Надзор за полицией прокуратура

Портал «Юристъ» — Ваш успех в учебе и работе!

Правоохранительные органы

Прокурорский надзор осуществляется от имени государства — Российской Федерации. В этом его главное отличие от других видов надзора, осуществляемого иными государственными органами. Прокурорский надзор по сравнению с другими государственными надзирающими и контролирующими органами имеет самые широкие границы осуществления. Он распространяется на все министерства, ведомства, представительные и исполнительные органы власти, а также на деятельность должностных лиц. Прокурорский надзор не включает граждан в качестве субъектов, на которых он распространяется. При обнаружении в действиях граждан признаков преступления прокурор осуществляет функцию уголовного преследования. При осуществлении прокурорского надзора он не вмешивается в хозяйственную, управленческую и оперативную деятельность предприятий, организаций и учреждений. Прокурор не обладает административными полномочиями, не управляет поднадзорными предприятиями и организациями, не вправе применять санкции административного, а тем более уголовного характера. При обнаружении нарушений закона он добивается их устранения, восстановления нарушенных прав и привлечения виновных к ответственности особыми мерами — внесением протеста, представления, возбуждением уголовного дела, производства об административном правонарушении, обращением в суды с исками и заявлениями.

В соответствии с Законом “О прокуратуре РФ” выделяются четыре направления прокурорского надзора:

1) надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

4) надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, администрацией мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Каждое направление (отрасль) прокурорского надзора характеризуется своим предметом, полномочиями прокурора, специфическими актами реагирования на нарушения закона.

Предметом первой отрасли прокурорского надзора, так называемого “общего” надзора, является исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.

Полномочия прокурора при осуществлении общего надзора следующие: имеет право беспрепятственно входить на территории и в помещения федеральных министерств и ведомств и других органов, на которые распространяется эта отрасль надзора, иметь доступ к их документам и материалам; вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных предприятий; при необходимости вправе вызвать должностных лиц и граждан для получения объяснений по поводу нарушения закона. Должностные лица, от которых зависит выполнение требований прокурора, обязаны выполнять их незамедлительно, представлять необходимые документы, выделять специалистов, организовывать проверки и проводить ревизии.

Актами прокурорского реагирования на установленные им нарушения закона могут быть:

принесение протеста на противоречащий закону правовой акт;

внесение представления об устранении нарушений;

— обращение в суд или арбитражный суд с требованием признать правовой акт недействительным;

— вынесение постановления о возбуждении уголовного дела, производства об административном правонарушении, об освобождении лица, незаконно подвергнутого административному задержанию на основании решений несудебного органа;

— письменное требование о привлечении виновного лица к иной установленной законом ответственности;

Протест приносится на противоречащий закону правовой акт, содержит требование отменить или изменить его и направляется органу или должностному лицу, которые издали этот акт. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее 10-дневного срока с момента получения, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. О результатах рассмотрения протеста прокурору незамедлительно сообщается в письменном виде.

Представление об устранении нарушении закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствовавших. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

О несоответствии постановлений Правительства РФ Конституции и законам Российской Федерации Генеральный прокурор информирует Президента РФ.

Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению управомоченными органами или должностными лицами в установленный законом срок. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме. Постановление о возбуждении уголовного дела, как правило, направляется в орган дознания или предварительного следствия для производства расследования. Прокурор может и сам приступить к расследованию после возбуждения уголовного дела.

Такая отрасль прокурорского надзора, как надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, появилась относительно недавно, в связи с провозглашением Конституцией РФ прав и свобод гражданина высшей ценностью государства.

Предметом этой отрасли прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

При осуществлении надзора за соблюдением прав человека и гражданина прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба, использует полномочия, предоставленные прокурору при осуществлении общего надзора.

При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию.

В случае, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде общей юрисдикции иск в интересах пострадавших.

Прокурор или его заместитель вправе принести протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обратиться в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.

Представление прокурора об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые уполномочены устранить допущенное нарушение.

Предметом прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законности решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами.

Указанное направление прокурорского надзора охватывает две сферы деятельности: уголовно-процессуальную и оперативно-розыскную.

Уголовно-процессуальная деятельность осуществляется органами дознания и следователями органов внутренних дел, прокуратуры, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы налоговой полиции. Прокурор осуществляет надзор за всеми этими органами независимо от ведомственной принадлежности. Полномочия прокурора в сфере надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия установлены уголовно-процессуальным законодательством.

При обнаружении нарушений закона прокурор вправе отменить незаконные и необоснованные постановления, вернуть уголовное дело для продолжения предварительного расследования, отстранить следователя или лицо, производящее дознание от расследования, передать дело другому следователю или передать уголовное дело от органа дознания в орган предварительного следствия. Прокурор также вносит в следственные подразделения и государственные органы, обладающие правами органа дознания, представления об устранении причин и условий, способствующих нарушениям закона в их процессуальной деятельности.

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется оперативными подразделениями милиции, учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, следственных изоляторов. Федеральной службы безопасности, Федеральной службы налоговой полиции, таможенных органов РФ, Службы внешней разведки. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за этими органами заметно уже. Прокурор может требовать представления ему оперативно-служебных документов, явившихся основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Прокурор вправе давать оперативно-розыскным органам указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий по делам, находящимся в производстве следователей или по которым он сам ведет расследование. Он имеет право требовать прекращения незаконных, и необоснованных оперативно-розыскных мероприятий или отмены постановлений (о заведении или прекращении дел оперативного учета и др.), признанных им не соответствующими закону. Кроме того, прокурор использует и ряд полномочий, общих для всех направлений надзорной деятельности: вносит представления, опротестовывает акты, принятые органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требует проведения проверки вышестоящими органами состояния законности, возбуждает уголовные дела в случае обнаружения преступных нарушений закона должностными лицами оперативно-розыскных органов.

Предметом прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу являются:

— законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;

— соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;

законность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.

При осуществлении этого надзора прокурор вправе посещать в любое время указанные выше органы и учреждения, опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера; знакомиться с документами, на основании которых лица задержаны, заключены под стражу, осуждены или подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами. Он имеет право требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации соответствующих органов и учреждений, требовать объяснений от должностных лиц.

При обнаружении нарушений закона прокурор вправе вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производство по административным правонарушениям. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрации учреждения приостанавливается. Прокурор вправе отменить дисциплинарное взыскание, наложенное в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освободить их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора. Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение. Постановления прокурора относительно исполнения установленного законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера или помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.

Московская прокуратура по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах

Прокурор Илюхин Сергей Алексеевич

старший советник юстиции

пл. Крестьянская Застава, д. 1, Москва, 109992
канцелярия +7 (495) 951-59-02

Прокурорский надзор за законностью деятельности полиции

Прокурорский надзор — это осуществляемая от имени государства деятельность Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров, призванных обеспечить точное и единообразное исполнение всех законов Российской Федерации на территории всей страны путем принятия мер к выявлению, своевременному устранению любых нарушений законов и привлечению виновность к ответственности.

В соответствии со ст.52 Закона РФ «О полиции», законодатель делегировал право осуществлять надзор за законностью деятельности полиции Генеральному прокурору России и подчиненным ему прокурорам. В современных условиях этот аспект детально регламентирует Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202 — Ι.

Прежде всего, данный закон определяет систему и организацию прокуратуры Российской Федерации. В этом законодательном акте указаны должностные лица Генеральной прокуратуры, прокуратуры субъектов РФ, приравненных к ним прокуратур, прокуратуры городов и районов, а также их полномочия в сфере надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Детально предмет соответствующих видов прокурорского надзора, полномочия прокурора и конкретные формы реагирования на выявленные прокурором нарушения законности предусматривает раздел III Федерального закона «О прокуратуре РФ» и иные правовые акты Российской Федерации.

Надзор прокуратуры за законностью деятельности полиции осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры. Осуществляя надзор за законностью административной деятельности органов внутренних дел (полиции) прокурор вправе:

посещать в любое время суток органы внутренних дел и их учреждения;

знакомиться с документами, на основании которых граждане подвергнуты административному задержанию или заключению под стражу;

проводить опрос задержанных и заключенных под стражу лиц, принимать и рассматривать их жалобы;

освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

опротестовывать противоречащие закону акты руководителей органов внутренних дел,

обращаться в суд о признании таких актов недействительными;

вносить представления об устранении нарушений закона и требовать от руководителей органов внутренних дел письменных ответов в течение одного месяца;

объявлять должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона;

выносить мотивированные постановления о возбуждении производства об административных правонарушениях.

Пример осуществления надзора за соблюдением законности в органах внутренних дел:

Прокурор вправе требовать от руководителей и других должностных лиц полиции представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений. В случае необходимости прокурор обладает возможностью потребовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизии деятельности подконтрольных или подведомственных соответствующим руководителям и должностным лицам организаций. Прокурор вправе вызывать должностных лиц и граждан по поводу нарушений законов.

Прокурор отслеживает нарушения законности в деятельности полиции по пресечению административных правонарушений, а также при проведении иных действий, связанных с производством об административных правонарушениях, исходит из законодательства об административных правонарушениях. Здесь следует особо обратить внимание на закрепление в абзаце 1 ч.3 ст.22 Федерального закона «О прокуратуре РФ» права прокурора или его заместителя освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов. Это имеет прямое отношение к полиции, поскольку согласно норме данной статьи Федерального Закона «О полиции» предоставлено право осуществлять административное задержание различных категорий граждан. При обнаружении факта незаконного задержания и доставления конкретного гражданина в полицию прокурор дает начальнику органа внутренних дел обязательное для исполнения указание о немедленном освобождении задержанного, оформляя это решение своим постановлением.

В предмет прокурорского надзора входят все правовые акты, издаваемые и Президентом РФ, и Правительством РФ; и администрацией субъектов РФ, касающихся деятельности полиции.

На уровне же субъектов РФ издаются Положения о муниципальной полиции, устанавливающие статус этих принципиально новых для России правоохранных структур. По всей видимости, в подобных условиях оправдана постановка вопроса не только об инкорпорации правовых актов, входящих в структуру правовой основы полиции, но и об их кодификации.

Если прокурором выявлен противоречащий закону правовой акт, то он согласно абз.2 ч.3 ст.22, ст.23 Федерального закона «О прокуратуре РФ» опротестовывает его. Специфика этой процедуры заключается в следующем:

Заместителем прокурора Москвы назначен 41-летний замглавы надзора за полицейским следствием Генпрокуратуры

Приказом генпрокурора РФ заместителем прокурора Москвы назначен старший советник юстиции Андрей Ганцев, до настоящего времени занимавший должность замначальника управления по надзору за следствием в МВД и ФСКН России Главного управления по надзору за следствием Генпрокуратуры РФ, сообщает пресс-служба столичной прокуратуры.

Ганцев Андрей Васильевич родился в 1972 году в Уфе. В 1994 году окончил Башкирский государственный университет по специальности «юриспруденция».

Службу в органах прокуратуры проходит с июля 1994 года. Работал следователем районной прокуратуры, следователем и старшим следователем городской прокуратуры, старшим следователем по расследованию особо важных дел прокуратуры республики. С 2003 по 2005 г. занимал должность начальника отдела по расследованию умышленных убийств и бандитизма прокуратуры Башкирии.

С 2005 года работал старшим помощником Ярославского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, старшим помощником прокурора Ярославской области по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний, занимал должность начальника отдела по надзору за следствием, дознанием и оперативно-разыскной деятельностью областной прокуратуры, прокурора Заволжского района Ярославля. С 2008 по 2012 гг. — прокурор Ярославля.

С 2012 года занимал должность заместитель начальника управления по надзору за следствием в МВД России и ФСКН России Главного управления по надзору за следствием Генеральной прокуратуры Российской Федерации – начальника первого зонального отдела.

Сегодня прокурор столицы Сергей Куденеев представил вновь назначенного заместителя руководителям подразделений аппарата прокуратуры города.

Глава 10. Контроль и надзор за деятельностью полиции

Статья 49. Государственный контроль за деятельностью полиции

1. Государственный контроль за деятельностью полиции осуществляют Президент Российской Федерации, палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
2. Ведомственный контроль за деятельностью полиции осуществляется в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Статья 50. Общественный контроль за деятельностью полиции

1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения осуществляют общественный контроль за деятельностью полиции в соответствии с федеральным законом.
2. Общественная палата Российской Федерации осуществляет контроль за деятельностью полиции в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации».
3. Общественные наблюдательные комиссии и члены этих комиссий осуществляют контроль за обеспечением прав граждан в местах принудительного содержания, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».
4. Общественные советы, образуемые при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, при территориальных органах, осуществляют контроль за деятельностью полиции в соответствии с положениями об этих советах.

Статья 51. Судебный контроль и надзор

Судебный контроль и надзор за деятельностью полиции осуществляются в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Статья 52. Прокурорский надзор

Надзор за исполнением полицией законов осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством.

Статья 53. Обжалование действий (бездействия) сотрудника полиции

Действия (бездействие) сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы гражданина, государственного и муниципального органа, общественного объединения, религиозной и иной организации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры Российской Федерации либо в суд.

Разъясняем законодательство

Разъясняем Закон «О полиции»

C 1 марта вступает в силу Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее-Закон), в котором прописаны цели и задачи полиции, права и обязанности ее сотрудников.

В Законе закреплено, что полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

Таким образом, на современном этапе развития общества и государства основные усилия полиции сосредоточены на защите прав и свобод человека и гражданина в соответствии с международными стандартами.

За полицией законодательно закрепляются правоохранительные функции.
Согласно части 1 статьи 1 Закона полиция в первую очередь предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Основными направлениями деятельности полиции являются предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений, выявление и раскрытие преступлений, розыск лиц, обеспечение правопорядка в общественных местах и безопасности дорожного движения, государственная защита потерпевших и свидетелей.

Из закона следует, что полиция не выделяется в отдельную службу и продолжает быть частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей.

Деятельность полиции должна осуществляться при соблюдении прав, свобод граждан и законности.

Кроме государственного контроля и прокурорского надзора за деятельностью полиции установлен общественный контроль, который будет осуществляться гражданами, общественными организациями, а также общественными советами при территориальных органах внутренних дел.

Теперь полиция будет отчитываться о своей работе через средства массовой информации, сеть Интернет перед представительными органами государственной власти и муниципальных образований, а также перед гражданами.

В соответствии с Законом многие функции милиции переходят к полиции: обеспечение общественного порядка и безопасности дорожного движения, профилактика и пресечение преступлений, правонарушений, защита личности и собственности от преступных посягательств, контроль за оборотом оружия, а также частной детективной и охранной деятельностью.

Законом дополнены основания для истребования документов юридических лиц и ознакомления с ними непосредственно в организациях. Только в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, полиция вправе запрашивать и получать документы, иную необходимую информацию.

Вместе с тем, с 1 января 2012 года полиция не будет заниматься такими вопросами, как административное выдворение из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, проведение техосмотра транспортных средств, организация работы медицинских вытрезвителей, конвоирование задержанных лиц и лиц, заключенных под стражу, из следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, розыск должника и его имущества, формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц.

Появился ряд новых обязанностей полиции:

— не реже одного раза в месяц информировать граждан о ходе рассмотрения их письменных обращений в полицию о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях;
— оказывать содействие учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в осуществлении розыска и задержании лиц, уклоняющихся от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, а также обеспечивать безопасность граждан и общественного порядка при введении режима особых условий в исправительном учреждении;
— изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, изъятые из гражданского оборота, находящиеся у них без специального разрешения, с составлением протокола и вручением его копии указанным гражданам и должностным лицам.

Законом заметно расширены права и обязанности полиции, в частности по контролю в сфере обеспечения авиационной безопасности в области гражданской авиации. Полиция будет проверять соблюдение правил предполетного досмотра и пропускного режима, получать от руководителей организаций, служб авиационной безопасности аэродромов, аэропортов необходимые документы, выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований авиационной безопасности и проверять исполнение этих предписаний. При наличии информации о возможном нарушении требований авиационной безопасности на воздушном судне сопровождать его во время полета, а также задерживать багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к воздушным перевозкам.

С 01 марта 2011 года обращение полиции к гражданам, находящимся в общественных местах либо на месте происшествия, с требованиями покинуть их или наоборот остаться там, могут предъявляться, если это необходимо для производства следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий, документирования обстоятельств происшествия, а также в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан.

В сфере обеспечения безопасности дорожного движения полиции предоставлено право проверять наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, выдавать в установленном порядке разрешения на установку на транспортных средствах устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, условных опознавательных знаков, а также выдавать должностным лицам организаций и индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе нарушений требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании дорог.

В соответствии с Законом полиция наделена правом применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в целях выполнения возложенных на нее обязанностей. При этом Закон обязывает сотрудника полиции проходить проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

В порядок и условия применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия введено обязательное и в кратчайшее время уведомление родственников или иных близких лиц гражданина, которому нанесены телесные повреждения. В случае, если гражданину причинены ранение либо смерть, сотрудник полиция также обязан сохранить без изменения место такого происшествия.

Из зарубежного опыта в Закон о российской полиции включены некоторые нормы, например, право на звонок. При задержании каждому гарантируется не просто один телефонный звонок в течение трех часов, а разговор. Однако такой возможности не будет у тех, кто совершил побег из-под стражи или из психиатрического лечебного учреждения, уклоняется от отбывания наказания или от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, либо находящихся в розыске.
Теперь и наш полицейский обязан назвать гражданину причину задержания и разъяснить возникающие в связи с этим его права и обязанности. А перед тем, как войти в жилое помещение должен уведомить находящихся там граждан, на каких основаниях он посещает чужую жилплощадь. Заходить туда «для установления обстоятельств совершения преступления» полицейский не может. Однако за ним сохраняется право войти для спасения жизни граждан или их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях, задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, пресечения преступления, установления обстоятельств несчастного случая.

Но в любом случае сотрудник полиции должен уведомить прокурора о проникновении на территорию частной собственности в течение 24 часов в письменном виде.

Законом установлены повышенные требования к поступлению на службу в полицию и особенности ее прохождения в целях решения задачи борьбы с коррупцией. Каждый гражданин Российской Федерации, поступающий на службу в полицию, должен пройти психофизиологическое исследование, тестирование на алкогольную, наркотическую и иную токсическую зависимость, а также испытание на срок до 6 месяцев в целях проверки уровня его подготовки и соответствия должности сотрудника полиции, на замещение которой он претендует.

На гражданина Российской Федерации, поступающего на службу в полицию, оформляется личное поручительство, которое состоит в письменном обязательстве сотрудника органов внутренних дел, имеющего стаж службы не менее трех лет, о том, что он ручается за соблюдение указанным гражданином ограничений и запретов, установленных для сотрудников полиции Федеральным законом «О полиции» и другими федеральными законами.

После вступления с 01 марта 2011 года Закона в силу при сокращении штатной численности милиции на двадцать процентов в целях оценки соответствия сотрудников требованиям, предъявляемым к работникам полиции, Законом предусмотрена их внеочередная аттестация, порядок которой определяется Президентом Российской Федерации.

Сотрудники органов внутренних дел, не прошедшие внеочередной аттестации и (или) отказавшиеся продолжить службу в органах внутренних дел на иных, в том числе нижестоящих, должностях, подлежат увольнению в установленном порядке.

Прокурорской проверкой выявлен факт укрытия преступления сотрудником полиции

Ковровской городской прокуратурой в рамках надзора за соблюдением законности при приеме, регистрации и рассмотрения сообщений о преступлениях выявлен факт злоупотребления должностными полномочиями со стороны участкового уполномоченного полиции МО МВД России «Ковровский».

Установлено, что в декабре 2015 года в производстве участкового находилось заявление престарелой жительницы г. Коврова о хищении принадлежащего ей имущества – части металлического забора. В ходе проведения проверки сотрудник полиции при составлении протокола осмотра места происшествия и оформлении объяснения 86-летней потерпевшей, умышленно исказил данные об объеме и стоимости похищенного имущества, подведя его под сумму, не превышающую тысячу рублей.

На основании заведомо ложных сведений им вынесено незаконное решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Лишь после вмешательства городской прокуратуры по факту кражи имущества, принадлежащего потерпевшей, возбуждено уголовное дело. По материалам проверки, направленным городским прокурором в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, СО по г. Ковров СУ СК России по Владимирской области в отношении указанного сотрудника полиции возбуждено уголовное дело по ч.1 ст.285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями»).

Ход расследования обоих уголовных дел взят на контроль.

Прокурор
Владимирской области

Обращение прокурора к жителям Владимирской области

Уважаемые посетители сайта!
Рад приветствовать Вас на сайте прокуратуры Владимирской области.
Вот уже почти три столетия прокуратура стоит на страже закона, являясь надежным защитником интересов граждан и государства.
Решение поставленных перед нами задач невозможно без участия общественности.
Официальное представительство прокуратуры Владимирской области в сети Интернет дает возможность оперативного получения информации о нашей работе, а также позволяет Вам обращаться со своими заявлениями о нарушениях закона.
Уверен, что наше эффективное взаимодействие послужит укреплению правопорядка и законности.

С уважением,
прокурор Владимирской области,
И.С. Пантюшин

Полиция унизила подростков: в прокуратуре дали оценку инциденту в лицее Сестрорецка

Прокуратура Санкт-Петербурга выявила нарушения в действиях полицейских, которые поставили учащихся сестрорецкого лицея лицом к стене во время антинаркотической проверки.

Полицейские не имели права ставить учащихся Сестрорецка лицом к стене при проверке на наркотики, сообщила «Интерфаксу» представитель прокуратуры Ольга Качанова.

Ольга Качанова, начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних городской прокуратуры Санкт-Петербурга : «В нарушение федерального закона „О полиции“, который запрещает полицейским прибегать к уничижающему человеческое достоинство обращению, сотрудники МВД выстроили учащихся лицея лицом к стене в коридоре образовательного учреждения».

Также в прокуратуре отмечают, что правоохранители не имели права размещать на сайте полиции фотографии с рейда, не спросив согласия у запечатленных на снимках.

По результатам прокурорской проверки были внесены представления в адрес директора лицея и заместителя начальника регионального ГУ МВД.

Напомним, что 24 марта в социальных сетях и СМИ появилась информация о проверке на наркотики в лицее в Сестрорецке. На опубликованных фотографиях видно, как учащихся выстроили в шеренгу лицом к стене, а их вещи обнюхивает служебный пес. В связи с инцидентом была инициирована служебная проверка.