Надзор и контроль за производственной безопасностью

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде в СССР. Государственный пожарный надзор СССР.

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда согласно Основам законодательства о труде (статья 107) осуществляют:

1) специально уполномоченные государственные организации и инспекции, не зависящие в своей деятельности от администрации предприятий, учреждений, организаций и их вышестоящих органов;

2) профессиональные союзы, а также состоящие в их ведении техническая и правовая инспекции труда — согласно положениям об этих инспекциях, утверждаемых ВЦСПС.

Советы народных депутатов и их исполнительные и распорядительные органы осуществляют контроль за соблюдением законодательства о труде в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР и союзных республик.

Министерства и ведомства осуществляют внутриведомственный контроль за соблюдением законодательства о труде в отношении подчиненных им предприятий, учреждений, организаций.

Высший надзор за точным исполнением законов о труде всеми министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями и их должностными лицами возлагается на Генерального Прокурора СССР.

Как видно из приведенного перечня, к надзору за соблюдением законодательства о труде привлечен обширный круг различных организаций.

Рассматривая функции контролирующих организаций, надлежит в первую очередь остановиться на роли профессиональных союзов, которые осуществляют государственный надзор посредством находящихся в их ведении инспекций и общественный контроль за счет широкого привлечения профсоюзного актива.

Техническая и правовая инспекции профсоюзов осуществляют государственные функции надзора за безопасностью работ, состоянием производственной санитарии (технические инспектора), соблюдением законодательства по охране труда (правовые инспектора).

Широко привлекается актив профсоюзов для работы внештатными инспекторами. В своей работе инспектора поддерживают необходимые связи с инспекторами органов Госгортехнадзора СССР, Госсаннадзора Министерства здравоохранения СССР, Госэнергонадзора Министерства энергетики и электрификации СССР, Пожарного надзора МВД

Государственный комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете Министров СССР

(Госгортехнадзор СССР) выполняет задачи горного надзора, котлонадзора, газового надзора.

Госгортехнадзор в областях котлонадзора и газового надзора, имеющих прямое отношение к предприятиям машиностроительной промышленности, осуществляет:

а) надзор за соблюдением правил изготовления и эксплуатации паровых и водогрейных котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, подъемных сооружений (кранов, лифтов, эскалаторов и фуникулеров);

б) выявление в процессе эксплуатации недостатков изготовления и монтажа оборудования, контроль за разработкой и осуществлением заводами-изготовителями и монтажными организациями мероприятий по устранению обнаруженных недостатков;

в) контроль за соблюдением установленного Госгортехнадзором порядка обучения, аттестации и допуска персонала к обслуживанию объектов котлонадзора и за проведением администрацией предприятий периодической проверки знаний персонала;

г) рассмотрение представленных министерствами, ведомствами и организациями всех правил и норм по безопасности для объектов котлонадзора и др., а также внесение в действующие правила и нормы дополнений, вытекающих из внедрений новой техники, технологии и новых методов работы.

Государственный санитарный надзор (Госсаннадзор СССР) находится в ведении Министерства здравоохранения СССР, осуществляет надзор за выполнением санитарно-гигиенических правил, имея задачей контроль за проведением мероприятий, направленных на ликвидацию и предупреждение загрязнения внешней среды (водоемов, почвы и атмосферного воздуха) вредными промышленными выбросами и хозяйственно-бытовыми отходами; на оздоровление условий труда; на организацию мероприятий по предупреждению заболеваний.

Надзор за выполнением требований производственной санитарии ведут органы санитарно-эпидемиологической службы Минздрава СССР и министерств здравоохранения союзных республик. Положение о государственном санитарном надзоре СССР утверждено постановлением Совета Министров СССР 31.V 1973 г., № 361, а на некоторых объектах — медицинской службой соответствующих министерств и ведомств.

Государственная инспекция по энергетическому надзору (Госэнергонадзор) находится в ведении Министерства энергетики и электрификации СССР и осуществляет надзор за соблюдением предприятиями и организациями правил устройства электроустановок, правил технической эксплуатации электрических и теплоиспользуемых установок и правил техники безопасности при эксплуатации электрических и теплоиспользуемых установок.

Государственный пожарный надзор (Госпожаронадзор) находится в ведении ГУПО МВД СССР и осуществляет разработку (или согласование) противопожарных норм, правил, технических условий для проектируемых и реконструируемых объектов различного назначения, а также правил пожарной безопасности действующих предприятий; надзор за противопожарным состоянием действующих объектов народного хозяйства, жилых и общественных зданий; статистический учет и анализ пожаров; противопожарную пропаганду и агитацию; административные функции по выявлению и пресечению нарушений действующих правил и следственную работу по возникшим пожарам на стадии дознания.

Общественный контроль за состоянием охраны труда на предприятиях осуществляют фабрично-заводские местные комитеты профсоюзов (ФЗМК), которые создают комиссии охраны труда. Положение о комиссии охраны труда утверждено Президиумом ВЦСПС 4 октября 1963 г. В каждой профгруппе избирается общественный инспектор по охране труда. Обязанности старшего общественного инспектора возлагаются на председателя комиссии охраны труда ФЗМК.

Внутриведомственный контроль осуществляется подразделениями охраны труда, имеющимися в министерствах, ведомствах, трестах и других организациях, по подчиненным им предприятиям и организациям. Этот вид надзора имеет весьма существенное значение, поскольку по советскому трудовому законодательству вся полнота ответственности за обеспечение здоровых и безопасных условий труда на производстве возложена на хозяйственные организации.

§ 5. Надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда. Ответственность за нарушение требований охраны труда

К числу специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда и не зависящих в своей деятельности от работодателей, относятся Федеральная инспекция труда, Госгортехнадзор, Госэнергонадзор, Госсанэпидемнадзор, Госнадзор за ядерной и радиационной безопасностью.

Надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов (в том числе и об охране труда), действующих на территории Российской Федерации, осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» в редакции от 17 ноября 1995 г., с изменениями, внесенными Федеральным законом от 10 февраля 1999 г.229

Министерства и ведомства осуществляют внутриведомственный государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов о труде в подчиненных им организациях, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления230 (ст.353 ТК РФ).

Профессиональные союзы и состоящие в их ведении правовые и технические инспекции труда имеют право на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права и по вопросам охраны труда (ст.370 ТК РФ и ст.20 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г.)231.

Различие между государственным надзором и контролем и общественным контролем профсоюзов состоит в том, что специально уполномоченные государственные органы и инспекции наделены государством не только надзорными и контрольными функциями, но и властными полномочиями – правом давать работодателям обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений, приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования в условиях, угрожающих жизни и здоровью работников, привлекать виновных должностных лиц к административной ответственности и т.д. Органы общественного контроля, обладая широкими полномочиями по проверке соблюдения законодательства о труде и охране труда не вправе приостанавливать работы, производимые с нарушением правил безопасности, и привлекать должностных лиц к административной ответственности. Они могут добиться этого только путем обращения в соответствующие компетентные государственные органы.

Федеральная инспекция труда – единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Российской Федерации. Основные задачи, функции, полномочия Федеральной инспекции труда определяются Положением о ней, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. № 78232.

Федеральную инспекцию труда возглавляет главный государственный инспектор Российской Федерации, полномочия которого закрепляются названным Положением. Главный государственный инспектор назначается на должность и освобождается от нее Правительством РФ.

Главному государственному инспектору труда Российской Федерации предоставлено право назначать и освобождать от должности руководителей территориальных инспекций труда – главных государственных инспекторов труда.

В соответствии с возложенными на них задачами органы федеральной инспекции труда реализуют закрепленные в ст.356 ТК РФ следующие основные полномочия:

• осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом;

• анализируют обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимают меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

• осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;

• направляют в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и суды;

• реализуют мероприятия по координации деятельности ведомственных органов надзора и контроля и федеральных органов исполнительной власти в части обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

• проводят предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения, вводом их в эксплуатацию в целях предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих их безопасность;

• осуществляют надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

• обобщают практику применения, анализируют причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовят соответствующие предложения по их совершенствованию ;

• анализируют состояние и причины производственного травматизма и разрабатывают предложения по его профилактике, принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводят его самостоятельно;

• дают заключения по проектам строительных норм и правил, других нормативных документов о соответствии их требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, рассматривают и согласовывают проекты отраслевых и межотраслевых правил по охране труда;

• участвуют в установленном порядке в разработке государственных стандартов по безопасности труда;

• принимают необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых способов, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

• запрашивают у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получают от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач;

• ведут прием и рассматривают заявления, письма, жалобы и иные обращения работников о нарушениях их трудовых прав, принимают меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

• осуществляют информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

• информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведут разъяснительную работу о трудовых правах работников;

• готовят и публикуют ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляют их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.

Важным участком работы органов Федеральной инспекции труда является предупреждение правонарушений в сфере труда.

Надзор и контроль за производственной безопасностью

Государственный надзор и контроль за охраной труда.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового за­конодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нор­мы трудового права, включая нормы и требования охраны труда, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют орга­ны федеральной инспекции труда.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промыш­ленности наряду с органами федеральной инспекции труда осуществляют специально уполномоченные органы — федеральные надзоры.

Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, со­держащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местно­го самоуправления.

Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, со­держащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

Основными задачами органов федеральной инспекции труда явля­ются:

— обеспечение соблюдения работодателями трудового законода­тельства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы тру­дового права;

— обеспечение работодателей и работников информацией о наибо­лее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных трудовых нормативных правовых актов, содер­жащих нормы трудового права;

— доведение до сведения соответствующих органов государствен­ной власти фактора нарушений, действий (бездействия) или злоупотреб­лений, которые не подпадают под действие законов и иных нормативных правовых актов.

Общественный контроль за охраной труда на предприятии (организации).

Общественный контроль за охраной труда на предприятии осущест­вляют уполномоченные (доверенные) лица по охране труда, имеющие право:

— осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудо­вого законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;

— принимать участие в расследовании несчастных случаев на про­изводстве и профессиональных заболеваний;

— получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, а также о всех не­счастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

— защищать права и интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

— предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

— направлять работодателям представления об устранении выяв­ленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содер­жащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;

— осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, вы­полнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

— принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в ка­честве независимых экспертов;

— принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, преду­смотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с из­менениями условий труда;

— принимать участие в разработке законов и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;

— принимать участие в разработке проектов подзаконных норма­тивных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в по­рядке, установленном Правительством Российской Федерации;

— обращаться в соответствующие органы с требованием о привле­чении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законов и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессио­нальных союзов имеют право беспрепятственно проверять в организаци­ях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выяв­ленных нарушений требований охраны труда.

Трехступенчатый контроль в организациях.

1 этап — это ежедневный контроль на рабочем месте (за цехом контроль осуществляет мастер, за лабораторией — руководитель группой).

2 этап. Уровень цеха, лаборатории (проводится с периодичностью 1 раз в неделю).

3 этап. Уровень предприятия. Один раз в месяц один из цехов (или одно из подразделений организации) выборочно проверяется комиссией, в состав которой входят: главный инженер; начальник отдела охраны труда; представитель мед. сан. части; главный специалист (технолог или энергетик).

Страхование от несчастных случаев и профзаболевани…

Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных.

Компенсация за тяжелые, вредные и опасные условия …

На работах с вредными условиями труда работникам выдаются бес­платно по установленным нормам молоко или другие.

Контроль за охраной труда

  • Основы безопасности жизнедеятельности
  • Принципы, методы и средства обеспечения безопасности
  • Система “человек – среда обитания”
  • Географическая среда
  • Правовые нормативные и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности
  • Освещение производственных помещений
  • Нормы освещения рабочего места

Государственный надзор и административно-общественный контроль за состоянием охраны труда

Государственное управление охраной труда осуществляется органами законодательной и исполнительной власти.

Органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение санитарных правил, норм и гигиенических нормативов на территории своих районов, в том числе на производственных объектах.

Функциональными органами управления является ряд федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих нормативные правовые акты, содержащие государственные требования по охране труда, а также осуществляющих учет состояния условий и охраны труда, уровня травматизма и профессиональной заболеваемости, подготовку кадров в области охраны труда.

Стратегические разработки в области ОТ, включая вопросы менеджмента, осуществляют научные центры.

Значительную роль в реализации управления ОТ играет контроль. Контроль за состоянием ОТ реализуется через государственный надзор, ведомственный и общественный контроль.

Основным органом государственного надзора и контроля за состоянием ОТ является Федеральная служба по труду и занятости. В ее структуру входят Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, территориальные органы по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государственные инспекции труда субъектов Российской Федерации. Эта система осуществляет надзор и контроль за соблюдением российского законодательства о груде и охране труда, нормативных актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, о социальном страховании и выполнении коллективных договоров на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности.

Надзор и контроль за безопасностью ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасностью, безопасностью при использовании атомной энергии, безопасностью электрических и тепловых установок и сетей, безопасностью гидротехнических сооружений, безопасностью производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения возложен на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями гигиенических и санитарных норм и правил осуществляется подразделениями Федеральной службой по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

На Государственный пожарный надзор возложен контроль за выполнением требований пожарной профилактики при проектировании и эксплуатации производственных помещений и зданий в целом.

Надзорные функции выполняют также прокуратура и ряд других ведомств. Все перечисленные надзорные органы построены по территориальному принципу. Представители указанных органов имеют право беспрепятственно проходить на подведомственные объекты; получать от представителей исполнительной власти, местного самоуправления и руководства предприятий всю необходимую информацию: выдавать работодателям и должностным лицам обязательные для выполнения предписания; налагать на них в соответствии с установленным российским законодательством об административных правонарушениях порядком штрафы; приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования, если имеет место угроза жизни и здоровью работников до ее устранения.

Ведомственный контроль за ОТ ведут службы охраны труда министерств, ведомств, ассоциаций, концернов. На предприятиях, в учреждениях и организациях этот контроль осуществляют также соответствующие службы, а при их отсутствии — инженеры по охране труда либо лица, на которых возложено выполнение этих обязанностей. Кроме того, этот вид контроля осуществляют руководители подразделений, участков.

Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и ОТ осуществляют профсоюзы силами специальных комиссий профсоюзных комитетов организаций. Кроме того, выбираются уполномоченные (доверенные лица) по охране труда профсоюза или другого уполномоченного работниками органа. В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть выбрано несколько таких ответственных лиц. Лица, осуществляющие общественный контроль, информируют администрацию обо всех выявленных нарушениях и добиваются их устранения.

На предприятиях, как правило, действуют системы управления ОТ. Создание системы ОТ и управление ею на предприятии осуществляют собственник предприятия или уполномоченные им лица; они создают службы ОТ или на договорной основе принимают специалистов по охране труда.

Численность и структура служб ОТ на предприятии обусловлены размером предприятия и численностью его сотрудников.

Если численность сотрудников меньше 10 человек, то специальные комиссии не создаются и специалиста не нанимают, поскольку в этом случае полную ответственность несет работодатель; при наличии 10 человек и более создается комиссия на паритетной основе (входят представители работодателей и работников); при наличии более 100 человек вводится должность специалиста по охране труда; при численности сотрудников более 1000 человек создается служба по охране труда.

При отсутствии в организации службы ОТ или специалиста по ОТ работодатель заключает договор со специалистом или организациями, оказывающими услуги в области ОТ.

Служба ОТ в организации является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей. Основные задачи службы ОТ:

  • организация и координация работы по ОТ на предприятии (в организации);
  • контроль за соблюдением законодательных и иных правовых актов;
  • совершенствование профилактических работ по предупреждению производственного травматизма;
  • консультирование работодателей и работников по вопросам ОТ.

В работе системы управления ОТ принимают участие руководители предприятий, всех структурных подразделений, включая отделы главных специалистов, отдельных участков, лабораторий, подразделений. занимающихся обучением, материально-техническим снабжением и др. Координацию деятельности звеньев этой системы осуществляет служба (инженер) ОТ. Основой для принятия управленческих решений, в частности планирования работ, является анализ результатов контроля, включающий оценку состояния охраны труда.

Для оценки состояния ОТ труда на производственных участках и в цехах рекомендуется применять обобщенный коэффициент уровня ОТ(Кот)[1]:

  • Ксп — коэффициент уровня соблюдения правил охраны труда работающими;
  • Кб — коэффициент безопасности оборудования;
  • Квпр — коэффициент выполнения плановых работ по охране труда.

Коэффициент уровня соблюдения правил ОТ работающими определяется соотношением числа работающих с соблюдением правил к общему числу работающих.

Для определения Ксп на предприятии вводится карта уровня соблюдения охраны труда для участка и цеха.

Коэффициент безопасности оборудования (Кб) определяется отношением числа показателей (требований) безопасности, соответствующих нормативно-технической документации по безопасности труда, к общему числу показателей (требований) безопасности, относящихся к данному оборудованию.

Для контроля за уровнем безопасности производственного оборудования на участках и в цехах вводится коэффициент безопасности участка (Кбу) и цеха (Кбц):

  • Кбi — коэффициент безопасности единицы эксплуатируемого оборудования на i-м (i = 1. n) участке;
  • n — число единиц оборудования на участке:
  • Кбyj — коэффициент безопасности j-го участка (j = 1. m);
  • m — число участков в цехе.

Коэффициент выполнения плановых работ по ОТ (Квпр) определяется отношением числа фактически выполненных и предусмотренных на данный месяц мероприятий по всем видам планов, предписаний, приказов.

Важнейшей функцией системы управления ОТ является контроль состояния охраны и условий труда, результаты которого являются основой для принятия управленческих решений. Основными видами контроля ОТ являются оперативный контроль (внеплановые проверки) руководителя работ и других должностных лиц; плановый контроль (целевые и комплексные проверки); контроль требований безопасности труда при аттестации рабочих мест; выборочный контроль (контроль тяжелых, особо тяжелых, вредных и особо вредных условий труда).

Оперативный контроль (внеплановые проверки) реализуются службой ОТ в связи с разного рода авариями и отказами. В зависимости от их характера к ним привлекается отдел главного механика, отдел главного энергетика, подразделения, обеспечивающие безопасность зданий и сооружений. Кроме того, отдел охраны труда организует плановый контроль (целевые и комплексные проверки).

Целевые проверки ставят своей задачей контроль производственного оборудования по определенному признаку, например проверка соответствия требованиям безопасности электроприводов, систем пневматики и гидравлики, средств защиты от механического травмирования. Кроме того, объектом контроля могут быть средства коллективной защиты в производственных помещениях (системы вентиляции, кондиционирования, отопления, освещения и др.). Как правило, целевые проверки проводятся в масштабах всего предприятия.

Комплексные проверки проводятся в одном цехе. Объектом контроля является производственное оборудование, которое проверяется на соответствие комплексу требований безопасности, установленных стандартами ССБТ. Работники отделов ОТ совместно с работниками служб стандартизации принимают участие в контроле за внедрением и соблюдением стандартов ССБТ. организуют проведение замеров параметров опасных и вредных производственных факторов. При этом на соответствие требованиям безопасности контролируются все виды оборудования, производственные процессы, средства индивидуальной и коллективной защиты, а также состояние строительных конструкций цеха (участка). К этим проверкам привлекаются все упомянутые выше службы. Комплексные проверки организуются отделом ОТ, представители которого также принимают участие в их проведении.

Аттестационный контроль — это прежде всего аттестация рабочих мест по условиям труда. Она базируется на контроле соответствия требованиям безопасности условий труда (производственной среды, напряженности и тяжести труда), производственного оборудования и приспособлений. Оценке подлежат величины (уровни) всех имеющихся на рабочем месте опасных и вредных факторов, а также характеристики тяжести и напряженности труда. Значения указанных факторов определяются на основе инструментальных измерений в процессе работ в соответствии с технологическим регламентом, при исправных и эффективно действующих средствах коллективной и индивидуальной защиты. При этом должны использоваться методы контроля, установленные соответствующими стандартами или другими нормативными документами. При проведении измерений должны использоваться только те приборы, которые указаны в нормативных документах и прошли госпроверку в установленные сроки. Результаты измерений оформляются протоколами.

При оценке соответствия оборудования требованиям безопасности контролируется наличие средств защиты согласно нормативно-технической документации на проверяемые машины и механизмы и их соответствие требованиям безопасности. При оценке рабочего места с точки зрения использования средств индивидуальной и коллективной зашиты контролируется не только их наличие, но и их соответствие установленным требованиям безопасности.

При аттестации оценивается обеспеченность рабочих мест средствами обучения. Аттестационная комиссия заносит результаты аттестации в специальные карты рабочих мест. Данные, полученные при аттестации рабочих мест по условиям труда, используются при оформлении трудовых договоров, при разработке программ улучшения охраны и условий труда, а также при сертификации работ по охране труда.

Выборочный контроль (контроль тяжелых, особо тяжелых, вредных и особо вредных условий труда) проводится с целью проверки правильности применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым устанавливаются льготные пенсии и предоставляются дополнительные отпуска, обоснованности предоставления работникам предприятий в соответствии с законодательством компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда, а также с целью контроля качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, особенно на рабочих местах, где применяется труд женщин.

По результатам контроля условий и охраны труда, включая проверки соответствующих органов надзора и контроля, ведется планирование работ, направленных на их улучшение. Планы могут быть перспективными, текущими и оперативными. Первые связаны с реализацией крупных мероприятий, выполнение которых рассчитано на несколько лет. Текущие планы составляются на год, оперативные планы сориентированы на ликвидацию последствий разного рода аварий.

Стимулирование работ по ОТ предусматривает поощрение работников за выполнение требований ОТ в виде доплат к заработной плате, премии и т.д.

Оценка условий и охраны труда на предприятии позволяет определить приоритетные направления работ по их улучшению, выявить подразделения, где они должны проводиться в первую очередь.

Важнейшими показателями состояния охраны труда являются статистические показатели травматизма: коэффициенты частоты и тяжести несчастных случаев, а также коэффициент смертельных исходов. Анализ динамики изменения этих коэффициентов позволяет прогнозировать их значение на ближайший период.

Критерии, позволяющие квалифицировать травму как производственную (несчастный случай на производстве), приведены в Положении об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях. В соответствии с этим Положением расследованию и учету подлежат несчастные случаи. повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату трудоспособности либо смерть, происшедшие при выполнении работником своих трудовых обязанностей (работ), выполнении работы по заданию работодателя в течение рабочего времени (включая установленные перерывы) на территории организации или вне ее (в том числе по дороге к месту выполнения задания), а также во время, необходимое для приведения в порядок орудий производства, одежды и т.п., перед началом или по окончании работы, а также при выполнении работ в сверхурочное время, выходные и праздничные дни.

К несчастным случаям на производстве относятся травмы, в том числе полученные в результате нанесения телесных повреждений другим лицом; острое отравление; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией и ионизирующим излучением; укусы насекомых и пресмыкающихся, телесные повреждения, нанесенные животными; повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, расследованию и учету как несчастные случаи на производстве подлежат травмы, полученные при следовании к месту работы или с работы на предоставленном работодателем транспорте либо наличном транспорте при соответствующем договоре или распоряжении работодателя о его использовании в производственных целях; при следовании к месту командировки и обратно и в некоторых других случаях.

Если несчастный случай на производстве произошел с работником, застрахованным от него, работодатель обязан в течение суток сообщить об этом в исполнительный орган фонда социального страхования (по месту регистрации в качестве страхователя).

Расследование производит комиссия в составе представителей работодателя и трудового коллектива. Включение в нее представителей администрации, отвечающих за охрану труда на участке, где получена травма, запрещается. Состав комиссии утверждается приказом руководителя организации или уполномоченного им лица. Пострадавший может принять участие в расследовании происшедшего с ним случая. Комиссия по результатам расследования в трехдневный срок оформляет акт по форме Н -1 в двух экземплярах, для застрахованных лиц — в трех. При необходимости председатель комиссии может увеличить срок расследования, но не более чем на 15 дней. Акт оформляется, если травма вызвала необходимость перевода работника в соответствии с медицинским заключением на другую работу на один день и более или потерю трудоспособности на тот же срок. Акт по форме Н-1 является документом статистической отчетности. Он утверждается руководителем организации и заверяется печатью.

Групповые, тяжелые и смертельные случаи расследуются в течение 15 дней комиссией в составе государственного инспектора по охране труда, представителя работодателя, органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа. Кроме акта по форме Н-1 на каждого пострадавшего составляется специальный акт о расследовании группового несчастного случая на производстве (тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом). Кроме того, государственный инспектор по охране труда пишет свое заключение.

Если при расследовании несчастного случая на производстве, произошедшего с застрахованным работником, комиссией установлено, что его возникновению или увеличению причиненного им вреда здоровью содействовала грубая неосторожность пострадавшего, то с учетом заключения профкома или иного уполномоченного застрахованным органа комиссия определяет степень его вины (в процентах), и размер страховых выплат соответственно понижается (максимально на 25%).

Учет несчастных случаев на производстве позволяет изучить причины и обстоятельства возникновения несчастных случаев и на основе этого разработать и выполнить мероприятия по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний.

Многообразные причины несчастных случаев могут быть объединены в следующие группы: технические, организационные и санитарно-гигиенические.

Технические причины: техническое несовершенство и конструктивные недостатки энергетических, транспортных систем и оборудования; несовершенство технологического процесса; несовершенство или отсутствие средств безопасности — блокировок, ограждений и предохранительных устройств.

Организационные причины, нарушение технологического процесса, неправильная организация труда, рабочего места; использование несоответствующего оборудования, приспособлений, инструмента, отсутствие руководства и надзора за работой, недостаточная обучен- ность рабочих безопасным приемам труда, нарушение и несоблюдение инструкций по технике безопасности, необеспеченность индивидуальными средствами зашиты.

Санитарно-гигиенические причины: ненормальные метеорологические условия, нерациональное освещение, превышение норм уровней шума, вибрации, вредные выделения и излучения, антисанитарное состояние производственных и бытовых помещений.

Анализ причин и уровня травматизма может быть проведен следующими методами: групповым, топографическим, монографическим. статистическим и экономическим.

При групповом методе несчастные случаи распределяются по группам в зависимости от характера работ, вида оборудования, характера повреждений и т.п. за определенный период времени. При этом выявляется повторяемость случаев, опасность работы на том или ином оборудовании.

Топографический метод — распределение причин несчастных случаев по месту происшествия, при этом выявляются неблагоприятные места по травматизму.

Монографический метод — детальное исследование комплекса условий, при которых произошел несчастный случай: детально изучаются технологический процесс, оборудование, особенности работы и пр. При этом выявляются не только причины несчастного случая, но и потенциальные опасности, что позволяет наиболее полно установить меры предупреждения травматизма и профессиональных заболеваний.

Статистический метод дает возможность оценить количественно и качественно уровень травматизма посредством двух показателей: коэффициента частоты и коэффициента тяжести несчастных случаев.

Коэффициент частоты (Кч) — это отношение числа несчастных случаев за отчетный период к 1000 работающих:

Кч = (N/P) * 1000,

  • N — число учитываемых несчастных случаев, вызвавших потерю трудоспособности;
  • Р — списочный состав работающих в отчетный период, чел.

Коэффициент тяжести (Кт) — это число, показывающее среднее количество рабочих дней, потерянных каждым пострадавшим в отчетный период:

Т — общее количество рабочих дней, потерянных в учтенных случаях за отчетный период.

Используя эти коэффициенты и распределив несчастные случаи по профессии пострадавших, месту происшествия и другим показателям, можно определить направление работ по борьбе с травматизмом.

Экономический метод — определение экономического ущерба от травматизма, а также оценка эффективности затрат, направленных на предупреждение несчастных случаев, с целью оптимального распределения средств на мероприятия по ОТ.

В данном случае используются коэффициент минимальных материальных потерь и экономический показатель травматизма.

Коэффициент минимальных материальных потерь (Кп) — число трудопотерь в днях на 1000 работающих:

Экономический показатель травматизма — стоимость потерь рабочего времени на 1000 работающих:

Э = (3п— Т)/Р * 1000, где Зп — средняя зарплата пострадавшего.