в публичных выступлениях государственных деятелей, в различных правовых актах все чаще употребляется категория неправительственные организации (далее – НПО).

В качестве законодательной базы деятельности НПО в России указываются федеральные законы «Об общественных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и «О некоммерческих организациях» [1, C. 30]. Анализ действующих на сегодняшний момент редакций указанных нормативно-правовых актов свидетельствует о частичной имплементации норм международного права в законодательство Российской Федерации. Так, например, согласно пункту 2.1. статьи 1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» [2] данный закон определяет порядок создания и деятельности на территории Российской Федерации структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций, при этом в пункте 4 статьи 2 данного закона дается определение указанным организациям, под которыми понимаются организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками, созданные за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителями (участниками) которых не являются государственные органы. Приведенные положения были введены Федеральным законом от 10.01.2006 № 18-ФЗ [3], который также скорректировал положения Федерального закона «Об общественных объединениях».

Статьей 46 Федерального закона «Об общественных объединениях» предусмотрена возможность российских общественных объединений наряду с вступления в международные общественные объединения заключать соглашения с иностранными некоммерческими неправительственными организациями. В своей первоначальной редакции Федеральный закон «Об общественных объединениях» оперировал категорией «неправительственные», но применительно к объединениям, а не организациям. Однако данный момент требует отдельного изучения и не входит в предмет исследования настоящей статьи. В тоже время никакого соотношения понятий международное общественное объединение и, соответственно, иностранная некоммерческая неправительственная организация законодателем установлено не было.

В статье 47 Федерального закона «Об общественных объединениях» [4] указывается, что общественное объединение, образованное в Российской Федерации, признается международным, если в соответствии с его уставом в иностранных государствах создается и осуществляет свою деятельность хотя бы одно его структурное подразделение – организация, отделение или филиал и представительство. Абзацем третьим статьи 47 Федерального закона «Об общественных объединениях» предусмотрено, что организации, отделения или филиалы и представительства международных общественных объединений создаются и осуществляют свою деятельность в Российской Федерации в соответствии с данным Федеральным законом и другими федеральными законами.

Исходя из приведенных выше положений нормативных правовых актов можно сделать следующие выводы:

1) на территории Российской Федерации могут быть образованы общественные объединения, которые считаются российскими;

2) российские общественные объединения, могут получить статус международных на условиях, предусмотренных законодательством, такие объединения можно назвать российскими международными объединениями;

3) российские общественные объединения, могут вступать в российские международные объединения;

4) на территории Российской Федерации могут функционировать международные общественные объединения, которые созданы на территории иностранного государства, которые можно назвать иностранными международными общественными объединениями;

5) российские общественные объединения могут вступать в иностранные международные общественные объединения;

6) отделения, филиалы и представительства иностранных международных общественных объединений осуществляют свою деятельность в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» и иными федеральными законами;

7) на структурные подразделения иностранных международных общественных объединений не распространяются ограничения для учредителей, членов и участников общественных объединений, установленные частью второй статьи 19 Федерального закона «Об общественных объединениях»;

8) на территории Российской Федерации могут функционировать иностранные некоммерческие неправительственные организации, которые осуществляют свою деятельность через структурные подразделения – отделения или филиалы и представительства.

Как видно данные выводы не вносят ясности в вопрос соотношения международных общественных объединений и иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественное объединение характеризуется следующими признакам:

3) общность интересов;

4) единство целей;

5) некоммерческая ориентация;

6) наличие устава, отражающего цели;

7) создание исключительно по самостоятельной инициативе граждан, по мнению автора, данный признак предполагает (является предпосылкой) собственно негосударственный или, так называемый, «неправительственный» характер таких объединений, который получил свое отражение в абзаце восьмом статьи 19 Федерального закона «Об общественных объединениях».

Относительно наличия устава общественного объединения следует подчеркнуть, что юридическая техника рассматриваемого федерального закона, на наш взгляд, несколько искажает данный признак, по сути, единый для всех форм общественных объединений. Так, к примеру, согласно статье 8 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан (выделен. автором). Указание на уставные цели корреспондирует положениям статьи 5 Федерального закона «Об общественных объединениях» и предполагает обязательное наличие устава причем независимо от того, зарегистрировано ли такое объединение в качестве юридического лица или нет. В тоже время согласно статье 9 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. В данной норме речь идет о таком качественном признаке цели как ее общественная полезность, однако данная характеристика цели является отличительным признаком конкретной формы общественного объединения, но не отражает единого для всех общественных объединений признака как закрепление соответствующих целей в уставе. При этом применительно к общественным движениям федеральным законом предусмотрена необходимость наличия устава исключительно в случае государственной регистрации данного общественного объединения.

Применительно как к российским, так и к иностранным (в силу абзацев второго и третьего статьи 47 Федерального закона «Об общественных объединениях») международным общественным объединением к указанным выше признакам следует добавить создание и осуществление своей деятельности хотя бы одним структурным подразделением общественного объединения в иностранном государстве (в России относительно иностранных объединений).

Далее предлагается выявить основные признаки иностранной некоммерческой неправительственной организации. Определение данной организации как ранее уже отмечалось закреплено в пункте 4 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», по сути, данное определение раскрывает значение слов образующих рассматриваемую категорию. Так:

1) «иностранная», т.е. созданная за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства;

2) «некоммерческая», т.е. не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками;

3) «неправительственная», т.е. учредителями (участниками) такой организации не являются государственные органы.

На наш взгляд такая категория как «неправительственные» организации включает в себя несколько самостоятельных признаков, для выявления которых попробуем ответить на несколько вопросов. Во-первых, если учредителями организации не могут быть государственные органы, то кто может быть ее учредителем? При ответе на этот вопрос мы будем ограничиваться рамками страны, что сразу позволяет нам сделать аксиоматичное заключение о том, что учредителем «неправительственной» организации могут быть только члены общества – члены гражданского общества. Что может мотивировать граждан создать «неправительственную» организацию? На наш взгляд таким мотиватором является некий интерес, то есть то, что – как писали К. Маркс и Ф. Энгельс, сцепляет друг с другом членов гражданского общества [5, C. 134].

Применительно к интересу следует подчеркнуть, что это категория субъективная, которая является предпосылкой той или иной потребности получающей свое удовлетворение исключительно в результате активных самостоятельных действий индивида, которые не могут быть реализованы без самостоятельной воли на их совершение, а, следовательно, интерес предполагает добровольность в его удовлетворении.

Понятие организация в социологии подразумевает объединение людей, созданное для решения определенных задач (удовлетворения интереса – примеч. автора) и реализации определенных функций [6, C. 190]. Люди в свою очередь будут вступать в ту или иную организацию исходя из своих личных предпочтений, которые предполагают соотнесение своего интереса с интересом создателей организации, который получает выражение либо в учредительных документах, либо в программах, либо в самом поверхностном виде может содержаться в наименовании организации. В случае присоединения человека к такой организации налицо общность интересов и единство целей.

Таким образом, мы полагаем, что категория «неправительственная» организация представляет собой комплексный признак «общественного формирования» [7, C. 450].

Как видно признаки международного общественного объединения и иностранной некоммерческой неправительственной организации в большей степени совпадают, что позволяет сделать вывод об идентичности данных категорий в рамках российского законодательства.

В заключение отмечаем, что автором в рамках данной статьи намеренно не рассматривались вопросы сопоставления целей деятельности соответствующих формирований, и соотношение применения законодателем понятий «объединение» и «организация».

1. Коновалова Л.Н. Неправительственные организации в государстве и обществе // Российский социально-политический вестник. 2000, № 1

2. СЗ РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 145

3. СЗ РФ, 16.01.2006, № 3, ст. 282

4. СЗ РФ, 22.05.1995, № 21, ст.1930

5. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.3

6. Мудрик А.В. Социализация человека. М., 2006

7. Авакьян С.А. Конституционное право России. М., 2007

Каков порядок постановки на учет в налоговых органах Российской Федерации представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации?

Каков порядок постановки на учет в налоговых органах Российской Федерации представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации?

Консультант отдела координации
и контроля деятельности ФНС России,
анализа и общих вопросов Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Минфина России К.В. Залата

В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О неком мерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ) под иностранной некоммер ческой неправительственной организацией понимается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распреде ляющая полученную прибыль между участниками, созданная за пределами терри тории Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителями (участниками) которой не являются государственные органы.

Исходя из п. 5 ст. 2 Закона № 7-ФЗ иностранная некоммерческая неправитель ственная организация осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации через свои структурные подразделения — отделения, филиалы, предста вительства.

При этом филиалы и представительства некоммерческих организаций не являют ся юридическими лицами, наделяются имуществом создавшей их некоммерческой организации и действуют на основании утвержденного ею положения (п. 3 ст. 55 Гражданского кодекса РФ).

Филиалы и представительства иностранных некоммерческих неправительственных организаций приобретают правоспособность на территории Российской Федерации со дня внесения в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций сведений о со ответствующем структурном подразделении.

Согласно Положению об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденному Приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124 (далее — Положение), учету в налоговых органах подлежат иностранные юридичес кие лица, компании, фирмы, иные корпоративные образования, обладающие граж данской правоспособностью, а также любые другие организации (включая полные товарищества и личные компании), образованные в соответствии с законодательством иностранных государств.

Одним из оснований постановки на учет в налоговых органах Российской Федера ции является осуществление иностранной организацией деятельности в Российской Федерации через филиалы, представительства, другие обособленные подразделения (п. 2.1 Положения).

При этом такая деятельность иностранной организации в Российской Федерации может быть не связана с извлечением прибыли. Иностранная организация обязана встать на учет в налоговом органе независимо от наличия обстоятельств, с которы ми законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и международные договоры Российской Федерации связывают возникновение обязанности по уплате налогов.

Таким образом, иностранные некоммерческие неправительственные организации, осуществляющие деятельность через филиалы и представительства на основании За кона № 7-ФЗ, должны встать на налоговый учет в соответствии с п. 2.1 Положения.

Негосударственные некоммерческие организации и общественные движения образуют институциональную инфраструктуру гражданского общества.

Согласно докладу о состоянии развития гражданского общества в Российской Федерации, представленного Общественной палатой РФ, «действующее ядро» некоммерческого сектора составляло на 1 января 2009 г. приблизительно 136 тыс. некоммерческих организаций [326] [327] . Главной целью института некоммерческих организаций является не прибыль, а общественная польза. Некоммерческие организации руководствуются в своей деятельности значимыми социальными целями. К институциональным признакам некоммерческих организаций относят: их общественную природу; ориентацию на решение социальных проблем; наличие правовых оснований деятельности; относительную независимость от государства. Приоритетными задачами института некоммерческих организаций в России являются: непосредственное участие в разработке и реализации механизмов социального диалога; развитие партнерства между гражданским обществом, бизнесом и государством; гражданский контроль текущей деятельности властных структур, особенно на уровне местного самоуправления; гражданская экспертиза проектов законодательных и административных актов, имеющих прямое отношение к проблемам становления и развития гражданского об- щества [328] . Предложена классификация некоммерческих организаций, в основу которой положен характер цели. Выделяют: НКО первого рода, то есть организации прямого и активного социального действия, ориентированные на решение острейших социальных, социально-экономических и социально-экологических проблем; НКО второго рода, то есть организации посредники, которые напрямую не участвуют в созидательной социальноэкономической деятельности граждан (правозащитные, инфраструктурные); НКО третьего рода, то есть организации клубного типа, включающие разнообразные группы самосовершенствования, клубы по интересам и т.д. [329]

Нет возможности охарактеризовать все указанные виды некоммерческих организаций. Но остановимся на некоммерческих организациях посредниках, играющих первостепенную роль в механизме взаимодействия гражданского общества и государства. Например, некоммерческое партнерство «Независимая организация «В поддержку гражданского общества» (сокращенно согласно Уставу — Независимая организация «Гражданское общество»). Данная организация создана для объединения усилий общественных, неправительственных и некоммерческих организаций, отечественных предпринимательских и деловых кругов, представителей православной церкви, а также других традиционных для России конфессий, электронных и печатных СМИ по укреплению диалога, взаимодействия и сотрудничества институтов гражданского общества со всеми ветвями власти на федеральном и региональном уровне с целью формирования в России развитого гражданского общества и сильного демократического правового государства, создания в стране обстановки политической стабильности и социального партнерства, гражданского мира и согласия. Основными направлениями деятельности организации являются: проведение международных, общероссийских и межрегиональных общественных конференций, симпозиумов, семинаров по наиболее актуальным проблемам становления гражданского общества в России, диалога и взаимодействия общественных и некоммерческих организаций с государственными органами, принятие резолюций и выработка конкретных рекомендаций по итогам заседаний, конференций, «круглых столов» в адрес соответствующих органов исполнительной, законодательной и судебной власти, проведение общественных экспертиз принимаемых законодательных актов и правительственных решений, связанных с обеспечением и защитой прав граждан и их объединений. Независимая организация «Гражданское общество» и ее члены принимали активное и непосредственное участие, например, в первом Гражданском Форуме в России в 2001 г., по итогам которого было принято решение о создании Общероссийской общественной организации — Национальный Гражданский Комитет по взаимодействию с правоохранительными, законодательными и судебными органами. Независимая организация «Гражданское общество» тесно сотрудничает с Национальным Гражданским Комитетом по взаимодействию с правоохранительными, законодательными и судебными органами, участвуя в совместных акциях, а также взаимодействует с православной церковью, с представителями других религиозных конфессий в рамках реализации совместной социальной программы «Возрождение духовных ценностей — основа гражданского общества в России», оказывая, например, постоянную финансовую благотворительную поддержку строительству и реконструкции храмов. Независимая организация «Гражданское общество» с 1999 года является издателем общественно-политического журнала «Признание», освещающего деятельность общественных организаций и гражданских союзов в России, в том числе соучредителей издания — Национального фонда «Общественное признание» и Национального Гражданского Комитета по взаимодействию с правоохранительными, законодательными и судебными органами [330] .

Значительная роль в развитии гражданского общества принадлежит общероссийской общественной организации «Национальный Гражданский Комитет по взаимодействию с правоохранительными, законодательными и судебными органами». Основными его целями являются объединение усилий, углубление диалога и сотрудничества общественных организаций и гражданских объединений с государственными, правоохранительными, законодательными и судебными органами по обеспечению национальной, в том числе общественной и экономической безопасности граждан, борьбе с международным терроризмом, распространением и потреблением наркотиков; содействие совершенствованию судебно-правовой системы, противостояние и ликвидация социально-правовой базы коррупции, предотвращение проникновения представителей криминальных структур в органы власти. Руководящим органом Национального Гражданского Комитета выступает Попечительский совет [331] . Данная организация участвует в различных акциях и проектах, например, гражданская акция «Мужество и Милосердие» в поддержку военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов и спецслужб. Для гражданского контроля за выборами лидеры политических партий, в частности «Единая Россия», ЛДПР, Партия социальной справедливости (ПСС), а также ряд других общественных организаций создали в 2006-2008 гг. комитет «За чистые и честные выборы» [332] . Среди основных целей и задач сформированного комитета назовем обеспечение общественного контроля за соблюдением на территории субъектов Российской Федерации избирательных прав и свобод граждан в период выборов в органы государственной власти, правовое просвещение граждан в рамках избирательного законодательства, оперативное реагирование на факты возможных нарушений, сотрудничество со СМИ. Практика проведения выборных кампаний в России нередко демонстрировала применение «грязных» избирательных технологий, используемых отдельными избирательными штабами, участвовавшими в выборах. Поэтому данный комитет играет важную роль в повышении доверия граждан к выборам.

Наряду с НКО существуют различные движения, играющие не менее важную роль в развитии институтов гражданского общества. Например, общественное движение граждан России «Товарищество Инициативных Граждан России» (ТИГР), возникшее в результате массовых акций протеста в Приморском крае и распространившееся в других российских городах. Основной целью данного движения является восстановление верховенства народной власти в России путем возрождения гражданского общества, а основной идеей — объединение всех граждан России ради этой цели. Сторонник ТИГРа может состоять в любом общественном движении организации или партии, если их деятельность не идёт в разрез с деятельностью ТИГРа и их цели и задачи не противоречат целям и задачам ТИГРа [333] . Представители негосударственных некоммерческих организаций, общественных движений своими акциями пытаются влиять на социальные процессы, происходящие в нашей стране. Например, представители ТИГРа участвовали в различных митингах протеста во Владивостоке в 2008-2010 гг.

Показательна акция протеста во Владивостоке в отношении повышения пошлин на ввоз иномарок в декабре 2008 г., когда она была жестко пресечена ОМОНом, в том числе прибывшим подкреплением — подмосковным отрядом ОМОН «Зубр». Многие участники акции были избиты и задержаны [334] . Это свидетельствует о том, что власть, создавая условия для гражданской активности, одновременно страшится этой активности, поскольку в рамках последней власть видит аргументированную критику проводимой политики. В Калининграде в январе 2010 г. прошел крупнейший митинг за последние 10 лет, на который собрались представители различных политических партий и движений. Данный митинг предполагался как продолжение акции протеста против повышения транспортного налога, однако мероприятие переросло в антиправительственную акцию. Выступающие с трибуны требовали отставки губернатора Калининградской области Г.В. Бооса [335] . Власти Калининграда попытались сделать все, чтобы митинг не состоялся. Накануне митинга подконтрольный администрации медиахолдинг «Западная пресса» отпечатал информационный обзор под заголовком «Мы живем в Калининграде». 130-тысячный тираж «агитки» сообщал, что транспортный налог уже отменен, хотя в тот момент областной парламент еще не приступал к рассмотрению данного вопроса [336] . Позднее, комментируя митинг, региональные власти вместо того, чтобы обратить внимание на требования граждан, не нашли ничего лучше как обсудить лишь источники финансирования данного митинга [337] .

Президент РФ неоднократно говорил о целесообразности создания системы общественного контроля за деятельностью органов государственной власти. В свое время на это была направлена инициатива главы государства создать Общественную палату. Против создания Общественной палаты выступили КПРФ, «Родина». По их мнению, само создание Общественной палаты — это признание кризиса партии власти, Общественная палата отвлекает внимание народа от принятых «антисоциальных законов» [338] . Было дано экспертное заключение на проект федерального закона «Об общественной палате РФ, главной идеей которого являлось убеждение, что основные положения законопроекта не соответствуют Конституции РФ, порядок формирования Общественной палаты недемократичен и не способствует справедливому представительству граждан и их объединений, а также достижению целей, ради которых она создается. Проект должен быть отклонен [339] . Несмотря на неоднозначное отношение к идее создания палаты, соответствующий Федеральный закон был принят. Общественная палата РФ не входит в систему органов государственной власти РФ. Это общественный институт в Российской Федерации, целью которого является, прежде всего, обеспечение взаимодействия граждан страны с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан РФ (ст. 2) [340] . Обращает на себя внимание процедура формирования и функции данной палаты. Президент РФ определяет кандидатуры 42 граждан РФ, имеющих особые заслуги перед государством и обществом, предлагая этим гражданам войти в состав Общественной палаты. Давшие согласие стать членом Общественной палаты граждане утверждаются главой государства и, в свою очередь, выбирают еще 42 представителя общероссийских общественных объединений — по одному представителю от общественного объединения. Остальные члены Общественной палаты — представители межрегиональных и региональных общественных объединений из числа кандидатур, определенных на конференциях, проведенных в федеральных округах, — выбираются уже принятыми в члены Общественной палаты (ст. 8). Закон не содержит ни перечень «особых заслуг перед государством и обществом», ни критерии, в соответствии с которыми можно точно понять, может ли данное лицо стать членом Общественной палаты, чтобы минимизировать вероятность попадания туда «случайных» граждан. Первые 42 члена Общественной палаты были назначены в сентябре 2005 г., в ноябре были выбраны еще 42 представителя, а в декабре 2005 г. еще 42 члена. Результаты формирования Общественной палаты вызвали неоднозначную оценку в отношении того, какую часть общества данная палата представляет. Органами Общественной палаты являются: совет Общественной палаты (постоянно действующий), секретарь Общественной палаты и заместители секретаря Общественной палаты. При этом Общественная палата вправе образовывать комиссии и рабочие группы Общественной палаты. В состав комиссий Общественной палаты входят члены Общественной палаты. В состав рабочих групп Общественной палаты могут входить члены Общественной палаты, представители общественных объединений и иные граждане, привлеченные к работе Общественной палаты. Федеральный закон достаточно детально регламентирует статус членов Общественной палаты. Основными формами работы Общественной палаты являются пленарные заседания Общественной палаты, заседания совета Общественной палаты, комиссий и рабочих групп Общественной палаты. Важной является проблема юридической силы решений Общественной палаты. В законе установлено, что решения Общественной палаты и органов Общественной палаты, принимаемые в форме заключений, предложений и обращений, носят рекомендательный характер. Органы государственной власти, органы местного самоуправления или должностные лица, которым направлены обращения Общественной палаты, обязаны проинформировать Общественную палату о результатах рассмотрения соответствующего обращения в течение тридцати дней со дня его регистрации. В исключительных случаях руководитель органа государственной власти, руководитель органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения указанного обращения не более чем на тридцать дней, уведомив об этом Общественную палату (ст. 17). Сам факт того, что государство пошло на создание особого органа, главной целью которого является обеспечение взаимодействия граждан РФ с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан РФ, говорит о том, что государство осознало необходимость обратной связи с гражданским обществом, поскольку оно легальными средствами может влиять на политические процессы. Идея создания Общественной палаты — это своего рода способ создания механизма взаимодействия государства и гражданского общества. При этом правовой статус Общественной палаты позволяет утверждать, что данный институт не сможет быть мощным инструментом влияния гражданского общества на государство. В.Т. Третьяков, анализируя функции данного органа, отметил, что это либо публичная лоббистская машина для популяризации планов руководства, либо трибуна для формирования национальной повестки дня, либо школа воспитания и место отбора кадрового резерва для серьезной политики, то есть, условно говоря, преддума [341] . Можно отметить, что создание данной палаты в некоторой степени умаляет роль Государственной Думы, ведь идея экспертной оценки законопроектов, принимаемых ею, наводит на мысль о некомпетентности последней в принимаемых решениях. Законодательно определено, что решения Общественной палаты носят рекомендательный характер, следовательно, уже одно это говорит о том, что, не имея властных функций, палата вряд ли будет эффективным инструментом взаимодействия общества и государства. Практика функционирования Общественной палаты в отношении экспертной оценки законопроектов свидетельствует, что данное направление развивается очень трудно: была дана экспертиза 116 документам, из них 28 получили отрицательное заключение, к тому же не все замечания были учтены [342] .

1) проводить гражданские форумы, слушания и иные мероприятия по общественно важным проблемам в порядке, установленном Регламентом Общественной палаты Российской Фе — дерации;

2) вносить законопроекты в Государственную Думу, давать заключения о нарушениях законодательства Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также о нарушениях свободы слова в средствах массовой информации и направлять указанные заключения в компетентные государственные органы или должностным лицам;

3) проводить экспертизу проектов законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, проектов законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, проектов правовых актов органов местного самоуправления;

4) приглашать руководителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на пленарные заседания Общественной палаты;

5) направлять членов Общественной палаты, уполномоченных советом Общественной палаты, для участия в работе комитетов и комиссий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также в заседаниях коллегий федеральных органов исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

6) направлять в соответствии со статьей 24 настоящего Федерального закона запросы Общественной палаты. В период между пленарными заседаниями Общественной палаты запросы от имени Общественной палаты направляются по решению совета Общественной палаты;

7) вступать в международные организации, заключать с ними соглашения о сотрудничестве, направлять членов Общественной палаты для участия в международных конференциях, совещаниях и в других мероприятиях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

8) участвовать в работе общественных палат субъектов Российской Федерации, а также направлять членов Общественной палаты для участия в мероприятиях, проводимых общероссийскими, межрегиональными и региональными общественными объединениями;

9) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в формировании общественных наблюдательных комиссий, приостановлении и прекращении деятельности состава общественной наблюдательной комиссии, наделении полномочиями и прекращении полномочий членов общественной наблюдательной комиссии;

10) оказывать общественным палатам, созданным в субъектах Российской Федерации, и общественным объединениям, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации, содействие в обеспечении их методическими материалами, предоставлять документы и материалы, находящиеся в распоряжении Общественной палаты, а также проводить семинары в целях совершенствования деятельности указанных общественных палат и общественных объединений.

Несмотря на то, что в России созданы условия для развития и функционирования, например, некоммерческих организаций, отмечается, что положительный имидж последних в обществе еще не сложился [343] . Почти половина наших сограждан предпочитает проявлять свою добровольческую активность в одиночку, а не в рамках деятельности некоммерческих организаций, общественных движений. По данным всероссийского опроса населения, почти треть граждан России за последние 2-3 года несколько раз добровольно и безвозмездно трудились на благо других людей (не членов своей семьи или близких родственников), 9% россиян делали это постоянно и 7% — лишь однажды [344] .

В целом можно отметить, что, с одной стороны, государство осуществляет поддержку неправительственных некоммерческих организаций, создает условия для развития общественных движений, но, с другой стороны, порой демонстрирует неготовность к эффективному диалогу с последними. Необходимо развивать диалог государства и гражданского общества друг с другом, активнее внедрять эффективные инструменты государственной поддержки некоммерческих организаций, в частности, субсидирование некоммерческих организаций для покрытия текущих расходов, предоставление помещений на безвозмездной основе, налоговые льготы для самих некоммерческих организаций и для организаций, поддерживающих их деятельность. Государство могло бы: привлечь негосударственные организации и граждан в развитие социальной сферы и оказание социальных услуг, расширить ресурсную базу социальной политики, дополнить бюджетные источники решения социальных проблем внебюджетными средствами корпоративного сектора и населения; укрепить конструктивное взаимодействие с гражданским обществом, создать для критической массы некоммерческих организаций стимулы действия в рамках российской созидательной повестки дня, тем самым, предоставив для государства надежные точки опоры в гражданском обществе; предотвратить застойные тенденции в российском обществе, расширить пространство свободы общественного действия для активных граждан, направляя социальную энергию в неконфликтное русло; в сфере внешней политики сузить поле для критики России со стороны оппонентов, обеспечить реальное улучшение внешнеполитического имиджа страны [345] .

Рассматривая вопрос взаимодействия гражданского общества и государства, необходимо подчеркнуть значение местного само-

управления в развитии гражданского общества и некоммерческих организаций. Местное самоуправление — это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российский Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций [346] . Местное самоуправление представляет собой действенный элемент гражданского общества. Среди задач, стоящих перед местным самоуправлением, можно выделить следующие: укрепление основ конституционного строя; обеспечение реализации права граждан Российской Федерации на местное самоуправление; создание условий для обеспечения жизненно важных потребностей и законных интересов населения; проведение необходимых мер по социальной защите населения; подготовку и воспитание кадров для муниципальных органов. Исходя из задач, строятся функции местного самоуправления, под которыми понимаются основные направления муниципальной деятельности. В их числе: обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения; управление муниципальной собственностью и финансовыми средствами; обеспечение комплексного развития территории муниципального образования; обеспечение жизненно важных потребностей населения; охрана общественного порядка; защита прав и законных интересов местного самоуправления. Правовое выражение функций местного самоуправления осуществляется в предметах ведения местного самоуправления, которые включают в себя вопросы местного значения и отдельные государственные полномочия, которыми наделены органы местного самоуправления. Местное самоуправление заинтересовано в развитии общественного сектора как эффективного партнера в решении местных проблем. Важным является взаимодействие местного самоуправления и некоммерческих организаций между собой в реализации социальной политики в нашей стране. Государство долж-

но посредством правового регулирования деятельности местного самоуправления реализовать права и обязанности граждан перед государством и государства перед гражданами, осуществить политические, экономические и законодательные меры в соответствии с выстраиваемой системой приоритетов развития России. Некоммерческие организации, работающие на территории муниципального образования, в наибольшей степени смогут реализовать свои социально значимые инициативы именно там [347] .

Российское государство, создавая правовое поле для развития институтов гражданского общества, в своей системе управления учреждало институты, помогающие власти осуществлять политику, направленную на развитие гражданского общества и взаимодействия с последним. Так, например, в России в 1996 г. была создана Президентская комиссия по правам человека [348] . Данная комиссия в ноябре 2004 г. была преобразована в Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека [349] . Данный Совет является консультативным органом при Президенте РФ, образованным в целях оказания содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Деятельность данного Совета осуществляется по таким важнейшим направлениям, как экспертиза законопроектов и правоприменительной практики, подготовка законопроектов, поправок и дополнений в действующее законодательство (подготовлены и внесены на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ ряд законопроектов) и экспертных заключений; содействие совершенствованию механизма обеспечения прав человека и консолидации гражданского общества (создаются проекты, проводятся форумы, конференции, общественные слушания, семинары, осуществляется методическое обеспечение комитетов по правам человека в субъектах РФ и т.д. по общественно

значимым вопросам); международное сотрудничество (встречи с главами и представителями иностранных государств, взаимодействие с международными организациями и неправительственными организациями — НПО), участие в работе международных форумов и конференций. В результате сотрудничества с зарубежными партнерами Советом были реализованы несколько самостоятельных международных проектов, в частности, «Гражданская восьмерка- 2006»; участие в работе общественно значимых мероприятий (например, участие в «круглых столах»); рассмотрение индивидуальных и коллективных обращений граждан (ежегодно рассматриваются до 1500 обращений граждан. Всем обратившимся даются разъяснения и оказывается необходимая правовая помощь) [350] . В целом, в фокусе деятельности данного Совета борьба с коррупцией, права военнослужащих, права детей и молодежи, права мигрантов, свобода слова, СМИ, экологические права.

С 2001 г. в практику вошло общение Президента с населением страны в прямом эфире. «Прямая линия» наряду с интернет-конференциями и ежегодными большими пресс-конференциями в Кремле стала регулярным мероприятием. Общение Президента РФ с российским населением транслируется в прямом эфире. Традиционно оно начинается с востока страны. В ходе предыдущих «Прямых линий» первые вопросы президенту адресовались из Владивостока, Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Южно-Сахалинска и Находки. В режиме «Прямой линии» граждане смогли задать главе государства вопросы по различным актуальным вопросам общественно-политической жизни страны. Такая практика была направлена на то, чтобы получить обратную связь власти, первых лиц, с ее гражданами. По результатам проведения такого общения решались вопросы, касавшиеся различных социальных проблем [351] .

В век информационных технологий немаловажным является разработка сайтов органами государственной власти, министерствами и ведомствами, при создании которых обязательно требуется предусмотреть простые и доступные для пользователей (граждан, их объединений и бизнес-структур) средства электрон-

ного участия. В век информационных технологий это реальная возможность гражданам и организациям получить простой доступ к необходимой информации и государственным услугам, а также способ их электронного участия в принятии решений. Это один из важнейших факторов для развития гражданского общества [352] . Хорошо организованные обратные связи должны создавать предпосылки для гражданского контроля за деятельностью министерств и ведомств, упрощать получение значимой информации гражданами, влиять на развитие гражданского общества. Отмечено, что в странах ЕС и США применяют около 20 инструментов обратной связи, в России фактически применяют лишь 6 и то на 13% сайтов. Наиболее распространенными инструментами обратной связи в РФ оказались «предоставление информации» (имеются на более, чем 90% сайтов) и «простой вопрос» (более, чем на 2/3 сайтов). Инструмент «запрос, требующий подготовки экспертного заключения от ведомства» представлен на 40% сайтов [353] . Очевидно, что государство, создавая условия для свободного функционирования гражданского общества, создает механизм обратной связи с гражданским обществом для их эффективного взаимодействия.

Таким образом, в условиях развития суверенной демократии в России, модернизации российского общества принципиально важным является дальнейшее развитие сотрудничества гражданского общества и государства. Успех последнего зависит от того, насколько гражданское общество развито и способно поддерживать развитие государства в условиях глобализации. Государство создает необходимую правовую базу для развития гражданского общества, укрепления его институтов. Вместе с тем сохраняется проблема совершенствования законодательства. В частности, в отношении деятельности некоммерческих организаций, местного самоуправления, взаимодействия последних между собой и с государством. При этом такой процесс характеризуется тем, что формирование институтов гражданского общества в большей степени идет сверху, в то время как важным является формирование структуры гражданского общества и гражданской активно-

сти снизу. В этой связи принципиальна дальнейшая работа, например, по совершенствованию институтов обратной связи.

Однако процесс взаимодействия государства и гражданского общества в России сложный и противоречивый. Государство, осознавая важность и необходимость развития институтов гражданского общества, пока не готово к эффективному диалогу с последним. Порой такая неготовность сопряжена с использованием государством недемократических (силовых) методов в работе с людьми в попытке снять социальную напряженность в обществе. Необходимо совершенствовать механизм взаимодействия государства и гражданского общества, направляя его исключительно в правовое русло. Государство должно принимать оценку и отношение гражданского общества применительно к тем социальным процессам, которые происходят в стране.